Кошерная еда (продукт или пища ) – это та пища, которая соответствует древним еврейским диетическим законам – КАШРУТ. Само слово Кошерный можно трактовать как: правильный или подходящий. Соответственно еду которая отвечает всем правилам Кашрута, называют «кошерной пищей» — «здоровой пищей».
Как уже стало понятно из первого абзаца, слово «кошерный» означает, что тот или иной продукт является хорошим и пригодным для употребления евреями с точки зрения их религиозного мировоззрения. Но, для того чтобы понять почему одни продукты считаются кошерными, а другие нет, нам стоит разобрать данную концепцию на простые составляющие.
Итак, мы уже знаем, что понятие «кошерный», происходит от свода правил – Кашрут. В свою очередь, Кашрут соответствует законам прописанных в Галахе. Для полноты понимания рассмотрим, что означают эти термины.
Галаха – это свод иудейских законов, которые регулируют абсолютно все аспекты жизни евреев вплоть до семейной жизни, религии, социального поведения и даже питания. Простыми словами, можно сказать, что это своеобразная инструкция, где написано, что и как делать чтобы прожить жизнь правильно.
Кашрут – это термин (список правил ) из вышеупомянутого свода правил, который определяет пригодность или непригодность чего-либо. Данный список правил является весьма обширным и содержит в себе множество элементов из разных религиозных источников. Именно поэтому, некоторые правила являются весьма спорными. Что в свою очередь приводит к тому, что одни еврейские общины считают некоторые продукты кошерными, а другие считают их не кошерными. Тем не менее, несмотря на различия во взглядах принято придерживаться общих правил.
В отношении того, каких животных можно употреблять в пищу, а каких нельзя, существует масса правил. К примеру, самым известным из подобных законов, является запрет на употребление свинины. Свинья считается «нечистым» животным, соответственно есть все что с ней связано – нельзя. Список всех животных, разрешенных и запрещенных к употреблению конечно же большой, но мы приведем основных представителей:
Термин «кошерно», довольно часто можно услышать в областях далеких от кухни, питания, да и от евреев собственно. Дело в том, что данное слово стало весьма популярным в бытовой речи и приобрело одобряющей или осуждающей оттенок того или иного предмета разговора. К примеру, если кто-то во время разговора скажет фразу типа: «Это совсем некошерно.», это будет значить, что ему не нравится обсуждаемая идея или тому подобное. По аналогии с этим, выражение: «Это кошерно!», будет означать одобрение.
Всего существует 365 запретов, которые затрагивают все стороны жизни евреев, и большая половина этих запретов относится к пище. Кашрут, на идише кошер, – это свод законов, которые регулирует питание еврейского народа. Кошер переводится, как «подходящий», «пригодный».
Кошерная еда изготовлена из кошерных продуктов, строго определенным способом и только иудеями. Определение «кошерности» пищи описаны в Торе. Все продукты, не соответствующие понятию «кошерная», являются запрещенными и наносящими вред телесному здоровью человека.
Еще важным аспектом, указанным в Кашруте, является гигиена. Продукты не должны содержать вредные вещества , животные должны быть здоровы, молочные и мясные продукты должны не только храниться отдельно, но также и отдельно употребляться в пищу.
Помните, кошерное питание – это не новомодная диета или направление в приготовлении пищи. Истинное кошерное питание – это полное соблюдение религиозных канонов не только в еде, но и в духовном мире.
Изначально слово «кошер» (ивр.) буквально означало «подходящий», «пригодный». Со временем оно стало использоваться более широко, обозначая все, что подходит еврею в соответствии с религиозными правилами, например, «кошерная одежда» или «кошерный образ жизни». Но в первую очередь, законы кашрута касаются продуктов, пригодных в пищу евреям.
Законы кашрута народ Израиля получил от Самого Бога в Синайской пустыне. Моше научил евреев, как правильно их соблюдать. Основы этих законов записаны в Торе, в книгах Ваикра (гл. 11) и Дварим (гл. 14). Уточняющие детали изустно передавались из поколения в поколение и наконец были записаны в Мишне и Талмуде. Позже Раввинский Суд принимал различные постановления, гарантирующие соблюдение этих законов.
На протяжении более 3 тысяч лет истории народа Израиля соблюдение кашрута было отличительной особенностью еврейской идентичности. Законы кашрута наглядно демонстрируют, что иудаизм нечто большее, чем просто религия в общепринятом смысле этого слова. Для еврея святость не ограничивается моралью и ритуалами, скорее, вся жизнь целиком является чем-то священным. Даже кажущаяся такой будничной забота о пропитании говорит об отношениях с Богом и уникальности еврейской жизни.
Мицва (заповедь) – это Божественное повеление, исполняя которое человек приближается к Богу. Законы кашрута не поверяются законами логики и не ориентированы на предписания диетологов (как предпочитают думать многие не евреи). Это то, что заповедал нам Бог, и, выполняя Его волю, мы создаем и укрепляем с Ним связь.
Наши мудрецы отмечают различные преимущества кашрута: духовное очищение, безусловная польза для духовного и физического здоровья, гуманное отношение к животным, способ защититься от ассимиляции и т.д.
Нахманид, великий мудрец ХII века, указывает, что «птицы и многие из млекопитающих, запрещенных Торой, являются хищниками, в то время как среди разрешенных животных таковых нет; нам велено не употреблять в пищу этих животных, потому что мы не должны примерять эти качества на себя». Поэтому кашрут можно рассматривать и как «питание для души».
Как есть продукты, полезные и вредные для организма, так есть продукты, которые питают еврейскую душу и те, которые влияют на нее негативно.
Однако мы соблюдаем законы кашрута – и это важнейший принцип – не потому, что руководствуемся такими обоснованиями, а потому что это воля Творца.
Кошерные млекопитающие и птицы должны быть убиты при помощи специальной процедуры, называемой
шхита
, во время которой горло животного мгновенно, точно и безболезненно разрезают очень острым и совершенно гладким (без зазубрин) ножом, который называется
халаф
. Делать это может только
шойхет
– высококвалифицированный и специально обученный мясник, который обязательно должен быть богобоязненным и соблюдающим заповеди человеком.
Животное, которое умирает само или забито другим способом, не пригодно к употреблению, даже если по сути является кошерным. Также строго запрещено употреблять в пищу плоть, отделенную от живого животного – этот запрет на самом деле является одним из 7 универсальных законов сыновей Ноаха и является единственным законом, связанным с кашрутом, который применяется в равной степени как к не евреям, так и к евреям.
Подготовка мяса к кошерованию включает в себя удаление некоторых запрещенных жил и жиров из туш крупного рогатого скота. Эти части в основном находятся в задней части животного, и из-за сложностей, связанных с их удалением, задняя часть обычно не продается как кошерная.
Согласно Торе кровь млекопитающих и птиц полностью запрещена для употребления. В течение 72 часов после убоя животного вся содержащаяся в нем кровь удаляется с помощью специального процесса вымачивания и высаливания. (Сегодня подавляющее большинство кошерного мяса продается уже очищенным от крови).
Печень, которая имеет особенно высокое содержание крови, перед употреблением в пищу должна пройти еще специальную процедуру обработки огнем.
Правило, упомянутое Талмудом, гласит: «Что происходит от кошерного животного – кошерное; то, что происходит от не кошерного животного, не кошерное.
Таким образом, молоко и яйца кошерны только тогда, когда они происходят из кошерных животных. Кроме того, все яйца следует тщательно проверить перед использованием, чтобы убедиться, что они не содержат следы крови зародыша.
Мед не считается животным продуктом, поэтому является кошерным при том, что пчелы не кошерны.
По закону Торы мясо и молоко, а также все их производные запрещено готовить и употреблять вместе. Для мясного и молочного используют отдельные наборы посуды, а между принятием в пищу этих категорий продуктов выжидают определенный период времени.
Кошерные продукты подразделяются на 3 категории:
Фрукты, овощи и крупы в основном всегда кошерны, но для употребления в пищу они должны быть без насекомых и промыты.
К продукции, выращенной в Израиле, особые требования в связи с кашрутом. Прежде, чем ее можно будет употребить в пищу, от каждого урожая должна быть отделена десятина, и следует проявлять особую осторожность, поскольку плоды, выросшие в течение первых 3 лет после посадки деревьев (орла ), непригодны для употребления, а еще существуют специальные законы относительно того, что выросло и созрело в течение 7-го, субботнего, года – года шмиты .
Поэтому продукцию из Израиля следует приобретать, только если она поставляется с надежным сертификатом кошерности, и быть особенно осторожным в год шмиты. Овощи, фрукты, ягоды других стран мира тоже кошерны, но все они нуждаются в проверке на наличие насекомых.
Законы кашрута предусматривают, что в идеале все молочные продукты должны быть халав исраэль (букв. «еврейское молоко»). Это значит, что евреи, соблюдающие Тору, должны присутствовать при изготовлении молочных продуктов, начиная от дойки и до конца обработки продукта, чтобы проследить, что было использовано только молоко от кошерных животных, оно надоено в разрешенное время и в дозволенных санитарных условиях.
В некоторых западных странах, включая США, в принципе незаконно продавать молоко не кошерных животных, называя его молоком.
Многие галахические авторитеты разрешают использовать молочные продукты не халав Исраэль в тех местах, где могут возникнуть сложности с их производством и покупкой. Поэтому рекомендуют полагаться на специально проводящиеся проверки, обеспечивающие достаточную гарантию.
Однако другие указывают, что требование использовать только «еврейское молоко» объясняется не только техническими причинами, но и духовными. Однако не все согласны с тем, что предпочтительнее использовать только Халав Исраэль.
Немало раввинских постановлений ориентировано главным образом на то, чтобы защитить евреев от смешанных браков и ассимиляции. В разные исторические периоды мудрецы запрещали употреблять вино, хлеб и готовые продукты, произведенные не евреями, даже если все это не содержало каких-либо не кошерных ингредиентов.
Запрет на еду, приготовленную не евреем, применяется только в следующих случаях: а) это пища, которую нельзя есть сырой; б) в некотором роде особенная (изысканная) еда, «пригодная для того, чтоб быть поданной на стол короля». А все продукты, которые не подпадают под эти категории, должны содержать только кошерные ингредиенты, быть приготовленными в кошерной посуде и соответствовать всем другим законам кашрута.
Запрет на употребление не еврейского хлеба распространяется только на домашний хлеб, а не на тот, который приготовлен в коммерческой пекарне. Тем не менее, обычаем многих общин стало использовать только Пат Исраэль (или Пас Исраэль), а не следовать этому облегчению закона.
Если еврей так или иначе участвует в процессе выпечки или в приготовлении другой пищи, например, включает духовку, разрешается есть эту пищу. Однако сефардская традиция требует еще, чтобы блюдо было поставлено на огонь именно евреем.
Вино, виноградный сок и другие напитки, содержащие виноград, должны быть специально сертифицированы. Этот особый статус существует, поскольку когда-то вино использовалось в священном служении в Храме, и еще потому, что вино можно было осквернить, используя его в языческих обрядах. Поэтому закон Торы требует, чтобы вино производилось и обрабатывалось исключительно евреями, соблюдающими законы Торы, без какого-либо участия не евреев.
Даже небольшой процент попадания некошерного вещества – всего лишь 1/60 (1,66%) объема пищи, а в некоторых меньше, приведет к тому, что кошерная пища перестанет быть кошерной. Точно так же и посуда, которая контактирует с горячей пищей, поглощает ее вкус и впоследствии может передать его другой пище, а потому тоже должна быть кошерной.
Например, буханка хлеба, испеченная в форме, смазанной жиром, содержащем небольшой процент сала; фруктовый сок, пастеризованный в том же оборудовании, что и не кошерное молоко, или вегетарианское блюдо, приготовленное в кухне ресторана в той же посуде, в которой раньше было приготовлено не кошерное блюдо, – все это будет считаться не кошерным, если доля не кошерного вещества превышает допустимый процент.
Именно по этой причине для мясных и молочных блюд используется разная посуда, а для продуктов питания, обработанных или приготовленных вне еврейского дома (где соблюдают все предписания), необходима надежная сертификация кошерности.
Даже малейший след или «вкус» некошерного вещества сделает пищу не кошерной. Так что мало покупать только кошерную пищу, кухня тоже должна быть кошерной, то есть все кухонные принадлежности и поверхности, на которых происходит приготовление пищи, используются исключительно для кошерной пищи, а для мясных и молочных продуктов есть отдельные кувшины, горшки, столовые приборы, посуда, поверхности, на которых готовят, и настольные покрытия.
