Влажный кашель у ребенка аллергика чем лечить. Аллергический кашель у детей: описание, причины, симптомы, лечение. Разбираемся в причинах

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Девятый месяц жизни несет для грудничка много открытий. Ребенок становится с каждым днем все активней и мобильней, он постоянно ползает и изучает окружающее его пространство. Малыш уже вполне освоился в квартире, но в незнакомых местах чувствует себя не совсем уверенно.
Вам нужно помогать младенцу совершенствовать старые и осваивать новые навыки, а для этого важно знать, как проходит развитие ребенка в 9 месяцев.

Физическое развитие: умения и навыки

  • грудничок в девять месяцев жизни должен уметь садиться самостоятельно из положения лежа и сидеть долгое время;
  • младенец умеет хорошо ползать по-пластунски или уже передвигаться на четвереньках;
  • может уметь подниматься на ноги, опираясь на руки взрослых, делать с поддержкой несколько шагов, некоторые дети могут передвигаться самостоятельно приставным шагом, придерживаясь за кровать;
  • в девять месяцев ребенок должен уметь выполнять простые просьбы – давать или брать в руки определенные предметы, показывать названные игрушки или части тела на картинках;
  • речь младенца в 9 месяцев жизни все больше начинает походить на осмысленную; малыш уже должен освоить произношение большинства звуков и звукосочетаний с вашей помощью;
  • понимает назначение предметов и игрушек, исходя из их формы и материала, круглые предметы катит, квадратные и прямоугольные ставит друг на друга в башенку, мягкое сжимает, емкости пытается вложить друг в друга;
  • ребенок в девять месяцев должен уметь пить из чашки и постепенно обретает навыки самостоятельного питания;
  • малыш умеет повторять движения за взрослыми – хлопать в ладоши, поднимать руки, махать ими;
  • ребенок продолжает развивать «пинцетный» захват пальцев;
  • младенец в девять месяцев может складывать в емкость мелкие предметы.

Все ваши действия на девятом месяце жизни малыша должны быть направлены на помощь в освоении им процесса вставания на ноги . Для этого нужно укреплять его мышцы с помощью массажа и стимулировать его к активным движениям.

Эмоции и психологическое развитие

Эмоциональное и психическое развитие 9-месячного ребенка также не стоит на месте. Грудничок активно исследует окружающий его мир и доступные ему предметы. Он ищет источник звука в музыкальных игрушках, умеет доставать мелкие предметы из емкостей и искренне не понимает, почему туда не помещаются крупные.

Внимание младенца теперь привлекают не только лица окружающих его людей, но и другие части тела. Он с интересом наблюдает, как движутся ваши руки и ноги, и хочет уметь делать так же. Малыш пытается перенять эти навыки – стремится самостоятельно пить из чашки, надевает на голову в качестве головного убора совершенно не предназначенные для этого вещи.

Боязнь незнакомых людей у одних детей полностью исчезает, и они приветливо встречают гостей, а у других все еще сохраняется. Присматриваясь к новым людям, груднички постепенно налаживают с ними контакт.

Ребенок в девять месяцев жизни начинает очень эмоционально реагировать на результаты своих действий. Если грудничку удалось открыть коробочку или найти какую-то игрушку, он будет бурно радоваться своему успеху, а в случае неудачи — зальется слезами. Вам не нужно пугаться таких проявлений эмоций, это вполне нормальное психическое реагирование детей этого возраста.

Девятимесячные дети привязываются к определенным вещам, – малышу может полюбиться какая-то игрушка, одеяльце или предмет гардероба, и расставание с ними может привести к обиде или даже истерике младенца. Ребенок становится самостоятельным и подсознательно стремится немного отдалиться от матери. Чтобы компенсировать утрату этой связи, он заменяет ее привязанностью к определенным предметам . Если ваш малыш просит класть рядом с ним любимую игрушку – не переживайте, это нормальное явление.

Уход

В девять месяцев ребенок становится с каждым днем все самостоятельней. Купая его в ванной, вы можете предложить малышу намыленную губку, чтобы он сам себя помыл, поверьте, этот процесс доставит ему огромное удовольствие. Если уход грудничка за своей кожей оказался недостаточным, мягко предложите свою помощь. Также вы можете позволить младенцу самому вытираться полотенцем.

Продолжайте на протяжении 9 месяца приучать малыша к горшку, хвалите за успехи и огорчайтесь из-за неудач. Нельзя заставлять грудничка против воли сидеть на горшке, кричать и ругаться, если он не захотел или не успел на горшок, это может напугать младенца и вызвать у него эмоциональное отторжение этого предмета .

Рост и вес

За девятый месяц жизни ребенок подрастает на 1,5-2 см, его вес увеличивается примерно на 400 грамм. Окружности головы и грудной клетки практически равны и в среднем составляют 45 см. Согласно статистическим данным девочка будет иметь меньший вес и рост, чем мальчик.

Питание

Взрослая диетическая пища занимает все больше места в рационе ребенка девяти месяцев. Грудные дети продолжают кушать материнское молоко или смесь 1-2 раза в день, в зависимости от рекомендаций педиатра и потребностей малыша.

Активный рост зубов и развитие челюсти требуют от младенца постоянной нагрузки, поэтому малышу нужно постоянно что-то жевать. Предлагайте грудничку твердые кусочки яблок, груш, моркови, а также печенья и сушки, но не оставляйте ребенка с пищей наедине, поскольку он может подавиться.

Речь

Поскольку младенец уже должен освоить к девяти месяцам практически все звуки языка, вам остается только регулярно заниматься с ним и поддерживать его в стремлении произносить слова. Для стимулирования проведения дальнейших артикуляционных экспериментов, повторяйте за ребенком произнесенные им слова и фразы, подтверждайте, что вы его прекрасно понимаете.

