Чему научил нас геноцид цыган. Геноцид цыган во время Второй мировой: как это было Геноцид цыган во время второй мировой войны

«24 апреля 1942 года в 5 часов утра прибывшим из гор. Смоленска карательным отрядом в количестве до 400 человек, дер. Александровское была оцеплена, потом гестаповцы обошли все дома и всех жителей деревни, как русских, так и цыган, выгнали полураздетыми из домов и погнали на площадь к озеру. Немецкий офицер, владевший русским языком, достал из кармана список жителей деревни, взятый им у старосты, и стал из толпы вызывать граждан, сортируя их на русских и цыган. После сортировки русские были отправлены домой, а цыгане оставлены под усиленной охраной. Потом офицер из оставшейся толпы выделил физически крепких мужчин, им выдал лопаты и в 400 метрах от деревни предложил вырыть две ямы. Когда мужчины были отправлены рыть ямы, туда же немцы погнали женщин, детей и стариков, избивая их прикладами, палками и плетками. Перед расстрелом осужденные были подвергнуты осмотру, женщин и мужчин раздевали, и все, кто имел смуглую кожу, были расстреляны. Расстрел был осуществлен так: вначале расстреляли детей, грудных детей живыми бросили в ямы, потом расстреляли женщин. Отдельные матери, не выдерживая дикого ужаса, заживо бросались в яму. Трупы расстрелянных закопали мужчины, потом они сами были расстреляны и немцами закопаны во вторую яму. Лучшую одежду расстрелянных, а также различные ценности немцы увезли с собой в Смоленск. Всего было в тот день расстреляно 176 человек».

«Запретить неарийское потомство»

Это всего лишь одно сухое сообщение — из тысяч подобных свидетельств очевидцев массовых убийств. По разным подсчётам, на оккупированной нацистами территории СССР в 1941-1944 гг. было уничтожено до 50 процентов цыганского населения: жителей городов, колхозов и просто «вольных таборов». Всем в мире известно слово Холокост, но мало кто знает о Поражмос (это выражение в цыганском означает одновременно «резня» и «разрушение»). Нацистская Германия целенаправленно убивала цыган в той же степени, что и евреев. Идеологи Третьего рейха вскоре после прихода Гитлера к власти постановили: «рома» (самоназвание цыган) представляют угрозу «расовой чистоте арийской нации, представляя собой результат смешения с низшими расами мира». С 1935 года «чуждый народ» начали помещать в специальные «лагеря принудительного содержания», обнесённые колючей проволокой. На время праздников или спортивных состязаний (например, после старта Олимпийских игр в Берлине) все цыгане, даже оседлые, поголовно высылались из городов. С 1936 года цыганам (как и евреям) запретили вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, их официально лишили гражданства Третьего рейха. 8 декабря 1938 года появилось одно из самых отвратительных распоряжений главы МВД Германии, рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера — о принудительной стерилизации цыган, «во избежание появления неарийского потомства». Стерилизовали (и взрослых женщин, и несовершеннолетних девочек) одним методом — укол в матку грязной иглой. Зачастую такие действия приводили к воспалению, заражению крови и сепсису — от «эксперимента» умерли сотни молодых цыганок. К сожалению, это было не худшее, что пришлось пережить «рома».

Расстреливали целые ансамбли

С 27 апреля 1940 года цыган из стран Европы начали депортировать в Польшу — в основном, их селили отдельными кварталами в еврейских гетто, как в польском городе Лодзь. А вот целенаправленно убивать «рома» нацисты принялись именно на территории СССР. Например, в Литве и Эстонии (при весьма активном содействии «полиции порядка» из местных жителей) были уничтожены практически все цыгане, включая женщин и младенцев. Весь декабрь 1941 года проходили казни цыган в занятом немцами Крыму — нацистам было всё равно, жили люди в таборах, городах, и кем они работали — сжигались здания цыганских театров, целиком расстреливали цыганские ансамбли, убивали актёров. Весной 1942 года «рома» масштабно вывозят из СССР в «лагеря смерти» — Освенцим, Майданек, Треблинку. Как правило, сразу после прибытия на поезде людей под видом «помывки» в душе отправляли в газовую камеру. Иногда немцы не утруждали себя транспортировкой — объявляли в местах проживания цыган всеобщий сбор для «переезда», просили обязательно взять ценные вещи, а затем расстреливали.

«Это было в Псковской области. Мы жили все вместе — все мои родные: мать, отец, бабушка Авдотья, дедушка Александр , дядя Григорий и его дети Таисия и Иван , дядя Василий и его дочери Валя и Анна . И пришла нам повестка, чтобы на три дня брали продукты, а если есть, например, корова, то с собой не брать. Хоть отец мой был и неграмотный, но мужик был дальновидный. Цыган собралось очень много, все спрашивают: „Куда нас?“. А немцы говорят: „Мы отправим вас в Бессарабию, вы же цыгане“. Ну, цыгане поверили. А отец мой говорит: „Какая Бессарабия? Куда они нас погонят, если везде бомбят, дорог нету, поезда не ходят? Пойдете вы землю есть, всех расстреляют, как собак! У меня есть лошадь, сажайте детей и едем в лес скрываться. Убьют что в затылок, что в лоб“. А цыгане темные, всему верят. Ну, мой батя забрал мать, нас — детей, сказал: „Если что, помирать вместе будем“. И осталась в живых только одна семья — наша, всех остальных немцы под конвоем, с собаками, увели. Всех расстреляли. Недалеко от Новоржева есть лесок, там ямы были вырыты. Всех бросили в эти ямы, кровь наружу сквозь землю выходила. Многих зарыли живьем. Целую деревню там оставили. Только моих родственников девять человек там погибло». (Александр Степанович Степанов , цыган из деревни Бернгардовка, из книги «Цыгане под свастикой»).

Цыганский рейд. 1937 г. Фото: Commons.wikimedia.org / German Federal Archives

«Кричали днём и ночью»

Вскоре разразилась и массовая бойня цыган и в остальной Европе — во Франции, Югославии, Венгрии и Румынии. Убивали не только немцы — и «усташи» в Хорватии, и пронацистская «милиция» во Франции. Вариантов для «рома» было два — либо расстрел на месте, либо концлагерь с газовыми камерами. С 1943 года даже цыган, служивших в вермахте и имевших боевые награды, забирали с фронта, и отправляли в лагеря. Историки до сих пор не могут прийти к точному числу погибших из народа «рома». Низшая цифра — 220 тысяч убитых, высшая — 800 тысяч: учитывая, что тогда в государствах Европы (включая и Советский Союз) проживало около миллиона цыган. Из 23 000 цыган, посланных в Освенцим, за три года 19 000 умерли от жутких условий содержания и рабского труда.

«Я один раз видела прелюдию к их убийству, — вспоминала женщина по фамилии де Виек , сидевшая в концлагере вместе с посмертно известной благодаря своему дневнику еврейской узницей Анной Франк . — Цыганских девочек, совершенно обнажённых, провезли мимо — прямо к крематорию. Анна смотрела, как их отправляют, и плакала».

Гиммлер предложил сохранить немного цыган для «показательных образцов неарийской нации», но рейхсляйтер Мартин Борман ответил — «Нет... мы уничтожим их всех». На цыганских детях в Освенциме ставил чудовищные медицинские опыты и врач-изувер, гауптштурмфюрер СС Йозеф Менгеле . Он замораживал людей заживо, колол прямо в глаз краску, чтобы изменить цвет, делал инъекции в организм химикатов. Узница Вера Александер из Освенцима рассказала, как доктор Менгеле однажды сшил (!) двух цыганских девочек спиной друг к другу — «Их звали Гвидо и Ина , им было всего-навсего четыре годика. Они кричали, не прекращая, днём и ночью. Их мать достала где-то смертельную дозу морфина, и положила конец страданиям своих детей».

Западная Германия официально признала геноцид цыган только в 1982 году. Жертвы Поражмоса не получили никаких выплат и других финансовых компенсаций. Министр внутренних дел земли Вюртемберг и вовсе заявил — «Это не было преступлением на расовой почве, цыган уничтожали за их вовлечение в преступность». Группенфюрер СС Отто Олендорф , руководитель «айнзатцгруппы Д», осуществлявших казни десятков тысяч мирных жителей на территории СССР, сказал на суде — «такие вещи оправданы, ведь цыган убивали и во время Тридцатилетней войны». Олендорф был повешен, а вот те люди, которые вынесли для Германии вердикт — избавиться от «расы бродяг», наказания не понесли. Впрочем, в дальнейшем им не повезло. Психолог Роберт Риттер , чьи рекомендации по «цыганскому вопросу» привели к попытке уничтожения целого народа, в 1951 совершил самоубийство. Эва Юстин , нацистский «расовый антрополог» (и заместитель Рихтера ), публиковала исследования, что «из цыганских детей невозможно воспитать полноценных членов немецкого общества, так как им свойственна природная лень, слабоумие, склонность к бродяжничеству, инцесту и воровству». Нацисты присвоили ей степень доктора философии, а цыганские дети (41 мальчик и девочка), чьё конкретно поведение она исследовала, были отправлены в Освенцим и там убиты. После войны Юстин работала в Германии детским психологом (!). В 1966 году, в возрасте 57 лет, она умерла от рака после долгих мучений. Да, справедливость иногда торжествует.

Цыгане воспринимались с точки зрения нацистской расовой теории как угроза расовой чистоте немцев. Так как официальная пропаганда провозглашала немцев представителями чистой арийской расы, происходящей из Индии, известная сложность для теоретиков нацизма состояла в том, что цыгане являются куда более непосредственными выходцами из Индии; они близки её нынешнему населению с объективной расовой точки зрения и говорят на языке индоарийской группы - следовательно, цыгане, по крайней мере, никак не меньшие арийцы, чем сами немцы. Выход был найден в решении, согласно которому цыгане, живущие в Европе, представляют собой плод смешения арийского племени с самыми низшими расами всего мира - это якобы объясняет их «бродяжничество» и доказывает их асоциальность. Цыгане, даже оседлые, признавались потенциально асоциальными в силу своей национальности.

Всё началось с «Закона о борьбе с цыганами, бродягами и тунеядцами», который был принят в Баварии 16 июля 1926 года. Следующим этапом стал период с 1935 по 1938 гг., когда полиция и ведомства социального обеспечения во многих городах стали помещать цыган в лагеря принудительного содержания, зачастую обнесённые колючей проволокой, и подчинять их там строгому лагерному распорядку. С марта 1936 на цыган были распространены положения так называемых «нюрнбергских расовых законов» о гражданстве и расе, которые прежде распространялись только на евреев: им также было воспрещено вступать в браки с немцами и участвовать в выборах, было снято гражданство Третьего рейха.

Непосредственное уничтожение началось со стерилизации цыган во второй половине 1930-х годов. Нацисты выработали несложный способ стерилизации женщин - укол в матку грязной иглой. Медицинская помощь после этого не оказывалась, несмотря на возможные тяжёлые осложнения. С осени 1941 года на оккупированных территориях СССР наряду с массовыми убийствами евреев начались массовые убийства цыган. Наиболее массовые истребления цыганского населения зафиксированы в Западной Украине, Смоленской, Ленинградской и Псковской областях.

Аресты немецких цыган начались ранней весной 1943 года. Попали в заключение даже цыгане, служившие в немецкой армии и имевшие боевые награды. Арестованных отправляли в Освенцим. Там оставляли в живых в основном немецких цыган-синти, которых нацисты считали более цивилизованными. Польские же, российские, литовские, сербские, венгерские цыгане в основном уничтожались в газовых камерах сразу по прибытии в лагерь. Но и немецкие цыгане массово умирали от голода и болезней, нетрудоспособных также отправляли в газовые камеры.

По последним исследованиям за период с 1935 по 1945 год количество жертв геноцида цыган составило до 1 500 000 человек. Количество пострадавших - ещё больше.

Испанские цыгане умоляют короля Филиппа III отменить закон об их изгнании.

В течение столетий на территории Европы было два крупных национальных меньшинства — евреи и цыгане. Если положение еврейского населения достаточно хорошо изучено, то история цыган продолжает оставаться уделом немногих специалистов, хотя и она содержит немало поучительных эпизодов.

Большинство ученных сходятся на том, что цыгане (самоназвание «рома») пришли в Европу из Индии. И сегодня европейские цыгане без большого труда понимают индийские фильмы на санскрите. По одной из гипотез, предки цыган были бродячими артистами и ремесленниками, кочевавшими между дворами индийских махарадж. Неизвестно, что побудило этих людей оставить родину и направится на Запад. В 12-13 веке цыгане появляются в Византии. Византийские императоры предоставляют им привилегии и в течение почти двух столетий цыгане мирно живут на территории угасающей империи. Документы упоминают о них редко, что свидетельствует об отсутствие каких-либо серьезных конфликтов между переселенцами и местным населением (а так же и властями). Большинство цыган, по-видимому занималось ремеслом.

