Чем питаются монахи в монастырях, что готовят? Почему на афоне не едят мясо

"Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знайте же, что я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого" (Будда Шакьямуни “Дхаммапада»).

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) — духовный лидер буддистов Тибета, Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). В 2006 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. До 27 апреля 2011 г. также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай) и является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары, Бодхисаттвы Сострадания.

На сайте dalailama.ru приведена беседа с Далай-ламой в канун его 75-летнего юбилея от 3 июля 2010 года, в которой Его Святейшество заявил, что относительно употребления мяса «существует несколько противоречивых мнений, но в Винае запрета на мясо нет, поэтому монахи Таиланда, Бирмы, Шри-Ланки едят и вегетарианскую, и невегетарианскую пищу. Я как-то обсуждал эту тему с одним монахом из Шри-Ланки, много лет назад, и он сказал мне, что буддийский монах не принадлежит ни к вегетарианцам, ни к невегетарианцам. Что тебе дают, то ты и должен есть. Таков принцип. 
В Винае ясно сказано, что мясо животных, убитых специально для вас, употреблять в пищу нельзя, но употребление мяса как такового не воспрещается. 

В некоторых книгах, таких как Ланкаватра-сутра, налагается запрет на употребление любых видов мяса, включая рыбу, а в других книгах такого запрета нет.

 Когда мне было лет тринадцать-четырнадцать, на всех официальных празднествах в изобилии подавали мясо. Это я изменил — теперь подают исключительно вегетарианскую пищу. Затем, в 1959 году я пришел в Индию. Примерно в 1965-м я стал вегетарианцем. Отказался от мяса... В течение 20 месяцев я придерживался строгого вегетарианства. В то время один из моих индийских друзей посоветовал мне попробовать заменители мяса. Я употреблял в пищу много молока, сметаны. Затем в 1967-м… в 1966-м или 1967-м у меня начались проблемы с желчным пузырем, гепатит. Все тело пожелтело. Позже я шутил, что в то время я стал «живым Буддой». Все тело желтое, сам - желтый и ногти желтые. И тогда тибетский врач, а также врач-аллопат посоветовали мне есть мясо. Так я вернулся к привычной пище. 

Но при этом сейчас во всех наших монастырях на юге Индии, а также в Намгьяле готовят только вегетарианскую пищу. 

В монастырях на юге Индии численность монахов составляет 3000-4000 человек в каждом, и всем им готовят вегетарианскую пищу. Также в других странах я был в буддийских центрах и всегда об этом спрашивал. Везде все по-разному. Но в торжественных случаях еда должна быть вегетарианской. А постоянное ее употребление ведет к проблемам желчного пузыря и, в конце концов, к операции... Что касается меня, мясо ем один или два раза в неделю, остальное время - вегетарианскую пищу. Я пытался стать вегетарианцем, но еще сложно».

В своем "Размышлении о десяти неблагих деяниях" Далай-лама XIV пишет:
«Употребление в пищу мяса, по сути, делает нас сообщниками убийства. Закономерно возникает вопрос: следует ли отказаться от мясных продуктов? Однажды я попробовал полностью перейти на вегетарианскую диету, но возникли проблемы со здоровьем, и спустя два года мои доктора посоветовали мне вновь включить мясо в мой рацион. Если есть люди, которые могут совсем перестать есть мясо, то мы должны сорадоваться благородству их поступка. В любом случае следует, по меньшей мере, постараться свести потребление мяса к минимуму и отказываться от него там, где его запасы ограничены, и наше желание поесть мяса повлечет за собой дополнительные убийства.

Хотя в силу климатических и географических особенностей нашей страны мы, тибетцы, относимся к традиционным потребителям мяса, учение Махаяны о сострадании наложило на эту традицию свой благотворный отпечаток. Всем тибетцам известно выражение: «Все живые существа когда-то были нашими матерями». Кочевники, зарабатывавшие на жизнь разведением скота, совершали паломничества в Лхасу, облачившись в длинные меховые чупы, которые даже в разгар зимы обвязывали вокруг талии и спускали с плеч, обнажая грудь с вереницами ниспадающих благословенных шнурков. И хотя внешне они больше походили на банду разбойников и грабителей, это были благочестивые люди, глубоко чтившие Махаяну. Поскольку они были кочевниками, то мясо животных служило им единственным источником пропитания. Но если им приходилось лишать животных жизни, они всегда старались прибегнуть к наиболее гуманному способу, не переставая при этом шептать им на ухо молитвы. В Лхасе был распространен обычай покупать предназначенное для забоя животное и отпускать его на свободу; это приносило духовные заслуги. Если случалось, что скотина заболевала и умирала, то можно было видеть, как люди окропляют ее святой водой и возносят молитвы. На всей территории Тибета убийство любого дикого зверя было запрещено, исключение составляли только волки, нападавшие на стада, и грызуны, от которых страдали крестьяне».

Сэр Пол Маккартни, член организации PETA, призывающей к защите животных, в 2008 году пытался вернуть Далай-ламу к вегетарианству. В интервью Prospect Magazine певец и музыкант рассказал, что был несколько шокирован, узнав о том, что Далай-лама начал есть мясо из медицинских соображений. Легендарный музыкант написал духовному лидеру письмо: «Простите меня, но поедание животных причиняет живым существам страдания». Далай-лама ответил, что начал есть мясо по указанию врачей. «Я сказал ему, что врачи ошиблись», - рассказал сэр Пол.

Дорже Жамбо Чойдже-лама, настоятель единственного в Украине официально действующего буддийского монастыря Шейчен-линг и предстоятель Духовного управления буддистов Украины, в разные годы получивший посвящения и наставления от учителей различных школ, в том числе и от Далай-ламы XIV, комментирует мясоедение своего учителя следующим образом: «В Виная-питаке четко прописаны запреты относительно мяса - это только человечина, мясо падальщиков, мясо слона, мясо животных с ядовитым мясом. Всё. Любая привязанность к определенной диете и обусловленность пищей является неблагой и препятствующей духовному развитию.

Не все последователи Махаяны - вегетарианцы. Таковых - меньшинство. Могу вас уверить, что запрета насчет мясоедения нет ни в одной из известных Винай, зато есть четкий запрет для монахов требовать для себя особые виды пищи.
Как лекарь с двадцатилетним стажем, могу авторитетно заявить, что при определенных видах заболеваний мясные блюда оказывают лечебное воздействие. Так же как и при других заболеваниях - вегетарианская диета. То же вам скажут сотни эмчи-лам на собственном врачебном опыте».

Иного мнения придерживается Кьябдже Чатрал Ринпоче Сангье Дордже — признанный мастер дзогчен, прославившийся своей высокой духовной реализацией и строгим следованием нормам нравственности, один из основных держателей линии Лонгчен Ньингтик. Ежегодно Ринпоче вместе со своей семьёй и близкими учениками проводит ритуал выкупа и освобождения живых существ, чья участь — лишиться жизни, оказавшись на нашем столе. Так, в декабре 2006 года в Калькутте, Ринпоче организовал выкуп 78 цистерн с живой рыбой по 450 кг живого веса каждая. 
По просьбе представителей тибетского Общества защиты животных в 2005 году он сделал следующее заявление:
«Тибетские ламы и монахи едят мясо! Какой позор, что даже ламы-перерожденцы не способны отказаться от употребления убиенной плоти! Прежде всего, именно ламам необходимо стать вегетарианцами. Если высокоучёные, духовные люди продолжают есть мясо, как можно ожидать, что невежественные простолюдины, бредущие по жизни туда, куда им укажут, подобно стаду овец, вдруг станут вегетарианцами.
Когда мы прибыли в Индию, я стал одним из первых тибетских лам, отказавшихся от мяса и избравших вегетарианский образ жизни. Я помню, что первый ньингма-монлам в Бодхгайе был невегетарианским. На второй год, приехав на монлам, я взял слово на собрании верховных лам линии ньингма. Я обратился к ним со словами о том, что Бодхгайя — исключительно значимое и святое место для всех буддистов, и если мы заявляем, что собрались здесь для проведения монлама (ежегодного молитвенного фестиваля во благо мира и процветания во всём мире), а сами при этом едим здесь мясо убитых животных, это позор и величайшее оскорбление всему буддизму в целом. Я призвал их всех отказаться от употребления мяса на время проведения ежегодного ньингма-монлама.
Ещё в давние времена сакьяпинский патриарх Сачен Кунга Ньингпо воздерживался от употребления мяса и алкоголя и призывал к этому других. Позже и в среде ньингмапинцев появились такие фигуры как Нгари Пандита Пема Вангьял, эманация царя Трисонг Децена, который всю свою жизнь прожил вегетарианцем. Шабкар Цог, бывший с ранних лет мясоедом, оказавшись в квартале мясников в Лхасе, и воочию увидев то, как сотни животных лишают жизни, стал вегетарианцем и не употреблял мясной пищи до скончания своих дней. Большинство его учеников также отказалось от мяса. Множество других мастеров традиций сакья, гелуг, кагью и ньингма поступали точно так же и становились вегетарианцами. В Конгпо, Гоцанг Нацог Рангдрол наказал своим монахам отказаться от употребления мяса и алкоголя. Когда же монахи монастыря Конгпо Целе Гон не послушались его, он прогневался на них и удалился в Гоцанг Пхуг, в низинах Конгпо, где провёл около 30 лет в затворничестве. Отказавшись от недобродетели, каковой являются употребление мяса и алкоголя, он достиг высочайших духовных реализаций и стал известен как Гоцанг Нацог Рангдрол — выдающийся духовный наставник. Ньягла Пема Дудул также не употреблял мяса и спиртного. Он жил во времена Ньягке Гонпо Намгьяла и стал известен в миру как «Пема Дудул, реализовавший радужное тело».

Когда я был в Бутане, порой мне доводилось видеть, как во время проведения ритуалов или пудж во благо умерших, участвующим в них ламам подносилось мясо убитых животных. Подобное лишение жизни живых существ «во благо» усопшего родственника есть ни что иное, как создание препятствий на духовном пути умершего, преграждающих ему путь к освобождению. От подобной практики умершему не будет никакой пользы. Большинство населения гималайского региона — буддисты. Некоторые ламы народностей таманг и шерпа весьма невежественны. Будучи привязаны к мясу и алкоголю, они заявляют в своё оправдание, что употреблять их необходимо, так как они — последователи Гуру Ринпоче [Падмасамбхавы], который сам ел мясо и употреблял алкоголь. Но ведь Гуру Ринпоче родился в этом мире чудесным образом, в отличие от упомянутых лам, появившихся на свет из чрева матери, от семени отца. Гуру Ринпоче известен как Второй Будда. Будда Шакьямуни — учитель сутры, тогда как учителем тантры является всеведущий Гуру Ринпоче, в точности предрекший многие значимые события будущего.

Отказ от мяса — одно из средств достижения мира и спокойствия на Земле. Сам я отказался не только от мяса, но и от яиц, так что я не ем и выпечку, в которой содержатся яйца. Употребление мяса и яиц — равнозначные действия. Яйцо, созревая, даёт жизнь цыплёнку, который без сомнения является живым существом. Ведь нет же никакой разницы между убийством плода во чреве матери и лишением жизни новорожденного ребёнка — отнятие жизни и в первом и во втором случаях является в равной мере тяжким злодеянием. Вот по какой причине я отказался и от яиц.

Усилия ваши не бессмысленны, они очень важны и полезны. Призыв мой адресован не только буддистам — все думающие и способные принимать осмысленные решения люди могут откликнуться на него. В особенности следует подумать об этом учёным и врачам: полезны ли курение и мясоедение для здоровья? Поинтересуйтесь, кто живёт дольше: курильщики, или люди некурящие? Кто из них чаще болеет? Вы, студенты университетов, можете исследовать этот вопрос, взвесить все научные данные и разобраться в этом. Сам я говорю и понимаю лишь по-тибетски, и не знаю других языков. Но я глубоко изучал Винаю — внешнюю Дхарму Будды, и внутреннюю Дхарму — Ваджраяну. В особенности много сил я потратил на изучение текстов дзогчен, написанных известными учёными и йогинами прошлого. Все они в один голос говорят, что отказ от мяса продлевает жизнь практикующего. Что касается моего собственного семейства, никому из моих родственников не удавалось прожить дольше 60 лет, и все они уже давно покинули этот мир. Но поскольку, оставив родину, я смог отказаться от мяса и табака, я дожил уже до 94 лет и по-прежнему обхожусь в быту и передвигаюсь без посторонней помощи».

Сайт savetibet.ru сообщает, что Шаджин-лама Калмыкии ― Тэло Тулку Ринпоче - стал убежденным вегетарианцем много лет назад.

«Я не ем мясо уже 16 лет, с того времени, как в 1994 году получил от Его Святейшества Далай-ламы посвящение Калачакры. В Индии было очень жарко, и я поначалу принял решение на время обучения отказаться от мяса, чтобы не одолевали сон и дремота. По завершении обучения я почувствовал, что моё состояние, физическое и духовное, теперь, когда я больше не ел мясную пищу, стало намного лучше. 

Во-первых, я стал себя лучше чувствовать, меньше уставать. Во-вторых, пришло особое духовное удовлетворение, а в-третьих, вегетарианство полезно для здоровья в целом. Но, отказавшись от мяса, тем не менее, я позволял себе изредка есть рыбу, так как врачи не советуют полностью переходить на вегетарианство. Затем, после размышлений, я пришёл к выводу, что не есть мясо, но есть рыбу ― неправильно, и перестал есть рыбу. Да, возможно, не так легко отказаться от мясной пищи, но это и не столь трудно, как кажется многим из нас. К тому же так мы открываем много нового в самих себе».
Тэло Тулку Ринпоче заметил, что есть мантра для устранения порока принятия в пищу мяса, а существо, мясо которого было съедено, таким образом обретает возможность переродиться в мирах благой участи. Мантру надо прочесть семь раз: «ОМ АБИРА КЕЦАРА ХУНГ».

Часть буддийских монахов Центрального хурула Калмыкии отказалась от употребления в пищу мяса, приурочив свое решение к году Свиньи. Таким способом монахи “Золотой обители Будды Шакьямуни” хотят продлить жизнь Далай-ламы XIV, сообщает www.elista.org. Как пояснил в интервью радиостанции "Европа Плюс" верховный лама республики Тэло Тулку Ринпоче, год является проблемным в плане здоровья для людей, родившихся в год Свиньи, в том числе и для духовного лидера буддистов всего мира Его Святейшества Далай-ламы. Буддийские практики Индии считают, что для продления жизни Далай-ламы необходимо не причинять вреда живым существам. Чем больше мы едим мяса, тем больше в мире убивают животных, что нарушает основной принцип буддийского учения”. С просьбой сократить количество употребляемого в пищу мяса глава буддистов Калмыкии обратился также к верующим.

Сергей Киришов, монах, рассказал, что принял решение отказаться от мяса, выслушав учение Тэло Тулку Ринпоче, это случилось пять лет тому назад. Поначалу, признался Сергей: «Я делал это неосознанно, внутренне еще не был готов, но потом, по прошествии времени, когда я стал лучше понимать Дхарму, вегетарианство тесно сплелось с моим образом жизни. На моём примере вы можете видеть, что вегетарианцы внешне отнюдь не отличаются от других людей».

«Но будьте осторожны, ― предупредил буддийский монах, ― можно навредить своему здоровью, поэтому я против скоропалительных решений. Если ваша мотивация чиста, связана с бодхичиттой, то вегетарианство пойдет вам на пользу. И eсли вы станете есть мясо хотя бы через день, то уже сможете сказать, что вы не ели мяса половину жизни. Есть ещё одна опасность: вегетарианство способно усилить в вас самолюбие и эгоцентризм, если вы станете считать себя особенными существами, существами высшего порядка».

Глава буддийского центра «Иткл» Виталий Боков рассказал буддийскую притчу о волке и олене, в которой волк попал в чистые земли, несмотря на то, что убивал живых существ и ел мясо, а олень попал в ад, хотя и ел траву. Это произошло в силу того, что волк раскаивался, поедая пищу, а олень не задумывался о том, что в траве тоже много живых существ, и поэтому не испытывал раскаяния. Поэтому, отметил Виталий, есть мясо можно, если сохранять при этом правильную мотивацию.


Возможно, эта притча объясняет то, что Далай-лама, доверившись мнению врачей, принимает мясо в качестве лекарства и одновременно принимает активное участие в деятельности по уменьшению страданий животных . Как сообщает Голос Америки, после того, как из-за вспышки сальмонеллеза были забракованы полтора миллиарда куриных яиц в США, духовный лидер Тибета в изгнании опубликовал призыв к потребителям желтков и белков не покупать яйца кур, выращенных в клетках, где они не могут даже расправить крылья.

По его словам, «переход на потребление яиц от кур внеклеточного содержания уменьшит страдания животных».

В июне 2004 года он направил обращение к владельцам сети ресторанов быстрого обслуживания «Kentucky Fried Chicken» с просьбой не открывать свое представительство в Тибете. 

В своем письме Далай-лама писал, что до завоевания Тибета Китаем местные жители редко употребляли в пищу мясо цыпленка и рыбу, предпочитая мясо более крупных животных, таких как яки. Благодаря этому тибетцы могли получать необходимое для них количество мяса, убивая при этом меньше животных. 



Из обращения Его Святейшества Далай-ламы к корпорации KFC (kentuckyfriedcruelty.com):
«От имени своих друзей из организации «Люди за этичное обращение с животными» я пишу, чтобы попросить KFC отменить свой план открытия ресторанов в Тибете, поскольку поддерживаемая вашей корпорацией политика жестокости и массового убийства противоречит тибетским ценностям.

На протяжении многих лет я был особенно обеспокоен страданиями цыплят. Именно увиденная мною смерть цыпленка в конечном итоге укрепила меня в решении стать вегетарианцем. В 1965 году я останавливался в правительственной гостинице на юге Индии, и окна моего номера выходили на кухню, расположенную прямо напротив. Однажды я увидел, как убивают цыпленка, и это заставило меня стать вегетарианцем.

Тибетцы, как правило, не являются вегетарианцами, поскольку в Тибете овощей зачастую не хватает, и большую часть рациона питания составляют мясные продукты. Однако в Тибете считалось более правильным с этической точки зрения употреблять в пищу мясо крупных животных, например, яков, нежели маленьких, потому что так вам приходится убивать меньше животных. По этой причине употребление в пищу рыбы и курицы было редкостью. Мы всегда относились к курам как к источнику яиц, а не мяса. Но даже яйца мы ели редко, потому что считалось, что они притупляют память и ясность ума. Массовое употребление в пищу цыплят началось лишь с приходом китайских коммунистов.

И теперь, когда я вижу в мясной лавке тушки забитых и ощипанных цыплят, я испытываю боль. Я нахожу неприемлемым, что насилие является основой некоторых наших привычек в питании. Когда проезжаю через индийские города, расположенные по соседству с тем местом, где я живу, я вижу тысячи цыплят в клетках рядом с ресторанами, обреченных на смерть. Когда я вижу их, я мне становится очень грустно. В жаркие дни у них нет тени, чтобы спрятаться от зноя. В холодные - им негде укрыться от ветра. С этими бедными цыплятами обращаются так, словно они - овощи.

В Тибете покупка животных у мясника, чтобы спасти им жизнь и выпустить на свободу, была обычным делом. Многие тибетцы продолжают так поступать и в изгнании, если на то есть условия. Поэтому для меня совершенно естественно поддерживать тех, кто в настоящее время протестует против внедрения в Тибете промышленного приготовления пищи, которая приведет к неиссякаемому страданию огромного количества цыплят».

Когда, воспользовавшись временной мягкостью китайских властей, тибетцы пришли на встречу с Далай-ламой, они были одеты в тяжелые овечьи тулупы и меховые шапки. Тибетские паломники обнаружили, что церемония посвящения Калачакры объявлена строго вегетарианской - в местных магазинчиках и ресторанах был введен запрет на торговлю мясными продуктами. К столь кардинальным мерам Далай-лама шел уже давно, всякий раз приводя в пример индуистские религиозные праздники, где собираются сотни тысяч верующих, однако ни одному существу не приходится жертвовать жизнью.

Далай-лама неизменно призывает тибетцев если не отказаться от мяса вовсе, то хотя бы сократить его потребление до необходимого минимума. «Попробуйте, - улыбается он, - быть может, вам даже понравится быть вегетарианцем».

К удивлению многих, Далай-лама попросил тибетских паломников отказаться от шкур диких животных. «Мне стыдно смотреть на эти фотографии», - говорил Далай-лама каждой из пришедших к нему с благоговением и преданностью группе паломников, добавляя, что ему одному приходится держать ответ за весь пристрастившийся к ценному меху народ. «Когда вы вернетесь на родину, помните мои слова. Никогда не используйте, не продавайте и не покупайте диких животных, их шкуры и рога», - говорил он соплеменникам, большинство из которых видело его в первый и, возможно, последний раз в жизни.

Мало кто, однако, подозревал, что эти наставления вскоре перерастут в настоящую «тигровую революцию», которая захлестнет Тибет волной пылающих костров. В действительности, Далай-лама не призывал тибетцев сжигать мех, но лишь просил их не носить меховых изделий. Тигровые костры, таким образом, стали волеизъявлением народа, вдруг получившего возможность выполнить пожелание разлученного с ними духовного учителя: не отнимать жизнь у животных без крайней на то необходимости.

На вопрос Почему православным можно есть мясо, а монахам - нет. Вообще никогда, а не только в пост? заданный автором Ирина лучший ответ это Милая Ирина, это древняя традиция русского монашества. Традиция полезная (нетрудно понять почему) , но не всеобщая. Сейчас в России есть много монахов и епископов, которые мясо едят и совсем не скрывают этого.
Я молюсь за покойного иеродьякона Каллиста. Он был очень простым и добрым человеком из деревни. Его, монаха, арестовали и стали сильно избивать. На допросах его спрашивали: А ты ведь плохо говорил о Сталине и советской власти? ! Он как ребёнок в простоте сердца отвечал: Да нет. Я никогда этого не говорил. Его морили голодом и избивали несколько дней, не давали ему спать. Потом "подсадная утка" (тайный агент НКВД из заключенных) подсказал ему: а ты признай. Он признал. Ему дали есть КОЛБАСУ, назначили 6 лет тюрьмы и отправили в лагерь рубить и валить лес. Этот простой и искренний монах ел мясо и не сомневался, потому что он иначе умер бы. Нынешние некоторые монахи и епископы едят мясо, видимо, по другой причине. Не нам их осуждать.
Кстати, для вас будет, видимо, удивительным узнать, что греческое духовенство и некоторые греческие монахи курят. И в Греции это воспринимается как вполне нормальное явления. А вот в России это не принято среди духовенства и монахов.

Ответ от хворостина [гуру]
без вегетарианства святым очень трудно стать. Мясо и афродизиак, и мертвое тело и обман для желудка-лежит 3 часа в животе и создает иллюзию сытости.
Это для кого сказано: " бесы (страсти) только постом и молитвой изгоняются? "
Наверное отведавшие (тем более если постоянное тайноедение келейное) мяса иноки убегают в мир.
Ведь очень просто посмотреть как себя чувствует человек и чего он достигает в духовной жизни в соответствии со своею диетою.


Ответ от спросонок [гуру]
монах отрекается вообще от жизни по страстям. Он вступает как бы в Воинство Небесное. Если же подходить формально, то обетов можно выделить три: обет послушания – отказ от жизни по своему хотению; обет нестяжания – отказ от личной собственности; и обет безбрачия – отказ от семейной жизни. В идеале разрыв этих связей с «миром» должен дать человеку свободу для духовного делания, отрезать все житейские попечения. Инок руководствуется словами Самого Спасителя: «…Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной» . В знак отречения от мира и нового духовного рождения иноку дают новое имя.
Неядение монахами мяса – это традиция. Но она также рождена духовным опытом. Настоящие подвижники хорошо знали тесную связь духа с телом. Через тело можно влиять на душу и послабления телу сразу расслабляют дух. Понимание поста в православии основано именно на знании этой связи.
Для монахов пост никогда не был самоцелью, только средством. Но очень сильным и действенным. Поэтому мясо – как самый «горячащий кровь» продукт – прямо запрещалось многими монашескими уставами.


Ответ от ....я.... [гуру]
Человек, который стал монахом, дал обет Богу постнического жития, следовательно у него всегда пост....

Здравствуйте! Меня волнует такой вопрос: почему Православная Церковь не запрещает употреблять в пищу мясо животных? Разве это не жестоко, что люди лишают их жизни, чтобы получить удовольствие от еды, потому что им нравится есть мясо? Ведь можно утолять голод другими продуктами, растительного происхождения или даже животного (яйца, молоко…), но не так, чтобы при этом создания Божии погибали. Почему Церковь не призывает к вегетарианству? И еще интересно, почему в Православии мясо нельзя есть только монахам? Как объясняется этот запрет?

Виктор

На письмо читателей отвечает протоиерей Андрей ЗИЛОТОВ.

Церковь Христова – любящая, добрая и рассудительная мать. Она не налагает на своих чад бремена тяжкие и неудобоносимые. Да, доказано, что для здоровья, а также для духовного преуспеяния более полезна растительная пища. Но человечество уже шесть тысяч лет употребляет мясо. И на это есть Божие благословение.

До потопа люди питались только растительной снедью. Но это не уберегло их от развращения: Земля растлилась пред Богом и наполнилась земля злодеяниями (Быт. 6, 11), – сказано в Библии. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Писание говорит: „растлеся земля". Да и не просто сказало: „растлеся земля", но – „пред Богом, и наполнися земля неправды". Словом „растлеся" оно означило все пороки их, потому что нельзя сказать, чтобы они были виновны в одном или двух грехах; нет, они совершали все беззакония в великом множестве. Поэтому Писание и присовокупило: „наполнися земля неправды". Не просто и не случайно они предавались нечестию; нет, они делали каждый грех с великим напряжением».

Отсюда видно, что вкушение или невкушение мяса – не есть добро или зло само по себе. Зло – это нарушение заповедей Божиих.

Истребив грешников потопом, Господь дал святому Ною новые заповеди, в числе которых содержалось разрешение питаться мясом: Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте (Там же. 9, 3–4). Златоустый святитель пишет: «Нельзя здесь не подивиться безмерной благости Господа <…>. Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, то же самое правило, как и в отношении к первому человеку. Как там Бог, даровав [Адаму] власть над всем и дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав [Ною] благословение и сделав его страшным для зверей, и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: „всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное дах вам все". С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса – не для того, чтобы через это возбудить людей к чревоугодию, но т. к. они должны были животных приносить в жертву и через это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу и через это освобождает их от всякого недоумения. „Яко зелие травное, – говорит, – дах вам все". Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: „точию мясо в крови души да не снесте". Что же означают эти слова? Что такое „мясо в крови души"? Это значит удавленина, потому что кровь есть душа животного».

Таким образом, на вкушение мяса есть благословение от Господа. А все, что всеблагой Бог благословляет, не может быть злом. И еще хочется заметить, что нередко сентиментальные личности, недоумевающие по поводу мясоедения, совершенно равнодушны к гораздо более страшным злодеяниям, чем убийство животных. Ежегодно в нашей стране жестоко умерщвляют миллионы неродившихся младенцев. А сколько людей гибнет от наркомании!.. Но мало кто из мирских людей деятельно участвует в борьбе с этим злом. Лишь Церковь Христова в лице своих служителей, слава Богу, обличает детоубийство и прочие гнусные современные беззакония, вопиющие к Богу об отмщении.

Церковь установила посты, во время которых верующие воздерживаются от мяса, а в особо строгие периоды – и от рыбы. И это – золотая середина между вегетарианством индуистским (или для здоровья) и обжорством ради удовольствия. К тому же Церковь учит употреблять пищу по необходимости. Поэтому убивать животных для развлечения и наслаждения – конечно, грех. А по нужде, чтобы подкреплять телесные силы – нет греха.

В житии преподобного Макария Желтоводского описан случай, как он вместе с паствой, спасаясь от татаро-монголов, много дней шел лесом, а был Великий Пост. Попался им в лесу лось, но ради поста преподобный не благословил его трогать, обнадежив, что Бог пошлет путникам снедь на разговение. Когда же Пост закончился, по произволению Божию этот лось сам прибежал к людям, и они насытились мясной пищей.

Теперь что касается монашествующих. Монашеский устав дал преподобному Пахомию Великому Ангел. И среди его предписаний был такой пункт, как строгий пост, подразумевающий запрет на вкушение мяса.

А объясняется все просто. Монахи приходят в обитель для того, чтобы обрести духовное совершенство. Пост – одно из средств, помогающих достичь этой цели. Поэтому монашество – это постническое житие. Преподобный Григорий Синаит пишет: «Познав из опыта, я утверждаю, что монах никогда не имеет нравственного совершенства без следующих добродетелей: поста, воздержания, бодрствования, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача и смирения. Эти добродетели друг друга рождают и охраняют. Непрерывный пост, иссушая плотскую страсть, рождает воздержание, воздержание производит бодрствование, бодрствование – терпение, терпение – мужество, мужество – безмолвие, безмолвие – молитву, молитва – молчание, молчание – плач, плач – смирение, смирение, наоборот, – плач».

Итак, ни монахи не согрешают, не употребляя мяса, ни миряне – вкушая его не ради удовольствия, а для удовлетворения необходимой потребности в пище.

Я всегда думал, что монашеская еда — хлеб да вода. Но однажды оказался в монастырской трапезной — и мое мнение полностью изменилось. Более вкусных постных блюд в жизни не пробовал. В чем секрет? Монахи Свято-Пантелеймонового монастыря, что на Афоне, всегда встречают паломников радушно. Закон гостеприимства здесь блюдут строго — сначала накорми, потом расспроси. Впрочем, расспросами никто и после обеда вам докучать не будет: у каждого, считают они, своя дорога к храму.

Мы совсем не удивились скромности трапезы: хлеб, гречневая каша, приправленная тушеными овощами, гороховая похлебка с зеленью (на которую в мирской жизни даже не взглянешь и уж точно не позаришься), печеная картошка с квашеной капустой, свежие огурцы да квас. Были еще оливки (их, кстати, как нам объяснили, можно есть с косточками) и красное сухое вино (на донышке кружки). Но вкус этих блюд… Он поразил нас! Самое подходящее в этом случае слово — ‘неземной’. Я спросил об этом одного из иноков. Он молча возвел глаза к небу и тихо, без малейшего намека на поучительство и назидательность ответил: ‘Важно, с какими мыслями, не говоря уже о словах, человек приступает к приготовлению еды и самой трапезе. Вот что по этому поводу написано в ‘Киево-Печерском Патерике’: ‘Было дано увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда: хулящие пищу — ели нечистоты, хвалящие — мед. Ты же, когда ешь или пьешь, славь Бога, потому что себе же вредит хулящий’.

Квашеная капуста была с морковью, свеклой и ароматными семенами укропа. Именно они придавали привычной для нас, россиян, зимней заготовке удивительный вкус. И, как сказали монахи, такая капуста очень полезна для хорошей работы желудка. Над горкой капусты, выложенной в простые алюминиевые миски, возвышалось сверкающее глянцем моченое яблоко. Несколько таких яблок обязательно кладут в каждую кадушку при квашении капусты. Они тоже придают ей особый аромат.

Мясные деликатесы и выпечка — не для афонских иноков. По их мнению, чревоугодие — опасная черта, которая влечет за собой болезни тела и различные душевные недуги. Жирная еда ‘засаливает душу’, а соусы и консервы ‘разжижают тело’. Для афонских монахов прием пищи — духовный процесс, в чем-то ритуальное действо. Молитва — во время приготовления того или иного блюда (в этом случае оно обязательно удастся), короткая молитва перед тем, как сесть за стол, молитва после вкушения пищи. А сама обстановка просторной и светлой трапезной, стены и потолок которой расписаны картинами на библейские сюжеты, превращает скромный монашеский ужин в праздничное застолье и пир души. ‘Так и кухня мирянина, — сказал мне монах, — должна быть не местом семейных разборок и политических дискуссий, а одной лишь трапезной’.

Совсем недавно мне довелось побывать в Горицком Воскресенском женском монастыре, который открылся в 1999 году. В монастырской трапезной несли послушание сестры Юлия и Надежда. Молодые, каждой едва ли на вид можно было дать чуть больше двадцати, но управлялись с кухонной утварью уверенно и без суеты. Новинки технического прогресса, вроде миксеров и овощерезок, обошли стороной эти святые места. Монахини все делают сами: и тесто замешивают в больших чанах руками, и масло сбивают ручными пахтами. Да и готовится монастырская трапеза не на газе в посуде с антипригарным покрытием, а на дровяной плите, в чугунках. Оттого, говорят монахини, и получается более вкусной, наваристой и ароматной.

Я наблюдал, как младшая Надежда шинкует капусту, и любовался: полоски тоненькие-тоненькие, одна к одной, будто каждую вымеряли. Посолила слегка, окропила постным маслом, сверху выложила цветок из бусинок размороженной клюквы и веточек укропа — не блюдо, а картина, даже есть жалко, и отложила в сторону со словами; ‘Пусть капуста сок даст, тогда и на стол ставить можно’.

Я слышал где-то, что монахи не должны обставлять свою трапезу красиво, поэтому спросил об этом сестру Надежду. ‘Ну что вы, — ответила она, — Бог не может быть против прекрасного, лишь бы шло это от чистого сердца, не становилось самоцелью и не приводило к ожесточению, если что-то не получается. Я вообще заметила, — добавила она, — что здесь стала очень хорошо готовить, хотя никогда этому не училась, да и большой житейской кулинарной премудрости еще не накопила. Просто, когда в душе умиротворение и любовь к миру и тем, кто в нем живет, все, что делаешь, получается хорошо’.

Говоря это, она разделывала селедку, чтобы приготовить заливное из соленой сельди, рубленной с грибами. Белые сушеные грибы монахиня замочила заранее в холодной воде и теперь ставила их на огонь. После того как они сварились, пропустила через мясорубку и перемешала с мелкорубленым филе сельди. Добавила в фарш черный перец, измельченный лук и… начала расписывать новый кулинарный натюрморт. Из приготовленного фарша сформовала селедку, аккуратно приложила голову и хвост, вокруг положила небольшие , петрушки, маленькие кувшинки из вареной моркови и залила все грибным бульоном, смешанным с разбухшим желатином. Получилось озеро с аппетитной рыбкой внутри.

— Вы можете, — сказала она, видя мой восторженный взгляд, — украсить свое блюдо как захотите. Да и готовить его необязательно с использованием сушеных грибов. Просто мы с сестрами за лето и осень их столько собрали… А вы, если сушеных нет, возьмите обычные шампиньоны. Хотя, по мне, ни одни выращенные в ‘неволе’ грибы не могут сравниться с лесными. От них такой дух идет!.. Надо сказать, что обед, к которому сестра Надежда готовила свои ‘кулинарные шедевры’, не был праздничным, да и из гостей на нем присутствовали лишь несколько таких же, как я, путешественников, которых и настоящими-то паломниками можно назвать с большой натяжкой. Но здесь принимают всех и не спрашивают, насколько крепка твоя вера: раз пришел, значит, душа просит.

Кроме заливного, Надежда приготовила еще несколько необычных блюд из грибов. Например, грибной сыр, икру и какую-то необыкновенно вкусную холодную закуску. Сушеные грибы для нее вымачивают в воде в течение часа, а затем варят в подсоленной воде до готовности. Их, как сказали монахини, вполне можно заменить свежими: шампиньонами или вешенками. В этом случае грибы достаточно отварить, мелко нарезать, смешать с нашинкованным репчатым луком, досолить при необходимости и полить соусом. Его готовят из тертого хрена, разведенного небольшим количеством крепкого хлебного кваса и грибного бульона. Блюдо получается не острым, а лишь с легким привкусом хрена, который не должен перебивать вкус грибов.

Из холодных закусок на столе была еще свекла отварная под острым соусом, приготовленным из вареных яичных желтков, тертого хрена и растительного масла. Это блюдо было мне хорошо знакомо, а вот вареную фасоль, обжаренную в масле, я пробовал впервые — очень вкусно. Блюдо, как сказали мне сестры, готовится хоть и просто, но довольно долго. Фасоль сначала нужно замочить в воде на 6-10 часов, затем отварить в подсоленной воде до готовности, но так, чтобы не разварилась, откинуть на дуршлаг, слегка обсушить на свежем воздухе и только потом обжаривать в растительном масле до румяной корочки. За пару минут до готовности добавить в казан пассерованный лук, посолить, приправить пряностями по вкусу и снимать с огня. Подают фасоль в холодном виде.

Пока Надежда колдовала (хотя по отношению к монахине такое слово не очень подходит) над холодными блюдами, Юлия готовила первое и второе. На первое были монастырский борщ с фасолью и калья (суп, приготовленный на огуречном рассоле) с рыбой. На второе — плов с овощами и изюмом, постные голубцы, перепеча из тыквы — что-то вроде тыквенной запеканки с рисом: тыкву и рис для этого блюда предварительно отваривают отдельно друг от друга, затем смешивают, в фарш добавляют взбитые также отдельно белки и желтки и выкладывают все в смазанную маслом форму. Получается нечто среднее между выпечкой и вторым блюдом. На десерт сестры приготовили пирог с яблоками и пирожки с маком и медом — маковники. И хотя тесто было замешено без использования сливочного масла, получилось оно пышное, нежное, а начинка… Выпечка с маком — вообще моя слабость.

Как видите, трапезничали монашки и угощали паломников совсем без мяса. Но уж поверьте, мы этого даже не заметили. В дни постов количество блюд на столе, как сказали монахини, уменьшается, исчезают рыба, яйца, молочные продукты. Но трапеза при этом не становится менее вкусной и, уж конечно, остается такой же сытной.
Прощаясь с гостеприимными сестрами, я поинтересовался: слышали ли они о варенье ‘Кудри ангела’? Говорят, этот рецепт настоятельнице одного из испанских монастырей дала Дева Мария в ночь перед Рождеством. Тыквенные волокна (в которых спрятаны семечки) варят в сахарном сиропе вместе с протертыми лесными орехами. ‘Нет, — сказали монахини, — не слышали, но варенье из тыквенных волокон, которые большинство хозяек просто выбрасывает, тоже делаем. Нужно просто отделить волокна от мякоти и семян, слегка обсушить (подвялить на воздухе). Приготовить сахарный сироп, залить им волокна, настоять сутки, а потом варить наподобие наших варений — пяти минуток: 3-4 раза по пять-семь минут, (Важно после каждой варки полностью остудить варенье и только потом вновь ставить на огонь.)’ Попробуйте и еы приготовить дома блюда монастырской кухни. Возможно, тогда предстоящий пост покажется не таким уж пресным и трудным.

С недавних пор я стала замечать, что говоря о продуктах, блюдах «монастырский…», или «как монастырский…», люди подразумевают: «качественный», «настоящий», «вкусный». Мед, хлеб, обед…

Наблюдая уже специально, бросилось в глаза, что тенденция эта не только расширяется, но и уже используется различными производителями продуктов, добросовестными и не очень. Тогда и встал вопрос: что же представляет собой современная монастырская пища, монастырские продукты? Что стоит за признанием потребителя - традиционное уважение к религиозному образу жизни, исключающему обман и леность, или отсутствие внятных государственных ориентиров качества, тех же ГОСТов, к примеру?

