Воды в голландии. Ниже уровня моря. Управление природными рисками в Нидерландах. Когда лучше всего посетить Нидерланды

Первое время моего пребывания в Голландии мне и в голову не приходило, что здесь может быть пляжный отдых или его подобие. В стране, где часто идут дожди, сильные ветра, Северное море, мало солнца и почти не бывает жаркой погоды, какой пляжный отдых? Но приближалось лето, а знакомство с Голландией проходило все ближе. Так выяснилось, что голландцы очень жаркий народ, жаркий в том смысле, что даже в +10 градусов могут ходить в одних кофтах, и дети поздней осенью у них гуляют без шапок и в куртках нараспашку. Чуть солнце выглядывает из-за туч, голландцы высыпают на улицы, в открытые террасы кафе - пить кофе и в свои дворики - жарить барбекю и наслаждаться солнцем. Оказалось, что местные жители очень любят проводить время на пляжах. Поэтому я тоже как большой любитель морских прогулок, решила изучить этот вопрос и побывать на голландских пляжах в разные времена года, летом мне даже удалось искупаться на одном из них.

Общая протяженность голландских пляжей на Западном побережье и Западно-Фризских островах больше 280 километров. На некоторые пляжи сложно попасть ввиду их удаленности от населенных пунктов, поэтому я расскажу о 3 самых популярных и легкодоступных пляжах Голландии.

Особенности голландских пляжей

Но для начала остановлюсь на характерных особенностях отдыха на голландском побережье Северного моря. Собираясь провести время на голландском пляже, не забывайте, что:

  • В Голландии очень сильные ветра. В летнее время вы можете не заметить, как припекает солнце, и сгореть. Кстати, для защиты от ветра на пляжах стоят мини-палатки-ширмы. Я такие больше нигде не встречала. В другие же времена года вас может просто продуть во время прогулок. Каждый раз, собираясь на Северное море, я смотрю прогноз погоды, вроде бы достаточно тепло, не беру с собой теплые вещи, в надежде, что в этот раз будет по-другому, и каждый раз я уезжаю оттуда вся продрогшая, ветер сильнейший! Даже если обещают достаточно теплую погоду, возьмите с собой не продуваемые и теплые вещи.
  • Северное море на то и Северное, чтобы температуры воды в нем была невысокая, в самые жаркие дни температура не превышает 20 градусов. Но с другой стороны и остывает она куда медленнее, поэтому можно попробовать искупаться там и не в самый сезон. Но весной вода казалась очень холодной, возможно, из-за сумасшедшего ветра. А так купальный сезон в Голландии с июля по конец августа.
  • Все пляжи объединяет чистота, протяженность и мелкий песок.
  • На всем побережье красивейшие закаты.
  • Все городские пляжи с хорошей инфраструктурой - кафе, ресторанчики, фудтраки.
  • На пляжах есть все морские развлечения, начиная от прогулок на катере и заканчивая кайт-серфингом.

Пляж в Гааге – Схевенинген

Мое знакомство с пляжами Голландии началось с поездки в Гаагу. Чем ближе подходишь к морю, тем больше ощущается морской воздух, даже строения вокруг меняются на типичные курортные домики. Когда я первый раз оказалась на пляже в Гааге, у меня перехватило дух от такой красоты. На улице стоял май, бескрайний песчаный пляж, люди гуляют по песку около воды, жуткий ветер, сильные волны, вдалеке Англия, спортсмены в гидкостюмах на досках, дети с воздушными змеями и по колено в воде, милые кафешки на берегу и рыбные ларьки, где можно отведать разных морских гадов. Когда попадаешь на этот пляж, сразу возникает ощущение морского курорта. Пляж Схевенинген является самым большим на территории Голландии. Он имеет протяженность до 3 километров (!) оборудованной территории. Пляж очень чистый, специальные машины очищают территорию 2 раза в день. Конечно, не в летний период никто не купается, но приехать туда стоит обязательно даже для того, чтобы просто прогуляться у воды, полюбоваться песчаными дюнами, посидеть в одном из уютных кафе и отведать голландской рыбы, которую вылавливают прямо здесь же.

Проходя по бульвару около пляжа нельзя пройти мимо работ американского скульптора Тома Оттернесса, которые являются экспозицией современного музея, расположенного недалеко от пляжа. Это забавные человечки разных размеров и в разных позах заполонили часть набережной.

Этот пляж не только самый большой, но и самый популярный, туда приходят и местные жители, и туристы. В летнее время, когда погода все-таки радует голландцев, на пляже не протолкнуться, весь пляж усыпан загорающими, в море плещется куча людей – от самых маленьких до людей почтенного возраста. Но если голландцы привыкли к такому морю, то для приезжих оно может показаться холодноватым. Но помимо спокойного отдыха на пляже есть еще и масса развлечений. Для детей да и для взрослых самый большой аквапарк в Голландии – Дуинрел. Он соединен вместе с зоопарком морских обитателей Северного моря. Кстати, для детей на пляже есть детские зоны, а еще оборудованные площадки для игры в волейбол, баскетбол и футбол.

О, кстати, будьте аккуратны, чайки на пляжах прямо-таки атакуют людей с едой. Они пикируют прямо к вам руки и пытаются ухватить кусочек. Здесь они не из стеснительных обитателей, а настоящие хозяева пляжа.


Как же добраться до Схевенингена? Самый простой и удобный вариант из 2 видов транспорта:

Сначала нужно преодолеть путь от Амстердама до Гааги (Amsterdam Centraal- Den Haag Centraal), который составляет всего 46 минут. Билет на поезд стоит 11,2 евро в одну сторону. Но чтобы сэкономить деньги, перед поездкой не забудьте посетить 2 сайта Spoordeelwinkel и Treinreiziger , где собраны все предложения на транспорт. Так, например, в одном из магазинов Амстердама (Hema, Albert Heijn, Kruidvat и др.) в дни акций можно купить дневной билет на поезда за 14 евро в 2 стороны. Существенная экономия!

Приехав в Гаагу, нужно пересесть на трамвай № 1 или №9 по маршруту Station Den Haag Centraal - strand Scheveningen Noorderstrand, Den Haag, который и довезет до пляжа. Трамваи ходят достаточно часто, а на электронном табло можно посмотреть время ожидания. Стоит проезд в одну сторону 1,76 евро, купить билет можно у водителя. И вот через 20 минут вы на пляже.

Мы же решили не садиться на трамвай, а отправиться смотреть город, посетить парк миниатюр Мадуродам, а дальше уже подойти к морю, поэтому мы выбрали пеший маршрут до пляжа. Ради чудесной прогулки вдоль живописного канала и знакомства с городом можно выбрать этот вариант, но только если вы рассчитываете свои силы. Потому что обратный путь до вокзала мы были уже не в состоянии преодолеть и выбрали поездку на трамвае. Ради экономии времени и сил вполне оправдано.

Пляж Зандворт: 30 минут на поезде и мы у моря!

Второе место, где мы оказались на голландском побережье - это Зандворт, а рядом с ним и Блоемендааль (в 20 минутах ходьбы от Зандворта). Это местечко находится всего в получасе езды от Амстердама. Пляж даже иногда называют амстердамским из-за близости к столице. Что может быть лучше: стоимость проезда в одну сторону от Амстердама до Зандворта (Amsterdam Centraal- Zandvoort aan Zee) – 5,4 евро. И идти до пляжа здесь всего 7 минут. Территория пляжа чуть меньше чем в Гааге, но из-за близости к столице и маленьких тратах на дорогу, можно выбрать этот вариант.

На этом пляже нам удалось искупаться и немножко погреться на солнышке. Море было холодное и очень мутное, вероятно, из-за сильных волн и большого количества народа в воде. Но пляж в Зандворте идеально подходит для детей, потому что береговая линия здесь очень ровная, долго-долго идешь вперед, а вода все равно тебе по колено. В подтверждение слов о чистоте голландского побережья пляжи Зандворта и Блоемендааля отмечены Голубым флагом.

На пляже ездят фудтраки с едой: сначала подъезжает с мороженым, потом с рыбой, потом с напитками, вам даже не надо никуда бежать. Но, конечно, в Зандворте есть и приятные кафешки на берегу, которые с радостью встречают своих посетителей. Кафе работают круглый год, разница только в том, где вы будете сидеть: в летнее время можно расположиться на террасе или под зонтиком, а зимой насладиться приятными интерьерами. Летом на пляжах регулярно проводятся разные вечеринки, тусовки, музыкальные фестивали и диджей-сеты.

Оказалось, что здесь же находится главный нудистский пляж, мы правда его не видели.


На пляж в Зандворт лучше отправляться, если у вас не так много времени: шаговая доступность от вокзала и близость к Амстердаму - главные козыри этого местечка. Не так масштабно как в Гааге, но тоже довольно мило, можно прогуляться вдоль берега, побегать босиком и насладиться морским воздухом.

Остров-мечта Тессель

Пляжи острова Вессель – где солнце садится на воду, где бескрайние просторы, а морская гладь сливается с горизонтом. Все это было показано в фильме «Достучаться до небес». Именно на этот пляж Западно-Фризских островов Голландии приезжали главные герои фильма. Там были показаны потрясающие виды, поэтому очень хочется побывать на этом острове, но моя мечта пока еще не осуществилась. Связано это, прежде всего, с непростой дорогой:

  • Сначала нужно добраться на поезде от Амстердама до Ден Хелдера (Amsterdam Centraal- Den Helder), время в пути 1 час 14 минут, стоимость проезда в одну сторону - 14,1 евро.
  • От станции Ден Хелдера на автобусе до места отправления парома.
  • И затем уже на пароме до острова. Билет продается в обе стороны и стоит 2,5 евро.
  • От порта Тессела отходит маршрутка или автобус 28, который отвозит в столицу Ден Бург или к морю в город Де Коог.

Это экологически чистый район, где вся территория острова занята полями, пастбищами и туристическими зонами. Самое популярное место на острове - город Де-Коог, где проходили съемки фильма. Когда просматриваешь фильм и фотографии оттуда, хочется обязательно оказаться там во время заката. Говорят, что на острове много велосипедных и пеших маршрутов, поэтому можно выбраться туда и не на один день. И главное, опять не забыть теплые и не продуваемые вещи!

Отдыхая в Голландии, вы будете использовать наши сети энерго-, газо- и водоснабжения. Они могут отличаться от тех, к которым вы привыкли дома. На этой странице вы найдете всю необходимую информацию, чтобы обеспечить себе приятное пребывание.

Электричество

Напряжение в нидерландской сети – 230 вольт. В гостиничных номерах часто есть розетки на 110 и 120 В для электрических бритв, но рекомендуется брать с собой адаптер для штепселей с двумя штырями, а также штепселей с круглыми штырями и контактом заземления сбоку.

Если вы остаетесь в Нидерландах на длительный срок, возможно, вам стоит приобрести на месте такие приборы, как фен или бритва. Или же вы можете пользоваться приборами, работающими от батареек, если вас не обременяет их замена.

Вода

Водопроводная вода в Нидерландах – замечательного качества. Если не указано иное, вы можете везде пить воду из-под крана. Воду в бутылках и бутылочках можно приобрести в супермаркетах, закусочных и киосках.

Газ

В большинстве нидерландских домов готовят на газу. Газ также используется для отопления и нагрева воды.

Единицы измерения

В Нидерландах принята метрическая система, и, соответственно, единицей измерения длины является метр, объема жидкостей – литр, а веса - килограмм. Эта отличает Голландию от стран, в которых принята британская система мер и весов. Пересчет между двумя системами осуществляется следующим образом:

Километры и мили
1 миля = 1,609 километра
1 километр = 0,621 мили

Литры и галлоны
1 галлон = 4,546 литра
1 литр = 0,220 галлона

1 фунт = 0.453 килограмма
1 килограмм = 2,204 фунта

July 5th, 2017

Это всем известная история о том, что голландцы давно и упорно строили дамбы и увеличивали территорию своей страны таким образом. Но когда начинаешь читать все подробности, все сложности, которые были связаны с этим процессом, начинаешь по другому смотреть на это историческое действо.

Ведь треть территории современной Голландии отвоёвана у моря. Давайте узнаем подробнее как это происходило...

Около 1/3 территории Нидерландов лежит ниже нулевой отметки. Но не только эти земли были бы залиты, не будь плотин. Жертвой моря стали бы дюны и некоторые участки низменностей; всего было бы затоплено и смыто около 50% площади страны, где сосредоточено в настоящее время 3/4 всего населения - более 10 млн. человек. Как голландцам удалось отвоевать у моря такие обширные территории? Об этом рассказывается в книге Леонида Бондарева «Суша отвоёванная у моря» (издательство «Мысль», 1979 год).

Терпы

Холмы-убежища возвышаются на 9-12 м. На них расположены многочисленные населенные пункты. В Нидерландах такие холмы называют терпами («терп» по-фризски означает «деревня»), а на немецком побережье Северного моря - варфтами. Наиболее старые терпы имеют возраст более 2000 лет, их стали насыпать ещё со времен римского владычества. В Вемелдинге, в западной части страны, есть терп высотой в 16 м. Его склоны террасированы - на уступах можно разместить стада скота.


(Распространение терпов на побережье Северного моря)

Крупные терпы создавались в течение длительного времени в несколько приёмов. Раскопки у Эзинге (северо-восточная часть Нидерландов) показали следующее. В 300 г. до н. э. обнесенное частоколом первоначальное поселение - два прямоугольных жилища со стенами из хвороста, обмазанными глиной, и амбар на сваях - располагалось прямо на поверхности марша (марш - низменный берег, который подвергается затоплению время высоких приливов и штормовых нагонов воды). Затем был устроен холм из торфянистого дёрна высотой 1,2 м и 35 м в поперечнике, на котором нашли приют четыре фермы. Эти жилища были перестроены около 50 г. до н. э., когда терп поднялся до 2,1 м, а его ширина увеличилась до 100 м. Наконец, в римское время высота искусственного холма достигла 3,4 м, а диаметр - 150 м. В III в. н. э. селение было уничтожено пожаром, но впоследствии восстановлено. Затем, в 800-950 годы и в XII веке, терп надстраивался и расширялся; он был обитаем до XIII века.

(Археологические исследования показали, что не только местные племена, но и пришлые римляне насыпали искусственные холмы. Близ Утрехта раскопан римский терп высотой около 6 м над уровнем марша. Найденные таблички с римкими надписями позволили установить, что терп был обитаем с 42 по 260 годы.)


(Территория Нидерландов в римское время (I в. до н.э. - III в. н.э.): 1 - дюны; 2 - крупные озёра; 3 - крупные болотные массивы; 4 - современная граница Нидерландов)

В начале XIX века выяснилось, что насыпной грунт терпов - своеобразный культурный слой, богатый органическим веществом, - содержит много фосфатов и представляет собой великолепное удобрение. Крестьяне стали срывать холмы и разбрасывать землю на полях для подкормки трав. Неразумность такой практики обнаружилась очень скоро - во время штормового нагона воды в 1825 года, когда было затоплено 2/3 страны. Но богатая черная земля терпов (terpaarde) ценилась столь высоко, что разрушение островов спасения продолжалось во всё возрастающих масштабах. Холмы срывали до заборов стоявших на них ферм, до церковных стен. Один терп мог принести доход в 40-50 тыс. франков. После 1830-х годов многие терпы продавались целиком: Они рассеивались на окрестных полях, на отвоеванных у моря польдерах, загружались в лодки и в трюмы судов, которые развозили плодородную землю в другие части Нидерландов.

Разрушение достигло апогея в последней четверти XIX столетия. Из 1250 некогда заселённых искусственных холмов более 600 совершенно исчезли с лица земли, и от них не осталось никаких следов. Другие были срыты частично - их неправильная форма и крутые склоны - не первоначальный облик, а результат позднейшего вмешательства человека. Больше всего пострадали терпы Фрисландии, в меньшей степени - провинции Гронинген.

Безудержная волна уничтожения терпов, порожденная алчностью, была в конце концов остановлена. Причин несколько. Во-первых, терпы до сих пор все ещё не перестали играть роль островов спасения, для которой они и предназначались. Далее, при их истреблении безвозвратно утрачивался ценнейший археологический материал. В настоящее время в Нидерландах работает Общество по изучению терпов.

Резонными были также и возражения гигиенистов. Основания терпов лежат ниже уровня окружающих их полей и лугов. После полного изъятия земли возникали западины, которые заполнялись грунтовыми водами и становились рассадниками комаров.

Терпы вновь стали разрушать во время второй мировой войны. В «Голландских письмах» М. Шагинян пишет: «Немцы, в последнюю войну грабившие все оккупированные ими страны, вывозили из Голландии вагонами - знаете что? Почву. Почву, ювелирно возделанную, творчески созданную столетиями почву, дающую (цифры 1948 года) с одного гектара 4260 кг урожая пшеницы, в то время как Англия в этом же году дала 2820 кг, Франция 1910, а Америка-1110».

Первые дамбы

В Нидерландах первые дамбы возникли вдоль речных русел. Их предшественниками были римские дороги. Территория нынешних Нидерландов - холодной, болотистой, сырой и туманной страны имела важное стратегическое значение. Расположенные там римские гарнизоны прикрывали с северо-востока от германских племен богатую провинцию Галлию. Укрепления были связаны судоходством по Рейну и Маасу, и по этим же долинам проходили дороги, которые, избегая болот, тянулись по песчаным отмелям вдоль рек. Полотно дороги надстраивалось, поднималось, и получалось, что в одно и то же время строятся и дорога, и дамба. Прошло некоторое время, и проницательный римский военачальник Друск уже стал возводить на Рейне специальные насыпи для защиты от разливов.


(Разные типы дамб в Нидерландах, сменяющие друг друга во времени: 1 - торфяные кирпичи; 2 - утрамбованная земля; 3 - камень; 4 - прокладка из камыша или морских водорослей; 5 - глина; 6 - песок)

Что касается побережья Северного моря, то там самые первые дамбы были построены на южном берегу эстуария Шельды и на острове Толен у Весткерке и Схерпениссе. Они датируются VII веком. Около 1000 года были построены дамбы на правом берегу эстуария Мааса к западу от современного Роттердама; прежде заболоченный район осваивается. Появляются первые польдеры - так называют в Нидерландах участки низменной земли, отвоеванные у моря, озера или реки и защищенные от них дамбами.

В Фрисландии еще в середине X века не было плотин. Однако уже в то время существовали их предшественники - диквегены (dijkwegen) - поднятые тропы, ведущие от одного терпа к другому или соединявшие фермы на низких берегах.

На рубеже X-XI веков набеги викингов прекращаются, к тому же ослабевает морская трансгрессия. Обитатели Нидерландов, избавленные от бешеных атак людей и природы, начинают осваивать марши. Каждодневный опыт показывает им, что диквегены, утоптанные ногами людей и лошадиными копытами, сдерживают проникновение соленых морских вод на обрабатываемые земли и пастбища при приливах и ветровых нагонах воды. Постепенно в населённых местностях диквегены развиваются в систему защитных сооружений. Там, где они пересекали небольшие естественные русла или дренажные канавы, ставились предшественники шлюзов - простые деревянные щиты, которые можно было опустить при морских наводнениях и избежать засоления используемых земель. Когда нагон морской воды прекращался, щиты поднимали и сбрасывали скопившуюся пресную воду. В X веке щиты заменяются створками, похожими на открывающиеся в сторону моря ворота. Они действовали автоматически: приливная волна смыкала створки, а во время отлива створки распахивались.

Человек не мог не обратить внимание на подсказку природы - естественные дамбы - дюны, которые протягиваются почти вдоль всего внешнего побережья Фландрии и Голландии и представляют собой естественную плотину, преграду на пути морских волн. Выделяют две генерации дюн - древние и современные. Формирование первых относят к атлантическому времени (5-2-е тысячелетия до н. э.). Они располагаются вдоль внутреннего края полосы молодых дюн, то примыкая к нему вплотную, то удаляясь на некоторое расстояние. Максимальная высота холмов не превышает 4 м. Молодые дюны возникли в историческое время. Их высота доходит до 60 м - для низинной Голландии это настоящие горы. В некоторых местах они надвинуты на древние дюны.



(Осушение бухты Долларт)

Дамбы в полосе дюн начали сооружать около 1000 года в тех местах, где прерывались естественные песчаные гряды, защищавшие материк от набегов морских волн. Один из таких прорывов образован руслом Старого Рейна. Бреши были заполнены, болота вдоль внутреннего края пояса дюн осушены и превращены в пашню и пастбища.

Привлекают внимание и ватты - земли у внешнего края дюн, которые освобождаются от воды при отливе. Ослабление подъема уровня моря после 950 года позволило начать их освоение. Обвалованные и освоенные участки у внешнего края дюн голландцы называют коогами (koog); их появление относится к 1100-1200 годам.

В XIII веке в Северной Голландии вместо простых насыпей из утрамбованной земли появляется новый тип дамб - «дамбы из грязи» (slikkerdijk). Их внешняя часть обкладывалась «кирпичами», вырезанными из торфянистого дерна, или комьями вязкой глины, затем на склон набрасывали слой морских водорослей, назначение которых было воспрепятствовать быстрому размыву. Водоросли имели хорошее сцепление со склоном, прилипали к нему, но постепенно сгнивали, и тогда покрытие из них приходилось обновлять. При отсутствии водорослей внешнюю часть дамбы покрывали вязанками камыша, укладывая их вдоль склона. Такая облицовка была еще менее долговечной, чем из водорослей, - её меняли через 5-6 лет.

К исходу XIII века практически все нидерландские берега были ограждены валами, насыпанными человеком. Дамбы опоясывают острова, лежащие у эстуариев Шельды и Мааса, сопровождают берега крупных рек. Наиболее сложная система плотин сформировалась в Северной Голландии, в так называемой Водяной стране (Waterland). Своему названию она обязана множеству существовавших тогда озер, соединённых протоками друг с другом и с морем. Положение осложнялось тем, что подъём уровня моря при штормах и при аномальных приливах затруднял сток внутренних вод и озера выходили из берегов. Во время больших наводнений опасность в этом лабиринте угрожала повсюду. Извне морские волны часто вторгались через Зьепп, где прерывалась полоса дюн. Но постепенно здесь везде на границе воды и суши выросли плотины.

Начиная с XV века при строительстве дамб широко используется дерево. Эластичная подушка из водорослей на внешнем склоне защищается частоколом. Сначала его ставят вертикально, но очень скоро практика показала, что гораздо успешнее противостоят волнам наклонно вбитые сваи.


(Осушение земель в Нидерландах. Земли, осушенные: 1 - в 1200-1600; 2 - в 1600-1900; 3 - в 1900-1970; 4 - земли, которые могут быть осушены к 1980; 5 - дамбы; 6 - горизонталь +1 м. Эту линию условно можно считать границей освоенных земель в том случае, если бы человек не противостоял морю)

Позднее стали сооружаться плотины с каркасом из здоровенных бревен. Громадные сваи связывались друг с другом толстыми дубовыми поперечными досками. В основании внешней части Весткаппельской плотины таких параллельных рядов свай насчитывалось одиннадцать! Нижняя часть больших плотин складывалась из камней. Строя дамбы, голландцы целиком очистили свою страну от валунов - нигде на поверхности не увидеть ни одного камня. Гранитные глыбы привозились даже из Норвегии! Использовался и кирпич. Верхушка насыпалась из глины, внутри которой укладывались прокладки из хвороста. Ширина в основании составляла 50-100 м, а средняя высота - 8-10 м. Обращённый к морю склон делался пологим и защищался рядами свай от набегающих волн. Это были настоящие крепости из земли, камня и дерева.

Постепенно технология строительства становилась более дешёвой. Плотины стали возводить из песка с фашинной «арматурой» (из хвороста), камни укладывали лишь в основании.

«Летние», «зимние», «спящие» - такая своеобразная терминология сложилась по отношению к нидерландским плотинам. Летними называют новые плотины, строительство которых ещё окончательно не завершено. Они выполняют свое назначение летом, но не дают гарантированной защиты от жестоких зимних бурь, когда штормовые волны иногда перехлестывают через гребень и временно заливают и засоляют земли, используемые как пастбища. Зимние дамбы - самые высокие, крепкие, надёжные, выдержавшие не одно тяжелое испытание, защищающие города и плодородные обрабатываемые земли. И наконец, спящими, уснувшими называют те старые дамбы, которые по мере отвоевания земель у моря оказались далеко от берега внутри страны. Это ветераны, выполнившие свой долг. Часто шлюзы этих дамб разобраны и дороги ведут через проломы. А иногда их разбирают для строительства новых дамб.

Золотой век и нашествие червя-древоточца

XV век называют золотым веком Нидерландов. Стихия успокаивается. Штормы пошли на убыль. Повреждённые плотины приведены в порядок, укреплены, надстроены и расширены. Осушаются озера, прорываются каналы, устраиваются шлюзы. Тысячи мельниц перекачивают воду. На осушенных пространствах создаются ухоженные поля.

Голландцы соперничают с англичанами, французами, португальцами, испанцами. Голландские капитаны бороздят все моря. Они открывают Австралию (одно время материк назывался Новой Голландией), Новую Зеландию, обосновываются на мысе Доброй Надежды, скупают пряности в Ост-Индии, торгуют с Японией и Китаем, закладывают в устье Гудзона город Новый Амстердам, ставший впоследствии Нью-Йорком. А в 1667 году голландцы поднялись по Темзе и сожгли пригороды Лондона.

Торговый флот Нидерландов насчитывал 34 тыс. судов и был равен объединённому флоту всех других народов. Морская торговля приносит неисчислимые доходы. В Амстердам, Утрехт, Лейден, Гарлем, Гаагу

Опрятные голландские города отгорожены от неспокойного моря настоящими крепостями, громадинами из земли и дерева. Специальная служба неусыпно следит за состоянием плотин, защитные валы с каждым годом становятся крепче и надёжнее.

Но недолог был золотой век. Соперничество Нидерландов с Англией и Францией становится всё более напряжённым и переходит в длительные, изнурительные войны, истощающие страну.



(Основание будущего Нью-Йорка голландцами)

Для ведения войн нужны были деньги. Неудержимо растут налоги - их были десятки. Облагалась продажа дома (4,5% стоимости), содержание прислуги, учеников и вся недвижимость - дом и двор, печь, мельница, переправа, земля, лес. Брались налоги на чай и кофе - только присяга в том, что эти напитки совершенно не потреблялись в доме, освобождала от обложения. Налог на соль был вдвое больше стоимости самой соли. Взималась церковная десятина и налоги на вино, пиво, водку, мыло, уголь, повозки, табак, убой скота, помол, наследство. Был налог на весы, причем особо облагалось взвешивание масла и сыра. Хозяин коровы должен был раскошеливаться 5 раз - за саму корову, за масло, сыр, пастбище и шкуру. Большие налоги на плотины и польдеры отбивали охоту осваивать новые земли, и во второй половине XVII - начале XVIII века строительство плотин приходит в упадок.

А тут ещё новая беда, которая пришла неожиданно.

В 1731 году в Зеландии и Западной Фрисландии появляется и необычайно быстро размножается древоточец тередо (Teredo limmoria или Т. navalis), завезённый судами, возвратившимися из дальних плаваний. Древоточец этот - двустворчатый моллюск, раковина которого в процессе эволюции переформировалась в своеобразное сверло с раздвинутыми створками и зазубренными гребнями и бугорками.


(Червь-древоточец)

Уже через одну-две недели после появления на свет тередо прикрепляется к дереву и начинает пробуравливать в нем ходы, делая 8-12 сверлильных движений в минуту. Он решаетпри этом две задачи - создаёт убежище для своего мягкого тела и получает пищу. Желудок корабельного червя всегда набит опилками. Он питается также планктонными организмами, которых засасывает через сифон. Тередо избегают друг друга - их ходы в древесине самым причудливым образом меняют направление, но никогда не пересекаются. Поверхность ходов покрыта известковистыми выделениями.

Морской древоточец издавна был опасным врагом парусных судов, теперь же он набросился на деревянные части нидерландских дамб. В один прекрасный день голландцы с ужасом увидели, как ломаются и крошатся изъеденные сваи и море начинает размывать откосы плотин, лишенные защитного покрытия.

Новость быстро облетела Европу. Гибель Нидерландов близка! Вред в самом деле был очень велик. Уже в 1732 году червями были совершенно уничтожены сваи Вестфризензейской дамбы на протяжении 50 км, а на соседнем участке в 20 км повреждения также были весьма значительными. Тогда для защиты от червей бревна стали сплошь покрывать гвоздями с широкими шляпками и железными пластинами, а в некоторых местах использовали привезенную за тысячи километров твёрдую тропическую древесину. Сваи из красного и чёрного дерева! Для борьбы с морским червем применяли препараты мышьяка.

Но в конце концов стало ясно, что неизбежно придется отказаться от привычных традиций возведения плотин. Их внешние откосы от подножия до гребня одеваются камнем. При строительстве шлюзов стали использовать кирпич. Реконструкция стоила очень дорого - более 5,5 млн. гульденов - громадная сумма для того времени. Зато угроза плотинам миновала - позднее тередо упоминается очень редко. Но и червь приспосабливается: в 1931 году он был обнаружен поселившимся в фашинах из хвороста одной из наполовину построенных дамб в районе Зёйдерзе, причем успел нанести ощутимый вред - пришлось переделывать выполненную работу. Вместо прокладок из хвороста стали применять соломенные маты.


Нацисты: последнее испытание

Последнее испытание нидерландским защитным сооружениям пришлось на годы Второй Мировой войны. В мае 1940 года Нидерланды были оккупированы фашистской Германией. В 1944 и в начале 1945 года фашисты, опасаясь высадки десанта союзников, взорвали дамбы и затопили большие площади земель вдоль больших рек и морского побережья.

Под водой оказалась широкая полоса по Рейну - от устья до германо-нидерландской границы, многие низины в Фрисландии. Почти целиком скрылись под водой острова Волхерен, Толен, Схаувен. Всего было затоплено более 3,6 тыс. кв. км - примерно столько же, сколько было осушено голландцами к концу XIX столетия в результате многовекового упорного труда. Затопление земель совершалось буквально до последних дней войны. Так, дамба, защищавшая Вирингермер, первый польдер, освоенный после перекрытия Зёйдерзе, была взорвана 17 апреля 1945 года. С военной точки зрения эта акция была совершенно бессмысленной, ибо советские войска уже штурмовали Берлинский укрепленный район, а союзники перешли Рейн.

Генерал Зейс-Инкварт, отдавший варварский приказ о взрыве дамб, был впоследствии судим в Нюрнберге как военный преступник и приговорен к смертной казни через повешение.

источники

Есть в мире одно государство, территория которого постоянно расширяется, и вовсе не за счет захватнических войн, а за счет кропотливого ежедневного труда по отвоевыванию земли у моря. Это государство - Голландия! Французы говорят: «Всем народам землю подарил Бог, а голландцы землю добыли сами».


Оказывается, Голландия опускается под воду со скоростью 1 метр за сто лет. За последние 700 лет она опустилась на 7 метров ниже уровня моря, и все эти 700 лет голландцы вели упорную борьбу за сохранение своей земли.
Когда в 16-м веке Голландия поднялась на борьбу за свою независимость от Испании, там не только "земля горела под ногами захватчиков", там земля буквально исчезала из-под ног испанцев, потому что голландцы открывали шлюзы и обрушивали на испанцев многотонные массы воды. В итоге после изнурительной 80-летней войны, понеся колоссальные потери, Голландия добилась свободы и стала первым государством в мире, осуществившим на практике принцип свободы и равенства. И это без всяких высокопарных деклараций, которым грош цена! Так что голландцы заслужили право жить хорошей жизнью, пролив моря крови, в основном своей.
Голландия начиналась: море воды на месте нынешних городов, поселений, лугов и пашен. Суша - только на юге.
За жизненное пространство голландцы начали борьбу более семисот лет назад - осушали сначала болота, обнажая двухметровые толщи торфа, и постепенно шаг за шагом, год за годом стали отвоевывать землю у моря.


Вода - сильнейшая из стихий. Мощь ее непомерна. А человек поначалу выступал с лопатой и тачкой. Отсыпал камни в основание дамб, наращивал их землей, армированной прутьями лозняка, рыл канавы для стока воды. А как отвести воду в магистральный канал, идущий к морю? Для этого приспособили мельницы.

С одного горизонта на другой передавая друг другу, днем и ночью они поднимали воду. Бывали случаи, она возвращалась при натиске с моря, и все начинать приходилось заново - семьсот лет непрестанно длилась эта работа. Сначала у моря отнимались небольшие заливы, потом приблизились к дюнам, лежавшим по всему фронту морской воды и не дававшим ей изливаться в низины. Но цепь песчаных наносов сплошной не была. В таких местах люди стали строить дамбы.


Тысячи километров дамб охраняют эти земли от водной стихии.

Огромных затрат и усилий требовала эта работа. Но от моря отгородились, а воду из-за ограды в море стали откачивать первоначально с помощью всё тех же мельниц.
Бесконечную войну с водой пришлось к тому же вести на два фронта. Затопляло землю не только море, но и с юга большие разливы Рейна. Пришлось искусно регулировать (опять же с дамбами и каналами) всю огромную дельту большой европейской реки. А за века война с водою стала философией жизни голландцев. С детства человеку внушали опасную близость воды. Помню школьный хрестоматийный рассказ о мальчике, который, увидев, как вода прососала щель в дамбе, заткнул её пальцем и стал звать взрослых к месту грозной опасности. Учительница рассказала нам, что это было в Голландии, которой вода всегда угрожает. В этой легенде заключена мудрость жизни: каждый голландец должен усваивать с детства опасность воды.


Вот он, неутомимый голландский рабочий.


Такой автобан идет по дамбе

Голландия - страна ВЕТРЯНЫХ МЕЛЬНИЦ, ДЕРЕВЯННЫХ БАШМАКОВ, СЫРА и ТЮЛЬПАНОВ.
По крайней мере, это то, что поначалу бросается в глаза всем туристам. Итак, прежде всего давайте познакомимся со всеми основными достопримечательностями.

ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ распространены в Голландии, так как страна расположена в низине и ничто не преграждает путь многочисленным ветрам, приходящим сюда с Северного моря. Это бесспорный факт. Ветер - дешевый источник энергии, который никогда не иссякнет. Кроме того, жители Нидерландов много веков подряд используют мельницы, чтобы их земли не уходили под воду. Расположенные на дайках (дамбах) мельницы приводят в движение насосы. Поскольку максимальная высота подъема воды для насоса, приводимого в движение ветром, составляет 1,5 метра, на одной дамбе зачастую можно увидеть вереницу, состоящую из двух-трех мельниц. Постепенно ветряные двигатели начали вытесняться сначала насосами с паровым двигателем, а затем с электродвигателем.

В настоящее время ветряные мельницы вызывают всеобщее восхищение. Если только вы не являетесь любителем карабкаться по узеньким лестницам с бесчисленными ступенями, да к тому же не имеющим перил, поверьте, ветряными мельницами лучше любоваться снаружи!



По сей день некоторые голландцы носят ДЕРЕВЯННЫЕ БАШМАКИ, но, чтобы это увидеть, вам придется проехать в музей под открытым небом, например, такой как Фолендам или на ферму.

Однако, несмотря на то что башмаки нынче уже не в моде, крылатых выражений со словом «башмак» множество. Например, выражение „Now that breaks my klomp (clog)”, что буквально означает «От этого и башмак может сломаться», употребляется, когда человек сталкивается с чем-то очень необычным, из ряда вон выходящим, ведь деревянные башмаки настолько прочные, что вряд ли могут сломаться. Или „You can feel it though your klompen!” (букв. - «Вы почувствуете это, несмотря на то, что в башмаках!») используется, когда что-то настолько очевидно, что вы можете это почувствовать «не снимая башмаков», которые на самом деле всегда отличались хорошими защитными качествами.


Тюльпаны, еще один символ Голландии, в шестнадцатом веке обычно ввозились в Голландию из Турции. Даже само слово «тюльпан» имеет турецкое происхождение (от turban - тюрбан, чалма). Торговля луковицами до сих пор остается очень выгодным бизнесом. Сами же цветы расцениваются как побочный продукт выращивания луковиц и сбываются в Голландии по очень низким ценам.

ЦАРСТВО ТЮЛЬПАНОВ


Красота. Поля тюльпанов в Голландии




Голландия с высоты птичьего полета.


Парк тюльпанов Койкенхофф (Голландия).

Территория парка расположена на 32 гектарах. Одних тюльпанов там высаживают каждый год порядка 4 миллионов штук, более чем 100 разновидностей!

Сочетание тенистых деревьев, изумрудных лужаек и прекрасных чистых водоёмов создают удивительную атмосферу


Тысячи тюльпанов различной окраски покрывают прихотливым ковром лужайки парка.


Бельгийцы называют голландцев «СЫРНЫМИ ГОЛОВАМИ», так как последние едят очень много сыра. А экспортируют еще больше. Будучи очень практичными людьми, голландцы давным-давно усвоили, что из быстропортящегося молока нужно делать сыр, который долго не портится, и к тому его можно перевозить на дальние расстояния.




Города Голландии - шедевры средневековой архитектуры. Здесь соседствуют старинные купеческие дома, величественные соборы, ратуши и современные здания.


Голландия подарила миру целую плеяду выдающихся художников: Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Франса Халса, Рембрандта Харменса ван Рейна, Винсента ван Гога. Музеи двух последних находятся в Амстердаме



Амстердам — город свободы





Королевский дворец в Амстердаме

Как только не называют Амстердам! Одни величают его Северной Венецией, другие Новым Вавилоном. Однако ни то ни другое название не передает всю его красоту и восхитительную притягательность. Амстердам, столица Голландии это уникальный и неповторимый город, равного которому нет во всем мире. Поэтому, если вы еще не бывали в Амстердаме, то поторопитесь посетить его и насладиться дивным великолепием водных каналов, старинной архитектурой и другими красотами.


Амстердам - музеи: Ван Гога, Рембранта





Парковка для велосипедов


Роттердам - это название означает "Дамба на Ротте".

Голландия, королевская и сказочная, с мирным спокойствием цветов и летящим под парусником воздухом, с учтивым радушием и корректностью голландцев меня просто очаровывает.
Ведь это страна, куда, только уехав, мечтаешь вернуться. Страна, из мира которой трудно уезжать, потому что он наполняет тебя почти счастьем - светлым морским воздухом, который хочется вздохнуть и улыбнуться.



Что еще почитать