Тактическое ядерное оружие США в Европе и Турции. Досье. Россия и США: что скрывается за угрозами применения ядерного оружия Какое ядерное оружие есть у США

Ядерное вооружение США
История
Начало ядерной программы 21 октября 1939
Первое испытание 16 июля 1945
Первый термоядерный взрыв 1 ноября 1952
23 сентября 1992 Последнее испытание
Мощнейший взрыв 15 мегатонн (1 марта 1954)
Всего испытаний 1054 взрывов
Максимум боеголовок 66500 боезарядов (1967)
Текущее количество боеголовок 1350 на 652 развернутых носителях .
Макс. расстояние доставки 13 000 км/8100 миль (МБР)
12 000 км/7500 миль (БРПЛ)
Участник ДНЯО Да (с 1968 г., одна из 5 сторон, кому дозволено обладание ядерным оружием)

С 1945 года США произвели 66,5 тыс. атомных бомб и ядерных боеголовок. С такой оценкой выступили директор программы ядерной информации в Федерации американских учёных Ханс Кристенсен и его коллега из Совета по защите природных ресурсов Роберт Норрис, на страницах журнала Bulletin of The Atomic Scientists в 2009 году .

В двух правительственных лабораториях - в Лос-Аламосской и Ливерморской им. Лоуренса - с 1945 года было создано в общей сложности около 100 различных типов ядерных зарядов и их модификаций.

История

Самые первые атомные авиабомбы, поступившие на вооружение в конце 40-х годов прошлого века, весили около 9 тонн и их могли доставить к потенциальным целям только тяжёлые бомбардировщики.

К началу 1950-х годов в США были разработаны более компактные бомбы с меньшим весом и диаметром, что позволило оснастить ими самолёты фронтовой авиации США. Несколько позднее поступили на вооружение Сухопутных войск ядерные заряды для баллистических ракет, артиллерийских снарядов и мин. ВВС получили боеголовки для ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух». Ряд боеголовок был создан для ВМС и морской пехоты . Диверсионные подразделения ВМС - SEAL получили лёгкие ядерные мины для спецзаданий.

Носители

Состав средств-носителей ядерного оружия США и их подведомственность менялись с момента появления первых атомных бомб на вооружении армейской авиации США . В разное время, собственным ядерным арсеналом и средствами его доставки располагали Армия (баллистические ракеты средней дальности , ядерная артиллерия и ядерные пехотные боеприпасы), Военно-морские силы (корабли-ракетоносцы и атомные подводные лодки -носители крылатых и баллистических ракет), Военно-воздушные силы (межконтинентальные баллистические ракеты наземного, шахтного и бункерного базирования, донного базирования, боевые железнодорожные ракетные комплексы , крылатые ракеты воздушного базирования, управляемые и неуправляемые авиационные ракеты , стратегические бомбардировщики и самолёты-ракетоносцы). По состоянию на начало 1983 года наступательные средства в ядерном арсенале США были представлены 54 МБР «Титан-2 », 450 МБР «Минитмен-2 », 550 МБР «Минитмен-3 », 100 МБР «Пискипер », около 350 стратегических бомбардировщиков «Стратофортресс » и 40 АПРК с различными типами БРПЛ на борту .

Управлением наземных и воздушных средств доставки ядерного оружия занимается Командование глобальных ударов ВВС США . Морскими средствами доставки управляют Командование сил флота (ВМБ Кингс-Бей - 16-я эскадра подводных лодок) и Тихоокеанский флот (ВМБ Китсап - 17-я эскадра подводных лодок). Все вместе они подчиняются Стратегическому командованию .

Мегатоннаж

С 1945 года суммарная мощность ядерных боеголовок многократно возросла и достигла пика к 1960 году - она составила свыше 20 тыс. мегатонн , что примерно эквивалентно мощности 1,36 млн бомб, сброшенных на Хиросиму в августе 1945 года.
Наибольшее число боеголовок насчитывалось в 1967 году - около 32 тысяч. Впоследствии арсенал Пентагона был сокращён почти на 30 % в последующие 20 лет.
На момент падения Берлинской стены в 1989 году США имели 22 217 боезарядов .

Производство

Производство новых боеголовок прекратилось в 1991 году , хотя сейчас [когда? ] [ ] планируется его возобновление. Модифицировать имеющиеся типы зарядов военные продолжают [когда? ] [ ] .

За весь производственный цикл - от наработки делящихся оружейных материалов до разработки и выпуска боеприпасов и их утилизации ответственно министерство энергетики США .

Управление предприятиями осуществляется

Секретная система времён холодной войны, которая в случае ядерного нападения должна была автоматически запустить в ответ советские ракеты и была известна под названием «Мёртвая рука», сейчас вновь возвращается, пишет The National Interest. Однако теперь Россия открыто говорит об этой системе, которая стала ещё более смертоносной, и это даёт все основания для беспокойства на Западе, подчёркивается в статье.


Российское «оружие ядерного апокалипсиса» времён холодной войны возвращается, и это может предвещать новую опасную ядерную гонку, предупреждает Майкл Пек на страницах The National Interest. Если Соединённые Штаты приступят к развёртыванию ракет средней дальности в Европе, Россия может принять доктрину упреждающего ядерного удара, поясняет автор. Сегодня это открыто обсуждается на публике, поэтому у Запада есть все основания для беспокойства, отмечается в статье.

Россия умеет проектировать и создавать оружие, которое «вселяет ужас» : например, крылатые ракеты с ядерными двигателями или беспилотные субмарины с боеголовками на 100 мегатонн, пишет The National Interest. Но «самой ужасной» , по мнению автора, стала система времён холодной войны, которая в случае ядерного нападения должна была автоматически запустить в ответ ракеты без участия человека. Теперь эта автоматизированная российская система, известная под названием «Периметр» или «Мёртвая рука», вновь возвращается в строй, причём она стала «ещё более смертоносной» , подчёркивается в статье.

Это связано с решением президента Дональда Трампа объявить о выходе США из Договора о РСМД от 1987 года, благодаря которому были ликвидированы огромные арсеналы американских и российских ракет средней и меньшей дальности, поясняет автор. Утверждения Трампа о том, что Россия «нарушает» этот договор, разрабатывая и принимая на вооружение новые «запрещённые» ракеты, вызывает ярость у Москвы, которая всерьёз опасается, что Америка снова начнёт развёртывание ядерных ракет в Европе, говорится в статье. Ведь если американские ракеты будут размещены, например, в Германии или Польше, то они способны долететь до российской территории, даже если не относятся к категории повышенной дальности. В то время как Россия может нанести удар по континентальной части США лишь при помощи межконтинентальных баллистических ракет в силу своего географического положения, отмечает The National Interest.

Генерал Виктор Есин, который в 1990-е годы командовал российскими ракетными войсками стратегического назначения, в недавнем интервью подтвердил, что легендарная система «Периметр» до сих пор существует. По его словам, если Соединённые Штаты начнут разворачивать ракеты средней дальности в Европе и тем самым сократят подлётное время к российским границам до двух-трёх минут, то Москва в ответ рассмотрит вопрос о переходе к доктрине упреждающего ядерного удара. «Система «Периметр» функционирует, она даже усовершенствована. Но когда она сработает, у нас уже останется мало средств - мы сможем запустить только те ракеты, которые выживут после первого удара агрессора» , - цитирует The National Interest выдержки из интервью Есина.

