Самый сложный коммерческий рафтинг в мире на реке замбези. Рафтинг (спортивный сплав) Категории сплавов по рекам

Эта информация касается сложности потоков и их классификации, к которой приступим сразу после этого абзаца. Мы старались приспособить классификацию к европейским привычкам и мировому развитию этой областиi. Категории сложности достаточно субъективны и предназначены для того, чтобы мы могли лишь сравнить разные потоки. Специфический эффект на водника оказывает прежде всего его собственная трасса.

Большинство категорий сложности установлены для минимального (иногда оптимального) состояния воды. Всегда будьте внимательны к высокой воде. Сложность трассы при высокой воде может повыситься на 2 категории.

Но а сейчас перейдем непосредственно к самим категориям. Что же это такое и с чем это едят? Совокупность отдельных препятствий, степени опасности, уклон и расход - это все надо каким-то образом обозначить и описать, чтобы новичок вдруг не выехал на реку с водопадами. Классификации в мире развивались в разных направлениях. В Чехии мы придерживаемся альпийской системы, в которой обозначение ZW говорит о относительно спокойной воде, на бурных же реках различаются шесть категорий сложности от WW I до WW VI, с тем условием, что они применяются к характеру местных рек. В разных уголках мира сложность рек обозначаются подобным образом, однако иногда в определении сложности могут быть учтены и такие параметры, как отдаленность реки от мест цивилизации или же сложность подхода к ней (преимущественно в России и в США). К тому же, в этих странах может сравниваться несравнимое. Например, реки, которые имеют одинаковые водные эффекты трассы, но расход имеют 30 м³ и 1000 м³, могут относиться к одной категории WW II. Однако с точки зрения сплава эти реки будут разительно отличаться. Велики отличия и при оценке узких и непросматриваемых потоков. Обозначение категории отдельного участка или места не всегда указывает действительную степень их сложности. Одна степень сложности будет у порога категории WW II, длиной в 50 метров и совершенно другая у пятикилометрового бурного участка такой же сложности, но с ледяной водой и в неприступном ущелье. Категории сложности отдельных участков бурных рек при помощи знаков "+" и "-" еще делятся на более конкретные подкатегории. В случае одного или двух сложных мест на более спокойной реке, применяется обозначение!! - и обозначает категорию с данными о сложности именно этого места или же на данном кратком участке повышенная сложность может обозначаеться повышенной категорией сложности в скобках. Более подробное описание можно найти у данного километра в описательной части километража. Будьте внимательны к водным площадям, например, зеркало озера при сильном ветре может классифицироваться как категория WW II. Исходя из этих особенностей обозначений, трасса всегда должна выбираться очень продуманно, в соответствии с собственным опытом и без преувеличенной надежды на свои возможности. Большинство водников сплавляется по потокам WW II -III (IV), только самые опытные WW V и выше. Классификация сложности не была нами выдумана. Возникла она как следствие консультаций со многими местными и иностранными водниками-экспертами.

название

характер русла

требования к сплавляющимся и риски

необходимое снаряжение

пример для оптимального состояния воды

спокойно текущая

просматриваемая, скорость течения до 2 м/с, без препятствий и порогов

знание основного прохода рек и управления лодкой, риск при перевороте отсутствует, легкая самопомощь

открытая лодка с противопотопляемыми снаряжением, спасательный жилет для молодежи

небольшие пороги с регулярными волнами, просматриваемая, узкие меандровые протоки с прибрежными зарослями

знание управления лодкой в проточной воде, риск при плавании минимальный, легкая самопомощь

умеренно сложная

более видимые пороги с волнами, широкие, хорошо читаемые проходы в заблокированном русле, более узкое русло с небольшими порогами, требующими быстрой реакции, встречающиеся препятствия хорошо видны и, имея определенную подготовку, можно их легко обойти, предварительный просмотр необязателен, риск при плавании небольшой, самопомощь возможна, однако помощь друзей не будет лишней

знание управления лодкой на порожистой реке, обязательно умение пристать в улове, рекомендована хорошая тренированность и опыт

возможны открытые лодки, хорошо оборудованные средствами противопотопления, но лучше применение закрытых лодок, спасательный жилет, шлем

пороги с высокими беспорядочными волнами, слабые валы и средне заблокированная трасса, пороги в меандрах менее просматриваемые, узкие места с порогами без достаточного обзора. На реках с большим течением могут встречаться и небольшие "сливы" и "бочки", но не часто. Трудные участки можно обойти. Предварительный просмотр рекомендован при первом сплаве, а также в местах, которые характеризуются своей нестабильностью (присутствие деревьев). Вероятность травмирования при сплаве еще не достигает критического уровня, самопомощь возможна, но лучше привлечь и друзей, иначе есть перспектива долгого выплывания из воды.

знание техники и тактики сплава по бурной воде, натренированность, обязательна быстрая реакция в управлении лодкой

закрытые лодки, лучше одиночные, остальное как при сложности WW II, рекомендована защитная одежда (гидрокостюм), средства первой помощи и умение с ними обращаться.

крайне сложная

большие и ярковыраженные пороги с высокими волнами, валы, «бочки» и «сифоны», навалы воды на препятствия, сильно заблокированное корыто реки, узкие проходы со сливами и быстротоками, менее просматриваемые, но предсказуемые. Могут встречаться огромные волны и валы, которые невозможно обойти. Предварительный просмотр трассы всегда обязателен при первом сплаве, рекомендован и при последующих. Риск от среднего до высокого, возникновение сложностей при самопомощи. Помощь друзей необходима, к тому же требует определенного опыта.

Комплексное знание техники и тактики сплава на тяжелой воде, отличная натренированность и опыт. Трасса требует быстрых маневров, усложняющихся напряженностью условий сплава. Иногда требуется пристать в улове и продумать дальнейшие действия. Пороги могут быть на верхней границе риска. Знание эскимосского переворота является необходимостью.

Все как для сложности WW III, практический опыт в спасательных мероприятиях и использовании средств первой помощи, психическая устойчивость.

экстремально сложная

большие волны и валы, высокие водопадные сливы, большая скорость течения, экстремальное, непросматриваемое блокирование русла. Высокий риск для водника. Пороги следуют один за другим, уловы встречаются редко, желательно предварительно о них знать. Предварительный просмотр трассы жизненно необходим, и при том, что бывает зачастую труднодоступен. Сплав на верхней границе риска, присутствует угроза жизни, спасательные мероприятия сложны и не без проблем.

Молниеносные реакции в тяжелых условиях, сплав только в группах профессионалов, имеющих огромный опыт и практику. Обязательность знания эскимосского переворота. Стопроцентное оснащение средствами спасения и первой помощи, знание спасательных мероприятий на практике.

Оснащение как при сложности WW IV, участие в сплаве экспертной группы, высокие требования к физическому и психическому состоянию.

официальная верхняя граница сложности

многократное усиление сложности водной трассы и препятствий, сплав возможен только при определенном водном состоянии и идеальных условиях, включая специальную подготовку к мероприятию

такое же как и у сложности WW IV

такое же как и у сложности WW V

Участки на верхней или нижней границе каждой категории обозначаются знаками "+" или "-" соответственно.

И в завершение этого раздела еще раз хотим Вам напомнить - будьте бдительны в отношении актуального состояния воды, а также состояния самих сплавляющихся. Настрой водников может субъективно влиять на восприятие сложности потока. И опытный эксперт, не будучи в форме, может иметь проблемы на потоке третьей категории.

Сплав по реке всегда предполагает преодоление препятствий. Типы всех этих препятствий классифицированы и описаны, но из-за наличия множества специальных терминов часто бывает сложно понять, что же на самом деле они из себя представляют.

В этой статье простым языком описываются категории сложности водных препятствий и даётся представление о том, чего ожидать при неудачном их преодолении.

Категория 1

К таким препятствиям относятся:

  • стремнины (участки с быстрым течением);
  • небольшие валы;
  • перекаты (мелководные участки).

Препятствия первой категории могут преодолевать туристы без опыта. Если при их преодолении оказаться за бортом, до берега будет легко доплыть. Снаряжение обычно в такой ситуации не страдает, лодку же может немного поцарапать.

Категория 2

Сравнительно простые препятствия. Проходить препятствия этой категории можно без разведки – линия движения видна с воды, скорость течения и уклон небольшие.

Если вы выпали из лодки, быстрее собирайте вещи и выбирайтесь на берег. Вёсла и какие-то вещи при этом могут потеряться, искать их придётся ниже по течению. Лодка может получить повреждения от подводных камней.

Категория 3

Препятствия данной категории считаются сложными. Завалы, препятствующие движению, камни, мелководные участки с быстрым течением (шиверы) – всё это бывает трудно обойти без потерь. Если вы оказались за бортом, с некоторыми личными вещами, возможно, придётся навсегда распрощаться – их унесёт поток.

На лодке после неудачного прохождения таких препятствий можно обнаружить вмятины.

Категория 4

Линия движения не видна с воды, поэтому перед прохождением препятствия желательно проводить разведку. Для препятствий этой категории характерно наличие бочек (пенных ям с хаотичным движением воды), валов и камней, но после них следует протяжённый спокойный участок. Для преодоления препятствий 4 категории желательно использовать страховку, а ещё безопаснее будет обойти их по берегу.

Оказавшись за бортом, выбраться на сушу бывает довольно сложно, а иногда лучше вообще не пытаться этого делать. Вещи смывает течением, и даже лодка может оказаться застрявшей в центре порога.

Категория 5

Такие препятствия считаются трудными: они могут представлять собой крупные бочки и валы или трудные для прохождения шиверу или порог, при этом препятствия следуют друг за другом. Проводить разведку и использовать страховку обязательно.

При неудачном прохождении большая часть снаряжения безвозвратно утрачивается, лодка будет требовать ремонта, а оказавшийся за бортом человек может получить серьёзные травмы, такие как переломы, переохлаждение или сотрясение мозга.

Категория 6

Очень сложное и опасное препятствие. Представляет собой набор препятствий, переходящих одно в другое, при этом использование страховки затруднительно или невозможно. Препятствия этой категории рискуют проходить немногие.

Обозначение "у" - "усложненный" - маршрут имеет элементы следующей категории сложности

Маршрут: Р.Бия. Т/б "Артыбаш"-р.Бия-оз.Курево - гор. Бийск.
Определяющие препятствия на реке Порог Слив (2 к.с.), порог Юрток (2 к.с.), порог Кабыревский (2 к.с.), порог Пыжинский (2 к.с.)

Маршрут: Р.Ануй. С.Черный Ануй- р.Ануй - с. Усть-Ануй

Маршрут: Р.Чарыш. С.Усть -Кан - р.Чарыш - с. Краснощековоили Белоглазово

Маршрут: Р.Мрас-Су.Пос.Мрас-Су- р.Мрас - Судо устья.
Определяющие препятствия на реке Каскад Хомутовский (2-3 к.с.), шивера Подпорожная (2-3 к.с.), порог Водопадный (2-3 к.с.)

Маршрут: Р.Томь от истоков до г. Междуреченск

Маршрут: Р.Катунь из под порога Манжерок до моста в курорт Белокуриха
Определяющие препятствия на реке порог Рыбалка (2 к.с.)

Маршрут: Р.Мундыбаш (весной) от Верхнего моста тракта на Таштагол до р.Кондома.

Маршрут: Р.Абакан. Оз.Телецкое - переход на р.Абакан - р.Абакан - гор. Абаза
Определяющие препятствия на реке Бол.Абакан порог Карбонак (2-3 к.с.), порог М. Карбонак (2-3 к.с.), на реке Абакан порог Кучеп (2-3 к.с.)

Маршруты 3 категории сложности

Маршрут: Р.Уба. Пос.Поперечное - р.Уба - пос. Верхубенка
Определяющие препятствия на реке Порог Сучья Дыра (3 к.с.), Порог Большой Убинский (3у-4 к.с.)

Маршрут: Р.Песчаная. с. Ильинка - р. Песчаная - с. Солонешное
Определяющие препятствия на реке порог Челюсти (3-5 к.с.), порог.Перв.Розовый Бом (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Катунь (Нижняя). Устье р. Бийка - порог Манжерок
Определяющие препятствия на реке Порог Чебурах (3-4 к.с.), Порог Еландинский (3-4 к.с.), Порог Чепош (2-5 к.с.), Порог Манжерокский (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Сема - р.Катунь. с.Черга - р.Сема - р.Катунь - с.Сростки.
Определяющие препятствия на реке порог Манжерокский (3-5 к.с.)

Маршрут: Р.Бельсу от истоков до г.Междуреченск (в высокую воду до 4 к.с.)

Маршрут: Казыр (Шорский) переход вдоль р.Казыр, сплав по р.Казыр.

Маршруты 4 категории сложности

Маршрут: Сплав от устья р.Верхний Курган до пос.Чемал

Маршрут: Р.Кокса - р. Катунь. Пос.Усть-Кокса -р.Кокса - р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке порог Щеки (4 к.с.), (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Черная Уба. Гор. Лениногорск - верховья. р. Черная Уба - р. Черная Уба - р. Уба- ст. Шемонаиха
Определяющие препятствия на реке Черная Уба порог Коварный (4 к.с.), на реке Уба порог Сучья Дыра (3 к.с.), Порог Большой Убинский (3у-4 к.с.)

Маршрут: с. Онгудай - р.Урсул - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Урсул порог Замок (4-5 к.с.) на реке Катунь пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Чуя - р.Катунь. Пос.Чибит - р.Чуя - р.Катунь - пос.Иня. (маршрут 4 категории сложности с элементами 5 к.с.)
Определяющие препятствия на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Кумир - р.Чарыш - р.Коргон- р.Чарыш. Пос.Усть-Кумир - переход в верховья р.Кумир - сплав по р.Кумир (с обносом порог Большой) - р. Чарыш - переход к слиянию Горелого и Прямого Коргонов - сплав по р. Коргон - р. Чарыш - с.Чарышское
Определяющие препятствия на реке Кумир порог Красноярка (4 к.с.), порог Девий плес (4-5 к.с.), на реке Коргон порог Спартак (4-5 к.с.), порог Сюрприз (4 к.с.), порог Абзац (4 к.с.)

