Правовые меры охраны животного мира. Ограничения и запреты на добычу. Охрана среды обитания животных. Правовая охрана животного мира и среды его обитания Список использованной литературы

Животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Животный мир как объект правовой охраны характеризуется рядом признаков, которые закреплены в экологическом и фаунистическом законодательстве. К ним относятся:

  • – принадлежность к дикой фауне;
  • – нахождение диких животных в состоянии естественной свободы, под которой понимается непосредственная естественная связь животного с окружающей средой; дикие животные, находящиеся в зоопарках, вольерах, а также некоторые виды животных (например, северные олени), содержащиеся в полувольных условиях, охраняются как товарно-материальные ценности в соответствии с требованиями гражданского нрава;
  • – установление территориальных границ нахождения дикого животного; только на территории РФ они входят в единый государственный фаунистический фонд, это важно при определении мигрирующих животных;
  • – непотребляемость объекта, т.е. при переходе отдельного животного с территории РФ на территорию другого государства, а также при уничтожении отдельных экземпляров в результате охоты, рыболовства и т.д., животный мир в целом как объект охраны не исчезает; термин "потребляемость" относится не к отдельным объектам или видам животного мира (которые, конечно, потребляемы), а к фаунистическому фонду в целом, поскольку даже если сохранится хотя бы одно дикое животное, отвечающее названным признакам, фаунистический фонд сохраняется .

В ряде исследований ранее указывалось еще на один признак – полезность, который был закреплен в законодательстве 1960-х гг. Однако впоследствии большинство ученых и законодатель отказались от деления животных на полезных и вредных, ибо оно всегда носило условный характер. Поскольку в природе все взаимосвязано, то отдельные виды животных в различной обстановке могут быть как вредными, так и полезными. Так, заяц или дикий кабан при оптимальной численности на 1 км охотничьих угодий – животные полезные, однако в случае превышения их численности уже являются вредными, поскольку могут нанести существенный вред лесному и сельскому хозяйству.

Использование животного мира – изучение, добывание объектов животного мира или получение пользы от них иными способами для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Использование объектов животного мира не должно приводить в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира.

Охрана животного мира – деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира. Одним из направлений деятельности по охране животного мира является охрана среды обитания животного мира.

Законодательно установлено два режима охраны животных.

Общий режим охраны устанавливается Законом о животном мире.

По критерию возможности быть объектом охоты и рыболовства, данный закон определяет две категории объектов животного мира с общим режимом правовой охраны:

  • – объекты животного мира, которые являются объектами охоты или рыболовства (их перечень указан в постановлениях Правительства РФ); в отношении таких объектов животною мира предусматриваются гуманные способы охоты;
  • – объекты животного мира, не отнесенные к объектам охоты или рыболовства; их добывание или иное использование, согласно ст. 43 Закона о животном мире, допускается только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов.

Особый режим охраны устанавливается указанным законом в отношении объектов животного мира, отнесенных к числу особо охраняемых, в том числе указанных в Красной книге РФ и Красных книгах субъектов РФ.

При этом действуют правила, распространяемые на все указанные категории объектов животного мира. В их числе – установление системы ограничений и контроля за изъятием объектов животного мира из среды их обитания (например, для акклиматизации или гибридизации), требования к природопользователям при осуществлении ими хозяйственной деятельности (обязательность применения технологий ведения сельскохозяйственных или иных работ, не подвергающих уничтожению объекты животного мира), а также создание особо охраняемых природных территорий.

Так, в соответствии со ст. 15 Закона об особо охраняемых природных территориях, в границах национального парка запрещена промысловая охота и рыболовство, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций и т.д. Следовательно, охране подлежат все виды растений и животных, находящиеся в границах данной категории ООПТ.

Отнесение объектов животного мира в категорию редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов означает, что их численность и ареал резко сократились и продолжают сокращаться в результате прямого истребления, разрушения мест обитания или по другим причинам. Эти биологические виды не могут выжить без активного вмешательства человека.

Для их сохранения устанавливается режим особой охраны, при этом существует три уровня учета и охраны редких и исчезающих растений и животных, осуществляемых посредством ведения Красных книг. Первый уровень – это участие в ведении Международной Красной книги и Красной книги государств – участников СНГ, второй уровень – ведение Красной книги РФ и третий – Красных книг субъектов РФ.

Так, например, в Красную книгу Ростовской области, изданную в 2003 г., вошли 253 вида редких животных.

Однако, несмотря на разработку почти во всех субъектах РФ региональных Красных книг, остается нерешенной проблема повышения эффективности данного направления охраны животных и растений. Одним из ее аспектов является отсутствие административной ответственности за нарушения законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ о Красных книгах субъектов РФ. Подобные нормы могли бы содержаться в КоАП субъекта РФ (равно как и нормы об ответственности за нарушение положений Красной книги почв субъекта РФ).

Красная книга РФ – официальный документ, содержащий свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории РФ, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. По своей юридической природе Красные книги являются разновидностью кадастров природных ресурсов и объектов. Ведение Красной книги РФ осуществляется Минприроды России.

Красная книга РФ должна издаваться не реже одного раза в десять лет. Растения и животные, которые туда попали, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. Запрещается всякая деятельность, которая ведет к сокращению их численности или ухудшению среды обитания. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают такие животные, несут повышенную ответственность за уничтожение этих объектов животного и растительного мира в соответствии со ст. 259 УК "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации".

Объекты животного и растительного мира могут также попадать под действие международных соглашений и конвенций, либо быть занесенными в Международную Красную книгу и Красную книгу государств-участников СНГ.

Так, шесть видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных, обитающих в Российской Федерации, занесены в Красный список Международного союза охраны природы.

Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, джейран, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует проведения специально разработанных мероприятий на федеральном уровне.

В Красную книгу РФ занесено 415 видов (подвидов, популяций) животных и 533 вида растений, 17 видов грибов. Перечень животных, которые занесены в Красную книгу РФ за последние годы, увеличился в 1,6 раза. При этом 38 видов животных исключено из Красной книги РФ, поскольку им перестала угрожать опасность исчезновения.

Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях.

Рассматриваемая проблема имеет и еще один важный аспект, вытекающий из положений международных договоров, регламентирующих ввоз, вывоз и транзитную перевозку редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных. Среди указанных международных документов следует выделить Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г.), а также Перечни видов млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий, рыб, беспозвоночных и растений, экспорт, реэкспорт и импорт которых, а также их частей или дериватов, разработанный в соответствии с данной Конвенцией.

Выполнение требований Конвенции и последующих резолюций и решений конференций стран – членов Конвенции обусловило разработку и внедрение национального законодательства, регулирующего торговлю и использование видов диких животных и растений (их частей, дериватов и любых изделий из них), включенных в Перечни к Конвенции. Введение таких требований в и. 3 ст. 60 Закона об охране окружающей среды означает установление на законодательном уровне государственного регулирования соответствующей деятельности, включающего в себя введение определенных ограничений гражданского оборота образцов диких животных и растений, а также установление мер ответственности за нарушения в сфере их оборота и использования.

В настоящее время регулирование оборота диких животных и растений, включенных в Перечни к Конвенции, осуществляется на основании Закона о животном мире, Таможенного кодекса РФ, иных федеральных законов и ряда подзаконных нормативных правовых актов. Из данных документов следует, что вывоз с территории РФ видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции, допускается при наличии специального разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации, а ввоз таких видов животных и растений на территорию РФ – при наличии разрешения административного органа по Конвенции или другого компетентного органа страны-экспортера, а в случаях, предусмотренных Конвенцией, и разрешения Административного органа по Конвенции в Российской Федерации.

Ввоз на территорию РФ или иностранных государств подпадающих под действие Конвенции видов животных и растений, их частей или дериватов, добытых в открытом море судами, плавающими под флагом РФ, допускается при наличии разрешения (сертификата) Административного органа по Конвенции в Российской Федерации. Данный орган принимает решение и в отношении юридической судьбы конфискованных и обращенных в собственность государства диких животных и растений, их частей или производимой из них продукции – дериватов, попадающих под действие Конвенции.

Административными органами по обязательствам, проистекающим из данной Конвенции в Российской Федерации являются Росприроднадзор, находящийся в ведении Минприроды России (в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб), а также Росрыболовство (в отношении осетровых видов рыб).

Однако эффективность мер по охране редких и исчезающих животных и растений пока не достаточно высока, а имеющаяся правовая база нуждается в совершенствовании.

  • См.: Малая Т. Н. Право собственности на животный мир: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996. С. 11–13.

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира, зафиксированы в ст. 8 Закона. К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено ст. 18 Закона, в которой говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность Среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в ст. 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона. Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

В соответствии со ст. 24 Закона предприятия и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесозаготовительных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Без осуществления таких мер запрещается выжигание сухой растительности, хранение материалов, сырья и отходов производства. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях. Здесь запрещены виды пользования животным миром и другая ответственность, несовместимая с целями заповедывания. Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные (ст. 26 Закона) заносятся в Красную книгу. Действия, могущие привести к гибели этих животных, сокращению их численности или нарушению среды обитания, не допускаются. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира.

Введение 3
1. Объекты и субъекты охраны и использования животного мира 4
2. Правовая охрана животного мира 6
3. Право собственности на животный мир и право пользования
животным миром 9
4. Юридическая ответственность за нарушение правил охраны
и использования объектов животного мира 15
Заключение 19
Список использованных источников 20

Введение
Правовая охрана животного мира – это одно из наиболее развитых направлений охраны окружаю¬щей среды, представляющее собой совокупность (систему) нацио¬нальных и международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, экологических, воспи¬тательных мероприятий по сохранению популяционно-видового состава и поддержанию численности диких животных на опти¬мальном для их существования уровне, а также сохранению сре¬ды их обитания.
Охрана животного мира - неотъемлемая часть сохранения биологического разнообразия. В настоящее время обоснована необходимость охраны не отдельных объектов, будь это виды животных или растений, а комплексной, целостной за¬щиты экосистем, включающих и самих животных, и места их обитания, и другие объекты.
В настоящее время на смену традиционному подходу к охране жи-вотного мира, иногда называемому фаунистическим, приходит бо¬лее широкий подход, отражающий современные задачи правового регули-рования и новые его объекты, а также новые средства (инструмен¬ты) правового воздействия.
Правовые меры по охране животного мира состоят: в разра¬ботке, принятии и применении законодательных актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и ис¬пользования животного мира и среды обитания, в создании пра¬вовой базы для охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, а также для регулирования охраны особых территорий; в установлении системы мер юридиче¬ской ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении правореализационной и правоприменительной деятельности в области охра¬ны и использования животного мира; пра¬вовом воспитании и профилактике нарушений.
1. Объекты и субъекты охраны и использования животного мира
Россия благодаря огромной территории (17 млн кв. км) и относительно слабой нарушенности естествен¬ных экосистем, природно-географическим условиям обладает зна¬чительным запасом биоразнообразия.
Фауна позвоночных насчи¬тывает 1513 видов, из них 320 - млекопитающих, 732 - птиц, 80 - рептилий, 29 - амфибий, 343 -т пресноводных рыб, 9 - круглоротых, а в морях РФ встречается до 1500 видов морских рыб. Кроме того, фауна беспозвоночных насчитывает 130-150 тыс. видов, из которых насекомые составляют 97%. При этом почти 60 видов млекопитающих и 70 видов птиц относятся к объектам постоянного охотничьего промысла и любительской охоты.
В хо¬рошем состоянии пребывает поголовье северного оленя, марала и изюбра, соболя и бобра. В целом тенденция, сложившаяся в первой половине 90-х годов и харак¬теризовавшаяся быстрым сокращением поголовья многих ценных видов охотничьих животных, в последние годы стабилизирова¬лась, но проблемы сохранения биоразнообразия, предупреждения негативных изменений среды обитания животных, охраны ред¬ких и исчезающих видов продолжают оставаться острыми.
Дать перечень тех и других достаточно сложно хотя бы по той причине, что круг объектов и субъектов в этом случае очень широк. Так, объектом выступают: животный мир в целом, охот¬ничьи животные, животные, занесенные в Красную книгу РФ или в Международную Красную книгу (СИТЕС/СИТЕК), Крас¬ные книги субъектов РФ либо подпадающие под действие спе¬циально заключенных соглашений, используемые человеком как опылители растений, изымаемые из окружающей среды и не изымаемые из нее, среда обитания и места обитания животных, звери, птицы, насекомые, рыбы - морские и пресноводные, мор¬ские млекопитающие, населяющие леса и степи, континенталь¬ный шельф, находящиеся на территории страны постоянно или мигрирующие виды и т. п.
Иными словами, выделяемые по раз¬ным критериям группы, виды животных в совокупности пред¬ставляют собой один из самых важных для человека, и отнюдь не из-за своей материальной ценности, компонентов окружаю¬щей среды. Помимо диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, временно или постоянно населяющих тер¬риторию РФ, российское законодательство охраняет животных, содержащихся в неволе или в полувольных условиях, устанавли¬вает правила содержания биологических, в том числе зоологиче¬ских коллекций.
В последние годы поднимаются и у нас и за рубежом вопросы о необходимости правового регулирования ста¬туса домашних и сельскохозяйственных животных. В Республике Башкортостан закон о домашних животных уже принят (1997 г.) и содержит ряд интереснейших и гуманных норм. В Германии приняты акты о свободном выпасе не только скота, но и птицы, что означает в какой-то мере их возращение к естест¬венным условиям жизни и уход от концепции содержания сель-скохозяйственных животных в стойлах и клетках без движения, кормления их только обработанным человеком кормом.
Такое разнообразие правовых статусов в общем-то предопре¬деляет и круг субъектов охраны и использования объектов животного мира. К ним могут быть отнесены все, т. е. любой чело¬век. Конечно, специальными правами и обязанностями наделя¬ются, например, охотники-промысловики, профессиональные рыболовы, лица, занимающиеся любительским или спортивным рыболовством, содержащие зоологические коллекции, работаю¬щие в зоопарках, цирках и т. п. Более того, любой посетитель зоопарка - тоже пользователь животного мира, как и каждый го¬родской житель, встретивший на прогулке в сквере белку. Неда¬ром в преамбуле Федерального закона «О животном мире» удовлетворение духовных потребностей людей поставлено перед получением материальных выгод от пользования животными.

2. Правовая охрана животного мира
Правовая охрана животного мира - это составная часть экологического права и законодательства, раздел Особенной части курса экологического права. Она представ¬ляет собой сложный комплекс законодательных и иных норматив¬но-правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования животного мира. Основу этого раздела экологического законодательства образу¬ют общие положения, установленные Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., специаль¬ные предписания содержатся в Федеральных законах «О живот¬ном мире» от 24 апреля 1995 г., «Об особо охраняемых природ¬ных территориях» от 14 марта 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. и др. Зна¬чимые для охраны животного мира положения включены в Зе¬мельный, Водный и Лесной кодексы.
За нарушения этого законо¬дательства предусматриваются меры административной, граждан¬ско-правовой и уголовной ответственности. Как и экологическое законодательство в целом, данный раздел не кодифицирован пока должным образом, что снижает эффективность его реализации.
Второй блок законодательства составляют указы Президента РФ, регулирующие охрану ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и другие отношения, возникающие в связи с пользованием животным миром. Но глав¬ное - это постановления Правительства, касающиеся охраны и ре¬гулирования различных видов пользования животным миром, на¬пример «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 г., «Об установлении охраны редких и исчезающих видов животных (Красная книга)» от 19 февраля 1996 г., Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществ¬лении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и элек¬тропередачи от 13 августа 1996 г. и т. п.
Третий блок образуют ведомственные нормативные акты ор¬ганов охраны окружающей среды, рыбоохраны, охотнадзора, ве¬теринарной службы и т. п. Они принимаются приказами руково¬дителей соответствующих ведомств или решениями коллегий и являются разнообразными по форме: типовые правила, таксы, порядки, методические указания и т. п.
Федеральный закон «О животном мире» и конкретизирую¬щие его нормативно-правовые акты регламентируют цели, последовательность, порядок установления системы запретов и огра¬ничений на использование объектов животного мира; систему требований к хозяйственной деятельности (на всех ее этапах - начиная с размещения и проектирования и заканчивая эксплуа¬тацией производственных и иных объектов) и гарантирующие их санкции (приостановление работ, прекращение финансирования и т. п.); режимы особо охраняемых природных территорий; раз¬решительный порядок акклиматизации и гибридизации новых для РФ объектов животного мира, а также содержание и разве¬дение животных в полувольных условиях и искусственно соз¬данной среде обитания; требования к обращению с агрохимикатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве, а также систему предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира при нарушении карантинных, ветеринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение научных исследований; перемещение объектов животного мира через гра¬ницу РФ и другие вопросы.
Наконец, значителен объем нормативно-правовых актов, принимаемых в субъектах Федерации законодательными орга¬нами, губернаторами и другими уполномоченными органами. В них отражается специфика регионов, детально определяются задачи, условия пользования, плата за пользование животным миром, другие вопросы. Начиная с 1982 г. издано 33 Красные книги субъектов РФ, а в 20 субъектах эта работа продолжается. Некоторые (конкретные) вопросы о сроках охоты, местах рыб¬ной ловли и т. п. определяются решениями органов местного самоуправления.
Организационно-управленческие меры охраны животного ми¬ра - это:
- ведение государственного учета объектов животного мира и их использования, государственного кадастра, содержащего сведения о географическом распространении животных, их чис¬ленности, показателях среды обитания и воздействий на нее, а также информацию о хозяйственном использовании объектов животного мира и среды их обитания;
- создание и осуществление государственного мониторинга объектов животного мира, т. е. системы регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объ¬ектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания;
- создание специально уполномоченных государственных ор¬ганов (либо их подразделений) по охране и регулированию ис¬пользования объектов животного мира и среды их обитания;
- координация деятельности международных и националь¬ных органов и организаций, внутриорганизационной деятельно¬сти различных ветвей власти разного уровня по планированию и реализации мероприятий, направленных на сохранение живот¬ного мира, среды их обитания и др.

3. Право собственности на животный мир и право пользования животным миром

Право собственности на животный мир определяется Феде¬ральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., ст. 4 которого относит однозначно животный мир в пределах территории РФ к государственной собственности (федеральной или субъектов Федерации).
Дело в том, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым эле¬ментом природной среды биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняе¬мым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ.
Правовой статус объ¬ектов животного мира, находящихся в государственной собствен¬ности, определяется несколькими характеристиками: это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие тер¬риторию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительное экономической зоны РФ.
Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном по¬рядке, могут находиться в частной, муниципальной и иных фор¬мах собственности. Отношения по владению, пользованию и рас-поряжению такими животными регулируются как специальным экологическим, так и гражданским законодательством.
Поскольку владение, пользование и распоряжение животным миром относится к совместному ведению Федерации и ее субъ¬ектов, определение круга (перечня) объектов животного мира, право собственности на которые является федеральным, и его реализация входят в компетенцию РФ, что очень важно.
Объектами федеральной собственности являются:
- редкие и находящееся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;
- обитающие на особо охраняемых территориях федерально¬го значения;
- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
- подпадающие под действие международных договоров РФ;
- отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйст¬венном отношении;
- естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.
При этом за Правительством РФ закреплено право по согла¬сованию с субъектами Федерации относить и другие, помимо пе¬речисленных, объекты животного мира к федеральной собствен¬ности, т. е. приведенный перечень является открытым.
Право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рам¬ках их компетенции.
Пользователи объектами животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Го¬сударственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации.
Статья 58 Федерального закона «О животном мире» преду-сматривает недействительность сделок, совершенных в отноше¬нии животного мира, а ст. 7.11 КоАП РФ - административную ответственность за пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно, либо с нарушением условий, в нем предусмотрен¬ных; самовольную переуступку права пользования объектами животного мира, за исключением водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, кон¬тинентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, т. е. за посягательства, в прямой или скрытой форме нару¬шающие право государственной собственности. Кроме того, ст. 7.2 устанавливает ответственность за уничтожение или повре¬ждение знаков, устанавливаемых пользователями животным ми¬ром или специально уполномоченными органами по охране, кон¬тролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежа¬щих этим пользователям и органам. Этот проступок также отно¬сится к числу административных правонарушений в области ох¬раны собственности. Наконец, ст. 8.20 содержит специальный со¬став незаконной передачи, т. е. погрузки, выгрузки или перегрузки на континентальном шельфе и (или) в исключитель¬ной экономической зоне РФ, добытых без разрешения живых ресурсов, если такое разрешение обязательно.
Экологическое законодательство регулирует право пользова¬ния животным миром исходя из права государственной собст¬венности на него и устанавливает общие и приоритетные права. При этом наличие приоритетного права пользования животным миром не меняет его статуса государственной (федеральной или субъектов Федерации) собственности.
Приоритетным правом обладают, согласно гл. VI Федераль¬ного закона «О животном мире», коренные малочисленные наро¬ды и этнические общности, самобытная культура и образ жизни которых включают традиционные методы охраны и использова¬ния объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения и их объединения. Данное право ограничивается по территориальному признаку - территорией традиционно¬го расселения и хозяйственной деятельности, а не только по субъектному. В Федеральном законе «О территориях традицион¬ного природопользования малочисленных народов Севера, Сиби¬ри и Дальнего Востока» от 7 мая 2001 г. оговариваются условия пользования природными ресурсами, в том числе объектами жи¬вотного мира, и устанавливаются ограничения для различных категорий граждан. Так, в ч. 2-3 ст. 13 данного Закона указыва¬ется, что лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного приро-допользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий тради¬ционного природопользования.
Также установлено, что пользова¬ние природными ресурсами, находящимися на таких территори¬ях, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим природных ресурсов.
Содержанием приоритетного права являются: предоставление первоочередного выбора промысловых угодий; льготы в отноше¬нии сроков и районов добывания объектов животного мира, по¬лового и возрастного состава и количества добываемых объектов и продуктов жизнедеятельности животных; предоставление ис¬ключительного права на добывание определенных объектов и продуктов жизнедеятельности животных
Переуступка приоритетного права гражданам и юридическим лицам, не относящимся к категориям, обладающим этим правом по закону или на основании специального разрешения, запреща¬ется. В ряде субъектов РФ приняты законы об охоте (и рыбо¬ловстве), детализирующие эти положения, например в Камчат¬ской области.
Общими видами пользования животным миром являются охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих, добыча объектов животного мира, не относящихся к объектам охоты и рыболовства, использование полезных свойств жизнедеятельности животных и извлечение их, получение продуктов жизнедеятельности, а также изучение, ис¬следование и иное использование животных без изъятия из ок¬ружающей среды.
Пользование животным миром осуществляется на основе долгосрочной лицензии, выдаваемой гражданам органами госу-дарственной власти, уполномоченными осуществлять право соб¬ственности от имени РФ и ее субъектов, либо именных разовых лицензий.
Право пользования животным миром прекращается полностью или частично: в случаях отказа от него; истечения срока пользования; нарушения законодательства или условий ли¬цензии; при возникновении необходимости изъятия из пользова¬ния объектов животного мира в целях их охраны; использования территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром; ликвидации предприятия, учреж¬дения, организации - пользователя животным миром. Решение о прекращении данного права может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
Пользователи животным миром обязаны: осуществлять толь¬ко указанные в лицензии виды пользования; соблюдать установ¬ленные нормы, сроки, правила пользования; применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целост¬ности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; обеспечи¬вать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, и т. п.
Самовольная переуступка права пользования объектами живот¬ного мира, а равно самовольное пользование объектами животного мира, на пользование которыми требуется получение разрешения, запрещаются. Общественно опасные нарушения права пользования животным миром, в частности при незаконной охоте либо незакон¬ной добыче водных животных, могут повлечь применение мер уго¬ловной ответственности по ст. 256, 258 УК РФ. Пользователи жи¬вотным миром (юридические лица и граждане) возмещают ущерб, причиненный объектам животного мира и среде их обитания, доб¬ровольно или по решению суда или арбитражного суда. Ущерб взыскивается, если пользователи не приняли реальных и необходи¬мых мер по его предотвращению или уменьшению на закреплен-ных за ними территориях или акваториях.
Общие начала права пользования животным миром регулиру¬ются Федеральным законом «О животном мире» (гл. V, VI и другие нормы), а конкретизируются многочисленными подза¬конными актами. Наиболее детально в российском законодатель¬стве регламентированы такие виды пользования животным миром, как охота и рыболовство. Это традиционные, сформировавшиеся на протяжении многих веков виды деятельности, в которых уча¬ствуют сотни тысяч людей.

4. Юридическая ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира
Составы таких нарушений многочисленны и разнообразны и сформулированы в УК РФ, КоАП РФ, специальном экологи¬ческом законодательстве, в первую очередь в федеральных зако¬нах «О животном мире», «О континентальном шельфе Россий¬ской Федерации».
Для привлечения виновных к юридической ответственности, помимо указанных, следует обращаться к нор¬мам других законодательных и подзаконных актов, в которых, собственно, и определены правила охраны и использования жи¬вотного мира.
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за неза¬конную охоту (ст. 258), если это деяние совершено: а) с причи¬нением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых ве¬ществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полно¬стью запрещена; г) на территории заповедника, заказника или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
Аналогичным об¬разом, но с использованием иных признаков объективной сторо¬ны, построена ст. 256 УК, устанавливающая ответственность за незаконную добычу водных животных и растений, а в ч. 2 пре¬дусматривается ответственность за посягательства на особый объект - котиков, морских бобров и иных морских млекопитаю¬щих в открытом море или в запретных зонах.
Статья 257 УК «Нарушение правил охраны рыбных запасов» содержит ряд составов: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной про¬дукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а рав¬но эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых за¬пасов либо иные тяжкие последствия. Суровые санкции установ¬лены за уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов,- ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок (ст. 259) и другие статьи УК РФ также предусматривают ответственность за нарушение зако¬нодательства об охране и использовании животного мира либо как части правил охраны окружающей среды, либо путем указа¬ния на последствия преступных деяний. Например, в ст. 246, 247, 250 в число последствий включена массовая гибель живот¬ных, в ст. 248 и 249 - распространение эпизоотии. Статья 245 устанавливает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.
КоАП РФ регламентирует административную ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании жи¬вотного мира в ст. 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)», а также» за проступки в отношении живых ресурсов континентального шельфа (ч. 2 ст. 8.17, ст. 8.20), в отношении животных в ходе сельскохозяйственной деятельно¬сти (ст. 10.11), при нарушении ветеринарных и других правил (ст. 10.6 «Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил», ст. 10.7 «Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболева¬ниях животных», ст. 10.8 «Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хра¬нения или реализации продуктов животноводства»). В ст. 8.33 предусматривается ответственность за нарушение правил среды обитания и путей миграции животных, ст. 8.34 - за несоблюде¬ние установленного порядка создания, использования или транс¬портировки биологических коллекций, ст. 8.36 - за нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, ст. 8.37 - за нарушение правил пользования ими, ст. 8.38 - за несоблюдение правил охраны рыбных запасов, ст. 8.35 - за уничтожение редких и находящихся под угрозой ис¬чезновения животных, ст. 8.29 - за уничтожение мест обитания животных.
К сожалению, из текста КоАП РФ были в ходе его доработ¬ки и принятия устранены очень важные нормы - о жестоком об¬ращении с животными, о нарушении правил содержания живот¬ных, давно известные отечественному законодательству, а также ряд новых статей - о содержании бойцовых собак, о ввозе и со¬держании экзотических, т. е. не свойственных экосистемам Рос¬сии, животных без надлежащего разрешения (лицензии) или с нарушением условий полученной лицензии. Это создает существенный пробел в законодательстве об административных пра¬вонарушениях в рассматриваемой сфере, оставляет безнаказанны¬ми многочисленных виновников как противоправных актов, так и опасных с точки зрения распространения экзотических заболе¬ваний нарушений общественного порядка, контрабанды редких видов животных и т. п.
Анализ норм уголовного, административного и экологическо¬го законодательства показывает, что рассматриваемым нарушени¬ем является виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на животный мир (или отдельные его объекты), порядок пользования им и противоречащее предусмот¬ренным соответствующими законодательными актами правилам.
Объективная сторона представляет собой действия или бездейст¬вия, состоящие в нарушении установленных правил, и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствия¬ми (для материальных составов) или угрозой наступления таких последствий (для составов поставления в опасность).
Определение последствий, размеров причиненного вреда представляет собой достаточно сложную задачу и осуществляет¬ся с учетом фактических обстоятельств по таксам для исчисле¬ния размеров взыскания ущерба, причиненного незаконным до¬быванием или уничтожением объектов животного и растительно¬го мира.
Так, постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. с изменениями от 26 сентября 2000 г. введены два вида такс для исчисления размера взыскания за ущерб, нанесенный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биоло¬гических ресурсов:
а) во внутренних рыбохозяйственных водо¬емах, внутренних морских водах, территориальном море, на кон¬тинентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ до внешних границ экономических и рыболовных зон ино¬странных государств;
б) в отношении занесенных в Красную книгу РФ животных, обитающих в тех же акваториях. В поста¬новлении четко определены все признаки, т. е. субъекты, с кото¬рых может быть взыскан ущерб, объекты неправомерных дейст¬вий, виды деяний и место их совершения.

Заключение

Правовая охрана животного мира – это одно из наиболее развитых направлений охраны окружаю¬щей среды, представляющее собой совокупность мероприятий по сохранению популяционно-видового состава и поддержанию численности диких животных на опти¬мальном для их существования уровне, а также сохранению сре¬ды их обитания.
Объектами охраны являются: животный мир в целом, охот¬ничьи животные, редкие и находящееся под угрозой исчезновения виды животных, занесенные в Красную книгу и отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйст¬венном отношении.
Правовые меры по охране животного мира включают в себя разра-ботку, принятие и применение законодательных актов, регламентирующих охрану и пользование животным миром; установление лимитов использования животного мира, создание пра¬вовой базы для охраны отдельных категорий животных установление мер юридиче¬ской ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и многие другие меры.
Юридическая ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира сформулирована в УК РФ, КоАП РФ, специальном экологи¬ческом законодательстве. За нарушения этого законо¬дательства предусматриваются меры административной, граждан-ско-правовой и уголовной ответственности.

Список использованных источников

1. Законодательство и официальные документы

1. Кодекс Российской Федерации об административных право¬нарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.)
// КонсультантПлюс.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный за¬кон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с последующими изменения¬ми и дополнениями)
// КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
4. Феде¬ральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.
5. Федеральный закон «О территориях традицион¬ного природопользования малочисленных народов Севера, Сиби¬ри и Дальнего Востока» от 7 мая 2001 г.

2. Общая и специальная литература

6. Бедный О. П., Рубина Е. А. Животный мир России. Правовое регулирование его использования и охраны / Под ред. Н. Г. Рыбальского. М., 2007.
7. Гиззатулин Р. Х. Правовая охрана животного мира законодательством субъекта РФ. Уфа, 2005.
8. Дубовик О. Л. Экологические преступления. Комментарии к главе 26 УК РФ. М., 2008.
9. Комментарий к КоАП РФ / Под общей редакцией Е. Н. Сидоренко. М.: Проспект, 2005;
10. Шестерюк А. С. Экологическое право. Вопросы теории и методологии анализа. СПб., 2004.

Как предусмотрено ст. 11 Закона «О животном мире», государственное управление в области охраны и использования животного мира осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Последние состоят из федеральных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и их территориальных (бассейновых) подразделений. Они образуют систему государственных органов управления, обеспечивающую осуществление комплексных мер по охране, воспроизводству и устойчивому использованию объектов животного мира и среды их обитания. Их полномочия и структура определяются Правительством РФ на основе требований Закона «О животном мире».

Важную роль в охране животного мира и регулировании его использования играет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, выполняющее наряду с другими задачами и функциями разработку и реализацию мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Оно, в частности, осуществляет государственное управление охотничьими хозяйствами, охрану и контроль за охотничьими животными и ведением охотничьего хозяйства.

Значительна роль в охране и рациональном использовании животного мира Министерства природных ресурсов РФ, одной из задач которого является проведение единой научно-технической политики в области водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных ресурсов, установления водоохранных зон и соблюдения хозяйственной деятельности в пределах этих зон. Большую роль в охране животного мира и рациональном его использовании играют государственные комитеты РФ по рыболовству и охране окружающей среды, на которые возложено осуществление государственной политики в области охраны и использования животного мира и окружающей природной среды в целом.

Основными принципами государственного управления в области охраны и использования животного мира являются:

  • - обеспечение устойчивого существования и использования животного мира;
  • - поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания;
  • - осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности;
  • - недопустимость совмещения деятельности по государственному контролю за использованием животного мира и охраной его и среды обитания с деятельностью по использования объектов животного мира;
  • - привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  • - отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами;
  • - платность пользования животным миром;
  • - приоритет международного права в области использования и охраны животного мира и среды его обитания.

Государственный учет объектов животного мира и их использования, а также государственный кадастр этих объектов ведутся в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Государственный учет и прогнозирование состояния животного мира осуществляют специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Статьей 55 ФЗ «О животном мире» предусмотрены три вида ответственности за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира: административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Однако должностные лица, рабочие и служащие, нарушающие законодательство об охране и использовании животного мира, могут нести также дисциплинарную и материальную ответственность в порядке и размерах, предусмотренных трудовым законодательством РФ. Закон «О животном мире» (ст. 55) предусматривает следующие виды нарушений законодательства РФ об охране и использовании животного мира, влекущие предусмотренную законом юридическую ответственность:

  • - нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз в РФ животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красную книгу;
  • - нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, других препаратов, причинивших ущерб животному миру;
  • - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды их обитания;
  • - нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром;
  • - нарушение правил китобойного промысла;
  • - ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;
  • - нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности;
  • - нарушение режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках и заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;
  • - нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;
  • - сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания.

Предусмотрено также, что незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Большое значение имеет охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения отдельных видов животных. Такие животные заносятся в Красную книгу. В случае, когда воспроизводство редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных невозможно в естественных условиях, специально уполномоченные на то государственные органы по охране и регулированию использования животного мира должны принимать меры к созданию необходимых условий для разведения этих видов животных. Их добывание и изъятие для разведения в специально созданных условиях и последующего выпуска на свободу в научно-исследовательских целях, для создания и пополнения зоологических коллекций допускается по особому разрешению, выдаваемому специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира. В целях охраны животного мира устанавливается более жесткий режим использования животных в заповедниках, заказниках и других особо охраняемых территориях.



Что еще почитать