Собор святой софии. Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – три крупных каменных собора выросли менее чем за тридцать лет (с 1037-го по 1066-й год) на землях во многом ещё языческой и, в основном, деревянной, одноэтажной Руси.

В последующие четыреста (или даже пятьсот пятьдесят) лет не будет построено ни одного Софийского собора, как не существовало их и до тех пор. А киевский, новгородский и полоцкий храмы станут центрами религиозной, общественной и политической жизни.

Или Бог-Сын, или Святой Дух, или Богородица, или…

Следовать мудрому слову Соломона и, подражая ему, вместе с тем желать превзойти его – подобного рода чувство одолевало византийских императоров, «заказывавших» архитекторам храмы в честь Премудрости Божией, подобным чувством, судя по всему, был одержим и Ярослав Мудрый, приказавший строить в Киеве, а затем в Новгороде Софию. «Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых - спасение миру, и царь разумный - благосостояние народа», - говорится в «Книге Премудрости Соломона». Впрочем, описание трёх храмов Премудрости Божией следует предварить заметкой о том, как понимали Её в непросто складывавшейся православной традиции (споры вокруг этого понятия ведутся до сих пор). Соломон называет Её «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». В контексте учения о Троице и библейских текстов, в которых упоминается София, Её существование кажется логически необоснованным, чрезмерным, излишним: в одних местах она сближается со Святым Духом и талмудическим Руах ха-Кодеш, в других – с Богом-Сыном и античным Логосом. Её значение неясно, равно как и причины Её существования, и отношение Её к Троице. Эта неясность привела к идеологическому противостоянию: приверженцы арианства сопоставляли Софию со Святым Духом, православные – с Иисусом Христом и Богоматерью. Примечательно, что первый из храмов Софии – Константинопольский – был посвящён именно Святому Духу: император Констанций Второй, в чьё правление произошло посвящение и освящение собора, был арианином, а Юстиниан, построивший современный величественный храм, сочувствовал монофизитам. Однако ко времени принятия христианства на Руси закрепилась другая точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Девой Марией. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью – воплощённый Бог-Сын.

София Киевская

Макет-реконструкция первоначального облика собора
Фото - Александр Носкин

Таким образом, Ярослав должен был понимать Премудрость как Слово, или Иисуса Христа. Поскольку первая киевская церковь, Десятинная, была посвящена Богоматери, логично было вторую, которая должна была стать главной государственной, посвятить Христу. Но на Руси премудрость понималась и в более приземлённом, прикладном смысле, как плод учения. Судя по всему, Ярослав стремился достичь соломоновой мудрости практическим путём, основывая церкви и книжные центры. Впрочем, закладка храма Софии имела и государственный смысл. В 1037-м году, которым в «Повести временных лет» датировано строительство собора, Ярослав переселился из Новгорода в Киев – хотя занимал киевский стол уже много лет. Причиной переезда стала гибель черниговского князя Мстислава, которого Ярослав опасался. Став полновластным правителем Киевской Руси (одно только Полоцкое княжество не было зависимым от Киева), Ярослав должен был возвысить Киев среди других городов, и возвысить своё государство над соседями. Так в своё время Юстиниан, потративший на строительство собора три годовых бюджета Византии, воскликнул: «Соломон, я превзошёл тебя!» И если не Соломона, то Юстиниана стремился превзойти Ярослав Владимирович, приглашая из Византии зодчих. За пять лет артелью мастеров был построен тринадцатиглавый, пятинефный крестово-купольный храм. Длина его галерей достигала 55-и метров, а высота до маковки главного купола – почти тридцать метров. Храм был украшен яркими мозаиками и фресками. В зените купола располагалась мозаика Христа Вседержителя, на центральной алтарной апсиде – Богоматерь Оранта. В первую очередь, с Киевским собором связано сближение образов Софии и Марии.

София Новгородская

Когда Киевский собор был освящён, византийские мастера отправились во второй город страны, Великий Новгород. Согласно некоторым данным, здесь ещё в 989-м году была поставлена деревянная церковь Софии (существует также мнение, что княгиня Ольга в Киеве аж в 960-м году основала деревянную Софийскую церковь). Церковь сгорела, и вместо неё на территории Детинца заложили собор. 14 сентября 1052-го года новгородский собор был освящён, а через 20 дней сын Ярослава Владимир, князь новгородский, умер и был погребён во вновь отстроенном храме. Софийский собор стал не только религиозным центром, но и самой душой города, связал пять его противоборствующих концов. Примечательно, что на свитке Соломона, изображённого на центральном барабане купола, написана цитата из «Притчей»: «Премоудрость създа себе храмъ и оутверди стлъпъ семь и посъла своя». Стандартная в случае Софии фраза переведена нетипично: Премудрость создаёт не «дом», а «храм», то есть высказывание относится не к Богоматери, а, скорее, к самому храму. То есть Софийский собор для новгородцев – это, без преувеличения, святыня, в прямом смысле дом Божий. К слову, в иконографической традиции София изображается в виде Богоматери, стоящей в доме или храме и простирающей руки к небу. На персях её покоится благословляющий Предвечный Младенец. Но первая из икон Премудрости Божией была написана в 16-м веке в Новгороде и стала предметом жарких дискуссий. Её даже хотели запретить, но икона оказалась чудотворной. На ней изображен Огненный Ангел, восседающий на золотом престоле, а по сторонам от него стоят Богоматерь и Иоанн Креститель.

София Полоцкая


И новгородский, и киевский храмы за тысячу лет своего существования были существенно изменены: один страдал от советских артобстрелов в Великую Отечественную войну и бездарных реставраций 19-го века, другого «переодели» в зелёное грушевидное украинское барокко. И всё же в сравнении с Софией Полоцкой они оказались в хорошем состоянии. Главный храм Полоцкого княжества, древнейший на белорусской земле, дважды пострадал во время русско-шведской войны. Сначала пьяные Пётр Первый и Меньшиков ворвались в него и убили униатских священников, затем – через несколько лет – взорвался находившийся под храмом пороховой склад, не оставив на камне камня. Собор был отстроен заново, но только в стиле виленского барокко. Несмотря на активную борьбу полоцкого князя Всеслава Брячиславича с Киевом и Новгородом, скорее всего, те же самые зодчие работали и над возведением третьей Софии. Если для Ярослава и его сына строительство многокупольного каменного собора было, скорее всего, вопросом не только политики, но и религии, то Всеслав, известный как волхв и двоевер, руководствовался исключительно политическими соображениями. Для него целью строительства собора Премудрости Божией было продемонстрировать равенство Полоцка с торговым конкурентом Новгородом и административным конкурентом Киевом. В 1066-м году Всеслав даже совершил поход на Новгород, по его приказу с новгородской Софии были сняты колокола и отвезены в Полоцк.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический

институт им. П.П. Ершова»


Реферат

Храм Святой Софии в Константинополе


Выполнил: студент 3 курса,

группы педагогического

факультета (специальность

«Педагогика и психология»)

Шайкова Юлия Михайловна

Проверил: Чечулина Т. М.



1.Печальная история храма святой Софии в Константинополе

2.Архитектурный план и размеры здания

3.Великолепное убранство храма

4.Разграбление великого храма


1. Печальная история храма святой Софии в Константинополе


Этот храм - одно из чудес света.

Он являет собой непревзойденное произведение архитектурного искусства и строительной техники. Ему уже полторы тысячи лет. Необыкновенной, небывалой смелостью своих конструкций, грандиозными размерами и великолепием отделки храм затмил все, что было создано в области строительства до него.

Византийские летописи повествуют о том, что на месте, где было решено воздвигнуть храм святой Софии, в годы правления императора Константина Великого (306-337 г.) была поначалу построена небольшая церковь-базилика. В 532 году, 5 января базилика была уничтожена во время народного восстания Ника. Император Юстиниан решил создать такой храм во славу Божию, который своими размерами и великолепием затмил бы все, созданное ранее. По преданию, императору Юстиниану во сне явился Ангел и показал ему образ нового храма. Юстиниан поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета. Траллы и Милет - древние греческие города в Малой Азии, процветающие, богатые торговые и культурные центры того времени.

Строительство было начато сразу же. Уже 23 февраля 532 года приступили к работе. Анфимию понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Самое же строительство продолжалось 5 лет 10 месяцев и 10 дней - сообщают византийские летописи.

Вообще православные храмы всегда строились удивительным, чудесным образом, и в этом отношении святая София - не исключение: средние сроки строительства практически всех шедевров русского православного зодчества - 5 лет.

Строительство храма святой Софии описывали многие византийские историки и хронисты.

Юстиниан повседневно наблюдал за ходом работ. Когда между зодчими и им возник спор о том, сколько окон должно быть в своде над алтарем, вновь явился Ангел Божий и дал совет сделать три окна в честь Троицы. О помощи сил небесных сохранилось еще немало сведений. Специальные богослужения вдохновляли рабочих. На стройке работало 20 000 рабочих.


2. Архитектурный план и размеры здания


Определение "Куполообразная базилика", впервые используется применительно к Айя-София; на "пандантифах" сооружения, также впервые были использованы изображения херувимов в (14 в.), прославивших его в истории архитектуры. Купол, высотой 55, 6 м, считается одним из совершеннейших не только в Стамбуле и Турции, но и числится в первой пятёрке самых высоких куполов мира. После землетрясений 553 года, между 558-562 гг., купол сооружения был заново перестроен и увеличен на 6, 5 м. Неполная округлость купола, носит скорее форму эллипса; размеры по первой оси 31 м, по второй 33 м. Сооружение, величиною 7 570 кв.м, и дл. 100 м, имеет основную часть размером 75 м на 70 м. У самого входа - Нартексы, длиною 60 м., шириною 11 м. Эта часть здания, лишенная каких-либо украшательств и декорирования, была отведена для приготовлений к молитвенному ритуалу. Мозаичные плиты, украсившие здание были привезены из различных мест. Здесь же имеются рельефные изображения XII столетия. Повышенная степень влажности, оказала отрицательное воздействие на потолок здания, на котором размещены 9 крестообразных арок. Три входа из девяти, расположенных в здании, были открыты для народа. Средний, самый большой вход принадлежал императору, а боковые - императорской свите высшего ранга и его окружению. Покрытия из золота императорского, и серебряные покрытия двух других дверей исчезли в период латинского нашествия. Над императорской дверью находится мозаика, датируемая IX столетием, изображающая Иисуса Христа в центре, справа и слева от него - Св. Мария и Архангел Гавриил, а на мозаичной плите изображен коленопреклоненный император Лев VI (886-912); Иисус одной рукой благословляет людей, другой держит книгу с надписью: "Я являюсь мировым светом". Над дверью под мозаичным панно находится металлическая рака, а под нею изображен трон, ожидающий Иисуса.

Следуя из внутреннего нартекса в главную часть, первым делом привлекает внимание помпезность купола, словно встроенного на верхушку церкви и находящегося в полной изоляции от сооружения. В центре купола, окруженного 40 окнами - изображение Иисуса (византийский период). После захвата города турками было нанесено покрытие и исписано сурой из Корана. На пандативах трехугольной формы, поддерживающими большой купол и между аркадами с четырёх сторон имеются изображения крылатых херувимов. Лица херувимов (длина 11 м) в виде льва, орлицы и ангелов покрыты многоугольной звездой. Слева, у входа на боковой стене, под окном изображения: патриарха Константинополя (IX столетие), Игнатия; патриарха Джона Грисостомоса (IV столетие) и Антиохского (сегодняшняя Антакья) патриарха (II столетие).

Справа и слева от главного входа расположены гигантских размеров мраморные шары, привезённые сюда в XVI столетии из Пергама. Слева, у боковой анфилады высится "плачущая колонна", либо "потеющая колонна" - четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует следующее поверье: "Плачущая коллона" имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится. На капителях колонн, расположенных вокруг основного пространства, выгравированы монограммы императора Юстиниана и его супруги Теодоры. Колонна, именуемая "Капитель корзины", сделана вручную. С боковых стен и углов свисают гигантские плакаты с надписями на арабском языке. По правую сторону михраба - Аллах, по левую - Мухаммед, по бокам - имена четырёх халифов Эбу Бекра, Омара, Османа и Али; а по двум сторонам парадного входа - имена внуков пророка Гасана и Гусейна. Эти плакаты (7,5 м) принято считать самыми выдающимися надписями исламского мира. Площадь под куполом, выложенная из цветного мрамора служила местом ритуала коронации византийских императоров.

Императорский трон размещен в центре большого круга, а императорская свита занимала свои места в малых кругах. Во внутреннюю часть абсциссы, декорированной цветными мраморными плитами в османский период, встроен михраб, направленный в сторону Каабы, и множество плакатов, написанных арабским шрифтом. Несовпадение осевой точки михраба с центральной частью здания церкви явилось следствием религиозного обычая мусульман, совершающих обряд намаза, обращаясь корпусом тела в сторону святой Мекки, т.е., к юго-востоку Стамбула. Слева от абсциссы находится махфиль хюнкара (место, предназначенное для правителя) датируемое XIX столетием, а справа находятся мимбар, кафедра, с которой в день пятничного намаза имам читает проповеди. А напротив мимбара - памятник XVI столетия, махфиль мюэдзина, служителя мечети, призывающего с минарета к молитве. Справа от абциссы, у точки пересечения главной анфилиады с правой, изображение следа руки, посвященное богоматери, украшает стену у колонн из порфирного гранита. Этот кусок гранита, привезённый сюда, ранее украшал памятник византийского периода, который находится в Стамбуле - церковь Теотокос.

Справа, у правой анфилады, библиотека Айя-София, перевезенная сюда в годы правления султана Махмуда 1, в 18 столетии. Книги, выстроенные в ряд на полках, декорированных изникской керамикой редчайшей работы, сегодня экспонируются в ином музее. Подставки для Коранов, экспонируемые в этой же части здания, весьма своеобразны и вызывают большой интерес у посетителей. Над боковой дверью, которая в византийский период служила выходной императорской дверью (сегодняшний парадный вход), находится прекрасно сохранившаяся мозаика. На ней изображена Богоматерь с младенцем Иисусом. Справа от нее император Константин, слева император Юстиниан. В руках императора Константина макет города, а в руках императора Юстиниана - макет церкви. Оба сооружения посвящены предкам, занявшим место в центре мозаики. Оба императора (годы их жизни IV и VI столетия) на мозаике X в. оказались рядом, минуя столетия.

Покатая дорога, ведущая к верхнему ярусу, используемому для совершения обряда богослужения для женщин и церковных синодов, проходит через левую часть анфилады. Дорога, имеющая особый наклон, служила для того, чтобы императрицу могли нести на паланкине, и во избежание излишних сотрясений во время перемещения по галерее, где совершался обряд богослужения. От северной галереи, в левой части верхнего яруса, значительных следов не сохранилось. На средней галерее, расположенной напротив михраба, между аркадами видны крестообразные распятия из дерева. Подобные распятия имеются лишь в монастыре Катерина на полуострове. Правая же галерея (со стороны главного входа), расположенная в южной части, является редчайшим образцом архитектурного искусства.

По преданию, на мраморных табличках слева имеется надпись, повествующая о посещении этих мест викингами. Резная дверь у входа на правую галерею имеет наименование "райские ворота". "Райские ворота" с наружной стороны имеют крестообразные изображения. Слева от входных ворот хранится одна из самых редчайших по красоте мозаичных плит: Иисус, Св. Мария и Иоанн Креститель. Нижняя четь мозаики, подвергшаяся серьезным разрушениям в период латинского нашествия, всё же не утратила свою художественную ценность, ибо состоит из мелких цветных плит, которые придают ей большую значимость. На этой известнейшей мозаике, датируемой XIV столетием и именуемой "Деесис", что в переводе означает "мольба", Мария и Иоанн с печальными, полным грусти лицами, молят Иисуса об отправлении грешных в рай.

В конце галереи имеются еще две мозаики с изображениями двух императоров с семейством, Св. Марии и Иисуса. На одной из мозаик изображена Богоматерь с младенцем Иисусом, император Иоаннес Комненос, его супруга, венгерка Ирене, а на боковой стене их сын Алексиос. На левом мозаичном изображении Иисуса окружают императрица Зоя и ее третий супруг император Константин Мономахос. На этой мозаике, впервые изображена императрица со своим первым мужем Романосом III. Мозаичное изображение (XI столетие) передает все те изменения, которые происходили с императрицей при каждом ее замужестве. В самом конце галереи, если обратить взор на купол абсциссы, можно увидеть мозаичные изображения IX столетия - Богоматерь с младенцем Иисусом с архангелами Михаилом и Гавриилом.

Следы турецкого владычества в интерьере Софии - это прежде всего четыре огромных круглых щита из верблюжей кожи, подвешенных под куполом. Надписи на них - изречения из Корана, имена первых халифов - как считается, самые крупные образцы арабской каллиграфии. Ататюрк, превратив Софию из мечети в музей, велел их снять. Сразу после его смерти в 1938 году надписи водрузили на место. В алтарной апсиде была устроена молитвенная ниша - михраб; имеются и другие милые сердцу мусульманина мелочи вроде огромных пузатых кувшинов для омовений недалеко от входа. Бронзовая сооружение типа клетки в южной галерее - библиотека, устроенная в XVIII веке. Но все эти добавки остались великому храму совершенно чужды - равно как четыре минарета и месяц над куполом.


Великолепное убранство храма


Византийская империя в годы правления Юстиниана достигла наивысшего расцвета. Император поставил своей целью воссоздать Римскую империю в ее былом величии и границах. Храм святой Софии должен был воплотить в себе идею создания новой огромной державы и торжествующего в мире христианства. Храм стал одной из главных святынь христианства.

На сооружение храма ушли колоссальные средства: все военные трофеи победоносных войн Юстиниана - громадные сокровища; непомерные налоги на население Византии, добровольные пожертвования городов и благочестивых христиан, зарплата громадной армии чиновников за три года, доходы от морской торговли. Стены и своды храма возводились из кирпича. Широко использовались дорогие строительные материалы - гранит, порфир, мрамор, яшма и др. Мрамор был изысканных, редких цветов и рисунков: светло-зеленый, белоснежный, бело-красный, розовый с прожилками… Стены, облицованные мрамором, кажутся увешанными дорогими коврами.

Главное, что поражало в интерьере храма - это его купол. Диаметр его 32,9 м, высота от пола до центра купола 55,6 м. Форма всего строения подчинена огромному куполу. Дело не только в его величине. До времени создания Анфимием этого здания полусферические купола сооружались только над круглыми в плане строениями, называемыми ротондами, тогда как здесь, в храме святой Софии, впервые в истории строительства купол воздвигнут на строении в форме квадрата. Это было достигнуто вот как: четыре массивные столба, установленные в квадрат, были перекрыты со всех сторон арками. Промежутки между соседними арками были заполнены сводами в форме надутых треугольных парусов.

Верхние ребра этих парусов создали, соединившись, в плане форму круга, на который и легло основание полусферического купола. Этот прием стал применяться впоследствии во всех православных храмах. Для облегчения собственного веса своды и купол возводились из пористой легкой черепицы, изготовлявшейся на острове Родос.

У основания купола сделано сорок больших арочных окон, сквозь них южное солнце льет яркий свет, и громадный купол, вознесенный на головокружительную высоту, кажется совершенно невесомым, парящим в воздухе!

Впечатление необыкновенной легкости и пространственности интерьера создалось также применением мозаики. Внутренние поверхности купола, сводов и арок покрывались мозаичными орнаментами, иконами и картинами на темы Священного Писания на золотом и голубом фоне.

Здание имеет великолепную акустику: если встать под куполом и говорить, не напрягая голоса, в любом углу храма хорошо слышно.

Юстиниан настойчиво стремился к тому, чтобы храм не имел себе равных во внутреннем убранстве. В своем благочестивом рвении он зашел так далеко, что хотел весь пол в храме вымостить золотыми плитками! Его еле-еле отговорили придворные, и пол был выложен редкими по красоте разноцветным мрамором, порфиром и яшмой.

Юстиниан достиг поставленной цели. Созданный храм превзошел своим великолепием знаменитый храм в Иерусалиме, построенный царем Соломоном. Когда император вошел в храм в день его освящения 27 декабря 537 года, он воскликнул: Слава Всевышнему, Который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон! В тот торжественный день на улицах Константинополя народу раздавали деньги и хлеб. Празднества по случаю освящения храма святой Софии продолжались 15 дней.

Рассказы всех очевидцев о внутреннем великолепии храма превосходят самое смелое воображение: Золото для сооружения престола в алтаре было сочтено недостаточно драгоценным, и для этого употребили особый сплав из золота, серебра, толченого жемчуга и драгоценных камней. Престол инкрустировали драгоценными камнями. Над престолом возвышался в виде башни балдахин, кровля которого из массивного золота покоилась на золотых и серебряных колоннах, украшенных инкрустацией из жемчугов и алмазов и золотыми лилиями, между которыми находились шары с крестами из массивного золота весом в 30 кг, равным образом осыпанные драгоценными камнями; из-под купола балдахина спускался голубь, изображавший Святого Духа, внутри голубя хранились Святые Дары. По греческому обычаю престол был отделен от народа иконостасом, украшенным рельефными изображениями святых; иконостас поддерживали 12 золотых колонн. В алтарь вели трое врат, задернутых драгоценными завесами. Посреди церкви находился особый амвон. Имевший полукруглую форму и окруженный балюстрадой, над ним тоже был балдахин из драгоценных металлов, покоившийся на 8 колоннах и увенчанный золотым, усыпанным драгоценными камнями и жемчугом крестом в 40 кг весом.

На этот амвон вели мраморные ступени, перила их, равно как и балдахин, сверкали золотом.

Сюда выходило духовенство, и здесь же возвышался императорский трон. Все священные богослужебные предметы - чаши, сосуды, ковчежцы - были из самого чистого золота и ослепляли сверканием драгоценных камней; книги Ветхого и Нового Завета с их золотыми переплетами и застежками весили немало. Из золота были все священные принадлежности и предметы придворного церемониала, при короновании и разных византийских церемониях, славящихся своей сложностью и пышностью.

Шесть тысяч канделябров в виде громадных гроздей, столько же переносных подсвечников, каждый весом в 45 кг. Мозаики на куполе сверкали от сияния канделябров, серебряные лампады висели на бронзовых цепях, бесчисленные огни отражались в мозаиках и драгоценных камнях.

Врата были из слоновой кости, янтаря и кедрового дерева с наличниками из позолоченного серебра. В притворе находился яшмовый бассейн со скульптурами львов, извергавших воду. В Дом Божий могли входить, только омыв ноги.

На некоторых мраморных плитах имеются причудливые рисунки, напоминающие голову дьявола и облако после взрыва атомной бомбы.

В правой части здания имеется небольшая ниша. Если здесь приложить ухо к стене, то слышится легкий шум. Христиане говорят, что в день штурма турецкими войсками Константинополя в церкви скрылись 10 000 верующих. Когда турки ворвались в церковь, священник, читая молитву, скрылся в стене. Шум - все еще читаемая им молитва…

В углу, слева от главного входа, находится влажная колонна. Ей с древних времен приписываются многие чудесные исцеления от болезней и бесплодия. Миллионы людей прикасались к ней, за многие века она стала истираться, пришлось ее покрыть медным листом.


Разграбление великого храма

храм софия константинополь

Известно, что в 1453 году турки взяли штурмом Константинополь, учинили ужасную резню, разграбили весь город, многочисленные церкви и в первую очередь главный храм Византии - Святую Софию. Но менее известно, что за 250 лет до турок город Константинополь захватили, варварски разрушили, разграбили дочиста… христиане! Это были католики из Западной Европы - крестоносцы, участники 4-го крестового похода! В 1204 году с благословения римского папы Иннокентия III благочестивое крестоносное воинство вместо борьбы с неверными за освобождение Иерусалима и гроба Господня свернули к Константинополю, столице христианского государства. Рыцари-крестоносцы во всех крестовых походах отличались алчностью и жестокостью. Рыцарей прежде всего интересовала добыча. В Западной Европе было известно о сказочно богатой Византийской империи. И вот город-крепость, незыблемый в течение веков перед натиском многих могучих врагов, был впервые захвачен неприятелем. Пожары, грабежи приобрели чудовищные размеры. Как правило, крестоносцы уничтожали произведения искусства (за многие века их скопилось огромное количество), не представляя их неизмеримой художественной ценности. Были разорены сотни церквей. Византийский летописец Никита Акоминат так описывал разгром храма святой Софии: О разграблении главного храма нельзя и слышать равнодушно. Святые аналои необыкновенной красоты, затканные драгоценностями, всех приводившие в изумление, были разрублены на куски и разделены между воинами вместе с другими великолепными вещами. Когда им нужно было вывезти из храма священные сосуды, серебро и золото, которым были обложены кафедры, амвоны и врата, они ввели в притворы храма мулов и лошадей с седлами… Животные, пугаясь блестящего пола, не хотели ходить, но они били их и оскверняли их кровью священный пол храма…

Добыча рыцарей оказалась так велика, что превзошла все их ожидания.

Грабители не остановились перед разорением усыпальниц византийских императоров. Саркофаги были взломаны, найденные в них украшения из золота и серебра и драгоценных камней были украдены. Они выбрасывали в поисках сокровищ из гробниц мощи православных святых. Православным монахам вспарывали животы, думая, что они проглотили драгоценные камни.

На развалинах Византийской империи возникло несколько крестоносных государств на короткий срок. Небольшая Латинская империя со столицей в Константинополе жила продажей в Западную Европу награбленных драгоценностей. Других источников дохода в сожженной и разграбленной стране почти не было, население погибло или разбежалось.

К концу XIII века Византийская империя была восстановлена, Константинополь почти на два столетия снова стал столицей. Но прежнего величия и могущества Византия уже не могла вернуть. Храм святой Софии много раз украшался и реставрировался, но прежней роскоши восстановить было невозможно.

Когда в 1453 году турецкий султан Мехмет II штурмом взял Константинополь, ужасы войны повторились. В бою героически погиб последний византийский император Константин XI Палеолог Багрянородный. В середине XV века византийская столица уже не представляла собой такой сказочной добычи, как для крестоносцев-христиан двумя с половиной веками ранее. Некоторые историки считают, что при грабеже Константинополя турками в их руки не попало и половины того, что получили латиняне в 1204 году.

Султан Мехмет II въехал на белом коне в храм святой Софии. Он повелел в ознаменование победы над неверными превратить эту христианскую святыню в мечеть. 1 июня 1453 года в пятницу там была совершена первая мусульманская молитва. Вокруг храма соорудили четыре минарета. Внутри на колоннах были закреплены огромные диски, на которых турецкий каллиграф сделал надписи во славу пророка и первых халифов. Великолепные мозаики частично были сбиты, частично замазаны известкой. Таким образом эта разоренная и изуродованная святыня служила новой религии до 1934 года, когда по решению первого президента Турции Кемаля Ататюрка, она была превращена в музей. С этого времени ведутся реставрационные работы, в ходе которых освобождаются из-под штукатурки произведения византийского искусства.

Понятно, что этот храм уже никогда не будет так великолепен, как во времена Юстиниана Великого. Однако и сейчас он является уникальным памятником мировой культуры, производя неизгладимое впечатление на тех, кому посчастливилось войти в него.

Осталось напомнить о том, как киевский князь Владимир, желая объединить Русь, решил заменить многочисленных языческих богов, разных в каждом славянском племени, единой государственной религией, разослал послов в страны с разными религиями, чтобы выбрать лучшую. Послы, вернувшись из Константинополя, рассказали князю, что были они в чудном храме, дивно изукрашенном, на прекрасном богослужении, так что не знали, где они: на земле или на небесах… Это, как известно, и решило судьбу Руси, она стала православной. И православные храмы на Руси и в других славянских странах - Грузии, Армении, Греции - строятся до нынешнего времени по единому канону, по образцу храма святой Софии в Константинополе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ваша помощь сайту и приходу

ВЕЛИКИЙ ПОСТ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (11) В помощь прихожанам (3 678) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (306) Буклеты, памятки и листовки (131) Видеофильмы, видеолекции и беседы (967) Вопросы священнику (410) Изображения (258) Иконы (540) Иконы Божией Матери (105) Проповеди (1 018) Статьи (1 780) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (152) Любовь, брак, семья (76) Материалы для воскресной школы (413) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (43) Дидактические материалы (73) Игры (28) Изображения (43) Кроссворды (24) Методические материалы (47) Поделки (25) Раскраски (12) Сценарии (10) Тексты (98) Повести и рассказы (30) Сказки (11) Статьи (18) Стихи (29) Учебники (17) Молитва (509) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (381) Новости (280) Новости Кинельской епархии (105) Новости прихода (52) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 768) Библия (780) Закон Божий (792) Миссионерство и катехизация (1 382) Секты (7) Православная библиотека (481) Словари, справочники (51) Святые и Подвижники благочестия (1 765) Блаженная Матрона Московская (4) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (98) Храм (160) Церковное пение (32) Церковные записки (9) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 454) Антипасха (6) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (14) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (447) Радоница (8) Родительская суббота (31) Страстная Седмица (26) Церковные праздники (690) Благовещение (10) Введение во храм Пресвятой Богородицы (10) Воздвижение Креста Господня (14) Вознесение Господне (17) Вход Господень в Иерусалим (16) День Святого Духа (9) День Святой Троицы (35) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (128) Покров Пресвятой Богородицы (20) Праздник Крещения Господня (44) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (15) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (118) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (23) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (17) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (148) Елеосвящение (8) Исповедь (32) Миропомазание (5) Причащение (23) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (34) Паломничество (241) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (35) Православное радио (65) Православный журнал (34) Православный музыкальный архив (169) Колокольные звоны (10) Православный фильм (95) Притчи (102) Расписание богослужений (60) Рецепты православной кухни (14) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (109) СМИ о приходе (23) Суеверия (37) Телеканал (372) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (125) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Глас 8-й.

Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).

Свт. Сильвестра, архиеп. Омского, исп. (1920)1; сщмч. Александра Виноградова пресвитера, прмц. Мстиславы Фокиной (1938); сщмч. Николая Троицкого пресвитера (1945).

Утр. – Ев. 8-е, Ин., 64 зач., XX, 11–18. Лит. – Рим., 112 зач., XIII, 11 – XIV, 4. Мф., 17 зач., VI, 14–21.

Заговенье на Великий пост.

На утрене катавасия «Яко по сýху...». На литургии прокимен, глас 8-й: «Помоли́теся и воздадите...».

В это воскресенье и в последующие пять (до Недели ваий) на вечерне совершается вход ради великих прокимнов: «Не отврати Лица Твоего...» и «Дал еси достояние...», которые поются попеременно через воскресенье. В это воскресенье после вечерни, по традиции, совершается чин прощения.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский

Свя­ти­тель Та­ра­сий, пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский , про­ис­хо­дил из знат­но­го ро­да, ро­дил­ся и был вос­пи­тан в Кон­стан­ти­но­по­ле, где по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Он быст­ро вы­дви­нул­ся при дво­ре им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на VI Пор­фи­ро­род­но­го (780–797) и его ма­те­ри, свя­той ца­ри­цы Ири­ны (797–802; па­мять 7 ав­гу­ста), и до­стиг зва­ния се­на­то­ра.

В те вре­ме­на Цер­ковь вол­но­ва­ли ико­но­бор­че­ские сму­ты. Свя­той пат­ри­арх Па­вел (780–784; па­мять 30 ав­гу­ста), не со­чув­ство­вав­ший в ду­ше ико­но­бор­че­ству, по сла­бо­сти ха­рак­те­ра не мог ре­ши­тель­но бо­роть­ся с ере­сью и по­то­му уда­лил­ся в мо­на­стырь, где при­нял схи­му. Ко­гда к нему при­шла свя­тая ца­ри­ца Ири­на со сво­им сы­ном-им­пе­ра­то­ром, свя­ти­тель Па­вел объ­явил им, что до­стой­ным пре­ем­ни­ком его мо­жет быть толь­ко свя­той Та­ра­сий (в то вре­мя ми­ря­нин).

Та­ра­сий дол­го от­ка­зы­вал­ся, не счи­тая се­бя до­стой­ным столь вы­со­ко­го са­на, но по­том под­чи­нил­ся об­ще­му же­ла­нию, с усло­ви­ем, что бу­дет со­зван Все­лен­ский Со­бор для осуж­де­ния ико­но­бор­че­ской ере­си.

Прой­дя в ко­рот­кое вре­мя все иерар­хи­че­ские сту­пе­ни, свя­той Та­ра­сий был воз­ве­ден на пат­ри­ар­ший пре­стол в 784 го­ду. В 787 го­ду под пред­се­да­тель­ством свя­ти­те­ля – пат­ри­ар­ха Та­ра­сия в г. Ни­кее со­сто­ял­ся VII Все­лен­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 367 епи­ско­пов. На Со­бо­ре бы­ло утвер­жде­но по­чи­та­ние свя­тых икон. Те из епи­ско­пов, ко­то­рые при­нес­ли по­ка­я­ние в ико­но­бор­че­стве, бы­ли вновь при­ня­ты Цер­ко­вью.

Свя­ти­тель Та­ра­сий муд­ро управ­лял Цер­ко­вью 22 го­да. Он вел су­ро­вую ас­ке­ти­че­скую жизнь. Всё свое име­ние он ис­тра­тил на Бо­го­угод­ные де­ла, пи­тая и по­коя ста­ри­ков, ни­щих, си­рот и вдов, а в Свя­тую Пас­ху устра­и­вал для них тра­пе­зу, на ко­то­рой сам при­слу­жи­вал.

Свя­той пат­ри­арх бес­страш­но об­ли­чил ца­ря Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го, ко­гда тот окле­ве­тал свою су­пру­гу, им­пе­ра­три­цу Ма­рию, внуч­ку пра­вед­но­го Фила­ре­та Ми­ло­сти­во­го († 792; па­мять 1 де­каб­ря), чтобы за­то­чить Ма­рию в мо­на­стырь и со­че­тать­ся бра­ком со сво­ей род­ствен­ни­цей. Свя­ти­тель Та­ра­сий ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся рас­торг­нуть брак им­пе­ра­то­ра, за что под­верг­ся опа­ле. Вско­ре, од­на­ко, Кон­стан­тин был низ­ло­жен сво­ей ма­те­рью, ца­ри­цей Ири­ной.

Свя­ти­тель Та­ра­сий скон­чал­ся в 806 го­ду. При кон­чине бе­сы, на­по­ми­ная его жизнь с са­мой юно­сти, ста­ра­лись при­пи­сать свя­ти­те­лю не со­вер­шен­ные им гре­хи. «Я непо­ви­нен в том, о чем вы го­во­ри­те, – от­ве­чал свя­ти­тель. – Вы лож­но кле­ве­ще­те на ме­ня, нет у вас на­до мной ни­ка­кой вла­сти». Опла­ки­ва­е­мый Цер­ко­вью, свя­ти­тель был по­гре­бен в устро­ен­ном им мо­на­сты­ре на Бос­фо­ре. У гро­ба его со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са.

Тропарь святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина,/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая./ О́тче Тара́сие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротости, воздержания учителем явила тебя стаду твоему непреложная Истина. Потому ты приобрел смирением – высокое, нищетою – богатство. Отче Тарасие, моли Христа Бога спастись душам нашим.

Кондак святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцов безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие!

Перевод: Православные догматы Церкви изъяснив, и Христову, блаженный, почитаемую икону прославлять и ей поклоняться всех научив, обличил ты иконобоцев безбожное учение. Потому взываем к тебе, отче: «Радуйся, мудрый Тарасий!»

Молитва первая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Тара́сие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных, к тебе́ прибега́ющих, и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода и Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый на́ш засту́пниче, святи́телю Тара́сие, предстоя́ у Престо́ла все́х Царя́ и наслажда́яся све́та Единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я пе́снь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́, архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующия к подвиго́м до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий гра́д и вся́ гра́ды страны́ до́бре сохрани́ и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, ми́р ве́сь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны́, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, сироты́ заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя́ и с ве́рою припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бе́д хода́тайством твои́м свободи́, моли́ о на́с Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в де́нь стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит на́с и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 14-21.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, 18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, 21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф. гл. 6, 14-21.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СТАРЫЕ, НО НЕ ОДИНОКИЕ СО ХРИСТОМ: Слово на Сретение Господне

С имеон и Анна – два старых человека – не видели себя одинокими, потому что жили Богом и для Бога. Мы не знаем, какие жизненные скорби и старческие недуги у них были, но для человека, любящего Бога, благодарного Богу, подобные испытания и искушения никогда не заменят самого главного – радости Сретения Христа....

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 9:07 мин. Размер 8.34 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Встреча 7. Опыт духовной жизни святого праведного Иоанна Кронштадтского

    Рассмотрены сл. вопросы: советы по борьбе со страстями и стяжанию добродетелей, советы по семейной жизни и воспитанию детей, отношение к современной культуре и современным проблемам, миссионерский опыт.

  • Проповедь в день памяти преподобномученика Корнилия Псково-Печерского

    Старший домоуправитель Псково-Печерского монастыря - преподобномученик Корнилий. А мы, монахи, - лишь служители. И беда, если мы об этом забываем.

  • Понимание «вселенскости» в православной традиции

    Православная традиция никогда не рассматривала эпитет «Вселенский» в титуле какого-либо архиерея как указание на его всемирную юрисдикцию.

  • Выставка «Последние дни последнего Царя»

    Предметы, принадлежавшие Николаю II и его близким, найденные в Ипатьевском доме при расследовании убийства царской семьи в 1918 году, представлены на выставке в Музее русской истории при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

  • К аждому обществу, как и каждому человеку, необходим светлый духовный идеал. Особенно остро общество нуждается в нем в эпоху «смутного времени»». Что же служит нам, русским людям, этим духовным идеалом, духовным стержнем, той силой, которая на протяжении целого тысячелетия сплачивала Русь перед лицом нашествий, смут, войн и других глобальных катаклизмов?

    Н есомненно, что такой связующей силой является православие, но не в том виде, в каком оно пришло на Русь из Византии, а в том, какой оно приобрело на Русской земле, с учетом национальных, политических и социально-экономических особенностей Древней Руси. Византийское православие пришло на Русь, имея уже сформировавшийся пантеон христианских святых, к примеру, таких как Николай-чудотворец, Иоанн-креститель и других, глубоко почитаемых и поныне. К 11 веку христианство на Руси делало только первые шаги и для многих простых людей того времени еще не являлось источником веры. Ведь, чтобы признать святость пришлых святых, нужно было очень глубоко уверовать, проникнуться духом православной веры. Совсем другое дело, когда перед глазами есть пример в лице своего же, русского человека, иногда даже простолюдина, совершающего святое подвижничество. Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми.

Напротив Кремля, на Софийской набережной, расположен храм иконы Софии. Отсюда открывается прекрасный вид на центр столицы. Достопримечательность находится на южном берегу Москвы-реки. Именно эта церковь Софии на Софийской набережной дала ей название. Белая колокольня храма отлично гармонирует с красными стенами Кремля. Вокруг собрано много интересных исторических и архитектурных ценностей столицы.

История возникновения

Первая деревянная церковь была построена немного дальше от места, где возведен храм. Она была сооружена после победы москвичей над войском Новгорода. О ее строительстве было упомянуто в древних летописях в XV веке. Ее строили насильно перемещенные новгородцы. Они почитали Софию Премудрость и храм назвали в ее честь. В 1493 году в писаниях было указано, что великий пожар у восточной стены Кремля распространился до Заречья и полностью уничтожил деревянную церковь.

В 1496 году вышел указ Ивана III о снесении всех построек возле Кремля. Здесь было запрещено строить жилые помещения и церкви. После пустую территорию отдали под разбивку Великого сада для государя. Эту местность начали называть Царицынский луг. Возле этой территории впоследствии было построено поселение, в котором жили садовники, ухаживающие за садом. Именно благодаря им эту местность в будущем назвали Садовники.

Название храма

Олицетворение мудрости и знания в христианстве - София Премудрость. Этот термин является еще одним именем Христа. Софийская набережная в Москве названа в честь этого понятия и храма с таким же названием. Женским началом в Боге является София Премудрость. Софийская набережная окутана этим духовным символом.

С таким названием построено большое количество церквей по всему миру. В Москве храм Софии Премудрости Божией на Софийской набережной изначально строили жители Новгорода. Они особо уважали образ Софии, поэтому церковь получила такое название.

У новгородцев в древние времена даже боевой клич был связан с этим образом: "Умрем за Святую Софию!" Даже на монетах у них были отчеканены не портреты князей, а образ Софии (ангел с крыльями - воплощение мудрости). Жители Новгорода отождествляли этот образ с женщиной и преклонялись перед иконой Богородицы во время произношения молитвы о Софии во время богослужений и перед захватническими походами на другие государства.

Исторические факты

В 1682 году работники сада выстроили на территории каменную церковь. Она постепенно развивалась и стала большим храмом на Софийской набережной. После большого пожара в 1812 году в результате нападения французов церковь пострадала незначительно. Была сожжена крыша и украдены некоторые священные книги.

Уже в декабре месяца того же года в храме прошел молебен в связи с победой над захватчиками. В 1830 году была выложена набережная из камня и названа в честь храма. В 1862 году было начато строительство новой колокольни и длилось 6 лет. Такая необходимость возникла из-за ветхости старой, и необходимо было место, в котором весной проходили бы службы. Потому что, когда река разливалась, затапливала старое помещение храма.

В 1908 году храм на Софийской набережной получил серьезные разрушения вследствие затопления. Тогда вода в реке поднялась на 10 метров. Восстановление после потопа длилось несколько лет.

Но в церкви не смогли долго проводить богослужения. После революции она была разорена, и был нанесен огромный ущерб как самому зданию, так и священным вещам. Храм долгое время был в забытье и не использовался по назначению. В советские времена он был прикреплен к заводу "Красный факел".

И только в 1992 году строение передано во владение Русской Православной церкви. Удручающее состояние зданий еще 2 года не давало возможности проводить литургии. Только в 1994 году прошло первое богослужение в колокольне.

На Пасху в 2004 году была проведена первая праздничная литургия непосредственно в храме Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. В 2013 году проделаны огромные работы по реставрации фасада колокольни. Сейчас ведутся не менее грандиозные восстановительные мероприятия внутри здания.

Храм в наши дни

В 2013 году были установлены новые колокола. Они отливались под заказ и создают целую гармоничную композицию. Самый главный из них весит больше 7 тонн. Здесь постоянно проводятся ремонтные работы для поддержания работоспособности храма.

Все прихожане могут приходить и помогать убирать здания на территории после ремонтных работ. Также принимаются пожертвования на его восстановление и ведения хозяйства. Храм на Софийской набережной активно ведет социальную деятельность. Оказывается постоянная помощь нуждающимся продуктами и вещами.

Также специальная группа волонтеров помогает малоимущим прихожанам сделать небольшой ремонт в жилье или проведывает одиноких людей в больницах. Людям, которые не могут самостоятельно передвигаться, оказывается посильная помощь:

  • поход в магазин и аптеку;
  • уборка в доме;
  • мелкий ремонт.

Богослужения проходят ежедневно в 8.00 по будням. В воскресенье службы начинаются в 7.00 и 9.30. Всенощное бдение начинается в 18.00. Расписание праздничных литургий можно посмотреть на сайте храма.

Воскресная школа

Храм Софии на Софийской набережной ведет воскресную школу. Здесь могут заниматься дети с 3 лет и взрослые. Занятия для детей до 6 лет проходят в игровой форме. Здесь детей учат уважению к родителям и церкви. Ведутся 25-минутные уроки по изучению Библии и традиций.

Ребята старшего возраста изучают Закон Божий в доступной форме. Также проводятся занятия по изобразительному искусству. Подростки на уроках изучают Ветхий Завет. Взрослые проходят более углубленный курс в нескольких направлениях:

  • "Закон Божий";
  • "Литургика";
  • "Ветхий Завет";
  • английский язык.

Занятия проводят опытные педагоги и духовные наставники. Также при школе часто проходят мастер-классы в разном направлении развития:

  • рисование;
  • рукоделие;
  • иконопись.

В праздничные дни детям устраивают всевозможные мероприятия и чаепития. Все учащиеся могут посещать разнообразные экскурсии и выставки. Уроки для детей начинаются после воскресного причастия и длятся 2-3 часа.

Певческая школа

Храм на Софийской набережной проводит занятия в певческой школе. Здесь занимаются вокалом и пением в хоре люди разного возраста. После прослушивания ученики распределяются в разные группы в зависимости от уровня подготовки.

В школе предусмотрены персональные уроки вокала с опытными педагогами. Ученики, которые проходят определенный курс занятий, допускаются к песнопениям во время богослужений в церкви.

Прием ведется по результатам прослушивания. Наличие музыкального образования приветствуется, но не является обязательным требованием. Дети учатся пению в хоре. Занятия проходят в будние по вечерам и в выходные после богослужений.

Педагогами работают профессиональные музыканты и служители храма. На базе воскресной школы имеется весь необходимый перечень музыкальных инструментов и другого пособия.

Социальная деятельность

Храм предоставляет помощь вещами курскому фонду "Милосердие". Эту организацию возглавляет отец Михаил. Фонд помогает кризисным многодетным семьям из сельской местности. За время существования организации ни одного ребенка не изъяли из подопечных семей.

В церкви часто проходят курсы среди учеников воскресной школы и просто прихожан по оказанию первой медицинской помощи. Например, прорабатывается схема действий по оказанию помощи замерзшему человеку на улице.

Также служащие храма могут посодействовать людям, оказавшимся в непростой ситуации, получить бесплатную юридическую консультацию. Также на сайте храма часто появляется интересная информация по поводу предоставления льготных услуг многодетным семьям в городе.

На территории храма проводятся благотворительные собрания и детские праздники. Во время таких мероприятий малоимущим семьям и детям из кризисных семей дарятся подарки и сладости. Ребята из воскресной школы ставят спектакли по мотивам известных сказок. Таким образом "трудные" дети учатся быть добрее и милосерднее.

Собор Святой Софии - Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Айя-Софья (греч. Ἁγία Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) - бывший патриарший православный собор, впоследствии - мечеть, ныне - музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название памятника на сегодняшний день Музей Айя-Софья (тур. Ayasofya Müzesi).

Во времена собор находился в центре Константинополя рядом с императорским дворцом. В настоящее время находится в историческом центре Стамбула, район Султанахмет. После захвата города османами Софийский собор был обращён в мечеть, а в 1935 году он приобрёл статус музея. В 1985 году Софийский собор в числе других памятников исторического центра Стамбула был включён в состав Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире - вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора - 55,6 метров, диаметр купола 31 метр.

Первые постройки

Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324-337 годах при византийском императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь, известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля». С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор православным и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом.

Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что было выполнено в том же году. Базилика Феодосия сгорела в 532 году во время восстания «Ника». Её руины были обнаружены лишь в 1936 году во время раскопок на территории собора.

Константиновский и Феодосиевский храмы были большими пятинефными базиликами. Скудное представление о ней дают только археологические находки, которые позволяют судить только о её внушительных размерах и богатом мраморном убранстве. Также, основываясь на её древних описаниях, делают вывод, что над её боковыми нефами располагались двухъярусные галереи, подобные построенной одновременно с ней базилики Святой Ирины.

История строительства

На постройку был употреблён лучший строительный материал . Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому циркуляру свозились архитектурные элементы древних построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Невиданное и неслыханное великолепие храма до такой степени поражало народную фантазию, что сложились легенды о непосредственном участии в его сооружении небесных сил. По одной легенде , Юстиниан хотел покрыть золотом стены Святой Софии от пола до сводов, но астрологи предрекли, что «в конце веков придут очень бедные цари, которые, с целью захватить все богатства храма, сроют его до основания», и император, заботившийся о своей славе, ограничил роскошь постройки.

Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» - такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм. Торжественное освящение храма 27 декабря 537 года совершил константинопольский патриарх Мина.

Собор после османского завоевания

30 мая 1453 года султан Мехмед II, завоевавший Константинополь, вступил в собор Святой Софии, который был обращён в мечеть . К собору пристроили четыре минарета , и собор превратился в мечеть Ая-Софья. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции - алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Из-за этой переделки в Ая-Софии, как и в других бывших византийских храмах, молящиеся мусульмане вынуждены располагаться под углом относительно основного объёма здания. Большинство фресок и мозаик остались невредимыми, как полагают некоторые исследователи, именно благодаря тому, что в течение нескольких веков были замазаны штукатуркой.

Во второй половине XVI века при султанах Селиме II и Мураде III к зданию собора были пристроены тяжелые и грубые контрфорсы, существенно изменившие внешний вид здания. До середины XIX века никаких реставрационных работ в храме не производилось. В 1847 году султан Абдул-Меджид I поручил архитекторам Гаспару и Джузеппе Фоссати провести реставрацию Ая-Софии, которой угрожала опасность обрушения. Реставрационные работы продолжались два года.

В 1935 году, согласно декрету Ататюрка, Ая-Софья стала музеем, а с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. В 2006 году в музейном комплексе было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов сотрудниками музея.



Что еще почитать