Священные деревья. (друиды)Священные деревья и их руны - покровители Одинокий кипарис, Калифорния

Священные деревья славян ======================= Часто ли мы вспоминаем о лесе? Только когда едем отдыхать туда. А часто ли мы прикасаемся к деревьям? Только когда собираем их плоды. А у наших предков всё было по-другому – они любили, уважали и берегли лес.

Наших предков окружал более интересный мир, чем нас. Они умели видеть волшебство и душу в вещах, на которые мы сейчас не обращаем внимания. Даже к деревьям они относились как к живым существам, способным на общение и дружбу, а лес считался кормильцем. Мы можем найти этому подтверждение в многочисленных старинных сказках, загадках, поговорках, пословицах и песнях наших предков. С помощью деревьев наши предки умели лечиться: отправляясь в лес за грибами или ягодами, они подолгу сидели под «своими» деревьями, разговаривали с ними, дотрагивались. Современные учёные называют подобную практику дендротерапией, и утверждают, что такие прогулки нормализуют давление и приносят душевное и физическое облегчение. Вообще, наши предки, как и все другие народы, жившие в лесу, питали большую любовь к деревьям. И это не могло отразиться в их мировоззрении, где фигурирует архетип Мирового Древа. ДРЕВО ЖИЗНИ - МИРОВОЕ ДРЕВО Образ Мирового Древа был известен в мифологии многих народов. Он играл существенную роль в мировоззрении также и у славян. Это Древо было символом жизни, пространства, и времени. На его ветвях стояло небо, а о его корни опиралась земная твердь. Крона Древа символизировала мир светлых духов, корни – мир тёмных духов, а ствол – земное пространство, где жили люди. Древо разделяло эти пространства, и пока оно стояло, мирозданию ничто не угрожало.

В мифологии славян Мировое Древо находилось в пуповине (то есть центре) всего мира: на острове посреди всех морей, на камне Алатырь. Его изображали яблоней, явором, но чаще всего – дубом. У корней Древа сидела змея, горностай или другой хищник, а над ним в ветвях вила гнездо птица. Эти животные вечно враждовали друг с другом, и их вражда символизировала борьбу добра со злом.

Изображением Мирового Древа украшали одежду, домашнюю утварь, рабочий инвентарь. В одних случаях оно должно было играть охранную роль, в других – приманивать удачу, здоровье, богатство. Также Древо фигурирует в загадках и в магических заговорах.

ЗАПОВЕДНЫЙ ЛЕС Свои обряды славяне чаще всего устраивали в лесах и рощах. Каждому божеству следовало ставить святилище среди деревьев определённого вида. Иногда их сажали специально, и тогда получалась целая роща. То место, в котором находилось святилище, становилось заповедным. Его называли «праведным лесом» или «божелесьем». Заповедная роща находилась за пределами селения. Заходить в неё просто так или, тем более, рубить в ней дрова, строго запрещалось. К капищу вела неприметная тропа, а само святилище представляло собой круглую поляну, обнесённую частоколом из брёвен. Алтарь устраивался в центре, чаще всего под большим старым деревом, а вкруг него стояли деревянные идолы. В дни празднеств в святилище собиралось всё селение, они проводили обряды и приносили дары богам. Нам сейчас может показаться странным, что у славян рубка деревьев, никому и ничему не мешавших, или дававших летом тень, считалась грехом. Деревья уважали сами по себе, и их бесцельное уничтожение осуждалось так же, как излишняя жестокость к животным или грубое отношение к людям. Ещё большим почётом пользовались очень старые деревья. Их старались не рубить без большой надобности и называли Царь-дерево. А в самые стародавние времена волхвы и племенные вожди налагали строгий запрет на рубку определенных видов деревьев, которые считались священными и почитались как тотемы – прародители племени. С принятием христианства это ушло, но почитание особых видов деревьев осталось. ДУБ - СВЯЩЕННОЕ ДРЕВО СЛАВЯН Спрадавних времен был у славян священным деревом - царем лесов. Дуб по праву занимает первое место в славянском дендрарии. Славяне называли его Царь Дуб, и, согласно поверьям, на нем обитал царь птиц орел. Бог-отец выступал под именем или в форме именно дуба. В народных представлениях дуб выступает как символ мужского начала, главенства, силы, мощи, твердости.

Силу этого дерева, Дуба, воспевали в своих песнях не только наши предки, но также и европейцы. Они преподносили ему дары, возносили молитвы и сделали его неотъемлемым атрибутом множества обрядов, таинств и праздников. О Дубе говорят, что мудрость его в корнях, сила в стволе, а сострадание в листьях и ветвях, потому данное дерево стало истинно мужским символом. Если задать вопрос: из какого дерева славяне строили себе дома? То, безусловно, ответом на него будет – Дуб. Он - это крепость и сила, оплот и основа всего сущего, потому его часто называют Древом Мира. Наши предки именовали его не просто символом дерева у славян, а Царём деревьев. Данный элемент во всём многообразии отображён в фольклоре нашего народа, ведь нередко именно Дуб становился центральным элементом сказаний, легенд. В стихах и поэмах можно отыскать ту значимость, которой отцы наши наделяли дубовые рощи. Храмы Богов наших, в частности Перуна и Велеса, строились именно в дубовых полесьях. Большое количество обрядов, которые проводились при рождении ребёнка или беременности, включали в себя дубовые ветви, если же родители желали иметь мальчика. Наличие Дуба, посаженного отцом во дворе дома, обуславливало крепость рода, а именно силу, здоровье и надёжность мужчин его. Потому, когда во дворе начинали отмирать дубы, то это считалось истинно дурным знаком, пророчащим скорую гибель семьи. БЕРЁЗА - СИМВОЛ НАЧАЛ И СВЕЖЕСТИ Одно из самих распространённых на Руси деревьев - это Берёза. И хотя березы растут во всем мире, нигде их не любят и чтят так, как у нас на родине. Так было во все века. Ведь береза в славянской мифологии также считалась священным деревом.

Наши отцы видели в этом дереве чистоту и начало всея, то есть береза воплощала в себе женское начало. На века в нашем фольклоре связан символ тонкой и стройной берёзы со станом девушки. Любая девушка в будущем мать, потому нередко обереги и талисманы выполнялись из коры и ветвей этого прекрасного дерева, призванные в будущем оградить своего носителя от бед и зол. Берёзовый сок можно считать настоящим целебным снадобьем, способным очистить организм и кровь от заразы. Берёзу так же, как и мудрый Дуб, нередко использовали в народных обрядах, преимущественно в тех, которые носили характер замужества. Например, известны старинные гадания, когда девушки, надеясь найти суженого, пускали по течению реки берёзовые венки. В том деле, согласно поверью, им помогали русалки, которые, также согласно фольклору, сидели именно на берёзах, что растут у берегов прудов, озёр и рек. Праздник Русалии был праздником рождения Русов. Рождение – начало – материнство. Именно таково значение этих берёз у славян. СОСНА - ДРЕВО ПУТИ И СУДЕБ Ещё одно священное дерево славян – Сосна. Значение, которым его наделяли наши отцы, одно из наиболее сложных и загадочных.

Они именовали сосну осью мира, путеводной нитью, дорогой, судьбой. Из сосновых дров часто складывали погребальных костёр, служащий символом именно неотвратимой судьбы, которая ждёт каждого из нас. Данных культ прощания с телами отсылает нас к богине Макоши, которая опять же является богиней Судьбы. Она является одной из главных фигур в Мироздании, Богиней Космоса. Сосна служила в основном в целебных и лечебных обрядах. Отвары, припарки изготавливались из смолы, пыльцы, хвои и шишек. Говоря о последних, опять же стоит упомянуть о том, что на древе одновременно растут как женские, так и мужские шишки, а что может объединить мужчину и женщину в единое начало? Лишь судьба. Связывая воедино, сосна одновременно вела и поддерживала наших предков. ОСИНА - ДРЕВО КОНЧИНЫ И СМЕРТИ Осина всегда синеет по своему спилу, а синий цвет наши предки именовали тенью смерти. Несмотря на то, что данное древо называли символом кончины, конца пути, оно вовсе не носило негативный характер. Осина, будучи символом смерти, одновременно позиционируется как и мощнейший оберег от неё. Воля Богов иногда бывает капризна и неустойчива, а гнев их мог быть направлен и на тех, кто не имел за собой недобрых заслуг. Дабы кара не постигла невиновного, люди изготовляли осиновые обереги, которые способно были укрыть их от гнева.

Беря во внимание важность и символизм данного древа, славяне изготавливали из него не только талисманы-обереги, но также и оружие, доспехи. Например, осиновые копья. Согласно фольклору, осиновое копьё могло не только убить воина, но и оживить его. Это лишний раз говорит о том, что осина имела вовсе не негативный оттенок, а благостный, справедливый. То есть смерть, воздаваемая осиной, есть своевременна. По тому же принципу осиновый кол в фольклоре фигурировал как основное средство от нечисти, такой, как вампиры и упыри. Считалось, что вампиры и упыри одновременно и живы и мертвы, они нарушают естественный порядок вещей, противоречат ему. ЕЛЬ - СИМВОЛ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ Едва ли можно переоценить значение Ели для славян. Ель выступает в качестве одного из важнейших духовных ключей, являясь одновременно и целью бытия, его смыслом, и самым бытием. Ведь Ель является символом вечной жизни.

Деревья у славян являлись объектами благоговейного поклонения, и не зря. Всё славянское мироздание строится на пяти столпах, пяти важнейших деревьях во Вселенной. Каждое из них несёт в себе скрытый смысл, который можно именовать ничем иным, как мудростью Вселенной.

Силу этого дерева, Дуба, воспевали в своих песнях не только наши предки, но также и европейцы. Они преподносили ему дары, возносили молитвы и сделали его неотъемлемым атрибутом множества обрядов, таинств и праздников. О Дубе говорят, что мудрость его в корнях, сила в стволе, а сострадание в листьях и ветвях, потому данное дерево стало истинно мужским символом.

Если задать вопрос: из какого дерева славяне строили себе дома? То, безусловно, ответом на него будет – Дуб. Он — это крепость и сила, оплот и основа всего сущего, потому его часто называют Древом Мира. Наши предки именовали его не просто символом дерева у славян, а Царём деревьев.

Данный элемент во всём многообразии отображён в фольклоре нашего народа, ведь нередко именно Дуб становился центральным элементом ведических сказаний, легенд. В стихах и поэмах можно отыскать ту значимость, которой отцы наши наделяли дубовые рощи. Храмы Богов наших, в частности Перуна и Велеса, строились именно в дубовых полесьях.

Большое количество обрядов, которые проводились при рождении ребёнка или беременности, включали в себя дубовые ветви, если же родители желали иметь мальчика. Наличие Дуба, посаженного отцом во дворе дома, обуславливало крепость рода, а именно силу, здоровье и надёжность мужчин его. Потому, когда во дворе начинали отмирать дубы, то это считалось истинно дурным знаком, пророчащим скорую гибель семьи.

Берёза – символ начал и свежести

Одно из самих распространённых на Руси деревьев — это Берёза, и имя связывали со словом “белый”. Наши отцы видели в этом дереве чистоту и начало всея, то есть береза воплощала в себе женское начало. На века в нашем фольклоре связан символ тонкой и стройной берёзы со станом девушки. Любая девушка в будущем мать, потому нередко обереги и талисманы выполнялись из коры и ветвей этого прекрасного дерева, призванные в будущем оградить своего носителя от бед и зол. Берёзовый сок можно считать настоящим целебным снадобьем, способным очистить организм и кровь от заразы.

Берёзу так же, как и мудрый Дуб, нередко использовали в народных обрядах, преимущественно в тех, которые носили характер замужества.

Например, известны старинные гадания, когда девушки, надеясь найти суженого, пускали по течению реки берёзовые венки. В том деле, согласно поверью, им помогали русалки, которые, также согласно фольклору, сидели именно на берёзах, что растут у берегов прудов, озёр и рек. Праздник Русалии был праздником рождения Русов. Рождение – начало – материнство. Именно таково значение этих берёз у славян.

Сосна – древо пути и судеб

Ещё одно священное дерево славян – Сосна. Значение, которым его наделяли наши отцы, одно из наиболее сложных и загадочных.

Они именовали сосну осью мира, путеводной нитью, дорогой, судьбой. Из сосновых дров часто складывали погребальных костёр, служащий символом именно неотвратимой судьбы, которая ждёт каждого из нас. Данных культ прощания с телами отсылает нас к богине Макоши, которая опять же является богиней Судьбы. Она является одной из главных фигур в Мироздании, Богиней Космоса.

Сосна служила в основном в целебных и лечебных обрядах. Отвары, припарки изготавливались из смолы, пыльцы, хвои и шишек. Говоря о последних, опять же стоит упомянуть о том, что на древе одновременно растут как женские, так и мужские шишки, а что может объединить мужчину и женщину в единое начало? Лишь судьба. Связывая воедино, сосна одновременно вела и поддерживала наших предков.

Подробности о здоровье и болезнях, а также о здоровом образе жизни читайте в журнале о здоровом образе жизни для хорошего самочувствия — illnessnews.ru

Осина – древо кончины и смерти

Осина всегда синеет по своему спилу, а синий цвет наши предки именовали тенью смерти. Несмотря на то, что данное древо называли символом кончины, конца пути, оно вовсе не носило негативный характер. Осина, будучи символом смерти, одновременно позиционируется как и мощнейший оберег от неё. Воля Богов иногда бывает капризна и неустойчива, а гнев их мог быть направлен и на тех, кто не имел за собой недобрых заслуг. Дабы кара не постигла невиновного, люди изготовляли осиновые обереги, которые способно были укрыть их от гнева.

Беря во внимание важность и символизм данного древа, славяне изготавливали из него не только талисманы-обереги, но также и оружие, доспехи. Например, осиновые копья. Согласно фольклору, осиновое копьё могло не только убить воина, но и оживить его. Это лишний раз говорит о том, что осина имела вовсе не негативный оттенок, а благостный, справедливый. То есть смерть, воздаваемая осиной, есть своевременна.

По тому же принципу осиновый кол в фольклоре фигурировал как основное средство от нечисти, такой, как вампиры и упыри. Считалось, что вампиры и упыри одновременно и живы и мертвы, они нарушают естественный порядок вещей, противоречат ему.

Ель – символ вечной жизни

Едва ли можно переоценить значение Ели для славян. Ель выступает в качестве одного из важнейших духовных ключей, являясь одновременно и целью бытия, его смыслом, и самым бытием. Ведь Ель является символом вечной жизни.

Из неё нередко изготавливали музыкальные инструменты, потому что музыка вечна. Ширина её распространения в жизни опять же является подтверждением той ценности, которой её наделяли наши праотцы. Помимо того, из ели изготавливали домашнюю утварь, лекарственные припарки и отвары.

Впрочем, ель нашла своё отображение не только в славянской мифологии. Поскольку её связывали с вечной жизнью, то особая формы её стала ассоциироваться именно с тем путём, что предстоит перед нами после смерти, а, иначе говоря, в вечной жизни.

В историях о странствиях Христа по землям Египта упоминалась ель, возможно было заимствование образов именно из нашей славянской культуры. Обратите внимание на форму елей и на форму египетских пирамид – и те, и другие имеют явную схожесть. Вечнозелёное дерево является символом вечной жизни и именно это стремятся подчеркнуть, используя форму и древо ели во время погребальных и заупокойных обрядов.

Пять деревьев – Дуб, Берёза, Сосна, Осина и Ель – являются пятью столпами-символами нашего мироздания, которые описывают основные процессы бытия в полной и исчерпывающей форме. Женское и мужское начало, Дуб и Берёза, Мудрость и Рождение, следуют Стезе Жизни, Сосне, чтобы пройдя через Смерть, Осину, обрести Вечную Жизнь, символом которой является Ель. Вот такое диковинное на первый взгляд, но полное мудрости и прозрения представление наших предков.

Переплетение данных символов является одновременно заветом, бытием и законом. Славяне и деревья — это неразделимая сущность. В мудрости своей отцы наши возносили им мольбы и молитвы, применяли их в обряде и быте, воздавали им должное. Деревья в жизни славян были священны.

омывается водами Индийского океана и его Бенгальского залива. Отделён от Индостана Манарским заливом и Полкским проливом. Так называемый Адамов мост - отмель в Полкском проливе - когда-то полностью соединял Шри-Ланку с материком, но, по данным летописей, был разрушен землетрясением около 1481 г.


Столица Шри-Ланки

— Шри-Джаяварденепура-Котте


Священное дерево Бо Шри-Ланки


История

Избавившись от назойливых англичан, жители Цейлона не мешкая переименовали свою страну так, как считали нужным. Так появилось государство Шри-Ланка. И хотя производимый здесь ароматный чай по-прежнему называется цейлонским, Шри Ланка также далека от Цейлона, как и от Великобритании. Именно здесь уже почти пять тысяч лет стоит дерево Бо. Именно под этим деревом принц Гаутама достиг Просветления и стал Буддой. Именно здесь гигантская змея укрывала медитирующего принца от непогоды под своим капюшоном. Это самое старое дерево на Земле и, похоже, оно еще увидит гибель этого мира.

Дамбулла

— старинный комплекс пещерных храмов тоже имеет свои маленькие, но неразгаданные тайны. Именно здесь вдоль одной из стен в толще камня проделан неширокий желобок, вода в котором бежит… вверх. Она достигает самой высокой точки пещеры и оттуда уже согласно закону тяготения падает вниз в большую золотую чашу.

Туристический рай

Туристам, прибывающим в этот райский уголок, следует знать и соблюдать некоторые правила. Нельзя показывать на кого-нибудь пальцем, это не просто невежливость — это прямое оскорбление. Перед входом во двор и помещение буддийских храмов снимается обувь. Чтобы сфотографировать местного жителя, необходимо прежде получить у него разрешение. Если будете бездумно щелкать фотоаппаратом направо и налево, проведя большую часть отдыха в полицейском участке.

Священное дерево Бо

Дерево Бо (Bodhi Tree) — один из священных объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире, которые приезжают в Анурадхапуру, сохранившую свою известность как средоточие исторических памятников и святых буддистских мест.

Это дерево (одно из самых древних в мире) было выращено из отростка индийской дикой фиги, саженца, взятого от дерева в Будха Гойя (Непал), под которым Будда обрел просветление. Отросток был привезен на остров в III в. до н. э. монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Асоки, и был посажен в королевском парке Анурадхапуры.

Бо — самое старое дерево на Земле

Так как дерево Будха Гойя в Непале не сохранилось, то Бо – это самое старое дерево на Земле: его возраст – 23 века.

Само дерево небольшое, держится на подпорках. Рядом с ним растет большое защитное дерево.


Тысячи паломников приезжают каждый год, чтобы полюбоваться святынею, для поклонения даже построен отдельный храм Ланкарма. Чтобы увидеть дерево Бо своими глазами, нужно пройти через два кордона охраны, и тогда вы сможете подойти почти вплотную к золотому забору, который окружает священное дерево. Около этого заборчика можно наблюдать буддистов, которые стоят и ждут, когда со священного дерева упадут листочки. Эти листочки они заберут домой, чтобы осталась память о паломничестве на остров Цейлон – остров древней буддистской традиции. Кто-то прямо здесь медитирует или молится — иногда сутки напролет.


Это растение находится в городе Анурадхапура, и известно почти по всему миру. Его значение не столько в его возрасте и даже не в его размерах. Причина такой известность казалось бы обычного дерева – религия и легенды, которые вполне могут оказаться правдивыми.

Именно сюда каждый год приезжает множество буддистов, для которых это дерево священно. Но приходят сюда и просто туристы, которые мечтают посмотреть на это уникальное растение. Причиной тому является его история.

Это не просто дерево, это отросток индийской фиги. Он был взят в глубокой древности у того дерева, которое дарило свою тень Будде в тот момент, когда он обрел просветление. Само то дерево носит, точнее, носило название Будха Гойя. Произрастало если верить древним текстам оно на территории Непала. Но сегодня увидеть его уже невозможно, и единственное, что остается туристам и истинным буддистам – это его часть, его отросток, который уже сегодня стал одним из самых интересных деревьев на земле.


Подтверждением того, что это именно отросток самого священного из деревьев мира это древние тексты. Они прямо указывают на то, что одна из дочерей индийского императора привезла росток прямо из Непала. К тому времени она уже была монахиней, и это действие имело для нее не меньшее значение, чем сейчас имеет для всех поклоняющихся Просветленному. Именно она, девушка по имени Сангамитта, посадила его и в землю у королевского дворца древнего города. С тех пор оно растет и укореняется все глубже в этой земле.

Простых туристов мало интересует буддийская история этого дерева, более интересна датировка. Получается, что сегодня это растение одно из самых старых в мире – его привезли и посадили по древним текстам еще в II веке до нашей эры, а это означает, что сегодня ему уже более двадцати трех столетий.


Не смотря на такой возраст само священное древо невелико, и держится оно за счет специальных подпорок. Но рядом растет и крупнее дерево для его защиты.

Каждый год сюда приходят тысячи паломников, для которых построен отдельный храм.


Священные деревья

Своеобразным разрядом культовых мест являлись священные деревья и священные рощи, «древеса» и «рощения» по терминологии средневековых книжников.

Одним из почитаемых деревьев была береза, с которой связан целый ряд весенних обрядов и хороводных песен. Не исключено, что береза была посвящена берегиням, духам добра и плодородия.

Этнографы собрали много сведений о «завивании» молодых бе резок, о весенних ритуальных процессиях под связанными ветвями берез. Вовлекаемые в языческий ритуал деревья щедро украшались лентами и вышитыми полотенцами-убрусами.

Вышивка на убрусах содержала изображение тех богинь, которыми в эти сроки производились моления и приносились жертвы: фигуры Мокоши и двух рожениц (матери и дочери) Лады и Лели. Моления в «рощениях», в «древах» можно уподобить позднейшему церковному молению; здесь храму соответствовала роща или поляна в лесу, фресковым изображениям божеств – отдельные почитаемые деревья (или деревья-идолы), а иконам – изображения Мокоши и Лады на убрусах.

А. Куинджи. Березовая роща. 1879 г.

Деревья, расположенные около родников, источников, криниц пользовались особым почитанием, так как здесь одновременно можно было обращаться и к вегетативной силе «рощения», и к живой воде бьющего из земли ключа. Смысл обращения к родниковой воде и возникновение сказочного понятия «живой воды» объясняется часто проводимой в антиязыческой литературе мыслью: «Рекосте: створим зълая, да придут на ны добрая – пожьрем студеньцами и реками и се тем, да улучим прошения своя». «Ов требу створи на студеньци, дъжда искы от него».

От культа березы и деревьев, растущих у студенцов, существенно отличается культ дуба. Дуб – дерево Перуна, крепчайшее и наиболее долговечное дерево наших широт, – прочно вошел в систему славянских языческих обрядов. Славянская прародина находилась в зоне произрастания дуба, и верования, связанные с ним, должны восходить к глубокой древности.

Вплоть до XVII–XIX вв. дуб и дубравы сохраняли первенствующее место в обрядности. Деревенский свадебный поезд после венчания трижды объезжал одиноко стоящий дуб; Феофан Прокопович в своем «Регламенте духовном» запрещает «перед дубом молебны петь». К дубу приносили в жертву живых петухов, кругом втыкали стрелы, а иные приносили куски хлеба, мясо и что имел каждый, как требовал их обычай.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Природы краса автора Санжаровский Анатолий Никифорович

Деревья – украшение земли Великое древо на воле растёт Дерево узнаётся по плоду, а человек – по труду.Дерево дорого не только плодами, но и листьями.Всякое дерево своему бору шумит.Великое древо на воле растёт.Сильное дерево долго растёт.Гроза бьёт по высокому дереву.

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора Маслов Алексей Александрович

Китайские «деловые» поверья: священные номера Как часть древней традиции фэн-шуй в Китае испокон веков существует магия чисел, уходящая своими корнями в даосские мистические учения. Естественно, рядовой китаец мало знает о сути древней магии, но вот сами «счастливые» и

Из книги Мифы Армении автора Ананикян Мартирос А

Деревья, другие растения и горы Существуют древние свидетельства поклонения деревьям и другим растениям в Армении. Сначала это был тополь (sausi), по которому прорицали легендарные saus (само это слово образовано от названия священного дерева). Затем – цветы, которые

Из книги Древние скандинавы. Сыны северных богов автора Дэвидсон Хильда Эллис

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Из книги Священные основы Нации автора Карабанов Владислав

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

Из книги Тайные общества. Обряды инициации и посвящения автора Элиаде Мирча

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Калевипоэг, ванапаганы и священные камни Эстонцам были известны предания о первобытных великанах - сыновьях Калевы. Чашечные углубления на камнях - это следы рук сыновей Калевы, которые метали жребий, разделяя угодья. Считалось, что большие камни появились на полях

Из книги Моё индейское детство автора Нажин Мато

Священные урочища и Султан-Керемет Мордва, как и прочие финские и тюркские народы Поволжья, почитала священные урочища - керемет или кереметь. Кереметами назывались не только рощи, но и кладбища (как и у соседних чувашей). В лесу огораживали тыном четырехугольный участок

Из книги Тайны кофе разных стран, или Кофейное путешествие по планете автора Реминный Сергей

ДЕРЕВЬЯ И ТРАВЫ Мир животных и птиц имел большое значение для индейцев и приносил им немалую пользу, но то же можно было сказать и о растениях – деревьях и травах. Всё в природе могло приносить пользу индейцу. Он знал все возможности использования растений. То, что белый

Из книги Сказки и легенды маори автора Кондратов Александр Михайлович

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Дунай: река империй автора Шарый Андрей Васильевич

Священные камни У восточных славян было широко распространено почитание священных камней. Почитаемые камни часто находятся рядом с остатками языческих святилищ. Например, у городища-святилища Кулишевка сохранился камень-следовик с двумя овальными углублениями,

Из книги автора

3 Donau. Священные воды У реки сто ликов, но она обретает одну судьбу; а исток ее и несет ответственность, и присваивает себе заслуги за весь остальной путь. Из истока проистекает сила. Воображение вряд ли учитывает притоки. Гастон Башляр. Вода и грезы. 1942 год Исток великой

Экология

У многих культур мира растения занимали особую нишу, однако некоторые из них, особенно деревья, могли становиться священными и культовыми. Им поклоняются, около них молятся, возле них оставляют подношения, им посвящают произведения искусства.

Обожествление деревьев уходит корнями в далекое прошлое, когда люди были более тесно связаны с природой, чем сегодня.


1) Баобаб, Мадагаскар


На Мадагаскаре культура поклонения деревьям основана на вере, что души предков живут в этих растениях и лесах, а также в других живых существах, которые считаются миролюбивыми. Мадагаскарцы верят, что когда умирает член семьи, его душа поселяется где-то поблизости, наблюдает за родственниками, отправляет послания богу, благословляет, исполняет просьбы.

Часто можно увидеть, что у основания баобабов Мадагаскара лежат подношения в виде меда, рома, монет или сладостей. Жители острова также часто оборачивают ствол и ветки дерева белой или красной тканью.

2) Дерево танцев, Германия


Ветки огромной липы, которую прозвали "Дерево танцев" в городе Штайнфурт, Германия, требует поддержки в виде строительных мостов. Впрочем, подобные деревья можно встретить не только там. За ними тщательно ухаживают, чтобы под ними можно было собираться жителям деревень и поселков по разным случаям. Эти деревья обычно проверены временем.

Во многих европейских деревнях деревья танцев являются центром социальной активности, под ними устраиваются танцы или более серьезные мероприятия, вроде собраний и судебных заседаний. Кора этих деревьев очень крепкая, ее можно использовать для производства тканей и веревок. Это также символ силы общественных уз.

Согласно местным легендам, "деревья танцев" представляют космическую связь между Землей и небесами. Эти деревья помогали людям измерять время, наблюдая за сменой сезонов, они были центром местного фольклора, посвященного богини любви. Листья липы в виде сердца – символы страсти, эти деревья также привлекали влюбленные парочки, которые искали уединения.

3) Дерево Бодхи, Тайланд


Во многих культурах по всему миру деревья упоминались в легендах и мифах для объяснения происхождения человека и его духовной сущности. Подобные деревья часто представляли в виде оси вселенной, которая связывает разные сферы космоса, как писал эколог Налини Надкарни в своей книге "Между небом и землей: наша интимная связь с деревьями" . "Его ветки держат небеса, его ствол упирается в землю, а корни спускаются глубоко подземный мир".

Это дерево было названо деревом Бодхи, под которым, согласно легендам, Сиддхаттха Готама достиг просветления, став Буддой примерно 2600 лет назад. Деревья Бодхи часто представляют Будду в искусстве и литературе.

4) Дерево Туле, Мексика


Это дерево под названием Таксодиум мексиканский из семейства кипарисовых может похвастаться самым толстым стволом из всех деревьев в мире. Оно попало в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Дерево имеет окружность ствола около 36 метров и высоту – 30 метров.

Это дерево с крепким стволом и вечнозеленой листвой названо в честь церкви Санта-Марии-дель-Туле в мексиканском штате Оахака, где оно растет уже долгие века. Предположительно дереву около 2 тысяч лет, и его посадил один из ацтекских жрецов.

Родиной долгожителя Таксодиума мексиканского является юго-западная часть США, Мексика и Гватемала.

5) Священный боярышник Гластонбери, Великобритания


Священный боярышник в городе Гластонбери – популярное место поклонения христиан. Это дерево когда-то гордо возвышалось, как одинокий страж, в небольшой деревне на юге Англии. Так было до 2010 года, когда в одну ночь дерево разрубили на части из-за ненависти или в качестве мести, как сообщила газета The Daily Mail . Все, что от него осталось – ствол.

Согласно легенде, этот одинокий боярышник достиг расцвета в те времена, когда великий последователь Иисуса Иосиф Аримафейский путешествовал со Священным Граалем после того, как великий христианский мессия был распят. Иосиф остановился на ночлег на холме Уиариол, воткнул в землю деревянную палку Иисуса, а когда проснулся, вместо нее росло дерево боярышника.

Со временем считалось, что другие боярышники в этих местах выросли из веток того самого дерева. Поэтому, когда дерево, посаженное Иосифом на холме Уиариол, было срублено во время Английской гражданской войны в 17-м веке, на его месте выросло новое.

Деревья боярышника, которые растут в районе города Гластонбери, считаются уникальными, так как они цветут дважды в год – на Пасху и на Рождество. Каждую зиму веточку одного из этих деревьев отправляют королевской семье.

6) Дерево Ченделир, Калифорния


Культовое дерево – секвойя Ченделир - в Национальном Парке Андервуд имеет высоту около 96 метров. В его стволе было проделано отверстие-туннель, в котором может поместиться легковой автомобиль. Парк необычайно популярен благодаря этому знаменитому дереву, через которое проехало уже немало поколений авто.

Северо-калифорнийские секвойи , которые являются самыми высокими деревьями на планете, остаются популярными для туристов, многие из которых приезжают в Калифорнию специально чтобы полюбоваться ими. Самые старые секвойи на Земле растут недалеко от Национального парка Секвойи Хамбольта , а больше всего этих деревьев можно найти в Национальном парке Редвудс . Через 10 лет после того, как в Калифорнии начали вырубать леса и строить города, осталось менее 5 процентов девственного секвойного леса, который существовал в Калифорнии до этого.

7) Эвкалипт, Австралия


Специфический запах эвкалиптового леса типичен для некоторых районов Австралии. Тут растут сотни разных видов: от ржавых до перечных эвкалиптов. Родиной почти всех их является Новая Зеландия.

Эвкалипт царственный – один из самых высоких цветущих растений в мире, который уступает разве что секвойе калифорнийской.

Как аборигены этих мест, так и переселенцы-колонизаторы, использовали эвкалипты для своих нужд: строили каноэ и здания, делали оружие, орудия труда и инструменты. Эфирные масла, получаемые из эвкалипта, способны избавить от разных вирусных и грибковых инфекций, а также с их помощью лечат раны. Люди, которые живут в очень сухом климате Австралии, научились даже добывать воду из корней этих деревьев.

Эвкалиптовое масло используется в языческих и магических практиках для очистки помещений от нечистой силы. Коалы, родиной которых является Австралия, поедают листья эвкалиптов, которые являются их основным продуктом питания.

8) Одинокий кипарис, Калифорния


Вероятно, самое фотографируемое дерево в мире, Одинокий кипарис растет на обрыве на побережье Тихого океана недалеко от города Монтерей, Калифорния.

Обдуваемый всеми ветрами этот кипарис является одной из достопримечательностей так называемой "17-мильной дороги" на севере Калифорнии. По этому маршруту вдоль побережья океана проезжает более 2 миллионов автомобилистов ежегодно.

Ученые знали, что это дерево очень старое, но не представляли, сколько же на самом деле ему лет. Этот вид кипарисов может жить около 400 лет, но специфические условия в этом месте могли заставить дерево выглядеть старше своих лет.

9) Мамврийский дуб, Палестинская автономия


Мамврийский дуб, которому покланялись в течение долгих веков, расположен недалеко от Хеврона на Западном берегу реки Иордан в долине Мамре. Этому дубу может быть около 5 тысяч лет, и он является последним деревом леса, который когда-то простирался на этих территориях. По религиозным преданиям, это дерево должно умереть перед приходом антихриста. Основной ствол дерева умер еще в 1996 году, однако небольшой побег, показавшийся из-под земли через несколько лет, дал надежду.

На древнееврейском языке дуб - allon или elon связан со словом El - Бог. Дуб играл заметную роль и в других религиях. Он был священным деревом друидов, кельтской касты, существовавшей до появления Христианства, чьи традиции были заимствованы первыми христианами.

10) Дерево-Арка, Калифорния


Два ствола платанов срослись вместе, образовав забавную арку в Парке развлечений Гилрой Гарденс , Калифорния, где можно встретить немало других интересных растений. Свернутые в узел, сплетенные в виде корзинки или растущие в форме скамейки, деревья из парка Гилрой являются примером того, как можно манипулировать деревьями и придавать их стволам какую угодно форму с помощью метода под названием прививка , когда побеги или почки одного растения прикрепляют к стеблям или стволам другого. В результате чего они начинают расти, как одно целое.

11) Сосна остистая, Калифорния


Эта сосна считается одним из самых старых деревьев на планете, ее можно найти на западе США. Некоторым представителям более 5 тысяч лет. Они медленно растут и живут в сухом климате горных районов. Их очень медленная скорость воспроизведения и регенерации, а также ограниченная полоса произрастания на больших высотах могут значительно сократить численность этих растений в условиях изменения климата.



Что еще почитать