Баас партия арабского нацизма. Роль партии "баас" в сирии. Ассирийские силы самозащиты

Какое государство Ближнего Востока обвиняется Вашингтоном в поддержке терроризма и разработке оружия массового поражения? Подсказка: эта страна совершенно непримиримо настроена в отношении Израиля, а у власти там уже несколько десятилетий находится партия Баас, которая правит жесткими, авторитарными методами.

Если вы подумали, что это Ирак времен Саддама Хусейна, то, конечно же, не ошиблись. Но я имею в виду другое государство – Сирию, которая тоже в точности соответствует приведенному описанию. В разгар иракской кампании из уст американских руководителей звучали недвусмысленные предостережения в адрес Дамаска. После взятия Багдада риторика еще более ужесточилась: шеф Пентагона Доналд Рамсфелд упомянул о том, что сторонники Саддама Хусейна находят убежище в Сирии, а вскоре заговорили и о том, что Дамаск либо сам разрабатывает химическое оружие, либо укрывает химоружие, тайно вывезенное из Ирака. Конгрессмены Элиот Энджел и Илеана Рос-Лехтинен намерены добиваться принятия закона, который позволил бы президенту Бушу ввести санкции на торговлю с Дамаском, а также ограничения на въезд сирийских дипломатов в США. «Теперь, когда Саддам Хусейн низложен, Америке пора всерьез заняться Сирией», – резюмировал Энджел. Значит ли все это, что режим Башара Асада может стать следующей целью похода США против «оси зла»?

«Рай Востока, источник красоты яркой и сияющей, он является печатью всех стран ислама, которые мы посетили; невеста среди городов, которые мы созерцали», – писал о Дамаске в XII веке арабский паломник Ибн Джубайр. Город произвел на путешественника неизгладимое впечатление: «Ей-богу, правы те, которые говорят о нем: “Если рай на земле, Дамаск, без сомнения, находится в нем; если он на небе, то Дамаск – его двойник”». Описывая многочисленные святыни, расположенные в Дамаске, Ибн Джубайр восклицает: «Да сохранит Аллах, по своему всемогуществу, обитель ислама!»

Каир, Дамаск и Багдад – три исторических центра Арабского Востока. В неофициальной «иерархии» региона Ирак – наследник древней Ассирии и Вавилона, центр всего мусульманского мира во времена Халифата Аббасидов – занимает третье место после Египта и Сирии. Как говорят сами арабы, Египет – «голова», а Сирия – «сердце» арабского мира. Египет, далеко опережая все остальные арабские страны по численности населения и своему экономическому, военному и культурному весу, всегда был признанным флагманом. Сирия же – родина идеологии арабского единства, пионер панарабизма.

Именно в Дамаске в 1947 году была создана Баас – Партия арабского социалистического возрождения; ее иракский филиал возник уже позже. Лозунги партии – «Единство, свобода, социализм» и «Единая арабская нация с бессмертной миссией». Удачное сочетание идей антиимпериализма, освободительной борьбы, арабского национализма, преодоления раздробленности арабского мира и создания единого мощного государства, защиты обездоленных классов и установления социальной справедливости привлекло к баасистам интеллигенцию, молодежь, средние слои общества. Популярности партии способствовали также ее динамичный характер и строгая централизованная структура.

Изначально Баас считалась общеарабской организацией с двумя региональными центрами руководства – в Сирии и Ираке. В результате переворота в 1963-м баасисты захватили власть в Дамаске, тогда же баасистский переворот произошел и в Багдаде, но там партия продержалась у власти меньше года. Однако пять лет спустя второй переворот привел уже к окончательному воцарению Баас в Ираке.

Две ветви не просто полностью обособились друг от друга – они превратились в непримиримых противников. Несмотря на общность идеологии, иракские члены партии Баас называли своих сирийских «коллег» «авантюристами, узурпировавшими славное имя нашей партии». Последние отвечали тем же.

Конфронтация обеих ветвей Баас была обусловлена двумя факторами. Во-первых, после 1945 года между Сирией и Ираком развернулось соперничество: каждое из этих государств стремилось стать доминирующей державой в регионе. В свое время обе страны вынашивали собственные проекты объединения Арабского Востока: речь идет о замысле создать Великую Сирию и багдадском плане Благодатного полумесяца. Они предусматривали объединение Сирии, Ливана и Ирака, но под эгидой разных государств. Во-вторых, напряженность между партиями усугубилась из-за взаимной неприязни двух диктаторов – сирийца Хафеза Асада и иракца Саддама Хусейна. Каждый из этих харизматических и во многом похожих друг на друга руководителей, утвердивших свою власть в 1970-е, мечтал стать великим общеарабским лидером, занять место, освободившееся после смерти президента Египта Гамаля Абдель Насера. Никому из них это не удалось. Однако именно просирийский заговор, якобы имевший место в среде иракских баасистов, послужил поводом для волны жестоких репрессий в 1979-м. Были казнены десятки высших партийных функционеров, а Саддам Хусейн стал президентом.

Ненависть Асада к Хусейну объясняет, почему во время «Бури в пустыне» в 1991 году Дамаск примкнул к возглавляемой США антииракской коалиции и поддержал операцию. Как пишет в журнале Foreign Affairs знаменитый американский востоковед Фуад Аджами, участие Египта и Сирии в той кампании было крайне важно для Америки: оно лишило иракского лидера возможности «представить войну как противостояние между богатыми и бедными странами арабского мира». За это Дамаск получил значительные экономические дивиденды, однако партнером Вашингтона так и не стал. (Русский перевод статьи Фуада Аджами можно прочитать на сайте журнала «Россия в глобальной политике».)

Сирия занимает крайне жесткую позицию по отношению к Израилю (в отличие от Египта, давно вернувшего себе захваченный Израилем Синай, она так и не добилась освобождения от израильской оккупации потерянных в том же году Голанских высот) и поддерживает радикальное движение «Хезболла», атакующее Израиль с территории Ливана. Такая позиция Дамаска всегда вызывала раздражение влиятельного в Америке произраильского лобби.

Надежды на то, что после смерти в 2000-м президента Сирии Хафеза Асада и прихода к власти его сына Башара Дамаск повернется в сторону Запада, не оправдались. Напротив, во время новой антииракской кампании Вашингтона Сирия (кстати, единственная арабская страна, заседавшая в Совете Безопасности ООН в период этого кризиса) наиболее решительно поддержала Ирак. С одной стороны, Башар Асад свободен от груза исторической вражды и соперничества, которые осложняли отношения Асада-старшего с Саддамом Хусейном. С другой – молодому сирийскому президенту нужно доказать, что он достойно продолжает дело своего отца, который имел репутацию самого последовательного и непримиримого борца с империализмом. Дамаск охотно пропускал через свою границу отряды добровольцев, направлявшихся на помощь Ираку, а также, как убеждены в Вашингтоне, оказывал Багдаду военную помощь.

