Учебник сержанта воздушно-десантных войск. Учебник сержанта воздушно-десантных войск Парашют д5 серии 2

Парашют Д-5 серии 2

Назначение:
Десантная парашютная система Д-5 серии 2 предназначена для десантирования личного состава в тыл противника. Имея большую площадь купола и сравнительно небольшую массу, они обеспечивают безопасность приземления парашютиста. В отличие от парашюта Д-1-5У, парашют Д-5, Д-6 имеет единый метод укладки и способ раскрытия при совершении прыжков из всех видов авиатранспорта при скорости полета до 400 км/ч. В комплекте парашютной системы применяется одна и та же запасная парашютная система З-5, З-6П. В целях страховки на ранце этих систем устанавливают усовершенствованные парашютные приборы ППК-У.
Тактико-технические данные (ТТД):
Эксплуатационные ограничения:
масса парашютиста-десантника - не более 120 кг;
скорость самолета во время отделения - не более 400 км/ч;
максимальная высота прыжка - 8000 м;
минимальная безопасная высота для прыжка со стабилизацией падения 3 с при скорости полета самолета, равной 160 км/ч, - 200 м;
скорость снижения на стабилизирующем парашюте - не более 35 м/с;
скорость снижения на основном парашюте - не более 5 м/с;
усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка с помощью звена ручного раскрытия - не более 16 кг-с;
масса парашютной системы без парашютного прибора и парашютной сумки - 13,8 кг;
масса парашютной системы в полном комплекте 15,5 кг;
срок хранения без переукладки - не более 3 месяцев;
количество применений - 140 раз;
гарантийный срок службы основного парашюта - 12 лет, решением комиссии технического осмотра парашютно-десантных средств, эксплуатирующей организации разрешается увеличить срок службы до 15 лет.
Описание комплектности:
В комплект парашюта входит:
1) камера стабилизирующего парашюта;
2) стабилизирующий парашют;
3) звено стабилизирующего парашюта;
4) камера основного парашюта;
5) основной парашют;
6) подвесная система;
7) ранец парашюта;
8) двухконусный замок;
9) звено ручного раскрытия;
10) парашютный прибор ППК-У;
11) парашютная сумка;
12) паспорт;
13) вспомогательные детали.
Камера стабилизирующего парашюта обеспечивает упаковку и введение стабилизирующего парашюта в действие. Размер камеры 0,3 х 0,19 м. Основа камеры предназначена для размещения в ней стабилизирующего парашюта и части стабилизатора. Камера стабилизирующего парашюта изготовлена из капронового авизента и имеет цилиндрическую форму. На основу камеры крепится карабин, лента зачековки, лента крепления карабина, четыре металлические кольца и завязка. Карабин служит для зацепления в самолете камеры с уложенным стабилизирующим парашютом к тросу (при прыжке из самолёта) или удлинителю (при прыжке из вертолёта). С помощью ленты-зачековки камера стабилизирующего парашюта закрепляется на ранце основного парашюта. Верхнее основание камеры после укладки в неё купола завязывается завязкой. В нижней части камеры нашиты 4 кольца для контровки её с кольцами стабилизатора.
Стабилизирующий парашют (вытяжной парашют) обеспечивает стабилизированное снижение парашютиста, введение в действие парашютного прибора ППК-У и основного парашюта. Стабилизирующий парашют состоит из купола, строп, стабилизатора. Купол площадью 1,5 м2, изготовлен из капронового полотна, имеет форму усеченного конуса и состоит из основы и боковины. К полюсной части основы купола пришиты 8 карманов из крашенного капронового полотна, которое служит для быстрого наполнения купола воздухом. На внешнюю сторону основы и боковины нашиты капроновые ленты, усиленные подгибом ткани и ленты, дополнительно нашиты с двух сторон. К кромке усилительного каркаса пришито зигзагообразной строчкой 16 строп. Стропы изготовлены из капронового шнура. Длина 1, 4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 строп в свободном состоянии от кромки купола до петли стабилизатора 0,52 м, а 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 стропы - 0,5 м. Различная длина строп обусловлена их разноской от кромки купола на 4 пера стабилизатора. Стабилизатор изготовлен из капронового полотна и состоит из четырёх треугольных "перьев", сшитых по центру. По боковым сторонам каждого пера стабилизатора нашиты капроновые ленты. В верхней части ленты образуют петлю для крепления строп. В нижней сведены в коуш, с помощью которого стабилизатор крепится к звену стабилизирующего парашюта. На каждое перо для контровки стабилизатора с кольцами камеры стабилизирующего парашюта нашито по одному металлическому кольцу.
Звено стабилизирующего парашюта предназначено для соединения стабилизирующего парашюта с ранцем во время стабилизации, а также для соединения стабилизирующего парашюта с куполом основного парашюта на всех последующих этапах его работы. Звено стабилизирующего парашюта длиной 1,03 м. Изготовлено из капроновой ленты в 2 сложения, которые в верхней части оканчиваются петлёй размером 130 мм для присоединения стабилизатора. На расстоянии 410 мм от неё для присоединения шнура включения прибора ППК-У пришита петля из ленты. К звену с помощью вшитой капроновой ленты крепится направляющее кольцо для шнура включения прибора ППК-У. Нижняя часть звена стабилизирующего парашюта разветвляется и образует 2 силовые ленты, в конце которой вшиты металлические пряжки. На эти ленты нанесены стрелки для контроля положения их при заряжении двухконусного замка. С двух сторон на ленты нашиты перемычки из капроновой ленты. Между перемычками вшита лента, которая образует петлю для присоединения звена стабилизирующего парашюта к уздечкам купола основного парашюта и его камерам. Образованный из лент треугольник с обеих сторон закрыт косынками из капронового авизента.
Камера основного парашюта обеспечивает упаковку и введение основного парашюта в действие в заданной последовательности и тем самым уменьшающая динамическую нагрузку в момент раскрытия основного парашюта. Размер камеры 0,63 х 0,45 м, изготовлена из капронового полотна, имеет форму цилиндра. Состоит из основы, косынки и фартука. Сторона основы камеры с сотами для строп усилена вторым слоем капронового полотна. С внешней стороны основы камера усилена двумя капроновыми лентами, которые в верхней части основы, пересекаясь, образуют уздечку, предназначенную для соединения камеры с куполом основного парашюта и звена стабилизирующего звена стабилизирующего парашюта. К основе верхней её части пришита косынка из капронового полотна, прикрывающая уложенный в камеру купол основного парашюта. Для затягивания верхней части основы после укладки в камеру купола основного парашюта через подгиб верхней части основы пропущена завязка. С внешней стороны стропы на основу нашиты соты (газыри), которые служат: одна средняя сота (газырь) и две группы боковых сот (газырей) с петлями - для укладки строп; в соты (газыри) из резинового шнура - для удержания строп трубчатых сот (газырей); две пары съёмных резиновых сот (газырей) - для зачековки с помощью фартука и пучков строп купола основного парашюта, уложенного в камеру. Нижняя часть основы заканчивается рукавом, в подгиб которого вставлено эластичное кольцо, облегчающее упорядоченный выход купола основного парашюта из камеры. Для прикрытия кромки купола основного парашюта к нижней части основы пришит фартук с двумя парами металлических окон и двумя нашитыми карманами, прикрывающими пучки строп, которые зачековывают нижнюю часть основы камеры.
Основной парашют. Купол 28-угольный, площадью 83 м2. Поверх купола нашит усилительный каркас. Изготовлен из полотнищ капроновой ткани. Усилительный каркас по кромке купола образует 28 петель для крепления строп. В центре купола основного парашюта для соединения его с камерой основного парашюта и звеном стабилизирующего пришита уздечка из капроновой ленты. Над петлями для крепления строп нашито 28 стягивающих лент для ускорения наполнения купола парашюта и уменьшает вероятность перехлёстывания его стропами. Между первой и 28й стропой имеется заводское клеймо - марка завода-изготовителя. На нём есть номер парашюта и дата его изготовления. К петлям купола основного парашюта прикреплены 28 строп из капронового шнура длиной 9 м. Другие концы строп крепятся к полукольцам, которые находятся на свободных концах подвесной системы. Для облегчения укладки на 14-ю стропу нашита оранжевая муфта.
Подвесная система является соединительным звеном парашютиста с парашютом. Изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг на разрыв. Состоит она из главного обхвата, который заканчивается двумя парами свободных концов: 2 передних и 2 задних с металлическими пряжками - полукольцами для крепления строп. Главный обхват сшит из капроновой ленты в два сложения. На нём находится также звено ручного раскрытия, карман для кольца звена ручного раскрытия, шлёвочка для шланга звена ручного раскрытия, гибкий шланг, 2 скобы для крепления запасного парашюта, круговая лямка, два ножных обхвата с двумя карабинами, изогнутая пряжка для соединения главного обхвата с наспинно-плечевым обхватом, 2 пары металлических пряжек для присоединения регулирующих лент ранца. Имеются также 2 наспинно-плечевых обхвата, 2 ножных обхвата с двумя карабинами и двумя D-образными пряжками, грудная перемычка, поясной обхват с прямоугольными пряжками.
Ранец парашюта предназначен для крепления и размещения в нём (укладке) основных частей парашюта (купола со стропами и части свободных концов). Изготовлен он из капронового авизента. Состоит из двойного дна, левого и правого клапанов. В дно ранца вставлена рама жёсткости. В верхней части ранца имеется 2 окна для прохода силовых лент звена стабилизирующего парашюта. К дну ранца крепятся две ленты для пряжек с зубчатыми перемычками, с помощью которых ранец соединяется с наспинно-плечевыми обхватами; двухконусный замок с пластиной; полукольцо для резиновой соты, которой закрепляется стабилизирующий парашют на ранце; 2 кнопки для застёгивания клапана двухконусного замка; гибкий шланг звена ручного раскрытия; клапан, прикрывающий двухконусный замок; 8 капроновых петель для крепления ранца к подвесной системе; 2 резиновые ленты для подтягивания ранца к главному обхвату подвесной системы; 2 косынки с металлическими пряжками для тесём с карабином крепления запасного парашюта; 2 ленты подтяга ранца [нет в Д-1-5У!]; карман для страхующего прибора ППК-У. Левый и правый клапана имеют металлические кольца для прохода через них силовых лент звена стабилизирующего парашюта. Кроме того, правый клапан имеет кольцо для контровки петли звена стабилизирующего парашюта с закреплённым на нём шнуром (переходником) для включения парашютного прибора ППК-У; резиновую соту для заправки звена стабилизирующего парашюта при выработанной слабине и монтажа камеры со стабилизирующим парашютом на ранец; карман с предохранительным клапаном для шнура предохранительного включения парашютного прибора ППК-У; карман с завязкой из лент для размещения и крепления парашютного прибора ППК-У. На правом клапане наносится заводской и стеллажный номера парашюта.

Двухконусный замок - механическое приспособление для замыкания пряжек силовых лент стабилизирующего парашюта и удержания их в течении всего периода стабилизированного снижения парашютиста, а также для освобождения этих пряжек и сбрасывания их с конусов при выдёргивании звена ручного раскрытия или срабатывания парашютного прибора ППК-У. Двухконусный замок состоит из монтажной пластины крепления, корпуса с двумя большими конусами, затвора с двумя малыми конусами крышки, крышки большого конуса, малого конуса, 2 амортизаторов, 2 пряжек силовых лент, пружинящей шайбы, плоской шайбы, винта длиной 18 мм, винта крышки, винта с гайкой и 3 винтов длиной 20 мм.
Вытяжное кольцо входит в звено ручного раскрытия, состоит из кольца, троса и петли.

ЛШНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР

УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫМИ

ВОИСКАМИ

Для ілужебного поАЬЗования

УЧЕБНИК СЕРЖАНТА ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫХ ВОЙСК

Часть вторая

Под общей редакцией генерал-лейтеиаита П. В. ЧАПЛЫГИНА

Утвержден командующим Воздушно-десантными войсками

в качестве учебника для курсантов и сержантов парашютно-

десантных подразделений Воздушно-десантных войск

Ордена Трудового Красного Знамени

ВОЕННОЕ ІІЗДАТЕЛЬСТВО

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОИЫ СССР

MO CK BA- -1975

Учебник состонт нз двух частей.

Часть первая: шесть глав (тактнческая, огневая. ннженерная подготовка; оружие массового поражения вероятного противника и защита от него; оргаиизация, вооружеиие и тактнка действий под-разделений армий США, ФРГ и Англии; сержанты - неттосредствен-ные командиры - воспитатели свонх подчиненных).

Часть вторая: сеѵь глав (воздушно-десантная, техн.ическая, ав-томобильная и физическая подготовка; артнллерня, мннометы и ПТУРС; подготовка по связн; военная топография).

ВВЕДЕНИЕ

Успешное выполнение воздушным десантом боевых задач в тылу противника во многом зависит от выучки и моралыю-боевых качеств воинов-десантников.

В условиях бурного развития научно-технической революции, дальнейшего оснащения войск современным высокоэффективным оружием и техникой возрастает значение специальной и техниче-ской подготовки солдат, сержантов и офицеров.

Настоящий Учебник предназначен для курсантов и сержантов Воздушно-десантных войск. Он содержнт основные вопросы в объеме программы боевой подготовки парашютно-десантных под-разделений по воздушно-десантной, технической, физическоп подго-товке, военной топографии, подготовке по связи, эксплуатации ав-томобилей; знакомит с задачами, назначением, характернстиками артиллерийских систем и сведениями о стрельбе. Учебник излагает обязанности и методические советы сержанту - коыандиру отделе-ния в его практической работе по командованию отделением и в обучении подчиненных.

В первои главе «Воздушно-десантная подго-товка» изложены устройство людских десантных парашютов, по-рядок их укладки и использования при совершенин прыжков из различных типов военно-транспортных самолетов, обязанности вы-пускающего, содержание и порядок наземной отработки элементов прыжка.

Во второй главе «Техннческая подготовка» даны общее устройство боевой машнны десантиой (БМД-1); виды, объем и практические рекомендации по ее техническому обслужи-ванию и эксплуатации; обязанности членов экипажа, a также дан-ные по заправке, смазке и регулировке агрегатов н механизмов, необходимые сержанту в его практической работе по техническому обслуживанию и эксплуатацпн машины.

В третьей главе «Авт.омобпльная подготовка» содержатся краткая техническая характеристпка автомобилей, основные положения по их техническому обслуживанию и эксплуа-тации, внутренней службы в парках, обязанности командира отде-ления и старшего машины.

В чегвертоп главе «Арти л л ер ня, минометы и ПТУРС» излагаются крагкие сведения о задачах, назііачении, воз-можностях и применении артиллерийских систем, целеуказании, стрельбе и корректировании ее.

В пятой главе «Подготовка по связи» содер-жатся краткие данные по переносным радиостанциям тактического звена, аппаратуре для сбора десанта и танковому переговорному устройству Р-124, необходимые сержанту в практической работе.

В шестой главе «Военная топография» излага-ются практические рекомендации по ориентированию на местности, двпжению по азимутам, в работе с картой на местности и состав-лении простейшях боевых графических документов.

В седьмой главе «Физпческая подготовка» даны содержание и методические советы по проведению ежедневного утреннего часа фіізическон подготовки, учебных занятий по гимна-стике, преодолению препятствиіі и ускоренному передвижению, на-падению н самозащите, плаванию и лыжной подготовке.

Для более глубокого изучення ыатериала, содержащегося в Учебнике, необходіімо использовать соответствующие наставления, руководства и специальные учебные пособия.

Глава первая

ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ ПОДГОТОВКА

Командир отделення отвечает за обучение личного состава от-деления по воздушно-десантной подготовке. » Он обязан:


  • отлично знать материальную часть людских десантных па-рашютов, парашютных прнборов и уметь готовить их к прыжку;

  • знать тяжелую воздушно-десантную технику отделения и уметь готовить ее к десантированию;

  • уметь выполнять прыжки с парашютом в составе подразде-ления и вслед за боевой техникой;

  • знать правила подготовки оружия и снаряжения к прыжку;

  • уметь проводить занятия с отделением на снарядах учебно-тренировочноговоздушно-десантного комплекса по задаче прыжка;

  • уметь контролировать готовность своего отделения и боевоіі техникн к десаитнрованию;

  • знать правила выпуска парашютистов из самолета и уметь выполнять обязанности выпускающего.
I. ЛЮДСКИЕ ДЕСАНТНЫЕ ПАРАШЮТЫ

1. Парашют Д-5 сер. 2

Парашют Д-5 сер. 2 (десантный, пятого образца, второй се-рии - рис. 1) предназначен для совершения учебно-тренировочных и боевых прыжков из военно-транспортных самолетов парашюти-стами в снаряжении и с табельным вооружением десантников всех специальностей.

Парашют Д-5 сер. 2 позволяет совершать прыжки из самолетов на скорости полета до 400 км/ч в составе подразделений с высот от 8000 м до 200 м. Скорость снижения на парашюте Д-5 сер. 2 при общем весе парашютиста 120 кг не превышает 5 м/с.

Парашют Д-5 сер. 2 наспиннын. Вводится в действие выдерги-ванием вытяжного кольца. Требуемое усилне при этом не превы-шает 16 кг. На парашюте устанавливаются один нли два страхую-щнх прибора тіша ППК-У или АД-ЗУ.



Pue. I. Общпй внд парашюта Д-5 сер. 2 в комплекте с запасным парашютом 3-5



Рис. 2. Работа парашюта Д-5 сер. 2 в воздухе:

/ - камера стабилизирующего парашюта; 2 - стабилизнрующнй парашют: 3 - со-единительное звено: 4 - камера есиовного купола; 5 - основной купол; 6 - ранец ларашюта


При совершении учебно-тренировочных прыжков вместе с па-рашютом Д-5 сер. 2 применяется запасной парашют типа 3-5. Па-рашют 3-5 вводится в действие в случае необходимости. Bec пара-шюта Д-5 сер. 2, подготовленного для прыжка, не превышает 15 кг.

Парашют абсолютно надежен в работе и позволяет совершить более 100 прыжков в теченне 12 лет его эксплуатации.

Парашют Д-5 сер. 2 состоит из следующих частей: камеры ста-билизирующего купола, стабилизирующего парашюта 1,5 ы 2 с со-единительным звеном, камеры основного купола, основного купола 83 м 2 , подвесной систеыы, ранца с двухконусным замком, вытяж-ного кольца с тросом, переноснон суыки. В комплект парашюта также входят: парашютный прпбор (основноіі и дублирующнй), паспорт и расходныіі матерпал.

Работа парашюта (рис. 2). При отделении от самолета парашютист в паденни за счет своего веса вводит в действие ста-билизирующпй парашют. Камера стабилизирующего купола с ка-рабином остается в самолете на тросе. Стабнлнзирующий купол, наполняясь воздухом, вводит в действие прибор ППК-У. При ста-билизированном снижении ранец парашюта закрыт. Обычно рас-крывать ранец нужно через 3 с после отделения. После раскрыва-ния двухконусного замка парашютнстом нлн страхующим прибо-ром ранец раскрывается и стабнлизирующин парашют вводит в действие основной купол. При этом сначала выходят стропы, a по-том сам купол, начиная от ннжнеіі кромки и до вершины. Купол наполняется, и парашютист снижается со скоростью 5 м/с. Камера основного купола и стабилизирующий парашют с соединительным звеном снижаются на куполе. Все действия парашютиста при прыжке выполняются согласно РВДС-75.

2. Запасной парашют 3-5

Запасной парашют 3-5 обеспечивает безопасное прнземление парашютиста при полном или частичном отказе основного пара-шюта. При совершении прыжков парашют 3-5 удобно крепится к подвесной системе основного парашюта и размещается на уровне груди парашютиста в горизонтальном положении. Парашют 3-5 вводится в действие вытяжным кольцом с тросом н обеспечивает снижение парашютиста при весе 120 кг со скоростью 7 м/с. Bec па-рашюта 5,2 кг. Запасной парашют 3-5 состоит из купола 50 м 2 , промежуточной подвесной системы, ранца, вытяжного кольца с тросом и переносной сумки. К каждому парашюту приложен паспорт.

Работа запасного парашюта. При выдергивании вытяжного кольца ранец раскрывается и поток воздуха отводит купол от парашютиста. Карманы y вершнны купола способствуют более быстрому наполнению купола. После наполиеиия купола ра-нец остается на подвесной снстеме основного парашюта отдельно от промежуточной подвесной снстемы. В необходимых случаях при

Введенпи в действне запасного парашюта купол требуется придер-жать руками после раскрывания ранца, a затем резко отбросить его в нужном направлении.

3. Парашютные приборы

При совершенин прыжков с парашютом прнмененне параіішт-ных приборов является мероіі повышения безопасностп прыжков, a сами приборы выполняют функцшо средств страховки. Во всех

Рис. 3. Парашютные приборы ППК-У-240Б и АД-ЗУ-Д-240:

1 - шланг; 2 -трос; 3 - серьга; 4 - шнур гибкой шпнльки; 5 - гибкая

шпилька

Случаях парашют должён открывать сам парашютист. Если он этого не сделает, то через заданное время или на заданной высоте парашют откроется с помощью прибора.

Для парашюта типа Д-5 в настоящее время применяются при-боры типа ППК-У-240Б или АД-ЗУ-Д-240 (рис. 3).

Парашютньій прибор ППК-У-240Б

Полуавтомат парашютный комбинированный и унифицирован-ный ППК-У-240Б является модификацией прибора КАП-ЗП и так-же обеспечивает раскрытие ранца парашюта через заданное время или на заданной высоте. Он срабатывает в диапазоне по времени от 2 до 5 с, по высоте от 0,3 до 8 км. Прибор сохраняет работоспо-собность в интервале температур от +60 до -60° С и после подъема его на высоту до 35тш.

Техннческин ресурс прибора составляет 750 срабатываний в те-чение 4 лет, a при 500 срабатываниях в течение 5 лет гарантирует-

Ся полностыо безотказное срабатывапие прибора. При этом прн-бор должен храниться іі экснлуатнриваться бережно.

Устройство прибора. Составиыми частями прибора яв-ляются: корпус с затвором, часовой механизм с блокировочнымн рычагами, анероид с механизмом установки высоты и вытяжное устронство.

Работа прибора. Прнбор может работать как по време-ни, так и по высоте. Прн работе по временн анероид отключается. Для отключения анероида нужно установить высоту ббльшую, чем высота ирыжка. Для прыжка с нарашютом Д-5 сер. 2 высота уста-навлнвается на 4000 м, a время работы часового мехаиизма - нл 3 с. Для того чтобы прибор был готов к действию, его нужно взве-сти, т. е. вставить сначала гибкую шпильку в затвор, чтобы часо-вой механизм был застопорен, и сжать пружины вытяжного устройства, потянув плавно и с усилием около 30 кг за трос до щелчка. Щелчок означает, что вытяжное устройство вошло в со-единение с часовым механизмом и часовой механизм готов к ра-боте. Для установки 3 с нужно, вынув не до конца гибкую шпнль-ку, стравить часовой механизм, пока стрелка ие станет против от-метки 3 на шкале времени. При этом и рычаг блокировки с выре-зом несколько приблизится к упору анероида. С подъемом на высоту анероид расширяется и его упор подннмается вверх, но если высота 4000 м не достнгнута, то упор не выпдет за плоскость верхней платы прибора и анероид мешать работе часового меха-низма не будет. При отделении от самолета гибкая шпилька вы-дергивается фалом из затвора и часовой механизм за счет усилия пружин вытяжного устройства начинает работать. После 3 с ра-боты собачка, связывающая вытяжное устройство с часовым ые-ханизмом, выходит из зацеплення и пружнны резко перемещают трос внутрь вытяжного устронства. Трос посредством серьги от-кроет двухконусный замок, и парашют раскроется.

Высоту на приборе нужно устанавливать с помощью ключа-отвертки из комплекта прибора, a взводить силовые пружины - с помощью стремени или шнура, продетого в серьгу на конце троса.

Гибкую шпильку контрить нужно нитыо в одно сложение вось-меркой, завязав три простых узла. Оставшиеся концы ннти должны иметь длину 15-20 мм. Самостоятельно разбирать прибор запре-щается. Сведения о каждом срабатывании прибора обязательно заносятся в паспорт.

Порядок осмотра прибора ППК-У-240Б перед монтажем на парашют.

Вначале нужно произвести внешний осмотр прибора. При этом убедиться, что пломбы и стекла исправны, нет повреждений кор-пуса и трубки, на шланге нет вмятин и вздутий, нет заедання шпильки в затворе, нити троса y ганки не оборваны, петля не де-формирована, крышка корпуса не смещается, внутри прибора нет пыли н влаги, штнфт анероида не выступает наруж^ за плату. За-тем проверяется работа часового мехашізма, Для этого нужно

Взвести прибор и убедиться, что стрелка зашла за последнее деле-ние шкалы, при движениях гибкой шпильки в затворе на 5 мм ча-совой механизм не стравливает, также и при отгибании шпильки на 90° в сторону. По общей команде выдергиваются гибкие шпиль-ки и на слух определяется плавность работы часового механизма. Время работы должно быть в пределах 5±0,7 с, a часовой меха-низм работает без заеданий. УбедивШись еще раз, что внутри при-бора через стекла не видно посторонних предметов, a шпилька не деформировалась, прибор можно монтировать на парашют.

Парашютный прибор АД-ЗУ-Д

Прибор АД-ЗУ-Д является упрощенным вариантом приборов типа КАП-3 н ППК-У. Он отличается тем, что не имеет анероида и работает только по времени. Bec и габариты прибора АД-ЗУ-Д меньше, чем ППК-У-240Б. Детали часового механизма прибора одинаковы с деталями приборов К.АП-3 п ППК-У. При подготовке прибора отличие состоит в том, что нет проверки срабатывания по высоте, a время работы прибора проверяется с отметки 3 с, при этом время срабатывания должно быть в пределах 3±0,3 с. Мон-тируется прибор, как и прибор ППК-У-240Б.

Методические советы

Командир отделения при проведеннн занятий по материальной части парашюта Д-5 сер. 2, учебной укладке, на тренировках по надеванию парашюта и креплению оружия должен в первую оче-редь убедить молодого солдата в высокой надежности парашюта и безотказности его действия. Этого можно достигнуть только при безукоризненном знании материальной части и глубоком понима-нии назначения каждой части в процессе работы парашюта.

При этом устройство частей парашюта следует объяснять по процессу раскрытия, a назначение и выполняемые функции дан-ной части показывать методом последовательного роспуска уло-женного по всем правилам парашюта. Уложенный парашют рас-полагают на укладочном столе рядом с парашютом, вытянутым на всю длину. Лучшему запоминанию при этом способствует метод объяснения «сверху - вниз», т. е. в той последовательности, в ка-кой эти части вступают в работу при совершении прыжка.

При объяснении работы парашюта в целом следует обратить вниманне на взаимосвязь работы частей парашюта и действий са-мого парашютиста.

Например, если парашютист-десантник выполнил в самолете и в воздухе все необходимые действия, то ничто не может задержать процесс раскрытия парашюта, поскольку карабин камеры стабили-зирующего парашюта будет зацеплен за трос в самолете или за кольцо удлинителя, собачка карабина не даст отсоединиться кара-бину от троса, карабин с камерой при отделении парашютиста от

Самолета останется на тросе, a стабилизирующий парашют войдет в воздушный поток. Безотказное наполнение стабилизирующего па-рашюта произойдет потому, что карманы купола и перья стабили-затора менее чем за 0,1 с направят поток в купол. Выдергивание вытяжного кольца приведет к принудительному раскрываниюдвух-конусного замка, a усилие стабилизирующего купола, равиое весу парашютиста и удерживающее парашютиста в удобном положении для вступлення вработу основного купола идлядействий парашю-тиста в воздухе, вытянет купол н стропы на всю длину, обеспечив этим надежное наполнение купола. Особое устройство камеры ку-пола полностью исключает возможность перехлеста купола стро-пами.

Отсюда наглядно видно, что предпосылка к происшествию мо-жет быть только в двух случаях: при незацеплении карабина и при невыдергивании вытяжного кольца.

Поэтому выполнение этих двух действий обязательно для каж-дого парашютнста-десантника.

Вместе с этим следует объяснять молодым солдатам, что для контроля за зацеплением карабнна назначается выпускающий, отвечающий за весь процесс прыжка парашютіістов из самолета. На случай если парашютист промедлит с вьідергиваннем кольца, то через установленное время парашютный прнбор откроет двух-конусный замок без вмешательства парашютиста.

Сочетание детального объяснения с практическим показом учебного кинофильма обеспечит преодоление каждым солдатом-десантником неуверенности или страха перед парашютным прыж-ком.

II. УКЛАДКА ЛЮДСКИХ ДЕСАНТНЫХ ПАРАШЮТОВ 1. Укладка основного парашюта

Укладку парашюта Д-5 сер. 2 производят два человека - укладывающий (владелец парашюта) и помогающий. Для удоб-ства контроля процесс укладки парашюта делится на этапы, a этапы - на операции. Этапы и правильность укладкн парашюта контролируют командир подразделения и офицер ВДС.

Для укладки парашюты сосредоточнваются иа подготовленном рабочем месте, указанном командиром подразделения. Одновре-менно готовятся укладочные принадлежности, необходимые для быстрой и качественной укладки в помещении, на открытом месте, при наличии ветра (рис. 4). В комплект укладочных принадлежно-стей входят: походное полотнище 16X1 м; подкладочное полот-нище 5,5X1,26 м; 11 металлических костылей; 3 грузика с песком 450x70 мм; укладочная вилка с крючком; переносная сумка для хранения и переноски принадлежностей.

Этапы укладки: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III -упаковка купола в камеру и укладка строп; IV - укладка

Стабилизируюшего парашюта; V - затяжка ранца, монтаж при-бора іі двухконусного замка; VI - подгонка подвеснон системы и заполнение паспорта.

Рис. 4. Комплект укладочных принадлежностей для парашюта

Выполнение этапов (рис. 5)

I э т a п. Осмотр парашюта. Для осмотра и укладки парашют
надо вынуть из переиосной сумки, разместить части парашюта на
полотнище, купол и стропы вытянуть на всю длину. Провернть по
паспорту наличие всех частей и прнступить к осмотру. Части пара-
шюта осматриваются в следующем порядке: камера стабилизи-
рующего купола; стабилизируюший купол со стропами; соедини-
тельное звено; камера основного купола; купол со стропами; под-
весная система; ранец с гибким шлангом и двухконусным замком;
вытяжное кольцо стросом; переносная сумка; прибор ППК-У-240Б
или АД-ЗУ-Д. При осмотре необходимо обращать внимание на на-
личие всех частей парашюта, их исправность и надежность взаим-
ного соединения.

При обнаружении порывов, ожогов, потертостей ткани с обры-вом нитей, при загрязнении, нарушении целости швов, отсутствии каких-либо элементов, a при осмотре металлических деталей- заусенцев, коррозии или заедания движущихся частей, a также при сомненин в исправности частей или правильности их соедине-ния нужно доложить командиру своего подразделения и офицеру ВДС, контролируюшему укладку. После окончания осмотра вста-вить кольцо в карман. a трос пропустить в шланг.

II этап. Укладка купола. После проверки готовности пара-
шюта к укладке приступить к укладке основного купола. Для

Этого укладывающему и номогающему занять свои места (уклады-вающий - y нижней кромки купола, помогающнй - y вершины ку-пола).

Укладывающему взять контрольную 14-ю стропу, на нее поло-
жить петлю 15-й стропы. Второй рукой расправить нижнюю кром-
> ку между этими стропами и положить середину кромки на укла-

Дочное полотнище. Продолжить укладку до заводского клейма. После этого перебросить неуложенную половину купола на уло-женную, сдвинуть контрольную 14-ю стропу вправо на 2-3 см н продолжить укладку купола в аналогичном порядке до заводского клейма. При правильной укладке заводское клеймо на куполе должно располагаться сверху справа. По окончании укладки гру-зики с купола снять, подвернуть правую часть купола, a затем левую по ширине камеры и положить снова грузнки.

Надеть камеру на купол, при этом помогающему удерживать купол от смещения, не допуская оставления на куполе грузиков. После надевания камеры подровнять кромку купола и проверить, чтобы она располагалась на уровне ленты, нашитой по периметру камеры.

Проверить правильность укладки купола.

Для этого помогающий удерживает стропы от смещения y нижней кромки, a укладывающий, взяв в руки стропы 1-ю и 28-ю, проходит от нижней кромки купола до ранца. Распутывать стропы надо подниманием ранца вверх наружу, взявшись за уходящие вниз вовнутрь стропы. При правпльной укладке стропы 1-я и 28-я должны располагаться y свободных концов подвесном системы сверху и первыми изнутри, a на куполе - первыми сверху.

III этап. Упаковка купола в камеру и укладка строп. После контроля положения строп приступить к зачековке камеры стро-пами. Для этого резиновые соты продеть в окна фартука и пропу-стить в них стропы, начиная с нижних сот. Стропы пропускать в соты на 4-5 см. После зачековки камеры они должны выходить из верхней соты на стороне камеры с 6-ю газырями. До окончання проверки этапа стропы в сотах карманами камеры не закрывать.

Затем нужно последовательно уложить купол в камеру и за-тянуть шнур верхней части камеры. Узел соединительного звена и уздечки купола и камеры должен располагаться снаружи. Уло-жить стропы в газыри. Для этого укладочной внлкоіі последова-тельно ввести стропы в каждый газырь, начиная с верхнего цен-тралыюго газыря, затем правого верхиего газыря, левого верхнего и заканчивая правым нижним газырем. Стропы не должны выхо-дить за пределы газырей, a между газырями не допускать образо-вания заметной слабины. Неуложенными должны остаться 60-70 см длины строп. В ходе укладки нельзя перекручивать стропы. Допускается образование слабины отдельных (вытянутых при эксплуатации) строп до 400 мм y пряжек свободных концов. После укладкн строп расправить купол и стропы стабилизнрую-щего парашюта и быть готовыми к проверке этапа. После про-верки закрыть карманы y зачековывающих сот.


Полонівние

эдастичного

кольца,

вшитого

е иишиюю

часть

намеры

посме

одевакий е$

иа нупоя


Нинінив люверсы фартука

С хема располо/нения "нишнсй иромии rtocAt* унладки нупола




Стсбѵлмтор""


14




Лереая . coma



Рис. 5. Укладка парашютов Д-5 сер. 2 и 3-5:

о - распшюжение строп; б - надевание камеры; е - укладка стабнлизирующего купола; г -моптаж парашютного прибора; ц - положение строп 3-Б; е -заправка ранца 3-5

IV этап Укладка стабилизирующего купола. Для укладки
вытянуть стабііліиирующііі"] кѵпол на всю длину, сложить перья
стабилизатора одно на другое, не перекручивая строп купола, по-
догнуть перья дважды наружу к уснлительным лентам и положить
на них грузик. Затем надеть камеру стабилизирующего парашюта
на купол и стропы до колец стабилизатора (карабин - к вершине
купола). Связать нитью в два сложения кольца стабилизатора и
камеры тройным простым узлом. Затем стропы н купол без пере-
кручивання уложить в камеру и затянуть шнур на камере. Узел
шнура надо заправить вовнутрь камеры. Клапаны ранца развести
в стороны, свободные концы сложить вдвое и положить на
ранец.

Быть готовыми к проверке этапа.

V этап. Затяжка ранца, монтаж прибора и двухконусного
замка. После проверки IV этапа положить камеру с куполом н
стропами на ранец, не переворачивая ее. На камеру наложить сна-
чала левьш клапан, затем правый. Взять правую силовую тесьму
с пряжкой іі пропустить ее сверху в кольцо левого клапана, a ле-
вую тесьму - в кольцо правого клапана, при этом стрелки на тесь-
мах должны быть обращены наружу. Силовые тесьмы пропустить
в окна ранца, надеть пряжки на конусы здмка и закрыть предва-
рительно замок. После этого провернть соединенне фала гибкой
шпильки петлей-удавкой к петле соединительнога звена и пропу-
стить фал в кольцо y вершины косынки. Слабину соединительного
звена между кольцом и петлей фала сложить вдвое и заправить
в развилку соты на правом клапане. Оставшуюся часть соедини-
тельного звена и стабилизатора сложить знгзагообразно сверху на
ранец так, чтобы карабин был на стороне клапана ранца с карма-
ном для прнбора. Резиновую соту на клапане пропустить поверх
камеры в кольцо на дне ранца y ero верхнего обреза и зачековать
лентой на ушке карабина. Карабин заправить" между резинками
соты. Смонтировать парашютнын прибор.

Для монтажа осмотренного и исправного прибора ППК-У на парашют надо:


  • установить высоту 4000 м;

  • завести гайку с байонетовым штифтом в отверстие монтаж-нон пластины двухконусного замка, расположенное ближе к концу пластины;

  • вставить корпус прибора в карман ранца и завязать тесьмы;

  • вставить гибкую шпильку в прибор, взвести прибор и уста-новить время 3 с;

  • законтрить гибкую шпильку нитыо в одно сложение вось-меркой;

  • законтрить петлю соединения фала гибкой шпильки к кольцу на клапане ранца нитыо в два сложения;

  • заправить фал гибкой шпильки в карман. Смонтировать окончательно двухконусный замок, для этого:

  • удерживая пряжки силовых тесем, открыть замок;

  • надеть на верхний конус затвора петлю троса вытяжного
16

Кольца, a на ннжнпіі конус затвора - специалыіую серыу пара-шютного прибора;


  • законтрить замок нитью в одно сложенне восьмеркой;

  • амортизатор троса опустить к шлангу;

  • проверить надежность соединения спецнального винта и гайки и согнана ли гайка с байонетовым штнфтом в сторону при-бора полностью;

  • закрыть двухконусный замок клапаном и убедиться, что клапан удерживается на кнопке в застегнутом положенни.
VI этап. Подгонка подвесной системы и заполнение паспорта. Подгонка подвеснон систеыы производится без прпсоединения за-пасного иарашюта.

Для этого нужно:


  • расправить главную лямку;

  • подогнать подвесную систему по росту перемещением пра-вого плечевого обхвата через перемычку корпуса замка ОСК-Д, a левого (нли обоих, если замка ОСК-Д пет)-через плечевую изогнутую пряжку главнон лямки;

  • подогнать подвесную систему по объему уменьшеннем или увелпченпем поясного обхвата посредствим прямоугольных пря-жек;

  • подопіать ножные обхваты перемещенпем лент через пря-моугольные пряжкн;

  • подогнать по велнчпне ленты подтяга ранца с помощью спе-циальных лент и пряжек.
Для окончательной подгонкн подвесной системы необходимо надеть парашют, застегнуть карабнны, пріінять положенне перед прыжком, условно выдернуть кольцо и убедиться, что подвесная система плотно облегает парашютиста и в то же время не стесняет его движений.

Скять парашют, заполнить паспорт. После проверки парашюта в козлах уложнть иарашют в сумку и опечатать сумку.

2. Укладка запасного парашюта

Укладка запасного парашюта организуется аналогично укладке основного парашюта и состонт из следующпх этапов: I - осмотр парашюта; II - укладка купола; III - укладка строп; IV - укладка купола в ранец и затяжка ранца; V - заправка ранца, оформ-ление паспорта.

Выполнение этапов

I этап. Осмотр запасного парашюта. Он выполняется так же, как и осмотр основного парашюта. Особое вниманне обращается на исправность строп и вытяжиого кольцастросом. После осмотра всех частей парашюта нужно вставнть кольцо в карман, a трос - в гибкнн шланг п расположить промежуточную подвесиую систему так, чтобы лямка с муфтой была справа относнтельно купола.

II этап. Укладка купола. Начниают укладку с 12-й стропы.
На стропу 12-ю п\жно ппложнть стропу 13-ю, расправнть кромку
между этими стропамн. Помогающий расправляет полотннше ку-
пола до вершины. Укладку продолжить в таком же порядке до за-
водского клейма. Перебросив затем неуложенные полотнища на
уложенные, сдвинуть стропу 12-ю вправо на 2-3 см и продолжить
укладку купола до заводского клейма. По окончании укладки за-
водское клей.мо должно располагаться сверху посередине. Купол
сложить по ширине ранца, подогнув правую кромку, a затем ле-
вую. При необходиыости прнменять грузнки.

Для проверкц правильности укладкн купола нужно взять стро-пы 1-ю и 24-ю н убеднться, что y иижпеіі кромкн они располага-ются сверху » рядом, a y промежуточноіі подвесноіі системы - сверху и первымп изнутри на полукольцах. Слабнну от вытяжки строп согнать к полукольцам.


  1. этап. Укладка строп. Для укла.ікн строп иужно положить ранец сотами кверху нод промежуточпую подвесную снстему. Кла-пан с кольцом должен располагаться слева, осталыіые клапаиы подвернуты вниз, a перемычка должна проходнть вдоль обреза дна ранца, расположениого дальше от купола. Стропы укладываются с помощью крючка, без перекручнвания нх, в левую дальнюю (от купола) соту, a затем поочередно в остальные соты. На длине 1,4 м до полуколец стропы не укладываются в соты. Эту часть строп нужно уложить на стропы зигзагообразно поперек строп, уложен-ных в соты.

  2. этап. Укладка купола вранец изатяжка ранца. Положить купол на ранец так, чтобы нижняя кромка проходила по пере-мычке, сложить остальную часть купола знгзагообразно на ранец, не допуская «рассынания» купола. Прндержнвая рукой купол,
расправнть клапаны ранца н положить верхний н нпжниіі кла-

Паны на купол.

Уплотняя купол за счет давленпя на него клапанами, надеть люверс ннжнего клапана на коиус верхнего клапана п вставить вспомогателыіую шпнльку. Аналогично иадеть второй люверс на конус, вставив затем шпильку. Расправить карманы y полюсной частн равпомерно сверху на куполе и затянуть сначала левыГі кла-пан (с кольцом), a затем правын, вставив вместо вспомогателыюй шпильки шпильки вытяжного троса. Слабину троса убрать в гпб-кий шланг к кольцу.

V этап. Заправка ранца, оформление паспорта. Заправить
аккуратно отвороты клапанов ц застегнуть ранцевые резинки. Ре-
зинки боковых клапанов должны проходить через кольца крепле-
ния ранца. Осмотрев вннмателыю весь парашют, заполнить пас-
порт.

3. Присоединение запасного парашюта

Для присоединения запасного парашюта надо: - убедиться, что подвесная система подогнана правильно и все карабины застегнуты;


  • нзять занасной парашют;

  • пристегнуть карабины крепления за полукольца на ранце;

  • подтянуть ремни крепления и заправить их под резннки за-пасного на дне ранца;

  • прнсоединить свободные концы промежуточной подвесной системы к скобам на главноіі лямке, вставив пальцы во втулки до конца и повернув пальцы на четверть оборота до попадания ушков пальца в свое гнездо.
Отсоединять запасной парашют нужно в обратном порядке.

III. УПРАВЛЯЕЛШИ ПАРАШЮТ Д-5 СЕР. 4 И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Парашют Д-5 сер. 4 выполнен по тииу парашюта Д-5 сер. 2 и нмеет одинаковое назначение. Основное его отлнчие в том, что ку-іюл выполнен управляемым по горизонту, a посредством свобод-ных концов плавающего типа можно дополннтельно изменять ско-рость горизонтального перемещения. Нет на подвесноіі системе и замка ООК-Д. Дополнительными конструктивными элементами в отличие от Д-5 сер. 2 являются (рис. 6) :


  • вырезы в куполе, закрытые рыболовной сетью, по одному спереди и сзади купола;

  • две стропы управления;

  • две пары свободных концов, нзготовленных каждая из одного отрезка ленты, проходящего своен серединоіі в прямоуголь-ноіі изогнутой пряжке подвесноп системы;
- два шарпка со шнурами и два кармана иа свободных
концах для фиксации последпих от пеироіізвольного переме-
щеиия.

Имеются н некоторые другие отлнчия в конструкцни. Bec пара-шюта Д-5 сер. 4 для прыжка 17 кг.

Особенности укладки парашюта Д-5 сер. 4.

При подготовке парашюта к укладке нужно зафиксировать от перемещения свободные концы, вставив шарпки в карманы. Укладку купола нужно начинать со стропы 13-й, иа нее поло-жить стропу 14-ю и продолжать уклачку. У правпльио уложен-ного купола заводское клеймо должно располагаться сверху справа.

После проверки правильности укладки купола слабину строп унравления заправить в резиновые шлевки. В остальном Д-5 сер. 4 укладывается аналогично парашюту Д-5 сер. 2.

Правила пользования управляемым куполом (рис. 6, г, д). До момента полного наполнения куполаработа пара-шюта Д-5 сер. 4 не отличается от работы парашюта Д-5 сер. 2.

После наполнения купола парашютист получает возможность управлять своим куполом как по горизонту, так и по скорости пе-ремещения, т. е. перемещаться вперед или назад со скоростыо 2,3 м/с, разворачиваться на 180° за 17 с, применять скольжение. Скорость приземлення при нейтральном куполе и штиле не более
















S




«

«

K

-O

»o

c>

Cm

4»^*

Cm

*/



V

A

/

**

"]

\


i

1

V

"1

\

V

ч

V

^

£

^

"~

to

1

r>

1 .

00

\

^

f,

-+r

/^

ОЭ

N

/

«O *

1

|\

Д

/ ~l

Ol

N

\

^

V

t 4 *

o

JX

bX 1 п

N^

:r

U

4

-r^\ / S

сч

l**r*3

\ \^ ^

s

e 4 *

Прыжки с Ил-76 с парашютом Д-5 или Д-6 . Рев мотора, зеленый светофор и бесконечная сирена — "Пошел". 501,502,503,504,505. кольцо, провал в бездну и купол над головой...

Сначала видео... десантирование с Ил-76, сошлись ребята в воздухе... но молодцы...! Доли секунды решают всё...

Видео посмотрите в источнике...

Теперь успокоились и читаем статью. Сначала про парашюты, потом про Ил-76, прыжки с него, основные особенности и характеристики.

Парашют Д-5

Парашют Д-5 ... Большой, белый, круглый и красивый! Купол из капрона, как 28-ми угольник... весь прошит лентами прочностью на разрыв 70 кг — это чтобы десантников выдерживать, когда у них на прыжок и РД с собой, и весь боекомплект... 28 строп прочностью на разрыв 150 кг каждая... вот ведь... всё ТТХ помню... а стропы длиной до Неба — 9 метров.

Тактико-технические характеристики размещу...

Но нельзя бросать в Небо человека, который не умеет владеть собой в воздухе... и чтобы не случилось беспорядочного падения, парашют Д-5, а также и Д-6, укомплектован вытяжным стабилизирующим куполом... у меня дома лежит такой... только стропы отрезали, нужны были... все-равно он хороший... стабилизирующий — это значит, что его функция стабилизировать падение, чтобы парашютиста потоком воздуха не увело в беспорядочное падение, где земля везде: и сверху, и снизу, и слева, и справа... Парашют на раскрытии должен уходить в чистое Небо, чтобы руки-ноги парашютиста не мешали и не путались в стропах... Вот такая главная задача у стабилизующего купола. Он выходит первым, а через 5 секунд срабатывает прибор ППК-У на раскрытие ранца... на ранце двухконусный замок, который открывается либо прибором, либо кольцом, которое парашютист может дернуть раньше пяти секунд свободного падения. Стабилизирующий парашютик вытягивает весь купол из ранца парашюта...

Посмотрите наглядно систему раскрытия парашютов Д-5 и Д-6. Прыгает один человек, вот так постепенно открывается парашют.

Предназначен для учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов с высоты до 8 000 метров при скорости летательного аппарата до 400 км/час

ПАРАШЮТ Д-5 СЕРИИ 2

Схема раскрытия парашюта Д-5 серии 2

1 ─ камера стабилизирующего купола; 2 ─ стабилизирующий купол; 3 ─ соединительное звено; 4 ─ камера основного купола; 5 ─ основной купол; 6 ─ ранец

Общий вид уложенного парашюта Д-5 серии 2

1 ─ карабин; 2 ─ лента зачековки

Тактико-технические данные парашюта Д-5 серии 2

1. При общей массе парашютиста с парашютами не более 120 кг парашют Д-5 серии 2 обеспечивает:

  • не менее 80 применений на скорости полета до 400 км/ч по прибору и высотах до 8000 м при немедленном введении стабилизирующего парашюта в действие и последующем снижении на нем в течение 3 с и более;
  • устойчивость при снижении;
  • возможность прекращения снижения на стабилизирующем куполе в любой момент путем раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом;
  • минимальную безопасную высоту применения из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/ч по прибору со стабилизацией 3 с ─ 200 м, при этом время снижения на полностью наполненном куполе основного парашюта ─ не менее 10 с;
  • среднюю вертикальную скорость снижения, приведенную к стандартной атмосфере и общей массе парашютиста с парашютами 120 кг, на участке 30─35 м от земли ─ не более 5 м/с;
  • быструю потерю высоты при скольжении без явлений складывания купола;
  • применение двух страхующих приборов (основного и дублирующего) с длиной шланга 240 мм;
  • быстрое гашение купола после приземления при отсоединении правого свободного конца подвесной системы посредством замка ОСК-Д;
  • применение запасных парашютов типа 3-2 или 3-5;
  • усилие, необходимое для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом или прибором, ─ не более 16 кгс.

2. Габаритные размеры уложенного парашюта, мм: длина без стабилизирующего купола в камере, смонтированного на ранце, ─ 595+10;

ширина без парашютного прибора ─ 335+10; высота ─ 220+10.

3. Масса парашюта без переносной сумки и приборов не более 13,8 кг.

Тактико-технические данные частей парашюта Д-5 серии 2

1. Камера стабилизирующего купола цилиндрической формы, изготовлена из капронового авизента (арт. 56039). Длина камеры 300 мм, ширина в сложенном виде ─ 190 мм. В верхней части камеры имеется карабин, который крепится к камере капроновой лентой ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс. В нижней части камеры нашиты диаметрально противоположно четыре кольца НП-25-8 для контровки камеры с кольцами стабилизатора. В подгибку верхнего основания камеры вложен капроновый шнур-завязка ШКП-150 прочностью 150 кгс для затяжки верхнего основания камеры. В ушко карабина пропущена и прострочена зигзагообразной строчкой капроновая лента ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для зачековки резиновой соты, смонтированной на ранце. Масса камеры ─ 0,155 кг.

Камера предназначена для укладки в нее стабилизирующего купола, строп и верхней части стабилизатора.

2. Стабилизирующий купол изготовлен из капронового полотна (арт. 56004П или 56008П) и состоит из основы и боковины. Купол имеет форму усеченного конуса с площадью большого основания 1,5 м². Для обеспечения наполняемости купола в его полюсной части нашито вытяжное устройство, состоящее из восьми карманов, материалом для которых служит крашеное каландрированное полотно (арт. 56005крПК или 56005крП). На внешнюю сторону основы купола настрочены в радиальном направлении усилительные ленты ЛТКП-15-185 прочностью 185 кгс и круговые ленты ЛТКП-13-70 прочностью 70 кгс. На куполе имеется 16 строп из капронового шнура ШКП-150 прочностью 150 кгс. Длина строп № 1,4, 5, 8, 9, 12, 13 и 16 в свободном состоянии от нижней кромки купола до петель стабилизатора ─ 520 мм, а строп № 2, 3, 6, 7, 10, 11, 14 и 15 ─ 500 мм.

На каждую боковую сторону пера нашито по ленте с кольцом для контровки с кольцами, нашитыми на камере стабилизирующего купола.

Масса стабилизирующего купола ─ 0,57 кг.

3. Соединительное звено из капроновой ленты ЛТКМкрП-27-1200 прочностью 1200 кгс в два сложения, предназначено для соединения стабилизирующего купола с ранцем на этапе стабилизированного снижения и с основным куполом на всех этапах работы.

В верхней части соединительное звено образует петлю размером 130 мм для присоединения коуша стабилизатора. На расстоянии 410 мм от верхней петли пришита петля из капроновой ленты ЛТКкрП-26-600 прочностью 600 кгс для присоединения фала гибкой шпильки прибора. Нижняя часть соединительного звена разветвляется, образуя силовые ленты, в концы которых вшиты пряжки двухконусного замка.

На силовые ленты с двух сторон нашиты перемычки из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс. Между перемычками вшита капроновая лента прочностью 1200 кгс, образующая петлю для присоединения к уздечкам камеры и основного купола. Образовавшийся из лент соединительного звена треугольник с обеих сторон закрыт косынками, изготовленными из капроно─вого авизента серого цвета (арт. 56039).

Под одну из косынок соединительного звена с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс нашито направляющее кольцо для фала гибкой шпильки прибора. На силовых лентах около пряжек имеются стрелки для контроля правильности монтажа и постановки силовых лент на двухконусный замок. Длина соединительного звена ─ 1030 мм.

Масса соединительного звена ─ 0,275 кг.

4. Камера основного купола из капронового полотна серого цвета (арт. 56023крП), предназначенная для укладки основного купола и строп, имеет форму цилиндра высотой 635 мм и шириной (в сложенном виде) 450 мм. Продолжением нижнего основания служит специальный рукав, в подгибку которого вставлено эластичное кольцо для обеспечения упорядоченного выхода основного купола из камеры.

Поверхность камеры усилена двумя капроновыми лентами прочностью 600 кгс, которые образуют уздечку. Для удобства укладки купола на край камеры нашита косынка из капронового полотна серого цвета.

В подгибку верхнего основания для затяжки камеры

вложен капроновый шнур прочностью 150 кгс. В нижней части камеры прикреплены две пары съемных резиновых сот. На обратной стороне, на расстоянии 185 мм от нижнего основания камеры, пришит фартук, который имеет четыре окна, образованные люверсами, для пропуска съемных резиновых сот.

На камере нашиты один средний газырь, группа правых и группа левых газырей для укладки строп, три ленты распределителя сот с сотами из ранцевого шнура для удержания строп в газырях.

Для удобства укладки строп на газырях нашиты капроновые ленты прочностью 150 кгс.

Масса камеры ─ 0,44 кг.

5. Купол парашюта Д-5 серии 2 из капронового полотна (арт. 56009П) имеет форму двадцативосьмиугольника и предназначен для безопасного снижения и приземления парашютиста. Площадь купола равна 83 м².

Для увеличения прочности нижняя кромка купола прошита капроновыми лентами прочностью 200 кгс, а его центральная часть ─ лентами прочностью 70 кгс.

На куполе крепится 28 строп из капронового шнура прочностью 150 кгс и длиной 9000 мм.

Масса купола ─ 8,136 кг.

Форма купола парашюта Д-5 серии 2 в плане.

Цифры по кругу ─ номера строп, цифры внутри круга ─ номера квадратов:

1─ полотнища купола; 2, 4 ─ усилительный каркас; 3 ─ петли для строп.

6. Подвесная система из капроновой ленты ЛТК-44-1600 прочностью 1600 кгс, предназначена для удобного размещения парашютиста и является соединительным звеном между парашютистом и куполом.

Подвесная система снабжена замком ОСК-Д и состоит из следующих основных частей: главной лямки с наспинно-плечевыми обхватами, одной пары отделяемых свободных концов, ножных обхватов.

На свободных концах подвесной системы закреплены разъемные пряжки. С обратной стороны главной лямки (справа ─ ниже замка ОСК-Д, слева ─ ниже изогнутой пряжки) пришиты с помощью капроновой ленты ЛТКкрП-43-800 прочностью 800 кгс пряжки для крепления ремней грузового контейнера. В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык, а на них нашита ватная накладка для удобного сидения в подвесной системе.

В середине нижней части главной лямки с внешней стороны пришита петля из капроновой ленты прочностью 800 кгс для крепления звена грузового контейнера.

По обеим сторонам от петли на расстоянии 150 ─ 165 мм с использованием капроновой ленты прочностью 600 кгс пришиты пряжки-полукольца для подтягивания нижних углов ранца к главной лямке.

Плечевые обхваты, образовавшие грудную перемычку, далее проходят через окна главной лямки и при помощи прямоугольных пряжек, вшитых в концы плечевых обхватов, образуют поясной обхват.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между лентами главной лямки и огибающие их нескольких местах, образуют ножные обхваты.

Масса подвесной системы 2 кг.

7. Ранец из капронового авизента состоит из дна, правого и левого клапанов. Дно ранца двойное, в него вставлена рама жесткости.

Ранец предназначен для размещения в нем купола со стропами, уложенными в камеру, части свободных концов подвесной системы и страхующего прибора. На ранце имеются двухконусный замок и гибкий шланг, обтянутый хлопчатобумажной лентой ЛХХ-40-130 цвета лаки прочностью 130 кгс.

Длина шланга ─ 380 мм.

Масса ранца ─ 2 кг.

8. Вытяжное кольцо с тросом предназначено для раскрытия двухконусного замка. Оно изготовлено из стального прутка и состоит из корпуса, ограничителя, троса и проволочной петли.

Масса кольца ─ 0,1 кг. Длина троса─ 600 мм.

9. Страхующий прибор (основной) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга прибора 240 мм, длина троса 397 мм, длина петли 19 мм, длина фала гибкой шпильки

Масса страхующего прибора ─ 0,95 кг.

При установке на парашют только одного прибора для раскрытия двухконусного замка прибор может быть укомплектован петлей длиной 42 мм. Серьга в этом случае не применяется.

10. Страхующий прибор (дублирующий) АД-ЗУ-240, ППК-У-240Б или КАП-ЗП-240Б.

Длина шланга ─240 мм, длина троса ─ 397 мм, длина петли─19 мм, длина фала гибкой шпильки ─ 360 мм.

Масса прибора ─ 0,95 кг.

11. Серьга, предназначенная для соединения основного и дублирующего приборов , изготовлена из стали. Толщина серьги ─ 2,5 мм. Серьга имеет два отверстия: одно предназначено для конуса затвора замка, другое ─ для петель основного и дублирующего приборов.

12. Переносная сумка прямоугольной формы, изготовлена из грузового авизента.

Габариты сумки ─ 260X740X600 мм. Масса сумки ─ 0,725 кг.

13. Паспорт парашюта предназначен для записи сведений о приеме, передаче, эксплуатации и ремонте парашюта.

(вариант укладки на принудительное стягивание чехла)

1. Вытяжной фал – служит для принудительной расчековки ранца и стягивания чехла:

Длина – 3 метра, усилие на разрыв – 1200кг.

Имеет карабин 1 , среднюю 4 и нижнюю 3 петлю, для предохранения вытяжной веревки от ожогов на нее надет чехол 2 из хлопчатобумажной ленты (ЛХБМкр-35-260) в виде полого шланга.

2. Чекующий трос (вытяжной трос) – служит для зачековки ранца. Имеет три шпильки 2 , обрезиненную петлю 3 , защитный чехол 4 , петля чехла 5 .

3. Чехол купола:

Материал – перкаль. Длина – 5,3м.

Чехол купола изготовлен из перкаля Б оранжевого цвета (арт. 7015кр), имеет форму рукава-1 длиной 5,28 м и надевается на всю длину сложенного купола.

По всей длине чехол усилен лентами-2 прочностью 150 кг (ЛХБ-25-150), которые в верхней его части образуют уздечку-3 для присоединения вытяжного шарового бесстропного парашюта (ШВП).

В верхней части чехла нашиты два кармана-4 , способствующие выходу строп из сот и стягиванию чехла с купола.

В нижней части чехол имеет одну пару двойных резиновых (съемных) сот-5 , одиннадцать пар резиновых (несъемных) сот-6 и две ленты для укладочной рамки-7 .

Фартук чехла имеет два окна-8 для пропуска двойных резиновых (съемных) сот.

Над окнами имеются карманы для укладки в них пучков строп.

Пучки строп, вложенные в двойные резиновые (съемные) соты, зачековывают нижнюю часть чехла и препятствуют преждевременному выходу купола из чехла (допускается порыв двух сот из 11 с каждой стороны).

Предохранитель строп-9 предназначен для предохранения уложенных в соты строп от зацепления.

Две направляющих из силовых лент для вставки рамки (при укладке, для более удобной зачековки строп).

Купол

Площадь: 82,5м 2

Материал: перкаль П.

По всей площади купол прошит силовыми лентами, образующими силовой каркас.

На полотнищах, между 27 и 28, 28 и 1, 1 и 2 стропами имеются треугольные щели для выхода воздуха избыточного давления, вследствие чего появляется горизонтальная скорость и возможность управления.

Стропы

Длина: 8,87м

Количество: 28

Материал ШХБ-125 (шнур хлопчатобумажный с усилием на разрыв 125кг).

Стропа №14 промаркирована красным по всей длине (или оранжевыми манжетами у свободного конца и на кромке купола). С этой стропы начинают укладку.

К стропам 26, 27, 28 и 1, 2, 3 смонтирована стропа управления.

Подвесная система

Материал: ЛТК-1600 (лента такелажная капроновая, усилие на разрыв 1600 кг)

4 свободных конца

Главную (круговую) лямку

2 ножных обхвата

2 наспинно-плечевых обхвата

Грудную лямку (перемычку)

Поясной обхват

2 замка крепления ЗП

Карман для кольца на левом плечевом обхвате

Шлейку крепления гибкого шланга (со стороны кольца)

1 грудной карабин

2 ножных карабина

3 ответных D-образных пряжки к карабинам

Подвесная система (рис. 11) изготовлена из капроновой ленты прочностью 1600 кг (ЛТК-44-1600) и состоит из главной лямки и двух наслинно-плечевых обхватов.

Главная лямка сострочена из ленты в два сложения , концы которых образуют два свободных конца длиной 430 мм .
На главной лямке имеются две изогнутые пряжки, предназначенные для соединения ее с наспинно-плечевыми обхватами в верхней части подвесной системы.

На главную лямку на уровне груди с левой стороны пришит карман вытяжного кольца. Выше кармана пришит гибкий шланг.
В нижней части главная лямка раздвоена, ленты сшиты встык и к ним пришита накладка для более удобного сидения в подвесной системе во время снижения.

Для присоединения запасного парашюта к подвесной системе в главную лямку вмонтированы две скобы крепления с фиксаторами.
Наспинно-плечевые обхваты, правый и левый, проходящие через изогнутые пряжки и окна главной лямки, образуют грудную перемычку и при помощи двух пряжек - поясной обхват, обеспечивающий регулировку подвесной системы по росту.

Наспинно-плечевые обхваты скрепляются между собой, образуя крестовину, к которой присоединяется ранец.

Наспинно-плечевые обхваты, идущие книзу от крестовины, огибают главную лямку ниже окон для поясного обхвата, образуя треугольники с закрепленными с левой стороны - карабином, а с правой - пряжкой.

Нижние концы наспинно-плечевых обхватов, пропущенные между главной лямкой и огибающие ее в нескольких местах, образуют ножные обхваты, на которых смонтированы пряжки для регулировки их по росту. Три карабина и три пряжки, находящиеся на ножных обхватах и грудной перемычке, служат для застегивания подвесной системы.

К подвесной системе присоединяется ранец, а к пряжкам-полукольцам подвесной системы - стропы купола.

Ранец

Ранец предназначен для укладки в него купола в чехле, части строп и свободных концов подвесной системы, вытяжного шарового бесстропного парашюта и полуавтоматического прибора.

Ранец изготовлен из авизента А (арт. 6700) и состоит из дна ранца и четырех клапанов: двух боковых, одного верхнего и одного нижнего.

К верхнему клапану 1 пришиты два гибких шланга 2 , головка пластины 3 для крепления шланга полуавтоматического прибора и лента-завязка 4 , предназначенная для крепления шланга полуавтоматического прибора. В основании верхнего клапана имеются два окна 5 для выхода свободных концов подвесной системы.

Верхний и два боковых клапана ранца имеют отвороты с карманами 6 , которые после укладки купола в ранец заправляются укладочной линейкой под нижний и боковые клапаны. Отвороты предохраняют купол от загрязнения.

Для удержания клапанов в закрытом положении на ранце имеется замыкающее устройство, состоящее из шнурового кольца 7 , двух конусов 8 , расположенных на клапанах ранца, четырех люверсов с пришивной шайбой 29 и одной пряжки-люверса 28 .

Пятый люверс 18 , установленный на правом боковом клапане между нижним и средним люверсами, предназначен для фиксации положения шарового бесстропного вытяжного парашюта внутри ранца в сложенном состоянии.

Шнуровое кольцо 7 изготовлено из шелкового шнура ШШ-80 .
Быстрое раскрытие клапанов ранца обеспечивают восемь ранцевых резин 9 , из которых семь одинарных и одна двойная.

Длина одинарной ранцевой резины с кулонами равна 370 мм , а двойной - 385 мм . Одним концом ранцевые резины присоединяются неразъемно к проволочным петлям на клапанах ранца.

На боковые клапаны ранца с внешней стороны по ленте периметра нашиты две косынки с пряжками 10 , к которым присоединяются крепления запасного парашюта 13 , предназначенные для крепления его к основному парашюту и для регулирования плотности прилегания парашюта к телу парашютиста.

Крепление запасного парашюта состоит из ленты (ЛРТ арт. 159-Т) и карабина. На внешней стороне левого бокового клапана ставится заводская маркировка.

Металлические петли 12 пришиты на ленте периметра ранца для крепления двойной ранцевой резины верхнего клапана с целью исключения зацеплений вытяжного шарового бесстропного парашюта за хвостовую гайку полуавтоматического прибора и предохранения парашютиста от удара хвостовой гайкой полуавтоматического прибора.

На правом боковом клапане 16 расположены карман прибора 14 для размещения полуавтоматического прибора, карман карабина 15 , который служит карманом для карточки-заместителя паспорта и для укладки карабина вытяжной веревки, лента-завязка для крепления прибора, кольцо 20 для контровки вытяжной веревки, лента крепления шланга 21 для укладки гибкого шланга при прыжке с ручным раскрытием ранца.

Предохранительный клапан 19 , который является продолжением правого бокового клапана, застегивается четырьмя кнопками-турникетами 17 после затяжки ранца.

Предохранительный и нижний клапаны имеют металлические пластины 27 для придания жесткости.

Дно ранца 23 с внешней стороны имеет четыре пары петель 22 для крепления подвесной системы к ранцу, шлевки 11 для направления ранцевых резин.

На дне ранца с внутренней стороны по боковым и нижней сторонам периметра рамы жесткости нашиты карманы, левый и правый 24 , и клапан 31 , препятствующие сдуванию уложенного в чехол купола со дна ранца в момент раскрытия парашюта и обеспечивающие последовательное вытягивание чехла с уложенным в него куполом.

По внутренним сторонам карманов пропущен ранцевый шнур.
У верхнего клапана ранца карманы имеют отверстия 25 , под обтачку которых для жесткости вставлены металлические кольца.

В отверстия пропускаются резиновые соты 26 , которые замыкаются пучками строп, Резиновые соты крепятся петлей-удавкой к шнуру, пристроченному к верхнему клапану ранца у рамы жесткости. Шнур и место крепления соты со шнуром прикрыты шлевками.

1. Внутренняя часть:

а) Две резиновых соты в верхней части ранца (участвуют в формировании поддерживающих клапанов – в них укладывают два нижних сложения чехла)

б) Два поддерживающих клапана – упорядочивают выход чехла из ранца

в) Нижних предохранительный клапан – предохраняет стропы от износа

2. Внешняя часть

а) Правый клапан (если смотреть со спины)

1. Четыре люверса (1, 2, 4 – элементы чекующего приспособления, 3 - смотровой)

2. Защитный клапан с жёсткой пластиной и 4 турникетами

3. 3 шубных петли для ранцевых резин

4. Проволочное кольцо для фиксации троса

5. Карман для монтажа страхующего прибора

6. Шлейка гибкого шланга

б) Левый клапан

2. Проволочное кольцо с мягкой петлёй (<неразборч>)

3. Конус – элемент чекующего приспособления

4. 3 шубных петли

5. Заводской и инвентарный номера парашюта

в) Нижний клапан

1. Пряжка-люверс

2. Одна шубная петля

г) Верхний клапан

2. Шубная петля

3. Байонетная пластина для монтажа страхующего прибора (гарантирует, что при срабатывании прибора не произойдёт его подтягивания к чекующему приспособлению)

4. 2 гибких шланга

3. Спинка ранца

а) 9 шубных петель для ранцевых резин

б) 2 шлейки для пропуска ранцевых резин (резинки должны быть пропущены через шлейки!)

в) Шлейка крепления ранца к подвесной системе (больших нагрузок на соединение нет, ранец можно отстегнуть от подвесной, при раскрытом парашюте на ранец нагрузки нет, только на подвесную)

г) 2 косынки с лентами для подтяга запасного парашюта (ленты после подтяга должны быть завязаны на узел для предотвращения их самопроизвольного ослабления).



Что еще почитать