Маршруты 5 категории сложности

Маршрут: Р.Чаган-Узун - р Чуя- р.Катунь. Пос. Бельтир - Чаган-Узун - р.Чуя (с обносом Мажойского каскада) - р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Чаган-Узун (4-5 к.с.), на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Маршрут: Р. Мал. Сумульта- р. Бол. Сумульта - р.Катунь. Пос.Эдиган - переход к стрелке р. Тюрдем и р. Сайгонош - сплав по р. Мал. Сумульта - р. Бол. Сумульта - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Малая Сумульта Порог Веера (4у-5 к.с.), Кутурчакский каскад (5 к.с.) на реке Большая Сумульта Каскад Шумы (5-6 к.с.), Порог Кульбит (5 к.с.), Порог Трек (5 к.с.), Порог Затычка (5 к.с.), на реке Катунь пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Нижний Кураган - р.Катунь. Пос. Катанда - переход в верховья р.Нижний Кураган - сплав по р.Нижний Кураган - р.Катунь - пос Чемал. (5у к.с., 5 к.с.при сплаве от р.Осиновка)
Определяющие препятствия на реке Нижний Кураган Нулевой каньон (5-6 к.с.), 2-й каньон (6 к.с.), порог Каскадер (4у-5 к.с.), Каскад порогов Прорыв (5-5у к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Кучерла - р.Катунь. Пос.Тюнгур - вверх по р. Кучерла - сплав по р.Кучерла - р. Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Кучерла Кучерлинский прорыв (6 к.с.), Каньон Высоцкого (6 к.с.), 3-й каньон (5у-6 к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р.Озерная (р.Мульта) - р Катунь. Пос. Усть-Кокса - с.Мульта - переход к Мультинским озерам - р.Мульта (или переход на оз.Тайменье - р Озерная) - р.Катунь до пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Мульта (5-6 к.с.), на реке Озерная (5-6 к.с.), на реке Катунь (4-5к.с.), порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р. Шавла - р. Аргут- р. Катунь. Пос.Чибит - переход в верховья р. Шавла - р. Шавла - р. Аргут - р.Катунь - пос. Чемал
Определяющие препятствия на реке Шавла порог Мономах (5 к.с.), порог Уйгур (6 к.с.), порог Тушкем (5 к.с.), порог Кечу (5 к.с.), порог Неустроева (5-5у к.с.), на реке Аргут порог Атланты (5 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.), пороги (4 к.с.) и (4 к.с.)

Маршрут: Р. Онгураш - р. Шавла -р. Чулышман. Пос. Бай-Тал- пер. Сайгоныш - р.Онгураш - р. Шавла - р. Чулышман (с обносом порог Каша) - оз.Телецкое
Определяющие препятствия на реке Онгураш порог ОТК (4у-5 к.с.), на реке Шавла порог Сюрприз (4у-5 к.с.), порог Ребро (4у-5 к.с.), порог Веер (4у-5 к.с.), на реке Чулышман порог Туданский (5 к.с.), порог Коварный (5 к.с.)

Маршрут: Р. Чульча - р Чулышман. Оз. Итыкуль - р. Чульча - р. Чулышман- оз.Телецкое (с нижним ущельем- 6 кс.).
Определяющие препятствия на реке Нижнее ущелье (6 к.с.)

Маршрут: Р. Курчум-р. Кальджир. Пос. Катон - Карагай - переход до устья р.Становая- сплав по р. Курчум до устья р.Сорная переход в верховья р. Кальджир - сплав по р. Кальджир- пос. Черняевка
Определяющие препятствия на реке Курчум Порог-водопад (5у-6 к.с.), порог Опасный поворот (5 к.с.), порог Стена (5 к.с.), на реке Кальджир 1-е ущелье (6 к.с.), 2-е ущелье (5-5у к.с.), 3-е ущелье (5-5у к.с.)

Маршрут: Р. Башкаус - р. Бол.Сумульта. Сплав по р Башкаус от верховий до р. Тускуль (р. Джундук) - переход на р.Кызылтобрак - сплав по р. Кызылтобрак- р. Бол. Сумульта - р.Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), порог Колючий (5 к.с.), порог Новый (5 к.с.), на реке Бол.Сумульта: порог Сумультинский (4у-5 к.с.), Каскад Шумы (5-6 к.с.), Порог Кульбит (5 к.с.), Порог Трек (5 к.с.), Порог Затычка (5 к.с.)

Маршрут: Р. Башкаус - р. Чулышман. Пос. Акташ -р. Башкаус (выше устья р. Мукурачик) - сплав до п. Усть-Улаган - переезд на р.Чулышман (выше моста у пос. Язула) - сплав по р. Чулышман (с обносом порога Каша) - оз.Телецкое.
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), на реке Чулышман порог Кульминация (5 к.с.), порог Туданский (5 к.с.), порог Коварный (5-6 к.с.)

