Татьяна Александровна Шипулина не любит, когда перечисляют ее труды и заслуги. И в этом тоже проявляется высшая честность, деятельное желание жить сегодняшним днем, а не перебирать в памяти прошлое. И все же напомню: Татьяна Шипулина – дирижер и композитор, лауреат международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, автор балета, камерной вокальной и инструментальной музыки, сочинений на духовные тексты, акафистов и пасхальной мистерии. А еще – неравнодушный человек, не отворачивающийся от людей ни в беде, ни в радости, всегда откликающийся делом. Это и благотворительные концерты, и человеческое участие, и, безусловно, творческое. Пять лет в Доме актера существовала ее «Музыкальная призма», музыкально-поэтический проект, открывший самобытных авторов, наших земляков: россошанского поэта-фронтовика Михаила Тимошечкина, воронежцев Владимира Шуваева, Светлану Ганжу, Елену Неведрову…
15 декабря Татьяна Александровна Шипулина отмечает день рождения. В этой заметке – мгновения жизни, серьезные и не очень, которые вольно или невольно приходят на ум и из которых складывается монолог, где нельзя что-то приукрасить или подправить.
«Музыка меня связала не сразу, - вспоминает Татьяна Александровна. – Я из семьи авиаторов, папа работал на авиационном заводе испытателем самолетов, мама была инженер-авиатор. Я родилась в Казани, потому что во время Великой Отечественной войны родителей перевели туда. Первые впечатления были абсолютно лётные. Это лётчики, пристрастие к военной форме, боевой дух. Когда у меня папины друзья спрашивали, кем ты хочешь быть, я отвечала: Героем Советского Союза».
Первый профессиональный интерес к музыке у Татьяны Александровны, тогда еще просто Тани, возник в три года. Она жила в коммунальной квартире с мамой, папой и бабушкой. У приятеля отца было четверо детей, которые учились музыке. Они приходили в гости к Шипулиным вместе со своими инструментами. Играли квартетом: скрипка, виолончель, домра, баян. Этот состав так потряс будущего дирижера и композитора, что, помимо мечты стать Героем Советского Союза, появилось желание на чем-нибудь играть.
«Когда соседские дети уходили в школу, то запирали от меня инструменты в чулан. И до тех пор, пока они не возвращались и не начинали заниматься музыкой, я сторожем стояла возле этого чулана, чтобы просто быть рядом с инструментами».
Родители обратили на это внимание, и Таня начала учиться музыке. Окончила музыкальное училище в Воронеже как теоретик, Киевскую консерваторию как пианист и композитор, Львовскую – как дирижер-симфонист, аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории в классе выдающегося маэстро, создателя ленинградской школы дирижирования Ильи Мусина. У него учились Юрий Темирканов и Валерий Гергиев, Владислав Чернушенко и Василий Синайский, Туган Сохиев и Теодор Курентзис. К дирижированию Шипулина придет не сразу. Увлечение историей и математикой сначала приведет ее к теории музыки. Здесь тоже был выбор: либо заняться чисто музыкальной наукой, либо лекторской практикой – вести концерты, рассказывать о композиторах и произведениях. Первый опыт ведения концерта Татьяны Шипулиной может соперничать с рассказом Ираклия Андронникова «Первый раз на эстраде».
«Когда я поступила в училище, мне еще не было шестнадцати лет, я пришла после восьмого класса. Человеком я всегда была несмешливым. Это не прибавляло ума, но внешне я казалась очень серьезным человеком. И как только я заходила в училище, – пятнадцатилетний ребенок с двумя косичками – то все начинали улыбаться. Своей серьезностью я вызывала у людей улыбку. И еще я была очень стеснительная. Стоило на меня обратить внимание и, не дай Бог, сделать замечание – тогда всё. Я замолкала на неделю. Из-за этой невероятной стеснительности я плохо говорила, не могла связать двух слов. Для меня выйти и выступить было на грани невероятного.
Но у меня был замечательный педагог – Лира Ивановна Бочарова. Она понимала, что голова у ребенка, вроде бы, на месте, но стоило мне только начать говорить – я покрывалась краской и произносила текст, ничего общего с русским языком не имеющий. На третьем курсе у нас началась лекторская практика, и Лера Ивановна, желая меня избавить от неприятностей, дала мне задание, с которым, как она думала, я точно справлюсь. Я должна была объявлять номера на концерте нашего училищного симфонического оркестра – кстати, замечательного оркестра. Нужно было просто выйти, сказать несколько слов о композиторах, объявить программу – и всё. И вот наступил этот день. Утешало то, что нужно просто выйти и просто рассказать. И вот я выхожу на сцену и говорю:
И тут я поняла: а как сказать – «симфонического»? Пауза. Оркестр сидит на сцене. Я говорю залу:
- Я начну еще раз.
И снова:
- Дорогие друзья! Мы начинаем отчетный концерт оркестра…
Чувствую, что вывернуться не могу. И говорю:
- Я в последний раз начну…
В зале уже лежат. Уже никакого концерта не надо. И я в третий раз четко, по-пионерски:
- Дорогие друзья! Мы начинаем концерт оркестра…
Огляделась и говорю:
- Сами видите, какого…
Дирижер знаками показывает оркестрантам: уберите ее оттуда. Но я нашлась и ответила дирижеру:
- Извините, мне еще несколько слов надо сказать о произведениях…
После этого концерта Лера Ивановна взялась за меня всерьез. Я читала лекции каждую неделю: в школах, на заводах. Говорить научилась. Но это выступление запомнила навсегда. С него началась моя творческая биография».
Обычно Татьяну Александровну Шипулину представляют как дирижера и композитора. Или как композитора и дирижера. Интересно, а для нее самой порядок слов имеет значение?
«Знаете, я всегда себя чувствую спокойно и комфортно в одном месте – за дирижерским пультом. Это самое любимое место и работы, и отдыха. Вообще всего в жизни. Когда я не стою за дирижерским пультом, всё остальное для меня теряет значение. Потому что эта специальность, которая называется дирижер, она, действительно, заколдованная. И те люди, которые ее выбирают, я думаю, ничего другого перед собой уже не видят».
За пультом оркестра Воронежского театра оперы и балета Татьяна Александровна уже тридцать лет. В истории исполнительского искусства не много женщин-дирижеров. С виду хрупкая Шипулина смогла доказать, что место за дирижерским пультом принадлежит ей по праву.
«В смысле дирижерской профессии, я вам хочу сказать, ведь не в профессии дело. Музыкантам абсолютно безразлично – мужчина ты или женщина. Им важно – кто ты. Если ты по натуре дирижер, а я считаю, что женщина, в первую очередь, по натуре дирижер, потому что она дирижирует семьей, мужем, домашними проблемами, делает так, чтобы всё было созвучно в жизни, и поэтому, кто как не женщина должна стоять за пультом?».
О волнении перед спектаклем:
«Я волнуюсь, когда у меня заканчивается спектакль. Я говорю себе: «Ну вот… два часа радости – и теперь две-три недели ожидания».
На вопрос, кто для нее абсолютная величина, Татьяна Александровна отвечает, не задумываясь: Рахманинов. Что же касается других, то со временем былые кумиры перестали казаться примером для подражания.
«У меня раньше было много кумиров. В детстве мне всегда хотелось на кого-то походить, и я выбирала себе героя, на которого я в определенный момент была бы похожа. Я восхищалась Евгением Мравинским, Геннадием Рождественским, Юрием Темиркановым (мне даже говорили, что мы с ним похожи). Когда наступили перестроечные времена, и те люди, которые были для меня иконой, стали ради работы за рубежом оставлять свои коллективы, я поняла, что я настолько патриотичный человек, что даже сгоняю своих кумиров с пьедестала. Хочется, чтобы каждый из нас понимал, что не только жизнь прожита не напрасно, а что ты оставил то, что дальше даст возможность людям осознать себя честнее, морально справедливее, чтобы можно было говорить: честь имею называться человеком».
В воскресенье, 20 декабря, в Доме композиторов состоится творческая встреча с Татьяной Шипулиной, которую сама Татьяна Александровна предложила назвать «Давайте познакомимся». Разговор со слушателями будет чередоваться музыкой в авторском исполнении. Начало в 18 часов. Вход свободный. Приходите.
Лидер женской сборной России по биатлону, бронзовый призёр чемпионата мира-2017 Татьяна Акимова заняла 20 место в стартовой гонке на зимних Олимпийских играх в Пхёнчхане – спринте на 7,5 км, не промахнувшись ни разу на огневых рубежах.
Спецкор «Чемпионата» был среди журналистов, попросивших Акимову оценить итоги старта.
- В чём заключается это напряжение?
- Накручивала себя сильно на тему того, что это Олимпиада, важный старт и так далее. Нас с Ульяной Кайшевой тут только двое. Хотелось выступить хорошо. Получилось так, на что наработали.
- Скоростные качества за время финальной подготовки удалось улучшить?
- Разумеется, мы работали и над функциональной формой, и над стрельбой. Думаю, что дальше всё будет лучше. Будем лучше себя чувствовать.
- Разговоры о бойкоте в СМИ сильно давили?
- Мы вообще не включали телевизор. За последнее время посмотрели только открытие Игр и всё.
- Из сборной подруги звонили?
- Звонили. Ирина Услугина накануне старта пожелала удачи. Это очень приятно.
- Они реально болеют за вас?
- Конечно. Очень много людей меня поддерживают. Эта поддержка чувствуется, и её очень много.
- На трассе вас подгоняли тренеры нескольких стран. Кто помогал?
- Очень много помогали тренеры Казахстана, Украины, Беларуси. На каждом кругу гнали меня, они все наши. Огромное им спасибо. У нас здесь настоящая биатлонная семья. К нам все хорошо относятся, мы хорошо общаемся.
- То есть никаких косых взглядов?
- Абсолютно. В биатлоне точно нет, насчёт других видов спорта не знаю.
- Когда стартовали россиянки и украинки, то поддержка была самая громкая. Слышали?
- Да, я слышала каждый круг и на рубеже. Моё имя кричали и сильно поддерживали. Я думаю, что если бы россиян приехало больше, то и болельщиков было бы больше. Наших очень не хватает. Без России на биатлоне было бы пусто. На каждом этапе Кубка мира наших людей очень много.
- Можно сказать, что это ваш главный старт в жизни? Слёзы не наворачивались?
- Для меня это первый старт. Олимпиада – это что-то новое для меня. Казалось бы, старт как старт. Но это новый опыт, из которого я вынесу многое.
- Следующие гонки возможно пробежать сильнее?
- Я надеюсь на это. Общее физическое состояние хорошее. Мы подошли к главному старту, как планировали.
- Влияет как-то нейтральный статус?
- Чувствуется, что без Кати Юрловой и Антона Шипулина – это совсем не то.
г. Воронеж
Композитор, член Союза композиторов России с 2001 года, кавалер медали «В честь Святых Кирилла и Мефодия» (2000), лауреат премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура» (2000), заслуженный деятель искусств Воронежской области (2010)
Т.А. Шипулина родилась 15 декабря 1950 года в г. Казань. В 1950-х вместе с семьей переехала в Воронеж. Окончила теоретическое отделение Воронежского музыкального училища (1970). Еще в стенах училища, с 1966 года начала сочинять собственные произведения под чутким руководством одного из мэтров Воронежской композиторской организации – Б.Д. Выросткова, который отметил, что, как правило, шипулинские сочинения привлекают мелодической и фактурной изобретательностью, неординарностью художественных идей и наличием собственного почерка.
Первое высшее профессиональное образование молодой музыкант получила, окончив композиторский факультет Киевской государственной консерватории (класс профессора А. Штогаренко) в 1975 году. Второе – в Львовской Государственной консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора Н. Колессы, 1977-1979). По завершении курса отправилась совершенствовать мастерство в Ленинград, где с 1979 по 1981 годы прошла ассистентуру-стажировку в консерватории (класс оперно-симфонического дирижирования профессора И. Мусина).
В 1981 году Татьяну Александровну направили в Омскую филармонию очередным дирижером. Но ее влекла театральная стихия и, познавая ее, с 1982 по 1985 год Шипулина работала дирижером в Омском музыкальном театре. В 1985 году уже опытным театральным дирижером она вернулась в Воронеж, и, с той поры и до сего дня трудится в Воронежском государственном театре оперы и балета.
Неуемное деятельное начало и, одновременно, поиски путей самореализации стали определять линию ее творческого пути. Так, в 1992 году она, параллельно с работой театрального дирижера, ведущего балеты, оперетты и детские спектакли, организовала камерный «Классик-оркестр» и до 1995 года являлась его художественным руководителем. Потом, в 2001 году в Доме актера по ее инициативе возник авторский клуб «Музыкальная призма», где рождались произведения на стихи классиков и воронежских поэтов. Клуб, действуя в течение многих лет и неизменно собирая большое число почитателей ее таланта, соединяет в своей тематике демократизм и оригинальность. Ее профессиональные музыкантские, организаторские и общественно-просветительские заслуги были отмечены на рубеже тысячелетий. В 2000 году Т.А. Шипулину наградили медалью «Во имя Кирилла и Мефодия» и признали лауреатом премии «Золотой фонд Воронежской области» в номинации «Культура».
В 2001 году Шипулина стала членом Воронежской организации Союза композиторов России. Ее сочинения, открытые в своем эмоциональном строе, глубоко созидательны, насыщены образно-психологическими идеями, всегда обращены к сердцу слушателя.
Основные сочинения Т.А. Шипулиной
Сочинения для симфонического оркестра:
Хоровые сочинения :
Сочинения для музыкального театра :
Камерно-вокальные сочинения :
Камерно-инструментальные сочинения :
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом