Татьяна Акимова: «Олимпиада без Юрловой и Шипулина – это совсем не то. Для вас важно, чтобы ваши дети были «гениями»

Татьяна Александровна Шипулина не любит, когда перечисляют ее труды и заслуги. И в этом тоже проявляется высшая честность, деятельное желание жить сегодняшним днем, а не перебирать в памяти прошлое. И все же напомню: Татьяна Шипулина – дирижер и композитор, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, автор балета, камерной вокальной и инструментальной музыки, сочинений на духовные тексты, акафистов и пасхальной мистерии. А еще – неравнодушный человек, не отворачивающийся от людей ни в беде, ни в радости, всегда откликающийся делом. Это и благотворительные концерты, и человеческое участие, и, безусловно, творческое. Пять лет в Доме актера существовала ее «Музыкальная призма», музыкально-поэтический проект, открывший самобытных авторов, наших земляков: россошанского поэта-фронтовика Михаила Тимошечкина, воронежцев Владимира Шуваева, Светлану Ганжу, Елену Неведрову…

15 декабря Татьяна Александровна Шипулина отмечает день рождения. В этой заметке – мгновения жизни, серьезные и не очень, которые вольно или невольно приходят на ум и из которых складывается монолог, где нельзя что-то приукрасить или подправить.

«Музыка меня связала не сразу, - вспоминает Татьяна Александровна. – Я из семьи авиаторов, папа работал на авиационном заводе испытателем самолетов, мама была инженер-авиатор. Я родилась в Казани, потому что во время Великой Отечественной войны родителей перевели туда. Первые впечатления были абсолютно лётные. Это лётчики, пристрастие к военной форме, боевой дух. Когда у меня папины друзья спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечала: Героем Советского Союза».

Первый профессиональный интерес к музыке у Татьяны Александровны, тогда еще просто Тани, возник в три года. Она жила в коммунальной квартире с мамой, папой и бабушкой. У приятеля отца было четверо детей, которые учились музыке. Они приходили в гости к Шипулиным вместе со своими инструментами. Играли квартетом: скрипка, виолончель, домра, баян. Этот состав так потряс будущего дирижера и композитора, что, помимо мечты стать Героем Советского Союза, появилось желание на чем-нибудь играть.

«Когда соседские дети уходили в школу, то запирали от меня инструменты в чулан. И до тех пор, пока они не возвращались и не начинали заниматься музыкой, я сторожем стояла возле этого чулана, чтобы просто быть рядом с инструментами».

Родители обратили на это внимание, и Таня начала учиться музыке. Окончила музыкальное училище в Воронеже как теоретик, Киевскую консерваторию как пианист и композитор, Львовскую – как дирижер-симфонист, аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории в классе выдающегося маэстро, создателя ленинградской школы дирижирования Ильи Мусина. У него учились Юрий Темирканов и Валерий Гергиев, Владислав Чернушенко и Василий Синайский, Туган Сохиев и Теодор Курентзис. К дирижированию Шипулина придет не сразу. Увлечение историей и математикой сначала приведет ее к теории музыки. Здесь тоже был выбор: либо заняться чисто музыкальной наукой, либо лекторской практикой – вести концерты, рассказывать о композиторах и произведениях. Первый опыт ведения концерта Татьяны Шипулиной может соперничать с рассказом Ираклия Андронникова «Первый раз на эстраде».

«Когда я поступила в училище, мне еще не было шестнадцати лет, я пришла после восьмого класса. Человеком я всегда была несмешливым. Это не прибавляло ума, но внешне я казалась очень серьезным человеком. И как только я заходила в училище, – пятнадцатилетний ребенок с двумя косичками – то все начинали улыбаться. Своей серьезностью я вызывала у людей улыбку. И еще я была очень стеснительная. Стоило на меня обратить внимание и, не дай Бог, сделать замечание – тогда всё. Я замолкала на неделю. Из-за этой невероятной стеснительности я плохо говорила, не могла связать двух слов. Для меня выйти и выступить было на грани невероятного.
Но у меня был замечательный педагог – Лира Ивановна Бочарова. Она понимала, что голова у ребенка, вроде бы, на месте, но стоило мне только начать говорить – я покрывалась краской и произносила текст, ничего общего с русским языком не имеющий. На третьем курсе у нас началась лекторская практика, и Лера Ивановна, желая меня избавить от неприятностей, дала мне задание, с которым, как она думала, я точно справлюсь. Я должна была объявлять номера на концерте нашего училищного симфонического оркестра – кстати, замечательного оркестра. Нужно было просто выйти, сказать несколько слов о композиторах, объявить программу – и всё. И вот наступил этот день. Утешало то, что нужно просто выйти и просто рассказать. И вот я выхожу на сцену и говорю:
И тут я поняла: а как сказать – «симфонического»? Пауза. Оркестр сидит на сцене. Я говорю залу:
- Я начну еще раз.
И снова:
- Дорогие друзья! Мы начинаем отчетный концерт оркестра…
Чувствую, что вывернуться не могу. И говорю:
- Я в последний раз начну…
В зале уже лежат. Уже никакого концерта не надо. И я в третий раз четко, по-пионерски:
- Дорогие друзья! Мы начинаем концерт оркестра…
Огляделась и говорю:
- Сами видите, какого…
Дирижер знаками показывает оркестрантам: уберите ее оттуда. Но я нашлась и ответила дирижеру:
- Извините, мне еще несколько слов надо сказать о произведениях…
После этого концерта Лера Ивановна взялась за меня всерьез. Я читала лекции каждую неделю: в школах, на заводах. Говорить научилась. Но это выступление запомнила навсегда. С него началась моя творческая биография».

Обычно Татьяну Александровну Шипулину представляют как дирижера и композитора. Или как композитора и дирижера. Интересно, а для нее самой порядок слов имеет значение?

«Знаете, я всегда себя чувствую спокойно и комфортно в одном месте – за дирижерским пультом. Это самое любимое место и работы, и отдыха. Вообще всего в жизни. Когда я не стою за дирижерским пультом, всё остальное для меня теряет значение. Потому что эта специальность, которая называется дирижер, она, действительно, заколдованная. И те люди, которые ее выбирают, я думаю, ничего другого перед собой уже не видят».

За пультом оркестра Воронежского театра оперы и балета Татьяна Александровна уже тридцать лет. В истории исполнительского искусства не много женщин-дирижеров. С виду хрупкая Шипулина смогла доказать, что место за дирижерским пультом принадлежит ей по праву.

«В смысле дирижерской профессии, я вам хочу сказать, ведь не в профессии дело. Музыкантам абсолютно безразлично – мужчина ты или женщина. Им важно – кто ты. Если ты по натуре дирижер, а я считаю, что женщина, в первую очередь, по натуре дирижер, потому что она дирижирует семьей, мужем, домашними проблемами, делает так, чтобы всё было созвучно в жизни, и поэтому, кто как не женщина должна стоять за пультом?».

О волнении перед спектаклем:

«Я волнуюсь, когда у меня заканчивается спектакль. Я говорю себе: «Ну вот… два часа радости – и теперь две-три недели ожидания».

На вопрос, кто для нее абсолютная величина, Татьяна Александровна отвечает, не задумываясь: Рахманинов. Что же касается других, то со временем былые кумиры перестали казаться примером для подражания.

«У меня раньше было много кумиров. В детстве мне всегда хотелось на кого-то походить, и я выбирала себе героя, на которого я в определенный момент была бы похожа. Я восхищалась Евгением Мравинским, Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым (мне даже говорили, что мы с ним похожи). Когда наступили перестроечные времена, и те люди, которые были для меня иконой, стали ради работы за рубежом оставлять свои коллективы, я поняла, что я настолько патриотичный человек, что даже сгоняю своих кумиров с пьедестала. Хочется, чтобы каждый из нас понимал, что не только жизнь прожита не напрасно, а что ты оставил то, что дальше даст возможность людям осознать себя честнее, морально справедливее, чтобы можно было говорить: честь имею называться человеком».

В воскресенье, 20 декабря, в Доме композиторов состоится творческая встреча с Татьяной Шипулиной, которую сама Татьяна Александровна предложила назвать «Давайте познакомимся». Разговор со слушателями будет чередоваться музыкой в авторском исполнении. Начало в 18 часов. Вход свободный. Приходите.

Лидер женской сборной России по биатлону, бронзовый призёр чемпионата мира-2017 Татьяна Акимова заняла 20 место в стартовой гонке на зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане – спринте на 7,5 км, не промахнувшись ни разу на огневых рубежах.

Спецкор «Чемпионата» был среди журналистов, попросивших Акимову оценить итоги старта.


- Как вам здесь в Корее?
- На Олимпиаде совсем другие ощущения. Конечно, присутствовало волнение перед стартом. Физическое состояние на тренировках было хорошее, мне оно нравилось. Думаю, что сегодня на меня повлияло напряжение.

- В чём заключается это напряжение?
- Накручивала себя сильно на тему того, что это Олимпиада, важный старт и так далее. Нас с Ульяной Кайшевой тут только двое. Хотелось выступить хорошо. Получилось так, на что наработали.

- Скоростные качества за время финальной подготовки удалось улучшить?
- Разумеется, мы работали и над функциональной формой, и над стрельбой. Думаю, что дальше всё будет лучше. Будем лучше себя чувствовать.

- Разговоры о бойкоте в СМИ сильно давили?
- Мы вообще не включали телевизор. За последнее время посмотрели только открытие Игр и всё.

- Из сборной подруги звонили?
- Звонили. Ирина Услугина накануне старта пожелала удачи. Это очень приятно.

- Они реально болеют за вас?
- Конечно. Очень много людей меня поддерживают. Эта поддержка чувствуется, и её очень много.

- На трассе вас подгоняли тренеры нескольких стран. Кто помогал?
- Очень много помогали тренеры Казахстана, Украины, Беларуси. На каждом кругу гнали меня, они все наши. Огромное им спасибо. У нас здесь настоящая биатлонная семья. К нам все хорошо относятся, мы хорошо общаемся.

- То есть никаких косых взглядов?
- Абсолютно. В биатлоне точно нет, насчёт других видов спорта не знаю.

- Когда стартовали россиянки и украинки, то поддержка была самая громкая. Слышали?
- Да, я слышала каждый круг и на рубеже. Моё имя кричали и сильно поддерживали. Я думаю, что если бы россиян приехало больше, то и болельщиков было бы больше. Наших очень не хватает. Без России на биатлоне было бы пусто. На каждом этапе Кубка мира наших людей очень много.

- Можно сказать, что это ваш главный старт в жизни? Слёзы не наворачивались?
- Для меня это первый старт. Олимпиада – это что-то новое для меня. Казалось бы, старт как старт. Но это новый опыт, из которого я вынесу многое.

- Следующие гонки возможно пробежать сильнее?
- Я надеюсь на это. Общее физическое состояние хорошее. Мы подошли к главному старту, как планировали.

- Влияет как-то нейтральный статус?
- Чувствуется, что без Кати Юрловой и Антона Шипулина – это совсем не то.

г. Воронеж

Композитор, член Союза композиторов России с 2001 года, кавалер медали «В честь Святых Кирилла и Мефодия» (2000), лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура» (2000), заслуженный деятель искусств Воронежской области (2010)

Т.А. Шипулина родилась 15 декабря 1950 года в г. Казань. В 1950-х вместе с семьей переехала в Воронеж. Окончила теоретическое отделение Воронежского музыкального училища (1970). Еще в стенах училища, с 1966 года начала сочинять собственные произведения под чутким руководством одного из мэтров Воронежской композиторской организации – Б.Д. Выросткова, который отметил, что, как правило, шипулинские сочинения привлекают мелодической и фактурной изобретательностью, неординарностью художественных идей и наличием собственного почерка.

Первое высшее профессиональное образование молодой музыкант получила, окончив композиторский факультет Киевской государственной консерватории (класс профессора А. Штогаренко) в 1975 году. Второе – в Львовской Государственной консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Н. Колессы, 1977-1979). По завершении курса отправилась совершенствовать мастерство в Ленинград, где с 1979 по 1981 годы прошла ассистентуру-стажировку в консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора И. Мусина).

В 1981 году Татьяну Александровну направили в Омскую филармонию очередным дирижером. Но ее влекла театральная стихия и, познавая ее, с 1982 по 1985 год Шипулина работала дирижером в Омском музыкальном театре. В 1985 году уже опытным театральным дирижером она вернулась в Воронеж, и, с той поры и до сего дня трудится в Воронежском государственном театре оперы и балета.

Неуемное деятельное начало и, одновременно, поиски путей самореализации стали определять линию ее творческого пути. Так, в 1992 году она, параллельно с работой театрального дирижера, ведущего балеты, оперетты и детские спектакли, организовала камерный «Классик-оркестр» и до 1995 года являлась его художественным руководителем. Потом, в 2001 году в Доме актера по ее инициативе возник авторский клуб «Музыкальная призма», где рождались произведения на стихи классиков и воронежских поэтов. Клуб, действуя в течение многих лет и неизменно собирая большое число почитателей ее таланта, соединяет в своей тематике демократизм и оригинальность. Ее профессиональные музыкантские, организаторские и общественно-просветительские заслуги были отмечены на рубеже тысячелетий. В 2000 году Т.А. Шипулину наградили медалью «Во имя Кирилла и Мефодия» и признали лауреатом премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура».

В 2001 году Шипулина стала членом Воронежской организации Союза композиторов России. Ее сочинения, открытые в своем эмоциональном строе, глубоко созидательны, насыщены образно-психологическими идеями, всегда обращены к сердцу слушателя.

Основные сочинения Т.А. Шипулиной

Сочинения для симфонического оркестра:

  1. «Вальс» для струнного оркестра.
  2. «Прощание с другом» памяти художника В.Криворучко для камерного оркестра и фортепиано.

Хоровые сочинения :

  1. «Береза», «Тальянка» на стихи С. Есенина для смешанного хора а капелла.
  2. «Полдень» на стихи Ф. Тютчева для смешанного хора а капелла.
  3. «Акварели»: «Тишина»; «Звуки музыки»; «Молитва» (безслов) для смешанного хора, органа и арфы.
  4. «Всенощное бдение» для мужского хора а капелла.
  5. «Литургия» для мужского хора а капелла.
  6. «Песни восхождения» по 18кафизме «Псалмов Давида» для женского хора а капелла.
  7. «Акафист Сергию Радонежскому» для мужского хора а капелла.
  8. «Богородичный цикл» в 28частях на канонические тексты для хора а капелла.
  9. «Псалмы» на канонические тексты для смешанного хора а капелла.
  10. «Тропари» для мужского хора а капелла.
  11. «Акафист Серафиму Саровскому» для мужского хора а капелла.
  12. Три детских хора на слова В. Суминой.
  13. Два детских хора на слова Т. Русановой.
  14. «Рождественский цикл» на слова Р. Горевича в 12-ти частях для детского (женского) хора а капелла.
  15. «Сын Человеческий»– пасхальная мистерия на текст «Царя Иудейского» К.Р., канонические молитвы и духовные стихи – для двух хоров а капелла и солистов (альт, два тенора, баритон, три баса), campani.
  16. Два хора на стихи Д.Веневитинова а капелла.
  17. Пять хоров на стихи Ф. Тютчева а капелла.
  18. «Благовещенский канон» для смешанного хора.

Сочинения для музыкального театра :

  1. «Волшебные буквы» – музыкальная сказка для детей.
  2. «Жизнь розы» – балет.
  3. «Музыкальный домик» – музыкальная сказка для детей.
  4. «Приключения Петрушки» – музыкальная сказка для детей.
  5. «Волшебный сундучок» – музыкальная сказка для детей.
  6. «Зайка-зазнайка» – музыкальная сказка для детей.
  7. «Волшебный цветок» – музыкальная сказка для детей.

Камерно-вокальные сочинения :

  1. Двадцать детских песен на слова А.Блока, 3. Ермоловой, Г. Коротких, Т. Суминой, Г. Неведровой.
  2. Шесть романсов на слова Р. Горевича для баса и фортепиано.
  3. Десять народных песен на слова Р. Горевича.
  4. Четыре народные песни на слова Г. Молодцова.
  5. Четыре народные песни на слова Л. Широковой.
  6. Пять романсов на стихи А. Фета для сопрано и фортепиано.
  7. Четыре романса на слова П. Сумина для сопрано и фортепиано.
  8. Двенадцать романсов на слова С. Ганжи.
  9. Десять романсов на слова М. Лобач.
  10. Двенадцать романсов на слова 3.Терских.
  11. Пять романсов на стихи Ф. Тютчева для баритона и фортепиано.

Камерно-инструментальные сочинения :

  1. «Романс» для скрипки и фортепиано.
  2. «Романс» для скрипки, виолончели и фортепиано.
  3. «Размышление» для виолончели и фортепиано.
  4. «Элегия» для гобоя и струнного квартета.
  5. «Ave Maria» для струнного квартета.
  6. Четыре вальса для струнного квартета, гитары, фортепиано и колокольчиков.
  7. «Полька» для струнного квартета, фортепиано и колокольчиков.
  8. Три пьесы для гитары-соло.
  9. «Анданте» для гитары и фортепиано.
  10. «Ноктюрн» для саксофона, скрипки и фортепиано (памяти Л.А.Кравцовой).


Что еще почитать