Маршрут: Р.Башкаус (Верхний)- Чуя (от с.Чибит)
Определяющие препятствия на реке Башкаус Камень преткновения (5 к.с.), порог Колючий (5 к.с.), порог Новый (5 к.с.), на реке Чуя порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.)

Маршрут: Р.Юнгур - р.Аргут- р.Катунь. Пос.Чибит - пер. Курунду- сплав по р. Юнгур - р. Аргут- р.Катунь - пос Иня. (маршрут 5 категории сложности с элементами 6 к.с.)
Определяющие препятствия на реке Юнгур Порог Здравствуй Чибит (5-5у к.с.), Порог Сарымбель (6 к.с.), Порог Переправа (6 к.с.), Порог Турклуб Поиск (5у-6 к.с.), Порог Двойной капкан (5-5у к.с.), Порог Белокаменный (5-5у к.с.), Порог Щель (5у-6 к.с.), на реке Аргут Порог Белый (5у-6 к.с.), Порог Раздельный (6 к.с.), Порог Атланты (5 к.с.)

Маршруты 6 категории сложности

Маршрут: Р.Чуя- р.Катунь С.Кокорю или Бугузанская Застава - р.Чуя - р. Катунь - пос.Иня.
Определяющие препятствия на реке Чуя порог (5у-6 к.с.), порог (6 к.с.), порог Сито (6 к.с.), порог Русские горки (5у-6 кс.), порог Недотрога (5-6 к.с.), порог Малыш (6 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.), порог (5 к.с.).

Маршрут: Р.Башкаус - р.Чулышман. Устье р.Мал.Кокури -р.Башкаус -р.Чулышман - оз.Телецкое.
Определяющие препятствия Нижний каньон: порог Баррикадный (5у-6 к.с.), порог Крутой (5у-6 к.с.), Мельница порог Ключевой (6 к.с.), порог Капкан (6 к.с.), порог Мясорубка (5-6 к.с.), порог Камикадзе (5у-6 к.с.), порог Семейный (5у-6 к.с.), порог Упрямый (5у-6 к.с.), порог Тесный (6 к.с.), порог Селевой (6 к.с.)

Маршрут: Р.Чулышман. Верховья р.Чулышман -оз.Телецкое
Определяющие препятствия на реке Чулышман: порог Чертов мост (6 к.с.), порог Оборотень (5у-6 к.с.), порог Бол.Глыбы (5у-6 к.с.), порог Три Вовы (6 к.с.), порог Затычка (6 к.с.), порог Винт (6 к.с.), порог Марьивановна (н/п - 6 к.с.), порог Каша (6 к.с.).

Маршрут: Р.Аргут-р.Катунь. Пос.Джезатор - р.Джезатор - р.Аргут (с обносом Карагемского прорыва) -р.Катунь - пос.Иня.
Определяющие препятствия на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный(6 к.с.).

Маршрут: Р.Карагем-р.Аргут- р.Катунь. Верховья р.Карагем- р.Карагем- р.Аргут - р. Катунь - пос.Чемал
Определяющие препятствия на реке Карагем порог Олимпийский (5-5у к.с.), порог Эридан(5-5у к.с.), порог Селевой (6 к.с.), порог Разбойник (5у-6 к.с.), порог Винт (5-6 к.с.), Чибитские пороги (5-5у к.с.), на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Маршрут: Р.Ак-Алаха -р.Аргут -р.Катунь. Верховья р.Ак-Алаха - сплав по р.Ак-Алаха - р.Аргут - р.Катунь -пос.Иня
Определяющие препятствия на реке Ак-Алаха Порог Лом (5 к.с.), порог Скат (5 к.с.), пор Туз (5 к.с.), порог Светлана (6 к.с.), порог Азартный (5 к.с.), на реке Аргут Порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), Вдп.Сапожникова (6 к.с.), пор Белый(5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.).

Маршрут: Р.Ак-Алаха -р.Кара-Алаха - р Аргут. Верховья р.Ак-Алаха - сплав по р.Ак-Алаха до устья р.Кара-Алаха - переход на р Кара-Алаха (выше 3 каньона) - р Кара-Алаха - рАк-Алаха - р.Аргут - р Катунь - пос.Иня
Определяющие препятствия на реке Ак-Алаха 3-ый каньон (5-6 к.с.), 4-ый каньон (5у-6 к.с.), порог Лом (5 к.с.), порог Скат (5 к.с.), пор Туз (5 к.с.), порог Светлана (6 к.с.), порог Азартный (5 к.с.), на реке Аргут порог Надолбы (6 к.с.), порог Труба Сапожникова порог (6 к.с.), водопад Сапожникова (6 к.с.), порог Белый (5у-6 к.с.), порог Раздельный (6 к.с.).

