Жена Валерия Тодоровского — фото, дети, личная жизнь. Виктория Токарева: У меня появилась правнучка, толстая и с юмором, значит, в меня Валерий тодоровский жены дети

Мама режиссёра никак не может найти общий язык ни с невестками, ни с внуками

Мама режиссера никак не может найти общий язык ни с невестками, ни с внуками

8 мая 55-летие отметил режиссер Валерий ТОДОРОВСКИЙ, создатель таких кинохитов, как «Стиляги» и «Оттепель». Сейчас в прокат вышла новая работа мастера - «Большой» - фильм, рассказывающий о пути к успеху балерины Большого театра. Мы пообщались с мамой Валерия Мирой ТОДОРОВСКОЙ, вдовой знаменитого режиссера Петра ТОДОРОВСКОГО, которая рассказала о сыне и раскрыла некоторые семейные тайны.

Валера сейчас в командировке в Одессе, в городе, где я дала ему жизнь, - начала рассказ Мира Григорьевна. - Кстати, Валеру родила в ночь с 8 на 9 мая и всегда считала, что именно в День Победы у него день рождения. Но официально записали, что он появился на свет 8-го. Он вырос трудягой, отцовские гены у него. В детстве с моей подачи снялся в картине «Странная женщина». Но быть актером не понравилось.

- А почему вы его назвали Валерием?

Когда наш мальчик родился, как раз умирал дедушка со стороны моего мужа. Дедушка сильно болел и еле языком ворочал. Когда к нему поднесли младенца, он начал чуть слышно говорить: «Ва-ле-ра». Мы с Петей и не думали давать такое имя ребенку, но последнее слово деда перевесило. Решили, что это знак свыше. Сын потом был не доволен нашим решением, но смирился.

- Каким он рос?

Самостоятельным, эдаким хулиганистым отличником. Мы с Петей много работали, так что наш ребенок часто был предоставлен сам себе, болтался по улице. Не могу сказать, что мы с мужем многим ему помогли. Он сам себя сделал, и зрители его картины полюбили. Конечно, он рисковал, ведь один Тодоровский в кино уже был, но Валера не побоялся и выиграл.

- А его первый брак с Натальей Токаревой, дочерью писательницы и сценариста Виктории Токаревой, вы одобрили?

Наташа забеременела, куда было деваться? Ей было 20, Валере - 23. Впрочем, невестку, как и ее маму - Викторию Токареву , очень люблю и уважаю. Я никогда не лезла к Валере с советами, не говорила: «Не женись» или наоборот - «Женись», у нас это не приято. Благодарна Наташе за внуков Петра и Катю. Старшему сейчас 32 года, он сам уже дважды отец, воспитывает Сергея и Анну, моих правнуков. Правда, Петя больше тянется к другой бабушке - Виктории Токаревой, а со мной и с Валерой не часто общается. Вторая дочка сына и Наташи - Катюша, которой сейчас 22 года, тоже. Увы, большой любви между нами не получилось. Мы все работаем, занятые люди, поэтому каждую неделю чаепития не устраиваем.

- А с нынешней невесткой, актрисой Евгений Брик, какие у вас отношения?

Их особо нет. Получилось так, что я избегаю своих невесток и мы совсем не видимся. Женя (не понимаю, кстати, почему она взяла псевдоним Брик вместо своей фамилии Хиривская ) родила моему сына еще одного ребенка - Зою. Ей восемь. В случае с Евгенией, кстати, Валера тоже как благородный человек женился, потому что Евгения забеременела. Внучка со мной тоже крайне редко общается. С другими бабушкой и дедушкой Зои, родителями Евгении, я и вовсе не виделась, видно, им это не надо. Я их не искала, если бы они хотели, могли бы общаться, а так - зачем мне нужно?

- Какой брак сына - первый или второй вы считаете более удачным?

С первой женой он 20 лет был вместе. Она очень хорошая, сильная, мудрая, но они оказались слишком разными. Чудная женщина, но не его. Конечно, со второй женой ему лучше, несмотря на то что она на 20 лет моложе. И отстраненно ведет по отношению ко мне. Я не знаю, есть ли между Валерой и Женей безумная любовь, но живут - и слава богу. По мне, главное, чтобы сыну было хорошо. Он самый близкий человек - ко мне нежно и трогательно относится, мне этого достаточно, хотя я и самостоятельная женщина. Много лет со своим Петром прожила и поняла, что самое важное в браке - не тянуть одеяло на себя, а стараться быть умной.

- Ваш сын богатый человек?

В первую очередь - талантливый. Я никогда не думала, что у него окажется такая деловая хватка и он отлично освоит еще и профессию кинопродюсера. Валера - не миллионер, не могу назвать его очень богатым. Что же касается меня, то я живу в загородном доме. Когда-нибудь он достанется Валере. Но пока не спешу на него переводить. Этот деревянный дом в свое время Марина Влади построила. Ее дух мне очень нравится. Потом на участке я возвела еще один дом, там есть кабинет сына, он любит здесь бывать.

- А я слышала, что он в с женой в основном обитает в США?

Неправда. Он в Москве живет. А в Америке иногда работает, так многие делают, но на постоянное местожительство они туда никогда не поедут.

Звонок бывшей теще

Я люблю Валеру Тодоровского и хочу сказать ему спасибо, что у него очень красивые и талантливые дети, мои внуки, получились, - поделилась Виктория Токарева. - Я знаю Валерия с 19 лет. Божий талант не всем дан, а ему как раз дан, вот он и выстрелил своими фильмами. Талант - это такая дискета, Бог ее с рождения кому-то вкладывает, кому-то нет. Он уже больше десяти лет в разводе с моей дочерью Наташей, у каждого своя жизнь, своя тропа.

Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому - чужому дядьке, которому она совершенно не нужна

Правила ее жизни гениально просты: делать только то, что нравится. При этом она в отличие от любимой жены саудовского шейха, дочери нефтяного магната или подруги сердца банкира за все свои «хочу» платит сама. Для этого надо всего ничего: в 26 лет сочинить рассказ «День без вранья», написать сценарии картин «Джентльмены удачи» (совместно с Георгием Данелия), «Мимино», «Шла собака по роялю» и других.

- Виктория Самойловна, а у вас получается жить без вранья?

Получается после пятидесяти. Раньше мои главные приоритеты были любовь и творческий успех. А к этому возрасту уже покончено и с тем, и с другим. Успех добыт, любовь вычерпана. Все в порядке.

- А когда вы влюблялись в последний раз?

В 57 лет. И это было ужасно. Во-первых, пятьдесят семь - это уже много, а во-вторых, того человека можно обозначить тремя буквами - чмо.

Вы как-то сказали про Сергея Довлатова: «Он бы меня соблазнил и бросил на другой день, и я бы его возненавидела». Безответная любовь - это не про вас?

Если я вижу, что ответной любви быть не может, я просто не иду на эти отношения. А с Довлатовым мы даже не были знакомы, но все произошло бы именно так. Он был очень востребован, очень красив и имел большой выбор.

- Но почему потом обязательно ненавидеть? Разве нельзя быть благодарным за какие-то прекрасные мгновения?

Нет, нельзя. Благодарность строится на чем-то основательном, фундаментальном.

Вы сохранили копию любовного письма, которое написали Георгию Данелия на пике чувств. Как это возможно - думать о втором экземпляре, когда эмоции преобладают над разумом?

- (Смеется.) Это чисто профессиональное. Я знала, что такой пик чувств я вряд ли еще испытаю. Однажды я сломала ногу. Был поздний вечер, почти ночь, а в нашем дачном поселке все живут за высокими заборами. Лежала я на снегу и думала о том, что я чувствую, потому что знала: это может мне пригодиться. Не было ни отчаяния, ни паники, даже боль не ощущалась.

- Почему среди тех, кого вы называете архитекторами вашей жизни, нет ни одного женского имени?

Если и была какая-то женщина, то только моя мама, которая создала мне такие невыносимые условия, что я должна была бежать от нее куда-то подальше. Она меня тиранила и при этом очень любила.

- У вас не было в детстве мысли: вот я умру, и тогда все поймут, но будет уже поздно?

Было, конечно. Это заложено в детской психологии.

- Вы унаследовали что-то от мамы, кроме внешнего сходства?

Характер, наверное. Я тяжелая. Мне очень часто дочка говорит: «Привет от Натальи Степановны!» О родителях я написала хорошую книгу «Муля, кого ты привез?»

- Именно этими словами мать вашего папы встретила его юную избранницу, вывезенную из-под Донецка.

Мне недавно сестра привезла фотокарточку, где вся семья моего отца в сборе, и среди них моя мать. Это, я вам скажу, такая белая ворона! Такая деревня! Я не могла понять, где были его глаза. Но, видимо, их брак нужен был для того, чтобы родилась я. Значит, он не был случайным, это провидение Господне.

Как вы думаете: если бы ваш отец не умер так рано, в 36 лет, он бы сохранил семью или все-таки нашел бы другую женщину - по образу и подобию?

Думаю, что родители жили бы вместе. Существует такое понятие, как чувство семьи. У одних оно есть, а у других отсутствует. Это прежде всего чувство ответственности. Мой отец никогда не ушел бы от матери, имея двух дочерей, а мать никогда бы не бросила отца по той же причине.

Вы никогда не рассказываете о своем муже. Известно только, что он инженер с синими глазами. Это была любовь с первого взгляда и скоропалительный брак, оказавшийся прочным.

Есть женщины, которые любят мужчину больше, чем ребенка. А есть женщины, которые детей любят больше всех на свете, и мужчина занимает уже следующее место. Я из этих вторых. Я не могла бы строить счастье на слезах своей дочки. У нее с отцом была и есть такая страстная, бесконечная любовь, что раздирать их, растаскивать значило бы просто уродовать ребенка. Я не могла оттаскивать дочь от родного отца и тащить к другому - чужому дядьке, которому она совершенно не нужна. И в этом причина моего долгого и непрекращающегося брака. А когда я вижу семьи, где у мужа одни дети, у жены - другие, это как будто искусственное. Потому что любовь-страсть между мужчиной и женщиной проходит, а остается только разное прошлое.

- Но у вашей дочери брак с Валерием Тодоровским не сложился…

Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает.

То самое чувство семьи - якорь, который вас всегда удерживал, но были, наверное, мгновения, когда вы готовы были сорваться?

Не только мгновения…

У вас есть счастливое ощущение, когда можно сказать: «Я выиграла свою жизнь». А что могло стать проигрышем? Если бы вы остались учительницей пения?

Да. Это было бы ужасно.

- Вы общаетесь с Георгием Данелия?

Сейчас мы общаемся очень много. Разговариваем по телефону два-три раза в неделю, и все, что он говорит, мне безумно интересно. Несмотря на возраст и болезни, его мозги работают, как раньше, и юмора - море. Внутренний мир не тронут, и индивидуальность не полиняла.

- В вашей жизни это тоже была одна из самых ярких страниц.

Самая яркая! Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия - один из них.

Когда начался ваш роман, вам было 28, Данелия - 36, а его гражданской жене, актрисе Любови Соколовой - 46. Она, как луна перед рассветом, на вашем фоне исчезла с его небосклона.

Она никогда и не была в зените. Просто она родила ему замечательного сына, который составил счастье всей семьи. Я помню Колю, это был очень красивый и талантливый мальчик. Данелия его любил и любит до сих пор, несмотря на то, что Коля ушел рано, в 25 лет. Когда я сейчас вижу по телевизору молодые фотографии Георгия Данелия, я замечаю, как похож был на него Коля.

- Его мама, Мери Анджапаридзе, ваш роман не приветствовала.

Мама вначале была в меня влюблена. Это потом она не приветствовала, когда стало все опасно. И я ее сейчас очень хорошо понимаю. Она хотела, чтобы у Коли была полная семья. Это нормально.

- А вы тогда не испытывали угрызений совести?

Моменты были, конечно, но любовь - как поезд, который все сметает на своем пути. И моральные запреты уже не работают.

Виктория Самойловна, меня завораживает ваша открытость. Такими бывают только самодостаточные и независимые люди.

Это во-первых, а во-вторых, врать унизительно. И если можно не врать, то это очень удобно. Бывают унизительные подробности, которые не хочется из себя вытаскивать, но в моем прошлом ничего унизительного нет. Есть только то, что является поводом для прекрасных рассказов. Художественное произведение интересно тогда, когда узнаваемо, когда в нем все - правда. Я пишу о том, что происходит в жизни практически каждой женщины.

- Многие узнают себя в ваших героинях.

Однажды позвонила женщина со скандалом: «Кто вам рассказал мою историю?» Я спросила: «Какую? - «Я ехала отдыхать, и наша машина перевернулась. Я попала в больницу и влюбилась во врача».

- А вы узнали себя в фильме «Осенний марафон»?

Не совсем, потому что Алла была машинисткой, а я - писателем. Это разные социальные слои. Вот она печатает, сидя, сгорбившись, за машинкой, а писатель - это другой уровень. Машинистка зарабатывает гроши, ищет приработок, а писатель, если он еще и сценарист, идет в другом материальном коридоре. И потом я была замужем и с ребенком, а Алла одинокая. Общее у нас только то, что Бузыкин был женат. Вот и все.

- В общем, параллелей нет?

Параллели есть, потому что Александр Володин писал свою историю. У него была именно такая Алла, которую он очень любил. А у Данелия - другая история, и он пытался эту Аллу ко мне подтянуть. И к концу работы они даже поссорились.

Вы еще и очень независимы в отличие от Аллы. В этом ваша сила. Но не хотелось хоть однажды стать слабой женщиной?

Не понимаю, что значит быть слабой. Моя независимость - от материальной независимости и от профессиональной состоятельности.

- Но в советское время ваши книги выходили редко.

Книги редко, а фильмы часто. Тогда сценарий стоил, как машина «Волга». А сейчас - как «Вольво».

- На что вам не хватает сегодня денег?

Чтобы купить остров, хотя на самом деле он мне не нужен. Мой дом - это мой остров.

- Вы только что закончили новую книгу.

Я ее еще не читала. Только написала, и все.

- Вы сказали, что теперь будете полгода отдыхать. Чтобы родник наполнился?

Нет, мне просто надоело.

- Может, вы просто устали, пройдет время - и вам захочется вернуться к столу?

Может быть, и так.

- А кто вам нравится из нынешних прозаиков?

Мне нравится Прилепин. Он очень талантливый человек. Но очень брутальный. Читала его рассказ, где он описывает убийство: как взял его за волосы и семь раз ударил затылком об асфальт со всей яростью и злобой. Семь раз! Пока изо рта не пошли кровавые пузыри. Так написано, что я почувствовала, как убивают.

- Раньше вам нравился Лимонов.

И сейчас нравится. Это очень большой писатель. Из-за известной сцены с негром на помойке в книге «Это я - Эдичка», внушившей людям такое отвращение, никто не хочет видеть главное - его отчаяние от потерянной любви. Это ведь его самоубийство, его суицид. Довлатов говорил о Лимонове, что как личность он ничтожен. Мне он близок по своему проценту правды, которая вспарывает пространство.

- Кто еще в вашем коротком списке?

Петрушевская, хотя у нее другое, какое-то изломанное сознание. Очень люблю Толстую, она в последнее время пишет короткие вещи, например, как она варит холодец. Или рассказывает, как утонул «Титаник»: вроде все знают, а все равно очень интересно.

- Было время, когда книги Татьяны Устиновой шли нарасхват.

Ни одной не читала. Хотя саму Устинову очень люблю.

- Дарья Донцова тоже очень плодовитая.

Она такая очаровательная, и нежная, и трогательная. Болела, выздоровела и всем об этом рассказала. Некоторые думают, что она себя так пиарит. А я верю, что это было на самом деле, и всегда, когда ее вижу, радуюсь, что она здорова и жива. И пусть пишет свои иронические детективы, раз хочет. Но я их не читаю, потому что я люблю другую иронию. А именно иронию Фазиля Искандера, Сергея Довлатова, Александра Володина.

- Вы на своем острове вдали от политики?

Я вовсе не вдали.

- Вы по-прежнему первый тост поднимаете за Горбачева?

Теперь уже нет. Но перестройка дала мне очень много. Именно в перестройку я заключила договор со швейцарским издательством. И сумела на эти деньги построить дом, который составил мое счастье. Так что недооценивать Горбачева - несправедливо. У моего поколения появилась возможность хорошо одеваться, чего не было во времена СССР.

Благодаря Горбачеву у меня даже появилась норковая шуба. Был такой случай. Мы с Эдвардом Радзинским путешествовали по маршруту Самарканд - Хива - Бухара, и нас принимал председатель колхоза. Стояла осень, но было, как ни странно, холодно, и я взяла с собой легкую норковую шубку. Председатель подал мне ее и сказал: «Иди ко мне в гарем!» Я удивилась: «Мне уже 40 лет, зачем тебе такая старая жена?» Он ответил: «Женщина, которая приносит в дом доход, ценится как молодая!» - «А с чего ты взял, что я приношу доход?» - «Вон на тебе какое пальто! Сколько из него шапок можно нашить!»

- Статусные вещи имеют для вас значение? Если платок, то от Эрме, если сумка, то Диор.

У меня есть косыночка «Берберри», которую мне подарила Лариса Рубальская. У меня есть две брошки, эмаль в золоте, которую мне подарил Олег Митяев, вернее, его жена Марина Есипенко. У меня есть профессия, которая составляет мое счастье, двое внуков и правнук Илья невиданной красоты. И больше мне ничего не надо.

- В вашем поселке, наверное, много историй с людьми происходит. Или ничего не доносится из-за высоких заборов?

Все доносится, но я их не обсуждаю, а то мне дом подожгут.

Книги Виктории Токаревой — главное украшение многих домашних библиотек. О том, что по некоторым из её произведений сняты легендарные кинокартины, не стоит и упоминать. Да и личная жизнь писательницы достойна того, чтобы быть описанной в книге, настолько много всего произошло за биографию героини нашей статьи (кстати, по признанию самой писательницы, многое из личной биографии действительно использовано для сюжетов книг). Но наверняка мало у кого найдутся сомнения в том, что, как и для всех женщин мира, главное достижение в жизни — это дочь Виктории Токаревой Наталья .

На фото 1 — Наталья Токарева, на 2 — Виктория Токарева

Гордости за свою дочь Виктория Токарева абсолютно не скрывает. По её словам, Наталья — умница и красавица, самодостаточная личность и великолепная хозяйка. Внешне наследница Виктории Токаревой — копия отца. На сегодняшний день единственной дочери писательницы 51 год. За её плечами — диплом об окончании сценарного факультета ВГИКа (вполне логичный и удачный выбор будущей профессии для дочери писательницы, у которой слово должно быть в крови) и колледж психоанализа. Несмотря на то, что её имя не мелькает в журналах и на экранах телевизора, так как Наталья Токарева не любит публичности, в профессии она тоже состоялась. Именно по её сценариям была отснята "Каменская". Виктория Токарева в одном из интервью упоминала, что в личную жизнь дочери старается не вмешиваться, ограничиваясь лишь материальной помощью.

На фото — Виктория Токарева с внучкой Катей

А началась эта пресловутая личная жизнь у Натальи Токаревой тоже довольно рано, как, впрочем, и у знаменитой мамы. Роман с Валерием Тодоровским, ставшим впоследствии на двадцать лет её законным мужем, начался у дочери Виктории Токаревой в 16 лет, ещё в начале учёбы во ВГИКе. Она подарила ему двоих детей — сына Петра и дочь Екатерину с разницей в 10 лет. Несмотря на то, что, по словам матери, Наталья Токарева — великолепная хозяйка и просто идеальная жена, а к бывшему зятю и до сих пор не имеет никаких претензий, их семья не выдержала испытаний изменой. Брак распался, когда Валерий Тодоровский решил связать свою жизнь с актрисой Евгенией Брик. Хотя, если верить словам Виктории Токаревой (а приходится довольствоваться только ими, поскольку её дочь на сей счёт хранит полнейшее молчание), решение о разводе принимал вовсе не он, а Наталья Токарева. Кстати, писательница поведала также, что её дочь сейчас живёт в гражданском браке и второй зять ей лично тоже очень симпатичен.

Валерий Петрович Тодоровский. Родился 8 мая 1962 года в Одессе. Советский и российский режиссёр, сценарист, продюсер, актер. Сын кинорежиссёра Петра Тодоровского.

На Одесской киностудии часто устраивались кинопоказы для детей, Валерий особенно любил фильмы с . "Я не просто смотрел кино, я растворялся в нем", - рассказывал он.

Когда ему исполнилось 10 лет, семья переехала в Москву, где он и вырос.

Будучи школьником, дебютировал в кино - сыграл роль Володи Шевелева (сын главной героини) в мелодраме Юлия Райзмана «Странная женщина».

Валерий Тодоровский в фильме "Странная женщина"

Стать режиссером было его мечтой с самого детства. Дважды он поступал на режиссерский факультет ВГИКа, но неудачно. Однако от своего не отступал. И в конце концов таки стал студентом, правда, сценарного факультета.

В 1984 году окончил ВГИК, сценарный факультет, мастерская К.К. Парамоновой и И.К. Кузнецова.

В период 1986-1990 годов выступил сценаристом картин «Двойник», «Человек свиты», «Бич божий», «Морской Волк», «Гамбринус».

В 1990-м снял свой дебютный фильм как режиссер - ленту «Катафалк» по мотивам рассказа Фланнери О"Коннор «Береги чужую жизнь - спасёшь свою». По сюжету на берегу Черного моря в уединенном старом доме, где живут вдова партийного функционера, ожидающая собственную кончину, и слегка не от мира сего ее 18-летняя дочь, появляется молодой человек. Его визит - это сделка с матерью, желающей выдать дочь замуж.

Режиссер вспоминал, что свой первый фильм «Катафалк» снимал "невыносимо, мучительно тяжело". "И только спустя время потихоньку стал понимать, что все сомнения, муки, может быть, и есть смысл моей работы. Хотя по сути это чудовищное испытание: как будто сам, добровольно, идешь на казнь. Но какое упоение наступает, когда потом все складывается. Вообще я убежден: кино дает шанс пообщаться с собственным бессознательным. Разобраться в себе и что-то дать почувствовать другим. Выплеснуть ощущение от жизни и от себя в этой жизни. И в этом - великое счастье моей профессии", - говорил он.

Дебютная работа Валерия Тодоровского была отмечена спецпризом прессы и призом кинофестиваля «Дебют-90» в Москве, а также Гран-при Международного кинофестиваля в Мангейме.

В 1994 году успешной стала драма «Подмосковные вечера» с , и в главных ролях. Лента представляет собой современную интерпретацию повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера фильма состоялась на Каннском фестивале. Во французском прокате картина шла под названием «Katia Izmailova». За эту работу он получил Премию «Зеленое яблоко» за лучший фильм года в Москве, а также Приз кинопрессы «Фильм, определяющий киностиль года» в Москве.

С марта 2000 года занимал должность заместителя генерального директора РТР (позже - телеканала «Россия») по кинопроизводству, с 2003 года - советника генерального директора по кинотелепроектам. В данном качестве работал руководителем Отдела кинопроизводства канала, курировал создание телесериалов, в частности, произведённых его фирмой «Рекун-ТВ». С октября 2001 по май 2002 года также был ведущим ток-шоу «Панорама кино» на РТР. Покинул телеканал в конце 2007 года. Продюсировал на телеканале «Россия» сериалы «Бригада», «Идиот», «Мастер и Маргарита» и многие другие.

В 2008 году режиссер представил фильм «Стиляги» , ставший событием в российском кино. Фильм посвящен жизни одноимённой молодёжной субкультуры в 1950-е годы. Главные роли исполнили , и .

В 2013-м Валерий Тодоровский снял сериал «Оттепель» . Герои сериала - советские кинематографисты, жившие в 1960-х годах, когда начинал работу его отец, Пётр Тодоровский. «Этот фильм, конечно, посвящён моему папе и его друзьям, многие из которых уже ушли, их не так много осталось. А это были фантастические люди, и они прожили фантастически яркую жизнь», - говорил Валерий. Телесериал «Оттепель» получил специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год. В 2015 году картина была удостоена премии Правительства Российской Федерации.

Валерий Тодоровский на съемках сериала "Оттепель"

В 2017-м режиссер представил фильм «Большой» , в основе сюжета которого - история восхождения молодой провинциальной девушки на сцену Большого театра. «Все, что связано с балетом, главная тема - это тема судьбы: вот сложится - не сложится, произойдет - не произойдет. Это мир, в котором один год проживается как 5 лет, потому что у людей мало времени: в 35 лет уже пенсия, и чувства страсти, разочарования, счастье умноженное на сто», - говорил режиссер.

В 2005 году вместе с Леонидом Лебедевым и Вадимом Горяниновым основал кинокомпанию «Красная стрела».

В 2012 году был доверенным лицом кандидата в Президенты РФ .

Валерий Тодоровский в программе "Большие родители"

Рост Валерия Тодоровского: 180 сантиметров.

Личная жизнь Валерия Тодоровского:

Дважды был женат.

Первая жена - Наталья Токарева (1965 г.р.), дочь писательницы и сценариста Виктории Токаревой.

В браке в 1986 году родился сын Пётр Тодоровский, журналист, режиссёр. У него есть сын Сергей (2007 г.р.) и дочь Анна (2008 г.р.).

В 1995 году у пары родилась дочь Екатерина Тодоровская, окончила факультет иностранных языков МГУ.

Валерий Тодоровский, Алика Смехова и Наталья Токарева

Сценарии Валерия Тодоровского:

1986 - Двойник (Dubultnieks)
1987 - Человек свиты (Svītas cilvēks)
1988 - Бич божий
1990 - Морской Волк
1990 - Гамбринус
1991 - Циники
1991 - Отдушина
1991 - Любовь
1992 - Над тёмной водой
1998 - Страна глухих
2006 - Последний забой
2007 - Тиски
2013 - Оттепель
2013 - Географ глобус пропил
2014 - Охотники за головами

Продюсерские работы Валерия Тодоровского:

1991 - Любовь
1991 - Кикс
1997 - Змеиный источник
1999-2000 - Каменская-1
1999 - Поклонник
2001 - Семейные тайны
2002 - Тайга. Курс выживания
2002 - Леди на день
2002 - Каменская-2
2002 - Закон
2002 - Дневник убийцы
2002 - Бригада
2003 - Три цвета любви
2003 - Темная лошадка
2003 - Тартарен из Тараскона
2003 - Прощальное эхо
2003 - Небо и земля
2003 - Лучший город Земли
2003 - Линии судьбы
2003 - Каменская-3
2003 - Идиот
2003 - Вокзал
2004 - Человек-амфибия. Морской дьявол
2004 - Сёстры
2004 - Охотники за иконами
2004 - Мужчины не плачут
2004 - Курсанты
2004 - Красная капелла (Sarkanā Kapela)
2004 - Команда
2004 - Женщины в игре без правил
2005 - Частный детектив
2005 - Счастливый
2005 - Призвание
2005 - Мужчины не плачут-2
2005 - Мастер и Маргарита
2005 - Каменская-4
2005 - Граф Монте-Негро
2005 - Бухта Филиппа
2006 - Поцелуй бабочки
2006 - Последний забой
2006 - Охота на пиранью
2006 - Обратный отсчет
2006 - Девять дней до весны
2006 - Вакцина
2006 - 7 кабинок
2007 - Шутка
2007 - Тиски
2007 - Стикс
2007 - Свадьба
2007 - Реальный папа
2007 - Комната с видом на огни
2007 - Качели
2007 - Ваша честь
2008 - Сумасшедшая любовь
2008 - Стиляги
2008 - С.С.Д.
2008 - Побочный эффект
2008 - Отцы и дети
2008 - Любовь как мотив
2008 - Каменская-5
2008 - Жизнь взаймы
2008 - Дорога, ведущая к счастью
2009 - Суд
2009 - Пикап: Съём без правил
2009 - Кислород (Kislorod)
2009 - Кандагар
2009 - Детективное агентство "Иван да Марья"
2010 - Детям до 16...
2011 - Расплата за любовь
2012 - Поддубный
2012 - Любви целительная сила
2013 - Оттепель
2013 - Ладога
2013 - Географ глобус пропил
2014 - Весёлые ребята;)
2014 - Бесы
2016 - Большой
2017 - Частица Вселенной
2017 - Оптимисты
2017 - Ваш репетитор
2018 - Садовое кольцо

