Зороастризм в современном мире. Зороастризм: верования и обычаи

ЗОРОАСТРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Зороастризм или маздаизм является одной из древнейших религий, которая взяла начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры, полученном от Бога (Ахура Мазды). Учение Заратуштры основывается на свободном нравственном выборе человеком благих слов, благих мыслей и благих деяний. В древности, а также в раннем Средневековье зороастризм больше всего был распространен на землях Большого Ирана. К нынешнему времени он вытеснен исламом, лишь небольшие общины остались в Индии и Иране. Зороастризм – это научный термин в европейских странах, который получился от греческого произношения имени основания религиозного течения. Религия имеет и другое название – маздеизм – использующееся в Европе. Оно произошло от имени Бога в зороастризме, но сегодня воспринимается как устаревшее, несмотря на то, что является более близким к главному самоназванию религии, означающему в переводе «почитание Мазды». Зороастризм – догматическая религия с хорошо развитой теологией, сложившаяся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и частично в период исламского завоевания. Однако в зороастризме строгая догматическая система не сложилась, что объясняется особенностью учения, в основе которого лежит рациональный подход, а также историей институционального развития, прекращенного мусульманским завоеванием территории Персии. Современные приверженцы зороастризма чаще всего свое вероучение структурируют в виде 9 основ. Это вера в Ахура Мазду – Благого Творца, вера в Святой и Злой дух и в существование духовного мира, вера в Заратуштру как пророка, указавшего людям путь к чистоте и праведности. А также вера в сущность человека, в основе которой лежит совесть, вера и разум, дающая человеку возможность отличать зло от добра. Вера в Ашру – вселенский Закон гармонии и праведности, вера в семь Амешаспентов, как семь стадий развития и раскрытия личности человека. Одной из основ зороастризма является вера в Ашудад и Дадодахеш - помощь нуждающимся, взаимопомощь, вера в святость живой природы и природных стихий как творений Ахура Мазды и необходимость заботы о них. Вера во Фрашо-керети – чудодейственное эсхатологическое преображение бытия, окончательную победу бога и изгнание зла, что произойдет благодаря объединенным усилиям праведных людей под руководством Саошьянта – Спасителя мира. Ахура Мазда – это творец физического и духовного миров, единый всеблагой бог. К нему применимы такие эпитеты, как «Славный» и «Светлый». Это бог светлой силы у персов. Этическое учение зороастризма базируется на противопоставлении двух понятий: Друдж и Аша. Друдж – это разрушение, ложь, насилие, деградация, грабеж, то есть антитеза Аши. Аша – это закон всеобщей гармонии, это истина, добро, правда. Ахура Мазда – отец Аши. Все люди подразделяются на две категории. Первая – это ашаваны - приверженцы Аши, старающиеся нести миру добро. Вторая категория – друджванты – лживые, всегда несут миру зло. При поддержке Ахура Мазды ашаваны должны побеждать друджвантов, и мешать им губить мир. В зороастрийском понимании «дух» - это «мысль». Изначальные духи – добрый Спента и злой Ангра – являются символами двух противонаправленных ментальностей: на созидание и на разрушение. Дух Ангра – это главный враг Ахура Мазды и его мира, его разрушитель, губитель человеческого сознания. Разрушение Ангры ведет к деградации общества, а позже и всего мира. Поэтому задача зороастрийцев заключается в следовании Спента Маинью – созидательному мышлению, доброму духу, в воплощении в своих деяниях вселенского закона добра и отвержении лжи, разрушения и зла. Единственным пророком Ахура Мазды, согласно учению зороастрийцев, был Заратуштра. Он принес людям благую веру и заложил основы нравственного развития. В источниках о нем упоминается, как об идеальном священнике, скотоводе и воине, образцовом главе и покровителе людей всего мира. Проповедь пророка имела яркий этический характер, восхваляла мир между людьми, осуждала несправедливое насилие, превозносила созидательный труд и честность, утверждала веру в Бога. Проповедь критиковала современные пророку ценности, а также практику кавиев – вождей арийских племен, которые совмещали политические и жреческие функции, и карапанов – арийских колдунов, то есть грабительские набеги, насилие, кровавые ритуалы и религию, поощряющую все это. Ясна 12 – это зороастрийский «символ веры», основным положением которой является: «Ахура Мазде я причисляю все блага». Другими словами, последователь Заратуштры называет единственным источником всех благ Ахура Мазду. По «Исповеданию» зороастриец называет себя маздаясна – почитателем Мазды, заратуштри – последователем Заратуштры, видаэва – противником безнравственных божков и ахуро-ткаэша – приверженцем религии Ахуры. Кроме того, зороастриец отказывается от воровства, насилия и грабежа, провозглашает свободу и мир трудолюбивым и мирным людям. Благая вера носит название «опускающая оружие» и «прекращающая распри». По учению зороастризма, свет – это зримый образ Бога в физическом мире. Именно поэтому, если зороастрийцу нужно обратиться к Богу, он поворачивается лицом к свету. Источник света для них является направлением молитвы. Уважают зороастрийцы огонь, как доступный и важный источник света и тепла, отсюда пошло их внешнее определение как «огнепоклонников». Наряду с огнем, в зороастризме почитают и солнечный свет. Учение Заратуштры одним из первых заявило о личной ответственности души за все деяния в земной жизни. Учение называет рай наилучшим существованием, ад – дурным существованием. У рая три ступени. Это благие мысли и благие слова, благие деяния и высшую ступень, где находится сам Бог. Ступенями ада являются дурные мысли и дурные слова, дурные деяния и центр ада Друджо Дмана. На сегодняшний день общины зороастрийцев есть в Индии и в Иране. В результате эмиграции появились общины в Западной Европе и в США. В России и в странах СНГ есть сообщество заратуштрийцев, которые на русском языке называют свою религию «благоверие», а также Зороастрийская община Санкт-Петербурга. По примерным подсчетам приверженцев зороастризма во всем мире около 200 000 человек.

