Органы шос. Что такое ШОС? Неправительственные структуры ШОС

На днях в Душанбе пройдет саммит стран Шанхайской организации сотрудничества. Она еще не до конца сформирована, уточняется ее долгосрочная повестка и сферы взаимодействия. Но уже обсуждаются и принимаются меры по важнейшим для стран-участниц глобальным и региональным проблемам. В прямом эфире видеоканала сайт побывал чрезвычайный полномочный посол, ведущий сотрудник Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Михаил Конаровский.


Саммит ШОС: Россия пойдет на Восток?

— Основные задачи ШОС: обеспечение безопасности стран-участников, экономическое сотрудничество и взаимный культурный обмен. У нас есть специальный координатор в МИДе по делам ШОС, он же является представителем президента РФ по делам ШОС. Я работал три года заместителем генерального секретаря ШОС в секретариате в Пекине, занимался политическими вопросами, безопасностью и другими ключевыми задачами.

— Когда будет создан Банк развития ШОС?

— Он, в принципе, уже в процессе создания. Противоречия были по поводу форм финансового обеспечения. У китайцев была идея создать банк, а у России — специальный счет в каком-то банке. Потом порешили, что будет нечто среднее. В этом банке все реально заинтересованы. Потому что экономическая составляющая — важная часть ШОС, но проблема в том, что там до сих пор нет больших совместных экономических проектов.

— А Великий шелковый путь?

— Да, это китайская идея, недавно выдвинутая Си Цзиньпином. Она направленна как раз на то, чтобы сделать более эффективными и активными многосторонние экономические связи государств. Безусловно, мы эту идею поддержали, когда Путин был с визитом в Китае.

Это действительно масштабная задача, но пока она не материализовалась в какие-то конкретные предложения, проекты. Страны ШОС постоянно пытаются найти больше общих знаменателей, подходов к решению общих проблемам.

Раньше на Западе очень активно обсуждался вопрос, что ШОС - это вроде как аналог, прототип НАТО. Это не так. В ШОСе нет военной составляющей. Совместная военная деятельность уставом не предусмотрена, однако вопросы безопасности важны для всех.

— Этим занимается ОДКБ?

— Да, но ОДКБ — это совсем другое. В ОДКБ входят Россия и несколько стран бывшего СССР, в том числе Средней Азии. ШОС к ОДКБ никакого прямого отношения друг к другу не имеют, но они могут сотрудничать в какой-то степени.

— В Пекине не так давно собирались начальники генеральных штабов пяти стран ШОС...

— Это стандартные регулярные встречи. На них происходит обмен мнениями по важным для участников вопросам.

Ситуация в Афганистане, как вы знаете, чрезвычайно сложная и тяжелая, с точки зрения дальнейших перспектив, особенно после вывода американских и натовских войск. Это огромная проблема для стран ШОС. Потому что все страны ШОС — Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан — фактически являются соседями Афганистана или близкими к нему странами. Происходящее очень влияет на них. Нестабильность в Афганистане может быстро перекинуться на Центральную Азию. Некоторые политологи пытаются это замалчивать, что вроде как нет повода беспокоиться, это не столь важно. На самом деле это действительно реальная угроза. Нестабильность, которая может выплескиваться за границ Афганистана, главным образом на север, опасна. Оттуда могут просачиваться фундаменталистские влияния и проникать представители военно-политических группировок, в числе которых есть выходцы из Центральной Азии. Влияние фундаментального исламского политического и военного-политического фактора, в том числе от талибов в Афганистане, конечно, оказывает влияние на стабильность, в том числе в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Для китайцев это очень большая и все усиливающаяся головная боль. Потому что ситуация там действительно очень нестабильная. Все это обсуждается в общерегиональном плане. Мы не даем рецептов китайцам, как и что им делать, так же как и они нам.

— А если, к примеру, Талибан проникнет или начнет прямое вторжение в Таджикистан, Узбекистан, на уйгурские территории?

— Тогда будут приниматься коллективные и двусторонние военные действия против этого безобразия. В ОДКБ есть соответствующие структуры. А членами ОДКБ из Центральной Азии являются все страны ШОС, кроме Узбекистана. С Узбекистаном военное сотрудничество строится на двусторонней основе. Это немножко утяжеляет структуру противодействия возможным вылазкам этих террористических элементов. Но, тем не менее, это все есть. Работа ведется по линии ОДКБ напрямую.

Более того, существует постоянная координация между ОДКБ и соответствующими структурами ШОС, как и что делается и планируется. Хотя у ШОС военной структуры нет, вопросы безопасности в числе основных. Недавно в Китае проводились контртеррористические учения. Они направлены именно на отработку противодействия каким-то возможным террористическим выпадам.

— А борьба с наркотиками?

— Это тоже входит в повестку дня ШОС. Абсолютно точно. Проходят ежегодные очень продуктивные встречи руководителей антинаркотических ведомств всех стран ШОС. В Ташкенте работает очень эффективная региональная антитеррористическая структура ШОС. Там специально занимаются вопросами коллективного взаимодействия в этой сфере. Эта работа будет усиливаться. Плюс туда планируется передать и вопросы, связанные с наркотиками. Если раньше этим в основном в Пекине занимались, то сейчас это решили расширить.

Более того, именно к направлению сотрудничества в области безопасности, в том числе и контртерроризма и наркотиков, активный интерес проявляют страны-наблюдатели ШОС, среди которых Индия, Пакистан, Иран… Они достаточно активно участвуют в этих обсуждениях, еще не будучи членами.

Кстати, на предстоящем душанбинском саммите будет обсуждаться вопрос по техническому оформлению заявок новых членов. Это очень важный рубеж, который будет как раз завершен в Душанбе. Это очень важно, потому что откроет путь для вступления в ШОС многим странам. Это политически важно и для этих стран, и для ШОС, в том числе, и для России, тем более учитывая нынешнюю международную обстановку.

— Кого могут принять в первую очередь?

— Пакистан и Индия близки к вступлению. У Ирана меньше шансов, потому что он находится под международными санкциями.

— Как и мы уже.

— Мы уже члены ШОС. А по уставу ШОС, страна, находящаяся под международными санкциями, не имеет права вступать в ШОС.

— Афганистан тоже является наблюдателем?

— Да, Афганистан тоже был принят в 2012 году наблюдателем. И это тоже политически важно для Афганистана — постоянно расширять свое присутствие в структурах ШОС и координировать свою жизнь с этими государствами. Это очень позитивно. Есть так называемая Стамбульская инициатива, которую в свое время проявили Кабул и Анкара. Она направленна на то, чтобы Афганистан все больше и больше инкорпорировался в региональные экономические организации сотрудничества.

— Американцы, подключая европейцев, на нас в последнее время постоянно давят. А на Китай американцы точно так же давят вместе с японцами?

— Конечно. Недаром в недавно принятой американской военной стратегии основное военно-политическое внимание уделялось именно Восточной Азии. И основные военные силы направлялись туда. Не знаю, как в силу ситуации теперь они будут действовать. Они хотят укреплять НАТО вдоль границ России. В общем, им придется многое менять. Они утверждают, что уйдут из Афганистана к 2016 году. Но зачем они тогда настаивают, чтобы афганцы подписали договор о безопасности с ними? Они вроде бы уходят из Афганистана, а с другой стороны, как-то остаются. Конечно, им важна Центральная Азия. Они стремятся везде нагадить нам. Это однозначно. Особенно сейчас. Развернули западный театр на Украине. Теперь они будут пытаться обострить обстановку и на южном театре, безусловно. Они стремятся все подгрести под себя. Но это нереально. У нас тоже своя линия отношений с Афганистаном. Она была и остается открытой. То же самое — китайцы. Они не легли под американцев. И не через них оказывают помощь Афганистану, а напрямую. Сейчас очень важно, чтобы внешние силы, которые так беспокоятся за ситуацию в Афганистане, работали в совместном строю.

— Пока ШОС все еще находится в стадии становления. Его потенциал больше, чем используется сейчас?

— Очень правильно. Абсолютно в точку. Потенциал ШОС достаточно большой и пока не полностью реализован.

Беседовал Саид Гафуров

Сегодня наша планета насчитывает больше 250 государств, на территории которых проживают более 7 млрд человек. Для успешного ведения дел во всех сферах жизни общества учреждаются различные организации, членство в которых дает странам-участницам преимущества и поддержку со стороны других государств.

Одна из них - Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Это евразийское политическое, экономическое и военное формирование, которое было учреждено в 2001 году лидерами государств основанной в 1996 году Шанхайской пятерки, в которую на тот момент входили Китай, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан. После вступления Узбекистана организация была переименована.

От Шанхайской пятерки к ШОС - как это было?

Как уже было сказано выше, ШОС - это содружество государств, основой для создания которого послужило подписание в китайском Шанхае в апреле 1996 года Договора, официально устанавливающего углубление военного доверия на границах государств между Казахстаном, КНР, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном, а также заключение между этими же государствами спустя год Договора, который сокращает количество вооруженных сил на пограничных территориях.

После этого саммиты организации стали проводится каждый год. Площадкой для встреч стран-участниц стали в 1998 году столица Казахстана Алма-Ата, в 1999 году - столица Кыргызстана Бишкек. В 2000 году лидеры стран пятерки встретились в столице Таджикистана Душанбе.

В следующем году ставший ежегодным саммит вновь провели в китайском Шанхае, где пятерка превратилась в шестерку благодаря присоединившему к ней Узбекистану. Поэтому если вы хотите точно знать, какие страны входят в ШОС, резюмируем: сейчас в организации на правах полноценных ее членов состоит шесть стран: это Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан.

Летом 2001 года, в июне, всеми шестью главами вышеперечисленных государств была подписана Декларация об учреждении организации, в которой была отмечена положительная роль Шанхайской пятерки, а также изъявлено желание лидеров стран перевести сотрудничество в ее рамках на более высокий уровень. В 2001 году, 16 июля, двумя ведущими странами ШОС - это Россия и Китай - был подписан Договор о добрососедстве, дружбе, сотрудничестве.

Почти год спустя встреча глав стран-участниц организации состоялась в Санкт-Петербурге. Во время нее была подписана Хартия ШОС, содержащая цели и принципы, которых до сих пор и придерживается организация. В ней также прописаны структура и форма работы, а сам документ официально утвержден в соответствии с международным правом.

Сегодня государства-члены ШОС занимают больше половины евразийской суши. А население этих стран составляет одну четверть всего мирового населения. Если брать в расчет государства-наблюдатели, то жители стран ШОС - это половина населения нашей планеты, что было отмечено на июльском саммите в 2005 году, прошедшем в Астане. Его впервые посетили представители Индии, Монголии, Пакистана и Ирана. Отметил этот факт в своей приветственной речи Нурсултан Назарбаев, президент Казахстана - принимающей в тот год саммит страны. Если вы хотите иметь точное представление о том, как географически расположены страны ШОС, карта, наглядно показывающая это, представлена ниже.

Инициативы ШОС и сотрудничество с другими организациями

В 2007 году было инициировано больше двадцати масштабных проектов, касающихся транспортной системы, энергетики, телекоммуникаций. Проводились регулярные заседания, на которых обсуждались вопросы, связанные с безопасностью, военными делами, обороной, внешней политикой, экономикой, культурой, банковской сферой и все другие, которые поднимали в ходе обсуждения должностные лица, представляющие страны ШОС. Список не был ограничен ничем: предметом обсуждения становились любые темы, которые, по мнению участников заседания, требовали внимания со стороны общественности.

Помимо этого, установлены отношения с другими международными сообществами. Это где ШОС - наблюдатель Генеральной Ассамблеи, Европейский союз (ЕС), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН от англ. Association of South-East Asian Nations), Организация исламского сотрудничества (ОИС). На 2015 год в столице российской республики Башкортостан Уфе запланировано проведение саммита ШОС и БРИКС, одной из целей которого ставится установление деловых и партнерских отношений между этими двумя организациями.

