Мы часто сталкиваемся с такими терминами, как «знание», «умение», «навыки». Но никто не задумывался о том, что они имеют разное значение, хотя имеют тесную взаимосвязь между собой. Поговорим о них, о формировании умений и многом другом.
Это реализация на практике какого-либо действия в новых условиях, на основе полученных знаний и приобретенных навыков, как правило, с эффективным результатом.
Что такое умение? Обычно считают начальным этапом навыка. Но это заблуждение, безусловно, навык является его частью, и именно на нем и на знании базируется умение.
Невозможно качественно выполнить работу без определенных навыков и знаний. К примеру, взять десятилетнего юношу, который никогда не занимался профессионально хоккеем, а только играл с мальчишками на озере, но выпусти его на ледовую арену на настоящий матч, сможет ли играть в новых условиях? Конечно, нет. Не хватает опыта.
Если же начнет посещать секцию и наловчится, тренер сможет его выпускать на лед во время игры. Тут, главное, запомнить, что без целенаправленной работы ни знания, ни тем более навыки не будут формироваться.
Вершиной развития умения является мастерство. В продолжение нашего примера, мастер - это человек, который качественно выполняет свою работу на высшем уровне. Чтобы стать таким выдающимся хоккеистом, как Александр Овечкин, нужно трудиться упорно и до изнеможения.
Итак, теперь мы знаем, что такое умение. Оно формируется только в процессе деятельности, целенаправленной с применением усердия. Чтобы развить умение плавать, необходимо идти в бассейн и учиться этому.
Навык - это действие, которое выполняется в автоматическом режиме, для достижения поставленной цели. Тут следует отметить, что навыки и умение выступают в тандеме.
Умение отличается способностью при помощи знания обдумывать конкретную ситуацию, продумывать дальнейший план действий для достижения цели, координировать и следить за процессом выполнения. Умение подключает в работу все относящиеся сюда навыки индивида.
Простые умения за счет качественных тренировок превращаются в автоматизированные действия, и плавно переходят в навыки. А последние, в свою очередь, это машинально выполняемые действия без детального контроля. В связи с этим бытует мнение, что навык - это автоматически воспроизводимое умение. Поговорим о создании последнего.
Формирование умений и навыков - процедура длительная, занимает много времени. Понадобится не год, самосовершенствоваться можно в течение всей жизни.
Определить уровень владения какого-либо действия учеником можно при помощи следующей классификации:
· Нулевая ступень. Обучающийся, вообще, не владеет действием. Умения также отсутствуют.
· Первая. Имеет понятие о характере действия, но без помощи учителя его не выполнит.
· Вторая. В состоянии выполнить самостоятельно, но только по образцу, подражая преподавателю и коллегам.
· Третья. Уже без посторонней помощи выполняет действие осознанно.
· Четвертая завершающая. Произошло удачное формирование навыков, действие осуществляется на автоматическом уровне.
Итак, мы рассмотрели этапы развития навыков и умений.
Навыки, знания и умения - тесно взаимосвязанная троица. Все логично, чтобы осуществить игровой, трудовой или учебный процесс необходимо обладать определенными знаниями в соответствующей области. Это информация, которой человек владеет на теоретическом уровне. Но имея определенный умственный багаж, не значит, что его с легкостью можно реализовать на практике. К примеру, первоклашки к концу учебного года знают как, и могут писать, но не владеют навыком письма. Как уже говорили выше, навыки и умение тесно взаимосвязаны. Для формирования последнего, нужно знать, каким способом действовать и понимать, что для этого необходимо.
Теперь мы знаем, что такое умение и знание, а навыки - это действия, которые выполняются на подсознательном уровне, то есть автоматически. Для этого нужно много раз повторять одно и то же упражнение, чтобы сформировать привычку осуществления данного действия.
Люди обучаются в процессе всей жизни. Но как оказалось, большинство владеют знаниями без понимания. Оценить уровень навыков, знаний и умений можно только по результатам совершенного действия.
