Чтение вслух. Как нужно читать вслух. Что влияет на качество чтения? Скорочтение - что это

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться читать на любимые темы ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как научить ребенка читать быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если ребенок читает совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.

Как правильно читать? Вопрос, казалось, несколько глупый. Если не говорить о знании грамоты, то бери книгу и читай себе на здоровье. На самом деле, не все так просто. Книги практически все мы читаем для собственного развития. А вот эффективно ли мы извлекаем для себя наиболее полезное? Особенно это касается книг по саморазвитию, психологии и так далее.

Итак, назовем основное условие того, что вы поймете, как правильно читать книги, и будете извлекать из этого процесса максимум полезной информации. Необходимо страстно желать научиться тому, что описывается в конкретном издании. То есть вы, как читатель, должны твердо решить для себя, что хотите и будете развивать все качества и навыки, которым книга учит вас. О ней должно сложиться максимально полное впечатление. Не стоит из желания сэкономить время пропускать какие-то главы или разделы. Если материал, изложенный в ней, необходимо запомнить, то одного прочтения будет явно недостаточно. Часто бывает, что человек пропускает важные моменты. В процессе прочтения нужно глубоко осмысливать написанное, останавливаясь то и дело. Можно запастись простым карандашом и подчеркивать важные моменты. При повторном очень поможет. Если изложенный материал для вас действительно важен, то память стоит освежать примерно раз в месяц. Просто просмотрите книгу, остановитесь на подчеркнутых моментах. Полученные знания обязательно следует закреплять на практике.

Касается вопроса о том, как правильно читать научную литературу, книги по самосовершенствованию и так далее. А вот с другими изданиями вы вольны поступать, как считаете нужным. Если вы читаете не имеет значения, как вы будете это делать. Некоторые, например, предпочитают изучать такие книги по порядку, другие же намеренно заглядывают на последние страницы, чтобы знать развязку.

Есть еще один вопрос, который волнует нынче многих. В наш век, когда количество печатной информации просто зашкаливает, такое умение будет весьма ценным. Поэтому, как правильно читать, конечно, важно, но куда лучше научиться делать это максимально быстро, чтобы развиваться с более высокой скоростью. Итак, что для этого нужно?

Во-первых, поменьше возвращайтесь глазами к уже прочитанному. Если же вам это нужно для полного понимания написанного, то стоит уделить внимание лишь отдельным фрагментам.

Во-вторых, вы должны определить для себя, какова цель прочтения той или иной книги. Если речь о профессиональной и учебной литературе, то она обычно изучается с целью получения конкретной информации. Вот на ней и сконцентрируйтесь.

В-третьих, необходимо научиться воспринимать текст, используя дифференциальный алгоритм, а в него входят ключевые слова, обязательно - смысловые ряды, и доминанта. Что все это значит? При прочтении подчеркивайте ключевые слова, которыми выражается основная смысловая нагрузка, карандашом. Из них формируются смысловые ряды, они позволяют вкратце понять, о чем идет речь в конкретном абзаце. Доминанта же выражает смысловую часть текста, но при этом ее формирует сам читатель своими словами после осмысления полученной информации.

В-четвертых, стоит читать про себя. Главным врагом скорочтения является артикуляция. Не следует при этом вслух произносить отдельные слова и даже шевелить губами. Если не получается, зажмите во рту карандаш. От артикуляции можно избавиться, если выстукивать ритм рукой в процессе чтения.

В-пятых, просто необходимо развивать Так вы будете быстрее находить нужную информацию в тексте, при этом ориентируясь на ключевые слова. Текст в идеале должен восприниматься целыми абзацами, а не строками или словами. Вы должны держать одну страницу в поле своего зрения.

В-шестых, вам следует развивать внимание. Ведь такие его качества, как устойчивость, концентрация, объем, переключение и распределение, делают чтение продуктивным.

Многие спрашивают, как правильно читать книги , что для этого нужно делать, знать и уметь. Ведь мало просто брать и читать все книги подряд, нужно правильно их подбирать и читать в нужное время и регулярно. Не все книги полезны, одни могут сделать вас успешнее, а другие сделать вас неудачником или просто забрать время впустую.

В статье вы узнаете, как правильно читать книги , как их подбирать, можно ли читать книги все подряд и стоит ли часто читать. Лидеры – это читатели, но все зависит от того, как вы читаете и какие книги. Есть начитанные люди, но в жизни они несчастны и ничего не добились в жизни, так как все прочитанные книги, должны применяться на практике.