Хотя Сирию не причисляли к «оси зла», она остается в «черном списке» Госдепартамента как государство – спонсор терроризма. Еще летом 2002 года лидер республиканского большинства в Палате представителей США Том Дилей, доказывая необходимость войны против Саддама Хусейна, сформулировал восемь оснований для превентивной акции. Это поддержка терроризма, стремление к обладанию оружием массового поражения, нарушение договоров по его нераспространению, агрессия против соседей, угроза Израилю, террор и насилие внутри страны, преследования на религиозной или этнической почве, противодействие демократии. Американские комментаторы немедленно подсчитали, что если исходить из официальных документов Госдепартамента и докладов ЦРУ по правам человека, проблемам нераспространения и т. п., то Сирия удовлетворяет семи из этих критериев (исключение составляют религиозные и этнические преследования).

Тем не менее предъявить американской общественности сколько-нибудь убедительные аргументы, доказывающие опасность Сирии для Соединенных Штатов и мира в целом, будет трудно. Создать Асаду-младшему имидж, подобный имиджу Саддама, не получится. А значит, не получится и оправдать жертвы, возможные в случае распространения кампании на Сирию.

Нет сомнения, что стремление «разобраться» с Сирией горячо поддержит Израиль, однако другие сторонники у этой акции едва ли найдутся. В арабском мире атака на Сирию вслед за оккупацией Ирака вызвала бы такое возмущение, что даже самым проамерикански настроенным правительствам пришлось бы в интересах самосохранения резко и безоговорочно выступить против Соединенных Штатов, а американские позиции на Ближнем Востоке, утверждавшиеся в течение полувека, оказались бы под угрозой. Акция привела бы к резким протестам со стороны как России, давнего партнера Дамаска, так и Европейского союза, включившего Сирию в число «новых соседей» – пограничных с ЕС стран, с которыми он намерен строить особые отношения. Исходя из этих соображений можно предположить, что военная активность Белого дома на Ближнем Востоке на обозримое будущее остановится в точке, название которой – Багдад. Тем более что Сирия не богата нефтью.

Однако отказ от войны не означает, что США откажутся от идеи изменить режимы на Ближнем Востоке. Ведь президент Буш назвал задачей иракской кампании начало процесса демократизации всего региона. Тот же Фуад Аджами призывает Америку «возглавить реформистский проект, нацеленный на модернизацию и преобразование арабского мира. Отправной точкой такого проекта стал бы Ирак – страна, воплотившая в себе арабскую политическую и экономическую традицию и культуру, агонию и крушение которых мы сегодня наблюдаем». «Возвращение власти народу Ирака должно стать для сторонников демократических реформ по всему региону сигналом того, что Соединенные Штаты глубоко привержены идее распространения свободы», – утверждает Том Дилей.

Говоря о необходимости демократизации региона, американские эксперты и политики часто ссылаются на прошлогодний доклад о развитии арабского мира, подготовленный – что важно – самими же арабскими учеными под эгидой Программы развития ООН. Как отмечают авторы исследования, район богат всеми внешними атрибутами демократии. Выборы проводятся, а конвенции о правах человека подписаны. Однако мощная волна демократизации, захлестнувшая большую часть мира в последние 15 лет, арабов почти не затронула. Демократия предлагается от случая к случаю, но в качестве уступки, а не права.

При этом многие из фундаментальных причин неблагополучия кроются как раз в дефиците свободы: в странах царит патриархальная, нетерпимая, зачастую удушающая социальная атмосфера. Старшие государственные должностные лица, начиная с министров, редко назначаются лишь исходя из уровня профессионализма. Работа предоставляется не на основании знаний претендента, а по знакомству. Результатом – весьма часто – становится застывшая, косная центральная власть и некомпетентная государственная администрация, делают вывод исследователи.

В прошлом году видные американские аналитики Роналд Асмус и Кеннет Поллак предложили «новый трансатлантический проект»: «Мы должны твердо придерживаться политической линии, которая поможет нам изменить мир Ближнего Востока. Это означает изменение основ антизападных режимовѕ и переход к новой, демократической форме правления». ( из журнала Policy Review читайте на нашем сайте)

Цель эта – утопическая: в арабском мире нет демократических режимов, и даже союзные с США правящие элиты не согласятся включиться в процесс, который неизбежно приведет их к потере власти. Можно предположить, что Саудовскую Аравию, равно как и Египет, пока оставят в покое (хотя голоса, призывающие к демократизации этих стран, звучат в Америке довольно часто), а вот Сирия может стать объектом сильнейшего политического давления.

Примечательно, что с точки зрения демократии Сирия проигрывает даже в сравнении с Ираном, который Белый дом причисляет к «оси зла», обвиняя в стремлении создать оружие массового поражения и оказании помощи антиизраильским экстремистам. При этом, однако, Иран переживает сложный период трансформации, перехода от воинственной фазы исламской революции к более умеренному и либеральному режиму, символом которого считается президент Хатами. Процесс этот обещает быть длительным и зигзагообразным, но «свет в туннеле», с точки зрения западных политиков, просматривается. По крайней мере, единого взгляда на эту проблему в американском истеблишменте нет, и Джорджу Бушу придется серьезно подумать, прежде чем решиться распространить на Иран «иракскую модель».

Зато в Сирии никаких признаков изменения установленного Хафезом Асадом диктаторского строя не видно. Как написала недавно The New York Times , «Сирия проявила удивительную способность сопротивляться каким бы то ни было переменам». В отличие от Ирана, в котором даже в условиях теократического режима формируется гражданское общество, существуют свобода дискуссий и относительный плюрализм мнений, в Сирии царит полное единомыслие при тоталитарной власти партии Баас и всеохватного полицейского аппарата.

После крушения диктатуры Баас в Ираке баасистская Сирия останется единственной арабской страной, стойко и непримиримо противостоящей Израилю. У правящего в Дамаске режима действительно есть основания с тревогой всматриваться в будущее.

Оценив сложившуюся ситуацию, партия Баас при поддержке военных совершила 17-30 июля 1968 г. государственный переворот и обеспечила себе безраздельную власть в стране. Для руководства делами республики был учрежден Совет революционного командования (СРК), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти. Возглавил СРК Ахмед Хасан аль-Бакр, занявший одновременно посты президента, премьер-министра, главнокомандующего армией. Партия Баас, вынужденная до 1968 г. работать в подполье, сумела сохранить свою организацию и влияние, в том числе и в армии. Ее поражение в 1963 г. сопровождалось резким обострением фракционной борьбы в самой партии, переживавшей во второй половине 1960-х годов тяжелый период переоценки своей предшествующей деятельности. Пришедшая к руководству Баас военная группировка аль-Бакра отмежевалась от крайне правых элементов в своем составе, возложив на них вину за преследование коммунистов и демократов и войну с курдами. Большой политический опыт, которым обладала партия Баас, наличие у нее более или менее четко сформулированной программы - на фоне разобщенности и слабости левых сил, в том числе и И КП (после физической ликвидации в 1963 г. значительной части ее актива), - способствовали успеху баасистов. Придя вторично к власти, партия Баас была полна решимости теперь удержать ее в своих руках. Добиться этого можно было лишь при опоре на широкие массы иракского народа, что для баасистов явилось делом совсем непростым. Сам переворот 17-30 июля был встречен в Ираке весьма настороженно: с партией Баас, с именем А.Х. аль-Бакра, равно как и других активных участников переворота, у иракцев ассоциировался мрачный период баасистского правления 1963 г., ввергнувшего страну в глубокий всеобъемлющий кризис. Завоевать доверие масс партия Баас могла лишь конкретными действиями, отвечавшими интересам различных слоев иракского общества. 11-1299 В 1968 г. перед Ираком стояли все те же главные задачи: создание условий для преодоления отсталости на базе динамичного устойчивого развития экономики в соответствии с запросами модернизации; осуществление аграрной реформы в интересах крестьянства; решение курдской проблемы на принципах широкой демократизации общественно-политической жизни Ирака; сплочение всех патриотических сил страны для решения этих задач. Руководство партии Баас призвало к сотрудничеству «все здоровые силы нации». Особый интерес для баасистов представляли коммунисты и курды: при их поддержке Баас рассчитывала найти опору в тех слоях населения, среди которых ИКП и ДПК имели большой авторитет. Однако слишком свежи в памяти были трагические события 1963 г. К тому же в первые годы вторичного пребывания у власти (июль 1968 - начало 1970 г.) руководство этой партии, выдвигая предложение о сотрудничестве, настаивало на признании ее единственной «руководящей силой» в едином фронте. При этом продолжалась политика преследований коммунистов, весь 1969 г. не прекращались военные действия против отрядов Барзани и карательные акции против курдского мирного населения. Такая политика затрудняла сближение руководства Баас с коммунистами и курдами. Кроме того, контакты Баас с ИКП и ДПК вызывали противодействие правых сил внутри руководства этой партии. Попытка антиправительственного переворота в январе 1970 г. заставила иракское руководство пойти на урегулирование курдского вопроса, сдерживавшего решение других неотложных политических и социально-экономических проблем Ирака. 11 марта 1970 г. было опубликовано «Заявление СРК об урегулировании курдской проблемы», являвшееся соглашением между правительством и курдами. Главным в соглашении стало признание права курдского народа на автономию. Это была большая победа курдского национального движения в Ираке. Установление мира на севере страны позволило власти приступить к решению других задач. 21 мая 1970 г. был издан закон № 117, считающийся одним из наиболее радикальных в области аграрных преобразований. Закон предусматривал ограничение земельной собственности, изъятие излишков земли и распределение ее среди крестьян наделами, размеры которых определялись с учетом плодородия почвы, расположения участков, обеспеченности водой, вида выращиваемых культур. Он был направлен против наиболее архаичных структур в деревне. Проведенные преобразования закрепили принцип частной собственности на землю, что не решило проблемы малоземелья и безземелья. Преодоление экономической отсталости партия Баас видела в ускорении темпов индустриализации страны, в создании таких отраслей промышленности, как нефтехимия, электроэнергетика, машиностроение. Определяющее место в этом вопросе отводилось госсектору при допуске государственно-частного и частного секторов. Базу реализации планов промышленного развития составили неуклонно возраставшие доходы от экспорта нефти. В 1972-1975 гг. правительство Ирака осуществило национализацию многонациональной компании «Ирак Петролеум», поставив под свой полный контроль главное богатство страны - нефть. Резкое повышение в 1974 г. мировых цен на нефть сопровождалось беспрецедентным усилением власти и влияния правящей в Ираке партии. За 1968-1980 гг. поступления в государственную казну страны от экспорта нефти выросли более чем в 54 раза (с 476 млн. до 26 134 млн. долл.). Это дало Баас такую степень власти и независимости, которой никогда не имело ни одно из предыдущих правительств в Ираке. Реальная власть в стране, в том числе финансовая, оказалась в руках небольшой группы членов СРК - высшего правящего органа Ирака. Большое внимание правительство уделяло решению социальных вопросов. В 1970-1971 гг. были приняты законы о труде, пенсиях и социальном обеспечении. Многое было сделано для улучшения медицинского обслуживания, профессиональной подготовки и обучения рабочих в специальных центрах. В 1970-е годы в Ираке сложилась одна из лучших образовательных систем в арабском мире. Прогрессивные тенденции в решении иракским руководством важнейших внутренних проблем подкреплялись существенными переменами и в его внешней политике. Расширялось сотрудничество с дружественными Ираку государствами, среди которых особое место отводилось Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Заключенный 9 апреля 1972 г. советско-иракский Договор о дружбе и сотрудничестве поднял на более высокую ступень отношения между СССР и Ираком. Осуществлявшиеся баасистским руководством преобразования создавали предпосылки для сближения национально-патриотических сил страны. 17 июля 1973 г. руководители Баас и ИКП подписали совместное заявление о сотрудничестве в рамках созданного Прогрессивного национально-патриотического фронта (ПНПФ), куда кроме коммунистов и баасистов вошли прогрессивные националисты и независимые демократы. Были зарезервированы места и за ДПК. Руководство во Фронте принадлежало баасистам, которые стали использовать ПНПФ для упрочения своих позиций и установления контроля за деятельностью иракских коммунистов. В начале 1970-х годов партия Баас укрепляла свои позиции путем «баасиза- ции» армии и государственного аппарата. Эта линия проводилась и в Курдистане. Уже с 1970 г. в курдских районах нарастала напряженность, которая в итоге вылилась в новое вооруженное противостояние Багдада и курдов. 11 марта 1974 г. был принят закон №33 об автономии Курдистана, предусматривавший создание Курдского автономного района (КАР). ДПК во главе с Барзани, оценив закон как несовершенный, к тому же принятый без предварительного согласования с курдской стороной, одобрить его отказалась. В марте 1974 г. отряды Барзани перешли к вооруженному сопротивлению правительству. Военные действия сразу приобрели ожесточенный характер, сопровождались большими жертвами среди мирного населения, в массовом порядке эмигрировавшего в Иран. Власти разрушали курдские деревни, а жителей насильственно переселяли в центральные и южные районы страны. В 1975 г. правительственные войска смогли подавить вооруженное сопротивление курдов, воспользовавшись Алжирским соглашением 1975 г. с Ираном, в соответствии с которым Тегеран обязался прекратить помощь курдским повстанцам Ирака. Курдский вопрос был решен по-баасистски: «автономия» стала средством подчинения развития Курдистана интересам баасистов. Мустафа Барзани эмигрировал в Иран, а затем в США, где он умер в 1979 г. Подавление вооруженного выступления Барзани в 1974-1975 гг. привело к изменению политической ситуации в Курдистане, к расколу в рядах курдского национального движения, к образованию на месте ДПК нескольких группировок, вступивших между собой в противоборство. Главными из них стали Демократическая партия Курдистана во главе с сыном Мустафы Барзани Масудом Барзани и Патриотический союз Курдистана во главе с видным лидером курдов Джала- лом Талабани. Поражение курдов повлекло за собой ослабление общедемократической борьбы в Ираке и ускорение становления диктатуры баасистского руководства. Наряду с курдской важнейшей социально-экономической проблемой Ирака является шиитская. Община шиитов в Ираке - самая многочисленная среди общин арабских стран, занимающая третье место в мире после общин Ирана и Пакистана. В Ираке она насчитывает около 13 млн. человек, что составляет 60-65% всех мусульман Ирака и примерно 80% мусульман-арабов. Шиитами являются 30% живущих в этой стране туркоманов (туркмен). К этой общине принадлежали и те 200 тыс. иракцев иранского происхождения, которых власти Ирака выслали из страны в конце 1970-х годов. Шииты, представляющие наиболее отсталую в политическом, экономическом и культурном отношении часть населения, живут в основном на юге Ирака, много их в Багдаде. Священными городами шиитов являются Кербела и Неджеф. Острота шиитской проблемы - в традиционно подчиненном положении шиитов, в их отстраненности от власти: суннитами были правители Османской империи, свергнутые революцией 1958 г. члены королевской династии, а также лидеры правящих кругов республиканских режимов. С приходом к власти в 1968 г. партии Баас ситуация в шиитских районах усложнилась, что кроме многих других факторов было вызвано такими мерами правительства, как введение цензуры на религиозные публикации, закрытие ряда исламских шиитских учебных заведений, а также разрешение впервые в истории страны продажи алкоголя в священных городах шиитов. Шиитское духовенство, пользующееся большим авторитетом у населения, сплотило верующих для выражения протеста. В 1968 г. в Ираке было основано подпольное политическое движение «ад-Даава аль-исламийя» («Исламский призыв»). Первые политические демонстрации протеста шиитов в республиканском Ираке состоялись в 1974 г. Причиной их было не только ущемление экономических интересов шиитов, но и их крайне немногочисленное участие в высших эшелонах власти, низкий удельный вес среди образованных людей и специалистов. Власти отреагировали на эти демонстрации мгновенно: 25 шиитских лидеров были арестованы, пятерых из них казнили. С этого времени в шиитских массах нарастали скрытые антибаасистские настроения, вылившиеся в феврале 1977 г. в острую открытую форму. Стычка полиции с религиозной процессией шиитов, направлявшейся из Неджефа в Кербелу, вызвала массовые шиитские волнения. При их подавлении несколько десятков участников волнений были убиты, около двух тысяч - арестованы. Это был самый массовый и длительный вызов шиитов правлению Баас. Трибунал приговорил 8 человек к смерти, а 15 - к пожизненному заключению. В качестве средства борьбы с шиитской оппозицией власти применяли и экономические меры: в 1978 г. под строгий контроль были поставлены все доходы шиитов, что подрывало влияние шиитского духовенства среди рядовых членов общины. Исламская революция 1979 г. в Иране вызвала подъем среди широких масс шиитов. Ее открыто поддержали лидеры «ад-Даава». Баас ответила на это тактикой «кнута и пряника». В марте 1980 г. на шиитов вновь обрушились репрессии: были казнены 97 военных и гражданских лиц, половина из которых были членами движения «ад-Даава». Декретом СРК от 31 марта 1980 г. «ад-Даава» была запрещена, членство в ней стало караться смертной казнью. 8 апреля 1980 г. был казнен глава шиитов Ирака аятолла Мухаммед Бакир ас-Садр, не раз выступавший с осуждением баасистского режима. Вместе с тем власти пошли на некоторые политические и экономические уступки шиитам. Например, было принято решение о включении в состав парламента 40% депутатов-шиитов, его спикером в 1980 и 1984 гг. был избран Наим Хаддад, шиит, известный государственный деятель, член СРК и регионального руководства Баас. Впервые в истории Ирака религиозные праздники шиитов были объявлены общегосударственными. Укрепив к середине 1970-х годов свои позиции в руководстве страной, Баас все меньше нуждалась в сотрудничестве с другими партиями. После разгрома курдского движения и выступлений шиитов на Юге кампания репрессий была развязана и против коммунистов. В мае 1978 г., используя ставшее традиционным обвинение в «политической деятельности в вооруженных силах», власти казнили 31 члена ИКП и их сторонников. В 1979 г. число арестованных по политическим мотивам (большинство из них составляли коммунисты) равнялось десяти тысячам. Руководство ИКП в мае 1979 г. приняло решение о выходе из ПНПФ, что на деле означало развал Фронта, хотя формально он продолжал свое существование. В конце 1970-х годов в Ираке стал складываться авторитарный диктаторский режим. Последовательную линию на укрепление своих позиций в партии вел Саддам Хусейн, уроженец г. Тикрит, член партии с 1957 г. К 1968 г. он стал в Баас фигурой номер один. При президенте А.Х. аль-Бакре С. Хусейн занимал посты вице-президента, заместителя генерального секретаря партии, председателя партийного бюро по национальной безопасности, поставив фактически под свой контроль руководство Баас. 16 июля 1979 г. А.Х. аль-Бакр «добровольно» отказался от занимаемых постов «по болезни». Единоличная власть сосредоточилась в руках Саддама Хусейна, который стал генеральным секретарем регионального руководства Баас, председателем СРК, президентом республики и главнокомандующим вооруженными силами страны. Несогласных с усилением диктатуры С. Хусейна членов Баас в 1979-1980 гг. подвергли репрессиям. 22 члена руководящих органов этой партии, включая пятерых членов СРК, суд приговорил к смертной казни. Одновременно партия Баас старалась придать демократический облик режиму. В июне 1980 г. впервые в истории республики состоялись выборы в Национальный совет (парламент) Ирака. На 250 мест было выдвинуто 840 кандидатов из числа представителей Баас и партий, оставшихся в ПНПФ. В сентябре 1980 г. прошли выборы и в Законодательный совет КАР, кандидаты в который были выдвинуты от курдских политических партий, сотрудничавших с Баас.

Эксперты называют нападение смертника на штаб-квартиру Службы национальной безопасности в Дамаске, в результате которого погибли четыре высокопоставленных чиновника сирийского правительства, «началом конца», пишет в своей колонке политический обозреватель Фехми Кору.

Возможно. В любой другой стране такая направленная в самое сердце режима атака могла привести к поднятию белого флага, однако в Сирии это может привести к ужесточению мер против повстанцев.

В арабских странах есть немало диктаторов. Башар Асад один из них. Только есть несколько важных факторов, которые отличают Сирию от других стран, а сирийский режим от других режимов. Основным из них является правление в Сирии около 40 лет партии Баас. Партия Баас очень сильно отличается от известных нам партий, а режим Баас также отличается от известных нам диктатур. Нынешний сирийский режим - это режим религиозного меньшинства, однако, посредством партии этот режим заходит в каждый дом и добирается до каждого вероисповедания. Парития Баас с помощью образования и обязательной воинской службы пробралась в каждую частичку сирийского общества, со временем заключила союзы с различными элементами этого общества и сумела при помощи концессий и привилегий данные союзы сохранить.

Конец режима Баас в Сирии означает не только отстранение от руля власти какого-то конкретного меньшинства. Конец режима Баас означает крах всей системы и большие убытки, получающим от этой системы дивиденды. Сегодня не только нусайриты поддерживают систему. Ее также поддерживают, несмотря на этническую и религиозную принадлежность, встроенные в нее через сложную систему патронажа различные группировки.

Структура баасского режима в Сирии не пригодна для быстрого отказа от власти. Поэтому режим не будет сдаваться и бросит все свои силы для того, чтоб остаться у руля. Не надо забывать, что баасский режим при угрозе своей безопасности и жизнедеятельности может перенести войну за пределы Сирии.

С другой стороны, следует также понимать, что Башар Асад стал заложником механизмов управления партии Баас. Вот при последнем нападении погибло четыре высокопоставленных чиновника сирийского правительства. Если бы во время данного нападения погиб Башар Асад, остановила бы его смерть басский режим от продолжения кровопролития? Не думаю, т.к. это режим, который в 1982 г. в Хаме лишил жизни десятки тысяч ни в чем неповинных людей, «даже не глазом не моргнув». Естественно и ему придет конец, только сколько еще жизней придется за это отдать… Вопрос остается открытым.

Социалистические и коммунистические движения так или иначе затронули весь мир. Одна из очень интересных международных левых организаций — партия Баас, которая имеет подразделения в Тунисе, Йемене, Судане, Палестине, Ливии, Мавритании, Ираке, Сирии, Алжире, Ливане, Кувейте, Иордании, Египте и Бахрейне.

Изначально идеология партии Баас (партияарабского социалистического возрождения) предусматривала стремление к созданию единого арабского государства и возрождению арабской культуры. За много лет своего существования партия Баас принесла миру таких людей как Хафез Асад (бывший сирийский лидер), Саддам Хусейн, Башар аль-Асад (президент Сирии на момент 2015 года).

Политическое движение было создано еще в 1947 году, когда только начиналась напряженность арабо-израильских отношений и еще не был построен послевоенный мир. Несмотря на мнимое единство движения, с годами оно расслоилось и в разных странах стало выглядеть по-разному. Причина довольно банальная — лидерство в сирийском крыле партии взяли левые: иракцы посчитали произошедшее в соседней стране настоящим переворотом. Хотя и были попытки восстановить единую партию, сирийская и иракская политика на много лет стали совершенно разными. Например, Ирак под властью Баас превратился в государство, где правительству всегда можно было устроить геноцид пары «неправильных» народов (впрочем, американцев это много лет вполне устраивало). Руководство Ирака было вплотную занято противостоянием с Ираном, в то время как Сирия делала всё, чтобы увеличить своё влияние в Ливане — никакого единства не было не только во внутренней политике, но и во внешней.

Принято считать Баас чем-то вроде клуба диктаторов — мол, придя к власти, ПАСВ установила в Ираке и Сирии жесткий режим, не допускающий конкуренции. Скорее всего, не стоит оценивать движение только негативно, абсолютная власть Саддама Хусейна, например, ничем не хуже абсолютизма в Саудовской Аравии, где за каждое слово или действие можно по сей день запросто оказаться за решеткой.

Сирия, кстати, за время нахождения Баас у власти перестала быть диктатурой — с 2012 года партия не имеет никаких привилегий и наравне с другими участвует в выборах. Хотя на западе и не признали произошедшей демократизации, поддержка ПАСВ населением Сирии в 2015 году находится на беспрецедентно высоком уровне. Причины тому — отсутствие адекватной альтернативы и отчаянные попытки президента страны прекратить гражданскую войну.

Баасизм , идеология партии, — это то, что помогло предотвратить чрезмерную радикализацию Ближнего Востока в XX веке. Объединив все конфессии под лозунгами единства арабов и социального равенства, партия внесла в историю региона огромный вклад. Распространение исламских террористов на территории Ирака в последнее время — это одно из следствий травли партии арабского социалистического возрождения проамериканскими властями Ирака.

Известные партийные деятели

Ха́фез аль-А́сад, бывший президент Сирии

О гражданской войне в Сирии сейчас пишут многие. Однако никакого анализа состава участвующих сторон, социологии конфликта и его предпосылок до сих пор нет. Русскоязычному читателю, как правило, представляется идеологическая жвачка, представляющая примитивные и мифологизированные догмы. В о сирийской оппозиции была подвергнута критике. В данной статье мы постараемся рассмотреть правительственный лагерь.

На текущий момент в рунете распространены только две общие точки зрения на этот круг вопросов - либеральная и «патриотическая». Первую можно обрисовать так: народ поднялся против коррумпированного режима, ядро которого составляет алавитская община, что привело к исламизации конфликта, а затем пришло ИГИЛ. Действительно, это простая концепция, очень легкая и удобная для восприятия, однако она не имеет отношения к реальности. Патриоты, со своей стороны, могут противопоставить ей только конспирологические «теории заговора», которые верны лишь в малой части. А именно в части наличия внешнеполитических интересов иностранных государств и бизнеса, но не более. Верхушечные перевороты так организовать вполне возможно, но ни одна «цветная революция» не может произойти без двух элементов:

  1. Наличие политически активного меньшинства при атомизированности и пассивности большинства населения, которое власть не может мобилизовать на свою защиту;
  2. Раскол политико-экономической элиты, оппозиционная фракция которой заинтересована в смене власти.

Ближний Восток знает всего одну классическую «цветную революцию».

Это «революция Кедров» в Ливане 2005 года. Но она привела только к краткосрочному эффекту, так как вспыхнувшая год спустя вторая Ливанская война между Израилем и ливанским шиитским движением «Хезболла» привела к консолидации множества политических сил вокруг последней и изменила политический облик Ливана.

Революция в Тунисе, инспирировавшая «Арабскую весну», не может считаться «цветной», так как опиралась на огромные слои населения, была внезапной, а правящий президент Бен Али давно опирался на поддержку Франции и США, был главным и надежным проводником французских политических интересов, равно как и экономических интересов Америки.

Революция в Египте, свергнувшая президента Мубарака и приведшая к власти «Ихван Муслимин» («Братьев мусульман»), также стала для США неожиданностью. Некоторое время США даже поддерживали Мубарака, однако быстро переориентировались на поддержку ихванистов, которые позже утратили власть в результате военного переворота, также ставшего неожиданностью для Запада. Политическим итогом событий в Египте стало неуверенное дистанцирование этой страны от своих старых союзников, что может классифицироваться как тактический провал американской дипломатии.

События в Сирии, Ливии и Йемене привели к кровопролитным гражданским войнам, а в случае Сирии и Йемена еще и к интернационализации конфликта. Сирия выделяется из этого списка тем, что является единственным государством, чей строй удержался у власти, а также это единственный конфликт, который трудно назвать гражданской войной в силу беспрецедентного притока исламистов в эту страну.

Большой социологический ресурс правящей власти, а также малочисленность и раздробленность сирийской внешней оппозиции в начале конфликта, разобранная в предыдущих статьях, являются ключевыми логическими аргументами против либеральной версии интерпретации событий.

Патриотическая точка зрения абсолютизирует фактор иностранного вмешательства, не анализируя внутреннюю подоплеку конфликта.

Социология лоялистов

Чтобы внешние игроки могли вмешаться в конфликт, необходимы внутренние экономико-социальные причины. Оговорюсь, что речь идет о начале конфликта, а не о том, что он представляет собой на текущий момент.

После краха СССР Сирия столкнулась с проблемами всех стран третьего мира. А именно с необходимостью технологической индустриализации, которая помогла бы поддерживать позитивный товарооборот с другими странами. В условиях крушения социалистического блока стало невозможным получать высококвалифицированные кадры и технологии в прежнем объеме. Это означало, что необходимо как-то наладить диалог с развитыми западными странами, включая США и страны ЕС.

