Александр Михайлов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Где живет александр михайлов Вера мусатова биография личная жизнь дети

Имя: Михайлов Александр

Возраст: 75 лет

Место рождения: Оловяннинский район, Забайкальский край, РСФСР, СССР

Рост: 191 см

Деятельность: Советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр и педагог. Народный артист РСФСР, Народный артист Приднестровской Молдавской Республики

В биографии и личной жизни актера Александра Михайлова (см. фото ниже) было все – популярность, две семьи, дети от разных браков и незаконнорожденный ребенок. Несколько поколений российских телезрителей и люди постарше, родившиеся в СССР знают этого выдающегося артиста по фильмам:

  • «Любовь и голуби»;
  • «Змеелов»;
  • «Мужики» и множеству прочих работ.

Потрясающие внешние данные, врожденное чувство такта и грандиозный актерский талант сделали этого красавца-мужчину любимцем женской аудитории всех возрастных категорий. А начиналось все далеко не так романтично…

Детские годы

Родился будущий исполнитель роли неуклюжего и простодушного любителя голубей в 1944 году, в Забайкальском округе. Нехватка средств к существованию осложняла жизнь семейства – тяжелые послевоенные годы давали о себе знать. Отец с матерью развелись после многочисленных ссор на бытовой почве, поэтому все заботы о мальчике легли на плечи женщины. Желая прокормить подрастающего ребенка, мать будущей знаменитости вынуждена была несколько раз менять место жительства и наконец, миниатюрная семья осела во Владивостоке.

Александр Михайлов, фото

Этим и объясняется любовь Александра Яковлевича к морю – с седьмого класса парень грезил работой на кораблях, бороздящих бескрайние просторы Мирового океана. Однако, в морское училище, подрастающий без отца юноша, пройти не смог. Поэтому поступил в ремесленное, на курс слесаря-ремонтника морских судов.

Это дало пареньку возможность после окончания учебы устроиться на рыболовецкое судно и бросить вызов северным водам – за два года службы его корабль побывал в Японском, Беринговом, Охотском морях. Вспоминает актер и о впечатлениях от посещения Аляски и Бристольского залива.

Любовь к театру и первая семья

Волей случая молодой работник рыболовецкой флотилии Владивостока попал на показ выпускного спектакля студентов местного театрального вуза. И решил, во что бы то ни стало поступить в Дальневосточный педагогический институт искусств. Это решение не только изменило личную жизнь и биографию актера Александра Михайлова (фото см. ниже), но и подарило ему семью — жену и сына.

Вера Мусатова

Больше 10 лет выпускник театрального курса работал в провинциальных театрах. Фактура высокого, статного мужчины оказалась востребованной в классических драмах – первый успех пришел к Михайлову после блестяще сыгранного им героя Достоевского.

Успех и развод

Талантливый актер быстро обрел популярность и переехал вскоре в столицу по приглашению театра имени Ермоловой. Жила семья небогато, однако славилась в актерской среде своим гостеприимством. Часто сюда приходил и коллега Михайлова по театру Владимир Васильев с красавицей-супругой. Поэтому когда друг семьи умер от инсульта, частые посещения Оксаной матери Михайлова никого не удивили.

С женой Оксаной

Стоит отметить, что родительница для взрослого Александра Михайлова всегда была авторитетом – он не забыл, скольких усилий стоило матери-одиночке поставить на ноги сына в холодном северном крае. Поэтому о своих чувствах к молодой вдове актер признался сначала ей – как известно, жену любимого и единственного сына женщина откровенно недолюбливала.

Невестка была очень популярна в кино, много работала, поэтому свекровь считала ее неподходящей партией для актера Александра Михайлова. Это мнение впоследствии сыграло важную роль в личной жизни и биографии мужчины, решившего в одночасье перечеркнуть 30 лет совместной жизни и захотевшего завести семью и детей с новой избранницей (см. фото ниже).

Такого предательства сын артиста от первого брака не смог ему простить – он до сих пор не общается с отцом и не желает ничего знать о его жизни. Бывшая супруга, оправившись от шока, с головой окунулась в работу.

Новая семья

Пара зарегистрировала отношения в 2001 году, при этом Михайлов усыновил ребенка своей избранницы от первого брака – сына Влада. А в 2002 году новая жена подарила актеру совместного ребенка – дочь Акилину. Жена работает врачом, может, поэтому в семье наконец-то наступило то благоденствие, о котором так долго мечтала мама артиста.

В последние годы о себе напомнила и внебрачная дочь Михайлова, Анастасия. Оказывается, артист долгое время даже не подозревал о ее существовании. А мама девушки не хотела навязываться неверному возлюбленному и рассказала о биологическом родителе Анастасии, узнав, что дочь собирается учиться в театральном вузе. Сам артист от отцовства не отказался и даже официально дал ей свою фамилию.

Чем занимается артист сейчас

В настоящее время актер Александр Михайлов, чья личная жизни и биография насыщена страстями и популярностью, продолжает оставаться востребованным исполнителем в театре и кино. Он много работает, активно занимается общественной деятельностью, однако не забывает о своей семье и детях (фото близких артиста можно увидеть ниже).

Артист снимается общественной деятельностью

Особое место в творчестве прославленного артиста занимают русские народные песни и романсы – их любимому сыну пела кода-то мама. Артист проделал огромную работу, собирая материал по родным местам, и в 1997 году представил свою первую сольную программу. Подготовить выступление ему помог композитор Евгений Бедненко.

С того далекого времени Михайлов не расстается с гитарой, стараясь участвовать не только в антрепризных музыкальных спектаклях, но и в многочисленных шоу на телевидении.

Особого внимания заслуживает активная общественная позиция Александра Михайлова. Он является ярым сторонником русского национализма и активно поддерживает политику В. В. Путина. По этой причине артист много выступал в Крыму после воссоединения полуострова с материковой Россией. Частым гостем является актер и в самопровозглашенных украинских республиках ЛНР и ДНР, поддерживая стремление жителей Донбасса к самостоятельности.

Для миллионов российских зрителей Александр Михайлов уже на протяжении многих лет остается воплощением настоящего русского мужика – статного, красивого, с широкой душой и золотым сердцем. Многие фильмы с его участием вошли в Золотой фонд советского кинематографа, но самым любимым уже тридцать пять лет остается «Любовь и голуби» – трогательная и уморительно смешная история деревенского парня Васи Кузякина, приключившаяся с ним на черноморском курорте.

Детство и юношеские годы

Будущий актер родился 5 октября 1944 года в селении Цугон, на территории которого расположен старейший в Забайкалье буддийский монастырь. По преданию, в этих местах прошло раннее детство Чингисхана, поэтому Александр считает себя земляком великого полководца.


В официальных документах местом рождения Михайлова указан поселок Оловянная, который находится в четырнадцати километрах от Цугона. Там прачкой трудилась мать Александра, Степанида Наумовна. Отец, Яков Баранов, преподавал в ФЗУ (школа для подготовки квалифицированных рабочих кадров).

Семья жила очень бедно, ютилась в крошечной бывшей буддистской келье, почти землянке, без электричества и элементарных удобств. Но самым страшным был голод – во время войны от истощения умерла старшая сестра Михайлова Альбина, да и сам Александр выжил во многом благодаря соседке-бурятке Наде, которая подкармливала его молоком. Мальчик был вынужден собирать по помойкам остатки зубного порошка, чтобы уберечься от цинги, а его любимыми лакомствами были сладкие коренья, которые он находил в степи.

Когда Александру исполнилось четыре года, его родители разошлись. Мать переехала с сыном в поселок с говорящим названием Степь, где устроилась прачкой при военной части и разнорабочей на железной дороге. Несмотря на тяжелый труд по двадцать часов в сутки, она находила время, чтобы поговорить с сыном по душам, а иногда доставала балалайку и пела задушевные старинные песни. Женщине с сыном выделили небольшую землянку, в которой раньше располагался морг, а через год им дали жилье получше.


С отцом Михайлов встречался редко, в основном уже в зрелом возрасте. Он несколько раз пытался узнать причину развода родителей, но ни мама, ни папа не хотели разговаривать на больную тему и так и унесли эту тайну с собой в могилу.

В третьем классе Саше попалась на глаза репродукция картины Айвазовского «Девятый вал», напечатанная в одном из журналов. Эта картинка настолько поразила воображение мальчика, тосковавшего по бурным рекам Цугона, что он повесил ее над своей кроватью и мог часами, не отрываясь, ее рассматривать. Его любимой книгой в то время был роман Джека Лондона «Мартин Иден», а лучшим приятелем – сосед-моряк, который после списания на берег переехал к ним в поселок и разгуливал по улицам в морской форме.

Творческий путь Александра Михайлова

К концу четвертого класса Михайлов твердо решил связать свою жизнь с морем и написал в Нахимовское училище. Ему прислали приглашение, и мальчик, понимая, что мать его не отпустит, втайне от нее сбежал в Ленинград. На ближайшей станции его сняли с поезда и вернули в отчий дом, где мать крепко выпорола беглеца полотенцем.

Чтобы отвлечь сына от мыслей про море, она купила ему двухрядную тульскую гармошку, но, позанимавшись месяц, Саша выменял на нее у соседа матросскую бескозырку. Даже фотоаппарат «Смена», мечта любого мальчишки послевоенного времени, не смог заставить Александра изменить своей мечте – он поменял его на тельняшку и стал умолять маму разрешить ему поступить в мореходку.


К концу седьмого класса Степанида Наумовна сдалась и вместе с сыном переехала во Владивосток. В мореходное училище Сашу не взяли из-за юного возраста, поэтому паренек поступил в ремесленное училище, где приобрел специальность «Слесарь стальных конструкций». После окончания устроился мотористом на рыбацкое судно, на котором провел два года.

Расстаться с морем Александру пришлось по настоятельной просьбе матери – в 1965 году на Баренцевом море вследствие сильного обледенения затонули четыре рыболовецких траулера, погибло 75 человек. Михайлов чудом избежал смерти, и мать слезно умоляла его больше не ходить в море.

Начало творческого пути

Списавшись на берег, Александр некоторое время размышлял, чем ему заняться в дальнейшем, пока случайно не попал на дипломный спектакль выпускников театрального института. Это был «Иванов» по одноименной чеховской пьесе, одну из главных ролей в постановке играл Валерий Приёмыхов. Происходящее на сцене настолько поразило Михайлова, что он не спал всю ночь, заново переживая новые для него эмоции.


Утром наш герой уже твердо для себя решил, что будет учиться актерской профессии. Несмотря на то, что набор уже был завершен, юноша все же упросил принять его на театральный факультет Дальневосточного института искусств. Поначалу Михайлов был очень зажатым и стеснительным и никак не мог раскрепоститься. Не отчислили его только благодаря педагогу Вере Николаевне Сундуковой, которая сумела разглядеть в Александре мощный творческий потенциал.

Театр и музыка

В 1969 году Михайлов окончил вуз с отличием и был приглашен в Приморский драмтеатр города Владивостока на роль Раскольникова в «Преступлении и наказании». Дебют оказался настолько успешным, что Александру тут же предложили роль князя Мышкина в спектакле «Идиот». Через год перспективного актера позвали в Саратовский драматический театр, где он прослужил десять лет. Александр играл в пяти спектаклях и был дублером знаменитого Олега Янковского , когда тот находился на съемках.


В 1979 году Михайлова пригласили в Московский театр имени Ермоловой, через пять лет перешел в Малый театр, которому отдал двадцать лет своей жизни. Участвовал в спектаклях «Дети Ванюшина», «Чайка», «Сирано де Бержерак», играл Ивана Грозного в одноименной постановке пьесы Алексея Толстого.


В 2004 году Михайлов ушел из театра, чтобы реализовать накопившиеся творческие замыслы. Еще в 1997 году он дебютировал как певец, вместе с композитором Евгением Бедненко за несколько лет составил концертную программу «Очарованные странники», с которой отправился по городам России. Параллельно участвовал в антрепризах и преподавал актерское мастерство студентам театральных вузов. При этом никогда не оставался в стороне от политических процессов, происходивших в России, и не стеснялся выражать свою гражданскую позицию.

Александр Михайлов и Таисия Повалий – Под окном черёмуха колышется

Михайлов близко к сердцу принял события, происходящие в последние годы на Украине. Он поддержал позицию президента Путина в отношении Крыма и Донбасса и за это попал в список лиц, которым запрещен въезд на Украину. Александр Яковлевич неоднократно посещал с творческими вечерами ДНРи ЛНР, выступал перед жителями Приднестровья.


Роли в кино

Если театр дал Михайлову необходимый опыт и мастерство, то кино подарило ему широкую известность и безграничную народную любовь. Сниматься актер начал в 1973 году, его дебютной работой стала роль бригадира сварщиков Алексея Углова в социальной драме «Это сильнее меня». Александр Яковлевич прекрасно справился с поставленной задачей, тем более что с профессией сварщика был знаком не понаслышке. После этого Михайлова стали активно приглашать в другие картины, к концу 70-х он снялся в десяти фильмах.


Ярким событием в творческой биографии нашего героя стала работа в биографической ленте «Белый снег России» (1980), где ему доверили роль легендарного русского шахматиста Александра Алехина. После премьеры фильма Михайлова пригласили в Малый театр, он переехал в Москву и оказался в эпицентре культурной жизни страны.


В 1981 году на экраны вышел фильм «Мужики», где Михайлов сыграл шахтера Павла Зубова, усыновившего трех детей своей погибшей невесты. После смерти матери ребят должны были отправить в интернат, но Павел не смог этого допустить и забрал с собой на Север не только родную дочь, о которой ничего до этого не знал, но и ее двух братьев от неизвестных отцов. Фильм покорил советских зрителей глубиной и искренностью, а Михайлов стал олицетворением настоящего русского мужика с широкой душой и нежным трепетным сердцем.


На экране он играл самого себя и ни разу ради роли не поступился своими жизненными принципами. Именно поэтому всем его героям свойственны качества, которые так высоко ценятся русским народом – благородство, преданность, доброта и милосердие. К тому же Михайлов со временем раскрылся как прекрасный комедийный актер, примером тому может служить его роль в картине «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой .


Ну и, конечно, самый любимый фильм советской эпохи, «Любовь и голуби» Владимира Меньшова , который уже более 35 лет заставляет зрителей бросать все дела и усаживаться перед экранами. Премьера картины состоялась в январе 1985 года, фильм тут же разобрали на цитаты, некоторые зрители после просмотра сразу же покупали билеты на следующий сеанс.

Михайлов на съемках чуть не утонул – упав в ледяную воду, он запутался в костюме, а галстук, обвившийся вокруг шеи, стал душить его, словно удавка.

Пожалуй, это был единственный неприятный момент, а весь остальной съемочный процесс сопровождался лишь смехом, весельем и невероятным количеством шуток, розыгрышей и импровизаций, удовольствия от работы с Людмилой Гурченко , Ниной Дорошиной и Сергеем Юрским . Александр Яковлевич с огромным удовольствием рассказывает о картине на своих творческих вечерах, и не скрывает, что «Любовь и голуби» – его самая любимая работа в кино. Кстати, в картине снимался сын актера Костя, он сыграл Василия Кузякина в детстве.


Также заслуживает внимания глубокая характерная роль Михайлова в криминальной драме «Змеелов» (1985). Герой оказывается перед сложным нравственным выбором, и, отказавшись поступиться своими жизненными принципами, погибает в драке с наемными убийцами.


Личная жизнь Александра Михайлова

Со своей первой женой Верой Мусатовой Александр познакомился во Владивостоке, еще будучи студентом театрального факультета. Вера училась на музыкальном отделении, и Михайлов, несколько раз столкнувшись с девушкой в институтских коридорах, влюбился в нее без памяти.


К тому же Мусатова оказалась завидной невестой – ее отец был адмиралом флота, и когда молодые люди поженились, оказывал существенную поддержку новоиспеченной семье. А вот матери Александра невестка пришлась не по душе, и даже рождение малыша Константина (1969 г.) не растопило лед в отношениях Веры и Степаниды Наумовны.


Супруги прожили вместе больше тридцати лет. Их сын Костя в юности увлекался брейк-дансом и даже стал чемпионом СССР по этому диковинному для тех лет танцу, затем окончил школу-студию МХАТ и режиссерские курсы ВГИК, сейчас работает теле- и радиоведущим.


В 2003 году Михайлов ушел из семьи к Оксане Васильевой, вдове своего близкого друга и коллеги по театру Ермоловой. Ее муж, актер Владимир Васильев, умер от инсульта в 1993 году, и Михайлов как друг семьи посчитал своим долгом поддержать Оксану в трудную минуту. Спустя некоторое время между ними завязались романтические отношения, актер стал жить на две семьи. Вера догадывалась о романе супруга, но не ожидала, что дело закончится разводом.


За несколько лет до этого она уже пережила нечто подобное – Александр завел интрижку с молоденькой актрисой Ольгой Кузнецовой, которая родила ему дочь Анастасию (1991 г.). Тогда их брак спасла мать Михайлова, которая, несмотря на неприязнь к невестке, заставила сына прекратить роман на стороне. Однако в этот раз все сложилось с точностью до наоборот – Оксана сумела подружиться со Степанидой Наумовной, ухаживала за ней, когда Александр уезжал на гастроли, и сделала ее своей союзницей.


Вера тяжело переживала разрыв с мужем, сын Костя тоже долго не мог простить отцу предательства и не разговаривал с ним почти десять лет. Сейчас отношения между ними наладились, Константин общается с отцом и своими единокровными сестрами Настей и Мирославой (младшая дочь Михайлова, рожденная в 2002 году), а также с Владиславом Васильевым, сыном Оксаны от первого брака.


Александр Михайлов сейчас

В последние годы Александра Яковлевича нечасто увидишь на экране – его не интересуют роли в низкопробных сериалах и кровавых криминальных боевиках, а по-настоящему стоящих проектов не так уж и много.

Однако в 2019 году состоялась премьера 4-серийной военной драмы «Сто дней свободы», в которой актер еще в 2017 году исполнил главную роль – пожилого политзаключенного. 10 лет назад он был обвинен в контрреволюционной деятельности, а теперь вышел на свободу. Через три дня после этого город оккупировали немцы, предложившие мужчине сотрудничать с ними. Компанию актеру на съемках составила молодая актриса Софья Синицына .

Со своей новой музыкально-поэтической программой «Экология души», в которую входят народные песни и романсы, Михайлов много гастролирует по стране. Он также преподает во ВГИКе и является президентом трех фестивалей: российского кино в Испании, Забайкальского кинофестиваля и фестиваля народного творчества «Земляки». Последний для него особенно дорог, ведь его учредителем выступил Фонд имени Михаила Евдокимова, близкого друга Александра Михайлова.

Спектакль и фильм живут потому, что сюжет типичен для России, - рассказал «КП» автор пьесы Владимир ГУРКИН. - Ко мне подходят люди в разных уголках страны: «А откуда вы знаете эту историю про нашу деревню?» Главных героев я наделил характерами своих родителей, хотя сюжет не из их жизни. Еще добавил голубей - сам в юности разводил их. Владимир Меньшов стал соавтором сценария, о чем скромно умолчал в титрах.

После фильма «Розыгрыш» мне предлагали снимать школьные картины, после «Москва слезам не верит» - мелодрамы. Я не хотел повторяться. И, когда смотрел в «Современнике» пьесу Гуркина, поймал себя на том, что смеюсь, плачу и размышляю о природе любви, - признался «КП» режиссер Владимир Меньшов. - После спектакля я сказал: «Все, я нашел историю для картины». Кстати, настоящая Надя из Черемхова после выхода фильма обиделась на Гуркина не за то, что обнародовал ее имя, а потому что соседи узнали, что она родила четвертого ребенка в 50 лет. А это тогда считалось неприличным...

О пробах

На роль Василия претендовал актер Борис Сморчков, сыгравший в фильме «Москва слезам не верит» мужа Тоси. Но Александр Михайлов был более убедительным. Ему в пару пробовалась Любовь Полищук, подходившая Наде по возрасту. Режиссер опасался, что Нина Дорошина уже пресыщена ролью Нади за три года игры в «Современнике». Но все же выбрал ее. И она оправдала надежды - играла с азартом и по-новому. Дорошина вспоминает, что сначала стеснялась партнера - ведь она на 10 лет старше Михайлова!

Нужно было играть влюбленных, а со стороны было сразу видно, что я его намного старше, - вспоминает Дорошина. - Но потом успокоилась. Михайлова состарили так, что порой мне казалось: это он старше меня!

Пробу Натальи Кустинской на роль Раисы Захаровны, которая уводит главного героя из семьи, забраковал худсовет. А вот Людмилу Гурченко утвердили сразу. Соседа Кузякиных дядю Митю, добродушного выпивоху превосходно сыграл Сергей Юрский. Хотя он мог и не попасть в картину. Актер вместе с женой актрисой Натальей Теняковой и 10-летней дочерью отдыхал на Черном море. Сергей Юрьевич вспоминает:

Приехал второй режиссер Владимир Кучинский и стал уговаривать. Мы не хотели прерывать семейный отдых. Но Кучинский проявил такую настойчивость, что я дал согласие. И отправились мы в края красивые, но мрачные памятью о сталинских лагерях и расстрелах...

Меньшов хотел снимать те места, что в пьесе. Объехали всю Иркутскую область.

Места под Иркутском, что были нам удобны технически, не выглядели Сибирью, - рассказал оператор-постановщик Юрий Невский. - Мелколесье, покосившиеся дома, бедность и разруха... А вот под Петрозаводском мы нашли на берегу Онежского озера замечательный городок Медвежьегорск.

Лучшие дня

Для съемок арендовали двор у одной из семей. На участке стоял только дом-коробка из теса. Ясюкевич сделал к нему пристройку-веранду с крыльцом, деревянный настил-танцплощадку, спуск, по которому дядя Митя убегает от жены, построил голубятню, поленницу. Во двор запустили кур и гусей, вскопали огород, посадили картошку. Потом хозяева умоляли оставить им постройки, но условия советского кинопроизводства требовали все уничтожить, чтобы кто-то не нажился....

Служебный роман

В фильме есть такой кадр: упакованный в костюм герой Михайлова, гордый отпускник, выходит из дома и... выпадает в море, из которого появляется купальщиком в плавках.

Снимали одним кадром - Михайлов падал в воду, где водолазы раздевали его прямо под водой. На одном из дублей они сильно торопились и... чуть не задушили артиста разбухшим галстуком. Не поняли, что Михайлов дергает руками и ногами не для того, чтобы быстрее скинуть одежду, а из-за удушья! Артист с трудом вынырнул, сильно нахлебавшись.

Михайлов вспоминает, что сложными для него были эротические сцены с Людмилой Гурченко, которую он стеснялся и побаивался. Правда, потом, как рассказывают, актеры настолько вжились в образы, что между ними на съемках разгорелся служебный роман. После съемок отношения между Михайловым и Гурченко сошли на нет, они остались друзьями.

Убийственно для актеров было изображать жару осенью в холодной 14-градусной воде! Съемки проходили в ноябре. Люся Гурченко, которая больше всего в жизни боится холода, в ужасе ждала ныряний. А ведь она еще целый диалог ведет в воде! Потом вся массовка в этой ледяной воде изображала пляж. Я к концу съемок после команды «Стоп, снято!» сам нырнул, чтобы разделить общее несчастье. Меня просто обожгла эта вода! - вспоминал Меньшов.

О костюмах

Мы очень любовно делали костюмы актерам, - говорит художник по костюмам Наталья Монева. - Одежду Нади в сцене на причале я подсмотрела в жизни. Это, когда плащ надет на ситцевое платье, из-под него выглядывают тренировочные штаны и туфли, называется «капуста».

Перед сценой драки Нади с Раисой Захаровной Дорошина попросила дать ей какой-то предмет, чтобы она могла вертеть его в руках. Так появился розовый берет Раисы Захаровны, от которого Надя отрывает помпон. А в продаже ничего подобного не было. Я связала его за ночь.

С Михайловым пришлось помучиться. На нем все хорошо сидело, а нужно было показать, что человек из деревни, не франт. Костюм сшили большого размера, надели - все равно нормально смотрится. В сцене возвращения Василия в семью, когда он снимает ремень для наказания сына, нужно было, чтобы брюки моментально спадали. Но брюки, хоть и 58-го размера, упрямо не хотели падать. Пришлось подвязать к ним гирьки.

Актеры в костюмах и на обед ходили. На второй день съемок Юрского и Тенякову не пустили в ресторан при гостинице. Охранник грубо заявил: «Это не для вас! Идите есть на помойку». Супруги стали объяснять, что они актеры. Охрана вызвала милицию. Потом уже, когда ситуация прояснилась, Сергей Юрский в отделении милиции дал концерт...

Пернатые артисты

Для картины покупали дрессированных голубей. В сцене, где голуби пьют воду изо рта у Васи, участвуют пять белых цирковых голубей. Но красивых кадров с играющими в воздухе голубями не получилось. Оператор Юрий Невский доснимал эти сцены в зимней Москве на чердаке шестнадцатиэтажного дома, где один энтузиаст устроил голубятню.

О цензуре

Отснятый материал подвергся критике приемочной комиссии.

От Меньшова требовали убрать сцены с выпивкой. Мол, начинается антиалкогольная кампания, а на экране советские люди пьют! Но сцены с участием Сергея Юрского Меньшов кромсать отказался.

«После моего категорического отказа меня отстранили от фильма. Назначили другого режиссера на перемонтаж. Тот режиссер из двух серий сделал одну, начальству его версия не понравилась. Меня вернули на картину», - рассказал Меньшов.

И все же цензура вырезала монолог Раисы Захаровны об эзотерике. Вырезали и гэг с мужиком - он подходил к оставленному дядей Митей бидону с пивом и залпом выпивал шесть кружек. Кстати, артист оказался непьющим, и ему стало плохо. А пиво между тем доставали через обком партии!

О ЛИЧНОМ

Молодая жена актера Оксана: «Мы с Сашей боролись не ЗА свою любовь, а С любовью, но она победила!»

С первой женой Верой Мусатовой Михайлов познакомился в институте. Три месяца, не зная друг друга, они вешали свои пальто рядом на одной вешалке. Когда же он наконец увидел хозяйку пальто, поразился ее красоте. В 1968 году они поженились, а еще через год у них родился сын Константин. Сначала супруги жили душа в душу, но потом в семье начались нелады. «Доброжелатели» стали рассказывать жене об увлечениях ее мужа. Александр уходил из дома, потом вернулся... Но позже признался Вере, что не может побороть свое чувство.

Его любовью оказалась врач Оксана, на 23 года младше его. Михайлов все нажитое в первом браке оставил Вере и женился на Оксане. Когда у них родилась дочка (ее назвали по православным святцам Акилиной), ему исполнилось 58 лет! Мы позвонили Михайлову.

Сегодня у меня в семье все хорошо. Дочка у нас замечательная, - рассказал «КП» Александр Яковлевич. - Удивительная история - мы с Оксаной родились в один день и в один месяц, но между нами 23 года. И еще интересно: через три поколения она вернула свою исконную фамилию - Михайлова. Оказалось, ее предки были Михайловы! А когда мы с ней встретились, она была Васильевой (по мужу. - Прим. ред.). Но вот встретился ей на пути Михайлов! Вот такая история...

Мы позвонили Оксане, которая впервые согласилась рассказать «КП» свою личную историю.

- Оксана, вот вы молодая жена...

Да совсем я не молодая! И знакомы мы с Александром Яковлевичем уже 25 лет!

Мы познакомились в общей компании актеров Театра Ермоловой. Мой первый будущий муж, актер Владимир Васильев, работал в одном театре с Михайловым.

С Сашей познакомилась, когда еще не была замужем. Возник интерес, потому что у нас в один день дни рождения. И этот нюанс вызвал обсуждение... Потом я вышла замуж за Васильева, родила сына. Когда мы встречались, Саша - со своей супругой, я - с мужем, всегда очень радовались друг другу. Какая-то симпатия была, но ни в коем случае не строительство планов на будущее, ничего такого. Потому что у меня замечательный муж был. А когда случилось у меня горе - умер супруг, инсульт... Просто Саша был одним из первых, кто позвонил. Потом как-то незаметно так получилось, помощь от меня потребовалась. У Саши мама не общалась с его первой женой. Саша уезжал на какие-то дальние гастроли. Нужно было приехать, что-то привезти, приготовить. Он попросил меня. И как-то так постепенно и получилось...

- Вы его маме очень понравились...

Да. К сожалению, первая супруга не нашла с ней общего языка. А когда я приходила, она спрашивала: когда вы поженитесь? Я уж не знала, как отвечать. Может, она нас и объединила.

- Михайлов был женат на тот момент. Видимо, его отношения с женой были сложные?

Отношения были сложные уже давно. Просто он человек очень ответственный, и чувство долга сильно развито. Он мягкий. А его первая жена очень деловая, жесткая. Ему, видимо, не хватало какой-то отдушины.

- Когда вы почувствовали, что Александр Яковлевич ухаживает за вами?

Это как-то само собой произошло. Наверное, если бы были какие-то ухаживания, я бы сразу испугалась. Все было как-то незаметно, настолько гармонично, что я не знаю, как это произошло. Просто видишь своего человека. Один подумает, другой скажет, о чем думает другой. Какие-то такие вещи, они не поддаются объяснению. Вот так - раз! - и все.

- Он был женат. Это мешало вам?

Здесь нельзя сказать, что кто-то чему-то мешал. Просто была действительно боль - и моя, и его, - что так произошло. Никто не хотел причинить боль ей в первую очередь. Было больно от того, что она страдает. Потому что мы понимали, как это ей. Поэтому у нас не было такого: как классно все, и трава не расти! Я очень бы хотела, чтобы сейчас и общаться с ней, и чем-то помочь ей всегда. Но это теперь уже ее решение. Если она пойдет на это, она здесь найдет друзей.

А тогда мы с Сашей пытались преодолеть наше чувство. Пытались все рвать, и несколько раз. Но ничего не получалось. Все равно какое-то притяжение непонятное было.

- А как пытались рвать?

Вот так, по живому резали! И было очень больно. И слезы, и все было. Понимаешь, что вроде как нельзя. Но, с другой стороны, случилось то, что случилось. Что же теперь делать?

- Вы боролись за счастье?

Я за него не боролась. Как? Я не имею права бороться, если у человека есть семья. Наоборот, я говорила, мол, все, этого не может быть. Скорее мы боролись не за любовь, а с любовью. Но она нас победила! Что делать, если все равно тянет? Ну не можешь ты без этого человека жить!

Мы старались оттолкнуть друг друга, расставались. Разлука была мучительной. Но... Саша приходил ко мне. Мы не могли друг без друга...

- Он женился на вас после рождения вашей дочки?

Да. Регистрация брака была необходима, чтобы оформить дочку. А так мы с ним уже год жили вместе до рождения ребенка, до регистрации. И после появления штампа в паспорте ничего в наших отношениях не изменилось.

- Вы его ревновали к жене?

Наверное, к ситуации. Ревность какая-то была.

- Что-то изменилось с рождением вашей общей дочки? Это был планируемый ребенок или так получилось?

Это был долгожданный ребенок! Наше творение рыжее!

- Александр Яковлевич с ума от счастья сошел, когда дочь родилась?

Знаете, он как-то знакомился с дочкой, привыкал к ней... А не сразу так: «Люблю, не могу!» Мы с ним Весы по гороскопу. И оба любим гармонию, какое-то равновесие во всем. Все надо уравновесить... Чтоб был мир и покой. После сорока уже не хочется бурь. Хочется, чтобы все было поспокойнее, понежнее, без резкостей!

- Как вы предпочитаете проводить свободное время - включаете телевизор, музыку?

Нет, мы с книжками... (улыбается). Любим читать. Ой, наверное, мы скучные для вас персонажи! (Смеется.)

- Отчего же! Видимо, вы друг друга дополняете. Мне вы показались оптимисткой. А вот Александр Яковлевич вызывает ощущение, что он интроверт.

Да, вы правы. Я жизнерадостная. Он - закрытый человек, глубокий. Но он совсем не скучный! Нет! Он потрясающий, с ним настолько интересно и здорово каждую секунду. Даже не знаю, кто кому больше дает. Наверное, все-таки он мне. В силу опыта.

Нам хорошо вместе. Когда его нет полчаса дома, я уже чувствую какой-то дискомфорт - половинки нет! И он говорит об этом же. И мы созваниваемся постоянно. А любим быть вместе, рядом.

- Говорят, вы хозяйственная, он нет.

Женщина и должна быть хозяйственной. А если мужик хозяйственный, то он уже и не мужик, по-моему.

- Он нашел теплоту в вас?

А может, это называется просто любовью?!

- Муж с вами советуется в творчестве?

Естественно. Мы в курсе всех дел друг друга. У нас есть продюсерский центр Александра Михайлова. Я там генеральный директор. Мы устраиваем какие-то творческие встречи. Саша поет. Диски выпустили. Я не могу сказать, что я домашняя клуша. Это со скуки можно помереть!

- В материальном плане вы свободно живете или нелегко?

Конечно, нелегко. Он же не олигарх, чтобы свободно жить. Тем более Александр Яковлевич сейчас стал преподавателем ВГИКа. Профессорская должность оплачивается у нас тысяч в 15 в месяц. Съемки бывают редко... Но кризис или не кризис, а мы всегда отмечаем дни рождения. Посидим в кругу друзей. Будет творческий вечер в Доме кино. Спасибо вам за поздравления!

Звонок бывшей жене Вере Мусатовой

- Вы поддерживаете отношения с Александром Михайловым?

Очень иногда и фрагментарно. Сейчас я не замужем. У меня один брак. У нас в семье так принято - у всех один брак. И у моих родителей, и у всех предков... И у женщин, и у мужчин никогда не было ни разводов, ни повторных браков. У меня такая случилась неприятность. Но второй раз замуж не собираюсь выходить.

- Чем вы сейчас занимаетесь?

Руковожу пресс-службой крупного международного кинофестиваля «Киношок», который проводится в Анапе. Меня вся страна знает!

Благодарность
Наташа 09.01.2010 09:51:34

Александр Михайлов-прекрасный актер, мастер своего дела.Притягательная личность,кумир.Спасибо, что есть такие гениальные профессионалы.Здоровья,долголетия и низкий поклон Вам!

Ровно 30 лет назад на экраны вышел фильм «Мужики!..», ставший визитной карточкой популярного актера

Красивый и статный Александр Михайлов — герой на все времена. Он создавал на экране образы настоящих мужчин — обаятельных, сильных и надежных, всегда находивших правильный выход из любого щекотливого положения, вызывавших трепет и восхищение у представительниц прекрасного пола. Вспомните его роли в фильмах «Мужики!..», «Любовь и голуби», «Змеелов», «Одиноким предоставляется общежитие». Но в жизни, как оказалось, справиться с проблемами куда труднее, чем в кино. В этом актер убедился, когда после 30 лет семейной жизни с дочерью адмирала флота Верой Мусатовой, с которой познакомился еще в институте, влюбился в другую. Избранницей Михайлова оказалась экономист Оксана, младше его на 23 года. Они познакомились в общей компании актеров Театра Ермоловой. Когда молодая женщина овдовела, Михайлов был одним из первых, кто позвонил, ее поддержал. Потом уже Александру понадобилась помощь Оксаны. Михайлов уезжал на гастроли, и в это время нужно было позаботиться о его матери, поскольку со своей невесткой родительница не общалась. Их отношения длились шесть лет, пока Михайлов не принял решение уйти из семьи. Больше всего он переживал из-за того, как воспримет развод сын от первого брака, поэтому Александр и Оксана официально зарегистрировали отношения только перед рождением общего ребенка — дочери Акулины. Последний раз Александр Яковлевич стал отцом в 58 лет, а в свои нынешние 66 по-прежнему полон сил и энергии.

«СТАВЛЮ ЦЕЛЬЮ ДОЖИТЬ ДО 85 ЛЕТ БЕЗ МАРАЗМА»

- Александр Яковлевич, хорошо выглядите для своего возраста...

Сказываются сильные гены моих предков - старообрядцев. Особенно я здоровьем не занимаюсь, и у меня были серьезные проблемы. Я умирал, лежал в коме, но Господь вернул меня оттуда. Не буду вдаваться в подробности - дал слово не говорить об этом. Вернулся и сказал себе: ставлю целью дожить до 85 лет без маразма, а там как Бог даст. Набрал студентов. Сейчас у меня 30 детей и внук. 26 студентов и четверо своих детей. Я человек богатый!

- О своих хотя бы расскажите...

Есть старший сын Костя от первого брака, внебрачная дочь Настя. Она учится во ВГИКЕ на втором курсе, ей 18 лет, высокая красавица. Сохнет по сцене, артисткой хочет быть. Младшей Акулине девять лет исполнилось. Плюс пасынок Владислав - ребенок второй супруги Оксаны от первого брака. Он меня папой зовет, я его - сыном. Влад потерял родного отца в трехлетнем возрасте.

- Его отец - это ваш друг актер Владимир Васильев?

Мы в одном театре служили. И потом, когда он умер после инсульта, Оксана стала моей второй женой.

- Я читала, что первая супруга не может вам простить ухода из семьи после 30 лет совместной жизни...

Глупости, чушь! Это не так. У нас все нормально. Вот вчера мы с ней созванивались. У меня с первой супругой связь не теряется. И материально ее поддерживаю, и общаюсь с ней и с сыном Костей. Не врагами расстались. Конечно, какие-то вещи она не может мне простить, но все нормально.

Ваш старший сын Константин, сейчас известный радиоведущий, в свое время учился на актерском факультете, дочь Настя учится на актрису. Вы поддерживали детей в их желании продолжить актерскую династию?

Старался разубедить. Не желаю им такой судьбы, но они не послушались.

Вот младшая - готовая артистка. Пластичная, а поет как! Заявляет: «Буду актрисой и певицей!». На что я ей: «Пороть буду!». Если у нее пройдет желание - хорошо, не пройдет - ну что поделаешь...

Я всех отговариваю от актерской профессии. Она не сводится к аплодисментам, цветам и хождению по красным дорожкам на фестивалях. Это огромный, чудовищный труд! И большие нервные нагрузки. Из тысяч становятся известными за счет кино и успешных театральных работ десятки, может, сотни.

Каждый год актерские вузы выпускают около 200 человек. Дай Бог, человек 15-25 устраиваются по специальности. Остальные остаются без работы. Огромную роль играет его величество случай - встреча с режиссером, с маститым актером, который поможет. Если есть Божий дар, огонь, самоотдача, хорошо, актер не должен быть с «холодным носом». Это человек, который забывает о многих вещах и всей душой отдается работе. Но таких, как, например, Василий Шукшин или ваш Иван Гаврилюк, немного.

«ПОСЛЕ ВЫХОДА НА ЭКРАНЫ ФИЛЬМА «МУЖИКИ!..» МОЖНО БЫЛО СПИТЬСЯ»

Александр Яковлевич, вы - один из самых снимаемых артистов советского кино, в последнее время редко появляетесь на экранах...

Да, я много лет вообще отказывался от ролей, потому что предлагали сценарии, где этого нужно убить, того расстрелять. Ради чего сниматься? Если вижу, что по сценарию конфликт между ментами и бандитами, горы трупов и море крови, мне это неинтересно. Когда убить человека - все равно что высморкаться, как я могу на такое согласиться?

На сегодняшний день у меня за плечами 70 фильмов и 61 работа в театре - они и дают мне право отстаивать свою позицию.

- Но жить-то на что-то надо...

Да, я не богат. У меня нет ни сбережений, ни дачи. 12 соток земли, гараж и банька построена - вот и все. Но я не комплексую из-за этого. Господь дьяволу не дал двух вещей: чувства меры и чувства стыда. Вот на бесстыдстве и безмерности все мы и погораем. Чем больше имеешь, тем больше хочется. Быстро «хап-хап!», и он уже по трупам идет, готов заживо глотать, кровь пить. На этом все и кончается. А ведь рожден человек один раз. С точки зрения галактического времени мы проживаем всего лишь две с половиной минуты. За эти две с половиной минуты нужно постараться никого не унизить, не обидеть, сделать что-то теплое и хорошее - такой мой жизненный принцип.

Отказываюсь, хотя в последний раз давали 50 тысяч долларов за 15 минут работы. 15 минут!!!

- Какое заманчивое предложение!

Ну да! На такие деньги можно два года жить в полном порядке. Машину сразу прикупить. Но я же знаю, что такое реклама. Мой друг согласился - не буду называть его фамилию - сняться в ролике. Мне неловко за него. Может, я идиот, последний из могикан, но решительно не понимаю, почему стиральный порошок надо рекламировать великой актрисе!

Я знаю, что появлюсь в рекламном ролике, и какая-то тетя Нюра в моем поселке скажет: «А вот Александру Яковлевичу я верю, он в нравственных фильмах снимался». Этим я предам себя, а потом ее. Мне проще взять свою семиструнную гитару, встать в переходе и таким честным способом заработать на пропитание.

- Кто вас открыл как киноактера?

Никаких открытий не было. Был первый фильм, второй, третий - скучные работы. Потом режиссер Валера Лонской пригласил меня в картину «Приезжая», и с этого момента начался новый этап в моей кинокарьере, мне стали предлагать более серьезные роли, а не молодых, наивных и слащавых... И пошло-закрутилось. Не хочу плакаться в жилетку: дескать, не достиг высот, что-то действительно прошло мимо - не снимался ни у Андрея Тарковского, ни у Сергея Бондарчука, ни у Василия Шукшина. Встречи с этими действительно уникальными режиссерами были, но как-то не попадал.

Шукшин даже хотел меня снимать в «Стеньке Разине», но не успел, ушел в мир иной.

Мне кажется, вам все-таки грех жаловаться на актерскую судьбу, вы очень популярны. Кстати, популярность не вскружила вам голову?

Очень хорошо помню фразу Эдиты Пьехи: «Чаще сбрасывай корону». У меня не было такого ощущения: проснулся знаменитым, почувствовал себя звездой, хожу королем. Нет, у меня не вырастали крылья.

Вначале было приятно: «Ой, тебя узнают!». Потом это превращается в катастрофу. Скажем, после фильма «Мужики!..» в любом общепите передо мной выставляли батарею бутылок из шампанского и водки. Если отказывался выпить, до драки доходило: «Ты нас не уважаешь, ты не мужик». Куда бы ни зашел, сразу: «Давай выпьем!». Можно было элементарно спиться, что и произошло со многими моими друзьями.

«ОДНОГО ВОДОЛАЗА УДАРИЛ ПО СКАФАНДРУ, ДРУГОГО ЛЯГНУЛ В ДЕТОРОДНЫЙ ОРГАН И ПОНЯЛ, ЧТО НЕ ВЫПЛЫВУ»

- Что помогало удержаться от жизненных соблазнов, вовремя сбрасывать корону с головы?

Воспитание. У меня дед был из Белой гвардии. Когда он умирал, мне было шесть лет, он сказал: «Шурка, запомни. Люби Родину Россию больше всего в своей жизни. Если надо, отдай за нее жизнь. Сердце отдай людям, душу - Господу Богу, честь сохрани себе. Повтори». Я повторил. Честь не отдам никому, ни за какие гроши. Это дороже всего. Мне не стыдно смотреть людям в глаза. Один раз жизнь дается человеку, и прожить ее надо достойно.

А еще у меня хорошая морская школа. Мне было 17 с половиной лет, когда после рейса мы вернулись в Петропавловск-Камчатский. Я был самым молодым из команды, и у моего друга случился день рождения. Всех пригласили в ресторан. Я очень хорошо выпил. Два друга-моряка притащили меня под ручки в каюту. Вскоре вошел боцман. Помню это смутно. Он поднял меня за шкирку и хорошо так кулаком приложился.

Через два дня снова приходит ко мне: «Ну что, оклемался?». А мне так обидно: «За что ты меня? Ну, выпил... Каждый проходит через это». - «Саня, ты у нас самый молодой на судне. Через мои руки прошло очень много таких салаг. Запомни три вещи: знай, с кем пить, когда и сколько. Не запомнишь - сопьешься и сдохнешь». Прошли годы, но я помню до сих пор.

- Александр Яковлевич, вы долго отказывались сниматься в фильме «Мужики!..». Почему?

Да, трижды предлагали, и я трижды отказывался. Потом познакомился с героем, с которого написан сценарий, и понял: надо играть. Он хороший мужик, чистый, порядочный, светлый, настоящий. Кино получилось, хотя никто не ожидал такого успеха. Потому что там история о красоте души человека. У моего героя друг спрашивает: «Зачем тебе это надо? Троих детей взял на себя. Двое неродных». А он в ответ: «Мелко мыслишь. Мне это надо больше, чем им. Мне необходимо отдать свое тепло. Они вырастут нормальными порядочными людьми».

После выхода на экраны «Мужиков!..» я получал огромное количество писем от детей. Помню каракули одной девочки: «Дядя Паша (по имени героя), спасибо вам за фильм «Мужики!..». Мой папа вчера посмотрел картину и купил мне шоколадку. Ура!». Я мысленно представил этого папу, иногда пьющего...

Второй знаковый фильм в вашей актерской биографии - «Любовь и голуби». Когда слышите название этой картины, то какие самые яркие ассоциации возникают?

Атмосфера была очень хорошая на съемках, немножко хулиганская. С любовью все это делалось, легко, весело. Не было такого: «Играть только так, а не иначе!». В этом смысле Володька Меньшов большой художник. Он мог сказать: «Давайте сделаем все по-другому, наоборот». И начинал снимать.

В картине много странностей, которые вначале удивляют, а потом ты к этому относишься нормально. Например, почему вдруг расцветают цветы на деревьях? Или артист входит в дом с целым оркестром? Это и есть образы, которые несут в себе смысл.

- А правда, что съемки в этой картине чуть не стоили вам жизни?

Да, это было в Батуми. Мы снимали сцену, когда мой герой после слов: «Ну, счастливо оставаться» падает с чемоданом в руках в открытое море. Сделали шесть или семь дублей. У меня было шесть запасных сухих комплектов рубашек и костюмов. А вот галстук - только один! Под водой мне помогали раздеться два водолаза, они буквально срывали с меня одежду - времени-то мало! - и всплывал я уже в семейных трусах.

Снимали мы в ноябре - температура +14, но ветер, промозглость. Люся Гурченко все кричала: «Пускай этот длинный Михайлов быстрее прыгает, а то я уже окоченела!». Я прыгаю, а Меньшов дал задание водолазам: мол, долго копошитесь, надо раз в пять быстрее! У ребят, естественно, не было опыта раздевания под водой.

После первого дубля галстук был влажным, его недостаточно просушили, еще и костюмерша мне его хорошенько затянула. Я опять падаю в воду, водолазы все с меня сняли, хватанули за галстук, а он захлестнулся морским узлом и дальше подбородка не идет. Я увидел страх в глазах этих мужиков и сам испугался. Пытаюсь им помочь - ничего не получается. Остался уже в трусах и галстуке. Они тянут, а узел только туже затягивается!

А я уже захлебываться стал, брыкаться - одного ударил по скафандру, другого изо всей силы лягнул ногой в детородный орган. Попытался подняться к поверхности, чтобы вдохнуть воздуха, но один из водолазов за ноги вернул меня на место и опять ухватился за галстук. Они словно обезумели и хотели задание - раздеть актера до трусов - выполнить любой ценой. Я понял, что уже не выплыву: комедия могла обернуться трагедией. И тут случайно увидел у одного нож на боку - стал хлопать по нему. Не сразу, но водолаз все-таки понял - срезал галстук ножом. Это меня и спасло. Потом была «скорая», откачивание... Длинная история.

Со второй женой Оксаной

А в фильм вошел третий дубль. Костюмер уже просто наживила разрезанный галстук на ниточки, и первое, что сорвали водолазы под водой, - это галстук. Причем одним движением.

- Какая роль далась вам тяжелее всего?

Полностью меня выжал «Очарованный странник» по роману Николая Лескова. Очень тяжелый материал. Тяжелый во всех смыслах: эмоциональном, физическом. Но это мой и самый любимый фильм.

Еще была картина «Дожить до рассвета» Василия Быкова, после которой я свалился в больницу на полтора года. Там была непростая история. Всю зиму снимался голый, мокрый, с окровавленной грудью. В результате получил двустороннее воспаление легких.

- Когда последний раз выходили на съемочную площадку?

Года два назад, в картине «Разжалованный» сыграл главную роль. Посмотрите, если будет такая возможность. Мне не стыдно за этот фильм. Очень интересная история.

Из последних еще «Китайская бабушка», где я снялся с Ирой Муравьевой и Ниной Руслановой. Правда, полностью картину еще не видел, поэтому не могу давать оценку. А вот за «Разжалованного» спокоен. Правда, неизвестно, попадет она в прокат или нет. Увы, сегодня все зависит от финансов, от тех придурков, которые решают непонятно по какому принципу: хорошее кино гнобят, а бездарное, которого сейчас очень много, поднимают.

«МАМА СКАЗАЛА: «ИЛИ МОРЕ, ИЛИ Я!»

- Александр Яковлевич, вы ведь не сразу пришли в актерство?

Я родился в Забайкальском поселке Читинской области. Это Восточная Сибирь. Снега, холода, трехметровые сугробы, метель. Мне было лет 11, когда я увидел картину Айвазовского «Девятый вал» и был ошарашен этой мощью и красотой. С тех пор заболел морем. Списался с Нахимовским училищем в Ленинграде, дважды сбегал из дому, и оба раза меня мама ловила, в угол на горох ставила, полотенцем мокрым мне попадало.

После окончания семи классов я все-таки уговорил маму, и мы переехали во Владивосток. Но, чтобы поступить в мореходку, мне не хватило года, поэтому пришлось идти в ремесленное училище учиться на слесаря. Почему я выбрал именно это училище? Там вместо майки и простого нижнего белья давали тельняшку.

После годичного обучения я сбежал к рыбакам. Пришел на огромное судно, где было 70 человек команды, и сказал капитану: «Хочу быть моряком». Он, седой уже человек, настоящий морской волк, посмотрел на меня внимательно: «Хочешь - давай. Пошли в море!». Меня взяли учеником моториста. Два года бороздил Японское, Охотское, Берингово моря, Тихий океан, Бристольский залив. Два судна поменял. А потом вынужден был списаться на берег из-за трагедии, которая разыгралась в Японском море.

Наши четыре средних рыболовецких сейнера попали в обледенение - это когда одна волна накрывает другую и палуба моментально покрывается коркой льда. Потом снова волна - и ледяная корка становится толще. Затем снова и снова... Канаты также покрываются льдом. Вся команда с топорами и ломами выходит на сколку, только капитан становится к штурвалу и один моторист работает в машинном отделении. Но силы человеческие не беспредельны, вес льда постоянно увеличивается и, в конце концов, посудина переворачивается кверху килем.

Наше судно было большим по размерам, имело солидную команду, мы как-то вышли более-менее из этого шторма, но тогда погибло очень много людей. Когда пришли в порт, на причале меня встретила мама и сказала: «Или море, или я!». Если бы не это, я, может, дослужился бы до капитана. На море у меня душа поет.

- Чем же вас прельстило актерство?

Однажды я случайно попал на дипломный спектакль выпускников Дальневосточного института искусств, поставили «Иванова» по Чехову. Там увидел талантливого артиста Валеру Приемыхова (зрителям он известен по фильму «Пацаны», «Холодное лето 53-го»), и это решило мою судьбу. Я был настолько потрясен спектаклем, что после него пришел попрощаться с Тихим океаном. Сказал себе: «Буду артистом, сделаю для этого все возможное и невозможное».

Я действительно переступил через многие трудности, ведь был уже крепким морским волком и первые два года обучения многого не понимал в актерстве. На втором курсе института меня чуть не выгнали за профнепригодность, но я все выдержал.

- Как мама восприняла ваше решение идти в артисты?

Не очень хорошо. Она у меня женщина простая, из старообрядок. Хоть и талантливая, артистичная - поет, играет на балалайке, - но у нее всего два класса церковно-приходской школы. Поэтому она не вдавалась в объяснения. Просто на интуитивном уровне считала, что это не мое дело: мол, надо быть мужиком, а актерство - женская профессия.

- А что вас не устраивает больше всего в своей профессии?

Меня тяготит зависимость от этих режиссеров-подонков, которых нынче очень много развелось. Мне не доставляет удовольствия сейчас работать, сниматься - ну не тянет! То ли я устал - не знаю почему. Материала интересного нет, поэтому скучно. Мне сегодня интереснее Северный полюс, где я дважды побывал. Когда вижу бородачей-полярников, бегущих по льдине ко мне навстречу, это ни с чем не сравнимое ощущение. Это моя стихия. А всяческие «подводные» театральные интриги, сплетни, кто с кем, кто кого - не для меня, я от этого ухожу...

«Я НАСТОЛЬКО ПРЕСЫТИЛСЯ КАРЛИКОВОЙ РЕЖИССУРОЙ В ТЕАТРЕ, ЧТО ОПЯТЬ В ЭТУ КЛОАКУ НЕ ХОЧУ»

- Тяжело дался уход из репертуарного театра, где вы проработали много лет?

Нет. Клянусь! Я настолько пресытился карликовой режиссурой...

- Что вы имеете в виду?

Нынешние режиссеры, говоря образно, все невысокого росточка, а чем такой мэн ниже, тем сильнее у него развита прыгучесть. Вот эти карлики и подпрыгивают, норовят все время щелкнуть тебя по носу. Потому что чем бездарнее человек, тем сильнее он самоутверждается.

Сейчас я играю в двух антрепризах. С Инной Чуриковой и Зинаидой Шарко в спектакле «Старые девы» и с Ниной Усатовой в «Любовь - не картошка, не выбросишь в окошко». Мотаемся по всей России...

- Артисты признаются, что к сцене привыкаешь, не можешь жить без запаха кулис...

У кого как. Первое время - да, не можешь, а потом начинаются передряги, сплетни. Я безболезненно ушел. Меня звали в четыре театра, но не хочется опять в эту клоаку. Не хочется!

Я такой одинокий волк по сути: с природой, морем люблю общаться один на один. Могу часами сидеть на берегу или гулять по тайге. На льдине мне хорошо и интересно. Там ограниченное количество неболтливых мужиков. Я люблю сидеть и слушать, когда красиво поют или хорошо говорят, глубоко мыслят. Сидишь и думаешь: «Ох, Господи, красота какая! Вот она и спасет мир. Красота и стыд».

- Вы, судя по всему, человек верующий...

Я человек православный. Но каким способом окрестили Русь? Что было до Крещения? Была ведическая, уникальная Русь, с богатой историей. Наши предки за шесть тысяч лет до Рождества Христова уже плавили чугун и сталь, владели железом.

А потом Русь крестили, и помазанник Божий Иван Грозный за 39 лет царствования уничтожил три с половиной тысячи людей. Другой - Петр I положил 250 тысяч душ только на строительстве одного Петербурга. Обескровил весь Север! Остриг приближенным бороды и надел на них вшивые парики. Когда он умирал, вся Россия ликовала. А сейчас все перевернулось: Петра называют реформатором, который прорубил окно в Европу. В окно лазят воры, а прорубать надо было дверь!

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter



Что еще почитать