Черная молния. Кто такой Джексон Веник

В 1972 году Совет министров СССР, испытывая давление мировой общественности, решил открыть границы для миграции. Чтобы затруднить «утечку мозгов», эмиграцию интеллектуальной элиты, было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была очень большой, поэтому только единицы могли ее осилить и получить разрешение на выезд. По архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей.

В мире такой налог назвали «рабством двадцатого века». Двадцать один лауреат Нобелевской премии выступили с публичным заявлением, обвинив советское руководство в «массовых нарушениях прав человека». Через некоторое время денежный сбор был отменён, но его сменили дополнительные ограничения, которые означали запрет на эмиграцию даже для воссоединения с семей. Отделения виз и регистраций МВД могли годами рассматривать заявления на выезд. Самой распространённой причиной отказов в выдаче выездных виз так называемым «отказникам» был «доступ к государственным тайнам».

Такая виза давалась людям, которые получили разрешение покинуть СССР навсегда

Спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон в 1974 году подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Сенатор Генри Джексон

Т екст самой поправки:

Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна —

1) отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

2) облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо
3) облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

Чарльз Вэник (третий слева)

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. 3 января 1975 года поправка все же была подписана, только уже президентом Джеральдом Фордом. Реакция Кремля последовала быстро, и налог на образование сняли.

Чарльз Вэник

В марте 2012 года американские сенаторы во главе с республиканцем Джоном Маккейном выступили за отмену поправки Джексона — Вэника в обмен на принятие конгрессом закона под названием «списка Магнитского». К этому времени поправка давно потеряла свою актуальность. В том же году президент США Барак Обама подписал этот закон, а 21 ноября 2012 года действие поправки в отношении России было официально отменено конгрессом.

В ближайшие дни нижняя палата американского Конгресса может наконец-то одобрить отмену так называемой поправки Джексона - Вэника, введенной в 1970-е годы для защиты права советских евреев на эмиграцию. Но отменять рудимент "холодной войны", который на практике не применяется уже долгие годы, будут вместе с введением в отношении Москвы новых санкций, куда больше отвечающих современным реалиям: речь идет о так называемом "законе Магнитского".

О том, что отмену поправки Джексона - Вэника необходимо увязать с принятием закона, карающего российских чиновников, уличенных в ущемлении прав человека, американские парламентарии говорят уже давно. Во вторник, 13 ноября, комитет Палаты представителей по регламенту дал добро на объединение двух законодательных инициатив. Ожидается, что уже в четверг аналогичное решение будет принято всей Палатой и в пятницу единый законопроект будет поставлен на голосование.

Пресловутая поправка к федеральному закону о торговле носит имена двух политиков-демократов и убежденных борцов с коммунизмом - сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника. Именно они в 1974 году выступили инициаторами ограничения на торговлю со странами, мешающими своим гражданам уезжать за границу. Хотя санкции коснулись разных социалистических держав (к примеру, Китая), основной мишенью был, конечно же, Советский Союз.

К началу 1970-х советское государство в значительной степени лишилось своего революционного стержня, прежде составлявшего весь смысл его существования, и стало костенеть в брежневском застое. Ни насаждение пышных ритуалов вроде парадов на Красной площади, ни наивная борьба с империализмом, ради которой накачивали деньгами и оружием "прогрессивные" режимы и движения, заполнить возникший смысловой вакуум не могли.

Между тем сравнительно молодое государство Израиль набирало мощь, превращалось в центр силы на Ближнем Востоке и успешно противостояло превосходящим силам арабов. Понятно, что среди советских евреев находилось немало желающих отправиться в землю обетованную. Многих, впрочем, больше манил Запад, представлявшийся из-за "железного занавеса" сказочным пространством свободы и открытых возможностей.

Среди потенциальных эмигрантов оказались в немалом количестве ценные кадры, с которыми Советский Союз расставаться не хотел. В 1972 году в надежде остановить "утечку мозгов" советские власти обязали лиц с высшим образованием, отправляющихся на постоянное место жительства за рубеж, возместить государству средства, потраченные на их обучение. Именно эта мера и послужила поводом для инициативы сенатора Джексона.

В соответствии с поправкой Джексона - Вэника, любое государство с нерыночной экономикой, которое лишает граждан права на эмиграцию или облагает эмиграционные процедуры какими-либо неоправданными пошлинами, лишается права на нормальные торговые отношения с США. В Америке, где существовала давняя традиция внешнеполитического изоляционизма, законопроект вызвал серьезные споры, зато советские диссиденты восприняли его как драгоценный жест поддержки. В частности, за принятие поправки выступил такой видный борец за права человека, как Андрей Сахаров.