Общее правило заключается в том, что каждый раз, когда горячая пища контактирует с другой пищей или посудой, эта еда или посуда будут поглощать ее вкус. Также холодные продукты и посуда при определенных обстоятельствах будут передавать вкус (например, когда острая, кислая или соленая пища разрезаются определенным ножом, или когда она находится в определенной посуде в течение длительного периода времени). Таким образом, пища, приготовленная на кухне или в сосуде, где до этого готовили некошерную пищу, так же становится некошерной (если только речь не идет о вкусе, “поглощенном” из посуды во время специального процесса кошеровки).
Тонкости современных технологий производства продуктов питания практически не позволяют никому, кроме специального эксперта в данной области, знать наверняка, содержит ли обработанная пища какие-либо следы некошерных ингредиентов. Таким образом, все продукты питания, подвергающиеся обработке, а также рестораны и производства требуют сертификации надежным агентством по надзору за кашрутом или высококвалифицированным раввином.
Проверяйте этикетки готовых продуктов и сертификаты кашрута ресторанов и гостиниц на наличие определенного установленного символа кашрута.
«Еврейское питание» – это прежде всего соблюдение законов о кошерной пище. Но, кроме того, это также говорит о том, что процесс употребления пищи должен быть связан с осознанием истинного Источника нашего пропитания и самой цели еды.
«Познавай Его всеми возможными путями», – говорит царь Шломо в книге Мишлей. «Все твои дела должны быть во имя Небес», – говорит Пиркей Авот. Еврей служит Господу не только посредством изучения Торы, молитв и соблюдение заповедей, но также и всеми своими даже самыми простыми деяниями, в том числе, казалось бы, будничным процессом употребления пищи.
Бывают случаи, когда акт употребления какой-либо еды сам по себе является заповедью, например, вкушение мацы на Песах. Но даже когда это не так, евреи не просто едят, они делают это во имя Небес – с намерением использовать энергию, полученную из пищи, для служения Богу. Каббалисты учат, что, когда мы едим с такими мыслями, произнося необходимые благословения до и после еды, мы поднимаем физическую пищу на другой уровень, используя божественную искру, которую она содержит, для выполнения цели, ради которой она была создана.
Кошер:
общий термин, который относится ко всему, что подходит для употребления или использования евреем, включая кошерную пищу.
Треф: (ивр.) буквально «разодранный» – термин изначально относится к животному, которое погибло или было убито любым способом, кроме шхиты; позже его стали использовать применительно к любым продуктам и блюдам, не пригодным для употребления в пищу евреем.
Парве: (идиш) «промежуточные» – нейтральные продукты, которые не являются ни мясными, ни молочными и которые можно есть вместе с той и другой категориями продуктов.
Фляйшиг: (ид.) «мясной» (возможно « фляйшиге» ).
Мильхиг: (ид.) «молочный» (« мильхиге» ).
Песахдиг: (ид.) кошерно на Песах. Поскольку в течение Песаха действует отдельный свод правил, связанных с едой, все продукты и блюда, которые соответствуют стандартам Песаха, называются Песахдиг или Песахдик .
Кашер: (ид.) процесс приготовления чего-то кошерного. Это может означать как высаливание мяса, так и специальную обработку посуды или оборудования кошерным путем за счет применения высоких температур.
Машгиах: (ивр.) специальный наблюдатель, часто назначаемый контролирующим органом для обеспечения того, чтобы продукты, произведенные на предприятии, в ресторане или других общественных кухнях, были кошерными.
Ашгаха: (ивр.) надзор за кашрутом и последующая сертификация, которая выдается раввином или специально уполномоченным агентством.
Экшер: (ивр.) кошерная сертификация и фактический символ, обозначающий, что данный продукт признан кошерным.
Глат: (ид.) буквально «гладкий» – этот термин относится к животным, легкие которых оказались исключительно здоровыми и без спаек. Поскольку это более высокий стандарт кошерности, он стал в целом относиться к пище, которая является кошерной в соответствии с самыми строгими стандартами.
Шойхет и шхита: (ивр.) кошерный мясник и кошерный способ убоя скота.