За ответами на эти вопросы мы обратились к отцу Михею , иеромонаху Свято-Данилова монастыря. Путь, который привел этого замечательного человека к церкви, был не прост.

Наш собеседник
Иеромонах Михей, в миру Гулевский Александр Петрович, родился 22.11.1964 в г. Ростов-на-Дону. После окончания школы в 1980г. поступил в Ростовское Училище Искусств, специализация «Аккордеон», окончил его в 1984 г. 1984-1986гг.- служба в армии в ВДВ.

С 1987 по 1988гг. отец Михей прислуживал пономарем в храме, а в 1988г. поступил в семинарию, которую окончил в 1991г. В этом же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру послушником, а в 1992 г. переведен в Данилов монастырь.

Послушания в монастыре: 2 года в иконной лавке, в течение 10 лет с 1994г. строительство скита и пасеки в Рязанской области, с 2004г. - келарь в Даниловом монастыре, в настоящее время послушание в медовой лавке, в 2-х монастырских магазинах, а также в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

Начнем с того, что отец Михей был десантником и понятие «горячая точка» знает не понаслышке. Уже, будучи в монастыре, отец Михей исполнял тяжелые послушания: устройство скита в Рязанской области, организация монастырской пасеки, обязанности келаря в самом Свято-Даниловом монастыре и многие другие, о которых я не знаю.

В итоге нам удалось из вопросов и ответов составить картину того, как сегодня живет русский православный монастырь: что производит, чем питается, кого и как кормит.

сайт: Известно, что монастыри на Руси в абсолютном большинстве своем были самодостаточными в производстве, хранении и распределении продуктов. Монастырям принадлежали сады, поля, огороды, пруды и пасеки. Так же с древности сохраняется традиция кормить монастырскими продуктами не только братию, но и работников, паломников, учеников, гостей. Жива ли эта традиция в Свято-Даниловом монастыре сейчас?

О. Михей: От века на Руси монастыри были не только центрами духовной жизни, но хозяйственной тоже. Они мало того, что сами себя кормили, но и вели селекционную работу, выращивали новые сорта растений, искали и находили новые способы хранения и консервации продуктов. Уже много сотен лет монастыри не только сами кормились, но и широко помогали нуждающимся. Как в обычное время, так и, особенно, в военные года, в неурожайные периоды, во времена эпидемий.

В монастыре по-другому и не бывает: на сегодняшний день хозяйство Свято-Данилова монастыря ежедневно кормит до 900 человек. Братии у нас - чуть более 80, работники из мирян - почти 400. И еще паломники, гости монастыря, нуждающиеся - каждый день монастырская кухня, с Божьей помощью, дает пропитание всем этим людям.

Большинство продуктов, которые у нас есть - собственного производства. Это и мука, с монастырских полей в Рязанской области, и овощи, и фрукты, и мед. Рыбу мы в основном покупаем пока, но хотим там же, на землях скита, вырыть пруды и запустить на выращивание рыбу. Коровок держим - на масло, творог, молоко. Мяса ведь в монастыре не едят.

сайт: С чего началось возрождение монастырского хозяйства?

О. Михей: Возрождение монастырского хозяйство началось с момента передачи его Церкви в 1983 году. За пять следующих лет монастырь в целом был восстановлен, и вместе с ним стало функционировать обеспечивающее его хозяйство. Однако, до действительно самостоятельной структуры, производящей, сохраняющей и питающей - до этого всего мы и сейчас только идем.

До 1917 года у монастыря были обширные угодья, пашни, пасеки, пруды. Продуктов было много и хороших. Многое монастырь продавал, в т.ч. в своих же магазинах и лавках. Их всегда любили люди - и москвичи, и паломники. Потом все разрушено было, в буквальном смысле - до основания.

Но за последние 17 лет путь, конечно, проделан немалый. Если сегодня оглянуться назад, то видишь, сколького мы, с Божьей помощью, добились! И сами выращиваем на монастырских землях пшеницу, муку мелем, нашу знаменитую сдобу печем. И овощи все нужные выращиваем и сохраняем: консервируем, квасим, солим.

И пасека теперь у монастыря не одна - в подмосковье на монастырском хозяйстве, под Рязанью, под Анапой и с Алтая с пасек храма Архангела Михаила тоже поставляют мед. Под Рязанью самая большая пасека. Сейчас здесь у нас около 300 ульев и за сезон на пасеках удается получить более 10 сортов меда. Это и донниковый, и липовый, и гречишный, и меды лесного и полевого разнотравья. Каждый новый сезон перед вылетом пчел совершаются специальные молебны на освящение пасеки, и пчеловоды получают благословение на предстоящие труды.

Мед такой продукт - Божье благословение. К нему нужно так и относиться. Ведь, если пасеку поставишь, например, около дороги, так там чего только из выхлопных труб не идет: и свинец, и всякие металлы тяжелые. А пчелки тоже все это собирают и на мед переносят. Мы же отвечаем перед Богом за то, что у нас в хороших, экологически чистых местах пасеки находятся, и вот, предлагаем чистый мед людям.

Мы любим свой народ и хотим, чтобы люди были здоровыми и красивыми и чтобы дети рождались здоровыми. Пчеловодство — это традиционный российский промысел. Еще в ХVI веке говорили: «Россия — это страна, где течет мед». Медом занимались чуть ли не в каждом доме. Его вместе с воском и за границу поставляли. Все русские люди мед ели. Это необходимый продукт для каждого человека.

У нас сейчас принято вкушать мед только во время болезни. Только это неправильно. Мед надо есть трижды в день: утром ложечку, днем и вечером. В меде есть все, что необходимо организму, в том числе витамины. Ведь мед — это натуральный продукт, который люди веками употребляли в пищу для укрепления своего здоровья. Воины прошлого в походах всегда имели при себе мед. Вкушая его, они увеличивали свои силы перед предстоящим боем

Стали еще возрождать традицию монастырского хлеба. Люди приезжают за нашей выпечкой со всей Москвы и даже из Подмосковья. Большой популярностью пользуются разнообразные пирожки, которые готовятся по старым монастырским рецептам. Сделано с душой — и людям нравится!

Из проповеди
Киевский князь Изяслав пришел к преподобному Феодосию, и после беседы гостю была предложена монастырская трапеза. Вкусив ее, Великий князь поразился, насколько простая монастырская пища была вкусной, что он и в великокняжеском дворце не имел таких кушаний. На это преподобный Феодосий ответил: «Это происходит оттого, что пища в нашей обители приготовляется по благословению настоятеля. Поэтому, несмотря на простоту, по благословению Божиему, получаемому через благословение настоятеля, она получается столь питательной, полезной и вкусной»

Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. Чудесный улов рыбы.

Очень наши прихожане и гости монастыря ценят то, что не только нашего монастыря рецепты мы используем, но и других святых мест: например, у нас есть бездрожжевой хлеб, испеченный по афонским рецептам, есть хлеб от сестер из Серпуховского женского монастыря.

сайт: И со всем этим управляется немногочисленная братия Свято-Данилова монастыря?

О. Михей: Нет, конечно! Нам помогают и работники-миряне, и добровольные помощники. Монахов действительно немного, особенно таких, которые на земле трудиться умеют. Многие в монастырь приехали из городов, некоторые не в состоянии заниматься физическим трудом. А ведь работу на медовых пасеках называют «сладкой каторгой»...

Далеко не все знают, как много трудов приходиться приложить, чтобы хорошие продукты попали на стол и монастыря.

сайт: Расскажите, пожалуйста, о системе монастырского питания. Из каких продуктов и блюд складывается монастырский стол для братии?

О. Михей: Мы же в монастырь приходим не для того, чтобы вкусно поесть - мы приходим, чтобы достичь Царствия небесного трудами, молитвами и послушанием. Высшая добродетель — пост, молитва, отказ от мирских соблазнов и послушание.

Кстати, по монастырскому уставу, в году около 200 постных дней. Посты делятся на многодневные (великий, петровский, успенский и рождественский) и однодневные (среда, пятница каждой недели). Именно в дни воздержания от скоромной пищи в монастырских трапезных разрабатывались тысячи оригинальных, простых, доступных населению блюд.

Меню обеда для братии Свято-Данилова монастыря

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной

Салат из кальмаров

Сыр нарезка
Салат из свеклы с майонезом

Сыр нарезка

Салат из огурцов, яиц и зел. лука
Салат овощной

Дайкон с морковью
Салат овощной

Сыр нарезка

Салат с креветками
Салат овощной

Салат из капусты с морковью
Салат из свеклы с майонезом

Салат греческий

Сыр нарезка
Нарезка рыбная

Салат из кальмаров с яйцом
Суп Рассольник Щи Суп грибной Суп с фрикадельками Суп гороховый Уха Борщ
Рыба жареная

Макароны

Соус томатный
Рыба жареная в яйце и сухарях

Пюре

Соус бешамель
Брокколи с луком и морковью

Гречка
Рыба жареная в яйце и сухарях

Макароны

Соус томатный
Рататуй

Рис

Соус томатный
Окунь жареный

Макароны

Соус томатный
Судак жареный

Пюре картофельное
Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
- Компот

Молоко

Сметана
- Компот

Молоко

Сметана
-
Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Печенье

Яблоки
Компот

Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Печенье

Яблоки
Компот

Чай

Печенье

Яблоки
Чай

Конфеты

Яблоки
Морс

Чай

Конфеты

Яблоки

Меню ужина для братии Свято-Данилова монастыря

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Поста нет 7 Поста нет 8 Елей 9 Поста нет 10 Елей 11 Поста нет 12 Поста нет 13
Салат овощной Салат овощной

Яйцо под майонезом
Лобио

Кабачковая икра
Салат из крабовых палочек Салат деревенский

Салат овощной
Селедка с луком и зеленым горошком

Салат овощной
Салат из помидоров с луком

Яйцо под майонезом
Зразы

Каша из пшена

Соус
Рыба под маринадом

Рис
Биточки картофельные

Капуста тушеная
Голубцы рыбные в листе Картофель с грибами и луком Тефтели под соусом

Картошка жареная
Рыба жареная

Рис с овощами
Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
- Омлет - Компот

Молоко

Сметана
Компот

Молоко

Сметана
Запеканка творожная Сырники - - - - Запеканка
Чай

Конфеты
Какао

Конфеты
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты

Компот
Чай

Конфеты
Чай

Конфеты

Главное отличие монастырского стола от мирского в том, что мы не едим мяса. В монастыре едят овощи, крупы, молочные продукты, выпечку и рыбу, грибы. В кладовых монастыря всегда заготовлено много квашеной капусты, огурцов, помидоров, грибов.

За этим следит келарь, а делают и братья-монахи, и работники - миряне. И идет это на стол всем без исключения. По уставу монахи трапезничают только два раза в день: в обед и в ужин. Келарь монастыря особенно следит за тем, чтобы трапезы были и вкусными, и разнообразными и поддерживающими силы - ведь промежуток перед приемами пищи большой, а сложа руки никто не сидит, у каждого своя работа по хозяйству - послушание.

Будничное меню состоит обычно из ухи, если в этот день дозволяется, рассольника, супа овощного, грибного или молочного и рыбы с гарниром. На десерт - чай, компот или кисель, пирожки, печенье. Воскресное меню состоит из рыбного борща, жареной рыбы с гарниром из картофельного пюре или риса с овощами, свежих овощей, рыбной нарезки и продуктов с монастырского подворья - сыра, сметаны и молока. На праздники Рождества Христова и Пасхи на трапезе подают праздничное меню.

У нас есть отец Гермоген - он келарем монастыря был более 10 лет, так он даже книгу написал о монастырской трапезе, «Кухня отца Гермогена». На данный момент келарь в монастыре о. Феогност. Я же был келарем несколько лет, а до этого нес послушание в строительстве скита, восстановлении храма Архангела Михаила, заботах о пасеках, пекарне…

Сейчас у меня послушание - предлагаю монастырскую продукцию для москвичей, в медовой лавке и 2-х монастырских магазинах «Монастырский мед» и «Монастырский магазин продуктов», в которых можно приобрести нашу продукцию: мед, продукты пчеловодства, варенье на меду, ассортимент рыбы, каши, монастырскую выпечку-хлеб бездрожжевой, пирожки, оздоровительные продукты: безалкагольные бальзамы, сбитни, чаи, травы.

А также у меня послушание в отделе изготовления постеров духовно-патриотического содержания современных и классических художников.

сайт: Мы благодарим Вас, отец Михей за внимание и рассказ. Желаем Вам радости в Ваших трудах!

МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ (молитва для похудения)

Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.

Примечание редактора

Уважаемые читатели!

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост. Это один из четырех многодневных постов в православии, который готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова. Данный пост менее строгий, чем Великий и Успенский, но и здесь возникают вопросы: что можно, а чего нельзя есть, о каких православных праздниках в это время обязательно должен знать каждый верующий, кому разрешаются послабления, есть ли польза для души, если вы соблюдаете только физический пост?.Михей. В эти дни о. Михею . И тогда на встрече вы получите исчерпывающие ответы на них.



Что еще почитать