В каких веках были открыты материки

Герадот- древнегреческий ученый, историк и путешественник. Был очевидцем многих из описанных событий и передал все, что сам видел или увидели другие. В его время выделяли 3 пояса: северный, южный, и средиземноморье. Герадот- древнегреческий ученый, историк и путешественник. Был очевидцем многих из описанных событий и передал все, что сам видел или увидели другие. В его время выделяли 3 пояса: северный, южный, и средиземноморье.




Величайшим событием того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля имеет форму шара. Величайшим событием того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля имеет форму шара.


Эратосфен определил размеры Земли, разработал способ построения карты, создал первый систематический труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями. Эратосфен определил размеры Земли, разработал способ построения карты, создал первый систематический труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями.




Важные открытия были сделаны норманнами, которые открыли и начали заселять остров Исландия, затем Гренландию, и достигли берегов Северной Америки. Важные открытия были сделаны норманнами, которые открыли и начали заселять остров Исландия, затем Гренландию, и достигли берегов Северной Америки.



Путешественник открыл Восток для европейцев, первым прошел морским путем из Китая в Италию. Его труд «Описание мира»- самая известная книга той эпохи. Путешественник открыл Восток для европейцев, первым прошел морским путем из Китая в Италию. Его труд «Описание мира»- самая известная книга той эпохи. Марко Поло






Открытие Америки связано с плаванием Христофора Колумба в поисках морского пути в Индию. Путешественник открыл прекрасный мир, где ныне возникли могущественные государства, а народы, что населяют их, славят имя Колумба и с почестями передают его своим потомкам. Христофор Колумб


«Памятник человеческой несправедливости» - так называют историю происхождения названия Америка. Именно итальянский путешественник Америго Веспуччи пришел к выводу, что Христофор Колумб достиг не Индии, а неизвестной огромной суши- Нового света. Америго Веспуччи


Совершил путешествие в Индию, установил очертания африканского континента. Васко да Гама


Совершил первое кругосветное плавание, в результате которого было доказано: -Земля имеет форму шара; - воды на Земле больше, чем суши; - все океаны связаны между собой и образуют единый Мировой океан. Фернан Магеллан


Именно этому английскому путешественнику приписывают открытие материка Австралия. Мореплаватель, капитан Кук, был выдающимся исследователем трех океанов, первооткрывателем многих неизвестных земель. Его мужество, патриотизм и сейчас надыхают путешественников на подвиги в изучении природы Земли. Джеймс Кук


Талантливый исследователь жизни первобытных народов. Был просветителем многих племен, среди которых жил. Выдающийся путешественник, исследовал о.Новая Гвинея и другие острова Тихого океана. Николай Миклухо –Маклай


Открытие Антарктиды - этого далекого, холодного, но интересного по своей природе материка связано с именами этих путешественников. Фаддей Беллинсгаузен Михаил Лазарев




Описал природу Южной Америки, создал первую геологическую карту материка, собрал гербарий из 12 тыс. видов растений. Его исследования сравнивают со вторым открытием Америки. Александр Гумбольдт


Исследовали северные и восточные районы Северной Америки. Генри Гудзон Александр Маккензи




Руководил Великой Северной экспедицией, принимал участие в организации российского флота, морских географических исследованиях того времени. Витус Беринг


Совершил два путешествия в Тянь- Шань, составил схему рельефа и высотной поясности этой гигантской горной системы, открыл горные ледники, исследовал высокогорное озеро Иссык-Куль. Петр Семенов-Тян-Шанский


Описал и нанес на карту Тибетское нагорье, пустыни, озера, истоки рек Хуанхэ и Янцзы. Осуществил пять экспедиций в Центральную Азию. Николай Пржевальский



В какой последовательности были открыты материки европейцами, Вы узнаете из этой статьи.

В каких веках были открыты материки?

Открытие материков было последовательным и закономерно. Известно, что на нашей планете есть 6 материков. Самым большим из них является Евразия. Вторым материком по территориальным размерам – Африка. Ее берега омываются двумя океанами – Атлантическим и Индийским. Двое последующих материков, Южная и Северная Америка соединены небольшим Панамским перешейком. Пятым материком является Антарктида, который покрыт толстым панцирем изо льда. Это единственный из всех 6 континентов материк, где постоянных жителей нет. На нем создано большое количество полярных станций, ученые регулярно их посещают и ведут наблюдения. Австралия – это последний и самый маленький материк на планете.

Как континенты получили свои названия?

Материки назывались европейцами, которые их открывали. Точной даты открытия Евразии и Африки нет. Известно только то, что еще древние греки знали и различали Евразию на Азию и Европу. Европа эта часть территории, которая находилась к западу от Греции, а Азия находилась с восточной стороны. Африка стала известна миру после того, как римлянами была завоевана южная часть побережья Средиземного моря.

В конце XV столетия – начале XVI столетия, а именно в 1492 году совершил длительную морскую экспедицию и открыл Америку.

В XVII веке голландскими мореплавателями было открыто пятый континент, который они назвали «Терра Аустралис Инкогнита». Это обозначает Неизвестная Южная Земля. Пятым материком была Австралия .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Как люди открывали и изучали Землю. Презентацию подготовила Нехаева Е.А. Учитель МОУ «СОШ № 39» г. Рязани

2 слайд

Описание слайда:

Повторение Самый большой материк Самый маленький океан Через какой материк проходят все меридианы Земли Какой материк экватор пересекает практически в центре Какой материк расположен только в южном и восточном полушарии Какой материк расположен только в северном и западном полушарии Какой материк делят на две части света Какая часть света включает в себя два материка Какой материк омывают четыре океана Какой океан омывает берега Евразии и Северной Америки Какой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д.

3 слайд

Описание слайда:

Повторение Самый большой материк Евразия Самый маленький океан Северный Ледовитый Через какой материк проходят все меридианы Земли Антарктида Какой материк экватор пересекает практически в центре Африка Какой материк расположен только в южном и восточном полушарии Австралия Какой материк расположен только в северном и западном полушарии Северная Америка Какой материк делят на две части света Евразия Какая часть света включает в себя два материка Америка Какой материк омывают четыре океана Евразия Какой океан омывает берега Евразии и Северной Америки Северный Ледовитый Какой остров пересекает параллель 8° с.ш. и меридиан 80 ° в.д. остров Шри – Ланка Самопроверка: «5» - 10-11 правильных ответов «4» - 7 – 9 правильных ответов «3» - 5 – 6 правильных ответов

4 слайд

Описание слайда:

Как изменялись представления людей о Земле Развитие мореплавания и дальние путешествия не только заставили людей задуматься о форме Земли, они давали огромное количество информации о вновь открываемых территориях. Эту информацию нужно было фиксировать, передавать от одних людей к другим. Так появились первые изображения местности, которые впоследствии превратились в географические карты.

5 слайд

Описание слайда:

Как изменялись представления людей о Земле Откройте атлас на стр. 3 III век до нашей эры. Мир по Эратосфену II век нашей эры. Изображение Земли на карте Птолемея XVII век Карта мира из атласа Меркатора Современная карта полушарий Вспомните, что люди знали о Земле в далеком прошлом? В какой последовательности были открыты материки? Из курса истории вспомните названия государств древнего мира.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Древний Восток Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока – жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием, скотоводством, торговля, расселение народов и войны привели к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам.

8 слайд

Описание слайда:

Древний Восток Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры Египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Финикийцы – выходили в Атлантический океан, первыми обогнули Африку и возможно достигали берегов Америки

9 слайд

Описание слайда:

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (рабочая тетрадь стр. 7 задание 1)

10 слайд

Описание слайда:

Геродот Древнегреческий ученый, историк, путешественник, оставил потомкам памятник античной науки «История в девяти книгах». Он представил своим читателям весь Старый Свет, все три старые страны света, которые ему были известны. Это- Европа, Азия и Ливия, означающая Африку.

11 слайд

Описание слайда:

Во времена Геродота ученые древней Греции высказывали предположение о зависимостиприродных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три «пояса»: северный – сырой и холодный (Скифия), южный – сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье) Северный пояс Южный пояс Средний пояс

12 слайд

Описание слайда:

Аристотель Одна из основополагающих идей античной географии – мысль о единстве беспредельного Мирового океана. Она была впервые высказана Аристотелем. Путем длительных наблюдений за затмением луны и Солнца пришел к выводу, что земля должна иметь форму шара.

13 слайд

Описание слайда:

Древнегреческий математик, астроном и географ ЭРАТОСФЕН на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры земли по меридиану. Разработал способ построения карты, создал системный труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика» (Землеописание). Отсюда и пошло название науки - ГЕОГРАФИЯ

14 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАКОПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ (рабочая тетрадь стр. 7 задание 1) Какие древние знания о нашей планете были накоплены в древнем мире? Назовите имена ученых и тот вклад, который они внесли в развитие географии

15 слайд

Описание слайда:

Эпоха великих географических открытий Венецианский путешественник. Родился на острове Корчула (Далматинские острова, ныне в Хорватии). В 1271-1275 годах совершил путешествие в Китай, где прожил около 17 лет. В 1292-1295 годах морем вернулся в Италию. Написанная с его слов «Книга» (1298) - один из первых источников знаний европейцев о странах Центральной, Восточной и Южной Азии. Марко Поло

16 слайд

Описание слайда:

В XIV-XV веках «Книга» Марко Поло была руководством для картографов. Большую роль она сыграла в истории великих географических открытий. Организаторы и руководители португальских и первых испанских экспедиций XV- XVI веков не только пользовались картами, составленными под влиянием Поло, но и само его сочинение было настольной книгой для выдающихся мореплавателей, в том числе для Колумба.

17 слайд

Описание слайда:

Афанасий Никитин НИКИТИН Афанасий (?-1475), русский путешественник, тверской купец. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468-74). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.

18 слайд

Описание слайда:

Нет биографических сведений об Афанасии Никитине, но его путевые записи «Хождение за три моря» (точное название дневника) не только ценнейший и интереснейший географический документ, но и замечательный литературный памятник. Автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Великие географические открытия Христофор Колумб мореплаватель, испанский адмирал (1492), вице-король «Индий» (1492), первооткрыватель Саргассова и Карибского морей, Багамских и Антильских островов, части северного побережья Южной Америки и карибской береговой черты Центральной Америки. (осень 1451, Генуя - 20 мая 1506, Вальядолид),

21 слайд

Описание слайда:

Тогда Колумб задумался о своём проекте морского путешествия в Индию. В1474 году астроном и географ Паоло Тосканелли сообщил Колумбу в письме, что до Индии можно добраться гораздо более коротким морским путём, если плыть на запад. Произведя собственные расчёты он решил, что удобнее всего плыть через Канарские острова, от которых до Японии, по его мнению, оставалось около 5 тыс. км.

22 слайд

Описание слайда:

Всего Колумб совершил 4 путешествия к Америке: Первое путешествие (3 августа 1492 - 15 марта 1493). Второе путешествие (25 сентября 1493 - 11 июня 1496). Третье путешествие (30 мая 1498 - 25 ноября 1500). 4. Четвёртое путешествие (9 мая 1502 - ноябрь 1504). Модели каравелл Колумба

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Вопреки собственному убеждению, которое он сохранял до самой смерти, Колумбу не дано было выполнить ту задачу, которой он посвятил всю свою жизнь: западного пути в страны Востока он так и не открыл. Открытия Колумба сопровождались колонизацией земель, основанием испанских поселений, жестоким порабощением и массовым истреблением отрядами конкистадоров коренного населения, названного «индейцами». Но именно экспедиции Колумба положили начало Великим географическим открытиям эпохи Возрождения, в частности окончательному доказательству шарообразности Земли.

25 слайд

Описание слайда:

итальянский мореплаватель, один из первооткрывателей Южной Америки, дельты Амазонки, Венесуэльского залива, лагуны Маракайбо и Бразильского нагорья; главный пилот (штурман) Испании (1508). установил, что Вест-Индия – это Новый свет! свет! Америго Веспуччи (9 марта 1454, Флоренция - 22 февраля 1512, Севилья)

26 слайд

Описание слайда:

Васко да Гама 8 июля 1497 флотилия в составе четырех кораблей с экипажем в 168 человек отплыла из Лиссабона. Миновав острова Зеленого мыса, экспедиция взяла курс на запад, а затем повернула на восток, сделав большую дугу по Атлантическому океану, и в начале ноября вышла к африканскому побережью. Обогнув мыс Доброй Надежды (открытый мореплавателем Бартоломео Диашем), флотилия вышла к восточному побережью современной ЮАР. В конце января 1498-го португальцы, пришли в Каликут, крупнейший транзитный центр торговли пряностями, драгоценными камнями и жемчугом на юго-западном берегу Индии В сентябре 1499 он достиг Лиссабона. Большая часть участников экспедиции погибла, на родину вернулось только 55 человек. Однако цель путешествия была выполнена. Был открыт морской путь из Европы в Азию.

27 слайд

Описание слайда:

Фернан Магеллан. (весна 1480, Саброза, провинция Вила-Реал, Португалия - 27 апреля 1521, Филиппины) МАГЕЛЛАН Фернан -португальский мореплаватель, экспедиция которого совершила первое кругосветное плавание; первооткрыватель части атлантического побережья Южной Америки, прохода из Атлантики в Тихий океан, впервые им пересеченный. Магеллан доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство шарообразности Земли.

28 слайд

Описание слайда:

20 сентября 1519 года флотилия из пяти судов с командой в 265 человек во главе с Магелланом вышла из порта Санлукар-де-Баррамедана на поиски юго-западного пролива из Атлантического океана. Через два месяца корабли достигли берегов Бразилии и направились на юг вдоль Американского материка. В марте 1520 года они остановились на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Здесь Магеллану с большим трудом удалось подавить мятеж части членов В сентябре 1520 года экспедиция на четырёх кораблях («Сантьяго» погиб в разведке 22 мая) вышла в океан и взяла курс на юг.

29 слайд

Описание слайда:

В конце октября 1520 года достигли пролива, которому впоследствии было присвоено имя его первооткрывателя - Магелланов пролив. Переход по проливу с незнакомым фарватером был очень тяжёлым. На южном берегу пролива мореплаватели увидели огни костров. Магеллан назвал эту землю Огненной землей. «Сан-Антонио», шедший передовым, выйдя из пролива, повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, самовольно вернулся в Испанию. Росло число членов экспедиции, настаивавших на возвращении в Испанию.

30 слайд

Описание слайда:

Пройдя пролив, экспедиция направилась к берегам Азии. «Южное море» Магеллан назвал Тихим океаном, «потому что, - как сообщает один из участников, - мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Более трёх месяцев продолжался этот переход, за время которого часть экипажа, сильно страдавшего от голода и жажды, погибла, на кораблях было состояние близкое к мятежу. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Преследуя цель подчинения местного населения испанской короне, Магеллан вмешался в спор двух местных правителей и был убит в сражении 27 апреля. Пришлось срочно отплыть. Отсутствие опытного руководителя дало себя знать. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов.

31 слайд

Описание слайда:

На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только двое кораблей. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме, а «Виктория» - на запад в обход Африки. «Тринидад» был захвачен в плен португальцами. «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила путь. Совершив длительный переход вокруг Африки, 18 человек вернулись на родину. Эль Кано

33 слайд

Описание слайда:

34 слайд

Описание слайда:

Открытие и исследование Австралии С 1768 – 1771 год Джеймс Кук открыл и исследовал острова Океании и материк Австралии, который объявил владениями Англии. Джеймс Кук Абель Тасман В начале XVII века исследовал часть северного побережья материка, открыл остров, названный в честь открывателя - Тасмания.

Знания о Земле, ее природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались долгие тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных путешественников и мореплавателей, ученых-географов постепенно создавалась обобщенная картина современного мира.

Ученые рисовали карты, составляли описания новых земель и населяющих их народов.

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией.

Современная география располагает сведениями о геологическом прошлом нашей планеты, об особенностях строения и развития каждой геосферы, о компонентах природы, их взаимосвязях, о природных комплексах и о самом большом из них - географической оболочке, которая в наши дни находится под огромным влиянием деятельности человека.

В наш космический век Земля, которая раньше казалась необъятно огромной, перестала быть такой. Сейчас есть возможность быстро попасть в любой уголок Земли, собрать данные о происходящих в ее природе явлениях и процессах. Но ведь так было не всегда!

  1. Вспомните из предшествующего курса географии, что люди знали о Земле в далеком прошлом.
  2. В какой последовательности были открыты материки?
  3. Из курса истории вспомните названия государств древнего мира. Где они были расположены?

Основные этапы накопления знаний о Земле

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока - жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа; отсюда ведет начало наш календарь.

Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Отважные финикияне - опытные корабельщики, мореходы и купцы, - нагрузив свои корабли разными товарами, уходили в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Они первыми совершили плавание вокруг Африки и, возможно, достигали берегов Америки.

Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт). Геродот - древнегреческий ученый, историк и путешественник ~ оставил нам классический памятник античной науки, известный иод названием «История в девяти книгах». Он был очевидцем многих из описанных событий и передал с величайшей достоверностью все, что сам видел или увидели другие. Во времена Геродота ученые Древней Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три пояса: северный - сырой и холодный (Скифия), южный - сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара. А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III-II вв. до н. э. определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематическии труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. Этот этап развития географии называют познавательно-описательным.

  1. Какие знания о нашей планете были накоплены в древнем мире?
  2. Назовите имена ученых и расскажите о вкладе, который они внести в развитие географии.

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана от берегов Африки до Зондских островов. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Важные открытия в средние века были сделаны норманнами и новгородцами. Норманны в IX в. открыли и начали заселять остров Исландию, затем - Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Новгородцы выходили к берегам Ледовитого океана, плавали на остров Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Значительно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII в. в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов Поло. Они были первыми итальянцами, а может быть, и первыми европейцами, проникшими так далеко на восток огромного континента. Путешествие их длилось многие годы. Марко Поло описал огромный, дотоле неизвестный европейцам мир, впервые привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая.

Вклад в развитие знаний о Земле внес и тверской купец Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. он через Персию и Аравийское море достиг Индии, составил правдивые описания виденных им стран.

Когда на смену феодализму пришла новая общественная формация - капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам, в том числе к географии.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. Португальцы плывут на юг вдоль западных берегов Африки и достигают мыса Доброй Надежды.

Рис. 4. Одна из карт античного мира

В конце 1492 г. Х.Колумб привел испанские корабли к неизвестным землям за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.

Через несколько лет после открытия Америки, обогнув Африку, корабли Васко да Гамы достигли Индии. А в 1521 г. началось первое кругосветное плавание под началом Ф. Магеллана, которое закончилось в 1524 г. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров.

Благодаря этим географическим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле. Стало ясно, что именно океан определяет вид всей планеты, влияет на природу всех ее частей.

Во второй половине эпохи Великих географических открытий (XVI-XVII вв.) велись поиски морских путей в Китай и Индию вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки. Имена английских и голландских мореплавателей навсегда остались на географических картах.

Имена русских землепроходцев можно найти на огромных пространствах Сибири - от Урала до Тихого океана.

По сибирским рекам плавали и нанесли их на карты отряды казаков И. Москвитина, С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова и др.

В эпоху Великих географических открытий география стала одной из наиболее важных для человечества наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве поверхности Земли, собрала много данных о природе и населении почти всей суши, получила первые представления о природе Мирового океана. Однако в то время география выполняла в основном функцию землеописания, отвечала на вопросы: что? где? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников.

  1. Назовите наиболее значимые открытия, сделанные в период раннего средневековья.
  2. Каково значение эпохи Великих географических открытий?

Во второй половине XVII и в XVIII в. путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями, - исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.

Рис. 5. Важнейшие географические путешествия и открытия

Огромные пространства северной части Евразии были открыты и исследованы русскими путешественниками. В XVIII в. в России был проведен целый ряд экспедиций, задуманных Петром I. Все они получили общее название Великой Северной экспедиции. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.

Изучив и обобщив труды этой экспедиции, великий русский ученый М. В.Ломоносов в 60-е гг. XVIII в. разработал проект «проходу Сибирским океаном в восточную Индию». В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок. Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша достигнет в Америку держава.

Большой вклад в развитие географии внесли экспедиции известного английского мореплавателя Д ж. Кука, имя которого стоит в одном ряду с X. Колумбом и Ф. Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в неизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Исследовал он и приполярные и полярные области Земли, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного полярного круга, но льды и туманы не позволили мореплавателю проникнуть дальше на юг.

Многочисленные экспедиции ХVIII-XIX и начала XX в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли.

Новейшие открытия XX в. внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях, цель которых - проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабам экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях науки. В 60-е гг. 67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыл новые возможности в изучении Земли.

Собранные в экспедициях материалы позволили ученым выдвинуть гипотезы (предположения) о природе того или иного явления, а также делать научные открытия на основе достижений других наук (физики, математики, биологии). Ученые создали теоретические основы географической науки, выявили причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли.

Рис. 6. Морские суда служат научно-исследовательскими лабораториями для океанологов

Географы выявили закономерности размещения крупных форм рельефа, открыли циркуляцию атмосферы, создали учение о почвах как особом компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе - географической оболочке Земли, в которой живет и трудится человек.

Так постепенно география из науки сиравочно-описательной превратилась в науку, объясняющую особенности природы Земли. У человечества никогда не иссякнет огромный интерес к собственному дому, нашей голубой планете.

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Назовите основные эпохи накопления географических знаний о Земле.
  3. Назовите важнейшие путешествия и экспедиции, которые привели к наиболее важным открытиям.
  4. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников знаний.
  5. На какие вопросы отвечает современная география?


Что еще почитать