Допустим, знания учеников посредством тестов-опросов, рефератов и докладов проверяется поверхностно. В отличие от профессиональных знаний и умений, потому что в этом случае, их качество будет влиять на результат работы. Допустим, медики, авиаконструкторы, сварщики, инженеры-атомщики и другие специалисты, в руках которых оказываются судьбы живых людей, должны владеть мастерством безупречно и многократно проверяться экзаменаторами дол начала профессиональной деятельности.
Итак, еще раз поговорим об отличиях понятий. Знание - это просто информация, которая получена человеком без осознания, куда ее применить, без глубинного понимания процессов, которые происходят с применением этих знаний. Мы можем много знать, но не все уметь.
Знания необходимо научиться применять. И чем больше будет умений приобретено, тем лучше человек станет проявлять свою приспособленность в любой ситуации. А навыки - это другой более качественный уровень знаний и умений. Добиться мастерства можно только при помощи упорного труда. И еще, важно не сколькими умениями ты обладаешь, а какие в состоянии применить.
Умения и навыки формируются у человека в процессе его обучения. В этом процессе выделяют три главные его фазы.
Первая фаза начинается из осознания задания и способов его выполнения. Так, опытный мастер выясняет и показывает новичку, как выполнять те или другие производственные операции, а последний знакомится с ними. Обучая учеников писать, их тоже знакомят с тем, как нужно выводить каждую букву. Потом учащиеся пробуют применить полученные объяснения на практике, то есть выполнить соответствующие действия.
На основании объяснений, зрительного восприятия, демонстрации действия создается первое, еще общее, схематическое зрительное представление о пространственных и временных особенностях действия - о направлении и амплитуде движений, их скорости, согласованности и последовательности. Упражнения сопровождаются значительным волевым усилием и чувством убежденности, веры в свои силы или сомнениями, нерешительностью, страхом.
Эти переживания сказываются на эффективности упражнения, способствуя ему или задерживая его усвоение.
В результате дальнейших упражнений, то есть многоразового повторения определенных действий с целью их закрепления и усовершенствования, последовательность движений постепенно превращается в четкие и согласованные действия.
Наступает вторая фаза, мастерства.
Ее физиологическим механизмом является укрепление в коре больших полушарий головного мозга временных нервных связей, их специализация, выработка определенной их системы, то есть создание определенного динамического стереотипа.
Вследствие тренировок действия ускоряются и облегчаются. Устраняются лишние движения, уменьшается напряжение при их выполнении. Это означает, что иррадиация возбуждения, которая имела место в начале и обусловливала большое количество лишних движений, заменяется его концентрацией. Лишние движения, которые не находят «делового подкрепления», постепенно тормозятся как неадекватные определенной ситуации. Адекватные же движения становятся экономными, четкими, точными.
В процессе усовершенствования выполнения действия изменяется соотношение анализаторов, принимающих участие в этом процессе.
Эти изменения проявляются, в частности, в том, что уменьшается роль зрительных и увеличивается роль двигательных ощущений в регуляции действия. Это можно наблюдать во время формирования производственных, спортивных умений и навыков, умений играть на музыкальном инструменте и многих других.
Решающее значение в формировании умений и навыков оказывает регуляция движений на основании самоконтроля. Самоконтроль способствует выработке тонких зрительных, слуховых и двигательных дифференцированных действий, а это ведет к повышению их точности.
В процессе роста искусности зрительный контроль над ходом действия, имеющий ведущее значение в начале упражнения, постепенно уменьшается, уступая двигательному контролю. То есть контролю действия теми органами, которыми оно осуществляется.
В зависимости от степени автоматизации движений изменяется роль зрительного восприятия в процессе выполнения действия. На первых порах зрительное восприятие и действие совпадают, к примеру, восприятие буквы объединяется с ее произношением. Такое сочетание неизбежно и необходимо, но оно сильно замедляет выполнение задания. Вследствие тренировок восприятие начинает опережать действие.
Так, при быстром, выразительном чтении восприятие последующих слов опережает произношение. Воспринимаемые следующие элементы текста подготавливают дальнейшее движение и обеспечивают тем самым быстрый темп и высокую эффективность выполнения действия.
Каждое действие состоит из большего или меньшего количества движений. Умелое их выполнение нуждается в объединении этих движений в целостный, единый акт, а объединение этих актов - в еще более сложное действие.
