Подвижные игры для средней группы. Картотека по физкультуре на тему: картотека подвижных игр

НАДЕЖДА САЮТИНСКАЯ
Картотека подвижных игр для детей 4–5 лет

Подвижные игры

Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников.

Подвижная игра - это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

Подвижная игра «Пчелки» .

Цель : учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.

Ход игры : Все дети - пчелки, они бегают по комнате, размахивают крыльями, жужжат : «Ж-ж-ж» . Появляется медведь (выбранный по желанию) и говорит :

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет.

Пчелки отвечают :

Этот улей - домик наш.

Уходи, медведь, от нас,

Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.

Подвижная игра «Охотник и зайцы» .

Цель : учить метать мяч в подвижную цель .

Ход игры : На одной стороне – «охотник» , на другой в нарисованных кругах по 2-3 «зайца» . «Охотник» обходит площадку, как бы разыскивая следы «зайцев» , затем возвращается к себе. Воспитатель говорит : «Выбежали на полянку зайцы» . «Зайцы» прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову «охотник» , «зайцы» останавливаются, поворачиваются к нему спиной, а он, не сходя с места, бросает в них мячом. Тот «заяц» , в которого попал «охотник» , считается подстреленным и «охотник» уводит его к себе.

Подвижная игра «Бездомный заяц» .

Цель

Ход игры : Выбирается «охотник» и «бездомный заяц» . Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках» . «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц» «охотник» поймал «зайца» , он сам становится им, а «заяц» - «охотником» .

Подвижная игра «Волк-волчок» (с ходьбой, бегом)

Цель : Упражнять в ходьбе по кругу взявшись за руки; упражнять в беге в определенное место не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры : Выбирается водящий. Он стоит в центре круга. Дети идут по кругу и говорят слова : «Волк-волчок, Шерстяной бочок, Через ельник бежал, В можжевельник попал, Зацепился хвостом, Ночевал под кустом». На слова «Волк, бегите в домики!» дети убегают в домики. Правила : Действовать по сигналу. При беге не наталкиваться друг на друга.

Подвижная игра «Мыши в кладовой» (с подлезанием)

Цель : Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в подлезании, в беге.

Ход игры : Дети – мыши сидят в норках, на скамеечках. На противоположной стороне площадки натянута веревка на высоте 50 см. Это кладовая. Сбоку от играющих сидит кошка – воспитатель. Кошка засыпает, мыши бегут в кладовую. Там они присаживаются и как будто грызут сухарики или другие продукты. Кошка просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки. Возвратившись на место, кошка засыпает и игра возобновляется. Правила : Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснет. Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснется и замяукает. Варианты : Мышки подлезают под дугу, убегая в норки, вводится вторая кошка.

Подвижная игра «Кролики»

Цель : Упражнять детей в быстром ползании и подлезании в ограниченном пространстве. Приучать подлезать на ладонях и коленях, не задевая его.

Ход игры : На одной стороне зала лежат обручи большего диаметра – это клетки для кроликов. На противоположной стороне дом сторожа. Между ним натянута веревка. Дети - кролики сидят небольшой группкой в домиках (по 3-4 человека в каждом обруче) . По сигналу воспитателя дети – кролики выходят из клеток, подлезают под веревкой и идут на луг. Там бегают, прыгают, играют. По сигналу «Бегите в клетки!» , кролики спешат домой пролезая под веревкой. Правила : Кролики сидят в клетках, пока сторож их не выпустит. Действовать по сигналу. Варианты : Вместо веревки можно использовать дуги разной высоты. В игре можно использовать морковки из картона .

Подвижная игра : «С кочки на кочку»

Цель : Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Побуждать детей прыгать легко в разных направлениях.

Ход игры : Дети стоят на одной стороне зала (площадки) . На полу раскладываются обручи на расстоянии 20см друг от друга. По сигналу дети стараются перепрыгнуть по обручам на другую сторону. Правила : Переход на другую сторону дети выполняют по одному или по двое. В начале года дети переходят переступая из обруча в обруч. Когда дети научаться хорошо перешагивать, то можно предложить перебираться прыжками Варианты : Можно использовать дощечки, плоские круги (диаметром 35-40см)

Подвижная игра »Лохматый пес»

Цель : Приучать детей поочерёдно выполнять разные действия. Упражнять в беге.

Ход игры : Один из детей изображает пса ; он ложится на коврик, голову кладёт на протянутые руки. Остальные дети тихонько подходят к нему со словами : Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет. Пёс вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пёс гонится за ними.

Подвижная игра «Тролейбус»

Цель : Развивать у детей умение различать цвета светофора и действовать по зрительному сигналу. Упражнять в беге и ходьбе колонной. Знакомить с ПДД.

