Сколько сейчас стран в евросоюзе. Евросоюз: что это такое, как и для чего он образовался? Какие страны в него входят? Экономическая деятельность и ее основные принципы

Румыния является важной европейской странной. Она играет значительную роль в экономике, региональной политике, а также в культуре. Популярность ее у туристов постоянно растет, они открывают для себя новое направление. В то же время, пока что не все знают, входит ли Румыния в Евросоюз или нет, и в целом не очень хорошо осведомлены о ее жизни.

Информация о Европейском Союзе

Прежде всего, несколько слов о том, что же представляет собой эта международная организация. Итак, Европейский Союз – это региональное интеграционное объединение. Страны-частники действуют на основании ряда договоров и основополагающих актов, которые регулируют самые разные аспекты деятельности союза:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Экономика.
  • Образование.
  • Рынок труда, возможность работы на территории ЕС.
  • Сотрудничество по вопросам экологии.
  • Культурные программы.
  • Проблем беженцев и миграции.

В качестве органов власти действуют Европарламент и другие организации. Таким образом, страны-члены ЕС добровольно отказывается от части суверенитета в пользу общеевропейских властных институтов, которые являются наднациональными. Периодически во всех странах проходят выборы, задачей которых является формирование общих органов власти.

Государства-участники ЕС

Список стран-членов Евросоюза в годами меняется. Периодически в него входят следующие участники. На сегодня участниками являются:

Список государств-участников
Финляндия Швеция
Венгрия Испания
Литва Нидерланды
Бельгия Эстония
Чехия Польша
Словакия Болгария
Франция Германия
Словения Дания
Кипр Румыния
Австрия Мальта
Латвия Хорватия
Люксембург Ирландия
Португалия Греция
Италия

Внимание! Из состава ЕС скоро должна выйти Великобритания, жители которой проголосовали за такое решение на общенациональном референдуме.

Следует также различать Европейский Союз, с одной стороны, от Шенгенского соглашения и Еврозоны, с другой.

Так называемый «Шенген» – это соглашение о межграничном и визовом сотрудничестве, подписанное рядом стран Европы. Одним из важных плюсов является возможность свободного пересечения границ на всей территории Шенгена. Еврозона – это особый экономический союз, который предполагает валютную интеграцию стран-участников. На сегодня в его состав входит 19 стран, однако из список постепенно расширяется. Тем не менее, не все члены ЕС участвуют в Шенгенском соглашении или Европейской экономической Зоне. Примером может служить Польша: страна Евросоюза и часть «Шенгена», которая, тем не менее, не ввела у себя евро в качестве валюты для расчетов. Польской национальной денежной единицей является злотый.

На заметку! Помимо действительных участников, у Евросоюза есть и кандидаты на вступление: Сербия, Македония, Турция, Черногория.

Румыния в Евросоюзе

Поскольку страна подписала соответствующий договор и прошла процедуру вступления в ЕС, сегодня Румыния входит в это международное интеграционное объединение. Присоединилась она к нему одновременно с Болгарий, в январе 2007 года.

Тем не менее, она до сих пор не стала членом Шенгенского соглашения, а также не ввела евро в качестве валюты для расчетов. Это стало результатом того, что в Румынии есть значительные проблемы, как в сфере экономики, так и в вопросах борьбы с коррупцией, злоупотреблениями чиновников, и с высоким, по меркам более развитых стран Европы, уровнем преступности (например, Германии, Голландии, Швеции, Испании, Бельгии и т.д.). Присоединение к этим организациям постоянно откладывается, поскольку страна пока к этому не готова. В качестве национальной денежной единицы используется румынский Лей. Кстати, до определенного времени для румын была закрыта возможность работы в других государствах ЕС.

Национальная денежная единица – лей.

Что касается виз и пересечения границ, то хоть страна и не входит в Шенгенское соглашение, она признает шенгенские визы. Так что, если у вас в паспорте есть любая мультивиза из стран Шенгена, вы можете попасть в Румынию. Во всяком случае, по состоянию на начало 2018 года. Кроме того, вы можете открыть национальную румынскую визу.


(с 1 января ) Председатель
Совета Евросоюза Ян Фишер
(с 8 мая ) Площадь
- Общая 7-я в мире *
4 892 685 км² Население
- Всего ()
- Плотность 3-е в мире *
499.673.325
116,4 чел/км² ВВП (на базе PPP)
- Всего ()
- ВВП/чел 1-й в мире *
$ 17.08·10¹²
$ 39,900 Образован
Подписан
Вступил в силу Маастрихтский договор
7 февраля
1 ноября Валюты сообщества Часовой пояс UTC от 0 до +2
(от +1 до +3 в период Летнего времени)
(с заморскими департаментами Франции,
UTC от −4 до +4) Домен верхнего уровня Телефонные коды Каждый член Евросоюза имеет свой собственный телефонный код в зонах 3 и 4 Официальный сайт http://europa.eu/ * Если рассматривать как единое целое.

Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства , однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права , однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Особые и зависимые территории государств-членов ЕС

Территория ЕС на карте мира Европейский союз Внешние регионы Неевропейские государства и территории

Особые территории вне Европы, входящие в Европейский союз:

Также, согласно ст.182 Договора о функционировании Европейского союза (Treaty on the Functioning of the European Union ), страны-члены Евросоюза ассоциируют с Евросоюзом земли и территории вне Европы, которые поддерживают особые отношения с:

Францией -

Нидерландами -

Соединенным Королевством -

Требования к кандидатам для вступления в ЕС

Для вступления в Евросоюз, страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям . Копенга́генские крите́рии - критерии вступления стран в Европейский союз, которые были приняты в июне 1993 года на заседании Европейского Совета в Копенгагене и подтверждены в декабре 1995 года на заседании Европейского Совета в Мадриде . Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы , принципы свободы и уважения прав человека , а также принцип правового государства (ст. 6, ст. 49 Договора о Европейском союзе). Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика , и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

История

Логотип президентства Чехии в первой половине 2009 года

Идеи панъевропеизма, долгое время выдвигавшиеся мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой войны . В послевоенный период на континенте появился целый ряд организаций: Совет Европы , НАТО , Западноевропейский союз .

Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в : ФРГ , Бельгия , Нидерланды , Люксембург , Франция , Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC - European Coal and Steel Community ), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, в силу данный договор вступил с июля 1952 года .

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в учредили (ЕЭС, Общий рынок) (EEC - European Economic Community ) и (Евратом, Euratom - European Atomic Energy Community ). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС, так что в 1993 году оно было официально переименовано в Европейское сообщество (EC - European Community ).

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

История расширения ЕС

Год Страна Общее
количество
членов
25 марта 1957 Бельгия , Германия 1 , Италия , Люксембург , Нидерланды , Франция ² 6
1 января 1973 Великобритания *, Дания ³, Ирландия 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 , 12
1 января 1995 , Финляндия , Швеция 15
1 мая 2004 Венгрия , Кипр , Латвия , Литва , Мальта , Польша , Словакия , Словения , Эстония 25
1 января 2007 Болгария , Румыния 27

Примечания

² Включая заморские департаменты Гваделупа , Мартиника , Реюньон и Французская Гвиана . Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 года . Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с по 1983 год . Сен-Бартельми и Сен-Мартен , вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 года , вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора .

° В 1973 году Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединилось к ЕС вместе с Нормандскими островами , Островом Мэн и Гибралтаром

Норвегия

  • Первая опора «Европейские сообщества» объединяет в себе предшественниц ЕС: Европейское Сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Третья организация - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - прекратила своё существование в 2002 году в соответсвии с учреждавшим ее Парижским договором.
  • Вторая опора носит название «общая внешняя политика и политика безопасности» (ОВПБ).
  • Третья опора - «полицейское и судебное сотрудничество по уголовным делам».

С помощью «опор» в договорах разграничиваются сферы политики, относящиеся к компетенции ЕС. Кроме того, опоры дают наглядное представление о роли правительств государств-членов ЕС и институтов ЕС в процессе принятия решений. В рамках первой опоры роль институтов ЕС определяющая. Решения здесь принимаются «методом сообщества». К ведению Сообщества относятся вопросы, касающиеся, в частности, общего рынка, таможенного союза, единой валюты (при сохранении собственной валюты некоторыми из членов), общей сельскохозяйственной политики и общей рыболовной политики, некоторыми вопросами миграции и беженцев, а также политики сближения (cohesion policy). Во второй и третьей опорах роль институтов ЕС минимальна и решения принимаются государствами-членами ЕС. Этот метод принятия решений называется межправительственным. В результате Ниццкого договора (2001) некоторые вопросы миграции и беженцев, а также вопросы обеспечения гендерного равенства на рабочих местах были перенесены из второй в первую опору. Следовательно, по этим вопросам, роль институтов ЕС по отношению к государствам-членам ЕС усилилась.

На сегодня членство в Евросоюзе, Евросообществе и Евратоме единое, все государства, вступающие в Союз, становятся и членами Сообществ.

Палата аудиторов

Палата аудиторов (The Court of Auditors) создана в 1975 для аудиторской проверки бюджета ЕС и его учреждений. Состав. Палата состоит из представителей государств-членов (по одному от каждого государства-члена). Они назначаются Советом единогласным решением на шестилетний срок и полностью независимы в исполнении своих обязанностей.

  1. проверяет отчеты о доходах и расходах ЕС и всех его институтов и органов, имеющих доступ к фондам ЕС;
  2. следит за качеством управления финансами;
  3. после завершения каждого финансового года составляет доклад о своей работе, а также представляет Европарламенту и Совету заключения или замечания по отдельным вопросам;
  4. помогает Европарламенту контролировать исполнение бюджета ЕС.

Штаб-квартира - Люксембург.

Европейский Центробанк

Европейский центробанк был образован в 1998 г. из банков 11 стран ЕС, входящих в Еврозону (Германия, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Австрия, Португалия, Финляндия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Греция, которая ввела евро с 1 января 2001 года, стала двенадцатой страной зоны евро.

В соответствии со Ст. 8 Договора об учреждении Европейского Сообщества была основана Европейская Система Центральных Банков - наднациональный орган финансового регулирования, который объединяет Европейский центральный банк (ЕЦБ) и национальные центральные банки всех 27 стран членов Евросоюза . Управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ.

Европейский инвестиционный банк

Создан согласно Договору, на базе капитала, предоставленного странами-членами. ЕИБ наделен функциями коммерческого банка, функционирует на международных финансовых рынках, предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов.

Экономический и социальный комитет

(Economic and Social Committee) - консультативный орган ЕС. Образован в соответствии с Римским договором.

Состав. Состоит из 344 членов, называемых советниками.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию по вопросам социально-экономической политики ЕС. Представляет различные сферы экономики и социальные группы (работодателей, лиц наемного труда и свободных профессий, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания, а также представителей общественных организаций).

Члены Комитета назначаются Советом единогласным решением сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя сроком на 2 года. После приема в ЕС новых государств численность Комитета не будет превышать 350 человек (см. табл.2).

Место проведения заседаний. Комитет собирается 1 раз в месяц в Брюсселе.

Комитет регионов

(Committee of the Regions).

Комитет регионов является консультативным органом, обеспечивающим представительство региональных и местных администраций в работе ЕС. Комитет учрежден в соответствии с Маастрихтским договором и действует с марта 1994.

Состоит из 344 членов, представляющих региональные и местные органы, но полностью независимых в выполнении своих обязанностей. Количество членов от каждой страны такое же, как и в Экономическом и социальном комитете. Кандидатуры утверждаются Советом единогласным решением по предложениям государств-членов сроком на 4 года. Комитет выбирает из числа своих членов Председателя и других должностных лиц сроком на 2 года.

Функции. Консультирует Совет и Комиссию и дает заключения по всем вопросам, затрагивающим интересы регионов.

Место проведения сессий. Пленарные сессии проходят в Брюсселе 5 раз в год.

Институт Европейского омбудсмена

Институт Европейского омбудсмена занимается жалобами граждан относительно плохого управления какого-либо института или органа ЕС. Решения этого органа не носят обязательной силы, но имеют значительное общественное и политическое влияние.

15 специализированных агентств и органов

Европейский мониторинг центр по борьбе с расизмом и ксенофобией, Европол, Евроюст.

Право ЕС

Особенностью Евросоюза, отличающей его от других международных организаций, является наличие собственного права, которое непосредственно регулирует отношения не только государств-членов, но и их граждан и юридических лиц.

Право ЕС состоит из так называемого первичного, вторичного и третичного (решения Суда Европейских Сообществ). Первичное право - учредительные договоры ЕС; договоры, вносящие в них изменения (ревизионные договоры); договоры о вступлении новых государств-членов. Вторичное право - акты, издаваемые органами ЕС. Решения Суда ЕС и других судебных органов Союза широко используются в качестве прецедентного права.

Право ЕС обладает прямым действием на территории стран ЕС и приоритетом по отношению к национальному законодательству государств.

Право ЕС подразделяют на институционное право (нормы, регламентирующие порядок создания и функционирования институтов и органов ЕС) и материальное право (нормы, регулирующие процесс реализации целей ЕС и ЕСообществ). Материальное право ЕС, как и право отдельных стран, можно подразделить на отрасли: таможенное право ЕС, экологическое право ЕС, транспортное право ЕС, налоговое право ЕС и др. C учетом структуры ЕС («три опоры») право ЕС подразделяется также на право Европейских сообществ, Шенгенское право и др.

Языки Евросоюза

В европейских институтах официально равноправно используются 23 языка.

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 июня 2016 г. в Великобритании прошел общенациональный референдум, на который был вынесен вопрос: "Должно ли Соединенное Королевство остаться в составе Европейского союза или выйти из Европейского союза?". Победу одержали сторонники выхода из ЕС.

Как свидетельствуют окончательные результаты, опубликованные по итогам обработки бюллетеней со всех 382 избирательных участков, 52% британцев (17,41 млн человек) проголосовали за прекращение членства Соединенного Королевства в ЕС, 48% (16,14 млн человек) выступили за продолжение евроинтеграции.

Из 11 референдумов, состоявшихся в стране с 1973 г., лишь два были общенациональными: в 1975 г. по сохранению членства в ЕЭС (Европейское экономическое сообщество, один из предшественников современного Евросоюза) и в 2011 г. о реформировании избирательной системы. Остальные проходили на региональном уровне. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об отношениях Великобритании с Евросоюзом и условиях голосования.

Великобритания и Европейский союз

В 1950-х гг., когда закладывались основы объединенной Европы, британцы не поддержали идею европейской интеграции. Великобритания вступила в ЕЭС лишь в 1973 г. Однако уже на референдуме 1975 г. свыше 67% граждан одобрили сохранение членства в ЕЭС.

При этом внутри организации Соединенное Королевство стремилось сохранить максимальную независимость в экономических и политических вопросах. Страна не присоединилась к крупнейшим интеграционным проектам ЕС - к зоне евро (существует с 1999 г.) и к Шенгенским соглашениям, предусматривающим отмену визового контроля на общих границах (вступили в силу в 1995 г.). Кроме того, Великобритания не подписала Бюджетный пакт (вступил в силу в 2013 г.), направленный на проведение странами согласованной налоговой и бюджетной политики. Неоднократно возникали разногласия с партнерами. В частности, в сентябре 2015 г. в ходе экстренной встречи глав МВД ЕС, посвященной миграционному кризису в Европе, Великобритания заявила, что "не примет участия в системе ЕС по распределению мигрантов, а будет принимать беженцев напрямую из лагерей в Сирии".

С другой стороны, взнос Великобритания в ЕС является одним из крупнейших (в 2014 г. - 11,3 млрд евро). По этому показателю страна занимает четвертое место после ФРГ (25,8 млрд), Франции (19,6 млрд) и Италии (14,3 млрд).

Вопрос о референдуме

В 2011 г. в условиях кризиса в еврозоне инициативная группа британцев собрала более 100 тыс. подписей в пользу проведения референдума о выходе страны из Евросоюза. Однако парламент посчитал, что этот вопрос был поднят несвоевременно.

Соединенное королевство - это великая страна, обладающая полноценной политикой в сфере обороны, внешней политики. Если столь крупное государство покинет Евросоюз, это создаст крайне негативное впечатление о Европе

Лоран Фабиус

глава МИД Франции

В начале 2013 г. премьер-министр Дэвид Кэмерон предложил провести референдум в 2017 г., если на выборах 2015 г. возглавляемая им Консервативная партия одержит победу. Один из факторов, повлиявших на решение Кэмерона предложить референдум, был связан с опасением части консерваторов возможного оттока голосов в пользу Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP), которая придерживается жестких антиевропейских взглядов. После того как по итогам выборов в парламент, состоявшихся 7 мая 2015 г., консерваторы завоевали абсолютное большинство и сформировали однопартийное правительство, положение о референдуме было внесено на рассмотрение законодателей. 9 июня 2015 г. подавляющее большинство парламентариев высказалось за проведение голосования (544 человека - "за", 53 - "против"). К этому времени в обиходе прочно устоялся термин Brexit, обозначающий возможный выход Великобритании из сообщества (Brexit - аббревиатура слов british и exit).

Инициатива Лондона по реформированию ЕС

В ноябре 2015 г. Дэвид Кэмерон, полагающий, что Британии следует остаться в составе ЕС, но при условии реформирования организации, направил конкретные предложения руководству ЕС. Они охватывали четыре блока тем: экономика, конкурентоспособность, вопросы усиления суверенитета Великобритании и проблемы иммиграции. В числе требований Великобритании: уменьшение давления на бизнес со стороны ЕС; освобождение Великобритании от обязательства участвовать в процессе дальнейшего сближения стран-членов союза; усиление роли национальных парламентов.

Проект документа по реформированию ЕС, согласованный Лондоном и Брюсселем, был одобрен на саммите ЕС 18-19 февраля 2016 г. В частности, Великобритания впредь не будет обязана принимать участия в дальнейшей политической европейской интеграции. Также королевству было предоставлено право использовать собственные механизмы в области выплат социальных пособий мигрантам из стран ЕС (детали будут доработаны позже). После этого Кэмерон заявил, что будет рекомендовать британцам голосовать за сохранение членства в ЕС. При этом ряд британских СМИ обвинил премьера в том, что он пошел на большие уступки Брюсселю и принятое соглашение не отвечает британским интересам. 20 февраля правительство объявило дату голосования - 23 июня.

Сторонники и противники членства Великобритании в ЕС

15 апреля агитационные кампании начали такие объединения, как "Британия сильнее в Европе" (Britain Stronger in Europe; возглавляет один из самых известных бизнесменов страны Стюарт Роуз) и "Голосуй за выход" (Vote Leave; ключевые фигуры - министр юстиции Майкл Гоув и бывший мэр Лондона консерватор Борис Джонсон).

На сайте кампании "Британия сильнее в Европе" был приведен ряд статистических данных (из разных источников) в пользу сохранения членства в ЕС, в частности:

Великобритания тратит 5,7 млрд фунтов (7,2 млрд евро) год, чтобы быть членом единого рынка ЕС, и в результате этого британская экономика ежегодно получает 91 млрд фунтов (115 млрд евро);

Если страна покинет ЕС, траты каждой британской семьи увеличатся на 4,3 тыс. фунтов (5,4 тыс. евро) в год, так как вырастут цены на продукты питания, топливо и электроэнергию;

Сохранение членства повлечет создание к 2030 г. дополнительных 790 тыс. рабочих мест, в противном случае 950 тыс. человек останутся без работы.

В кампании "Голосуй за выход" практически не использовались экономические показатели. Сторонники выхода призывали британцев отдать деньги, которые тратятся на членство в ЕС, на нужды здравоохранения и образования, предупреждали об опасности роста количества мигрантов в стране.

