ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
МАТЕРИАЛ . Снегурочка - кукла; снег в емкости; лед в формочках; большая емкость с водой; счётные палочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ. Звучит тихая музыка.
Воспитатель читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Воспитатель предлагает детям выложить снежинки из счётных палочек.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и у нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».
Воспитатель: Дети, положите в ладошку кубик льда, подержите немного. Что вы чувствуете? Замёрзла ли ладошка? Какой лёд? Что происходит с предметами, когда к ним прикасается лёд? Почему? Откуда появилась вода?
Вывод: Лёд холодный, замораживает всё, к чему притронется. Лёд,
как и снег тает в тёплой ладони.
Воспитатель: Дети, сожмите лёд в ладони. Изменил ли он форму? Почему? Можно ли смять лёд?
Вывод: Лёд твёрдый.
Воспитатель: Если мы наклоним ладошку с кусочком льда, то что произойдёт? Почему лёд скатился? Какой он?
Вывод: Лёд гладкий и скользкий.
Воспитатель: Дети, опустите лёд в воду. Что произойдёт со льдом в воде? Тонет ли лёд? Почему кусочек льда стал меньше?
Вывод: Лёд плавает,потому что он легче воды. Вода теплее льда - лед в воде тает.
Воспитатель: Посмотрите сквозь лёд? Что можно сказать про свойство льда?
Вывод: Он прозрачный
Воспитатель: А когда сосулька падает с крыши,то что с ней происходит? Почему? Какой лёд?
Вывод: Лёд хрупкий.
Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
МАТЕРИАЛ. Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой; пластилин для лепки снеговиков.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Звучит тихая музыка.
Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Входит Снегурочка (воспитатель вносит куклу) и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Далее педагог предлагает каждому ребенку вспомнить, какие снежинки он видел на прогулке, придумать и нарисовать свою снежинку. Обращает внимание детей на то, что все снежинки имеют шесть лучиков.
Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».
Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает. Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».
В свободное время педагог предлагает детям слепить снеговиков из пластилина.
На прогулке дети лепят снеговика из снега.
Оқу жұмыстарын ұйымдастыруға арналған технологиялық қартасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Күні/Дата:
Топ/ Группа: средняя группа
Тәрбиешілер/ Воспитатель: Білім беру саласы/Образовательная область: Познание - Естествознание
Тақырыбы/Тема: Почему растаяла Снегурочка?
Мақсаты/Цель: расширение представлений о свойствах воды, снега и льда, обучение умению устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Развитие интереса и любознательности к элементарному экспериментированию. Воспитание интереса к зимним явлениям.
Билингвальді компонент/Билингвальный компонент: қар – снег, су- вода
Тәсілдер кезендері-Этапы деятельности Тәрбиешінің іс-әрекеті-Управленческие действия воспитателя Балалардың іс-қызметі-
Деятельность детей
Мәселелі-іздену-Мотивационно-побудительный Звучит тихая музыка.
Читаю стихотворение М. Познанской «Снег идет»
Входит Снегурочка (вношу куклу) и вношу в группу емкость со снегом.
(говорю измененным голосом): -Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
-Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Обобщаю ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
-(Снегурочка)Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега. Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
-Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Слушают стихотворение
Здороваются со Снегурочкой
-Зима
-морозной, снежной, ветреной, солнечной
Проявляют интерес
Ұйымдастыру-іздеу Организационно-поисковый -Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Обобщаю ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем! Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем! Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
-Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
-Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
-Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
-Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
-Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? --Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщаю ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
-Вношу в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
-«Какой лед?»
-Опускаю лед в воду: «Что происходит со льдом в воде?
Предлагаю превратиться в маленьких человечков и встать в круг, взяться за руки и плотно прижаться друг к другу.(лёд)
Пригрело солнышко и человечкам становится тепло, потом жарко и они отходят дуг от друга, разбегаются. (вода) Высказывают свои предположения
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
(Дети приседают.)
(Образуют круг.)
(Топают ногами.)
(Кружатся вокруг себя.)
(Потирают ладони.)
(Хлопают в ладоши.)
(Прыгают.)
(Прыгают.)
Прощаются, рассматривают снежинки
Раскладывают на тёмной бумаге снежинки
Кружатся со снежинками
Запоминают слово «снегопад»
(қар – снег)
Ответы детей
Рассматривают кубики льда, трогают, описывают
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает.
Встают в круг и крепко берутся за руки, прижимаются друг к другу
(су- вода)
Расслабляются, отходят друг от друга.
Делают вывод, что в тепле лёд и снег тает и превращается в воду и наоборот
Рефлексивті-коррекциялаушы-рефлексивно-корригирующий Подведение итогов.
-О каких свойствах воды, снега и льда вы узнали? Что понравилось? Делятся впечатлениями, рассказывают о том, что понравилось на занятии, что нового узнали
Күтілетін нәтиже/ Ожидаемый результат:
Қолданады/Воспроизводят: умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи
Түсінеді/Понимают: свойства воды, снега и льда
Қабылдайды/Применяют: интерес к элементарному экспериментированию, интерес к зимним явлениям.
М. Познанская «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
КОНСПЕКТ НОД
Подготовила и провела воспитатель
средней группы «Б» Боушева Н.А
«ПОЧЕМУ РАСТАЯЛА СНЕГУРОЧКА?»
Цель: Развивать познавательный интерес.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ .
МАТЕРИАЛ . Снегурочка – кукла; снег в емкости; лед в формочках; снежинки, вырезанные из бумаги; темный лист бумаги для выкладывания снежинок; темные листы бумаги (на каждого ребенка); белая гуашь, кисти № 5, баночки с водой, салфетки; большая емкость с водой.
СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ЗАНЯТИЯМИ И ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . Чтение русской народной сказки «Снегурочка». Игры со снегом, льдом, окрашенными льдинками. Рассматривание снежинок через лупу. Чтение рассказа И.Ильина и Е.Сегала «Снежинки». Замораживание льда в формах.
Звучит тихая музыка.
Педагог читает стихотворение М. Познанской «Снег идет»:
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку
К нашему порожку?»
Воспитатель вносит куклу и вносит в группу емкость со снегом.
Снегурочка (воспитатель говорит измененным голосом): Здравствуйте, дети! Я пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Дети: Здравствуй, Снегурочка!
Снегурочка: Дети, какое сейчас время года? Какая погода бывает зимой?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зимой погода бывает разной: морозной, снежной, ветреной, солнечной».
Снегурочка. Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам немного снега.
Дети как вы думаете, что произойдет со снегом в комнате?
Воспитатель. Снегурочка, мы обязательно понаблюдаем за снегом и посмотрим, что произойдет в помещении. Дети, почему Снегурочка любит холодную погоду?
Педагог обобщает ответы детей: «Снегурочка любит зиму, потому что дедушка и бабушка слепили ее из снега. Если будет тепло, Снегурочка может просто растаять. В гости к детям Снегурочка приходит зимой и только на новогодний праздник. А на празднике она не тает, потому что в Новый год происходят разные чудеса! Каждый год мы ждем встречи с Дедушкой Морозом и Снегурочкой».
Снегурочка предлагает детям поиграть в подвижную игру «Выпал беленький снежок».
Дети стоят кружком, выполняя движения в соответствии текстом стихотворения:
Выпал беленький снежок, (Дети приседают.)
Собираемся в кружок. (Образуют круг.)
Мы потопаем, мы потопаем! (Топают ногами.)
Будем весело плясать, (Кружатся вокруг себя.)
Будем ручки согревать. (Потирают ладони.)
Мы похлопаем, мы похлопаем! (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей, (Прыгают.)
Чтобы было потеплей. (Прыгают.)
Мы попрыгаем, мы попрыгаем! (Прыгают.)
Воспитатель. Ой, Снегурочка, у нас в группе тепло тебе надо торопиться домой.
Снегурочка. Да, жарко у вас, мне нужна прохлада, пойду к Дедушке Морозу, домой. А на память о нашей встрече мне хочется подарить вам снежинки.
Снегурочка дарит детям красивые снежинки, прощается и уходит.
Воспитатель. Дети, давайте разложим снежинки на темном фоне, словно на вечернем небе белые снежинки! Посмотрите, какие красивые снежинки нам подарила Снегурочка!
Дети любуются красотой снежинок, рассматривают их строение и форму.
Воспитатель. Все снежинки похожи, но все они разные, двух одинаковых снежинок не найти. Ребята, помните, как мы наблюдали на прогулке за снежинками? Как они кружились в воздухе, покажите!
Дети подходят к столу и белой гуашью рисуют снежинки на темном листе.
Воспитатель. Когда летит много снежинок, это явление называется снегопад! Вот и нас получился снегопад! А что произойдет, если снежинку поймать рукой? (Ответы детей.) Давайте посмотрим, что же произошло со снегом, который принесла Снегурочка.
Обобщает ответы детей: «Снег начал таять от тепла, превращаясь в воду. А как вы думаете, что может случиться с водой на холоде? Превратится вода в снег?»
Воспитатель вносит в группу, заранее замороженную в формочках воду, предлагает детям рассмотреть кубики льда.
Обобщает ответы детей: «Вода на морозе замерзла и превратилась в лед».
Педагог предлагает детям рассмотреть и потрогать кубики льда и спрашивает: «Какой лед?»
Дети определяют свойства льда. (Твердый, прозрачный, холодный, в ладошке тает.)
Воспитатель опускает лед в воду и говорит: «Что происходит со льдом в воде? Лед не тонет, а плавает на поверхности воды и медленно тает. В сказке дедушка с бабушкой слепили Снегурочку из снега. Наступила весна, пригрело солнышко, и Снегурочка растаяла. А наша Снегурочка ушла на мороз и не растает.
Рефлексия:
Дети, как вы думаете, что еще можно слепить из снега? (Ответы детей.) Из снега можно слепить снеговика с морковкой вместо носа или сделать снежные постройки. Холодной зимой снег укрывает землю и под снежным покрывалом зимуют растения, насекомые, снег помогает им пережить сильные морозы. Лед толстым, прочным слоем покрывает водоемы, чтобы все живое не погибло от холода. Вот о каких удивительных свойствах льда и снега вы сегодня узнали».
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом