Народный календарь на сентябрь месяц. Народные приметы на сентябрь. е День Мамонтия



СЕНТЯБРЬ:
Народный календарь


Весь месяц сентябрь, чтобы удобнее
было примечать текущее время, делили
на «именные» недели. Первая неделя
называлась Семёновской – по первому
дню сентября; вторая – Михайловской,
третья – Никитской, четвертая –
Дмитриевской. Народ на Руси следовал
христианским церковным канонам,
приспосабливая их по возможности к
своим житейским обычаям и надобностям.
В сентябре в народе на первое место
ставились праздники, связанные с уборкой
урожая, славившие Землю-Матушку за
принесённые ею новые дары, отмечавшие
новый достаток в доме...

В этот день примечали, теплый ли ветер.
= Если дул ветер с юга, тогда говорили: «Пошли овсы на спех. Батюшка юг пустил ветер на овес». Дозревает овес: "Стратилатов день пришел, овес дошел (поспел)".
= Батюшка тепляк - в овсах набряк.
= Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется.

С Феклы - свекольницы начинается уборка свеклы.

Крестьяне считали пророка Самуила покровителем и заступником мужиков - крестьян перед Господом.
= Самойлин день Бога о мужике молит. В этот день просили хорошей погоды для осенних работ. Время - то совсем не оставалось - зима на носу.
= Считается днём появления зимних опят.
= А коли солнце угреет, девка радеет.
= Осень - пора Любви.

Если на Фаддея ясно, то и еще 4 недели будет ясная погода.
В этот день убирали лен. Говорили:
«Баба Василиса о льнах радеет».
= Убирают последние яблоки, что-бы не истощить дерево.

На святого Лупа овес морозом лупит.
Первые заморозки.

= Осенние заморозки бывают: морозы лупенские, покровские, екатерининские, Михайловские.
Говорят: «Лупенские заморозки на овес садятся, брусникой сластятся», «На лупа овсы морозом лупит». В этот день льны «лупятся».
= По наблюдениям крестьян, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую семя летит - «лупится».

Дозревают брусника и клюква, поспевают лен и овес. Отмечали: Коли брусника поспела, то и овес дошел.
= Не соберешь овес - наглотаешься слез.
= Если не будет утренника, так в сентябре не заморозит.
= Если на Лупа полетели на юг журавли - жди ранней зимы.
= Если они полетят низко, зима будет теплая;
полетят высоко - холодная.

На Евтихия примечали погоду.
= Если в этот день дождь - будет сухая осень
и хороший урожай в будущем году.
= Этот день должен быть тихим, безветренным, иначе
льняное семя обсыплется: "Хорошо, коли Евтихий будет
тихий, а то не удержишь льняное семя на корню".

Пришел Варфоломей, жито на зиму сей!
= Тит Листопадник последний гриб растит.
Грибы грибами, а молотьба за печами. Потому в этот
день и приговаривают: "Тит, пошел молотить".

В грибной сезон – в августе и начале сентября –
в леса «на грибную охоту» устремлялись тысячи ее
любителей, не только сельские жители, но и горожане.
«Грибы растут в деревне, а их и в городе знают», –
гласила молва.

Грибная охота требовала и навыков, и терпения. Но и случайная удача имела значение. «Без счастья в лес не ходи», – предупреждала народная мудрость. «Не поклонясь до земли –
и грибка не подымешь», – поучала другая. Знатоки различали грибы с особой уважительностью, каждому давалось чинное прозвище: «Белянки – дворянки; рыжики – богатые мужики; волнушки – господские стряпушки; опенки – ноги тонки;
а боровик – царь грибов».
= Опытные грибники обучали несведущих: «Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут». Без знающих наставников и поныне в лесу нечего делать. Поэтому всегда и стараются присоединиться к знатокам: «с кем по грибы, с тем и по ягоды».

И есть поверье, что рожденному в этот день, счастье выпадет в зрелости.

8 сентября - Наталья Овсяница и Андриан Осенний. Петр - Павел Рябинник.

С этого дня начинали косить овес, а также замешивают овсяные блины.
= Несет Наталья в овин овсяный блин, а Одриян -
в горшке толокно.
= "К этому дню не выкосишь овес - намотаешься до слез".

День убавляется примерно на три часа, а потому говорили: «Петр и Пвел (12 июля) на день час убави, Илья Порок
(2 августа) - два уволок, а Адриан и Наталья -
три уволокли, канальи».
= Холодный утренник на Наталью предвещает раннюю и холодную зиму.
= Если не опал лист берёзы и дуба - будет суровая зима.
= Птицы со двора и опёнки у пня - наступила осенняя пора.

Петр - Павел Рябинник. День посвящен рябине - рябина именинница. Собирали рябину и калину.

Первый поклон рябиннику. Собирают рябину.
= Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.
= Милостива будет зима к крестьянину, если ягод
на рябине останется много.
= Большой урожай рябины - к морозу.
= В этот день кисти рябины вывешивают на жерди под крышей.

Завершалась жатва хлебов.
- В эту пору идет вывоз снопов, хлеб складывается в
кладушки, скирды, спешат убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья.
= Славили урожай на Руси. Начинались веселые
зазывные ярмарки.
= 10 сентября также день узрения и очищения.
= Моисею Мурину молятся об избавлении от
курева и пьянства.

В этот день пост длится всего сутки, но он обычно
строго соблюдается.
= На Ивана Постного не разрешается есть ничего круглого, варить щи (из круглого капустного кочана), срезать мак,
копать картофель и рвать яблоки.
= С Ивана Постного лето заканчивается, и вместе с ранними заморозками приходит осень.
= Если в этот день журавли летят на юг - осень будет
короткой и вскоре ляжет снег.
= Иван Постный пришел, лето красное увел.
= С Ивана - поста мужик осень встречает,
баба свое бабье лето начинает.
= Иван Постный - осени отец крестный.
= С Постного Ивана не выходит мужик без кафтана.
= На Ивана Постного собирают коренья рослые, а на Ивана Купала собирают травы.
= На Ивана Постного щей не варят.
= На Ивана Постного последнее стлище на льны.
= Иван Предтеча гонит птицу за море далече.
= Коли журавли на юг пошли на Ивана Сухого -
ранняя зима.
= Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.
= Лебедь несет на носу снег.
= Скворцы долго не улетают - к сухой осени.
= Стаи грачей тянутся тёмными вечерами - к хорошей погоде.

День памяти Иоанна Предтечи – заметный переломный
рубеж и в природе, и в крестьянских заботах;
= Начиналась заготовка разносолов на зиму.
= Открывались осенние торги и ярмарки.
= Иван постный был, пожалуй, единственным в году днем, в котором одновременно сходились и запреты, и соблазны. Поэтому особенно тяжко переживался мужским населением.
К тому и говорилось: «Иванов пост не велик, а перед ним и Филиппов пост кулик».

Свытник. Сытник, или Свытник, - это то,
что привычно и то, что дает хлеб.
= Недаром говорили: «Свытно с хлебом жить».
= В этот день готовили свытную - ячменную кашу.
= Для этого дня были оставлены на корню на ниве
ячменные стебли еще с августовского жатвенника.
= Был обычай завивать ячменные стебли со льняными
да овсяными, заговаривать ниву на будущий урожай.

Куприянов день - журавлиный отлет.
= Дергают корнеплоды (кроме репы), копают картошку,
уборка моркови, свеклы. Всяк корешок в своей поре.
= Хозяйка при коровке, а девки - при морковке.
= Калиновая плеть свесила медь.

В деревне верили, что рожденный 13 сентября
знает путь к журавлиннику - болоту топкому,
к россыпи клюквенной.
= В этот день собирали клюкву, которую называли
журавлиной ягодой - журавлинкой.
= До этого дня ходить на болота было нельзя.
Старики говорили: «Ягоду-клюкву не тронь, покуда
не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь»
= Если же кто осмеливался рвать клюкву до этого дня,
того беда ждала неминучая: в девку - бесплодница
вселится, у парня - нечистая сила ум отберет,
а то может мужиков и баб нечисть в топь уволочь.

14 сентября - Семёнов день. Симеон Летопроводец. Осенины. Начало бабьего лета.

Говорят: «Бабье лето восемь дней».
= Если первый день бабьего лета ясен,
то бабье лето будет теплым.
= Бабье лето сухое - осень мокрая.
= Первая встреча осени.
= Завершался сев озимых хлебов.
= Завершение летних работ.

С летопроводца (14 сентября) до Гурия (28 ноября)
в старину отводилось время свадебным неделям.
= На Семёна колосовые не убрали - считай пропали.
= Если день будет ясным и тёплым, то и зима будет
тёплой, а осень сухой.
= Много паутины – осень протяжная и сухая.
= Если дикие гуси улетали в Семён-день –
жди ранней зимы.
= Последние грозы.

Когда-то в этот день, по старому календарю
приходившийся на 1 сентября, отмечали Новый год.
1 сентября 1699 года начался самый короткий год:
он продлился только до 1 января, когда Петр I приказал праздновать Новый, 1700 год.
= Если в этот день стоит хорошая погода,
то и вся осень будет сухая.

По обычаю, 14 сентября переезжали в новые дома
и справляли новоселье, обязательно соблюдая при этом
обряд «переноса» домового в новую избу. Только после
того, как горшок с углями (в который и переселялся домовой)
из печи в старом доме будет принесен в новый, можно было садиться за праздничный стол, не опасаясь, что домовой прогневается и будет мстить забывчивым хозяевам.

Если день Симеона Столпника не приходился на
воскресенье, то с утра женщины в каждом доме
принимались за основательную «приборку».
А всякой нечисти «живой и мертвой» за лето накапливалось достаточно много, особенно одолевали неистребимые
спутники сельского двора – мухи и тараканы. Тараканов
считали неизбежными сожителями в крестьянской избе и говорили: «Избу сруби, а тараканы свою артель приведут».
И про мух молвилось немало: «Мухи льнут, мухи кусают – к ненастью», «Докучлив, как ильинская муха». В этот день
хозяйки заботились всякими способами извести надоедливых насекомых: и мором, и заговорами. От тараканов, например, старались избавиться «уводом». Ловили нескольких, самых «матерых» и проворных, сажали их в тряпичном мешочке в старый лапоть, и девки с озорными припевками тащили лапоть на веревочке через дорогу на противоположный пустырь. Считали, что вслед за «вожаками» уйдут и все остальные. Самым, однако, церемонным и забавным был обряд
«похорон мух». К тому же поверье гласило: «Злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут».

Святого Мученика Маманта считали в народе
покровителем мелкого рогатого скота - овец и особенно коз.
= В этот день не выгоняли с утра скотину со двора.
Верили: выгонишь - беду наживешь.
= Убирают двор, сарай, где овцы и козы стоят.
Мхом утыкают. Травой - вереском одымляют.
= К этому дню черемуха полностью сбрасывает
свой летний наряд.
= С этого дня до Созона (20 сентября н.с.)
копают позднюю картошку.

В этот день в старину на поветях и в сундуках с утра
и до позднего вечера, перебирали и выбрасывали,
всякую рухлядь и хлам.
= Мешки из-под картошки, худая обувь вымывалась в реке,
а что уже не впрок стало - Домна на гряде вместе с картофельной ботвой сжигала.
= Считали, что это верный способ приобрести благополучие
и счастье для всей семьи на целый год.

17 сентября - Неопалимая Купина. Луков день. Вавила - поздние вилы.

На Неопалимую Купину начинают
выкапывать из гряд поздний лук.
= Неопалимая Купина считается хранительницей от
пожаров и молнии. Заказывают молебны о сохранении
домов от пожара, а людей от всяческих болезней
(антонов огонь, огневица, летуч-огневик и др.).

О пожаре в русском народе существует много примет и суеверий. Вот некоторые из них:

Божий огонь (пожар от грозы) грешно гасить.
= От грозы пожар заливай молоком от черной коровы.
= Пожар от грозы гасят квасом, пивом, молоком, яйцами.
= Пожары обходят с иконами или становятся по углам
с иконами. Если вкруг пожара стать добрым людям по углам
с иконами, то дальше не пойдет.
= Если белого голубя бросить на пожар, то погаснет.
= Если яйцо, коим кто впервые у заутрени похристосовался, перекинуть через пожар, то он погаснет.
= Под которой кровлей голуби водятся, та не горит.
= Держать в исправности пожарные снаряды -
искушать Бога (почему пожарная бочка и стоит без обручей).
= Тараканы (или мыши) из дому ползут - перед пожаром.
= Заяц по селению бегает - к пожару.
= Кукушка летает по деревне - к пожару.
= Крик филина поблизости селения -
к большой беде, к пожару.
= У кого дом горит, того в жилой дом не пускать.
= Черная собака, черная кошка и черный петух
в доме спасают от грозы и от вора.

На Вавилу вилы празднуют - в земле лежат.
= Мужики в этот день обходили сеновалы да стога
и тыкали в них вилами - чтобы затаившаяся в сене
гнетуха или трясуха скотине зимой вреда не учинила.
А кто дом строили, те непременно вилами в сухой мох тыкали.

18 сентября - Захарий и Елизавета. День Кумохи. День предсказаний

= «Кумоха - нечистая сила, с лица худюща, большеглаза,
синью кожа подёрнута», - говорили в народе.
= Кумаха, по народным преданиям подруга Лешего,
жившая в лесах. Если кто ей приглянется, того могла
до смерти зацеловать.
= Рожденного в день Кумохи нанимали в пастухи, ибо его не Кумоха не могла тронуть, ни зацеловать. Считалось, что он владеет заговорами и обладает колдовской силой.

Многие и сейчас соблюдают обычай ходить к
знахарям и гадалкам в этот день. Гадают на судьбу,
на будущее замужество.
= В осенний мясоед справлялись свадьбы, поэтому
многие девушки стремились узнать свое будущее.

В этот день прогнозировали, какой будет зима.
= Средний срок пожелтения рябинового листа.
= Рано пожелтели листья на рябине -
ранняя осень и ранняя холодная зима.

Михайловские Морозы, заморозки.
Михайловские утренники.

Если после Михайловских морозов на деревьях
нарастает иней, надо ждать больших снегов зимою.
В этот день устраивались мирские братчины - сходки,
на которых решались семейные дела. После сходки -
примирения предлагались взаимные угощения,
переходящие в празднество, где водворялись
дружество, миролюбие и братство.
= На Михаилу нельзя работать - Бог накажет.
= Если осиновые листья ложатся лицом вверх -
к студёной зиме, изнанкой к верху - зима будет тёплой,
а еслии так и сяк - то зима будет умеренная.

Лук - добро и в бою и во щах.
= Лук повсеместно кончали убирать в эту неделю.
= Начинается торговля репчатым луком.
= Холодную зиму предвещает обилие шелухи на луковицах.
= Лук избавляет от семи недуг! - приговаривала ведунья, прикладывая испеченную луковицу к нарыву. А девицам сказывала: Косы будут шелковы и туги -
от луковой мокрети и от луковой шелухи.

21 сентября - Малая Пречистая. Оспожинки. Рождество Богородицы

В народе - Малая Пречистая (Большая Пречистая -
Успение, 28 августа).
= Другие названия: Пасиков, Луков день, Аспосов день,
Аспожа, Осенины, Оспожинки.
= Луков и Пасиков происходят от слов «лук» и «пасека».
Это время сбора лука и работы на пасеке.
= Вторая встреча осени.
= Осенний солнцеворот. Всякому лету конец.
= Если погода хорошая в этот день,
то и осень будет хорошая.

В земледельческом календаре этот день назывался "осенинами" или "оспожинками" и отмечался как праздник урожая, который справляли иногда целую неделю. Народ встречал осенины играми и песнями. Рано утром женщины выходили к берегам рек, озер и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. Старшая женщина стояла с
хлебом, а молодые вокруг нее пели песни да молили: «Богородица Причистая, избавь от маты, надсады от души отведи, мое житьё-бытьё освети!» После сего разламывали
хлеб на куски по числу собравшихся и кормили им
домашний скот.

К новобрачным приходили родные - посмотреть,
как живут, поучить уму-разуму. По обычаю, молодые
должны были показать все свое хозяйство, а после
угостить родню. Гости, по обыкновению, должны
были хвалить и учить уму-разуму.
= Хозяин водил гостей на двор, показывал им в амбарах
жито, в сараях летнюю и зимнюю упряжь, а в саду угощал
пивом из бочонка. А новобрачные дарили круглый каравай
или пирог и свату, и родне.

Рождество Пресвятой Богородицы - первый в чреде двунадесятых неподвижных праздников в годовом богослужебном круге; празднуется 21 сентября.
Праздник установлен в IV в. Он посвящен «началу нашего спасения», рождеству Девы Марии.

Память праведных Иоакима и Анны, родителей
Пресвятой Девы, считаются помощниками и
благодетелями рожениц и бездетных.
= Этот день праздновали как День рожениц.
Поздравляли молодых матерей с младенцами,
пекли пироги, варили мирскую кашу, собирали на пир повивальных бабок.

В этот день было принято дарить подарки близким
людям. От новобрачных - круглый пирог и свату, и родне. Молодые соседей зазывали: К нашей хлеб-соли,
милости просим!

Заготовляли рябину впрок, для компотов и приготовления целебного кваса - она верный помощник против хворобы да нечистой силы.
= Настой рябины считался хорошим противовоспалительным средством от зимних простуд.
= В народе верили, что коли мучает тебя дух какой
зловредный, сна не дает, к груди приступает да душит,
надо взять ветку рябины, очертить ее вокруг себя
пространство - и сгинет нечисть, как ее и не было.
И потому окна на зиму украшали рябиновыми гроздьями
от всякой нечести.

На Руси два Петра - Павла - большой да малый, летний и осенний.
= Осенний Петр - Павел - рябинник.
= В эту пору, после первых заморозков, рябина становится
более сладкою и начинают собирать ее для еды.
= Собирая рябину, оставляют на каждом дереве часть
ягод для птиц.
= Мало рябины – сухая осень, а много – суровая зима.

24 сентября - Федорин день. Федора. Замочи Хвосты. Федорины Вечерки

Третья встреча осени.
= Всякое лето кончается, осень начинается.
= Не всякое лето до Федора дотянет, даже бабье.
= Две Федоры в году - осенняя и зимняя, одна с грязью,
а другая - со стужей.
= Начинаются дожди, слякоть.
= В день Феодоры подводили итог осенним трудам.
Убирали лук, сносили в омшанник ульи с пчелами.
Говорили: «Преподобная Феодора – всякому делу аминь».

Феодору считали покровительницей озимых хлебов.
В этот день ходили в поле смотреть озими. Ядреные, сильные
и густые всходы сулили добрый урожай в будущем году.

К Феодорину дню обычно заваривали пиво.
Самым терпким и вкусным считалось корчажное пиво,
которое выстаивалось в больших глиняных и крепко
обожженных корчагах. Про пиво много ходило поговорок. Говорили: «Не богатый пиво варит, тароватый».
Над хозяйками - неудачницами подшучивали: «Коли выйдет – будет пиво, а не выйдет – квас».
= Удачное пиво высоко ценилось: «Пиво не пьяно –
и то грешно; пиво пьяно – грешней того;
а пиво не станет – тошней всего».
= В обед непременно поминали святую Феодору свежесваренным пивом, угощали соседей. Вообще
в этот день старались, как можно больше сотворить
добра: домашним, соседям, прохожим.
= Имя Феодора в переводе с греческого
означает «Божий дар».

А еще с Федоры начинались капустные вечерки,
которые делались две недели и на которые собирались
девушки и женщины.
= Бабы капусты рубли да лясы точили, шутки шутили
да байки травили.
= Такие сборища назывались еще капустниками -
отсюда и пошло название шутливых вечеринок
с пародийными номерами.
= На капустниках готовили блюда из капусты.

Жизнь животных замирает, осень вступает в свои права.
= По поверью, змеи с этого дня
перебираются из полей в леса.
= День этот был очень важен для охотника.
Если в этот день убьешь хоть зайца, то удача
и счастье будут сопутствовать во всех начинаниях.

С Корнилия корень в земле не растет, а зябнет.
= Хорошие хозяева убирали с огородов последние овощи - корнеплоды (кроме репы), потому что с этого времени начинались регулярные заморозки на почве,
а рост их прекращается.
= Воздвижения жди - репу рви.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста
Господня, как официально называется этот праздник, –
чисто церковное торжество.
= Главный праздничный обряд совершается в церкви.
С возвращением из храма у верующих продолжается
обычный хлопотный день, наполненный
напряженным трудом.

Воздвижение по всей Руси считалось «капустным днем».
= Воздвиженье - постный праздник.
Кто на Воздвиженья постится, тому семь грехов простится.

На Воздвижение у доброго молодца –
капуста у крыльца. Смекай, баба, про капусту –
Воздвижение пришло. За три дня до Воздвижения
капуста убиралась со всех огородов. И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не
расходились до полной «приборки» капусты.
= С Воздвижения начиналась рубка и соление капусты.
Она была, до того как распространился картофель,
вторым, после хлеба, продуктом питания в каждой
крестьянской семье.

На Воздвиженье нельзя начинать важных и значительных
дел - все прахом пойдет. Устраивались вечеринки –
капустники.

Заканчивалось «бабье лето»
и приходила настоящая осень.
=Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь
себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.

28 сентября - День Никиты осеннего. Никита Гусятник, Гусепролёт, Репорез.

В этот день в крестьянских дворах начинался забой гусей, откормленных за лето: на продажу и на собственный стол.

По старинной традиции, устраивались гусиные бои.
Считалось, что гусей охраняет дедушка Водяной. Поэтому
в Никитин день водяному жертвовали лучшего гуся, предварительно отрубив голову, что-бы, в свою очередь, домовой, который охраняет и пересчитывает домашнюю
птицу по головам, не обнаружил пропажи.
= Дёргали репу.
= Гуси летят – зимушку на хвосте тащат,
снег несут на носу.
= Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит-
к морозу, полощется в воде - к теплу,
нос под крыло прячет - к ранней зиме.

В народе бытовало поверье, что все пропажи
водоплавающей птицы на прудах, озерах и реках –
злодейские дела «водяного», а хвори и порчи на гусей
напускал «домовой». Поэтому в Никитин день
«на прощание», до будущей весны, крестьяне старались задобрить «хозяина вод».

С этого дня дикие гуси улетают в теплые моря.
По крику гусей и полету они судили о наступлении
скорых холодов.
= Высоко летят гуси на Воздвиженье -
к высокому половодью, низко - к малому.
= Если перелетные гуси часто садились на землю,
если еще не спешили с отлетом скворцы -
ожидалась осень сухой и теплой.

Огородники выкапывали в полях последнию репу.
Тогда они говорят: «Уж видно мужика по репе,
что подошли репорезы.
= Не дремли, баба, на репорезов день».
= Во многих городах в этот день бывают гулянья,
а в селах ярмарки.

В этот день ловили птиц, гадали по птичьей костке,
какой будет зима: своей твердостью, жировым оплывом
кость глухариная да утиная давала ответ.
= Птичья костка - один из примеров тысячелетних
наблюдений наших предков за природой.
= Продолжали заготавливать в зиму капусту.
= Гром в этот день - к злой бесснежной зиме.

30 сентября - Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья. Вселенские бабьи именины.

Именины многих девушек и женщин.
= На Руси всех женщин в этот день поздравляли
с праздником. Именины праздновали обычно три дня
в честь материнской Мудрости и женских Добродетелей.
Так и говорили: «Добрый именинник до трех дней».
= А «бабьи именины» в честь материнской Мудрости
и женских Добродетелей праздновались особенно широко
и щедро. Полагалось в этот день непременно повыть о себе,
о своих родных да близких. После плача да жалоб со светлой душой за хозяйство принимались, а в душе мир и спокойствие воцарялось. - Готовили специальные именинные пироги и крендели.

Если полетят журавли в этот день, то на Покров
будет мороз, если нет, то наступит позднее.

По-разному величали в народе первый осенний месяц – вересень (по времени цветения вереска), руень, руст («желтый»), ревун, дождезвон, хмурень (за первые осенние ненастья), внук июля (за теплые дни), вечер года – привнося в каждое прозвище эмоциональную нотку. Немало примет связано с этим месяцем, немало и праздников приходится на его долю.

На Фаддея (3 сентября) примечали погоду. Считалось, что ясный, солнечный день предвещает хорошую погоду еще на четыре недели.

На Агафона-гуменника (4 сентября) защищались от проказ лешего. По преданию, ночью из лесу выбирается леший, ходит по селам, проказничает – раскидывает и портит крестьянские припасы на зиму. Чтобы помешать этому, обводили кочергой по кругу погреб, амбар и т.д., читали особые заговоры, молитвы. А ночью мужики в тулупах наизнанку, с кочергами в руках отправлялись стеречь гумно. В некоторых местностях пытались гуменника задобрить, оставляли для него в овине пироги и рубили петуха.

8 сентября – Наталья-овсянница. Обычно в этот день заканчивалась уборка овса. Вечером устраивались народные гуляния, чаепития. Обязательно готовили угощение – овсяный кисель, блины, овсяное печенье.

На Куприяна (13 сентября) начинался сбор урожая корнеплодов, копали картофель. Считалось, что в этот день журавли устраивают птичий смотр, выясняют, у кого крылья сильнее, а глаза зорче. Человек, рожденный 13 сентября, посвящен в журавлиные тайны, умеет находить птичьи гнезда и никогда не подпадет под власть огонька, морочащего голову заплутавшим в болотах людям.

14 сентября – Семен-летопроводец, Симеон Столпник, Семин день. Этот день знаменовал собой конец лета. С него начинались осенние хороводы, смотрины невест.

Во многих селах на Семена-летопроводца было принято устраивать «похороны мух» (тараканов, комаров, блох и прочей «нечисти», одолевающей крестьян в избах). Выглядело это следующим образом. Девушки вырезали из моркови или репы небольшие гробики. В них сажали пойманных мух, закрывали и торжественной процессией, порой с плачем и причитаниями выносили гробики с мухами из избы, дабы предать их земле. В это время кто-то обязательно должен был полотенцем гнать мух из комнат, приговаривая, «Летите, мухи, мух хоронить!» Кое-где для изгнания мух вместо полотенца использовали штаны, в полной уверенности, что это более действенное средство, после которого мухи никогда не вернутся в избу.

В этот день происходит обновление в сердце человека «небесного огня», указывающего путь к счастью. Вечером в доме гасили все огни (перед закатом), а с появлением первой звезды зажигали свечи и молились.

На Неопалимую Купину (17 сентября) молились о защите своего имущества (дома, скота) от пожара, молнии. Начиналась массовая уборка лука. Еще в этот день принято было обходить стога сена, протыкая их вилами, чтобы избавить скот от забравшейся в сено «трясухи». Порой при этом крестьянам слышались стоны, и словно что-то шарахалось от вил. Это Кумоха – нечистая сила, под видом худой, изможденной странницы являющаяся людям и насылающая беды на тех, кто из жалости подаст ей хлеба или воды. Для ее изгнания из деревни использовали специальные обряды.

21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. В этот день обязательно навещали родителей, поминали всех усопших. С 21 сентября в деревнях начиналась пора свадеб. Принято было жечь в этот день старые вещи, обувь. Для избавления от болезней готовили обереги. Детей сбрызгивали водой на пороге дома – от сглаза. Чтобы защититься от порчи, в комнатах развешивали лук и чеснок, а под крышу дома вывешивали лапти.

30 сентября. Всесветные бабьи именины. День памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Один из тех редких дней в году, когда считается, что слезы – к счастью. С утра полагалось выплакать все проблемы и несчастья за целый год, а вечером – устроить посиделки и отметить девичий праздник.

Первый праздник месяца - Род и Роженица, приходящийся на 8 сентября : праздник, посвященный семейному благополучию. На 14 сентября выпадает целый букет важных праздников. Новолетие, или славянский Новый год, отмечался на Руси как церковно-государственный праздник аж с 15 века. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что пришел «исцелять сокрушенных сердцем». Тогда же, 14 сентября, справляли Первые Осенины - праздник урожая, когда хозяйственная деятельность переносилась с поля в дом и подсобное хозяйство-амбары, овины, кладовые. Еще на этот день выпадает Закрытие Сварги - момент, когда людской мир покидает богиня Жива, а духи предков перестают опускаться на землю из Ирия-рая.

После того как проходят обряды Закрытия Сварги, 21 сентября, празднуется день Сварога : влияние светлых богов ослабевает, земля остается на попечении скотьего бога Велеса. А чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор и ремесла. Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. В Сварогов день также устраиваются посиделки девушек с парнями, на которых рассказывают страшные или истории, ворожат на любовь.

27 сентября - день народного календаря славян, именуемый Фекла Заревница , или Именины овина. Впрочем, иногда этот праздник справлялся и на осеннее равноденствие. Есть поверье, что в этот день все, что завяжешь, не развязать потом - ни узел, ни судьбу. Коли полюбили - так навсегда, если женятся - значит, долгим будет счастье супругов. А еще считалось, что зари (желания, страсти) одолевают людей в этот день. Поэтому к вечеру на Феклу Заревницу творили присушки.

Присушить - это значит призарить парня, сделать так, чтобы он обратил внимание. В ночь на Феклу Заревницу возжигали новый огонь. Перед началом добывания нового огня во всех домах гасили огни - и печи, и лучины, и даже лампадки (только в церкви лампады перед иконами не трогали). И начинался ритуал добывания нового огня. Проводили его только женатые мужчины, причем самым древним способом - трением. Живой огонь разносили по дворам - зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, вносили в храм для зажигания свечей перед проведением молебна об избавлении от бедствия. Обновление огня символизировало всеобщее обновление. Ну это в старину делали, но и сегодня можно совершить небольшой ритуал, дабы заручиться благословением Высших сил.

В праздничную ночь (23 сентября на осеннее равноденствие или 27 сентября на Феклу) погасите все огни в доме и зажгите - обязательно от спички (тоже ведь трение) - свечу. Затем от той свечи зажгите несколько приготовленных заранее больших свечей, установленных в подсвечниках на полу «коридорчиком». Количество свечей с каждой стороны «коридорчика » может быть 5, 7 или 9. Нужно пройти меж зажженных свечей по этому огненному «коридору », чтобы огонь сжег негатив, беды и несчастья.

С Феклина дня начинались замолотки: при новом огне начинали молотьбу в овине. Перед этим испрашивали разрешения у овинника: «Батюшка-родимчик, дозволишь каменку истопить?» Овинник (он же - гуменник, подовинник, овинный, жихарь, дедушко, подовинушко, овинный батюшка, овиннушко, царь овинный) - дух, живущий в овине (на гумне). Он сродни домовому, хозяйничающему в доме, и баннику, заправляющему в бане.

На Феклу девушки в овине гадали на суженых. Приходили, совали в окошко калач овиннику да примечали: если рука, взявшая калач, теплая - быть жениху богатому, если холодная - за бедного выйдет. Ну а уж если не возьмет овинник калач, то сидеть тебе в девках. Гадали на суженых и в банях, вотчине банника: на зеркале или накрывали ужин на двоих. Правда, женихом-то черт прикидывался, так что гадание это опасное. ведь несмотр на то, что «баня парит, баня правит, баня все исправит», она издревле считается нечистым местом, а после полуночи даже страшным, таящим опасности.

Всем известен злой нрав банника. Но вредит он очень сильно (обдирает кожу или запаривает до смерти) только тем, кто нарушает запреты. Так, нельзя мыться в бане в четвертую очередь: это время банника. После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Для людей же банная пора в деревнях обыкновенно полагается до 7 часов вечера.

Кстати, именно поэтому баню ставят подальше от дома. В старину добрые люди ночью в баню не совались. И редкий путник решался заночевать в бане, предпочитая лучше спать в стогу, а то и под кустом в чистом поле. Не то что теперь - ставят двухэтажные бани на участке, на втором этаже устраивают комнаты и спят там...

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 30 сентября проводились девичьи посиделки. В церкви 30 сентября почитают память четырех мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софи... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Именно 29 сентября сейчас начинали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Также 29 сентября продолжали загота... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 28 сентября в народе называли по-разному: день Гусаря, день Никиты Гусепролета, день Гусятника, Репорез. Именно сейчас начинают резать ре... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье - хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиж... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорят, что после Корнилия корень не растет, а гибнет только. Именно поэтому, 26 сентября старались закончить все работы в поле, собрать... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Артамона даже змеи в лес уходят – это означало, что наступили холода. Действительно, отмечали, что жизнь вокруг как будт... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 24 сентября отмечается день осеннего равноденствия. Крестьяне в это время отправлялись в поля, чтобы посмотреть, насколько хорошо всходят... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня На Руси Петра и Павла дважды величали, большого - летом, а малого в дни осеннего равноденствия. К этому времени по земле на ледяных салаз... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 21 сентября отмечают рождение Пресвятой Богородицы, а 22 сентября почитают память родителей Девы Марии. В народе Анну и Иоакима считают п... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку в это время начинается Бабье Лето, 21 сентября часто называли «Второй встречей весны». Принято именно 21 сентября убирать с пас... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Недаром называют в народе сентябрь вечером года. Дни его, подобно сумеркам, тают на глазах, уступая место один другому. А 20 сентября прише... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня День 19 сентября становится короче на пять часов – так говорили в народе, поскольку смеркаться начинало достаточно рано. В этот день убир... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Согласно народным поверьям, 18 сентября считали несчастливым. Но зато говорили, что все гадания и предсказания оказываются правдивыми, а по... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 17 сентября на Руси был известен как Луков день, Неопалимая Купина, Богородица. Люди считали, что в этот день нужно обязательно помолитьс... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что, если Василиса пришла, то желательно поторопиться с льном – его собирали и подготавливали для последующей работы. Кроме тог... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что в этот день нельзя выгонять утром скотину, иначе беду можно накликать. Самого Мамонта ранее на Руси считали покровителем ов... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку по старому стилю день Семена Летопроводца приходился на 1 сентября, а в допетровской Руси его отмечали как новогодний праздник,... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе 13 сентября называли Журавлиным вече, поскольку считали, что именно сейчас журавли собираются около болот, на лугах и решают, ка... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня По примете 12 сентября крестьяне старались накрыть богатый стол и устроить пир. В церкви 12 сентября почитается память Александра Невског... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе день памяти Иоанна Предтечи 11 сентября называют Иваном Постным, поддерживая православные обычаи и отмечая: «С поста не мрут, с... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Обычно 10 сентября крестьяне начинали складывать снопы в кладушки и скирды, поскольку приближалось время затяжных дождей, и нужно было уб... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 9 сентября почитали рябину, которая как раз созревала, и можно было собирать урожай наряду с калиной. Нужно сказать, что предки ценили во... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 8 сентября традиционными кушаньями считались блины и овсяные кисели. Также в лесу было много грибов, и крестьяне, свободные от полевых ра... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Варфоломея – 7 сентября – пора жито на золу сеять. Также в народе этот день называли Листопадником, радовались большому... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В церкви 6 сентября почитается память мученика Евтихия, который известен как один из учеников святых апостолов Павла и Иоанна Богослова. ...

Сентябрь — значит седьмой. У древних римлян он был седьмым до календарной реформы Юлия Цезаря, произо-шедшей в 46 голу до н.э., после чего стал девятым, но на-звания своего не изменил. А на Руси этот месяц называли «ревун» (ревут во время гона олени и лоси), «вересень» (цветет вереск), «хмурень», «листопадник», «золотое лето», «летопроводец». Время боровиков и груздей, рыжиков и белянок. В сентябре лес реже и птичий голос тише.

Сентябрь — румянец осени.

Чем теплее сентябрь, тем позднее зима.

В сентябре одна ягода, и та — горька рябина.

В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Батюшка-сентябрь не любит баловать.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

В сентябре днем погоже, да по утрам негоже.

Приметы сентября:

Сырое лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если спелый овес зазеленеет вдругорядь — осень будет ненастной.

Много желудей на дубе — к лютой зиме.

Дружный листопад — к суровой зиме.

Выросли шишки на ели низко — быть ранним мо-розам, а если наверху — настоящие холода наступят в конце зимы.

В лесу много рябины — осень будет дождливой.

Обильный урожай рябины сулит дождливый и ветреный предстоящий год.

Ненастная осень, чистое опадание листьев дуба и бе-резы, листья с деревьев ложатся изнанкой — к урожаю будущего года.

Появление комаров осенью — к мягкой зиме.

Если еж устроил нору на опушке — зима будет теплой, если в глубине чащи — жди крепких морозов.

Суровой весне быть, если птица дружно в отлет пошла.

1 сентября

Андрей Стратилат и Фекла . Заметное потепление.

Ветер-тепляк в паутину одет, ушедшему лету кланяется вслед.

Стратилатов день пришел — овес дошел.

На Феклу копай свеклу.

Ветер теплый, южный — к хорошему урожаю овса.

2 сентября

День пророка Самуила, свекольница .

Самуил-пророк сам бога о мужике молит.

Наступает пора дергать свеклу и морковь.

Свекольница — девкам невольница.

3 сентября

День Фаддея. Если этот день ясный — стоит ожидать такой же погоды в течение еще четырех недель.

Кто Фаддей — тот своим счастьем владей!

4 сентября

День Агафона-огуменника . Крестьяне опасались лешего и ночью охраняли гумно, чтобы тот не раскидал снопы.

5 сентября

День Лупы-брусничника . Первые за-морозки.

На святого Лупа овес морозом лупит.

Приметы этого дня:

Если брусника доспевает, нужно поторопиться со жнит-вом овса.

Если журавли летят низко и молча — к ненастью.

6 сентября

День Евтихия .

Хорошо, коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

7 сентября

День Тита и Варфоломея .

Тит, пошел молотить!

Листопадиик-Тит последний гриб растит.

Тащит Тит в корзине последний гриб — самый ядреный, без червоточинки.

8 сентября

День Натальи-овсянницы . Пора косить овес, варить овсяный кисель, печь блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.

Холодный утренник на Наталью — к ранней и холод-ной зиме.

К Наталье не выкосишь овес — намотаешься до слез.

9 сентября

День Анфисы, рябинник.

Птицы первыми лакомятся ягодами рябины.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

10 сентября

Анна Пророчица и Савва Псковский, скирдники. В этот день спешили убрать в скирды необихоженные снопы, славили урожай.

У хорошего хозяина копна со скирдой спорит, а у ле-жебоки — скирдешка с копенку.

Начинались веселые зазывные ярмарки. В этот день почитали также Моисея Мурина, которому молились об избавлении от пьянства и тяги к курению.

Южный ветер — к хорошему здоровью, северный, восточный и западный — к болезням.

День строго постный:

Кто перед Усекновением главы Иоанна Предтечи по-стится — от бедности, скудости и плохого здоровья со-хранится.

11 сентября

День Ивана Постного (День усек-новения главы Иоанна Предтечи), Ивана Пролетного . Под запретом все круглое — то, что может напомнить отсеченную голову (яблоки, картофель, капуста и т.д.), ножи в руки не берут. Строгий пост.

На Ивана круглого не едят, щей не варят.

Подходящий день для заготовки целебных кореньев. Осень все ближе:

Иван-постный пришел, лето красное увел.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван-постный — осени рябой отец крестный.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

Коли журавли на Киев пошли — к ранней зиме.

Красно лето работой, а Иван Пролеток — красными товарами.

На Ивана-постного собирай коренья рослые.

12 сентября

Тепло и звездно — к хорошему будущему урожаю.

13 сентября

День Куприяна .

Пора убирать морковь, копать картофель.

Картошка — хлебу присошка.

Всяк корешок к своей поре.

14 сентября

День Симеона Столпника , в народном календаре — Семён-летопроводец. В допетровской Руси (с середины XIV века до 1700 г.) он приходился на 1 сентября и считался началом Нового года. Этот день был сроком для взноса государственных податей и для явки к суду. Последний срок посева ржи и уборки яровых:

Семен-день — семена долой.

На Семен-день до обеда паши, а после обеда на пахаря вальком маши.

Хозяйки готовятся к зиме: солят огурцы, собирают лук, готовят зимнюю одежду для всей семьи. Начало «старого бабьего лета»:

Семен лето проводит, бабье лето наведет.

С бабьего лета — бабий праздник и бабьи заботы.

Если первый день бабьего лета ясен, то бабье лето будет теплым. Бабье лето сухое — осень мокрая.

На Семена тепло — вся осень тепла.

Считалось, что в этот день трехлетним детям самое время выходить из младенчества, а взрослым — начинать охоту:

На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай.

После окончания полевых работ парни-рекруты гуляли в праздничной одежде до ноября: с Семенова дня до Гурия (28 ноября) — свадебные недели. Удачен этот день и для новоселья.

Змеи в этот день очень опасны, их укусы смертельны. Если угорь выметывается из воды в траву, значит, так он стряхивает в траву лихо. Подходить к нему нельзя, а взять в руки — значит навлечь на себя большое горе. По траве близ рек ходить нельзя.

15 сентября

День Мамонта-овчарника . Во избежа-ние несчастий скотину было принято этот день выгонять со двора только после полудня. Змеи очень опасны — босиком ходить нельзя, особенно у воды. По воде, по тому, как она течет, можно определить будущее.

16 сентября

День Василисы. Хозяйки готовили к прядению лен и коноплю.

Баба Василиса, со льном торопися, готовься к потрепушкам и супрядкам.

Старые, изношенные лапти, подвешенные в этот день у крыши, уберегали дом «от сглаза».

17 сентября

Луков день . Пора выкапывать лук. В этот день молились о защите домов и скота от пожаров.

18 сентября

День Елизаветы-предсказательницы .

Он считается удачным для предсказаний, так как именно в этот день святая Елизавета предсказала Деве Марии рождение Христа.

Очень опасно баламутить воду в реках и озерах: в этот день засыпает водяной дух Ичетик. Кто его беспокоит, тот может на следующий год утонуть.

19 сентября

Михайлов день . Похолодание — «Ми-хайловские морозцы».

Заморозком Михаил землю прихватил.

В этот день крестьяне не работали в поле — грех. В то же время именно он считался наиболее подходящим для решения всех семейных проблем.

Светлое время суток сокращается:

День укоротился на Михайлу уже на пять часов.

Третий отлет ласточек.

20 сентября

День мученика Созонта. «Луковый» день , день приема травных лечебных квасов, настоев, отваров. Последний срок выкапывания лука из грядок, начало луковой торговли.

Лук в косицы плетут девицы.

Лук — добро и в бою, и во щах.

Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.

Чтобы не засох весь луковый урожай, строго-настрого запрещалось пробовать лук, пока он не будет полностью убран с грядок. Связки луковиц развешивали по всему дому и на шею животным, чтобы уберечь их от мора. Считалось, что он не только спасает от всяческой напасти, но и очищает воздух.

21 сентября

Аспасов день, Рождество Пресвятой Богородицы .

В мудрости и молитве день провести — счастье об-рести.

Осенины, оспожинки, вторая встреча осени.

Осенины прошли — прощайся с теплом.

Конец всякого лета, большой праздник. Женщины встречали его у воды. Дети обходили дворы и дарили хозяевам маленькие «осенинные» снопики. В песнях они желали хозяевам благополучия и призывали щедрую осень.

Осень не браните,

Осень не журите -

Осень славную,

Листопадную.

Пышки, лепешки,

Свиные ножки

В печи сидели,

На нас глядели,

В кошель полетели —

Осенинщичкам,

Славильщичкам!

В этот день принято было ходить в гости к новобрач-ным, чтобы посмотреть на их житье-бытье и поучить уму- разуму. Родственники целую неделю гостевали друг у друга в семьях. Устраивались общие застолья, после которого внучата надолго оставались у бабушек и дедушек. Нелег-кие семейные отношения иногда подслащивали медом — в этот день пчеловоды убирали пчел с пасек и от души угощали медом всех своих близких.

С этого времени начинались посиделки.

22 сентября

Никола осенний . Прекращаются вы-езды в ночное:

Никола весенний лошадь откормит, а осенний — на двор загонит.

Змеи очень опасны. Нельзя поднимать змей и ужей выше глаз — можно получить обморок, сглаз, порчу. Убивать змей нельзя — змеиные цари будут мстить весь год.

Кто путает и рвет ветки — змей в дом приглашает.

23 сентября

День Петра и Павла — рябинников.

Собирали рябину, украшали ею жилища. День сравнялся с ночью.

Рябина гроздна — зима морозна.

Если рябины в лесу мало, то осень сухой будет,

24 сентября

Федора — замочи хвосты . Последние проводы лета. Осеннее равноденствие, начало дождей и слякоти.

Под Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Осенние Федоры подол подтыкают, а зимние (12 ян-варя) платком рыло закрывают.

Хлеборобы прозвали Федору обдерой, так как именно к этому сроку они старались обить последний оставшийся на корню хлеб. Все полевые работы подходят к концу:

Пришла преподобная Федора, и всякому делу аминь.

В этот день полагалось смотреть озимые всходы.

25 сентября

День Артамона . По поверьям, в этот день змеи уходят в лес и прячутся. Шуметь нельзя — змея зазе-вается и останется близ дома. Шум призывает и ведьм — те навлекают на дом зло.

26 сентября

День Корнилия . Все корневые овощи, кроме репы, должны быть выкопаны к этому дню:

Корнилий святой — из земли корневища долой!

Корнильев день на дворе — всяк корешок в своей норе.

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

27 сентября

Воздвижение , третья встреча осени, первые заморозки. Стихии готовы слушаться тех людей, которые проводят этот день в церкви. Последний срок уборки хлеба. Птицы потянулись на юг, медведь залег в берлогу. Крестьяне в этот день опасались лешего и не ходили в лес. Самое время рубить капусту.

Кафтан с шубой сдвинется, последний воз — с поля, птицы в отлет пошли, а холода надвинутся.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет — зима не за горами.

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца.

В этот день проводили шутливый обряд «похорон та-ракана». В вырезанный из клубня репы гробик помещали «покойника» и зарывали его в огороде, притворно при-читая:

Ой, таракашенько,

Да наш батюшко,

Да наш соколенько,

Да как мы тебя хороним,

Да как в землю зарываем.

Ой, таракан наш помер,

На «могиле» устанавливали холмик, ставили крестик и украшали его веночком. Оставшихся в доме тараканов выманивали на улицу:

Таракан к таракану, идите таракана хоронить.

Считалось, что подобное ритуальное действие поможет избавиться от тараканов хотя бы до следующей весны. Хоронили и других насекомых, если они становились слишком назойливыми: мух, пауков, вшей. Обычай этот распространен у всех славянских народов.

28 сентября

Никита-гусепролет, репорез, Никита-гусятник .

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат, снег несут на носу.

Водяной бесится, спать готовится — его нужно за-добрить гусем. Самим птицу есть нельзя, иначе водяной весь, следующий год вредить будет.

Пора собирать репу и начинать стрижку овец.

Репа — мясо, режь да ешь!

29 сентября

Последний срок отлета ласточек.

30 сентября

День Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи , всесветные бабьи именины. Читают заговоры на память и разумение.



Что еще почитать