Вода в реках осенью становится. Поведение рыбы с началом осеннего похолодания воды. Короткое время ловли

Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «На водоёмах тоже осень» в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект ОД

по познавательному развитию

«На водоёмах тоже осень »

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик :

воспитатель : Кириллова Т. Н.

Цель :

1. Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь обитателей водоёмов .

2. Расширять и уточнять представления детей о подготовке обитателей водоёмов к зиме .

3. Дать детям более полные представления, куда исчезают на зиму рыбы, раки, лягушки, водные растения.

Оборудование : презентация.

Словарная работа : ил, жор.

Ход ОД

1. Вступительное слово воспитателя.

С каждым днём всё заметней приметы наступившей осени : кружит листопад, собираются в стаи перелётные птицы, прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки. Забрались в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Звери – кто одевается в тёплые шубки, кто забивает свои кладовки в норах, кто устраивает берлогу. Все готовятся к зиме.

В реках, озёрах, прудах вода стала холодной. Над водоёмами часто поднимается туман. И обитатели водоёмов тоже готовятся к зиме . Наш разговор сегодня о лягушках, рыбах, раках, водных растениях. Сезонные изменения в природе осенью тоже влияют на жизнь обитателей водоёмов .

2. Рассказ воспитателя «Как рыбы осенью готовятся к зиме » .

Рыбы начинают подготавливаться к зимнему времени года уже с лета - в середине августа : рыба начинает плавать неподалеку от берега и много очень питаться. Это она делает для того, чтобы без проблем пережить зимнее голодание. Ведь с наступлением холодов она питается, в основном, запасами своего жира, который наела за август.

Ближе к зиме рыбы собираются в стаи, чтобы зимовать. Они опускаются в самую глубину рек и озер. Их тело покрывается густым, как шубой, слоем слизи. И всю зиму рыбки проводят на дне водоема . Ведь там вода не замерзает даже в лютые морозы.

К зимнему периоду у рыб отмечается неподвижность, вялость.

Каждый вид рыб зимует по-разному. Например, карпы и караси зарываются как можно больше в тину, которая находится на дне водоема , и переживают зиму, оставаясь до весны абсолютно неподвижными.

Большинство рыб впадают в спячку – это сомы, лещи, лини, плотва. Рыба ложится на дно водоема или просто зарывается в ил.

Рыбам зимой подо льдом находиться очень трудно. Начинают гнить водоросли , воздуха становится, как следствие, все меньше, и им трудно дышать. Поэтому в водоемах люди пробивают проруби, через которые чистый воздух поступает под лед.

3. Рассказ воспитателя «Где зимуют раки» .

Зимуют речные раки недалеко от тех мест, где живут постоянно. Лишь с наступлением холодов стремятся опуститься немного глубже, связано это с тем, что на глубине вода хоть и немного, но все-таки теплее, так они и зимуют. Не смотря на низкую температуру воды, они бодрствуют и ищут пищу. Основное время, а это примерно двадцать часов в день, раки находятся в собственных норах и спокойно дремлют. Однако с наступлением сумерек у них начинается достаточно активная жизнь. Они выбираются из своих нор, ходят по дну водоема и даже охотятся . Одним словом, никаких загадок в том, как зимуют раки, не существует. В холода они находятся на глубине и ведут привычный для них образ жизни.

4. Чтение рассказа Н. Сладкова «Окунь и Налим» .

Готовится к зиме и налим, хотя в спячку он не впадает. Налим рыба хищная, любимой пищей налимов служат пескари, потом ерши. Очень много налимы пожирают своих собственных мальков. Осенний жор налима продолжается до начала зимы, целые три месяца, с небольшими промежутками. С замерзанием рек осеннее блуждание в поисках пищи у налима прекращается. Резкое изменение среды влияет и на налима : он поднимается к верху и становится под лед; ему, видимо, не по себе и уже не до еды. В течение недели его организм приспосабливается к новым условиям. А затем у налима начинается обычная, привычная для него жизнь.

Я вам сейчас прочитаю маленькую сказку про налима.

Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодренький да игривый. Что с тобой такое, а?

А то, что для всех рыб зимою – зима, а для меня, Налима, зимою – лето! Вы, окуни, дремлете, а мы, налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся-веселимся!

Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся, налимьей икоркой закусим…

Вы уже догадались, какой образ жизни ведет налим зимой.

5. Рассказ воспитателя «Как лягушки осенью готовятся к зиме » .

Лягушка зимой уходит в спячку. Как и другие животные лягушки перед спячкой делают упор на питание и накапливание относительно больших запасов питательных веществ.