Например, пилот, летая по замкнутому кругу, за 5-6 минут должен выполнить 200 отдельных движений. Успешно выполнить эти задачи можно только объединив их в целостное действие.
Физиологическим механизмом объединения движений в целостное действие является создание «ассоциации ассоциаций», то есть цепи временных нервных связей, определенной их системы. Закрепляясь, ассоциации становятся стереотипными. Этот стереотип и является основой автоматизированного выполнения действия.
В связи с этим волевое усилие намного уменьшается, снижается концентрация и фиксация внимания на движениях, что и составляет процесс послецроизвольности, движения становятся более уверенными и точными, облегчается сознательный контроль над всем ходом исполняемого действия.
Третья фаза развития навыка. На этой фазе действия становятся заученными, что дает возможность совершенствовать их, доводить до высшего мастерства.
Условия формирования умений и навыков. Как уже указывалось, формирование умений и навыков начинается со словесных объяснений и освоения правил действия. Оценка выполненных действий, осознания их результатов также преимущественно осуществляются при помощи слова. Слово, включаясь в процесс формирования умений и навыков, способствует выработке четкой последовательности, темпа и ритма движений, их системы.
Однако каким бы привычным, автоматизированным не было действие, сознательный контроль над ним никогда не прекращается.
Мы сразу осознаем отклонение от необходимого правила или способа его выполнения. Мы замечаем, например, неправильное движение руки при письме, неправильное произношение слова, ошибку в производственной операции, в движениях при вождении автомобиля и т.п. и вносим коррективы в наши действия.
Следовательно, хотя действия здесь автоматизированы, их сознательный контроль сохраняется.
Основные условия успешного формирования умений и навыков - осознание цели задания и понимание его содержания и способов выполнения. Это достигается посредством объяснения задания, демонстрацией лучших примеров его исполнения и непосредственного выполнения действия.
Успех в формировании умений и навыков больше всего зависит от сознательного отношения, готовности человека к выработке в себе умений и навыков, заинтересованности в лучшем выполнении действий, связанных с решением задачи.
В формировании умений и навыков важно учитывать индивидуальные особенности: тип нервной системы, предыдущий опыт, теоретические знания, склонности и способности.
Не менее важную роль в освоении умений и навыков играют условия обучения, правильная организация процесса упражнения: последовательность освоения действий, постепенный переход от простого к сложному заданию, от медленного к быстрому темпу их выполнении.
При упражнении нужно учитывать и то, что длительное, без перерывов, выполнение упражнений, как и длительные перерывы в нем (например, занятия музыкой, спортивные тренировки, трудовые операции проводятся один раз в неделю) не способствуют успешному формированию умений и навыков. Длительные интервалы между упражнениями ведут к угасанию приобретенных умений и навыков.
Разновидности умений и навыков. Умения и навыки входят в состав какой-либо деятельности человека, их подразделяют на разновидности в зависимости от содержания этой деятельности и тех потребностей человека, которые ею удовлетворяются. В соответствии с этим различают умения и навыки самообслуживания, производственные, языковые, умственные, художественные, спортивные и т.п.
Наибольшую группу представляют собой производственные умения и навыки человека, которые связаны с видами человеческой производственной работы.
Исследования формирования производственных умений показывают, что их можно разделить на такие три группы:
1) конструктивные умения, связанные с представлениями о продуктах работы, с конструированием их по рисункам, моделям, описаниям и с проявлением этих представлений в словах, моделях, проектах, рабочих движениях;
2) организационно-технологические умения, связанные с подбором необходимых орудий работы и материалов, с определением способов их обработки, с планированием и контролем самой работы;
3) операционные умения, связанные с применением орудий труда и материалов для изготовления определенного продукта работы, с выполнением необходимых для этого производственных операций.
Особую группу составляют речевые умения и навыки. Они являются составным элементом речи человека, направленным на удовлетворение его потребности в общении с другими людьми, в обмене мнениями. Они включают навыки как устной, так и письменной речи.
