"Стелс" (самолет): технические характеристики. Невидимки сбивали, как и обычные самолёты, только американцы скрывали это Принцип работы самолета-невидимки

Как сербы уничтожили «невидимку» – самый «секретный» самолёт ВВС США

Сербским военным в марте 1999 года удалось уничтожить самый «секретный» самолёт ВВС США – F-117А . О том, как проходила эта операция, «Голосу России» рассказал её участник, Драган Матич

Материал из цикла «Балканский дневник российского журналиста»

Руководство в Брюсселе 27 марта 1999 года долго не могло прийти в себя. Впервые за всю историю боевой эксплуатации самого «секретного» самолёта ВВС США F-117А он был не только обнаружен радарами ПВО Югославии, но и сбит в небе недалеко от Белграда.

– Человек, сбивший «Стелс» над Югославией – Забыла ли Сербия, что её бомбили.

Это был сильнейший удар по американскому ВПК и корпорации «Локхид». В Пентагоне уверяли , что произошла техническая ошибка и «самолёт-невидимка» просто разбился где-то в лесах Сербии. Американские военные не признавались до 25 ноября , что F-117A был уничтожен советской ракетой. Истину скрывали не только от простых американцев, но и от многочисленных заказчиков, которые уже заключили контракты с «Локхидом». «Невидимка» был тогда очень популярен в мире. А уничтожена гордость американского авиастроения, машина стоимостью около 50 миллионов долларов, была сербским зенитно-ракетным комплексом с клеймом «Made in USSR». И первым нажал на кнопку «Пуск» Драган Матич . Тогда он рассказал мне подробности этой операции в деталях:

«24 марта 1999 года мы покинули нашу воинскую часть, где дислоцировались, и переместились в район пригорода . Три дня провели относительно спокойно. Мы работали по команде, обычная процедура, которую мы осуществляли по заданию нашего командира. Главное – не попасть под радары АВАКСов, которые обычно сопровождают натовские самолёты. Особенно такие, как F-117A.

Мы стояли у села Шимановцы. 27 марта ближе к вечеру вся наша бригада была на дежурстве. Коллега из службы слежения сообщил, что есть сильные помехи в эфире. И что каждую секунду сигнал всё ближе к нашей позиции. Буквально через 5 минут радиоразведка передала, что к нашему расчёту приближается цель. Наш командир внимательно смотрел на монитор и получал указания радиоразведки. Цель шла на нас. Мы её обнаружили. Я посмотрел на монитор и увидел чёткий сигнал цели. Мы стали следить за целью, она была видна очень отчётливо. Я доложил командиру, что цель зафиксирована нашими приборами и мы готовы к её поражению. После команды «огонь» через 17 секунд цель была поражена нашей ракетой. Первая ракета оторвала «Стелсу» крыло , а второй мы сбили сам самолёт. Пилот катапультировался, а самолёт упал на землю.

Это фантазия американских инженеров и лётчиков, что – невидимка . Все технологии «Стелс» обеспечивают его «невидимость» только в высокочастотном радиодиапазоне. Для радиолокаторов, работающих на низких частотах, он вполне заметен. Поэтому мы засекли его ещё в 50 километрах от нас и ждали, когда он пройдёт мимо нашего расчёта, чтобы уничтожить.

Да, у него сигнал излучения слабее, чем у обычных самолётов, но он всё равно появляется на экранах радаров. Может быть, пилот ошибся, может быть заблудился, но он летел на высоте всего 5 километров и попал в наш прицел. Мы сбили страшную, фантастическую машину – самый засекреченный самолёт ВВС . Пилот катапультировался, скрывался в лесах. Через пять часов группа американского спецназа прилетела на нескольких вертолётах и увезла его. Уже на следующий день он был на базе «Авиано», неподалёку от Венеции.

Когда нам удалось сбить самолёт, мы тут же покинули позицию вместе с техникой. Чем быстрее передислоцируешься, тем больше шансов у всего расчёта остаться в живых. Так мы делали 24 раза за эти три месяца агрессии. И это спасло наш расчёт. Никто из команды не пострадал. Хотя в нашей бригаде ПВО погибло 9 человек».