Призы и награды Валерия Тодоровского:

1990 - Спецприз прессы и приз кинофестиваля «Дебют-90» в Москве - за фильм «Катафалк»;
. 1991 - Гран-при Международного кинофестиваля в Мангейме - за фильм «Катафалк»;
. 1992 - Приз за лучшую работу режиссёра с актёрами на кинофестивале «Созвездие» в Смоленске - за фильм «Любовь»;
. 1994 - Премия «Зеленое яблоко» за лучший фильм года в Москве - за фильм «Подмосковные вечера»;
. 1994 - Приз кинопрессы «Фильм, определяющий киностиль года» в Москве - за фильм «Подмосковные вечера»;
. 1998 - Гран-при VI кинофестиваля «Виват, кино России!» в Санкт-Петербурге - за фильм «Страна глухих»;
. 1998 - Главный приз IV кинофорума «Серебряный гвоздь» в Сочи - за фильм «Страна глухих»;
. 1998 - Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен»: Лучший фильм года - за фильм «Страна глухих»;
. 2002 - Гран-При XIII Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» - за фильм «Любовник»;
. 2004 - Гран-При XV Открытого Российского кинофестиваля «Кинотавр» - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - Приз гильдии киноведов и кинокритиков кинофестиваля «Кинотавр» - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - Приз за лучший фильм российской программы XXVI Московского Международного кинофестиваля в Москве - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - Приз Жюри Международной кинокритики ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2004 - «Золотой орёл» - премия в категории «Лучшая режиссёрская работа» и номинация на премию за лучший игровой фильм - за фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»;
. 2009 - «Золотой орёл» - премия в категории за лучший игровой фильм - за фильм «Стиляги»;
. 2009 - Премия «Ника » за лучший игровой фильм - за фильм «Стиляги»;
. 2013 - Специальный приз Совета Российской академии кинематографических искусств «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» за 2013 год - за сериал «Оттепель»;
. 2015 - Премия «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал - за сериал «Оттепель»;
. 2015 - Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2015 год - за создание телевизионного сериала «Оттепель»



Виктория Самойловна Токарева (в девичестве - Шефтер). Родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советская и российская писательница, сценарист.

Виктория Шефтер, ставшая известной как Виктория Токарева, родилась 20 ноября 1937 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Имеет еврейские (по отцу) и русские (по матери) корни.

Отец - Самуил Насонович Шефтер (1907-1945), инженер, родом из Белоруссии.

Мать - Наталья Хлопова (1913-1995), родом из Донецкой области, работала вышивальщицей.

Семья жила в однокомнатной квартире на Лесном проспекте.

В войну Виктория с мамой и сестрой были в эвакуации на Урале. Во время войны отец был призван в ополчение. С фронта вернулся очень больным, затем умер от рака пищевода в январе 1945 года в возрасте 36 лет.

После смерти отца семье долгое время помогалего старший брат Евгений Насонович Шефтер (1900-1961), который работал директором Ленинградского металлического завода.

По словам Виктории, лет в 12-13 мама прочитала ей «Скрипку Родшельда» А.П. Чехова, и этот момент она считает своим «подключением в розетку» - тогда у нее родилось желание писать.

В школьные годы окончила музыкальную школу по классу фортепиано.

После школы собиралась учиться на врача, однако в медицинский ее не взяли.

В 1958 году окончила Ленинградское музыкальное училище по классу фортепиано. Далее училась в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

Выйдя замуж, Виктория Токарева переехала в Москву. Работала в детской музыкальной школе учительницей пения. Позже работала редактором на киностудии «Мосфильм».

Параллельно начала писать прозу.

В 1962 году Токарева по протекции поэта поступила во ВГИК на сценарный факультет, который окончила в 1967 году.

По словам писательницы, это была самая яркая страница в ее жизни. Она говорила: "Дело в том, что он очень интересный человек. Господь Бог создал природу, животный мир, но он не может выразить себя через шум дождя, через лай, мяуканье или кваканье, он может выразить себя только через человека. Но не через каждого, а через очень редкие экземпляры, которые он выбирает. Данелия - один из них".

Их отношения поддерживала мать режиссера - Мери Анджапаридзе.

В то же время сам Данелия отрицал отношения с Токаревой, говоря, что они просто вместе работали: "А это она все придумала. Токарева же писательница. Мы работали вместе".

В октябре 2019 года Виктория Токарева стала героиней программы «Судьба человека», в которой рассказала . Она заявила, что об этом знал не только ее муж, но и жена режиссера. "Она давала мне бусы, когда он выходил со мной в свет", - заявила писательница.

Виктория Токарева в программе "Судьба человека"

Дочь Наталья Викторовна Токарева окончила сценарный факультет ВГИКа. Позже окончила колледж психоанализа. По второй специальности - психоаналитик.

Была замужем за , режиссёром, сценаристом и продюсером.

В браке родилось двое детей: сын Пётр Валерьевич Тодоровский (1986 г.р.) и дочь Екатерина Валерьевна Тодоровская (1995 г.р.).

Однако брак не сложился и Наталья с Валерием развелись. Однако вместе воспитывали детей. Виктория Токарева о бывшем зяте говорила: "Валерий Петрович Тодоровский очень хорошо себя повел в этой ситуации. Он без памяти любит своих детей и очень их поддерживает".

Наталья Токарева и Валерий Тодоровский с сыном

Фильмография Виктории Токаревой:

1971 - Джентльмены удачи - прохожая (нет в титрах)
2005 - Рождение легенды. Мимино (документальный)
2007 - Ничто не вечно... Юрий Нагибин (документальный)
2008 - Неизвестная версия. Джентльмены удачи (документальный)
2011 - Олег Митяев. "Фантазии завтрашнего дня" (документальный)
2012 - Джентльмены удачи. 40 лет спустя (документальный)
2012 - Георгий Данелия. Между вымыслом и реальностью (документальный)
2012 - Виктория Токарева. Она написала себе роль (документальный)

Сценарии Виктории Токаревой:

1963-1967 - Фитиль (короткометражный)
1968 - Урок литературы
1971 - Джентльмены удачи
1973 - Совсем пропащий
1975 - Красный петух плимутрок
1975 - Василиса Микулишна (анимационный)
1976 - "Сто грамм" для храбрости (киноальманах)
1977 - Перед экзаменом
1977 - На короткой волне
1977 - Мимино
1977 - Между небом и землёй (фильм-спектакль)
1978 - Шла собака по роялю
1979 - Поговори на моем языке (короткометражный)
1979 - Дефицит на Мазаева (фильм-спектакль)
1980 - Зигзаг (короткометражный)
1980 - Гость (короткометражный)
1980 - Глубокие родственники (короткометражный)
1981 - Шляпа
1983 - Талисман
1984 - Маленькое одолжение
1985 - Тайна земли (короткометражный)
1986 - О том, чего не было
1986 - Кто войдет в последний вагон
1987 - Стечение обстоятельств (Apstākļu sakritība)
1993 - Ты есть...
1994 - Я люблю
2000 - Вместо меня
2001 - Лавина
2006 - Важнее, чем любовь

Библиография Виктории Токаревой:

1969 - О том, чего не было
1972 - Когда стало немножко теплее
1978 - Летающие качели
1983 - Ничего особенного
1991 - Сказать - не сказать...
1992 - Римские каникулы
1993 - Почем килограмм славы
1995 - Антон, надень ботинки!
1995 - Хэппи энд
1995 - Вместо меня
1996 - Лошади с крыльями
1997 - Можно и нельзя
1998 - Этот лучший из миров
2002 - Мужская верность
2004 - Птица счастья
2006 - Террор любовью
2009 - Дерево на крыше
2012 - Тихая музыка за стеной
2012 - Короткие гудки
2013 - Так плохо, как сегодня
2014 - Сволочей тоже жалко
2015 - Муля, кого ты привёз?
2015 - Мои мужчины
2016 - Немножко иностранка
2016 - Кругом один обман
2017 - Дома стоят дольше, чем люди
2018 - Дом за посёлком



Что еще почитать