Упражнение «Красное и черное

Участники делятся на две команды. Каждая команда получает набор из 20 карточек (10 красных и 10 черных) и рабочие листы:

После 7-го и 9-го ходов команды имеют право провести переговоры, для которых делегируется по одному участнику от каждой команды.

Ведущий исполняет роль «почтальона». Перед каждым ходом он дол­жен получить от каждой команды карточку-письмо и показать их ко­мандам только после того, как карточки оказались у него в руках.

Для этого упражнения необходима особая организация пространства. Желательно, чтобы команды сидели каждая вокруг своего стола, при­чем столы должны стоять в разных углах класса (так, чтобы было трудно подслушать обсуждение, проводимое другой командой).

Практика показывает, что даже при троекратном повторении инст­рукции участники всегда теряют из нее слово «совместно» и игра начинает развиваться «на победителя». Это и есть тема для обсуждения. Почему команды не сумели получить максимум очков (280 у одной и 20 у другой или по 240 у каждой команды)? Оказывается, была неверно сформули­рована цель обмена карточками: набрать как можно больше очков, обыг­рать другую команду. Выбрав такую стратегию, команды редко набира­ют более 120 очков.

В ходе обсуждения формулируются и записываются на листе ватма­на «Вопросы для рационального целеполагания» в ситуациях, когда вза­имодействуют люди с разными на первый взгляд интересами: Что я де­лаю? Для кого? Каков будет результат? Каков критерий достижения этого

результата?

Вопрос про критерии достижения результата является самым непо­нятным, но очень важным. Пояснить его можно на примере «одного мальчика», который «не хотел, чтобы его притесняли родите­ли». Что это значит? Может быть, «один мальчик» хочет, чтобы ему разрешали гулять до десяти вечера? Или чтобы не заставляли поддержи­вать собственную комнату в идеальном порядке? Или не лишали кар­манных денег за «двойку»? Ответ на этот вопрос и есть «критерий дости­жения результата».



Получается, что в конфликте очень важно не подозревать другую сто­рону во всех грехах, а ориентироваться на совместные интересы.

Нам часто кажется, что невозможно решить проблему так, чтобы это решение удовлетворяло интересы всех сторон в конфликте. Тем не менее определенная последовательность действий приводит именно к такому результату.

Существует следующая последовательность рассмотрения конфликта:

· сухие факты,

· самое неприятное в этой ситуации,

· мои чувства в конфликте,

· положительная сторона конфликта,

· метафора конфликта,

· какой урок принес этот конфликт

Для того, чтобы понять,что произошло и извлечь урок необходимо сделать последовательно следующее:

· Определите интересы сторон в конфликте. Используйте вопросы: «Почему он (она) этого хочет? В чем заключается их опасение?»

· Непредвзято определите, в чем состоит проблема. Используйте для этого вопрос: «Что именно мы обсуждаем (будем обсуждать) ?»

· Поймите, что каждый участник конфликта чувствует по-своему. Для достижения психологического удовлетворения дайте противоположной стороне возможность отразить свои чувства и покажите, что эти чувства поняты вами.

· Выясните, какие события вызвали те или иные чувства.

· Расскажите всем, чего вы хотите и что вам требуется.

· Прислушайтесь к тому, чего хотят другие люди.

· Обсудите со своими оппонентами препятствия и помехи, стоящие на пути к взаимному удовлетворению желаний и нужд.

· Найдите общую цель, не обязательно относящуюся к возникшему конфликту.

· Будьте открыты для обсуждения самых разных вариантов. Реальное решение может внезапно оказаться в самом фантастическом варианте.

· Придите к общему соглашению по поводу пути разрешения проблемы. Используйте вопросы: «Как мы это сделаем? Кто именно это сделает? В какие сроки?» и т.д. для достижения прочного соглашения и удовлетворения сторон по существу конфликта.

· Обсудите пути предотвращения такого типа конфликтов в будущем.

· Обсудите, насколько приемлемым для всех участников конфликта оказался сам способ (процедура) достижения согласия. Готовы ли стороны и в будущем именно таким образом работать в других конфликтных ситуациях?

Упражнение .

Участникам предлагается разобрать любой конфликт, который произошел недавно с ним, отвечая на вопросы.

Чувства. Какие чувства испытывает каждый из участников?

События. Что вызвало эти чувства?

Потребности. Каковы мои основные потребности, надежды, заботы и страхи?

Каковы основные потребности, надежды, заботы и страхи окружающих?

Желания. Чего именно я хочу сейчас?

Чего сейчас хочется остальным?

Препятствия и помехи. Что мешает удовлетворению моих интересов и желаний?

Цель. Какова общая цель обеих сторон?

Решения. Какие возможные варианты решения конфликта?

На что согласны враждующие стороны?

имя действия

Как можно предотвратить появление подобной ситуации в будущем?

Рефлексия

В конце тренинга подводится итог, участники делятся впечатлением, вспоминают, что нового они узнали, что запомнилось больше всего. Ведущий и все участники благодарят друг друга и прощаются до новой встречи.

Многие психологические методики и технологии отрываются от своих истоков, начинают жить своей «личной» жизнью, становясь постепенно «народными». Я уверена, что в арсенале каждого читателя есть методики, происхождение которых туманно. Поэтому я хочу обратить внимание на очень важное, с моей точки зрения, положение: «народная» психологическая методика - это плохо. И не только по соображениям исторической справедливости. Плохо, потому что, не зная теоретических корней метода, мы многого не понимаем в нем самом: как и на что он работает, что определяет.
Невольно на ум приходит ассоциация со случаем, описанным в повести Аркадия и Бориса Стругацких, где герои колют орехи королевской печатью.
В этой статье речь пойдет об одной «народной» психологической игре, которая известна буквально всем, но происхождением которой мало кто интересуется.

НЕПРИВЫЧНАЯ ГЛУБИНА

Игра «Красное и черное» пришла к нам с американского континента (она применяется в психологических обучающих программах «Discovery» и «Lifespring»).
Благодаря работам Н. Козлова, игра получила широкую известность. В книге И. Вачкова предложен ряд интереснейших авторских модификаций. Игра может проводиться как в парах, так и между группами, в ее основе - стратегии построения взаимоотношений в ситуации, когда намерения одного партнера другому достоверно неизвестны.
В игровой схеме «Красного и черного» хорошо ощущается этакая непривычная для большинства тренинговых приемов методическая глубина и наличие добротного теоретического основания. Так оно и есть. В отличие от множества других приемов, используемых психологами-практиками в групповой работе, схема данной игры родом из серьезной теории. О чем, на мой взгляд, важно знать всем «потребителям» техники «Красное и черное» и ее многочисленных вариантов.

ЧТО НА СЧЕТЧИКЕ?

Еще в довоенные годы в недрах необихевиоризма стали возникать теории, пытающиеся объяснить суть межличностных отношений людей. Естественно, что все теоретические построения укладывались в универсальную схему «стимул - реакция».
Д. Тибо и Г. Келли создали объяснительную схему, в рамках которой отношения людей рассматривались с точки зрения их психологической целесообразности и выгоды для участников. Внутри каждого человека существует некоторый «психологический счетчик». С его помощью мы пытаемся оценить результаты общения, определяя его исход.
Исход - это сумма вознаграждений и потерь, которая получается в результате общения с тем или иным партнером. Если вознаграждений больше - исход имеет положительный знак, и человек стремится к продолжению отношений. Если потери преобладают над вознаграждением, исход получается со знаком «минус». Каждый из нас стремится к прекращению отношений с таким исходом.
Естественно, что и вознаграждения и потери носят психологический характер: власть, статус, удовлетворение социальных потребностей и др. На первый взгляд, все очень просто: мы постоянно калькулируем результаты общения, отбрасываем связи, приносящие нам психологический урон, поддерживаем позитивно подпитывающие нас отношения... Но возникает серьезная проблема. Дело в том, что общающиеся люди имеют возможность влиять на исходы друг друга, контролировать их! И часто не от меня, а от моего партнера зависит, что я получу в итоге: вознаграждение или потери.
В теории Тибо и Келли этот момент оказался самым интересным и перспективным. Для изучения того, как и каким образом партнеры влияют на исходы друг друга, был разработан специальный методический прием - матрица исходов (или репертуарная решетка).
А и Б - партнеры по общению. Они поставлены в некую экспериментальную ситуацию, когда у каждого есть два варианта поведения: вариант 1 и вариант 2. Но они несут партнерам различную выгоду. В любом случае один привлекательнее другого.
Для того чтобы оценить эту выгоду, можно ввести условные «денежки» - баллы, а матрица исходов позволит рассмотреть все ситуации сочетания выборов с точки зрения их выгоды для партнеров. Ведь партнеры не просто выбирают за себя, их выгода зависит как от собственного выбора, так и от выбора партнера.