Хумра: (ивр.) дополнительные устрожения, не соответствующие букве закона, однако могут быть приняты некоторыми общинами или отдельными лицами.
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Поскольку кошерные мясо и молоко являются по отдельности продуктами разрешёнными и, составляя важную часть рациона, находятся в любом доме, на всякой кухне, мудрецы опасались, что, если не принять дополнительных мер по разделению молочного и мясного, их могут съесть в таком виде, в котором их смесь запрещена Торой. Поэтому для того, чтобы оградить человека от случайного нарушения законов Торы, мудрецами был принят ряд постановлений, обязующих отделять мясное от молочного. Одно из таких постановлений — запрещение в пищу смеси молочного с мясным и в том случае, если они были перемешаны, будучи холодными. Мясное и молочное, которые были смешаны в холодном виде, запрещено только есть, а использовать для других целей не возбраняется — разрешено такую смесь продать, накормить ею животных и т.п.
Мудрецы приравняли мясо птицы и диких животных кошерных видов к мясу домашнего скота и запретили их смесь с молоком и молочными продуктами даже в случае, когда они были перемешаны в остывшем состоянии. Постановление относительно мяса птицы и диких животных распространяется лишь на приём их в пищу. Варка их в молоке, а затем использование такой смеси в любых целях, кроме еды, не включено в запрет. Однако для того, чтобы можно было сварить такое мясо с молоком, необходимо, чтобы всем было ясно, что варят именно мясо птицы или дикого животного, а не говядину или баранину, а также должно быть понятно, что варка совершается не для еды, а для других целей.
Специальным постановлением мудрецов запрещено есть молочное и мясное за одним столом. Постановление распространяется как на ситуацию, когда человек собирается есть молочное за столом, на котором находятся мясные блюда, или когда он собирается есть мясо за столом, на котором стоят молочные яства, а также на ситуацию, когда два человека, которые знают один другого, собираются есть за одним столом — один молочное, а второй мясное. Запрет мудрецов вызван опасением, как бы человек, забывшись, не съел мясо с молоком одновременно. В случае, когда говорится о двух людях, которые не знакомы, и нет опасения, что один угостит другого, а также если даже о знакомых, но если стол большой и они сидят далеко один от другого — как минимум, на расстоянии вытянутой руки, разрешено есть одному мясное, а другому молочное. Если они сидят рядом, но позаботились о том, чтобы на столе находился некий предупреждающий символ — либо они едят на отдельных скатертях, либо поставили между собой на стол достаточно высокий предмет, который обычно на стол не ставят, или цельную буханку хлеба, от которой ни один, ни второй не отрезают, — разрешено одному есть мясо, тогда как второй ест молочный продукт. В любом случае, им запрещено пользоваться одной буханкой хлеба и солонкой. Желательно, чтобы они не наливали из одного и того же кувшина, графина или бутыли, несмотря на то, что у каждый пьёт из своего стакана.
Не во время еды не возбраняется ставить рядом молочные и мясные продукты, но так, чтобы «противоположные» продукты не прикасались один к другому.
Существует особый запрет мудрецов выпекать хлеб и хлебобулочные изделия, используя в составе их компонентов мясные или молочные добавки: сливки, жир, сливочное масло и т.п. Данный запрет вызван опасением, что, т.к. обычно хлеб является продуктом парве (не молочным и не мясным), то по привычке мясной хлеб могут съесть с молочным или молочный хлеб с мясным блюдом. Однако, если изменить внешний вид хлеба или хлебобулочных изделий до того, как их выпекут, разрешено их делать мясными или молочными. После того, как хлеб выпекли, не поможет изменить его форму, и такой хлеб запрещён. В случае, когда запрет такого хлеба ведёт к большому ущербу, следует обратиться к раввину.
Из-за того, что на хлеб пролилось молоко или мясной соус, он не становится запрещённым в еду. Такой хлеб необходимо пометить и разрешено есть с продуктом того же «знака», что и у пролившейся на хлеб жидкости.
Запрет выпекать мясной или молочный хлеб не распространяется на торты, пирожные, пироги, печенье. Всё-таки желательно, чтобы выпечке, которая обычно бывает парве и её решают приготовить, используя мясо или молоко, при готовке придали особую форму: треугольник, полукруг и т.п.
Запрещено разрезать хлеб «молочным» ножом для мясной трапезы или «мясным» ножом для молочной, т.к. есть вероятность, что на ноже может быть немного мясного или молочного жира и при резке он перейдёт на хлеб. Ножом, который тщательно вымыли, пользуясь моющим средством и посудной мочалкой, разрешено разрезать хлеб для «противоположной» ножу трапезы. Распространённый обычай: иметь специальный нож-парве для резки хлеба.
Оставшийся после молочной или мясной трапезы хлеб запрещено использовать в трапезе противоположного «знака». Та часть хлеба, относительно которой существует уверенность, что она не дотрагивалась до мясного или молочного и к ней не прикасались руками, запачканными мясным или молочным продуктом, разрешено есть с любой едой.
На скатерти, на которой лежали мясные продукты без упаковки или без посуды, запрещено есть молочное без того, чтобы эту скатерть постирать. Клеёнку, стол и другие гладкие поверхности необходимо тщательно протереть. Если скатерть длинная, то после того, как на одном её краю ели мясное, разрешено на другом краю есть молочное без того, чтобы её стирать. Распространённый обычай: пользоваться для молочного и мясного разными скатертями. Если вся молочная или мясная еда находилась в посуде и не дотрагивалась до скатерти, то достаточно эту скатерть вытрясти, и после этого разрешено на ней есть мясное.
Даже когда говорится о сухих и холодных мясе и сыре, необходимо предпринять все меры, чтобы они не соприкасались. Тем более, когда речь идёт о мягких, жидких, жирных, горячих, острых «противоположных» продуктах. При покупке и хранении следует обращать внимание на то, чтобы они находились на некотором расстоянии друг от друга.
Еду парве , которую подают в отдельной посуде и перекладывают в тарелки специально для них предназначенными приборами, несмотря на то, что она находилась на столе во время молочной трапезы, разрешено подать к мясу, или наоборот. Ясно, что если есть опасение, что эту еду брали руками (как, например, случается, когда в трапезе принимают участие маленькие дети) или столовым прибором, запачканным в мясе или молоке, её запрещено подавать в трапезе с противоположным «знаком». Хотя по букве закона такой обязанности нет, в некоторых семьях существует традиция, что любую еду, которая находилась на столе во время молочной трапезы, не подают к мясному столу, и наоборот.
Открытые солонки должны быть специальными для мясных трапез и специальными для молочных. Хотя солонками, которые закрываются крышкой с отверстиями по букве закона разрешено пользоваться для обеих трапез, всё же желательно их протирать между мясной и молочной трапезами или иметь отдельную для молочной и отдельную для мясной.
При одновременной готовке двух «противоположных» блюд на одной плите следует следить, чтобы кастрюли или сковородки находились на некотором расстоянии одна от другой и были закрыты крышками так, чтобы брызги из одного блюда не попали в еду с противоположным «знаком».
У ашкеназских евреев принято не «переводить» молочную посуду в разряд «мясной», и наоборот. Причина данного запрета — путаница, которая может легко возникнуть в результате таких «переходов». Однако после того, как откошеровали посуду, либо такую, которая была некошерной, либо для того, чтобы ей пользоваться на Песах, разрешено заодно перевести из разряда «молочной» в мясную, или наоборот, или определить для пользования как посуду парве . Представителям сефардской общины разрешено «перевести» «мясную» посуду в «молочную». Для этого необходимо выждать 24 часа со времени последнего пользования этой посудой, а затем откошеровать её, как положено.
ВКонтакте
: что такое кашерная еда, что такое кашерный ресторан, а порой: почему нам на завтрак не дают в ресторане гостиницы мясо? Конечно же, я, как индивидуальный экскурсовод по Израилю, отвечаю на все вопросы, но полагаю, будет нелишним подготовить вас заранее.