Умственные умения и навыки проявляются в выполнении разных видов умственной деятельности (например, запомнить материал, решить арифметические и другие задачи, выполнить умственные операции, исследовательские задания, вести теоретическую работу в той или той отрасли и т. д.). Широкий круг разнообразных умений и навыков объединяется также в группе художественных, спортивных и т. д.
Отдельные разновидности умений и навыков тесно связаны и переплетаются между собой.
Сложные производственные умения всегда включают умственные компоненты. С другой стороны, умение проводить, например, исследовательскую экспериментальную работу опирается на навыки практического оперирования необходимыми для нее устройствами, измерительными и другими средствами получения информации.
Умения и навыки играют очень важную роль в деятельности человека. Они дают ему возможность успешно достигать поставленные цели. Наличие у человека большого количества умений и навыков дает ему возможность сберегать свои силы, целесообразно их использовать, повышать продуктивность деятельности, предотвращать усталость.
Выработка динамических стереотипов ускоряет приобретенную реакцию и допускает возможность развития параллельных процессов.
В результате автоматизации в коре больших полушарий головного мозга создаются условия, при которых одновременно с автоматическим актом может происходить еще и другая ана- литико — синтетическая деятельность.
Автоматизация приобретенных действии позволяет коре головного мозга действовать как целое и фокусировать активность на актуальных процессах.
Все умения и навыки, имеющиеся у человека, - это его приобретение. Поэтому умелые люди так высоко ценятся. Умения и навыки способствуютразвитию творческой деятельности человека и тем самым становятся одним из важнейших факторов общего умственного развития человека. Если бы человек не имел возможности приобретать навыки, он не мог бы продвинуться ни на одну ступеньку в развитии, сталкиваясь с непрерывными и бесчисленными трудностями.
Умения (навыки) - это действия, которые выполняются определенным способом и с определенным качеством. Большинство психологов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Одни авторы под умением понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне определенную деятельность, при этом умение формируется на базе нескольких навыков. Педагоги-практики считают, что навыки более высокой стадией овладения определенными упражнениями и умениями. Умение предшествуют навыкам, которые рассматриваются как более совершенная стадия овладения действиями.
Остановимся на таком определении: умение - это готовность человека успешно выполнять определенную деятельность, основанная на знаниях и навыках. Умение формируется в процессе выполнения учащимися разнообразных задач. Формирование умений зависит от условий обучения, организации процесса упражнения, от индивидуальных особенностей: типа нервной системы, предыдущего опыта, теоретических знаний, наклонов и способностей, осознание цели задачи, понимание его содержания и способов выполнения.
Формирование умения может происходить так:
1. Учащиеся усваивают знания и перед ними ставят задачи, требующие использования знаний (знания - задача -применение знаний).
2. Ученики определяют признаки, которые отличают один тип задач от других. В процессе выполнения задания, они определяют тип задачи и выполняют операции, необходимые для решения этого типа задач.
3. Учащиеся учатся умственной деятельности, необходимой для использования знаний.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе ее выполнения. Однако признаком сформированности навыка является качество действия, а не ее автоматизация. Навык рассматривается как действие доказано в результате многократных упражнений к совершенству исполнения.
Л. Ительсон предлагает такие этапы развития навыков:
1. Ознакомление с приемами выполнения действий. Осмысление действия и его представления. Четкое понимание цели, нечеткое способов ее достижения.
2. Овладение отдельных элементов действия, анализ способов их выполнения. Четкое понимание способов выполнения действий. Сознательное, однако неумелое и неустойчивое ее выполнения.
3. Соотношение и объединения элементарных движений в одно действие. Автоматизация элементов действия. Совершенствование движений, устранение лишних, переход к мускульного контроля.
4. Овладение произвольного регулирования характера действия. Пластическое приспособления к ситуации. Гибкое, целесообразно выполнение действия.
Соответственно, в педагогической практике целесообразно выделить такую последовательность формирования навыков школьника:
1. Подготовительный этап: анализ цели урока, выявление имеющегося уровня навыков учащихся. Учитель заранее составляет систему упражнений для тренировки отдельных навыков.
2. Этап выполнения:
1. Основная суть навыки задается путем объяснений.