Ход игры : Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руки, свободными руками держатся за шнур, концы которого связаны. Воспитатель в одном из углов комнаты, в руке три цветных флажка (красный, желтый, зеленый) . Поднимает зеленый флажок – дети бегут (троллейбус двигается) . Добежав до воспитателя – дети смотрят, не сменился ли цвет флажка. Если зеленый – движение продолжается, желтый или красный – дети останавливаются и ждут, когда появится зеленый. Правила : Бежать можно только на зеленый флажок. При появлении желтого или красного колонна останавливается. Варианты : Устроить остановку, на которой дети сидят и ждут прибытия троллейбуса. Когда троллейбус подъезжает к остановке, то замедляет ход, одни пассажиры выходят, другие заходят.

Подвижная игра «Кот на крыше» .

Цель : развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.

Ход игры : Дети становятся в круг. В центре – «кот» . Остальные дети – «мыши» . Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса :

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

Подвижная игра «Зайцы и волк» .

Цель : учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.

Ход игры : Одного из играющих выбирают «волком» . Остальные – «зайцы» . В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит :

Зайцы скачут скок, скок, скок,

На зеленый на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают – не идет ли волк.

Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами» , они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.

Подвижная игра «Самолетики» (с бегом)

Цель : Закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Действовать по сигналу. Побуждать детей бегать по всей площадке, в разные стороны. Закреплять умение реагировать на зрительный и звуковой сигнал.

Ход игры : Ведущий разделяет детей на две команды : одни - самолетики; другие – тучки. Чертит круг (аэродром) . Самолетики летят И на землю не хотят. В небе весело несутся, Но друг с другом не столкнуться. Дети – самолетики летают за пределами круга. Ведущий говорит : Вот летит большая туча Стало все темно вокруг Самолетики – в свой круг! Дети – тучки пытаются поймать самолетики. Кто успел залететь на аэродром – спасен. Кого поймали – тот становится тучей Правила : Игра продолжается, пока не останется 1 самолетик.

Подвижная игра «Лиса в курятнике» .

Цель : учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях; бегать не задевая друг друга, увертываться от ловящего.

Ход игры : На одной стороне площадки очерчивается «курятник» . В нем на насесте (на скамейках) сидят «куры» .

На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место – двор. Один из играющих назначается «лисой» , остальные – «куры» . По сигналу «куры» спрыгивают с насеста, ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу : «Лиса!» - «куры» убегают в курятник и взбираются на насест, а «лиса» старается утащить «курицу» , не успевшую спастись, и уводит ее в свою нору. Остальные «куры» снова спрыгивают с насеста, и игра возобновляется. Игра заканчивается, когда «лиса» поймает двух-трех «кур» .

Подвижная игра «Совушка» .

Цель : учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.

Ход игры : Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне («в дупле» ) сидит или стоит «Сова» . Воспитатель говорит : «День наступает – все оживает» . Все играющие свободно двигаются по площадке, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.

Неожиданно произносит : «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает» . Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло» . Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова» , которая забрала себе большее число играющих.

Подвижная игра «Бездомный заяц» .

Цель : быстро бегать; ориентироваться в пространстве.

Ход игры : Выбирается «охотник» и «бездомный заяц» . Остальные «зайцы» стоят в обручах – «домиках» . «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» догоняет. «Заяц» может встать в домик, тогда «заяц» , стоявший там, должен убегать. Когда «охотник» поймал «зайца» , он сам становится им, а «заяц» - «охотником» .

Подвижная игра "У медведя во бору"

Цель : развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге , развивать внимание.

Ход игры : Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем» . На игровой площадке начертить два круга. Первый круг - берлога медведя, второй круг - дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами :

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей . Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем» , становится водящим («медведем» ).

Подвижная игра "Найди себе пару"

Цель : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Ход игры : Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару» , участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста : от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

Подвижная игра "Удочка"

Цель : развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Ход игры : участники располагаются по кругу. В центре находится водящий - воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

Цель игр, приведенных ниже: учить детей действовать по сигналу быстро, приучать их ориентироваться в пространстве, развивать ловкость.

Догоните меня

Описание . Дети сидят на стульях или на скамейках по одной стороне площадки или комнаты. Воспитатель предлагает им догнать его и бежит в противоположную сторону. Дети бегут за воспитателем, стараясь поймать его. Когда они подбегают к нему, воспитатель останавливается и говорит: "Убегайте, убегайте, догоню!" Дети бегом возвращаются на свои места.

Указания к проведению . Вначале игру целесообразно проводить с небольшой группой детей (4-6), затем количество играющих увеличивается до 10-12 человек. Воспитатель не должен слишком быстро убегать от детей: им интересно его поймать. Не следует и слишком быстро бежать за детьми, так как они могут натолкнуться на стулья. Сначала бег проводится только в одном направлении. Когда малыши подбегут к воспитателю, их надо приласкать, похвалить, что они умеют быстро бегать. При повторении игры воспитатель может менять направления, убегая от детей. Упрощенным вариантом этой игры является игра "Бегите ко мне", тогда дети бегают только в одном направлении, до воспитателя, и возвращаются обратно на свои места.

Найди свой цвет

Описание . Воспитатель раздает детям флажки трех-четырех цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета стоят в разных местах комнаты, возле флагов определенных цветов. После слов воспитателя "Идите гулять" дети расходятся по площадке или по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: "Найди свой цвет", дети собираются у флага соответствующего цвета.

Указания к проведению . Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свой флаг. Воспитатель следит, чтобы дети отходили подальше от своих флагов, расходились бы по всей площадке, залу"

Береги предмет

Описание . Дети становятся в круг. У ног каждого ребенка лежит кубик (или погремушка). Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается воспитатель, приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, малыш встает, оставляя кубик на прежнем месте.

Указания к проведению . Вначале воспитатель не берет у детей кубики, а только делает вид, что сейчас возьмет. Затем при повторении игры он может взять кубик у ребенка, не успевшего его закрыть. Этот ребенок временно не участвует в игре. Когда водящему удается взять кубики у двух-трех играющих, он возвращает их им и говорит, чтобы они побыстрее закрывали кубик и не отдавали его.

Во второй младшей группе можно выбрать на роль водящего кого-нибудь из детей. Воспитатель в этом случае подсказывает, как играть, и сам вместе с детьми становится в круг.

Не опоздай

Описание . Воспитатель раскладывает на полу по кругу кубики (или небольшие колечки, или погремушки). Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они разбегаются по всей комнате, по сигналу "Не опоздай!" бегут к кубикам.

Указания к проведению . Первоначально дети могут подбегать к любому свободному кубику, постепенно они привыкают занимать свое место. При повторении игры можно предложить малышам бегать как лошадки, высоко поднимая колени, или как мышки, тихо, на носочках. После сигнала "Не опоздай!" воспитатель бежит вместе с детьми, делая вид, что хочет взять кубик. Если дети быстро займут свои места, воспитатель должен похвалить их.

Во время игры воспитатель следит, чтобы дети дальше убегали от кубиков, не наталкивались друг на друга, помогали друг другу найти свой кубик, когда прозвучит сигнал.

Цель игр , приведенных ниже: учить детей ориентироваться по звуку, определять на слух, откуда раздался звук, двигаться по направлению звука; приучать действовать по сигналу, двигаться, не наталкиваясь друг на друга; учить детей находить определенный предмет.

Найди свой домик

Описание . С помощью воспитателя дети делятся на группы, каждая группа становится у определенного дерева. Это их домики. По сигналу воспитателя дети разбегаются по полянке в разные стороны. Затем по сигналу: "Найди свой домик!" - дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

Указания к проведению . Игра может проводиться у деревьев, хорошо знакомых детям. Прежде чем начать игру, воспитатель обращает внимание детей на то, у какого дерева они стоят, просит назвать его. Игру можно назвать "Найди свое дерево".

Где звенит колокольчик?

Описание . Дети сидят или стоят по одной стороне комнаты. Воспитатель просит их отвернуться к стене и не поворачиваться. В это время няня с колокольчиком прячется от них, например за шкаф. Воспитатель предлагает детям послушать, где звенит колокольчик, и найти его. Дети поворачиваются и идут на звук, находят его, затем собираются около воспитателя. Тем временем няня переходит в другое место - и игра повторяется.

Указания к проведению. Дети не должны смотреть, куда прячется няня. Для этого воспитатель собирает их вокруг себя и отвлекает их внимание. Звонить в колокольчик надо сначала тихо, потом громче.

При многократном повторении игры, в конце года, можно поручить ребенку прятаться и звонить в колокольчик.

Найди флажок

Описание . Дети сидят на стульях в одной стороне комнаты, зала или площадки. Воспитатель просит их закрыть глаза, а сам в это время раскладывает флажки в разных местах комнаты. Затем он говорит: "Ищите флажки". Дети открывают глаза, ходят по комнате, ищут. Нашедшие флажок подходят к воспитателю. Когда все дети найдут по флажку, воспитатель предлагает пройти с ними по комнате, потом снова собирает флажки и раскладывает их. Игра повторяется.

Указания к проведению . Вместо флажков могут быть и другие мелкие предметы: кубики, султанчики, погремушки. Предметов должно быть столько, сколько детей. Лучше, если флажки или кубики будут одного цвета, в противном случае ребенок выбирает тот, который ему больше нравится, вызывая недовольство у других детей. Раскладывать флажки или предметы надо так, чтобы малыши не очень долго их искали и легко могли достать.

Подвижная игра «Бегите ко мне»

Дети встают на одной стороне зала, так чтобы не мешать друг другу, воспитатель встает на другую часть зала и говорит:

«Лужи высохли, бегите ко мне, все бегите!»

Дети бегут, воспитатель приветливо встречает их, широко раскрыв руки. Когда малыши соберутся, воспитатель переходит на другую сторону зала и вновь говорит:

«Бегите ко мне!»

Перед началом игры воспитатель напоминает детям, что бежать можно только после слов.

Подвижная игра «Быстро в домик»

Дети располагаются в «домике» (на гимнастических скамейках или стульчиках). Воспитатель предлагает им пойти на лужок – цветочками полюбоваться, на бабочек посмотреть – ходьба врассыпную, в разных направлениях. На сигнал:

« Быстро в домик, дождь пошел!»

Малыши бегут занимать место в «домике» (любое место)

Подвижная игра «Кот и воробышки».

Кот – располагается на одной стороне зала (площадки), а дети – воробышки – на другой.

Дети – воробышки, приближаются к коту вместе с воспитателем, который произносит:

Котя, котенька, коток,

Котя-черненький хвосток,

Он на бревнышке лежит,

Притворился, будто спит.

На слово «Будто спит», кот восклицает» «Мяу» - и начинает ловить воробышков, которые убегают от него в свой домик (за черту).

Подвижная игра «Зайка серый умывается»

Дети становятся перед воспитателем полукругом и все вместе произносят:

Зайка серый умывается,

Зайка в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Дети выполняют движение, в соответствии с текстом.

Подвижная игра «Мыши в кладовой»

Дети – «мышки» сидят в «норках» - на скамейках, поставленных вдоль одной стены зала. На противоположной стороне зала протянута веревка на высоте 50 см от уровня пола, за ней находится «кладовая».

Сбоку от играющих сидит воспитатель – «кошка». «Кошка» засыпает, а «мыши» бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они наклоняются, чтобы не задеть веревку. Там они приседают на корточки и «грызут сухари». «Кошка» просыпается, мяукает и бежит за «мышками». Они убегают в «норки» (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их).

Подвижная игра «По ровненькой дорожке»

Воспитатель заводит детей в круг и предлагает поиграть.

Читает стихотворение:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки:

Раз, два, раз, два,

По камешкам, по камешкам…

В ямку – бух!

Дети выполняют ходьбу, а на слова «по камешкам, по камешкам» прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «в ямку – бух» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», говорит воспитатель, и дети поднимаются. Игра повторяется. Для того чтобы продлить тот или иной вид движения детей, воспитатель может повторить каждую строчку стихотворения несколько раз.

Подвижная игра «Поймай комара».

Играющие становятся в круг на расстоянии поднятых в сторону рук. Воспитатель находиться в центре круга и вращает на расстоянии примерно 120 см от пола в обе стороны палочку с длинной веревкой, к концу которой прикреплен комар (вырезанный из картона). Дети по мере приближения комара подпрыгивают на двух ногах вверх, стараясь коснуться (поймать) комара.

Игровое упражнение «Лягушки – попрыгушки»

На одной стороне зала на полу лежит шнур – это «болотце». Дети – «лягушки» становятся на другой стороне зала в одну шеренгу на исходную линию. Воспитатель произносит текст:

Вот лягушки по дорожке скачут,

Вытянувши ножки,

Ква–ква, ква-ква-ква. Скачут,

Вытянувши ножки.

Дети выполняют прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед (примерно 16 прыжков)до «болотца» и прыгают за шнур, произнося «Плюх». После паузы игровое упражнение повторяется.

Подвижная игра «Коршун и птенчики»

Дети – «птенчики» сидят в «гнездышках» (на гимнастических скамейках или стульчиках) Ведущий – «коршун» располагается на дереве (стуле) на некотором расстоянии от них. Воспитатель предлагает «птенчикам» полетать, поклевать зернышек. Дети выполняют ходьбу врассыпную, не задевая друг друга, затем бег. По сигналу: «Коршун» - птенчики быстро возвращаются в свои гнездышки (можно занимать любое свободное место), а коршун старается поймать кого – либо из них.

Подвижная игра «Птица и птенчики»

«Я буду птица, а вы – птенчики» - говорит воспитатель и предлагает детям посмотреть на большой круг (из шнура) – это наше гнездо и приглашает птенчиков в него. Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели птенчики зернышки искать», - говорит воспитатель. Птенчики вылетают из гнезда. «Птица – мама» летает вместе с птенцами по всему залу. По сигналу: «Полетели домой, в гнездо!» - все дети бегут в круг.

Подвижная игра « Найди свой цвет».

В трех местах площадки положены обручи(50 см), в них стоят кубики разных цветов. Дети разделяются на три группы, и каждая группа занимает место вокруг кубика определенного цвета. Воспитатель предлагает запомнить цвет своего кубика, затем по сигналу дети разбегаются по всему залу. На сигнал: Найди свой цвет – дети стараются занять место около обруча, в котором кубик того же цвета, вокруг которого они занимали место первоначально. Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Лохматый пес».

Один ребенок изображает пса. Он располагается в центре зала – ложиться на пол(на мягкий коврик) и кладет голову на вытянутые вперед руки. Остальные играющие располагаются по всему залу и по сигналу воспитателя тихонько приближаются к «псу» по мере произнесения следующего текста:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим.

И посмотрим, что – то будет.

Дети начинают будить «пса», наклоняются к нему, произносят его кличку (Шарик), хлопают в ладоши, машут руками. Вдруг «пес» поднимается и громко лает. Дети разбегаются, «пес» гонится за ними, стараясь кого – нибудь поймать. Когда все дети убегут, спрячутся в свой «дом» (за обозначенную на полу линию), «пес» возвращается на свое место. Игра повторяется.

Подвижная игра «Воробышки в гнездышках».

Дети – «воробышки» с помощью воспитателя распределяются на 3- 4 группы и становятся внутри «гнезд» (обручей большого диаметра или кругов, образованных из шнуров или веревок). По сигналу воспитателя: «Полетели!» - воробышки вылетают из гнезда, перешагивая через обруч и разбегаются по всему залу. Присаживаются на корточки – клюют зернышки. По сигналу: «Птички в гнездо!» - убегают в свои гнезда. Игра повторяется 3 раза.

Подвижная игра «Кролики».

Дети располагаются за веревкой, натянутой на высоте 50 см от пола, - они «кролики в клетках». По сигналу воспитателя: «Скок – поскок на лужок» - все кролики выбегают из клеток (подлезают под шнур, не касаясь руками пола), скачут (прыжки на двух ногах), щиплют травку. На сигнал – «Сторож» - все кролики убегают обратно (но не подлезают под шнур, а забегают за стойку).

Подвижная игра «Автомобили».

Дети берут в руки обручи – «рули автомобилей». Воспитатель поднимает флажок зеленого цвета – дети бегают по всему залу, стараясь не задевать друг друга. Желтый флажок – дети переходят на ходьбу. Красный флажок – автомобили остановились. Флажки чередуются.

Подвижная игра «Тишина».

Ходьба в колонне по одному в обход площадки за воспитателем и вместе говорят:

Тишина у пруда,

Не колышется трава.

Не шумите, камыши,

Засыпайте, малыши.

По окончанию стихотворения дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Через несколько секунд воспитатель произносит громко: «Ква-ква-ква!» - и поясняет, что лягушка разбудила ребят, и они проснулись, поднялись и потянулись. Игру можно повторить.

Подвижная игра «Мы топаем ногами».

Воспитатель вместе с детьми становится в круг на расстоянии выпрямленных в сторону рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

И бегаем кругом.

И бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» дети замедляют движение. Останавливаются. При выполнении бега можно предложить детям опустить руки.

Подвижная игра «Огуречик, огуречик».

На одной стороне зала находиться «мышка», на другой – дети. Прыжками на двух ногах дети приближаются к «мышке». Воспитатель произносит:

Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик:

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет.

На последнем слове дети быстро убегают в свой «домик» (за черту шнура), а воспитатель их догоняет.

Подвижная игра «Коршун и наседка»

С одной стороны зала положен шнур – «домик цыплят». В центре зала на стуле сидит «коршун» - водящий, которого назначает воспитатель. Дети – «цыплята» бегают по залу – «двору», присаживаются, - «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу воспитателя: «Коршун летит» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур), «коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль «коршуна» выполняет другой ребенок, но не из числа пойманных.

Консультация для воспитателей «Игры на развитие пространственных представлений»

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентировка в пространстве имеет большое значение для всех сторон деятельности человека, оказывает влияние на развитие его самосознания, личности в целом. Развитие у дошкольников различных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве выступает одной из важнейших задач дошкольного воспитания.

Раздел “Ориентировка в пространстве ” занимает значительное место в математической подготовке детей дошкольного возраста. Представления о пространстве у детей развивают в процессе непосредственной образовательной деятельности не только по математике, но и в процессе музыкального и физического воспитания, при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время режимных процессов, в дидактических, подвижных играх и т.д.

Большую роль в формировании ориентировки в пространстве принадлежит подвижно игре, которая даёт возможность играющим соединить знание и действие. В ходе игры ребёнок отражает имеющиеся у него знания по ориентировке в пространстве, двигаясь относительно своего тела.

Для развития ориентировки в пространстве можно использовать подвижные игры, в которых детям необходимо пройти или пробежать в определённом направлении, найти в пространстве предмет, своё место. Важно постепенно учить ребёнка действовать не только самостоятельно, но и совместно с другими детьми, находить место в колонне, шеренге, кругу. Ориентировка в пространстве осуществляется при помощи зрительных или звуковых сигналов, указаний и команд педагога.

Игр, способствующих развитию ориентировки в пространстве множество, можно выделить часть из них, которые достаточно хорошо знакомы, так как часто применяются на практике.

Подвижная игра «Пойдём в гости»

Возраст: 3-4 г.

По двум сторонам зала расставлены стулья (по количеству детей). Педагог предлагает ребятам сесть на стульчики, занять свои «домики». Педагог подходит к первой группе детей, предлагает им встать и пойти в «гости». Подойдя ко второй группе детей, малыши здороваются и показывают им свои ладошки. На слова: «Дождик пошёл!» - дети бегут к своим домикам и занимают любые места. Затем педагог приглашает детей второй группы пойти в «гости». Игра повторяется.

Подвижная игра «Трамвай»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе парами, в умении действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве.

Дети стоят в колонне парами (держась за руки). Свободными ру¬ками они держатся за шнур (концы его связаны), т.е. Одни держатся за шнур правой рукой, другие - левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. Он объясняет, что на «зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый - останавливаться. Педагог поднимает зеленый флажок - трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если цвет по-прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда, появится зеленый, чтобы снова можно было двигаться. Указания. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть: на пути устраивают остановку. Пассажиры сидят и ждут прихода трамвая; подъезжая к остановке, трамваи замедляет ход и оста-навливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Для того чтобы войти в трамвай и - выйти из него, дети приподнимают шнур.

Подвижная игра «Ловкий шофёр».

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать внимание ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Дети располагаются произвольно, по всему залу. В руках у каждого ребёнка руль (обруч). По сигналу педагога6 «Поехали!» - дети - машины» разъезжаются по всему залу в разных направлениях. Если педагог поднимает флажок красного цвета, то машины останавливаются, если зелёного - продолжают движение.

Игровое упражнение «Беги ко мне!»

Возраст: 3-4 г.

Дети стоят или сидят на стульях (скамейке) на одной из сторон площадки. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит «Бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который, разводя руками широко в стороны, делает вид, что хочет всех обнять. После того как дети соберутся после около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4-5 раз. На слова воспитателя «Бегите домой!» малыши бегут к стульям, садятся и отдыхают. По правилам игры бежать к воспитателю можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу. Указания: вначале ребёнок может сесть на любой стул, постепенно дети приучаются находить свои места. При повторении игры стулья можно расставить в разные места.

Игровое упражнение «Беги к флажку»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Воспитатель раздает детям флажки двух цветов: красного и синего. Держа в одной руке красный, в другой - синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять - побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «Раз, два, три - скорей сюда беги!» - при этом он разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспита¬тель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3-4 раза. Указания. Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспитателя. Он перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. Можно ввести в игру добавочные сигналы и задания. Например, по сигналу «стой» все игроки должны остановиться и закрыть глаза или присесть, а воспитатель в это время незаметно уходит в другое место. По сигналу дети снова бегут к педагогу. Вместо флажков малышам можно дать платочки или кубики соответствующего цвета или повязать на руки цветные ленточки.

Подвижная игра «Найди свой домик»

Возраст: 3-4 г.

Цель: упражнять в ходьбе и беге в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве, умение действовать по сигналу.

Каждый играющий выбирает себе домик. Это могут быть стул, гимнастическая - скамейка, круг, начерченный на земле или полу, обруч и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и тихо бегают в разных направлениях. На сигнал «найди свое место (домик) - они возвра¬щаются на свои места. Указания. Дети должны бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, подальше от своего места, не подбегать к нему до сигнала.

Игра «Что спрятано?»

Возраст: 3-4 года.

Цель: развивать память и внимание.

Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3-5 предметов (кубик, флажок, погремушки, мячик и др.) и пред¬лагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Педагог прячет 1 или 2 предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присмат¬риваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда боль¬шинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель говорит о них вслух. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Если в игре используются игрушка, то лучше подбирать однотип¬ные, изображающие либо животных, либо птиц. В игре можно зак¬реплять умение различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Для этого подбирают кубики, флажки, колечки разного цвета.

Подвижная игра «Найди, где спрятано»

Возраст: 3-4 года.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве. Дети стоят вдоль стены комнаты. Педагог показывает игрушку (предмет), говорит, что, спрячет его. Дети поворачиваются лицом к стене. Воспитатель, прячет флажок и говорит: «Пора» Дети ищут спрятанный флажок. Тот, кто первым найдет флажок, прячет его при повторении игры. Игра повторяется 3¬4 раза. Указания. Если дети долго не могут найти флажок, воспитатель подходит к месту, где он спрятан, и предлагает поискать там. Когда флажок прячет ребенок, ему надо помочь.

Подвижная игра «Найди себе пару»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять детей бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, в умении быстро реагировать на сигнал, развивать ориентировку в пространстве. Педагог раздает играющим по одному платочку (флажку), какого¬-либо из основных цветов. По сигналу - удару в бубен, хлопку - дети разбегаются по площадке, помахивают над головой флажками. По следующему сигналу ¬нескольким ударам в бубен, хлопкам, словам: «Найди себе пару» - дети, имеющие платочки (флажки) одного цвета, находят себе пару. Указания: при повторении игры педагог меняет платочки у нескольких детей; играющие должны выбирать себе по сигналу разные пары.

Игровое упражнение «У ребят порядок строгий».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в построении в колонну по одному, развивать внимание, ориентировку в пространстве, умение действовать сообща, по сигналу. Играющие стоят в колонне по росту. По сигналу расходятся по площадке в любом направле¬нии, повторяя следующие слова: «У ребят порядок строгий, Знают все свои места. Все считают веселей: Раз, два, раз, два!» Па сигнал педагога: «Становись!» - дети снова встают в колон¬у по росту. Правила: идти ритмично, слова произносить четко, дружно; строиться в колонну быстро, не толкаясь.

Вариант № 2 Дети идут друг за другом в колонне по одному, произнося слова: У ребят порядок строгий, Знают все свои места, Ну-ка, быстро повторите так, Как скажу вам я! После последней строчки педагог даёт команду, как нужно построиться: в круг, в шеренгу или в колонну.

Подвижная игра «Карусель»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом все быстрее, а под конец бегут. Движения выполняются в соответствии с произнесением вслух текстом: Еле, еле, еле, еле Закружилась карусели, А потом кру-гом, кру-гом, Все бегом, бегом, бегом Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли». Пос¬ле того как дети пробегут по кругу 2~3 раза, воспитатель подает сигнал к из¬менению направления движения, говоря: «Поворот».

Подвижная игра «Самолёты»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу.

Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмечен¬ных цветными флажками - это аэродромы. По сигналу воспитателя: «пилоты, готовьте самолеты к полету» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются). Заводят моторы (кружат руками перед грудью), расправляют крылья (разводят руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находятся в воздухе до сигнала воспитателя «на посадку». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. В игре целесообразно использовать различные, атрибуты. Воспи¬татель может не заметно для пилотов переменить флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы.

Игра малой подвижности «Где постучали?»

Возраст: 4-5 лет.

Дети стоят по кругу. Водящий находится в центре круга с закрытыми глазами. Педагог бесшумно обходит круг позади детей, стучит палочкой и кладёт её в руки одному из детей, после отходит в сторону и говорит: «Где постучали?». Водящий должен отгадать, где постучали и подойти к тому, у кого спрятана палочка. Отгадав, он становится на место ребёнка, у которого была палочка, тот становится водящим. Если водящий не отгадает, откуда был звук, то он вновь начинает водить. Указание: в игре должны соблюдать тишину.

Игра алой подвижности «Угадай, кто позвал».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Играющие стоят по кругу, водящий выходит в середину круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят: «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты, Алёша, отгадай, Кто позвал тебя, узнай». С окончанием слов дети останавливаются. Педагог показывает на кого-нибудь из играющих. Тот, называет водящего по имени. Водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто его позвал. Если он отгадал, открывает глаза и меняется с ним местом. Если водящий ошибся, игра повторяется. Дети идут по кругу в другую сторону. Правила: водящему не открывать глаза, пока не назовёт позвавшего. В это время всем соблюдать тишину.

Игра малой подвижности «Угадай, кто и где кричит».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, память.

Малыши становятся в круг спиной к центру. Воспита¬тель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются, лицом в круг. Тот, на кого укажет воспитатель, отгадывает, кто кричал. Затем назначается новый водящий. Игра повторятся 5-6 раз. Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, педагог помогает ему, подсказывает.

Игра малой подвижности «Кто ушел?»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, память, ориентировку в пространстве.

Дети стоят по кругу или полукругом. Педагог предлагает одному из играющих запомнить тех, кто находится рядом (5-6 человек), а затем выйти из комнаты или отвернуться и закрыть глаза. Один из детей прячется. Педагог говорит: «Отгадай, кто ушел?» Если ребенок отгадает, то выбирает кого-нибудь вместо себя. Если ошибется, то снова отворачивается и закрывает глаза, а тот, кто прятался, возвращается на свое место. Отгадывающий должен его назвать. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Дети не должны подсказывать. Можно никому не прятаться, тогда отгадывающий должен заметить, что все остались на местах.

Подвижная игра «Прятки».

Возраст: 4-5 лет.

Цель: развивать внимание, ориентировку в пространстве. Педагог назначает водящего. Тот становится около педагога или в другом обозначенном месте и закрывает глаза, а играющие прячутся. Водя¬щий говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, я иду искать. Обнаружив ребенка, он называет его по имени. Ребенок выходит из своего укрытия и подходит к воспитателю. Когда водящий найдет пятерых детей, педагог собирает всю группу и назначает на эту роль другого ребенка. Указания: Водящему не разрешается подсматривать.

Игровое упражнение «Чья колонна быстрее построится?»

Возраст: 4-5 лет.

Цель: упражнять в умении строиться в колонну по одному, действовать по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве. Дети распределяются на три группы с одинаковым числом играющих. Каждая колонна выбирает определённый предмет (кубик, кеглю, мяч). По сигналу бубна все ходят и бегают в разных направлениях. По сигналу: «На места!» - дети строятся в колонну у своего предмета. Отмечается колонна, которая быстрее выполнила задание. Усложнение. Педагог меняет местами предметы.