Зороастризм Религиозное учение иранского пророка Заратуштры - возможно, самая древняя из мировых религий откровения. Возраст ее не поддается точному определению.

Возникновение Зороастризма

В течение многих веков тексты Авесты - главной священной книги зороастрийцев - передавались в устной форме от одного поколения жрецов к другому. Записали их только в первые века нашей эры, в годы правления персидской династии Сасанидов, когда самый язык Авесты уже давно был мертвым.

Зороастризм был уже очень стар, когда первые упоминания о нем попали в исторические источники. Многие детали этого вероучения нам теперь не ясны. К тому же дошедшие до нас тексты представляют из себя лишь малую часть древней Авесты.

Согласно персидскому преданию, изначально она заключала в себе 21 книгу, но большая часть их погибла после разгрома в IV в. до Р.Х. Александром Македонским древней Персидской державы Ахеменидов (имеется в виду не гибель манускриптов, которых в то время, согласно традиции, было всего два, а смерть большого количества жрецов, хранивших тексты в своей памяти).

Та Авеста, которой пользуются теперь парсы (так называют в Индии современных зороастрийцев), содержит в себе всего пять книг:

  1. «Вендидад» - собрание ритуальных предписаний и древних мифов;
  2. «Ясна» - собрание гимнов (это наиболее древняя часть Авесты; в состав ее входят «Гаты» - семнадцать гимнов, приписываемых самому Заратуштре);
  3. «Висперед» - сборник изречений и молитв;
  4. «Бундехиш» - книга, написанная в эпоху Сасанидов и содержащая в себе изложение позднего зороастризма.

Анализируя Авесту и другие сочинения доисламского Ирана, большинство современных исследователей приходят к мысли, что Заратуштра был не столько создателем нового вероучения, носящего его имя, сколько реформатором исконной религии иранцев - маздеизма.

Боги Зороастризма

Как и многие древние народы, иранцы поклонялись множеству богов. Добрыми богами считались ахуры, среди которых наиболее важными были:

  • Бог неба Асман
  • Бог земли Зам
  • Бог солнца Хвар
  • Бог луны Мах
  • Два божества ветра - Вата и Вайд
  • А также Митра - божество договора, согласия и социальной организации (в дальнейшем он считался богом солнца и покровителем воинов)

Верховным божеством был Ахурамазда (то есть Господь Премудрый). В представлении верующих. Он не связывался ни с каким природным явлением, но являлся воплощением мудрости, которая должна управлять всеми действиями богов и людей. Главой мира зловредных дэвов, противников ахуров, считался Ангро-Майнью, не игравший, по-видимому, в маздеизме большого значения.

Таков был фон, на котором в Иране возникло мощное религиозное движение зороастризма, превратившее старые верования в новую религию спасения.

Поэмы «Гаты» Заратуштры

Важнейшим источником, из которого мы черпаем сведения как о самой этой религии, так и о ее создателе, являются «Гаты». Это небольшие поэмы, написанные размером, встречающимся в Ведах, и предназначенные, как и индийские гимны, для исполнения при богослужении. По форме это вдохновенные обращения пророка к Богу.

Они отличаются утонченностью намеков, богатством и сложностью стиля. Такая поэзия могла быть полностью понята только обученным человеком. Но хотя для современного читателя многое в «Гатах» остается загадочным, они изумляют глубиной и возвышенностью содержания и заставляют признать их памятником, достойным великой религии.

Их автор - пророк Заратуштра, сын Поурушаспы из рода Спитама, родился в мидийском городе Раги. Годы его жизни нельзя установить доподлинно, так как он действовал в то время, которое для его народа было доисторическим. Язык «Гат» чрезвычайно архаичен и близок к языку Ригведы, знаменитому памятнику ведического канона.



Самые древние гимны Ригведы датируются примерно 1700 г. до Р.Х. На этом основании некоторые историки относят время жизни Заратуштры к XIV-XIII вв. до Р.Х., но скорее всего он жил гораздо позже - в VIII или даже VII в. до Р.Х.

Пророк Заратуштра

Детали его биографии известны лишь в самых общих чертах. Сам Заратуштра называет себя в «Гатах» заотаром, то есть полностью правомочным священнослужителем. Он именует себя также мантраном - сочинителем мантр (мантры - вдохновенные экстатические изречения или заклинания).

Известно, что обучение священству начиналось у иранцев рано, видимо, в возрасте около семи лет, и было устным, потому что они не знали письма Будущие священнослужители изучали в основном обряды и положения веры, а также овладевали искусством импровизации стихов для призвания богов и их восхваления Иранцы считали, что зрелость достигается в 15 лет, и, вероятно, в этом возрасте Заратуштра уже стал священнослужителем.

Легенда говорит, что двадцати лет от роду он ушел из дома и поселился в уединении у реки Даитья (исследователи помещают эту область в современном Азербайджане). Там, погруженный в «безмолвную мысль», он искал ответа на жгучие вопросы жизни, искал высшую правду. Зловредные дэвы не раз пытались атаковать Заратуштру в его убежище, то соблазняя его, то угрожая смертью, но пророк остался непоколебим, усилия его не были тщетны.

После десятилетних молитв, размышлений и вопрошаний Заратуштре открылась высшая истина.Это великое событие упоминается в одной из «Гат» и кратко описывается в пехлевийском (то есть написанном на среднеперсидском языке в эпоху Саса-нидов) сочинении «Задопрам».

Заратуштра получил откровение от божеств

Там рассказывается, как однажды Заратуштра, участвуя в церемонии по случаю весеннего праздника, отправился на рассвете к реке за водой. Он вошел в реку и постарался взять воду из середины потока. Когда он возвращался на берег (в этот момент он пребывал в состоянии ритуальной чистоты), перед ним в свежем воздухе весеннего утра возникло видение.

На берегу он узрел сияющее существо, открывшееся ему как Boxy Мана, то есть «Благой помысел». Оно привело Заратуштру к Ахурамазде и шести другим излучающим свет персонам, в присутствии которых пророк «не увидел собственной тени на земле из-за яркого свечения». От этих божеств Заратуштра и получил свое откровение, ставшее основой для проповедуемого им вероучения.



Как можно заключить из дальнейшего, главное отличие зороастризма от старой традиционной религии иранцев сводилось к двум моментам к особому возвеличиванию Ахурамазды за счет всех остальных богов и противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью. Почитание Ахурамазды, как владыки аша (порядка, справедливости), соответствовало традиции, поскольку Аху-рамазда с древности был у иранцев величайшим из трех ахур, хранителей аша.

Противоположности в вечном столкновении

Однако Заратуштра пошел дальше и, порвав с принятыми верованиями, провозгласил Ахурамазду несотворенным Богом, существовавшим извечно, творцом всего благого (включая и всех других добрых благих божеств). Его проявлениями пророк объявил свет, правду, доброту, знание, святость и благодетельность.

Ахурамазда совершенно не затронут ничем злым в какой бы то ни было форме, следовательно, он абсолютно чист и справедлив. Областью его обитания является надмирная светоносная сфера. Источником же всего зла во вселенной Заратуштра объявил Ангро-Майнью (буквально «Злого Духа») - извечного противника Ахурамазды, который также изначален и полностью зловреден. Эти две основные противоположности бытия Заратуштра видел в их вечном столкновении.

«Воистину, - говорит он, - есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой. Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, - это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - Дух Святейший, облаченный в крепчайший камень (то есть небесную твердь) выбрал праведность, и пусть это знают все, кто будет постоянно ублаготворять Ахурамазду праведными делами».

Итак, царство Ахурамазды олицетворяет собой положительную сторону бытия, а царство Ангро-Майнью- отрицательную. Ахурамазда пребывает в никем не созданной стихии света, Ангро-Майнью - в извечном мраке. В течение долгого времени эти области, разделенные великой пустотой, никак не соприкасались друг с другом. И только сотворение Вселенной привело их в столкновение и породило непрекращающуюся борьбу между ними. Поэтому в нашем мире добро и зло, свет и мрак оказались перемешаны.



Сначала, говорит Заратуштра, Ахурамазда сотворил шесть высших божеств - тех самых «излучающих свет существ», которых он узрел в своем первом видении. Эти шесть Бессмертных Святых, воплощающих качества или атрибуты самого Ахурамазды, следующие:

  • Boxy Мана («Благой помысел»)
  • Аша Вахишта («Лучшая праведность») - божество, олицетворяющее могучий закон истины аша
  • Спэнта Армайти («Святое благочестие»), воплощающее посвящение тому, что хорошо и праведно
  • Хшатра Вайръя («Желанная власть»), представляющее собой силу, которую каждый человек должен проявлять, стремясь к праведной жизни
  • Хаурватат («Целостность»)
  • Амертат («Бессмертие»)

Все вместе они были известны как Амеша Спента («Бессмертные Святые») и представляли из себя могущественных, смотрящих с высоты несравненно справедливых владык. Вместе с тем каждое из этих божеств находилось в тесной связи с каким-либо из явлений, так, что это явление рассматривалось как олицетворение самого божества.

  • Так Хшатра Вайрья считался владыкой небес из камня, которые защищают своим сводом землю.
  • Расположенная внизу земля принадлежала Спэнта Армайти.
  • Вода была творением Хаурватат, а растения относились к Амертат.
  • Boxy Мана считался покровителем кроткой милосердной коровы, которая для иранцев-кочевников была символом созидательного добра.
  • Огонь, который пронизывает все остальные творения и благодаря солнцу управляет сменой времен года, находился под покровительством Аша Вахишта
  • А человек, с его разумом и правом выбора, принадлежал Самому Ахурамазде

Верующий мог обращаться с молитвой к любому из семи божеств, но ему следовало призывать их всех, если он хотел стать совершенным человеком.

Ангро-Майнью - это тьма, лживость, зло и неведение. Он также имеет свою свиту из шести могущественных божеств, каждый из которых прямо противоположен доброму духу из окружения Ахурамазды. Это:

  • Злой Разум
  • Болезнь
  • Разрушение
  • Смерть и т.п.

Помимо них в его подчинении находятся злые боги - дэвы, а также бесчисленное множество низших злых духов. Все они - порождение Тьмы, того Мрака, источником и вместилищем которого служит Агро-Майнью.

Целью дэвов является добиться господства над нашим миром. Их путь к этой победе состоит отчасти в его опустошении, отчасти в соблазне и подчинении себе последователей Ахура-мазды.

Вселенная наполнена дэвами и злыми духами, которые во всех углах пытаются вести свою игру, так что ни один дом, ни один человек не застрахованы от их тлетворного воздействия. Чтобы защититься от зла, человек должен совершать ежедневные очищения и жертвы, применять молитвы и заклинания.

Война между Ахурамаздой и Ангро-Майнью вспыхнула в момент миротворчества. После сотворения мира появился из неоткуда Ангро-Майнью. Нападение Ангро-Майнью ознаменовало начало новой космической эры - Гумезишн («Смешение»), на протяжении которой этот мир представляет смесь добра и зла, а человек подвергается постоянной опасности быть совращенным с пути добродетели.



Для того чтобы противостоять нападкам дэвов и других приспешников зла, он должен почитать Ахурамазду с шестью Амеша Спента и настолько полно принять их всем своим сердцем, чтобы в нем не осталось больше места для пороков и слабостей.

По откровению, полученному Заратуштрой, человечество имеет с благими божествами общее предназначение - постепенно победить зло и восстановить мир в его первоначальном, совершенном виде. Замечательный миг, когда это свершится, будет означать начало третьей эпохи - Визаришн («Разделение»). Тогда добро будет снова отделено от зла, и зло подвергнется изгнанию из нашего мира.

Учение Зороастризма

Великая, основополагающая идея учения Заратуштры состоит в том, что Ахурамазда может восторжествовать над Ангро-Майнью лишь при помощи чистых, светлых сил и благодаря участию людей, уверовавших в Него. Человек создан быть союзником Бога и трудиться вместе с Ним для достижения победы над злом. Поэтому его внутренняя жизнь не представлена только сама себе - человек идет одним путем с божеством, его справедливость действует на нас и направляет к своим целям.

Заратуштра предлагал своему народу сделать сознательный выбор, принять участие в небесной войне и отречься от верности тем силам, которые не служат добру. Поступая таким образом, каждый человек не только оказывает посильную помощь Ахурамазде, но и предопределяет свою будущую судьбу.

Ибо физическая смерть в этом мире не ставит точку человеческому существованию. Заратуштра считал, что каждая душа, расстающаяся с телом, будет судима за то, что совершила в течение жизни. Этот суд возглавляет Митра, по обеим сторонам которого с весами правосудия восседают Сраоша и Рашну. На этих весах взвешиваются мысли, слова и дела каждой души: добрые - на одной чаше весов, дурные - на другой.

Если добрых дел и мыслей больше, то душа считается достойной рая, куда ее отводит прекрасная девушка-даэна. Если же весы склоняются в сторону зла, то отвратительная ведьма увлекает душу в ад - «Жилище Дурного помысла», где грешник переживает «долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов».

В конце света и в начале эры «Разделения» произойдет всеобщее воскресение мертвых. Тогда праведники получат танипасен - «будущее тело», а земля отдаст кости всех умерших. За всеобщим воскресением будет Последний Суд. Тут Аирйаман, божество дружбы и исцеления, вместе с богом огня Атар расплавит весь металл в горах, и он потечет на землю раскаленной рекой. Все воскресшие люди должны будут пройти сквозь эту реку, причем для праведных она покажется парным молоком, а нечестивым будет казаться, что «они во плоти идут через расплавленный металл».

Основные идеи зороастризма

Все грешники переживут вторую смерть и навсегда исчезнут с лица земли. Демоны-дэвы и силы тьмы будут уничтожены в последнем великом сражении с божествами-язатами. Река расплавленного металла потечет вниз, в ад, и сожжет остатки зла в этом мире.

Тогда Ахурамазда и шесть Амеша Спента торжественно совершат последнее духовное богослужение - ясна и принесут последнее жертвоприношение (после которого смерти вообще больше не будет). Они приготовят мистический напиток «белую хаому», дающий всем блаженным, кто вкусит его, бессмертие.

Тогда люди станут такими же, как сами Бессмертные Святые - едиными в мыслях, словах и делах, не стареющими, не знающими болезней и тления, вечно радующимися в царстве Бога на земле. Потому что, согласно Заратуштре, именно здесь, в этом знакомом и любимом мире, восстановившем свое первоначальное совершенство, а не в отдаленном и иллюзорном раю, будет достигнуто вечное блаженство.

Такова в общих чертах суть религии Заратуштры, насколько ее можно реконструировать по сохранившимся свидетельствам. Известно, что она далеко не сразу была принята иранцами. Так, проповедь Заратуштры среди соплеменников в Pare практически не имела плодов - эти люди оказались не готовы к тому, чтобы уверовать в его благородное, требующее постоянного нравственного совершенствования учение.

С большим трудом пророку удалось обратить в свою веру лишь своего двоюродного брата Маидйоиманха. Тогда Заратуштра покинул свой народ и отправился на восток в закаспийскую Бактрию, где смог добиться благосклонности царицы Хутаосы и ее мужа царя Виштаспы (большинство современных ученых считаем что он правил в Балхе, таким образом, Хорезм стал первым центром зороастризма).

Согласно преданию, Заратуштра по обращении Виштаспы прожил еще много лет, но о его жизни после этого решающего события известно мало. Погиб он, уже будучи глубоким стариком, насильственной смертью - его заколол кинжалом жрец-язычник.

Спустя много лет после смерти Заратуштры Бактрия вошла в состав Персидской державы. Тогда зороастризм стал постепенно распространяться среди населения Ирана. Однако во времена Ахеменидов он, по-видимому, еще не был государственной религией . Все цари этой династии исповедовали древний маздеизм.



Государственной и подлинно народной религией иранцев зороастризм стал на рубеже нашей эры, уже в пору правления парфянской династии Аршакидов или даже позже - при иранской династии Сасанидов, утвердившейся на престоле в III в. Но этот поздний зороастризм, хотя и сохранил в полной мере свой этический потенциал, уже во многих чертах отличался от раннего, провозглашенного самим пророком.

Всемудрый, но достаточно безликий Ахурамазда оказался в эту эпоху фактически оттесненным на второй план доблестным и благостным Митрой. Поэтому при Сасанидах зороастризм был прежде всего связан с почитанием огня, с культом света и солнечного сияния. Храмы зороастрийцев были храмами огня, так что не случайно их стали именовать огнепоклонниками.

Это -- Фаравахар (Фравахар), символизирующий божественное царствование, божественное благословение, царское слово, совершенство человеческой души, небесную силу, свет мудрости, выбор между добром и злом, стойкость и упорство в борьбе со злом, движение в сторону развития и совершенства, праведность, святость, благочестие, вечную жизнь души.

Этот символ - один из самых известных в зороастризме, он также украшает вход в зороастрийский храм.

Кольцо с двумя лентами -- древний зороастрийский символ, означающий благословение Божье. На древних персидских барельефах и печатях Ахура Мазда изображался с поясом в виде кольца с двумя ленточками. На царских барельефах Древнего Ирана Ахура Мазда передавал царю это кольцо_пояс.

Данная сцена, известная как «божественная инвеститура», означает передачу освящённой Богом власти его земному представителю -- царю. То есть этот знак имеет то же значение, что и корона в христианстве -- знак служителя Бога.

Симург является символом бессмертия, свободы, божественности, духовной мощи, победы духа над злом и смертью. Симург -- посредник между небесным и земным миром. По древнему зороастрийскому поверью, Симург переносит души праведников в рай. Симург -- вестник богов, пророк, вещая птица, предсказывающая будущее и знающая язык небес. Симург учит людей правде, добру и справедливости, приходит им на помощь в трудную минуту, передаёт древнюю мудрость, залечивает раны.

СОБАКА пользуется особым уважением у зороастрийцев. Это во многом связано с их рациональным мировоззрением: религия отмечает реальную пользу, которую приносит собака человеку. Считается, что собака может видеть злых духов (дэвов) и отгонять их. Ритуально собака может быть приравнена к человеку, умершую собаку погребают как и людские останки. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде (одно из священных писаний в зороастризме). К «роду собак» зороастрийцы также относят лис, шакалов, ежей, выдр, бобров, дикобразов. Напротив, волк считается животным враждебным, порождением дэвов.

1998 год

Не так давно в одной из центральных газет появилась небольшая заметка, в которой сообщалось, что где-то в Индии существует немногочисленная секта, члены которой называют себя зороастрийцами, исполняют странные ритуалы и поклоняются огню. Не буду доказывать, что слово секта не имеет к зороастризму ни малейшего отношения. Чтобы это понять, достаточно обратиться к энциклопедическому словарю. А вот что на самом деле представляет из себя современный зороастризм – это действительно интересно узнать. Известно, что расслоение религии на ортодоксию и зерванизм произошло незадолго перед падением Империи Сасанидов. В этой статье речь пойдет в основном о «традиционных» или «ортодоксальных» зороастрийцах.
Из истории
Зороастризм - древнейшая из существующих религий. 4000 лет назад пророк Заратуштра получил откровение от Ахуры Мазды и принес учение о добре и зле людям. Более чем за два тысячелетия последующей истории зороастризм становился государственной религией трех великих Иранских Империй, а в своей митраистической форме оказал влияние на Рим и подготовил почву для распространения христианства. После завоевания Ирана арабами в VIIв. н. э. для религии наступили "черные" дни. Большинство иранцев было насильственно обращено в ислам, непокорным достались унижение и бесправие. Часть зороастрийцев укрылась в труднодоступных местах своей страны, а часть перебралась в соседние страны: в Индию, Китай, на территорию современных Афганистана и России. В Индии, куда поток беженцев был особенно велик, зороастрийцы замкнулись внутри своей общины, контактируя с иноверцами только в случае необходимости, чтобы не только выжить, но и сохранить свою религию. Браки заключались исключительно внутри общины, что привело к превращению зороастрийцев из людей иной веры в особую национальную касту с коротким названием - парсы (т.е. персы). А зороастрийцы в Иране, будучи исконным населением этой страны и по национальности, и по культуре, и по религии, наоборот, превратились в изгоев и стали называться гебрами (неверные). Так и вошли зороастрийцы в XX век - как парсы и гебры.
Зороастрийцы к XX веку
Начиная еще с XVIII века, зороастрийцами заинтересовались западноевропейские ученые. Не имея ни малейшего отношения к религии, пользуясь сомнительными научными методами, они разложили зороастризм по полочкам, препарировали Авесту и стали учить самих зороастрийцев, как и во что тем следует верить. Конечно, среди людей науки были и бережно относившиеся к изучаемому материалу, но в целом картина была такая. На старательно оберегавшуюся религиозную почву были брошены семена вольнодумства и сомнения, хотя большинство зороастрийцев остались преданы своей вере. Зороастрийская молодежь стала получать европейское образование, из среды парсов вышли свои ученые, которые, хоть и пользовались методами западных коллег, оставались при этом людьми верующими. В XX веке с развитием коммуникаций началась новая волна миграции - теперь уже на Запад, в Старый и Новый Свет, в основном из Индии.
Зороастрийцы сегодня
Итак, что же такое зороастрийцы нашего времени?
По официальным данным сейчас в мире насчитывается около 150000 зороастрийцев. Наиболее многочисленная группа (более 90000 человек) существует в Индии, главным образом в Бомбее, хотя общины есть по всей стране.
Другая многочисленная группа - это зороастрийцы Ирана, не пожелавшие принимать ислам. По данным на 1976 год их насчитывалось около 30000 человек, а в 1984 г. уже меньше 20000. Около 4000 зороастрийцев в середине 80-х годов проживало в Пакистане, который раньше был частью Индии. И если в исконных зороастрийских местах число верующих сокращается, то растет число зороастрийцев (в основном за счет перемещения из Ирана и Индии) в США, Канаде и Великобритании. Так, в 1984 году на Северо-Американском континенте проживало 3000 зороастрийцев, а в 1993 году их было там уже около 12000. Община Великобритании - 3000 человек. Кроме того, общины зороастрийцев существуют в Гонконге, Сингапуре, Шри-Ланке, Австралии, Новой Зеландии, Восточной Африке и в других местах. А уж немногочисленные группы единоверцев вы можете найти как во всех англоговорящих странах, так и в некоторых не англо-говорящих. Называют себя зороастрийцы по-разному; собственно зороастрийцы, заратуштрийцы или, как это было принято в древности, зартушти. Некоторые традиционалисты призывают отказаться от ставшего привычным названия зороастриец как от греческого искажения, хотя для большинства это не имеет существенного значения. Объединения зороастрийцев называются анджоман, что означает скорее не общину, а ассоциацию.
После распада СССР зороастрийский мир потрясла весть, что почти миллион таджиков, порвав с исламским прошлым, возвращается в родную для них религию -зороастризм. В одном Душанбе сейчас несколько анджоманов, таджики активно принимают участие в международных авестийских симпозиумах и конференциях. Впрочем, остальные зороастрийцы относятся к такому проявлению религиозного рвения пока осторожно, не понимая, что мешало самопроявлению таджиков на протяжении столетий. Поскольку сведения о таджикских единоверцах крайне скудны, и контактов с ними у нас пока нет, в этом обзоре мы ограничимся только этим сообщением о них
Разные общины придерживаются и различных календарей. Их три, и различаются они по времени начала года: по календарю Фаспи Навруз празднуют 21 марта, по календарю Шеншай - около 23 августа, а по календарю Кадми - на месяц раньше, в июле. Парсы, которые представляют большинство современных зороастрийцев, ориентируются на календарь Шеншай, а иранцы и американские зороастрийцы - как и мы, на Фасли. При этом сами календари абсолютно идентичны: после Навруза наступает месяц Фравардин и т.д. Существует и два способа летоисчисления: эра Йездигарда (относится к календарю Шеншай и Кадми) и эра Заратуштры (с принятой у современных зороастрийцев даты основания религии). Сейчас 1367 год по первому летоисчислению, и 3735 год по второму.
Различна не только география и календари современных зороастрийцев, но и их взгляды на религию. Фактически каждая из общин воспринимает религию по-своему. В настоящее время в зороастризме есть два направления.
С одной стороны, это потомки зороастрийцев, переехавшие в страны Европы и Америки, и люди иных национальностей, привлеченные непосредственно «Посланием Заратуштры». Они называют себя последователями «Доброй религии», которая пробуждает мысль, учит логическому монотеизму, стимулирует духовный и физический потенциалы, способствует свободе мысли, слова и дела, признает равенство мужчины и женщины, отрицает расизм, социальное или профессиональное превосходство, помогает быть всегда современным и прогрессивным, чтит Создателя и Создания, учит искать гармонию с природой и поддерживать чистоту окружающей среды. В числе главных задач этого «мыслящего» направления религии - раскрытие творческого потенциала человека, его богоподобной сущности. Последователи «Послания Заратуштры» не признают «книжного» подхода и в качестве священных текстов используют только Гаты, Ясну Семи Глав, и те немногочисленные тексты, которые составлены на «староавестийском» диалекте. Всю остальную Авесту (а это и большая часть Ясны, и Яш ты, и Видевдат) они не считают за Откровение и рассматривают только как сочинения древних поэтов, исполненные мудрости и красоты, но имеющие малую связь с самим пророком. В этом направлении религии находят прибежище люди, ищущие Истину, но не признающие «книжных» подходов. Главным организующим звеном у них является Зороастрийская Ассамблея, с штаб-квартирой в Калифорнии (США). Для того, чтобы стать зороастрийцем в Ассамблее, главное знать Гаты и следовать им в жизни. По традиции зороастрийцы Ассамблеи празднуют Гахамбары и Навруз, придерживаясь календаря Фасли.
С другой стороны, это «Традиционная Маздаяснийская Зороастрийская Религия», представители которой от выше описанного направления отличаются прежде всего тем, что считают происхождение обязательным условием пребывания в религии, а пояс Кушти - обязательным атрибутом ритуала. Это прежде всего парсы и иранцы. Среди них есть консерваторы и реформаторы, либералы и просто миряне. Среди традиционалистов существуют и эзотерические направления (представители «Ассамблеи» относятся к эзотерике скептически). Традиционалисты признают всю Авесту и все ритуалы, поэтому зороастрийцы, исповедующие «Послание Заратуштры» считают их книжниками. С каждым годом все больше традиционалистов, особенно молодежь, признают тот факт, что зороастризм как религия был дан всему человечеству вне зависимости от национальной и расовой принадлежности. Парсы по-прежнему оспаривают монополию на религию, но молодое поколение гораздо более лояльно к новообращенным. Крупнейший представитель американских традиционалистов - организация ФЕЗАНА («Федерация Зороастрийских Ассоциаций Северной Америки»), куда входит 21 ассоциация и 15 неформальных групп Канады и США.
Различия в отношении к религии вызывают дискуссии, но не приводят к разрыву. Обе группы находятся между собой в тесном контакте и относятся друг к другу доброжелательно. Мы не можем полностью принять ни мнение одних, ни мнение других, образуя самобытное, зерванитское течение в зороастризме, но это не должно быть для нас преградой в общении с единоверцами. Ведь главное для всех современных зороастрийцев - следование простому и ясному правилу: БЛАГАЯ МЫСЛЬ, БЛАГОЕ СЛОВО, БЛАГОЕ ДЕЛО, и мы никогда не должны за бывать этого.
Закончить краткий обзор я хотел бы цитатой из воззвания Зороастрийской Ассамблеи Северной Америки: «Новый день настает в истории Доброй религии. Впервые за более чем полторы тысячи лет заратуштрийцы делают шаг вперед. Вдохновленные миссионерским духом самого Заратуштры, заратуштрийцы выступают, с Гатами в руке, провозгласить послание Заратуштры миру в необходимости его просвещающей мудрости».

Знак зороастризма

В Гатах Зороастр выступает скорее пророком, чем законодателем. Тем не менее, за годы, проведенные при Виштаспы, он должен был устроить свою общину, установить религиозные церемонии и обряды. По-видимому, это еще индоиранский обычай надевать на мужчин при инициации плетеный шнур в знак принятия в религиозную общину. Брахманы Индии носят его через плечо. Шнур завязывает жрец, но брахманы никогда его не развязывают, а просто стягивают в сторону, когда совершают обряд. Этот старый индоиранский обычай Зороастр приспособил для того, чтобы дать своим no-следователям отличительный знак. Все зороастрийцы мужчины и женщины, носят шнур как пояс, трижды обернув им поясницу и завязав узлом спереди и сзади. Обряд посвящения совершается в пятнадцатилетнем возрасте, после чего верующий обязан сам развязывать и вновь завязывать пояс каждый день всю свою последующую жизнь во время молитвы. Символическое значение этого пояса (по-персидски кусти ) вырабатывалось в течение столетий, но, по-видимому, с самого начала три его витка означали трехчастную этику зороастризма. Они должны были сосредоточивать мысли владельца на основах веры. Кусти повязывают поверх нижней белой рубашки – судра , – в ворот которой зашит маленький кошелек. Он должен напоминать верующему о том, что человек всю жизнь должен наполнять его благими мыслями, словами и делами для того, чтобы обрести себе сокровище на небесах.

Из книги Код Ельцина автора Мухин Юрий Игнатьевич

Знак согласия Продолжил тему я через две недели – в статье «Молчание ягнят» в № 19 газеты «Дуэль» за 1997 г.Совершенно понятно, что на статью «Ослиные уши ЦРУ» в «Дуэли» № 17 читатели откликнулись очень живо. В массе звонков читатели благодарили за снятое сомнение, ибо они,

Из книги Евреи, Бог и история автора Даймонт Макс И.

ЖЕЛТЫЙ ЗНАК ДОБЛЕСТИ Средние века породили два вида иудаизма. Они отличались друг от друга образом жизни, литературой и философией, но Бог был одним и тем же для обоих. Один образ жизни доминировал в период между 600 и 1500 гг., второй – с 16 века и до нового времени. Первый из

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Мифология зороастризма Мифология зороастризма не очень красочна и богата, но зато весьма интересна. В ранних текстах Авесты описывается четырехъярусная модель космоса: орбита звезд, соотносимая с благими мыслями; орбита луны (благие слова), орбита солнца (благие дела) и

Из книги Малюта Скуратов автора Володихин Дмитрий

ТАЙНЫЙ ЗНАК Для современного образованного русского самый известный опричник - Малюта Скуратов. Или, вернее, Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский по прозвищу Малюта. Образ его порой затмевает в нашем сознании даже образ самого государя Ивана Васильевича. Григорий

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 2 (1917-1988) автора Кузнецов Александр

Из книги Вариант дракона автора Скуратов Юрий Ильич

ЗНАК БЕДЫ Тот мартовский день был солнечным. С самого утра пахло свежестью, оживающими деревьями, весной, талым снегом, еще чем-то очень вкусным, рождающим доброе настроение.Но на душе доброго настроения не было. Хотя, если взглянуть на ситуацию с позиций чистого факта,

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора

Знак свыше Панегирик Галла Анонима в честь родоначальника Польского государства крестьянина Пяста и его сыновей и преемников Земовита, Лешка и Земомысла очень напоминает гимн во славу основателя чешской династии князя-пахаря Пржемысла в хронике Козьмы Пражского. Оба

Из книги Высший генералитет в годы потрясений Мировая история автора Зенькович Николай Александрович

Глава 1. Знак беды Рано утром 23 апреля 1937 года заместитель наркома Михаил Николаевич Тухачевский в безукоризненно сидевшей на нем маршальской форме, источая запах хорошего мужского одеколона, спустился к ожидавшей у подъезда служебной машине.Водитель, услышав звук

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Ослабление зороастризма Дарий I вырос под влиянием Зороастра. Видимо, надписи на его гробнице являются цитатами из Гаты, и другие вещи, им написанные, показывают явные признаки мышления и языка Зороастра. Также ясно, что Дарий не всегда следовал учению своего учителя;

Из книги Русские на чужбине, X–XX вв. [Неизвестные страницы истории жизни русских людей за пределами Отечества] автора Соловьев Владимир Михайлович

В знак протеста В старейшем горнозаводском центре Саксонии Фрейберге стажировка Ломоносова протекала совсем иначе, чем в Марбургском университете. Вместо прежней вольной жизни началась череда дней, подчиненных строгому распорядку. Теперь наставником русского

Из книги Зороастрийцы в Иране (Историко-этнографический очерк) автора Дорошенко Е А

Глава I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЗОРОАСТРИЗМА Зороастрийская религия получила свое название от имени ее основателя пророка Заратуштры (Зороастра – в древнегреческом и современном произношении). В настоящее время ученые считают, что целый ряд вопросов, связанных с

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Знак Рюрика Существует множество работ, посвященных подтверждению связи знака Рюриков с соколом, летящим вниз. Конечно, это сравнение вызывает вопросы. И потому, что в славянской геральдике всегда широко применялся орел, владыка небес, а не сокол. И потому, что голова

автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Мифология зороастризма Несмотря на то, что зороастрийская мифология не слишком богата, она очень увлекательна. В ранних текстах Авесты описывается четырехъярусная модель космоса: орбита звезд, соотносимая с благими мыслями; орбита луны (благие слова), орбита солнца



Что еще почитать