Чтобы научиться правильно читать книги, вам нужно просто читать их регулярно, каждый день. Если вы пропустите хоть один день и ничего не прочитаете, то вам придется наверстывать упущенное и начинать все сначала. Заведите привычку читать каждый день. Даже если у вас нет времени и вы, заняты, вырывайте листки из книги, берите с собой и в транспорте и в любое свободное время читайте.

Читайте о возможности вслух

Чтобы научиться правильно читать книги, вам нужно помнить, что, читая только глазами, у вас работает только зрительная память, а если вы читаете вслух, то вы запоминаете как зрительной памятью, так и слуховой, что позволит больше запоминать и сохранить в подсознании.

Перечитывайте книгу несколько раз

Чтобы правильно читать книги, если в не содержаться знания для реальных действий, то старайтесь прочитать книгу несколько раз и перечитывать ее 1 раз в 3 месяца. Наша память коротка и 70% всего прочитанного мы забывает в течение недели. Развивайтесь и не переставайте читать те книги, где есть реальные советы для действий, которые сделают вас лучше, успешнее и счастливее.

Чтобы научиться правильно читать книги , вам нужно выбирать только те книги, которые написаны практиками, людьми, которые добились чего-то в жизни и делятся своими знаниями и опытом из жизни. Сегодня 80% всех книг, написаны теоретиками, которые ничего не добились в жизни и соответственно не смогут дать вам никаких полезных для действий знаний. Успешный человек даже если не пишет красиво, может дать больше знаний, чем тот, кто написал красивую книгу, но сам лично ничего не достиг в том, о чем пишет.

Читайте в тихом месте

Также чтобы правильно читать книги, старайтесь подбирать для этого тихое место. Вот почему полезно читать книги перед сном, когда в основном меньше шума. Но если вы просыпаетесь рано, то также можете начать свой день с прочтения книг, когда остальные люди еще спят.

Дорожите временем

Чтобы правильно читать книги, вам нужно не терять время и читать книги как можно быстрее. Для этого возьмите книгу, прочитайте ее быстро, чтобы понять ее суть, а уже во второй раз читайте средним темпом и выписывайте основные знания, которые можно применить на практике. Не стоит запоминать то, что можно найти в книге и если у вас плохая память просто выписывайте главные основы из книги, которые вам помогут и научат действовать.

psyh - olog . ru

Когда вы в последний раз читали вслух?

Почему люди плохо читают вслух ? Из-за чего так происходит? Почему кажется: “Сейчас, ах, как прочитаю!”, а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем.

А когда вы читали в последний раз вслух ?

Давно это было?

В этой статье будут (подробно) рассмотрены причины , по которым люди плохо читают вслух, рекомендации , как развивать чтение вслух, практические упражнения , которые помогут научиться хорошо читать вслух , как себе, так и при публичном выступлении .

Чтение вслух

Как пишет Википедия: Чтение - сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

Когда мы читали вслух ? Наверное, еще .

А что выходит в результате?

Монотонное чтение . Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.

Во всяком случае, так слышится со стороны.

Уважаемый читатель! Большая просьба сделать клик на рекламе от Гугль в знак вашей благодарности нам за бесплатные материалы на этом сайте:

Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?

Полезно осознать, что навык “чтения вслух” мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении “про себя”. А это, хоть и похожие, но разные навыки нашего мозга.

Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.

Как правильно читать с листа перед публикой

Вы, видели когда-нибудь оратора читающего по бумажке? Согласитесь – печальное зрелище.

Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева.

Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают. И еще как читают.

Вспомните Альтова, Жванецкого, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.

Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.

Но читает он так, что никто и не замечает чтения.

Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? – Потому что он умеет читать.

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

А что нужно было сделать? Есть два варианта:

  1. Прочитать – и “своими словами” рассказать этот текст публике.
  2. Научиться технике “публичного чтения”.

Публичное чтение

Правильное публичное чтение.

Почему “правильное” – потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И не только видеть , но и чувствовать , насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши замечательные лекции в институте…

На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух ? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.

Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Упражнения

Как правильно читать вслух

Итак, подытожим всё выше написанное.

1. Не проблема.

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема . Это – задача . Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

  • Рекомендую эти
  • А это – целый сайт хороших притч

3. Как читать вслух

Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.

  • Об этом подробно написано в моей книге “Ошибки ораторов”: .

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Я продолжаю извлекать нужную информацию из книги Берка Хеджеса «Читай и становись богаче». Данная тема будет интересна всем, кто любит читать. Тех, кто не любит, я приглашаю . Эффективность чтения любой книги зависит от того, как вы с ней работаете. Поэтому сегодня поговорим о том, как правильно читать книги, добывая из них только ценную для нас информацию.

Лучше прочитать один раз и полностью вникнуть в посыл книги, чем прочитать ее и забыть, не так ли? Мы ведь читаем для того, чтобы расширить свой кругозор и чему-то научиться, а не «для галочки». Мало просто прочитать, нужно еще и вынести максимум полезной информации из литературных изданий, с которыми вы планируете работать. Читать книгу — значит работать с ней.

Что значит «читать правильно»? Представьте себе, читаете вы читаете, прочитали, а потом бац, и через месяц забыли все, о чем читали. Ну, возможно не все, кое-что вы все таки запомнили, но, все же, упустили множество важных деталей, на которых автор делал акцент. К слову, если имеются проблемы с памятью, то можно .

Искусство чтения — это способность уловить важное послание в общем потоке информации.

Чтобы не перечитывать книгу по второму-третьему кругу в поисках этих деталей, лучше один раз научиться читать ее правильно — так, чтобы прочел однажды, вытащил из нее все самое вкусное и закрыл раз и навсегда со спокойной душой. Тех, кто любит смаковать одни и те же книги по 100500 раз, это вряд ли касается.

Для того, чтобы увеличить глубину понимания читаемых книг и стать эффективным читателем, надо освоить три шага эффективного чтения.

  1. Черновое чтение.
  2. Активное чтение с параллельным внесением заметок.
  3. Обзор ваших заметок.

Давайте отдельно рассмотрим каждый шаг и вникнем в их суть.

Шаг 1. Черновое чтение

Проще говоря, это предварительный обзор книги. Это как знакомство с кинофильмом, посредством просмотра его видео-трейлера.

Приведу такой пример. Представьте себе, что вы покупаете дом. Вы же не купите его, ознакомившись только с фотографиями в интернете? Не думаю. Вам по-любому захочется ознакомиться с общей картиной: лично заглянуть в каждую комнату, прогуляться по двору и окрестностям, пообщаться с соседями, сравнить цены похожих жилищ в данном районе.

Точно так же и с книгами. Впервые взяв в руки книгу, ознакомьтесь с ее «общей картиной». Именно это и будет называться «черновым» чтением. Чтобы вам не думать, не гадать, с чего начать, даю вам несколько подсказок, которые облегчат вам эту задачу.

  • Прочитайте написанное на обложке. Думаю, это делают все. Вряд ли кто-то начинает читать книгу, не разглядев ее «лицо».
  • Прочитайте биографию автора, чтобы понимать, что из его жизни могло побудить его к написанию данной книги. Таким образом вы ближе знакомитесь с автором и понимаете, с кем вообще имеете дело.
  • Ознакомьтесь с разделами «Предисловие», «Пролог», «Введение». Многие их пропускают. Не пойму только, почему? Ведь именно они дают нам понять, зачем автор вообще написал эту книгу. Данные разделы призваны обратить ваше внимание на ключевые моменты. Кроме этого, в них можно встретить строки с именами людей, которым автор ее посвящает, а также благодарности тем, кто особенным образом повлиял на рождение данной книги. Кроме этого, в этих разделах может идти речь и о других книгах на похожую тематику. Обычно я выискиваю эту информацию и формирую список из таких книг для дальнейшего знакомства с ними. Так сказать, беру на заметку.
  • Уделите несколько минут странице с содержанием для того, чтобы знать, из каких разделов состоит книга и в какой последовательности автор решил изложить информацию. Одним словом, вам стоит ознакомиться с «архитектурой» книги, прежде, чем начать ее читать.
  • Далее поочередно переходите к каждой из глав, читая их названия и проходясь глазами по тексту. Обращайте внимание на сноски, подчеркивания и выделенный текст, ели таковые имеются — читайте их. Так вы будете намного быстрее продвигаться по главам книги.

Так производится черновое чтение каждой книги, которую вы берете в руки. Лично я трачу на это, в среднем, 10 минут своего времени, в зависимости от того, насколько объемная книжка. Вам на первый взгляд может показаться, что все это чепуха и можно обойтись без всех этих прелюдий. Но это только на первый взгляд.

Признаюсь, я тоже считал черновое чтение ненужным, пока не попробовал его на деле. Такое чтение здорово помогает уловить суть послания автора, а также увеличить степень вашего понимания и осмысления прочтенного.

Друзья, это только первый шаг системы эффективного чтения «В три шага». Осталось еще 2. До встречи в следующей статье, в которой я рассмотрю Шаг 2, под названием Активное чтение (уже рассмотрел ). Увидимся.



Что еще почитать