Асклепий (Эскулап) - Мифы Древней Греции

Асклепий (Эскулап)

В древнегреческой мифологии – бог врачевания, сын Аполлонаи нимфы Корониды(по другой версии – Арсинои, дочери Левкиппа), которую Аполлон убил за измену со смертным. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Гермес по просьбе Аполлона вынул из ее чрева младенца Асклепия. Аполлон отдал его на воспитание мудрому кентавру Хирону, который обучил мальчика искусству врачевания. Асклепий достиг таких высот в этом деле, что мог не только лечить больных, но и воскрешать мертвых, тем самым лишая Аида новых подданных. Уязвленный Аид пожаловался своему брату Зевсу, и тот убил Асклепия перуном. Сыновьями Асклепия были Подалирий и Махаон, которые врачевали греков во время осады Трои. Среди детей Асклепия – блистательные дочери Гигиея, Панацея, сыновья Подалирий и Махаон, участвовавший в Троянской войне.

У Гомера Асклепий – смертный, супруг Эпионы. Ученик Аполлона и кентавра Хирона. Участник похода аргонавтов. Культ и оракул Асклепия были широко распространены в Эпидавре.

В древнеримской мифологии Асклепию соответствует Эскулап, или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого Ασκληπιός) – натурализовавшийся у древних римлян греческий бог врачебного искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в Рим в начале III века до Р. Х. Когда в 293 г. до Р. Х. тяжелая моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам, которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по прибытии в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров так и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройстве набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля, украшенного спереди статуей Эскулапа.

В 291 г. здесь состоялось освящение храма в честь Эскулапа; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собой типичные греческие Асклепиеи. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Эскулапа практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с Эскулапом в надписях упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу – Гигиея или Салюс (Здоровье). Другой храм Эскулапа находился в Анции (в Лациуме), где, по преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г. посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой пальмы в роще Аполлона. Культ Эскулапа был греческий; жрецы при храме бога были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Эскулапу были посвящены из животных змея, собака и петух. В лице Эскулапа греческое врачебное искусство было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме греческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков, среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания приводили людей к Эскулапу; культ этого бога принадлежал к числу самых популярных и стойких.

Асклепий – бог медицины в древнегреческой мифологии. Древние римляне бога врачевания называли Эскулапом. Есть основания полагать, что речь идет о реальном человеке, жившем в древности и занимавшемся лечением соотечественников. После смерти великого врачевателя, спасшего много жизней, обожествили и причислили к лику святых. Упоминание об Асклепии встречалось в некоторых письменных источниках, в частности, в трактате «Герметика», принадлежащего перу теософа, мудрецу и мыслителю, богу грамоты Гермесу Трисмегисту.

Биография

Асклепий был сыном Апполона, которому приписывали способность отпускания грехов и очищения души убийц, а также талант бога-врачевателя. Матерью Асклепия была царевна Коронида, павшая от руки любимого. По другой информации матерью юноши была Арсиноя. Мифы и легенды о матери Асклепия противоречивы, в разных источниках представлена совершенно разная информация. Сократ писал, что о родителях Асклепия доподлинно неизвестно, так как они выбросили младенца в лесу. Случайно обнаружившие его охотники забрали ребенка и передали его на воспитание Хирону, который обучил приемного сына врачеванию. По другой легенде Асклепий рожден грешной матерью, которая зачала ребенка от Апполона, а затем влюбилась в другого, за что была сожжена на костре. Однако прежде чем она сгорела, из ее чрева извлекли младенца, который не успел родиться. Херон, которому отдали мальчика на воспитание, был благородным, мудрым и добрым кентавром, в отличие от своих собратьев. Он некогда учился у Апполона грамоте и искусству охоты. Также Хирон умел лечить. Все свои знания он передал пасынку, который значительно превзошел своего учителя. Асклепий был женат и имел семерых сыновей, которые также пошли по стопам отца и посвятили свою жизнь медицине. С детьми Асклепия связано несколько легенд. По одной из них сын Асклепия сделал умирающей девушке кровопускание, чем спас ее. Эта легенда дает нам понять, что кровопускание начали практиковать еще до нашей эры. Другая легенда гласит, что другой сын бога извлек из тела раненого воина стрелу и посыпал рану чудодейственным лекарством. После этого рана быстро затянулась и воин выздоровел. Асклепий умел лечить от множества болезней и воскрешал мертвых, которые ушли из жизни. Зевсу не пришлась по нраву деятельность Асклепия, который нарушал порядок жизни. Врачеватель прогневал Аида, который пришел с жалобой на самовольного врачевателя к Зевсу. Аид рассказал, что простой смертный нарушил земные законы, который ввел сам Зевс. Из-за самовольника-врачевателя люди перестали бояться смерти и стали бессмертными, хотя это была исключительно прерогатива богов. Чтобы Асклепий не смог воскрешать простых смертных, разгневанный Зевс послал на него молнии, которые и убили самого врачевателя. Люди были расстроены такой несправедливостью и чтобы увековечить память целителя, обожествили его. Они стали повсеместно строить храмы, где молились своему поверженному целителю.