Структура

Высший орган организации - это Совет глав государств. Им принимаются решения в рамках работы сообщества. Собрания происходят на саммитах, проводимых ежегодно в одной из столиц стран-членов. На данный момент в Совете глав государств состоят президенты: Кыргызстана - Алмазбек Атамбаев, Китая - Си Цзиньпин, Узбекистана - Ислам Каримов, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, России - Владимир Путин и Таджикистана -

Совет глав правительств - второй по значимости орган в ШОС, проводящий саммиты ежегодно, обсуждающий вопросы, касающиеся многостороннего сотрудничества, и утверждающий бюджет организации.

Советом министров иностранных дел также проводятся встречи на регулярной основе, где говорят о текущей международной ситуации. Помимо этого, темой для разговора становится взаимодействие с другими организациями. Особый интерес в преддверии уфимского саммита представляют отношения между ШОС и БРИКС.

Советом национальных координаторов, как можно понять из его названия, координируется многостороннее сотрудничество государств, регулируемое хартией ШОС.

У секретариата функции основного исполнительного органа в сообществе. Им реализуются организационные решения и указы, готовятся проекты документов (декларации, программы). Также он действует как документальный депозитарий, занимается организацией конкретных мероприятий, на которых работают страны-участники ШОС, и способствует распространению информации об организации и ее деятельности. Секретариат расположен в столице Китая Пекине. Его нынешний Генеральный директор - Дмитрий Федорович Мезенцев, член Совета Федерации РФ.

Штаб-квартира Региональной антитеррористической структуры (РАТС) расположена в столице Узбекистана, Ташкенте. Это постоянно действующий орган, главная функция которого заключается в развитии сотрудничества в отношении терроризма, сепаратизма и экстремизма, которое активно ведет организация ШОС. Главу этой структуры избирают на трехлетний срок, у каждого государства-члена сообщества есть право послать от своей страны постоянного представителя в антитеррористическую структуру.

Сотрудничество в сфере безопасности

Страны ШОС активно осуществляют деятельность в области безопасности, сосредоточив свое внимание в первую очередь на проблемах ее обеспечения государствам-участникам. Особенно актуально на сегодня это в отношении опасности, которой могут подвергаться члены ШОС в Центральной Азии. Как уже говорилось ранее, в задачи организации входит противостояние терроризму, сепаратизму и экстремизму.

На июньском саммите ШОС 2004 года, состоявшемся в столице Узбекистана Ташкенте, была учреждена и впоследствии создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС). В апреле 2006 года организацией было сделано заявление, в котором сообщались о запланированной борьбе, направленной на трансграничную наркотическую преступность, посредством проведения контртеррористических операций. В это же время было объявлено, что ШОС - это не военный блок, и организация не собирается быть им, однако повышенная угроза таких явлений, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, делает невозможной деятельность по обеспечению безопасности без полномасштабного вовлечения вооруженных сил.

Осенью 2007 года, в октябре, в Душанбе, столице Таджикистана, было подписано соглашение с ОДКБ (Организацией Договора коллективной безопасности). Целью этого было расширение сотрудничества по вопросам безопасности, борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических веществ. Совместный план действий между организациями был утвержден в Пекине в начале 2008 года.

Помимо этого, ШОС активно выступает против кибервойн, заявляя, что распространяемая информация, несущая вред духовной, нравственной и культурной сферам других стран, также должна рассматриваться в качестве угрозы безопасности. В соответствии с принятым в 2009 году определением термина «информационная война» подобные действия трактуются как акт подрыва одним государством политической, экономической и социальной системы другого государства.

Сотрудничество членов организации в военной сфере

В последние годы организация ведет активную деятельность, целями которой являются тесное военное сотрудничество, борьба с терроризмом и обмен разведывательной информацией.

За это время члены ШОС провели ряд совместных военных учений: первое было проведено в 2003 году в два этапа сначала в Казахстане, а потом в Китае. С этого времени Россией и КНР под эгидой ШОС были проведены крупномасштабные военные учения в 2005, 2007 («Мирная миссия-2007») и 2009 годах.

Более 4000 китайских солдат стали участниками совместных военных учений 2007 года в Челябинской области, согласованных годом раньше во время встречи министров обороны ШОС. Во время них активно использовались как так и высокоточное оружие. Тогдашним министром обороны РФ Сергеем Ивановым было объявлено, что учения прозрачны и открыты для общественности и СМИ. Успешное их завершение побудило российские власти к расширению сотрудничества, поэтому в будущем стать участницей таких учений под эгидой ШОС Россия пригласила и Индию.

Военные учения «Мирная миссия 2010», проводимые на казахском полигоне Матыбулак в сентябре 2010 года, собрали вместе больше 5000 китайских, российских, казахстанских, киргизских и таджикских военнослужащих, которые провели вместе учения, касающиеся оперативных маневров и планирования военных операций.

ШОС является платформой для важных военных заявлений, которые делают страны-участницы. Таким образом, при проведении российских учений 2007 года, во время встречи руководителей стран, президент Владимир Путин объявил о том, что российские стратегические бомбардировщики возобновляют свои полеты для того, чтобы патрулировать территории в первый раз со времен «холодной войны».

Деятельность ШОС в экономике

Помимо членства в ШОС, состав стран организации, за исключение КНР, входит в Евразийское экономическое сообщество. Подписание государствами ШОС, переводящего экономическое сотрудничество на новый уровень, произошло в сентябре 2003 года. Там же премьер-министром Китая Вэнь Цзябао было предложено в перспективе работать над созданием зоны свободной торговли на территории стран ШОС, а также принять другие меры, способствующие улучшению потока грузов внутри нее. Результатом этого предложения стало подписание в 2004 году плана из 100 конкретных действий.