ФАТАЛЬНЫЙ ТИП

Например, жена хочет провести сегодняшний вечер дома (ситуация примитивная, но именно она чаще всего рассматривалась исследователями).
Вариант «дома» для нее однозначно привлекательнее любого варианта «вне дома». Но ценность домашнего вечера сильно колеблется в зависимости от того, что выберет муж. Она высока в случае, если он присоединится к жене, и она сильно снижается, если он выберет «вне дома».
Последняя информация: мужу все равно, как и где коротать этот вечер. Он самодостаточен, и ему будет хорошо и одному, и с женой.
Воспользуемся этим примером и заполним репертуарную решетку.

Основное, что надо понимать, говоря об упражнениях - важны не столько сами упражнения, сколько их сочетание в рамках курса, последовательность. Можно анализировать эффект и последствия отдельного упражнения - однако этот анализ не дает полной и настоящей картины, зачем же это упражнение делалось. Например, внешне может казаться, что упражнение направлено на то, чтобы осознать отношение других участников к тебе - однако на деле оно может иметь целью как выявление тренером степени вовлеченности того или иного участника, а также направленную «травлю» кого-то (отношение во многом формируется с подачи тренера и группы).
Описание отдельных упражнений интересно само по себе. В конце я дам интерпретацию психологов о том, на что направлены представленные упражнения с точки зрения работы с психикой.
Упражнений много! Описывать все я не буду, только некоторые, описание которых мне удалось найти и сформулировать. Сразу отмечу, что в разных тренинговых центрах упражнения могут различаться - поэтому я привожу лишь найденные названия и описания, что совершенно не значит, что упражнение с другим названием или сделанное немного не так не относится к лайфспринг-технологии.

Игра «Красное и черное» (вариант - «Крестики-нолики»)
Проводится на Базовом курсе.
Участники делятся на две команды и расходятся по разным комнатам. На доске нарисована таблица в 2 строки по 6 столбцов (каждая строка соответствует команде, каждый столбец - очередному «ходу»). Всеобщим голосованием команда ставит в каждую ячейку либо красное, либо черное - это и есть «ход». Ходят команды по очереди. Курьер перемещается из комнаты в комнату, смотрит результат после голосования и сообщает о том, как проголосовала другая команда. Результаты голосования курьеру докладывает только лидер команды по определенным правилам. Цель игры - «набрать максимальное количество очков» - буквально так она формируется тренером. Очки считаются так: если одна команда ставит красное и другая команда красное - обоим по минус 3. Если одна ставит «К», а другая команда «Ч» - первой плюс 5, второй минус 5. Если обе команды ставят «Ч» - обоим по плюс 3. Цель «набора максимального числа» не очевидна в процессе игры, например есть подсадные, которые утверждают что важно набрать максимум по абсолютному значению (минус 25 лучше плюс 10). Это вносит сумбур в голосование.
В итоге, когда команды после игры встречаются, после радости команды, набравшей большее число очков, тренер объявляет примерно следующее: «Надо было всегда голосовать за черное. Тогда по сумме обе команды набрали больше - так как настоящей целью был суммарный максимум по очкам (замечу, это никто не уточняя в начале ). Почему же вы голосовали за красное, пытаясь набрать больше очков для себя, не думая о другой команде? Потому что вы считаете их врагами - это заложено в нас. Также и в жизни происходит! А надо стремиться к сотрудничеству, любви к ближним и взаимодействию».
Тут есть еще один момент - курьер может не принимать результат голосования под предлогом «нарушения правил», иногда не говоря о сути нарушения - лидер должен сам догадаться (по факту нарушения может и не быть). Не прием ответа может быть намеренным - если видят, что обе команды пытаются голосовать за черное, то есть получить лучший суммарный результат - цель-то как раз создать соперничество, хотя в заключительной речи тренера речь идет о сотрудничестве. Люди начинают сомневаться, почему у них не принимается ответ, это вносит нервозность и может повлечь изменение результата голосования.
В течение игры тренер наблюдает за поведением команд. Он выявляет пассивных и выговаривает впоследствии им за пассивность, активным же выговаривает за то, что не активизировали пассивных. Выявляет лидеров, эмоционально устойчивых и неустойчивых, скептиков и т.п. Есть еще один побочный эффект - возможно сильное давление на тех, кто не согласен с результатом голосования своей команды: человек не хочет, чтобы выбрали какой-то цвет и видя, что большинство «за» этот цвет, просто «воздерживается» - а это нарушение правил и голосование не принимается. В результате команда давит на человека, чтобы он проголосовал и результат засчитали.

Упражнение «Брать-давать»
Упражнение делается на Продвинутом курсе, примерно в середине курса.
Участники подходят друг к другу и говорят, «берущий» тот или иной участник или «дающий». Каждый подсчитывает, сколько раз он «берущий» и сколько раз «дающий». Затем всех рассаживают в порядке убывания (схематично - берущий - минус один балл, дающий - плюс один балл). Тренер подходит к самым «отдающим» и самым «забирающим» и задает им вопросы, почему они оказались именно в этом конце шеренги.
Далее приглушается свет, включается громкая тяжелая музыка, каждый становится напротив своего напарника (напомню, в начале продвинутого курса все разбиваются на постоянные пары, выбирая себе напарника ). Тренер задает вопросы вроде: «Как ты забираешь? У кого ты забираешь - называй имена!? Как ты оправдываешь свое забирание?» Ответы участник должен громко кричать в лицо напарнику. Далее тренер заставляет повернуться спиной к напарнику, закрыть глаза и сомкнуть руки на груди в замок. По команде все участники должны одновременно бежать в указанную точку, расталкивая других и крича: «Мне наплевать на тебя, ты стоишь у меня на пути, отойди!» При этом в зал вбегает группа поддержки из крепких парней и участвует в толкучке, но участники их не замечают - свет приглушен, глаза закрыты, обстановка накалена. Если кто-то падает - его поднимают и снова кидают в кучу малу. Травмы не исключены, по человеку могут и пройтись, пока он лежит. Затем «группа поддержки» зажимает всех в кольцо, толкучка останавливается. Тренер говорит речь о том, «как это нехорошо - только забирать и не отдавать, в чем участники только что убедились. Каждое твое забирание усиливает плохое в мире».
Также может быть вариант, когда самых «забирающих» тренер начинает ругать, что они тянут команду вниз и их надо выгонять. И предлагает команде за них «побороться». Если команда не хочет бороться и согласна с тем, чтобы выгнать «отстающих» участников, капитаны давят на команду, крича: «Команда, вы сливаете своих людей! А за их результаты мы все в ответе!»

Упражнение «Что ты хочешь»
Упражнение делается на Базовом курсе.
Участники делятся на пары и садятся друг напротив друга в так называемой «открытой позиции» (руки на бедрах ладонями вверх), смотря в глаза друг другу. Первый участник в такт музыке громко спрашивает: «Что ты хочешь?» Второй участник должен так же громко отвечать - первое, что приходит на ум. В другом варианте пары нет - надо просто орать свои желания «в пустоту». Упражнение происходит с закрытыми от света окнами при приглушенном свете под оглушительно громкую музыку. Капитаны периодически подсаживаются к парам и подначивают криком «Что ты хочешь?» Кричат прямо в лицо, особенно тем, кто по их мнению орет недостаточно громко или же устал. Капитанов в микрофон направляет тренер. При выкрикивании желаний главное - не думать и кричать как можно громче - якобы, чтобы партнер слышал. Из-за громкого крика и музыки никто на самом деле не слышит партнера, но в реальности это и не нужно. Главное - чтобы человек своим же громким криком свои же желания утвердил как жизненные цели. То есть на фоне сильного напряжения желания должны «прописаться» в постоянной памяти человека, причем по мере упражнения человек переходит от осознанных желаний к подсознательным. По ощущениям участника - «горло хрипнет, голова пульсирует, болит, глаза наливаются кровью. Возникает состояние измененного сознания, легкое головокружение, психическая перегрузка». Рациональное мышление отключается, толпа входит в транс. Я, как человек бывавший в фанатском секторе на футболе, подтверждаю, что такое состояние вполне возможно и человек в орущей толпе адекватность теряет. Некоторые участники впадают в истерический смех, некоторые плачут.
После нескольких минут крика партнеры меняются ролями.
В конце упражнения тренер может сказать участникам, чтобы те выкрикнули неизвестные желания «во вселенную». Неважно что - главное, поднять глаза вверх и как можно громче кричать. При этом капитаны поднимают руки к небу, многие повторяют за ними.
Завершающий этап - медитация со словами «будь с тем, что ты только что открыл для себя».

Упражнение «Темная комната»
Делается на Продвинутом курсе.
Участники сидят в темной комнате, в которой играет оглушительно громкая музыка. Тренер говорит: «У всех бывают моменты, когда вы злитесь и оскорбляете себя. Оставьте все это здесь! Выругайте себя!» Участники должны громко говорить про себя оскорбления. Психической разгонке помогают капитаны, бегая и крича в уши участникам различные оскорбления.
После упражнения включается позитивная музыка и участники говорят себе, какие они на самом деле хорошие, гладят себя по голове.

Упражнение «Спасательная шлюпка» (варианты: «Лодка», «Корабль», «Летучий корабль»)
Проводится на Продвинутом курсе.
Начинается упражнение с медитации с закрытыми глазами под тихую музыку при приглушенном свете - имитация плавания на корабле. Затем «на корабль налетал шторм». Спасательная шлюпка на корабле только одна и влезает в нее два человека. Каждого участника спрашивают - что он выберет, спасение в шлюпке или смерть на тонущем корабле. Далее команде дают задание решить - кого в шлюпку посадить. Здесь как правило мужчины пропускают дам вперед, более старые пропускают более молодых. После некоторого обсуждения тренер его прекращает в жесткой форме и раздает всем по две спички. Каждый должен подходить к другим участникам и делать выбор: вслух в лицо говорить его имя и, если отдаешь спичку, добавлять «ты жив», если нет - «ты мертв». Затем это повторяет тот, кому ты это адресуешь. Например, подходишь к Петру и говоришь:
- Петр, ты мертв.
Петр должен повторить:
- Я Петр, я умер.
Все это происходит под давлением тренера и помощников. Если человек отдает спички, ему на ухо кричат, причем кричат сразу несколько человек: «Ты ведешь себя, как лох, ты и в жизни лох - отдаешь едва знакомым людям свою жизнь! Вот тебя и бросают девушки, забывают друзья! Ты сам себе не ценен и никому не можешь быть ценен! Все вытирают об тебя ноги!»
Если же человек не отдает спички: «Ты холодный и беспринципный, ты и в жизни так бросаешь людей! Поэтому с тобой никто не хочет быть! Ты не человек - ты бесчувственный робот!»
Еще интересный момент - к некоторым участникам тренер и помощники специально априори создают негативное отношение, чтобы люди не давали им спичек. Срабатывает модель коллективной психологии, по примеру школы - «травимому» старшими или более авторитетными товарищами ученику не подают руку одноклассники.
Когда у человека не остается ни одной спички, он должен по команде тренера лечь на пол - имитация смерти.
В итоге спички остаются только у некоторых, остальные «умерли». Каждый из оставшихся под контролем тренера подходит к остальным оставшимся и либо отдает спичку, либо говорит:
«Мне на тебя насрать. Я не беру тебя с собой» Команда при этом противостоит ему - «как же так, вы же еще сегодня с ним обедали за одним столом, он же еще так молод» и тому подобные аргументы.
После этого идет медитация следующего рода.
На берег прилетел вертолет со спасенными людьми. Вертолет встречают родные и высматривают тебя, но тебя среди спасенных нет. Далее вылавливают твое распухшее тело, тебя хоронят, все плачут. Выключают свет, все лежат в темноте. Музыки нет, тренер молчит. Умершие должны передавать последние слова родным через спасшихся. В процессе как правило кто-то «не выдерживает» и вскакивает с криком «Я живой!», скорее всего это подсадной человек, свет включают и все начинают вставать - оживать.
Далее тренер говорит, что «правильным поведением» будет не раздать спички и умереть, а оставить по одной спичке себе и своему напарнику - и таким образом вдвоем спастись.
Также в упражнении есть вариации: после медитации все встают в круг и каждый участник должен подходить к остальным и говорить (к примеру):
- Ты Петр, ты идешь.
Если же имени участник не помнит, он должен четко и громко сказать:
- Я не знаю твоего именно. Ты мне безразличен! Безразличен!!!
Тренер требует говорить громко, чтобы ощутить «насколько тебе безразличен этот человек».
Если участник неверно назвал имя, обладатель имени должен ответить:
- Это (пауза) не мое имя. (пауза)
Тренер говорит обладателю имени:
- Ты безразличен этому человеку. Как ты проявился, что стал безразличным этим людям?
Закончиться упражнение может глубокой ночью (напомню про недоедание и недосып, то есть сильное психическое истощение) - это последнее упражнение дня. По словам участвовавших - воздействие на сознание очень сильное, кто-то рыдает, кто-то подавлен как в состоянии траура.
В конце, после упражнения - медитация, направленная на эмоциональный подъем. После упражнения может идти домашнее задание, например «придумать себе надгробную надпись» (это уже, я так понимаю, в шутливой форме, после «положительной» медитации).

Кратко упомяну некоторые другие упражнения. Например, участников заставляют танцевать стриптиз. Есть и психологический стриптиз - человек выходит в центр круга и рассказывает о своих отношениях с отцом, о себе в постели и т.п. - а потом группа ему дает оценку (обратную связь), причем негативную. Еще, к примеру, участников заставляют разыгрывать немые сценки по книге «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.

Часть упражнений носит название растяжек или стретч (stretch) - эти упражнения направлены на как бы «выход человека за собственные границы поведения». В них людей разбивают на группы и заставляют играть какую-то нехарактерную для них роль - стриптизерши, вокзальные проститутки, бомжи, балеруны, бабочки, гусеницы. Причем люди реально могут сидеть бомжами у вокзала или выйти голыми на улицу. Также заставляют бесплатно достать что-то, например 3 любимых фрукта. Или проехать в общественном транспорте, не заплатив и спев песенку перед кондуктором в качестве оплаты - при поддержке группы.

Нельзя забывать и про «домашние задания». Не буду вдаваться в их описание, важен сам принцип - контроль над временем тренируемого даже за пределами тренинга. Человеку прививают ответственность за выполнение домашнего задания и спрашивают с него их выполнение на тренинге. Таким образом, время вне тренинга человек тратит на домашнее задание и у него не остается возможности осмыслить, что же он такое делает.

В начале статьи я обещал дать интерпретацию психологов - на что направлены методики, используемые в упражнениях. Поскольку статься получилась насыщенной и, по правде говоря, я и сам несколько перегружен информацией, - этой интерпретации будет посвящена следующая статья.

Мне всегда казалось, что это довольно известная и интересная командная игра, но как показал мой небольшой личный опрос среди моих коллег по работе и моих друзей вне ее – совсем не многие слышали об этой игре.

Итак, есть группа людей, желающих получить фан и одновременно с этим отработать командные навыки. Выявить лидера и проверить свое умение договариваться в сжатые сроки под давлением текущих обстоятельств (противник не дремлет, да:)), понять способность команды согласованно вырабатывать и принимать верные тактические и стратегические решения.

Группа играющих делится на две команды. Побеждает команда, набравшая больше очков. Очки набираются согласно правилам, изложенным ниже.

Правила

Игра длится 7 ходов. На каждом ходу команда может выбрать, на что она ставит: на красное или на черное. В зависимости от того, на что поставили первая и вторая команда – обе команды получат следующее число очков:

Очки 3 и 6 хода удваиваются , а очки последнего 7 хода – утраиваются (1, 2, 3х 2 , 4, 5, 6х 2 , 7х 3 ).

Решение в команде каждый раз принимается простым большинством голосов. У вас может быть сколько угодно обсуждений, но в конце вопрос ставится на голосование, результаты которого передаются ведущему (например на бланке или на заранее подготовленных карточках).

Время обсуждения каждого хода – примерно 5 минут, но если одна из команд уже приняла решение, другая должна сообщить свое решение не позже, чем через 1 минуту. В случае, если решение за это время не принято, то эта команда штрафуется на 3 балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть «воздержавшиеся», то за каждого такого участника команда получает минус 1 очко, а за каждого участника, проголосовавшего «против» – минус 2 очка. Если кто-то в команде регулярно идет поперек, команда может его выкинуть, но это будет стоить минус 3 очка.

Решение команд соперникам передает ведущий или его ассистент. Любые виды контактов между командами во время игры запрещены.

Альтернативный вариант игры: «Две цивилизации» 🙂

Группа делится на две команды. Жребием определяем кто играет за Землян, а кто за Инопланетян.

Легенда : космическая экспедиция с Земли обнаружила необитаемую планету, недра которой оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми и стратегически важными видами сырья. Но практически одновременно с землянами на эту планету высадились представители иной высокоразвитой цивилизации, тоже заинтересовавшиеся природными ресурсами планеты. Заметив присутствие друг друга, и земляне, и инопланетяне укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность нейтронные орудия и ручные бластеры. Эта планета крайне необходима и той, и другой цивилизации. По-видимому, вооруженного столкновения не избежать. Вопрос в том, кто начнет первым, на кого ляжет ответственность за развязывание военного конфликта. Началось тягостное ожидание…

Впрочем, еще остается возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи, и чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. В этой игре вам придется решать, как поступить, совершив все те же семь ходов.

Суть и правила изложенные выше – не меняются, меняется только антураж 🙂

Дополнение

В игре существует выигрышная стратегия (это очевидно – необходимо, чтобы обе команды ставили на черное). Но! Велик соблазн «переиграть» другую команду и в какой-то момент одна из команд начинает ставить на красное…

После этой игры участники во время обсуждения выходят на тему доверия, как необходимого условия успешной совместной деятельности.

Вы вполне можете увеличить число играющих команд (чемпионат), удлинить игру до 10 или 15 ходов, изменить правила кратности (на 3м, 6м и последнем ходах), сдвинув их на другие ходы.

Успехов в построении успешных команд!



Что еще почитать