По данным британской телерадиовещательной корпорации Би-би-си от 16 мая 2016 г., среди политиков правящей Консервативной партии членство в ЕС поддерживали 164 депутата палаты общин и 23 члена кабинета министров, 131 депутат и семь членов кабинета - против. В числе консерваторов, выступавших за Brexit, лидер палаты общин Крис Грейлинг и министр по делам Северной Ирландии Тереза Виллерс. Дэвид Кэмерон отказался от публичных споров с однопартийцами.

Подавляющее большинство депутатов-лейбористов считали, что Великобритания должна остаться в составе ЕС. Такого же мнения придерживались три бывших премьер-министра: лейбористы Тони Блэр (1997-2007) и Гордон Браун (2007-2010), а также консерватор Джон Мейджор (1990-1997). По данным кампании "Британия сильнее в Европе", эту точку зрения разделяли 89% членов британского бизнес-сообщества.

Основной политической силой, которая вела борьбу за выход из ЕС, являлась UKIP во главе с Найджелом Фаражем.

16 июня, после того как в г. Берстолл (Англия, графство Уэст-Йоркшир) была убита депутат парламента от Лейбористской партии Джо Кокс, обе кампании были приостановлены.

Условия референдума

Объединения "Британия сильнее в Европе" и "Голосуй за выход" получили на проведение кампаний по 600 тыс. фунтов стерлингов (свыше 766 тыс. евро) в виде государственного гранта. Кроме того, им была предоставлена бесплатная почтовая рассылка, эфирное время на телевидении, помещения для собраний. Также они имели право потратить по 7 млн фунтов (8,9 млн евро) пожертвований.

Для участия в референдуме нужна регистрация в списке избирателей. Этим правом обладают граждане Великобритании (включая живущих за рубежом), Ирландии (включая родившихся на территории Северной Ирландии и проживающих за пределами Великобритании) и стран Содружества старше 18 лет, проживающие на территории королевства и на британской заморской территории Гибралтар. Возможно голосование по доверенности. К началу референдума в списке было зарегистрировано свыше 45 млн избирателей, население Великобритании - 64,5 млн.

Порог явки на референдуме отсутствовал. Вопрос решался большинством голосов.

На референдуме победили сторонники выхода Великобритании из Евросоюза; они обошли оппонентов на 1,26 млн человек. Теперь предстоит процесс подписания документов о выходе из организации, который, по оценкам экспертов, может занять два-три года. Процедура выхода из Евросоюза закреплена в статье 50 Лиссабонского договора от 2007 г., однако до сих пор подобных прецедентов не было.

В 2018 году участились разговоры о выходе некоторых стран из Европейского Союза, что обусловлено политической ситуацией в мире. В этой статье мы разберём какие страны входят в Евросоюз на 2019 год.

На сегодняшний день в Евросоюз входят 28 стран.
Кроме крупных держав в списке есть и ряд автономных областей, которые подчинены более крупным государствам. Среди автономных территорий Аландские острова, Азорские острова и другие.

Какие страны входят в Евросоюз, список в 2019 году

Дата вступления в Евросоюз Страна Общее количество членов
25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция. 6
1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия. 9
1 января 1981 Греция 10
1 января 1986 Испания, Португалия 12
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция 15
1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония 25
1 января 2007 Болгария, Румыния 27
1 июля 2013 Хорватия 28

Карта Евросоюза со странами и столицами, границы ЕС

ВАЖНО: страны ЕС ведут политику таможенного союза. Внутри Союза действует система беспошлинной торговли, при этом количество курсирующего между странами товара не имеет значения, а значит, и не облагается налогом. Те державы, которым не посчастливилось войти в Союз, торгуют по единому таможенному тарифу.

Нужно отметить, что каждый сегмент ЕС сохраняет свою экономику и имеет все полномочия для независимого ведения экономической деятельности. НО обязательные денежные влияния в казну. Из вложений 28-ми государств складывается ВВП всего Союза.

Вступление в ЕС

Все нынешние члены Евросоюза прошли через определенные этапы, которые необходимо пройти для вступления в Союз. Так называемые копенгагенские критерии.

Какие требования к кандидатам на вступление

1. «Любое европейское государство может обратиться с заявкой с целью стать членом Союза».

СПРАВКА: Что значит «европейское государство» не совсем понятно. Несмотря на то что словосочетание используется в качестве термина, его чёткого определения до сих пор не дано. На практике «европейское» трактуется как государство, относящееся к Европе географически, а также культурно, исторически и политически близкое ценностям Союза.

2. Претендующая на членство страна обязана уважать ценности, которые лежат в основе Европейского Союза, разделять их и обеспечивать поддержание этих ценностей внутри своего государства.

ВАЖНО: Основные требования: «уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам».

Договор о Европейском Союзе включает и второстепенные требования к кандидатам на вступление. Они названы названы в ст. 49 «критерии соответствия»
Условия из ДЕС устанавливаются главами государств-членов Евросоюза.

Кандидаты на вступление в Евросоюз в 2019 году

Несколько стран представили свои кандидатуры на вступление в Европейский союз:

  • Республика Албания.
  • Черногория.
  • Республика Македония.
  • Республика Сербия.
  • Турецкая республика.

СПРАВКА: для Сербии и Черногории даже установлен ориентировочный срок вступления — 2025 -й год.

Также есть потенциальные кандидаты:

  • Босния и Герцеговина
  • Республики Косово

Они ещё не кандидаты. Есть принципиальная разница между правовым статусом страны-кандидата и страны — потенциального кандидата.

Какие страны первыми вошли в Евросоюз

В первый эшелон вошли всего 6 стран (все западноевропейские): Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Федеративная Республика Германия, Франция. Этот состав актуален на период 50-х — 60-х годов двадцатого века.

Уже в 1793-м произошло увеличение числа стран-союзниц. Так называемое расширение, которое закончилось присоединением Великобритании, Дании и Ирландии.

1981-й год стал датой подписания договора также с Грецией, а 1986-й с Испанией и Португалией.

СПРАВКА: Договор о Европейском Союзе подписали только в 1992 году (в силу он вступил 1 ноября 1993). Только с этого момента появился Евросоюз в том формате, в котором он существует по сей день. С 93-го года он живёт по правилам ДЕС и вступление производится по строго установленному регламенту.

Первыми странами входящими в ЕС по всем официальным порядкам и установленным этапам стали Австрия, Финляндия и Швеция.

Только в двадцать первом веке началось дальнейшее расширение союза (на Восток).
1 мая 2004 года ЕС принял Латвию, Литву, Эстонию, Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению и островные Кипр и Мальту.

В 2005 ом подписали договор, а в 2007-м стали членами ЕС восточноевропейские Болгария и Румыния.

Какая страна вступила последней в ЕС

Не так давно вошла в Европейский союз Хорватия. На данный момент это последняя страна, которая из статуса кандидата перешла в статус члена ЕС.

Хорваты подали заявление на вступление ещё в 2003-м году, на протяжении десяти лет они проходили процедуру вступления в союз. В 2004-м году Европейская комиссия одобрила инициативу, позволила Хорватии стать кандидатом.

Процесс затянулся из-за вмешательства Словении, официальные лица которой дали понять, что имеют ряд возражений по поводу вступления Хорватии в ЕС.
В 2009-ом году удалось урегулировать ситуацию при помощи международных представителей.

Подписание сопутствующих договоров состоялось в 2012-ом году, а в 2013-ом они вступили в силу, сделав Хорватию полноправным членов Евросоюза.

Страны Европы, не входящие в ЕС

  • Лихтенштейн
  • Монако
  • Швейцария
  • Россия
  • Беларусь
  • Молдавия
  • Украина
  • Норвегия
  • Андорра
  • Ватикан
  • Сан-Марино
  • Албания и Македония (не могут стать кандидатами на вступление, тк находятся в состоянии территориальных споров)
  • Азербайджан и Казахстан (частично находятся на европейской территории)
  • Косово (не может вступить в Союз, так как не все страны признают его независимым государством)
  • Приднестровье (не до конца решен вопрос о выходе из состава Молдавии)

СПРАВКА: Андорра, Монако, Сан-Марино и Ватикан являются партнёрами ЕС, активно сотрудничают со странами Союза, также официальная валюта этих государств — евро.

  • Чехия;
  • Швеция.
  • Европейский союз существует уже почти 90 лет, за это время его покинула только одна страна (Гренландия), которая в 1985 году выразила возмущение по поводу снижения квот на вылов рыбы.

    Какие государства входят в Евросоюз, какие в Шенген, а какие в зону евро? В Европе сложилась интересная ситуация: интеграция есть, но каждая страна пытается свой конструктор собрать по своему выбору. Поэтому колхозов здесь несколько. Наиболее продвинутый вариант, это когда государство является одновременно членом Европейского Союза, Шенгенского пространства и еврозоны.

    Надо немного прояснить, что дает государству вход в то или иное сообщество.

    Список стран ЕС сегодня довольно внушителен (таблица ниже). Сегодня Евросоюз (до июня 2011 года Западноевропейский союз) – это, проще говоря, подобие бывшего СССР. Оно и образовалось еще в далеком 1948 году в качестве противовеса СССР. Была и вторая веская причина: недопущение возрождения самостоятельной Германии после второй мировой войны. Вот и сейчас ФРГ отвели почетное право быть локомотивом экономики всея Евросоюза, чтобы не разбогатела, но это тема отдельного непростого разговора.

    Различий с Советским Союзом, конечно, еще очень много. Например, отсутствие единой валюты. Но и общего много: практически федеративное устройство на основе общего законодательства, есть общая касса, из которой можно зачерпнуть. Единый центральный банк (ЕЦБ) , единое таможенное пространство. Централизация в качестве командно-административного правлния - сверху спускаются лимиты на площади посевов сельскохозяйственных культур, например.

    Именно таким образом здесь пытаются повысить рентабельность сельхозпроизводителей. Результатом этой политики Чехия почти лишилась своих овощей, а взамен нарастила объемы выращивания рапса. А потом дотации на рапс, масло из которого взяли в моду добавлять в дизельное топливо, стали сокращаться. Теперь в Чехии и соседних странах майонез на подсолнечном масле, как раньше, не найдешь.