Трудно оценить масштабы собственно экономического вреда, который нанесла поправка Джексона - Вэника Советском Союзу, но идеологическое воздействие ее оказалось огромно. Заступничество Вашингтона вдохновило и консолидировало антисоветские силы, и по примеру евреев об ущемлении своих прав стали громче заявлять другие этнические и религиозные группы. Неудивительно, что свобода эмиграции стала одним из первых установлений начавшейся при Михаиле Горбачеве "перестройки".

Поскольку с середины 1980-х формального повода для применения поправки к СССР не оставалось, ее использование заморозили: санкции перестали действовать на Советский Союз, а после окончания "холодной войны" - на государства СНГ. Сначала продление моратория согласовывали ежегодно, но с середины 1990-х это стало делаться автоматически. Со временем, наблюдая за развитием демократических тенденций и руководствуясь различными геополитическими соображениями, для некоторых республик - Киргизии, Грузии, Армении, Украины - поправку отменили окончательно.

Примечательно, что в случае с Украиной к отмене поправки американские правозащитники отнеслись скептически, причем необходимость сохранения санкций объясняли не ограничениями свободы передвижения, как это прописано в изначальном документе, а более глобальными соображениями. В частности, влиятельная Антидиффамационная лига заявляла , что на Украине евреи подвергаются нападкам, немыслимым в демократическом обществе, а власти предпринимают недостаточно усилий для искоренения антисемитизма.

На этом примере видно, что в 2000-х поправка Джексона - Вэника рассматривалась не как "узкопрофильное" средство защиты эмигрантов, а как универсальный символический инструмент воздействия на государства, не следующие западным стандартам гражданских прав и свобод. Разумеется, под этим углом зрения особую значимость поправка имела в случае с Россией, власти которой американские критики обвиняют в авторитаризме, попрании демократических институтов и преследовании инакомыслящих.

Потому-то перспективу формального освобождения России от действия поправки Джексона - Вэника, несмотря на все ее юридическое устаревание, скептики в США расценивали как возмутительную капитуляцию в борьбе за права человека. И именно поэтому столь остро встала необходимость замены поправки другой, более современной мерой воспитания демократии. Эта мера носит имя российского юриста Сергея Магнитского, скончавшегося в "Матросской тишине".

Магнитский занимался аудитом в британской консалтинговой фирме Firestone Duncan, которая в числе прочих компаний обслуживала британский же инвестиционный фонд Hermitage Capital Management. В 2007 году российские власти обвинили этот фонд в уклонении от уплаты налогов и фактически изгнали его из страны. Проводя собственное расследование, Магнитский установил, что давление на Hermitage Capital и другие работавшие в России фирмы велось в рамках масштабной коррупционной схемы, которая позволила злоумышленникам не только отнять активы у иностранцев, но и увести огромные средства из российского бюджета.

Разоблачения Магнитского, в частности, оказались направлены против начальника 28-й московской налоговой инспекции Ольги Степановой: как заключил аудитор, чиновница в сговоре со своим мужем, предпринимателем Владленом Степановым, сумела колоссально обогатиться при помощи преступных махинаций с налогами. Впоследствии высказывались предположения и о том, что в преступных схемах были замешаны куда более высокопоставленные лица, в частности уволенный недавно министр обороны Анатолий Сердюков.

Интересно, что российский Следственный комитет буквально только что расследованием деятельности Степановой. Источники в правоохранительных органах подтверждают, что произошло это не без связи со скандальным коррупционным делом "Оборонсервиса", которое пока что стоило Сердюкову министерского портфеля.

Доподлинно не известно, насколько влиятельных коррупционеров побеспокоил Магнитский, но так или иначе в ноябре 2008 года его арестовали по обвинению в уклонении от налогов в особо крупном размере. Следствие утверждало, что консультант содействовал противозаконной деятельности Hermitage Capital. В заключении состояние здоровья Магнитского ухудшилось. Все жалобы на то, что ему создали невыносимые условия жизни и не обеспечивали должной медицинской помощи, не принесли никаких результатов, и 16 ноября 2009 года он умер в тюремной больнице - то ли от острого панкреатита, то ли от сердечной недостаточности.