Для общения с грудничком выбирайте знакомые для него выражения, постоянно комментируйте происходящее вокруг и те действия, что вы совершаете. Ребенку нравятся речевые игры, когда нужно то громко, то тихо произносить звуки .

Девятимесячные дети любят подражать звукам, издаваемым животными: мяучат, гавкают, чирикают и мычат. И пусть малыш может иногда не совсем правильно произносить слоги и слова, побуждайте его стараться и повторять за вами.

Игры и занятия с малышом

Ребенок в девять месяцев активно познает окружающий его мир и свойства предметов через занятия с игрушками. Для грудных детей этого возраста будут полезны развивающие центры активности, имеющие в себе звенящие, шуршащие и проигрывающие мелодии элементы. Различные коробочки с интересным содержимым помогут малышу познавать мир, мешочки с крупами разовьют мелкую моторику младенца.

Занятия с мячом, пирамидкой и игрушками, имеющими прорези для вставления деталей разных форм, обеспечат развитие координации у младенца девятого месяца жизни. Некоторые дети уже могут самостоятельно делать башенки из кубиков, а затем с хохотом разрушать их.

Малыша приведут в восторг «ожившие» с вашей помощью игрушки, танцующие и скачущие по кровати, кивающие головой, двигающие конечностями и разговаривающие незнакомыми голосами. Ребенок может пытаться повторять эти манипуляции за вами, – и это положит началу его обучения ролевым играм. Чтобы младенец знал, как нужно пользоваться игрушками, обращайте его внимание на прогулках на то, как едут машины, автобусы и мотоциклы, как бегают собачки и кошечки, как летят самолеты, вертолеты и птички .

В девять месяцев дети начинают понимать, что спрятанный предмет не исчезает, а находится под платочком, что из бутылочки может высыпаться ее содержимое, если емкость перевернуть. Помогайте малышу развивать себя, изучать свойства и взаимодействие объектов посредством игр. Прячьте игрушки и просите ребенка найти их, насыпьте в пластиковую бутылку с широким горлышком крупу и покажите, что содержимое можно высыпать, – малыш обязательно повторит за вами.

Развивайте в своем младенце аккуратность – просите его поставить правильно перевернутые игрушки, а если есть пластмассовый детский набор посуды – сервировать импровизированный стол для мягких любимцев.

Этот возраст - преддверие первого дня рождения крохи. И сегодня многие дети развиваются настолько активно, что уже в девять месяцев могут, умеют и хотят делать то же, что и в год. Итак, узнаем об особенностях девятимесячных малышей, их психическом и физическом развитии.

Режим дня ребенка в 9 месяцев

В этот возрастной период у малыша остается два дневных сна по 2 часа и ночной, длительностью около 11 часов. Желательно организовывать хотя бы один сон днем на свежем воздухе. Ночной становится более глубоким, и мама имеет возможность отоспаться. Что касается купаний, то уже не обязательно делать это ежедневно. Вечерние купания можно проводить через день, а днем лишь подмывать дитя. Режим питания остается пятиразовым. Примерное распределение бодрствования и сна выглядит так:

6.00-6.30. Подъем. Утренний туалет. Зарядка.

7.00. Грудное кормление или смесь. Игры, занятия.

9.30. Второе кормление в виде фруктового пюре, каши.

10.00. Прогулка и сон на свежем воздухе.

13.00. Обед в виде овощного пюре с мясом или супа, банана.

13.30. Занятия, бодрствование.

15.00-15.30. Прогулка и второй дневной сон.

17.30-18.00 Ужин в виде творога с фруктовым соком или каши с рыбой.

19.00. Общение с папой, родственниками.

21.00. Последнее кормление адаптированной молочной смесью или грудью.

21.30-22.00. Отход ко сну.

Аппетит малыша во многом определяется его активностью. И если ребенок не ест в положенное время, то не стоит смещать прием пищи на 30-40 минут. Лучше его пропустить. В следующее по графику кормление он поест хорошо.

Купание в этом возрасте уже можно проводить с играми и игрушками. Положительные эмоции перед сном будут способствовать засыпанию. А оно уже должно быть для крохи ритуалом с надеванием пижамы, колыбельной, включением ночника. До года малыш должен спать на твердом матрасе, без подушки.

Физическое развитие детей в 9 месяцев

К этому возрастному рубежу у малыша уже хорошо развиты мышцы конечностей, многие уже ползают, начинают ходить, все больше координируя положение своего тела. Некоторые при этом придерживаются опоры. Движения рук и ног становятся скоординированными, детки сами встают из положения лежа, любят лежать на животе, поворачивая голову в одну и другу сторону. Малыши осознанно тянутся за интересными предметами всем туловищем, крепко их удерживают.

Развитие мелких мышц рук позволяет в этот период обучать держать ложку и приучаться кушать самостоятельно. Дети активно двигают пальчиками, выполняют повороты туловища, наклоны, самостоятельно меняя позу на твердой поверхности.

Рост мальчиков составляет 71,2-72,3 сантиметра, вес - до 9-9,5 килограммов. Что касается девочек, то у них вес - 8,2-8,7 кг, рост - 68,5-70 см.

Умственное и речевое развитие ребенка в 9 месяцев

Ребенок активно изучает пространство и с удовольствием наблюдает за движением дверей в комнате, открыванием шкафа, слушает звуки, голоса, пытается копировать простые движения взрослых. Самым увлекательным занятием для него является ползание вокруг кресла, например, потому что интересно неоднократно повторять одно и то же действие. Крохе нравится наблюдать за мамой и папой, их общением. В этом возрасте он уже четко различает своих и чужих. У него может появиться реакция боязни незнакомых людей.

Внимание малыша становится более стойким. Он уже способен несколько минут рассматривать один и тот же предмет. Поэтому мама уже должна читать ему детские книжечки с крупными изображениями зверушек, машинок, фруктов. Дитя пытается повторять их названия за родителями, а также звуки, которые издают живые существа. У малышей появляются любимые игрушки. Их он встречает с восторгом и уделяет больше внимания.

В девять месяцев в активном словаре крохи слов пока не много. Они простые, состоящие из двух слогов. Это «баба», «дай», «на», «дада», «ам», «мама», «папа». У каждого ребенка формируется свой активный «словарик», понять который может обычно только мама.

Более широким является пассивный словарь. Это название предметов и действий, на которые дитя реагирует и которые хорошо знает. В их числе и собственное имя. Позже, по мере развития речи, слова из пассивного словаря перейдут в активный при регулярном их повторении.

Ребенок любит копировать взрослых, интонацию их голоса. За это родители должны хвалить малыша. Ежедневно надо знакомить дитя с новыми предметами и действиями, развивая память и внимательность.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

Сейчас мы убедимся в том, что умеет ребенок в 9 месяцев уже довольно много. Вот главные навыки , на которые рекомендуют ориентироваться родителям педиатры:

  1. Играет с предметами. Это могут быть книги, и дети сами переворачивают их страницы, просматривая картинки. Некоторые их рвут, и это не более чем исследование, изучение возможностей свих рук. Перекладывание предметов, поглаживание, ощупывание, засовывание в рот - элементарные действия с ними в этом возрасте.
  2. Учится вставать на ножки. Это малыш делает из положения сидя, переставляет ноги, вышагивает, несколько секунд стоит ровно без опоры.
  3. Выбирает игрушки. Ему необходимы яркие и познавательные. Сидя на коленях у папы, он может вытащить из карманчика мобильный телефон. Ему интересно исследовать взрослые игрушки.
  4. Умеет упрямиться. Он интенсивно шатает головой, когда не хочет есть или идти на руки к бабушке. Это проявления своего «я» и характера. И если его заставлять делать то, что он не хочет, то дитя может перейти на крик.
  5. Разглядывает себя на фотографиях, видео. Ему интересно наблюдать за движущимися картинками, рассматривать себя в зеркале. Порой он может пытаться похлопать или поцеловать изображение.
  6. Узнает части тела. Ребенок может показывать, где у мамы носик, глазик, ручка, волосики.

Игры и игрушки для развития ребенка в 9 месяцев

В этом возрастном периоде у крохи должны быть музыкальные игрушки, мягкие кубики, карусельки, мячики, машинки, куклы. Родителям рекомендуется обращать внимание на свойства таких игрушек: мячик катится, его надо толкнуть; пианино издает звуки, если нажать на клавиши. В детском наборе также должны быть ведерка с игрушками внутри, посудка, разные погремушки, «грызунчики» со специальным гелем для прорезывания зубов .

Специалисты советуют папам и мамам периодически менять игрушки, чтобы малышу было интересно. Не стоит одновременно выкладывать перед крохой все, имеющиеся в доме.

Детям этого возраста очень нравится игра «Прятки» с накрыванием головки платочком; «Большой-большой!» с потягиванием ручек вверх; складывание пирамидки.

Игры в этом возрасте - это простые действия с предметами: кукла ходит, танцует, кушает; машинка едет, жужжит; зайчик прыгает, ест. Во время них родители должны создавать эмоциональный окрас: концентрировать внимание на красоте и чистоте одежды куклы, мягкости мячика, доброте зайчика, который любит малыша.

Игры и игрушки должны помогать крохе познавать свойства предметов, развивать моторику пальцев, память, внимание, творчество.

Ребенок в 9 месяцев царапается, щипается, кусается

Укусы часто сопровождают процесс прорезывания зубов крохи. Они чешутся, болят, и такие действия - это попытки облегчить собственное состояние. Но кусания могут быть не только признаком появления органов жевания. Порой и в 9 месяцев, и в год ребенок может начать и щипаться, царапаться. Иногда это проявление агрессивности и нервозности. В таком случае стоит показать малыша детскому невропатологу.

Но порой такие реакции могут пресекать и сами мамы. Например, если ребенок кусается, то можно попробовать сделать так, чтобы вместо маминой руки он укусил себя за свою. Малыш после этого очень удивляется, возмущается, плачет - и больше не предпринимает попыток укусить взрослых. То же самое касается и щипания. Когда он это делает, то постарайтесь в тот же момент и его легонько ущипнуть за попу.

Некоторые психологи уверены, что кусания - это просто повторение действий мамы или папы, которые покусывают малыша с любовью, легонько. А он, не умея рассчитать свою силу, делает то же, но кусает больно. Специалисты рекомендуют не акцентировать внимание на таких плохих действиях. И тогда при отсутствии реакции взрослых дитя прекращает подобные вещи.

Ребенок в 9 месяцев отказывается от еды, от смеси, от прикорма

Полный отказ от еды с введением прикорма или резкое ухудшение аппетита - проблема, с которой могут столкнуться родители девятимесячного крохи. И в этом вопросе однозначных решений нет. Это может быть проявление кризиса одного года , который наступил раньше, с демонстрацией своего характера. Тогда подобное явление длится недолго, возможно, на протяжении дня, пока малыш не выголодается. Но пить он в это время должен.

Если в такие периоды он остается активным, не плачет, проявляет тот же интерес к игрушкам, то особо беспокоиться не стоит. На этом акцентирует известный педиатр Евгений Комаровский. Он подчеркивает, что в такие моменты кормить дитя насильно не нужно! Ведь от родительской настойчивости у малыша может возникнуть рвотный рефлекс. Доктор объясняет, что такое может случаться с малышами в зимние месяцы, когда у них срабатывает биологическая защита от лишней еды. И если ребенок при этом начинает капризничать, плакать, закрывать глаза, то просто спокойно отодвиньте тарелку - пойдите на прогулку, нагуляйте аппетит.

Можно попробовать просто посадить малыша за стол со всеми членами семьи, которые обедают или ужинают. И тогда, может быть, привычка копировать и наследовать действия взрослых заставит пробудиться аппетит крохи. Рекомендуется также при малыше «накормить» его любимого медведя. Главное - не ругаться и не кричать.

Развитие ребенка в 9 месяцев: Комаровский

Отсутствие насилия и демонстрации родительского превосходства - основы здорового развития малыша в этом возрасте, по мнению педиатра. Это касается кормления и приучения крохи к горшку. Последнее, как утверждает Евгений Олегович, произойдет тем скорее, чем выше уровень физиологического развития малыша.

Не стоит ориентироваться на развитие соседского ребенка, который именно в 9 месяцев научился ходить на горшок.

Многократным «ааканьем» можно добиться возникновения условного рефлекса, но целью родителей должно быть не это. «Наполнение пузыря - мочеиспускание» - таким должен быть механизм приучения к горшку. То есть побудительным мотивом является физиологический процесс наполнения мочевого пузыря, а не звуковой раздражитель (типа «а-а-а» или «пс-пс-пс»). До полутора лет дитя не может еще чувствовать процесс его наполнения, а значит, выработанные навыки стойкими не будут. По мнению господина Комаровского, в этот возрастной период лучше заняться формированием навыков самостоятельной ходьбы, стимулировать интеллектуальное развитие ребенка.

Специально для - Диана Руденко

Многие девятимесячные дети уже умеют самостоятельно стоять или даже ходить у опоры. Они совершают первые шаги и, вероятно, вы задумывались об обуви. Но ребенку не нужна обувь дома. Как бы ни хотелось обуть его в сандалии, не стоит этого делать дома. Шагая босиком по различным текстурам квартиры (паркет, кафель, ковёр), ребенок развивает чувство равновесия.

Наталья Калинина

Вот расскажите мне пожалуйста почему грудничок лысеет? Серьезно.
Дочка родилась достаточно волосатая. Я обрадовалась ТК у папы ее просто шапка из волос. Думала хотя бы вторая взяла волосы мужа- первая дочка родилась лысая практически и сейчас волосы тонкие ТК блондинка.
Вторая как я сказала достаточно волосатая (особенно в сравнении с первой дочкой). И чем больше росла тем меньше становится волос. Сейчас ей через неделю будет 5 месяцев. И она почти лысая я понимаю что они вытираются на затылке. С этого началось, потом по кругу головы(она крутит ей именно по кругу) но сейчас и на макушке головы практически ничего, так уж никак нельзя вытереть волосы.
Фото прилагаю

46

Если ребенок до сих пор самостоятельно не садится, то обязательно обратитесь к врачу. Главное, не упустить неврологическую патологию, которая часто проявляется только к концу первого года жизни. Многие заболевания, которые сформировались внутриутробно, невозможно диагностировать сразу после рождения.

Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 9 месяцев ребенку нужно вводить в питание пищу кусочками. Если раньше вы использовании блендер или готовые гомогенные пюре, то с 9 месяцев от них стоит отказаться. Просто отваривайте овощи и разминайте их вилкой (чтоб кусочки были безопасны). Так ребенок привыкнет к тому, что пища не имеет однородную структуру. Кроме того, это важный этап для развития челюстно-лицевого аппарата в принципе и формирования процесса жевания в частности. Не затягивайте с этим.

Психология

Путешествовать с ребенком сейчас становится сложнее. Он крайне не любит выходить за пределы знакомого окружения и вещей. Банальный поход в гости может обратиться слезами. Но через некоторое время малыш привыкает, понимает, что мама рядом, и спокойно играет в незнакомой обстановке. Кроме того, он может часто проверять, оглядываясь, здесь ли вы. Для него важно знать, что близкие рядом и он в безопасности.

Малыш уже хорошо ориентируется в знакомой обстановке. Он точно знает где лежат его , где книжки, как расположены комнаты в квартире. Многие свободно ползают по квартире, а поэтому вся квартира должна стать безопасной зоной для детей.

Он знает, кто такие мама и папа, и узнает себя в зеркале. Он начинает себя осознавать отдельной личностью. Это важный этап взросления.

Навыки и умения

♦ Сам садится и спокойно сидит самостоятельно.

♦ Может по-разному передвигаться: ползая на четвереньках, сидя, по-пластунски (на животе).

♦ Многие могут самостоятельно вставать у опоры и передвигаться вдоль нее.

♦ Делать несколько шагов, держась за руку взрослого.

♦ Давать предмет на просьбу «дай» и брать на просьбу «на».

♦ Может показывать некоторые части тела: нос, рот, глаза (пока на лице родителя)

♦ Может появляться звукоподражание: пытается имитировать звуки и речь.

♦ Берет самостоятельно из тарелки кусочки пищи.

Он активно передвигается по дому, поэтому вся квартира должна быть максимально безопасной. Обязательно закройте на замок всю бытовую химию. Дети намного быстрее, чем вы думаете, могут проглотить средство для чистки плит или попробовать на вкус стиральный порошок. Это крайне опасно! Вся бытовая химия должна храниться в недоступном для ребенка месте.

Как играть

Всевозможные – вот основа занятий в этом возрасте. Обратите внимание, что детали должны быть крупными, чтобы ребенок не мог их проглотить, и безопасными – по составу и окраске. Большинству детей захочется попробовать на зуб яркие и красивые детали конструктора, сортера или логической головоломки.

Что чувствует и как ведет себя

Зрение ребенка уже почти соответствует взрослому. Он может хорошо видеть как далеко, так и близко, может фокусировать взгляд и следить за быстродвижущимся объектом. Руки и глаза скоординированы, моторные навыки развиваются вместе со зрением. Так, например, младенец может увидеть игрушку на другом конце комнаты и подползти к ней.

Сон малыша составляет порядка 12-16 часов в сутки. Некоторые дети могут спать днем подряд 2 часа, другие напротив спят по 20-30 минут, но несколько раз.

Слух ребенка уже хорошо развит. Он знает свое имя и откликается на него. Если спросить «Где папа?», он пытается искать папу глазами.

Как развивается речь

Старайтесь проговаривать название вещей. Ребенок начинает понимать, что всё имеет свое название. Он совсем скоро будет отождествлять слова с предметами. Сейчас идет процесс накопления пассивного словарного запаса. Совсем скоро, когда малыш начнет говорить, эти слова ему пригодятся.

Задача родителей

Ребенок понимает, как привлечь ваше внимание. Старайтесь больше общаться с ним, так он узнает больше о родном языке. Сейчас у него формируется . Нужно поощрять это стремление, и совсем скоро вы удивитесь вашему повзрослевшему малышу.

Сейчас время проявления темперамента малыша. Некоторые – спокойные и уравновешенные, другие, напротив, озорные проказники. Одни улыбчивые и веселые, другие застенчивые и скромные. Каким ни был ваш малыш – у него есть собственное мнение на происходящие вещи.


В течение первого года жизни ребенка проявляются индивидуальные особенности его развития как в активности его движений, так и в том, что он умеет, и поэтому трудно точно сказать, в какой именно момент должен наступить перелом в его развитии. Не следует забывать, что говоря о девятимесячном ребенке, мы имеем в виду многих детей этого возраста, но далеко не всех. Для всех сохраняется определенная последовательность в развитии какой-либо одной области. Например, ребенок сначала научится стоять, а уже потом пойдет. Сначала он будет "загребать" в кулак понравившиеся маленькие предметы, а уже потом научится хватать их характерным движением большого и указательного пальца. Независимо от уровня развития девятимесячного ребенка, можно заметить любопытную перемену, которая выражается в скорости его движений, будь то игра или путешествия по дому -- малыш становится более умелым и энергичным. Примерно в этом же возрасте ребенок лучше запоминает текущие события и довольно успешно справляется с простыми проблемами. Попробуйте предложить ему непонравившуюся еду, он немедленно оттолкнет ложку. Если вы засунете ему под свитерок какую-нибудь игрушку, он сразу поднимет его нижний край, и игрушка выпадет.

Двигательные навыки


К девяти месяцам большинство детей хорошо ползает. Чаще всего используя ладошки и коленки, дети успешно преодолевают препятствия и маневрируют на различных поверхностях. Другие малыши предпочитают в качестве главного средства передвижения пятую точку. Некоторые делают одну ножку толчковой и двигаются своеобразными подскакиваниями. Есть дети, которые, в основном, полагаются на руки, сначала выдвигая их вперед, а потом подтягивая все тельце. Встречаются экземпляры, передвигающиеся на четвереньках с выпрямленными коленками, напоминая новорожденных жеребят на еще неустойчивых ногах. В то время как у многих детей в девять месяцев заметно проявляются новые двигательные навыки -- умение стоять, передвигаться, вскарабкиваться на ступеньки, слезать с дивана, -- другие, кажется, застыли в своем развитии. В этом плане у всех детей бывают свои вершины и относительные спады. Какое-то время малыши быстро усваивают новое, потом им необходимо потренироваться и закрепить свои достижения, а затем усвоить что-то другое. Однако часто бывает, что в каком-то отношении развитие ребенка вроде совершенно не продвинулось, в то время как в другой области у него появились интересные достижения. Девять месяцев -- это важный возраст для развития различных групп мышц. Некоторые дети расходуют массу энергии, стараясь поскорее встать, а другие больше "работают" руками, все время пытаясь что-то взять, исследовать, повернуть и так и сяк. Особое значение тут приобретают ложки. Дети начинают понимать, что ложка существует не только для того, чтобы колотить ею по какой-то поверхности, но используется и как инструмент, с помощью которого еда поступает в рот. И хотя ваш малыш может перевернуть ложку, прежде чем она дойдет до его рта, все-таки он уже соображает, что сначала на ложку кладут еду, а уже потом отправляют ее в рот.

Учим ходить

Предвидим ваши вопросы: Зачем учить ходить? Не опасно ли учить ходить? Не искривятся ли у ребенка ноги и позвоночник? Все равно ведь он пойдет, нужно ли ускорять этот процесс?..

Сами мы абсолютно уверены, что НЕПОДГОТОВЛЕННОГО ребенка не нужно насиловать ходьбой, поднимать его к стенке кровати и смотреть, как он дрожит, будто тростник на ветру. Для того, чтобы ребенок мог учиться вставать, стоять, ходить, вы должны много с ним заниматься. Тогда это будет легким, безболезненным, совершенно естественным процессом, который не может повредить ребенку.

Как только вы почувствуете, что ребенок легко стоит (опираясь руками, выпрямляет ноги, или подползает к решетке и поднимается с колен), можете начинать интесивно учить его ходить. Если вы занимаетесь с ребенком напряженно с самого рождения, этот момент может наступить в четыре месяца (возраст, по прежним представлениям, совершенно невероятный). Чему же начинать учить?

Стоять без поддержки, спиной к опоре. Мягкая поверхность позволяет весело падать.

Много раз в день самостоятельно подниматься и вставать, держась за горизонтальные бары.

Мы сужаем ширину кровати дополнительной стенкой, которую укрепляем только на момент занятия, или толстой рейкой. Это помогает ребенку в четыре месяца делать попытки продвигаться по узкому коридору. Поставив такую стенку, вы сразу увидите, что ребенок получил возможность поочередно поднимать ноги, приседать. Ему удобно держаться руками за “перила” по бокам, а не перед собой.

Походы по кровати за движущейся осью вперед-назад, вперед-назад: пусть только она будет не очень толстой, чтобы ребенок уверенно зажимал ее рукой (мы описывали ее в главе “Спортивный уголок”). В первый месяц ее можно не закреплять, просто водите ее по бортам (без грузов по краям). Подворачивайте палку, если у ребенка соскальзывают пальцы.

Нужно много ходить по полу, держа ребенка за две руки и принимая на свои руки часть веса, чтобы это была ходьба хотя и с нагрузкой, но обязательно не максимальной.

Ребенку, который ходит вдоль кровати и за руки уже 1-2 месяца, можно придумать “поводок”, широко захватывающий живот и плечи. Вы придерживаете его сзади и сверху, готовые страховать падения. Такой поводок можно сделать из старой рубашки, прорезав отверстия для рук ребенка, а за пустые рукава вы будете держать его во время ходьбы.

К пяти месяцам мы начинаем практиковать прогулки в ходунке, вводя это короткими порциями. Когда вы заведете ходунок, проверьте, не свисают ли где-нибудь провода, иначе лампы начнут неожиданно падать на пол. Следите, чтобы на диване не валялись, например, газеты, потому что их непременно засунут в рот... Вместо этого повесьте интересные и неопасные предметы, вроде звенящих шариков, коробок, блестящих крышек, чтобы ради них стоило обходить квартиру. Уже два-три дня походов в ходунке совершенно преображают ребенка, ощущается невероятный прогресс. Очень скоро он уже начинает контролировать направление движения и добирается, куда хочет (мы говорим о возрасте 4,5 месяца!). Хорошо бы только он не мог добраться до кухонной плиты - не забывайте об этом.

Доман пишет, что не нужно приучать ребенка ходить за руку, чтобы вестибулярный аппарат ребенка полагался только на себя. Но это никак не относится к возрасту четыре, пять, шесть месяцев, когда нужно стараться много ходить по полу (хорошо бы еще босиком - слово “холодно” мы не хотим слышать!). У вас нет никакой спешки, вестибулярный аппарат еще успеет всему научиться, если ваш ребенок пойдет к шести с половиной - семи месяцам. Нам кажется,что это оптимальный возраст, в котором тренированный “домановский” ребенок должен делать свои первые самостоятельные шаги.

Для того, чтобы спровоцировать эти первые шаги, мы сужаем ширину кровати (используя подвижную стенку) ровно на размер разведенных в стороны рук, так что ребенок может по желанию перейти к любой из стенок. После этого мы укрепляем на одной из стенок кровати какую-нибудь новую очень интересную игрушку и по миллиметрам начинаем увеличивать ширину этого пространства. Так что ребенку нужно потянуться, потом сделать полшага и потянуться, и в какой-то момент оторвать руки и сделать первый шаг без поддержки. Помните о смягчении всех углов в кровати, помните о защите лба и затылка. Несколько дней таких занятий приводят вас к победе: ребенок понимает, что отпускать руки можно.

Еще раз повторяем, что упражнения, когда он стоит спиной к опоре, не держится, а только ощущает опору спиной и затылком,и не боится упасть вперед на мягкое - очень ускоряют первый шаг.

ХОДЬБА РЕЗКО УВЕЛИЧИВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА. И, кроме того, у вас появился активный союзник. Он САМ теперь совершает сложнейшие движения, начав ходить в возрасте, когда цивилизованное человечество еще едва начало ползать. Счастливое детство кончилось. В следующих главах мы начнем заниматься спортом.

Несомненно, это настоящее чудо света, когда ребенок делает свой первый самостоятельный шаг - привыкнуть к этому нельзя.

Способность видеть, слышать, чувствовать



Многие дети в девять месяцев уже выбирают себе любимую игрушку или одеяльце. Грязный плюшевый мишка, брошенный в утреннюю стирку, способен создать в семье кризисную ситуацию. Несмотря на проблемы, которые способна вызвать "любимая игрушка", эта ранняя привязанность представляется нам важным событием в развитии ребенка. Она свидетельствует об умении малыша прекрасно различать предметы. Новый медвежонок яростно отвергается, если ребенка стараются утешить им в отсутствие старого "друга", потому что малыш уже помнит, как выглядит любимая игрушка, даже когда ее нет рядом. Способность ребенка различать звуки проявляется в этом возрасте так же заметно, как и умение различать предметы по их внешнему виду. Особенно внимательно малыш относится к звукам, помогающим ему понимать происходящие события: жужжание бритвы означает, что папа проснулся, хлопнула дверь холодильника - завтрак готов, постукивание в оконное стекло говорит -- это идет дождь. В девять месяцев ребенок не только хорошо различает предметы и звуки, но отчасти уже умеет "планировать" свои действия. Особенно очевидно эта способность проявляется, когда перед малышом встает задача с двумя действиями. Если перед его любимым грузовиком поставить "барьер" в виде другой игрушки, ребенок оттолкнет препятствие в сторону и достанет машинку. Отодвинув на другой край кофейного столика цветы -- подальше от ребенка, вы увидите, что это не остановит его любознательность, малыш поползет вокруг столика и доберется до заинтересовавшего его объекта. В подобных ситуациях ребенок демонстрирует способность координировать два действия. В сущности, он использует одно действие как средство для выполнения второго. Нечто подобное планированию действий проявляется и в том, как ребенок держит в руках знакомые вещи. Всего два месяца назад любой предмет, оказавшись в руках малыша, проходил через определенную стадию детских опы- тов: его рассматривали, трясли, били, брали в рот и т. д. Теперь, когда ребенок берет что-нибудь в руки, действия его целенаправленны, и он знает предназначение предметов. Он трясет погремушку, потому что она существует именно для этого. Чашку он подносит ко рту, кусочек фольги комкает, в колокольчик звонит -- как будто сознает, что предметы служат разным целям, и он совершает те или другие действия, чтобы достигнуть определен ной цели. В девять месяцев у ребенка наблюдается еще одно увлечение. Положив игрушку в коробку, малыш тут же опрокидывает эту коробку, снова кладет туда игрушку, и история повторяется. Такие повторяющиеся действия можно рассматривать как своеобразный вариант игры "в прятки". Ребенок проверяет, продолжает ли существовать игрушка, спрятанная в коробку. Теперь, когда малыш осознает постоянство предметов, его привлекают самые разнообразные варианты "пряток". Увидев, что вы зажали в кулаке маленькую игрушку, ребенок будет стараться раскрыть ваш кулак. Малыш изобретает собственные игры -- ему нравится открывать кухонные шкафчики, доставать оттуда всякие кастрюльки, сковородки и раскидывать их по дому. Увы, надежды на то, что эта игра скоро потеряет для ребенка интерес, практически нет.

Понимаем своего ребенка



Девятимесячный ребенок с каждым днем все лучше понимает значение слов. Когда у него спрашивают: "Где мама?", "Где папа?" - он переводит взгляд с одного родителя на другого. Малыш уже выполняет простые команды и, услышав: "Дай маме ложку", протянет маме ложку. Однако лучше будет, если мама подкрепит свою просьбу протянутой рукой или обратиться с просьбой в то время, когда он смотрит на ложку. Для малыша это интересная игра, и если он один раз понял, что нужно сделать, он будет с удовольствием играть снова и снова. Начиная соединять звучание слов с их значением, малыш строит свой образный словарь. И хотя большая часть его лепета может быть всего лишь звуковой игрой, он уже начинает произносить некоторые слова в соответствующем контексте. Он скажет "папа", увидев, что в доме появился гость-мужчина. Первыми словами ребенка скорее всего не будут те, что обозначают требования (типа "дай"), обычно он стремится назвать близких людей, домашних животных или произносит слова, которыми мама сопровождает привычные действия. На этой очень ранней "разговорной" стадии главную роль играют родители. Если на удачную попытку малыша сказать какое-либо слово мама и папа реагируют шумным восторгом и повышенным вниманием к своему "говорящему чуду", ребенок начинает понимать, что правильно употребить слово -- это забавно и приятно. Когда малыш выполняет словесную просьбу и его сообразительность отмечается родительским энтузиазмом, он будет стараться еще больше. В девять месяцев ребенок продолжает с удовольствием играть в игры типа "туда-обратно". Одно из самых любимых занятий детей -- снимать с родителей очки. Почти такой же популярностью пользуется игра "я тебя съем" -малыш кладет ручонку в папин рот, а папа делает вид, что собирается ее откусить, тут ребенок выдергивает ручонку и победоносно хохочет. Вариантом такой игры является игра "идет коза рогатая", когда папа "нападает" на животик малыша, а тот "обороняется" от нападения. Более спокойным вариантом игры "туда-сюда" можно считать игру в "телефон". Возьмите игрушечный или настоящий аппарат (конечно, настоящий нужно выключить из сети) и по очереди с ребенком говорите в трубку. Мама имитирует звонок, берет трубку и придумывает какие-нибудь короткие фразы, типа: "Привет, как поживаешь? Ты завтракаешь?" Потом она передает трубку ребенку и говорит: "Теперь твоя очередь". Скоро малыш привыкнет к телефону и обязательно пробормочет какие-то свои "фразы", перед тем как положить трубку. Если ребенок часто играет со своими сверстниками и у него есть постоянный "приятель", можно наблюдать, как дети сами играют в подобную игру, хотя и в более примитивной форме. Ваш малыш передает мягкую игрушку сверстнику, тот вручает ее обратно вашему ребенку, и потом все начинается сначала. Дети при этом улыбаются, вполне довольны, и совершенно ясно, что это именно игра, а конфликта нет и в помине.

Занятия с ребенком



Девятимесячный ребенок не принимает всерьез слово "нет" - для него весь дом представляется большой волшебной игрой. Ему хочется все исследовать и потрогать, поэтому вам, учитывая это, перед детским нашествием нужно проверить все содержимое дома на устойчивость. Любую комнату, в которой ребенок может оказаться один или с родителями, занятыми другим делом, следует тщательно "прочесать". Необходимо подумать не только о том, что может сделать ребенок "сейчас", но также и о том, что он научится делать через месяц: какие шкафчики и ящики он попробует открыть, з"а какие провода потянуть, какие безделушки ему захочется исследовать и бросить на пол, где они, естественно, разобьются. Обходя свой дом в поисках опасных мест, в то же время подумайте, какие вещи могут пригодиться для детских игр. Устройте так, чтобы в каждой комнате, где вы с ребенком будете проводить время, был бы для него запас игрушек или других предметов, подходящих для игры. Родители часто предоставляют во владение своему малышу низко расположенную полочку в кухне, какой-нибудь ящик в своей спальне и корзинку в гостиной, наполненную вещами, которые могут заинтересовать ребенка и которые он не сможет поломать. Если у вас есть время спокойно посидеть и поиграть с ребенком, обязательно дайте ему возможность самому начать игру. Если малыш обнаружит, что в доступной корзине много новых и интересных предметов: ключи, видеокассеты, сухофрукты, бигуди и т. п., это может вызвать у него желание поиграть -- передать вам какую-нибудь вещь, чтобы тут же получить ее обратно.

Время игр



Новые открытия Позвони в колокольчик Дайте ребенку колокольчик и покажите, как в него зво- нить. "Осязательная" игра Дайте вашему малышу коробочку с различными кусочками ткани, которые ему будет интересно трогать. Обязательно положите туда лоскутки грубой, жесткой материи и гладкой, шелковистой. В хорошо подобранный набор можно включить маленький квадратик линолеума, игральную карту, большую пробку, кусочек бархата или атласа и губку. Вынимая из коробки кусочки этих предметов и вкладывая их туда обратно, ребенок начинает различать материалы осязательно. Переверните игрушки Разложите перед ребенком игрушки, перевернув их вверх ногами (надример, плюшевый медвежонок окажется стоящим на голове и т. д.). Посмотрите, исправит ли малыш "положение" своих друзей. Липкая лента Приклейте кусочек липкой ленты к тыльной стороне детской ладони. Ребенку будет интересно отрывать эту ленту. Шляпа на голове ребенка Когда малыш сидит перед зеркалом, наденьте ему па голову шляпу. Ему понравится наблюдать за своим отражением, снимающим шляпу. Улучшение координации Поиграйте с ребенком в ладушки Поиграйте с вашим ребенком в "ладушки". Помогите ему похлопать в ладоши, а потом спрячьте сто ручки под одеяло. Малыш будет с интересом наблюдать, как его ручки исчезают и снова появляются. Покатайте мячик Покатите мячик к ребенку и, когда малыш вернет его вам, отправьте мячик снова к нему. Предложите другим членам семьи присоединиться к вам. Для этой цели лучше всего подходит мягкий мячик. Как сесть на пол Если ребенок научился подтягиваться и подниматься на ножки, держась за что-нибудь, но еще не знает, как ему обратно сесть, помогите вашему малышу протяните ему конец полотенца или какой-нибудь палки; так вы облегчите ребенку возвращение в сидячее положение. Дайте ребенку "пирамиду" Если ребенок хоть один раз надел "кольцо" на стержень пирамиды, он будет делать это снова и снова Игру можно сделать еще интереснее, если стержень качать из стороны в сторону. Игрушки в прозрачной коробке Положите игрушки в прозрачную пластмассовую коробку. Пусть малыш попытается снять крышку. Если это у него не получается, сами приоткройте крышку и снова дайте ребенку коробку - пусть продолжит свои старания. Перевернутая кастрюлька Опрокиньте кастрюльку вверх дном и дайте ее ребенку. Понаблюдайте, сообразит ли он, как нужно ее пе- ревернуть. Ваш ребенок уже многое знает о том, как должны быть расположены предметы. Поиграйте в "дай мне игрушку" Положите в коробку три разные игрушки. Назовите одну из игрушек и попросите ребенка дать ее вам. Если он сделает это правильно, изобразите шумный восторг. Вытягивание шарфиков Возьмите несколько цветных шарфиков и свяжите их вместе. Пропустите шарфики одним концом в картонную трубку, пусть малыш протащит через нее все шарфики. Понаблюдайте, сможет ли ребенок запихнуть шарфики обратно в трубку.
Пища для развития Процесс приготовления пищи интересен для детей всех возрастов, и даже совсем маленький ребенок может быть вовлечен в него. Дайте малышу кастрюльку, крышку и ложку, или какую-нибудь пустую коробку или пакет. Копируя ваши действия, он будет трясти над кастрюлькой пустой пакет из-под риса, а потом мешать там ложкой и бить этой ложкой по кастрюльке. Время переодевания Как переодеть непоседу Поменять подгузники девятимесячному ребенку -- задача не из легких. Как правило, вам легче поймать удирающего ползком малыша, чем удержать его на месте для переодевания. Этот повторяющийся процесс можно немного ускорить, отвлекая внимание ребенка какой-нибудь песенкой "к случаю". Как поймать ребенка Можно организовать этот процесс иначе, превратив его в забаву. Когда ребенок старается уползти от вас, хватайте его за ножки и тащите обратно: "Я тебя поймала!" Поиграйте так несколько раз. Для малыша это станет веселой игрой, и, кроме того, он устанет, и в вашем распоряжении будет какое-то время, достаточное, чтобы спокойно переодеть его. Пуховичок для пудры Переодевая малыша, дайте ему чистый пуховичок или комок ваты и покажите, как потереть животик, ручки, носик или щечки. Это занятие доставит ребенку удовольствие, и он будет вести себя спокойнее. Кроме того, у вас будет случай поговорить с малышом о частях тела ("где у нас носик", "где у нас глазки" и т. д.). Паучок, паучок Прежние "родственные" чувства приобретут новый оттенок, если под какую-нибудь живую мелодию "паучок" побежит по ножке ребенка, а потом по жнвоти-ку. С "паучком" малыш будет заливаться смехом, как и во время веселой игры. Время купания Пусть ребенок "самостоятельно" помоется Дайте малышу купальную тряпочку и полотенчико для вытирания. Покажите ему, как нужно мыться и как вытираться полотенчиком. Конечно, подготовка к "самостоятельному мытью" и само "мытье" потребует больше времени. Оп-оп Дети любят следовать командам. Поддерживайте вашего "подпрыгивающего" малыша и командуйте ему "оп-оп!" Когда ребенок перестает "прыгать", перестаньте говорить "оп-оп!" Из этой игры может получиться целая забавная серия остановок и движений. Ребенок уже начинает получать удовольствие от слов, и в то же время для него это полезная тренировка. Время отдыха Посмотрите вместе с ребенком какую-нибудь книжку



Что еще почитать