Славянские узоры на ножах. Нож в славянских традициях и обрядах. Славянский засапожный нож

Нож,это символ и необходимость! Нож,был и остается одним из самых важных предметов,которые сопровождают человека на протяжении всей его истории.

Кузница Династия помнит и чтит традиции своих предков и старается выполнить славянский нож в лучших качествах того времени. В древней Руси нож считался оберегом и хранителем мужчины.

Нож был и остается одним из самых важных предметов, которые сопровождают человека на протяжении всей его истории. Сейчас мы иногда перестаем его замечать, потому что нож растворяется среди множества других, окружающих быт человека, вещей. Но в далеком прошлом нож часто был единственным предметом из металла, которым обладал человек. В Древней Руси нож являлся атрибутом любого свободного человека.

Ножичек висел на поясе у каждой женщины. Ребенок, в определенном возрасте, получал нож с которым никогда не расставался. Почему этому предмету предавалось такое значение?

Нож был не только повседневной функциональной вещью. У людей древности восприятие мира, происходило через призму магии. Поэтому магические функции ножа, в которые верили наши предки, были не менее важны. Он обладал многими волшебными свойствами, которыми делился со своим хозяином и его старались никогда не давать в чужие руки. На нем клялись. Им защищались от колдовства. Жених дарил его невесте при обручении. Когда человек умирал, нож уходил вместе с ним, его клали в могилу хозяина.
Это, конечно, несколько идеализированная картина. В реальной жизни ножи теряли и покупали новые, давали их взаймы, дарили, а отработавшие свое – сточенные почти до обуха ножи – просто выбрасывали. Нож был универсальным и самым распространенным инструментом. Подтверждением этому служит тот факт, что ножи часто являются самым массовыми находками при проведении раскопок. В Новгороде, на одном только Неревском раскопе, было найдено 1440 экземпляров ножей. При раскопках древнего Изъяслава, было найдено 1358 ножей. Цифры впечатляют, не правда ли?
Такое впечатление, что ножи просто пачками теряли. Но это конечно не так. Даже если принимать во внимание коррозию пролежавшего в земле сотни лет металла, все равно видно, что многие ножей выщерблены и обломаны, то есть утратили свои рабочие функции. Напрашивается вывод о не очень высоком качестве изделий древних кузнецов... На самом деле их качество было относительным – так же как и в наше время. Были качественные ножи, которые стоили дорого, а был копеечный ширпотреб. В первую категорию как раз и входили те ножи, которые на Руси носил на поясе любой свободный человек, независимо от его пола. Такие ножи были достаточно качественными и по современным меркам. Стоили они хороших денег. Вторую категорию составляли те ножи, чье качество было несравненно ниже китайской нержавейки на раскладках. Они действительно часто просто ломались. Когда такое случалось, их отдавали кузнецам на перековку. А чаще с досады швыряли “куда подальше, с глаз долой”.
Но мы не позволим себе неуважительных реплик в адрес древнерусских кузнецов. Их возможности и технический арсенал были весьма ограничены. Наш современник, даже очень высокого уровня кузнец, лишенный качественных сталей и инструментов для ее обработки, мало что сможет сделать в таких условиях. Поэтому отвесим древним кузнецам глубокий поклон – они лучшие, потому что были первыми!

Берестянник, дежник, карначик, квашенник, кинжал, кладенец, клепик, кляп, колодей, колотик, косарь, косичка, косник, косорь, косторезка, косяк, котач, кшенник, лопатка, мисарь, мусат, нож – бабий, нож-копейковый, нож-мужичий, нож-поварской, нож-тяпальньй, носатик, секреток, резак, чапель, чепелышка - 31 и это ещё не всё.
Нож использовали как во время приготовления пищи, так и для различных хозяйственных нужд: для щипания лучины, резки веников, в гончарном и сапожном ремесле, при изготовлении деревянных изделий...
Применение ножа за обеденным столом требовало соблюдения определённых правил. Нож для разрезания хлеба за обедом, в кругу семьи подавался только хозяину, когда все уже находились за столом; хозяин брал буханку хлеба и чертил над ней ножом крест, и лишь после этого разрезал ее и раздавал членам семьи.
Нож должен лежать лезвием к хлебу. Не разрешалось есть с ножа, чтобы не сделаться злым (здесь выражается связь с убийствами и кровопролитием, - режиссеры этот прием широко используют в кино).
Нельзя было оставлять нож на ночь на столе, - мог зарезать лукавый. Не следовало подавать кому-либо нож острием, - с этим человеком произойдёт ссора. Есть и другое объяснение, но это позже. Нож служил оберегом от нечистой силы, поэтому чужаку его не давали, особенно если знали, что человек плохой, т.к. нож наберёт его энергетику (вспомните о японцах и их трепетному отношению к своим мечам).
Нож широко использовали в обрядах, во время приворотов, в народной медицине и т.д. В родильной обрядности нож помещали под подушку роженицы, вместе с благовонными травами и тремя сплетёнными восковыми свечами, для зашиты от нечистой силы.
При появлении младенца, отец выковывал нож сам, либо заказывал кузнецу и этот нож сопровождал мальчика, юношу, мужчину всю жизнь.
Когда вносили ребёнка в дом, после имянаречения, нож наравне с углём, топором и ключами клали на порог дома, через который должны были переступить (наступить) родители вместе с ребенком, часто и самого ребенка прикладывали к предметам, лежащим на пороге.
Нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, складывали в колыбель ребёнка сразу после его рождения, что должно было восполнить «недостаточную твёрдость ребёнка» и не убирали до появления у него первых зубов.
Если ребенок долго не начинал ходить, к его голове привязывалась «куделя». Мать без веретена пряла длинную и толстую нитку, делала из неё «пута», которыми опутывала ноги стоящего ребёнка, брала нож и разрезала «пута» между стоп по полу. Обряд так и назывался: «разрезание пут» и должен был помочь ребёнку быстро научиться ходить.
При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика.
В мужских объединениях, партиях, артелях каждый был обязан носить с собой нож или кинжал, изготовляемый специально для боевого применения и более нигде не применяемый.


Применение и ношение ножа строго регламентировалось.
Известны три способа ношения :
1- на поясе,
2- в голенище сапога,
3- в кармане на груди.
Нас интересует положение «на поясе», т.к. считают его более древним.
Во время обряда нож зачастую демонстрировали, вывешивая на поясе, в то время как в будни его носили скрытно. Вывешивание ножа; (кинжала) на поясе было весьма функционально в военное время.

Повсеместно в Тверской области подчёркивают связь боевого ножа с понятием мужского достоинства, чести, мужества. Запрет на ношение ножа воспринимался как оскорбление мужского достоинства.
Атрибутом мужского начала нож (кинжал) предстаёт в малых фольклорных жанрах, причем образ конкретизируется сопоставлением с мужским органом: «Что у казака повыше колена, пониже пупка?» Ответ: «кинжал». По всей видимости, архаичному сознанию близка ассоциация поясного ножа - кинжала и мужского начала.
Весьма яркой иллюстрацией этого предположения являются скифские идолы 6-5 века до н.э.
У них у всех, при общей скупости обработки и минимальном наличии атрибутов (шейная гривна, рог-ритон), необычайно тщательно изображён нож (кинжал), расположенный на месте мужского детородного органа, как бы заменяя его качественно белее высоким образом мужского воинского начала, у некоторых из них не изображены даже черты лица, но нож обязателен, ибо он характеризует качество субъекта.
Весьма характерным обрядовым вызовом на бой, было втыкание ножа в землю (если обряд на улице и в матицу - если в избе). Было так: один из бойцов исполнял боевой танец под обрядовый наигрыш «на задор» с характерными припевками, приближался к тому, кого он желал видеть своим соперником и втыкал перед ним в землю свой нож, после чего тот выходил на обрядовый пляс, перерастающий в обрядовый бой.
Какое толкование предлагается этого ритуального действа? Со всей очевидностью встаёт перед нами оппозиция мужского и женского начала. Давно сложилось единодушное мнение учёных об обожествлении земли славянскими народами: мать - сыра земля, родная земля, родина, мать - земля русская.
Женское - рождающее начало земли воспринимается не столько в сексуальном плане, сколько в эпическом, глобальном, космическом, всеобщерождаюем.
Точно таким же - эпическим - мужским началом традиционно наделялся поясной нож (кинжал).
Обрядовое соитие этих двух эпических начал - это не ассоциация с половым актом или обрядом плодородия, мистерия переводит все обряды обычного плана в мир тонкий, возвышая оценочную характеристику любого действия, преломляя его в мир волшебный.
Поэтому сам боец, втыкающий нож, участвует в акте мистического соития начал лишь номинально, постольку - поскольку - это акт соития небесного мужского духа и земного - женского. «Небо - отец, земля - мать, а ты - трава, позволь себя рвать».
В результате этого соития, видим, должен родиться (преобразиться) сам боец или его соперник. Он входит в родство с Небесным Отцом и Земной Матерью и получает от них силу и поддержку для подвигов. Не случайно, попав в беду, богатыри просят у матушки сырой земли помощи и силы сразу «вдвое прибывает». Стоящий нож также сравнивают с эрегированным членом, т.к. в народной медицине эрекция является признаком выздоровления, мужской силы. Отсутствие - умиранием, утрачивание яри - жизненной энергии. Способность воткнуть нож и сохранить в воткнутом состоянии - значит сохранить статус волшебного воина, обеспечить право доступа к силе, исходящей от Земли - Матери и от Отца-Неба. (Обратите внимание на центр круга: обычай в общинах, артелях, у казаков, при обсуждении вопросов садились, образовывая крут, в центр которого втыкался нож: думаю сейчас понятно для чего?).
Наряду с отождествлением оружия со своим владельцем, традиция одухотворяет оружие и наделяет его, как бы собственной волей отстраненной от воли хозяина. Всем памятны с детства образы меча-саморуба, дубинки-самобоя, - чудесных помощников сказочных героев, которые по одному желанию хозяина начинают уничтожать врага и сами возвращаются, сделав дело. Постоянно подчеркивается отношение к оружию как к боевому товарищу: «Верный дружок - за сапожный ножок».


Нож - это не просто предмет быта или оружие, это целая философия, глубоко уходящая корнями в славянскую культуру, в традиции и обычаи наших Предков.

Проведенные археологические раскопки и научные работы историков, занимающихся изучением Древней Руси, свидетельствуют о широком применении древними русичами такого холодного оружия, как нож. Засапожный - это определение получил небольших размеров клинок, который крепился к сапогу воина и считался оружием скрытого ношения. Согласно другим источникам, он был незаменимым помощником древнерусских всадников при заправке стрел. Русский засапожный нож находили во многих захоронениях, что говорит о высокой эффективности и популярности этого оружия.

Славянский засапожный нож

Как носить клинок, придумали, приняв во внимание особенности традиционной в то время для всех славянских народов обуви - сапог. Эта обувь обеспечивала владельцу удобное и безопасное передвижение в степи или в лесу - защищала ноги от ударов ветками или укусов змей. Очень удобным было отсутствие шнурков, что давало возможность быстро обуваться. И самое главное - за голенище сапога очень удобно было спрятать нож. Со временем у славян стало традицией держать нож за голенищем сапога.

Как выглядел русский “засапожник”?

Конструкция холодного оружия позволяла наносить колющие в левую сторону противника - в область подреберья. Характерные особенности ножа:

  • Длина - 25 см.
  • Изогнутая форма узкого клинка позволяла при ударе достигать сердца.
  • Клинок имел приподнятое вверх острие.
  • Заточка - полуторная.
  • Традиционно рукоятка ножа обматывалась шнурком из кожи. Он предназначался для впитывания пота и крови. В боевых условиях это было необходимо, так как предотвращало скольжение ножа в руке.

  • Наличие темляка - специальной петли, сделанной из пенькового или кожаного шнурка. Темляк давал возможность быстро вынимать оружие из-за голенища сапога, предотвращал риск в ходе боя потерять нож. Засапожный клинок при наличии темляка можно было использовать различным хватом.

По своему строению лезвие напоминало бивни дикого кабана, который при нападении наносит удары снизу вверх, приподымая противника. По этому принципу поражающего действия и проектировался русский засапожный нож. Фото внизу представляет особенности конструкции традиционного холодного оружия.

Особенности ношения

Одним из преимуществ ношения ножа в сапоге считалась возможность его вовремя достать. Для этого клинок чаще всего располагался в правом голенище, а для левши - в левом. Крепился нож по-разному:

  • ножны пришивались к изнанке сапога;
  • ножны с клинком привязывались к ноге;
  • на голенище брюк приделывался специальный кармашек для ножен.

При этом соблюдались правила:

  • рукоять обязательно должна быть спрятана за голенищем сапога;
  • если присутствовал темляк, он мог быть виден;
  • торчать наружу голенища могла только незначительная часть навершия.

Засапожный нож в 1917 - 1945 годы

Начиная со времен революции и до конца второй мировой одним из атрибутов уголовного элемента был нож. Засапожный традиционный вариант ношения теперь применялся и к финкам, которые также было удобно держать за голенищем сапога. Такое расположение освобождало руки и скрывало холодное оружие от посторонних глаз. Нож при таком варианте ношения был для криминалитета идеальным средством защиты в различных безвыходных ситуациях.

В годы второй мировой советскими солдатами также широко использовался данный нож. Засапожный клинок к этому времени претерпел некоторые изменения:

  • длина составляла 250 мм;
  • толщина обуха - 7 мм;
  • клинок был четырехгранным, выпуклым и обоюдоострым.

Подобная форма позволяла наносить врагу смертельные ранения. Удары наносились промеж ребер, поражая противника на месте.

Современные “засапожники” еще более отличаются от традиционных моделей. Сейчас подобные ножи классифицируются как хозяйственные. Для них предусмотрена односторонняя заточка и толщина обуха, не превышающая 0,4 см. Согласно этим параметрам, засапожный нож не является холодным оружием, для приобретения которого необходимо соответствующее разрешение. Теперь “засапожник” при желании может приобрести каждый.

Нож засапожный казачий

Казак и оружие - понятия неразделимы. Нож как один из элементов экипировки считается неизменным спутником каждого воина.

Отличия казачьей модели “засапожника” от традиционного русского заключается в таких параметрах:

  • общая длина ножа казака больше на 2 см и составляет 29 см;
  • длина рукояти казачьего холодного оружия - 13 см;
  • длина лезвия - 16 см;
  • наличие на казачьем клинке клейма кузнеца-изготовителя;
  • деревянная рукоять оснащается плетенной кистью темляка;
  • для изготовления казачьих ножен используется бычья кожа.

“Воля и Вера”

Одним из очень эффектных образцов казачьих “засапожников” является нож “Воля и Вера”. Данное изделие изготавливается из дамасской стали. В нем присутствуют элементы золота и серебра. Для ножа характерно высокохудожественное оформление, что свидетельствует о таланте, мастерстве, упорстве и любви к ножу как к надежному помощнику.

Деревянная рукоятка изготавливается из дорогих пород. Ножны содержат специальную кожаную накладку, которая обеспечивает плавное вхождение клинка и его фиксацию, предотвращая разбалтывание. В навершии рукоятки расположена утопленная внутрь гайка, содержащая кольцо, к которому крепится плетенный кожаный шнур. На поверхности ножа имеется изображение русского растительного орнамента. Рядом в стиле церковно-славянского письма имеется надпись “Воля и Вера”. Качественная обработка металла и дерева вызывает восхищение. Этот засапожный казачий нож можно считать образцом декоративно-прикладного искусства.

Засапожный нож, изготовленный современными профессиональными мастерами, станет отличным подарком для охотника, туриста, рыболова или коллекционера.

Необычные национальные ножи характерны для небольших народов, живущих в каких-либо специфических природных условиях. Под это описание подходит как традиционный нож коренных народов севера улу, изготавливаемый из сланца, так и малайский паранг, идеальный при прорубании себе дороги в джунглях. Наши предки-славяне, населявшие средние широты, предпочитали иметь при себе многофункциональные ножи незамысловатой конструкции и средних размеров, которые можно было бы использовать и в качестве оружия и в качестве рабочего инструмента. Итак, какими же ножами располагали наши далекие (и не очень) предки и какими из них мы пользуемся сейчас?

Паренский нож

Название его соответствует месту происхождения – камчатскому поселку Парень. По конструкции паренский нож очень схож с изделиями, распространенными в Финляндии. В настоящее время под термином «паренский нож» подразумевают выкованный вручную нож с клинком из разнородного композитного материала – говорят, что паренскими ножами можно было даже снимать стружку с лезвий обычных столовых ножей. На сегодняшний день поселок Парень стал глухой деревней, а технология изготовления ножей считается утраченной – так что, те самые паренские ножи остались в людской памяти лишь в виде легенд. Изготавливаемые сейчас под этим названием ножи имеют мало общего с этими легендами.

«Вишня»

Он же нож разведчика образца 1943 года, он же НР-43. Нож «Вишня» пришел на замену армейскому ножу НР-40, продержавшемуся на вооружении в армиях СССР и стран Варшавского договора до 60-х годов. Почему же этот нож получил название «Вишня»? Дело в том, что на гарде ножа находится клеймо – буква «Р», довольно похожая на данную ягоду. «Вишня» до сих пор находится на вооружении российских силовых структур. Конечно, более поздних годов изготовления.

Нож разведчика

Хотя ко Второй мировой войне холодное оружие окончательно отошло на второй план, это не отменяло того факта, что солдату необходимо иметь в своем арсенале простой нож. Но как это ни странно звучит, до военных действий предпринятых Советским Союзом против Финляндии на вооружении Красной Армии не состояло какого-либо специального клинка. И лишь после окончания финской компании произошло знаменательное для советских солдат событие – появления ножа разведчика образца 1940 года.

Нож «засапожник»

Русский засапожный нож – как следует из названия, прятали за голенищем сапога. Удобный способ транспортировки, когда заняты руки и дополнительное средство защиты на случай опасной ситуации. Засапожник упоминается в печатной версии «Слова о полку Игореве», вышедшей в 19 веке.

Подсайдашный нож

Подсайдашным или подсаадачным ножом назывался боевой нож или кинжал с длинным и узким граненым клинком. Его название происходит от места ношения – под сайдаком (чехлом для лука), сбоку на поясе. Именно поэтому сложно точно сказать какой именно формы были эти ножи – у историков сложилось мнение, что подсайдашными называли все большие боевые ножи без разбора, если они носились на поясе под сайдаком.

Косарь

Косарь, иногда называемый еще «бабий топор» - большой хозяйственный нож с широким и толстым клинком. Его делали обычно из обломка косы (отсюда и название), а когда косы упорно не хотели ломаться – из любого подвернувшегося под руку металлолома. Косарь смело назвать русским аналогом мачете – этот огромный грубый нож успешно используется для обрубки ветвей со срубленных деревьев, расчистки покосов от поросли, рубки костей и даже для скобления пола в доме.

Богородский нож

Название этого инструмента для резьбы пришло от поселка Богородское – центра традиционной резьбы по дереву, чьим символом является всем известная игрушка – «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, которые по очереди колотят молотами по наковальне, стоит лишь потянуть за подвижную планку. Богородский нож имеет прямой короткий клинок. Успешно используется как для грубой, так и для тонкой резьбы. Часто изготавливается резчиками под себя, поэтому конструкция, форма рукояти и стоимость таких ножей может сильно разнится.

Охотничьи ножи Самсонова

Егор Самсонов был скромным тульским мастером – кустарем, однако изготовленными им ножи и кинжалы считались эталонными охотничьими ножами у русской аристократии и числились любимыми у императора Николая II. Над загадкой прочности так называемых «самсоновских ножей», выглядящих так лаконично и даже аскетично, после смерти мастера в 1930 году долго бились именитые металлурги, однако разгадку так и не нашли. Точное количество выпущенных мастерской ножей неизвестно, по некоторым данным – 3356 штук.

Финка

В России нож, пришедший к нам из Финляндии, долгое время считался исключительно оружием криминальных элементов и даже находился под запретом до 1996 года. Однако его истинное предназначение заключается совсем в другом. Финский нож – многофункционален, он прекрасно подходит для разделки мяса, чистки рыбы, незаменим в походе и для бытовых нужд. Для финки характерен короткий прямой клинок, скос обуха типа клип-пойнт или по-русски «щучка» и всадная рукоять.

Якутский нож

Без традиционного якутского ножа – быхаха, конструкция которого не менялась на протяжении многих веков, не обходится ни одна сфера хозяйственной деятельности народа саха. Его форма идеальна для долгой кропотливой работы, позволяя выполнять ее с минимальными затратами энергии. Профиль клинка асимметричен. Заточке подвергается чуть выпуклая левая (если держать рукоятью к себе) сторона клинка, в отличие от других ножей с несимметричным профилем, у которых, как правило, заточка производится на правой стороне. Этому есть логичное объяснение: выпуклость на клинке облегчает обработку древесины, упрощается резка мяса и рыбы (в том числе мороженой), снятие шкур с животных.

История кузнечного дела у славян, реконструируемая по археологическим данным, уходит вглубь веков, возникая задолго до летописных времен. Чтобы не лезть в такие дебри, обратимся лучше к временам летописным и перенесемся в Древнюю Русь. Необычные национальные ножи более характерны для небольших народов, живущих в каких-либо специфических природных условиях. Таков, например, традиционный многофункциональный эскимосский нож улу, изначально изготавливавшийся из камня (обычно из сланца) или большой малайский нож паранг, необходимый для прорубания себе дороги в джунглях. Наши же славянские предки, жившие в средних широтах, предпочитали иметь под рукой многофункциональные ножи простой конструкции и средних размеров.


Ножи новгородских мастеров

Если вспомнить основные исторические события, происходившие на рубеже X-XIII веков, не приходится удивляться, что расцвет ремесел (в том числе кузнечного дела) связан прежде всего с северными землями Руси. С освоением пашенного земледелия, пришедшего на смену огневому, или подсечному земледелию, резко возрастает значение кузнечного ремесла.
Здесь уместно вспомнить, как производилась в те далекие времена ковка железа и все предшествующие этому операции. Процесс превращения бурой массы болотного железа в ножи, топоры и мечи овеян мифами и легендами от первого и до последнего шага. Найти скопление железных руд было непросто. Сначала вбивали кол в болотную зыбь и по специфическому звуку определяли свою удачу. Приставшую к колу массу пробовали на язык. Наличие кисловатого привкуса подтверждало находку. Содрав мох, снимали рудоносный слой и загружали его в заплечные корзины, чтобы перенести на сухое место. Потом массу, сочащуюся ржавой жидкостью, сушили, дробили, просеивали, обогащали и загружали в домницу с древесным углем. Так получали крицу. Кузнец многократно проковывал железо, выжимая из него шлаки и уплотняя его внутреннюю структуру. Путем насыщения кричного железа углеродом его превращали в сталь.

Изучение кованых изделий из новгородских раскопов позволяет сделать вывод о высоком технологическом уровне обработки металла. Существует гипотеза, согласно которой эти технологии были освоены новгородскими мастерами не без помощи скандинавов. Но это только гипотеза, а неоспоримым фактом остается то, что именно новгородская Русь стала крупнейшим центром обработки металла, влияние которого распространяется затем на все окрестные регионы, включая Волго-Камское междуречье.
Ведущей технологической схемой обработки клинков можно считать трехслойный пакет, когда сваривались три полосы металла - две (железные) по бокам и одна (стальная) в центре. При многократной заточке на острие всегда выходит более твердая сталь. Новгородские мастера умело применяли кузнечную сварку и термообработку (то есть закалку). В подавляющем большинстве сварочные швы тонкие и свободны от шлаковых включений. Для того чтобы качественно сварить железо и сталь с различным содержанием углерода, необходимо знание температурных режимов сварки. До сих пор сварка клинка, когда сталь проковывается в пакете, считается одной из сложных технологических операций.
Внешне ножи новгородских мастеров были просты и узнаваемы. Однако их форма отрабатывалась в течение длительного времени, что позволило создать практически универсальный инструмент для любых хозяйственных работ. Большинство найденных в Новгороде ножей имеют клинок длиной около 70-80 мм и шириной 18-25 мм, при этом толщина обуха составляет 3-4 мм. В поперечном сечении клинок имеет форму прямого клина (отсюда и происходит слово «клинок»). Обух клинка выдержан либо по прямой линии, либо приспущен к острию. Рукоять, как правило, изготовлена из дерева или кости, повсеместно применялось крепление рукояти внасад.

Древнерусский нож

Типичный древнерусский нож X-XI века выглядел примерно так. Длина клинков таких ножей составляла от 4 до 20 сантиметров. Рукоятка деревянная, несколько реже - костяная, очень редко - металлическая.

Древнерусский боевой нож того же периода отличался от обычного древнерусского ножа более длинным клинком, более длинной костяной рукояткой и такой заточкой клинка, которая по современной ножевой терминологии очень близка к «полуторной заточке». Такая заточка значительно увеличивает проникающую способность ножа.

Существует еще два типа боевых древнерусских ножей, заслуживающих упоминания:

Во-первых, засапожный нож (засапожник), упоминаемый в русских летописях с XII века. Это узкий и изогнутый нож, который древнерусские пешие воины и кавалеристы предположительно носили в сапоге как холодное оружие последнего шанса. Альтернативная версия заключается в том, что засапожные ножи крепились в ножнах на седле (позади сапога кавалериста).

Во-вторых, интерес представляет подсаадачный нож (подсайдашный нож), который русские воины носили под сайдаком (чехлами для лука и стрел), то есть на поясе сбоку. В исторических источниках эти ножи упоминаются с XVI века, но возможно данный термин был в ходу уже XV веке. С формой подсаадачных ножей дела обстоят неоднозначно. Наиболее убедительной выглядит версия, что так, по месту ношения, называли вообще большие боевые ножи, носимые на поясе. И, соответственно, подсаадачными ножами могли называть боевые ножи, как с изогнутыми, так и с прямыми клинками - все зависело от личных вкусов и финансовых возможностей владельца.

Косарь

Косарь, иногда называемый еще «бабий топор» - большой хозяйственный нож с широким и толстым клинком. Его делали обычно из обломка косы (отсюда и название), а когда косы упорно не хотели ломаться - из любого подвернувшегося под руку металлолома.

Косарь смело назвать русским аналогом мачете - этот огромный грубый нож успешно используется для обрубки ветвей со срубленных деревьев, расчистки покосов от поросли, рубки костей и даже для скобления пола в доме.

Охотничий «Медвежий нож Самсонова» (конец XIX века)

Автором дизайна «медвежьего ножа Самсонова» является известный охотник-медвежатник (проживал в С.-Петербурге) Андриевский Михаил Владимирович (1849-1903 гг.), егермейстер Высочайшего двора (великого князя Николая Николаевича младшего). В 1894 г. в журнале «Природа и охота» он опубликовал статью «По поводу вновь изобретенной механической рогатины», в которой подробно описал историю создания медвежьего» ножа: «Самым удобным ножом я считаю нож американской системы с небольшими, сделанными лично мною, изменениями в форме. Этот нож имеет обоюдоострый клинок, который заострен к концу. С выямками по бокам, шесть вершков длины (26,7 см), один вершок ширины (4,45 см) и восемь миллиметров толщины. Лезвие ножа отделяется от рукояти стальной перекладиной, рукоятка изготовлена из крепкопородного дерева держится но клинке широким винтом. Носится этот нож на черном поясном ремне в деревянных, обтянутых черной кожей ножнах, концы которых обделаны вороненой сталью. Размеры ножа и его баланс рассчитан так, что он удобно держится в руке и им отлично можно рубить, резать, колоть и вспарывать брюхо натиском кверху или книзу. Первый такой нож отлично изготовил мне тульский мастер Егор Самсонов, а затем такие ножи стали делать на Златоустовском казенном заводе». В дневнике за апрель 1887 г. имеется запись о ноже, послужившем Андреевскому за образец: «Всегда ношу с собой охотничий американский нож, которым можно и рубить, и колоть, им соорудили плот».

Свои ножи Егор Самсонов изготовлял из «английских каретных рессор» — такой же стали. Известно описание технологического процесса изготовления этой стали. «Рессорная сталь расскалялась в кузнечном горне где горел дубовый или березовый уголь. Воздух нагнетался ручными мехами. После этого раскаленные листы правились на наковальне. Затем из них слесарным способом изготавливались клинки, все делалось в ручную. После этого клинки подвергались ряду процессов: цементации, регенерации, затем закалке и отпуску и наконец старению. В канавку, проделанную в угле горна, выкладывались заготовки клинков. Сверху и снизу они засыпались катализатором и древесным углем. Это нагревалось до 900-925 градусов по Цельсию и выдерживалось в таком жаре в течение 4-5 часов. Такое время обусловлено расчетом, что углерод за 1 час проникает на 0.1 мм в сталь. Затем загтовки охлаждались, и снова нагревались, но уже без присутствия катализатора. Этот процесс занимал 3 часа, и производился он для равномерного распределения углерода по стали. После трех часов заготовки погружались в масло. Наполовину остывшие в масле заготовки держались на воздухе до охлаждения в 300-325 градусов (синего цвета стали), после чего их окончательно охлаждали в масле. Как только заготовка полностью охлаждалась, ее нагревали до 175-150 градусов и снова давали остыть в масле. Такой процесс длился на протяжении 12 часов. После чего заготовки вытирались насухо, и уже проходили окончательную заточку.

Паренский нож

Название его соответствует месту происхождения - камчатскому поселку Парень. По конструкции паренский нож очень схож с изделиями, распространенными в Финляндии. В настоящее время под термином «паренский нож» подразумевают выкованный вручную нож с клинком из разнородного композитного материала - говорят, что паренскими ножами можно было даже снимать стружку с лезвий обычных столовых ножей.

На сегодняшний день поселок Парень стал глухой деревней, а технология изготовления ножей считается утраченной - так что, те самые паренские ножи остались в людской памяти лишь в виде легенд. Изготавливаемые сейчас под этим названием ножи имеют мало общего с этими легендами.

Богородский нож

Название этого инструмента для резьбы пришло от поселка Богородское - центра традиционной резьбы по дереву, чьим символом является всем известная игрушка - «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, которые по очереди колотят молотами по наковальне, стоит лишь потянуть за подвижную планку.

Богородский нож имеет прямой короткий клинок. Успешно используется как для грубой, так и для тонкой резьбы. Часто изготавливается резчиками под себя, поэтому конструкция, форма рукояти и стоимость таких ножей может сильно разнится.

Якутский нож

Без традиционного якутского ножа - быхаха, конструкция которого не менялась на протяжении многих веков, не обходится ни одна сфера хозяйственной деятельности народа саха. Его форма идеальна для долгой кропотливой работы, позволяя выполнять ее с минимальными затратами энергии. Профиль клинка асимметричен.

Заточке подвергается чуть выпуклая левая (если держать рукоятью к себе) сторона клинка, в отличие от других ножей с несимметричным профилем, у которых, как правило, заточка производится на правой стороне. Этому есть логичное объяснение: выпуклость на клинке облегчает обработку древесины, упрощается резка мяса и рыбы (в том числе мороженой), снятие шкур с животных.

Финка

В России нож, пришедший к нам из Финляндии, долгое время считался исключительно оружием криминальных элементов и даже находился под запретом до 1996 года. Однако его истинное предназначение заключается совсем в другом. Финский нож - многофункционален, он прекрасно подходит для разделки мяса, чистки рыбы, незаменим в походе и для бытовых нужд. Для финки характерен короткий прямой клинок, скос обуха типа клип-пойнт или по-русски «щучка» и всадная рукоять.

Конечно не все традиционные ножи, дизайн которых сформировался на территории России, являются русскими ножами. На мой взгляд, мы должны справедливости ради вынести за скобки традиционные кавказские ножи (Северный Кавказ), якутские ножи, бурятские ножи, и другие этнические типы ножей, сформировавшиеся у коренных народов, живущих на территории России. Есть как минимум одно серьезное исключение, а именно финский нож (финка), так широко распространившийся в России/СССР в первой половине XX века, что он действительно стал русским национальным ножом. Впрочем, многие русские модели финских ножей имеют существенные конструктивные отличия от традиционных финских ножей (пуукко), бытующих в Финляндии.

С глубокой древности нож являлся одновременно и оружием и бытовым предметом. Сложн о перечислить все сферы деятельности, где применялся и применяется нож: приготовление пищи, гончарное и сапожное ремесло, изготовление деревянных изделий, охота.

Кроме этого нож всегда считался достойным и дорогим подарком. Ведь ножу во все времена приписывали и сакральные свойство. А применение этого оружия часто сопровождалось особыми ритуалами и заговорами.

В древности мужчина получал нож практически сразу после рождения. Отец собственноручно выковывал новорожденному нож или заказывал у кузнеца. Нередко, нож вместе с другими острым и твёрдыми предметами: ножницами, ключами, стрелами, камешками, зубами животных, складывали в колыбель мальчика. Считалось, что это обеспечивало силу, выносливость, твердость характера. Убирали эти предметы из колыбели после появления у ребенка первых зубов. При первой стрижке волос у ребёнка, его сажали на стол, обычно на кожух, под которым помещали веретено или гребёнку для девочки, топор или нож для мальчика. Нож участвовал в качестве оберега во многих обрядах, приворотах. Он защищал от нечистой силы, давал силу и уверенность. Нож нельзя давать чужому человеку. В представлении наших предков нож был мощным носителем энергии как хорошей, созидательной, так и агрессивной и разрушительной.


Нож в бою.

Византийский летописец Прокопий Кесарийский в 6 веке писал о вооружении славян: «Щиты у воинов из бычьей кожи, легкие, и все оружие легкое – копья из крепкого дерева…, мечи длинною в локоть и короткие ножи, а так же ножны для них делают успешно.» В приведенной цитате описана боевая экипировка славянского воина 6 века. Известен и тот факт, что несколькими веками позже нож не утратил статуса боевого оружия. Известно, что сильная и боеспособная дружина князя Святослава была вооружена, в том числе, и за сапожными ножами. Исследователь Мария Семенова пишет: « Каждый воин имел при себе нож, удобный хозяйственный и походный инструмент, который, конечно, мог сослужить службу и в бою. Летописи, однако, упоминают их применение лишь при богатырских единоборствах, при добивании поверженного врага, а также во время особо упорных и жестоких сражений».

При вызове противника на бой так же использовали нож. При этом оружие втыкали в землю или в «матицу», если дело происходило в помещении. В настоящее время «боевыми» ученые называют ножи более 20 см длиной.


Боевые ножи: 1 – скрамасаксы, 2 – подсайдашный нож, т. е. носившийся при саадаке, 3 – засапожный нож, 4 – нож походный, 5 – кинжалы.

Нож как атрибут мужского начала.

На Руси бывали случаи, когда запрет на ношение ножа воспринимался как прямое оскорбление мужского достоинства.

Обычно нож носили на поясе или в голенище сапога. Первый способ считается более древним. Во время праздников или обрядов, нож обычно демонстрировали, выставляли напоказ. Есть мнение, что большинство ритуалов, связанных с втыканием ножа в землю связано с плодородием. Земля матушка, Мать-Сыра-Земля олицетворяла женское начало и плодородие. А нож или кинжал, соответственно, мужское. Вошедший в землю нож символизировал оплодотворение земли. Недаром на некоторых древних фигурках у идолов очень четко изображался кинжал вместо мужского детородного органа.

Но восприятие земли как женщины, а ножа как символа мужского начала было скорее не сексуальным, а эпическим, глобальным, всеобще рождающим.

Нож за обеденным столом.

Не менее торжественным было отношение к ножу и за столом. Например, хлеб резал либо хозяин дома, либо старшая женщина. Когда семья собиралась за столом, хозяин чинно, с большим уважением резал хлеб, приложив его груди. Запрещалось в древности, и до сих пор считается дурной приметой, есть с ножа. На столе нож клали только лезвием к хлебу. На ночь все острые предметы убирались со стола, чтобы избежать ссор и конфликтов.



Что еще почитать