Особенности произведения сорочинская ярмарка. Онлайн чтение книги сорочинская ярмарка николай васильевич гоголь. сорочинская ярмарка

Здесь Гоголь описывает природу Украины и то, как торговцы едут на сорочинскую ярмарку. Туда же направляется наш герой Солопий Черевик со своей красавицей дочкой по имени Параска. Именно поэтому пред их повозкой снимают шапку. Но весь вид им портить жена Солопия Хавронья. Уж и сварливая она баба, держит его под своим каблуком. Едут они на ярмарку, чтобы продать пшеницу, да старую кобылу. Когда они проезжают реку, то слышат окрик одного парубка, уж больно он восхищается красотой дочки. Но вот мачеху он назвал "столетней ведьмой". Она же браниться на него, а в ответ он кидает в нее ком грязи.

Глава 2

Остановились они к куму. Солопий и его дочь пошли на ярмарку, чтобы найти, где можно было бы продать свой товар. Но вдруг Параску одергивает тот самый красавец, которого они видели на мосту, и начинает беседовать с ней о любви.

Глава 3

Тут Солопий услышал разговор двух мужчин о пшенице. Они говорили, что не стоит ждать хорошей торговли, так как в сарае на краю ярмарки есть нечистая сила, что когда люди проходят мимо него, даже боятся посмотреть, не дай бог еще аз увидеть красную свитку. Но он не успел дослушать, так как отвлекся на дочь, которая уже обнималась с парубком. Конечно, он сначала горел желанием прервать это, но когда узнал в нем сына приятеля, не стал этого делать. А парубок тем временем пригласил в корчму. Там Солопий увидел, как он осушил кружку горилки, и у него сразу появилось к нему уважение. А когда выпил сам, то предложил парубку жениться на Параске.

Глава 4

Когда отец с дочерью возвращаются домой, то Солопий заявляет жене, что нашел Параске славного жениха. Но когда Хавронья узнает, что это тот самый наглец, кинувший в нее грязь, она чуть не выдрала все волосы Солопию. Тогда он просто говорит, что придется искать другого жениха.

Глава 5

Жена все - таки заставляет Солопия отказать парню. А он печальный сидит на ярмарке. Но тут он встречает цыгана, который обещает помочь ему, но тот должен продать всех волов дешевле. Сначала Грицко сомневается, взглянув на него и увидев его хитрое и язвительное лицо, соглашается.

Глава 6

Пока муж с кумом охраняют возы с товаром, Хавронья принимает у себя поповича. Она угощает его галушками и пампушками. Она притворяется, как будто смущается от его заигрываний. Но тут в дверь раздается стук и она говорит, что пришло много людей, поэтому ему необходимо спрятаться. Прячет его на досках, которые сделаны были в качестве полок.

Глава 7

Солопий и Кум вернулись, потому что по ярмарке прошел слух о красной свитке. Вот несколько знакомых и попросились с ночевкой к Цыбуле. Они выпивают. А Черевик просит рассказать кума про эту самую свитку. Ну, так вот сидел как-то черт в корчме и пропил все, оставил он хозяину свою свитку, но сказал, что резе год вернется. А хозяин продал ее пану, а у пана украл цыган, который также ее продал. Вернулся черт, а свитки нет. У перекупщицы, которая купила, остановилась торговля, тогда она подсунула свитку мужику. Так и у него торговля встала. Так он взял и разрубил свитку и раскидал по округе. Теперь черт каждый год появляется на ярмарке и ищет свою свитку.

Но тут его рассказ прерывается, потому сто в окно показалась свинья.

Глава 8

Началась паника и крики. Попович упал с полок. Его появление еще сильнее усиливает панику. Черевик надел вместо шапки горшок и стал кричать: "Черт, черт!" и выскочил из хаты. Бросился бежать, куда глаза глядят, только чувствует, что на него что-то тяжелое давит...

Глава 9

Своими криками они разбудили всех цыган, которые спали на возах. Они отправились посмотреть, кто же так кричит и вспоминает черта. На Земле лежал Солопий, на голове у него был разбитый горшок, а сверху у него лежала его жена. Цыгане очень долго смеялись над ними, а те когда опомнились, стали таращится на окружающих.

Глава 10

На следующее утро Хавронья отправляет мужа продавать кобылу. Она подает ему полотенце, чтобы он один и лицо и замечает, что в руках у нее красная свинка. Она выбрасывает ее. А Черевик, который просто дрожит от страха, повел кобылу на ярмарку. К нему подходит цыган и спрашивает, что же он продает. Солопий как будто потянул лошадь за узду, но обнаружил, что она пропала, а вместо нее привязан красный лоскут. Он все бросил, и пуститься бежать прочь.

Глава 11

Солопия в переулке поймали парни, которые стали обвинять его, что он украл лошадь. Но он пытается доказать обратное, но ему никто не верит, а его рассказ о красной свитке, только еще больше делает сложным его положение. Тут навстречу парни ведут связанного кума. Он хотел достать из кармана крест, но там его не обнаружил, а нашел там только червонную свитку, он бросился бежать. Кума тоже обвинили в распространении паники.

Глава 12

Солопий и его кум связаные. Они говорят друг другу о несправедливости. Но подходит к ним Грицко и говорит, что сможет их освоить при одном условии, если они сегодня, же сыграют свадьбу с Параской. Черевик, конечно же, соглашается. Он их развязывает и отправляет домой. Там уже ожидают покупатели. К Грицко подходит цыган и спрашивает, все ли сделано правильно. Он говорит, что все прошло хорошо, и он передает воды Власу.

Глава 13

Параска одна дома, любуется собой перед зеркалом и вспоминает Грицко. Она надевает наряды один за другим, танцует и поет о любви. В хату заходит ее ответ и тоже начинает танцевать. А кум говорит, что пришел жених и свадьба начинается. Тут заберет Хавронья, размахивает руками, но помешать уже не в силах. Начинается пышное празднество. Но автор подмечает, что любой пир и веселье когда-нибудь заканчивается.

Как бы не противилась Хивря, но все равно правда и справедливость взяла верх. Появлением черта автор указывает на прочность общества и на протяжении всего произведения высмеивает их и пороки.

Я – самый объективный зритель на свете. Я не кинокритик, я не испытываю от кино эмоций, я смотрю его чисто математически, анализируя каждую сцену. На этот раз я решил написать разбор свежего российского фильма. Того, что прямо сейчас идёт в кино. Перед нами «Гоголь. Начало» (Россия, 2017) .

Внимание! Обзор разбит на 2 части из-за ограничения максимальных размеров ЖЖ-поста. Это глава 2, «Красная свитка» . Части выложены одновременно, читать их стоит последовательно.

Подчеркну: на фильм я сходил в кино , но скриншоты будут с кособокой экранки, так как другой версии на данный момент в сети нет. Чтобы не травмировать ваши глаза, я сделал иллюстрации маленькими.

ГЛАВА 2. КРАСНАЯ СВИТКА

Поскольку фильм – это первые две серии сериала с некоторым перемонтажом (полагаю), то он разделен пополам, и у второй серии есть как собственная линия, так и продолжение линии, заданной в первой части. Иначе говоря, сериал вертикально-горизонтальный.

25 эпизод

Назначение: завязка второй части

Описание сцены: Ночь. Хата Хавроньи. Её муж, Черевик, выходит. Зато приходит любовник Попович. Хавронья его кормит. Он начинает к ней приставать. В разгар поцелуя раздаётся стук в дверь. Попович прячется, а Хавронья находит за дверью красную свитку, знак дьявола.

Она приносит свитку в дом. Свеча загорается зелёным, из неё течёт что-то красное, появляется парящая в воздухе красная свитка, затем – свиная голова, а потом в мельтешении кадров Попович теряет сознание.

Пояснение к сцене: Ну, тут классическая вполне история, почти по Гоголю. Нормально, без претензий.

26 эпизод

Назначение: начало расследования

Описание сцены: Бинх и Гоголь обсуждают дело в полицейском отделении. Бинх не особо дружелюбен, но и не враждебен (в целом мне, кстати, нравится такое отношение – то есть он туповат, но всё-таки профессионал). Бинх рассказывает, что Хавронью зарезали, а на печи – такой же знак, как был на прежних местах преступлений. Тесак, как обычно, докладывает информацию о том, что такое красная свитка (знак дьявола). Попович несёт всякую хрень, и Гоголь сомневается, что он убийца. Бинх не противится расследованию Гоголя, но и помогать не хочет: художника, который мог бы зарисовать преступника и жертв по описаниям, он выделять не собирается.

Пояснение к сцене: Опять же, нормальная сцена. Ну, разве что очередная лекция Тесака за уши притянута. Я бы изящнее как-то ввёл информацию о свитке.

27 эпизод

Назначение: ввести Параську и её конфликт с Хавроньей (пока предварительно)

Описание сцены: Параська (как выяснится позже, дочь Черевика от первого брака) стирает бельё, и ей является призрак Хавроньи.

Пояснение к сцене: Сцена правильная, потому что явление призрака сыграет позже, то есть она не проходная, а смысловая. Другое дело, что гримёру нужно оторвать обе руки за посмертный грим Хавроньи. Он просто очень плохой.

28 эпизод

Назначение: ввести Вакулу

Описание сцены: Гоголь с Тесаком приходят к кузнецу Вакуле уговорить того порисовать для них (он раньше увлекался рисованием и не утратил навыков). Гоголь просит неуверенно, Вакула отказывается. Появляется дочь Вакулы, просит у отца в подарок серёжки, уходит. Гоголь находит аргумент: если не поможете, то и за вашей дочерью не ровен час придёт. Это переубеждает Вакулу.

Претензии к сцене: Сцена отвратительно топорная. Написано криворуким неучем, простите, шита белыми нитками. Дано: Вакула отказался. Значит, надо как-то его убедить. И тут внезапно появляется дочь Вакулы, задаёт вообще не имеющий ни к чему отношения вопрос («хочу серёжки»), и Вакула внезапно соглашается. Это называется «рояль в кустах». От Гоголя не потребовалось никаких скиллов, никаких усилий, чтобы убедить кузнеца помочь, просто вот дочка появилась, и всё, папа убеждён.

Это плохо, потому что выбивается из линии повествования. Мы не видели ни Вакулу, ни его дочь раньше. Появилась девочка только для одной цели: дать сценаристу выкрутиться из неразрешённой сцены.

Как исправить: тут решение может быть разным. Например: показываем Вакулу и его рисунки раньше. Не сейчас, когда он вдруг понадобился, а ещё в первой серии. Типа вон там кузнец, он ещё рисовать умеет, хату разукрасил. Тогда в этой серии, когда нам понадобится художник, зритель вспомнит и скажет: о, точно, сейчас к Вакуле пойдут! Зритель любит догадываться, любит ощущать себя типа как умным.

Теперь надо корректно ввести дочь. Когда Гоголь и Тесак подходят, она уже должна играть у ног Вакулы. Ей и слов-то не надо. Пусть просто играет. И когда дело доходит до аргумента, Гоголю достаточно просто посмотреть на неё. И всё понятно, ничего даже объяснять не надо. Это снова боязнь сценариста сделать сцену с минимумом слов.

Есть такое золотое правило, которое наши сценаристы не понимают (марш на первый курс!). Рояль в кустах – это когда предмет, позволяющий решить проблему, появляется сразу после озвучивания проблемы. Чтобы избежать этого, предмет нужно вводить до проблемы, а использовать – по мере необходимости. Как ружьё, которое висит на стене и ждёт выстрела. Данная сцена – чистой воды образец сценарного непонимания этого правила.

29 эпизод

Назначение: показать, как Гоголь начал дедуктивно мыслить

Описание сцены: Хавронью отпевают в хате. Появляется вся полицейская орда: Бинх, Гоголь, Тесак, Яким. Черевик рассказывает, что выпивал с женихом своей дочери Параськи в шинке. По возвращении Черевик и нашёл в хате труп.

Выясняется, что знак на печи поп замазал как дьявольщину. Появляется Вакула и отмазывает замазку уксусом. Знак проступает. У Гоголя видение, он падает в обморок. В обмороке он зарисовывает лист дерева. Это липа. «Липа!» - понимает Гоголь (крайне топорное решение).

Дом обыскивают. Гоголь поясняет Бинху, что знак был нарисован с ошибкой (нам показывают «правильный» знак, который мы видели в доме хозяйки гостиницы), плюс убили немолодую бабу, плюс в помещении, а не в лесу. То есть это явно «липа», подделка. Тесак находит нож (орудие преступления) и свечу, которая горела в завязке. Виновен Черевик.

Пояснение к сцене: Тут хорошо и уверенно выглядит, наконец, Гоголь, когда объясняет Бинху, что это Черевик убил неверную жену. И всё бы неплохо, если бы не два замечания.

Претензии/рекомендации: Во-первых, топорно разрешено появление Вакулы, который – оп! – знает, что можно отмазать замазку уксусом, но остальное всё окей. Если бы мы ввели Вакулу раньше и нормально разрешили предыдущую сцену, не понадобилось бы превращать кузнеца в рояль в кустах в этой. То есть он не должен появляться именно в тот момент, когда понадобилось его знание про уксус. Он должен прийти с Гоголем и Бинхом с самого начала. Сценарист две сцены подряд делает «рояли», ай-ай-ай.

Во-вторых, игра слов с липой крайне натянута. Гоголь должен был нарисовать или написать что-то другое, что подтолкнуло бы его к дедукции (как в случае с вулканом, крестом и барашком).

30 эпизод

Назначение: показать признание Черевика и намекнуть, что со свечой всё не так просто

Описание сцены: Участок. Бинх допрашивает и на удивление красиво раскалывает Черевика. Тот сознаётся, но просит до суда успеть посидеть на свадьбе у Параськи.

У Гоголя новое видение, когда он берёт в руки свечу. Черевик говорит, что свечу Параська купила у цыган в Полтаве.

Гоголь приватно говорит Бинху, что это не Черевик, но тот отмахивается. Гоголь хочет провести вскрытие Хавроньи.

Пояснение к сцене/: Нормальная полицейско-дознавательная сцена, претензий не имею.

31 эпизод

Назначение: ввести доктора

Описание сцены: Тело Хавроньи приносят в сарай. Приносят в жопу пьяного доктора Бомгарта (отличная сцена, я реально ржал).

Доктор алкаш, но профессионал. Пошатываясь и попивая горилку, проводит вскрытие. Гоголь бухает с ним, чтобы не блевать. Бомгарт говорит, что рана нетрудная, а причина смерти – разрыв сердца от страха.

Пьяные Гоголь и Бомгарт выходят из сарая и расстаются.

Пояснение к сцене: Персонаж доктора – второй по качеству после Гуро. Реально хороший. Сцена забавная, смотреть приятно.

32 эпизод

Назначение: чёрт его знает, бесполезная сцена; видимо, сценарист полагал, что с её помощью он введёт историю с Пушкиным

Описание сцены: Пьяный Гоголь вспоминает Лизу и идёт к ней. Лиза читает книгу Гоголя/Алова на веранде.

Они говорят ни о чём (причём Гоголь почему-то почти трезв). Гоголь спрашивает, не она ли к нему ночью приходила. Она говорит – нет. Гоголь рассказывает о том, как понёс свою поэму Пушкину, но тот играл в карты и Гоголя не принял.

Сплошная лажа: Сцена абсолютно бесполезна. Пустой нудный разговор и бессмысленный вопрос о том, кто был у него в номере ночью. Почему бессмысленный? Дело в том, что потом, позже, он тот же вопрос задаст Оксане, и та ответит однозначно (точнее, прозрачно намекнёт). В этой же сцене нет больше никакой дополнительной информации. Сыграет позже только история про Пушкина, но, если честно, предварительный рассказ о ней просто не нужен – она и без этого сработает.

Как исправить: Эту сцену можно убрать из сценария, и он вообще ничего не потеряет. Собственно, все сцены нужно анализировать таким образом. Если сцену можно выкинуть и всё останется понятным, её НУЖНО выкинуть. Сценарий – это не проза, тут другие законы. Нет информации в сцене? Убить сцену.

33 эпизод

Назначение: свести Гоголя с Параськой

Описание сцены: Ночью Параське мерещится Хавронья (о май гад, опять этот грим). Параська выбегает из хаты, бежит в лес. Там её преследует призрак Хавроньи и Демон.

Через тот же лес идёт пьяный Гоголь. Ему мерещится призрак Гуро, он натыкается на Параську, падает. Они вместе прячутся от Демона за деревом. Выйдя из леса, они натыкаются на Грицко, и тот из ревности бьёт Гоголя в челюсть. Тот теряет сознание.

Пояснение к сцене/претензия: Смысл верный, но натянуто всё крайне примитивно, сценарист явно не знал, как разрешить сцену и сшил всё белыми нитками.
1) Почему Параська бежит от призрака в тёмный лес, а не в освещённое село?
2) Что, правда, от Демона можно спрятаться за деревом?
3) Как Грицко внезапно находит их в тёмном лесу?
Как исправить:
1) Если хата с краю, то призрак мог встать на пути Параськи и погнать её в лес – но этого не показали.
2) Очень слабый натяг. Демон должен уйти сам. Хороший вариант – он натыкается на Параську и Гоголя, смотрит и – отшатывается от Гоголя! Это было бы реально круто и дополнительно подчёркивало бы наличие у Гоголя «тёмной силы»
3) Параська могла орать во всю глотку, и Грицко мог бы прийти на крики.

34 эпизод

Назначение: теоретически – объяснить происходящее с Гоголем (но не вышло)

Описание сцены: Видение Гоголя в бессознательном состоянии. Он в Петербурге, идёт со своими стихами к Пушкину, но тот играет в карты и его не замечает. Гоголь выходит из здания и видит… Оксану. Она посреди улицы, все остальные прохожие выстраиваются по тротуарам, как зрители. Она прямым текстом говорит, что есть «тёмный, сокрытый мир» (СПАСИБО, КЭП!), а Гоголь имеет с ним связь и может переступать порог между мирами. Лицо Гоголя на время становится демоническим. Судя по всему, это и есть обещанная помощь Оксаны: она разъясняет Гоголю всякие вещи. И в частности – что ему мешает Лиза, занимая его сердце. Оксана намекает, что в тот день с ним была именно она, Оксана. Гоголь требует у Оксаны отстать от Лизы, Оксана злится, и он просыпается.

Претензии к сцене: Если честно, это очень слабая сцена. Вроде как начинается нормально: Оксана в сюрреалистической сцене посреди Петербурга. Но то, что говорит Гоголю Оксана – это какое-то пустословие, призванное растянуть хронометраж. Ну да, мы понимаем, что есть тёмный потусторонний мир. Ну да, у Гоголя есть способности, позволяющие контактировать с ним. Ну да, он влюблён в Лизу. Ну да, в ту ночь с ним была суккуб-Оксана (хотя это можно, в принципе, сказать, тут в фильме неплохая фраза про то, что неважно, кто с ним был, если ему было хорошо). В общем, всё это было понятно и так. Зачем этот диалог? Чтобы он жалко пригрозил Оксане (порицание актёрской озвучке, кстати, интонации, как у полудохлой мыши)?

Что здесь надо: Сама по себе сцена здесь нужна, и антураж правильный. Нужно только написать нормальный диалог, а не это жалкое подобие. Оксана должна сообщить Гоголю что-то реально важное. Какую-то крупицу информации о Демоне. Что-то такое занятное. И не договорить по какой-то причине (Гоголь ли перебьёт, или проснётся он, неважно). Чтобы была загадка и чтобы Гоголю было над чем думать. Потому что после имеющейся сцены думать ему не над чем.

35 эпизод

Назначение: сцена-переход к свадьбе

Описание сцены: Гоголь просыпается в номере с синяком под глазом (кстати, мелковатым, я бы круче вдолбил). Яким поит его горилкой и рассолом. Кузнец приходил и оставил зарисовки убитых девушек. Кроме того, от Гуро остался сундучок, который нужно было передать Гоголю, и вот этот сундучок, только ключа нет.

Пояснение к сцене/вопросы: Сцена-разбивка с аккуратным разрешением ряда технических деталей (кузнец портреты принёс, например).

Абсолютно ненужная деталь: Гоголь давится горилкой и заплёвывает рисунки, Яким их просушивает. Это нигде больше не играет, просто ради двух фраз, время потянуть. Я бы вырезал.

36 эпизод

Назначение: объяснить, что не так со свечой

Описание сцены: Свадьба Параськи и Грицко. Присутствуют также Бинх, Гоголь, Тесак. Черевик грустен. Появляется призрак Хавроньи (у меня каждый раз кровь из глаз при виде этого грима).

Гоголь будит спящего за столом доктора Бомгарта. Расспрашивает его про свечу, так как тот сечёт в химии. Бомгарт изучает свечу и говорит, что это цыганская свечка: сперва горит нормально, а потом догорает до галлюциногенного состава из белладонны, полыни и иже с ними, и тогда мама не горюй. Ну то есть он говорит это не так прямо, просто это в диалоге выясняется.

Из технического интереса Бомгарт суёт горящую свечу под нос Гоголю, и того сваливает в транс. В видении Гоголь лежит на земле, и вдруг над ним склоняется Пушкин с двумя тёлками. Происходит абсурдный диалог, в котором Пушкин знает Гоголя и даже спрашивает, над чем тот сейчас работает. Пушкин откровенно комический. Все ржут и превращаются в свиней (точнее, людей в масках свиней).

Бомгарт будит Гоголя. Гоголь понимает, что случилось: Хавронье подсунули цыганскую свечу, а после того, как оба задурели, убийца зашёл к ним в маске свиньи. Он понимает, что это Параська – именно она знала, что собой представляет свеча.