Согласно грамотам, полученным ими на Пелопонессе в 1378 г. и на острове Крит в 1386 г. цыгане зарекомендовали себя как искусные мастера по металлу. Кроме этого они так же изготовляли кожаные ремни, седла, гадали и давали музыкальные и театральные представления.

Кризис и распад Византии тяжело ударил по цыганским общинам. Спасаясь от бесконечных войн сопровождавших завоевание Балкан турками, цыгане постепенно стали переселяться в глубь европейского континента. В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании. В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. — Испании, в 1500 г. — Шотландии. Европейцам, цыгане рассказывали разные истории о своём происхождение, но чаше всего они говорили о том, что вышли из Египта. Поэтому например в английском языке цыган называют «Gipsy» от слова «Egypt» — Египет. В скором времени на территории Западной и Центральной Европы число цыган достигло несколько десятков тысяч.

На первых порах цыгане встретили радушный приём. Они достаточно легко усваивали местные верования и поэтому цыгане лишь в исключительно редких случаях подвергались гонениям со стороны инквизиции. Европейские короли предоставили им охранные грамоты. Так французский король Франциск I (1494-1547 гг.) повелел своим служащим оказывать всяческое содействие Антуану Морелю «своему любимому капитану Малого Египта», не препятствовать его табору, и даже предоставлять ему место для ночлега. Цыганским вожакам было предоставлено исключительно право суда над своими таборами. Английский король Генрих VI (1421-1471 гг.) повелел судить цыган особыми судами, где половина присяжных состояла из цыган, а половина из англичан.

Иоганн Траутман. «Цыгане». Середина XVIII в.

Итак, на первых порах цыгане успешно нашли свою нишу в Европе. Интересно, что в Англии цыгане постепенно смешались с местными бродячими ремесленниками и артистами — «тинкерами», и стали называться единым термином — «тревелерз» (путешественники). По сути дела цыгане стали своеобразной нацией-сословьем бродячих ремесленников и артистов. Трудно не усмотреть здесь параллелей с историей европейских евреев, которые обосновались в Европе при аналогичных обстоятельствах (переселившись в Европу в эпоху раннего средневековья из района Средиземного моря), и по мнению историка-марксиста Аврама Леона стали торговой нацией-классом.

Однако «золотой век» цыган в Европе был недолог. С конца 15 в. в странах континента начинают приниматься антицыганские законы. Согласно официальным документом причиной возникновения подобного законодательства были «дурные качества цыган», их мошенничество и преступность. Но, зная об аналогичных мотивировках антиеврейских законов, мы должны отнестись к ним с осторожностью, и попробовать понять, почему правители Европы сменили по отношению к цыганам милость на гнев.

Цыгане стали одной из первых жертв формирующегося в Европе капиталистического способа производства. Можно легко заметить параллель между судьбой цыган и трагической участью жертв «огораживания» в Англии. Мелкое ремесло и фермерство уничтожалось, а появившиеся «новые нищие» представляли из себя слишком опасный социальный элемент с чьим существованием можно было мириться. Английской бедноте изгоняемой со своей земле, властями предлагалось только две альтернативы — работать за гроши на мануфактурах или отправляться на виселицу. Как известно жертвами законов «против бродяг» стало до двух процентов населения Англии. Цыгане, бродячие мелкие ремесленники и артисты стали жертвами этой новой политики. Для нарождающегося капитализма они были не нужны, а следовательно обречены на уничтожение, подобно северо-американским индейцам. Если сравнить гонения на евреев и на цыган, то можно заметить, что преследование последних было гораздо более жестоким и последовательным. Если вопрос об изгнание евреев каждый раз вызывал большие споры среди правящей феодальной верхушки (как это было например в Португалии), то цыган обрекали на изгнание и смерть без всяких проблем, несмотря даже на то, что они были христианами. Социально-экономические причины всегда были гораздо важнее вопроса — кто распял Христа!

Клейма для цыган применявшиеся в германских государствах.

С 15 по 18 в. в Европе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие из них принимались в протестантских странах Германии, Англии и Скандинавии. (Самое толерантное отношение к цыганам было в таких отсталых странах как Испания, Турция и Россия). Английский закон от 1554 г. предписывал смерть для всех цыган мужчин, а так же для «тех кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». (Можно предположить, что последние дополнение было направлено против тинкеров, о которых мы писали выше). Уже в 1557 г. по этому закону были казнены семь англичан и одна англичанка.

В Швеции закон от 1637 г. предписывал казнить всех цыган мужчин. Фридрих Прусский пошел ещё дальше и в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет не взирая на пол. В графстве Рейн «всех встреченных в рейнских землях цыган полагается расстреливать на месте». Закон Майнца от 1714 г. предписывал казнь всех цыган мужчин и порку и клеймение женщин и детей. В Габсбургской империи цыгане были поставлены вне закона эдиктом императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал вешать и мужчин и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.

Эмиль Вотер. «Цыганка узница».

Все эти драконовские законы приводились в жизнь. В 1724 г. в маркграфстве Баурейт в один день было повешено пятнадцать цыганок, старшей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г. целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесовали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгрии табор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких людей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыганкам отрубили головы. Казни остановились только когда пропавшие нашлись.

Если цыганам Европы в отличие от тасманцев или индейцев удалось уцелеть, то в этом нет заслуги европейских правителей. Последние, сделали всё возможное, чтобы «окончательно решить цыганский вопрос». Во Франции с 1504 по 1666 г. антицыганские законы принимались 10 раз! Просто дело было в том, что абсолютистские монархии не располагали таким мощным репрессивным аппаратом, как государства 19-20 вв. Преследуемые цыгане довольно легко могли пересекать границы, прятаться в лесах, подкупать местных чиновников. Как и в случае с евреями гонения привели к росту изоляции цыган от местного населения. Цыгане стали больше кочевать и ограничили до минимума свои контакты с не цыганами — «гажё».