Одиночный пикет "Против судебного произвола в деле Магнитского". Фото Коммерсантъ, Максим Поляков

Друзья и сотрудники Магнитского сделали все возможное, чтобы придать его судьбу широкой огласке на Западе. К примеру, глава Hermitage Capital Билл Браудер нередко выступает на телевидении как главный разоблачитель российской коррупции - ее он отождествляет с Владимиром Путиным, которому когда-то симпатизировал. Был составлен список лиц, предположительно причастных к преследованию, пыткам и смерти Магнитского: туда в числе прочих попала Степанова, а также судьи и сотрудники различных государственных ведомств, включая МВД, ФСБ и прокуратуру.

В американскую большую политику этот перечень предполагаемых правонарушителей ввел в 2010 году сенатор-демократ Бенджамин Кардин. Хотя "черный список" не подкреплялся никакими судебными решениями, власти США применили к его фигурантам визовые санкции. О закреплении "списка Магнитского" на законодательном уровне стали активно говорить именно в связи с необходимостью компенсировать отмену поправки Джексона - Вэника, которой требует бизнес: корпорации сомневаются, что без "постоянных нормальных торговых отношений" с Россией им удастся извлечь всю возможную выгоду из вступления России в ВТО.

В ходе прений в разных комитетах обеих палат Конгресса появилось несколько версий предполагаемого "закона Магнитского", который официально именуется "Актом об ответственности за поддержание верховенства закона имени Сергея Магнитского" (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act). Все они предусматривают запрет на въезд в США российских должностных лиц, причастных к гибели Магнитского, и замораживание их активов. Кроме того, аналогичным образом разрешается наказать и других людей, уличенных в ущемлении прав человека на территории России. Пополняться "черный список" может по инициативе законодателей, а исполнительная власть имеет право хранить его в секрете в интересах национальной безопасности.

Последний вариант законопроекта, утвержденный комитетом Палаты представителей по регламенту, в отличие от более ранней сенатской версии, не распространяется на другие страны помимо России. Впрочем, идеологи "закона Магнитского" явно рассматривают его в контексте глобальной миссии Соединенных Штатов. "Санкции Джексона - Вэника, которые мы готовы отменить, давно уже пережили свою функциональность, - пишут в совместной статье сенатор Кардин и его коллега-республиканец Джон Кайл, - но сохраняется острая необходимость в дополнительных инструментах, которые помогут защитить лишенных голоса людей от деспотов, автократов и диктаторов - будь то в Москве, Хараре или Тегеране".

В период разработки этих дополнительных инструментов российский МИД заявлял об их "контрпродуктивности" и призывал Вашингтон к "здравому смыслу", зато оппозиционные силы, как и при Брежневе, встретили инициативу американских законодателей с энтузиазмом. Более того, оппозиционеры даже передавали Конгрессу свои пожелания о дополнении "черного списка" новыми лицами - в частности, речь шла о главе ЦИК Владимире Чурове и руководителе Следственного комитета Александре Бастрыкине. А ветеран правозащитного движения Людмила Алексеева посоветовала включить в список авторов нашумевшего закона об НКО, который предписал некоторым некоммерческим организациям носить статус иностранных агентов.

Сенат Конгресса США принял законопроект о нормализации торговых отношений с Россией, который включает так называемый «Акт Магнитского». «Закон об отмене поправки Джексона-Вэника в отношении России и Молдавии 2012» предоставляет обеим странам постоянный статус нормального торгового партнера США. Однако принятый законопроект снабжен довеском - так называемым «Актом Магнитского», который, в частности, предусматривает санкции против сотрудников российских силовых ведомств и судей, причастных к гибели юриста фонда «Эрмитаж кэпитал менеджмент» в московском следственном изоляторе в ноябре 2009 года. Одно из положений «Акта Магнитского» обязывает президента США не позднее 120 дней после вступления закона в силу направить в «соответствующие комитеты Конгресса список граждан, причастных к гибели Сергея Магнитского», а также лиц, «несущих ответственность за совершение внесудебных убийств, пыток и других серьезных нарушений прав человека».

Прокомментировать отмену поправки Джексона-Вэника и принятие «Акта Магнитского» мы попросили петербургского ученого и политолога, доктора философских наук, профессора Сергея Викторовича Лебедева .

На самом деле это мало что изменило. Принят, казалось бы, правильный законопроект, но мелкие поправки и дополнения выхолащивают его полностью. Поправки Джексона-Вэника принимались по инициативе сенатора Генри Джексона, знаменитого сенатора-ястреба, сенатора-разбойника и сенатора Чарльза Вэника. Поправка была принята в 1974 году, когда, с одной стороны, между СССР и США была разрядка, а, с другой стороны, продолжалась холодная война. Американцы, скорее всего, этими маневрами хотели попросту сменить название закона, поскольку он вызывает ассоциацию с чем-то давним, и одиозен не меньше, чем законы Маккарти или Тафта-Хартли. Поэтому они его вроде бы отменили, но сущность осталась.

Я напомню о времени, когда принимался закон Джексона-Вэника: это была разрядка, рассуждения о гуманитарных проблемах, а также временем могущества еврейского лобби в США, ведь и Джексон и Вэник были евреями. Закон сводился к тому, что пока в СССР не будут облегчена эмиграция евреев в Израиль (заметьте, речь шла не про США, а про Израиль, хотя большая часть евреев так называемой третьей волны оказывались и там, и там), то никаких серьезных торговых отношений между СССР и Америкой быть не может.

Сейчас «список Магнитского», по большому счету, уже не касается конкретно евреев, но содержит другие придирки к России. Несмотря на то, что сейчас из России может уезжать всякий, не так уж и много желающих уехать. Россия потеряла из-за эмиграции менее 2% населения, а когда-то писали про жуткие цифры, что уедет чуть ли не четверть населения. На фоне эмиграции из Латвии, которую одним махом покинула треть населения, - это впечатляет.

Что касается поправок и введения «списка Магнитского», то получается, что какой-нибудь наш бизнесмен, причем в буквальном уголовно-наказуемом понимании, своим «честным трудом» заработанные или украденные миллионы помещает, разумеется, на Западе. Западу это выгодно, потому что наши бизнесмены играют роль не самостоятельных предпринимателей, а тех, кто осуществляет техническую сторону эксплуатации русских богатств. А сами американцы наживаются при этом.

И попробуй-ка наша страна воспрепятствовать такому ограблению! Вот тут-то все эти поправки и вступают в силу. Таким образом, по сути дела, перед нами новый закон Джексона-Вэника, только уже с другим названием и формулировкой. Причем тогда шла речь о эмиграции, поскольку медленно подрывали экономический потенциал страны, теперь пытаются не дать России препятствовать своему дальнейшему разграблению. То есть, новые поправки еще более затрудняют ведение дел в интересах нашей страны.

Как говорят некоторые юмористы, «нам всучили веник Джексона, а в обмен мы ничего не получили». С нашими надеждами от вступления Россия в ВТО придется теперь расстаться. Бизнес и политика - вещи суровые, не зависящие от красивых слов и гуманитарных высказываний.

Хотел бы заметить, что, не смотря на процветающее у нас самобичевание, мол, чего мы еще можем противопоставить, американцы прекрасно понимают, что реально мы можем очень серьезно с ними конкурировать. Если они вводили поправки даже против украинской стали, против приднестровских изделий и технологий, то что уж говорить о российской промышленности. Причем, в отношении Украины и Приднестровья формулировки даже не прикрывались какими-нибудь оправданиями, просто не нравится, и все тут. А где тут свободный рынок? Их не интересует. В «поправках Магницкого» также имеется лишь лицемерное прикрытие разбоя.

На самом деле, на коммерческом российско-американском фронте по-прежнему без перемен. «Веник Джексона-Вэника» выкинули, заменив его «метлой Магницкого», а суть не переменилась, так что это смена шила на мыло.

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" США. Поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона (был членом палаты представителей конгресса США в 1941-1953 гг., членом сената - в 1953-1983 гг.) и члена палаты представителей Чарльза Вэника (избирался в конгресс в 1955-1981 гг.). Оба законодателя были членами Демократической партии США.

Поправка связывала предоставление кредитов и статуса наибольшего благоприятствования любой "коммунистической стране" и, в частности, будущее торгово-экономических соглашений между США и СССР с требованием соблюдения этими странами гражданских прав и свобод, включая свободный выезд за границу желающих эмигрировать.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Фордом 3 января 1975 г. Из-за отсутствия благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в 10 раз превышающими обычные.

После 1985 г. и в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 г. - Российской Федерации) поправка утеряла свое значение, но официально не была отменена, хотя ее действие в контексте Закона о торговле может ограничиваться или вообще отменяться в каждом конкретном случае специальным решением президента США.