Пояснение к сцене/претензии: Если говорить о реальности, то нормальная сцена. Даже то, что он Бомгарта именно тут, на свадьбе, про свечу спрашивает, логично: он с тех пор как с ним в стельку пьяный расстался, больше не виделся.

Но вот транс тут реально не нужен. Совсем. Если честно, слишком много трансов. Ну правда. Хочется, чтобы герой до большего объёма информации доходил собственным умом. Про маску свиньи он и так мог догадаться, найти её, например, где-нибудь (а это единственный смысл транса). Чую, такими темпами к 8-й серии вообще всё действие будет в трансе происходить.

37 эпизод

Назначение: движение к развязке

Описание сцены: снова свадьба. Гоголь подходит к Черевику и рассказывает ему, что обо всём догадался: Черевик взял на себя вину дочери. Параська и Грицко тоже слышат. Общая суть в том, что Черевик хотел застукать Хавронью с любовником, а застукал – дочь, убившую Хавронью. И прикрыл её. Черевик отвечает, что надо было раньше Хавронью убить, что он виноват, что пустил это гадину в дом. Он хватает Гоголя и душит его, а Параська и Грицко убегают.

Бинх спасает Гоголя, оглушая Черевика. Начинается погоня. Параська и Грицко бегут, но ногу Грицко обвивает заколдованный древесный корень, а Параська бежит дальше с… Грицко (мы понимаем, что с каким-то потусторонним). За ними гонятся все – Гоголь, Вакула, Бинх, Тесак, Яким, Бомгарт. Позже отряд разделяется: полицейские идут в одну сторону, а Гоголь, Яким, Вакула и Бомгарт – по кратчайшему пути.

Проблемы сцены: По сути всё нормально, кроме, как нетрудно догадаться, тупости в диалогах. Например, там такой есть: «Мы можем их догнать у излучины», говорит Вакула. «Сможете нас провести?», спрашивает Гоголь. «Да, я знаю дорогу», отвечает Вакула. Так люди не говорят. В нормальном исполнении это звучит как одна фраза Вакулы: «Мы можем их догнать у излучины, я знаю короткую дорогу, сюда». То есть это реально не должно быть диалогом. Проблема сценариста «не могу без лишних слов» снова проявляется во весь рост.

38 эпизод

Назначение: развязка

Описание сцены: По сути, продолжение предыдущей сцены. На лодке плывут Параська и лже-Грицко. Последний превращается в призрак Хавроньи (гри-и-и-им, ы-ы-ы).

Погоня (группа Бинха) находит запутавшегося в ветвях Грицко. Хавронья привозит Параську к Демону, ждущему на берегу.

Гоголь, Яким, Вакула и Бомгарт утыкаются в Хавронью. Она над ними издевается, распочковывается в несколько Хавроний. Бомгарт падает в обморок. Хавроньи ржут и поднимают Якима, Гоголя и Вакулу в воздух, бьют их о деревья, вращают кругом. Просыпается Бомгарт (кстати, вот тут отличный кадр, где они летают как бы над головой Бомгарта, как чёртики). Он ничего не соображает, для света зажигает свечу – ту самую, цыганскую. А Хавронья её боится – и тут же ретируется.

Свеча гаснет, она пытается напасть снова. Но Гоголь проявляет своё тёмное «я», она пугается и убегает совсем.

Пояснение к сцене/претензия: Опять же: по сути всё хорошо, но ряд мелких деталей подбешивает. Например, когда Бомгарт падает в обморок, оператор зачем-то показывает это с двух ракурсов (вот он упал, общий план, и вот вам ближний). Зачем? Что такого в его падении? Он просто упал, даже очков не разбил. Ну, упал и ладно.

В плане сюжета тут всё просто и ясно.

39 эпизод

Назначение: разрешение развязки

Описание сцены: Рассвет. Все уже достигли излучины. Тут лодка, в ней – труп Параськи. На земле нарисован гигантский демонический знак.

Пояснение к сцене: Всё нормально, всё понятно, пояснять тут нечего.

40 эпизод

Назначение: затравка на 3-ю серию, показать, что Лиза в опасности

Описание сцены: Номер Гоголя. В нём, помимо него, Яким, Вакула и Бомгарт (трезвый!). Гоголь говорит, что они – единственные, кому он может доверять. Они объединяются, чтобы остановить Демона. Из зеркала за ними наблюдает Оксана.

Вакула отмычкой открывает сундук Гуро. Гоголь берётся за ручку и – о господи, снова видение. Он – в пещере Демона. К стенам какой-то смолой приклеены убитые девушки. И вдруг – живая Лиза, которую обнимает Демон.

Пояснение к сцене/претензии: ЗАЧЕМ Оксана в зеркале? Что это за, блин, жалкий спецэффект времён «Гостьи из будущего»? Она потусторонняя, она по умолчанию всё знает, что это за явление Христа народу? В остальном сцена хорошая, и даже видение правильное, к месту.

Как исправить: убрать Оксану из сцены.

41 эпизод

Назначение: и ещё одна затравка на 3-ю серию. Очень клёвая!

Описание сцены: Лес, гора над Диканькой. К обрыву подходит… Гуро. Такой же элегантный, как и был.

Пояснение к сцене: Йе-е. Ради Гуро я готов смотреть дальше.

Всё. Вот так я думаю, когда смотрю каждый фильм. Посценно. Анализируя все детали. Так можно разбирать и хорошие фильмы, и плохие.

Что я думаю о «Гоголе»? Что это хорошая попытка, которую можно «допилить». Это не адские неисправимые «Защитники», не алогичный бессмысленный «Дуэлянт». Это реально проба пера в области качественных сериалов, испорченная рядом малых факторов – слабостью сценаристов, прописывавших отдельные диалоги, ошибками оператора или режиссёра, которые, я надеюсь, научились на этом опыте. Поэтому я могу поставить «Гоголю» 6/10. По-моему, это рекорд для русского фильма-блокбастера, который я вообще когда-либо ставил (артхаус не в счёт, там другие критерии, и я часто оцениваю его высоко).

Стоит ли посмотреть? Да, стоит, почему бы и нет. Если уж на что-то из нашего идти, то на это.

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Сорочинская ярмарка" Николая Васильевича Гоголя - первой повести цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Описанием упоительных роскошеств летнего дня в Малороссии начинается сия повесть. Среди красот августовского полдня движутся возы, заполненные товаром, и пеший люд на ярмарку в местечко Сорочинец. За одним из возов, груженным не только пенькою и мешками с пшеницей (ибо сверх того здесь сидят чернобровая дивчина и ее злая мачеха), бредет истомленный жарою хозяин, Солопий Черевик. Едва въехав на перекинутый через Псел мост, воз привлекает внимание местных парубков, и один из них, «одетый пощеголеватее прочих», восхищаясь пригожей Параскою, затевает перебранку с злоязычною мачехой. Однако, прибыв к куму, козаку Цыбуле, путешественники на время забывают это приключение, и Черевик с дочкою отправляются вскоре на ярмарку. Здесь, толкаясь меж возами, он узнает, что ярмарке отведено «проклятое место», опасаются появления красной свитки, и уж были тому верные приметы. Но как ни озабочен судьбою своей пшеницы Черевик, вид Параски, что обнимается с давешним парубком, возвращает его к «прежней беспечности». Впрочем, находчивый парубок, назвавшись Голопупенковым сыном и пользуясь давним приятельством, ведет Черевика в палатку, и после нескольких кружек о свадьбе уж договорено. Однако по возвращении Черевика домой грозная его супруга не одобряет такого поворота событий, и Черевик идет на попятный. Некий цыган, торгуя у опечаленного Грицько волов, не совсем бескорыстно берется ему помочь.

Вскоре «на ярмарке случилось странное происшествие»: появилась красная свитка, и многие ее видели. Оттого Черевик с кумом и дочкою, собиравшиеся прежде провести ночь под возами, спешно возвращаются домой в компании перепуганных гостей, а Хавронья Никифоровна, грозная его сожительница, услаждавшая дотоле гостеприимством своим поповича Афанасия Ивановича, вынуждена спрятать его на доски под самым потолком среди всякой домашней утвари и сидеть за общим столом как на иголках.

По просьбе Черевика кум рассказывает историю красной свитки - как за какую-то провинность был изгнан из пекла черт, как пьянствовал он с горя, угнездившись в сарае под горой, пропил в шинке все, что имел, и заложил красную свитку свою, пригрозив прийти за нею через год. Жадный шинкарь позабыл о сроке и продал видную свитку какому-то проезжему пану, а когда явился черт, то прикинулся, будто в глаза его раньше не видал. Черт ушел, но вечерняя молитва шинкаря была прервана явившимися вдруг во всех окнах свиными рылами. Страшные свиньи, «на ногах, длинных, как ходули», угощали его плетьми, пока тот не признался в обмане. Однако свитки вернуть было нельзя: пана по дороге ограбил цыган, свитку продал перекупке, и та снова привезла ее на Сорочинскую ярмарку, но торговля ей не задалась. Смекнув, что дело в свитке, она бросила ее в огонь, но свитка не сгорела, и перекупка подсунула «чертов подарок» на чужой воз. Новый владелец избавился от свитки, лишь когда, перекрестившись, порубил ее на части, разбросал вокруг и уехал. Но с той поры ежегодно во время ярмарки черт «с свиною личиною» ищет куски своей свитки, и теперь только левого рукава недостает ему. В этом месте рассказа, неоднократно прерывавшегося странными звуками, разбилось окно, «и страшная свиная рожа выставилась».

В хате все смешалось: попович «с громом и треском» упал, кум пополз под подол своей супруги, а Черевик, ухватив вместо шапки горшок, бросился вон и вскоре без сил упал посреди дороги. С утра ярмарка, хоть И полнится страшными слухами о красной свитке, шумит по-прежнему, и Черевик, которому уж с утра попался красный обшлаг свитки, ворча ведет кобылу на продажу. Но, заметив, что к узде привязан кусок красного рукава и бросившись в ужасе бежать, Черевик, вдруг схваченный хлопцами, обвиняется в краже собственной кобылы и заодно уж с подвернувшимся кумом, что бежал от привидевшейся ему чертовщины, связан и брошен на солому в сарай. Здесь обоих кумов, оплакивавших свою долю, и находит Голопупенков сын. Выговорив себе Параску, он освобождает невольников и отправляет Солопия домой, где ждет его не только чудно обретенная кобыла, но и покупщики ее и пшеницы. И хотя неистовая мачеха пытается помешать веселой свадьбе, вскоре все танцуют, и даже ветхие старушки, которых, впрочем, увлекает не общая радость, а один только хмель.

В Сорочинцы на ярмарку едет Солопий Черевик с дочкой Параской. Один из встречных парней восторгается красотой девушки и насмехается над ее мачехой Хиврей, сидящей рядом на возу. Разгневанная женщина осыпает шутника бранью, а тот бросает в Хиврю ком грязи.

II

Семейство останавливается у кума Цыбули. На следующий день Солопий с дочерью выходит на ярмарку. Отец приценивается, Параска ходит за ним следом. Вдруг ее хватает за рукав вчерашний насмешник. Девушка стыдится разговора с ним, но сердце ее сладко замирает.

III

Солопий внимательно прислушивается к разговору торговцев, которые обеспокоены тем, что под ярмарку выбрано «нечистое место». Якобы накануне вечером волостной писарь видел, как из окна разрушенного сарая выглянула морда со свиным рылом. Если появится «червоная свитка», точно быть беде.

Тут Солопий замечает, что его дочка обнимается с незнакомым парубком. Выясняется, что этот парень – сын его знакомого Грицько. Парубок сразу просит руки Параски, и Солопий с радостью соглашается. Они идут в шинок отметить сговор.

IV

Жена встречает захмелевшего Солопия неласково. Черевик оправдывается, у него был повод. Он нашел дочке жениха. Хивря насмехается над его выбором, предполагая, что жених пьяница и голодранец. Когда выясняется, что это тот самый насмешник, который обляпал ее грязью, она набрасывается на мужа с кулаками.

V

Под натиском жены Солопий вынужден забрать назад свое обещание. Парень опечален. К нему подходит цыган Влас, который уговаривает парубка продать волов, но тот не соглашается. Узнав о причине скверного настроения Грицька, Влас предлагает ему сделку. Он поможет парню жениться на Параске, а тот уступит ему волов. Цыган и Грицько ударяют по рукам.

VI

Пока муж ищет покупателей, Хивря принимает у себя поповича. Она угощает «дражайшего Афанасия Ивановича» варениками и пампушками, делает вид, что смущена его заигрываниями. Внезапно раздается стук в ворота. Хивря сообщает перепуганному кавалеру: пришло много людей, поэтому лучше спрятаться. Попович забирается на доски, проложенные в виде полок под потолком.

VII

К вечеру по ярмарке проходит слух, что черт в образе свиньи что-то искал на возах. К Цыбуле напрашиваются ночевать несколько знакомых. Они выпивают для храбрости. По просьбе Черевика кум рассказывает про «червоную свитку». Однажды черт засел в корчме и пропил все, что было. Тогда он отдал корчмарю свою свитку, но обещал через год вернуться за ней. Корчмарь не стал ждать и продал красивую вещь пану.

Через год пришел черт, но свитку у пана уже украл цыган и продал ее «перекупке» на ярмарке. У той сразу остановилась торговля. Сообразив в чем дело, торговка подсунула чертову одежку на воз мужику. У бедняги тоже перестали покупать, тогда он изрубил свитку топором и разбросал по округе. Вот черт каждый год ходит по ярмарке, ищет куски своей свитки.

Рассказ Цыбули прерывает звон стекла, в разбитое окно всовывается свиная морда.

VIII

В комнате поднимается страшный крик. От испуга один из гостей подпрыгивает и ударяется головой о доски, на которых лежит попович. Тот падает вниз, усиливая всеобщий переполох. Другой гость забирается в печку, кум лезет под подол супруги, а Черевик нахлобучивает вместо шапки горшок и бежит, пока не падает без сил. Кто-то валится на Солопия сверху, и свет для него меркнет.

IX

Спящих на возах цыган будит крик. Они решают посмотреть, что происходит. Влас и его напарник идут в ту сторону, откуда раздавался шум. На земле лежит Черевик с разбитым горшком на голове, а на нем его дородная супруга. Цыгане долго смеются над незадачливой парочкой, а те приходят в себя и недоуменно таращатся на них.

X

Утром Хивря заставляет Солопия идти продавать старую кобылу. Она протягивает мужу полотенце, чтобы обтереть лицо, и вдруг обнаруживает в руках кусок красной свитки. В ужасе Хивря отбрасывает лоскут.

Дрожащий от страха Черевик ведет лошадь на поводу. К нему подходит цыган и спрашивает, что он продает. Солопий хочет потянуть за узду кобылу, но обнаруживает, что лошадь пропала, а вместо нее к узде привязан красный лоскут. Бросив узду, перепуганный Черевик бежит прочь.

XI

В тесном переулке Солопия хватают дюжие парни. Его обвиняют в краже кобылы. Бедняга пытается доказать, что кобылу украли как раз у него. Черевику не верят, а рассказ о куске «червоной свитки» только ухудшает дело. Теперь его обвиняют еще и в распускании вредных слухов. Навстречу такие же крепкие парни тащат связанного кума. Он засунул руку в карман, чтобы закурить, но вместо кисета нашел кусок «червоной свитки», а затем с криком бросился бежать. Цыбулю тоже обвиняют в распространении паники.

XII

Черевик и Цыбуля лежат связанные. Они жалуются друг другу на несправедливость обвинений. Подходит Грицько и обещает освободить обоих, если сегодня же сыграют его свадьбу с Параской. Солопий с радостью соглашается. Парубок развязывает их и отправляет Черевика домой. Там его ждут покупатели. Грицька останавливает цыган и спрашивает, доволен ли парень тем, как они все устроили. Парубок подтверждает: дело прошло успешно, и волы теперь принадлежат Власу.

XIII

Параска одна в доме. Она любуется собой в зеркале, мечтает о том, как выйдет замуж за Грицька, напевает и пританцовывает. Входит Солопий и тоже пускается в пляс. Появляется Грицько, и Черевик торопит молодых. Он спешит все уладить, пока не пришла жена. Начинается свадебное веселье, которому не могут помешать даже протесты вернувшейся Хиври.

  • «Сорочинская ярмарка», анализ повести Гоголя

Год написания:

1829

Время прочтения:

Описание произведения:

Повесть Сорочинская ярмарка была написана в 1829 году Николаем Гоголем , впервые издана в 1831 году. Эта повесть является частью сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки", которая стала первой книгой писателя. Действие в повести Сорочинская ярмарка развивается на родине Николая Гоголя в селе Великие Сорочинцы, Полтавская область.

Интересно, что сама рукопись повести Сорочинская ярмарка представляет собой четыре отдельных листа серой бумаги (всего 16 страниц), которые полностью наполнены автографическим текстом чернилами. А заголовок и дата в конце помечены карандашом чужой рукой.

Читайте ниже краткое содержание повести Сорочинская ярмарка.

Описанием упоительных роскошеств летнего дня в Малороссии начинается сия повесть. Среди красот августовского полдня движутся возы, заполненные товаром, и пеший люд на ярмарку в местечко Сорочинец. За одним из возов, груженным не только пенькою и мешками с пшеницей (ибо сверх того здесь сидят чернобровая дивчина и ее злая мачеха), бредет истомленный жарою хозяин, Солопий Черевик. Едва въехав на перекинутый через Псел мост, воз привлекает внимание местных парубков, и один из них, «одетый пощеголеватее прочих», восхищаясь пригожей Параскою, затевает перебранку с злоязычною мачехой. Однако, прибыв к куму, козаку Цыбуле, путешественники на время забывают это приключение, и Черевик с дочкою отправляются вскоре на ярмарку. Здесь, толкаясь меж возами, он узнает, что ярмарке отведено «проклятое место», опасаются появления красной свитки, и уж были тому верные приметы. Но как ни озабочен судьбою своей пшеницы Черевик, вид Параски, что обнимается с давешним парубком, возвращает его к «прежней беспечности». Впрочем, находчивый парубок, назвавшись Голопупенковым сыном и пользуясь давним приятельством, ведет Черевика в палатку, и после нескольких кружек о свадьбе уж договорено. Однако по возвращении Черевика домой грозная его супруга не одобряет такого поворота событий, и Черевик идет на попятный. Некий цыган, торгуя у опечаленного Грицько волов, не совсем бескорыстно берется ему помочь.

Вскоре «на ярмарке случилось странное происшествие»: появилась красная свитка, и многие ее видели. Оттого Черевик с кумом и дочкою, собиравшиеся прежде провести ночь под возами, спешно возвращаются домой в компании перепуганных гостей, а Хавронья Никифоровна, грозная его сожительница, услаждавшая дотоле гостеприимством своим поповича Афанасия Ивановича, вынуждена спрятать его на доски под самым потолком среди всякой домашней утвари и сидеть за общим столом как на иголках. По просьбе Черевика кум рассказывает историю красной свитки - как за какую-то провинность был изгнан из пекла черт, как пьянствовал он с горя, угнездившись в сарае под горой, пропил в шинке все, что имел, и заложил красную свитку свою, пригрозив прийти за нею через год. Жадный шинкарь позабыл о сроке и продал видную свитку какому-то проезжему пану, а когда явился черт, то прикинулся, будто в глаза его раньше не видал. Черт ушел, но вечерняя молитва шинкаря была прервана явившимися вдруг во всех окнах свиными рылами. Страшные свиньи, «на ногах, длинных, как ходули», угощали его плетьми, пока тот не признался в обмане. Однако свитки вернуть было нельзя: пана по дороге ограбил цыган, свитку продал перекупке, и та снова привезла ее на Сорочинскую ярмарку, но торговля ей не задалась. Смекнув, что дело в свитке, она бросила ее в огонь, но свитка не сгорела, и перекупка подсунула «чертов подарок» на чужой воз. Новый владелец избавился от свитки, лишь когда, перекрестившись, порубил ее на части, разбросал вокруг и уехал. Но с той поры ежегодно во время ярмарки черт «с свиною личиною» ищет куски своей свитки, и теперь только левого рукава недостает ему. В этом месте рассказа, неоднократно прерывавшегося странными звуками, разбилось окно, «и страшная свиная рожа выставилась».

В хате все смешалось: попович «с громом и треском» упал, кум пополз под подол своей супруги, а Черевик, ухватив вместо шапки горшок, бросился вон и вскоре без сил упал посреди дороги. С утра ярмарка, хоть И полнится страшными слухами о красной свитке, шумит по-прежнему, и Черевик, которому уж с утра попался красный обшлаг свитки, ворча ведет кобылу на продажу. Но, заметив, что к узде привязан кусок красного рукава и бросившись в ужасе бежать, Черевик, вдруг схваченный хлопцами, обвиняется в краже собственной кобылы и заодно уж с подвернувшимся кумом, что бежал от привидевшейся ему чертовщины, связан и брошен на солому в сарай. Здесь обоих кумов, оплакивавших свою долю, и находит Голопупенков сын. Выговорив себе Параску, он освобождает невольников и отправляет Солопия домой, где ждет его не только чудно обретенная кобыла, но и покупщики ее и пшеницы. И хотя неистовая мачеха пытается помешать веселой свадьбе, вскоре все танцуют, и даже ветхие старушки, которых, впрочем, увлекает не общая радость, а один только хмель.



Что еще почитать