Изображение Асклепия

В самом раннем периоде культа бога врачевания в Древнем Риме Асклепия изображали в виде змеи, а не в виде человека. Позже его стали изображать на монетах в виде подтянутого и мудрого старика (примерно так же изображали и всех остальных богов с человеческим ликом). До нашего времени сохранились изображения Асклепия, датируемые, по всей вероятности, II-III веком до рождества Христова. Это так называемые посвятительные рельефы – посвящение к лику на камне, фрагменты статуй, произведения глиптики, монеты и чеканки. Асклепий изображался со своими священными животными (змеями и петухами). В дальнейшем, когда Асклепия стали считать покровителем всех медиков, именно змея, обвивающая чашу, стала символом медицины. Этот символ был выбран из-за изображения Асклепия с посохом, обвитым змеями. До эпохи Возрождения Асклепия также изображали в окружении медицинского инструмента и лекарств, потому что он также считался покровителем аптекарей.

Знаменитые медики всех времён
Австрийские Адлер Альфред ‏‎ Ауэнбруггер Леопольд ‏‎ Брёйер Йозеф Ван Свитен Гаен Антониус Селье Ганс Фрейд Зигмунд
Античные Абу Али ибн Сина (Авиценна) Асклепий Гален Герофил Гиппократ
Британские Браун Джон ‏‎ Гарвей Уильям Дженнер Эдвард Листер Джозеф Сиденгам Томас
Итальянские Кардано Джероламо ‏‎ Ломброзо Чезаре
Немецкие Бильрот Христиан Вирхов Рудольф Вундт Вильгельм Ганеманн Самуэль Гельмгольц Герман Гризингер Вильгельм Грэфенберг Эрнст Кох Роберт Крепелин Эмиль Петтенкофер Макс Эрлих Пауль Эсмарх Иоганн
Российские Амосов Н. М. Бакулев А.Н. ‏‎ Бехтерев В.М. ‏‎ Боткин С.П. Бурденко Н.Н. Данилевский В.Я. Захарьин Г.А. Кандинский В.Х. Корсаков С.С. Мечников И.И. Мудров М.Я. Павлов И.П. Пирогов Н.И. Семашко Н.А. Сербский В.П. Сеченов И.М. Склифосовский Н.В. Фёдоров С.Н. Филатов В.П.
Французские

Асклепий (у римлян - Эскулап ) в древней мифологии: бог врачевания, отпрыск Аполлона и нимфы Корониды, дочери царя лапифов Флегия (по иной версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которая была убита Аполлоном за измену. Когда тело Корониды сжигали в Эпидавре на погребальном костре, Аполлон вытащил из ее чрева малыша. Так, методом «кесарева сечения» («кесарево», другими словами царское, подразумевают, что тем же методом родился и Юлий Цезарь в 102 году до н.э., с чем также связывают заглавие этой операции) родился Асклепий.

Некие данные говорят о том, что «великий и беспорочный врач» Древней Греции Асклепий был реальной исторической личностью, потом обожествленной.

Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Мисии с храмом Асклепия, выбитой в 138 годун э по приказу супруги правителя Адриана Сабины. В память Корониды названа деревня близ Эпидавра.

