Зенитные ракетные системы с 500

С одинаковой эффективностью поражать малоразмерные цели, крылатые ракеты, самолеты и вертолеты, спутники, а также перехватывать ядерные боеголовки, входящие в плотные слои атмосферы на скорости до десяти километров в секунду. Все это будет уметь новейшая зенитная ракетная система С-500 «Прометей».Ее появление на вооружении Воздушно-космических сил анонсировал замминистра обороны Юрий Борисов. Военачальник не раскрыл характеристик комплекса. Тем не менее на Западе весьма обеспокоены российской разработкой, справедливо полагая, что Москва в очередной раз создала «противоядие» от возможного ракетного удара по своей территории, в котором боевая управляющая система, объединяющая под единым управлением все комплексы ПВО-ПРО России.О «Прометее» известно крайне мало. Обозреватель журнала The National Interest, военный аналитик Себастьен Роблин пишет, что С-500 будет особенно эффективна против «самолетов-невидимок» F-22, F-35 и B-2. Однако, судя по доступным описаниям характеристик системы, противостояние подобной авиации не станет для нее основной задачей, добавляет аналитик.С-500 может поразить цели на высоте около 200 км. А приближающиеся баллистические ракеты остановит на расстоянии в 640 км. То есть на гораздо большей дистанции, чем это может самый современный российский ЗРК С-400 «Триумф», - 400 км.Командующий российскими ВВС генерал-полковник Виктор Бондарев утверждает, что С-500 сможет одновременно обстреливать до десяти целей, имея время реакции от трех до четырех секунд. Для сравнения: С-400 может одновременно обстреливать шесть целей, а время реакции у нее девять секунд.Американцы считают, что в арсенале ЗРК будут ракеты-перехватчики с активной радиолокационной головкой самонаведения. Это, по мнению экспертов, сделает его похожим на американскую систему THAAD (противоракетный комплекс подвижного наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата ракет средней дальности).В противоракетах С-500 77Н6-Н и 77Н6-Н1 будет использоваться кинетическая энергия. То есть ракета будет поражать цель при физическом контакте с ней, а не посредством осколочно-фугасной боевой части, взрывающейся в непосредственной близости от нее и уничтожающей объект огромным количеством поражающих элементов. Противоракеты 77Н6 будут летать с гиперзвуковой скоростью от пяти до семи километров в секунду, что позволит им осуществлять перехват сверхзвуковых крылатых ракет противника.«Очень большая дальность С-500 делает комплекс идеальным оружием против наиболее крупных и максимально незаметных целей. Определить и поразить бомбардировщик с дальнего расстояния будет трудно, однако самолеты системы AWACS дальнего радиолокационного обнаружения и управления или самолеты радиоэлектронной борьбы и управления наземным боем E8 J-Star будут в куда большей опасности и, скорее всего, будут вынуждены оперировать вне радиуса С-500», - считает Роблин. На одном из новогодних календарей концерна «Алмаз-Антей» якобы засветилась и мобильная пусковая установка С-500 «Прометей», собранная на шасси МЗКТ-792911. Шестиосный тягач с характерной кабиной и две огромные трубы в кузове с противоракетами. В концерне не подтвердили и не опровергли многочисленных вопросов относительно того, С-500 ли они ненароком «рассекретили». Поэтому этот облик принят всеми экспертами за эталонный.Информации немного, и она, возможно, недостоверна. Тем не менее экспертное сообщество с нетерпением ждет первой презентации «Прометея». В следующем году он должен поступить на вооружение Воздушно-космических сил. Местом его дислокации станет Центральный промышленный район Москвы и Московской области. Здесь С-500 либо заменит развернутые комплексы С-400 «Триумф», либо станет для них боевой управляющей системой с расширенным огневым потенциалом. Есть мнение, что «Прометей» - не просто зенитно-ракетная система, а целый комплекс мер по объединению российской системы ПВО-ПРО в единое информационное пространство.Он будет анализировать информацию со спутников системы предупреждения о ракетном нападении, загоризонтных РЛС типа «Воронеж», заниматься селекцией целей по важности, отсекать ложные на большом расстоянии, сопровождать все это и, наконец, выдавать целеуказания различным системам. Все вместе это очень сложная и дорогостоящая работа. Поэтому возможно, что С-500 «Прометей» поступит в войска не в полном составе. Сначала пусковые и средства радиолокации, а уже затем все это будет объединено в комплекс. Тем не менее уже сейчас можно сказать, что в России создана первая в мире многоэшелонированная система ПВО-ПРО, надежно прикрывающая нашу страну от массированных ракетных ударов.

Российский комплекс С-500 до сих пор разрабатывается концерном «Алмаз-Антей». Хотя точных сведений о нём нет, можно уже сейчас сказать, что этот комплекс по своим характеристикам будет превосходить все известные на сегодняшний день зарубежные аналоги. Чтобы точно понять, какими возможностями обладает данный комплекс ПВО, нужно рассмотреть всех его предшественников.

История появления первого комплекса противовоздушной обороны

За счёт своих характеристик система С-500 сможет уничтожать даже космические низкоорбитальные спутники и различные средства поражения, которые могут запускаться с орбитальных платформ различного типа. Основной же задачей комплекса является уничтожение баллистических ракет противника в определённых пределах. Таким образом, можно обеспечить безопасность не только различным стратегическим объектам, но и крупным городам и даже целым регионам.

Модификация С-500 «Триумфатор-М» способна поражать цели, летящие со скоростью 5 500 км/час. Ни одна из известных в мире систем ПВО не способна работать по таким сверхзвуковым целям. Для того чтобы осуществить это, понадобится мощнейший радиолокатор, способный взаимодействовать с новейшей вычислительной техникой.

Разработчики системы хотят внедрить высочайший уровень автоматизации, который практически исключит вмешательство человека-оператора в управление системой. Кроме того, планируется, что С-500 будет получать указание целей от авиации радиолокационного обнаружения. Системы будут размещаться на мощных грузовиках, имеющих формулу 10х10, что обеспечит им высокую проходимость в условия бездорожья.

Планируется, что первые поставки новых зенитно-ракетных комплексов начнутся в 2019 году. Войска воздушно-космической обороны уже сейчас начинают строить алгоритмы своей работы, опираясь на функции новейшей системы С-500.

На разработку новейшей системы противовоздушной обороны выделено более 10 миллиардов долларов, только по официальным данным. На самом деле денег уйдёт гораздо больше, ведь С-500 ещё придётся адаптировать и дорабатывать. Неудача в данном проекте приведет к серьёзной потере обороноспособности России, поэтому С-500 просто обязаны доработать в кратчайшие сроки.

Считается, что С-500 придет на смену С-400. С-500 создается с возможностью эксплуатации в ближайшие 25 лет. Министр обороны Шойгу ранее обещал, что поставки С-500 в наши войска начнутся уже в 2020 году.

Прошлым летом Эрдоган как-то признался, что даже просил Путина открыть совместное производство С-500. Что ответил Путин, осталось неизвестным. Но вряд ли «да», потому что «Прометей» - это большой секрет, которым Россия до сих пор не спешила делиться с иностранцами.

Зенитно-ракетный комплекс С-500 «Прометей» разработан в 2012 году - на базе ставшего уже легендарным «Триумфа». Считается, что комплексы имеют очевидное различие в дальности полета ракет (один ­- на 400 километров, другой - на 100 км дальше). «Триумф» введен в эксплуатацию в 2007 году и хорошо зарекомендовал себя на международном рынке оружия. Чтобы купить его, выстроилась целая очередь из разных государств.

Но что касается «Прометея», то тут все сложнее. Вокруг этой «зенитки» остается много тумана.

«Характеристики ракеты С-500 в настоящее время не объявлены, так что сравнивать ее с ракетой С-400 невозможно, - сказал газете ВЗГЛЯД независимый военный эксперт Антон Лавров . - Известно только, что ракета будет иметь возможность работы по атмосферным целям, то есть, против спутников».

«По поводу ракеты С-400 сообщалось, что дальность ее полета равна 400 км, хотя она и перекрывала и этот радиус. Более современную С-500 отличает не только большая дальность полета, но и улучшенные возможности перехвата цели и более совершенная баллистика. Речь идет о перехвате баллистических и крылатых ракет. Кроме того, ракете С-500 прочат работу по перехвату баллистических ракет в ближнем космосе. На сегодня - это все, что известно о ее характеристиках», - добавил в интервью газете ВЗГЛЯД военный обозреватель Александр Гольц .

«Прометей» объединяет в себе сразу комплекс ПВО, ПРО и ПКО (противокосмическая оборона). Иными словами, в отличие от предшественника, С-500 может решать сразу разные задачи, утверждал ранее Sputnik, опираясь на мнение других экспертов. Вплоть до того, что «Триумфа» все ракеты одного типа, а у «Прометея» в отдельных контейнерах - ракеты разного назначения.

Судя по этим данным, «Прометей» - значительно более универсальное оружие, чем «Триумф». При этом они хорошо работают в связке, - «Тайфун» решает задачи ПВО, а «Прометей» - ПРО и ПКО. Считается, что «Прометей» разрабатывался для отстрела межконтинентальных баллистических ракет.

Но в итоге будущая ракета, судя по всему, сможет сбивать цели в космосе, - правда, только в ближнем: низкоорбитальные спутники, орбитальные платформы. При этом С-500 способна поражать даже те мишени, что летят в пять раз быстрее звука.

Одной из самых ожидаемых новинок в области российского вооружения и техники является перспективный зенитный ракетный комплекс С-500, также известный под шифрами «Триумфатор-М» и «Прометей». По известным данным, пока этот проект находится на стадиях конструкторских работ и еще не продвинулся дальше проверок отдельных компонентов. Тем не менее, работы продолжаются, и вскоре дадут новые результаты. Как стало известно не так давно, оборонная промышленность начала сборку определенных компонентов будущего зенитного комплекса.

Долгожданные и интереснейшие сведения о ходе проекта С-500 в конце февраля раскрыл вице-премьер Дмитрий Рогозин в интервью для издания «Коммерсантъ». Высокопоставленный чиновник, курирующий оборонную промышленность, рассказал о последних работах и успехах в этой области. Среди прочего он упомянул текущие работы в сфере зенитных систем. Не углубляясь в детали, Д. Рогозин огласил сведения о работах в рамках двух последних проектов зенитных систем.


По словам вице-премьера, не так давно открытый и запущенный Нижегородский машиностроительный завод теперь занимается изготовлением продукции в сфере противовоздушной обороны. Он уже «приступил к производству финальных систем типа С-500 и С-400 на автомобильном шасси». Кроме того, предприятие собирает компоненты подобных систем, базирующиеся на колесных полуприцепах.

Из последних заявлений вице-премьера может следовать, что один из важнейших проектов последнего времени дошел до стадии производства опытной техники. Таким образом, в ближайшем будущем должны будут стартовать испытания С-500, по результатам которых комплекс, пройдя доводку, сможет попасть на вооружение. В недавнем прошлом руководство военного ведомства указывало, что такие системы начнут службу в 2020 году. Выходит, что на проверки и необходимые доработки «Прометея» остается не так уж много времени.

По известным данным, современного проекта началась в первых годах прошлого десятилетия. К 2005 году специалисты концерна «Алмаз-Антей» изучили текущее положение дел и возможности в отношении дальнейшего развития зенитных средств. Вскоре появилось решение о запуске проекта, ведущая роль в котором отдавалась ГСКБ «Алмаз-Антей». Также к работам планировалось привлечь множество других организаций оборонной промышленности, которым следовало поручить создание и выпуск отдельных комплектующих.

Согласно разным источникам, к 2010 году был создан технический проект нового ЗРК. Уже к этому времени были изготовлены и испытаны некоторые компоненты будущего комплекса. Для проведения определенных проверок предприятия-участники программы построили набор различных макетов и имитаторов.

Тогда же, в 2010 году, в открытой печати появился индекс новой системы – 55Р6М. Современные обозначения С-500 и «Прометей» стали известны позже, только весной 2012 года. Почти одновременно с этим было объявлено о планах по будущему серийному производству новой техники. Специально для сборки ракет и прочих средств перспективного комплекса предлагалось построить два новых завода. Часть компонентов для современных и перспективных ЗРК планировалось собирать в Кирове, прочие – в Нижнем Новгороде. Согласно изначальным планам, оба завода должны были заработать уже в 2015 году.

По ряду причин, как нередко случается со сложнейшими проектами, сроки реализации отдельных этапов и всего проекта в целом неоднократно смещались. Так, насколько известно, первые испытания полноценных компонентов комплекса изначально планировалось провести еще в конце прошлого десятилетия, а к 2014-15 году «Прометей» мог бы поступить на вооружение. Впоследствии планы серьезным образом изменились. К примеру, уже в 2013-м принятие на вооружение перенесли на 2017-18 годы.

Впрочем, и эти планы не оправдались. По определенным причинам, испытания ракет нового комплекса начались только летом 2014 года, что заметным образом сместило дальнейшие этапы проекта. Примерно год назад заместитель министра обороны Юрий Борисов указал, что теперь поставка опытного образца ЗРК С-500 запланирована на 2020-й.

Последние сообщения официальных лиц могут быть поводом для оптимизма. После неоднократного изменения графика работ промышленности все же удалось запустить новые этапы программы. Как рассказал несколько недель назад Д. Рогозин, Нижегородский машиностроительный завод уже занялся сборкой некоторых компонентов перспективного комплекса. Очевидно, речь идет о наземных средствах зенитной системы, таких как самоходная пусковая установка, машины управления и связи и т.д.

Если в настоящее время промышленность строит такую технику, то основания для негативных прогнозов пока отсутствуют. Завод-изготовитель и смежные предприятия вполне способны завершить нужные работы в установленный срок и передать опытный образец «Прометея» / «Триумфатора-М» на испытания к 2020 году. Таким образом, после ряда переносов и определенных проблем того или иного характера, важнейший проект С-500 все же будет доведен до желаемого финала.

Учитывая время, необходимое для проведения испытаний, можно представить, когда промышленности удастся запустить полномасштабное серийное производство новой техники, а войска начнут получать заказанные образцы. Если опытный С-500 отправится на полигон к 2020 году и не столкнется с серьезными проблемами, то освоение серийной техники сможет стартовать уже в первой половине двадцатых годов. Требуемое количество комплексов, по понятным причинам, пока остается неизвестным. Речь может идти, как минимум, о нескольких десятках комплектов.

Официальные лица неоднократно упоминали некоторые подробности будущей организации серийного производства. Так, ракеты для комплекса С-500 планируется выпускать на Кировском машиностроительном предприятии, начавшем работу всего два года назад. Окончательная сборка машин с наземными средствами комплекса будет осуществляться в Нижнем Новгороде, где в недавнем прошлом так же были построены новые производственные мощности. В роли поставщиков тех или иных компонентов в программе «Триумфатор-М» будут участвовать различные другие предприятия из состава концерна ВКО «Алмаз-Антей».

Большая часть сведений о технических характеристиках и облике комплекса С-500 пока не раскрывалась. Более того, остается неизвестным даже точный внешний вид системы и ее отдельных компонентов. При этом прозвучавшие заявления отдельных лиц, а также опубликованные документы позволяют составить примерную картину и понять, что именно в будущем получат российские вооруженные силы.

Из известных данных следует, что целью проекта С-500 «Прометей» является создание нового зенитного комплекса, условно относимого к пятому поколению, и способного решать широкий круг боевых задач. Комплекс должен будет бороться как с аэродинамическими, так и с баллистическими целями. Следует ожидать, что в последнем случае ЗРК сможет атаковать баллистические ракеты малой или средней дальности. При этом он должен получить зенитные ракеты большой или сверхбольшой дальности.

По разным оценкам, ЗРК С-500 сможет атаковать цели на дальностях до 350-400 км. Также существуют и более смелые прогнозы, согласно которым дальность стрельбы некоторых используемых ракет будет значительно выше. Одновременно с этим в состав комплекса могут не включать ракеты малой и средней дальности, из-за чего работа на таких рубежах будет возлагаться на другие зенитные системы. Очевидно, что, являясь комплексом для объектовой противовоздушной обороны, С-500 будет работать совместно с другими системами, имеющими иные характеристики.

В связи с особыми задачами в состав перспективного комплекса должна входить радиолокационная станция обнаружения с высокими характеристиками. Согласно разным оценкам, при работе в качестве средства противовоздушной обороны комплекс С-500, используя штатную РЛС обнаружения с активной фазированной антенной решеткой, сможет находить цели на дальностях не менее 500-600 км. В случае с работой по баллистическим целям предполагаемая дальность обнаружения может достигать 1500-2000 км. Впрочем, официальные лица пока не упоминали реальные характеристики РЛС комплекса.

По очевидным причинам, в состав комплекса войдет отдельный командный пункт, задачей которого будет сбор информации от собственных средств обнаружения с последующей ее обработкой и выдачей команд пусковым установкам. Следует ожидать, что средства управления ЗРК С-500 смогут выдавать информацию о тактической обстановке другим потребителям, а также получать актуальные данные со стороны.

По известным данным, с точки зрения мобильности комплекс «Прометей» будет похож на существующие С-300П и С-400. Все средства должны будут монтироваться на специальных колесных шасси высокой грузоподъемности, отличающихся высокими характеристиками подвижности на шоссе и бездорожье. Согласно разным данным, носителями оборудования из состава С-500 могут стать автомобили марок БАЗ и МЗКТ. В прошлом на различных выставках и иных подобных мероприятиях неоднократно фигурировали изображения специальных шасси, оснащенных агрегатами из состава зенитных комплексов.

Ожидается, что зенитные управляемые ракеты большой и сверхбольшой дальности будут отличаться соответствующими габаритами, из-за чего их пусковая установка должна иметь соответствующие размеры. В связи с этим в качестве носителя специальной аппаратуры могут использоваться брянские и минские машины, имеющие не менее четырех осей. Так, брянские автостроители создали шасси БАЗ-69096 с колесной формулой 10х10. Белорусское предприятия, в свою очередь, разработало похожую машину МЗКТ-792911 с шестью ведущими мостами.

Перспективный зенитный комплекс С-500 «Прометей» является новым представителем отечественного направления систем большой дальности, предназначенных для объектовой ПВО. При этом в ходе создания такого комплекса были учтены актуальные угрозы и возможные пути развития ударных систем будущего. Все это позволяет примерно представить, какую именно роль будут играть новые комплексы в обновленной системе противовоздушной и противоракетной обороны.

Отечественная ПВО и в прошлом, и сейчас имеет эшелонированную архитектуру и включает комплексы с разными характеристиками, обеспечивающими многократное прикрытие заданных районов. ЗРК С-500, отличаясь повышенными характеристиками, способен дополнить существующие системы большой дальности в их зоне ответственности, а также расширить возможности ПВО, увеличив максимальный радиус поражения цели. Возможность перехвата баллистических ракет оперативно-тактического класса, малой и средней дальности заметным образом увеличивает потенциал системы ПВО и ПРО в целом.

Ранее упоминалось, что первые серийные комплексы С-500 будут развернуты вблизи Москвы. Их задачей станет прикрытие главных административных и военных объектов, а также всего центрального промышленного района. По всей видимости, «Прометеи» планируется использовать вместе с существующей системой стратегической ПРО Москвы и, возможно, они будут работать вместе с существующими средствами обнаружения и управления. В дальнейшем позиционные районы «Прометеев» должны будут появиться и в других районах страны. С их помощью армия сможет прикрыть базы военно-морского флота, ракетных войск стратегического назначения и т.д., крупные города и промышленные районы.

Количество систем С-500, планируемых к заказу и постановке на вооружение, пока остается неизвестным. Согласно текущим планам министерства обороны, вооруженные силы до конца текущего десятилетия должны получить и поставить на дежурство 56 дивизионов ЗРК С-400. 46 таких комплектов уже передано заказчику и отправлено в части, а оставшиеся 10 будут построены и сданы в самое ближайшее время. Вскоре после этого армия получит первые серийные С-500. Какой именно подход к перевооружению будет использоваться – пока не уточнялось. Вероятно, новый «Прометей» сначала будет дополнять имеющиеся С-400. Замену последних стоит ждать только в отдаленном будущем.

К перспективному зенитному ракетному комплексу С-500 предъявляются особые требования, что известным образом сказывается на сложности работ. Результатом этого были несколько переносов сроков начала испытаний и производства. Впрочем, все основные проблемы были преодолены, и промышленность запустила новый этап программы. Как стало известно в конце февраля, к настоящему времени в Нижнем Новгороде началась сборка наземных компонентов «Прометея».

После долгих лет научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ новый образец вооружения для противовоздушной обороны приблизился к испытаниям и последующему принятию на вооружение. Все говорит о том, что актуальные планы о начале эксплуатации в 2020 году будут выполнены. Вооруженные силы получат самый совершенный на данный момент комплекс ПВО и ПРО, а страна благодаря этому повысит свою обороноспособность.

По материалам:
https://kommersant.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
https://iz.ru/
http://rg.ru/
http://militaryrussia.ru/blog/topic-373.html

Несмотря на сложные 90-е годы, всеобщий развал вооружённых сил и ВПК, российская промышленность смогла сохранить свой потенциал и перспективные направления.

Доказательством тому отечественные зенитно-ракетные комплексы. Можно долго перечислять все типы ракетных комплексов ПРО и ПВО, но достаточно будет сказать, что практически любое название, вызывает уважение и опасение у всех наших потенциальных противников.

«Двина», «Печора», «Триумф», «Куб», «Кортик», «Тор» это список можно продолжить. Многие из этих названий хорошо знакомы не понаслышке, наверное, всем зарубежным специалистам по вооружениям.

Комплексы С-300, различных модификаций хорошо известны на Ближнем Востоке. Они не раз принимали участие в военных конфликтах. И всегда эти, и другие комплексы ПВО, отечественных разработок, вызывали понятное опасение противостоящих им сил.

В апреле 2007 года на вооружение поступил ЗРК большой и средней дальности С-400 «Триумф». Комплекс способен уничтожать все современные средства воздушного и космического нападения. Он может уничтожать не только современные средства нападения, но и те, которые только разрабатываются и еще не приняты на вооружение.

Но разработчик всех отечественных современных средств ПВО и ПРО, не стоит на месте. Продолжаются разработки более новых и перспективных вооружений.

ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» разработал новую сверхсовременную зенитно-ракетную систему следующего поколения, получившую название С-500 «Прометей» (55Р6М «Триумфатор-М»).

Это уже комплекс будущего, уже не просто система ПВО, а система, которая войдет в воздушно-космическую оборону страны.

Отличие нового комплекса от его предшественников, это применение раздельного решения задач по работе с баллистическими целями и аэродинамическими. Многофункциональность комплекса позволит ему защищать объект от любых видов воздушно-космического нападения. Зенитная система С-500 способен поражать баллистические ракеты средней дальности (БРСД), при необходимости может поражать МБР (на среднем участке траектории). Также комплекс способен уничтожать все типы самолетов, БПЛА, включая перспективные гиперзвуковые высотные ракеты (5М и выше). Еще одна новая особенность «Прометея» это уничтожение низкоорбитальных спутников, средств поражения из космоса и орбитальных платформ.

Такая универсальность позволяет командованию прикрывать нужный объект (это может быть регион, крупный город, важный стратегический объект и т. д.) не разномастными средствами защиты, а одним единым комплексом решающем все задачи.

Уже сегодня, в Военно-космической академии им А.Ф. Можайского уже идет подготовка экипажей для обслуживания комплекса С-500. На уже готовых тренажерах отрабатывают боевые навыки операторы, механики-водители и другие специалисты. Таким образом, к принятию комплекса на вооружение и постановке его на боевое дежурство экипажи уже будут готовы к несению службы.

Структура дивизиона С-500 будет похожа на уже имеющуюся структуру дивизионов С-300, то есть от 12-17 машин.

Постановка на боевое дежурство комплексов С-500 будет еще одним тяжелым ударом для американских военных, которые до сих пор не могут отойти от наших предыдущих систем С-300 и С-400.

Технические характеристики С-500 «Прометей»:

Колесная формула 10 х 10
Двигатель дизель мощностью 550 л.с.
Масса шасси снаряженная 21000 кг
Масса груза максимальная 33000 кг
Масса полная максимальная 54000 кг
Максимальный преодолеваемый подъем 30 град.
Брод 1.7 м


Что еще почитать