Украинский «Бук», сбивший малазийский Боинг MH17, проехал по Крещатику. Чей "Бук" сбил "Боинг". Российская версия развалилась со скоростью света Как это понимать

Пётр Порошенко вновь в центре скандала. Би-би-си сообщила о том, что украинский президент заплатил сотни тысяч долларов, чтобы встретиться с Дональдом Трампом. Те переговоры продлились считанные минуты. По сути, это была лишь фотосессия. А вот узнать правду о деятельности своего президента украинцам станет сложнее. Киевские власти закрыли им доступ к сайтам ведущих российских СМИ. В список запрещённых ресурсов попали десятки доменов. В том числе сайт нашего телеканала, новостной портал Вести.Ru и других ресурсов ВГТРК. Российские журналисты охарактеризовали эту меру как зачистку перед президентскими выборами.

Эта очередная массированная антироссийская истерика украинского руководителя сегодня получила поддержку в Голландии. Так называемые независимые следователи вновь нашли российские следы в гибели малазийского "Боинга" над Донбассом.

Новое заявление голландских следователей даже нельзя назвать версией. Потому что оно полностью противоречит картине произошедшего. Даже сейчас голландцы в своем докладе не указывают место, откуда, по их предположению, стрелял "Бук". Они просто, в лобовую пытаются притянуть Россию.

"Ни одного зенитного ракетного комплекса Вооруженных сил Российской Федерации российско-украинскую границу никогда не пересекало. Более того, международной следственной группе были переданы все непрерывные первичные (необработанные) данные, полученные с трассового радиолокационного комплекса "Утес-Т", который 17 июля 2014 года работал, находясь в Ростовской области, вблизи поселка Усть-Донецкий".

Радиолокатор "Утес", данные с которого еще осенью 2016 года разрушили международную версию расследования, способен видеть всё, что находится в воздухе, до мельчайших объектов, на расстоянии до 360 километров. До Грабово отсюда 200 километров. И крупнофюзеляжный "Боинг" он, конечно, видел отлично. Как и то, что с восточной стороны, где находились ополченцы, к "Боингу" никакие ракеты не приближались".

"Были зафиксированы в момент гибели "Боинга" развернутые подразделения украинской противовоздушной обороны, которые на следующий день после катастрофы покинули район, где она произошла", — сообщил Игорь Коротченко, военный эксперт.

А ведь доказательств, что тот роковой пуск был сделан из окрестностей Зарощенского, где 17 июля 2014-го стояли украинские войска, предостаточно. Объективные данные. Вот огневые позиции на окраине Шахтерска. Вот, чуть глубже в тылу, пусковые позиции для "Буков". Всё это зафиксировано нашими военными спутниками. Да и украинские телеканалы еще за несколько дней до катастрофы, радостно сообщали, что на страже неба у них стоят зенитно-ракетные комплексы. И это лишний раз подтверждает, что "Буки" у Украины были, в том числе и в районе Зарощенского.

"Вспомни 17 июля. — Сюда подъехать даже было невозможно, тупо не пропускали никуда. В этом районе стояли укропы. Вот это примерно ихнее расположение, было видно ихнюю машину, радары", — рассказал очевидец.

Концерн "Алмаз-Антей", производящий ЗРК "Бук", провел три эксперимента — смоделировали попадание ракеты в лайнер, с учетом выявленных повреждений на корпусе "Боинга". И, по мнению специалистов, пуск ракеты скорее всего был произведен именно из района Зарощенского. Бывший офицер ВСУ рассказывал об этом "Вестям" еще два года назад.

"Там контрактники вот такие вот (стучит по дереву). Ходишь с ними вечером разговариваешь: "Ребята, чего, как, кого возили? Где были, чего видели, что слышали?". "Да вот там "Бук" перевезли". "Куда перевезли?" — "Туда перевезли". - "Ох, интересно!", — поведал Юрий Батурин, в 2014 году - начальник командного пункта воинской части № 1215 вооруженных сил Украины.

Да и судя по следам от поражающих элементов, "Боинг" был подбит устаревшей модификацией "Бука", которые у нас давно сняты с вооружения. Более того, Украина пыталась замести следы своей причастности.

"Напомню, что куда-то внезапно исчезли и до сих пор не проявились днепропетровские диспетчера, которые изменили, неизвестно по чьему указанию, первоначальный полет "Боинга" по согласованному маршруту, направив его фактически через тот район, где на момент катастрофы были развернуты украинские "Буки", — подчеркнул Коротченко.

"Если международная следственная группа действительно заинтересована в установлении истинных виновников катастрофы пассажирского авиарейса MH-17 в небе Украины, её представителям следует опираться в своих заявлениях, прежде всего, на факты и свидетельские показания, а не поделки фейкогенераторов из Bellingcat или СБУ", — говорится в заявлении министерства обороны России.

А ведь есть еще данные спутниковой разведки США, которая, как известно, видит всё. Они почему-то до сих пор не опубликованы. Это может говорить только об одном. В Вашингтоне имеют 100-процентные доказательства того, что за этой катастрофой стоит Украина.

Прежде всего, я, наверное, должен принести извинения МО РФ за то, что давеча сказал, будто под видом доказательства украинской принадлежности той фатальной буковской ракеты — они сляпали какую-то херню. Ибо они вроде как предъявили журнал учёта принятия и отгрузки с Долгопрудненского завода ракет, но как раз графы с изделием 8720 (заводской номер собранной ракеты с движком и с соплом, обнаруженными на месте инцидента) — нихрена не видно. И пёс его знает, чего там на самом деле, но никаких намёков на то, что там украинский адрес доставки (в/ч 20152), а не «дитто» (прочие ракеты в той серии отправлялись в Рыбинский Арсенал).

Честно признаюсь, я был не прав. Нет, тут претензии могут быть не к МО, а только и конкретно к Вести24, которые в своих выпусках держат внизу эти дурацкие инфоплашки, и в те моменты записи брифинга, где появлялась фотка журнала учёта ракет — эти плашки перекрывали как раз ту самую интересную строчку (фотка появляется впервые на 7:39, и потом ещё разок через пару минут).

И, поскольку я на тот момент отсмотрел только репортаж Вестей, на который ссылалась и «ватосфера» как на «решительное разоблачение хохлов» — ну, я немножко прифигел. Подумал: «Чего за фигня? Вы хотите впарить инфу, что именно эта ракета пошла в УССР — и закрываете соответствующую строку. Чего, блин, за шулерство такое?»

Ну это всё равно как вам в турагентстве впаривают номер с шикарным видом на море, показывают фотки — а там окна зашторены.

Но оказалось, это косяк только Вестей. В других репортажах с того брифинга (в частности, во «Времени» на ОРТ) — фотка журнала показана так, что видна строка с той конкретной ракетой. И да, действительно, там указано, что изделие с номером 8720 предназначается в/ч 20152 (в ту пору — 223 зенитноракетная бригада СА, впоследствии — 223 полк ВСУ). Во всяком случае, так значится на картинке. А уж подлинность её, и журнала, и отсутствие позднейших правок — это может только экспертиза установить. Но картинка в оригинале показана полностью, и только Вести24, по причине какой-то исключительной криворукости и косоглазости (не в расовом смысле) своих сотрудников — умудрились исказить её, скрыть самое важное.

Поэтому я приношу извинения МО РФ. И вынужден признать, что это они только воюют хуёво, а картинки — порой весьма даже качественно снимают.

И одновременно — приношу им соболезнования. Ей-богу, это какой-то злой глумливый рок. Вот вчера они из кожи вон лезли, доказывая, что они (или их прокси) не могут сбить из ЗРК ошибочную цель — а сегодня российская (или сирийская) ПВО завалила российский же разведчик Ил-20.

Шутки шутками (украинцы-то, понятно, злорадствуют по полной, и их можно понять), но на самом деле — это печально. Пятнадцать человек, большинство из которых, скорее всего, были хорошие люди. Война — это вообще такое дело, где, преимущественно, одни хорошие люди убивают других хороших людей. Поэтому, конечно, только уроды и упыри развязывают войны без какой-то совсем уж крайней необходимости. Но, к сожалению, «уроды и упыри» - это именно та характеристика, которая подходит к военно-политическому руководству Московии на протяжении абсолютно большей части её пятисотлетней истории, за редкими моментами просветления.

Вернёмся, впрочем, к Буку и Боингу (и брифингу).

Я буду очень откровенен. Вновь всплывающие подробности, связанные с этой ракетой и с инцидентом в целом — ценны для следствия, но в действительности малосущественны. Ибо, по хорошему счёту, с самого первого сообщения о том, что над Донбассом был сбит гражданский авиалайнер, было предельно ясно, кто это сделал. Разумеется, те, кто и прежде сбивал там украинские боевые и военно-транспортные самолёты.

Только раньше они сбивали сравнительно маловысотные (в пределах пяти километров) цели, доступные для ПЗРК, однако — шла эскалация средств ПВО мятежников (и российских «отпускников», конечно). Так, в конце июня над Славянском был подбит разведчик Ан-30 на шести с лишним километрах. Из ПЗРК на такой высоте его могла достать только российская «Верба», которая никогда не поставлялась в Украину. То есть, уже в то время — откровенно забили болт на изображение видимости, будто бы Россия не снабжает сепаров оружием, будто бы они всё сами надыбали на украинских складах.

Когда появятся и начнут стрелять более мощные ЗРК, вроде того же Бука — было вопросом времени. И появились. И сепары очень хвастались, что теперь у них есть Бук. Ну и применили. Кто конкретно управлял установкой, то ли кадровые российские зенитчики, то ли местные, имеющие подобный армейский опыт — это уж детали. Но что ракету пустили «витязи русского мира», именно их, сепаратистская сторона — это было и остаётся совершенно однозначным фактом всю дорогу. Отрицать его — могут либо слабоумные, либо психопаты, погрязшие в конспирологических бреднях. Ну или клоуны, косящие то ли под дуриков, то ли под психов.

Ну и как бы ни относиться к этим «витязям русского мира» (я лично, будучи русским, отношусь к ним очень плохо именно потому, что эти охуевшие придурки подставляют всех нас, заставляют видеть в каждом русском такого же козла, как они), но в данном случае, скорее всего, они считали, что работают по «легальной» цели. То есть, по боевому или по военно-транспортному украинскому самолёту. Что делали много раз прежде — и для них это были «кровавые стервятники Киевской Хунты». А в этот раз — они просто ошиблись с идентификацией цели, угодили в мирный малайзийский лайнер, от чего сами прифигели.

Могли ли они намеренно жахнуть ракетой по пассажирскому лайнеру, осознавая невоенный характер цели? Ну, хочу надеяться — что нет.

То есть, понятно, что среди этих «витязей русского мира» - имеются и просто маньяки, ёбнутые на всю голову, которым вообще похер, кого мочить ради каких-то своих тёмных целей или просто из любви к мочилову. К счастью, впрочем, таких всё меньше планету топчет, с каждым месяцем: их гасят и на Донбассе, гасят и в России.

Но вот чтобы экипаж Бука представлял собой сборище маньяков, которые намеренно завалят гражданский самолёт с тремя сотнями пассажиров? Я бы хотел лучше думать и про действующих российских зенитчиков-ракетчиков, и про ранее служивших донбасских.

Всё-таки — это технари, от которых требуется некоторый уровень интеллекта и психической нормальности. Хотя бы такой — чтобы чел не стал вдруг пулять ракетами в небо почём зря, поругавшись с девушкой или что-то подобное. А при некотором уровне интеллекта — человек должен понимать, что если ему говорят: «Нажми на кнопку, сбей гражданский лайнер» - то, скорее всего, потом ликвидируют.

Поэтому наиболее правдоподобная версия — что это в любом случае была ошибка, а не намеренное уничтожение гражданского лайнера с кучей ни в чём не виновных пассажиров, включая детишек.

Но с чьей стороны вероятна такая ошибка?

Со стороны «сепаров» (и российских помощников) — более чем вероятна. Да, они сбивали украинские военные самолёты прежде, они и сейчас думали, что бьют по «легальной», по военной цели. И в этом случае — достаточно просто дать ракетчикам информацию, что летит очередной транспортник или разведчик, они на него наведутся и выстрелят.

А со стороны украинцев — что нужно сказать расчёту Бука? Как им объяснить, почему они вообще должны пускать ракету в небо? По кому?

В связи с малазийским Боингом — вата часто поминает инцидент при Кучме в начале нулевых, когда на совместных российско-украинских учениях в Крыму украинская (вероятно) ракета случайно сбила российскую «тушку» с пассажирами из Израиля.

Но там-то — были учения. Стрельба велась по мишеням. Ничто иное — не предполагалось теми, кто нажимал на кнопки. Просто — трагическое стечение обстоятельств, что вместо мишени ракета пошла на гражданский самолёт (и, надо думать, всё-таки идиотизм тех, кто вот так планировал учения, что авиалайнер в принципе попал под раздачу).

А в ходе АТО и в пределах досягаемости Бука (это километров 25 по цели на десяти километрах высоты) — каким образом можно было бы объяснить украинским зенитчикам, на кой хрен и по кому они стреляют?

Учений — в такой близости от зоны АТО не проводится. У противника — нет самолётов. Так по кому стрелять-то?

Ладно, хорошо, допустим, в некую украинскую зенитно-ракетную часть пришло срочное сообщение, что за каким-то хреном в эти края припёрся самолёт с Путиным на борту, Россия-1. Завалить его — и войне конец.

Да, искушение было бы велико. И пофиг collateral damage: и пилоты, и стюардессы, и все, кто рядом с Путиным на его борту — знают, на что идут, приближаясь к его персоне.

Но потом выясняется, что это всё была наёбка, что реально завалили невинный пассажирский лайнер. И что — непосредственные участники будут хранить молчание? Или их грохнет Правый Сектор, а правосеков — бойцы Нацгвардии, а тех — СБУ, а тех — перестреляет лично Порошенко?

Ну бред же.

Как ещё можно заставить украинских ракетчиков, находящихся близко к линии фронта, долбануть по самолёту в небе? Сказать, что это российский бомбардировщик, который несёт термоядерную бомбу на Киев? Так он удаляется ведь, летит с Запада на Восток.

В общем, если включить здравый смысл и хоть немножко учитывать человеческий фактор, то версия о том, что Боинг сбила украинская сторона — выглядит абсолютным бредом. Годным только для любителей всякой конспирологической ахинеи про false flag operations везде и всюду (а уж в данном случае — совершенно непонятно, какие выгоды от этого инцидента получила Украина или хоть какие-то влиятельные группы в ней).

Поверить в причастность украинцев к пуску ракеты — можно будет лишь тогда, когда предъявят справки о невменяемости всей командной цепочки от Порошенко до расчёта Бука. Ибо оплошность поражения Боинга — для украинской стороны исключена, а намеренность — подразумевает невменяемость.

Между тем, пророссийская сторона, с самого начала и всю дорогу имела, что называется, the benefit of the doubt. То есть, обоснованное сомнение в том, что они осознавали истинный характер цели, не понимали, что она гражданская, а поразили, считая военной.

И это признанный факт, что сбили Боинг именно с пророссийской стороны. Пусть пока ещё не полностью доказанный — но абсолютно признанный, ибо просто в здравом уме невозможно представить, чтобы это мог сделать кто-то ещё, кроме ошибившихся с целью сепаров (или «снятых» ими российских вояк при Буке).

Ну и подтверждено давно было, что пуск произведён с подконтрольной сепарам территории, есть видео со шлейфом оттуда (и, кстати, как бы вы себе представляли действия предположительных маньяков из ВСУ, сбивающих Боинг со своей территории, но при этом кишащей гражданами, сочувствующими «ДНР», которые обязательно заснимут тот пуск?)

Отпираясь же от данного общепризнанного факта — Россия, МО, лишаются вот того «преимущества сомнения», что трагедия была результатом ошибки.

Выяснение пути той ракеты и её элементов от завода до воинской части в УССР — ничего не даёт.

Ибо Союз распался, везде был тот ещё бардак (да и продолжается, что в РА, что в ВСУ, что в любой другой постсоветской армии... да в любой вообще регулярной армии).

Сейчас украинские (и грузинские) СМИ заявили, что значительная часть установок Бук и ракет для них было продано Украиной Грузии, особенно — из того 223-го полка в Прикарпатье.

Это факт, что украинцы при Ющенко поставляли Грузии разные виды вооружения, в том числе и Буки (и ракеты к ним, естественно).

Как это оформлялось — да хрен его знает. Может, и так, что просто «вот вам Буков дивизиончик, и ракет к ним пучочек».

Но если документально зафиксированы конкретные бортовые номера тех ракет, и номера их агрегатов, и если выяснится, что именно эту ракету украинцы поставили Грузии, а потом в Грузии она числится захваченной Россией в ходе Пятидневной Войны — вот тогда «ой» для России.

Тогда получается, что Россия, передавая свой Бук в услужение этим «дамбасским впопучленцам», намеренно подбирала под него ракеты так, чтобы они были какими-то «левыми», к которым Россия якобы отношения не имеет.

А зачем это? Тут — могут обостриться конспирологические подозрения, что Россия намеренно собиралась сбить гражданский лайнер такой ракетой, чтобы получить нечто вроде casus belli с Украиной, карт-бланш на развёртывание полномасштабной операции. И именно поэтому запасала мало-мальски серьёзное оружие, вроде буковских ракет, как-то связанных с Украиной.

Я лично в это не верю, что России нужен был casus belli для полномасштабной войны с Украиной. Да когда Россия («Московия») думала, что в силах победить — она никогда не нуждалась в какой-то «уважительной причине». Просто нападала (как в этой войне — с оккупацией Крыма было). А когда чувствовала, что тут можно выгрести по сусалам — уползала, имея даже десяток «казус белли». Как было, скажем, после сбитого турками Су-24. Ну, такая вот подлая московитская душонка — то, чему не будет места в мире и не должно быть.

И не будет никакого обсуждения на тему того «А вдруг это не российский Бук сбил Боинг?» Тут абсурдно предполагать что-либо иное.

Но если Россия будет предоставлять доказательства того, что ракета с такими номерами двигателя и сопла принадлежала Украине всю дорогу (а не была передана в Грузию или в Крым, где могла быть захвачена русскими), то вопрос будет один: «Вы украли эти части, чтобы подбросить на месте крушения — или вы украли ракету, чтобы стрельнуть ей по Боингу?»

Ну вот как бы это объяснить? Представьте, что в «Месте встречи» - с самого начала ментам известно, что у убитой Ларисы Груздевой был дружок Фокс, профессиональный бандит. А убита она — из наградного пистолета Баярд своего мужа Груздева (кстати, в фильме там демонстрируется вовсе не Баярд, а Вальтер седьмой модели, если кому интересно), который хранился в квартире Ларисы, а найден был на съёмной комнате, где Груздев жил со своей новой пассией.

При этом Груздев — военный хирург, а Фокс — сертифицированный отморозок. И следствию — с самого начала известно про наличие Фокса, и кто он такой по жизни.

Естественно, главный вопрос будет - «Ну и как ты, Фокс, подбросил тот волын, из которого убил Ларису, чтобы подставить немножко вспыльчивого, но в целом положительного врача-хирурга, который только-то и виноват, что с бабами своими вовремя не разобрался, да пистолетики разбрасывает, где попало?»

Ну, как-то так. Репутация — всё-таки тоже имеет значение.

Украина — это, конечно, бардак был все постсоветские годы, который они только сейчас пытаются как-то привести урезонить.

А Россия — это не только бардак, но и зашкаливающее количество шизоидов с манией выебанного в жопу имперского величия, в том числе и в вооружённых силах, и эти обиженные реально готовы на многое, чтобы повысить самооценку.

Но я всё равно не хочу верить, что и с российской стороны — расчёт Бука мог намеренно выпустить ракету по мирному пассажирскому лайнеру, осознавая характер цели.

Международная следственная группа к выводу, что комплекс «Бук», из которого сбили гражданский «Боинг» под Донецком 17 июля 2014 года, принадлежал 53-й зенитно-ракетной бригаде ПВО, расположенной под Курском. Ранее к такому же выводу пришли члены исследовательской группы Bellingcat. На основе этих данных «Сноб» рассказывает, как российский «Бук» добрался до точки запуска ракеты с территории ДНР и вернулся обратно

Главный прокурор Фред Вестербеке выступает рядом с частью ракеты БУК, которая была выпущена во время полета MH17 авиакомпании Malaysia Airlines Фото: Robin van Lonkhuijsen/ANP/AFP

Путь «Бука»

«Привет, Игорь, еще не забыл Зубра?» — писал в конце апреля 2014 года человек под псевдонимом Зубр, он же Карахан, он же Хмурый, тогдашнему главе ДНР Игорю Стрелкову. Хмурый — ветеран Афганистана и сотрудник ГРУ в отставке Сергей Дубинский. Он живет в поселке под Ростовом и считается руководителем операции по транспортировке «Бука», который в 2014 году сбил малайзийский «Боинг». Предположительно, его голос на перехваченной записи просит отправить «штучку» в Первомайский. Именно оттуда, считают следователи, был сбит самолет. Сам Дубинский все отрицает. Его и еще сто человек, полные имена которых не раскрываются, следователи из Нидерландов считают причастными к транспортировке «Бука» и атаке на гражданский самолет.

23 июня конвой из 45 машин, включая 6 комплексов «Бук» на тягачах, покинул территорию 53-й зенитно-ракетной бригады, расположенной под Курском, и отправился в сторону военного аэродрома Миллерово, который находится неподалеку от границы с территорией Украины, контролируемой ДНР.

В течение двух дней тягач с установкой «Бук» с номером 332 ехал в составе колонны в обход трассы М-4. Согласно данным Bellingcat, его замечают в населенных пунктах Старый Оскол, Алексеевка и Россошь; далее в районе Богучара колонна поворачивает на трассу М-4 и добирается до Миллерово 25 июля.


Фото: Bellingcat

Спустя три недели, в ночь на 17 июля «Бук» уже на другом тягаче перевозят из Миллерово до российского Донецка . Границу с Украиной он пересекает не позднее 4 часов утра в районе населенных пунктов Северный / Верхняя Ореховка по полю.

Около 8 часов утра «Бук» замечают уже возле Енакиево. Согласно перехваченным переговорам военных ДНР, установка перешла через «полоску», то есть через границу, на тягаче, после чего ее переместили «на трал» и отправили дальше «своим ходом». Под «тралом» имеется в виду грузовик донецкой компании ОАО «Строймеханизация» марки «Вольво», именно он везет установку. Его сопровождает черный «Фольксваген» и УАЗ камуфляжного цвета.

На некоторое время конвой останавливается в украинском Донецке — это самая западная точка нахождения «Бука», затем он снова едет на восток — примерно в 11 часов утра конвой выезжает в город Торез. В соседнем с Торезом поселке Снежный «Бук» выгрузили с тягача возле магазина «Фуршет», далее «Бук» своим ходом едет в поле в нескольких километрах от поселка Первомайский.


Фото: Bellingcat

Атака

За полтора месяца, предшествующих катастрофе, Украина потеряла в небе над Донбассом как минимум 15 самолетов. За три дня до крушения «Боинга» упал украинский военно-транспортный самолет «Ан-26», за сутки — два штурмовика «Су-25».

Полеты ниже 9750 метров над территорией боевых действий были запрещены Украиной 1 июля; эшелон FL330 на высоте 10 050 метров был самым нижним, полеты на котором разрешались. «Боинг» «Малайзийских авиалиний» с 298 пассажирами на борту вылетел из Амстердама в Куала-Лумпур в 14:31 по Москве. За двадцать минут до катастрофы экипаж отклоняется от курса на 37 километров к северу из-за плохих погодных условий. За минуту до атаки украинский диспетчер передает рейс под российский контроль. Самолет летит на эшелоне FL330.

«С неба падали люди. Летели с раскинутыми руками и ногами. Падали прямо на землю», — рассказывали местные жители, которые найдут в собственных дворах 40 трупов.

— Только что сбили самолет, группа Минера, за Енакиево упал, — говорит человек, чей голос похож на командира «отряда Безлера» Игоря Безлера.

— Понял, ***, — отвечает ему человек, чей голос похож на полковника ГРУ Василия Геранина.

После этого идет вторая беседа, где двое неизвестных обсуждают, что «борт был гражданский» и «двухсотых очень много». Третья беседа — неизвестного и, предположительно, казачьего атамана Николая Козицына. «По телевизору передают, что АН-26, украинский транспортник. Но на нем написано "Малайзийские авиалинии". Что он делал на территории Украины?» — говорит неизвестный. «Значит завозили шпионов. Не *** летать, сейчас война идет», — резюмирует человек с голосом Козицына.


Фото: Maxim Zmeyev/Reuters

После атаки

«Бук», согласно анализу телекоммуникационных данных, отправился обратно сразу после пуска ракеты в сторону поселка Снежный, затем добрался до населенного пункта Красный Луч и через село Дебальцево приехал в Луганск. Рано утром, 18 июля 2014 года, грузовик «Вольво», который перевозил «Бук», был зафиксирован камерой наблюдения в Луганске. На записи видно, что «Бук» едет в сторону России с тремя ракетами вместо четырех.

По заявлениям СБУ, им удалось перехватить телефонный разговор , который состоялся утром в день вывоза боевой установки. Голоса принадлежат неустановленным ополченцам ДНР:

— Все, машина ушла туда, куда надо, и дошла нормально, все. Там просто начались непонятные звонки еще от десяти человек.

— От каких десяти?

— Ну, на его (водителя) номер стали звонить разные люди и представляться. Потом, говорит, сам Стрелков (Игорь Стрелков — бывший главнокомандующий самопровозглашенной Донецкой народной республики. — Прим. ред. ) начал звонить. И он взял и выключил телефон. И мы не знаем, где машина вообще.

Гуманитарная миссия ОБСЕ добиралась до тел и обломков два дня: 18 и 19 июля вооруженные люди не допускали спасателей к обломкам. «Самолет лежит между двумя фронтами, — журналистам вице-премьер ДНР Александр Пургин. — Мы пытаемся не дать украинским военным открыть огонь по наблюдателям ОБСЕ. Мы доводим их до линии, куда может достать крупнокалиберный пулемет. Далее их можем, конечно, отпустить, но тогда мы будем обвинены в том, что не обеспечивали их безопасность».

Спасатели получили полный доступ к обломкам 20 июля. Они фотографировали тела и убирали их в мешки для транспортировки. Затем трупы, по заверению тогдашнего премьер-министра ДНР Александра Бородая, «с максимальной корректностью» погрузили в пять рефрижераторных вагонов на железнодорожной станции Торез.

«Этой трагедии не произошло бы, если бы на этой земле был мир, не были бы возобновлены боевые действия на юго-востоке Украины», — принес Владимир Путин свои соболезнования руководству Малайзии.

«Бук» к тому моменту был в России уже несколько часов.

Подготовил Игорь Залюбовин

Новые выводы международного следствия

Серийный номер на одном из обломков ракеты, сбившей малайзийский "Боинг"

Самоходная огневая установка “Бук”, с помощью которой был сбит самолет, выполнявший рейс МН17 компании “Малайзийские авиалинии”, состоит на вооружении 53-й зенитной ракетной бригады, дислоцирующейся под Курском. Об этом в четверг на пресс-конференции в нидерландском Бюннике официально заявила Совместная следственная группа (Joint Investigation Team, JIT), которая проводит уголовное расследование гибели пассажирского самолета летом 2014 года над Донбассом.

Международной следственной группе на основании результатов работы судмедэкспертов, собранных свидетельств и фотоматериалов очевидцев, данных с радаров и спутниковой съемки, предоставленных Украиной, Россией и США, ранее удалось собрать неопровержимые доказательства того, с помощью какого оружия был сбит малайзийский "Боинг", откуда это оружие появилось и с какого места производился запуск. Итак, уже не подвергается сомнению, что самолет “Малайзийских авиалиний” был сбит с помощью зенитного ракетного комплекса “Бук” ) с территории в Восточной Украине, которая на тот момент находилась под контролем пророссийских вооруженных формирований. Известно точное место запуска ракеты (поселок Первомайский, находящийся недалеко от города Снежное ), тип боеголовки (зенитная ракета БУК класса 9M38), а также то, что установку “Бук” привезли с территории России, а затем увезли обратно.



Глава JIT Фред Вестербеке выступает на пресс-конференции 24 мая

В четверг к этим данным добавилась информация о Курской 53-й зенитной ракетной бригаде и подробное описание маршрута, по которому шел военный конвой из Курска в Украину. Журналистам также показали обнаруженные в Донецкой области обломки ракеты - сопло двигателя и корпус - с номерами, которые указывают на то, что ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область).

В ходе пресс-конференции были продемонстрированы различные видеозаписи, сделанные жителями населенных пунктов, которые проезжал военный конвой, направлявшийся из Курска в Донецкую область. Таких записей совместной группой было получено очень много, что неудивительно, если представить себе, сколь впечатляющее зрелище представлял собой конвой из 50 машин, в том числе шести самоходных огневых установок “Бук”, заявил начальник уголовного розыска полиции Нидерландов Вилберт Паулссен. Первые видеозаписи были сделаны еще 23 июня 2014 года, когда конвой выехал из Курска в направлении населенного пункта Никольское. Снимали конвой на видео и в последующие дни - в районе населенных пунктов Старый Оскол, Алексеевка, Незнамово. Все съемки следователи тщательно сверяли с Google Street View(https://www.google.com/streetview/). Последние видеокадры конвоя датированы 25 июня 2014 года.

Ракета произведена в России, в Долгопрудном (Московская область)

Как отметил Вилберт Паулссен, все самоходные установки “Бук” в составе конвоя имели на корпусе трехзначные номера, начинавшиеся с цифры 2. В Курской 53-й зенитной ракетной бригаде насчитывается три батальона, то есть сотни людей. Цифра 2 на корпусе означает принадлежность установки ко второму батальону. Лишь одна самоходная огневая установка “Бук” в составе курского конвоя имела номер, начинающийся с цифры 3. Причем вторая и третья цифры были частично закрашены. По словам Паулссена, это обычная практика в том случае, если установка готовится к участию в военной операции. В результате подробного анализа всех фото и видеоматериалов с изображением конвоя, а также фото и видео с изображением установки “Бук”, сделанных позднее (17 и 18 июля 2014 года), следственной группе удалось установить, что именно эта установка - с номером, начинающимся на цифру 3, то есть относящаяся к третьему батальону 53-й бригады, - была использована для удара по пассажирскому лайнеру “Малайзийских авиалиний”. Прийти к такому выводу помогли семь отличительных признаков, которые неизменно повторяются на всех снимках этой установки на протяжении всего маршрута. Это белые цифры, отметины и полоса на корпусе, а также определенная последовательность колес (то, как чередуются между собой колеса двух видов).


Сравнительный анализ боковых пластин "Буков" под номерами 312, 322 и 332 (из материалов ранее опубликованного расследования группы Bellingcat)

В зале пресс-конференции также были представлены обломки ракеты, найденные в Донецкой области. Это сопло Вентури , газоход ракеты и оболочка, а также корпус ее двигателя. На внешней поверхности корпуса ясно виден номер: 9Д1318869032. По словам представительницы австралийской полиции Дженнифер Хурст, первые пять знаков этого номера и буква “Д" свидетельствуют о том, что ракета была произведена в российском Долгопрудном.

Хурст также обратилась с призывом к возможным свидетелям: не может ли кто-то помочь расшифровать другие, написанные от руки цифры на сопле, не узнает ли кто-то почерк человека, который нанес эти обозначения. На сайте JIT приведены фотографии обломков и список вопросов:

1.Узнаете ли Вы почерк, которым написан номер на сопле Вентури?
2.Есть ли у Вас информация о номерах на нем?
3.Есть ли у Вас информация о номерах на оболочке? Можете ли Вы подтвердить значение этих номеров, или знаете ли Вы кого-нибудь, кто может это сделать?
4.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами серийный номер ракеты, которой принадлежат эти части?
5.Знаете ли Вы кого-нибудь, кто знает, или знаете ли Вы сами подразделение, которому были доставлены эти части ракеты или сама ракета?

Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению

Возможно, продолжила Хурст, кто-то сможет по этим отличительным признакам больше рассказать о самой ракете. Разумеется, речь идет о конфиденциальной информации, однако в JIT напомнили о действующей программе защиты свидетелей.

Основной целью пресс-конференции стал призыв о помощи к дополнительным возможным свидетелям, которые по каким-то причинам еще не нашли возможности связаться со следственной группой, в том числе к пророссийским боевикам, которые ищут возможности выйти из зоны конфликта. Речь пока не идет о подозреваемых, а лишь о “причастных” к преступлению. В ходе пресс-конференции всех их называли “свидетелями”.

Глава следственной группы Фред Вестербеке еще прошлой осенью заявлял, что у него на примете сто конкретных лиц, однако конкретных имен на пресс-конференции 24 мая опять не прозвучало. На официальном сайте JIT указано, что следствие в особенности заинтересовано в информации о двух лицах:

Лицо 1: Псевдоним: Орион (позывной) Имя: Андрей Иванович
-Лицо 2: Псевдоним: Дельфин (позывной) Имя: Николай Федорович

Объединенная следственная группа располагает несколькими записями телефонных разговоров, в которых принимают участие эти двое. Записи можно прослушать на сайте .

Отвечая на вопрос, почему причастные к преступлению лица пока не вызывались на допрос, Фред Вестербеке сказал, что в четверг впервые публикуется официальная информация о том, какое именно подразделение (53-я бригада) стоит за запуском ракеты. Он не исключил, что в дальнейшем свидетели будут вызываться на допрос.


Военнослужащие 53-й зенитно-ракетной бригады у установки "Бук"

На данный момент расследование вошло в заключительную фазу, заявил Вестербеке. Целью остается “призвать виновных к ответу”, но для того, чтобы дождаться вынесения окончательного приговора, понадобится еще много терпения. Эти заявления руководителя JIT вызвали у журналистов недоуменные вопросы. Почему расследование длится так долго? Почему совместная следственная группа лишь сегодня публикует данные о 53-й зенитной ракетной бригаде, которые Bellingcat опубликовала еще два года назад (Радио )? По словам Вестербеке, выводы международной следственной группы являются тщательно проверенными результатами уголовного расследования и могут быть использованы в суде. Это не расследование независимых журналистов по открытым источникам. Он добавил, что условия проведения расследования остаются крайне затруднительными. Место преступления до сих пор частично вне доступа следователей, зачастую необходимая недостающая информация носит гриф “секретно” и является военной тайной. Помимо этого, не все стороны активно сотрудничают со следствием. “Я констатирую, что ключевой информации российская сторона нам так и не предоставила”, - заявил Вестербеке в ответ на вопрос об уровне взаимодействия с российскими властями.

БОНУС:

«Есть больше доказательств, но мы пока не будем раскрывать карты».

Следствие: «Бук», сбивший MH17, был доставлен из 53-й зенитной курской бригады


Члены международной следственной группы предъявили журналистам капсулу от ракеты ЗРК, сбившей «Боинг». На ней есть цифры серийного номера. Фото: Павел Каныгин / «Новая газета»

Зенитно-ракетный комплекс «Бук», из которого летом 2014 года был сбит Боинг-777, следовавший рейсом MH17 «Малайзийских авиалиний», был доставлен в Донбасс из 53-й зенитной ракетной бригады, расположенной под Курском. К такому выводу пришла Объединенная следственная группа (JIT), сообщает с пресс-конференции корреспондент «Новой газеты».

Следователи уверены, что машина выехала из Курска 23 июня 2014 года, затем была доставлена в Миллерово (Ростовская область), а оттуда — на восток Украины. Подозреваемыми в причастности к крушению самолета сейчас являются около сотни человек, имена которых следствие не называет.

https://www.youtube.com/watch?v=DagpuXaiUlk

В качестве доказательств на пресс-конференции были представлены множество фото и видео, на которых запечатлено движение именно этого «Бука» по территории России. По ним следственная группа установила, что эта ЗРК имеет ряд уникальных особенностей: следы краски, вмятины на корпусе и цифры серийного номера.

https://www.youtube.com/watch?v=RVyx6eDHUP8

На вопрос корреспондента «Новой газеты» Павла Каныгина о том, есть ли у следствия другие доказательства, например, спутниковые снимки, глава международной следственной группы Фред Вестербеке ответил: «Мы не демонстрируем абсолютно все, что у нас есть, потому что в этом случае мы «раскроем карты» другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать».

Следствие уже запросило от российской стороны ответа на вопрос о том, что делал «Бук» из курской бригады в Донбассе летом 2014 года. Также JIT призвала всех возможных очевидцев трагедии обратиться к следствию, пообещав им полную безопасность и анонимность.

Ранее о том, что «Бук», сбивший пассажирский самолет в Донбассе, был приписан к 53-й зенитной ракетной бригаде из Курска сообщали расследователи из организации BellingCat. Также они называли номер ЗРК — 332. Таким образом, международная группа следователей подтвердила выводы гражданских журналистов.



Члены Объединенной следственной группы на пресс-конференции, посвященной расследованию крушения Боинга-777 в Донбассе. Фото: Павел Каныгин/ «Новая газета»

НУ КТО БЫ СОМНЕВАЛСЯ...

В Минобороны раскритиковали подход голландских следователей к делу по MH17



Спасатели работают на месте крушения малайзийского самолета Boeing 777 в районе города Шахтерск Донецкой области.
РИА Новости / Андрей Стенин

МОСКВА, 24 мая — РИА Новости. Минобороны РФ выразило озабоченность нацеленностью голландского следствия по малазийскому Boeing на обоснование своих выводов за счет только изображений из социальных сетей.

"Вызывает озабоченность нацеленность голландского следствия на обоснование своих выводов за счет использования только изображений из социальных сетей, подвергнутых искусной обработке компьютерными средствами графического редактирования. Причем часть использованных в ходе брифинга изображений, подготовленных украинскими спецслужбами, ранее не раз демонстрировались псевдорасследователями из Bellingcat", — говорится в сообщении.

Малайзийский Boeing 777, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года под Донецком на востоке Украины. На борту находились 298 человек, все они погибли.

Киев обвинил в катастрофе ополченцев, те заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте. В докладе международной следственной группы утверждается, что поразивший Boeing ЗРК "Бук" был якобы доставлен из России, а потом возвращен обратно.

Москва заявила о предвзятости следствия, выводы которого основаны только на данных, полученных от Украины. Эксперименты концерна "Алмаз-Антей", ведущего предприятия по производству систем ПВО, в том числе комплексов "Бук", также подтверждают, что Boeing был сбит с территории, контролировавшейся украинской армией.

На репетиции парада, посвящённого 25-летию Незалежности Украины, участвовали и силы ПВО страны, в их числе – комплекс «Бук-М1», которого, по уверениям Киева, у него нет и в помине...

Несмотря на утверждения украинских военных, уверявших Запад в том, что малазийский «Боинг» им просто не из чего было сбивать – все средства ПВО Украины давно проданы Грузии, по центру украинской столицы как ни в чём не бывало прошли несколько комплексов «Бук-М1» и «С-300 », а также комплексы «Оса».

УКРАИНСКИЕ МИРАЖИ

Как показала состоявшаяся в Киеве репетиция военного парада ко Дню независимости,Порошенко решил показать всю мощь ВСУ и вывел на Крещатик образцы своей новейшей техники (советского образца, разумеется). В их числе – шесть зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) «Бук-М1». Именно из таких «Буков» в небе над селом Грабово недалеко от города Торез был сбит малазийский Boeing 777.

А диктор на весь Крещатик с гордостью сообщил:

«Эти зенитно-ракетные комплексы готовы сбивать цели на высотах до 12 километров в условиях сильных радиопомех!»

Таким образом, заверения Киева о том, что «исправных «Буков» у него нет», оказались привычной для него брехнёй.

Ранее власти и военных Украины уже неоднократно ловили на вранье по поводу «Буков»: то по украинскому ТВ показывали испытания таких ЗРК, а то советник президента Украины Игорь Смешко клялся в Брюсселе, что на вооружении ВСУ боеспособных «Буков» нет:

«Последний украинский боеспособный дивизион зенитно-ракетного комплекса «Бук-М» с боеспособными частями и ракетами был продан Грузии», – уверял Смешко.


Якименко

«ЛОЖЬ ЧИСТОЙ ВОДЫ»

Заявление Киева и реальную ситуацию о вооружении ВСУ зенитно-ракетными комплексами «ЖурПравде» прокомментировал Александр Якименко – подполковник в отставке, член общественной организации «Офицеры России», эксперт Изборского клуба. Он непосредственно осведомлён о ситуацию в ПВО Украины, а кроме того, в 2015 году сам побывал в Донбассе, в районе Дебальцево.

Александр Якименко убеждён, что БУКи на вооружении ВСУ есть:

«Все те заявления, которые раньше делали военачальники и руководство Украины, – это ложь чистой воды. Именно украинский «Бук» и сбил этот «Боинг», что было аргументировано и доказано российскими специалистами. Хотя их и не стали слушать на Западе, и отказались принимать результаты их расследования».

Что же касается заявлений советника Петра Порошенко генерал-полковника Игоря Смешко, то их военный эксперт назвал «враньём»:

«Я бы посоветовал этому советнику съездить в зону военных действий в Донбассе, а послеэтого делать такие заявления. А поскольку я там был, я знаю, что там «Буки» есть. Хотя они и собраны из старья – то есть из нескольких экземпляров ЗРК собирается один, работоспособный», – пояснил «ЖурПравде» подполковник Якименко.

На Украине испытали отремонтированный комлекс «Бук-М1», где таких «Буков», по заверениям военных, нет!

Напомню, что еще за день до крушения Boeing 777 телеканал



Что еще почитать