В октябре 2005 года московская встреча на высшем уровне ознаменовалась заявлением генерального секретаря о том, что организация ШОС обратит первостепенное внимание на совместные энергетические проекты, включающие в себя как нефтегазовый сектор, так и совместное использование водных ресурсов и освоение новых запасов углеводородов. Также на этом саммите было одобрено создание Межбанковского совета ШОС, в задачи которого должно было входить финансирование будущих совместных проектов. Его первое заседание прошло в китайском Пекине в феврале 2006 года, а в ноябре того же года стало известно о разработке российских планов относительно так называемого «Энергетического клуба ШОС». Необходимость его создания подтвердили на ноябрьском саммите 2007 года, однако, за исключением России, никто не взял на себя обязательства по реализации этой идеи, но на августовском саммите 2008 года она была одобрена.

Саммит 2007 года вошел в историю благодаря инициативе вице-президента Ирана Парвиза Давуди, сказавшего о том, что ШОС - это прекрасное место для того, чтобы спроектировать новую банковскую систему, не зависящую от международных.

На июньском саммите 2009 года в Екатеринбурге, который страны ШОС и БРИКС (в то время еще БРИК) провели в одно и то же время, китайские власти объявили о выделении членам организации кредита в 10 млрд долларов в целях укрепления их экономик в условиях мирового финансового кризиса.

Деятельность стран в ШОС в области культуры

Шанхайская организация сотрудничества, помимо политической, военной и экономической, активно ведет и культурную деятельность. Первая встреча министров культуры стран ШОС произошла в столице Китая Пекине в апреле 2002 года. В ходе нее состоялось подписание совместного заявления, подтверждающего продолжение сотрудничества в этой сфере.

Под эгидой ШОС в казахстанской Астане в 2005 году, наряду с очередным саммитом, впервые прошли фестиваль искусств и выставка. Казахстан также внес предложение о проведении под эгидой организации фестиваля народного танца. Предложение было принято, и фестиваль провели в Астане в 2008 году.

О проведении саммитов

В соответствии с подписанной Хартией, заседание ШОС у Совета глав государств проводится каждый год в разных городах стран-участниц. Также документ говорит о том, что Совет глав правительств (премьер-министров) проводит саммит раз в год на территории государств-членов организации в месте, определяемом заранее его членами. Совет министров иностранных дел собирается за месяц до ежегодного саммита, проводимого главами государств. В случае необходимости созыва внеочередного заседания Совета министров иностранных дел, он может быть организовать при инициативе любых двух государств-участников.

Кто может присоединиться к ШОС в будущем?

Летом 2010 года был утвержден порядок для приема новых участников, но пока никто из желающих присоединиться к организации странам ее полноправным членом не стал. Однако некоторые из этих государств были участниками саммитов ШОС в статусе наблюдателей. И выразили свою заинтересованность в том, чтобы войти в основной состав. Таким образом, в перспективе членом ШОС могут стать Иран и Армения. Последняя в лице премьер-министра Тиграна Саркисяна во время встречи со коллегой из Китая выразила заинтересованность в получении статуса наблюдателя в Шанхайской Международной Организации.

Наблюдатели ШОС

Сегодня в этом статусе в организации находятся потенциальные страны ШОС и БРИКС. Афганистан, например, получил его на пекинском саммите в 2012 году. Индия также выступает в качестве наблюдателя и Россия, видя в ней одного из важнейших будущих стратегических партнеров, призвала ее стать полноправным участником ШОС. Эту российскую инициативу поддержал и Китай.

Выступает как наблюдатель и Иран, который должен был стать полноправным участником в марте 2008 года. Однако, введенные ООН санкции стали причиной временной блокировки процедуры принятие страны в ШОС. Состав стран-наблюдателей включает в себя Монголию и Пакистан. Последний также стремится ко вступлению в организацию. Это стремление российская сторона открыто поддерживает.

Партнерство по диалогу

Положение о партнерах по диалогу появилось в 2008 году. Оно изложено в статье 14 Хартии. В ней партнер по диалогу рассматривается как государство или международная организация, разделяющая принципы и цели, преследуемые ШОС, а также заинтересованная в установлении отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства.

Такими странами являются Белоруссия и Шри-Ланка, получившие этот статус в 2009 году, во время саммита в Екатеринбурге. В 2012 году, во время пекинского саммита, к числу партнеров по диалогу присоединилась Турция.

Сотрудничество со странами Запада

Большинство западных наблюдателей придерживаются мнения, что ШОС должна создать противовес США и для предотвращения возможных конфликтов, позволяющих США вмешиваться во внутреннюю политику стран-соседей - России и Китая. Америка пыталась получить статус наблюдателя в организации, но ее заявка была в 2006 году отклонена.

На саммите 2005 года в Астане, в связи с военными действиями на территории Афганистана и Ирака, а также неопределенной ситуацией относительно нахождения военных сил США в Кыргызстане и Узбекистане, организацией было выдвинуто требование к американским властям об установлении сроков вывода войск из государств, входящих в ШОС. После этого Узбекистаном была озвучена просьба о закрытии авиабазы К-2 на своей территории.

Хотя организацией не были сделаны какие-либо прямые критические заявления относительно внешнеполитических действий США и их присутствия в регионе, некоторые косвенные высказывания на последних заседаниях была трактованы западными СМИ как критика действий Вашингтона.

Геополитика ШОС

В последнее время объектом для комментариев и дискуссий становится и геополитическая природа организации.

Теория говорит о том, что управление Евразией - это ключ к мировому господству, а возможность контроля над странами Центральной Азии дает власть управления Евразийским континентом. Зная о том, какие страны входят в ШОС, можно сказать, что, несмотря на озвученные цели, касающиеся борьбы с экстремизмом и повышения безопасности приграничных территорий, организация, по мнению экспертов, стремится к тому, чтобы уравновесить деятельность Америки и НАТО на территории Центральной Азии.

Осенью 2005 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о ведении организацией работы, направленной на создание справедливого и рационального мирового порядка и формирование принципиально новой модели геополитической интеграции. Эта деятельность ведется так же активно, как и работа, касающаяся других сфер жизни общества.

Китайские СМИ сообщают, что, в соответствии с Декларацией ШОС, ее члены обязаны обеспечивать безопасность в регионе, и поэтому они призывают страны Запада не вмешиваться в его дела. Иными словами, страны Азии объединяются для того, чтобы создать достойную альтернативу европейским международным сообществам и построить свое, независимое от Запада международное сообщество.

2.1 Цели, задачи и принципы Шанхайской Организации Сотрудничества. Механизмы и организационная структура Шанхайской Организации Сотрудничества

15 июня 2001 года в Шанхае главы государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан, высоко оценивая позитивную роль «Шанхайской пятерки» и считая, что создание и развитие «Шанхайской пятерки» отвечало нуждам человечества и историческому развитию данных государств, подписали «Декларацию о создании «Шанхайской Организации Сотрудничества». На основании «Декларации о создании ШОС» 7 июня 2002 года на саммите в Санкт-Петербурге была подписана Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества.

Хартия состоит из 26 статей, которые определяют цели и задачи ШОС, принципы, направления сотрудничества, организационную структуру ШОС, финансирование, взаимоотношения с другими государствами и международными организациями, срок действия и вступления в силу, а также язык, разрешение споров, изменения и дополнения.

В соответствии с Хартией основными целями и задачами ШОС являются:

1. укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства;

2. развитие многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка;

3. совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами преступной транснациональной деятельности, а также незаконной миграцией;

4. поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;

5. содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-членов;

6. координация подходов при интеграции в мировую экономику;

7. содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-членов и их национальным законодательством;

8. поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;

9. взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;

10. совместный поиск решений проблем, которые возникнут в XXI веке.

Государства-члены ШОС придерживаются следующих принципов:

1.взаимного уважения суверенитета, независимости, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ, ненападения, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях, отказа от одностороннего военного превосходства в сопредельных районах;

2.равноправия всех государств-членов, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них;

3.поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса;

4.мирного разрешения разногласий между государствами-членами;

6.недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС;

7.добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из настоящей Хартии и других документов, принятых в рамках ШОС .

В отличие от «Шанхайской пятерки» ШОС начинает придерживаться новых принципов: поэтапного осуществления совместных действий в сферах общего интереса, недопущения любых противоправных действий, направленных против интересов ШОС, а также ненаправленности ШОС против других государств и международных организаций.

Для выполнения целей и задач Хартии в рамках Организации действуют следующие наднациональные институты:

Совет глав государств;

Совет глав правительств (премьер-министров);

Совет министров иностранных дел;

Совещания руководителей министерств и ведомств;

Совет национальных координаторов;

Региональная антитеррористическая структура;

Секретариат.

Все эти органы – исполнительные структуры, а органа по типу парламентской ассамблеи или единого суда не существует. Это показывает начальный уровень институционального развития ШОС.

Функции и порядок работы органов ШОС, за исключением Региональной антитеррористической структуры, определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Советом глав государств.

Совет глав государств может принять решение о создании других органов ШОС. Создание новых органов оформляется в виде дополнительных протоколов к Хартии.

Совет глав государств является высшим органом ШОС. Он определяет приоритеты и вырабатывает основные направления деятельности Организации, решает принципиальные вопросы ее внутреннего устройства и функционирования, взаимодействия с другими государствами и международными организациями, а также рассматривает наиболее актуальные международные проблемы.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета глав государств осуществляет глава государства-организатора очередного заседания. Место проведения очередного заседания Совета определяется, как правило, в порядке русского алфавита названий государств-членов ШОС .

Совет глав правительств (премьер-министров) принимает бюджет Организации, рассматривает и решает основные вопросы, относящиеся к конкретным, в особенности экономическим сферам развития взаимодействия в рамках Организации.

Совет собирается на очередные заседания один раз в год. Председательствование на заседании Совета осуществляет глава правительства (премьер-министр) государства, на территории которого проводится заседание.

Место проведения очередного заседания Совета определяется по предварительной договоренности глав правительств (премьер-министров)

государств-членов .

Совет министров иностранных дел рассматривает вопросы текущей деятельности Организации, подготовки заседания Совета глав государств и проведения консультаций в рамках Организации по международным проблемам. Совет может в случае необходимости выступать с заявлениями от имени ШОС.

Совет собирается, как правило, за один месяц до проведения заседания Совета глав государств. Внеочередные заседания Совета министров иностранных дел созываются по инициативе не менее двух государств-членов и с согласия министров иностранных дел всех других государств-членов. Место проведения очередного и внеочередного заседания Совета определяется по взаимной договоренности.

Председательствование в Совете осуществляет министр иностранных дел государства-члена Организации, на территории которого проводится очередное заседание Совета глав государств.

Председатель Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов представляет Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета .

В соответствии с решениями Совета глав государств и Совета глав правительств (премьер-министров) руководители отраслевых министерств и ведомств государств-членов на регулярной основе проводят совещания для рассмотрения конкретных вопросов развития взаимодействия в соответствующих областях в рамках ШОС.

Председательствование осуществляет руководитель соответствующего министерства или ведомства государства-организатора совещания. Место и время проведения совещания согласуются предварительно.

Для подготовки и проведения совещаний по предварительной договоренности государств-членов могут создаваться на постоянной или временной основе рабочие группы экспертов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с регламентами работы, утверждаемыми на совещаниях руководителей министерств или ведомств. Эти группы формируются из представителей министерств или ведомств государств-членов .

Совет национальных координаторов является органом ШОС, осуществляющим координацию и управление текущей деятельностью Организации. Он проводит необходимую подготовку заседаний Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров) и Совета министров иностранных дел. Национальные координаторы назначаются каждым государством-членом в соответствии с его внутренними правилами и процедурами.