Однако, чтобы добиться притока иностранных инвестиций, необходимо принять глобальные правила игры в виде повышения инвестиционной привлекательности. На практике это означает снижение стоимости рабочей силы, отмену социальных гарантий государства, снижение удельного веса госсектора в экономике и другие малоприятные вещи, подрывающие благосостояние подавляющего большинства рядовых граждан. Отказ от подобных правил игры означает самоизоляцию, подобную относительной автаркии в виде экономики КНДР (хотя и она не полностью изолирована от внешнего мира). Действительно, выбор не из приятных.

На момент начала неолиберальных реформ Сирия значительно выделялась из других аналогичных стран, попавших в подобную дилемму. Ряд причин не давал ей пойти по пути неолиберальных реформ в полном объеме:

  1. Острое политическое и военное соперничество с Израилем при большом удельном весе военных в истеблишменте. Сращивание партии с армией, проявлявшееся в монопольном праве баасистов на политическую работу среди солдат, сделало «красных директоров» убежденными противниками либерализации государственного сектора экономики, так как это подрывало обороноспособность страны. Особенно если учитывать, что многие хозяйственники в прошлом имели военные чины;
  1. Наличие сильных профсоюзных структур, бывших при этом достаточно политизированными за счет того, что в свое время профсоюзы стали основой политического компромисса между «Баас» и компартией Сирии. В обмен на лояльность местных коммунистов и их вхождение в правящую коалицию Национально-Прогрессивный Фронт партия «Баас» обязалась не влезать в профсоюзные дела. Благо, прогрессивное трудовое законодательство обеспечивало благожелательный нейтралитет Генеральной Федерации Профсоюзов (ГФП). Позднее баасисты занимали в ней посты, однако политизацию профсоюзов не стоит недооценивать, как и переоценивать.

Так, например, ГФП Сирии состоит в коммунистической Всемирной Федерации Профсоюзов, а нынешний директор ГФП Кадри Джамиль - лидер парламентской оппозиции и троцкистской компартии;

  1. Особая структура национальной буржуазии. Первоначальная слабость внутренней экономики после независимости предопределила дробление класса предпринимателей на пробританскую и профранцузскую фракции. Подобное положение способствовало успеху партии «Баас» в деле модернизации страны. После переворота 1970 года внутри партии «Баас», называемого Исправительным Движением, государственный сектор экономики укрепил свое положение в «командных высотах». Частному сектору отводилась подчиненная клиентская роль в таких сферах, как коммерческая торговля товарами народного потребления, часть туристического бизнеса, аграрный сектор и т. п. Капитал был отстранен от банковской сферы, а также от добычи и продажи углеводородов. Поражение буржуазии привело к поддержке рядом предпринимателей «Ихван Муслимин» в ходе исламистского восстания 1982 года, жестоко подавленного армией.

Разумеется, новый баланс не мог существовать вечно, что выразилось в формировании симбиотических отношений между новой бюрократией и мелкой и средней буржуазией, выражавшийся в коррупционных схемах, браках между семьями бюрократов и предпринимателей и т. п.

На это накладывались этноконфессиональные противоречия. Так, количественно буржуазия была по преимуществу суннитской, а бюрократический аппарат - поначалу алавитским (впрочем, никогда не был таким целиком).

Разрастающимся предпринимателям был необходим обход государственных ограничительных мер и доступ к иностранным валютам, в то время как после развала СССР бюрократический аппарат нуждался в притоке иностранных инвестиций.

Однако такое партнерство имело свои пределы. Система интеграции не могла переварить всех предпринимателей, и чем крупнее становились обороты отдельных бизнесменов, тем теснее им становилось внутри сирийской экономики. В результате буржуазия оказывалась вновь расколотой. Средние и частично мелкие предприниматели стали опорой правительства. Но крупные упирались в пределы роста. Ограничивал их госсектор и такой персонаж, как Рами Махлюф. Единственный сирийский олигарх с состоянием в 6 миллиардов долларов по оценке на 2011 год.

Имея кровнородственные связи с верхушкой истеблишмента, стартовый капитал он приобрел за счет брака с богатой суннитской семьей. Но, несмотря на родственные связи, даже ему были закрыты многие двери. Так, основной доход он извлекал от компании сотовой связи Syria Tel, потому что в сферу добычи сырья не пускали даже его. Syria Tel представляет собой показательный пример сотрудничества государства и частников. Эта компания охватывала 55 процентов внутреннего рынка. Создавалась в форме акционерного общества. Государство удерживало контрольный пакет акций в размере 51 процента. Эта цифра сопровождает практически все зарубежные компании и крупные частные. Так, вторая телефонная компания MTN является южноафриканской. В ее сирийском филиале государству принадлежат те же 51%. По мере роста капитала бизнесмен сталкивался с дилеммой: продолжать сотрудничество, довольствуясь меньшими прибылями или эмигрировать, поддержав эмигрантскую оппозицию.

С другой стороны, ограниченные неолиберальные реформы, не удовлетворяя амбиций крупной буржуазии, одновременно били и по мелкой, представленной довольно большой группой мелких лавочников, которые на первых порах конфликта вместе с разорявшимися крестьянами и сезонными работниками составили основную опору исламистов в пригородах областных центров.

Совокупно все эти факторы работали на спасение государства.

Сирийский конфликт имеет причину - неолиберальные реформы, но узость социальной базы восстания и устойчивость государства предопределены осторожным характером этих реформ.

Исламизация оппозиции, наблюдаемая с 2011 года, к 2013 году стала объективной реальностью, и она своими корнями опять-таки уходит в узость социальной базы восстания. Рассмотрим состав проправительственного лагеря.

Башар Асад и солдаты правительственной армии. © Официальная страница Facebook президента Сирии

Армия

Своей устойчивостью государство во многом обязано вооруженным силам. В самом начале конфликта по штату вооруженные силы имели порядка 325 тысяч человек. Сейчас большинством обозревателей их количество оценивается в 150 000 человек. Приняв на себя основной удар действий боевиков на начальном этапе войны, армия значительно пострадала из-за дезертирства, боевых потерь, а на ранних этапах - перехода отдельных людей и небольших подразделений на сторону противника (в основном переход осуществлялся лично). Поначалу ВС и полиция оказались не готовы к такому типу конфликта. Когда боевики одиночно просачивались в города, занимая отдельные квартиры и стройки, полиция еще могла выявлять и арестовывать такие группы, но когда организованные отряды в несколько сотен, а то и тысяч занимали пригороды, полиция тут была бессильна.

Затем армия оцепляла захваченные районы и города и начинала планомерный штурм, который сопровождался большими потерями среди военных. Множество группировок всплывало и атаковало города в самых разных районах страны, и армейские подразделения приходилось перебрасывать из конца в конец, что изматывало ее. Более того, армию сдерживала война на своей территории и приказы о минимизации потерь среди гражданских. В частности, восстание 1982 года было подавлено за счет масштабных штурмов и зачисток, в ходе которых погибло множество гражданских. Теперь же, оказавшись в условиях гипотетической интервенции со стороны НАТО и попыток установить бесполетную зону, правительство было вынуждено действовать осторожней.