Лягушки чесночницы начинают готовиться к зиме в сентябре-октябре. Они зарываются поглубже в ил или пользуются чужими убежищами. Очень часто их можно увидеть зимующими в колодцах и погребах.

Травяные лягушки перезимовывают в проточных ручьях, реках, канавах. Иногда они преодолевают большие расстояния до зимовального места. При этом одним из главных требований является насыщенность воды кислородом. Осенью травяные лягушки размещаются у дна, в самих зарослях водной растительности, либо же недалеко от берега в песке.

Озерные лягушки с понижением температуры снижают свою активность и уходят в спячку. Они начинают готовиться к спячке при температуре воды около 6 -9 градусов. Зимуют такие лягушки на самом дне водоемов , мигрируя туда осенью , зарывшись в донный ил. На дне озер, рек и глубоких прудов они проводят всю зиму, а дышат при этом через кожу.

Зимующие земноводные очень часто собираются под нависающими берегами или тщательно скрываются в подводной растительности. Некоторые лягушки озерные остаются активными даже в холода, впадая в неглубокий сон - они вялы, но вместе с тем не лишены способности прыгать и плавать. Если животное потревожить – оно без особого труда перемещается и укрывается в другом месте.

6. Рассказ воспитателя «Как водные растения готовятся осенью к зиме » .

Велика роль растений в водоёме . Они служат пищей животным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыхания организмов. Подводные заросли служат убежищем для животных.

Рогоз, камыш, тростник, стрелолист своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья плавают на поверхности водоёмов .

У кубышки желтой в корневище зимой сохраняются запасы питательных веществ, необходимые для формирования на следующий год листьев и цветков этого растения. Кроме того, корневище, как и другие части кубышки желтой, имеет воздухоносные каналы, по которым в подводные органы растения поступает необходимый для дыхания кислород.

Цветки, что красовались на поверхности водоёмов летом , осенью уронили свои семена на дно, а свои длинные цветоножки утянули под воду. На поверхности они могут замёрзнуть. Осенью солнце светит не так жарко, как летом, вода плохо прогревается, растениям не хватает солнечного тепла.

7. Подвижная игра «Караси и щука» .

На полу чертится круг. Один ребёнок выбирается щукой, остальные делятся на карасей, плавающих внутри круга, и камешки. По сигналу : «Щука!» ребёнок-щука вбегает в круг и старается поймать карасей. А караси спешат спрятаться за камешки. Пойманные щукой караси уходят за круг. Игра повторяется с другой щукой.

8. Беседа «Куда исчезают осенью рыбы , раки, лягушки, водные растения?»

Почему лягушки зарываются осенью в ил ? (Ответы детей : лягушки зарываются осень в ил , чтобы перезимовать, а ещё, чтобы их не съели хищные рыбы).

А кто ещё, кроме лягушек, в водоёме готовится осенью к зиме ? (Ответы детей : осенью , кроме лягушек, в водоёме готовятся к зиме рыбы и раки).

Какая рыба ведёт зимой обычный, привычный для неё образ жизни и не впадает в спячку? (Ответ детей : налим) .

Почему водные растения опускаются осенью на дно водоёма ? (Ответы детей : так растения готовятся к зиме) .

С наступлением зимы вода в водоёме застынет и превратится в лёд. Но в лёд превратится только поверхность водоёма , а на самой глубине вода не замёрзнет, и именно это поможет водным обитателям перезимовать и не погибнут. Теперь вы знаете, что все они ещё с осени приготовились к зиме.

Публикации по теме:

Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Пищевые цепочки в лесу» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Побываем у воды» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Посидим на лугу в солнечный денёк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Проснулись от тепла жуки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка - воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:

Ледостав – это явление природы, характерное для большинства рек и озер России, Азовского, Аральского и Каспийского морей, а также некоторых водоемов стран Балтии, Украины, Белоруссии, Молдовы, Средней Азии, Закавказья. На вопрос о том, что такое ледостав, можно ответить, что это неподвижный слой льда, образующийся на водоемах в осенне-зимний период.

Что такое ледостав

Поздней осенью можно наблюдать, как вода в водоемах становится темной, почти черной. При этом она имеет плотную и вязкую консистенцию. Это говорит о начале замерзания водоема. После этого наступает ледостав. Данным термином принято называть не только сам слой льда, покрывающий реки, но и процесс образование ледяного покрова, а также временной отрезок, в течение которого он не тает.

Характеристики явления, такие как период, толщина льда и скорость его установления, зависят от нескольких факторов:

  • от ландшафта и рельефа местности;
  • от особенностей речного русла и дна;
  • от погоды – атмосферной температуры, и его интенсивности, а также наличия ;
  • от размера и течения реки – чем меньше водоем, тем быстрее произойдет замерзание.

Кроме того, длительность данного природного явления определяется толщиной и структурой слоя льда, а также продолжительностью холодного периода.

У горных водоемов с бурным течением сплошной ледяной покров не устанавливается. На равнинных реках также могут быть не замерзшие участки. Они называются полыньями:

Такие участки возникают в местах, где наиболее бурное течение или вода теплее, чем во всем водоеме.

Процесс образования льда

С наступлением холодной погоды, когда температура опускается ниже 0°С, начинается процесс образования ледяного слоя. Равномерность замерзания воды зависит от некоторых факторов:

  1. На озерах, прудах, где нет течения, процесс происходит равномерно.
  2. В безветренную и морозную погоду замерзание водоема происходит равномерно. Сначала поверхность воды как бы загустевает, затем происходит постепенное промерзание.
  3. Если морозы сопровождаются ветром, замерзание начинается от берегов. Сначала образуются тонкие корки ледяного слоя. Их называют «забереги» – лед цепляется за берега, сигнализируя о начале ледостава. Далее появляются участки с тонким слоем плоских льдинок по всему руслу реки. Когда идет и хлопья попадают в холодную воду, они уже не тают. Движение льдинок совместно с водой и снегом приводят к образованию кашеобразного слоя. Этот процесс называется шуга – снежные хлопья, перемешанные с водой. Они плавают уже не только на поверхности, но и образуются в толще воды. Постепенно шуга превращается в ледяные участки, которые смерзаются и покрывают водоем полностью.

Окончательно период ледостава наступает, когда от берегов русло реки постепенно покрывается льдом и соединяется с заберегами. Быстрее вода замерзает у истоков, где не такое быстрое течение, а устье реки сковывается ледяным слоем в последнюю очередь.

Когда бывает ледостав

Процесс не имеет определенных временных границ. В каком месяце он наступит, зависит от того, какие особенности имеет водоем, а также от погодных условий, в том числе от количества выпавшего снега.

Ледостав характерен практически для всех водоемов России и его продолжительность увеличивается по направлению с юга на север.

В северной части страны ранний ледостав. Лед встает с конца октября и полностью покрывает водоемы к началу ноября. На южных просторах он начинается с середины ноября. В это время температура воздуха там устанавливается ниже -5°С.

Раньше всех покрываются льдом реки Таймыра. Ледостав здесь бывает уже в сентябре. Дальше процесс продвигается на юг и длится около трех месяцев. Окончательно процесс заканчивается к концу декабря.

Зоны ледостава

Длительность ледостава зависит от климата и длится от 1 до 8 месяцев. В зависимости от этого его можно разделить на зоны. Условно выделяют четыре зональности:

  1. Архангельская и Мурманская области, Тюмень, республика Коми, Таймыр, Якутия, Камчатка, Амурская область, Магаданская область – здесь ледостав длится особенно долго. Сплошной ледяной покров сковывает водоемы в октябре и держится до мая.
  2. Курская, Брянская, Астраханская области, Северная Осетия, южные области Приморского края, Ставропольский край – в этих местах устойчивый процесс наблюдается на реках с декабря по март.
  3. Страны Балтии, Украина, Белоруссия, Азовское, Аральское и Каспийское моря – здесь продолжительность имеет краткосрочный характер. При этом лед на реках неустойчив.
  4. Молдова, Средняя Азия, Закавказье – процесс ледостава здесь отсутствует или имеет нерегулярный характер. Льдом могут покрываться лишь небольшие участки рек и на непродолжительное время.

Даже имея знания о временных промежутках ледостава в конкретной его зоне точно спрогнозировать сроки замерзания рек не представляется возможным. Это связано с тем, что в каждой зоне могут наблюдаться отклонения от средних показателей. Сроки могут смещаться на время от одного месяца до трех в зависимости от погодных условий.

Осенний ледостав может сопровождаться – движением льда, вызванным порывами ветра и течением. В результате могут образовываться заторы. Происходит это чаще всего на водоемах небольших размеров, имеющих слабое течение. Процесс может быть вызван потеплением. Под действием течения еще не до конца сформировавшийся лед начинает ломаться и скапливаться. С наступлением мороза льдины смерзаются и образуют торосы. Их длина может достигать трех метров.

В некоторых регионах автомобильное движение через реки возможно только в период ледостава.

Большинство рек в России начинают вскрываться ото льда в марте и полностью этот процесс заканчивается лишь в мае.

Конспект экскурсии в подготовительной группе .

Вода и я – друзья.

Цель:

Закрепить знания детей о значении воды в жизни растений, животных и человека. О том, что вода-это «дом» для многих растений и животных, о необходимости охраны этих животных и их среды обитания.

Задачи:

Углубить и систематизировать знания детей о реке, ее назначении;

Воспитывать положительное отношение, пробуждать эстетические чувства к родной природе;

Формировать умения правильно вести себя;

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.

Ход экскурсии.

1. Сегодня мы с вами отправимся на прогулку, а куда вы должны отгадать.

(любая загадка о реке) Правильно у нас будет экскурсия к реке.

2. Придя к реке, воспитатель задает детям вопрос о том, знают ли они, как называется наша река. Затем педагог объясняет, почему реку уважительно называют «кормилицей и труженицей». После этого рассматривают берега (крутой, пологий, покрыт песком или растительностью). Беседа о том, какие бывают реки (могучие, величавые, быстрые, тихие, горные и т.д.). А какая наша река?

3. Как вы думаете вода в реке сейчас теплая или холодная? Почему? Обращаем внимание детей на цвет, прозрачность воды.

Да, вода в реке чистая, прозрачная. А можно ли пить воду из реки? Нет. Почему? (Ответы детей) Воспитатель делает вывод о том, почему нельзя пить воду из реки (она не прошла очистку). Далее рассказ воспитателя о том, как очищают воду (сначала воду берут из реки или какого-нибудь подземного водохранилища, затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью сложных фильтров воду очищают от песка, грязи, разных микробов, и только после этого вода уже попадает в водопровод).

4. Игра с мячом «Какая бывает вода?»

Варианты ответов: морская, речная, болотная, водопроводная, минеральная, дождевая, чистая, грязная, прозрачная, бесцветная, безвкусная, горячая, холодная, теплая и т.д.

«Что может делать вода?» - плещется, журчит, бежит, льется, течет, переливается и т.д.

5. Река - это сообщество, где все друг другу нужны: и растения, и животные. Дети говорят в каких обитателей реки они хотели бы превратиться (показывают мимикой и движениями).

6. Почему вода в реках становится грязной? Как сделать реку чистой?

7. Игра с мячом «Хорошо - плохо».

Воспитатель в центре круга с мячом. Бросает мяч детям по очереди и спрашивает: «Вода - это хорошо. Почему?», «Вода - это плохо. Почему?».

Варианты ответов:

Хорошо : вода нужна для питья; чтобы умываться, мыть руки; водой можно закаляться, играть с водой, плавать, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду; поливать цветы, растения в огороде; в воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Плохо : если в жару напиться холодной воды, то можно заболеть; горячей водой можно обжечься; если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть; если часто поливать растения водой, они могут погибнуть; если не умеешь плавать, можно утонуть; бывают наводнения и тогда вода разрушает дома и т.д.

8. Итог.

Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Вода добрый друг и помощник.

Что мы сегодня узнали о воде? (ответы детей)

Чтение стихотворения Н.Рыжовой «Волшебная вода».

«Волшебная вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Действительно без воды невозможно жить на земле, поэтому воду нужно беречь и охранять.


Отвечает Дмитрий Клименко, доцент кафедры

Гидрологии Пермского государственного национального

Исследовательского университета

Перед вами шкала цветности Фореля-Уле — 21 пробирка с жидкостью, подкрашенной в цвета природных вод. Очевидно, реки и озера могут быть не только голубыми или коричневыми.

Цвет воды в естественных водоемах определяется составом горных пород, из которых сформированы речные водосборы, с одной стороны, и поступлением окрашенных органических веществ — с другой.

Речная вода (особенно если река горная) чаще всего бесцветная или прозрачная. Это обусловлено как притоком подземных вод, так и подпиткой реки за счет таяния ледников и снежников, а также строением русла из трудно размываемых пород: гранита, базальта.

Когда в условиях бурных потоков вода оказывается перенасыщенной пузырьками воздуха, кажется, что по рекам течет молоко, до такой степени вода непрозрачна.

Бирюзовый цвет воде придают горные породы и ледниковое питание в сочетании с насыщенностью воды кислородом. Такое можно наблюдать, например, в реке Катунь в районе Горно-Алтайска.


Наличие взвешенных частиц (зола, пыль, сажа и т. п.) может придавать воде желтый или бурый оттенок (как на реке Хуанхэ или нашей Кубани). Зачастую бурый оттенок имеют воды рек и ручьев, текущих из болот — это обусловлено поступлением органических веществ, богатых железом.

Развитие водной растительности может придавать воде зеленые оттенки. И если для рек, где обеспечивается проточный режим, интенсивное развитие фитопланктона не характерно, то озера и водохранилища в летний период могут полностью затягиваться слоем ряски: вода зеленеет, становится непригодной не только для питья, но и для купания.

Помимо природных факторов на цвет воды в реках может влиять деятельность человека, сброс сточных вод. В этом случае возможны любые цвета воды: ярко-красный, пурпурный, черный, насыщенный белый. Встречается даже люминесцирование воды.

Кроме того, визуально цвет поверхности водных объектов может определяться не только составом воды, но и погодными условиями. Небольшие волны и рябь при солнечной погоде делают поверхность воды серебристой. При дождливой — свинцово-серой. Под ясным летним небом даже самая мутная бурая вода болотных озер на поверхности будет голубой, а на закате и в предвечерние часы, во время осеннего дождливого штиля, поверхность водоемов может выглядеть черной.

Кстати, в мире существуют настоящие розовые озера, в том числе знаменитое находящееся в Крыму. А в Антарктиде замечен .

Осенью подводный мир в наших водоемах чрезвычайно однообразен и даже скуп. Он представляет собой ровную пустыню из ила, воду плохой прозрачности, и картина эта не меняется всю осень и зиму.

Связаны эти явления со следующими факторами:

  • Меняется биологический, химический и механический состав воды, что влияет на прозрачность.
  • Продолжительность светового дня сокращается, что также влияет на прозрачность воды.
  • Меняется количество кислорода и сероводорода.
  • Температура воды в различных слоях также меняет показатели.
  • Площадь «зеркала водоема» становится иной.
  • Сила и направление ветра также иные.
  • Появляются течения.
  • И т.д.

Осень под водой не наступает внезапно. Сначала возникает переходный период, признаки которого хорошо заметны в середине сентября. Это еще не осень, но уже не лето.

Первое, что вы заметите, это сокращение общей освещенности. Второе – осенние ветра, дожди и прохладные ночи. Все это снижает температуру воды, однако она в это время лучше всего насыщается кислородом. У теплолюбивых рыб, например, карповых, начинается время активности, последней в этом сезоне. Ведь им требуется создать хороший запас жира перед зимней голодовкой. Также интенсивно питается карась, лещ, сазан, линь и язь.

Считается, что осенью лещи собираются в крупные стаи, будто перед нерестом. Но это не так! На самом деле, количество стаи осенью не меняется, просто лещи заняты поиском пищи – мотыля. Таким образом, десятки, а то и сотни рыб бок о бок отправляются искать пропитание.

Вода с каждым днем все холодней, и у рыбы одна мысль: «Есть, есть, есть…». Ночью или днем ранней осенью леща можно еще застать вблизи берега. Не отстают от них лини и караси. После летнего разнообразия они вновь готовы кормиться чем угодно и теряют осторожность в повадках. Лини постоянно пасутся у берега, питаясь почти круглые сутки. А вот крупные карповые отдают предпочтение ракушкам-дрейсенам. Это моллюск, который поддерживает на нужном уровне популяции крупных линей, лещей и карасей. А сазан и вовсе полностью зависим от этого корма. Места его обитания весьма оригинальны. Вы можете заметить чисто выметенную аж до желтого песка ямку с большой горкой дрейсены. Сазан набирает полный рот ракушек и методично перетирает, прогладывая мясо, а наружу выплевывая осколки панциря.

Ранней осенью в реках почти не происходят никакие изменения. Разве что становится более прозрачной вода. Голавли и язи ведут себя по-летнему и занимают привычные подвоху места: ниши и карнизы глинистого берега, крупные валуны, пласты свежего дерна, толстый ствол, затопленные ветки, кусты, густая трава… Крупные язи ночью подходят к самой кромке берега на глубине 20-30 см и подбирают зазевавшихся лягушат и мальков. Окуни прячутся в небольших ямках и за маленькими укрытиями. Щуки выбирают границы течения, мелководья и глубины, участки открытой и заросшей воды или же просто стоят брюхом в дно.

Особенно активен хозяин реки – сом. Но все это – крупные и средние реки. На малых же вода становится холодной куда быстрей, поэтому активность рыбы снижается очень быстро. Крупная рыба прячется в более глубокие места, богатые кормом. Это низовья и устья больших водоемов. Вверх по течению, навстречу лещам, сомам и судакам отправляется плотва. Целые 2-3 недели она становится хозяйкой октябрьских речушек. За плотвой следует и щука. Но скоро они опять спустятся назад, в более глубокие места с постоянным кормом и более менее стабильной температурой.

Продолжение следует….



Что еще почитать