Совет собирается на заседания не реже трех раз в год. Председательствование в Совете осуществляет национальный координатор государства-члена Организации, на территории которого будет проводиться очередное заседание Совета глав государств, в течение срока, начинающегося с даты завершения последнего очередного заседания Совета глав государств и завершающегося датой очередного заседания Совета глав государств.

Председатель Совета национальных координаторов по поручению председателя Совета министров иностранных дел при осуществлении внешних контактов может представлять Организацию в соответствии с Положением о порядке работы Совета национальных координаторов .

Региональная антитеррористическая структура государств-участников Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года с месторасположением в городе Бишкеке является постоянно действующим органом ШОС.

Ее основные задачи и функции, принципы формирования и финансирования, а также порядок деятельности регулируются отдельным международным договором, заключаемым между государствами-членами, и другими необходимыми документами, принимаемыми ими .

При необходимости Совет глав государств-членов ШОС может учреждать отделения РАТС на территориях Сторон. Статус отделения РАТС и работающих в нем лиц определяется соглашением между ШОС и правительством государства пребывания .

РАТС предназначена для содействия координации и взаимодействию компетентных органов Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В своей деятельности РАТС руководствуется документами и решениями, касающимися борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятыми в рамках ШОС. РАТС взаимодействует с компетентными органами Сторон, включая обмен информацией, и готовит соответствующие материалы по запросам других органов ШОС .

Органами РАТС являются Совет РАТС и Исполнительный комитет. Совет может создавать необходимые вспомогательные органы. Совет состоит из государств, входящих в ШОС. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждая Сторона должна быть постоянно представлена в месте пребывания РАТС. Совет принимает решения обязательного характера по всем вопросам существа, включая финансовые вопросы. Совет предоставляет ежегодные доклады о деятельности РАТС Совету глав государств-членов ШОС. Решение в Совете по любому вопросу считается принятым, если ни одна из Сторон не возразила против него .

РАТС имеет статус юридического лица и имеет право:

Заключать договоры;

Приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им;

Открывать и вести банковские счета в любой валюте;

Возбуждать иски в судах и участвовать в судебных разбирательствах.

Данные права осуществляются от имени РАТС Директором Исполнительного комитета РАТС.

Финансирование деятельности РАТС осуществляется из средств бюджета ШОС. Порядок финансирования РАТС определяется документами, регламентирующими вопросы бюджета ШОС .

Основными задачами и функциями РАТС являются:

2) содействие компетентным органам Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

3) сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от Сторон, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

4) предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;

5) содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений;

6) содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

7) содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили данные деяния, с целью их привлечения к уголовной ответственности;

8) участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

9) содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

10) участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

11) установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом .

Исполнительный комитет состоит из Директора и такого персонала, который может потребоваться для обеспечения нормального функционирования РАТС. Структура Исполнительного комитета, а также его штатное расписание утверждается Советом глав правительств государств-членов ШОС на основе предложений Директора, одобренных Советом .

Официальными языками РАТС являются русский и китайский, рабочим – русский язык.

Секретариат является постоянно действующим административным органом ШОС. Он осуществляет организационно-техническое обеспечение мероприятий, проводимых в рамках ШОС, готовит предложения по ежегодному бюджету Организации.

Секретариат возглавляется Исполнительным секретарем, который утверждается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел.

Исполнительный секретарь назначается из числа граждан государств-членов на ротационной основе в порядке русского алфавита названий государств-членов сроком на три года без права продления на следующий срок.

Заместители Исполнительного секретаря утверждаются Советом министров иностранных дел по представлению Совета национальных координаторов. Они не могут быть представителями того государства, от которого назначен Исполнительный секретарь. Должностные лица Секретариата нанимаются из числа граждан государств-членов на квотной основе.

При исполнении служебных обязанностей исполнительный секретарь, его заместители и другие должностные лица секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было государства-члена или правительства, организации или частных лиц. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ШОС.

Государства-члены обязуются уважать международный характер обязанностей Исполнительного секретаря, его заместителей и персонала Секретариата и не оказывать на них влияние при исполнении ими служебных обязанностей.

Отсюда следует, что данная структура имеет наднациональный характер.

Местом расположения Секретариата ШОС является город Пекин .

Таким образом, институты ШОС являются наднациональными и не зависят от национальных правительств.

ШОС имеет собственный бюджет, который формируется и исполняется в соответствии со специальным соглашением между государствами-членами. Это соглашение также определяет размеры взносов, которые ежегодно взносят государства-члены в бюджет Организации на основе принципа долевого участия.

Размеры взносов государств-членов ШОС в бюджет Организации:

Республика Казахстан – 20%;

Республика Узбекистан – 15%;

Республика Таджикистан – 6%;

Кыргызская Республика – 12%;

Китайская Народная Республика – 23,5%;

Российская Федерация – 23,5% .

Бюджет Организации составляется сроком на один календарный год, который также является финансовым годом и утверждается Советом Глав Правительств.

Бюджет Организации охватывает все предполагаемые поступления и планируемые расходы на финансовый год, к которому они относятся, и формируется в долларах США. Ежегодные взносы и авансы начисляются и уплачиваются в долларах США .

Суммы, подлежащие уплате в счет долевых (начисленных) взносов, перечисляются в банк, определенный Исполнительным секретарем по согласованию с Советом национальных координаторов. Начисленные взносы подлежат уплате в полном объеме в течение тридцати дней с момента получения от Исполнительного секретаря уведомления о причитающихся взносах или к первому дню календарного года .

Неуплаченные государством-членом суммы начисленных ежегодных долевых взносов являются задолженностью данного государства перед Организацией, подлежащей обязательному погашению .

Депозитарием настоящего Соглашения является Китайская Народная Республика .

Средства бюджета направляются на финансирование постоянно действующих органов ШОС в соответствии с вышеупомянутым соглашением. Государства-члены самостоятельно несут расходы, связанные с участием их представителей и экспертов в мероприятиях Организации.

ШОС открыта для приема в ее члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС.

Решение вопроса о приеме в ШОС новых членов принимается Советом глав государств по представлению Совета министров иностранных дел на основе официального обращения заинтересованного государства, направляемого действующему председателю Совета министров иностранных дел.

Любое государство-член имеет право выйти из ШОС, направив депозитарию официальное уведомление о выходе из Хартии не позднее чем за 12 месяцев до даты выхода. Обязательства, возникшие в период участия в Хартии и других документах, принятых в рамках ШОС, связывают соответствующие государства до их полного выполнения .

Решения в органах ШОС принимаются путем согласования без проведения голосования и считаются принятыми, если ни одно из государств-членов в процессе согласования не возразило против них (консенсус), за исключением решений о приостановке членства или об исключении из Организации, которые принимаются по принципу «консенсус минус один голос заинтересованного государства-члена».

Подобный принцип согласования позволяет решать только малозначительные вопросы, а по-настоящему сложную проблему разрешить чаще всего не удается из-за различных позиций сторон. В частности, ШОС так и не признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

Любое государство-член может изложить свою точку зрения по отдельным аспектам или конкретным вопросам принимаемых решений, что не является препятствием для принятия решения в целом. Эта точка зрения заносится в протокол заседания.

В случаях незаинтересованности одного или нескольких государств-членов в осуществлении отдельных проектов сотрудничества, представляющих интерес для других государств-членов, неучастие в них указанных государств-членов не препятствует осуществлению заинтересованными государствами-членами таких проектов сотрудничества и, вместе с тем, не препятствует указанным государствам-членам в дальнейшем присоединиться к осуществлению таких проектов .

В связи с этим, страны, входящие в ШОС, практически не связывают себя жесткими обязательствами, а значит как интеграционное объединение ШОС еще достаточно слаба. С другой стороны, сотрудничество в ШОС может развиваться в отдельных областях на двусторонней или многосторонней основе.

Решения органов ШОС исполняются государствами-членами в соответствии с процедурами, определяемыми их национальным законодательством. Отсюда следует, что решения, принятые в ШОС, на практике могут изменяться из-за их зависимости от национальных законодательств. Таким образом, национальное законодательство является первичным по отношению к обязательствам Сторон, принятым в рамках ШОС.

Контроль за выполнением обязательств государств-членов по реализации настоящей Хартии, других действующих в рамках ШОС договоров и решений ее органов осуществляется органами ШОС в пределах их компетенции . Следовательно, какого-либо единого контролирующего органа не существует.

Получила, дезинтеграционные процессы оказались сильнее, чем стремления лидеров республик. 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КАЗАХСТАНА С РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 2.1 Проблемы участия Казахстана в региональных финансово-экономических организациях Мировое сообщество, к сожалению, все еще не смогло найти универсальные методы решения сложнейших...

Локализацию или нейтрализацию воздействия негативных факторов, порождающих проявления терроризма, а также устранение террористических замыслов и намерений отдельных лиц.1 2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом 2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции) Резкий качественный и количественный рост терроризма но всему миру дал серьезный импульс не только...

НОАК взаимодействует с Министерством государственной безопасности, Министерством общественной безопасности, таможенной и финансовой службами. Министерство государственной безопасности Китайской Народной Республики. В последнее время получило развитие и другое направление - создание на базе имеющихся соединений мобильных сил НОАК, предназначенных для действий в локальных конфликтах по периметру...

Заявлявшие, что они лишь выполняли указания Мао Цзэдуна, были приговорены к смертной казни, замененной впоследствии пожизненным тюремным заключением, остальные обвиняемые получили суровые приговоры. Во второй половине 70-х годов в стране произошли глубокие политические перемены. Главная из них – приход к руководству КПК известных партийных деятелей старшего поколения, в разное время и по разным...

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – постоянно действующая межправительственная международная организация, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 г. в Шанхае (КНР). Членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан. Общая площадь государств-членов ШОС – 30 млн. км 2 (3/5 площади Евразии), а население – 1,5 млрд. человек (1/4 всего населения земного шара).

Cвою историю Шанхайская организация сотрудничества, которая изначально носила название «Шанхайская пятерка», ведет с 1996 г., когда в Шанхае главами России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана было подписано «Соглашение о мерах доверия в военной области в районе совместной границы». В 1997 г. в Москве странами было подписано «Соглашении о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы». Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области в приграничных районах, способствовали установлению поистине партнерских отношений. После включения в организацию Узбекистана в 2001 г. «пятерка» стран стала «шестеркой» и была переименована в ШОС.

В июне 2002 г. на Санкт-Петербургском саммите глав государств ШОС была подписана Хартия Шанхайской организации сотрудничества, вступившая в силу 19 сентября 2003 г. Это базовый уставный документ, фиксирующий цели и принципы Организации, ее структуру и основные направления деятельности.

Шанхайская организация сотрудничества, которая, по мнению некоторых экспертов, сложилась в результате соперничества великих держав с целью многостороннего сотрудничества в области безопасности, экономики и культуры, в самом начале была задумана как средство демилитаризации границы между Россией и Китаем и установления вдоль нее зоны безопасности. Четыре из пяти первоначальных членов Организации, то есть Россия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан, имели лишь незначительные пограничные споры. Заключив двухсторонние и многосторонние соглашения в этой сфере, они сумели урегулировать почти все свои проблемы. Единственная сложный момент для этих государств заключался в протяженной границе с Китаем, однако членство в ШОС создало для них гарантии адекватных действий со стороны сильного соседа.

Еще одной целью Организации стало сотрудничество в сфере безопасности и по устранению угроз со стороны экстремистов и террористов в центрально-азиатском регионе. Все шесть основных членов ШОС в той или иной форме противостоят угрозе экстремизма и его возможных последствий в виде сепаратизма и терроризма.

Еще одна важнейшая задача Шанхайской организации – создание условий для развития экономического партнерства в регионе. В рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества ее члены увеличивают свой товарооборот и взаимные инвестиции, развивая при этом производственное и экономическое партнерство.


Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ), который собирается раз в год.

11–12 сентября 2014 г. в Душанбе (Таджикистан) прошли заседания Совета глав государств – членов ШОС. Участники обсудили вопросы международной безопасности, пути мирного разрешения конфликтов в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, стратегию развития организации до 2025 г., подготовку празднования 70-й годовщины победы над фашизмом и другие важные темы. По итогам саммита главы России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана подписали пакет документов, включая Душанбинскую декларацию.

Главы государств рассмотрели актуальные вопросы международной и региональной безопасности. Было подчеркнуто, что терроризм, сепаратизм, экстремизм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, трансграничная организованная преступность и киберугрозы по-прежнему являются факторами, оказывающими негативное влияние на безопасность и стабильность в регионе ШОС. Выражена готовность к продолжению тесного взаимодействия в борьбе с указанными вызовами и угрозами.

При этом особое внимание было уделено взаимодействию государств – членов ШОС на площадке ООН, где проявляется близость или совпадение взглядов государств – членов ШОС на актуальные вопросы международной повестки дня, что также нашло отражение в тексте Душанбинской декларации глав государств. Государства-члены поддерживают выработку в рамках ООН универсальных правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве и продолжат совместно продвигать проект «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности», распространенный от лица государств-членов ШОС в качестве официального документа ООН.

Уполномоченными представителями государств-членов ШОС подписано межправительственное Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, которое будет содействовать развитию торгово-экономического сотрудничества между странами региона.

Признано необходимым усиление диалога и расширение финансово-банковского сотрудничества с целью содействия экономическому развитию всех государств-членов ШОС, углубления региональных торгово-экономических связей, а также повышения роли региона в мировой экономике.

Отмечена важность проводимой работы по изучению вопросов создания Фонда развития (Специального счета) ШОС и Банка развития ШОС и поручено продолжить усилия в целях ее скорейшего завершения.

Главным итогом саммита Шанхайской организации сотрудничества стало принятие документов, открывающих возможности для дальнейшего расширения блока.

Председательство ШОС переходит к России, которая намерена пышно отметить 70-летие победы в Великой отечественной войне, принять в организацию “непримиримых друзей” Индию и Пакистан и провести следующим летом саммит в Уфе.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами‑участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово‑экономической, научно‑технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

Государствами‑наблюдателями при ШОС являются Индия, Монголия, Пакистан и Иран.

На саммите ШОС в Душанбе 28 августа 2008 года утверждено Положение о статусе партнера по диалогу ШОС. Статус партнера предоставляется государству или организации, разделяющим цели и принципы ШОС и желающим установить с Организацией отношения равноправного взаимовыгодного партнерства; или сотрудничающим с ШОС по отдельным направлениям деятельности.

В настоящее время статусом партнера по диалогу обладают Белоруссия и Шри‑Ланка.

Общая площадь государств-членов ШОС равняется около 30,189 миллиона квадратных километров, что составляет 3/5 площади Евразии, а население — 1,5 миллиарда человек, что составляет 1/4 всего населения земного шара.

Cвою историю Шанхайская организация сотрудничества ведет с 1996 года. 26 апреля 1996 года главы России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана встретились в Шанхае с целью выработать единую позицию по всему спектру проблем регионального сотрудничества, а также укрепления мер доверия в военной области. По итогам форума было подписано "Соглашение о мерах доверия в военной области в районе совместной границы".

В 1996‑2000 годах руководители этих стран ("Шанхайская пятерка") встречались поочередно в Шанхае, Москве, Алма-Ате, Бишкеке и Душанбе. Душанбинская встреча 2000 года ознаменовала завершение первого круга встреч глав государств "Шанхайской пятерки".

На базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соответственно в 1996 и 1997 годах и сформировалась ШОС.

На встрече глав пяти государств 15 июня 2001 года в Шанхае лидеры "Шанхайской пятерки" приняли в свои ряды Узбекистан. В тот же день была подписана декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 года принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 года) — базовый уставной документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности Организации.

На очередном саммите ШОС, прошедшем с 28 по 29 мая 2003 года в Москве, было завершено документальное оформление организации: подписана Декларация глав государств ‑ членов ШОС, утверждающая комплекс документов, регламентирующих порядок работы уставных органов ШОС и ее финансового механизма.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения стало подписание в Бишкеке 16 августа 2007 года Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Высшим органом для принятия решений в ШОС является Совет глав государств-членов (СГГ). Он собирается раз в год и принимает решения и указания по всем важным вопросам организации.

Совет глав правительств государств-членов ШОС (СГП) собирается один раз в год для обсуждения стратегии многостороннего сотрудничества и приоритетных направлений в рамках организации, решения принципиальных и актуальных вопросов экономического и иного сотрудничества, а также утверждает ежегодный бюджет организации.

Помимо заседаний СГГ и СГП, действует также механизм встреч на уровне руководителей парламентов, секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, обороны, чрезвычайных ситуаций, экономики, транспорта, культуры, образования, здравоохранения, руководителей правоохранительных ведомств, верховных и арбитражных судов, генеральных прокуроров. Механизмом координации в рамках ШОС служит Совет национальных координаторов государств-членов ШОС (СНК). Организация имеет два постоянно действующих органа — Секретариат в Пекине под руководством генерального секретаря и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры в Ташкенте, возглавляемый директором.

Генеральный секретарь и директор Исполнительного комитета назначаются Советом глав государств сроком на три года. С 1 января 2010 года эти посты соответственно занимают Муратбек Иманалиев (Киргизия) и Дженисбек Джуманбеков (Казахстан).

Символика ШОС включает в себя белый флаг с изображением в центре герба организации. На гербе изображены по бокам два лавровых венка, в центре — символическое изображение Восточного полушария земли с очертаниями земной суши, которую занимает "шестерка", сверху и снизу — надпись на китайском и русском языках: "Шанхайская организация сотрудничества".

Официальные рабочие языки — русский и китайский. Штаб‑квартира находится в Пекине (Китай).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Что еще почитать