Ученик своими словами повторяет задачи, прием его выполнения. Осуществляется словесный самоинструктаж.
Школьник под руководством учителя включается в исполнение описанных действий.
Подсказка учителя при выполнении отдельных частей навыки осуществляется в случае необходимости.
Уменьшается объем руководства.
На всех стадиях обучения обеспечивается обратная связь. Упорядочивается практика, которая гарантирует закрепление нового навыка.
Уменьшается контроль за практикой. Учитываются индивидуальные особенности. 3. Этап оценки. На этом этапе осуществляется оценка уровня выполнения навыки учеником, о целях обучения, заданных на подготовительном этапе. Охарактеризуем другие виды обучения. Проблемное обучение - это такой вид обучения, который заключается в создании учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя (при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего). Выделяются такие уровне проблемности обучения:
1. Учитель ставит проблему и находит ее решение.
2. Учитель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется вместе с учениками.
Активное участие школьников в формировании проблемы и поиска ее решения.
Типы проблемных ситуаций:
1. Проблемная ситуация создается тогда, когда есть несоответствие между имеющейся у учащихся системой знаний и новыми фактами.
2. Проблемная ситуация возникает, если есть необходимость выбора из системы знаний те, которые могут обеспечить правильное решение задачи.
3. Проблемная ситуация возникает перед учениками тогда, когда идет поиск применения знаний на практике.
4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда нет теоретического обоснования практически достигнутого результата.
5. Проблемная ситуация возникает тогда, когда нет прямого соответствия между внешним видом схематичного изображения и техническим устройством.
6. Проблемная ситуация создается там, где есть противоречия между статическим характером изображения и необходимостью выявить в нем динамические процессы.
Основные правила создания проблемных ситуаций: задачи должны базироваться на тех знаниях, которыми располагает ученик; соответствовать его интеллектуальным возможностям; предшествовать объяснению материала. Одно и то же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
Программируемым обучением называется самостоятельное и индивидуальное обучение по предварительно разработанной программе с помощью специальных средств обучения (программируемого учебника, особых машин и т.п.), которые обеспечивают каждому ученику возможность осуществления процесса учения в соответствии с некоторых индивидуальных особенностей (темпа обучения, особых путей овладения учебным материалом).
Существует линейная, разветвленная и смешанная системы учебного программирования.
О.М.Матюшкин указывает на такие принципы программированного обучения:
1. Дробление материала на отдельные порции, которые соответствуют одному "шага" в процессе усвоения.
2. Активность процесса усвоения, что обеспечивается необходимостью выполнять задачи каждой порции.
3. Наличие обратной связи (самоконтроля) при выполнении каждого задания.
4. Возможность индивидуализации процесса обучения.
Факторы, которые влияют на эффективность обучения:
Процесс обучения. Важными факторами, которые влияют на успех обучения является правильно отобранные методы обучения, осуществления дифференциации и индивидуализации обучения, особенности учебных планов и программ.
Личность ребенка. На успешное усвоение учебного материала влияют такие особенности школьника:
а) уровень развития произвольного внимания;
б) осмысленность восприятия учебного материала;
в) уровень развития произвольной логической памяти;
г) особенности развития мышления и воображения;
д) мотивация учебной деятельности; ж) умение учиться.
4. Личность учителя, его характер, способности, направленность, знания, профессиональное мастерство, отношение к ученикам, предмета, профессии, других учителей.
Главная цель активизации обучения - улучшение качества учебно-воспитательного процесса в школе, которое достигается формированием активности и самостоятельности учащихся. Этот процесс требует определенной совместной деятельности учащихся и учителя. Активизация познавательной деятельности требует применения различных методов, средств и форм обучения, побуждающих школьника к выявлению активности.
На уроках это могут быть ситуации, в которых ученик должен:
Защищать свое мнение, аргументировать ее;
Задавать вопросы учителю;
Рецензировать ответы товарищей;
Делиться своими знаниями с другими;
Помогать товарищам;
Выполнять задание, которое рассчитано на чтение дополнительной литературы;
Находить не только одно решение;
Практиковать свободный выбор задач;
Создавать ситуации самопроверки;
Разнообразить свою деятельность, включать в познание элементы труда, игры;
Быть заинтересованным в групповой деятельности. Формирование позитивного отношения школьников к обучению, развитие их познавательных интересов осуществляется путем:
Усиление мотивации учения школьников.
Специальной обработки содержания учебного материала (новизна, значение для практической деятельности, показ современных достижений науки и т.д.), повышение информативности содержания урока.
Оптимального выбора методов обучения. Особое внимание следует обратить на использование проблемного метода. Большое значение имеет организация самостоятельной работы учащихся, творческие работы, использование игр, проведения бесед, дискуссий.
Комбинирование различных методов обучения.
Обеспечение адекватной системы оценки результатов обучения.
Развитие увлечений детей. Использование интереса.
Создание благоприятного эмоционального тонуса познавательной деятельности.
Обращение к эмоциям, чувствам школьников.
Организация демократического стиля общения учителя.
Сочетание обучения с трудом.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Выработка навыков тесно связана с формированием умений. Первоначально ученик осваивает определенное действие, что и обеспечивает появление умения. Многократность решения одной и той же задачи приводит к тому, что в сознании человека сохраняется последовательность реализующих действие операций. В результате возникает определенная целостность в реализации действия - из поля сознания исключается необходимость постоянного подбора способов исполнения. Процесс постоянного перемещения цели с действия в целом на отдельные операции «сворачивается». Действие становится более автоматизированным. Такие образующиеся в процессе последовательного повторения и лишенные сознательной регуляции компоненты действия и называются навыками.
Таким образом, навыки, как и умения, возникают в процессе общественной деятельности человека. Неоднократное повторение действия в различных условиях приводит к его закреплению в виде умения. Уметь что-то делать - это значит сознательно достигать результата в любых ситуациях деятельности. При условии постоянной тренировки в рамках некоторых умений школьника могут формироваться навыки.
Появление навыков обусловлено тем, что повторение действия в одних и тех же условиях приводит к выделению в структуре действия некоторых устойчивых элементов - автоматизмов. Это означает, что образ ситуации в силу своей стабильности «уходит» из сознания, оставляя сознанию только процесс удержания цели. В итоге первоначальное действие как сознательный процесс решения задачи преобразуется во многом в автоматизированный способ достижения предвосхищаемого результата.
Решающим фактором образования навыка выступает определенная стереотипизация условий осуществления действия. Соответственно запуск навыка во многом обусловлен качеством осознания условий, в которых предстоит осуществлять действие. Запуск навыка происходит в том случае, если новая ситуация воспринимается как адекватная предшествующим условиям. Тем самым применение навыка во многом зависит от способности человека к обобщенному и дифференцированному восприятию ситуации.
Физиологически появление автоматизма означает передачу координации элементов движения с высших нервных центров на низшие. В начале освоения нового действия человеку приходится осуществлять ряд фоновых коррекций, реализуемых, как и само ведущее действие, на высшем сознательном уровне. По мере освоения движения фоновые коррекции переключаются на свои, более низкие уровни регуляции и в связи с этим уходят из поля сознания.
Такой процесс автоматизации выполняется в несколько раздельных шагов, по числу компонентов, которые приходится подвергать автома-тизационному переключению. При этом каждое очередное переключение всегда совершается не постепенно, а четким скачком. Результаты такого скачка обучаемый обнаруживает у себя в виде некоторого новшества при очередном возобновлении движения. В целом процесс автоматизации обеспечивает существенные изменения как в качестве осуществления движения, так и в самой коррекционной структуре действия. Само движение становится более точным и устойчивым по отношению к внешним воздействиям.
Вместе с тем, как подчеркивает Н. А. Бернштейн, было бы ошибкой представлять автоматизмы как стойкие стереотипы . Как и все другие элементы построения движений, они обладают приспособительной вариативностью и пластичностью. Но эта пластичность ограничена возможностями того уровня построения, на котором эти автоматизмы реализуются.
Психологическое содержание навыка состоит в том, что в процессе автоматизации соответствующие компоненты регуляции уходят из поля сознания. Происходит освобождение сознания от контроля над перцептивными, моторными и мыслительными операциями. В зависимости от степени преобладания данных операций в структуре действия говорят о соответствующих навыках. Перцептивные навыки направлены на различение объектов по их внешним признакам. Например, различение формы букв при чтении, определение скорости и расстояния на глаз и др. Моторные навыки связаны с автоматизацией мышечных движений: катание на велосипеде, печатание на клавиатуре и др. Мыслительные навыки предполагают свернутость определенных интел- лектуальных операций - вычисления в уме, решение определенного типа задач.
Осуществляя данные операции, человек может использовать два основных способа контроля - динамический (осмысленное внимание к составу и ходу действия) и тонический (слежение за программой действия при минимальной интенсивности сознания). По мере освоения операционального состава действия и выработке динамического стереотипа происходит преобразование контроля с динамического на тонический.
В результате процесс исполнения действия во многом становится автоматизированным. Однако цели, условия и результаты действия продолжают оставаться в поле сознания школьника.
Эффективность формирования навыков во многом зависит от реализации определенных психологических и педагогических требований. В качестве основного психологического механизма выработки навыка С. Л. Рубинштейн предлагает рассматривать процесс «перенесения осознаваемой цели за пределы автоматизируемого действия» . Это означает, что все частные задачи, которые подлежат автоматизации, должны рассматриваться субъектом как элементы более крупного процесса, реализуемого действием. Например, при выработке навыков чтения все частные процессы - определение букв, выделение слогов, объединение их в слова и т. д. - должны рассматриваться как элементы более общего действия - устной передачи текста от одного человека к другому. В силу этого образование навыков связывается с объединением ряда упражнений в систему, обеспечивающую целостное осуществление действия.
Общая логика выработки навыка в чем-то похожа на мыслительный процесс. В мышлении основу обобщения составляет непрерывное взаимодействие анализа и синтеза, что и позволяет рассматривать его как аналитико-синтетический процесс. В результате такого процесса из сознания «уходят» чувственные признаки объекта, выводя на первый план его сущностные характеристики.
Выработка навыка - это тоже обобщение, но только способа действия. В результате из сознания уходят сенсомоторные операции, для того чтобы оставить больше возможностей для сознательного контроля его эффективности. Навык также предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов.
С одной стороны, требуется осуществить анализ действия - разложить его на составляющие операции и уделить достаточно внимания качественной отработке каждой из них. С другой стороны, важно постоянно обеспечивать синтез операций - все время удерживать целостность действия, чтобы иметь возможность добиться координации и гибкости сочленения всех входящих в него частей.
Для формирования навыков в процессе обучения воспроизводится основное условие - многократное повторение специальных упражнений. Упражнение - планомерно организованное повторное выполнение действия (умственного или практического) с целью его усвоения и совершенствования.
Упражнение и тренировка предполагают не только повторение действия, но и его совершенствование. Если бы этого не происходило, то в навыке происходило бы закрепление первичных, несовершенных, порой ошибочных способов действия. В силу этого педагогическое руководство процессом выработки навыка предполагает активизацию обратной связи с целью своевременной коррекции.
Но при этом нельзя не учитывать и внутренний потенциал самого ученика. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «нахождение нового, изменение, качественная перестройка, совершенствование, движение вперед, а не только сохранение и закрепление уже имеющегося совершаются внутри самого процесса упражнения, а не только вне его» . Это означает, что сознательное отношение школьника к процессу тренировки способно приводить к качественным изменениям в структуре осуществляемых им действий.
Возникновение навыка имеет свою динамику, которую принято описывать посредством «кривых обучения». «Кривая обучения» - это график, выражающий зависимость успешности формирования навыка от времени обучения. Г. Эбингаузом были выявлены и сформулированы первые зависимости подобного рода, которые он назвал «законами упражнений»:
Успех упражнения нарастает сначала очень быстро, а потом крайне медленно;
Иногда прерванная деятельность выполняется лучше непосредственно по возобновлении, чем в конечный период до перерыва.
Дальнейшие исследования позволили выявить, как минимум, две основные стратегии формирования навыка.