Игровое упражнение « «Шишка - камешек».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в умении менять направление движения по сигналу; развивать внимание и ориентировку в пространстве. Дети идут в колонне, у первого ребёнка в руках шишка, у последнего камешек. На сигнал педагога: «Шишка!» - идут за первым ребёнком, на сигнал: «Камешек!»

Игровое упражнение ««Один - двое».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в перестроении в пары в движении, по сигналу. Дети идут в колонне по одному, на сигнал педагога: «Парами, марш!» - перестраиваются в пары в движении и идут парами; на сигнал педагога: «В колонну стройся!» - перестраиваются в колонну по одному.

Игровое упражнение «Река - ров»

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе с поворотом направо (налево) по сигналу, развивать внимание, ориентировку в пространстве, ловкость. Играющие идут в колонне по одному, по сигналу педагога: «Ров справа!» - дети поворачиваются направо и прыгают вперёд. Тот, кто прыгнул в другую сторону или не успел выполнить команду, считается упавшим в реку, ему помогают выбраться, подавая руку. Затем все снова строятся в колонну по одному и продолжают ходьбу до следующего сигнала.

Игровое упражнения с ходьбой «Круговорот»

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе парами; развивать внимание, умение действовать по сигналу. Играющие идут парами, ровным, умеренным шагом. По сигналу педагога: «Круговорот!» - последняя пара разбивается: один ребёнок идёт слева, другой справа от колонны. Они обгоняют всех и встают впереди колонны.

Игровое упражнение «Фигурная ходьба».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать ориентировку в пространстве.

- «Улитка»: Дети строятся в шеренгу, берутся за руки и, повернувшись влево (вправо), идут за ведущим сначала по кругу, а потом улиткой, т. е., делая концентрические круги один в другом. Расстояние между кольцами спирали должно быть не менее 1 м.

- «Иголка и нитка»: Дети держатся за руки, образуя цепочку. Обведя цепочку вокруг площадки, ведущий останавливает детей и предлагает им поднять вверх сцепленные с соседом руки, образуя ряд ворот. Ведущий ведёт цепочку дальше за собой в обратном направлении под руками у ребят, обходя по очереди одного справа, другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под воротами, ребёнок, поднимавший руки для образования ворот, переворачивается вокруг себя и продолжает идти цепочкой. Правила: сохранять в ходьбе указанное построение, интервалы друг от друга.

Игровое упражнение «Построй шеренгу, круг, колонну».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: упражнять в умении строиться в шеренгу, круг, колонну, развивать умение действовать по сигналу, ориентировку в пространстве.

Дети свободно ходят разных направлениях по площадке. В соответствии с сигналом стараются быстрее построиться в шеренгу, круг или колонну. Усложнения: можно стоить не одну, а 2-3 шеренги, колонны или круга, в зависимости от количества детей.

Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком».

Возраст: 5-6 лет.

Цель: развивать устойчивое равновесие, слуховое внимание, ориентировку в пространстве.

Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза — это жмурка. Другому дают колокольчик. Ребенок с ко¬локольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать. Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

Игровое упражнение «Замри».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Материал. 15-20 карточек (20х30см). На каждой карточки схематически изображён человечек в какой-нибудь позе. Дети должны бегать по комнате врассыпную, а по команде ведущего «Раз, два, три, замри» остановиться. Произнося эти слова, воспитатель показывает детям одну из карточек со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе. Ребята должны замереть в такой же позе. Те, кто принял неправильную позу, выбывают из игры. Игра неоднократно повторяется, но каждый раз с новой карточкой, и соответственно дети, останавливаясь по сигналу водящего, принимают другую позу. В конце игры остаются 1-2 ребёнка, которые и оказываются победителями.

Игра «Бабушкин клубок».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развивать пространственные представления, умения действовать сообща. Верёвка связывается в кольцо. Один человек, водящий, выходит из комнаты или отворачивается. Остальные, держась двумя руками за верёвку, запутываются, образуя живой "бабушкин клубок". Водящий должен его распутать, чтобы снова образовался круг.

Игра «Робот».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развивать пространственные представления. Дети образуют пары. Один ребёнок в паре - «изобретатель», другой - «робот» с дистанционным управлением. «Изобретатели» подают своим «роботам» различные команды, которые он должен выполнять четко и дословно, например: «Иди вперед, поверни вправо, подними левую руку, повернись налево». После дети меняются ролями.

Упражнение «Тень».

Возраст: 6-7 лет.

Цель: развитие пространства тела, умения действовать сообща. Методика проведения: Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой - его Тенью. Человек делает движения, а тень их повторяет, причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень двигалась в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения и т.д.

Подготовила инструктор по физической культуре Троц А.В.

Страница 4 из 14

«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в раз-ные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соот-ветствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.

2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.

3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.

4. Дети становятся в круг, у всех в ру-ках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг — это клумба. На ней цве-тут различные цветы» (выкладывает се-рединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответ-ствующего цвета и выкладывают цветок.

5. У детей ленточки красного, желто-го цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это сол-нышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».

6. Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цве-та должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.



Что еще почитать