Маршрут: Р.Кадрин - р.Катунь. Пос.Акташ -переход в верховья р.Кадрин - сплав по р.Кадрин (с обносом водопада и порога Уфимский) р.Катунь - пос.Чемал.
Определяющие препятствия на реке Кадрин порог Завальный (6 к.с.), порог Динозавр (6 к.с.), порог Водопадный (6 к.с.), порог Караташ (6 к.с.), порог Плотовый (6 к.с.), порог Кадринские Ворота (6 к.с.), на реке Катунь порог (4 к.с.), порог (4-5 к.с.).

Прислать свой отчет о путешествии (информация)

Отчет о своем путешествии присылается в виде заархивированного файла (*.rar, *.zip, *.ace). Архив должен содержать текст с указанием автора; фотографии маршрута и их описание; время прохождения маршрута; привествуются карты с обозначенной ниткой маршрута. После обработки фотографий, отчет будет помещен с указанием авторства на сайте.

Водные процедуры закаляют тело и укрепляют дух, особенно если речь идет об экстремальном рафтинге. Этот оригинальный способ знакомства с водной стихией утолит жажду адреналина даже у самых отчаянных сорвиголов – высокая скорость, бушующие волны и опасности, которые поджидают за каждым поворотом.

Для поклонников экстремальных сплавов и просто любителей активного туризма мы подготовили подборку самых опасных речных маршрутов мира.

Река Франклин. Тасмания, Австралия

«У реки Франклин особая энергетика – в ее водах забываешь обо всех своих проблемах» – пишет Мартин, рафтер из Австралии. Франклин – одна из самых полноводных и длинных рек «Зеленого континента». Страшно подумать, но каких-то 25 лет назад Франклин могли погубить. Местные власти хотели соорудить в ее водах плотину, но после длительной борьбы охранникам окружающей среды удалось это предотвратить.

Сейчас Франклин – популярное место среди любителей активного туризма. Согласно международной спортивной классификации, сплав по этой реке причисляется к высшей категории сложности. Река часто меняет русло, маршрут осложняют упавшие стволы деревьев. Кроме лесного мусора, подводных камней и речных порогов туристам придется преодолеть психологический фактор – сплав проходит вдали от цивилизации, и в случае катастрофы спасатели прибудут только через пару дней.






Как осуществить

Лучшее время для сплава – с октября по апрель. Туристические агентства Австралии предлагают рафтинговые программы длительностью 8 и 10 дней. Восьмидневный сплав будет стоить около 2500 долларов.

Франклин протекает по Национальному парку Франклин-Гордон-Уайльд-Риверс. Добраться туда можно из столицы штата Хобрата по трассе B62 в сторону Нью-Норфолка за 1 час.

Река Замбези. Замбия, ЮАР

«Кипящий котел», «Скрежет челюстей смерти», «Забвение», «Стиральная машина» – от одних названий речных порогов Замбези пробегает нервная дрожь. Река по праву считается одной из самых опасных для рафтинга: здесь встречаются препятствия пятой категории сложности (наивысшая категория – шестая) и высока вероятность получения травм.

Сплав начинается под водопадом Виктория и продолжается по шиверам – мелководным участкам реки с выступающими камнями и быстрым течением, которые резко сменяются сливами и бурлящими водопадами. Остроту путешествию добавят притаившиеся у берегов крокодилы и пересекающие реку слоны.






Как осуществить

Лучшее время для сплавов – с июля по декабрь. Сплавы бывают однодневные, четырехдневные и семидневные. Однодневный сплав по Замбези стоит около 180 долларов.

Сплав начинается от водопада Виктория. Ближайший город – Ливингстон, он расположен в 12 километрах от водопада. Добраться туда из столицы Замбии Лусаки можно по трассе T1 за 7 часов или на самолете.

Река Колорадо. Штат Аризона, США

Река Колорадо – лучшая иллюстрация к поговорке «Вода камень точит». Миллионы лет назад ее воды прорезали в толще горных пород один из глубочайших каньонов в мире – Гранд-Каньон. Сегодня Колорадо является основным источником воды для орошения земель и производства электроэнергии для всего Юго-Запада США, а также центром экстремального туризма. Ежегодно отсюда сплавляются более 22 тысяч человек – реку даже прозвали «дедушкой рафтинга».

Поначалу ничто не предвещает беды. Маршрут начинается с озера Пауэл – вокруг плещется форель, мирно рыбачат местные жители, вода прозрачная и спокойная. Туристы достигают изгиба, который за необычную форму прозвали «подковой», и река показывает свой истинный характер. Сплав превращается в водное родео с преодолением каменных завалов и более ста речных порогов, некоторые из которых достигают десяти метров в высоту.

Вода в реке холодная – температура едва достигает десяти градусов по Цельсию, поэтому кроме обычных травм, есть риск получить переохлаждение.



“Подкова”

Как осуществить

Лучшее время для сплавов – с апреля по октябрь. Обычно сплав длится один день и стоит 76 долларов.

Сплав начинается в Гранд-Каньоне. Добраться туда можно из столицы штата Финикса на самолете или по трассе I-17 N на машине. Из городов Уильямс и Флагстафф до Гранд-Каньона ходят рейсовые автобусы.

Река Футалеуфу. Лос-Лагос, Чили

Футалеуфу берет начало в талых водах Патагонского ледника. Из-за повышенного содержания минералов ее воды имеют необыкновенный ярко-бирюзовый оттенок. Удивительная красота реки привлекает путешественников со всех уголков планеты, а буйный характер – любителей экстремального рафтинга.

Река мчится со скоростью почти 20 километров в час. Оставаться на плаву – уже повод для гордости, но рафтерам предстоит сразиться с препятствиями в виде скрытых под бушующими волнами впадин и валунов и преодолеть пороги пятой категории сложности. Справиться с ними иногда не могут даже опытные спортсмены.

Тем, кто не может набраться смелости, следует поспешить – местные власти планируют построить на Футалеуфу гидроэлектростанцию. Из-за этого течение реки замедлится, и об экстремальных сплавах можно будет забыть.





Как осуществить

Лучшее время для сплавов – с декабря по март. Сплавы обычно длятся девять дней и стоят около 3500 долларов.

Доехать до Футалеуфу можно из городов Пуэрто-Монт и Сен-Карлос-де-Барилоче по трассе RN40 на машине или автобусе.

Река Алсек. Юкон, Канада

«По-настоящему суровый рафтинг может быть только на севере» – считают некоторые путешественники и отправляются в Канаду. Здесь много рек для экстремального сплава – Маккензи, Ферс, Наханни, но самой опасной считается Алсек.

Алсек протекает через непроходимую тундру. Река порадует любителей экстрима крутыми скалистыми обрывами, ледниками и плавающими айсбергами. Но это не единственные препятствия, которые ожидают путников. На безлюдных берегах Алсека обитают медведи-гризли, рыси и койоты, для которых туристы – непрошеные гости.

Самый сложный участок реки – каньон Тернбэк (Turnback Canyon). Из-за опасных порогов и каменистых шивер он считается несудоходным. Впервые Тернбэк пересек профессиональный рафтер Уолт Блэкадар (Walt Blackadar) в 1971 году. С тех пор только единицам удалось повторить его подвиг.







Как осуществить

Сплав длится шесть дней. Чтобы принять в нем участие, нужно получить пермит (разрешение на пребывание на территории парка) и заплатить административный взнос – 25 долларов. Лучшее время для рафтинга здесь – летние месяцы.

Сплав начинается от Национального парка Клуэйн. Парк находится в 180 километрах от столицы региона – Уайтхорс. Доехать можно по дороге Yukon 1W на машине или автобусе.

Река Апуримак. Апуримак, Перу

Каждый год в Перу приезжают почти три миллиона туристов со всего света, чтобы подняться на Мачу-Пикчу, насладиться видом озера Титикака и пофотографироваться с ламами. Но любителей активного отдыха традиционные достопримечательности не воодушевляют. Их пункт назначения – река Апуримак.

Условно Апуримак можно разделить на два участка: «опасный» со стремительным течением, каменистым руслом, многочисленными водопадами и «очень опасный» – Акобамба.

Акобамба – это 15 километров каменных завалов, водопадов, неожиданных впадин и поворотов. Русские рафтеры красочно описывают этот участок строчками из знаменитой песни – «здесь птицы не поют, деревья не растут».




Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – с мая по декабрь. Туристические компании организуют трехдневные, четырехдневные и шестидневные сплавы. Стоимость трехдневного сплава – около 600 долларов.

Для участия необходимо быть физически подготовленным и не иметь медицинских противопоказаний. В ином случае – организаторы не несут ответственность за последствия.

Сплав начинается с местечка Котабамбас. Проще всего добраться туда из города Куско на автобусе или машине по дороге 3S. Расстояние – 197 километров, проезд займет около пяти часов.

Река Ноче. Трентино, Италия

Провинция Трентино в Италии – рай для любителей водных видов спорта. В озерах Гарда и Кальдонаццо можно поплавать под парусом, для гребли на каноэ подойдут реки Адидже и Риенца, а для сплавов идеальный вариант – река Ноче. В 2010 году она даже стала местом проведения Чемпионата Европы по рафтингу.

Ноче предлагает сплавы как для новичков, так и для опытных рафтеров, которые не побоятся скалистых уступов, опасных речных порогов и бурного течения реки – на некоторых участках скорость достигает 10 километров в час. Самое интересное препятствие на пути – ущелье Мостизолло. Ущелье очень узкое, пройти его под силу только профессионалам.





Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – с мая по сентябрь.

Сплавы однодневные и стоят от 40 до 100 долларов в зависимости от уровня сложности маршрута.

Добраться до реки Ноче можно из столицы провинции Тренто. Нужно ехать по трассе SS42 в сторону Понте-ди-Леньо. Расстояние – 113 километров.

Река Пакуаре. Сан-Хосе, Коста-Рика

Сплав по Пакуаре – это отличная возможность насладиться красотами Коста-Рики. Русло реки проходит через густые джунгли и зеленые каньоны. Но бдительность терять нельзя: у реки очень своенравный характер.

Даже опытные рафтеры проходят маршрут за несколько дней – пусть река не очень крутая, но резких спусков и сложных порогов здесь достаточно. Осложняют маршрут тропические дожди, из-за которых образуются сильные водовороты и водопады – высота некоторых из них достигает трех метров.




Как осуществить

Сплавы длятся от одного до шести дней. Однодневный сплав стоит около 100 долларов.

До палаточного лагеря Пакуаре можно доехать из столицы Коста-Рики Сан-Хосе по дороге №10 на машине или автобусе.

Река Брахмапутра. Ассам, Индия

Брахмапутра берет свое начало в Тибете, но полную мощь набирает в Индии – при паводке в 2000 году вода в реке изменила русло и уничтожила береговые селения. Каждый год индийские исследователи предпринимают попытки полностью пройти реку, но покорить ее все еще не удалось. Однако это не мешает рафтерам совершать здесь экстремальные сплавы.

Протяженность сплава – 180 километров. Он начинается с речных порогов третьей категории сложности. Как только течение достигает ущелья Мармонг, маршрут резко усложняется. Путников ожидают крутые речные пороги с воронками и водоскатами, высота которых может достигать шести метров.

Сплав длится две недели. За это время рафтеры могут познакомиться с местной флорой и фауной во время привалов на берегу.





Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – март, ноябрь и декабрь. Продолжитльность сплава – 10-14 дней.

Маршрут начинается в городе Дибругарх. Туда проще всего добраться самолетом из столицы штата Ассам Диспура.

Река Катунь. Алтайский край, Россия

Если верить легендам, название реки происходит от имени прекрасной дочери своенравного хана Алтая. Однажды Катунь влюбилась в юношу Бия и сбежала с ним. Отец послал вдогонку самых сильных богатырей, но они не смогли вернуть беглянку – влюбленные бросились в реку Обь. Так образовались реки Катунь и Бия.

Сейчас Катунь – излюбленное место профессиональных рафтеров и просто любителей острых ощущений. Река отличается большим количеством препятствий – буквально на каждом километре поджидают водовороты, впадины или подводные камни. Осложняют маршрут крутые изгибы реки и стремительное течение. Зато температура воды вполне комфортная – около 20 градусов по Цельсию.





Как осуществить

Лучшее время для рафтинга – с мая по сентябрь. Сплавы длятся от пяти до девяти дней. Стоимость пятидневного сплава – от 21 тысячи рублей.

Ближайший город к реке Катунь – Бийск. Доехать можно по Чуйскому тракту за полтора часа.

Международный стандарт оценки рек с точки зрения сплава по реке (рафтинга):

Категория IV: очень сложные. Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва». Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. «Бочки» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.

Категория V: чрезвычайно сложные. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки могут представлять серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки.

Категория VI: верхний предел проходимости. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Их рискуют проходить немногие. Некоторые реки так и остались непокоренными. Сплав по таким рекам без сомнения является экстремальным видом спорта.

Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом - второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории. Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.

Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия:
1. Наличие препятствий
2. Возможность определить линию движения
3. Возможность определить последствия несоблюдения линии движения.

В отечественной практике принята другая классификация препятствий, несколько отличающаяся от международной. Объединяет их, пожалуй, только количество градаций.

Согласно «Единой всероссийской квалификации маршрутов», шесть отечественных категорий сложности обозначают:

1 к.с. (Л) - "Легкое" препятствие типа перекат, быстрина, невысокие валы доступно для прохождения туристам, не имеющим опыта водных походов. Не обязателен выбор линии движения и разведки.

2 к.с. (П) "Простые" препятствия типа вал, несложная шивера, порог, «прижим». Скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды, или с наплыва.

3 к.с. (СР) Препятствие "средней" трудности представляет собой порог со спокойным участком на выходе.. В русле видны отдельные камни, завалы. Линия движения определяется с наплыва.

4 к.с. (С) "Сложное" препятствие – это протяженная шивера или порог с большим количеством камней, бочками и валами. Также к нему относится каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. Желательна разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.

5 к.с. (Т) "Трудное" препятствие требует обязательной страховки и разведки, так как линия движения неочевидна и пройти протяженные пороги данного уровня технически непросто и может быть опасно.

6 к.с. (ТТ) "Очень трудное", опасное препятствие. На таком участке водника ждут опасный сложный каскад препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или даже невозможны. Проходится после тщательной разведки, со страховкой и преодолевается на пределе возможностей плавсредств.



Что еще почитать