Хотя не совсем понятно, что имел в виду российский генерал, сказав, что система «функционирует» и «усовершенствована», отмечается в статье. По имеющимся данным, «Периметр» осуществляет пуск модифицированных МБР УР-100, которые передают команду на запуск обычных МБР в ядерном снаряжении, спрятанных в шахтах.

Автор посвящённой «Периметру» книги Дэвид Хоффман, который назвал эту систему «Мёртвая рука», так описывает механизм её действия: «В случае вероятного ядерного нападения политическое руководство должно было дать «согласие на доступ». Дежурным офицерам в этом случае следовало спуститься в «шарики» (подземные бункеры) глубоко под землёй. Если разрешение было отдано вовремя, если система получила сейсмическое подтверждение ядерных взрывов на земле, и если связь с центром была потеряна, дежурные в бункерах должны были запустить командные ракеты. Они взлетели бы, передавая приказ баллистическим ракетам. А те выполнили бы миссию возмездия».

Периодически на свет выплывали «неявные признаки» того, что система «Периметр» до сих пор существует, говорится в статье. «Это указывает на странности советской власти, которая хранила существование «Периметра» в тайне даже от американского врага, которого данная система должна была сдерживать и устрашать», - отмечает автор. По его мнению, главный принцип действия «Мёртвой руки» изначально базируется на страхе: «На страхе перед американским первым ударом, который обезглавит российское руководство до того, как оно отдаст приказ на нанесение ответного удара. А ещё на страхе перед тем, что какой-нибудь российский руководитель струсит и не отдаст этот приказ».

Но тот факт, что сегодня в России начали обсуждать «Периметр» открыто, также даёт Западу «все основания для беспокойства», заключает The National Interest.

Россия Соединенное Королевство Франция Китай Другая
Индия Израиль (необъявленная) Пакистан Северная Корея Бывшая
Южная Африка Беларусь Казахстан Украина

К 1998 году, по крайней мере $ 759 млн было уделено Маршалловых островов в качестве компенсации за их воздействия ядерных испытаний США. В феврале 2006 года более 1,2 млрд компенсации были выплачены гражданам США, подвергшихся воздействию ядерной опасности в результате программы ядерного оружия США.

Россия и США обладают сравнимым количеством ядерных боеголовок; вместе, эти две страны обладают более 90% ядерных боеголовок в мире. По состоянию на 2019 г. , в США есть перечень 6,185 ядерных боеголовок; из них 2385 на пенсию и в ожидании демонтажа и +3800 являются частью арсенала США. Из запасов боеголовок, США заявили в марте 2019 года СНВ декларации, 1365 развернуты на 656 МБР , БРПЛ и стратегических бомбардировщиков .

История развития

Manhattan Project

Соединенные Штаты впервые приступили к разработке ядерного оружия во время Второй мировой войны по приказу президента Франклина Рузвельта в 1939 году, на почве страха, что они занимались в гонке с нацистской Германией разработать такое оружие . После медленного старта под руководством , по настоянию британских ученых и американских администраторов, программа была поставлена под Управлением научных исследований и разработок , а в 1942 году она была официально передана под эгидой Юнайтед Штаты армия и стала известна как Манхэттенский проект , в американском, британском и канадском совместном предприятии. Под руководством генерала Лесли Гровс , более тридцати различных участков были построены для исследования, производства и тестирования компонентов, связанных с изготовления бомб. Они включали в себя Национальной лаборатории в Лос - Аламосе в Лос - Аламос, Нью - Мексико , под руководством физика Роберта Оппенгеймера , в Хэнфордского плутониевого завода в Вашингтоне и им комплекс Y-12 Национальная безопасность в Теннесси .

Вкладывая значительные средства в разведении плутония в начале ядерных реакторов и в электромагнитных и газовых процессах по обогащению для производства урана-235 , Соединенные Штаты смогли разработать три годные к употреблению оружия, к середине 1945 года. Тест Тринити был плутоний имплозии конструкции оружия протестировано на 16 июле 1945 года, с 20 вокруг килотонны выхода.

Столкнувшись с запланированным вторжением Японские острова планируется начать с 1 ноября 1945 года и с Японией, не сдаваясь, президент Гарри С. Трумэн приказал атомных налетов на Японию. С 6 августа 1945 года США взорвали уран - пушка конструкции бомбы, Маленький мальчик , над японским городом Хиросима с энергией около 15 килотонн в тротиловом эквиваленте, погибли около 70 тысяч человек, среди них 20000 японских бойцов и 20000 корейских рабский труд , и уничтожить около 50 000 зданий (в том числе 2 - й Генеральной армии и Пятая дивизия штаб - квартиры). Через три дня, 9 августа, США напали на Нагасаки с использованием плутонием имплозии конструкцией бомбы, Толстяк , с эквивалентом взрыва до около 20 килотонн тротила, уничтожив 60% город и убивают около 35 000 людей, среди них 23,200- 28,200 японских боеприпасов рабочих, 2000 корейских угнанных и 150 японских боевых действий.

Во время холодной войны

Между 1945 и 1990, были разработаны более 70000 всего боеголовки, в более чем 65 различных сортов, начиная с выходом от примерно 0,01 кт (например, носимое Davy Crockett оболочки) до 25 мегатонн B41 бомбы . Между 1940 и 1996, США потратили не менее $ 9,3 трлн современных условий по разработке ядерного оружия. Более половина была потрачена на создание механизмов доставки для оружия. 583 $ млрд в условиях сегодняшнего дня было потрачено на ядерных отходов управления и восстановления окружающей среды.

На протяжении всей холодной войны США и СССР угрожает тотальная ядерной атаки в случае войны, независимо от того, был ли он обычным или ядерным столкновением. Ядерная доктрина США призвала взаимно гарантированное уничтожение (MAD), что повлекло за собой массивную ядерную атаку против стратегических целей и основных популяции центров Советского Союза и его союзников. Термин «взаимное гарантированное уничтожение» был придуман в 1962 году американский стратег Дональд Бреннан. MAD был реализован путем развертывания ядерного оружия одновременно на трех различных типах платформ оружия.

После холодной войны

Несколько примечательных ядерных испытаний США включают в себя:

  • Испытание Тринити на 16 июля 1945 года, был первым в мире испытание ядерного оружия (выход около 20 тыс).
  • Операция Перекрестки серия в июле 1946 года, была первой послевоенной серией испытаний и один из крупнейших военных операций в истории США.
  • Операция Тепличных выстрелы мая 1951 года включали в себя первый усиленное оружие деления тест («Item») и научный тест, который доказал осуществимость термоядерного оружия («Джордж»).
  • Айви Майк выстрел 1 ноября 1952 года был первым полным испытанием в конструкции Теллера-Улама «поставил» водородной бомбы, с выходом 10 мегатонн. Это было не развертываемое оружием, однако, с его полным криогенным оборудованием, он весил около 82 тонн.
  • Замок Браво застрелен 1 марта 1954 года был первым испытанием разворачиваемой (твердого топлива) термоядерного оружия, а также (случайно) наибольшее оружие когда- либо тестировали Соединенными Штатами (15 мегатонн). Он был также крупнейшей в США радиационной аварией в связи с ядерными испытаниями. Непредвиденный выход, и изменение в погоде, в результате выпадения радиоактивных осадков распространяется на восток на обитаемых Ронгелап и Rongerik атоллов, которые вскоре были эвакуированы. Многие из Маршалловых островов с тех пор страдают от врожденных дефектов и получили некоторую компенсацию от федерального правительства. Японское рыболовное судно, фукурит-мара , также вступила в контакт с осадками, что привели многие из экипажа, чтобы расти плохо; один в конце концов умер.
  • Выстрел Argus I от операции Argus , 27 августа 1958 года, был первым взрыв ядерного оружия в космическом пространстве , когда 1,7-килотонн боеголовка была взорвана на высоте 200 километров (120 миль) в течение ряда высотных ядерных взрывов .
  • Выстрел фрегата из операции Dominic I 6 мая 1962 года, был единственным испытанием США оперативного подводного базирования баллистических ракет (БРПЛ) с живой ядерной боеголовкой (выход 600 килотонн), на острове Рождества . В целом, ракетные системы были испытаны без живых боеголовки и боеголовки были испытаны отдельно для соображений безопасности. В начале 1960 - х годов, однако, установлены технические вопросы о том, как системы будут вести себя в боевых условиях (когда они были «спаренных», в военном жаргоне), и этот тест был предназначен, чтобы развеять эти опасения. Однако, боеголовка должна была быть несколько модифицирована перед использованием, и ракета была БРПЛ (а не МБР), поэтому сама по себе она не удовлетворяла всех проблем.
  • Выстрел Sedan от операции стиракс 6 июля 1962 (выход 104 килотонн), была предпринята попытка показать возможность применения ядерного оружия для «гражданских» и «мирных» целях, как часть операции Plowshare . В этом Например, +1280 футов (390 м) диаметр 320 футов (98 м) глубина кратер был создан на испытательном полигоне Невада.

Сводная таблица каждого американской оперативной серии может быть найдена в серии испытаний Соединенных Штатов ядерной .

системы доставки

Слева являются миротворец, Минитмен III и Minuteman I

Оригинальные Маленький мальчик и толстяк оружие, разработанное Соединенные Штаты во время Манхэттенского проекта , было относительно большого (Толстяк имел диаметр 5 футов (1,5 м)) и тяжелые (около 5 тонн каждого) и требуемых специально модифицированных самолетов бомбардировочных адаптировать для своих бомбардировок против Японии. Каждый модифицированный бомбардировщик мог нести только одно такое оружие и только в ограниченном диапазоне. После того, как было разработано это первоначальное оружие, значительное количество денег и исследования проводились в направлении цели стандартизации ядерных боеголовок, так что они не требуют высококвалифицированного специализированных экспертов, чтобы собрать их перед использованием, как и в случае с особенными устройствами военного времени, и миниатюризаций боеголовки для использования в системах с переменной более доставкой.

Благодаря помощи мозгов, приобретенным в результате операции Скрепки в хвосте европейского театра Второй мировой войны , Соединенные Штаты смогли приступить к реализации амбициозной программы в ракетостроении . Одним из первых продуктов этого стала разработкой ракет, способных удерживать ядерные боеголовки. MGR-1 Честный Джон был первым такое оружие, разработанный в 1953 году как ракета поверхность-поверхность с радиусом не более 15 миль (24 км). Из - за их ограниченного диапазона, их потенциальное использование было сильно ограничено (они не могли бы, например, угрожать Москве с немедленным ударом).

B-36 Миротворец в полете

Развитие дальних бомбардировщиков, такие как B-29 Superfortress во время Второй мировой войны, было продолжено во время холодной войны периода. В 1946 году Convair B-36 Peacemaker стал первым специально построенный ядерный бомбардировщик; он служил в ВВС США до 1959 года Boeing B-52 Stratofortress не смог к середине 1950-х годов, чтобы нести широкий арсенал ядерных бомб, каждая с различными возможностями и потенциальных ситуаций использования. Начиная с 1946 года, США на основе своего первоначального сдерживания силы на стратегического авиационного командования , которое, в конце 1950 - х годов, сохраняется ряд ядерных вооружена бомбардировщиков в небе во все времена, готов получить приказ о нападении на СССР, когда это необходимо. Эта система была, однако, чрезвычайно дорого, как с точки зрения природных и человеческих ресурсов, а также поднял вопрос о возможности случайной ядерной войны.

В 1950 - е и 1960 - е годы, разработать компьютеризированные системы раннего предупреждения, такие как программы поддержки обороны были разработаны для обнаружения входящих советских атак и координации стратегий реагирования. За этот же период, межконтинентальные баллистические ракеты были разработаны (МБР) систем, которые могли бы доставить ядерный заряд на огромные расстояния, что позволяет США для размещения ядерных сил, способных поразить Советский Союз в американском Среднем Западе . Более короткие дальности оружия, в том числе небольших тактических вооружений, были направлены в Европе, а также, в том числе ядерной артиллерии и носимое специальный ядерный фугас . Развитие подводных лодок баллистических ракетных систем, разрешенных для скрытых атомных подводных лодок скрытно запуски ракет на дальние цели, а также, что делает практически невозможным для Советского Союза, чтобы успешно запустить первый удар атаки против Соединенных Штатов, не получая смертельный ответ.

Улучшения в БЧ миниатюризации в 1970-х и 1980-х годов позволили для развития РГЧ-ракет, которые могут нести боеголовки, каждый из которых может быть отдельно настроен таргетинг. Вопрос о том, является ли эти ракеты должны быть основаны на постоянно вращающиеся железнодорожные путях (чтобы избежать легко мишени против советских ракет) или на основе в сильно укрепленных бункерах (чтобы возможно выдержать нападения СССР) была крупная политическая полемикой в ​​1980-х годах (в конце концов, бункер метод развертывания был выбран). РГЧ система позволила США оказывать советские системы ПРО экономически нецелесообразны, так как каждая наступательная ракета требует от трех до десяти оборонительных ракет счетчику.

Дополнительные изменения в поставке оружия включены ракетные крылатые системы, что позволило самолету стрелять междугородную, низколетящую ядерную боеголовки ракеты в стороне мишени из относительно комфортного расстояния.

Существующие системы доставки США делают практически любую часть земной поверхности в пределах досягаемости своего ядерного арсенала. Хотя его наземные ракетные системы имеют максимальную дальность 10000 км (6200 миль) (меньше, чем во всем мире), его подводных лодок на основе силы расширить свой охват от береговой линии 12000 км (7500 миль) в глубь страны. Кроме того, в полете дозаправки бомбардировщиков дальнего радиуса действия и использование авианосцев расширяет возможный диапазон практически бесконечно.

Управление и контроль

Если Соединенные Штаты на самом деле под атакой ядерного оружия, способный противником, президент может заказать ядерные удары только в качестве члена два людей Национального командного органа , другой член которого является министром обороны . Их совместное решение должно быть передано на председатель Объединенного комитета начальников штабов , который будет направлять Национальный военные командный центр для выдачи Действия сообщения Emergency для обладающих ядерных потенциала сил.

Президент может дать распоряжение ядерного запуска, используя его или ее ядерный чемоданчик (прозванный ядерный футбол), или можно использовать командные центры , такие как Situation Room Белого дома . Команда будет осуществляться по ядерной и ракетной операций сотрудника (члена ракеты боевого экипажа , также называется «missileer») в центре ракетного управления пуском . Правило двух людей относится к запуску ракет, а это означает, что два сотрудник должен повернуть ключи одновременно (достаточно далеко друг от друга, что это не может быть сделано одним человеком).

В целом, эти учреждения служили для координации научных исследований и создания сайтов. Как правило, они имели свои сайты с помощью подрядчиков, однако, как частных, так и общественности (например, Union Carbide , частная компания, пробежал Oak Ridge National Laboratory в течение многих десятилетий, а Университет Калифорнии , общественного образовательного учреждения, побежал в Лос - Аламосе и Лоуренса Ливермора лаборатории с момента их создания, а также будут совместно управлять Лос - Аламос с частной компанией Bechtel в качестве своего следующего контракта). Финансирование было получено как через эти учреждения непосредственно, но и от дополнительных внешних учреждений, таких как Министерство обороны. Каждая ветвь военных также сохраняет свои собственные научно - исследовательские учреждения, связанных с ядерным (как правило, связанные с системами доставки).

производственный комплекс Оружие

Эта таблица не является исчерпывающей, так как многочисленные объектами на всей территории Соединенных Штатов внесли свой вклад в его программу по созданию ядерного оружия. Она включает в себя основные сайты, связанные с программой США оружия (в прошлом и настоящем), их основные функции сайта, а также их текущее состояние деятельности. Нет в списке являются многочисленные базы и объекты, на которых были развернуты ядерное оружие. Не Помимо размещения оружия на своей собственной земле, во время холодной войны , Соединенные Штаты также размещены ядерное оружие в 27 зарубежных странах и территориях, в том числе на Окинаве (который был под контролем США до 1971 года ,) Япония (во время оккупации сразу после Первой мировой войны II), Гренландия , Германия, Тайвань , и французский Марокко затем независимая Марокко .

Название сайта Место нахождения функция Статус
Национальная лаборатория в Лос-Аламосе Лос-Аламос, Нью-Мексико Исследования, проектирование, Pit Производство активный
Национальная лаборатория Лоуренса Ливермора Ливермор, Калифорния Исследование и разработка активный
Sandia National Laboratories Ливермор, штат Калифорния; Альбукерке, Нью - Мексико Исследование и разработка активный
Ханфорд сайта Richland, Вашингтон Материал изготовления (плутоний) Не активен в реабилитации
Национальная лаборатория Oak Ridge Oak Ridge, Теннесси Материальное производство (уран-235 , слитое топливо), исследование Активный в некоторой степени
Y-12 Национальная безопасность комплекс Oak Ridge, Теннесси Компонент изготовление, запасы стратегического управления , уран хранение активный
Nevada Test Site Рядом Лас - Вегас, Невада Ядерные испытания и ядерные отходы утилизации Активный; нет тестов с 1992 года, в настоящее время занимается удалением отходов
Юкка-Маунтин Nevada Test Site Утилизация отходов (в первую очередь энергетический реактор) В ожидании
Выделение отходов опытно-экспериментальный завод К востоку от Карловых Вар, Нью - Мексико Радиоактивные отходы от производства ядерного оружия активный
Pacific полигоны Маршалловы острова Ядерные испытания Не активен, последнее испытание в 1962 году
Rocky Flats завод Рядом Денвер, штат Колорадо Компоненты изготовления Не активен в реабилитации
Pantex Амарилло, Техас Оружие сборка, разборка, хранение яма Активный, особ. разборка
Fernald сайта Около Цинциннати, Огайо Материал изготовления (уран-238) Не активен в реабилитации
Падьюка завод Paducah, Kentucky Материальное производство (уран-235) Активное (коммерческое использование)
Portsmouth завод Рядом Портсмут , Огайо Материал изготовления (уран-235) Активная (центрифуга), но не для производства оружия
Канзас-Сити завод Канзас-Сити, штат Миссури Компонент производства активный
Насыпь завод Miamisburg, Огайо Исследования, компонент производство, тритий очистка Не активен в реабилитации
Pinellas завод Ларго, Флорида Производство электрических компонентов Активное, но не для производства оружия
Savannah River Site Ряд Aiken, Южная Каролина Материал изготовления (плутоний, тритий) Активный (ограниченный режим), в реабилитации

пролиферация

На раннем этапе в развитии своего ядерного оружия, Соединенные Штаты полагались частично на обмен информации с оба Великобританией и Канадой, кодифицированные в Квебеке соглашении 1943 года Этих трех сторон договорилась не обмениваться информацию ядерного оружия с другими странами без согласия других, ранняя попытка нераспространения . После разработки первого ядерного оружия во время Второй мировой войны , однако, было много споров в рамках политических кругов и общественной жизни Соединенных Штатов о том или нет, страна должна пытаться сохранить монополию на ядерной технологии , или должен ли он осуществлять программу обмена информации с другими странами (особенно его бывшим союзником и вероятным конкурентом, Советский Союз), или представить контроль над своим оружием в какое - то международной организации (например, ООН) , который будет использовать их, чтобы попытаться сохранить мир во всем мире . Хотя страх гонки ядерных вооружений стимулировали многие политики и ученые выступают за некоторую степень международного контроля или совместного использования ядерного оружия и информации, многих политиков и военнослужащих считали, что лучше в краткосрочной перспективе, чтобы поддерживать высокие стандарты ядерной секретности и предотвратить советскую бомбу как можно дольше (и они не считают, что СССР фактически представляет международный контроль добросовестно).

Так как этот путь был выбран, Соединенные Штаты, в первые дни, по сути, выступают за предотвращение распространения ядерного оружия , хотя в первую очередь по причине самосохранения. Через несколько лет после того, как СССР взорвал свое первое оружие в 1949 году, хотя, США под руководством президента Дуайта Эйзенхауэра стремится поощрять программы обмена ядерной информацией, связанной с гражданской ядерной энергетики и ядерной физики в целом. В Атомах мира для программы, начатых в 1953 году, были также отчасти политическими: США были лучше готовы совершить различные дефицитные ресурсы, такие как обогащенный уран , к этим мирным усилиям и просить аналогичный вклад от Советского Союза, который был гораздо меньше ресурсов по этим направлениям; Таким образом, программа имела стратегическое обоснование, а, как позже выяснилось, внутренними памяток. Эта общая цель содействия гражданского использования ядерной энергии в других странах, а также предотвращения распространения оружия, было названа многими критиками как противоречивые и приведя к стандартам рыхлых в течение ряда десятилетий, что позволило ряд других стран, таким как Китай и Индия, чтобы получить прибыль от технологии двойного назначения (приобретенная у других, кроме США наций).

Совместное уменьшение угрозы программа Агентства по уменьшению угрозы обороны была создана после распада Советского Союза в 1991 году для оказания помощи бывших стран советского блока в инвентаре и уничтожении их участков для разработки ядерных, химических и биологического оружия, а также способы их доставляющие их (ШПУ МБР, дальние бомбардировщики и т.д.). Более $ 4,4 млрд были потрачены на этом направлении, чтобы предотвратить целенаправленное или случайное распространение оружия из бывшего советского арсенала.

В опубликованной в апреле 2010 года новой ядерной доктрине США декларируется, что «основное предназначение ядерного оружия США заключается в сдерживании ядерного нападения на США, их союзников и партнеров. Это предназначение будет оставаться таковым, пока существует ядерное оружие ». Соединенные Штаты «будут рассматривать возможность применения ядерного оружия только в чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов США, их союзников и партнеров ».

Вместе с тем, Соединенные Штаты «сегодня не готовы одобрить универсальную политику, признающую, что сдерживание ядерного нападения является единственной функцией ядерного оружия ». В отношении государств, обладающих ядерным оружием, и неядерных государств, не выполняющих, по оценке Вашингтона, своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), «сохраняется небольшой набор дополнительных непредвиденных обстоятельств, в которых ядерное оружие еще может играть роль сдерживания атаки обычным или химическим и биологическим оружием против США, их союзников и партнеров ».

При этом не раскрыто, что же подразумевается под вышеупомянутыми непредвиденными обстоятельствами. Это следует расценивать как серьезную неопределенность ядерной политики США, которая не может не влиять на оборонную политику других ведущих государств мира.

Для выполнения возлагаемых на ядерные силы задач Соединенные Штаты располагают стратегическими наступательными силами (СНС) и нестратегическим ядерным оружием (НЯО). Согласно данным государственного департамента США, опубликованным 3 мая 2010 г., ядерный арсенал Соединенных Штатов по состоянию на 30 сентября 2009 г. насчитывал 5.113 ядерных боезарядов. Помимо этого несколько тысяч устаревших ядерных боезарядов, выведенных из запасов, ожидали демонтирования или уничтожения.

1. Стратегические наступательные силы

СНС США представляют собой ядерную триаду, включающую наземный, морской и авиационный компоненты. Каждый компонент триады имеет свои преимущества, поэтому в новой ядерной доктрине США признано, что «сохранение всех трех компонентов триады наилучшим способом обеспечит стратегическую стабильность с приемлемыми финансовыми затратами и одновременно подстрахует в случае проблем с техническим состоянием и уязвимостью имеющихся сил».

1.1. Наземный компонент

Наземный компонент СНС США составляют стратегические ракетные комплексы, оснащенные межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР). Силы МБР имеют значительные преимущества над другими компонентами СНС благодаря высокозащищенной системе контроля и управления ими, исчисляемой несколькими минутами боевой готовности и относительно низкими затратами на боевую и оперативную подготовку. Они могут эффективно применяться в упреждающем и ответно-встречном ударах для поражения стационарных объектов, включая высокозащищенные.

По экспертным оценкам, на конец 2010 года в составе сил МБР на трех ракетных базах находилось 550 шахтных пусковых установок (ШПУ), из них для МБР «Минитмэн-3» – 50, для МБР «Минитмэн-3M» – 300, для МБР «Минитмэн-3S» – 150 и для МБР «МХ» – 50 (все ШПУ имеют защищенность по ударной волне 70–140 кг/см 2):

В настоящее время силы МБР подчинены созданному в августе 2009 г. Командованию глобальных ударов ВВС США (Air Force Global Strike Command, AFGSC).

Все МБР «Минитмэн» – трёхступенчатые твердотопливные ракеты. На каждой из них установлено от одного до трех ядерных боезарядов.

МБР «Минитмэн-3» начала развертываться с 1970 г. Оснащалась ядерными боеголовками Mk-12 (боезаряд W62 мощностью 170 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3M» начала развертываться с 1979 г. Оснащена ядерными боеголовками Mk-12A (боезаряд W78 мощностью 335 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «Минитмэн-3S» начала развертываться с 2006 г. Оснащается одной ядерной боеголовкой Mk-21 (боезаряд W87 мощностью 300 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 13 000 км.

МБР «МХ» – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1986 г. Оснащалась десятью ядерными боеголовками Mk-21. Максимальная дальность стрельбы – до 9 000 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договор СНВ-3 (Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений) 5 февраля 2011 г. в наземном компоненте СНС США насчитывалось около 450 развернутых МБР примерно c 560 боезарядами .

1.2. Морской компонент

Морской компонент СНС США составляют атомные подводные лодки, оснащенные баллистическими ракетами межконтинентальной дальности. Их устоявшееся название – ПЛАРБ (подводные лодки атомные с баллистическими ракетами) и БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок). ПЛАРБ, оснащенные БРПЛ, являются наиболее живучим компонентом СНС США. по оценкам на сегодняшний день, в ближайшей и среднесрочной перспективе не будет реальной угрозы живучести американских ПЛАРБ ».

По экспертным оценкам, на конец 2010 г. в составе морского компонента СЯС США находилось 14 ПЛАРБ класса «Огайо» , из которых 6 ПЛАРБ базировались на Атлантическом побережье (военно-морская база Кингсбей, шт. Джорджия) и 8 ПЛАРБ – на Тихоокеанском побережье (военно-морская база Китсан, шт. Вашингтон). Каждая ПЛАРБ оснащена 24 БРПЛ класса «Трайдент-2».

БРПЛ «Трайдент-2» (Д-5) – трехступенчатая твердотопливная ракета. Начала развертываться с 1990 г. Оснащается либо ядерными боеголовками Mk-4 и их модификацией Mk-4A (боезаряд W76 мощностью 100 кт), либо ядерными боеголовками Mk-5 (боезаряд W88 мощностью 475 кт). Штатная комплектация – 8 боеголовок, фактическая – 4 боеголовки. Максимальная дальность стрельбы – свыше 7 400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в морском компоненте СНС США насчитывалось до 240 развернутых БРПЛ приблизительно с 1000 боезарядов .

1.3. Авиационный компонент

Авиационный компонент СНС США составляют стратегические, или тяжелые, бомбардировщики, способные решать ядерные задачи. Их преимуществом по сравнению с МБР и БРПЛ, согласно новой ядерной доктрине США, является то, что они «могут быть демонстративно развернуты в регионах для предупреждения потенциальных противников в кризисных ситуациях об укреплении ядерного сдерживания и для подтверждения союзникам и партнерам американских обязательств по обеспечению их безопасности ».

Все стратегические бомбардировщики имеют статус «двойного предназначения»: они могут наносить удары с применением как ядерного, так и обычного оружия. По экспертной оценке, на конец 2010 г. в составе авиационного компонента СНС США на пяти авиационных базах на континентальной части США находилось примерно 230 бомбардировщиков трех типов – В-52Н, В-1В и В-2А (из них более 50 единиц в складском резерве).

В настоящее время стратегические авиационные силы, как и силы МБР, подчинены Командованию глобальных ударов ВВС США (AFGSC).

Стратегический бомбардировщик В-52Н – турбовинтовой дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1961 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ) большой дальности AGM-86В и AGM-129А. Максимальная дальность полета – до 16.000 км.

Стратегический бомбардировщик В-1В – реактивный сверхзвуковой самолет. Начал развертываться с 1985 г. В настоящее время предназначается для выполнения неядерных задач, однако пока не выведен из-под засчета стратегических носителей ядерного оружия по Договору СНВ-3, поскольку не завершены соответствующие процедуры, предусмотренные этим Договором. Максимальная дальность полета – до 11.000 км (с одной дозаправкой топливом в полете).

– реактивный дозвуковой самолет. Начал развертываться с 1994 г. В настоящее время для его ядерного оснащения предназначены только авиабомбы В61 (модификации 7 и 11) переменной мощности (от 0,3 до 345 кт) и В83 (мощностью несколько мегатонн). Максимальная дальность полета – до 11.000 км.

КРВБ AGM-86В – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования. Начала развертываться с 1981 г. Оснащается боевой частью W80-1 переменной мощности (от 3 до 200 кт). Максимальная дальность стрельбы – до 2.600 км.

КРВБ AGM-129А – дозвуковая крылатая ракета. Начала развертываться с 1991 г. Оснащается той же боевой частью, что и ракета AGM-86В. Максимальная дальность стрельбы – до 4.400 км.

По экспертным оценкам, на момент вступления в силу Договора СНВ-3 в авиационном компоненте СНС США насчитывалось около 200 развернутых бомбардировщиков, за которыми засчитывалось такое же количество ядерных боезарядов (по правилам Договора СНВ-3 за каждым развернутым стратегическим бомбардировщиком условно засчитывается один боезаряд, поскольку в повседневной деятельности все они не имеют на борту ядерного оружия).

1.4. Боевое управление стратегическими наступательными силами

Система боевого управления (СБУ) СНС США представляет собой совокупность основной и резервной систем, включающих основные и запасные стационарные и мобильные (воздушные и наземные) органы управления, комплексы средств связи и автоматизированной обработки данных. СБУ обеспечивает автоматизированный сбор, обработку и передачу данных об обстановке, разработку приказов, планов и расчетов, доведение их до исполнителей и контроль выполнения.

Основная система боевого управления предназначена для своевременного реагирования СНС на тактическое предупреждение о начале ракетно-ядерного удара по США. Ее главными органами являются стационарные основной и запасной командные центры Комитета начальников штабов вооруженных сил США, командный и запасной командный центры Объединенного стратегического командования вооруженных сил США, командные пункты воздушных армий, ракетных и авиационных крыльев.

Считается, что при любых вариантах развязывания ядерной войны боевые расчеты этих пунктов управления смогут организовать проведение мероприятий по повышению боевой готовности СНС и передать приказ на начало их боевого применения.

Резервная система боевого управления и связи в чрезвычайной обстановке объединяет ряд систем, основными из которых являются резервные системы управления вооруженными силами США с помощью воздушных и наземных мобильных командных пунктов.

1.5. Перспективы развития стратегических наступательных сил

Современная программа развития СНС США не предусматривает в обозримый период строительства новых МБР, ПЛАРБ и стратегических бомбардировщиков. Вместе с тем, сокращая общий резерв стратегических ядерных вооружений при реализации Договора СНВ-3, «Соединенные Штаты будут сохранять способность «дозагрузить» некоторое количество ядерных зарядов в качестве технической подстраховки против любых проблем в будущем с системами доставки и боезарядами, а также на случай существенного ухудшения в обстановке безопасности ». Тем самым формируется так называемый «возвратный потенциал» путем «демирвирования» МБР и уменьшения количества боезарядов в два раза на БРПЛ.

Как следует из доклада министра обороны США Роберта Гейтса, представленного в мае 2010 г. американскому Конгрессу, после выполнения условий Договора СНВ-3 (февраль 2018 г.) в боевом составе СНС США будет насчитываться 420 МБР «Минитмэн-3», 14 ПЛАРБ типа «Огайо» с 240 БРПЛ типа «Трайдент-2» и до 60 бомбардировщиков В-52Н и В-2А .

Многолетнее, стоимостью в 7 млрд. долларов, совершенствование МБР «Минитмэн-3» по программе «Продление жизненного цикла Минитмэн-3» с целью сохранения этих ракет в боевом составе до 2030 г. почти закончено.

Как отмечено в новой ядерной доктрине США, «хотя нет необходимости принимать в ближайшие несколько лет решение о любой последующей МБР, сегодня надо начать поисковые исследования по этому вопросу. В связи с этим в 2011–2012 гг. министерство обороны начнет исследования по анализу альтернатив. В процессе этого исследования будет рассмотрен набор различных вариантов разработки МБР с целью определения эффективного по стоимости подхода, который поддержит дальнейшее сокращение ядерного оружия США и одновременно обеспечит стабильное сдерживание ».

В 2008 г. началось производство модифицированной версии БРПЛ Trident-2 D-5 LE (Life Extension). В целом до 2012 г. будет закуплено 108 этих ракет на сумму более 4 млрд. долларов. ПЛАРБ класса «Огайо» будут оснащены модифицированными БРПЛ на весь оставшийся срок их службы, который продлен с 30 до 44 лет. Первая в серии ПЛАРБ «Огайо», как планируется, будет выведена из состава флота в 2027 г.

Поскольку для проектирования, постройки, испытания и развертывания новых ПЛАРБ требуется много времени, с 2012 года ВМС США приступят к поисковым исследованиям по замене имеющихся ПЛАРБ. В зависимости от результатов исследования, как отмечено в новой ядерной доктрине США, может быть рассмотрена целесообразность сокращения в перспективе количества ПЛАРБ с 14 до 12 единиц.

Что касается авиационного компонента СНС США, то американские ВВС изучают возможности создания стратегических бомбардировщиков, способных нести ядерное оружие, которые с 2018 г. должны придти на замену нынешним бомбардировщикам . Кроме того, как провозглашено в новой ядерной доктрине США, «военно-воздушные силы проведут оценку альтернатив с целью обоснования решений в бюджете на 2012 год по вопросу, следует ли (а если да, то как) заменить имеющиеся крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности, срок службы которых истекает в конце следующего десятилетия ».

В области развития ядерного боевого оснащения основные усилия в США в ближайшие годы будут направлены на совершенствование существующих ядерных боезарядов . Начатая в 2005 г. министерством энергетики в рамках проекта RRW (Reliable Replacement Warhead) разработка высоконадежной ядерной боеголовки сейчас приостановлена.

В рамках реализации стратегии быстрого неядерного глобального удара (non-nuclear prompt global strike) США продолжают отработку технологий управляемых боеголовок и головных частей в неядерном оснащении для МБР и БРПЛ . Эти работы ведутся под руководством аппарата министра обороны (Управлением перспективных исследований), что позволяет исключить дублирование исследований, проводимых видами вооруженных сил, более эффективно расходовать денежные средства и в конечном итоге ускорить создание высокоточного боевого оснащения для стратегических баллистических ракет.

Начиная с 2009 года проведен ряд демонстрационных пусков прототипов создаваемых средств доставки межконтинентальной дальности, но пока весомых достижений не достигнуто. По экспертным оценкам, создание и развертывание высокоточных МБР и БРПЛ с неядерным оснащением вряд ли можно ожидать ранее 2020 года.

2. Нестратегическое ядерное оружие

После окончания холодной войны Соединенные Штаты значительно сократили свой арсенал НЯО (нестратегического ядерного оружия). Как подчеркнуто в новой ядерной доктрине США, сегодня Соединенные Штаты сохраняют «только ограниченное количество ядерного оружия передового базирования в Европе, а также небольшое количество на складах в США в готовности для глобального развертывания в поддержку расширенного сдерживания в интересах союзников и партнеров ».

По состоянию на январь 2011 г. США располагали примерно 500 боеготовыми нестратегическими ядерными боезарядами . Среди них 400 авиабомб свободного падения В61 нескольких модификаций с переменной мощностью (от 0,3 до 345 кт) и 100 боевых частей W80-О переменной мощности (от 3 до 200 кт) для крылатых ракет морского базирования (КРМБ) большой дальности (до 2.600 км) «Томахок» (TLAM/N), принятых на вооружение в 1984 г.

Примерно половина из указанных выше авиабомб развернута на шести американских авиабазах в пяти странах НАТО: Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции. Кроме того, порядка 800 единиц нестратегических ядерных боезарядов, включая 190 боевых частей W80-О, находятся в неактивном состоянии в резерве .

В качестве носителей ядерных авиабомб могут использоваться сертифицированные для выполнения ядерных задач американские истребители-бомбардировщики F-15 и F-16, а также самолеты союзников США по НАТО. Среди последних бельгийские и голландские самолеты F-16 и германские и итальянские самолеты «Торнадо».

Ядерные КРМБ «Томахок» предназначены для вооружения многоцелевых атомных подводных лодок (АПЛ) и некоторых типов надводных кораблей. На начало 2011 г. на вооружении ВМС США имелось 320 ракет этого типа. Все они хранятся в арсеналах военно-морских баз на континентальной части США в 24–36 часовой готовности к погрузке на АПЛ и надводные корабли, а также транспорты спецбоеприпасов, включая транспортные самолеты.

Что касается перспектив американского НЯО, то в новой ядерной доктрине США сделан вывод о необходимости принятия следующих мер :

— на вооружении ВВС необходимо сохранить истребитель-бомбардировщик «двойного предназначения» (то есть способный применять как обычное, так и ядерное оружие) после замены существующих самолетов F-15 и F-16 на общевидовой ударный самолет F-35;

— продолжить выполнение в полном объеме программы продления жизненного цикла (Life Extension Program) ядерной бомбы В61, чтобы обеспечить ее совместимость с самолетом F-35 и повысить ее эксплуатационную безопасность, защищенность от несанкционированного доступа и контроль применения с целью повышения доверия к ней;

— снять с вооружения ядерную КРМБ «Томахок» (эта система признана избыточной в ядерном арсенале США, к тому же она не развертывалась с 1992 г.).

3. Ядерные сокращения в будущем

В новой ядерной доктрине США констатируется, что президент Соединенных Штатов дал указание провести обзор возможных будущих сокращений американского стратегического ядерного оружия ниже уровней, установленных Договором СНВ-3. Подчеркивается, что на масштабы и темпы последующих сокращений ядерных арсеналов США будут оказывать влияние несколько факторов .

Во-первых , «любые будущие сокращения должны укреплять сдерживание потенциальных региональных противников, стратегическую стабильность в отношениях с Россией и Китаем и подтверждать американские гарантии в области безопасности перед союзниками и партнерами».

Во-вторых , «выполнение программы «Поддержание готовности ядерного арсенала» и рекомендованное Конгрессом США финансирование ядерной инфраструктуры (на это предусмотрено выделить свыше 80 млрд. долл. – В.Е.) позволят США отказаться от практики содержания в резерве большого количества неразвернутых ядерных боезарядов на случай технических или геополитических неожиданностей и существенно сократить за счет этого ядерный арсенал».

В-третьих , «ядерные силы России будут оставаться существенным фактором, определяющим, насколько и как быстро США готовы и дальше сокращать свои ядерные силы».

С учетом вышесказанного, администрация США будет добиваться обсуждения с Россией вопросов дальнейших сокращений ядерных арсеналов и повышения транспарентности. Как утверждается, «этого можно было бы достичь через официальные соглашения и/или через параллельные добровольные меры. Последующие сокращения должны быть большими по масштабу, чем это предусмотрено предыдущими двусторонними соглашениями, распространяться на все ядерное оружие обоих государств, а не только на развернутое стратегическое ядерное оружие».

Оценивая эти намерения Вашингтона, следует отметить, что они практически не учитывают озабоченностей Москвы, вызванных :

— развертыванием американской системы глобальной ПРО, способной в перспективе ослабить потенциал сдерживания стратегических ядерных сил России;

— громадным превосходством США и их союзников в обычных вооруженных силах, которое может еще больше увеличиться с принятием на вооружение разрабатываемых американских систем высокоточного оружия большой дальности;

— нежеланием США поддержать проект договора о запрете размещения в космосе любых видов оружия, внесенный Россией и Китаем на рассмотрение Конференции по разоружению в Женеве в 2008 году.

Без нахождения взаимоприемлемых решений по этим проблемам Вашингтон вряд ли сможет склонить Москву к новым переговорам о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов .

/В.И.Есин, к.в.н., ведущий научный сотрудник Центра проблем военно-промышленной политики Института США и Канады Российской академии наук, www.rusus.ru /

Янки сами никогда не производили ядерные материалы, а закупали их у Союза. Потом эти торгаши перестали обновлять средства доставки ядерного оружия. И сейчас США представляет собой не грозную ядерную державу, а ораву крикунов...

Правда о ядерном оружии США

Несмотря на то, что научно-технический прогресс вносит свои коррективы в нашу жизнь, и в тактику ведения войн, да и сама жизнь не стоит на месте, фактор ядерного сдерживания никто не отменял – и в ближайшие десятилетия едва ли отменит. Именно ядерное оружие, несмотря на свою мощь и необратимость последствий, всю холодную войну послужило той последней красной чертой, за которой пролегал компромисс между СССР и США.

И сейчас, когда мы видим, как снова нарастает напряжённость по линии Запад-Россия, фактор ядерного сдерживания вновь приобретает ключевое значение. И конечно нам интересно знать, в каком состоянии находятся ядерные силы Америки, насколько их состояние соответствует той нарочито показной роли сверхдержавы , о которой высокопоставленные чиновники США никогда не стеснялись заявлять.

Невзирая на декларируемые в последнее время заявления американских официальных лиц о «снижении опоры на ядерное оружие», ему по-прежнему, как свидетельствует направленный в июне 2013 г. министром обороны США американскому Конгрессу «Доклад о стратегии применения ядерного оружия Соединёнными Штатами Америки», отводится критически важная роль в «обеспечении национальной безопасности США, их союзников и партнёров».

А в специальной фактологической справке Белого дома, сопровождающей указанный выше доклад, отмечено, что президент США Барак Обама обязался предоставить значительные инвестиции по модернизации американского ядерного арсенала.

По данным Госдепа, в настоящее время в США развёрнуто 809 носителей ядерного оружия из 1015 имеющихся. В боеготовом состоянии находятся 1688 боевых блоков. Для сравнения, в России на дежурстве находятся 473 носителя из 894 имеющихся, которые несут 1400 боевых блоков. В соответствии с действующим соглашением СНВ-3, к 2018 году обе страны должны сократить свои ядерные силы до следующих показателей: на вооружении должны находиться 800 носителей ядерного оружия, 700 из которых могут быть единовременно развёрнуты, а общее количество ядерных боеголовок, готовых к применению, не должно превышать 1550 единиц.

Итак, в течение ближайших лет Соединённым Штатам придётся списать и утилизировать достаточно большое количество ядерных зарядов, самолётов и ракет. Причём, такое сокращение должно сильно ударить по средствам доставки: до 2018 года США будут вынуждены вывести из эксплуатации около 20% имеющихся носителей ядерного вооружения. Сокращение количества ядерных боеприпасов, в свою очередь, будет идти в меньших масштабах.

На момент начала преобразования стратегические ядерные силы Соединённых Штатов располагали достаточно большим количеством боеголовок и их носителей. В соответствии с действовавшим в то время договором СНВ-1 (подписан в 1991 году), на вооружении США состояли 1238 носителей и почти 6000 ядерных зарядов.

Нынешний договор СНВ-3 имеет куда более жёсткие рамки. Так, допустимое количество развёрнутых боевых блоков примерно в 4 раза меньше, чем разрешал договор СНВ-1. В связи с этим, на протяжении последних 12 лет американскому командованию приходилось решать, как именно и за счёт какого компонента ядерной триады проводить сокращение.

Пользуясь своим правом самостоятельно решать количественные и качественные вопросы состояния ядерных сил, Соединённые Штаты уже определили, как будет выглядеть их ядерный щит к 2018 году. По имеющимся данным, основным средством доставки останутся баллистические ракеты, размещённые в шахтных пусковых установках.

К указанному сроку США намерены оставить на дежурстве 400 изделий модели LGM-30G Minuteman-III . 12 стратегических подводных лодок типа Ohio будут нести 240 ракет UGM-133A Trident-II . Предполагается сократить их боекомплект с 24 ракет до 20. Наконец, в составе авиационной части ядерной триады останутся 44 бомбардировщика B-52H и 16 B-2. В результате, одновременно будет развёрнуто около 700 носителей.

И вроде бы, всё прекрасно. Если бы не одно «но». Ядерное оружие в США, всё, до последней боеголовки, было произведено… ещё во время Холодной войны, то есть до 1991 года , когда существовал Советский Союз!

По имеющимся сведениям, в течение последних 25 лет Соединённые Штаты не произвели ни одного(!) нового ядерного боевого блока, что не может соответствующим образом не сказаться на возможностях ядерной триады, поскольку подобные изделия могут терять свои качества при длительном хранении.

Также необходимо помнить, что после распада Советского Союза и прекращения Холодной войны американские военные и конструкторы, поверив, что у США отныне никогда не будет противника, равного СССР, и что Россия навсегда ушла с орбиты сверхдержавы, не уделяли должного внимания разработке новых носителей ядерного оружия.

Больше того, производство основных стратегических бомбардировщиков ВВС США Boeing B-52 Stratofortress завершилось аж полвека назад, а бомбардировщики последнего поколения Northrop Grumman B-2 Spirit были построены серией всего в 21 единицу, что, конечно, никак нельзя считать ударной силой.

Итак: последний ядерный боезаряд был изготовлен в США в далёком 1991 году. И на этом – всё, в Америке решили, что отныне ядерное оружие ушло в прошлое, и теперь «ядерная дубинка», создававшаяся в противовес СССР, более уже не нужна…

Кстати, стоит отметить также и то, что последние ядерные испытания в США были произведены в 1992 году. И это притом, что средний возраст американской ядерной боеголовки – больше 30 лет, то есть многие из них были произведены и развёрнуты ещё до президентства Рейгана. Кто может гарантировать, что эти боеголовки по-прежнему в состоянии выполнить то, ради чего они создавались? Такой гарантии для нынешней ядерной триады США не может дать никто…

Ядерная или термоядерная «бомба» – изделие чрезвычайно сложное и требующее тщательного и постоянного обслуживания. В боевой части ядерного заряда постоянно происходит распад радиоактивных делящихся материалов, в результате чего содержание активного материала снижается. Хуже того – выделяющееся при этом излучение (в жёстком спектре) приводят к серьёзной деградации остальных компонентов системы, от взрывателей до электроники.

В ядерной отрасли США существует и ещё одна серьёзная проблема, о которой предпочитают не говорить. Учёные , специализирующиеся на ядерном оружии, стареют и выходят на пенсию с тревожащей Пентагон быстротой. Уже к 2008 году более половины специалистов-ядерщиков в национальных ядерных лабораториях США были старше 50 лет (в 2015 – 75%, а более 50% – старше 60 лет), а среди тех, кому меньше пятидесяти, очень мало грамотных специалистов. Да и откуда им появиться, если ядерные заряды и боеголовки не производятся уже более 25 лет – а новые не проектируются и уже более трёх десятилетий?!

Недавно правительство было вынуждено вывезти из Лос-Аламосской лаборатории все расщепляющиеся материалы – они хранились там в неподходящих для этого условиях, часть материалов вообще пропала в неизвестном направлении. А недавно комиссия при Конгрессе обнародовала ещё один пренеприятнейший для Пентагона факт: США уже не имеют технологических возможностей, а также заводских мощностей, чтобы производить некоторые элементы для боезарядов. Дошло до того, что более старые заряды служат источником запчастей для поддержания других в сколько-нибудь рабочем состоянии.

Американские средства доставки ядерного оружия также далеко не молоды. Последний B-52, составляющий костяк стратегической авиации США, смешно сказать, был поставлен на вооружение ещё во время Карибского кризиса(!), более 50 лет (!) назад. Для них уже не производят ни двигателей, ни запчастей – для поддержания хотя бы части машин в исправном состоянии авиационные техники разбирают на запчасти списанные бомбардировщики. Существовал даже проект переделки B-52 под двигатели и часть авионики от гражданского боинга-747 – но и этот в итоге списали «в утиль», соединить гражданскую и военную платформу воедино оказалось делом нерешаемым.

США очень рассчитывали на сверхзвуковой бомбардировщик B-1B – однако развитие средств ПВО сделало его бессмысленной мишенью ещё до момента развёртывания в частях ВВС, и теперь они, по большей части, бесполезно ржавеют на стоянках.

Затем США решили сделать ставку на стелс-бомбардировщик В-2 Spirit – однако их цена (более 2 миллиардов долларов за единицу) оказалась неподъёмной даже для военного бюджета США. А самое главное – после распада СССР в США из бывшей ГДР доставили новейшие тогда истребители МиГ-29 с радаром Н-019, и в ходе испытаний выяснилось, что их радары в штатном режиме обнаруживают «невидимые» B-2 даже на фоне земли. Это позволило предположить, что более новые БРЛС МиГ-31 и Су-27 также способны селектировать такую цель, причём на гораздо большей дальности и с большей точностью. Другими словами – «невидимость» оказалась не более чем, и Пентагону стало непонятно: зачем платить по 2,5 миллиарда за такие самолёты. В итоге, проект «Спирита» был закрыт, и сейчас лишь американская пропаганда имеет виды на эту машину, до сих пор пытаясь представить её одной из вершин американских достижений и заокеанского ВПК.

Что мы имеем в итоге: ядерная триада , несмотря на бодрые и полные оптимизма заявления высокопоставленных чиновников Пентагона и Белого Дома у США находится в плачевном состоянии – и наблюдается тенденция исключительно к ухудшению. Ядерные боеголовки и заряды устаревают морально и физически, учёные и инженеры уходят на пенсию, а равноценной замены им не приходит, средство доставки зарядов, это касается всей ядерной «триады», уже не соответствуют современным требованиям – и с каждым годом всё больше. Финансирования, заложенного в военный бюджет не хватает даже на поддержания нынешнего, весьма плачевного состояния ядерных зарядов и средств доставки. Что уж там говорить о новых технических решениях, опережающих своё время, – об этом давно не идёт и речи. Сколько ещё времени при таком раскладе Америка сможет оставаться на деле, а не на бумаге, ядерной державой? Десять лет? Двадцать? Вряд ли так долго…

Реальное состояние вооружённых сил США. Ядерное оружие и техника


Дейли Шоу «Ядерный арсенал США»


Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…



Что еще почитать