Цыгане находили и другие пути для выживание. Одним из них была эмиграция. Так цыгане оказались в Бразилии, где довольно активно занялись работорговлей и стали процветать. Немногие счастливчики находили себе постоянную работу и тем самым избегали гонений. Другие поступили на военную службу. В 17 в. наблюдался резкий рост численности армий, и рекрутов постоянно не хватало. В Швеции 17 — 18 вв. военная служба стала своего рода цыганской профессией, и практически не было цыгана, не служившего в армии хоть раз. Подобное явление наблюдалось и в других европейских странах. Многие цыгане «ушли на дно» и примкнули к криминальным группировкам. Вынужденная криминализация части цыганского сообщества в свою очередь привела к возникновению антицыганских стереотипов среди широких масс населения, стереотипов которые не наблюдались ранее (Подобное явление можно видеть и в сегодняшней России. Так в ряде регионов из-за отсутствия других заработков, цыгане занимаются наркоторговлей, что естественно вызвало гнев их соседей. П.С. Вы спросите кто же их вынудил? Ну наверное "традиция не работать" или как минимум предрасположенное отношение к ним работодателя...).

Сделав небольшое отступление от основной темы нашего повествования, мы отметим, что судьба цыган имеет много общего с судьбой европейских низов в переломный период 17-18 в. Она объясняет почему на протяжение почти 150 лет, с 1640 по 1789 гг. Европа практически не знала мощных социальных потрясений. С одной стороны церковная Реформация уже не могла быть идеологией социальных низов — в 17 веке она могла предложить пролетариям и мелким ремесленникам только петлю. Всякое возмущение пресекалось превентивным террором. Наиболее активные представители низов эмигрировали в Америку или на окраины Европы, шли на военную службу (где существовала довольно высокая социальная мобильность) или криминализировались, ведь мы говорим о времени легендарного «Дворца чудес» и Картуша.

Цыган продолжали преследовать вплоть до начала 19 г. Кое-где антицыганские законы не отменены до сих пор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и Сардиния. Если они появятся вблизи другого города, то мэр в праве вызвать войска.

Приход к власти в Германии нацистского режима дал новый толчок гонениям против цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергские законы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев, но и на цыган. Их жертвами стали немецкие цыгане — синти. Как и евреи они уже давно были интегрированы в немецкое общества как торговцы, ремесленники и артисты. Изначально нацисты взяли курс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначально планировалось сделать это путём стерилизации. На учет было взято более 20 тыс. цыган Германии. С началом Второй империалистической войны власти Германии вступили на путь немедленного физического уничтожения цыган Европы. По данным ЮНЕСКО результатом этой политики стала гибель полумиллиона цыган. И это всего лишь заниженные и приблизительные цифры. Существенный вклад в дело геноцида цыган внесли коллаборационисты на захваченных немцами территориях. В Югославии усташи разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хоронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше карательный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцев за три месяца истребил около 300 человек.

Тысячи цыган были истреблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальд и др. Цыганские дети были главным объектом опытов зловещего доктора Менгеле.

Холокост цыган был крепко забыт после Второй мировой войны. И это не удивительно. Например, на 300 книг о нацистском геноциде евреев, приходится лишь одна книга о геноциде цыган. Большая часть организаторов геноцида цыган так же осталась безнаказанна. Др. Р. Риттер, организатор выявления всех цыган Германии заявил, что не знал, для чего проводятся данные мероприятия и был оправдан.
Реставрация капитализма в Восточной Европе привела к новому витку затянувшейся на несколько веков цыганской трагедии. В период с 1945 по 1991 год политика просоветских режимов в Венгрии, Румынии, Болгарии и Чехословакии была направлена на интеграцию цыган в новое общество. Для них строились поселки, школы, а что самое главное – цыганам была дана работа. Примечательно, что в этих странах цыгане влились в рабочий класс.

Так в Венгрии по данным на 1971 год, только 26 % цыган в возрасте от 25 до 29 лет окончили начальную школу. К 1993 году, среди молодых людей этого же возраста цифра закончивших школу выросла до 77 %. Даже буржуазная российская газета «Комерсантъ» вынуждена признать, что: «При социализме 95-96 процентов венгерских цыган работали в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, имели стабильный доход, получали от государства квартиры, их дети ходили в школы и получали высшее образование. С приходом рынка все это рухнуло».

После реставрации капитализма в Венгрии 50% цыган сразу потеряли работу. Работодатели прежде всего избавлялись от работников «нетитульной» нации. Затем были закрыты заводы. Безработица среди цыган выросла до 80%. Венгерский журналист Агнеш Геребен «За 20 лет выросли поколения, которые не видели родителей работать, братьев и сестер возвращаться из школы».
Аналогичные процессы шли и в других восточноевропейских странах. Вот что пишет тот же «Коммерсантъ»:

«К переменам, вызванным «бархатной революцией» 1989-го в Чехии, местные цыгане тоже оказались готовы хуже других. Плохое образование и отсутствие профессиональной подготовки, а также исчезновение госсектора экономики, в котором и были заняты цыгане по госпрограммам, привели к образованию бедняцких поселений, в которых живут, как в гетто, не менее 60-80 тысяч человек. Цыганские «зоны» стали точками с высоким уровнем преступности».

А вот другое свидетельство:
«80-90 процентов цыган остались безработными,- описывает «Огоньку» ситуацию экс-министр Чехии Джамиля Стегликова.- Возникают гетто, целые территории, где цыгане живут в изоляции. А в них - проблемы, с которыми мы не встречались: ростовщичество, проституция, криминал, наркозависимость..».
Многомиллионое цыганское население Румынии, Чехии, Словакии, Болгарии, Венгрии в одночасье превратились в лишних людей «не вписавшихся в рынок» и брошеных на произвол судьбы.
По данным европейских институтов постоянно голодает каждый шестой цыган. Менее 20 % цыган в странах постсоветского блока заканчивают среднюю школу. Более 70 % из них живут за чертой бедности без пособий и медицинской помощи. Средняя продолжительность жизни цыган на 15 лет меньше, чем в целом по Европе, а уровень детской смертности в четыре раза выше. На одной из конференций по цыганской проблеме вице-президент Всемирного банка Йоханнес Линн, посетивший несколько таборов в Словакии, воскликнул: «Цыгане живут так, как будто сегодня не XXI, а XII век!»

Но неолиберальный капитализм не способен решить цыганский вопрос. Выделяемые на «помощь» цыганским общинам средства благополучно «распиливаются». О централизованом создании рабочих мест в условиях «свободного рынка» не может идти и речи. Что же делать с милилонами оставшимися без средств к существованию людей, которые к тому не принадлежат к «титульной нации»? Изгнать или уничтожить – подсказывает многовековая традиция капиталистического варварства, и «гуманные» европейцы с энтузиазмом идут по этому пути.

Начало 90-хх стало временем полуофицальной политики по силовому выдавливанию цыган во многих восточноевропейских странах. Лишь в 1990-1991 гг. в Восточной Европе произошло 44 цыганских погрома. В Румынии и Польше было разрушено 250 цыганских домов. Из Хорватии большинство цыган бежало, вследствие террора устроенного против них правительством Ф. Туджмана. В Чехословакии на дверях кафе и ресторанов нередко можно увидеть надпись «Цыганам вход запрещен». Кается за эти преступления, похоже, никто не собирается. Известный российский левый публицист Михаил Магид, привел автору данной статьи интересный диалог, состоявшийся между одним румынским министром и немецкой журналисткой, близкой к партии зеленых. Во время их беседы за окном проехала цыганская бричка, что отвлекло внимание собеседников. Министр выразил сожаления за столь досадную помеху и невозможность в данный момент решить «цыганский вопрос». Когда же его собеседница возмутилась, достойный представитель румынской демократии, не поняв причину возмущения немки, воскликнул в сердцах — «Но вы же сами навязываете нам соблюдение этих прав человека!» Впрочем, цыганофобская политика не стала для восточноевропейских стран преградой для вступления в Европейский союз.

Спасаясь от нищеты и погромов, тысячи цыган из Венгрии, Румынии и Болгарии устремились на Запад, но там им оказались тоже не рады. Нищих и беженцев там уже хватало в избытке. Решение Николя Саркози о депортации цыган из Франции обратно в Румынию и Венгрию, демонстрирует что 8 миллионам цыган в нынешней Европе просто физически нет место. Это вообщем то не новая картина. В начале 20 века, в Европе было примерно столько же «не вписавшихся в рынок» евреев – грязных, пейсатых, промышлявших криминалом и склонных к политическому экстримизму. После Первой мировой войны возможности для их эмиграции были исчерпаны, но как известно европейцы нашли радикальное решение еврейской проблемы.

Положительная общественная реакция на депортацию цыган демонстрирует, что европейская публика всегда готова к решению наболевших вопросов старыми методами. В конце-концов, что стоят права или жизнь нескольких миллионов каких-то цыган, если культурные европейские люди будут избавлены от попрошаек у себя под окнами? В худшем случае можно будет лет через пятьдесят покаятся и установить пару скорбных монументов в стиле постмодерн.

В отличие от «пресвященной» Европы, в России история цыган долгие годы складывалась почти идиллически. Бежав на территорию царской империи ещё в 18 в., цыгане приняли православие, выучили язык и занялись торговлей лошадьми, гаданием и постановками небольших представлений. Не имя в этих областях конкурентов, они худо-бедно просуществовали до революции. В 20-х годах правительство проводило по отношению к цыганам политику патернализма, схожую с политикой по отношению к другим национальным меньшинствам. Был создан Всероссийский Союз цыган, школы, техникумы, кружки по ликвидации безграмотности. В 1928-1932 гг. была сделана попытка создания цыганской письменности.

Напомню вам еще какую то информацию о народах и традициях мира: вот например в одной стране можно было , а вот . Посмотрите еще на Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Геноцид цыган во время Второй Мировой войны история А вы слыхали о Параимос? (о массовом убийстве цыган нацистами во время Второй Мировой войны) О Холокосте- массовом убийстве евреев нацистами во время Второй Мировой войны, знает сегодня в мире каждый школьник. Ну или по крайней мере, если не знает, то хотя бы слышал. А что означает «Параимос»? А «Самударипен»? А про «Кали Траш» кто-нибудь слышал? Между тем, термины эти обозначают то же самое, что и Холокост. Только не евреев, а цыган, которых нацисты и их пособники убивали точно так же. И если Холокост евреев изучается в научно-исследовательских центрах, на эту тему написаны и изданы тысячи томов научной и художественной литературы, отсняты многие километры документальных и художественных кинолент, то о Холокосте (Этот термин переводится как истреблении рода) цыган, упоминаний не много. Для холокоста цыган не нашлось места ни в иерусалимском мемориале Яд Вашем- ни в аналогичном учреждении в Нью-Йорке- двух крупнейших исследовательских центрах занятых изучением Катастрофы европейского еврейства. О цыганах привычно забывают ораторы на торжественных церемониях, когда с высоких трибун заявляют о том, что нацисты убивали по этническому принципу только евреев, хотя судьба цыган в оккупированных нацистами странах была точно такой же. Термин Холокост уже давно и привычно подразумевает только евреев. О цыганах в этой связи редко кто вспоминает. Они как-будто не в счет. Жертв нацистского геноцида как-будто поделили на первосортных и второсортных, на своих и чужих. Вот уже шестьдесят лет Германия выплачивает компенсации Израилю за те жертвы, которые понес еврейский народ во время Второй Мировой войны. А что касается цыган… Это было в 1980 году. Представители цыганской общины в городе Дахау обратились к местному муниципалитету с просьбой разрешить им открыть свой культурный центр. Власти города ответили на просьбу цыган энергичным и решительным отказом. Свой отказ власти Дахау мотивировали тем, что «местные жители и так достаточно страдают от печальных ассоциаций, связанных с их городом, и наличие подобного центра может лишь ещё более усилить это негативное восприятие». Этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу терпения местных цыган. Старики, выжившие в нацистских концлагерях, и молодёжь, объявили голодную забастовку, чтобы привлечь внимание общественности к своим требованиям. Провести голодовку протеста цыгане намеревались прямо в мемориальном комплексе Дахау. Власти города пригрозили участникам голодного протеста арестом и тюремным заключением сроком на один год, если те осмелятся прийти в мемориальный комплекс на месте бывшего концлагеря. Но люди не побоялись и пришли. - Убирайтесь, вы нарушаете покой мёртвых! Это священное место! - кричали им охранники. - Если кто-то имеет моральное право находиться здесь, то прежде всего мы, выжившие жертвы, - с достоинством ответил им старик, бывший узник концентрационного лагеря. Их было всего двести человек, объявивших в эти первые пасхальные дни уже далёкого от нас сегодня тысяча девятьсот восьмидесятого года голодовку протеста прямо на территории мемориального комплекса Дахау. Все они были цыгане. Правительства, СМИ, правозащитники оставили это событие без внимания: все они, видимо, в это время были озабочены нарушением свободы слова и отсутствием демократии в СССР. Вероятно, по этой же причине крайней занятости, правозащитники, боровшиеся за демократию, не заметили миллионов убитых и искалеченных вьетнамцев, пропавших без вести или зверски убитых сальвадорцев, аргентинцев, чилийцев или вырезаемых под корень в те годы индейцев Гватемалы. Где уж им было вспомнить о цыганах, чудом уцелевших в нацистском аду… Но это так, к слову… Цыгане - это народ, который убивали дважды в течении одного века. Сначала в нацистских концлагерях, в гетто и просто расстреливая вместе с евреями и советскими военнопленными, как например, в Бабьем Яру. А второй раз - после войны, когда замалчивалась правда и уничтожалась сама память о трагической истории этого народа. В материалах Нюрнбергского процесса мы можем найти отдельную секцию, посвящённую массовому уничтожению евреев. Но мы не найдём такой же секции, посвящённой геноциду цыган, которых нацисты уничтожали точно так же, как и евреев. Более того, главных виновников Холокоста цыган, в частности, тех, кто подводил псевдонаучную базу под этот геноцид, суд ФРГ… оправдал, несмотря на проведённую в ФРГ денацификацию. Роберт Риттер - дипломированный психиатр и главный нацистский эксперт по «цыганскому вопросу» в Третьем Рейхе - занимал при Гитлере сначала должность директора специально созданной «Исследовательской станции по евгенике и биологической популяции» при имперском отделе Здоровья и Санитарии, а с 1941 года возглавлял Институт криминальной биологии (название говорит само за себя) в главном отделе имперской безопасности Третьего Рейха. Он продолжил свою карьеру и после краха нацистского режима, правда, уже в гораздо более скромном статусе. Псевдонаучные исследования Риттера и его помощников послужили обоснованием для уничтожения цыган по всей Европе. Выжившие жертвы Параимос пытались привлечь Риттера к судебной ответственности, но суд во Франкфурте оправдал нацистского пособника «за недостатком улик». Риттер как ни в чём ни бывало продолжал трудиться психологом при муниципалитете Франкфурта уже в демократической ФРГ до самой своей смерти в 1950 году. По одной версии он покончил собой, а по другой - умер от высокого артериального давления, видимо, переволновавшись во время суда. Сухими из воды вышли и помощники Риттера - Ева Жустин (Eva Justin), Адольф Вюрц (Adolf Wurth) и Софи Ерхардт (Sophie Ehrhardt). Все они сделали в ФРГ административную и научную карьеру. С ними здоровались, с ними вместе работали другие люди, у них наверняка были друзья и приятели. И, вероятно, никому из друзей, приятелей или сотрудников не мешало прошлое этих людей, как не мешало оно и правительству ФРГ. В оправдании нацистских пособников, пусть и со скользкой формулировкой «за недостатком улик», нет ничего удивительного, поскольку послевоенные власти Германии постановили, что все принятые против цыган законы и постановления до 1943 года являются… легитимными, поскольку были обусловлены не политикой, основанной на расовых предрассудках, а касались уголовных элементов. Иными словами, депортация всех цыган из Германии и Австрии в лагеря уничтожения на территории Восточной Европы, с точки зрения законодателей демократической Германии, были легитимными, как и объявление целого народа криминальным, правда, если эти постановления, приказы и собственно депортации были приняты или осуществлены до 1943 года. Кстати, приказ о тотальной депортации германских и австрийских цыган в лагеря смерти отдал не кто иной, как рейхсфюрер С С Генрих Гимлер в декабре 1942 года. Сама же подготовка к депортации цыган в концентрационные лагеря началась ещё в 1934 году. Первые депортации нацисты осуществили в 1936 году, когда несколько сот цыган были отправлены в концентрационный лагерь Дахау по приказу Гимлера. К слову сказать, антицыганские законы в Германии были приняты ещё до Гитлера. С апреля 1928 года цыгане находились под постоянным надзором полиции, независимо от рода своих занятий. Пояснять, что подобная практика является грубейшим нарушением гражданских прав и свобод, я думаю, не имеет смысла. Германия не одинока в своём отношении и практике по отношению к цыганам. Сходное отношение к цыганам-жертвам нацистского геноцида существует во многих странах просвещённой Европы. Концлагерь Леты (по названию чешской деревни) просуществовал с 1939 по 1943 год. Планировавшийся властями марионеточного режима как трудовой лагерь для уголовников, Леты в конце концов был превращён нацистами и их пособниками в концентрационный лагерь для цыган. Большинство его узников не дожили до 1943 года, когда лагерь был ликвидирован. Они умерли от голода, нехватки тёплой одежды, тяжёлого физического труда, побоев и издевательств администрации лагеря. Выживших в 1943 году депортировали в Освенцим или другой концлагерь для цыган - Ходонин, в Моравии. После войны, администрация обоих лагерей либо вообще не понесла никакого наказания, либо отделалась условными сроками. Комендант лагеря Леты Яновски (Janovsky) был оправдан, несмотря на показания охранников и бывших узников. Охранники Жозеф Хайдук и Жозеф Луначек обвинялись в пытках и убийствах заключённых, но первый был оправдан, а второй отделался условным сроком, поскольку судьи не поверили показаниям бывших узников по той причине, что… у них было криминальное прошлое. Восприятие цыган как народа уголовников до сих пор является не только распространённым стереотипом, но, как следует из послевоенной истории, послужило вполне легитимным предлогом для оправдания нацистских убийц и их пособников, если, разумеется, речь шла о пытках и убийствах цыган. Не раз оправданием зверств по отношению к заключённым служила «необходимость, поскольку речь шла об опасных уголовниках» (это уже Википедия). Против коменданта лагеря в Ходонин, где условия были точно такие же, как и в концлагере Леты, вообще не было выдвинуто никаких официальных обвинений. Сегодня на месте концлагеря Леты находится свиноферма. А там, где находился концлагерь Ходонин, теперь гостиница для туристов. Цыганская община Чехии не раз обращалась и к чешскому правительству, и к Европарламенту с требованием перенести свиноферму с территории бывшего концлагеря в Леты. Европарламент даже принял специальное постановление по этому поводу, но потом оказалось, что денег для переноса свинофермы в другое место ни у чехов, ни у Евросоюза нет. Видимо, всё ушло на войну в Ираке, Ливии и теперь вот в Сирии. Госдеп, ау! Вы же там всегда так болеете за права человека!.. Короче говоря, и свиноферма, и гостиница сегодня на своих прежних местах: на костях убиенных нацистами цыган. Году в 2005 группа цыган установила памятный знак в память об узниках концлагеря недалеко от Леты. Но этот знак, попросту камень был очень быстро снесён местными властями. Нельзя сказать, что Геноцид цыган забыт абсолютно всеми. В 1982 году канцлер ФРГ Герхард Шрёдер наконец-то признал геноцид цыган. Его преемник Гельмут Коль подтвердил заявление своего предшественника. Цыгане- жертвы нацистского геноцида наконец получили право на компенсации от федерального правительства. Правда, к тому времени их осталось уже не много… О Параимос были написаны книги и сняты фильмы, в частности, Паулем Полански была написана книга «Чёрная тишина». Но осталось недоверие к свидетельствам жертв нацистских преследований, пренебрежение к памяти жертв Параимос, как например в чешском Леты или Ходовин. Никто не преследует нацистских убийц и их пособников, убивавших цыган так же, как это происходит в случае с жертвами Холокоста евреев. Остались в ходу расистские издевательские формулировки, обосновывавшие в прошлом преследования цыган как необходимость борьбы с криминалом. К слову сказать, аналогичные формулировки использовались нацистскими пропагандистами и против евреев, утверждавших, что криминалом Германия обязана целиком и полностью евреям (наряду с цыганами). Ошибочно и крайне опасно полагать, что проблема справедливости в деле о геноциде цыган является исключительно проблемой только самих цыган. Можно сколько угодно говорить о культе Шоа (массового уничтожения евреев нацистами), но невозможно отрицать тот факт, что память о Шоа создаёт моральный и юридический барьер, цель которого - не допустить повторения геноцида не только в отношении евреев, но и любого другого народа или человеческой общности. Ведь от подобной участи не застрахован никто: геноциды в Гватемале, Руанде и Дарфуре (и это лишь отдельные примеры) тому подтверждение. Факт массового уничтожения евреев признан сегодня, в той или иной степени, в большинстве стран мира, и это признание является барьером на пути реабилитации и глорификации нацизма. Те, кто сегодня пытаются отрицать Катастрофу европейского еврейства, ведая или не ведая, тем самым открывают дорогу для реабилитации, а возможно, и глорификации нацизма. То же самое и с непризнанием геноцида цыган. Непризнание Параимос открывает широкую дорогу для реабилитации нацизма, а вместе с ним - и для новых геноцидов. И еще. Я часто задаюсь вопросом о том, почему сами евреи, подвергавшиеся таким страданиям и гонениям на протяжении всей своей истории, не вспомнят о страданиях другого народа, с которым они вместе прошли через весь ад нацистского террора? Ведь логично было бы предположить, что евреям как народу, который так много пережил на протяжении своей долгой и во многом трагичной истории, свойственно большее сострадание к беде других людей. Но увы, у нас своя большая трагедия, мы ревностно охраняем ее уникальность и нам не до чужих бед. Едва ли кому-то из израильских школьников известно о Параимосе, ведь тема цыганского Холокоста не изучается в рамках школьной программы израильских школ. Признание геноцида армян наши парламентарии увязывают с дипломатическими последствиями для нашей страны. Попросту говоря, опасаются осложнить таким образом отношения с Турцией. Конечно последствия со счетов не сбросишь, но что сказали бы те же парламентарии, если бы признание Катастрофы европейского еврейства, их коллеги из какой-нибудь другой страны, увязывали с теми или иными выгодами для своего государства? И вот еще один момент: сегодня в Израиле находятся тысячи людей из Африки и Азии, которые ищут здесь убежища от войн, голода и преследований у себя на Родине. Правительство Израиля очень обеспокоено тем, как защитить себя от… беженцев. Именно с этой целью на правительственном уровне было принято решение о строительстве специального забора на границе с Египтом, а израильский парламент ужесточил наказание для нелегалов ищущих убежища в Израиле. Как жаль, что принимая подобные решения, правительство и парламентарии в Израиле напрочь забывают то, что обычно говорят на торжественных церемониях посвященных памяти жертв Холокоста: о том, как весь мир оставался равнодушным к судьбе евреев, искавших убежища в других странах от нацистских преследований во время Второй Мировой Войны. Чем тогда мы лучше тех, кого обвиняем в равнодушии по отношению к евреям? До сих пор человечество осудило одни геноциды и оставило без внимания другие. Не это ли та самая причина, из-за которой геноциды являются столь частыми гостями в истории человечества? Похоже, человечество так и не поднялось выше семейных и национальных ценностей, так и не доросло до того, чтобы юридически определить и осудить раз и навсегда убийство человека человеком. Мы, люди, по-прежнему остаёмся ребёнком со спичками в руках. Таково, по крайней мере, мое видение. И если я ошибаюсь, то очень этому рад. Для написания данного текста использованы материалы «THE ROMANI ARCHIVES AND DOCUMENTATION CENTER». 15.08.2013 Влад Ривлин

Много веков подряд цыгане называют себя народом-пацифистом. Они не воинственны и не стремятся к завоеваниям. «Не дело для нас воевать, цыгане должны петь!» - ключевая идея спектакля театра «Ромэн», посвященного истории цыган России.

Однако во время войны цыгане не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами, а также становились партизанами.

Цыгане уходят на фронт

Несмотря на этнические «чистки» 1933 года, во время которых сотни цыган были высланы из Ленинграда и Москвы в Сибирь, в европейской части СССР оставалось немало цыган. Часть из них продолжала вести кочевой образ жизни, с которым боролась советская власть, другие осели, занялись ремеслами и даже вступили в специально организованные цыганские колхозы.

Гитлер, придя к власти в Германии, с первых лет начал политику преследования «низших рас». Наряду с евреями гонениям подверглись и цыгане. С середины 30-х годов их подвергали стерилизации, позднее помещали в концлагеря, а на оккупированных фашистами территориях просто уничтожали. Когда немецкие войска вторглись на территорию СССР, советские цыгане не раздумывали, стоит ли им брать в руки оружие.

Оседлые цыгане, прикрепленные к военкоматам, в числе прочих уходили на фронт. Представители кочевых таборов также подпадали под призыв. Многие цыгане приходили добровольцами на сборные пункты и тоже отправлялись на передовую. Они не только любили свою родину, но и трезво понимали: в случае победы Гитлера им просто не выжить.

Цыганский снайпер

Цыгане направлялись практически во все войска: пехоту, кавалерию, авиацию, разведку, артиллерию, фронтовую медицину.

Примечательна история цыгана Виктора Белякова, который воевал на Западном фронте и уничтожил меткими выстрелами немало фашистов. Командир полка доложил о нем генералу Андрею Стученко летом 1942 года: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить, пока не добьет до сотни. Отца у него нет, мать в театре «Ромэн» работает».

По инициативе генерала Беляков был награжден орденом Красной Звезды. К июлю 1943 года на личном счету Виктора были 206 уничтоженных фашистов. На слете снайперов Беляков подсказал коллегам, как выманить противника из укрытия. Заметив скопление немцев, Виктор просил командование открыть минометный огонь по траншеям врага. Гитлеровцы в испуге выскакивали из окопов и попадали в прицел снайпера.

Цыганский снайпер прошел всю войну и остался в живых. Он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». В 1968 году после выхода книги воспоминаний генерала Стученко сотрудники театра «Ромэн» отыскали Виктора Белякова в Подмосковье и пригласили его на встречу с труппой театра.

Сложно подсчитать, сколько цыган были награждены в Великую Отечественную войну орденами и медалями, ведь многие из них в списках воинских частей и паспортах значились как татары, украинцы, молдаване или русские. Лишь один Герой Советского Союза имел в анкете запись «цыган» - это морской пехотинец Тимофей Прокофьев, который получил звание посмертно.

Несмотря на бронь по месту работы, Тимофей добровольцем ушел в 1942 году на фронт после гибели брата. В составе войск Черноморского флота оборонял Малую землю, захватывал Керченский плацдарм, был дважды тяжело ранен, но отказался покинуть свою часть и уехать в госпиталь.

В ходе Одесской операции 26 марта 1944 года была произведена высадка советского десанта в Николаеве. Прокофьев в числе 67 бойцов в течение двух суток отразил 18 вражеских атак. Десант уничтожил около 700 фашистов. Прокофьев стрелял по врагам из пулемета. Он был смертельно ранен в голову снайпером. Когда к нему подошли двое фашистов, умирающий моряк собрался с силами и последней очередью расстрелял их.

С орденами вернулись с фронтов Великой Отечественной и другие цыгане: летчики Мурачковские, артиллерист Массальский, танкист Меньшиков.

Партизаны и участники сопротивления в тылу врага

Гитлеровцы безжалостно уничтожали цыган на оккупированных территориях. В захваченных германскими войсками областях Советского Союза были уничтожены до 80% цыганского населения. Те, кто сумел укрыться от фашистов, уходили в партизаны.

Цыганка Поля Моразевская воевала в партизанском отряде в смоленских лесах. Совсем юная девушка ходила по дорогам и деревням с младенцем на руках – образ молодой матери должен был усыпить подозрения гитлеровцев. Поля собирала информацию о численности и передвижениях немецких войск. Она была схвачена фашистами и вместе с ребенком сожжена заживо в топке фабричной печи.

Цыгане боролись с фашистами не только на территории СССР. Французский цыган Арман Стенгер командовал отрядом партизан, а после высадки союзников присоединился к ним в Нормандии. Он не только был награжден орденами Франции и Британии, но и возглавил после войны Ассоциацию цыган.

Немало цыган Хорватии и Сербии вступили в партизанское движение Народный освободительный фронт. Албанский цыган-подпольщик Хазани Брахим провел успешную диверсию, взорвав немецкий склад с большими запасами горючего и военными автомашинами. Томаш Фаркаш собрал партизанский отряд из цыган и словаков и успешно им командовал.

Не стихало сопротивление и в неволе. В немецком концлагере Плащув под Краковом четыре цыганки-заключенные из СССР были повешены фашистами за убийство сотрудников лагеря. Лиза Папас, Анюта Цехович, Роза Тимофей и Клаша Иванова расправились с тремя садистами-надзирателями.

Поддержка фронта искусством и деньгами

Все годы Великой Отечественной войны цыганский театр «Ромэн» выступал в тылу и на передовой. Артисты не только поднимали боевой дух солдат на фронте, но и зарабатывали деньги концертами в мирных городах и поселках. Собранные средства направлялись на поддержку Красной Армии.

На гастролях во Владивостоке коллектив театра получил правительственную телеграмму. Ее текст гласил: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

Театр удерживал предельно низкие цены на свои выступления – залы были переполнены, поскольку даже бублик на рынке в военные годы стоил дороже входного билета на концерт. При этом согласно отчету на 01. 01. 1944 года коллективом были перечислены в помощь фронту почти 500 тысяч рублей. За лето 1944 года театр собрал плановыми концертами еще 500 тысяч прибыли в доход бюджета страны.

Цыгане по другую сторону баррикад

Удивительно, но на стороне Третьего рейха также порой воевали цыгане. Чемпион Германии по боксу Иоганн Трольманн был в 1938 году стерилизован, а потом призван в немецкую армию. После ранения в 1941 году Трольманн попадает в концлагерь, где на нем отрабатывают удары эсэсовцы. В феврале 1943 года на одной из тренировок его убивают.

Венгерский цыган Дьердь Цифра был призван в 1942 году на германский фронт – сначала в пехоту, потом в танкисты. Парень не хотел сражаться за тех, кто уничтожает его соплеменников, и вскоре дезертировал. После войны Цифра стал известным пианистом.

Память народа

Каждый год 8 апреля московские цыгане приходят к Москва-реке - в Международный день цыган они вспоминают сородичей, погибших во Вторую мировую войну, и бросают в воду живые цветы. По разным оценкам, от рук нацистов погибли от 500 тысяч до миллиона цыган, в том числе от 200 до 500 тысяч цыган из Советского Союза. Единственный в мире памятник потерям кочевого народа находится в Берлине.

С особым уважением цыгане России вспоминают тех собратьев, кто пал с оружием в руках в борьбе с нацизмом. Их имена навечно вписаны в Книги памяти наряду с сотнями тысяч русских, украинцев, казахов и других граждан СССР.



Что еще почитать