Собор нотр дам. Собор Парижской Богоматери — Великий Нотр-Дам-де-Пари

Контакты

Адрес: 6 Parvis Notre-Dame — Place Jean-Paul II, 75004 Paris

Официальный сайт: www.notredamedeparis.fr

Время работы собора: Пн-Пт с 08:00 до 18:45, Сб с 08:00 до 19:15

Вход в собор: бесплатный

Бесплатные экскурсии на русском языке: Ср в 14:00, Сб в 14:30

Сокровищница

Время работы сокровищницы: Пн-Вс с 09:30 до 18:00

Вход в сокровищницу: 3 евро — взрослые, 2 евро — дети

Панорамная экскурсия

Время работы: с 10:00 до 18:30

"color: #2277aa;">Цена билета: 8,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Археологическая крипта

Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:30

Цена билета: 3,5 евро — взрослые, бесплатно — дети

Город романтических встреч и изысканных духов, хрустящих круасанов и элегантных платьев, многочисленных музеев и веселого Диснейленда. Речь идет о Париже. В него действительно просто таки невозможно не влюбиться. Годами можно бродить по улицам этого невероятного города, рассматривая его многовековые достопримечательности .

По праву визитной карточкой Парижа уже давно стала . Но и кроме нее здесь есть на что посмотреть. Ни один турист не должен оставить без внимания Триумфальную Арку, , , Сорбонну, Пале-Рояль, Пантеон, , Нотр-Дам-де-Пари. Собственно о последней гордости Парижа и пойдет речь дальше.

Нотр Дам Де Пари или Собор Парижской Богоматери в Париже

Одно из самых очаровательных произведений архитектуры было спроектировано еще в далеком XII веке. Начать работу над таким масштабным проектом было поручено архиепископу Морису де Сюлли. По его замыслу Нотр-Дам в Париже должен был вмещать всех жителей города, однако за долгий период строительства собора (более 100 лет) количество жителей существенно возросло.

Окончательной датой завершения строительства считается 1345 год . С тех времен Собор парижской Богоматери в Париже стал своеобразным культурным центром.

Собор парижской Богоматери в Париже — Жемчужина готической архитеркуры

Так, как в течение строительства изменилось немало архитекторов достопримечательности Парижа (Собор парижской Богоматери), то и архитектурные стили являются несколько смешанными. Наиболее четко здесь прослеживается готический стиль. Он придает ощущение пространства и легкости здания.

Вместе с тем, нельзя не заметить отголосков романского стиля с его мощью и тяготением к единству здания. Собор парижской Богоматери Парижа радует своей величиной. Ширина фасада составляет 41 метр, а высота башен 63 метра. Посередине фасада находится знаменитая Большая роза. Это круглый витраж с диаметром 9,6 метра, что символизирует первородный грех. Под ним размещена галерея королей, есть статуи 28 царей Иудеи. Под галереей располагаются три портала :

  • Страшного Суда — расположен в центре. Отражает картины Судного Дня согласно Евангелию от Матфея;
  • Святой Анны . Кроме скульптур святых и Иисуса, здесь можно увидеть сцену бракосочетания Иоакимаи Анны, а также Девы Марии и Иосифа.
  • Девы Марии . Воспроизводит момент перехода Девы Марии в вечную жизнь.

Стены трансепта на две трети состоят из стекла, что дает возможность корректировать попадания света. Забравшись на крышу можно увидеть прекрасный Париж. Нотр-Дам-де-Пари отличается своими причудливыми статуями на крыше собора.

Местонахождение и время работы собора

Где находится Собор парижской Богоматери (Notre Dame de Paris) знает каждый француз. Его очень просто найти на карте Парижа, ведь это самый центр столицы, остров Сите. Сев в такси, достаточно дать только такие координаты: Нотр-Дам, Париж. Вход в собор является бесплатным для каждого.

Notre Dame de Paris на карте Парижа:

Экскурсии в Нотр Дам Де Пари

Посетив Париж, Собор парижской Богоматери, видео можно снять просто невероятное. Это можно сделать, в том числе и во время экскурсии. Экскурсия в сокровищницу предвидит знакомство с разными золотыми и серебряными драгоценностями, священнической одеждой, атрибутами религиозных ритуалов, но самым большим сокровищем Нотр-Дама-де-Пари в Париже есть терновый венец Иисуса Христа и гвоздь с креста на котором Он был распят. Крупнейший французский орган также размещен здесь.

Выбрав панорамную экскурсию , вам придется преодолеть винтовые лестницы, ведущие на вершину башен — на обзорную площадку. Преодолев 422 ступеньки вы получите свою награду — невероятный вид на остров Сите. Самый большой колокол собора находится здесь. Эмануэль (так называется этот колокол) весит более 13 тонн, но ее звучание можно услышать не часто, а только в дни крупнейших литургических праздников. Интересно будет посетить археологическую крипту. Это музей с раскопками . Находится он в подвальной части собора.

Как добраться до собора Нотр Дам?

Можно и без гида посетить Нотр-Дам Парижа. Как добраться? Любым из трех способов:

  • на поезде: станция St-Michel
  • на метро: станция Châtelet, Cite или St-Michel, Hôtel de Ville.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари)— географическое и духовное “сердце” Парижа, построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.
Время посещения собора: понедельник-суббота с 8.00 до 19.00, а также в воскресенье, 8.00-12.30, 14.00-17.00; метро St-Michel/Cite.

Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора — епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.
Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора — Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265год и Пьер де Монтрей (создатель Святой Капеллы.

В строительстве собора принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор — в 1345 году.
Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали — на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала: портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты — первый парламент Франции
Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргариты деВалуа.

Здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери » Нотр-Дам де Пари, написав в предисловии: «Одна из главных целей моих — вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре. В соборе хранится одна из великих христианских реликвий — Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года венец находился на горе Сион в Иерусалиме, откуда его перевезли во дворец византийских императоров в Константинополе. Балдуин II де Куртенэ, последний император Латинской империи, был вынужден заложить реликвию в Венеции, но из-за нехватки средств её не на что было выкупить. В 1238 году король Франции Людовик IX приобрёл венец у византийского императора. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари. В 1243—1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель (Святая часовня) для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции. Позднее венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.

Каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Нотр-Дам де Пари - это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь. К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни. К слову, терновый венец был приобретен за огромную сумму королем Франции у римского императора еще в 1238-м году. Как становится понятно из истории собора, описанной выше, одна из главных святынь попала во Францию еще до окончания строительства «сердца» Парижа.

За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.

Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари), удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим. Некоторые витражи Нотр-Дам де Пари в диаметре достигают тринадцати метров, на них полностью умещается «рассказ» в картинах о рождении, жизни и казни Иисуса Христа.

Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль, его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году. В колокол Эммануэль звонят только в самые значимые католические праздники, а вот остальные колокола оглашают Париж в 8 утра и в 7 вечера. Все эти колокола также чудесным образом избежали переплавки во время бесчинств толпы во время французской революции.

Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда. Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.

В наши дни Собор Нотр-Дам де Пари является действующим католическим храмом, входящим в парижское архиепископство. В нем постоянно проходят богослужения, но чтобы попасть на них следует прийти к храму как можно раньше: его вместимость не превышает 9 000 человек. Кстати, богослужения в Нотр-Дам де Пари проходят с применением ультрасовременных технологий: при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!

К началу нового тысячелетия фасад собора качественно отмыли, удалив с него глубоко въевшуюся грязь, после чего стала отчетливо видна изумительная по своей красоте резьба на порталах собора.Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду. В этих сценах используются визуальные средства и символика, помогающие понять их не как отдельные эпизоды, а как нечто единое целое. Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего.

В соборе Нотр-Дам де Пари проводятся бесплатные экскурсии; сбор при входе у экскурсионного стола. Можно также объединить осмотр интерьера с органными концертами (вход свободный), которые проходят каждое воскресенье в 16.00 или 17.00. Орган собора считается одним из лучших во всей Франции. Он был создан великим мастером XIX столетии, Аристидом Кавалье-Колем и насчитывает более шести тысяч труб.

Прежде чем покинуть Нотр-Дам-де-Пари, посетите садик у восточной части собора, чтобы посмотреть на арочные контрфорсы, поддерживающие клирос, а затем прогуляйтесь вдоль реки под южным трансептом. Здесь вы можете немного посидеть весной под опадающими белыми лепестками цветущих вишен.

Собор Парижской Богоматери – один из самых известных храмов мира, выдающийся памятник архитектуры, воспетый поэтами, писателями, художниками.

Стройная масса собора на острове Сите видна издалека. Когда римский император Константин в начале IV века признал христианство, здесь на месте бывшего языческого храма появилась церковь святого Стефана. В середине XII века она уже не вмещала верующих. При короле Людовике VII Молодом и епископе Морисе де Сюлли было принято решение о строительстве грандиозного собора.

Первый камень заложили в 1163 году в присутствии Папы Александра III. Это было время явления Европе нового, устремлённого к небесам архитектурного стиля – готики, и собор стал его воплощением.

Стройка продолжалась с 1163 по 1345 год. Сначала возвели хоры и нефы, фасад начали в 1208 году, в 1250 завершили две огромные фасадные башни. С ростом собора выявились опасные напряжения в несущих стенах, в XIV веке вокруг нефа и хора возвели огромные аркбутаны, придающие зданию необычный вид. Переделки продолжались столетиями: в 1699 году по приказу Людовика XIV был перестроен хор, крестная перегородка заменена на кружевную, кованную из железа.

Выросший в центре Парижа собор был огромен: 128 метров в длину, 48 в ширину. Он вмещает 9 тысяч молящихся. Башни вздымаются на высоту 69 метров, шпиль – на 90 метров. Здание украшают огромные окна-розы диаметром 13 метров. Порталы пышно отделаны скульптурными композициями. Центральная, на западном фасаде, изображает Страшный суд: мёртвые поднимаются из могил, архангел Михаил взвешивает души, сатана пытается ему помешать. На западной же стороне – портал, посвящённый Деве Марии, её смерти и Успению. Композиции южной стороны посвящены святому Стефану, северной – детству Иисуса. Рассматривать их можно часами. Собор известен также химерами и горгульями, взирающими с высоты на Париж. У горгулий прозаическое назначение: они служат стоками для дождевой воды.

Интерьер славится витражами со сценами из жизни покровительницы Парижа святой Женевьевы. В часовнях нефа – тринадцать великолепных живописных полотен XVII-XVIII веков, посвящённых деяниям святых апостолов. Статуя Мадонны с Младенцем в юго-восточной части трансепта – середины XIV века.

В XVI столетии это великолепие крушили гугеноты, Французская революция в XVIII веке превратила разграбленный собор в храм Разума, а затем в склад. Заново церковь освятили в 1802 году, здесь короновался Наполеон. Однако здание ветшало, речь зашла о его сносе. В 1831 году Виктор Гюго опубликовал роман «Собор Парижской Богоматери», привлекший общее внимание к судьбе храма. Сюда потянулись туристы, в 1845 году началось восстановление собора.

Нотр-Дам де Пари – сама история Франции: тут открывался первый французский парламент, короновались и венчались короли, реабилитировали Жанну д’Арк. В день Освобождения тут молился де Голль, здесь же нация провожала великого француза в последний путь. С конца XII века над Парижем несётся перезвон колоколов собора – в счастливые, горестные и самые обычные дни.

На заметку

  • Месторасположение: 6, Place du Parvis Notre Dame, Paris.
  • Ближайшие станции метро: "Cité", "Saint-Michel", "Hôtel de Ville", "Châtelet".
  • Официальный сайт: http://www.notredamedeparis.fr
  • Часы работы: с понедельника по пятницу 08.00-18.45; в субботу и воскресенье 8.00-19.15. Посещение сокровищницы и башен - в будни с 9.30 до 18.00, по субботам – с 9.30 до 23.00, а в последний день недели с 13.30 до 23.00. С октября по март туристов пускают на башни с 10.00 до 17.30.
  • Билеты: посещение собора - бесплатно. Билеты на башню: взрослые - 9 евро, молодежь 18-25 лет - 5 евро, дети до 18 лет - бесплатно. Билеты в сокровищницу: взрослые - 3 евро, молодежь 18-25 лет - 2 евро, дети до 18 лет - 1 евро.

Какие ассоциации приходят Вам на ум, когда вы слышите “Нотр-Дам де Пари”?) Мне - Собор, Париж, Квазимодо, Белль и Слава Петкун)) На самом деле ассоциаций для этого места гораздо больше - ведь это главная достопримечательность Парижа, наряду со знаменитой Эйфелевой башней!

Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное “сердце” Парижа, построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.


Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.


Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год.


В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.


Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.


Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.


Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.


В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы “твердыня мракобесия была снесена”, то они должны уплатить Конвенту мзду “на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах”.


Собор был объявлен Храмом Разума.


Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.



Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.


В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.


В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц. Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари . В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных “свободой, равенством и братством”, разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.


В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.


Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.


Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).


В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.


К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение.


Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило (люстра) собора выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. На фото - потолок собора Парижской Богоматери


Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.


В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера. Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую. В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.


В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.


Кроме любования самим сооружением, его архитектурными решениями, обращаем ваше внимание на некоторые значимые элементы памятника.

В восточной части храма расположена апсида, которая видна с набережной Турнель. Символ восхода солнца Воскресения с серо-зеленым сводом и подпорными арками предназначена для принятия божественной энергии.

6 марта 2009 года открывается Часовня рыцарей Гроба Господня, находящаяся в самом сердце храма. Здесь хранится терновый венец Христа, заключенный в хрустальное кольцо с золотой оправой. На заднем плане возвышается статуя Богоматери семи скорбей, держащая в руках венец и гвозди, принесшие ее сыну столько страданий. Для обозрения он выставляется во все пятницы Великого Поста.

Рядом находится Часовня пресвятых даров. Она посвящена матери Спасителя. Это место для молитв священного таинства и медитаций.

На центральном нефе находится алтарь, за ним увидите скульптурную композицию Николя Кусту "Пьета". Дева Мария держит тело своего мертвого сына. С обеих сторон от нее поставлены скульптуры королей: справа - Людовика XIII, предлагающего Марии свой скипетр и корону, слева - молящегося Людовика XIV.

Необычный средневековый алтарь можно увидеть в середине центрального нефа. На алтарной преграде изображены в камне библейские сцены.

Северная и южная части алтарной преграды - изложение библейской истории Христа. Даже тот, кто не брал ни разу священное писание в руки, сможет собрать в одно целое историю Иисуса по изображениям на преграде.

Сокровищница, или трезор, находится в пристройке собора. Кроме тернового венца, Палатинского креста-реликвария, она хранит украшения, вещи из золота и серебра, церковные предметы обихода, одеяния священников, манускрипты древности и т.д.

В соборе находится 27 статуй Девы Марии. Самая известная - Дева Мария с младенцем на руках, поставленная в юго-восточного части трансепта. Статую называют Парижской Богоматерью.

Обратите свои взоры и на южное окно- розу с диаметром 13 метров, расположенное на фасаде трансепта с севера. Витражное окно-роза считается настоящим шедевром высокой готики 13 века. Нетронутое историческими событиями, северное окно-роза поражает своей мозаикой средневековых мастеров.

Не забудьте посмотреть один из самых больших музыкальных инструментов в мире - орган.

А еще, согласно одной из легенд собора, храм помогали создавать древние алхимики. В геометрических переплетениях здания спрятана тайна философского камня. Во фресках зашифровано древнее учение, разгадав которое можно получить безмерную власть над мирозданием.

Чтобы избежать длинных очередей, приезжайте в собор в будни рано утром.

Для посещения башен являйтесь на 30 минут раньше. Очередь будет большая, а в час проходит только около 120 человек. Если приедете группой, то можно разделиться: одни стоят в очереди, другие пока осматривают собор.

В плохую погоду и в праздники вход в башни может быть закрыт.

Учтите, что подняться вверх придется на 422 ступеньки (предупреждаем беременных и жалующихся на здоровье).

Если желаете посетить службу, то приезжать нужно в субботу в 5:45 или в 18:15. В воскресенье проходит несколько служб. В 11:30 начинается международная месса с органным концертом.

Самые недорогие сувениры Парижа находятся в лавочках возле Нотр-Дама.

Бюджетные туристические кафе расположились справа от собора в Латинском квартале.

Каждый месяц в первых числах, во все пятницы Великого Поста выносятся сокровища храма для всеобщего любования. Чтобы увидеть эту красоту, загляните в собор около трех часов дня.

Туристы могут порадоваться возможности запечатлеть на камеру убранство собора: фотографировать на территории храма и внутри разрешается.

Посещение архитектурного шедевра, подлинного произведения искусства должно обязательно войти в ваш список во время планирования поездки в Париж.



Что еще почитать