Большевики ленинцы. Публикации. Чем большевики отличаются от меньшевиков

Сергей Дмитриевич Меркуров (арм.), (1881-1952) - советский (армянский) скульптор-монументалист. Директор ГМИИ имени А. С. Пушкина в 1944-1949 годах.

Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Автор многочисленных монументов И. В. Сталину (в том числе трёх самых крупных на территории СССР - в Ереване (1950), на входе в Канал имени Москвы (1937) и на ВДНХ (1939)) и В. И. Ленину. Довёл до высокого искусства технику посмертной маски..

Двоюродный брат Георгия Гурджиева.

Биография

Ранние годы

Родился Сергей Меркуров 26 октября (7 ноября) 1881 года в городе Александрополь (ныне Гюмри в Армении) в семье предпринимателя армянина-халкидонита.

В 1901 году окончил реальное училище в Тифлисе и поступил в Киевский политехнический институт, но был вскоре исключён за участие в политических волнениях. Осенью 1902 года Меркуров продолжил образование в Швейцарии на факультете философии Цюрихского университета. Тогда же впервые присутствовал на политических дебатах с участием В. И. Ленина. Продолжая изучать философию, Меркуров стал учеником швейцарского скульптора Адольфа Мейера (Adolf Mayer). Вскоре по совету последнего Меркуров поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где учился до 1905 года у профессора Вильгельма Рюмана (Wilghelm von Ruman). С осени 1905 года по 1907 год Меркуров жил и работал в Париже. В этот период Меркуров познакомился со скульптурными работами француза О. Родена и бельгийца К. Менье, что нашло отражение в его собственных работах.

Россия

В 1907 году, уже будучи скульптором, Меркуров вернулся в Россию. Жил в Тифлисе и Ялте, осенью 1910 года переехал в Москву и 7 ноября был приглашён сделать посмертную маску Л. Н. Толстого.

    Фигура «Мысль» (1913, позже установлена на могиле скульптора)

    Памятник Льву Толстому (1913)

План «монументальной пропаганды»

12 апреля 1918 года СНК принял декрет «О памятниках республики», а 30 июля 1918 года утвердил список имён исторических деятелей, монументы которых надлежало установить в городах России. К этому моменту в мастерской Меркурова уже были две готовые гранитные статуи из этого списка - Ф. М. Достоевского, выполненная в 1914 году по заказу миллионера Шарова, и Л. Н. Толстого, выполненная в 1912 году. Скульптура Достоевского была задумана Меркуровым в 1905 году, тогда он вылепил около 20 бюстов писателя, прежде чем перейти к материалу статуи - шведскому граниту. Моделью для статуи Достоевского был А. Н. Вертинский. Об этом говорят сцепленные в страстном бессилии, как у Пьеро Вертинского, руки статуи. Меркуров предложил Моссовету эти уже готовые статуи и специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила их по представлению помощника наркома имуществ республики Н. Виноградова. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.

Некоторые современники восприняли памятник Ф. М. Достоевскому критически:

Глубже и ниже, к подъёму крутому, где отдаётся с букетом в руке Трубная площадь бульвару Цветному, где Достоевский застыл в столбняке…

писал поэт Иван Приблудный, прообраз известного персонажа «Мастера и Маргариты» - Ивана Бездомного.

Сергей Меркуров в 1920-е годы был членом масонской ложи «Единое трудовое братство».

Период культа личности

Меркуров стал одним из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавших государственные заказы на статуи Ленина и Сталина. Он создал огромное количество этих монументов. Ему принадлежит первенство в создании трёх самых гигантских по размерам: монумент в Ереване высотой 49 метров вместе с постаментом; в Дубне памятники Ленину и Сталину по две стороны от входа в Канал имени Москвы; и на ВСХВ в Москве. Искусствоведы эпохи с почтением отмечали «ассиро-вавилонскую» мощь этих памятников. Но с середины 1940-х годов скульптурные образы вождей уступали место работам других авторов - Томского, Вучетича и других. В 1952 году во время реконструкции ВСХВ в Москве был демонтирован самообрушающийся монумент Сталину.

Сергей Дмитриевич Меркуров (иногда Меркулов)- русский художник и скульптор - родился в Александрополе (ныне Гюмри, Армения) 26 октября (7 ноября) 1881 в семье предпринимателя. Учился в Киевском политехническом институте (1901–1902), затем на философском факультете Цюрихского университета, одновременно постигая искусство ваяния в мастерской скульптора А.Мейера; позже занимался в мюнхенской Академии художеств (1902–1905). Работал в Париже; испытал большое влияние искусства символизма, а также скульптурной архаики (Месопотамия, Древний Египет). Вернувшись в Россию (1909), жил в Москве. Был членом АХРР.

С.Д.Меркуров за работой над статуей Л.Толстого

В своей зрелой манере придерживался своего рода «академического» модерна, не пускаясь в рискованные эксперименты, но сохранив характерные черты этого стиля: культ «вечных тем», в особенности темы смерти, драматический контраст фигуры и материала (каменного блока). Предполагая стать философом, Меркуров и в ранние образы вносил мотив тяжкой, мучительной думы (статуя Ф.М.Достоевского, 1911–1913, установлена как памятник в рамках плана «монументальной пропаганды» в 1918; фигура-олицетворение Мысли, 1913, ныне на могиле автора на Новодевичьем кладбище; оба памятника – гранит).

Многократно снимал посмертные маски, в том числе со знаменитых писателей и политиков (Л.Н.Толстого, В.И.Ленина, А.Белого и других). Среди его постреволюционных работ широко известен величаво-суровый памятник К.А.Тимирязеву (1922–1923).

Однако наибольшую славу ему принесли монументы вождей, тоже величаво-суровые (траурная группа Смерть вождя, гранит, 1927, Центральный музей Ленина, Горки Ленинские; статуя Ленина, украшавшая зал заседаний Верховного Совета СССР до его перестройки, мрамор, 1939, Кремль; памятники Ленину в Волгограде, Магнитогорске, Ульяновске и целом ряде других городов).

По эскизам Меркурова были созданы три самых крупных на территории СССР памятника И.В.Сталину: первый по величине – монумент в Ереване, другие два возвышались на входе в Канал имени Москвы и на ВДНХ).

В 1937 году, ставшем в сознании многих символом репрессий, на канале им. Москвы по проекту Меркурова были установлены две гранитные монументальные скульптуры Ленина и Сталина. На их сооружение ушло около двадцати железнодорожных составов крупнозернистого серо-розового гранита, причем отдельные глыбы весили до ста тонн. На работе было занято 670 гранитчиков и около пяти тысяч рабочих. Большую часть строителей составляли заключенные.

В 1939 г. мраморная скульптура Сталина по проекту Меркурова украсила Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

После войны Меркуров создал еще одну статую вождя, на этот раз из кованой меди, для мемориала в Ереване (высота 49 м вместе с постаментом; 1951). Грубая «ассиро-вавилонская» мощь этих образов (все они были демонтированы в период «оттепели») по-своему точно и откровенно выразила «сверхчеловечески»-жестокий дух сталинской эпохи, признававшей лишь одного Героя. За «Ленина» для Кремля и «Сталиных» для ВДНХ и Еревана скульптор был в 1941 и 1951 удостоен Сталинских премий.

Но главным делом Меркурова в последние десятилетия жизни были многочисленные, порой гигантских размеров, статуи Ленина и Сталина. Чаще всего это тоже мощные гранитные глыбы, сохраняющие тяжеловесную нерасчлененность, заполированные до зеркального глянца и спорящие своим надчеловеческим пафосом с монументами древневосточных владык.

Работы Меркурова предопределили стиль официального советского надгробия (гранитные бюсты-гермы Я.М.Свердлова, Ф.Э.Дзержинского, М.В.Фрунзе, М.И.Калинина, А.А.Жданова на Красной площади у Кремлевской стены, конец 1940-х – начало 1950-х годов).

«Мысль». Гоббро, порфир. 1911-13. В 1955 установлена на могиле С. Д. Меркурова на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1953 вышли в свет его "Записки скульптора". В родном городе мастера был открыт его музей (1984).

После смерти мастера в Баку был установлен горельеф-памятник “Расстрел 26 бакинских комиссаров”, над созданием которого он много лет (1924-1946) трудился.

Памятник-горельеф С. Меркурова "Расстрел 26 бак. комиссаров". Гранит. Установлен в 1958г., демонтирован в середине 1990-ых г.г.



Что еще почитать