Первый подход может быть описан с помощью кривой с так называемым «отрицательным ускорением». Это означает, что на начальном этапе формирования навыка ученик показывает значительные успехи, однако по мере продолжения тренировки каждый новый временной период дает все уменьшающийся дополнительный эффект. Такая динамика наиболее характерна для процесса выработки сенсомоторных навыков, для процесса механического закрепления действий. Здесь на первый план выходит аналитическая составляющая в освоении действия.
Второй подход может быть описан как процесс с «положительным ускорением». В этом случае начальные шаги не дают значительных результатов. Однако впоследствии по мере дальнейшего повторения действий происходит достаточно быстрое накопление положительной динамики в росте учебных успехов. Такая динамика свойственна процессам выработки мыслительных навыков, когда по мере осмысления действия происходит изменение его внутренней структуры. Здесь ведущую роль играет синтетический подход к построению действия.
Вместе с тем, как отмечают исследователи, большую роль в выработке навыка играют индивидуальные особенности учащихся. Поэтому вряд ли возможно говорить о существовании некоей универсальной «кривой успеха».
Появление навыка означает некоторый скачок в процессе накопления тех или иных свойств действия. Этому может предшествовать появление так называемого «плато» на «кривой обучения». «Плато» - это временная остановка или даже регресс в реализации освоения движения. Это создает иллюзию того, что упражнения не приносят пользы и не ведут к совершенствованию действия. На самом деле происходит сложный процесс качественной перестройки действия, который затем и проявляется в автоматизации. Более эффективному накоплению изменений в осуществлении действия способствует продуманное варьирование теми методами, которые используются для решения задач в процессе выполнения упражнений. Считается, что временное переключение на другие формы упражнения или даже полная приостановка на некоторый срок работы над навыком полезнее, чем попытка преодолеть эти трудности «напролом».
В учебном процессе выработка навыков происходит на протяжении достаточно длительного отрезка времени, что создает ситуации одновременного или последовательного освоения разнородных действий. В связи с этим встает вопрос о механизмах взаимодействия различных навыков в структуре действия школьника. Выделяют два основных момента такого взаимовлияния - интерференцию и перенос.
Перенос навыка предполагает распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на процесс формирования дру- того. С точки зрения теории «построения движений» сущность подобного явления заключается в возможности использовать ранее выработанные автоматизмы для выработки другого навыка. Самым существенным при этом является учет того факта, что автоматизмы - это не движения, а коррекции. Поэтому возможность переноса определяется не подобием самих осваиваемых движений, а совпадением построения коррекционных механизмов. В этом плане такие совершенно несходные движения, как катание на коньках и езда на велосипеде, оказываются близки с точки зрения реализуемых в ходе них коррекций, что делает возможным осуществление «переноса упражняемости по навыку».
Проявление эффекта переноса зависит от многих факторов. Так, компоненты движения, автоматизированные на самых низовых уровнях, в наименьшей степени приспособлены к переносу. В то же время фоновые компоненты уровня пространственного поля более подвержены этому. Поэтому, научившись печатать на пишущей машинке, человек достаточно легко может осваивать любую иную печатную клавиатуру. Общим условием возникновения переноса считается осознание учеником наличия некоторой общности между механизмами построения осваиваемых действий и его стремлением к реализации этой общности на практике. Тем самым возможность переноса способна выступить одним из важных показателей качества формирования навыка.
Интерференция выступает оборотной стороной переноса и означает тормозящее влияние сложившегося навыка на процесс выработки нового навыка. Типичным примером подобного явления выступает процесс освоения рулевого управления гребной лодкой. В этом случае движение видимой части руля всегда противоположно той стороне, в которую требуется повернуть лодку. Для человека, имеющего опыт управления велосипедом или автомобилем, такая процедура представляет определенную трудность.
Подобное усложнение процесса приобретения навыка может быть вызвано двумя психологическими причинами:
Может возникнуть ситуация, когда на один и тот же сигнал приходится вырабатывать различные навыки. В этом случае сам факт наличия устойчивой связи на данный сигнал препятствует выработке новых зависимостей;
В процессе воспроизведения близких навыков возникает репродуктивное торможение, когда взаимодействие двух конкурирующих навыков ослабляет их силу.
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом