Прочитать изменение по временам. Изменение глагола по временам. Степени сравнения наречий

Работа по теме урока

Учитель: Ребята, я бы хотела начать новую тему с загадки:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Ответ: (Время-Уақыт-Time)

Что же такое время? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена, года, сутки)

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.

Глагол изменяется по трем временам: Прошедшее время, настоящее время, будущее время.

Объяснение учителя

Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю)

Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем, пишем)

Что вы делали на прошлом уроке? (решали, читали)

Что вы будете делать завтра? (учиться)

Глаголы в русском языке изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.

Правило:

Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? Что делают? (сегодня, сейчас)- слова помощники.

Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? (раньше).

Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? Что сделает? (будет)

Физкультминутка

– Я назову вам глаголы, если это:

– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол прошедшего времени – присядьте;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

– Как вы определяли времена глаголов?
– Настоящее время – то, что происходит сейчас;
– Прошедшее время – то, что уже было;
– Будущее время – то, что еще будет.

1.Изменение глаголов по временам.

Прочитайте текст.(На листочках, на парте.)

Что заметили? (Не такие глаголы, как-то все не связано).

Исправьте глаголы, прочитайте правильно.

На какие три группы можно разделить эти глаголы? (На глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.)

Выпишете глаголы с вопросами.

На какие вопросы……

Н. В. П. В. Б. В.

Что делает? Что делал? Что будем делать?

сидит сидел будем гулять

глядит увидел будем ходить

мурлычет спел будем говорить

кличет поел

Учитель: Ребята, вы все очень хорошо постарались.

Закрепление.

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?

Глаголом называется часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета.

В ночь погода зашумела, взволновалася река, уж лучина догорела в дымной хате мужика. Дети спят, хозяйка дремлет, на полатях муж лежит, буря еоет; вдруг он внемлет: кто-то там в окно стучит. (П.)

Слова: стучит, воет, зашумела, взволновалась, догорела, внемлет -обозначают действия предмета. Слова: спит, дремлет, лежит - обозначают состояние предмета. Глагол отвечает на вопросы: /i>что делает предмет? что с ним делается? Ученик (что делает?) читает рассказ. Рассказ (что с ним делается?) читается учениками.

Изменение глагола.

Глагол, обозначая действие, может указывать и время, когда совершается действие. Глагол имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Стучу (настоящее время), стучал (прошедшее время), постучу, буду стучать (будущее время).

В глаголе различаются 3 лица (1-е, 2-е, 3-е) и два числа: единственное и множественное.

В прошедшем времени глагол не имеет особых личных окончаний, а лицо выражается только личным местоимением.

Например: я стукал, ты стучал, он стучал. В прешедшем времени глагол изменяется по родам и числам: брат стучал (мужской род), сестра стучала (женский род), что-то стучало (средний род), мы стучали (миож. число).

Изменение глагола по лицам» временам и числам называется спряжением.

Глаголы могуть иметь на конце частицу -ся или Глаголы, оканчивающиеся т-cя(-сь) , называются возвратными. После согласных и й употребляется -ся , а после гласных -сь: моет- моется, мыл - мылся, мыть - мыться, мой - мойся, мою - моюсь, мыли - мылись .

Роль глагола в предложении.

В предложении глагол обычно бывает сказуемым. Сказуемое-глагол обозначает действие или состояние предмета, являющегося подлежащим в данном предложении, и согласуется с подлежащим в числе и лице, а в прошедшем времени -в числе и роде.

Мы смело бросаемся на врага; вслед за нами красная конница ринулась в бой; враг поспешно отступает.

Мы бросаемся. Сказуемое бросаемся согласуется с подлежащим мы в лице и числе.

Конница ринулась. Сказуемое ринулась согласуется с подлежащим конница в роде и числе.

Неопределённая форма, или инфинитив

Глагол имеет особую форму, которая только называет действие, по сама по себе не указывает ни времени, ни числа, ни лица и поэтому называется неопределённой формой, или инфинитивом; читать, беречь, нести, прийти. Неопределённая форма глагола отвечает на вопрос: что делать? что сделать?

Неопределённая форма глагола оканчивается на -ть, -ти: строить, нести. Есть особая группа глаголов с неопределённой формой на -чь. У глаголов на -чь основа в настоящем времени оканчивается на г или к: могу-мочь, пеку-печь, берегу-беречь. Здесь мы находим чередование г и к с звуком ч .

Буква ь в неопределённой форме сохраняется и перед частицей -ся: строить - строиться, беречь - беречься.

Примечание. Неопределенная форма глагола произошла от глагольного существительного. Поэтому она и не указывает па время и лицо. В нашем языке и сейчас сохранилось несколько слов, которые могут быть и существительными, и глаголами, например: горячая печь (сущ.), пироги печь (глаг.); большая течь (сущ.), вода перестала течь (глаг.); старая дворянская знать (сущ.), хочется много знать (глаг.).

Виды глаголов.

Глаголы могут быть несовершенного и совершенного вида.

1. Глаголы несовершенного вида показывают незаконченное действие или действие повторяющееся: работать, кричать, спать, покупать, брать, бросать, заглядывать.

Глаголы вида несовершенного образуют будущее время посредством вспомогательного глагола: я буду работать.

Примечание. Про глаголы, обозначающие только повторяющееся действие, говорят, что они относятся к виду многократному, если рядом имеется глагол с длительным значением: читывать (при читать), хаживать (пои ходить), сиживать (при сидеть).

2. Глаголы совершенного вида показывают законченность действия: купить, взять, принести, уйти, прочитать, надписать.

Глаголы вида совершенного не могут иметь настоящего времени; форма же настоящего времени имеет у них значение будущего: я куплю, я возьму, я начну, я принесу, я уйду, я прочитаю, я надпишу, я заговорю.

Примечание. Про глаголы вида совершенного, которые обозначают действие, происшедшее всего один раз, говорят, что они относятся к виду однократному. Таковы особенно глаголы с суффиксом -путь, сохраняющие его в прошедшем времени: прыгнуть при прыгать (ср. прыгнул), плюнуть, при плевать (ср. плюнул), крикнуть при кричать (ср. крикнул).

Образование видов глагола.

Большинство простых глаголов относится к виду несовершенному: нести, писать, работать. Однако дать, лечь, сесть, стать, деть и ряд глаголов ~ить: купить, бросить, кончить, пустить, простить, решить, пленить, лишить и др. будут совершенного вида.

Примечание. Некоторые простые глаголы имеют значение как совершенного, так и несовершенного вида: ранить, женить.

Сюда же относятся многие глаголы на -ировать и -овать: телеграфировать, организовать, атаковать.

Глаголы сложные с приставками в громадном большинстве случаев относятся к виду совершенному: принести, уйти, прочитать, подписать, заговорить, набросать, накидать. Однако глаголы сложные, образованные от глаголов носить, водить, возить, ходить, бегать, летать, будут по большей части несовершенного вида. Например: приносить, уносить, вносить, заходить, уходить и т. п.; выносить, выводить, вывозить, выходить (но в&носить, вывозить, выходить и т. п. будут совершенного вида); заносить, сносить (но заносить рубашку, сносить сапоги и т. п. будут совершенного вида).

I. Почти от каждого глагола вида совершенного можно образовать глагол вида несовершенного с тем же значением: дать-давать, начать - начинать, принести - приносить и т. п.

Главным способом образования глаголов несовершенного вида от соответственных глаголов вида совершенного является суффикс -ыва или -два , причём часто корневое о чередуется с а, а конечный корневой согласный у ряда глаголов чередуется согласно: прочитать-прочитывать, смазать - смазывать, подписать - подписывать, всходить - всхаживать, подпрыгнуть - подпрыгивать, вытолкнуть - выталкивать, разгладить - разглаживать, завесить - завешивать, заморозить - замораживать, спросить - спрашивать, унавозить -унаваживать, приголубить - приголубливать, выкормить - выкармливать, накопиться - накапливаться и т. и.

Другим способом образования глаголов вида несовершенного является смена суффикса -и- на суффикс -я- (или -а- после шипящих) с такими же изменениями конечных корневых согласных, что и в предыдущем случае: встретить - встречать, облупить - облуплять, породить - порождать, осветить - освещать, оформить - оформлять, опередить - опережать, загрузить - загружать, кончить-кончать, решить-решать, окружить - окружать и т. п.

Третьим способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -а- , причём корневое е или я (а после шипящих) часто чередуется с и:стереть -стирать, умереть -умирать, вычесть - вычитать, зажечь - зажигать, замять-заминать, начать - начинать.

2. Четвёртым способом образования глаголов вида несовершенного является суффикс -ва- , употребляемый в тех случаях, когда корень глагола оканчивается на гласный: разбить-разбивать, созреть-созревать, дать (дам) - давать (даю), узнать (узнаю)-узнавать (узнаю).

Примечания.

  • 1. В некоторых случаях несовершенным видом к глаголу вида совершенного служит совсем другой глагол: взять - брать, сказать - говорить, купить - покупать, положить - класть я т. п.
  • 2. У некоторых глаголов вид несовершенный отличается от вида совершенного лишь местом ударения: рассыпать (рассыплю)-рассыпать (рассыпаю): обрезать (обрежу) -обрезать (обрезаю); узнаю (узнать) - узнаю (узнавать).

II. От простых глаголов вида несовершенного вид совершенный образуется или посредством суффикса -ну- (глаголов вида однократного): прыгать - прыгнуть, кричать - крикнуть и т. д. или посредством так называемых «пустых» приставок, не изменяющих основного значения слова: о- (об-), по-, с-, на- и др.: крепнуть - окрепнуть, радовать - обрадовать, губить - погубить, делать - сделать, писать - написать и т. п.

Однако от большинства простых глаголов вида несовершенного совершенный вид не образуется: кусать, сидеть, спать, лежать и т. д. Сюда же относятся глаголы приветствовать, отсутствовать, участвовать и некоторые другие.

Чередование гласных при образовании видов.

Иногда образование видов связано с чередованием гласных звуков в корне: умереть - умирать, запереть - запирать, выбросить - выбрасывать, зажечь - зажигать .

Таблица чередования гласных в корнях глагола при образовании видов.

Времена глагола.

Настоящее время глагола означает, что действие происходит одновременно с моментом речи, т. е. тогда, когда о нём говорят.

1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах на раздутых парусах. (П.) 2. И плывут под флагом алым из полуденных морей по бетонному каналу караваны кораблей.

Настоящее время употребляется и для обозначения такого действия, которое совершается постоянно, всегда. 1 Растение тянется к источнику света. 2. Человек дышит лёгкими. 3. Северные берега СССР омываются водами Северного Ледовитого океана.

Прошедшее время означает, что действие происходило до момента речи. Разгромили атаманов, разогнали воевод а на Тихом океане свой закончили поход.

Будущее время означает, что действие будет происходить после момента речи. 1. И если враг нашу радость живую отнять захочет в упорном бою, тогда мы песню споём боевую и встанем грудью за Родину свою. 2. Мы врагов советской власти били, бьём и будем бить.

Две основы глагола.

В глаголе различаются две основы: основа неопределённой формы и основа настоящего времени.

Для выделения основы неопределённой формы надо отбросить от глагола неопределённой формы суффикс -ть, -ти, например: писа-тъ нес-ти.

Основа настоящего времени выделяется, если от глагола настоящего времени или будущего простого отбросить личное окончание, например: пиш-ут, нес-ут, скаж-ут.

От этих двух основ образуются все глагольные формы.

Изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

Первое лицо глагола показывает, что действие производит сам говорящий: я работаю, читаю, занимаюсь.

Второе лицо глагола показывает, что действие производит тот, к кому говорящий обращается с речью: ты работаешь, читаешь, занимаешься.

Третье лицо глагола показывает, что действие производит тот, о ком говорят: он, она работает, читает, занимается.

Во множественном числе все эти формы показывают, что действие относится к нескольким лицам: работаем (мы), работаете (вы), работают (они).

Настоящее время.

Личные окончания.

Глаголы с окончаниями: -ешь (-ешь), ~ет (ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте)3 -ут (-ют) называются глаголами первого спряжения.

Глаголы с окончаниями -ишь, -ига, -им, ~ите, -ат, (-ят) называются глаголами второго спряжения.

У возвратных глаголов к личному окончанию прибавляется частица -ся (-сь).учу-учусь,учишь-учишься,учит-учится, ну паю - купаюсь, купаешь - купаешься, купает - купается,

Примечание. При спряжении некоторых глаголов происходит чередование согласных, стоящих перед личными окончаниями: берегу - бережёшь (г - ж); теку - течёшь (к - н) - в глаголах первого спряжения; ношу - носишь (ш - с); вожу - возишь (ж - з}; сижу - сидишь (ж- д); кручу - крутишь (ч - т); грущ? - грустишь (щ - ст): люблю - любишь (6л-«6); ловлю - ловишь (ел - в); леплю - лепишь (пл - п); кормлю - кормишь (мл - м); графлю - графишь (фл - ф) - в глаголах второго спряжения.

Правописание личных окончаний глагола.

В окончании 2-го лица единственного числа глагола после ш пишется буква ь: несёшь, даёшь, спешишь, стоишь.

Буква Ь сохраняется во 2-м лице единственного числа и в тех случаях, когда к окончанию глагола присоединяется частица -ся-несёшься, учишься, купаешься.

3. Следует отличать неопределённую форму глаголов на -ться от 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени на -тся. Надо помнить, что ь пишется только в неопределённой форме: он умеет (что делать?) трудиться (неопределённая форма), но он (что делает?) трудится (3-е лицо).

Правописание глаголов первого и второго спряжения.

Глаголы 1-го и 2-го спряжения различаются на слух, если ударение падает па личные окончания.

Идёшь, идёт, идём, идёте, идут -1-е спряжение.

Спешишь, спешит, спешим, спешите, спешат -:2-е спряжение.

Если же ударение падает на основу, то личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения на слух почти не различаются. Например: колешь - пилишь, колет - пилит. В таких случаях, спряжение глагола определяется по его неопределённой форме.

Из глаголов с безударными личными окончаниями ко 2-му спряжению относятся:

1. Все глаголы с безударными личными окончаниями, имеющие неопределённую форму на ~ить, например: строить - строишь, строят;любить-любишь, любят (кроме глагола брить-бреешь, бреют).

2. Семь глаголов на -еть: смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть, вертеть.

3. Четыре глагола на -атъ: слышать, дышать, держать, гнать.

У этих глаголов в 1-м лкце единственного числа нет суффиксов настоящего времени -е-, -а-: смотреть - смотрю, видеть - вижу, дышать - дышу, слышать- слышу. Сравните: краснеть - краснею (глагол 1-го спряжения, суффикс -е- имеется в основе) и отвечать - отвечаю (также 1-го спряжения, с суффиксом -о- в основе).

Все остальные глаголы с безударными окончаниями относятся к 1-му спряжению.

Примечание. Глаголы с приставкой относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные глаголы, от которых они образованы: выспишься - спишь, вынесешь - несёшь. (И. Уткин.)

Разноспрягаемые глаголы.

Глаголы хотеть и бежать называются разноспрягаемыми. Они спрягаются частью по 1-му, частью по 2-му спряжению;

Единственное числа Множественное число.

я хочу бегу мы хотим бежим

ты хочешь бежишь вы хотите бежите

он хочет \ бежит они хотят бегут

Особо спрягаются глаголы есть и дать:

я ем дам мы едим дадим

ты ешь дашь вы едите дадите

он ест даст они едят дадут

Так же спрягаются глаголы, производные от этих глаголов: съесть, поесть, выдать, отдать и т. п.

Примечание. В древнерусском языке спрягался по-особому также вспомогательный глагол быть: я есмь, мы семы, ты еса, вы есте,он есть, они суть

В современном литературном языке сохранились лишь формы 3-го лица: есть и реже суть.

Прошедшее время.

Глагол в прошедшем времени личных окончаний не имеет: я читал, ты читал, он читал (сравните с окончаниями настоящего времени: я читаю, ты читаешь, он читает).

Глагол в прошедшем времени в единственном числе изменяется по родам: пароход отплыл, лодка отплыла, судно отплыло.

В мужском роде родового окончания нет, в. женском роде родовым окончанием является , в среднем -о: взял, взял-а, взял-о.

Во множественном числе глагол прошедшего времени по родам не изменяется и имеет окончание -и. Сравните: ученики читал-и - ученицы читал-и.

Прошедшее время образуется посредством прибавления суффикса -л к основе неопределённой формы: бежа-ть-безюа-л, гуля-ть - гуля-л, строи-ть - строи-л. Перед суффиксом сохраняется та гласная, которая стоит в неопределённой форме перед –ть: видеть-видел, слышать - слышал.

В мужском роде после согласного звука в конце слова суффикс -л выпадает: ползла - полз, несла-нёс, везла - вёз, вы-терла - вытер.

Возвратные глаголы в прошедшем времени имеют на конце частицу -ся или -сь: взялся, берёгся: взялась, береглась; взялось, береглось; взялись, береглись.

Примечания.

  • 1. У глаголов, оканчивающихся в неопределённой форме на -сти и на -чь, прошедшее время образуется от основы настоящего времени, причём конечные т и д пропускаются: грести - греб-у - грёб, греб~ли; беречь - берегу - берёг, берег-ли; печь - пек-у- пёк, пек-ші; плести - плет-у - плё-л, пле-ли; вести - вед-у - вё-л, ве-ли. У глаголов несовершенного вида с неопределённой формой на -ку-ть прошедшее время образуется с пропуском суффикса -ну-: сох-ну-ть - сох, сох-ли: мёрз-ну-ть, мёрз, мёрз-ли.
  • 2. Изменение глагола прошедшего времени по родам, а не по лицам объясняется происхождением прошедшего времени. Оно произошло от особой сложной формы прошедшего времени, которая представляла собой соединение глагольного прилагательного (причастия) с суффиксом и вспомогательного глагола быть. Глагольное прилагательное изменялось по родам и числам, а вспомогательный глагол - по лицам: сделал есть (т. е. я сделал) сделал еси (т. е. ты сделал), сделал есть (т. е. он сделал), сделала есть (т. е. она сделала).

Позже вспомогательный глагол быть стали пропускать. Прошедшее время стало обозначаться одним словом, т. е. глагольным прилагательным, которое сохранило свои родовые окончания.

Глагольные прилагательные на в древнерусском языке могли быть не только краткими, но и полными. Остатком полных являются такие прилагательные, как былой (сравните глагол был), зрелый (сравните зрел), умелый (сравните умел) и др.

Будущее время

Будущее время бывает простое и сложное. У глаголов вида совершенного будущее время бывает простое: сделать - сделаю, решить-решу. Будущее сложное бывает у глаголов несовершенного вида: делать - буду делать, решать - буду решать.

Будущее простое состоит из одного слова и имеет те же личные окончания, что и настоящее время: сделать, решить - сделаю, решу; сделаешь, решишь; сделает, решит.

Будущее сложное образуется из будущего времени глагола быть и неопределённой формы спрягаемого глагола: буду делать, буду решать. Глагол быть , при помощи которого образуется будущее время, называется в этом случае вспомогательным глаголом.

Употребление времён.

В нашей речи мы иногда употребляем одно время в значении другого.

1. Настоящее время иногда употребляется в значении прошедшего: о прошлом рассказывается так, как будто оно сейчас проходит перед глазами. Это помогает живо представить то, о чём говорится. Возвращаюсь я вчера вечером с вокзала домой, иду тёмной улицей. Тороплюсь. Вдруг вижу: у ближайшего фонаря что-то темнеет.

2. Настоящее время употребляется в значении будущего. Для большей живости о будущем мы говорим так, как будто оно уже сейчас совершается. Часто я рисую себе картину своей будущей жизни: я кончаю школу, поступаю в вуз, зимою занимаюсь, а летом непременно отправляюсь в экскурсию.

3. Будущее простое время мы употребляем в значении прошедшего, когда рассказываем о том, что повторялось неоднократно.

Помню, придёт ко мне вечерком мой старый товарищ, сядет около меня и начнёт рассказывать о своих путешествиях на далёкий север.

Будущее время в значении прошедшего употребляется также в сочетании со словом бывало. Зимой, бывало, в ночь глухую заложим тройку удалую... (П.)

4. Будущее простое употребляем в.значении прошедшего, когда говорим о чём-то неожиданно случившемся. Я подошёл по-ближе к девочке, а она как вскрикнет.

Безличные глаголы.

Особую группу глаголов составляют безличные глаголы.

Безличные глаголы большей частью обозначают явления природы (смеркается, морозит) или различные состояния и переживания человека (лихорадит, нездоровится, помнится, думается).

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми, но они представляют действие без действующего лица. При них нет и не может быть подлежащего.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам. Они имеют в настоящем и будущем времени только одну форму 3-го лица единственного числа, а в прошедшем времени только форму среднего рода: вечереет - вечерело, смеркается - смеркалось, лихорадит -лихорадило.

Примечание. Такие безличные глаголы, как лихорадит, знобит, морозит, когда-то были личными. Это было в те далёкие времена, когда люди еще не умели бороться с природой, верили в существование сверхъестественных сил, добрых и злых, и объясняли действием этих таинственных сил и разные явления природы, и состояние человека. Когда говорили лихорадит, морозит, думали, что и лихорадка, и мороз- действия какой-то особой таинственной силы, какого-то сверхъестественного существа.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы по своему значению и по тому, как они связываются в предложении с другими словами, делятся на две группы: переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, переходящее на другой предмет, название которого стоит в винительном падеже без предлога: беру (что?) книгу, провожаю (кого?) сестру.

Остальные глаголы являются непереходными: лежу, сплю, гуляю, бегаю, занимаюсь (чем?), надеюсь (на что?).

Примечания.

  • 1. Переходные глаголы могут употребляться в непереходном значении. Тогда после них нельзя поставить вопроса кого? что? Сравните: Мальчик рисует собаку (глагол рисует переходный) и Брат хорошо рисует (т. е. вообще хорошо рисует, умеет хорошо рисовать; здесь глагол рисует употреблён в непереходном значении).
  • 2. После переходных глаголов с отрицанием не название предмета, на который переходит действие, может стоять не в винительном падеже, а в родительном: читал книгу, но не читал книги, видел горы, но не видел гор. В родительном же падеже стоит название предмета и в том случае, если действие переходного глагола распространяется не на весь предмет, а на его часть: выпил воды (т. е. часть воды), попробовал квасу, купил сахару. Это возможно лишь при глаголах совершенного вида.

Значение возвратных глаголов.

Возвратные глаголы, образованные от любого переходного глагола, являются непереходными: поднимать (переходный) - подниматься (непереходный), мыть (переходный) -мыться (непереходный), встретить (переходный) - встретиться (непереходный).

Примечание. Есть такие глаголы, которые не бывают возвратными: хожу, сплю, пою. Есть, наоборот, и такие глаголы, которые употребляются только как возвратные: боюсь, смеюсь, любуюсь, тружусь.

Частица -ся в возвратных глаголах имеет несколько значений. Важнейшие из них следующие.

а) Частица -ся обозначает только непереходность действия, т. е. такое действие, которое не обращено ни на какой предмет: собака кусается, лошадь мчится, море волнуется, туман поднимается.

б) Частица -ся придаёт глаголу собственно возвратное значение: она указывает, что действие возвращается на само действующее лицо. Сравните: купать (кого?) ребёнка и купаться (т. е. купать самого себя).

в) Частица -ся придаёт глаголу взаимное значение: она указывает, что действие происходит между двумя или несколькими действующими лицами или предметами. При этих глаголах можно поставить вопрос с кем? с чем? Например: встречаться (с кем? - с товарищем), бороться, сражаться.

г) Частица -ся придаёт глаголу страдательное значение.. При этих глаголах можно ставить вопросы кем? чём? Например: Горные породы (подлеж.) размываются (чем?) водой. Сравните: Вода размывает горные породы.

д) Частица -ся придаёт глаголу безличное значение. При этом она указывает, что действие совершается как бы само собой, помимо чьей-либо воли. При этих глаголах можно поставить вопросы кому? чему? Например: не спится (кому?) мне (сравните: он не спит), ему не хочется, мне думается.

Примечание. Происхождение глаголов на -ся. В древнерусском языке после переходных глаголов могла употребляться краткая форма вин. пад. ед. ч. возвратного местоимения ся (т. е. себя). Например, мытися (т. е. мыть себя). Раньше ся было отдельным членом предложения и могло стоять в разных местах предложения, т. е. по-древнерусски можно было сказать: хочу ся мыта (хочу мыть себя).

Позже местоимение ся из самостоятельного слова превратилось в частицу, стало употребляться только после глагола и, наконец, слилось с ним в одно слово. Глагол при этом из переходного стал непереходным. ¦

Сравните: мыть (кого? или что?) и мыться (самому), одевать (кого? или что?) и одеваться (самому).

Наклонения.

Глагол имеет три наклонения - изъявительное, сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле: читал - читаю - буду читать; прочитал - прочитаю. Изъявительное наклонение имеет три времени: настоящее, прошедшее и будущее.

Сослагательное (или условное) наклонение обозначает действие возможное или желательное. Сослагательное наклонение образуется от формы прошедшего времени прибавлением частицы бы: Пришёл бы ты домой пораньше. Если бы вчера была хорошая погода, мы пошли бы кататься на лодках.

Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами: Если бы лучший наездник на самой быстрой лошади поскакал вдоль наших границ, он бы потратил на этот небывалый в мире пробег около двух лет.

Повелительное наклонение обозначает приказание, повеление, а также просьбу, пожелание. Глаголы в повелительном наклонении употребляются во 2-м лице единственного и множественного числа: неси - несите, работай-работайте, готовь - готовьте.

Образование повелительного наклонения.

Повелительное наклонение образуется от основы настоящего времени двояким способом.

У одних глаголов к основе настоящего (будущего) времени прибавляется окончание -и: ид-ут-иди, сид-ят - сиди, вынес-ут- вынеси, крикн-ут - крикни.

У других глаголов повелительное наклонение образуется без окончания и равно основе настоящего времени. Основа таких глаголов в повелительном наклонении оканчивается:

1) на мягкую согласную (на письме ь): кинь (кин-ут), брось (брос-ят), ударь (удар-ят), готовь (готов-ят);

2) на шипящую (на письме ь): режь (реж-ут), прячь (пряч-ут), утешь (утеш-ат);

3) на -й; читай, бросай, рисуй.

Во 2-м лице множ. числа прибавляется окончание -те: иди- идите, брось - бросьте, читай-читайте, прячь -прячьте.

Повелительное наклонение от возвратных глаголов на кодце имеет частицу -ся или -сь: Присмотреть - присмотри, присмотрите; присмотреться -- присмотрись, присмотритесь. Бросать - бросай, бросайте; бросаться - бросайся, бросайтесь. Бросить-брось, бросьте; броситься - бросься, бросьтесь.

Иногда к повелительному наклонению присоединяется частица -ка. Эта частица обычно смягчает приказание, придаёт ему характер дружеского обращения. Пойдём-ка да нарвём в саду каштанов. Иди-ка сюда

Примечание. Для выражения 1-го лица множ. числа повелительного наклонения употребляются обычные формы 1-го лица множ. числа настоящего или будущего времени с повелительной интонацией: Идём. Решим. Сядем. Эти формы также употребляются с окончанием -те: Идёмте. Решимте. Сядемте. Они тогда или указывают, что повеление обращено к нескольким лицам, или обозначают вежливое обращение к одному лицу.

Для выражения 3-го лица повелительного наклонения употребляется обычная форма 3-го лица в соединении с частицами пускай, пусть, да: Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.) Да здравствует солнце, да скроется тьма! (П.) Пусть пылает лицо, как поутру заря.

Замена наклонений.

В русском языке одно наклонение может употребляться в значении другого.

Повелительное наклонение нередко употребляется в значении сослагательного наклонения и союза если. Подлежащее при этом может быть в любом числе и лице и обычно стоит после сказуемого. Скажи он раньше, всё можно было бы устроить. (Сравните: Если бы он сказал раньше...) Опоздай мы на пять м?лут, он бы ушёл. (Сравните: Если бы мы опоздали на пять минут...)

В других случаях, наоборот, сослагательное наклоненье имеет значение повелительного наклонения. Ты бы отдохнул немного. Вы бы нам спели кто-нибудь. Такие обороты выражают просьбу, совет, вежливое предложение.

Часто в значении повелительное наклонения употребляется неопределённая форма глагола. Молчать/ Сидеть смирно! Не шуметь/ Такое употребление неопределённой формы выражает настойчивое и строгое приказание.

Суффиксы глаголов.

От имёд существительных глаголы образуются при помощи суффиксов -ое- (ать), -ев- (ать) . В настоящем времени эти суффиксы заменяются суффиксами -да, -ю-: беседа-беседовать - беседую, горе - горевать - горюю.

От прилагательных и существительных образуются глаголы при помощи суффикса -е-(ть) (в настоящем, времени -е-ю): белый - белеть - белею (со значением становиться белым), седой-седеть - седею (со значением становиться седым), зверь- звереть - зверею (со значением становиться зверем) или при помощи суффикса -и-(ть) (в настоящем времени -/о): белый - белить - белю (со значением делать белым), сор - сорить-сорю (со значением делать сор).

От существительных образуются глаголы также при помощи суффикса -а-(ть): плотник - плотничать; умник -умничать (с изменением к на ч).

Суффиксы -иров-(ать), -изиров-(ать) встречаются большей частью у глаголов иностранного происхождения: телеграфировать, регистрировать, агитировать, коллективизировать, оганизировать.

Правописание суффиксов глаголов.

Чтобы различить безударные суффиксы -ов-(ать), -ев-(атъ) от суффиксов -ыв-(ать), -ив-(ать), надо образовать 1-е лицо ед. числа настоящего (будущего) времени.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ую-, -юю- , то й в неопределённой форме, и в прошедшем времени надо писать -овать (-овал), -евать(-евал): советую, советовал, советовать; горюю, горевать, горевал.

Если глагол в 1-м лице ед. числа настоящего времени оканчивается на -ываю, -иваю-, то и в неопределённой форме", и в прошедшем времени надо писать -ыеать (-ывал), -ивать (-ивал): показываю - показывать, показывал; устраиваю-устраивать, устраивал

Примечания.

  • 1. Сюда не относятся несколько глаголов, которые оканчиваются на е-ваю, е-вать: засеваю, затеваю, надеваю, согреваю, воспеваю, одолеваю. В этих глаголах суффиксом является -ва-, а е принадлежит корню. Сравните сеять и засе-еа-тъ, затеять и зате-ва-ть и т. д.
  • 2. Кроме того, нужно запомнить следующие глаголы, оканчивающиеся на -еваю, -евать, где е принадлежит суффиксу: затмеваю - затмевать застреваю - застревать, намереваюсь - намереваться, обуреваю - обуревать, увещеваю-увещевать.

Правописание частицы нс глаголами

Отрицание не с глаголом пишется раздельно.

Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не. Например: негодовать, ненавидеть.

Если глаголы недостаёт и нехватает обозначают недостаток чего-нибудь, они пишутся слитно: Моему товарищу недостаёт (т. е. у него нет) уменья взяться сразу за дело. У него нехватает (т. е. у него нет) выдержки в работе.

Глагол не достаёт - в смысле не дотягивается до чего-нибудь- пишется раздельно: Ребёнок не достаёт рукой до стола:

Глагол не хватает -в смысле не берёт-пишется раздельно: Наша собака лает на чужих, но никого не хватает за ноги

Тема: Изменение глаголов по временам. Слайд 1

Цели урока: формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные; работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы; воспитывать интерес к предмету. Формирование у учащихся умений распознавать временные формы глагола и правильно их употреблять. Развивать умение распознавать временныеформы глаголов и правильно их употреблять.

Задачи урока:

1. Формировать умение учащихся обосновывать свои ответы, выражать свои мысли в устной и письменной
форме
2. Способствовать расширению кругозора, развитию орфографической
зоркости.
3.Способствовать формированию дружеских отношений.
4.Воспитание самостоятельности, внимательности.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, диск с презентацией.

Ход урока:

1Организационный момент. Слайд 2

Учитель . Ребята, у нас на уроке сегодня гости, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

Прозвенел уже звонок,
В школе начался урок.
Тихо стало в коридоре,
Ведь со звонком никто не спорит. Мы начнём сейчас урок
И закончим его в срок.
Тихо сядем все за парты
И запишем быстро дату

Слайд 3

Учитель .
- Какое время года?
- Какой праздник приближается?
Ученик. Новый год
Учитель. В это время каждый из нас вспоминает, что хорошего было в уходящем, прошедшем году и загадываем желание на будущий год.И сегодня на уроке мы будем говорить о настоящем прошедшем и будущем времени, а как это связано с уроком русского языка вы узнаете дальше. Помогут нам ваши любимые сказочные герои, которые обязательно с нами встречаются накануне празднования Нового года.

2. Минутка чистописания. (Слайд 4)

Прописываем букву В в заглавную и строчную. (Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года» Декабрь.)

Учитель . Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю?

Ученик . О времени Слайд 5 время

Учитель. Как вы понимаете, что такое время? (Часы, дни, времена года)

Ребята, давайте обратимся к нашим словарям и уточним значение этого слова. Вот как объясняет это слово в своем словаре Владимир Иванович Даль: «Время - это, когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.»

Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова: «Время - длительность существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемая веками, годами, часами, минутами и т.д.».

Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).

Делу время, а потехе - час.

Учитель . Прочитайте предложение, записанное на доске. (Дело время, а потехе - час.) Что это за предложение? Как вы понимаете эту пословицу?

Ученик Чтобы что-то сделать хорошо, нужно много времени, а в свободное время можно и отдохнуть.

Учитель Ребята, а какие еще пословицы о времени вы знаете?

Ученики.

Время летит. (Мы учились в 1 кл., а теперь в 4 кл.)

Всякой вещи время. (Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно.)

Время разум дает. (Человек занимается: и чем больше он чему-то уделяет времени, тем лучше это получается. Малыш мало знает, а взрослый много.)

Время - не птица, за хвост не поймаешь.

Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Учитель . Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов . Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на сегоднешнем уроке? (вспомнить всё, что мы знаем о глаголе и узнать новое, то что мы еще не знаем об этой части речи)

3.Словарная работа (Слайд 6, 7)

Учитель. Повторим словарные слова. Вот наш первый гость дед Мороз. Он приготовил для вас интересное задание. Прочитайте слова и запишите. Какое слово лишнее? Почему? Образуйте от слов существительных глаголы в начальной форме. Что вы знаете о глаголе?

Ученик. Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Спряжение - это изменение глагола по числам и лицам и система его окончаний.

Глаголы -исключения.

Учитель. Дед Мороз благодарит вас за правильное выполнение этого задания. Чтобы узнать с каким новым словом мы сегодня познакомимся, надо разгадать ребус. Слайд 8,9,10,11, 12

Рисовать.

Ударение падает на третий слог.

Орфограмма «непроверяемая безударная гласная о »

Ри-со-вать

Однокоренные слова - рисунок, рисованный, рисовальщица.

Синонимы - зарисовывать, набрасывать, чертить

Составьте предложение. Мороз рисует на окнах причудливые узоры.

Найти грамматическую основу предложения. Мороз рисует.

4. Актуализация знаний . Слайд 13,14

На слайде слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

Задайте вопрос к каждому слову.

Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

настоящее время прошедшее время будущее время

рисует рисовал будет рисовать

нарисовал нарисует

Что ещё можно сказать?

Слова можно распределить на две группы:

настоящее вр. прошедшее вр. будущее вр .

Несов. вид рисует рисовал будет рисовать

Соверш. вид нарисовал нарисует

Учитель .. Догадались, какая тема урока?

Ученик. Изменение глаголов по временам.

Слайд 15

Учитель. Тема: Изменение глаголов по временам.

Задачи урока: 1) Закрепить знания о глаголе;

2) Закрепить умение определять время глаголов;

3) Развивать умение анализировать свою деятельность.

5.Физминутка

Солнце землю греет слабо По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной Бабы Побелел морковный нос. В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, Вьюга злится, Снег кружится, Заметает все кругом Белоснежным серебром.

6. Объяснение нового материала
Слайд 16

Учитель. Вот еще один гость это кошечка. Она принесла к нам на урок веселое стихотворение. Прочитайте. Что в этом стихотворении не так? Исправьте его, чтобы оно звучало красиво. У вас на столах лежат листочки. Работайте в парах.

Учител ь. Молодцы ребята и кошечка говорит вам спасибо.

Слайд 17 физминутка для глаз


Учитель.
А вот задания от снеговика. Нужно слова, которые Вы изменили в стихотворении записать в 3 столбика. В первый столбик слова, отвечающие на вопросы: что делал? что сделал? Во второй слова, отвечающие на вопрос: что делает? В третий слова, отвечающие на вопросы: что сделает? что будет делать? Слайд 18.

Прочитайте слова первого столбика. Когда происходило действие? Это глаголы прошедшего времени. 2 столбик. Когда происходило действие? Значит это глаголы настоящего времени.3 столбик. Когда происходило действие? Значит это глаголы будущего времени. Запишите в тетради.

Работа над правилом. Слайд 19, 20, 21

Прочитайте правило на странице 133

Учитель. На что указывают глаголы настоящего времени? На какой вопрос отвечают?

Ученик . Глагол в настоящем времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нем говорят (в момент речи)

Учитель . На что указывают глаголы прошедшего времени и на какие вопросы отвечают?

Ученик. Что действие совершалось до момента речи.

Учитель . На что указывают глаголы будущего времени и на какие вопрос отвечают?

Ученик. Действие совершится после момента речи.

Учитель . Задание от Дракончика. Слайд 22, 23

Учитель . Что вы любите больше всего в зимнее время года?

Ученик . Гулять на улице.

Слайд 24

Учитель. Ребята, давайте, изменим глагол гулять по лицам сначала в настоящем, потом в прошедшем, потом в будущем времени. Посмотрите, что получилось. В каком времени глагол не изменился? Какой вывод можно сделать?

Ученик . В формах наст. и буд. времени глаголы изменяются по лицам. В форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются.

Учитель . Прочитаем правило на стр. 134.

Работа по учебнику. А теперь задание, которое приготовила Снегурочка.

Слайд 25

Откройте учебники на странице 135, упражнение 4 . Прочитайте задание. Работаем у доски.

Физминутка для глаз Слайд 26

Работа в группах.

Слайд 27, 28

Задание от госпожи Метелицы

Три группы получают задание на карточках.

Определить время и вид выделенных глаголов.

  1. 1. Первый совет.

Старайся дышать через нос. Воздух согреется в носовых раковинах, и ты не застудишь горло.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Задачи:

  • образовательные : развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
  • воспитательные : воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.

Использованные источники:

  • Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
  • В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
  • В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
  • http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151 , http://festival.1september.ru/articles/551270/

Ход урока

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Добрый день, добрый час
Как я рада видеть вас
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.

2. Орфографическая минутка

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

А) непроизносимый согласный в корне слова:

Над полями и лесами светит яркое солнце.

Б) согласный в середине слова:

От теплых лучей ожила первая травка.

В) парный согласный в конце слова:

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

Г) ь – показатель мягкости согласных:

Как хороша весенняя капель!

Д) удвоенная согласная в корне слова:

Группа ребят отправилась в лес.

Е) правописание гласных после шипящих:

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

3. Определение темы урока и постановка цели урока

– Отгадайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?

Это время.

– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

– Кто может сформулировать тему нашего урока?

Изменение глаголов по временам.

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.

4. Актуализация знаний

– Сколько мы знаем времен у глагола?

– Назовите времена глаголов?

– Как можно определить время глагола?

По вопросу.

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

Вчера, сегодня, завтра.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

5. Игра «Почтальон»

– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты.На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.

Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.

6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами

На доске записаны фразеологические обороты:

Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?

Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.

Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.

Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.

Надуть губы – обижаться.

Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.

Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.

У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать?

будет клевать

будет бить

что сделать?

потерять

потеряет

7. Физкульпауза

– Сейчас немного отдохнем.

Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.

Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.

8. Работа с текстом. Творческая работа

На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.

– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.

Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.

– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

Дифференцированный подход:

Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.

– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.

– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.

9. Окончание урока. Итоги урока

– Что мы делали на уроке?

– Как изменяются глаголы?

По числам и по временам

Анкета каждому ребенку.

1) Мне было на уроке

А) интересно
Б) неинтересно

2) Своей работой на уроке

А) я доволен (льна)
Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)

ТЕМА УРОКА: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: введение новых знаний.

Урок-исследование.

Форма работы: групповая

Цели урока:

Обучающие: ввести понятие “изменение глагола по временам” через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. Создать мини-проект по теме урока.

б) Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку,

речь и мышление.

3) Воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группах, вызвать желание помогать друг другу, понять истину, что время нужно беречь.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал: тексты для групп, карточки для выводов.

План урока

    Релаксация.

Ребята, мы начнём урок с чтения рассказа. Названия у него пока нет, думаю, мы вместе сможем назвать его. Для этого удобно сядьте и слушайте. (Учитель по очереди с детьми читают рассказ)

Рассказ

    В одной школе перестал ходить на занятия мальчик Лёва. Неделю не ходит, две… Одноклассники решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и мама с порога сказала:
    ____________________________________________________
    2. - Лёва больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

А мы его по очереди в школу поведём.

И домой приведём.

И уроки поможем сделать, - защебетали одноклассники.

3. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. К ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли.

Здравствуйте.

______________________________________________________________

4. И тут со всех сторон посыпалось:

Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

А я помогу по истории.

По лицу мамы градом покатились слёзы.

________________________________________________________________

5. После ухода ребята составили план:

Саша ведёт его в школу и рассказывает то, что учитель пишет на доске.

Володя помогает по математике.

Любаша учит языки, объясняет правила.

Домой идёт Лёва с Костей.

___________________________________________________________________

6. Учился Лёва прекрасно. И ребята старались.

Лучше учиться стал и весь класс. Школу Лёва окончил с золотой медалью.

Вопросы учителя:

Правдивая ли это история? Почему?

Помог ли рассказ разрешить какое-то сомнение?

Какие чувства испытывали, когда читали рассказ?

Чему научила эта история?

На какой вопрос не получили ответ?

Зачем вам это знать?

Как вы думаете чем закончилась история ? (Презентация)

После школы Лёва поступил в Московский университет. И в институте нашлись друзья, которые стали его глазами. В конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. -Так какое название дадим рассказу? «Сильные духом» или «

Скажите, зачем я прочитала эту историю?

Вывод: Не падать никогда духом и помогать друг другу. А ещё этот рассказ поможет разобраться в новой теме.

Кстати, мы на уроке проведём батл между группами и помощь другу очень понадобится. Каждая группа за правильные ответы будет набирать жетоны.

Выиграет батл та группа, которая наберёт больше жетонов. Батл-это битва.

    Актуализация знаний.

Какую тему изучаем? (части речи)

Какие части речи знаете?

Запишем дату, минутку каллиграфии:

Ал ам сл см ол тя

По окончании школы Лёва поступил в Московский университет.(1гр.)

И в институте нашлись заботливые друзья, которые стали его глазами. (2гр.)

1гр.,2гр.,3гр.- найти грамматическую основу и определить части речи в 1 предложении.

4гр.,5гр.,6гр.- найти грамматическую основу и определить части речи во 2 предложении.

Назовите глаголы. (презентация)

Расскажите по плану :

    Что такое глагол?

    Глагол связан с существительным

и местоимением

    Член предложения-сказуемое.

    Неопределённая форма глагола

отвечает на вопросы

Что делать?

Что сделать?

И имеет окончание –ть, -ться, -чь, -чься, -ти

    Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Вот видите в вашей памяти это хранится, значит это важная информация .

    И ЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Что мы должны выяснить на уроке?

Какова наша цель?

(Выяснить, как глаголы изменяются по временам?)

-Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

3.Совместное открытие новых знаний

    Исследовательская работа в группах

Перед вами рассказ о Лёве и его одноклассниках. Рассказ поделен на 6 частей. Каждая группа выбирает свою часть. В каждой части есть глаголы.

Эти глаголы вы должны

распределить на 3 группы:

Действие

I столбик

В момент речи

II столбик

До момента речи

III столбик

После момента речи

У доски работают группы: 5 , 3 , 4 и. Они выписывают слова из своей части.

Как вы назовёте это время?(вешают таблички)

Почему?

Обратите внимание, какая особенность есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс л) Что объединяет эти слова?

А у глаголов будущего времени? (Приставка или слово будет)

Сделайте вывод. (Презентация)

-Так как изменяются глаголы?(по числам и временам)

    Создание мини-проекта

Сейчас мы вместе создадим вместе мини-проект.

У каждого на парте лежат листы, на которых есть запись. Вам нужно встать и объединиться в 3 новые команды под названием: « Времена глаголов» .

Звучит музыка. Дети объединяются.

1команда : Наст. время, что делает?, что делают?, действие происходит в момент речи, помогаю, выручаю, объясняю, договариваемся, советуюсь

2 команда: Прошедшее время, что делал? что делала?, что делало? что делали?, до момента речи , спрашивал, слушал, помогал , старался .

3 команда: Будущее время , что будем делать?. После момента речи, Что буду делать?

Что сделаю? Что сделаем? Помогу, выручу, расскажу попрошу.

Назовите мне хотя бы 3 причины: для чего нужно знать временные форы глагола.

5 Закрепление изученного материала.

Каждая группа получает глагол. Его нужно поставить во всех временных формах.

    Мыслить

    Определять

    Применять

    Находить

    Помогать

    Не падать

    Итог урока

- Что мы сегодня научились делать?

Каким образом этот опыт может повлиять на дальнейшую учёбу?

Были ли ошибки в работе?

Как мы с ними справились?

Какая группа лучшая?

Как вы определили?

Был ли мы правы, когда говорили, что не нужно падать духом.

Дети, Ваши мысли для меня очень ценны. Спасибо за урок.

Открытый урок



Что еще почитать