    Удачнее всего этим странам удалось выработать единую внешнюю политику. В этой области, пожалуй, разногласий меньше всего. Кого казнить, кого миловать в Брюсселе решается весьма дружно. Хотя, в последние годы этот механизм начал пробуксовывать. Экономический кризис остудил воинственность европейских правительств, а, точнее, сделал их менее решительными и дружными. Да и санкции против РФ принимались под стоны некоторых членов, для которых потеря восточных рынков грозит экономической деградацией.

    Исполнительными органами ЕС являются Европейская комиссия , возглавляемая председателем, и Европейский Совет , состоящий из глав государств-членов. Законодательство регулирует Европейский парламент, в свою очередь со своим председателем, и Совет Европейского союза.

    Смотрите, тут и ЦК КПСС, и Политбюро, и Верховный Совет, и съезды партии, и Генеральный секретарь, и председатель президиума! Правда, парламент организован на многопартийной основе.

    А вот Конституции у Евросоюза пока нет. Отчасти от сложности его политического устройства, не понятой сначала народами Нидерландов и Франции, а позже Ирландии и Чехии. В настоящее время членам союза удалось принять так называемый Лиссабонский договор. Этот документ призван упростить порядки и бюрократическое устройство организации и впоследствии принять единую Конституцию

    Фискальное устройство ЕС

    Таможенные границы между странами ЕС условны. Внутренние таможенные пункты как таковые упразднены, но таможни государств перешли на передвижной вариант службы. В Чехии на основных транзитных маршрутах очень часто можно наблюдать микроавтобусы таможенной службы, ведущих наблюдение за проходящим транспортом.

    Передвижение граждан Евросоюза внутри сообщества свободное, но рынки труда регулируются отдельными положениями, требующими, например, получения разрешения на трудоустройство.

    Все плательщики НДС (налога на добавленную стоимость) в государствах Евросоюза объединены в единую электронную базу данных. В Чехии чтобы узнать, является ли фирма или предприниматель плательщиком НДС, можно зайти посредством Интернета в электронный регистр плательщиков НДС Министерства финансов Чешской Республики. Информация открытая. Для ее получения достаточно ввести ИНН предпринимательского субъекта.

    Многое определяют для себя члены ЕС и самостоятельно, например, ставки налогов. Так ставки НДС в странах Евросоюза регулируются лишь в минимальном размере основной (базовой) ставке. Следствие, судопроизводство, кодексы могут значительно отличаться в разных государствах сообщества.

    Размеры отчислений с фонда оплаты труда вообще не регулируются в рамках союза. Поэтому социальные платежи, отчисления в фонды медицинского страхования ощутимо различаются по странам ЕС.

    Шенгенский союз – стран много, виза одна

    Часть европейских стран в свое время пожелало основать общность на основе Шенгенского соглашения об общей внешней границе. Что там говорить, очень удобная структура, которой граждане государств бывшего СССР, за исключением прибалтийских, могут только позавидовать. Сегодня несколько тысяч километров можно проехать по дорогам Европы, не встречая пограничников.

    Правда, передвижной контроль остается, он работает. Об этом нужно помнить тем иностранцам, которые получают в свои паспорта не шенгенскую визу, а, например, национальную визу типа «D». С такой визой выезжать за пределы государства можно только при наличии дополнительных виз тех государств, которые предназначены для поездки.

    Зона евро

    Чешская Республика входит в список ЕС и Шенген из этого триумвирата, но не входит в еврозону по той причине, что вводить евро в Чехии граждане у себя не желают. А после осени 2008 уже сильно не желают. Вот и соседняя Польша тоже в связи с экономическим кризисом резко затормозила свой нарядный поезд, как раз в тот момент бегущий к евро на всех парах. Как-то им сразу раз, и расхотелось.

    Чтобы моему читателю, а часто и мне при написании заметок, было удобно, пусть у нас под рукой будет эта таблица.

    Табица 1. Страны ЕС, Шенгенского пространства и зоны действия евровалюты на 2015 год

    Государство Евросоюз Еврозона Шенген НАТО
    1 Австрия + + +
    2 Бельгия + + + +
    3 Болгария + +
    4 Великобритания + +
    5 Венгрия + + +
    6 Германия + + + +
    7 Голландия + + + +
    8 Греция + + + +
    9 Дания + + +
    10 Ирландия + +
    11 Исландия + +
    12 Испания + + + +
    13 Италия + + + +
    14 Кипр + +
    15 Латвия + + + +
    16 Литва + + + +
    17 Лихтенштейн +
    18 Люксембург + + + +
    19 Мальта + + +
    20 Норвегия + +
    21 Польша + + +
    22 Португалия + + + +
    23 Румыния + +
    24 Словакия + + + +
    25 Словения + + + +
    26 Финляндия + + +
    27 Франция + + + +
    28 Хорватия +
    29 Чехия + + +
    30 Швейцария +
    31 Швеция + +
    32 Эстония + + + +
    www.сайт

    Третьи государства

    В чешских законах, регламентирующих иммиграцию в Чехию, часто применяется термин «граждане третьих государств» С табличкой, размещенной выше, теперь значительно проще разобраться, кто есть кто. Все государства, которых нет в табличке, - это в смысле Закона 326/1999 Sb. «О пребывании иностранцев на территории Чешской Республики» , как раз и называются третьими. Исключение в таблице - Лихтенштейн, он тоже "третий".

    Табица 2. История развития еврозоны

    Год вступления Государство
    1999 Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Португалия, Финляндия, Франция
    2001 Греция
    2007 Словения
    2008 Мальта, Кипр
    2009 Словакия
    2011 Эстония
    2014 Латвия
    2015 Литва
    Государства и территории, использующие евро самовольно Андорра, Ватикан, Монако, Косово, Сан-Марино, Черногория
    Соглашение об ассоциации с Европейским союзом

    Существует еще обширный список государств, не являющихся членом ЕС, с которыми у Евросоюза на двусторонней основе подписаны договора об ассоциации. Хрестоматийным примером этого вида взаимоотношений может служить Турция, которая очень хочет вступить в ЕС аж с 1963-го года, когда было подписано Соглашение об ассоциации между Турцией и Европейским союзом. В нем было выработано три этапа, выполнение которых позволило бы Турции вступить в ЕС.

    Каждый такой договор - это долгая, кропотливая работа сотен людей с разных сторон. Оно и немудрено, ЕС учреждался отнюдь не для благотворительной деятельности. В настоящее время руководители союза озабочены двумя вещами: куда деть свои товары, чтобы ослабить дефляцию, и как защитить свой рынок труда от наплыва новичков, а кризис только подстегивает решение этих проблем.

    Глядя на список государств, ассоциированных с Европейским союзом, понимаешь, что, если такую страну, как Турция, столько лет не берут в полноправные члены ЕС, то многим остальным это не светит еще десятки лет. В прошлом году турецкие политики, в частности премьер-министр Реджеп Эрдоган, высказались в том ключе, что, мол, все понятно, еще немного подождут, и ну его этот проект...

    Этим видом соглашений список не исчерпывается. Есть еще такие виды договорных отношений, как соглашение о таможенном союзе, о свободной торговле (обычное и расширенное), политика соседства.

    Табица 3. Ассоциированные члены Евросоюза
    Год соглашения Государство
    1963 Турция
    1998 Тунис
    2000 Израиль, Марокко, Мексика, ЮАР
    2002 Иордания
    2003 Чили
    2004 Египет
    2005 Алжир
    2006 Ливан
    2008 Босния и Герцеговина
    2009 Албания
    2010 Черногория
    2011 Сербия
    2013 Грузия, Канада, Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор)
    2014 Грузия, Молдова, Украина
    Евросоюз и общий рынок

    Cегодня Европейский союз – это некое либеральное федеративное образование, которое позволило объединить примерно 500 миллионов человек в единый рынок. Не смотря на то, что не все государства пожелали войти еще и в зону единой валюты, так или иначе они крепко привязаны к евро.

    Наличие такого огромного рынка потребителей дает возможность получить свою выгоду экономикам государств ЕС, особенно промышленно развитых, имеющих высокую долю технологичных товаров в промышленном производстве (ФРГ, Франция).

    В свое время СССР провел практически молниеносную индустриализацию, победил в тяжелой войне и потом еще долго пожинал лавры прошлого после провальных хрущевских реформ. Это произошло еще и потому, что Советский Союз за короткое время создал свой грандиозный общий рынок, который включал не только свои республики, но и страны Варшавского договора. Товарные потоки в пределах такой большой и многонаселенной территории были гигантские, а промышленность этих стран производила большую часть номенклатуры самостоятельно. В современной терминологии возврат к такой экономической модели называется импортозамещением.

    Рынки труда в пределах Евросоюза разделяются наподобие Варшавскому Договору. Но статистика говорит о том, что, в отличие от бывшего СССР, сейчас ведущие страны ЕС стремятся получить для себя максимум выгоды. Например, закрыть ряд производств в государствах новичках, сократить плантации до того распространенных у новичков сельскохозяйственных культур. Скупить действующие предприятия, банки, операторов связи, транспорт.

    Если Чехия или Польша смогли для себя выторговать преференции и сохранить индустрию и энергетику, то вступление в ЕС, например, Болгарии, прибалтийских и средиземноморских государств ослабило их экономики и подорвало рынки труда. Многочисленные потоки граждан этих государств устремляются заграницу в поисках работы, а в это время свои предприятия либо банкротятся, либо постепенно переходят в собственность граждан более состоятельных государств.

    Мне любопытно, насколько политики ЕС способны и дальше оценивать опыт советского прошлого, не обращая внимания на идеологическую подоплеку того государственного устройства? Пока им неплохо удается обывателя пугать советской коммунистической диктатурой, в это же время копируя в той или иной степени устройство развалившегося социалистического лагеря.



    Что еще почитать