Что нарушает уразу у женщин. Условия поста в месяц рамадан. Месячные в Рамадане

12. Заглатывание оставшейся между зубами пищи, если в общей массе это не равняется одной горошине.

13. Инъекция в мышцу, в вену или под кожу, но только в случае медицинской необходимости .

14. Вдыхание благовоний, даже преднамеренное .

15. Пробование пищи на вкус, без проглатывания ее .

16. Использование мазей, йода или зеленки для дезинфекции или заживления открытой раны .

Подробнее

Прикосновение

Не нарушает ли пост случайное соприкосновение с женщинами в магазине, метро и т. д.?

Портится ли пост от случайного прикосновения к противоположному полу (женщинам в моем случае)? Орик.

Нет, не портится. На действительность поста это никак не влияет.

У нас в регионе принято здороваться с девушками за руку. Это как-то влияет на пост? Нарушает ли его? Если да, то считаются ли предыдущие годы также нарушенными, вне зависимости от того, знал я о запрете или нет? Азамат.

Ваш пост не нарушен, но здороваться за руку с женщинами, девушками, которые не приходятся вам близкими родственницами, нельзя.

Я врач-гастроэнтеролог. В течение рабочего времени приходится пальпировать (ощупывать) живот пациенток. Хотел взять отпуск на время поста, но главврач не отпустил. Я придерживаюсь ханафитского мазхаба. 1. Портит ли подобное тахарат (омовение)? 2. Не портит ли это пост? Айрат.

1. Нет. По мнению ученых ханафитского мазхаба (обоснованному достоверными хадисами), состояние ритуальной чистоты в вашем случае не нарушается.

2. На пост это никак не влияет.

Посещение стоматолога

Нарушится ли пост, если мне запломбируют зуб? Galymzhan.

Нет, не нарушится.

Мне на 5-й день Рамадана пришлось прервать пост из-за того, что нужно было лечить зуб. Сейчас все нормально. Можно ли мне продолжить пост?

Да, обязательно.

Можно ли во время уразы ходить к стоматологу? Стоматолог этот сам держит пост и читает намаз. Он утверждает, что можно ходить и лечить зубы. У меня больные зубы, но не хотелось бы портить пост, и в то же время мучает зубная боль! Как мне быть?

И уколы анестезии нарушают ли пост? Кайрат.

Ходить к стоматологу можно. Больные зубы лечить нужно. Анестезию делать можно.

Нарушается ли пост при использовании местного наркоза во время лечения зуба или при установке брекетов? Зарина.

На пост это никак не влияет.

Посещение гинеколога

1. Можно ли во время поста посетить женщину-гинеколога? Откладывать визит не хочется, так как мы планируем завести ребенка. Каждая процедура, которую мне, возможно, надо будет провести, откладывает зачатие ребенка на месяц.

2. Нарушит ли мой пост осмотр гинеколога (анализ, УЗИ, процедура, обработка)? Зарема.

Сон

Скажите, пожалуйста, не нарушается ли пост, если целый день спать и вставать только на намаз? У меня отпуск. Расул.

Пост не нарушается, но малоподвижный образ жизни губителен для человеческого тела и мозга.

Я вчера проспал очень долго, проснулся за два часа до ифтара. Это пост не нарушает? Алибек.

Это не нарушает пост, но советую ввести строгий режим сна и бодрствования вне зависимости от того, выходной это день или рабочий. При такой дисциплине ваша работоспособность повысится, а иммунная система укрепится.

Я работаю в ночную смену, днем отдыхаю. Поэтому часто пропускаю молитвы, хотя потом их восстанавливаю. Это допустимо? И как мне быть в месяц Рамадан? Р., 20 лет.

Если вы свободны днем, то не вижу причины, по которой вам приходилось бы пропускать молитвы-намазы. То же касается и поста. Кстати, сон не нарушает поста.

Человек, соблюдающий пост, работает в ночную смену, а днем спит. Получит ли он такое же вознаграждение, как и тот, который активен днем? Лена.

Если у него именно такой график работы, то - да, конечно. Напомню лишь, что спать более 8–9 часов в сутки вредно, как и менее 7.

Спреи, капли и ингаляторы

У меня аллергия вот уже 2 года, чешутся глаза, и частенько забивается нос, поэтому я пользуюсь каплями в нос. Я читал, что капли в нос нарушают пост, так как они проходят через горло. Но я все равно соблюдаю пост, поскольку, думаю, все зависит от намерения. Ведь даже если капли проходят через горло, моя жажда от этого не утоляется. Улан.

Вы правы. Капли не нарушают действительность поста.

Можно ли во время поста (днем) пользоваться каплями в нос (в рот они не попадают), а также делать ингаляции? Аиша.

Скоро священный месяц Рамадан, а у меня началась аллергия - чихаю, нос закладывает и т. п. Могу ли я во время поста пользоваться спреями, каплями для облегчения дыхания? Айбек.

У меня во время поста насморк, мне приходится постоянно высмаркиваться, и я пользуюсь спреем для носа. Я не болею, чувствую себя нормально, и держать пост мне совсем не трудно. Но у меня возникли сомнения. Нарушает ли насморк мой пост? Лиля.

Нет, не нарушает.

Кровь

Скажите, пожалуйста, если я случайно порезала палец и текла кровь, был ли мой пост нарушен?

С постом это никак не связано. Пост не нарушен.

Правда ли, что кровь нарушает пост? Например, порезался случайно или берут кровь из пальца для анализов. Ибрагим.

Нет, неправда.

Портится ли пост при сдаче крови? Зайнаб.

Сдача крови не нарушает поста.

Косметика

Можно ли во время поста использовать бальзам для губ? Губы сильно сохнут.

Можно, если вы его не едите. Уверен, бальзам для губ не относится к продуктам питания.

Можно ли красить губы, если я держу уразу? Мавзуна.

Да, можно.

Можно ли пользоваться лосьоном для лица на основе салицилового спирта во время поста? L.

Охота

Разрешена ли охота во время месяца Рамадан? Рамиль, 29 лет.

Да, если есть соответствующее разрешение от госорганов.

Во время месяца Рамадан открывается сезон охоты на водоплавающую дичь. Можно ли идти на охоту или лучше воздержаться? Ф.

Инъекции (уколы, капельницы)

Не нарушается ли пост, если делать внутримышечные инъекции по два раза в день? Рашид, 22 года.

Нарушают ли пост внутримышечные и внутривенные инъекции?

Нет, если есть на то медицинская, врачебная необходимость.

Нарушает ли пост принятие медицинского раствора в вену посредством капельницы?

Если присутствует медицинская необходимость в процессе лечения, тогда пост не нарушается. Если же раствор питает организм витаминами, являясь общеукрепляющим, и используется именно с этой целью, тогда следует воздержаться.

Разное

Можно ли в Рамадан пить биологически активные добавки (БАД)? Альмира.

После захода солнца и до зари - можно, если они не содержат ничего явно запрещенного (харам).

Можно ли во время Рамадана постящейся вязать? Залина.

Да, конечно.

Можно ли прокалывать уши во время поста? Ayna.

Можно ли постригаться во время уразы? Артур.

Могу ли я во время поста стричь и красить волосы? Диана.

Можно ли во время уразы играть в карты? Талгат.

Зачем? Прочитайте, например, книгу Глеба Архангельского «Тайм-драйв» (либо прослушаете ее аудиовариант) и начните относиться ко времени более ответственно.

Игра в карты не влияет на действительность поста.

Можно ли чистить уши во время поста? Елена.

Да, конечно.

Можно ли глотать мокроту во время уразы?

У меня начальная стадия гайморита, соответственно постоянно заложен нос. Носовая слизь проходит в глотку, и это неконтролируемо! Я надеюсь, мой пост не нарушается из-за этого.

Пост не нарушается. А для профилактики гайморита необходимо больше двигаться - как минимум один километр утром и один километр вечером - и активно при этом дышать.

Если мне через нос попал песок в носоглотку и я его проглотил (не специально, находился в пыльном помещении), нарушен ли мой пост? Султан.

Нет, не нарушен.

Разрешено ли принятие лекарств после захода солнца в Рамазан?

Да, конечно.

Чего нельзя делать во время поста? Недавно услышала, что пост нарушается, если человек почешет ухо. Чего еще нельзя делать? И как надо открывать пост (разговляться)? Надо ли брать малое омовение? Сейрана.

1. Чесание уха никак не влияет на действительность поста.

2. Нет никакой необходимости в малом омовении перед разговением.

1. В середине августа должен вернуться из отпуска уролог, у которого я обследуюсь, мне нужно идти к нему на прием. Считается ли нарушением поста, если он будет проводить мне физиопроцедуры? Также, скорее всего, будут выписаны различные антибиотики. Можно ли их употреблять во время поста или пост не зачтется?

2. Нарушит ли пост гастроскопия (обследование желудка посредством введения в него трубки)? Аслан.

1.Соблюдая пост, вы не сможете употреблять лекарства в дневное время. Советую вам начать лечение (прием лекарств) по завершении месяца Рамадан. Что касается физиопроцедур, то это не влияет на действительность вашего поста.

2. Нет, гастроскопия не нарушит пост.

Нарушается ли пост, если на пасеке во время работы с пчелами меня ужалит пчела? Пчелиный яд содержит 600 полезных микроэлементов. Инсаф.

Пост не нарушится.

Можно ли во время Рамадана обниматься с девушкой, на которой намереваешься жениться? Можно ли целоваться с ней? Не нарушит ли это пост? А.

До свадьбы (никяха) - нельзя, ни во время Рамадана, ни вне него. Но пост это не нарушит.

Случаи нарушения поста

Может ли нарушить пост прием лекарства (таблетки) без воды? Мадина.

Да, это нарушит пост.

Моя мама принимает лекарство от сахарного диабета. Можно ли держать пост, принимая таблетки?

Нет, нельзя.

Меня укусила оса, и было необходимо немедленно принять две таблетки преднизолона. Я не знал, что таблетки нарушают пост. Следует ли мне восполнить этот день? Марсель.

По завершении месяца Рамадан и дня праздника Ураза-байрам восполните нарушенный пост один к одному.

В первый день поста я поел сухур по незнанию и непониманию до восхода солнца, а не до рассвета. Прочитав о посте на вашем сайте, я осознал ошибку и повторять ее не собираюсь. Будет ли принят мой пост за этот день и стоит ли мне сделать када (восполнить его), так как я поел не в то время? Айнур.

Восполните один к одному после месяца Рамадан в удобное для вас время, например в выходной день.

Является ли курение кальяна харамом и можно ли курить кальян в Рамадан?

Курение кальяна запретно (харам) как в Рамадан, так и в любое другое время. Прочитайте об этом соответствующий материал в моей книге «Мужчины и Ислам».

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто нарушил пост по забывчивости, тот не восполняет его, и нет на нем искупления. [То есть вспомнив о соблюдаемом посте, человек прекращает действие, нарушающее пост, и продолжает поститься. Пост его не нарушен]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 517, хадис № 8495, «сахих».

Данный хадис касается всех трех упомянутых пунктов. Подробнее см., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 574.

«Кто по забывчивости начал есть или пить, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, Всевышний накормил и напоил его [то есть пост не нарушен, а отмечен Господом]». Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574, хадис № 1933.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; аш-Ша‘рави М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аль-Фатх, 1999. С. 115; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 2. С. 72.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 270, хадисы № 2378 и 2379, оба «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 184, хадис № 1678, «сахих»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Достоверно известно, что «пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста». Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. имама аль-Бухари. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 576, хадисы № 1938 и 1939; Имам Малик. Аль-муватто. Каир: аль-Хадис, 1993. Гл. 18. Ч. 10. С. 247, хадисы № 30–32; то же. Бейрут: Ихья аль-‘улюм, 1990. С. 232, хадисы № 662–664.

Мисвак - палочка, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно.

Достоверно известно, что Пророк пользовался мисваком во время поста. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329.

От использования зубной пасты во время поста можно воздержаться. Бо льшая часть ученых говорит, что попадание ее в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не глотать. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 329, 330; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 112.

Подробнее об этом смотрите в материале «Гигиена полости рта во время поста».

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1731; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 97, 98.

Имам аль-Бухари приводит в своем своде хадисов несколько случаев из жизни сподвижников и представителей следующего после них поколения о том, что они проводили различные водные процедуры во время поста. См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 573.

Подробнее об этом смотрите в материале «Полоскание рта и душ во время поста».

Преднамеренное вдыхание табачного дыма, то есть курение сигарет, кальяна, нарушает пост. Подробнее о допустимости курения сигарет и кальяна с точки зрения мусульманских канонов читайте в моей книге «Мужчины и Ислам» либо на сайте сайт.

В случае очевидного проглатывания крови или лекарств пост нарушается. Исключением могут быть случаи попадания вместе со слюной в гортань, пищевод того, что крайне незначительно, что ближе к мнительности, нежели к явному заглатыванию крови или лекарства.

Самостоятельное вызывание рвоты, при котором ротовая полость заполняется рвотной массой, а также преднамеренное заглатывание рвотных выделений нарушают пост. В этом случае необходимо будет его восполнить. См., например: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1676, «сахих».

Подробнее об этом смотрите в материале «Рвота во время поста».

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 107, 109, а также. Т. 2. С. 89.

Что касается клизм, то во всех случаях они нарушают пост. Так считает большинство. См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрийя. Т. 1. С. 108.

Упомяну все же, что есть обоснованное мнение крупных и уважаемых имамов, таких как Ибн Хазма, Ибн Таймийя и других, о том, что клизмы не нарушают пост. В исключительном случае можно, полагаю, воспользоваться и этим мнением. См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава [Фетвы]. Каир: аш-Шурук, 2001. С. 136, 137. Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 5. С. 192, 193.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 108.

Чаще всего применяются два вида свечей: вагинальные и ректальные. Первые из них обычно используют для лечения различных болезней женских половых органов. А свечи, предназначенные для введения в прямую кишку, можно разделить на две группы. К первой группе относят те свечи, которые действуют в месте введения. Они могут обладать, к примеру, противогеморройным эффектом. Вторая группа включает свечи, являющиеся как бы заменителями таблеток. То есть лекарственные вещества из них всасываются, поступают в кровь и оказывают влияние на весь организм. Одно и то же вещество, выпускаемое в таблетках и в свечах, проходит по организму разными путями. На лекарство, попавшее в желудок и кишечник, действует множество пищеварительных ферментов. А лекарство, попавшее в прямую кишку, всасывается сразу в кровь, минуя печень, ему не приходится «проходить» через весь пищеварительный тракт. См.: https://health.sarbc.ru/lechebnye-svechi.html.

См.: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 93; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

Основанием для данного мнения является то, что запрет во время поста касается еды и питья, которые поступают через гортань в желудок, а потому нет смысла запрещать то, что поступает в человеческий организм иными путями.

См., например: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305.

См., например: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 194, 195; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 109; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 39.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 51; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 103, а также. Т. 2. С. 88; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306.

См., например: ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия. Т. 1. С. 107, 109, а также Т. 2. С. 89; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 305, 306; Шальтут М. Аль-фатава. С. 136, 137.

– По Шариату пост – это несовершение ничего того, что могло бы его нарушить с рассвета до заката, имея для этого определенное намерение.

Какова мудрость возложения поста Всевышним?

– Первая мудрость поста заключается в том, что Всевышний заставляет раба выражать свою покорность Ему. Полноценный пост пробуждает сердце человека, помогает ему помнить об Аллахе. Когда человек будет испытывать жажду и голод, он вспомнит, что отказался от еды и питья ради Аллаха (добровольно), и то, что находится под господством и наблюдением Его.

Месяц поста Рамазан является баракатным месяцем, в котором днем люди постятся, раздают милостыню, а вечером совершают намаз-таравих , читают Коран, также встают ночью и поминают Аллаха. Многие мусульмане оживляются с приходом месяца Рамазан. Если человек голоден, то тело его оживляется для поклонения (ибадата), если же человек сыт, то сердце его черствеет, что подталкивает его к совершению действий, выходящих за рамки этикета. Пост тренирует тело и очищает сердце. Те, которые постоянно сыты, не могут понять голод бедняков и нуждающихся. Почувствовав голод во время поста, человек понимает голод бедняков и, сжалившись над ними, начинает помогать им. Пост помогает человеку уберечь свои органы от греха, а тело от зла и открывает ему врата для поклонения.

Каково достоинство поста?

– Всевышний Аллах говорит, что все деяния детей Адама для них, кроме поста. Пост же Мой, и Я за него вознагражу, и отплачу добром.

Постящийся имеет две радости: при разговении и при встречи с Аллахом в Раю. В Раю есть особые врата для тех, кто постился. Те, которые войдут через эти врата, увидят Аллаха. Воздаяния за другие деяния Всевышний увеличивает от десяти до семисот раз, а воздаяние за пост безгранично. Пост – это щит мусульманина перед Адом. Пост прибавляет здоровья и является вратами к добру. Пост в Судный день заступается за постившегося. Ду"а постившегося принимается, и вознаграждение ему записывается больше. В хадисах приводится много высказываний о достоинстве поста.

Что теряет человек, который не постился без шариатской причины?

– Если человек не постился один день, не имея на то шариатскую причину, то он не в состоянии возместить вред, который нанес сам себе, даже если будет поститься всю жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал: "Я видел не постившихся людей, мучающимися, прибитыми за ноги и висящими вниз головой с разорванными ртами и истекающими кровью".

Каково шариатское решение о соблюдении поста в месяц Рамазан?

– Согласно Шариату, пост в месяце Рамазан – обязанность (фарз). Доказательство этому Коран, хадис и иджма‘. Тот, кто говорит, что не нужно поститься или зачем нужно поститься (с пренебрежением, издевкой), впадет в неверие. Если он вновь не прочитает шахаду, не примет Ислам и не покается, то будет ввергнут в вечный Ад.

Каковы условия к обязанию поста в месяце Рамазан?

– Для обязания к посту в месяце Рамазан человек должен быть мусульманином, совершеннолетним и здравомыслящим. Дети не обязаны поститься, но если они могут выдержать пост, то родители должны заставлять их поститься с семилетнего возраста. Женщине в период месячных и послеродовых очищений поститься грех, но после очищения она должна возместить пропущенные дни. Может не поститься находящийся в долгом пути человек и тот, здоровью которого голод может нанести вред (но это должно быть установлено богобоязненными опытными врачами, знающими обязательность и значимость поста). Но если эти люди способны выдержать, то лучше поститься, т.к. пропущенные таким образом дни необходимо восстановить.

Каково решение возмещения пропущенных постов в месяце Рамазан?

– Пост нужно обязательно возместить, не зависимо от причины. За пропущенный пост по уважительной причине греха не будет, но если нет шариатской причины, то пропускать пост греховно. Пропущенные в этом году посты без уважительной причины нужно возместить до наступления месяца Рамазана следующего года. За посты, не возмещенные в течение года, имея при этом возможность, налагается штраф (муд), а также за каждый день, пропущенный в месяце Рамазан, и увеличивается с каждым невозмещенным годом. Если пост был пропущен добровольно, или из-за халатности и принебрежения, то этот человек вместе с возмещением и выплачиванием муда должен покаяться, т. к. несоблюдение фарза является тяжким грехом. Например, если 20 лет назад не постился 30 дней, имея при этом возможность, и не возместил пост за все эти годы, то человек подвергается штрафу – шестистам мудам для раздачи бедным. Если не постился по уважительной причине, не позволяющей соблюдать пост, и до смерти не освободился от нее, то человек не должен ни возмещать пост, ни выплачивать муд. Если человек, имея возможность, не постился и умер, то за него возмещать пропущенные посты должен близкий родственник или же с его состояния выплачивается муд по числу пропущенных постов. Если же покойный не оставил ничего, то за него посты возместить может любой человек, так же как и отдать долги.

Если человек неизлечимо болен, что позволяет ему не поститься, или же стар и не может соблюдать пост, то за каждый пропущенный пост должен заплатить муд. Если беременная женщина или кормящая мать во избежание нанесения вреда своему здоровью не постится, то после она должна возместить посты. А если она не постилась, боясь за здоровье своего ребенка, то должна и возместить посты, и выплатить муд.

Что такое муд? Кому его нужно отдавать? Можно ли вместо него отдать деньги, равные его стоимости?

– Муд – это мера измерения сыпучих тел . Современные алимы вычислили объем муда – 675 грамм или 0,688 литра. Существуют некоторые расхождения ("Аль-фикху исламийю ва адиллатуху", т. 1, стр. 143), но если следовать этим мерам, тоже будет правильно. Выплачивая муд наиболее употребляемыми продуктами питания в данном населенном пункте, необходимое количество нужно отдавать беднякам или нуждающимся. Например, если в одном городе больше употребляют пшеницу, то и раздать надо пшеницу. Можно несколько мудов отдать в одни руки, но лучше раздать их нескольким людям. Муды не обязательно отдавать там, где живешь ("Хашиятуль-Жамал", т. 3, стр. 457). По мазхабу имама Абу Ханифы, вместо муда (шафиитов) можно выплатить полсаха пшеницы ("Аль-фикхул исламийя", т. 3, стр. 1743, "Тафсируль Куртуби", т. 1, стр. 192). Согласно мазхабу Абу Ханифы, полсаха – это 1 кг 900 гр. ("Аль фикхул исламийя", т. 1, стр. 143). Те, кто в наше время выплачивает муды деньгами, должны следовать сначала мазхабу имама Абу Ханифы, а уже затем из указанного им количества (1 кг 900 гр.) выплачивать его стоимость. По мазхабу имама Шафии, штраф (фидья) составляет 675 гр. Выплачивая в денежном эквиваленте, нужно выплатить стоимость за указанное количество.

Какое ду‘а читается после разговения?

Постящемуся хорошо побольше поминать Аллаха, читать салават, молиться, ибо его мольба принимается.

После разговения читается это ду"а: "Аллагьумма лака сумту, ва гIала ризкъика афтIартIу, ва бика аманту, ва лака асламту, ва гIалайка таваккалту, ва рахIматика ражавту, ва илайка анабту, загьаба ззамау вабталлаатиль гIурукъу, ва сабаталь ажру иншаАллагь. Я ВасигIаль фазли, игъфир ли. АлхIамду лиллагьи ллази, агIанани фасумту, ва разакъани фа афтIарту. Аллагьумма ваффикъна лиссиями ва баллигъна фигьиль къияма ва агIинна гIалайгьи ва ннасу ниямун, ва адхиналь жанната биссалами".

Перевод: "О, мой Аллах! Я ради Тебя постился, Твоим благом разговелся, я уверовал в Тебя, я Тебе покорен, я уповаю на Тебя, я надеюсь на Твою милость, я повернулся к Тебе, жажда прошла, промокли кровеносные сосуды, если захочет Аллах – получу вознаграждение. О, Всемилостивый Аллах! Ты смой мои грехи. Вся хвала Аллаху, помогавшему мне поститься и давшему мне блага для разговения. О, мой Аллах! Ты помоги мне поститься, дай силы встать ночью, когда люди спят, и введи нас в Рай Своим благословением".

Расскажите об обязательных составляющих поста?

– Пост имеет два обязательных составляющих. При отсутствии хотя бы одного из них пост нарушается.

1. Намерение. Его делают сердцем. Срок же его наступает с вечера и длится до рассвета постящегося дня. Если не сделали намерение, то весь следующий день обязательно нужно воздержаться от еды и питья, но этот день нужно возместить. Порядок полного намерения поста таков: "Я намереваюсь поститься завтра в месяце Рамазан этого года ради Аллаха". Во время желательного поста, если вы ночью забыли сделать намерение, то его можно сделать до обеда постящегося дня.

2. Второе составляющее – это предостережение от всех действий, нарушающих пост с рассвета до захода солнца.

Что нарушает пост?

– Пост нарушает преднамеренный прием пищи, питья (если съесть что-нибудь по забывчивости, пост не нарушается). Также пост нарушает проникновение в тело из естественных отверстий чего-либо телесного (например, через нос, рот, уши, половые органы, задний проход). Если капнуть в ухо что-нибудь или засунуть спичинку, пост нарушается. Пост нарушает и клизма. Если проглотить слюну после растворения сахара во рту или покурить, пост нарушается. С проглатыванием слюны или с проникновением внутрь через рот или нос пыли или насекомых, пост не нарушается.

От проглатывания наджасы (нечисти), например, слюны, смешанной с кровью из десен, пост нарушается, но если по какой-либо причине трудно этого избежать, то делается "афву (прощение). Постящийся должен быть осторожен при полоскании рта и носа. Если, стараясь тщательно прополоскать нос и рот, вода попадет вовнутрь, то пост нарушается. Если, по незнанию или по забывчивости что-нибудь попадет вовнутрь, то пост не нарушается.

Также пост нарушает преднамеренная рвота или половая близость. Если человек преднамеренно нарушит свой пост путем совершения полового акта, то он облагается искуплением (каффаратом) – двухмесячный пост без пропуска. Если пропустить хоть один день, то отчет двух месяцев начинается заново.

Пост так же, как и намаз, нарушается, если человек сойдет с ума, впадет в куфр (совершит действие, приводящее в неверие, языком или сердцем). Пост нарушают месячные, послеродовые выделения женщины.

Если, подумав, что солнце уже зашло, разговеться, а потом выяснится, что оно не зашло, то этот пост нарушается, и его необходимо возместить. Также нарушается пост, если подумав, что еще не рассвело, поесть, а потом окажется, что рассвет уже был.

Что является суннатами поста?

– Из суннатов поста является разговение сразу после захода солнца. Желательно разговляться фиником, а если его нет, то водой. Вставать перед рассветом для приема пищи; откладывание приема пищи ближе к рассвету; побольше читать Коран и поминать Всевышнего Аллаха; оберегание глаз, ушей, языка и других органов от греховного; полное омовение от половой близости до наступления рассвета; пребывание в мечети (и‘тикаф) особенно в последние десять дней месяца; побольше чтения ду"а (особенно после разговения, перед рассветом и при разговении в гостях); отказаться от удовольствий, особенно от хорошей и сытной еды и благовоний; желательно отдаляться от всего, что приносит удовольствие нафсу (обозрение греховного, слушание музыки и т. д.); уберечь себя от удовольствий, даже если они дозволенные. Желательно уберечь язык от споров, пререканий и ругани. Если кто-то и ругается, то, не отвечая ему, сказать: "Я держу пост". Желательно также раздавать побольше милостыни, почаще посещать мечеть и совершать другие благие деяния.

Соблюдавший эти вышеприведенные суннаты и этикет получит полное вознаграждение за пост. Если нет – вознаграждение уменьшится, особенно если не уберечь себя ото лжи или поклепа, а тело от греховного, то от поста, кроме голода и жажды, он не получит никакого вознаграждения. Месяц поста – это месяц, когда следует отказаться от удовольствий и отдыха для тела и необходимо усердствовать в поклонении.

В какие дни желательно поститься?

– Из желательных для поста дней является день Арафа (для тех, кто не находится в хадже). Это девятый день месяца зуль-хиджа. У постившегося в этот день смываются грехи предыдущего и последующего годов.

Желательно поститься в день Ашура – десятый день месяца мухаррам, а также в девятый и одиннадцатый день этого же месяца. Если поститься в день Ашура, то смываются грехи предыдущего года. Желательно также поститься в понедельник и четверг каждой недели; в пятницу и в предыдущий или последующий за ней день (отдельно в пятницу не желательно).

Желательно поститься шесть дней в месяце шавваль после Рамазана. Если человек постился в месяце Рамазан и после шесть дней в месяце шавваль, то он будет подобен постившемуся весь год. Есть еще другие месяцы и дни, в которые желательно поститься. Много вознаграждения в желательном посте. Есть хадис, в котором говорится, что человека, постившегося один день, находясь на пути Аллаха, Всевышний отдалит от Ада на 70-летнее расстояние. Да поможет Аллах!

На вопросы ответил Курамухаммад-хаджи Рамазанов

Начатый и по каким-либо причинам нарушенный день поста должен быть возмещен. Что касается нарушения поста в месяц Рамадан, то, в зависимости от вида нарушения, может одновременно потребоваться «када» (возмещение) и «каффарат» (искупление) , или же только возмещение.

