Один за всех! Как жил настоящий Д’Артаньян, и что присочинил Дюма. Маршал Д артаньян современный

последнее звание Д`Артаньяна

Альтернативные описания

Высшее воинское звание в Российской армии

Придворное звание в средневековой Франции

В Польше - звание некоторых гражданских должностных лиц: маршал сейма, вице-маршал сейма

Высшее воинское звание в Российской армии, а также в армиях ряда стран (во Франции с 16 в.); в некоторых армиях (в т. ч. в российской) званию маршала соответствовал чин генерал-фельдмаршала

Ближайшее возможное будущее генерала

В науке академик, а как в армии

В начале карьеры рядовой, а в конце

В старину в средние века конница была основной ударной силой войска и командовать ею было всегда почетно, а к чему приравнивается средневековое звание конюха в современной армии

Воинское звание Жукова

Воинское звание выше генеральского, присваиваемое выдающимся лицам высшего командного состава; лицо, имеющее такое звание

Высшее воинское звание

Выше него только генералиссимус

Генеральский командир

Глава семейства в Польше

Главнее его только министр обороны

Д`Артаньян в конце карьеры

Звание Георгия Жукова

Звание Ивана Конева

Звание Конева

Звание Рокосовского и Жукова

И Жуков, И Кутузов (звание)

Кто чином старше генерала

М. вообще, главный распорядитель торжества, обряда, чина. Гофмаршал, придворный сан; фельдмаршал, главнокомандующий. На свадьбах, маршал, в зап. губ. маршалок, старший сват, старший боярин, распорядитель. Маршалками зовут и шаферов или дружек. Маршалов, ему принадлежащий; -льский, к нему относящийся. Маршальство ср. чин, сан, звание маршала

На ступень выше генерала

На ступень ниже генералиссимуса

Очень большая звезда на погонах

Предыдущее звание - генерал

Придворное звание в средневековой Франции (до 16 в.)

Самое высокое армейское звание

Это звание во Франции существовало как придворное достоинство с начала XIII века, а как высший воинский чин - с 1627 года, когда кардинал Ришелье упразднил должность коннетабля - главнокомандующего армией

Это слово у нас ассоциируется прежде всего с высоким воинским званием; а пришло оно к нам из французского языка, а туда - из старонемецкого и означало "конюший"

В старину в средние века конница была основной ударной силой войска и командовать ею было всегда почетно, а к чему приравнивается средневековое звание конюха в современной армии?

. (устаревшее) главный распорядитель на торжественном собрании, обеде

Модификация офишел-полис 38 калибра

Российский певец

В каком чине погиб д`Артаньян?

Это слово у нас ассоциируется прежде всего с высоким воинским званием; а пришло оно к нам из французского языка, а туда - из старонемецкого и означало «конюший»

Воинское звание - выше некуда

В науке академик, а как в армии?

Предыдущее звание - генерал

В начале карьеры рядовой, а в конце?

Кто чином старше генерала?

Воинское звание

12 июля 1931 года в Париже был открыт памятник д’Артаньяну. Причем не тому гасконцу, который существовал на самом деле, а персонажу знаменитых романов Александра Дюма. Исторический мушкетер увековечен тоже. Правда, не во Франции, а в Голландии, на месте его гибели в городе Маастрихт. Словом, дата 12 июля — прекрасный повод поговорить о том, кем были прототипы героев Дюма-отца.

Атос

Атосу, самому старшему, умудренному опытом и таинственному из четверых героев романа, дал имя человек, проживший всего 28 лет и погибший, как истинный мушкетер, со шпагой в руке.

Арман де Силлег д’Атос д’Отевьель (Дотюбьель) родился в коммуне Атос-Аспис близ испанской границы. По иронии судьбы, родители прототипа высокородного графа де Ла Фер не были потомственными дворянами. Его отец происходил из купеческого рода, получившего дворянство, а мать, хоть и приходилась двоюродной сестрой капитан-лейтенанту королевских мушкетеров гасконцу де Тревилю, была дочерью буржуа — уважаемого торговца и выборного присяжного заседателя. Подлинный Атос смолоду служил в армии, однако счастье улыбнулось ему только в 1641 году, когда он смог пробиться в ряды элиты королевской гвардии и стать рядовым роты мушкетеров. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли родственные связи: де Тревиль все-таки был троюродным дядей реального Атоса. Впрочем, кого попало в личную охрану короля не брали даже при наличии «мохнатой гасконской лапы»: молодой человек слыл храбрецом, хорошим солдатом и носил мушкетерский плащ вполне заслуженно.

Вениамин Смехов — Атос в фильме «Д"Артаньян и три мушкетера», 1978 год

22 декабря 1643 года близ парижского рынка Прэ-о-Клер произошла роковая для Атоса схватка между королевскими мушкетерами и гвардейцами кардинала, которые всемером подкарауливали одного из лучших бойцов Его Величества — Шарля д’Артаньяна, направлявшегося куда-то по своим делам. Некоторые биографы знаменитого мушкетера вообще полагают, что люди Ришелье послали вместо себя наемных убийц. Опытный рубака д’Артаньян оказал отчаянное сопротивление, однако ему пришлось бы несладко, если бы в это время в одном из питейных заведений поблизости не развлекались Атос и его товарищи. Мушкетеры, предупрежденные ночным сторожем, случайным свидетелем потасовки, яростно бросились на помощь. Большинство нападавших были убиты или тяжело ранены на месте, остальные обратились в бегство. В этой схватке Атос и получил смертельную рану. Он был похоронен на кладбище парижской церкви Сен-Сюльпис, в регистрационных книгах которой сохранилась запись о «препровождении к месту захоронения и погребении преставившегося Армана Атоса Дотюбьеля, мушкетера королевской гвардии».

Прототип Атоса прожил всего 28 лет и погиб как истинный мушкетер


Существует история, согласно которой д’Артаньян когда-то спас жизнь Атосу во время одной из уличных схваток, и Атос сполна вернул ему долг чести, отдав свою за спасение д’Артаньяна.
Считается, что Александр Дюма наделил каждого из своих мушкетеров чертами кого-то из близких ему людей. Так вот, в графе де Ла Фер современники опознали первого соавтора и наставника Дюма, литератора Адольфа Левена, по происхождению действительно шведского графа. Сдержанный и холодноватый в общении Левен, подобно Атосу, был для Дюма надежным и преданным другом, воспитателем его сына. Следует добавить, что при этом граф был известен в кругах парижской богемы как большой любитель выпить — еще одна черта знаменитого мушкетера.

Портос

Прототип добродушного обжоры и наивного силача Портоса — старый вояка Исаак де Порто. Он происходил из рода беарнских дворян-протестантов. Бытует мнение, что его дед Авраам Порто, поставщик птицы ко двору короля Генриха Наваррского, заслуживший придворный титул «офицера кухни», был принявшим протестантизм евреем и бежал в либеральную Наварру из католической Португалии, где на его братьев по вере и крови шли жестокие гонения.

Родившийся в 1617 году в поместье Ланне в долине реки Вер Исаак де Порто был в семье младшим из троих сыновей. Следовательно, у него было меньше всего шансов рассчитывать на наследство, поэтому карьера военного являлась для Исаака лучшим вариантом. В шестнадцати- или семнадцатилетнем возрасте де Порто поступил на военную службу. В 1642 году он фигурирует в реестре чинов полка Французской гвардии Военного дома короля как гвардеец роты капитана Александра дез Эссара, той самой, в которой в романе Дюма начинал службу д’Артаньян.

Прототип Портоса был протестантом


А вот был ли подлинный Портос мушкетером — большой вопрос. Тем не менее, гвардейцы дез Эссара традиционно поддерживали с мушкетерами приятельские отношения, и это подразделение рассматривалось как источник потенциальных кандидатов в ближние телохранители короля.
Исаак де Порто много и храбро воевал. В итоге, раны, полученные им в сражениях, дали о себе знать, и он был вынужден покинуть службу и Париж. Вернувшись на родину, Исаак де Порто после 1650 года занимал гарнизонную должность хранителя боеприпасов гвардии в крепости Наварранс и продолжал служить Франции. Впоследствии он также исполнял обязанности секретаря провинциальных штатов в Беарне.



Генерал Тома — Александр Дюма

Прожив долгую и честную жизнь, реальный Портос скончался в начале XVIII века, оставив на своей малой родине скромную память заслуженного ветерана и хорошего человека. Его надгробие в часовне Сен-Сакреман церкви Святого Мартина в городе По сохранилось по сей день.
В образе Портоса Александр Дюма вывел многие черты своего отца, боевого генерала эпохи Наполеоновских войн, который прославился не только своими геркулесовыми подвигами, но также щепетильным отношением к вопросам чести и веселым нравом.

Арамис

Утонченный щеголь Арамис, которого равно занимали вопросы богословия и моды, был написан Александром Дюма с реально существовавшего мушкетера Анри д’Арамица. Уроженец Беарна, он принадлежал к старинному дворянскому роду, поддерживавшему гугенотов. Его дед прославился во время религиозных войн во Франции, отважно сражаясь против короля и католиков, и был произведен в капитаны. Однако отец Анри, Шарль д’Арамиц, порвал с протестантским прошлым семьи, приехал в Париж, принял католицизм и поступил на службу в роту королевских мушкетеров. Так что родившемуся около 1620 года и выросшему в семье телохранителя короля, Анри, сам Бог велел стать мушкетером. Набожность этого персонажа тоже не является вымышленной чертой. Подобно многим новообращенным, отец Арамиса был ревностным католиком и после увольнения из гвардии избрал стезю церковного служения, став светским аббатом в беарнском аббатстве Арамиц. Юный Анри был воспитан в католическом духе, и, насколько известно, действительно смолоду увлекался вопросами богословия и религиозной философии. Впрочем, с не меньшим рвением он овладевал фехтованием, верховой ездой, и уже к двадцати годам считался у себя на родине мастером клинка.


Люк Эванс — Арамис в фильме «Мушкетеры», 2011 год

В 1640 или 1641 году капитан-лейтенант мушкетеров де Тревиль, стремившийся укомплектовать свою роту земляками-гасконцами и беарнцами, пригласил приходившегося ему кузеном молодого Анри д’Арамица на службу. В гвардии прототип Арамиса прослужил около семи или восьми лет, после чего вернулся на родину, женился на демуазель Жанне де Беарн-Боннас и стал отцом троих детей. После смерти своего отца он вступил в сан светского аббата аббатства Арамиц и занимал его всю оставшуюся жизнь. Скончался Анри д’Арамиц в 1674 году в окружении любящей семьи и многочисленных друзей.

Дюма наделил литературного Арамиса некоторыми чертами своего деда


Александр Дюма наделил литературного Арамиса некоторыми чертами своего деда, образованного аристократа, известного модника и женолюба. В отличие от безупречно благородного Атоса и добродушного Портоса, Арамис предстает в цикле романов о великолепной четверке весьма противоречивым персонажем, не чуждым интриг и коварства. Возможно, писатель так и не смог простить деду незаконнорожденного статуса своего отца, сына темнокожей гаитянской рабыни Марии-Сессета Дюма.

Д’Артаньян

Как известно, фигура дерзкого и отважного д’Артаньяна, самого молодого из четверки, вполне достоверна. Шарль Ожье де Бац де Кастельмор (позднее д’Артаньян) родился в 1611 году в замке Кастельмор в Гаскони. Происхождение будущего мушкетера в эпоху верховенства дворянских титулов было более чем сомнительным: его дед был мещанином, присвоившим себе дворянство после женитьбы на аристократке Франсуазе де Куссоль. Учитывая, что титулы во Французском королевстве не передавались по женской линии, можно сказать, что Шарль де Бац был самозваным дворянином, или не был им вообще. Около 1630 года молодой человек отправился покорять Париж, где был принят на службу кадетом в полк Французской гвардии в роту капитана дез Эссара. В память о военных заслугах его отца король Людовик XIII повелел юному гвардейцу именоваться дворянской фамилией его матери Франсуазы де Монтескью д’Артаньян, происходившей из обедневшей ветви старинного графского рода. В 1632 году отцовские военные заслуги оказали кадету д’Артаньяну еще одну услугу: боевой товарищ отца, капитан-лейтенант мушкетеров де Тревиль, посодействовал переводу Шарля в свою роту. Вся последующая военная карьера д’Артаньяна была так или иначе связана с телохранителями короля.


Подлинный д’Артаньян, будучи, несомненно, храбрым и исполнительным солдатом, тем не менее, обладал и рядом менее рыцарственных талантов, позволивших его звезде ярко засиять среди современников. Несмотря на участие в десятках отчаянных уличных схваток с гвардейцами кардинала, он отнюдь не был безупречно предан королю, а прекрасно понимал, на чьей стороне сила. Д’Артаньян был одним из немногих мушкетеров, сумевших снискать покровительство всесильного кардинала Мазарини. Долгие годы гасконец выполнял при главном министре Франции обязанности доверенного лица и личного курьера, успешно совмещая с ними службу молодому королю Людовику XIV. Преданность смекалистого, готового на все ради исполнения воли своего повелителя и умевшего держать язык за зубами офицера была щедро отмечена чинами: в 1655 году д’Артаньян был произведен в капитаны Французской гвардии, а в 1658 году он стал вторым лейтенантом (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетеров. Вскоре он стал именовать себя графом.


Герб д’Артаньяна

В 1661 году д’Артаньян получил довольно скандальную известность своей неприглядной ролью в аресте министра финансов Николя Фуке, которого мстительный и капризный монарх приревновал к его роскоши и богатству. Тогда отважный лейтенант мушкетеров с сорока своими подчиненными едва не упустил Фуке и сумел схватить его только после отчаянной погони по улицам Нанта. Мушкетеры 1-й роты впервые стали предметом злых шуток и едких насмешек ироничных французов.

В 1667 году за заслуги в сражениях против испанцев Людовик XIV назначил новопроизведенного капитан-лейтенанта своих мушкетеров и самопровозглашенного графа д’Артаньяна губернатором Лилля. Найти общий язык с вольнолюбивыми горожанами гасконцу так и не удалось, поэтому он был несказанно рад, когда в 1672 году разразилась Франко-голландская война, и ему было позволено оставить губернаторство. В этом же году д’Артаньян получил из рук короля свой последний воинский чин — звание «полевого маршала» (генерал-майора).

Маршал д’Эстрад о д’Артаньяне: «Лучшего француза трудно найти»


25 июня 1673 года при осаде Маастрихта, в ходе ожесточенного боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом, д’Артаньян был убит мушкетной пулей в голову. Тело гасконца нашли простертым на окровавленной земле среди тел его погибших солдат. Французская армия искренне оплакивала смерть испытанного генерала. «Лучшего француза трудно найти», — сказал позднее маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием д’Артаньяна. Король же проводил своего верноподданного словами: «Я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы».
Граф д’Артаньян был похоронен на кладбище небольшой церкви Святых Петра и Павла близ городской стены, к которой он так стремился в своем последнем бою. Сейчас там возвышается бронзовый памятник.


Памятник д’Артаньяну в Маастрихте

После д’Артаньяна остались вдова, Анна Шарлотта Кристина урожденная де Шанлеси, знатная шаролезская дворянка, с которой он прожил 14 лет, и два сына, оба носившие имя Луи и сделавшие впоследствии прекрасную карьеру военных.

История о Д"Артаньяне и трех мушкетерах, принадлежащая перу , стала классикой мировой литературы. Захватывающий сюжет, романтика XVII века, описание придворных интриг и яркие образы делают роман привлекательным для читателей любой эпохи. Главным героем произведения французского писателя стал гасконец Д"Артаньян, сумевший нахальностью и самоуверенностью покорить читательниц. Его удаль и отвага поражают и мужскую аудиторию. Книгой зачитываются подростки, прикоснуться к ее страницам не прочь и люди зрелого возраста. Но мало кто знает, что образы, запечатленные Дюма, были списаны с реальных персон.

История создания

Историки доказали, что кажущееся вымышленным имя главного героя принадлежало Шарлю де Бац Кастельмору, жившему в 1611-1673 годах. Дюма вдохновился книгой под названием «Мемуары господина Д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетеров, содержащие множество частных и секретных вещей, которые произошли в царствование Людовика Великого». Она издана в Голландии в начале восемнадцатого столетия, и писатель черпал из произведения мотивы для своего труда. Текст, на который опирался романист, создан Гатьеном де Куртиль де Сандра. Автор собирал байки и сюжеты для книги, опираясь на чужие рассказы.

Некоторые читатели уверены, что герой был армянином. Но прототипом Д’Артаньяна оказался дворянин Шарль де Бац Кастельмор. На момент его рождения семейству принадлежало большое состояние, которое сумел сколотить дед Кастельмора и удержал в своих руках отец. В 1608 году Кастельморы были богатым и знатным родом Гаскони.

Переехав в Париж в 1630-ых годах, Шарль взял себе фамилию матери – Д"Артаньян. Как гласит сюжет романа Дюма, юноша отправился в столицу, пользуясь покровительством капитан-лейтенанта де Тревиля. Там он попал в мушкетерскую роту и был облагодетельствован вниманием кардинала Мазарини, который был министром Франции с 1643 года. Несмотря на скорое расформирование роты, Д"Артаньян остался верен покровителю и продолжал нести службу в качестве курьера.


Гвардеец кардинала, покоряющий сердца прелестниц в романе Александра Дюма, в реальности имел кроткий нрав и был примерным семьянином.

Благодаря мушкетеру было передано бесчисленное множество тайных поручений. Посланник сопровождал Мазарини в изгнании. В 1652 году за свою верность отчизне получил чин лейтенанта французской армии. Карьера Д"Артаньяна быстро развивалась. К 1658 году он был заместителем командира в восстановленной мушкетерской роте. В 1667 году он – уже командир роты. В это же время ему пожаловали титул графа. Несколькими годами позже Шарль занял пост губернатора Лилля, но не стремился к политической карьере, чувствуя себя на месте только на поле брани.


Причина смерти Шарля Д"Артаньяна кроется в возвращении в армию. В период франко-голландской войны он принимал активное участие в атаке противника. В одной из вылазок герой принял смерть от мушкетной пули, попавшей в голову. Уважение однополчан не дало Д"Артаньяну быть похороненным на чужой земле. Его вывезли в расположение французских войск и оплакивали всей страной. После смерти образ героя стал легендарным, ему посвятили не одну новеллу. История жизни мушкетера легла в основу произведения Александра Дюма и была увековечена.

Биография и сюжет

Главным персонажем романа «Три мушкетера» является гасконец Д"Артаньян. Ища славы и богатства, он отправляется в Париж, чтобы вступить в полк мушкетеров. Смекалистый и харизматичный персонаж отличается отвагой и смелостью. Он остер на язык и готов постоять за себя, бравируя молодостью.


Д"Артаньян

В столице Франции он попадает в быстротечный водоворот придворных интриг, дуэлей, скандалов и приключений. Благодаря хитрости и удачливости юноша умудряется выпутаться из любой ситуации. Его отличают благородство и прямолинейность, склонность к достижению поставленных целей. Сам и королева Франции признают заслуги гасконца.

Постоянно находясь в центре событий, герой ищет приключений и возможности для подвигов. Образ авантюриста отличается притягательностью, хотя рядом со своими новыми приятелями он выглядит неотесанным провинциалом.


Д"Артаньян и три мушкетера

Темпераментный и горячий, Д"Артаньян знакомится с новыми приятелями, вызывая их на дуэль. В результате трех поединков, назначенных на один день и час, у героя появляются друзья: , и . Войдя в новый коллектив, персонаж принимает установленные правила игры.

Автор не возносит своего героя над другими. Наоборот, делает простым порядочным человеком с индивидуальными недостатками и достоинствами. Его девушка была бы обречена на жизнь в вулкане страстей, но обаятельный Д"Артаньян играет симпатиями прелестниц. Интриги прекращаются, стоит ему познакомиться с Констанцией.


Д"Артаньян и Констанция

В сюжете романа переплетаются несколько линий, связанных с любовными отношениями героя и его долгом перед отечеством, который изображен в виде передачи подвесок для королевы. Фигурирует и мотив мужской дружбы, подкрепляемый тесным товариществом мушкетеров. Роман Александра Дюма наполнен коллизиями и деталями, подчеркивающими особенности описываемых образов.

Актеры и роли

Роман «Три мушкетера» представляет собой богатый материал для интерпретаций. Книга насчитывает 120 экранизаций, среди которых полнометражные картины, мини-сериалы и мультипликационные фильмы. Большинство лент снято за рубежом, и в одной популярной картине в образе Миледи предстала . В России создан знаменитый фильм 1978 года «Д"Артаньян и три мушкетера», его продолжение и вариации на тему в нескольких версиях.

В сердцах зрителей навсегда сохранится образ хвастливого, задорного и смелого Д"Артаньяна в исполнении . Любопытно, что на эту роль актера утвердили не сразу. Режиссер имел план по подбору актеров. В него пришлось внести изменения из-за некоторых обстоятельств. Предполагалось, что Михаил Боярский исполнит роль графа Рошфора.


Чарли Шин в роли Д"Артаньяна

Но, опоздав однажды на репетицию, запыхавшийся актер предстал перед режиссером в облике, который соответствовал образу мушкетера в представлении постановщика. Боярский с трудом забирался на лошадь, но в кадре выглядел настоящим гасконцем. Роль готовили для , но она досталась не ему. На решение режиссера повлияло и то, что Абдулову было сложно работать с музыкальными произведениями, написанными специально для картины.


Логан Лерман в роли Д"Артаньяна

В американской кинокартине 1993 года в образе главного героя предстал . В «Мушкетере», вышедшем в 2001 году, роль исполнил Джастин Чэмберс. А в фильме «Мушкетеры» 2011 года Д"Артаньяна воплотил . В российской ленте 2013 года в образе лихого мушкетера появился . И только для Михаила Боярского эта роль стала символичной.

Любопытно, что, кроме Д"Артаньяна, достоверными оказались и другие персонажи. У Атоса, Портоса и Арамиса имелись прототипы. Арман де Селлек д"Атос д"Отевиль из купеческой семьи, получившей дворянский титул, стал прообразом Атоса. Исаак де Порте, Портос, был сыном нотариуса. Д"Арамис, чье имя осталось неизменным, – офицерским сыном. Мушкетеры служили в роте в разное время и не были знакомы. Их объединил литературный замысел Александра Дюма.


Российская публика неизменно ассоциирует образ Д"Артаньяна с Михаилом Боярским, которому в юности, как и его герою, не приходилось занимать удали. В ходе съемок актер подвергал жизнь опасности. Так, в сцене поединка на шпагах рапира попала актеру в лицо и угодила в ротовую полость, едва не затронув жизненно важные органы.


Госкино предоставило для съемок советской картины скромный бюджет. Художникам по костюмам и реквизиторам приходилось использовать подручный материал, чтобы сделать кадры визуально привлекательными. На съемках в Одессе Юнгвальд-Хилькевич самостоятельно соорудил подвески королевы, скупив на местном рынке яркую бижутерию. Его авторству принадлежит также эфес шпаги Д"Артаньяна, сделанный из консервной банки.

Цитаты

Какие альтернативные вариации ни предлагал бы кинематограф, представители нескольких поколений навсегда запомнили цитаты из советского фильма. Поклонники не раз просили Боярского повторить знаменитые фразы:

«Каналья!», «Тысяча чертей!».

Бравый девиз мушкетеров:

«Один за всех и все за одного!» – повторяют мальчишки в дворовых играх.

Произведение Георгия Юнгвальд-Хилькевича наполнено остротами и юморесками, которые не набивают оскомину после многочисленных просмотров.

«Провинциальный, зато принципиальный», – сообщает о себе Д"Артаньян тем, кто смеет подшучивать над происхождением.

Гордый и самолюбивый герой не даст себя в обиду, а крылатая фраза повторяется гостями крупных городов. Любимым выражением растратчиков становится принадлежащее главному герою романа выражение:

«Скупость сушит душу».

«Три мушкетера» – приключенческий роман, главное действующее лицо которого не может усидеть на месте, когда вокруг происходят увлекательные события. Автор вкладывает в уста Д"Артаньяна слова:

«Я чувствую себя пыльной статуей, забытой в подвале. Такая жизнь, Портос, может убить похлеще пушечного ядра».

Эта описательная фраза выражает суть личности героя и характер произведения.

Как известно, фигура дерзкого и смелого мушкетера Д’Артаньяна вполне достоверна. И этот персонаж не является плодом фантазии господина Дюма Старшего. Однако в своем рассказе о подвигах отважного гасконца автор все-таки допустил некоторую вольность, поместив реального Д’Артаньяна в иную историческую среду.
Д"Артаньянов в истории Франции было много. Что-то около 12 человек. А потому сказать, какого именно из них имел в виду Дюма, выписывая образ неугомонного гасконца, не так уж и просто. Происходит это потому, что писатель, как всегда достаточно вольно обошелся с историей и поместил действительный прообраз в совершенно другую историческую среду. Таким образом, Шарль де Бац Кастельмор Д"Артаньян, а именно он все-таки, по всеобщему признанию, и является прототипом вымышленного героя, в романе "Три мушкетера" жил и действовал при дворе Людовика XIII и кардинала Ришелье. Чего в действительности быть не могло, потому что реальный Д"Артаньян служил кардиналу Мазарини и Людовику XIV. Дюма просто поместил нужного героя в наиболее удобное ему время - расцвета мушкетерской вольницы и конца религиозных войн.
Сами понимаете, реальный Д"Артаньян никак не мог принимать участие, скажем, в осаде Ла-Рошели. Зато он участвовал в совершено иных не менее интересных государственных делах и интригах, нежели история с подвесками и герцогом Бекингемом, которая не имела под собой никакой реальной подоплеки. Впрочем, все это никак не могло повлиять на детство и юность героя, которые практически полностью соответствовали портрету, созданному Дюма.
Бертран де Бац - отец будущего мушкетера, хотя и был дворянином, но богатством, на самом деле, никогда не отличался. Дом его никогда не был обителью роскоши и мало похож на те грандиозные замки долины Луары, через которые нам пришлось проехать в поисках дворянского гнезда Д"Артаньяна. Гасконь после Французской революции перестала обозначаться на картах как самостоятельная область. Тем не менее до города Ош съемочная группа программы "Вокруг света" добралась без особого труда. Трудности начались позже, когда мы двинулись дальше, на поиски микроскопического городка Лупияк, который, собственно, и был конечной целью нашего маршрута. Город этот настолько мал, что найти его даже по карте было нелегко. Д"Артаньян и вправду был родом из самой что ни на есть глубокой провинции, которую только возможно найти во Франции.
Самое интересное, что в Лупияке находится только музей Д"Артаньяна, а сам замок Кастельмор находится даже не в этой деревеньке, а под ней, в паре километров. То есть глуше уже просто не бывает. Дюма ничуть не покривил душой, утверждая, что гасконец был самым настоящим провинциалом. И даже отцовская фамилия де Бац Кастельмор была сознательно им заменена на материнскую. Поскольку имя его матери Франсуазы де Монтескье Д"Артаньян было известно в столице гораздо лучше, поскольку корни его восходили к древнему роду Арманьяка.
Замком этот дом можно назвать с большой натяжкой - обычный сельский особняк. Он не один раз перестраивался, но в целом сохраняет тот облик, какой и был во времена рождения нашего героя. При входе даже красуется памятная доска в его честь. Тем не менее попасть внутрь мы не смогли, потому что теперь, как и 400 лет назад, это частная собственность. Седовласая хозяйка, напоминающая добродушную ведьму, даже спустила невзначай на нас свою меланхоличную собаку. Съемочной группе программы "Вокруг света" не осталось ничего другого, как поспешно ретироваться.
Надо сказать, что гасконцы очень гордятся своим знаменитым на весь мир земляком. А потому ему даже был установлен величественный памятник в центре Оша на помпезной лестнице, выходящей на набережную. Когда-то весь мемориальный комплекс выглядел весьма впечатляюще. Но сегодня, увы, на творении благодарных потомков отчетливо проступают следы разрушения. Время не щадит не только людей, но даже и памятники, установленные в их честь.
Чем же заслужил гасконец такую любовь у себя на родине? Конечно, главным образом это заслуга Дюма, прославившего мушкетера, но и жизнь прототипа также была полна очень интересных событий. В полном соответствии с романом Шарль де Бац Кастельмор Д"Артаньян при помощи господина де Труавиля попадает в полк мушкетеров. Практически вся жизнь Д"Артаньяна с 1730 по 1746 г. протекала в королевской гвардии, безусловно, в галантных похождениях, а также на полях сражений. В это время Франция вела множество военных кампаний. В Германии, в Лотарингии, в Пикардии. В 1746 г. Д"Артаньян встретился с Кардиналом Мазарини. Очень быстро гасконец стал человеком, которого использовали для самых секретных и деликатных поручений. Например, в 1751 г. Мазарини столкнулся в Германии с жесткой оппозицией знатных сеньоров и их вассалов - фронды. Он послал своего неутомимого эмиссара, чтобы заручиться поддержкой своих немногочисленных сторонников.
В это же время Шевалье Д"Артаньян, которому было приблизительно 40 лет, женился на баронессе Аншарлотт де Сен Люси де Сен Круа, вдове капитана, убитого при осаде Арраса. Дама была весьма состоятельна, что сильно улучшило дела нашего гасконца. Брачное соглашение было подписано в качестве свидетеля кардиналом Мазарини.
Между тем Д"Артаньян становится доверенным лицом Людовика XIV. Например, когда в 1760 г. королевский кортеж после свадьбы монарха возвращается из путешествия по провинции, именно Д"Артаньян скачет впереди кортежа. В это время жизнь гасконца в основном разворачивается в Версале. Заслуживший абс""олютное доверие короля Д"Артаньян становится исполнителем особо важных и опасных поручений. Именно на него был возложен арест герцога Фуке, могущественного министра финансов, который был слишком богат и даже богаче короля, чем вызвал зависть последнего, а также могущественных противников - министров Кольбера и Ле Тенье. Фуке был арестован Д"Артаньяном и препровожден в Бастилию и крепость Финероль.
В 1767 г. Шарль де Бац наконец-то официально стал графом Д"Артаньяном. Шестью годами спустя он участвует в кампании во Фландрии, которая в результате стала для него роковой. 10 июля 1773 г. началась осада Маастрихта. Пытаясь занять главную высоту и выбить оттуда голландцев, Д"Артаньян шел во главе войска и одержал победу. Однако когда все закончилось, выясняется, что 80 мушкетеров и их отважный капитан мертвы. Король оплакивал своего верного слугу, отдавшего ему более 40 лет, и приказал отслужить панихиду в своей личной капелле. Шарь де Бац умер, а Д"Артаньян вошел в легенду.








«12 июля в городе Ош люди чествовали память истинного человека, проведшего полную и бурную жизнь... Он до седин оставался пылким гасконским капитаном, небогатым воином, верною шпагой прекрасной Франции». Это слова из статьи Александра Куприна . 12 июля 1931 г. русский классик с трепетом и благоговением присутствовал при открытии памятника Д’Артаньяну .

«Было мне лет десять-одиннадцать. Д’Артаньян мне снился... Мой же дальнейший жизненный путь был уже прочерчен без малейших колебаний. После школы — только истфак Московского университета...» Под этими словами известного советского учёного Анатолия Левандовского может подписаться не только тот, кто связал свою жизнь с изучением истории, но и каждый, кто хоть сколько-нибудь ею интересуется. Как ни крути, а у истоков всё равно будет стоять подбоченившийся гасконец со шпагой.

И в ореоле цитат. «Смеётся над лошадью тот, кто не осмеливается смеяться над её хозяином!», «Разучилась пить молодёжь... А ведь это ещё один из лучших», «Любовь — это игра, в которой выигравшему достаётся смерть», «Я дерусь просто потому, что дерусь», «Я прибыл в Париж с четырьмя экю в кармане и вызвал бы на дуэль всякого, кто осмелился бы сказать мне, что я не в состоянии купить Лувр». Ну и, конечно, прекрасное и вечное: «Один за всех, и все за одного!»

Д’Артаньян. Иллюстрация из книги Дюма. Фото: www.globallookpress.com

Сила мифа

Желающих развеять этот блестящий образ, созданный Александром Дюма , по-прежнему навалом. С пафосом единственного хранителя истины и ехидной улыбкой вам расскажут, что всё-то Дюма наврал. Что — да, был такой Д’Артаньян, гасконец и мушкетёр. Но действовал не так, не с теми, и не тогда. Что всё было много скучнее. Появление на свет предположительно в 1613 г., затем, после непонятного детства, только служба, приказы, казарменная лямка и смерть от голландской пули в 1673 г.

Когда-то археолог-любитель Генрих Шлиман решил искать легендарную Трою, руководствуясь «Илиадой» Гомера . Над ним смеялись. И совершенно зря. Кое-какие мелочи, донесённые слепым сказителем, оказались чистой правдой. То же самое можно сказать и о романе Дюма. Да, он передвинул действие лет на двадцать назад — во время истории с алмазными подвесками реальному Д’Артаньяну было то ли три годика, то ли все пять. Серьёзное прегрешение. Однако есть нюанс. При детальном рассмотрении почти все строки Александра Дюма оказываются чистой правдой.

Мещанин во дворянстве

Больше того — ею являлись даже вопли наших мальчишек, которые, насмотревшись на приключения Михаила «Тысяча чертей» Боярского в роли гасконца, устраивали поединки на шпагах из прутиков.

И немилосердно коверкали имя любимого героя. Оно звучало то каким-то реверансом в сторону «Звёздных войн» — «Дарт Аньян», то приобретало отчётливо армянский колорит — «Дыр-Танян».

Как ни странно, все эти варианты имеют право на существование. Написание родовых имён во Франции XVII в. — настоящий цирк с конями. Вполне респектабельной версией фамилии главного мушкетёра всех времён было нелепое, но зафиксированное в документах Artanga (Артанья). А также Dartagnan, то есть Дартаньян — именно так, в одно слово. Сам Шарль Ожье де Бац де Кастельмор , а именно таким было имя нашего героя по отцу, предпочитал называть себя d’Artaignan. Стильно и архаично. В честь деда со стороны матери, что автоматически удревняло его родословную чуть ли не до времён Крестовых походов.

«Я не верю их хитрым рожам. Особенно вон тому, с физиономией гасконца. Подойдите-ка сюда, сударь мой!», — так в романе Дюма описана первая встреча нашего героя с королём, Людовиком XIII . Вообще-то речь идёт о том, что король не верит раскаянию Д’Артаньяна, который нарушил запрет на дуэли. Но его величеству нельзя отказать в прозорливости. То же самое он мог бы сказать о происхождении гасконца.

Его прадед со стороны отца, Арно де Бац , был всего лишь разбогатевшим виноторговцем, который скупал земли и замки. Он очень хотел втереться в высшее по рангу сословие — дворянство — но так и не смог. Это удалось сыну торговца, Пьеру , деду мушкетёра. Да и то жульническим способом. В брачный контракт от 1 апреля 1578 г. слово «дворянин» перед именем Пьера было вписано позже и другим почерком.

Мушкетёры и кардинал Ришелье. Иллюстрация из книги. Фото: www.globallookpress.com

Сало для мушкетёра

Прибыв в Париж, Д’Артаньян Дюма прежде всего озаботился тремя важными делами. Продал коня, снял комнату и занялся своим гардеробом. О коне разговор ещё будет, а пока вот что говорится о том, как провинциал старался соответствовать столичной моде: «Весь остаток дня занимался работой — обшивал камзол и штаны галуном, который мать спорола с почти совершенно нового камзола г-на Д’Артаньяна-отца и потихоньку отдала сыну».

Реальный Д’Артаньян вполне мог не только получить от матери в подарок старую тесьму, но и считать её довольно ценной вещью. Наследство, которое оставил после себя Бертран де Бац , настоящий отец настоящего мушкетёра, судя по описи 1635 г., было откровенно скудным. Из оружия: «Три аркебузы, семь мушкетов, две шпаги». Из кухонной утвари и припасов: «Два малых котла и один большой, три кастрюли, шесть дюжин бывших в употреблении салфеток, шесть кусков свиного сала и двенадцать засоленных гусей». Из домашнего обихода: «Две потёртые скамьи, старый буфет для посуды, пять кожаных кресел, покрытых мало пригодным к употреблению стаметом». К слову, стамет — это такая шерстяная ткань, которую, как правило, употребляли на подкладку. В доме отца мушкетёра ею накрывают парадные кресла — это о многом говорит.

А вот конь «редкой масти», которого в романе называют то «апельсиновым», то «ярко-рыжим», был вполне в порядке вещей, несмотря на то, что ему исполнилось уже 13 лет. В конце концов, маршал Жан де Гассион , почти ровесник реального Д’Артаньяна, прибыл в Париж на тридцатилетней кляче. И, тем не менее, наш герой этого коня продаёт. А ведь отец умолял его этого не делать. Отчего же такой казус?

Когда настоящий Д’Артаньян всё-таки стал мушкетёром, а произошло это в 1644 г., этот конь уже не соответствовал регламенту. Королевским мушкетёрам были положены только серые кони. Как вариант — серые в яблоках. Эту роту так и называли — «серые мушкетёры», поскольку впоследствии появилась ещё одна, «чёрные мушкетёры». Те разъезжали уже на вороных. Так что герой романа, продав «негодного» коня, просто торопил события.

Мушкет и фуршет

Теми же резонами — поскорее стать мушкетёром — руководствовался книжный Д’Артаньян, когда нанимал слугу. В других ротах отсутствие личного слуги не было камнем преткновения. Есть — хорошо, нет — обходились одним лакеем на десятерых. А вот мушкетёрам слуга был необходим. Здесь — суровая проза жизни. Средний рост мужчины того времени — 165 см. Длина мушкета могла доходить до 175 см. Вес — до 9 кг. Стрелять из такой дуры можно было только при помощи сошки-стойки. Была и она, только называлась «фуршет», дав впоследствии имя закусочному столу. И весила тоже немало. Так что если положенные два пистолета и шпагу можно было таскать на себе, не утруждаясь, то для оружия, давшего имя роду войск, был необходим слуга.

«Планше , слуга Д’Артаньяна, с достоинством принял выпавшую на его долю удачу. Он получал 30 су в день, целый месяц возвращался домой веселый, как птица, и был ласков и внимателен к своему господину». Здесь к Дюма обычно придираются, указывая на то, что жалованье мушкетёра составляло всего лишь 39 су в день. Не мог же наш герой почти всё отдавать какому-то лакею!

На самом деле мог. Потому что реальный Д’Артаньян выполнял ряд весьма щекотливых поручений, которые если и не оплачивались наличными сразу, всё-таки сулили весомый доход.

«Д’Артаньян шёл между Атосом и Портосом…», рис. Мориса Лелуара (1894). Maurice Leloir Фото: Commons.wikimedia.org

Деньги-деньги, дребеденьги

«В те времена понятия о гордости, распространенные в наши дни, не были еще в моде. Дворянин получал деньги из рук короля и нисколько не чувствовал себя униженным. Д’Артаньян поэтому без стеснения опустил полученные им сорок пистолей в карман и даже рассыпался в изъявлениях благодарности его величеству». Так поступил гасконец из романа Дюма.

Реальный Д’Артаньян с точно такой же благодарностью принимал странные для военного должности. Одна называлась «привратник Тюильри», а другая — «смотритель королевского птичника». На первый взгляд — страшное унижение. Но это не значит, что наш герой открывал-закрывал двери или выгребал навоз за курами и павлинами. Обе должности представляли собой чистую синекуру, которой тщетно добивались люди познатнее гасконского выскочки. Жалованье смотрителя птичника составляло 2 тысячи ливров в год, а привратника — все 3 тысячи, да ещё и давало право на бесплатную квартиру при дворце.

«Атос узнал товарища и разразился хохотом... Капор набекрень, съехавшая до пола юбка, засученные рукава и торчащие усы на взволнованном лице». К этому маскараду с переодеванием книжному Д’Артаньяну пришлось прибегнуть, спасаясь от разъярённой миледи. Реальный тоже был не прочь позабавиться подобным образом. Но с более серьёзными целями. Скажем, привратником он стал так. В 1650 г. мушкетёр, переодевшись нищим, проникает в мятежный город Бордо. Потом втирается в доверие к властям и уговаривает их сдать крепость. За должностью птичника ему пришлось съездить в Англию, чтобы разведать планы вождя тамошней революции Оливера Кромвеля . На этот раз Д’Артаньян был переодет священником.

Памятник д’Артаньяну в Маастрихте.



Что еще почитать