После того, как Драган Матич и его товарищи сбили F-117A , Белый дом и Пентагон обратились к руководству СРЮ с просьбой вернуть обломки самолёта и всё, что от него осталось, в . Но Белград, естественно, ответил отказом. Сейчас сбитый «Стелс» выставлен в музее авиации . Здесь мы и продолжили разговор с Драганом Матичем:

Ваш расчёт сработал чётко и слаженно. Как американцы с их АВАКСами и новейшей электроникой прозевали советскую ракету и подставили «Стелс» под удар?

– Мы защищали свою родину и выполняли свой долг. Мы тоже были целью, за нами тоже следили с американских спутников, нас обнаруживали АВАКСы. И поэтому мы старались не допускать никаких сигналов в эфир. Если ты в эфире или на вражеском радаре больше 20 секунд – ты уже мёртвый. Жди «томагавков», «крылатых ракет» или какой-нибудь мощной бомбы. Моё мнение о «стелсах»? Они запустили их в производство, чтобы продать своим союзникам по . Машина безумно дорогая – свыше 50 миллионов каждый экземпляр. Много говорили об этих «стелсах», но всё это реклама Пентагона. У него не было высокой скорости полёта, у него не было хорошей защиты и только две бомбы на борту . Ещё один недостаток этой «птицы» – она очень близко подлетала к цели. И только после этого могла нанести свой смертельный удар.

– Какие ещё самолёты удалось поразить вашей команде?

– В первые дни агрессии против Югославии ВВС начинали свои налёты после 20.00. Все самолёты всегда шли по одному и тому же маршруту. Тем же путём они возвращались и на свои базы. Мы быстро поняли эту особенность. Большинство самолётов попадали в наш прицел за 40-50 километров до нашей позиции. Американские пилоты и их коллеги по всегда придерживаются правил и чётко выполняют команды. Есть маршрут, есть задание, и они ни на миллиметр не отклоняются от него.

Мы читали их планы между строк, и это спасало нас и наши ПВО . Наш расчёт поразил, кроме первого F-117 , ещё одну машину. Мы задели её, но она дотянула до Хорватии и там приземлилась. Правда, официального подтверждения этому нет. Об этом писали газеты, была фотография. Это случилось 30 мая. А до этого мы сбили F-16 . Пилот был командиром эскадрильи, которая специально уничтожала . За ним прислали особую группу на вертолётах, чтобы спасти столь важного человека. 4 вертолёта и 10 самолётов обеспечивали поддержку десантникам.

Этот пилот принимал участие в операции «Буря в пустыне», бомбил сербов в Боснии и Герцеговине. Это был очень опытный лётчик и надёжный пилот. Но мы сумели поразить его легендарный самолёт. На счету нашей команды и Б-2 . Правда, опять нет доказательств. Но наши радиоперехватчики зафиксировали разговор между пилотом и АВАКСом. Пилот кричал: «В меня попала ракета, меня нужно спасать». Он дотянул до Венгрии. Мы воевали и сбивали противника – у нас старое оборудование, а у них самое современное оружие, но мы оказались хитрее и показали, что умеем давать отпор.

Россия давно борется с Соединенными Штатами за приоритет в создании истребителя двадцать первого века, сочетающего в себе характеристики сверхзвуковой суперманевренной боевой машины и технологии «Стелс». Самолет, обладающий такими качествами, не должен засекаться радарами и средствами инфракрасного наблюдения. Постройка подобного истребителя будущего не только способна резко повысить эффективность национальных ВВС, но и обеспечить весомый аргумент в конкурентной борьбе на мировом рынке вооружений.

До совсем недавнего времени у ведущих конструкторских бюро и авиастроителей не получалось объединить в одной боевой воздушной машине такие противоречивые в технологическом аспекте характеристики. Причем Россия преимущественно пребывала в роли догоняющей. Сочетающий в себе все эти качества, построенный по технологии «Стелс» самолет должен стать крупным козырем в решении различных геополитических задач.

Например, МиГ-29 разрабатывался в качестве адекватного ответа на создание американского истребителя F-18, а Су-27 был неким противовесом F-15. И хотя все данные модели в свое время стали настоящим прорывом и крупным достижением в области авиастроения, современные доктрины требуют разработки принципиально нового истребителя, сочетающего в себе великолепные летные характеристики с технологией «Стелс». Самолет, постройка которого основана на такой концепции, должен быть не только недоступен радарам, но и обладать качествами многоцелевой сверхзвуковой и сверхманевренной боевой машины.

Американский самолет-невидимка «Стелс» F-117 не смог приблизить своих конструкторов к вожделенной цели. Эта машина обладала весьма скромными летными характеристиками и не могла принимать участие в серьезных воздушных баталиях. ВВС Соединенных Штатов тратили огромные бюджетные средства на разработку действительно эффективного и невидимого для радаров крылатого хищника. Однако приблизиться к реализации этой задачи они смогли только осенью 1997-го года, когда начались испытания истребителя F-22 «Раптор».

Но в этот раз американские авиастроители не могли рассчитывать на безоговорочное первенство. Поскольку ОКБ Сухого начало летные испытания машины С-37 «Беркут» всего лишь двумя неделями позже своих конкурентов. По авторитетным оценкам военных экспертов, российский истребитель значительно превосходит «Раптор», главным образом благодаря уникальному крылу обратной стреловидности. Все это вывело конкурентную борьбу инженерной мысли и технологий на новый виток противостояния.

После завершения операции по захвату иракских амбициозно названной «Бурей в пустыне», американские военные чины без устали нахваливали свои самолеты F-117А фирмы «Локхид». Этих «черных призраков», совершивших несколько разрушительных налетов на Багдад, иракские ПВО не могли даже разглядеть на мониторах своих радиолокационных станций. Этот самолет «Стелс», фото которого демонстрирует идеальную геометрию машины, стал воплощением тридцатилетних усилий американских инженеров по разработке данной технологии.

Еще в 1962-м году фирма «Локхид» предпринимала попытки создать самолет-невидимку А-12. Поначалу эти потуги не принесли желаемого результата. Можно еще вспомнить «Стелс» самолет, знаменитый воздушный разведчик того времени SR-71, получивший свое прозвище «Черная птица» благодаря соответствующего цвета специальному покрытию, которое поглощало радиоволны. В начале 1970-х с бурным развитием вычислительной техники и программирования появилась возможность моделирования полета на ЭВМ. Так была спроектирована машина, имевшая минимальную радиозаметность. Уже в 1975-м году конструкторы фирмы «Локхид» создали первый опытный образец самолета-невидимки. Зимой 1977-го впервые поднялась в воздух боевая машина нового поколения F-117А, а через шесть лет ее приняли на вооружение американских ВВС.

Воодушевленный таким успехом Пентагон поручил компании «Нортроп» разработать по той же технологии новый стратегический бомбардировщик, неуязвимый для ПВО противника. Работы, длившиеся девять лет, завершились постройкой машины, получившей кодовое обозначение В-2. При создании всех своих «невидимок» американцы пользовались отнюдь не технологиями инопланетян, о чем ходило множество небылиц, а теоритическим разработками наших соотечественников.

Для поглощения радиоизлучения они применяли специальное ферромагнитное покрытие корпуса. Кроме того, американцы прибегали к множеству дополнительных ухищрений. Например, в самой машине почти все элементы изготавливались из не отражающих излучение композитных материалов, таких как Все двигатели были оснащены шумоподавляющими кожухами и системами принудительного охлаждения, которые снижают интенсивность инфракрасных выбросов. И еще много чего применялось в американских «невидимках».

Но здесь встает резонный вопрос об эффективности всех этих ухищрений. И тут выясняется, что огромные средства (многие миллиарды долларов!) потрачены зря. Прежде всего, эти машины оказались настолько капризны в эксплуатации, что готовить их к полету можно было только на базовых аэродромах. К тому же попутно выяснилось, что как только «Стелс» намокает, он начинает отчетливо проявляться на экранах радаров, подобно человеку-невидимке из известного романа Герберта Уэллса. Возможно, именно по этой причине во время военных действий в Югославии F-117А был сбит в одном из первых же вылетов.

Но окончательно добило изыскания американских ученых и авиастроителей в данной сфере изобретение, сделанное в России, где была разработана принципиально новая технология создания радионевидимости. Вблизи самолета генерируются специальные плазменные облака, настолько интенсивно поглощающие электромагнитные волны, что видимость машины на экранах радиолокационных станций уменьшается более чем в сотню раз.

Технология «Стелс» - гордость американской инженерной мысли, позволяющая самолету становиться невидимым, развеялась, как пыль по ветру. Это произошло 27 марта 1999 года близ города Рума, в 50 километрах от Белграда. «Триумф инженерной мысли» был поражен советской ракетой системой ПВО Сербии. Руководство НАТО после этого инцидента запретило полеты всех самолетов этого типа над Сербией, чтобы избежать дальнейших потерь этой машины.Сама технология «Стелс» действительно уникальна. Да и ниша для ее использования подобрана как нельзя лучше - создать самолет, которые не видит ни одна из существующих систем ПВО - задача воистину великая.
В СССР первое упоминание о технологии и принципе работы датируется 1962 годом. Тогда в Москве, в издательстве «Советское радио» была опубликована весьма любопытная книга под названием «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Ее автор, амбициозный и талантливый ученый Петр Уфимцев, описывал метод, согласно которому можно сконструировать уникальную форму для любого летательного аппарата, она будет преломлять лучи от систем обнаружения целей (радаров) и не отражать их, а преломлять и направлять в разные стороны, тем самым делая самолет невидимым для противника. Однако по странному стечению обстоятельств, у военных новая теория понимания не нашла. За скупым армейским «производство не имеет под собой оснований» крылся отказ от едва ли не самого перспективного проекта современности. Позже, хорошо изучившие эту работу ученые-авиастроители обнаружили, что в книге описывается алгоритм вычисления оптимального профиля самолета для обеспечения минимального отражения на радарах.По ту сторону океана, в США, уже много лет трудились над созданием такого типа самолета, но многочисленные расчеты, эксперименты, тестирования не давали положительных результатов. Все постоянно шло наперекосяк, пока однажды специалист по радарам Дэннис Оверхоулз не увидел ту самую работу Петра Уфимцева. Взволнованный Оверхоулз, сметая все на своем пути, помчался в кабинет к генконструктору проекта Бену Ричу. Изучив книгу, Оверхоулз и Рич пришли к выводу, что в книге советского ученого описывался сам метод вычисления всех необходимых величин.Тогда же в головы американских ученых пришла идея, что поверхность самолета можно разбить на сотни прямых частей, обеспечив тем самым эффективную площадь для преломления радиолокационных лучей.
Однако не все верили в то, что самолет с такой формой вообще сможет передвигаться. Когда ведущий инженер по аэродинамике компании Lockheed Martin увидел, какой получается самолет, у него подкосились ноги. Согласно всем существующим принципам авиастроения - такой аппарат летать не мог. Кентрелл поставил своим инженерам простую задачу: сделать так, чтобы самолет мог подниматься в воздух и хоть какое-то время летать. Так американцам удалось создать эталонный самолет-невидимку. Впрочем, эйфория от успеха быстро прошла.Металлических деталей в конструкции планера было не более 10%. Прямоугольная форма фюзеляжа и V-образное хвостовое оперение настолько ухудшили пилотирование самолета, что для летчика, выполнявшего на нем полет - это было сущей пыткой. Подобная конструкция поставила крест на сверхзвуковой скорости для самолета, значительно снизила его боевой радиус и полезную нагрузку. К тому же, во время выполнения полетного задания, все системы связи, система опознавания «свой-чужой» и даже высотомер должны были быть отключены, во избежание наведения систем ПВО. Самолет получился настолько неуклюжим, что сами американцы до последнего сомневались в его эффективности.Доцент кафедры Казанского научно-исследовательского технического университета (КАИ), специалист в области авионики Илья Матвеев поделился в интервью телеканалу «Звезда» своим мнением относительно систем управления в этом самолете: «В силу особенностей конструкции, самолет мог управляться только через специальную электродистанционную систему, в которой применялось двойное дублирование каналов управления. В силу аэродинамических характеристик, самолет был крайне неустойчив по тангажу и рысканию, поэтому и эти параметры тоже отслеживал компьютер, который так и назывался «компьютер по контролю за устойчивостью», а в дополнение к нему чуть позже был установлен автомат контроля тяги двигателей, который, честно говоря, надежностью не отличался».Бомбы против пальм Первое «боевое» применение у F-117 прошло во время проведения операции американскими войсками по свержению правящего Панамой Мануэля Норьеги. Стоит отметить, что у Панамы не было на тот момент никакой системы ПВО, поэтому даже самое скудное сопротивление панамские войска оказывать не могли. «Стелс» успешно отбомбился и вернулся назад на авиабазу.Следующий «выход в свет» состоялся в Персидском заливе в 1991 году. Имеющиеся в распоряжении сил ПВО Ирака зенитно-ракетные комплексы не были должным образом использованы в силу низкой квалификации боевых расчетов, поэтому «Стелсы» отработали практически свободно. В ночь на 17 января звено из 10 самолетов 415-й эскадрильи нанесли первые удары. В три часа ночи самолеты нанесли бомбовые удары пункты управления ВВС в Багдаде, центр управления воздушным слежением в Аль-Таджи. Во время авиаударов американским летчикам запрещалось опускаться ниже 6 тысяч метров, чтобы не попасть под огонь систем ЗРК малой дальности и зенитной артиллерии, которые в отличии от более мощных ПВО все таки могли опознать низко летящую цель и произвести по ней пуски.Югославский позор Операция НАТО в 1999 году, направленная на свержение режима Милошевича стала воистину «звездным часом» для применения F-117. Однако не всем планам по применению этой машины было суждено сбыться. В тот черный для американских ВВС день по всем центральным каналам можно было наблюдать обломки некогда грозной военной машины и прыгающих на этих останках местных жителей.Машина была сбита комплексом ПВО С-125, входящим в состав третьей батареи 250-й бригады войск противовоздушной обороны, которой командовал Золтан Дани. Сам Золтан в последующих интервью рассказывал, что с самого начала не испытывал иллюзий относительно технического превосходства этих машин. Плюс ко всему, в подчинении Дани находилось около двух сотен солдат, в которых командир был уверен.
Перед тем, как размещать ракеты на позициях, Дани приказал развернуть для коммуникаций не радиостанции, а кабельную связь. Тем самым югославский офицер решил сразу несколько проблем: кабельные линии нельзя было перехватить, заглушить или подслушать, что исключало возможность демаскировать позиции комплекса ПВО.
Тем не менее «поймать» это «чудо американской мысли» оказалось задачей непростой. Поскольку югославские расчеты ПВО включали свои радары на короткое время, увидеть в этом «коридоре» малозаметный самолет было задачей невероятно трудной. Цель, по рассказам самого Золтана Дани, была захвачена в самый последний момент, буквально за минуту до принудительного выключения радара.Самолет-невидимка подошел к батарее ПВО настолько близко, что вероятность его поражения была практически 100%. Расчет югославов был прост: дать подойти на максимально близкое расстояние, произвести пуск и поразить самолет, не дав ему шанса на противоракетный маневр. Когда Золтан понял, что «Стелс» сбит, он засек расстояние. Оказалось, что самолет поразили всего в 13 километрах от позиций батареи ПВО. Расход боеприпасов системы ПВО составил две ракеты 5В27Д. Первая срезала самолету крыло, а вторая угодила в фюзеляж.В случае с потерей своего лучшего самолета американцы допустили не только технический, но и тактический просчет. НАТОвское командование было настолько уверено в неуязвимости своего самолета, что посылало его на задание без какого-либо прикрытия. Мало того, курс, который пилот самолета Дейл Зелко взял для захода на цели, использовался уже в четвертый раз. Если вдаваться в техническую сторону этого вопроса, то безусловно, решающую роль сыграл симбиоз опыта югославского командира Дани, радара системы ПВО ракет С-125. Вся суть этой системой ПВО в том, что для радаров, работающих в длинноволновом диапазоне, обнаружить самолет даже с такой причудливой формой не составляет большого труда. Определить местонахождение цели с точностью до метра они, конечно, не могут, но вот указать направление, курс и высоту - способны. К тому же, F-117 отличался крайне низкой маневренностью на небольших высотах, да и не был маневренным самолетом в принципе, как раз в силу своего планера и самой конструкции. Таким образом, F-117 стал идеальной мишенью для югославской системы ПВО. НАТОвское командование до сих пор не признало других потерь этого самолета за время югославской агрессии. По данным портала jfdefence.com авиация США и НАТО потеряла от 4 до 5 самолетов F-117, однако никаких официальных бумаг на эту тему в Пентагоне нет.После того, как американский самолет был сбит, летчику все же удалось катапультироваться, а впоследствии успешно эвакуироваться с места падения. Несмотря на это, сбитый на просторах Югославии самолет стал предметом постоянной критики по всему миру. В НАТО поняли, что технология, скорее всего, будет раскрыта, поэтому предприняли дополнительные меры по защите F-117. Эти самолеты больше никогда не выполняли работу в одиночку: их постоянно сопровождала пара F-15/F-16, снаряженных ракетами HARM, которые наводились на сигнал РЛС системы наземной ПВО. Инцидент, произошедший в 1999 году, сильно поубивал бравады американским и НАТОвским летчикам, а технология, по которой был построен сверхдорогой самолет вскоре была признана неэффективной. Конец американской машины пришел воистину внезапно. В июне 2005 в Пентагоне состоялись закрытые слушания по программе F-117 и самолетов на его базе, а в 2008 году самолет официально сняли с вооружения. Бесславный конец дорогой и малопонятной программы, которая в очередной раз была побита надежным советским оружием.

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

Охота на невидимку (сербский опыт)

До сих пор четкого и ясного рассказа об обстоятельствах уничтожения одного из самых совершенных самолетов в мире опубликовано не было. Существует множество версий случившегося, однако все они касаются технических деталей. Это действительно достаточно интригующая тема - как могли сербы, вооруженные старыми советскими зенитными ракетами, сбить новейший самолет-невидимку? По мнению полковника в отставке Дани Золтана, дело не только в технике, но и в подготовке операции.

Золтан командовал 3-й батареей 250-й бригады ПВО, которая защищала Белград. У него были радары, четыре зенитно-ракетных установки C-125 (по западной классификации - Sa-3, в каждой по четыре ракеты) , и все это не представляло никакой угрозы для вражеских бомбардировщиков. По крайней мере, так считали натовцы, которые посылали свои самолеты бомбить сербские объекты, надеясь на современные средства подавления ПВО. Поначалу сербы не очень активно противодействовали авианалетам, но уже через три дня после начала кампании, 27 марта, они неожиданно сбили F-117 - самолет, который казался неуязвимым.

По словам Золтана, он не питал иллюзий относительно технического превосходства противника, и поэтому предпочел не открыто выступать против бомбардировщиков, раскрывая расположение своих радаров и ракет, а "залечь в засаду", выжидая, когда ему подвернется случай сбить вражеский самолет наверняка.

Как отмечает Strategy Page , эта операция наглядно показывает, что в современной войне грамотный командир может организовать успешное сопротивление даже при помощи устаревшего оружия. При этом не лишне упомянуть,

что уничтожение F-117 - это всего лишь самый известный случай из карьеры Золтана. На самом деле его часть не раз отличалась во время той войны, сорвав множество воздушных налетов и сбив еще один самолет - F-16. Натовцы не смогли уничтожить ни одного радара или пусковой установки, входивших в состав батареи Золтана.

Метод Золтана

  • Под командованием сербского полковника находились около 200 военнослужащих. Он знал каждого из них, и в каждом он был уверен на сто процентов. Задолго до начала бомбардировок он регулярно проводил тренировки, добиваясь, чтобы каждый солдат и офицер батареи в совершенстве владел доверенной ему техникой.
  • Понимая, что при существующем уровне натовской электронной разведки радиопереговоры демаскируют его быстрее, чем заметят вражеские радары, Золтан организовал систему кабельной связи. Приказы иной раз приходилось передавать при помощи посыльных. Однако эти методы сыграли важную роль - натовцы не знали, где расположена батарея, так как "не слышали" ее.
  • Радары и пусковые установки сербов постоянно меняли места дислокации. Часть персонала постоянно была занята поисками мест, куда будет перевезена военная техника в следующий раз, а также подготовкой к ее переброске. Всего за 78 дней, которые продолжались бомбардировки, батарея преодолела десятки тысяч километров.
  • На сербов работали шпионы. Они дежурили возле авиабазы в Италии, и когда с нее взлетали бомбардировщики, они по телефону докладывали об этом в Белград. Сеть наблюдателей существовала и в самой Сербии. Они также сообщали о маршрутах полета натовских самолетов.
  • Задолго до начала натовских бомбардировок Золтан постарался получить как можно больше информации об F-117. Он изучал все, что можно было найти - публикации в газетах и журналах, слухи о характеристиках этого самолета. Эти сведения помогли ему так расположить

    радары, чтобы они могли отследить "невидимку". Как именно - полковник не стал рассказывать. Известно, что он не держал радары включенными постоянно, а запускал в нужный момент на короткое время, чтобы натовские самолеты ДРЛО не могли засечь и навести на них истребители.

  • Определение цели и обстрел происходили в самый последний момент, когда самолет пролетал вблизи батареи. Это позволяло Золтану атаковать внезапно, не оставляя противнику шансов на противоракетный маневр. Впрочем, F-117, при всех его "невидимых" достоинствах является достаточно неповоротливым и медленным самолетом. Совершить резкий маневр и уйти от зенитной ракеты, выпущенной с близкого расстояния, он не мог физически. Когда сербы сбили "стэлс", тот находился всего в 13 километрах от пусковой установки.
  • Наконец, Золтан, по его словам, внес некоторые изменения в конструкцию ракеты, которые позволили ей лучше наводиться на самолет-невидимку. Какие именно - серб не сказал, отметив, что они до сих пор продолжают оставаться государственной тайной.

    На самом деле еще одним фактором, предопределившим успех операции, была тактика натовских военачальников. Они посылали F-117 без прикрытия и не меняли маршруты полета. Сбитый самолет летел по этому маршруту уже четвертый раз подряд, и это позволило сербским зенитчикам хорошо подготовиться к "охоте".

    Что касается технической стороны, то несомненным достоинством сербской батареи были радары и ракеты старой системы. Как известно, радар отслеживает самолет, регистрируя отраженный от него радиосигнал. Современные радары используют высокую частоту сигнала. Однако в случае со "стэлсом" короткие волны рассеиваются рубленым корпусом самолета так, что его нельзя заметить - именно причудливая форма и является основой этой технологии.

    Однако для длинноволновых (низкочастотных) радаров подобная форма самолета не является препятствием. Такие локаторы не слишком точны, но зато они "видят" любой крупный объект в воздухе. Кроме того, как уже говорилось, F-117 отличается невысокой маневренностью и низкой скоростью, что делает его идеальной целью для старых зенитно-ракетных комплексов с низкочастотными радарами.

    Золтан больше не смог сбить ни один "стэлс". Сразу же после того, как альянс потерял этот самолет, командование приняло меры по предотвращению подобных ситуаций. F-117 больше не летали в одиночестве - их сопровождали истребители, вооруженные ракетами HARM (наводящимися по сигналу радара). Самолеты стали менять маршруты полета, и устроить "засаду" на них сербы больше не смогли... Впрочем, это не убавило славы отставному полковнику. Он уже вошел в историю как человек, который смог сбить самолет-невидимку.



  • Что еще почитать