21 сентября 1994 г. президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона‑Вэника, что на протяжении предыдущих пяти лет специальными указами делали президенты США.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачает отношения России и США. Ныне это один из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

Попытка отменить поправку в отношении России была предпринята Соединенными Штатами только однажды - в 2002 г. Тогда президент США Джордж Буш просил конгресс решить данную проблему. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", Россия запретила импорт куриного мяса из США, и процесс был остановлен.

3 февраля 2011 г. глава комитета СФ по международным делам Михаил Маргелов по итогам встречи с американскими сенаторами сообщил, что конгресс США может отменить поправку Джексона-Вэника уже весной нынешнего года.

Глава международного комитета СФ также рассказал, что отмену поправки Джексона-Вэника также активно поддерживает крупная лоббистская организация Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC).

Без отмены поправки Джексона-Вэника делегация США формально не имеет права голосовать за принятие России в ВТО.

Поправка Джексона-Вэника также действует в отношении Вьетнама, Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Молдовы.

В 2000 г. поправка перестала действовать в отношении Китая. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.

В 2006 г. поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

Поправка Джексона-Вэника (The Jackson-Vanik Amendment) содержится в главе IV "Закона о торговле" (Trade Act of 1974) США.

Согласно поправке, режим наибольшего благоприятствования может быть распространен только на те страны с нерыночной экономикой, эмиграционный режим которых признавался либеральным. Против нарушителей международных норм США вводили санкции, в основном касавшиеся ограничения допуска товаров, производимых в данной стране мира, на американский рынок.

Поводом к принятию поправки послужила, в частности, практика ограничения выезда лиц еврейской национальности из СССР. Условия, содержавшиеся в принятом законе, были охарактеризованы правительством СССР как вмешательство во внутренние дела страны и отвергнуты, в результате чего СССР было отказано в режиме наибольшего благоприятствования.

Закон о торговле вступил в силу после его подписания президентом Джеральдом Фордом . Из-за отсутствия режима благоприятствования советский экспорт в США облагался пошлинами, в десять раз превышающими обычные.

После 1985 года, в условиях свободного выезда и эмиграции граждан СССР (а с 1991 года — Российской Федерации), поправка утеряла свое значение. Начиная с 1989 года специальными решениями президента США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка не была отменена.

21 сентября 1994 года президент США Билл Клинтон подписал и направил в конгресс послание, в котором уведомил законодателей о своем решении гарантировать России автоматическое продление режима наибольшего благоприятствования в торговле. Решение Клинтона устранило необходимость в ежегодном выведении России из-под действия поправки Джексона-Вэника.

Поправка Джексона-Вэника долгое время омрачала отношения России и США, являясь одним из символов былого противостояния двух государств и "холодной войны".

В 2002 году Соединенные Штаты официально признали Россию страной с рыночной экономикой, и с этого момента все формальные поводы, мешающие отмене поправки, были устранены.

В том же году была предпринята попытка отменить поправку в отношении России. Но как только вопрос вышел на "финишную прямую", между двумя странами вспыхнула сначала "стальная", а затем "куриная" война: в ответ на введение США 30-процентных пошлин на импорт иностранной стали, Россия ввела запрет на ввоз куриных "ножек Буша". И хотя затем этот запрет был снят, а режим "стальных" пошлин несколько смягчен, вопрос об отмене поправки Джексона-Веника был приостановлен.

В 2000 году поправка перестала действовать в отношении Китая. В начале 2000-х годов ограничения в торговле были сняты в отношении ряда стран СНГ: Киргизии, Грузии, Армении. В 2006 году поправка Джексона-Вэника была отменена в отношении Украины.

Президент США Барак Обама заявил, что снятие поправки Джексона-Вэника будет одним из приоритетов его администрации.

Палата представителей конгресса США приняла законопроект о введении визовых санкций против россиян и одновременной отмене ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника. законопроект одобрил сенат конгресса США, 14 декабря документ подписал президент Барак Обама.

Барак Обама подписал распоряжение о прекращении действия ограничительной торговой поправки Джексона-Вэника на товары, поставляемые из России. Также поправка была отменена в отношении Молдавии. Решение об отмене поправки Джексона‑Вэника было принято в увязке с законом о введении визовых санкций против чиновников, причастных к нарушению прав человека (закон о "списке Магнитского").

Торговые отношения США с другими бывшими советскими республиками (Азербайджаном, Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном) по-прежнему формально подпадают под действие поправки, но на них распространяется временное освобождение.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников



Что еще почитать