О рождении Асклепия существует немного версий. По какой-то из них Коронида родила и оставила малеханького Асклепия в тайне от собственного отца на склонах юры Тицион. Голодного малыша накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, берегла его до того времени, пока Асклепия не отыскал пастух Арестан. На бронзовой монете Эпидавра периода Антонина Пия (138-161) отыскала отражение сцена встречи пастуха с Асклепием, которого кормит коза. Та же сцена - на одном из монументов Эпидавра, просуществовавшем до эры Средневековья. Вокруг головы Асклепия-младенца обычно божественный ореол.

По иной легенде, Аполлон принес его на воспитание мудрейшему и ученому кентавру (получеловек, полулошадь) Хирону, который воспитал его на склонах горы Пелиона. Изображение Хирона помещено на медной греческой монете второго столетия н.э. Под его управлением Асклепий стал подобным качественным доктором, что даже смог затмить собственного учителя. Он узнал силу корней леса и соков травок, полей и лугов. И не только лишь лечил заболевания, однако даже возвращал погибших к жизни, чем прогневал властителя королевства мертвых Аида и громовержца Зевса (собственного деда), нарушив установленный им порядок на Земле Разъяренный Зевс собственной молнией поразил Асклепия.

Асклепий не только лишь возвращал людям юность при помощи крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, да и жизнь. В одном из греческих легенд рассказывается, как в один прекрасный момент Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтоб оживить его мертвого отпрыска Главка. На собственном посохе он увидел змею и убил ее. Однако появилась другая змея с лечебной травкой во рту и оживила,убитую. Асклепий пользовался этой же травкой, и погибший Главк воскрес. Опыт очень понадобился Асклепию, и многих людей освободил он от хвори. Асклепий оживил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг либо за что-то другое, непонятно, однако змея принята символом медицины.

Культ Асклепия

Люди обожествили качественного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь огромное количество святилищ, и посреди их известное святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был отдельно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздничек в честь Асклепия, справлявшийся в 4-ый день Елевсинских мистерий.

В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском полуострове и освящен 1 января 291 года до н.э. Культ отчаливал по греческому эталону, жрецами были в основном греки. Это было приметным новаторством в римской религиозной жизни, и храм стал очень популярен.

На полуострове Кос находилось известное святилище Асклепия, именитые докторы острова Кос числились потомками бога врачевания и назывались асклепиадами. По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит заглавие греческих специально оборудованных целительных помещений «асклепейонов» для приема и стационарного содержания нездоровых, создаваемых при храме Асклепия. На монетах тех пор есть возможность было видеть эти помещения.

Посох Асклепия

Обязательным атрибутом Асклепия была змея (либо даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения. Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной древесной палки с сучками. В ранешний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, к примеру, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н.э.).

В глубочайшей древности змея была эмблемой египетского бога Тота, патрона докторов. Священных змей содержали в египетских храмах. Богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими нескончаемую жизнь. Это согласуется и с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог докторов Нингишзида имел собственной символом 2-ух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, длительность жизни, мудрость. За тыщу лет до нашей эпохи греки стали почитать культ змеи. Змея у их также символизировала мудрость науки и зания. В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям расчудесное омолаживающее средство. Заместо того, чтоб самим нести этот неоценимый дар, люди возложили его на ишака, а он дал его змее. С того времени люди несут тяжелое бремя старости, а змеи услаждаются нескончаемой молодостью. Понятно, что змеи живут длительно и раз в год меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о неизменной юности змеи, сбрасывающей с себя «старость» совместно с кожей. Древнейшие поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех познаний, высшей мудрости: «Будьте мудры, аки змии» и т.п. У неких народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших лечебные характеристики многих травок.

По данным многих ученых, совсем оформленный культ змеи как олицетворения всеведения, врачевания и мед познаний в Европе есть возможность отметить в Фессалии. Посреди носителей познаний вообщем в необыкновенную группу ранее других выделялись лекари, потому что в их ежедневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их символом и осталась змея, сначало бывшая символом недифференцированного познания.

Изображения Асклепия обычно в виде человека зрелого возраста (схожего на Зевса), также разных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т.п.); на многих монетах Старого Рима, также правителя Постума (258-268), правителя отделившихся провинций - Испании, Галии, Британии, где известный исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.

Дети Асклепия

Асклепий имел семерых малышей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высочайшим авторитетом:

  • ...стоит многих людей один врачеватель качественный.
  • ...вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством.
  • Поздняя древняя традиция считала Махаона доктором, а Подалирия - терапевтом. Существует легенда, что Подалирий, ворачиваясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Тут он вызнал, что дочь местного царя свалилась с крыши и лежит некоторое количество дней в отсутствие сознания. Он сделал ей кровопускание, нездоровая оживилась, и признательный отец дал ее в супруги находчивому доктору. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры пропадает в глубине веков. К несчастью, оно станет главным терапевтическим приемом прямо до середины XIX века.

    Гигиея была богиней здоровья (от нее заглавие «гигиена»), Панацея - покровительницей фармацевтического исцеления, Иазо - богиней исцеления и Огле - богиней роскоши. Телесфор числился гением выздоровления (имя в переводе значит «приводящий к благому концу»).

    Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

    Докторов называли асклепиадами, другими словами наследниками Асклепия, что сохранилось в определенной степени до наших времен в шутливом прозвище «эскупап».

    Первоисточники:

  • tonnel.ru - биография Асклепия;
  • scribd.com - Шойфет М.С. 100 величавых докторов;
  • apteka.uz - Асклепий: биография;
  • mithology.ru - Асклепий - всевластный доктор.
  • Дополнительно на сайт:

  • Какова биография Гиппократа (древнегреческого доктора)?
  • Кто такие боги Олимпа?
  • Кто такая Афродита?
  • Кто таковой Посейдон?
  • Кто таковой Нептун?
  • Кто таковой Гермес?
  • Кто такие музы?
  • Кто такие сирены?
  • Кто таковой Минотавр?
  • Кто таковой Авгий?

  • Некоторые данные говорят о том, что «великий и беспорочный врач» Древней Греции Асклепий (Эскулап - у римлян) был реальной исторической личностью, впоследствии обожествленной. По греческой мифологии Асклепий - бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, дочери царя лапифов Флегия (по другой версии, Арсинои, дочери Левкиппа), которая была убита Аполлоном за измену.

    Когда тело Корониды сжигали в Эпидавре на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца. Так, путем «кесарева сечения» («кесарево», то есть царское; предполагают, что этим же способом родился и Юлий Цезарь в 102 году до н. э., с чем также связывают название этой операции) родился Асклепий. Закутанная в шаль Коронида изображена на медной монете Пергама, города в Миссии с храмом Асклепия, выбитой в 138 году н. э. по приказу жены императора Адриана Сабины.

    В память Корониды названа деревня близ Эпидавра. О рождении Асклепия существует несколько версий. По одной из них Коронида родила и оставила маленького Асклепия в тайне от своего отца на склонах горы Тицион. Голодного ребенка накормила своим молоком пасущаяся там коза, а собака, охранявшая стадо, оберегала его до тех пор, пока Асклепия не нашел пастух Арестан. На бронзовой монете Эпидавра периода Антония Пия (138–161) нашла отражение сцены встречи пастуха с Асклепием, которого кормит коза.

    Та же сцена - на одном из монументов Эпидавра, просуществовавшем до эпохи Средневековья. Вокруг головы Асклепия-младенца обычно божественный нимб. По другой легенде, Аполлон принес его на воспитание мудрому и ученому кентавру (получеловек, полулошадь) Хирону, который воспитал его на склонах горы Пелиона. Изображение Хирона помещено на медной греческой монете второго столетия н. э. Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что даже сумел превзойти своего учителя. Он познал силу корней леса и соков трав, полей и лугов.

    И не только исцелял болезни, но даже возвращал умерших к жизни, чем прогневал властителя царства мертвых Аида и громовержца Зевса (своего деда), нарушив установленный им порядок на Земле. Разгневанный Зевс своей молнией поразил Асклепия. Асклепий не только возвращал людям молодость с помощью крови Медузы Горгоны, убитой Персеем, но и жизнь. В одном из греческих мифов рассказывается, как однажды Асклепий был приглашен во дворец Миноса на Крите, чтобы воскресить его мертвого сына Главка.

    На своем посохе он увидел змею и убил ее. Но появилась другая змея с целебной травой во рту и воскресила убитую. Асклепий воспользовался этой же травой, и умерший Главк воскрес. Опыт весьма пригодился Асклепию, и многих людей избавил он от хвори. Асклепий воскресил Ипполита, Капанея и др. За этот ли подвиг или за что-то другое, неизвестно, но змея принята эмблемой медицины. В глубокой древности змея была символом египетского бога Тота, патрона врачей. Священная змея культивировалась в египетских храмах.

    Египетская богиня жизни и здоровья Изида изображалась всегда со змеями, символизирующими вечную жизнь. Это же согласуется с верой финикийцев в то, что змея обладает силой омоложения стариков. В Древнем Вавилоне бог врачей Нингишзида имел своей эмблемой двух змей, обвившихся вокруг посоха. Со змеей вавилоняне связывали омоложение, выздоровление, здоровье, продолжительность жизни, мудрость. За тысячу лет до нашей эры греки стали почитать культ змеи. Змея у них также символизировала мудрость науки и познания.

    В одном мифе говорилось о том, что Зевс - верховный бог греков - подарил людям чудесное молодящее средство. Вместо того чтобы самим нести этот бесценный дар, люди возложили его на осла, а он отдал его змее. С тех пор люди несут тяжелое бремя старости, а змеи наслаждаются вечной юностью. Известно, что змеи живут долго и ежегодно меняют покров кожи. Эта способность и наводила людей на суеверные мысли о постоянной молодости змеи, сбрасывающей с себя «старость» вместе с кожей.

    Древние поговорки многих народов отражают признание змеи носительницей всех знаний, высшей мудрости: «Будьте мудры аки змии» и т. п. У некоторых народов сохранились легенды о змееедах, приобретавших дар ясновидения и знавших целебные свойства многих трав. По данным многих ученых, окончательно оформленный культ змеи, как олицетворение всеведения, врачевания и медицинских знаний в Европе, можно отметить в Фессалии.

    Среди носителей знаний вообще в особую группу раньше других выделялись лекари, так как в них повседневно нуждались при родах, травмах, отравлениях и других заболеваниях. Их эмблемой и осталась змея, первоначально бывшая эмблемой недифференцированного знания. Люди обожествили искусного врачевателя Асклепия, воздвигли в его честь множество святилищ, и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре. Культ Асклепия был особенно популярен в Эпидавре, куда стекались за исцелением со всех концов Греции. Эпидаврии - афинский праздник в честь Асклепия, справлявшийся в четвертый день Елевсинских мистерий.

    В Риме был также сооружен храм Эскулапа на Тибрском острове и освящен 1 января 291 года до н. э. Культ отправлялся по греческому образцу, жрецами были преимущественно греки. Это было заметным новшеством в римской религиозной жизни, и храм стал весьма популярен. На острове Кос находилось известное святилище Асклепия, знаменитые врачи острова Кос считались потомками бога врачевания и назывались асклепиадами.

    По преданию к ним относится Гиппократ. От Асклепия происходит название греческих специально оборудованных лечебных помещений «асклепейонов» для приема и стационарного содержания больных, создаваемых при храме Асклепия. На монетах того времени можно было видеть эти помещения. Непременным атрибутом Асклепия была змея (или даже две), получавшая в храме Асклепия жертвенные приношения.

    Посох Асклепия, вокруг которого обвивается змея, всегда изображался в виде необработанной деревянной палки с сучками. В ранний период культа бога Асклепия он сам изображался в виде змеи (как, например, на монете Антонина Пия, выпущенной по случаю передачи в Рим священной змеи из Эпидавра в 191 г. до н. э.). Изображения Асклепия обычно в образе человека зрелого возраста (похожего на Зевса), а также различных моментов, связанных с ним, встречаются на монетах 162 городов Древней Греции (Коса, Фригии, Афин, Эпидавра и т. п.; на многих монетах Древнего Рима, а также императора Постума (258–268), правителя отделившихся провинций - Испании, Галии, Британии, где знаменитый исцелитель изображен с посохом, обвитым змеей, которую кормит Гигиея.)

    Асклепий имел семерых детей - Телесфора, Махаона, Подалирия, Гигиея, Панацея, Иазо и Огле. В «Илиаде» Гомера Махаон и Подалирий выведены как врачи-воины, пользующиеся высоким авторитетом: - … стоит многих людей один врачеватель искусный. - … вырежет он стрелу и рану присыплет лекарством. Поздняя античная традиция считала Махаона хирургом, а Подалирия - терапевтом.

    Существует легенда, что Подалирий, возвращаясь с Троянской войны, пристал к Малоазиатскому берегу. Здесь он узнал, что дочь местного царя упала с крыши и лежит несколько дней без сознания. Он сделал ей кровопускание, больная ожила, и благодарный отец отдал ее в жены находчивому врачу. Отсюда видно, что происхождение кровопускания как терапевтической меры теряется в глубине веков.

    К несчастью, оно станет основным терапевтическим приемом вплоть до середины XIX века. Гигиея была богиней здоровья (от нее название «гигиена»), Панацея - покровительницей лекарственного лечения, Иазо - богиней исцеления и Огле - богиней роскоши. Телесфор считался гением выздоровления (имя в переводе означает «приводящий к благому концу»). Асклепий мыслился ипостасью Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты.

    Греческая мифология представляет собой сборник рассказов, написанный древними греками. Главными героями этих рассказов были, естественно, греческие боги. Двенадцать главных греческих богов жили на горе Олимп. Во главе всех стояли — Бог Зевс и его жена Гера. За ними шли: Деметра, Посейдон, Аид, Гефест, Афина, Дионис, Афродита, Аполлон, Артемида и Гестия. Этот список олимпийских богов у разных источников – разный. Но ни в одном из них, конечно, не упоминается медицинский бог Асклепий
    Дело в том, чтоАсклепий не всегда был богом. Как утверждает греческая мифология – юноша родился простым смертным и лишь потом стал богом медицины и целительства.

    Но, несмотря на это, популярность бога Асклепия была невероятной и не только в Древней Греции. Народы всех стран бассейна Средиземного моря шли к храмам Асклепия, чтобы поклониться и просить у него помощи. Развалины этих великолепных сооружений можно увидеть и в наше время.

    Даже развалины храмов Асклепиона поражают своей грандиозностью.

    История бога Асклепия довольно интересная. По сути, это повествование о наказании.

    Как родился бог Асклепий

    Бог Асклепий был сыном бога Аполлона и смертной женщины Коронис. Девушка, будучи беременной, влюбилась в юношу по имени Ишис. Когда Аполлон узнал об их тайном романе, он отправил свою сестру Артемиду на землю для того, чтобы она убила Коронис. Артемида убила Коронис, и ту сожгли на погребальном костре. Однако Аполлон, терзаемый чувством вины перед нерожденным ребенком, спас его, вырвав из чрева уже горящей матери.


    Бог Аполлон, покровитель медицины, отец Асклепия. Деталь барельефа одной из стен храма бога Зевса в Олимпии, (прибл. 460 год до н.э.)

    Считается, что это было первое кесарево сечение в истории человечества. Аполлон поручил ребенка кентавру Хирону — странному, но мудрому существу, получеловеку-полулошади, который был известен своими навыками в медицине. Хирон принял Асклепия и стал его наставником.


    Три главных медицинских божества греческой мифологии — Аполлон, кентавр Хирон, бог Асклепий. Изображение находится на одной из уцелевших после извержения Везувия, стен, в Помпеях, (прибл. I век нашей эры).

    Навыки и возможности Асклепия

    Со временем будущий бог Асклепий стал известным целителем, прославившимся исключительными навыками. Помимо искусства хирургии, Хирон научил его эффективному использованию различных медицинских препаратов (в том числе и афродизиаков), а также заклинаниям.

    Уже став врачевателем, Асклепий утверждал, что получил от богини Афины кровь Горгоны, имеющую магические свойства.


    Фрагмент барельефа фронтальной части храма богини Артемиды на острове Корфу (прибл. 600 — 580 год до н.э.). Вероятно зодчие хотели, при помощи этого барельефа, отогнать от здания злых духов, так как считалась, что от взгляда Медузы Горгоны каменеют все, в том числе и злые духи.

    Горгоны — мифические монстры с головами женщин, со змеями вместо волос, с крыльями, с когтями и с бронзовыми глазами. Эти существа могли превратить человека в камень. Кровь из левой части горгоны убивала все живое, в то время как кровь из правой стороны возвращала мертвого человека к жизни. Таким образом, имея в руках мощнейшее средство исцеления, Асклепий ходил из города в город и лечил людей.

    Жезл бога Асклепия

    Бог Асклепий в древние времена почти всегда изображался в виде человека средних лет с жезлом, вокруг которого была обвита змея. Змея символизировала самое тяжелое заболевание, излечить которое, по тем временам, было практически невозможно, и таким заболеванием считался укус змеи.

    Однако Асклепий спасал людей и от этой напасти, о чем символизировал его посох, впоследствии получивший название жезл Асклепия. Этот жезл (он изображен на шапке сайта) и в наше время остается символом врачей во всем мире.

    Личная жизнь Асклепия

    О частной жизни Асклепия известно очень мало. Доподлинно можно сказать, что он был женат на Епионе и имел девять детей, (трое сыновей и шесть дочерей). Дети так же имели склонности к врачеванию. По некоторым свидетельствам, будущий Бог Асклепий участвовал в Троянской войне, на греческой стороне, и там спас Филоцтетеса, известного древнегреческого героя, укушенного змеей.


    Бог Асклепий. Фигура находится на метопе храма в Эпидавре (приб. IV век до н.э.).

    От чего умер Асклепий

    Асклепий, в годы своей медицинской практики, совершил много чудесных исцелений и возвратил к жизни бесчисленное количество уже умерших людей, делая к тому же их бессмертными. Эта практика сильно возмущала бога подземного мира Аида. Бог Аид считал, что мертвые души по праву принадлежит ему. Больше того, и Зевс, главный олимпийский бог, был согласен с Аидом, полагая, что деятельность Асклепия нарушает нормальное положение вещей в природе. Так как люди рождены чтобы умереть, а не для того, чтобы жить вечно. Представив себе проблемы, которые появятся в будущем, если все люди смогут жить вечно, Зевс, по подстрекательству Аида, решил наказать Асклепия.


    Бронзовый шлем, украшенный древним медицинским символом из двух переплетающихся змей. Считалось что подобный шлем в состоянии обеспечить магическую защиту своему владельцу (прибл. IX — IIV век до н.э.).

    Однажды, когда терпение Зевса закончилось, он поразил Асклепия молнией, показав всем людям, что любой человек, даже тот, у которого отец бог, имеет только один вариант завершения жизненного пути. И тем более, никому из смертных не позволено переступать запретную черту сверх своей компетенции. А кто позволит себе такое – будет безжалостно наказан. Также Зевс показал людям, что, как бы ни велик был человек, между ним и богом лежит пропасть, которую ни одному смертному не удастся преодолеть. Однако Зевс был достаточно справедливым богом, он признал заслуги Асклепия перед человечеством, и в награду за них превратил врачевателя в созвездие, чтобы тот мог вечно жить в небе.

    Ну, а если все это перевести на современный язык, то можно ответить коротко – Асклепий умер от .

    Храмы Асклепия

    После смерти Асклепия люди стали превозносить его как бога. Считалось, что даже мертвый Асклепий был способен излечивать болящих, избавляя их от мучений. Благодарные выздоровевшие пациенты стали возводить прекрасные храмы в честь Асклепия. Храмы эти называли Асклепионами . Это были прототипы будущих госпиталей. Туда спешили как страждущие, так и те, кто учился медицине, дабы узнать новые секреты врачевания. Говорят что Гиппократ, отец медицины, учился и начал свою медицинскую карьеру в Асклепионе на острове Кос.


    Графическая реконструкция храма Асклепион.

    Бог Асклепий был чуть ли не единственной надеждой больных людей того времени. Культ его начал ослабевать с распространением христианства. Но и сейчас все еще можно найти развалины этих прекрасных некогда храмов и встретить тех, кто верит, что излечиться им помог именно Бог Асклепий .


    Рисунок на древнегреческой чаше. На рисунке изображены злая волшебница Цирцея и мореплаватель Улисс. Цирцея уже нпоила волшебным зельем спутников Улисса и они превратились в свиней. Теперь Церцеа хочет превратить в свинью и Улисса. Однако план Цирцеи не срабатывает, потому что, Улисс получил от бога Гермеса противоядие.

    До Асклепия все врачеватели чаще наносили вред людям, чем лечили их. Главной представительницей таких «врачевателей» была Цирцеа, которая практиковала превращение людей в свиней.



    Что еще почитать