В 2011 - начале 2012 года боевики, используя описанную выше тактику, смогли занять солидную часть большинства городов - областных центров. Отдельные успехи правительственной армии в Хаме не компенсировали утрату контроля над многими районами страны. Операция по взятию Хамы примечательна тем, что ряд подразделений сирийской армии объявили о своем переходе на сторону повстанцев, но, войдя в город, открыли по ним огонь и захватили город, вследствие чего Хама не сильно пострадала от войны. Хоть эта операция сирийских войск и заслуживает похвал, такая операция являлась разовой по объективным причинам.

В целом на начальном этапе армия оказалась не готова к такому конфликту, так как была заточена на войну с аналогичной регулярной армией по образцу армии Израиля, а не с множеством террористических бандформирований. Однако за период конца 2012-2014 гг. армия смогла перестроиться:

  1. Сделан упор на мобильные отряды по образцу сил спецназа;
  2. Повышена координация с гражданскими службами, полицией, проправительственными парамилитарными отрядами;
  3. Проведены кадровые перестановки и появились новые командиры. Такие как генерал-майор Иссам Захреддин (друз), с мая 2015 обороняющий в полном окружении город Дейр-эз-Зор настолько успешно, что армия до сих пор проводит там локальные контрнаступления. Генерал популярен в медиа и среди солдат за то, что любит бывать в бою на передовой.

Все это позволило сделать связку госсектора экономики и повысить мобильность и специализацию армии, которая научилась оперативно формировать сводные боевые группы из разных родов войск и оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию на поле боя.

Национальные силы обороны (НСО)

Проправительственное ополчение на текущий момент насчитывает порядка 100 000 человек, что позволяет ему сравниться с армией.

Первоначально оно стало возникать в освобожденных армией районах, побывших под контролем исламистов и познавших все прелести их правления. Организационно они начали оформляться вокруг стихийных Народных Комитетов в середине 2012 года. Позже процесс затронул все районы Сирии, контролируемые правительством. Местами ополчение представляло собой этноконфессиональные отряды христиан, друзов или алавитов, местами интерконфессиональные отряды сформировавшихся вокруг внезапно ожившей советской системы самоуправления, скопированной почти полностью с СССР, местами Народные Комитеты формировались параллельно системе советов.

В тех местах, где комитетская милиция действовала, результативность армии резко повысилась. Ополчение строилось первоначально по территориальному принципу и могло удерживать свои районы и деревни от боевиков самостоятельно. В случае массированного прорыва боевиков, удерживать позиции до подхода армии.

Когда численность ополчения выросла до 30 000 человек к концу 2012 года, государство захотело придать ему легальный статус, решая свои задачи. Что и выразилось в преобразовании в НСО, которая стала автономной структурой в составе вооруженных сил. Управляет ей аналитический штаб, чья задача не руководить этой децентрализованной организацией, но согласовывать с армией стратегические действия и перенаправлять ресурсы.

Сейчас НСО вышли за рамки территориального ополчения, и в некоторых местах, в частности, в оазисе Восточная Гута (Провинция Дамаск), Латакия, Забадани ополченцы формируют сводные группы и при поддержке армии проводят наступательные операции. Армия и ополчение образуют симбиоз, подобный отношениям между сталинскими колхозами и машинно-тракторными станциями. Ополчение воюет на земле и в случае необходимости запрашивает поддержку тяжелой техники и авиации.

Таким образом государство решило следующие задачи:

  1. Контроль над независимой силой, образовавшейся по аналогии с курдскими отрядами. В перспективе из НСО хотят создать некий аналог иранского Корпуса Стражей Исламской Революции (КСИР) с другой идеологической компонентой;
  2. Повысило результативность армии. Поредевшая числом, она не могла удерживать фронт, и посему ополчение справляется с этой задачей, в то время как армия, маневрируя, действует в наиболее важных районах. В случае прорыва боевиков, когда армия опаздывает, часть ополченцев переходит в категорию партизан и подпольщиков, устраивая диверсии и информируя войска изнутри захваченных районов о действиях боевиков, что сокращает потери среди войск. При освобождении захваченных районов ополчение координирует свои действия с гражданской администрацией, возвращая беженцев и формируя заново системы советов, часть муниципальных органов и гарнизон;
  3. Пополнение армии. Ряд дезертировавших солдат возвращаются обратно и проходят фильтрацию в данных подразделениях. Так же поступают с перешедшими на строну правительства отрядами светской оппозиции. Раненые солдаты также привыкают к войне, проходя через ополчение, а добровольцы получают боевой опыт. Более лояльное отношение к срокам и форме службы делают ополчение более популярным, чем армию.

Партийные и добровольческие формирования

«Катаиб аль Баас» («Бригада возрождения»)

Ополчение правящей партии «Баас», чья идеология - арабский социализм. Информация о численности противоречивая, но, по самым оптимистичным оценкам, не превышает 7000 человек. Действует преимущественно в провинции Алеппо. Руководителем является Хилал Хилал, лидер сирийского регионального руководства партии «Баас».

Арабская Национал-Социалистическая Партия

Несмотря на название, по идеологии близка к российским нацболам. Имеет свои вооруженные отряды, не превышающие 1000 человек по разным оценкам. Ливанское крыло партии участвовало во всех конфликтах в данной стране и имеет солидный боевой опыт. Действует по всей территории страны. Последняя активность замечена в провинциях Дераа и Сувейда. Любопытно, что сирийские компартии не поддерживают тактику партийного ополчения и формируют отряды внутри НСО.

Сирийское сопротивление

Бывший народный фронт освобождения Искандеруна. Сепаратистская турецкая организация, борющаяся за возвращение Александретского санджака Сирии. Идеологией организации провозглашен марксизм-ленинизм. Лидер - турецкий алавит Михрач Урал. Численность группы достигает 2000 человек. Действует в провинциях Латакия и Хомс.

Арабская Националистическая Стража

Сирийские насеристские партии создали добровольческую организацию, привлекающую сторонников арабского национализма в насеристской трактовке. Является интернациональным добровольческим формированием, куда стекаются арабские националисты со всего арабского востока. Численность составляет порядка 1000 человек. Деятельность организации очень мало афишируется местной прессой.

Народный Фронт Освобождения Палестины - Главное Командование

Данная палестинская военизированная организация откололась от оригинального НФОП в 1968 году. Отколовшаяся фракция Ахмада Джибриля являлась правым националистическим крылом этой левацкой организации. В сирийском конфликте приняла сторону правительства и воевала с исламистами (включая палестинцев) в лагере беженцев Ярмук в Дамаске. Организация численно небольшая и не насчитывает более нескольких сотен бойцов.

Армия Освобождения Палестины

Парамилитарная палестинская организация, созданная с подачи Гамаля Абделя Насера в 1964 году в рамках Лиги арабских государств. На текущий момент расколота. Первая ее часть составляет вооруженный зачаток армии Палестинской Автономии на Западном Берегу реки Иордан. Сирийская часть начитывает порядка 4 с половиной тысяч человек и тесно связана с армией. Действует преимущественно на юге страны. Политически нейтральна, но связана с палестинской организацией «Ас-Сайка» (Молния), являющейся региональным филиалом партии «Баас».

Региональные союзники

«Катаиб Сеийд ал Шухада» («Батальоны Мучеников Сейда»)

Добровольческое формирование иракских шиитов. Организация ставит целью защиту шиитских святынь по всему региону. Действует в Ираке и Сирии, где расположена мечеть, подарившая название организации. Мечеть Сейида Зейнаб посвящена внучке пророка Мухаммеда и находится в одноименном пригороде Дамаска. Эта мечеть традиционно является предметом паломничества (зираят) шиитов.

Большинство повстанцев в Сирии являются ваххабитами (салафитами, такфиристами - это синонимы), практикующими разрушение даже суннитских мечетей с гробницами (чтобы к ним не совершали зираят - это якобы идолопоклонничество, как считают ваххабиты). Салафиты не гнушаются уничтожением гробниц Сахабов (сподвижников пророка), и верующие шииты воспринимают угрозу вполне серьезно. Численность организации в Сирии не установлена в силу ее относительной децентрализованности. Источники называют разные цифры, от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Организация поддерживается иракским шитским движением «Муктады ас Садра».

«Хезболла» («Партия Бога»)

Ливанская организация, помимо военной деятельности участвующая в политической жизни Ливана и входящая в правящую коалицию. Поначалу «Хезболла» находилась в стороне от конфликта (несмотря на прямой союз с Сирией), хотя отдельные ее члены принимали участие в конфликте с 2011 года. Тем не менее лидер организации шейх Хасан Насраллах заявил, что эти люди действовали по своей инициативе. Однако с 2012 года в Ливане начали происходить террористические акты против «Хезболлы», а боевики стали использовать Ливан, чтобы переходить границу и смогли захватить ряд территорий, включая район Каламун в провинции Дамаска, а также городок Эль-Кусейр в провинции Хомс.

12 мая 2013 года «Хезболла» включилась в войну с целью восстановить контроль над границей и в приграничных территориях. Во время битвы за Эль-Кусейр она согласовала свою деятельность в Сирии с сирийским правительством и помогла отбить город. Позже участвовала в освобождении района Каламун и битве за городок Забадани.

Первоначально организация действовала на приграничных территориях, но позже расширила спектр присутствия. Ее бойцы помогают тренировать сирийских ополченцев.

2 августа 2014 года ливанская полиция арестовала членов исламистской организации «Джебхат ан Нусра» в Бейруте, после чего эта группировка в сотрудничестве с ИГИЛ вторглась на территорию Ливана («Джебхат ан Нусра» и ИГИЛ далеко не всегда и не везде враждуют, их сотрудничество подтверждено в лагере Ярмук, на ливанской границе и в провинции Кунейтра). Объектом атаки стал город Арсаль в долине Бекаа на северо-востоке Ливана. Слабая Ливанская армия включилась в бои, но потерпела неудачу и сдала ряд территорий в долине Бекаа. «Хезболла» в сотрудничестве с ливанской армией, а также партийными милициями «Патриотического движения Мишеля Ауна» (христиане) Ливанской Коммунистической Партией, шиитским движением «Амаль» включилась в войну на ливанской территории. К 7 августа город был отбит, но бои в долине Бекаа продолжаются и по сегодняшний день.

Любопытно, что в своей речи, обосновывающей участие в сирийском конфликте, шейх Хасан Насраллах выделил необходимость защиты христиан. Сведения о численности военного крыла организации и ее мобилизационном потенциале противоречивы. Самые минимальные оценки дают ей 10 000 человек и порядка 30 000 резервистов. Иранская пресса называет число в 65 000 человек, включая резервистов. Однако все источники сходятся в том, что организация явно сильнее ливанской армии.

Ассирийские силы самозащиты

В целом ассирийцы, проживающие преимущественно на северо-востоке Сирии, поддерживают Ассирийский Военный Совет - скорее оппозиционную организацию, блокирующуюся с курдами и насчитывающую порядка 2000 человек. Впрочем, АВС, несмотря на оппозиционность, не участвовал в конфликте с сирийской армией в том районе. Но часть из ассирийцев по-прежнему лояльна правительству. Эта организация действует в городе Камышлы, провинция Хасеке. Скорее всего, эта организация включилась бы в НСО, однако вместе с частями сирийской армии оказалась отрезана от остальной части страны территориями, захваченными ИГИЛ.

© REUTERS/Stringer

Корпус Стражей Исламской Революции (КСИР)

Специальные силы, созданные в рамках иранской армии и являющиеся по сути гвардией в прямом подчинении у высшего руководителя аятоллы Хаменеи. Организация включает в себя, помимо гвардии, национальное ополчение Басидж и силы специального назначения, аналогов которых в мире пока нет. Речь идет о подразделении Кодс (Иерусалим). Именно это подразделение участвует в Сирийском конфликте. По сути, данная структура совмещает в себе функции спецназа, военной разведки, лоббистской организации и локального «коминтерна». Целями организации является защита «идеалов революции» и противодействие интересам США и их союзников в регионе. На текущий момент региональная активность Кодс в Сирии связана с отправкой спецподразделений и военных советников, принимающих прямое участие в конфликте на стороне сирийского правительства. Помимо того, Кодс возглавляет силы Ирана в Ираке, борющиеся с ИГИЛ, а также поддерживает йеменских хуситов в борьбе с исламистами и коалиции Саудовской Аравии. Текущий лидер Кодс генерал Касем Сулеймани лично принимает участие в событиях в Сирии, помимо этого, он помог разработать план операции по освобождению Тикрита в Ираке.

Сторонние союзники

Сирия также взаимодействует с иракской армией в рамках борьбы с ИГ, но взаимодействие носит преимущественно характер обмена информацией из-за отсутствия технических возможностей наладить боевое взаимодействие. Хуситы многими в Сирии воспринимаются как союзники в силу того, что воюют с местными исламистами, включая йеменский филиал ИГИЛ, а также с аравийскими монархиями, которые открыто поддерживают боевиков. С недавних пор непосредственным союзником является Российская Федерация, отправившая в Сирию свои самолеты. Военно-техническое сотрудничество России и Сирии носит давний характер и выходит за рамки статьи, как и сирийские курды, рассмотрение которых заслуживает отдельного обозрения.

Однако не упомянуть курдов нельзя. У сирийских курдов два политических представителя - Демократический союз и Курдский национальный совет. Первые умеренно оппозиционны сирийскому правительству, но часто взаимодействуют на поле боя и в целом более дружественны правительству, чем оппозиции, так как среди оппозиции множество исламистов, а ее номинальное политическое руководство пользуется поддержкой Турции. В то время как Демократический союз имеет леворадикальную идеологию и тесно связан с Рабочей Партией Курдистана, Курдский национальный совет - это коалиция ряда оппозиционных курдских партий, ориентированных на иракских курдских националистов Масуда Барзани. Первые Сирией рассматриваются как потенциальные союзники, вторые - как противники. Курдские Отряды Народной Самообороны (ополчение) численностью от 30 до 50 тысяч человек подотчетны Курдскому Верховному Комитету, который формируют обе курдские политические силы. Однако можно констатировать, что Демсоюз доминирует в сирийском Курдистане.

Окт 20, 2015 Михаил Балбус



Что еще почитать