Действительно, человеку, далекому от еврейской традиции сложно понять тонкости "еврейского питания". Для этого нужно разобраться, что такое кашрут вообще. Итак, Кашрут, по сути, свод законов, по которым евреи должны готовить себе пищу. Выполнение этих законов обеспечивает пригодность пищи к употреблению для еврея. Откуда евреи взяли эти законы? Конечно же, из Торы. А Тора очень лаконична и все, что мы называем Кашрутом, умещается в нескольких предложениях Великой Книги. Почему евреи должны употреблять именно кашерную пищу? Для еврея ответ прост: потому что так сказано в Торе. Так сказал Господь своему народу. Далеко не всегда человек способен понять смысл Божественного повеления, но выполнить требование он может и должен. Как говорил еврейский мудрец Ибн Эзра: "Смысл этого запрета скрыт даже от тех, кто обладает мудростью", поэтому не будем искать человеческой логики в заповедях кашрута а просто ознакомимся с ними.
Каковы основные правила кашрута?
1. Животное: "Животное можно есть, если оно - жвачное и парнокопытное ". Соответственно, корову, например, есть можно, а вот свинью или кролика - нет.
2. Птица: в Торе прописаны птицы, не пригодные к употреблению для еврея. Это - все хищные птицы (орел, коршун, сова, гриф и т.д.), а также аист, ворона, чайка, пеликан, удод и другие. Что же можно есть? Да всех домашних птиц: курицу, гуся, индейку, утку.
3. Фраза из Торы "Не вари ягненка в молоке матери его" послужила основанием для еще одного закона: нельзя употреблять в пищу одновременно молочное и мясное. Нельзя готовить вместе мясное и молочное и даже ставить на один стол вовремя трапезы. Вот вам и ответ на вопрос: почему в гостиницах Израиля на завтрак подают молочную пищу, а на ужин - мясную.
4. Выбрать "правильное животное" - это полдела. Его нужно еще и правильно умертвить, проверить на изъяны, удалить не кошерные части из тела и обескровить. Для этой работы есть специалисты: Шохет - резчик, который умеет убить животное одним ударом ножа, перерезающим сонную артерию. Так гарантируется, что животное умирает без мучений. Бодек - проверяет тушу на предмет изъянов. Если обнаружится изьян на животном - оно не кошерно. Если с тушей все в порядке, приходит менакер , который удалит седалищный нерв и сальный жир. И наконец, нужно удалить из животного кровь. Тора запрещает не только евреям, но и всему остальному человечеству есть части животного, которое еще живо (Законы Ноаха (Ноя)). Для евреев уточняется, что нельзя употреблять в пищу кровь и соответственно, нельзя есть животное, в котором осталась кровь. В иудаизме: кровь - это жизнь. Пока есть жизнь - нельзя есть животное.
5. C морскими животными все обстоит гораздо проще. в Торе сказано: "...из всех, обитающих в воде, можете есть тех, у кого имеются чешуя и плавники... " Таким образом, понятно, что все морепродукты: креветки, крабы, мидии и т.д. не являются кашерными. Также, рыбы без чешуи, такие как осетр, зеркальный карп, акула, не будут на столе у еврея.
6. Овощи и фрукты. Кошерность овощей и фруктов определяется двумя стадиями: стадия выращивания и стадия приготовления в пищу. Первая стадия важна только для растений, которые выращивают на земле Израиля. Овощи и фрукты, которые вырастили вне Израиля, по определению кашерны. Не вдаваясь в подробности заповедей выращивания растений на земле Израиля, перейдем к стадии потребления. Здесь все понятно и логично: Тора запрещает евреям употреблять в пищу насекомых, поэтому важно, чтобы на растениях или внутри плодов не было жучков, личинок и прочих некошерностей. Исключение составляет пчела, а вернее продукт ее жизнедеятельности - мед.
Безусловно, кашрут, несмотря на, казалось бы, немногословность Торы по этому вопросу, очень обширная тема и система правил кашрута на сегодняшний день ужасно сложная. Как это ощущается туристами, приехавшими на экскурсию в Израиль?
Скорее всего, утром в гостинице вам предложат молочную пищу и рыбу (рыбу можно есть и с молоком и с мясом). Лично я обожаю молочную кухню Израиля - вкусно и полезно. А вечером вам подадут мясную пищу.
В еврейском ресторане, после сочного антрекота, вы не сможете выпить каппучино и конечно же, не получите пиццу с беконом.
Пожалуй, на этом неудобства заканчиваются и смирившись с ними вы сможете получать удовольствие от качественной, вкусной, а главное, кашерной еврейской кухни в Израиле.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом