Птички долетались: русские «поджарили» два американских самолёта-невидимки пятого поколения. Птички долетались: русские «поджарили» два американских самолёта-невидимки пятого поколения Ф 35 сбит в сирии

Серьёзно повреждены два наиболее модерновых американских самолёта пятого поколения – F-35 и F-22. Судя по всему, “невидимок” фактически “сбила” даже не самая последняя российская установка.

В Сирии есть русские войска. Не секрет. И есть русские военные базы. Тоже не секрет. В том числе и две основные – военно-воздушная Хмеймим и военно-морская в порту Тартус. Абсолютно не секрет.

Но за их секретами охотятся американцы. Что тоже не секрет – летают вдоль берегов Сирии и снимают доступную их приборам информацию. А чтобы влезть не просто в информацию, а в информацию секретную, боевики террористических организаций, подконтрольные США , время от времени запускают в сторону базы Хмеймим беспилотные аппараты с взрывчаткой. На что русские средства ПВО, естественно, начинают реагировать. А американцы, соответственно, снимать данные о режимах, которые используются русскими РЛС при реальной обороне объекта. Это важно, например, для того, чтобы настраивать затем свои средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на подавление такого “боевого” излучения при будущих нападениях на объект.

На деле, конечно, всё сложнее, но для понимания общей схемы достаточно.

Две “невидимки” – увы и ах!

И вот, похоже, русские решили немножко ответить на эти “невинные” выпады потенциального “партнёра”. Понаблюдав за очередным барражированием возле Хмеймима и Тартуса самолёта радиоэлектронной разведки ВВС США RC-135W с авиабазы Суда-Бэй на острове Крит, а затем патрульного противолодочного P-8A “Посейдон”, они приготовили ответку. И дождавшись появления в регионе двух самых современных, самых невидимых и самых дорогих американских истребителей – F-35 и F-22, – просто выжгли (так и утверждается!) их радиоэлектронные системы. Во всяком случае, как сообщают сами американцы, радиоэлектронное оборудование этих самолётов пришло в полную негодность, попав под внешнее электромагнитное воздействие.

Но – увы и ах! – претензий предъявить некому, да и невозможно. Это же невидимые самолёты! Русские с их отсталой электроникой их просто не заметили! Так, баловались со своей самой мощной в мире системой РЭБ “Красуха С-4”, что стоит в оборонительном периметре их базы, и случайно повредили сразу две американских гордости.

Случайно такое не бывает? Не надо грязи! Если бы не случайно, то русские их вовсе посадили бы у себя на базе. Как посадили однажды крылатую ракету “Томагавк” и тоже суперсовременную новейшую “умную” ракету AGM-158 JASSM. А потом подло и злобно изучали их в своих военных НИИ . И издевались над американцами, сообщая, что информация, полученная при изучении американских крылатых ракет “Томагавк”, уже используется при создании новых комплексов радиоэлектронной борьбы.

“Зная все эти параметры, мы сможем ещё более эффективно блокировать эти крылатые ракеты на всех этапах их боевого применения”, – плотоядно объявил тогда советник первого заместителя гендиректора концерна Радиоэлектронные технологии (КРЭТ) Владимир Михеев.

Дескать, когда эта ракета “в руках”, есть возможность определить, “какие она имеет каналы связи, передачи информации и управления, навигации и локации”. Ну и “оценить степень защищённости этих каналов”.

Похоже, изучили. И оценили. А заодно просветили (не в смысле общего образования) израильские F-22 и F-35, которые применялись при налётах на Сирию . Они, конечно, не полностью идентичны американским в смысле частот и шифров, но, видать, русским операторам РЭБ хватило и этого. Ведь у них в распоряжении, в том числе (а то и в первую очередь) по мнению американских военных специалистов, находятся самые лучшие в мире системы РЭБ.

Хотя нет! Они просто никого не видели. Невидимки же летали!

Опять евреи виноваты

Кстати, в некотором смысле американцам подгадили в данном случае именно израильтяне. Средства РЭБ в Хмеймиме стояли и ранее, но суперсовременные комплексы завезли и связали там в систему после инцидента с русским самолётом-разведчиком Ил-20 17 сентября 2018 года. Тогда он был сбит сирийским ЗРК С-200 при заходе на посадку потому, что им прикрылись от ракеты израильские истребители F-16, как раз атаковавшие объекты в Сирии.

Именно после этого в интервью изданию “Армейский стандарт” тот же Владимир Михеев пояснил культурно: “Что в Сирии присутствуют российские системы и средства радиоэлектронной борьбы – это никакой не секрет. Например, это системы подавления навигации, которые борются с GPS. Они заняты борьбой с беспилотниками. Кроме того, там уже длительное время работают системы борьбы с различными радиолокационными средствами разведки и наведения высокоточного оружия . Это станции “Красуха С-4”, которые противодействуют различным средствам разведки и наведения высокоточного оружия. Теперь эта группировка будет усилена. И так, как бывало раньше, безнаказанно летать и что-то бомбить уже не выйдет. Очень скоро наши “друзья”, тот же Израиль, в этом убедятся. Особенно когда у них в определённых районах перестанут работать радиолокационные системы, откажут системы связи и управления, навигации, локации, передачи данных”.

Как видим, то “отеческое” предупреждение воплощается в практику воспитательной работы среди нарушителей воздушного пространства Сирии.

Кстати, это сегодня касается и Турции . Которая всё грозится кого-то там бомбить и кого-то там сбивать в Идлибе. Но так и не решается…

Лучшие в мире

Строго говоря, о русских системах РЭБ известно очень мало чего конкретного. Очень жёстко всё засекречено. Так что могла ли, например, та же “Красуха” “выжечь” американские самолётные “мозги” судить однозначно сложно. Но во всяком случае один из самых профессиональных военных экспертов России Виктор Литовкин считает, что да, могла. Особенно на фоне того факта, что наши средства РЭБ , по его мнению, “лучшие в мире, это однозначно”.

Конкретно же, отметил он в разговоре с Царьградом, мощности “Красухи С-4” вполне достаточно, чтобы вывести из строя электронику на F-22 и F-35. “Хотя, конечно, всё зависит от расстояния, но если американские самолёты были в соответствующей зоне действия системы, то она очень даже могла расщёлкать их электронную начинку как семечки, – заявил он. – Вспомним, как другая наша система РЭБ – “Хибины” – расправилась с американским эсминцем “Дональд Кук” в Чёрном море . Так что ситуация с “Красухой” в Сирии выглядит абсолютно логичной и естественной”.

Правда, слово “выжгла” эксперт считает чисто образным. Но вызвать фатальные нарушения в работе электронных систем – вполне. “Красуха С-4” действительно может эффективно подавлять сигнал всех нынешних радиолокационных станций и глушить каналы управления, а также накрывать системы локации противника на расстоянии более 200 километров. Как результат, пилот подвергаемого РЭБ-воздействию самолёта вынужден работать вслепую. А каково это в современном самолёте, буквально напичканном электронными системами навигации, боевого управления, наведения?

Частично эти слова подтверждают и американцы. Как сообщается, в результате воздействия на самолёты их пилоты действительно потеряли ориентацию и вернулись на базу с огромным трудом. И после наземного исследования, которое выявило серьёзные нарушения в работе некоторых блоков, последние будут заменять.

Это ещё один признак того, что это не простой глюк, а какое-то электронное оружие, – это уже пишет известное издание The National Interest. – Русские вложили значительные средства в мощные спуфинговые системы, которые посылают ложные сигналы псевдо-GPS, в пятьсот раз более сильные, чем настоящие, уводя навигационные системы на много миль в сторону.

И это верно: любой автоводитель в Москве знает, как чудит навигатор в его машине, когда проезжаешь возле Кремля или, скажем, мимо комплекса Москва-Сити . И только естественно, что нечто подобное, но явно более мощное и совершенное работает возле важных военных объектов.

“Красуха” и другие

Почему сегодня речь зашла именно о “Красухе С-4”? Это понятно: все читали сообщения, что именно этот комплекс РЭБ был в своё время доставлен на российскую базу в Сирии. Но этот комплекс работает в Сирии не один.

Во-первых, он работает в паре с комплексом радиотехнической разведки “Москва-1”. Тот собирает данные о всех наземных и воздушных источниках электромагнитного излучения противника в радиусе 400 км. Эта информация передаётся на “Красуху”, которая уже и производит необходимое действие – подавление сигнала либо то самое пресловутое “выжигание” соответствующей аппаратуры цели.

Но – во-вторых – после той подлой подставы со стороны израильтян, в результате которой погибли сразу 15 русских высококлассных офицеров-специалистов, в Хмеймим было завезено ещё кое-что из новейшего оборудования. В частности, были сообщения о постановке на дежурство автоматизированной станции помех Р-330Ж “Житель”. Она заточена на подавление станций спутниковой и сотовой связи, а также систем спутниковой навигации. И именно про эти помехи в Сирии уже не раз жалостливо сообщали американские военные. Судя по этому, “Житель” действительно стоит и работает в Хмеймиме.

Сообщалось и о переправке в Сирию мобильных комплексов подавления бортовых радиоэлектронных систем любых летательных аппаратов “Дивноморье”. Эта система создаёт нечто вроде купола, закрывающего обороняемые объекты даже от самолётов дальнего радиолокационного обнаружения типа Е-3 AWACS и других, а также спутников.

А раз поставлены такие комплексы, то можно законно предполагать, что в Хмеймиме работает и испытывается в боевых условиях новейшая система радиоподавления “Поле-21”. Она предназначена для защиты объектов от крылатых ракет, управляемых бомб и беспилотников, подавляя сигналы для их навигации и наведения на цель от систем GPS, ГЛОНАСС, Galileo и Beidou. Иначе говоря, от всех имеющихся. И главное, что она настолько компактна, что вполне может быть “посажена” на вышку сотовой связи. Ищи её там среди аппаратуры!

Наконец, говорилось и о переброске в Хмеймим вертолётов Ми-8 с комплексами активных помех “Рычаг-АВ”.

Так что и по этому поводу американцы не зря вибрируют: в случае крайнего обострения их “миролюбия” связи, разведки и целеуказания через космос они лишаются мгновенно и полностью. И случай в Сирии – лёгенькое такое, ненавязчивое напоминание США об их истинном месте в нынешнем реальном мире истинно современных вооружений.

В понедельник, 16 октября, имел место инцидент между Израилем и Сирией, имеющий, впрочем, прямое отношение к России. Речь идет об авиаударе, якобы нанесенном израильскими самолетами по позициям батареи С-200 сирийских ПВО - в ответ на обстрел этим комплексом израильских истребителей. Как со стороны сирийских, так и со стороны израильских официальных лиц уже сделаны обычные для такого рода инцидентов заявления. В обоих заявлениях можно выделить высказывания, которые, по существу совпадают:

В этот день 8:51 (время московское), самолеты израильских ВВС вторглись в воздушное пространство Сирии, были атакованы средствами ПВО Сирии (ЗРК С-200), после чего покинули воздушное пространство Сирии.

Далее между версиями произошедшего, выдвинутыми официальными представителями Израиля и Сирии , начинаются расхождения. Причем значительные.

Согласно коммюнике командования сирийской армии, «один из самолетов получил прямые попадания, что вынудило их уйти». И лишь по прошествии двух с половиной часов (в 11.38) последовал ответ Израиля, атаковавшего позиции сирийской армии несколькими ракетами, запущенными с территории Голанских высот. Некоторой позиции армии САР в пригороде Дамаска (что за позиция, где именно она расположена, не уточняется) был нанесен материальный ущерб. Существенно, однако, то, что в коммюнике и речи нет об атаке на батарею ПВО Сирийской арабской армии и напрочь отсутствуют какие-либо упоминания о ЗРК С-200.

В это же время, пресс-служба армии Израиля рисует совершенно иную картину «возмездия». РИА Новости приводит слова одного из ее руководителей - Йонатана Конкрикуса, утверждающего, что ВВС Израиля ответным ударом уничтожили «ключевые компоненты» батареи, развернутой по его словам, примерно в 50 километрах к востоку от Дамаска и представленной зенитно-ракетными комплексами советского производства С-200 - SA-5 в классификации НАТО. Как утверждает Конкрикус, «это та же батарея, что атаковала израильские самолеты несколько месяцев назад». Тогда, в марте, эта батарея выпустила по израильским самолетом ракету, уничтоженную, по его утверждению, израильским комплексом ПРО «Хец».

Самое забавное, что инцидент произошел буквально за несколько часов до визита в Израиль министра обороны РФ Сергея Шойгу. Как бы извиняясь, представитель пресс-службы израильской армии заверил, что Шойгу получит «исчерпывающий брифинг на эту тему». И понятно, почему. Ведь 25 августа 2017 года на Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» во время круглого стола, посвященного обсуждению сирийского опыта, начальник штаба - заместитель командующего ВВС Главного командования Воздушно-космических сил (ВКС РФ) генерал-майор Сергей Мещеряков сообщил:

«В настоящее время на территории Сирии создана единая интегрированная система противовоздушной обороны . Обеспечено информационно-техническое сопряжение российских и сирийских средств разведки воздушного пространства. Вся информация о воздушной обстановке от сирийских радиолокационных станций поступает на пункты управления российской группировки войск».

В этой ситуации нельзя исключить того, что в состав боевого расчета ЗРК С-200, атаковавшего израильский самолет, вполне могли входить российские специалисты. Не с этим ли обстоятельством связано осторожное замечание Йонатана Конкрикуса, что в результате акта израильского «возмездия» уничтожена не батарея, как об этом поспешили сообщить многие СМИ, а всего лишь некие ее «ключевые компоненты» (какие именно, Конкрикус не уточняет). И не является ли замечание Конкрикуса, что «в будущем их, возможно, восстановят», подтверждением справедливости версии представителей командования САА?

Современная война - отнюдь не рыцарский поединок. Стороны - будь то США, Израиль или Россия не спешат признаваться в том, какие именно силы и средства были использованы в том или ином военном эпизоде. Если военнослужащий США, например, гибнет где-нибудь в провинции Хомс или Дейр-эз-Зор, сражаясь в рядах «Исламского государства » (ИГ, запрещена в РФ), то едва ли об истинных обстоятельствах его гибели сообщат родственникам. Но что-то сообщать рано или поздно приходится, причем не только родственникам. Особенно, если речь идет не об одном погибшем. И тогда, по прошествии двух-трех недель, в американских СМИ появляются сообщения о том, что такие-то «зеленые береты» или «морские котики» погибли - в результате несчастного случая - в ходе учений, проходивших на территории одного из североамериканских штатов...

Как это там у Стругацких: «Если данный гриф возник здесь, в Соловце, значит, какой-то гриф (не обязательно данный) исчез на Кавказе или где они там водятся... Обобщенный закон Ломоносова-Лавуазье...».

Инцидент с израильскими истребителями и сирийскими ЗРК С-200 активно обсуждался с полудня 16 октября до 20:00 того же дня. И на фоне этого обсуждения на сайте NEWSru.co.il в 19:20 появилось сообщение под заголовком «СМИ: истребитель F35 выведен из строя после столкновения с птицей». Вот его полный текст:

«Телеканал «Кан 11» сообщил, что один из новых истребителей F35 вышел из строя после столкновения с птицей во время учебного полета. По информации телеканала, ЧП произошло две недели назад. Пилоту удалось посадить самолет в штатном режиме. В результате инцидента не было пострадавших.

Тем не менее, как сообщил телеканал, F35 нуждается в ремонте, и неизвестно, сможет ли он «вернуться в строй», так как в результате столкновения пострадало стелс-покрытие, которое обеспечивало самолету «невидимость».

Пресс-служба ЦАХАЛа сообщила телеканалу, что в ходе инцидента не было угрозы для жизни пилотов. В настоящее время ЦАХАЛ ждет заключения экспертов из Lockheed Martin, компании являющейся производителем самолета, о характере повреждений и возможности их устранения»

На форуме «Глобальная Авантюра» это сообщение стало предметом бурного обсуждения. Подавляющее большинство его участников склонялось к мысли, что этот F-35 и есть один из тех израильских истребителей, которые утром 16 октября нарушили воздушное пространство Сирии. Что трудно отделаться от впечатления, что это именно тот самолет, о котором в коммюнике командования САА сказано: «один из самолетов получил прямые попадания, что вынудило их уйти» В пользу этого утверждения, по мнению участников форума, говорит и то, что обнародование факта «столкновения с птицей» удивительным образом совпало с инцидентом в воздушном пространстве Сирии. Какой смысл было скрывать этот факт, если он действительно имел место, если пилот не пострадал, в течение аж двух недель?

И как утверждение телеканала «Кан 11», что «в результате столкновения пострадало стелс-покрытие» соотносится с данными, приведенными фирмой «Lockheed Martin» в презентации анти-радарного покрытия F-35 ? Если верить этой презентации, то после столкновении с птицей на анти-радарном покрытии кабины пилота не должно быть ни единой царапины!


Подводя итоги обсуждения один из наиболее авторитетных участников форума сказал (лексика сохранена):

Мирные израильские истребители мирно вторглись в воздушное пространство соседнего независимого государства, чтобы мирно сфотографировать военные объекты с мирной разведывательной целью, откуда они неоднократно мирно обстреливали Сирию. Так?

Вот только прецедента не видно - они не так давно были столь же мирно отмудоханы средствами ПВО Сирии , или «Сирии», за столь же мирные шалости. Это уже больше похоже на систему - не лезьте, и не будете отмудоханы. С чего офигевать то? В таких случаях ищут новые способы и пути достижений своих целей, а не худеют молча. Могли и новый инструмент опробовать для этого.

Любопытно, что сирийцы не впервой отваживаются на такие действия. Не?

Как «мамой клянусь» по-израильски будет, известно всем, Как и по тымчуковски - «Втрат немае».

Теперь о летящем в Израиль министре обороны РФ . Если я только ничего не забыл о нравах нашей армии, то в Химках [в Хмеймиме] в это время даже мухи летали в парадной форме, и только по разрешенным коридорам, все лошади были пьяные и хлопцы запряжены. Поэтому ни о какой самодеятельности в виде «отважившихся» сирийцев и речи быть не может.

Пара-две мирных израильских истребителей в воздушном пространстве Ливана, залезшая ненароком в пространство Сирии в это время, демонстрировала мирные намерения? Предположить цели визита Шойгу на фоне официальных вполне можно - война к концу, на шашнях некоторых богомизгнанных пора крест поставить.

Похоже, что израильская «демонстрация силы» министру обороны России Сергею Шойгу превратилась в полный провал.

В понедельник, 16 октября, истребители ВВС Израиля уничтожили батарею ПВО вооруженных сил Сирии в 50 км от Дамаска, заявив, что таким образом ответили на обстрел своих самолетов, выполнявших задание на территории Ливана. Инцидент произошел за несколько часов до визита Министра обороны России Сергея Шойгу в Тель-Авив.

Израильская газета «Гаарец» сообщила об инциденте, написав что самолёты сбросили на батарею четыре бомбы, после попадания которых батарея больше не работала. Сирийские военные подтвердили израильские удары и заявили, что они причинили «материальный ущерб».

Тем не менее, интересно отметить, что, согласно заявлению Министерства обороны Сирии, израильские военные самолеты нарушили воздушное пространство Сирии на границе с Ливаном в районе Баальбек. Инцидент произошел в 8:51 по местному времени. Разве израильские ВВС не намеренно спровоцировали реакцию сирийских военных, чтобы оправдать удар на сирийской батарее ПВО? Это ведь было не в первый раз!

И как сразу заметили многие израильские военные эксперты – инцидент был прямо связан по времени с визитом министра обороны России в Тель-Авив, что было “отличной демонстрацией силы российско-иранско-сирийскому альянсу”.

Однако с демонстрацией что-то явно пошло не так. Согласно имеющейся информации Сирийские силы обороны для атаки израильского военного самолета использовали самую современную из имеющихся у них в распоряжении систему ПВО – ракету С-200, разработанную СССР в далеком 1964-м году . И тем не менее, согласно заверениям сирийские военных этот советский реликт попал в прославленный и неуязвимый Lockheed Martin F-35 Lightning II .

Несмотря на то, что сирийское министерство обороны заявило о том, что сирийские военные «попали в один из самолетов, заставив [израильские самолеты] отступать» – Израиль эту информацию категорически опроверг:

Однако и тем не менее как-то удивительно так совпало, что всего через несколько часов после инцидента в небе над Сирией израильские СМИ сообщили, что невидимый и неуязвимый истребитель F-35 ВВС Израиля в ходе учебного полета столкнулся в птицами и стал непригоден к полетам. Times of Israel:

Военные заявляют, что во вторник, во время тренировочного полета F-35 столкнулся в двумя аистами и теперь требует незамедлительного ремонта.

Птицы попали в F-35 незадолго до того, как он вернулся на авиабазу Неватим в центральной пустыне Негев. Однако израильские военные источники отказались показать фотографию своего F-35 после «столкновения с птицами».

Кроме того, неясно, может ли F-35 снова начать функционировать «в ближайшие несколько дней», как утверждает заявление израильской армии, поскольку его стелс-покрытие, вероятно, сильно повреждено.

Таким образом, согласно израильской версии, боевой самолет, как сообщается, больше не функционировал после столкновения с птицами, несмотря на то, что F-35 на испытаниях в США отлично прошел все тесты на столкновение с птицами (). Так что же поразило F-35?

К слову, F-35 – самый дорогой в мире боевой самолет, цена которого сейчас составляет около 406,5 миллионов долларов. Израиль его активно покупает, но почему-то по цене 100 миллионов долларов за каждый самолет.

Американское интернет-издание American Thinker («Американский мыслитель») прокомментировало результаты налета авиации Израиля на иранские базы, расположенные на территории Сирии . Выводы сделаны ошеломляющие: благодаря этой в высшей степени удачной атаке Россия будет вынуждена ретироваться с сирийской территории. Также публикация разоблачает несостоятельность разработок российской компании «Алмаз-Антей» , которая выпускает никудышные зенитно-ракетные системы. Ну, не совсем, конечно, никудышные, но о лучший в мире истребитель-невидимку F-35 они обломали зубы.

Девять американских истребителей-бомбардировщиков F-35A, которые совсем недавно были приобретены для ВВС Израиля, нанесли удары по 50 иранским базам, расположенным в провинциях Тартус и Хама на западе Сирии. Базам был нанесен ощутимый урон. Операция продолжалась менее 90 минут.

Самое отрадное для «Американского мыслителя» то, что данная акция позволила доказать обманутым русской пропагандой, что российские ЗРС не в состоянии не только перехватить F-35, но даже и обнаружить. Израильские пилоты работали, что называется, в условиях повышенной комфортности, не опасаясь каких бы то ни было ответных действий сил ПВО. При этом главные силы ПВО представляли ЗРС С-300, для которых, как утверждают русские, перехват F-35 не представляет большого труда. Поскольку для РЛС С-300 истребитель-невидимка прекрасно виден на большом расстоянии.

Сирийские? Но у Сирии нет С-300. В 2010 году был подписан контакт на поставку четырех дивизионов С-300ПМУ2. Однако спустя пять лет контракт был аннулирован по просьбе Израиля.

Российские? Да, на защиту российской военной базы был поставлен дивизион ЗРС С-300В4. Однако какое отношение он может иметь к защите иранских баз? Если бы радары комплекса и заметили F-35, то сбивать их никто не собирался. Во-первых, все-таки существует договоренность между Москвой и Тель-Авивом о взаимном ненападении.

Во-вторых, российские средства ПВО не реагируют даже тогда, когда удары наносятся по сирийским объектам. С-300, как и С-400, в Сирии защищают только российские объекты.

Иранские? Да, действительно, Ирану после отмены эмбарго были поставлены 4 дивизиона С-300ПМУ2 «Фаворит». Однако сложно себе представить, чтобы системы, закупленные у России для защиты Тегерана и иранских ядерных объектов, среди которых АЭС в Бушере, вдруг перекинули бы в другую страну для прикрытия военных баз, играющих в жизни страны не самую важную роль. Для них в Иране работы более чем достаточно в связи с тем, что Израиль постоянно заявляет, что готов уничтожить иранскую «инфраструктуру оружия массового поражения». И даже однажды, в прошлом веке, уже разбомбил один объект. Впрочем, и Иран обещает стереть Израиль с карты Ближнего Востока. А посему укрепляет средства ПВО на своей территории, а не за ее пределами.

Так что ситуация, которую смоделировал «Американский мыслитель» в отношении F-35, очень напоминает старинный анекдот про неуловимого Джо, которого ловить никто и не собирается.

Но системы С-300 американского «невидимку» обнаружить вполне могли бы. Более того, могли бы и сбить, причем с высокой степенью вероятности. Как, например, это произошло в конце прошлого века в Югославии, когда «невидимку» F-117 сбили при помощи ЗРК С-125 «Печора», который СССР начал поставлять на экспорт в 60-е годы.

Сербы тогда действовали в высшей степени грамотно. РЛС излишне «не светилась», ее включали кратковременно в момент самых решительных действий. Также в полной мере было использовано такое свойство «невидимок», как зависимость эффективной площади рассеяния (ЭПР) от ракурса, с которого наблюдается самолет. Это лишь при фронтальной проекции, когда самолеты идут лоб в лоб, имеет место минимальное значение ЭПР. Если же радар обнаружения подсвечивает «брюхо» самолета или же боковые проекции, то невидимость стремительно падает.

Сербы тогда смогли засечь американский истребитель на расстоянии в 50 км и сбить, когда он приблизился на 10 км. Противоракетного маневра пилот выполнить не смог в связи с низкими летными качествами самолета. Собственно, и у F-35 маневренность - слабая сторона. Интересно, что F-117 и F-35 разработала одна компания - «Локхид Мартин».

Обмануть радары С-300 гораздо сложнее. Потому что в связи со стремительным повышением быстродействия компьютеров появилась возможность качественно улучшить обработку отраженных от целей сигналов РЛС. Прежде радары ЗРК работали в сантиметровом диапазоне радиоволн, что позволяло получать информацию о цели, достаточную для ее сопровождения и наведения на нее зенитных ракет.

В метровом диапазоне малозаметность самолета, построенного по стелс-технологии, становится призрачной. То есть самолет прекрасно обнаруживается на большом удалении, также как, например, и F-4 «Фантом». Однако низкая разрешающая способность, которую дает отраженный метровый сигнал РЛС, не позволяет достаточно точно определить азимут, угол места и расстояние до цели. На основании полученной информации атаковать цель проблематично.

В настоящий момент новые математические методы обработки сигналов, которые прежде были недоступны, позволяют использовать сканирование в метровом диапазоне для получения достаточной для целеуказания разрешающей способности. Правда, для достижения лучших показателей частота радара постоянно переключается между метровым, дециметровым и сантиметровым диапазонами. Именно так устроены три РЛС целеуказания (стандартная, всевысотная и маловысотная) и РЛС обнаружения ЗРС С-300МП2 «Фаворит».

Печальная ситуация для самолетов-невидимок типа F-35 усугубляется еще и тем, что в системе «Фаворит», как и в ряде предыдущих модификаций С-300, есть возможность, и она используется, создания сети радиолокаторов, которые способны «наблюдать» малозаметные самолеты с различных ракурсов. И благодаря этому от малозаметности «невидимок» мало что остается. Собственно, сеть можно выстраивать не только из локаторов, входящих в полковые комплекты ЗРС, но из РЛС других типов, которые обслуживаются радиотехническими войсками.

Частотные характеристики такого рода систем и комплексов засекречены во всем мире. И характеристики относительно значений ЭПР, с которыми может работать ЗРС, также следует воспринимать как очень условную информацию. В частности, «Алмаз-Антей» сообщает, что для радаров наведения с фазированной антенной решеткой доступны низколетящие цели с ЭПР 0,02 кв.м. на расстоянии в 90 км. Но это не факт, решившие испробовать данную характеристику на практике могут быть сильно разочарованы. К тому же данный параметр, что называется, лобовой, он не учитывает работу комплекса в составе распределенной сети радиолокаторов. Собственно, нельзя верить и компании «Локхид Мартин», утверждающей, что ЭПР F-35 равен 0,001 кв.м. Это в 5 раз меньше, чем у F-22. Однако эксперты, и не только наши, но и иностранные, единогласно утверждают, что по малозаметности F-35 значительно проигрывает куда более эффективному F-22. И реальная ЭПР может находиться в диапазоне от 0,04 до 0,2.

Однако существует возможность точных замеров ЭПР F-35. США поставляют Турции свои «невидимки». Одновременно Турция приобретает у России ЗРС С-400. Против чего яростно выступает Вашингтон, угрожая Анкаре жесткими санкциями. И это понятно, турки смогут с помощью нашей системы всесторонне исследовать F-35 на предмет малозаметности. И если она окажется дутой, то это может обернуться для США не только репутационными, но и финансовыми потерями - ведь запланировано строительство больше 3 тыс. этих самолетов трех модификаций.

До недавнего времени для США, армия которых были ориентирована на военные конфликты с противником, не обладавшим серьезной военной техникой, проблема «видимости невидимок» не стояла остро. Сейчас в Штатах об этом серьезно задумались. Вот как охарактеризовал проблему адмирал Джонатан Гринерт, главнокомандующий военно-морскими операциями: «Стремительный рост компьютерных мощностей ведет к разработке новых датчиков и новых методов, которые в дальнейшем сильно затруднят реализацию всех преимуществ конструкции Stealth. Перед лицом новых и все более изощренных систем обнаружения борьба за невидимость наших самолетов будет в их следующих поколениях требовать все более серьезных капиталовложений». А ведь разработка F-35 в финансовом отношении оказалась суперсерьезной, она обошлась почти в 60 млрд долларов.

Но куда более результативным путем Гринерт считает создание ракет «воздух-поверхность» большой дальности, что позволило бы самолетам при выполнении боевого задания не приближаться к зонам ПВО противника. А также использование беспилотников для прорыва ПВО с целью обеспечения безопасного пролета для пилотируемой авиации. Причем, самолеты не обязательно должны быть «невидимками», можно, считает адмирал, использовать истребители-бомбардировщики четвертого поколения, оснастив их современным оборудованием и дальнобойным ракетным оружием.

Так что история про то, как «израильский невидимка посрамил российские С-300» является фантазией «Американского мыслителя». Еще более странно выглядит заявление о том, что теперь «посрамленные русские» уйдут из Сирии. При этом русские якобы посрамились еще раньше, весной этого года: «С-400 не отреагировала на ракетные удары американских, британских и французских войск 14 апреля 2018 года, в результате чего некоторые наблюдатели пришли к выводу, что возможности системы были переоценены», считает американское издание.

«Мыслитель» в конце концов настолько разочаровался в возможностях российских систем, что предрек легкую прогулку израильских F-35 в Иран, где они уничтожат плутониевый реактор в Араке. Кстати, этот реактор еще в 2016 году был залит бетоном, и совершенно непонятно, зачем его надо бомбить.

Все это фантазии, основанные на стремлении прославить американское оружие и посрамить российское. Понять людей можно. Но вот полное незнание своего оружия - это непростительно. В статье утверждается, что атака «невидимок» нанесла серьезный ущерб пятидесяти базам.

Во-первых, из 9 израильских истребителей два получены совсем недавно. И вряд ли они обрели полную эксплуатационную готовность. Значит, самолетов было самое большее 7, а то и меньше.

Во-вторых, во внутренних отсеках F-35 можно разместить только 4 ракеты. Следовательно, ракет могло быть не более 28, а то и меньше. Как ими можно было атаковать 50 баз, о том «Мыслитель» умалчивает. Может быть, ракеты были многоразового использования?

Если же прицепить дополнительные ракеты на внешние подвески, то с арифметикой все нормально. Однако ненормально с малозаметностью, в таком виде F-35 по ЭПР уже ничем не отличается от F-16, который построен без использования стелс-технологий. В связи с чем совершенно непонятно, как при таком раскладе можно говорить о «посрамлении С-300»

Война в Сирии: Американские самолеты применили фосфорные боеприпасы в Сирии

Новости политики: Путин рассказал о переговорах с Эрдоганом и Роухани в Тегеране

Похоже, израильская “демонстрация власти” во время недавнего визита министра обороны России Сергея Шойгу, превратилась в демонстрацию немощи. По крайней мере, слухи об этом ходят. 16 октября Шойгу прибыл в Израиль для встречи с министром обороны Израиля Авигдором Либерманом и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Обсуждалась ситуация в регионе, Сирия, борьбя с терроризмом, а также военно-техническое сотрудничество.

В тот же день израильские силы обороны (ИДФ) заявили, что их военные самолеты нанесли удар по зенитной батарее сирийских сил ПВО, уничтожив одну из батарей, которые запустили ракету по израильскому самолету, пролетавшему над Ливаном.

Israel’s first two F-35 stealth fighter jets on their maiden flight as part of the Israeli Air Force on December 13, 2016. (IDF Spokesperson’s Unit)

"Армия атаковала сирийскую батарею ПВО четырьмя бомбами и, по данным ЦАХАЛа, батарея была разрушена до такой степени, что она больше не в состоянии работать. Армия заявила, что цель батарея ПВО атаковала израильские самолеты, что побудило Израиль впервые использовать свою противоракетную систему” Стрелок"",- писала израильская газета Haaretz.


"Сегодня во время планового полета над Ливаном из Сирии в направлении самолета ИДФ была запущена зенитная ракета. В ответ авиация ЦАХАЛа атаковала зенитную батарею в Сирии. Сирийский режим несет ответственность за огонь по самолетам Израиля. ЦАХАЛ сохраняет свою способность сорвать любые боевые действия против израильских гражданских лиц," - отчитались тогда в твиттере израильские силы обороны.

По утверждениям израильских военных, никакого материального ущерба ПВО Сирии не нанесли, да и вообще, не представляли особой опасности для их "стелсов" .

Однако, появляются новые подробности инцидента, как выясняется, не все так гладко для Израиля и его ВС. По имеющейся информации, сирийские силы обороны применили против израильского военного самолета ракету комплекса С-200. Эта советская ракета является самой передовой зенитной системой дальнего радиуса действия, эксплуатируемой сирийскими военными.

Судя по всему, не остается сомнений, что хваленый F-35 ("стелс") был сбит, вернее поцарапан, как говорят сами сирийцы, старой советской ракетой комплекса С-200)))

F-35 является самым дорогим в мире военным самолетом с его ценой развития в настоящее время около $406,5 млрд. Израиль активно покупает в мире якобы самый продвинутый истребитель, заплатив около 100 миллионов долларов за каждый самолет.

Со всеми случаями обстрела Израильскими боевиками Цахала сирийской территории можно ознакомиться в материале -

Предлагаем, тем кто ещё не..., подписаться на , давайте досмотрим это представление театра абсурда вместе...)))



Что еще почитать