Творчество Высоцкого. Владимир Высоцкий: краткая биография. Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь Высоцкий о своем творчестве


Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радиоспектаклях. Так кто же он - актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет." Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать. Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские. Позднее он стал писать о войне и о более философских темах. В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером... Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые воевали.

Я этот небесный квадрат не покину.

Мне цифры сейчас не важны,-

Сегодня мой друг защищает мне спину,

А значит и шансы равны.

("Песня летчика")

Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни - ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях. Война ж совсем не фейерверк, А просто трудная работа, Когда черна от пота, вверх Скользит по пахоте пехота. Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне..." Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей - эпизодические. В фильме "Служили два товарища" роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них. По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене.Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно. На концертах он часто пел песни о спорте. Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, - занимался просто так,- боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера. Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в "Спортлото" их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть "Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел)" или тоже шуточная песня- продолжение "Песня о сентиментальном боксере". Есть песня "Профессионалы", которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.

" ...Профессионалам, отчаянным малым,

Игра-лотерея,- кому повезет.

Играют с партнером - как бык с матадором,-

Хоть, кажется, принято наоборот ".

Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней - для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая "Утренняя гимнастика", такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.

" Вдох глубокий, руки шире,

Не спешите - три, четыре!-

Бодрость духа, грация и пластика!

Общеукрепляющая,

Утром отрезвляющая,

Если жив пока еще,- гимнастика!

Если вы уже устали-

Сели-встали, сели-встали,-

Не страшны вам Арктика с Антарктикой!

Главный академик Иоффе

Доказал: коньяк и кофе Вам заменит спорта профилактика "

"Песенка про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются,- и у него рекорды не засчитываются.

"Что случилось, почему кричат?

Почему мой тренер завопил?

Просто-восемь сорок результат,-

Правда, за черту переступил.

Ой, приходится до дна ее испить-

Чашу с ядом вместо кубка я беру.

Стоит только за черту переступить-

Превращаюсь в человека-кенгуру "

"Песня о штангисте» - это не шуточная песня - она "лирико - комедийная". Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

" Пытаются противники

Рекорды повторить,

Но я такой спортивненький,

Что-страшно говорить. "

Но затем передумал и песня получилась более серьезной

"... Не отмечен грацией мустанга,

Скован я, в движениях не скор.

Штанга, перегруженная штанга-

Вечный мой соперник и партнер.

Такую неподъемную громаду

Врагу не пожелаю своему-

Я подхожу к тяжелому снаряду

С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!

Мы оба с ним как будто из металла,-

Но только он - действительно металл.

А я так долго шел до пьедестала,

Что вмятины в помосте протоптал "

В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню- "Честь шахматной короны" в две серии: первая-"Подготовка", а вторая-"Игра". Песня получилась полуфантастическая и шуточная.

"... И в буфете, для других закрытом,

Повар успокоил: "Не робей!

Ты с таким прекрасным аппетитом

Враз проглотишь всех его коней!

Ход за мной - что делать?!

Надо, Сева,-

Наугад, как ночью по тайге...

Помню-всех главнее королева:

Ходит взад-вперед и вправо-влево,-

Ну а кони вроде - буквой "Г" "

Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма "Вертикаль". Они довольно-таки серьезны. "Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны,- они ни к чему хорошему не приведут"- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью. Все знают, что Высоцкий писал песни, как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его "Лучше гор могут быть только горы, На которых еще не бывал. " Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою. " Здесь вам не равнина, здесь климат иной - и идут лавины одна за одной, " В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: "Меня пригласили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет "скорой помощи", которые могли бы тебя спасти или выручить". В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,- Надеемся только на крепость рук, На руки друга и вбитый крюк - И молимся, чтобы страховка не подвела. " Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях "Человек за бортом" и "Спасите наши души" он это отразил. " Был шторм - канаты рвали кожу с рук, И якорная цепь визжала чертом, Пел песню ветер грубую - и вдруг раздался голос: "Человек за бортом!" И сразу - "Полный назад! Стоп машина! На воду шлюпки, помочь - Вытащить сукина сына, или, там, сукину дочь!" Я пожалел, что обречен шагать По суше, - значит, мне не ждать подмоги - Никто меня не бросится спасать, И не объявят шлюпочной тревоги. А скажут: "Полный вперед! Ветер в спину! Будем в порту по часам. Так ему, сукину сыну, Пусть выбирается сам!" " (1969г.) Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого - это особая категория душевных песен. " Только снова назад обращаются взоры - Цепко держит земля, все и так и не так. Почему слишком долго не сходятся створы, Почему слишком часто моргает маяк?! " Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить "Балладу о покинутом корабле", «Упрямо стремлюсь я ко дну..." и "Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...", посвященную экипажу теплохода "Шота Руставели", на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали. С Марией Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм "Колдунья" с ее участием. До их знакомства он написал шуточную песню: Во время очередного приезда в Москву ее друг пригласил Марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит молодого, но очень талантливого и уже популярного актера - В.Высоцкого. Ей очень понравилась его игра в спектакле "Пугачев", и она согласилась прийти на ужин в ресторане, где присутствовали актеры, участвовавшие в представлении. Владимир увез Марину с этого вечера к другу, где весь вечер пел для нее свои песни под гитару. Собственно, Марина Влади - русская и по отцу и по матери. Ее настоящее имя - Мария (Катрин) Владимировна Полякова - Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества - Марина Владимировна. А 1 декабря 1980 года они поженились, но это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого брака и у Марины - тоже. Положение еще осложнялось и тем, что М. Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только телефон, и мать Володи вспоминает, что счета, приходящие за междугородние разговоры, нередко имели трехзначные цифры. Он звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную трубку только что написанные песни, признавался в любви. Жаль, что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте, это действовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный клубок чувств, как явствует из песенного обращения к телефонистке Международной станции 07. В этом монологе весь Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с безудержным желанием любить - сейчас, а не когда-нибудь в будущем. Поначалу ему с его нетерпением было трудно дожидаться, когда его соединят с любимой женщиной, и песня "07" появилась как раз в один из вечеров, когда он ждал разговора с Парижем.

" Для меня эта ночь вне закона.

Я пишу - по ночам больше тем.

Я хватаюсь за диск телефона,

Набираю вечное 07.

Девушка, здравствуйте!

Как вас звать? Тома.

Семдесят вторая! Жду! Дыханье затая!

Быть не может, повторите, я уверен - дома!

Вот! Уже ответили!

Ну, здравствуй,- это я.

Телефон для меня как икона,

Телефонная книга - триптих.

Стала телефонистка мадонной,

Расстояние на миг сократив "

Потом телефонистки уже хорошо его знали, соединяли сразу и порой сами слушали его необычные концерты. Когда же им удавалось все-таки встретиться, на гастролях или же когда Марина приезжала в Союз, то они были просто счастливы. " Не видел я другой такой руки, Которая меня бы так ласкала... " Ясно, что большая любовь вдохновила Высоцкого на создание своеобразных по духу и характеру лирических музыкально- поэтических произведений, которые обогатили своими мелодиями, содержанием, формой его песенное творчество. " Дом хрустальный на горе для нее. Сам, как пес бы, так и рос в цепи. Родники мои серебряные, Золотые мои россыпи! Не сравнил бы я любую с тобой, Хоть казни меня, расстреливай. Посмотри, как я любуюсь тобой,- Как Мадонной Рафаэлевой! " Любовь окрыляла Высоцкого, и он посвящал ей все новые и новые стихи. " В какой день недели, в котором часу Ты выйдешь ко мне осторожно... Когда я тебя на руках унесу Туда, где найти невозможно... " Как и у любой творческой личности, у В.Высоцкого были удачи и поражения, многочисленные переживания. Свои душевные и физические страдания он пытался утопить в вине. Высоцкий не был алкоголиком: он нигде не был зарегистрирован в таком качестве, никогда не лечился. Он сам боролся с пьянством в своих песнях и понимал, какой вред наносит алкоголизм человеку. Высоцкий не любил афишировать свою личную жизнь, и поэтому о ней он говорил мало, зато разные газетные писаки и прочие "почитатели" его творчества дополняли этот недостаток своими домыслами.

" Я ненавижу сплетни в виде версий,

Я не люблю, когда мне лезут в душу

Тем более - когда в нее плюют "

Многочисленные слухи и сплетни, которые постоянно ходили о нем, раздражали его и, как бы в отместку им, он написал песню "Слухи". " Закаленные во многих заварухах, Слухи ширятся, не ведая преград. Ходят сплетни, что не будет больше слухов совершенно, Ходят сплетни, будто сплетни запретят. Словно мухи тут и там, ходят слухи по домам, А беззубые старухи их разносят по умам. " Толпы поклонников, которые видели в нем только кумира, а не творца постоянно донимали глупыми вопросами о личной жизни. Чтобы не было неясностей, Высоцкий написал песню, которая отвечала на многие вопросы любопытных, и иногда исполнял ее на концертах. " Я все вопросы освещу сполна, Дам любопытству удовлетворенье. Да! У меня француженка жена, Но русского она происхожденья. Нет! У меня сейчас любовниц нет. А будут ли? Пока что не намерен. Не пью примерно около двух лет. Запью ли вновь? Не знаю, не уверен" Но нельзя сказать, что он совсем не терпел вопросов, даже наоборот, был рад, когда люди интересовались его творчеством, его работой в театре. Надо отметить, что Высоцкий очень гордился своей работой в театре на Таганке. В одном из интервью он сказал: " Многие из наших актеров - музыкально образованные люди, играют на разных инструментах, пишут музыку, стихи, прозу и инсценировки; есть среди нас и профессиональные композиторы. И из-за того, что так много вложено в это дело авторства актеров, то есть, использовано их творческое хобби, - от этого дело становится дороже. Поэтому у нас интересно работать, и правда эта летит через рампу, и когда вы придете в театр, вы убедитесь что никто не халтурит и не позволяет себе играть спустя рукава - только на технике. Всегда это - с потом, с кровью. Вы видите святой актерский пот и видите, что вам отдают все, с полной отдачей, с напряжением всех физических и духовных сил. И из-за этого тоже так трудно попасть в наш театр, потому что так в нем играют. " Одной из любимых и лучшей его работой по праву считается роль Гамлета. Эта роль была единственной главной в спектакле, и она принадлежала ему. Грандиозность его таланта подтверждает тот факт, что в 1977г во Франции спектаклю была присуждена высшая премия французской критики, как лучшему иностранному спектаклю года. Не лишним будет добавить, что за эту премию боролись более 200 трупп из разных стран. Владимир Высоцкий играл Гамлета без грима. Его невысокий рост и грубоватое лицо вначале могли озадачить. Но высокие красавчики ассоциировались только с героями развлекательных шоу. На сцене, как и в жизни, больше ценится внутренняя красота, тот свет души, который несет в себе личность. Да и суровым средневековым нравам больше соответствует хмурый, углубленный в себя юноша, чем какой-нибудь лучезарный красавец. Тем более трагедия трактовалась вовсе не в романтическом стиле. Гамлет свободно разгуливал по дворцу и вне дворца, не соблюдая какого бы то ни было дворцового этикета. Отсутствовали даже церемониальные сцены при появлении короля. Более того, Гамлет Высоцкого мог по - свойски похлопать по плечу людей из своего дружеского окружения и высокопоставленных чинов иерархии. Мог лежать на полу, прыгать, кувыркаться и вообще принимать различные нецарственные позы. Высоцкий обладал способностью открывать неожиданные глубины в подтексте ролей. Он показывал трагедию человека, опередившего свое время, шагнувшего, благодаря своему возвышенному духу и своим познаниям, в другую эпоху и мерящего своих современников собственной меркой. Осознав собственное бессилие изменить ход событий, Гамлет вел неравную борьбу со злом, понимая, что здесь усилия важнее результата. Гамлет Высоцкого, как и сам Высоцкий, стремился проникнуть в мотивы человеческого поведения. Велики, однако, его усилия изменить предначертанный порядок, осуществить предопределение судьбы. Когда игрался "Гамлет", были еще свежи впечатления от одноименного фильма режиссера Григория Козинцева с И.Смоктуновским и Анастасией Вертинской. Проводились неизбежные параллели, проявлялись пристрастия и вкусы. Не стихали разговоры о "Гамлете" на "Таганке" вплоть до последнего представления 18 июня 1980 года. Значит, эта роль, которую Высоцкий играл около десяти лет, завладела воображением зрителей, заставила их с трепетом следить за самобытным ее воплощением. Несмотря на неизбежные "за" и "против". Высоцкий покорил публику своим могучим талантом. В.Высоцкий умер 25 июля 1980г от инфаркта в больнице. А в это время в Москве полным ходом шла Олимпиада, был прекрасный пятничный день, на стадионах вовсю раздавали медали, и, казалось, всем было не до него. Ни газеты, ни радио, ни телевидение не посчитало это событие настолько важным, чтобы уделить смерти поэта хоть чуточку внимания, они продолжали славить победы советских спортсменов. Только на "Таганке" висел написанный от руки некролог, и люди останавливались и читали. Их становилось все больше и больше, появились цветы, реки цветов - люди прощались с "Шансонье всея Руси" - Владимиром Высоцким. К его уходу из нашего мира в полной мере можно отнести сказанные им же слова. " Я при жизни был рослым и стройным, Не боялся ни слова, ни пули. И в привычные рамки не лез. Но с тех пор, как считаюсь покойным, Охмурили меня и согнули, К пьедесталу прибив Ахиллеса. Не стряхнуть мне гранитного мяса. И не вытащить из постамента Ахиллесову эту пяту, И железные ребра каркаса Мертво схвачены слоем цемента - Только судороги по хребту. " Это пророческие слова. Высоцкий прекрасно знал, как ведут себя люди по отношению к "дорогому покойнику", и позволил себе посмеиваться над нами, предчувствуя, что мы поступим с ним по нашим стереотипам, уверенные, что делаем ему большое одолжение. Нам долго не будет хватать В.Высоцкого - его талантливых выходов на сцену "Таганки" и его героев, которых он создал, его веселых, грустных, озорных и непримиримых песен, его доверительного хрипловатого голоса... В своих стихах и песнях Высоцкий сумел передать склад ума и образ мыслей русского народа. Он выражал какую-то удаль, отчаянность, сумбур жизни своего народа и в то же время широту. Вот это все вместе, тут трудно подобрать одно слово, это поэтичное и в тоже время насмешливое и мудрое отношение к жизни делало его песни очень жизненными. 12 октября 1985 года был открыт памятник Высоцкому на его могиле. Поэт отлит из бронзы во весь рост, он словно стремится вырваться из стягивающих его пут. Над ним - гитара. Позади - две красивые лошадиные головы, которые напоминают о самой лучшей его песне: " Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее! Вы тугую не слушайте плеть! Но что-то кони мне попались привередливые, И дожить не успел, мне допеть не успеть. " В этом же году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую планету между орбитами Марса и Юпитера - ВЛАДВЫСОЦКИЙ. В космосе, среди огромного количества планет, блуждает маленькая светящаяся точка, и это вечно живое небесное тело связано с именем знаменитого поэта, певца и актера - Владимира Высоцкого.
Ключевые теги.

Яркая звезда Владимира Высоцкого

Безусловно, знаковой личностью для нашей страны был и остается Владимир Семенович Высоцкий. Многогранность его таланта позволяет судить о нем, как о гениальном поэте, ярком актере и самобытном исполнителе авторских песен.

Обычная биография необычного человека

Родился Владимир Высоцкий в январе 1938 года в Москве. Отец, Семен Владимирович был военным, в звании полковника, а мама Нина Максимовна занималась переводами с немецкого языка.

Довоенное детство маленького Володи прошло в огромной коммуналке на 38 комнат. А во время войны они с мамой два года провели в эвакуации на Урале. В 1943-м снова вернулись в коммуналку. А в победном 1945-м Володя стал первоклассником. В 1947-1949 годах Высоцкий живет в городе Эберсвальд. К тому времени родители уже развелись, и в Германию Володя поехал с отцом и его новой женой.

Нужно сказать, что с мачехой у Высоцкого сложились весьма теплые отношения. И всю жизнь он звал ее мамой Женей. В Германии впервые проявились музыкальные способности Высоцкого, он научился играть на фортепиано. Возможно, благодаря этим первым музыкальным урокам, могут поклонники, которых и теперь имеет Высоцкий Владимир слушать его гениальные песни.

После этого Владимир Семенович вернулся в Москву. Они переехали в Большой Каретный переулок. Свидетельством бурной юности в этом месте стала песня Владимира Высоцкого.

С 15 лет Высоцкий посещал драмкружок и мечтал об актерстве. Но родственники настояли на поступлении в инженерно-строительный. Учился в нем Володя всего один семестр, а потом творческая натура взяла верх. Он стал готовиться к поступлению в творческий вуз, и без труда стал студентом Школы-студии МХАТ.

Творческий полет

Дальнейшее повествование о жизни, прожитой Владимиром Высоцким, невозможно без описания его творчества. Еще будучи студентом, он заявил о себе, как о серьезном актере, блестяще справившись с главной ролью в учебном спектакле. По окончании Школы-студии работал в Московском драматическом театре. В 1961 году с написания песни «Татуировка» началась песенная карьера Высоцкого, которая стала так же важна для него, как и актерство.

Феноменально то, что, несмотря на тематику, каждая песня звучит искренне и достоверно. Особенно пронзительны его произведения о войне. Это подтверждает каждая военная песня. Владимир Высоцкий слушать мог жизненные истории, пропуская их через свою душу. Благодаря этому он создавал невероятные по своей глубине произведения. Из-за сложных взаимоотношений с властью, сложно было организовать официальный концерт певца. И тогда Владимир Высоцкий бесплатно пел для своих поклонников на небольших площадках, хотя его популярность позволяла собирать стадионы.

После непродолжительной работы в театре миниатюр и безуспешных попыток пробиться на подмостки знаменитого «Современника», Высоцкий в 1694 году становится актером театра на Таганке. В стенах этого театра зажглась яркая звезда Высоцкого – драматического актера. В 1971 году он впервые представил на суд зрителей своего Гамлета. Казалось, что вся Москва собирается посмотреть, как гениально перевоплощается Владимир Высоцкий онлайн в датского принца.

Но по-настоящему популярным его сделали роли в кино. Их в творческом портфолио Высоцкого более 30-ти. Наиболее яркими из них стали «Вертикаль», «Опасные гастроли» и «Место встречи изменить нельзя». Последний фильм и сейчас невероятно популярен. Многие зрители, чтобы увидеть гениальную игру любимого актера, ищут в сети этот фильм. И спешат его скачать Владимир Высоцкий там органично живет в роли легендарного Глеба Жеглова.

Яркая личная жизнь

У такого харизматичного мужчины, любящего жизнь во всех ее проявлениях, не могло получиться тихой семейной жизни. Именно поэтому личная жизнь актера богата на события. Еще в студенчестве Высоцкий женился на Изе Жуковой, отношения с которой не продлились и года.

Во время совместных съемок в 1961 году он познакомился с Людмилой Абрамовой. И в 1965 году Высоцкий Владимир Семенович официально женился во второй раз. Но в 1968 году и этому браку пришел конец. К тому времени пара воспитывала двоих сыновей Аркадия и младшего Никиту.

Но еще в 1967 году сердце Высоцкого пленила на долгие годы вперед французская актриса Марина Влади. В 1970 году они поженились. Эти отношения на расстоянии стали спасением и наказанием для Высоцкого. В связи с советскими реалиями влюбленные не могли быть вместе постоянно, Марина вынуждена была все больше времени проводить во Франции, куда Высоцкому выезжать было весьма проблематично. Потому чаще только с помощью телефона мог Владимир Высоцкий слушать онлайн голос любимой.

Марина Влади на протяжении всех лет, что они были вместе, боролась с саморазрушением Высоцкого. Имея серьезные проблемы с алкоголем, он часто оказывался между жизнью и смертью. Но благодаря Марине и преданным друзьям всякий раз он побеждал смерть. Так было в 1969, когда у Высоцкого в горле лопнул сосуд, и он буквально истекал кровью. Измученное алкоголем тело обросло серьезными хроническими болезнями. Боли постоянно преследовали Владимира Семеновича, и чтобы заглушить их, он стал принимать наркотики. В 1975 году в его жизнь вошел морфий, который, по утверждению Марины Влади, и стал причиной ранней смерти поэта. В год кончины ему исполнилось всего 42 года.

Пластинки, как память

Несмотря на довольно короткую жизнь, память о Владимире Высоцком живет в его песнях, которых было создано более шести сотен. В связи с непростыми отношениями Высоцкого и существующей тогда власти, его творчество притеснялось. При жизни автора было выпущено всего 7 его персональных пластинок для продажи на территории СССР и одна на экспорт. Также существует несколько сборных дисков, куда вошли песни Высоцкого.

Однако в других странах также вышли пластинки, на которых звучит Владимир Высоцкий песни слушать в его исполнении было интересно не только нашим соотечественникам. Так, во Франции вышло 14 пластинок, 3 из которых еще при жизни автора. В США это 12 дисков, а в Германии и Болгарии по 4 пластинки. В Японии, Корее, Финляндии и Израиле также были выпущены диски, на которых поёт Владимир Высоцкий песни.

Несмотря на то что Высоцкий стал историей более чем 30 лет назад, и сейчас его творчество очень популярно среди людей разного возраста. Кто-то стремится скачать песни Владимира Высоцкого , чтобы переосмыслить давно знакомые тексты, а кто-то только открывает для себя талант этого человека.

Сочинение

Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях. Так кто же он актер, поэт или композитор? Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: “Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез, – может быть это какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока этого слова нет. ” Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на Большом Каретном, где и начал писать.

Свой жанр на эстраде он чаще всего называл – авторской песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие уличные и даже немного хулиганские.

Позднее он стал писать о войне и о более философских темах.

В. Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам принимал в ней участие. Он отвечал: “Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет нас волновать – это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером…

Мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Один человек метко заметил, что мы “довоевываем” в своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того, что мы не приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени своими песнями. Это почетная задача – писать о людях, которые воевали.

* Я этот небесный квадрат не покину.
* Мне цифры сейчас не важны,
* Сегодня мой друг защищает мне спину,
* А значит и шансы равны.

(”Песня летчика”) Это не песни ретроспекции: они написаны человеком, который войну не прошел. Это песни ассоциации. Если вы в них вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни для людей, большинство из которых тоже не участвовали в этих событиях.

* Война ж совсем не фейерверк,
* А просто трудная работа,
* Когда черна от пота, вверх
* Скользит по пахоте пехота.

Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет только чисто о войне… ” Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его возможностей. Половина сыгранных ролей – эпизодические.

В фильме “Служили два товарища” роль поручика Брусенцова, работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была задумана, как главная, но в конечном варианте она второстепенна. Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.

По-настоящему, хозяином он был только на концертах. На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: еще секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.

Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.

На концертах он часто пел песни о спорте.

Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания спортивной теме. Высоцкий сам много занимался спортом, когда был помоложе, занимался просто так, – боксом, акробатикой, да и многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он стал заниматься спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.

Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно, непомерная задача, т.к. только в “Спортлото” их уже 49. Однако он много работал и кое-что написал. У него есть “Песня о конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать длинную (А он очень не хотел) ” или тоже шуточная песня-продолжение “Песня о сентиментальном боксере”. Есть песня “Профессионалы”, которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить, но все оказалось по-другому.

* … Профессионалам, отчаянным малым,
* Игра-лотерея, кому повезет.
* Играют с партнером как бык с матадором,
* Хоть, кажется, принято наоборот.

Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные соревнования, и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже возит с собой магнитную пленку с ней – для того, чтобы поднять боевой дух перед игрой. А знаменитая “Утренняя гимнастика”, такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые упражнения гимнастики.

* ” Вдох глубокий, руки шире,
* Не спешите – три, четыре!
* Бодрость духа, грация и пластика!
* Общеукрепляющая,
* Утром отрезвляющая,
* Если жив пока еще, – гимнастика!
* Если вы уже устали
* Сели-встали, сели-встали,
* Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
* Главный академик Иоффе
* Доказал: коньяк и кофе
* Вам заменит спорта профилактика.

“Песенка про прыгуна в длину” посвящена другу Владимира, знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие: он все время переступает доску, от которой отталкиваются, – и у него рекорды не засчитываются.

* ” Что случилось, почему кричат?
* Почему мой тренер завопил?
* Просто-восемь сорок результат,
* Правда, за черту переступил.
* Ой, приходится до дна ее испить.
* Чашу с ядом вместо кубка я беру.
* Стоит только за черту переступить
* Превращаюсь в человека-кенгуру.

“Песня о штангисте”-это не шуточная песня- она “лирикокомедийная”. Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:

* Пытаются противники
* Рекорды повторить,
* Но я такой спортивненький,
* Что страшно говорить.
* Но затем передумал и песня получилась более серьезной:
* … Не отмечен грацией мустанга,
* Скован я, в движениях не скор.
* Штанга, перегруженная штанга
* Вечный мой соперник и партнер.
* Такую неподъемную громаду
* Врагу не пожелаю своему
* Я подхожу к тяжелому снаряду
* С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
* Мы оба с ним как будто из металла,
* Но только он – действительно, металл.

А я так долго шел до пьедестала, Что вмятины в помосте протоптал. ” В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные картины, и Высоцкий решил попробовать написать песню с продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на определенную мысль, и он написал песню “Честь шахматной короны” в две серии: первая-”Подготовка”, а вторая-”Игра”. Песня получилась полуфантастическая и шуточная.

* … И в буфете, для других закрытом,
* Повар успокоил: “Не робей!
* Ты с таким прекрасным аппетитом
* Враз проглотишь всех его коней!
* Ход за мной – что делать?!
* Надо, Сева,
* Наугад, как ночью по тайге…
* Помню-всех главнее королева:
* Ходит взад-вперед и вправо-влево,
* Ну а кони вроде буквой “Г”.

Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из фильма “Вертикаль”. Они довольно-таки серьезны. “Альпинизм- это не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь неуместны, – они ни к чему хорошему не приведут. “- эту фразу Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.
Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках фильма “Вертикаль”. Он вместе со съемочной группой приехал в горы, и они своей красотой просто покорили его.

* … Лучше гор могут быть только горы,
* На которых еще не бывал.

Он много встречался там с умными, хорошими людьми, а люди в горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной, городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому. Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.

* Здесь вам не равнина, здесь климат иной
* Идут лавины одна за одной,

В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал: “Меня пригасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал, они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось, что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного, сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции, нет “скорой помощи”, которые могли бы тебя спасти или выручить. “

* В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,
* Надеемся только на крепость рук,
* На руки друга и вбитый крюк
* И молимся, чтобы страховка не подвела.

Альпинизм-это очень рисковое дело. А Владимир Высоцкий любил рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало. Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях “Человек за бортом” и “Спасите наши души” он это отразил.

* Был шторм-канаты рвали кожу с рук,
* И якорная цепь визжала чертом,
* Пел песню ветер грубую-и вдруг
* Раздался голос: “Человек за бортом!
* И сразу-”Полный назад! Стоп машина!
* На воду шлюпки, помочь
* Вытащить сукина сына
* Или, там, сукину дочь!
* Я пожалел, что обречен шагать
* По суше, -значит, мне не ждать подмоги
* Никто меня не бросится спасать,
* И не объявят шлюпочной тревоги.
* А скажут: “Полный вперед! Ветер в спину!
* Будем в порту по часам.
* Так ему, сукину сыну,
* Пусть выбирается сам!
* (1969г.)

Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в кают-компаниях. Морские песни у В. Высоцкого-это особая категория душевных песен.

* Только снова назад обращаются взоры
* Цепко держит земля, все и так и не так.
* Почему слишком долго не сходятся створы,
* Почему слишком часто моргает маяк?!

Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить “Балладу о покинутом корабле”, “Упрямо стремлюсь я ко дну… ” и “Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты… “, посвященную экипажу теплохода “Шота Руставели”, на котором Владимир с Мариной Влади отдыхали.

Биография и эпизоды жизни Владимира Высоцкого . Когда родился и умер Высоцкий, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты музыканта, поэта и актера, фото и видео.

Годы жизни Владимира Высоцкого:

родился 25 января 1938, умер 25 июля 1980

Эпитафия

«Он из самых последних жил не для славы и пел и жил,
Среди общей словесной лжи он себя сохранил.
И на круче без удержи все накручивал виражи,
Видно, мало нас учит жизнь - тот убит, кто раним».
Из песни Александра Градского «Песнь о друге» памяти Высоцкого

«Спи, шансонье. Всея Руси,
отпетый.
Ушел твой ангел в небеси
обедать».
Из стихотворения Владимира Вознесенского

«Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед ним».
Последние стихи Высоцкого

Биография

Владимир Высоцкий - великий российский поэт, музыкант и актер, оставивший огромный след в русской культуре. Биография Высоцкого, трагическая судьба Высоцкого до сих пор вызывают огромный интерес не только у его современников, но и тех, кто не застал Владимира Высоцкого при жизни. Для многих людей Высоцкий жив и по сей день - в его песнях и его актерских работах.

День рождения Высоцкого - 25 января 1938 года. Он родился в Москве, незадолго до войны, в которую его семья была эвакуирована на Урал. После войны Высоцкий некоторое время жил в Германии, где служил отец. Тогда же под руководством второй жены отца Высоцкий начал заниматься музыкой, но после школы поступил на механический факультет, видимо, в надежде получить более востребованную профессию. Впрочем, уже через семестр Высоцкий оставил институт, а через год поступил в Школу-студию МХАТ, после окончания которой пробовал играть в нескольких театрах и, наконец, нашел свой театр, тот, который и по сей день ассоциируется с именем Высоцкого - Театр на Таганке под руководством Юрия Любимова. Начиная с конца 1950-х годов Высоцкий также активно снимался в кино, а в середине 60-х он становится и автором песен и музыки для кинофильмов и спектаклей. Творчество Высоцкого поражало своей плодотворностью и масштабами - песни Владимира Высоцкого звучали в кинофильмах, он выступал с авторскими концертами, писал музыкальные сказки, музыку к спектаклям, пробовал себя в роли писателя, записывал радиоспектакли, работал над киносценариями. Нередко в песнях музыканта находили отражение не только события личной жизни Высоцкого, но и в основном политические события и настроения в стране, что нередко служило причиной критики Высоцкого официальной прессой.

Личная жизнь Владимира Высоцкого складывалась непросто - первой женой Высоцкого была Иза Жукова, с которой Высоцкий прожил около четырех лет. Второй женой Высоцкого стала Людмила Абрамова, родившая Владимиру двух сыновей, Аркадия и Никиту. Также у Высоцкого есть внебрачная дочь Анастасия Иваненко. Большую роль в жизни Высоцкого сыграла французская актриса Марина Влади, которая прожила с артистом около десяти лет, они были женаты до самой смерти Владимира Высоцкого.

В 1970 году в Театре на Таганке начались репетиции спектакля «Гамлет» с Высоцким. Роль Гамлета стала яркой вехой не только в актерской биографии Высоцкого, но и в поэтической. В семидесятых годах творчество Высоцкого достигло своей макcимальной зрелости, но, увы, смерть Высоцкого оборвала этот яркий творческий путь.

Высоцкого не стало 25 июля 1980 года, он умер во сне. Причиной смерти Высоцкого по разным версиям стал инфаркт миокарда или асфиксия. По уверениям Марины Влади, последние годы Высоцкий страдал от алкогольной и наркотической зависимости, что усугубило его проблемы со здоровьем. Похороны Высоцкого прошли 28 июля, в этот день проститься к Театру на Таганке и почтить память Высоцкого пришло множество людей, заполнены были даже крыши здания вокруг Таганской площади. Могила Высоцкого находится на Ваганьковском кладбище, там же в 1985 году установили памятник Высоцкому, по поводу которого среди близких Высоцкого возникло немало споров, настолько он реалистичный. Как бы то ни было, могила Высоцкого и по сей день утопает в цветах от поклонников русского артиста. День Высоцкого отмечается каждый год в день рождения Владимира Семеновича - 25 июля.

Линия жизни

25 января 1938 г. Дата рождения Владимира Семеновича Высоцкого.
1941-1943 гг. Жизнь в эвакуации.
1947 г. Развод родителей, переезд в Эберсвальде (Германия) с семьей отца.
1956-1960 г. Учеба в Школе-студии МХАТ имени Немировича-Данченко.
25 апреля 1960 г. Брак с Изой Жуковой.
1960-1964 гг. Работа в Московском драматическом театре имени Пушкина.
25 июля 1965 г. Брак с Людмилой Абрамовой.
29 ноября 1962 г. Дата рождения сына Аркадия.
8 августа 1964 г. Дата рождения сына Никиты.
1964 г. Поступление на работу в Театр на Таганке.
июль 1967 г. Знакомство с Мариной Влади.
декабрь 1970 г. Брак с Мариной Влади.
1971 г. Премьера спектакля «Гамлет» с Высоцким в главной роли.
16 апреля 1980 г. Последняя съемка концерта Высоцкого.
18 июля 1980 г. Последнее появление Высоцкого на сцене театра в спектакле «Гамлет».
25 июля 1980 г. Дата смерти Высоцкого.
28 июля 1980 г. Похороны Владимира Высоцкого.

Памятные места

1. Бывший роддом № 8 (ныне здание МОНИКИ), где родился Высоцкий.
2. Бывшая школа № 186 (ныне здание Российской правовой академии Минюста), где учился Высоцкий.
3. Дом Высоцкого в Большом Каретном переулке, где Высоцкий жил в 1949-1955 и где сегодня установлена мемориальная табличка.
4. Московский государственный строительный университет (бывший Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева), где Высоцкий проучился семестр.
5. Дом Высоцкого на проспекте Мира в Москве, где он жил с матерью.
6. Московский драматический театр имени Пушкина, где работал Высоцкий.
7. Дом Высоцкого на улице Шверника в Москве, где он жил с 1963 года.
8. Дом Высоцкого на Малой Грузинской улице в Москве, где он жил с 1975 года.
9. Большой драматический театр им. Товстоногова, где состоялась последняя съемка концерта Высоцкого.
10. Ваганьковское кладбище, участок № 1, где похоронен Высоцкий.
11. Памятник Высоцкому на Страстном бульваре в Москве.

Эпизоды жизни

Во время отдыха Высоцкого в Сочи его номер обворовали - украли вещи, одежду, документы. Высоцкий, обнаружив пропажу, пошел в отделение милиции и написал заявление. Но когда он вернулся в гостиницу, то в номере его уже ждали похищенные вещи и записка: «Прости, Владимир Семенович, мы не знали, чьи это вещи. Джинсы, к сожалению, мы уже продали, но куртку и документы возвращаем в целости и сохранности».

В 1979 году Высоцкий приехал в США. Журналисты, конечно же, стали задавать ему провокационные вопросы об «ужасах советского режима» и его бесчеловечности, на что Высоцкий ответил: «Неужели вы думаете, что если у меня есть проблемы с моим правительством, я приехал решать их здесь?». Больше его никто не провоцировал.

По рассказам современников Высоцкого до своей смерти он пережил, как минимум, две клинические смерти. Одну - в 1969 году, когда у него лопнул в горле сосуд и он был госпитализирован в институт Склифосовского. Алла Демидова рассказывала, что Высоцкий делился с ней своими ощущениями возвращения к жизни: «Сначала темнота, потом ощущение коридора, я несусь в этом коридоре, вернее, меня несёт к какому-то просвету, свет ближе, ближе, превращается в светлое пятно, потом боль во всём теле, я открываю глаза - надо мной склонившееся лицо Марины». Вторую клиническую смерть Высоцкий перенес во время гастролей в Бухаре, этот эпизод описан в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой». Это произошло за год до настоящей смерти Высоцкого.

Заветы

«И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: «Спасибо, что живой».

«Любовь - это вечно любовь, даже в будущем вашем далёком».


Документальный фильм о Высоцком «Неизвестный, которого знали все»

Соболезнования

«Что о нем самое существенное хотелось бы сказать? Что это явление, конечно, удивительное. И при жизни многими, к сожалению, непонятое, - многими его товарищами, коллегами и поэтами. Он рожден был поэтом. Имел дар божий - поэта. Это был замечательный русский поэт. И это было во Владимире самое ценное».
Юрий Любимов, режиссер Театра на Таганке

«Такой был человек, что у него душа за все болела. Видимо, поэт - это не только стихи, это открытое всем людям сердце. Вот оно у него и не выдержало».
Валерий Золотухин, актер

«В Высоцком, как ни в одном из известных мне людей, сочетались разные таланты. Проявления чисто человеческие. Талант дружбы, где он был преданным и нежным. Талант любви при полнейшей самоотдаче. Талант работы. Причем все на предельном самовыявлении. Его сжигала какая-то внутренняя неуспокоенность, ненасытность, стремление рваться вперед и выше. Постоянное предчувствие конца и страх, что не успеет выразить все, что задумал, - свое кредо. Противоречие между высоким долгом и реальной жизнью, бытом, в конце концов, сломало его. Его жизнь - это буйство страстей. Постоянное ощущение, что мог бы сделать больше…»
Станислав Говорухин, режиссер

Биография Высоцкого и его творчество волнуют сердца людей до сих пор, хотя культовый актер и автор-исполнитель песен давно ушел из жизни. Как начинался его звездный путь и почему так рано прервался?

Биография Высоцкого. Краткое содержание. Детство и юность

Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 году. Отец маленького Володи во время Второй мировой войны дослужился при штабе военной связи до звания полковника. Мальчик был похож на своего отца не только внешне, но и даже голосом. Мать - Нина Максимовна - по профессии была переводчиком-референтом. К сожалению, спустя два года после войны родители будущего актера развелись.

После войны Владимир со своей матерью продолжал жить в московской коммуналке, денег катастрофически не хватало. Когда отец предложил поехать с его новой женой - Евгенией - в Германию к месту службы, мать отпустила Володю. Именно в Германии Владимир Высоцкий, биография краткая которого так или иначе связана с музыкой, начал приобщаться к искусству игры на фортепиано.

Евгения Степановна Высоцкая сумела стать мальчику больше, чем просто мачехой. Она приняла на себя заботы о нем и была близким человеком поэту и актеру до конца его дней. В знак своего особенного уважения ко второй матери Владимир Высоцкий крестился в армянской церкви (Евгения была армянкой).

Инженерно-строительный институт

Биография Высоцкого - яркое подтверждение тому, что актер был с детства непоседливым. Он остро чувствовал несправедливость, поэтому часто ввязывался в драки. Был нежно привязан к своим родным и близким. Высоцкий обожал читать отечественную и мировую литературу. В 15 лет даже посещал драматический кружок под руководством актера В. Богомолова. Но нужно было определяться с будущей профессией, а строгий отец ничего слышать не хотел о театральном институте. Так Владимир Высоцкий попал в 17 лет в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева на механический факультет.

Полгода Владимир пытался справиться с институтской программой. Близилась первая сессия, нужно было срочно выполнить чертежи, без которых о допуске к экзаменам не могло быть и речи. Промучившись со своим другом до полуночи, Высоцкий намеренно испортил свой чертеж и заявил, что «это не его занятие». Зная, что у него есть еще полгода, чтобы подготовиться для поступления в театральный вуз, Высоцкий приступил к подбору репертуара.

Начало актерской деятельности

Школа-студия МХАТ - вот куда поступил в 1956 г. Высоцкий. Биография его как артиста только начиналась. Одним из педагогов будущего актера был Павел Массальский - известный советский актер.

Первой театральной ролью Владимира стала роль Порфирия Петровича - персонажа из студенческого спектакля «Преступление и наказание». В 21 год, незадолго до окончания школы-студии, Высоцкий получил свою первую роль в кино. Он был задействован в эпизоде фильма «Сверстницы» Василия Ордынского.

Затем Владимир поступил на службу в Московский драматический театр имени А. С. Пушкина. Но за 4 года работы там он не получил ни одной главной роли. Довольствоваться малым - это не то, к чему стремился Высоцкий, биография актера - яркое тому подтверждение. Поэтому он уходит из Пушкинского театра и переходит на службу в театр на Таганке. Ему было 26 лет. А через три года Высоцкий сыграл главную роль в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль», и о нем заговорил весь Советский Союз не только как об актере, но и как об авторе-исполнителе.

Высоцкий: краткая биография и творчество. Высоцкий - поэт

Именно после выхода на экраны «Вертикали» стал широко известен талант Высоцкого как барда. Пять песен его авторства прозвучали в фильме (знаменитая «Песня о друге», «Вершина»), а затем были выпущены отдельной пластинкой.

Высоцкий, биография краткая которого не может обойтись без упоминания о его поэтическом даре, писал стихотворения еще со школы. Но в 60-х Владимир начал пробовать перекладывать свои стихи на музыку, так стали появляться его первые песни.

Вначале ему близка была так называемая «блатная» тематика. Это довольно странно, ведь как выходец из хорошей семьи, Владимир Высоцкий никак не пересекался с представителями блатного мира.

В конечном итоге актер оставил после себя 200 стихотворений и 600 песен. Он даже написал поэму для детей. Поскольку в его песнях главенствующую роль играли все-таки тексты, то можно считать, что из-под пера Высоцкого вышло около 800 поэтических произведений.

Музыкальный талант Высоцкого

Гитару Владимир взял в руки не сразу. Он умел играть на рояле, аккордеоне, а потом начал выстукивать о корпус гитары ритмы и напевать под них свои стихи или чужие. Так появились первые песни Высоцкого. Биография автора-исполнителя после триумфа в «Вершине» стала пополняться новыми кинопроектами, к которым он писал саундтреки.

Хотя Высоцкого сразу причислили к бардам, знатоки музыкального искусства могут подтвердить, что манеру его исполнения не вполне можно считать бардовской. Сам же Владимир Высоцкий категорично был против такой классификации своего творчества. Из его многочисленных интервью понятно, что он «к ним не хочет никакого отношения иметь».

Темы, которые автор-исполнитель затрагивал в своем песенном творчестве, пестрят разнообразием: это и политика, и любовная лирика; песни о дружбе («Если друг оказался вдруг»), о человеческих отношениях; о смелости и упорстве («Вершина»). И даже шуточные рассказы от первого лица об неодушевленных предметах («Песня микрофона») встречаются в его репертуаре.

Кинокарьера

Высоцкий, биография и творчество которого широко известны не только в пределах бывшего СССР, но и за его границей, сыграл не так много главных ролей в кино. Фактически до 30 лет он играл в эпизодах или персонажей второго плана.

Впервые в к/ф «Вертикаль» Владимиру досталась одна из главных ролей. Затем последовала мелодрама «Короткие встречи», где в тандеме с Ниной Руслановой и Кирой Муратовой Высоцкий становится центральным героем любовного треугольника.

Затем были и другие примечательные персонажи: Бродский из трагикомедии «Интервенция», Иван Рябой из «Хозяина тайги», Жорж Бенгальский из «Опасных гастролей», Ибрагим Ганнибал из «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил». Но самая колоритная и яркая роль должна была быть сыграна намного позже - в 1979 г.

«Место встречи изменить нельзя»

Венцом актерской карьеры Высоцкого по праву может считаться легендарный Глеб Жеглов из сериала «Место встречи изменить нельзя». Культовым стал не только персонаж, но и сам фильм в целом. Тексты, озвучиваемые актерами, превратились в афоризмы. А образ Жеглова, если быть внимательными, до сих пор просматривается во многих героях современных фильмов об уголовном розыске.

Примечательно, что после выхода в свет романа братьев Вайнеров (по которому был снят фильм), Высоцкий лично пришел к ним в гости и поставил перед фактом, что если будет сниматься кино - он исполнит роль Жеглова.

Однако когда закрутилась кутерьма вокруг нового романа Вайнеров, и Станислав Говорухин уже утвердил Высоцкого на роль, по воспоминаниям режиссера, Владимир приехал к нему и попросил найти кого-нибудь другого: актер признался, что не может терять время, поскольку ему «недолго осталось». Творческая биография Высоцкого близилась к концу. Владимир понимал это и хотел оставить после себя больше песен и стихотворений. Но Говорухин уговорил его, и съемки начались.

Так советский кинематограф обрел нового колоритного героя - принципиального и решительного Глеба Жеглова.

Режиссерский опыт Высоцкого

Биография Высоцкого включает в себя случаи, когда актер выступал в качестве сценариста («Знаки Зодиака», «Венские каникулы»), но в качестве режиссера он не снял ни одного фильма. Хотя был в его жизни случай, когда ему удалось проявить себя в режиссерской ипостаси - во время съемок фильма «Место встречи изменить нельзя».

Владимир имеет прямое отношение к тому, что в фильме появился персонаж Станислава Садальского - «Кирпич». В романе братьев Вайнеров шепелявого карманника не было. Этот образ был создан в процессе съемок после соответствующего предложения Владимира.

По не зависящим от него причинам режиссеру картины - Станиславу Говорухину - приходилось отлучаться со съемочной площадки. В такие моменты он оставлял Высоцкого руководить процессом. В частности, сцена допроса подозреваемого Груздева была полностью поставлена актером.

Первый брак

Биография Высоцкого - яркая и насыщенная - конечно, не могла обойтись без женщин. Актер рано женился в первый раз - в 22 года - на Изе Жуковой, с которой вместе учился в МХАТе. Она была немного старше его - третьекурсницей. Более того, за плечами Изы был уже один брак.

Владимир познакомился с девушкой во время участия в совместном студенческом спектакле. Фактически с 1957 г. они жили вместе. Свадьбу сыграли, когда оба получили на руки дипломы.

Но как в любом раннем браке, супруги не рассчитали свои силы, точнее, Владимир не рассчитал. Он был молод, его по-прежнему тянуло в шумные компании с посиделками до утра и выпивкой. Иза, напротив, рассчитывала на домашний уют и тихую семейную жизнь. Так началась череда нескончаемых ссор.

Они не прожили вместе и четырех лет. Развод оформили не сразу. Поскольку Изольда носила фамилию Высоцкая, то внебрачного своего сына, который появился уже после их расставания с актером, записала под фамилией Владимира.

Второй брак

Студенческим браком Высоцкого не закончилась его семейная биография. О Высоцком с некой долей горечи вспоминает его вторая жена - Людмила Абрамова, которая подарила, кстати, ему двоих сыновей.

С Людмилой Владимир познакомился в Питере во время съемок «713-й просит посадку» в 1961 г. Высоцкий еще официально состоял в браке с Изольдой Жуковой, а Абрамова в 1962 г. уже родила ему первого сына - Аркадия. Через два года на свет появился Никита. Вся семья жила в одной квартире вместе с матерью Владимира - Ниной Максимовной.

Но и этот брак более пяти лет не продержался. В 1970 г. был официально оформлен развод, а у Высоцкого появилась новая возлюбленная.

Третий брак с Мариной Влади

Однажды известная французская актриса Марина Влади увидела, как на сцене театра на Таганке в одном из спектаклей играет Высоцкий. Биография, личная жизнь этих людей после встречи в 1967 г. резко изменилась.

Роман Марины Влади и Высоцкого - один из самых обсуждаемых и известных. Марину Влади - мировую знаменитость - поражало то, с какой самоуверенностью Владимир добивался ее. В 1970 г. оборона рухнула, и Влади стала женой актера. Но семейной жизни в полном смысле этого слова у них не получилось. Главная сложность - это «железный занавес», который не позволял супругам видеться тогда, когда они того желали.

Марина Влади сделала очень много для карьеры своего любимого мужчины. Она добивалась того, чтобы его стихотворения издавались за границей, даже организовала Высоцкому музыкальный тур по Америке и Европе. Но уже тогда Владимир страдал от алкогольной зависимости, немного позже - от наркотической. Поэтому Марине пришлось столкнуться не только с положительными чертами характера мужа, но и с очень тяжелыми испытаниями.

Смерть

Примечательно, что непосредственно перед смертью Высоцкий собирался расстаться с Мариной, которая 12 лет ради него терпела неудобства, жертвовала карьерой и т. д. Когда актеру было 40 лет, он увлекся восемнадцатилетней Оксаной Афанасьевой. Марина Влади находилась во Франции и всё еще считала себя его женой, в то время как Владимир уже купил обручальные кольца и договорился со священником, который должен был обвенчать его и Оксану. Но этого не произошло - 25 июля 1980 года он умер от инфаркта миокарда.

Начиная с 60-х гг., страдал от алкоголизма Высоцкий. Биография, фото популярного актера и исполнителя становились все более востребованными, а его «внутреннее беспокойство» вместе с тем росло. Высоцкий был очень эмоциональным человеком, у него было много страхов, частично он страдал от нереализованности, а алкоголь был способом заглушить всё, что не хотелось показывать другим людям.

Неоднократно у актера отказывали почки и возникали серьезные проблемы с сердцем, однажды он перенес клиническую смерть. Врачи спасали Владимира с помощью морфия и амфетамина. Высоцкий и сам понимал, что с алкоголем нужно завязывать. Но, не найдя в себе силы отказаться от этанолсодержащих напитков, он нашел им замену - наркотики. Достоверно известно, что к 39 годам Высоцкий начал делать уколы себе регулярно.

Многочисленные походы по больницам так и не помогли. Врачи отмечали, что у Владимира была психологическая потребность в стимулирующих веществах, поэтому лечение не было продуктивным.

Вскрытие после смерти Владимира Высоцкого не производилось. Врач Анатолий Федотов, который в момент смерти находился рядом с актером, предположил, что его убил инфаркт миокарда.

На похороны Высоцкого собралось так много народа, что Марина Влади невольно сравнила процессию с «королевской». Несмотря на свои пагубные пристрастия, Владимиру Высоцкому удалось завоевать народную любовь.

Главный секрет обаяния Высоцкого-личности, а также его творчества - в полнейшей искренности автора. По опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2010 г., современные россияне считают Высоцкого личностью, которая стоит на пьедестале кумиров сразу после Юрия Гагарина. И это имя уже не вычеркнуть из истории отечественной культуры.



Что еще почитать