Соотношение биологического и социального в развитии личности. Криминология. Воспользуйтесь формой поиска

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современности. Рассматривая проблему выделяют 3 уровня организации человека: биологический, социальный и психический. Речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое-психическое-социальное». Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. Личность - целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные.

Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

Факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов):

влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

2. Опыт личности - обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включае формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

Антропологические признаки - расовые, половые, - возрастные и др.; физические особенности;функционально-анатомические особенности; биохимические особенности и патологии выделенных элементов; свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности - психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

4. Соотношение биологического и социального в личности человека

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по социальной философии

    | Ответы к зачету/экзамену

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Основы Философии - ответы на экзамен

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. 2. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. 3. Античные представления о человеке. 4. Специфика восточной культурной

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.04 Мб

    1.Понятие криминологии как науки Предмет криминологии и его структура. 3.Функции, цели, задачи и проблемы криминологии. 4.Система криминологии и ее связь с другими науками. 5.Значение криминологии

  • Ответы к экзамену по криминологии

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.93 Мб

    1. Понятие и предмет криминологии 2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний 3. Понятие преступности, ее признаки 4. Преступность как социальное явление и относительно-массовое

Понятия «личность» и «индивидуальность», с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке существует достаточно много разногласий по поводу соотношения данных понятий.

С одной точки зрения (представлена в работах представителей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие «индивидуальность» с этой позиции представляется более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения (у представителей московской психологической школы), понятие «индивидуальность» рассматривается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие «личность» включает в себя прежде всего качества человека, проявляющиеся на социальном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое». Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их параллельного действия на индивида и т. п. Таким образом, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, психического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. С позиции данных концепций все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. При этом нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических понятий.

С позиции социологизаторских концепций утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

Результаты многочисленных исследований закономерностей психического развития человека позволяют говорить о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии человека, выделяют три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Причем подход к исследованию взаимоотношения компонентов данной триады формируется из понимания психологической сути понятия «личность».

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека.

В 60-е гг. XX в. возник вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К. К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и свойства темперамента.

К концу 1970-х гг. стала развиваться концепция системного подхода, разрабатываемая А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида.

Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность – это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. При этом личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условии для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому можно сказать, что индивидуальность – лишь одна из сторон личности человека.

  • ОБЩАЯ ЧАСТЬ
  • Предмет, система, задачи и функции криминологии
    • Общая характеристика криминологии
    • Цели, задачи, функции криминологии и их реализация
    • Место криминологии в системе наук. Междисциплинарный характер криминологии
  • История криминологии. Современные криминологические теории
    • Становление криминологии как науки. Основные направления изучения причин преступности
    • Зарождение и развитие зарубежных криминологических теорий
    • Развитие криминологии в России
    • Современное состояние криминологии
  • Преступность и ее основные характеристики
  • Детерминанты преступности
    • Понятие «детерминизма»
    • Теория причинности
    • Понятие «детерминант» в криминологии
    • Причины и условия преступлений
  • Личность преступника и ее криминологическая характеристика
    • Сущность и содержание понятия «личность преступника» и его соотношение с другими смежными понятиями
    • Структура и основные черты криминологической характеристики личности преступника
    • Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника
    • Классификация и типология личности преступника
    • Значение, объем, способы и основные направления изучения личности преступника в деятельности ОВД
  • Механизм индивидуального преступного поведения
    • Причинность как взаимодействие социального и биологического
    • Психологический механизм поведения личности
    • Роль конкретной ситуации в совершении преступления
    • Роль потерпевшего в генезисе преступного поведения
  • Основы виктимологии
    • История возникновения и развития учения о жертве
    • Основные положения виктимологии. Виктимность и виктимизация
    • «Жертва преступления» и «личность потерпевшего»: понятия и их соотношение
  • Организация и проведение криминологического исследования
    • Понятие «криминологическое исследование» и «криминологическая информация»
    • Организация и основные этапы криминологического исследования
    • Методы криминологического исследования
    • Методы уголовной статистики и их использование в криминологическом исследовании
  • Предупреждение преступлений
    • Понятие «предупреждение преступлений»
    • Виды и этапы предупредительной деятельности
    • Индивидуальная профилактика
    • Классификация мер предупреждения
    • Система предупреждения преступлений
  • Криминологическое прогнозирование и планирование предупреждения преступности
    • Понятия «криминологический прогноз» и «криминологическое прогнозирование», их научно-практическое значение
    • Виды и масштабы криминологического прогноза. Субъекты криминологического прогнозирования
    • Методы и организация криминологического прогнозирования
    • Прогнозирование индивидуального преступного поведения
    • Планирование и программирование предупреждения преступности
  • ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
  • Правовые, организационные и тактические основы деятельности ОВД по предупреждению преступлений
    • Роль и основные задачи органов внутренних дел в предупреждении преступлений
    • Правовое обеспечение профилактики преступлений
    • Информационное обеспечение профилактики преступлений и планирование профилактических мероприятий
    • Методы проведения общей профилактики преступлений
    • Методы проведения индивидуальной профилактики преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних
    • Основные показатели преступности несовершеннолетних
    • Личность несовершеннолетних преступников
    • Причины и условия преступности несовершеннолетних
    • Организация профилактики правонарушений несовершеннолетних
  • Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности
    • Понятие, признаки и виды преступного рецидива и профессионализма. Понятие рецидивной и профессиональной преступности
    • Социально-правовая характеристика рецидивной и профессиональной преступности
    • Криминологическая характеристика и типология личности преступников - рецидивистов и профессионалов
    • Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности
    • Особенности детерминации профессиональной преступности
    • Основные направления предупреждения рецидивной и профессиональной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности
    • Понятие и признаки групповой и организованной преступности
    • Криминологическая характеристика групповой и организованной преступности
    • Предупреждение групповой и организованной преступности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение насильственных преступлений
    • Тяжкие преступления против личности как социально-правовая проблема
    • Современное состояние и тенденции тяжких насильственных преступлений против личности
    • Характеристики лиц, совершающих тяжкие насильственные преступления
    • Детерминанты насильственных преступлений против личности
    • Основные направления профилактики насильственных преступлений против личности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика преступлений против собственности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих преступления против собственности, и их типология
    • Детерминанты преступлений против собственности
    • Основные направления предупреждения преступлений против собственности. Особенности деятельности ОВД по профилактике этих преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности
    • Понятие и современное состояние преступлений в сфере экономической деятельности
    • Характеристика факторов, обусловливающих преступность в сфере экономической деятельности
    • Характеристика личности преступника, совершающего преступления в сфере экономической деятельности
    • Основные направления профилактики преступлений в сфере экономической деятельности
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Понятие и социально-правовая оценка преступлений против общественной безопасности и общественного порядка
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики терроризма (ст. 205 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики захвата заложников (ст. 206 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики хулиганства (ст. 213 УК РФ)
    • Криминологическая характеристика, детерминанты и основные направления профилактики экологических преступлений (ст. 246-262 УК РФ)
    • Компьютерные преступления и их криминологическая характеристика
  • Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Понятие, виды и криминологические особенности преступлений, совершаемых по неосторожности
    • Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления
    • Причины и условия неосторожных преступлений
    • Предупреждение неосторожных преступлений
    • Криминологические особенности и предупреждение автотранспортных преступлений
  • Криминологическая характеристика и предупреждение социально-негативных явлений, связанных с преступностью
    • Понятие «социально-негативные явления» и их связь с преступностью
    • Криминологическая характеристика и профилактика наркотизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика пьянства и алкоголизма
    • Криминологическая характеристика и профилактика проституции
    • Маргинальность и преступность
  • Международное сотрудничество в предупреждении преступности
    • Понятие и значение международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Правовые и организационные формы взаимодействия государственных органов различных стран в изучении преступности и ее предупреждении
    • Основные направления и формы международного сотрудничества в противодействии преступности
    • Международное сотрудничество в противодействии отдельным видам преступлений: незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем

Соотношение биологического и социального в структуре личности преступника

Соотношение социального и биологического в личности преступника привлекает значительное внимание ученых - биологов, социологов, медиков, юристов и др. Специфическим для криминологии основанием интереса к социально-биологической и социально-психиатрической проблематике выступает необходимость более глубокого объяснения насильственной (в том числе бытовой) преступности, рецидива, преступности несовершеннолетних, неосторожной преступности, связанной с использованием источников повышенной опасности, а также потребность в дальнейшем повышении эффективности всех видов и форм предупреждения

Авторы ряда учебников по криминологии, по существу, предлагают только психологическое понятие личности субъекта преступления. Называемые в некоторых определениях психологические свойства личности (тревожность, импульсивность, неуверенность) социально нейтральны. Даже агрессивность далеко не всегда отрицательное свойство. Эти особенности протекания психических процессов скорее носят характер функциональных нарушений, обусловленных биологическими особенностями некоторых людей.

Суть проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении заключается в качествах человека, от которых зависит преступное поведение:

  • от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, особенности реагирования на окружающий мир, программы поведения и т.д.);
  • от тех, которые он приобрел в процессе жизни в обществе (в результате воспитания, обучения, общения, т.е. процесса социализации).

Будучи существом социальным, человек наделен биологическими особенностями, которые делают личность такой, какая она есть, физически здоровой или больной. Психофизиологическое состояние человека делает его способным к восприятию окружающей социальной действительности, так как, родившись биологическим существом, личностью он становится, воспринимая социальные нормы и ценности. Человек психически больной к такому восприятию неспособен. Поэтому такие лица совершают общественно опасные деяния, но не преступления.

Биологические особенности человека способствуют восприятию человеком социальных программ, но не могут стать причиной его преступного поведения. При этом надо иметь в виду, что вся совокупность биологических факторов не делает явление социальным, так как они лежат в разных плоскостях реальной жизни.

Сложность состоит еще и в том, что соотношение социального и биологического не является постоянным и одинаковым. Оно различно в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития человека, ведущей к акту сознательного поведения: в процессе развития конкретного организма и жизни индивидуума; в процессе общественного развития.

Первое звено причинной цепочки относится к начальной стадии развития человеческого организма и далеко от преступного поведения. С криминологической точки зрения важно установить, действуют ли на данном этапе какие-либо биологические факторы, которые в дальнейшем могут повлиять на развитие личности в криминогенном направлении. Здесь необходимо учитывать, что биологическое развитие индивидуума является сложным взаимодействием трех групп факторов: генетических (наследственных), экологических (влияние внешней среды) и индивидуальных, которые являются продуктом взаимодействия названных факторов.

Современной наукой окончательно не доказано существование прирожденных программ социально одобряемого или преступного поведения, несмотря на последние достижения по расшифровке генома человека. Не установлены также наследственные признаки такого поведения. Напротив, генетика доказала, что приобретенные при жизни признаки наследовать невозможно.

Однако это не означает, что при изучении причин конкретного преступления следует избегать всего, что относится к биологической структуре личности преступника. Нельзя отрицать, что человек не только социальное, но и биологическое существо. В его поведении, в том числе и преступном, всегда имеют место не только социальные, но и биологические элементы.

Второе звено связано с соотношением социального и биологического в процессе формирования личности. Биологический элемент в этом звене выражен гораздо слабее, чем в предыдущем, а социальный - значительно сильнее. Из числа биологических качеств в процессе формирования личности существенное значение имеют пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, а также наличие патологических отклонений.

Наибольшее влияние на формирование личности оказывают возрастные признаки. На разных возрастных этапах воздействие социальной среды на личность не одинаково. Так, незрелость нервной системы в раннем возрасте, неподготовленность организма ко многим психическим проявлениям, особенности юношеского восприятия окружающей действительности, повышенная эмоциональность и неумение реально оценить возможные последствия при неблагоприятных обстоятельствах могут способствовать совершению преступления. Это является предпосылкой для выделения преступности несовершеннолетних в отдельный самостоятельный вид преступности.

Третье звено преступного поведения связано с зарождением преступного намерения и реализацией преступного замысла. В этом звене взаимодействуют два социальных фактора: конкретная жизненная ситуация, имеющая значение для повода к совершению преступления, и личность преступника со сложившейся криминогенной мотивацией.

Существует три точки зрения на данную проблему.

  1. Определяющую роль в генезисе преступного поведения играют социальные факторы.
  2. Главными факторами преступного поведения являются биологические.
  3. В отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а в отношении других - биологические.

С позиций правового подхода данная проблема решается достаточно просто на логическом уровне. Преступность в данной трактовке - это сложная системная совокупность преступлений. Таким образом, преступность вторична по отношению к правовому регулированию человеческого поведения: нарушение запрета появляется после установления запрета.

До появления нормативного регулирования оценивать совокупность убийств, иных форм насилия, фактов захвата, отбирания предметов у других как преступность некорректно. Нельзя говорить о преступности применительно к миру зверей. Так же бессодержателен этот термин применительно к безнормативному людскому обществу.

Говоря о сущности правового регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен:

  • во-первых, сознательно, адекватно ее воспринять;
  • во-вторых, сознательно руководить своим поведением, т.е. у человека должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему.

Биологические доминанты так называемого прирожденного преступника отрицают свободу воли. Нормативный запрет изначально не способен удержать их от этих действий, а следовательно, такие «прирожденные преступники» находятся за пределами правового регулирования, и, несмотря на внешнюю похожесть этих деяний на преступления, их к разряду преступных отнести нельзя, что и нашло отражение в современной доктрине уголовного права (институт невменяемости).

Если же решающим фактором общественно опасного деяния были не непреодолимые биологические доминанты, а, например, социально обусловленное чувство мести или желание жить не хуже других в сочетании с надеждой на безнаказанность, то социальная природа преступления налицо.

В мировой практике зафиксированы случаи, когда лица, совершив преступления под воздействием непреодолимой тяги к преступному насилию, осуждались и отбывали длительные сроки наказания. При появлении импульсов к насильственным преступлениям в местах заключения или после выхода на свободу они обращались к специалистам, и им оказывалась достаточно эффективная медицинская помощь. Такие люди способны правильно воспринимать правовые запреты и с помощью общества (в лице специалистов данного рода) удержать себя от совершения преступления. Если общество не оказывает им своевременной помощи (или они не информированы о возможности ее получения) - это уже не биологическая, а социальная предпосылка преступления. И в случае совершения преступления лицами такого типа именно она окажется решающим фактором преступного поведения.

В то же время данная категория людей, несомненно, оказывается в более сложном по сравнению с обычными гражданами положении. В целях обеспечения большей справедливости при решении вопроса об уголовной ответственности таких лиц законодатель в УК РФ 1996 г. ввел специальное положение об уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (ст. 22 УК). Такие лица подлежат уголовной ответственности в соответствии с законом, однако «психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера».

Сторонники антропологического подхода к трактовке преступности концентрируют свое внимание на тех явлениях, которые юристы относят к разряду общественно опасных деяний, совершенных в состоянии невменяемости либо уменьшенной вменяемости. В этом отношении их позиция весьма уязвима, поскольку за пределами анализа антропологов в таком случае остается значительный массив преступлений. Теологический подход как бы переносит проблему преступности в совершенно иную (идеальную) плоскость, где вопросов о соотношении социального и биологического практически не возникает. Социологические теории приводят доказательства социальной обусловленности поведения прирожденных преступников.

На данном этапе развития наук о человеке, прежде всего генетики, доказать приоритет биологических признаков личности преступника над социальными не представляется возможным. Исходя из этого в изучении личности преступника наибольшее внимание следует уделять социально обусловленным признакам, принимая во внимание то влияние, которое оказывают на их формирование биологические особенности индивида.

Взаимосвязь социального и биологического в личности

Понятия ʼʼличность?- и ʼʼиндивидуальностьʼʼ, с точки зрения отечественной психологии, не совпадают. Более того, в отечественной психологической науке су­ществует достаточно много разногласий по поводу сооотношения данных понятий. Периодически возникают научные споры по вопросу, какое из данных понятий шире. С одной точки зрения (которая чаще всœего представлена в работах представи­телœей санкт-петербургской психологической школы), индивидуальность объеди­няет в себе те биологические и социальные особенности человека, которые делают его непохожим на других людей, т. е. понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ с этой позиции представляется более широким, чем понятие ʼʼличностьʼʼ. С другой точки зрения (которую можно чаще всœего встретить у представителœей московской психологи­ческой школы), понятие ʼʼиндивидуальностьʼʼ воспринимается как самое узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно неболь­шую группу качеств. Общим в данных подходах является то, что понятие ʼʼличностьʼʼ включает в себя прежде всœего качества человека, проявляющиеся на соци­альном уровне в ходе формирования социальных отношений и связей человека.

Вместе с тем существует целый ряд психологических концепций, в которых личность не воспринимается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя всœе особенности человека, в т.ч. биологические, психические и социальные. По этой причине считается, что с помощью специальных личностных опросников можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в струк­туре личности человека.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически всœе возмож­ные связи между понятиями ʼʼпсихическое*, ʼʼсоциальноеʼʼ и ʼʼбиологическое?. Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, неза­висимый ни от биологического, ни от социального, и как производный только от биологического или только от социального развития либо как результат их парал­лельного действия на индивида и т: п. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно выделить несколько групп концепций, по-разному рассматривающих соотношение социального, пси­хического и биологического.

В группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического раз­вития, психическое воспринимается как явление, полностью подчинœенное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. В лучшем случае человеческому организму в рамках данных концепций отводит­ся роль некоего ʼʼвместилищаʼʼ психической деятельности. Чаще всœего мы сталки­ваемся с данной позицией у авторов, которые доказывают божественное проис­хождение психических явлений.

В биологизаторских концепциях психическое воспринимается как линœейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развити­ем. С позиции данных концепций всœе особенности психических процессов, состо­яний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинœено исключительно биологическим законам. При этом не­редко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учи­тывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон - закон рекапитуляции, согласно которому в развитии индивида воспроиз­водится в главных чертах эволюция вида, к которому данный индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психи­ческого как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку всœе психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что данная точка зрения очень широко распространена среди физиологов. К примеру, такой точки зрения при­держивался И. П. Павлов.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, которые тоже исходят из идеи рекапитуляции, но только здесь она представляется несколько иначе, В рамках данных концепций утверждается, что психическое развитие индивида

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, основное различие между представителями двух ведущих оте­чественных психологических школ состоит в расхождении по вопросу об уча­стии биологических детерминант в формировании личности. Ананьев подчерки­вает, что ему достаточно близка позиция К. К. Платонова, выделившего в структу­ре личности четыре подструктуры: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности ее отдельных психических процессов; 3) уровень ее под­готовленности (опыта личности) 4) социально обусловленные качества личности. При этом Ананьев отмечает, что личность изменяется как в процессе истории че­ловека, так и в процессе индивидуального развития. Человек рождается биологи­ческим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Кроме этого, Ананьев полагает, что всœе четыре основные стороны личности тес­но связаны друг с другом. При этом доминирующее влияние всœегда остается за со­циальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребно­стями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими ка­чествами.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, представителями санкт-петербургской школы признается роль биологических детерминант в психическом развитии личности при доминирую­щей роли социальных факторов. Следует отметить, что разногласия по данному вопросу обусловливают определœенные различия и во взглядах на природу инди­видуальности. Так, Ананьев считает, что индивидуальность всœегда есть индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуаль­ностью. Для этого индивиду нужно стать личностью.

Позднее известный отечественный психолог Б. Ф. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, попытался вскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту про­блему сводились к следующим основным положениям. В первую очередь, исследуя раз­витие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в кон­тексте формирования и развития личности. В этой связи проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотно­шения организма и личности.

Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое - в рамках социальных наук. При этом и то и другое одновременно относится к человеку и как к представителю вида Нота зарг-епв, ц как к члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий отражены разные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность - включенность че­ловека в жизнь общества.

В-третьйх, как уже неоднократно отмечалось, исследуя формирование и раз­витие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в котором предстает человек как член человече­ского общества. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений ʼʼиндивид-обществоʼʼ оно не должна быть понято. Объектив­ным же основанием личностных свойств индивида является система обществен­ных отношений, в которой он живет и развивается.

В-четвертых, формирование и развитие личности крайне важно рассматривать как усвоение его социальных программ, сложившихся в данном обществе на дай­ной исторической ступени. При этом нужно иметь в виду, что данный процесс на­правляется обществом при помощи специальных социальных институтов, в пер­вую очередь системы воспитания и образования.

Исходя из этого можно сделать следующий вывод; факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. па каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязан­ных рядов, определяющих характер психического развития индивида, - это весь­ма грубое упрощение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биоло­гическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отраже­ния, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных ак­тов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

Взаимосвязь социального и биологического в личности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Взаимосвязь социального и биологического в личности" 2017, 2018.

Соотношение биологического и социального в личности. Центральное место в психологической науке занимает проблема соотношения в развитии индивида биологического и социального. Каждое поколение людей застает общество на определенной ступени его развития и включается в ту систему общественных отношений, которая существует. Ему не нужно повторять в каком бы то ни было свернутом виде всю предшествующую историю человечества. Кроме того, включаясь в систему сложившихся общественных отношений, каждый индивид приобретает и усваивает в этой системе определенные права и обязанности, общественную позицию, которые не похожи на функции и позиции других людей.

Культурное развитие индивида начинается с овладения культурой того времени и той общности, к которым он принадлежит. Все развитие индивида подчиняется особому порядку законов. Вместе с тем очевиден тот факт, что человек рождается как биологическое существо. Его организм - это человеческий организм, а его мозг - это человеческий мозг. При этом индивид рождается биологически, а тем более, социально незрелым, беспомощным.

Созревание и развитие организма человека с самого начала протекает в социальных условиях, которые неизбежно накладывают сильный отпечаток на эти процессы. Законы созревания и развития человеческого организма проявляются специфическим образом, не так как у животных. Задача психологии состоит в том, чтобы раскрыть законы биологического развития человеческого индивида и особенности их действий в условиях его жизни в обществе.

Для психологии особенно важно выяснить взаимоотношения этих законов с законами психического развития индивида. Биологическое развитие индивида является основанием, исходной предпосылкой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются в определенном обществе, в социальных действиях индивида. Развитие индивида начинается не с нуля, не на пустом месте. Старая идея об исходной его основе как tabula raza чистый лист, на котором жизнь пишет свои письмена наукой не подтверждается.

Человек рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивающей универсальную его готовность к развитию, в том числе и к развитию психическому. Было бы слишком просто представлять дело так, что биологические свойства и механизмы выполняют какие-то функции лишь на начальной стадии психического развития, а потом исчезают.

Развитие организма - процесс постоянный, и эти свойства и механизмы всегда играют роль общей предпосылки психического развития. Таким образом, биологическая детерминанта действует в течение всей жизни индивида, хотя и по разному в различные периоды. В психологии сейчас накоплено немало данных, раскрывающих особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов в разные периоды развития человека.

Ученые доказали, что психические процессы развиваются только в деятельности человека и в ходе его общения с другими людьми. Для того чтобы выявить законы, управляющие психическим развитием человека, необходимо знать, как изменяется биологическое обеспечение развивающихся психических процессов. Не изучив биологическое развитие организма, трудно понять и действительные законы психики речь идет о развитии той самой высокоорганизованной материи, свойством которой является психика.

Понятно, что мозг как основа психики развивается не сам по себе, а в реальной жизнедеятельности человека. Важнейшие стороны развития - это овладение исторически сложившимися способами деятельности и способами общения, освоение знаний и навыков и др. Из всего сказанного выше сделать вывод развитие индивида имеет сложный, системный характер и отличается высокой динамичностью. Попытки представить личность как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов - очень грубое упрощение, искажающее суть дела. Относительно связей биологического и психического вряд ли целесообразно пытаться сформулировать некоторый универсальный принцип, справедливый для всех случаев.

Эти связи многоплановы и многогранны. При одних обстоятельствах биологическое выступает по отношению к психическому как его механизм, при других - как его предпосылка. При некоторых условиях играет роль содержания психического отражения, при некоторых - роль фактора, влияющего на психическое развитие, или причины отдельных актов поведения.

Биологическое может быть и условием для возникновения психических явлений т. д. Еще более многообразны и многоплановы связи между психическим и социальным. Это затрудняет изучение тройственной структуры биологическое - психическое - социальное. Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса.

Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю. Теории личности. Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический. Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом, выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам.

Среди типологических классификаций, разработанных в XX в следует отметить типологии Кречмера 1925 и Шелдона 1954 . Эти психологи предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые люди эктоморфный тип чаще всего бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди мезоморфный тип должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию.

Среди невысоких людей с признаками тучности эндоморфный тип преобладают общительные, веселые и спокойные. Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в К. Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе можно выделить два основных типа приспособления 1. Плодородный - отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни рыбы. 2. Прожорливый - обладающий многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости млекопитающие. Точно также для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события.

Они как бы обращены вовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Это люди, как правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны.

Представители другой категории, углублены в свою внутреннюю жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К. Юнг назвал экстравертами, вторых - интровертами. Каждый из нас обладает обоими механизмами - экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра - и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении, поэтому здесь легче всего определить, к какому типу вы относитесь. На первый взгляд подобные типологические схемы кажутся убедительными.

Однако они не способны охватить все многообразие и сложность человеческого поведения. Что же касается типологии Кречмера и Шелдона, то возникает естественный вопрос может быть, реакции человека обусловлены не столько биологическими факторами, сколько тем, как он воспринимает себя сам или тем, как он воспринимается другими людьми? Например, разве мы не вправе ожидать, что индивидуум атлетического сложения будет проявлять большую склонность к доминированию и большую подвижность, чем невысокий упитанный человек? Если авторы типологических классификаций рассматривали личность как комплекс особенностей, свойственных определенной категории людей, то другие исследователи пытались установить те черты личности, которые заставляют одних людей вести себя более или менее сходным образом в различных ситуациях и таким образом делают их непохожими на других индивидуумов. Согласно Олпорту 1956 , человек может иметь от двух до десяти главных черт трудолюбие, честность, деловые качества, любовь к музыке и др которые характеризуют его образ жизни.

Кроме того, у него могут быть и многочисленные второстепенные черты, которые соответствуют его установкам в различных конкретных ситуациях.

Кэттелл 1956 определил шестнадцать параметров, по которым можно оценивать личность замкнутость - открытость, серьезность - легкомысленность, застенчивость - дерзость, сообразительность - бестолковость и др По Кеттеллу, ответы человека на вопросы анкеты позволяют построить профиль его личности в соответствии со свойствами, которые он проявил.

Айзенк 1963 пытался определить личностные черты человека по двум основным осям интроверсия - экстраверсия замкнутость или открытость и стабильность - нестабильность уровень тревожности. Таким образом, авторы данных психологических концепций считают, что для раскрытия существа личности достаточно описать структуру качеств человека.

Они разработали специальные опросники, с помощью которых можно описать индивидуальность человека, но никак не всю личность. Предсказать по ним дальнейшее поведение трудно, так как в реальной жизни реакции людей далеко не постоянны и чаще всего зависят от тех обстоятельств, с которыми человек столкнулся в определенный момент времени. Отдельно от других подходов стоят теории самоактуальности. Так, согласно Роджесу, всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать.

Он обладает всей необходимой компетенцией, чтобы решать возникающие проблемы и направлять должным образом свое поведение. Представление человека о самом себе, т. е. концепция собственного Я, будет развиваться в соответствии со складывающимися перед ним ситуациями и его собственными действиями. Роджерс называет подобную систему представлений реальным Я. Человек также склонен представлять себя и в идеальном образе, т. е. видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей идеальное Я. К этому идеальному Я и стремится Я реальное.

В каждом из нас, кроме того, существует и сильная потребность в самоуважении, заставляющая человека требовать положительного отношения к себе или к тому, что он делает. Если же, как это часто бывает, другие одобряют наши эмоции, чувства, мысли и поведение лишь тогда, когда они соответствуют их собственным эмоциям, чувствам, мыслям и поведению, то очень вероятно, что мы станем скрывать свои истинные мысли и чувства и демонстрировать вместо них те, которые получат одобрение окружающих.

В результате мы будем все меньше оставаться самими собою. Возникает разлад между реальным Я, формируемым средой, и той частью психики, от которой мы отказываемся. Это станет для нас источником тревоги. Напротив, если человек чувствует, что его принимают таким, каков он есть, то он раскрывает свои подлинные эмоции, чувства и мысли.

Таким образом, личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между реальным Я человека и его чувствами, мыслями и поведением. Это позволяет ему приблизится к своему идеальному Я, а именно здесь суть актуализации. Эриксон разработал теорию психосоциального развития личности. По его мнению, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста. Благоприятный или неблагоприятный исход каждого кризиса определяет возможность последующего расцвета личности.

Начальный кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В положительном случае у малыша развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, в отрицательном возникает недоверие к нему. Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с формированием привычки к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, малыш приобретает опыт автономии.

Напротив, чрезмерно строгий или непоследовательный внешний контроль вызывает у ребенка стыд или сомнения, связанные главным образом со страхом потерять способность управлять собственным организмом. Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые подрастающий человек постоянно строит и которые уму позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы.

Наоборот, повторяющееся переживание неудач и безответственность могут привести к возникновению покорности и чувства вины. Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается или вкус к работе, или чувство неполноценности. Это относится и к использованию средств и возможностей, и к его статусу в среде сверстников.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола. Он связан с поиском образцов поведения. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка с его потенциальными возможностями и выбором, который он должен сделать. Неспособность к выбору образцов или связанные с этим трудности могут привести к распылению роли, которую подросток играет или будет играть в социальной и профессиональной сферах, либо к путанице ролей. Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Этот кризис связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым юноше девушке предстоит совершить цикл работа - рождение детей - отдых, чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе. Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, которое выражается главным образом в интересе к следующему поколению и его воспитанию. Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

Однако, если эволюция супружеской жизни идет нежелательным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости, что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отношений. Восьмой кризис переживает во время старения. Он знаменует собой окончание жизненного пути. Человек подводит итоги своей жизни и осознает ее как единое целое, в котором уже ничего нельзя изменить.

Как полагает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиваться свободно, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Первый подкризис заключается в переоценке человеком собственного Я помимо его профессиональной роли, которая у многих вплоть до ухода на отдых остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что требует от человека выработки у себя в этом плане необходимого равнодушия. Наконец, в результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность и формируется готовность без ужаса принять мысль о смерти.

Свой подход к пониманию проблемы нашел А. В. Петровский. Ученый дает следующее определение личности Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. О личности Петровский говорит также как о сверхчувственном качестве индивида. Сверхчувственным данное качество называют потому, что его нельзя ощутить, хотя его носителем является индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Очевидно, что человек обладает вполне чувственными, т. е. доступными восприятию с помощью органов чувств, свойствами - телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи мимики и др. Рассматривая личность как сверхчувственное системное качество, А. В. Перовский дает новое толкование ее структуры.

Он выделяет три уровня рассмотрения и проявления личности 1-й уровень рассмотрения - интраиндивидный личность рассматривается как индивидуальность, как то, что отличает ее от другого человека.

Здесь представлены качества личности, которые даны человеку от рождения. Таким образом, личность выступает как свойство, присущее самому субъекту. К этим качествам можно отнести скорость реакции, темперамент, чувствительность, умственные способности личности, которые проявляются в любых ситуациях, в которые попадает индивид. 2-й уровень - интериндивидный.

Здесь сферой определения и существования личности становится пространство межиндивидных связей. Это те качества личности, которые могут проявиться только при взаимодействии человека с другими людьми. Например, наблюдая человека в одиночестве, не скажешь, добрый он или нет. Для этого надо узнать, как он ведет себя с другими людьми знакомыми, незнакомыми, родственниками, коллегами. Или такое качество, как грубость. Представьте себе человека, который попал на необитаемый остров. Можем ли мы сказать о нем, что он грубый? Очевидно, нет, так как грубым человек может быть только по отношению к другому, но не к себе самому.

То же относится к таким чертам личности, как общительность, внушаемость, стремление к лидерству или подчинению и др. 3-й уровень - метаиндивидный. Он определяет те воздействия, которые вольно или невольно, личность оказывает своей деятельностью индивидуальной и совместной на других людей. На данном уровне личность воспринимается уже под новым углом зрения ее важнейшие характеристики предлагается искать не только в ней самой, но и в окружающих.

Из сказанного следует что, навыки и знания не усваиваются сами по себе - они воспитываются только в комплексе с личностью того человека, который выступает в качестве учителя. Например, школьные предметы. Они нравятся не сами по себе, привлекают не своим содержанием. Интерес к учебным предметам зависит от того, какой педагог их преподает. Ученик не раскладывает знания у себя в голове по полочкам, но персонализирует их как принадлежность идеального образа учителя.

Каждая личность ощущает в той или иной мере потребность в персонализации - желание продолжить себя в других, стремление быть настоящей личностью. Объективная потребность в персонализации - потребность в полагании себя в других, воздействии на другого путем создания у него долговременных образов себя, стремление вкладывать себя в других - может переживаться человеком субъективно, как потребность в славе, дружбе, уважении, лидерстве, внимании и т. п. Эта потребность выступает в основном неосознанно.

Человек персонализируется в конкретной деятельности и общении, когда демонстрирует другому различные стороны своей личности. В некоторых случаях у человека отсутствуют средства персонализации, т. е. у него нет оригинальных мыслей, остроумия, доброты, воли и др того, что называют богатством души. Тогда некоторые используют кажущийся эффектным, но, по сути, тупиковый путь алкогольного опьянения.

Не случайно главный вопрос алкоголика - Ты меня уважаешь? это означает Есть ли что-нибудь от меня к тебе Такие люди во что бы то ни стало хотят быть персонализированными в ком-то. Однако у окружающих отсутствует готовность принять этот дар. Как тут быть? Алкоголик, для которого спиртное равноценно жизни, необычайно легко делится им с собутыльником и беспокоится, если в компании оказывается трезвый. Алкоголику необходимо снизить барьер, препятствующий персонализации, а это можно сделать, только напоив другого и уравнять его с собой на началах взаимной квазиперсонализации.

Почему квази? Потому что никакого изменения в личности пьяница не производит, так как не располагает соответствующими средствами. Вывод личность может быть характеризуема только в единстве всех трех предложенных аспектов рассмотрения.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психологические отклонения у детей и подростков

Поведение человека всегда, так или иначе, сочетается с его представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания.. Человек, как известно, становится личностью в результате совместной.. Круг общения старшеклассника составляет в основном учителя, родители, сверстники.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:



Что еще почитать