Ни одно слово русского языка в предложении не может существовать самостоятельно. Для того чтобы высказывание имело смысл, в нем должна быть связь между всеми его частями. Именно эта связь называется синтаксической, которая образуется при помощи падежной системы русского языка. Всего таких падежей десять, но в школе учат шесть, а вот в простой речи они используются все в полном объеме, хотя и имеют спорный падежный статус.
Как образуется связь слов в предложении? Какие части речи склоняются? Как образуются новые формы слова? Как поставить вопросы между членами предложения? Каковы падежные вопросы и других частей речи? Эти и многие другие темы, касающиеся данного раздела русского языка, преподают в школах, начиная с третьего класса. В русском языке изменяются, или склоняются по падежам, такие части речи: существительное, местоимение, прилагательное и числительное. Причем выражается это в изменении окончания. А для того чтобы определить падеж любого из слов, к нему ставят падежный вопрос.
На самом деле научиться разбираться в этой теме совсем не сложно. Для этого детям предлагают интересные и даже смешные стишки, каждое слово которых начинается с заглавной буквы списка падежей. Например: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
В зависимости от выполняемых функций существительное может изменяться по падежам. Этот процесс называют склонением, и именно благодаря ему у слов в предложении есть и связь между собой. Иначе бы это был лишь перечень словарного запаса. Вот падежные вопросы русского языка, которые определяют роль существительного в предложении:
Именительный, или Им. п.- мастер, дом - кто? что?
Родительный, или Р. п. - мастера, дома - кого? чего?
Дательный, или Д. п. - мастеру, дому - кому? чему?
Винительный, или В. п. - мастера, дом - кого? что?
Творительный, или Т. п. - мастером, домом - кем? чем?
Предложный, или П. п.- о мастере, о доме - о ком? о чем?
Все падежи, кроме именительного, имеют название "косвенные" и могут быть употреблены с предлогом и без него (именно эта служит для уточнения значения слова). Исключением здесь выступает лишь предложный падеж, который один из всего списка употребляется исключительно с предлогом.
Знакомство школьников с этой системой начинается каждый раз по одной схеме: сначала детям предлагают методом подбора определить падежный вопрос, после озвучивают название падежа, и в завершение роль слова в предложении, а именно каким членом предложения оно является, главным или второстепенным.
Основная отличительная черта здесь в том, что слово в единственном числе в именительном падеже всегда является начальной формой. В предложении же, будь то единственное или такие слова всегда выступают в роли грамматической основы, а именно подлежащего.
Например: «Мальчик (падежный вопрос - кто?) идет (что делает?) в школу». Здесь словосочетание «мальчик идет» является грамматической основой, а слово «мальчик» стоит в именительном падеже.
А вот составить подобное предложение, где подлежащее будет не в именительном падеже, просто невозможно.
Большую трудность тут составляет то, что таблица падежных вопросов имеет схожие вопросительные слова, в частности это касается родительного и И тут на помощь приходят предлоги. Так, предлоги «без», «у», «до», «от», «из», «для» используются лишь со словами в Р. п. Как правило, они входят в сам вопрос.
Например:
Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?
Например: «Дети скачут по коридору (по чему? - падежный вопрос; где? - смысловой)».
Очень важно различать эти потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.
Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.
С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.
Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:
«Мышь увидела мышь». - Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: - «Мышь увидела (кого? что?) мышь».
Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».
Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».
Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» - из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое - «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».
В этом падеже есть свои особенности: слова здесь без предлогов не употребляются. Тут также всплывают смысловые вопросы, которые нужно научиться отсеивать. Например:
Вопрос всегда ставится вместе с употребленным в предложении предлогом.
Помимо шести основных падежей, которые включены в школьную программу, существуют и так называемые дополнительные падежи.
Изучению этого материала в школьной программе уделяется особое внимание. И это понятно: зная тонкости взаимосвязи слов в предложении, можно быть уверенным в грамотности речи, в правильности всех окончаний. Это позволит избежать многих грубых ошибок как в разговоре, так и на письме, что очень важно в наше время образованности и великих технологий.
Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.
Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.
Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или
Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.
Таблица падежей русского языка с вопросами:
Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.
Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.
Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:
Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)
Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:
Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.
Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.
Окончания в падежах русского языка:
1 скл. | Наименование | Окончания в единственном числе | Окончания во множественном числе |
Именительный | -а, -я | -ы, -и | |
Родительный | -ы, -и | -, -ей | |
Дательный | -е, -и | -ам,-ям | |
Винительный | -у, -ю | -ы,-и,-ей | |
Творительный | -ой,-ей | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
2 склонение | Именительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и |
Родительный | -а,-я | -, -ов,-ев,-ей | |
Дательный | -у,-ю | -ам,-ям | |
Винительный | -о,-е (ср.р.) | -а,-я,-ы,-и | |
Творительный | -ом,-ем | -ами,-ями | |
Предложный | -е,-и | -ах,-ях | |
3 склонение | Именительный | - | -и |
Родительный | -и | -ей | |
Дательный | -и | -ам,-ям | |
Винительный | - | -и | |
Творительный | -ю | -ами,-ями | |
Предложный | -и | -ах,-ях |
Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.
Вконтакте
Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.
Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.
Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.
Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.
Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:
Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.
Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?
Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».
Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.
А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.
Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.
Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.
Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.
Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.
Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.
Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:
Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.
Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.
Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».
Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.
Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний | Предлоги |
Именительный | Мальчик(), мяч() | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(а), мяч(а) | |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(у), мяч(у) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(а), мяч() | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ом), мяч(ом) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(е), мяч(е) | О, на, в, об, при, обо |
Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:
Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.
Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.
Падежи | Вопросы |
| Предлоги |
Именительный | |||
Родительный | Кого? Чего? | Добр(ого) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Добр(ому) | |
Винительный | Кого? Что? | Добр(ого) | На, за, через, про |
Творительный | За, под, над, перед, с |
||
Предложный | О ком? О чем? | О, на, в, об, при, обо |
Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.
Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.
Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.
Падежи | Вопросы | Примеры изменения окончаний имен существительных | Примеры изменения окончаний имен прилагательных | Предлоги |
Именительный | Мальчик(и), мяч(и) | Добр(ые), красн(ые) | ||
Родительный | Кого? Чего? | Мальчик(ов), мяч(ей) | Добр(ых), красн(ых) | От, без, у, до, возле, для, вокруг |
Дательный | Кому? Чему? | Мальчик(ам), мяч(ам) | Добр(ым), красн(ым) | |
Винительный | Кого? Что? | Мальчик(ов), мяч(и) | Добр(ых), красн(ые) | На, за, через, про |
Творительный | Мальчик(ами), мяч(ами) | Добр(ыми), красн(ыми) | За, под, над, перед, с |
|
Предложный | О ком? О чем? | Мальчик(ах), мяч(ах) | Добр(ых), красн(ых) | О, на, в, об, при, обо |
У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».
Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:
То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.
В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:
Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.
Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.
Как запомнить падежи
Падеж | Вспомогательное слово | Вопрос |
Именительный | Кто? Что? | |
Родительный | нет | Кого ? Чего ? |
Дательный | дать | Кому ? Чему ? |
Винительный | вижу | Кого ? Что? |
Творительный | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный | думаю | О ко м? О чё м? |
Последовательность падежей:
Иван Родил Девчонку Велит Тащить Пелёнку
Не путай!
Падежи и предлоги
Падежи и вопросы
Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.
Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.
1. Плыть (_____________) по реке (________________) на лодке.
Расти (_______________) на опушке (________________) леса.
Уколоть (_______________) палец (_______________) иглой.
Идти (_______________) по тропинке (_______________) к лесу.
Сварить (_______________) компот (_______________) из яблок.
Работать (_______________) учителем (_______________) в школе.
Приехать (_______________) в деревню (_______________) к бабушке.
Играть (_______________) с другом (_______________) во дворе.
2. Съехать(_____________) на санках (_____________) с горы.
Построить (_____________) крепость (_____________) из снега.
Попасть (_____________) снежком (_____________) в окно.
Кататься (_____________) по лесу (_____________) на лыжах.
Поздравить (_____________) друга (_____________) с праздником.
Бежать (_____________) по льду(_____________) на коньках.
Падежи и вопросы в загадках
Напишите в скобках падежный вопрос, определите и подпишите падеж имён существительных, выделите окончания и, конечно, попробуйте отгадать загадки.
1) Вот (______________) по небу ходит
Маляр (______________) без кистей,
И (______________) краской коричневой
Красит (______________) людей.
2) (______________) Над домом (______________) у дорожки
Висит кусок (______________) лепёшки.
3) (______________) С неба падает (______________) слезами,
(______________) По земле бежит (______________) ручьями.
4) Зимой (______________) в поле лежал,
А весной (______________) в реку побежал.
5) Рассыпалось (______________) к ночи зерно,
Глянули поутру – нет ничего.
6) (______________) Через речку переходит,
А (______________) с места не сходит.
7) Залез (______________) под потолок,
Забился (______________) в уголок.
(______________) Без рук и веретена
Наткал (______________) полотна
8) (______________) У избы побывал
Все (______________) окна разрисовал.
(______________) У реки погостил –
Всю (______________) реку замостил.
9) (______________) В поле росла,
(______________) Под жерновом была,
(______________) А из печки (______________) на стол
(______________) Караваем пришла.
Из книги: Узорова О., Нефедова Е. Большая книга загадок. – М.: Планета детства, 2004
Надпишите падежи всех имён существительных.
1) Я сам себя в пальто одел
И рукавом свой нос задел.
Решил пальто я наказать
И без пальто пошёл гулять.
2) Я взял бумагу и перо.
Нарисовал утюг.
Порвал листок, швырнул в ведро –
В ведре раздался стук.
3) Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из-под собаки лают ворота.
Выскочила палка с бабою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
4) "Не шумите!"А разве шумели
Мы? Андрюша стучал еле-еле
Молотком по железной трубе.
Я тихонько играл на губе,
Пальцем книзу её отгибая.
Таня хлопала дверью сарая.
Саша камнем водил по стеклу.
Коля бил по кастрюле в углу
Кирпичом, но негромко и редко.
"Не шумите!"– сказала соседка.
Падежи и предлоги
Раскройте скобки, поставив имена существительные в падежную форму и вставив, где необходимо, предлоги.
О, ОБ (ОБО), К (КО) и В (ВО).
Удариться (угол стола) ______________________________.
Рассказать (поездка) ______________________________.
Гулять (куртка) (двор) ______________________________.
Увидеть (окно) ______________________________.
Думать (поездка) (родители) и (подарок) (день рождения) ______________________________.
Интерактивные тесты онлайн
1\. Именительный - КТО? ЧТО?
2\. Родительный - КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный - КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный - КОГО? ЧТО?
5\. Творительный - КЕМ? ЧЕМ?
2 примера:
Родительный падеж:
В русском языке 6 падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный.
Рассмотрим их подробнее. Каждый падеж отвечает на определенные вопросы
1\. Именительный - КТО? ЧТО?
2\. Родительный - КОГО? ЧЕГО?
3\. Дательный - КОМУ? ЧЕМУ?
4\. Винительный - КОГО? ЧТО?
5\. Творительный - КЕМ? ЧЕМ?
6\. Предложный - О КОМ? О ЧЕМ?
Для примера просклоняем слова «девочка» и «человек».
1\. Именительный - девочка человек
2\. Родительный - девочки человека
3\. Дательный - девочке человеку
4\. Винительный - девочку человека
5\. Творительный - девочкой человеком
6\. Предложный - о девочке о человеке
Родительный и винительный падежи имеют общие вопросы. Отличить их друг от друга очень легко.
2 примера:
Родительный падеж:
Кого эта кукла? Эта кукла девочки.
Здесь вопрос КОГО можно заменить вопросом ЧЬЯ. То есть, родительный падеж указывает на принадлежность к кому-либо или чему-либо. Запомните. Если вопрос КОГО имеет значение ЧЕЙ (ЧЬЯ, ЧЬЁ... и т.д.), то падеж - родительный.
В винительном падеже ничего заменять не надо. Там слово КОГО имеет другой смысл.
КОГО наказала мама? Мама наказала девочку.
Винительный - от слов ВИНА, ВИНИТЬ.
ЧТО ищет собака? Собака ищет кость. Здесь слово КОСТЬ в винительном падеже.
Трудно? Это только сначала. Потом будет легче)) Удачи!
nanbaby.ru - Здоровье и красота. Мода. Дети и родители. Досуг. Быт. Дом