Лексическое значение арабского слова «када» – выполнение чего-либо. В терминологии шариата это слово, помимо лексического, имеет значение «возмещение кем-либо не выполненного во время или начатого, но нарушенного поклонения, такого, как намаз, хадж или пост, осуществляемое в другое время» .

Лексическим значением слова «каффарат» является «укрытие, стирание» . В терминологии шариата это слово означает определенный набор действий, установленных Всевышним Аллахом, к которым прибегает человек с целью заслужить прощение Аллаха за некоторые совершенные грехи и ошибки.

Каффарат (искупление) за пост в Рамадан требуется в том случае, если человек без каких-либо уважительных причин, сознательно и по собственной воле нарушил начатый пост. В случае нарушения других постов вне месяца Рамадан каффарат не требуется.

Каффаратом (искуплением) за пост является освобождение раба, или соблюдение непрерывного поста в течение двух лунных месяцев, или кормление шестидесяти бедняков. Но вместо еды можно выплатить ее стоимость. Наряду с кафаратом необходимо также сделать покаяние и иметь твердое намерение не совершать подобного греха в будущем.

Шестидесятидневный пост, соблюдаемый в качестве каффарата, должен соблюдаться непрерывно, поэтому, если будет пропущен хотя бы один день, этот пост необходимо начать сначала.

За несколько дней поста, нарушенных в одном Рамадане или нарушенных в разные годы, достаточно одного искупления.

Теперь, после того как мы ознакомились со значением понятий «када» и «каффарат», перейдем к рассмотрению того, что нарушает, и того, что не нарушает пост. Действия, нарушающие пост будут рассмотрены в двух разделах:

первый – это действия, за совершение которых требуется возмещение и искупление;

второй – это действия, за совершение которых требуется только возмещение.

1. Действия, требующие «када» (возмещения) и «каффарат» (искупления):

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто нарушит пост месяца Рамадан без уважительной причины, установленной Аллахом, не сможет возместить его, даже если весь год проведет в посте» (Абу Дауд, Сыям, 38).

Действия, входящие в эту категорию можно разделить на две группы:

а) Вступление в интимную связь

Вступление в интимную связь во время поста требует от обеих сторон возмещения и искупления. По этому поводу передается следующий хадис от Абу Хурайры (радыйаллаху ‘анху):

«Однажды мы сидели вместе с Посланником Аллаха, как вдруг к нам подошел один человек и сказал:

О Посланник Аллаха! Я погиб!

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

Что случилось?

Я вступил с женой в интимную связь во время поста, - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты держать пост два месяца подряд?

Нет, - ответил человек.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) спросил:

- Можешь ли ты накормить шестьдесят бедняков?

Человек снова ответил:

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) ничего не ответил ему. Прошло некоторое время, мы обсуждали происшествие, как вдруг вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) с корзинкой, полной фиников, и спросил:

- Где тот человек, который спрашивал меня?

Человек сказал:

Я здесь.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сказал ему:

- Возьми это и раздай как садака.

В ответ человек сказал:

О Посланник Аллаха! Разве есть кто-то беднее меня? Клянусь Аллахом, в долине Медины нет более бедной семьи, чем моя.

В ответ на это Посланник Аллаха рассмеялся, так, что стали видны его зубы, а затем сказал:

Тогда возьми финики и угости ими свою семью.

(Бухари, Саум, 30; Хиба, 20; Нафака, 13, Каффарат, 2-4; Муслим, Сыйам, 81; Абу Дауд, Тахара, 123, Саум, 37; Тирмизи, Саум, 23).

Все мазхабы единодушны в отношении того, что интимная связь нарушает пост и требует как возмещения, так и искупления. Доказательством для всех служит этот хадис. В вопросе каффарата не существует другого доказательства, кроме этого хадиса.

б) Употребление пищи или того, что к ней относится.

Понятие «пища» включает в себя все виды продуктов питания, как готовых к употреблению, так и сырых; все виды сырого или сушеного мяса и мясную продукцию; все виды овощей и фруктов, а также зерновых, и те продукты, которые получены путем их переработки.

По мазхабу Ханафи, человек, нарушивший пост, употребив пищу или питье, подобен тому человеку, который нарушил свой пост, вступив в интимную связь.

2. Действия, требующие только «када» (возмещения).

Нижеперечисленные действия нарушают пост, требуя при этом только возмещения и не требуя искупления:

  • Употребление еды или питья по ошибке.
  • Сознательное проглатывание бумаги, ваты и им подобных предметов. Проглатывание данных предметов хоть и имеет внешнее сходство с приемом пищи, но при этом не имеет цели насыщения, поэтому в данной ситуации каффарат не требуется.
  • Проглатывание воды при полоскании носа или лекарства, положенного в дупло зуба.
  • Проглатывание больших частиц еды, оставшихся между зубами (большой считается частица размером с горошину).
  • Проглатывание чего-либо размером с пшеничное зернышко, попавшего в рот извне.
  • Прием пищи утром, полагая, что время сахура еще не прошло, или вечером, полагая, что время ифтара уже пришло. В данном случае речь идет о приеме пищи по ошибке.
  • Нарушение поста по принуждению.

Вопрос:

Хазрат саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Не могли бы вы подробно расскрыть причины, позволяющие не держать пост? Мне довольно сложно держать пост, я прошу перечислить пункты, когда я имею право не держать пост, у меня со здоровьем проблемы и тяжелая работа - секретарь-помощник, начальник постоянно орет, часто ему готовлю чай и довольно трудно держать пост. (Аминыч)

Ответ:

С именем Аллаха, Милостивого ко всем в этом мире, а в ином мире Милостивого только к верующим.

Ас-Саламу алейкум ва рахматулЛахи ва баракатух!

В религии Ислам одним из основных принципов является легкость. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакара, 2/286). «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакара, 2/185).

К особым случаям, позволяющим не соблюдать пост, относятся:

  1. Болезнь. Те люди, которые по причине болезни не способны держать пост на протяжении всего месяца Рамадан, а также те, кто опасается, что пост может привести к усилению их недуга, могут отложить пост,на другое время. В данном случае во внимание принимаются не личные опасения больного, а рекомендации врача-специалиста. После того, как человек выздоровеет, он должен будет восполнить пропущенные дни поста. Разрешение не соблюдать пост в данной ситуации опирается на следующий аят: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185).
  2. Путешествие. С точки зрения религии, путешественником считается человек, отправляющийся в путь на расстояние, как минимум, 90 км, и остающийся в месте назначения не более 15 дней – по мазхабу Ханафи, или не более 4 дней – по мазхабу Шафии (Ширази, II, 590).

Тот, кто отправляется в путешествие во время Рамадана, может не держать пост. Однако если человек отправился в путешествие после рассвета, то есть, начав пост этого дня, то в этом случае нарушить его он не может и должен продолжать поститься до вечера. Но если человек все-таки нарушит этот пост, то он должен будет возместить всего лишь пропущенный день и не должен совершать искупление (Мавсили, I, 134).

Пропущенные по причине путешествия дни поста возмещаются после окончания месяца Рамадан. В вышеприведенном аяте Корана ясно говорится об этом.

  1. Беременность. Беременные женщины также могут не держать пост, если боятся нанести вред ребенку (Тирмизи, Саум, 21). Затем пропущенные дни возмещаются как долг.
  2. Кормление грудью. Кормящие грудью женщины, так же, как и беременные, если опасаются, что молоко может исчезнуть, и ребенок останется без питания, могут не держать пост. Затем они возмещают пропущенные дни как долг. В данной ситуации не имеет значения – кормит женщина грудью своего ребенка или чужого.
  3. Старость. Старики, возраст которых уже не позволяет им соблюдать пост, также могут не держать его. За каждый пропущенный день поста они дают выкуп в размере фитр-садака. В Коране по этому поводу говорится следующее: «А тем которым трудно поститься, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакара, 2/184).
  4. Невыносимый голод или жажда. Если здоровью человека, соблюдающему пост, будет грозить опасность вследствие невыносимого голода или жажды, то он может нарушить пост. В данной ситуации степень опасности определяется опытом или заключением врача-специалиста (мусульманина).

А Аллах знает лучше.

Муфтий Илдус Файзов

Мы были созданы для поклонения, а пост и есть одно из поклонений, а во-вторых, за пост вознаграждает сам Аллах.

В Куръане вы, наверное, видели много аятов, где сказано о том, что Аллах знает то, что у нас в помыслах, каково наше намерение. А ангелы этого знать не могут, они фиксаторы, они записывают наши деяния, а расчет будет производить Всевышний. Именно поэтому существует мнение, что ангелы не могут знать вознаграждения за пост, так как не знают, постился ли этот человек или нет, с молитвой все ясно, когда человек молится – видно, а пост, как определить его? Стоит обратить внимание на изречение Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором он сказал: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело – будет вознаграждено десятикратно, но может возрасти и до семисот раз».

Всевышний Аллах сказал: «За исключением поста, ибо, поистине, пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, поскольку человек отказывается от удовлетворения своих желаний и еды ради Меня!», это внушает надежду на действительно великое вознаграждение.

Наряду с вышесказанным, пост – это очищение от совершенных грехов. Так, Посланник Аллаха сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет молиться по ночам с верой и надеждой на награду от Аллаха, простятся его прежние грехи», и что немаловажно, это полезно для здоровья. Говоря об этом, Посланник Аллаха изрек: «Поститесь, будете здоровы!»

Рамадан – это некий катализатор, совершенные благие деяния в этом месяце имеют гораздо большую степень вознаграждения, чем они же, совершенные в другие обычные дни. Поэтому большая часть мусульман стараются в месяц Рамадан больше молиться, раздавать милостыню, выплачивать закяты, а состоятельные едут в умру (малое паломничество). Благие дела, совершаемые в рамадан, более вознаграждаемы.

Время поста

Пост соблюдается начиная с рассвета и до захода Солнца на протяжении. Принимать пищу можно до утреннего азана. Но учитывая, что правильность времени с рассветом относительно заходит по тому, которое написано в календарях, прием пищи следует прекратить за 30 минут до восхода Солнца, что уберечься от того, что не испортить уразу.

Основа соблюдения поста заключается в том, чтобы исполнить три основных пункта:

Не есть

Не пить

Не иметь половой близости

Причем все три основы должны выполняться от рассвета до захода Солнца.

Эти пункты относятся к от части к внешнему проявлению поста, однако, нельзя упускать ту часть, что является не видимой для других, но также важной для исполнения для того, чтобы ураза была правильной.

Нужно принять во внимание, что во время поста нельзя сквернословить, враждовать, пустословить и тратить время на бесполезные с точки зрения шариата дела.

Зная основы уразы можно ответить на большинство вопросов, возникающих по теме поста в месяце Рамадан. Однако, некоторые вопросы требуют некоторых объяснений о чем пойдет речь в данной статье.

Что портит пост

Нарушения поста делятся на две группы:

1. То, что нарушает пост и требует его восполнения (каза – это восполнение поста одним днем за один день) и искупления (кафара – это обязательное соблюдение непрерывного поста в течение 60 дней за один день нарушенного поста. Кто не в состоянии искупить пост по причине болезни, немощности, обязан накормить 60 бедняков за один день нарушенного поста).

1) Принятие пищи преднамеренно без каких-либо уважительных причин;

2) Преднамеренно совершенный половой акт.

2. То, что нарушает пост и требует только восполнения:

1) Принятие пищу или лекарства по причине болезни;

2) Принятие пищи по ошибке, то есть, если поел или попил после рассвета, предполагая, что рассвет еще не настал, или же принимал пищу днем, думая, что солнце уже зашло, а оказалось, что еще не зашло. Можно также привести пример, когда человек по ошибке проглотил воду во время совершения омовения;

3) Преднамеренная рвота;

4) Преднамеренное употребление предмета, не являющегося обычной пищей, например, тесто, древесная смола или жевательная резинка;

5) Появление месячных;

6) Семяизвержение во время любовных игр.

Что не портит пост в месяце Рамадан

1. Купание. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, советовал «обливаться во время поста из-за жары или жажды» (Приводится у Ахмада, Малика и Абу Давуда). Если же вода непроизвольно проглатывается, то это не нарушает пост.

2. Использование сурьмы. Анас передал, что Пророк, обычно использовал сурьму во время поста.

3. Целовать жену или мужа при условии сохранения контроля над собой. Аиша передала, что Пророк, обычно целовал ее и прикасался к ней во время поста.

5. Сглатывание того, чего невозможно избежать (например, собственной слюны или уличной пыли и т.д.)

6. Пробование пищи при покупке (или при приготовлении пищи) кончиком языка.

7. Нюхать цветы или использовать духи и т.п.

9. Можно продолжить свой пост даже будучи в джунуб (Джунуб – состояние осквернения, после полового сношения и до купания). Также женщина после окончания менструации или послеродового периода может начать поститься, если кровотечение прекратится ночью (в любое время до заката). Во всех вышеперечисленных случаях купание может быть отложено до следующего утра, и пост будет действителен.

10. Тот, кто забудет, что постится, и начнет есть или пить. Большинство ученых говорили, что в этом случае пост не портиться и является действительным. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха «О Господь наш не взыщи с нас если мы забыли или ошиблись».

11. Непроизвольная рвота. Пророк, сказал: «Если у кого-либо непроизвольная рвота, его пост не нарушается, и он не должен возмещать (этот день). Но если кто-либо намеренно вызывает у себя рвоту, то он должен восполнить (этот день)». (Приводится у Ахмеда, Абу Давуда, Ат-Тирмизи и Ибн Маджах). В любом случае весь остаток дня после рвоты мусульманин должен поститься.

Когда можно восполнять пропущенные дни поста в месяце Рамадан?

Особых установлений в исламе, которые касаются особых дней для возмещения поста нет. Но следует учесть, что самое лучшее решение это восполнение пропущенных дней в самые быстрые сроки в самое лучшее время для пропустившего дни. Например, если человек пропустил месяц Рамадан по болезни, то лучше всего ему, в силу особенностей болезни, возместить дни в зимнее время, когда особого труда поститься для человека не составит. Если человек не может поститься и в зимнее время, то в таком случае ему нужно накормить бедняков за каждый пропущенный день.

Всевышний Аллах говорит в Куръане: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Инвалидам, старым и больным людям, у которых не ожидается выздоровления и улучшение состояния, как, например: больные астмой, сахарным диабетом, разрешается заменять пост кормлением бедных (в соответствии накормить одного бедного за один день пропущенного поста). В понятие «накормить» в мусульманском законодательстве означает либо утром, либо вечером.

Женитьба в месяце Рамадан

Можно жениться в месяце Рамадан, однако, в светлое время суток нельзя устраивать застолье и иметь половой близости новобрачным. Запретов на совершение никаха между двумя гаетами тоже нет.

Рамадан и беременность

Женщина может держать уразу во время беременности. Но если ураза становится причиной недомогания, бессилия или недостаточного питания ребенку, а также у кормящей женщины есть страх потери молока или сил, то в этом случае разрешается им не поститься на основании правила исламского законодательства: «О недопустимости причинения вреда и тяжких последствий». Но они обязательно должны восполнить пост после рождения ребенка, а также вскармливания его - день за день пропущенного поста. Также надо отметить, что не обязательно соблюдать последовательность в восполнении поста. Об этом свидетельствуют слова Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Можно не учитывать последовательность в восполнении поста, так как Всевышний Аллах говорит в Куръане «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (то есть Аллах не указал, что надо соблюдать последовательность пропущенных дней по указанным причинам. Можно, сначала попоститься один день, а через неделю - другой пропущенный день месяца Рамадан). Куръан, сура «Бакара», 185 аят. Тоже касается женщины, которая не держала пост несколько лет по причине последовательных родов и кормлений. Ибрахим Ан-Нахги говорил: «Если даже наступит второй рамадан, то надо обязательно держать оба поста (обязательный и восполняемый), и нельзя заменять пост кормлением бедных. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Бывало так, что я могла восполнить пост только в месяце Шагбан». Раздел «Восполнение поста», «Сахих Бухари», хадис №1849, Сахих Ибн Хиббан, хадис № 3516.

Положение беременных и кормящих женщин приравнивается к положению путника и больного (временное разрешение прерывания поста по причине трудности), поэтому им обязательно следует восполнять пост, когда бы ни было и нельзя заменять пост кормлением бедных, как путнику.

Интимные отношения в месяце Рамадан

Если вы читали об основах поста, то запрет, как вы поняли, на половую близость распространяется на светлое время суток месяца Рамадан. В ночное время супругам разрешено иметь интимную близость без ограничений, но в рамках разрешенных шариатом.

Забеременеть в Рамадан

Запретов на беременность (наступление в этом месяце) в исламе нет. Напротив, некоторые пары, у которых не получалось забеременеть в обычные месяцы, беременели именно в этот месяц. Связать это можно с усердным поклонением в месяце Рамадан и с ниспрашиванием прощения за грехи.

Поллюция в Рамадане

Семяизвержение, произошедшее во сне, поста не портит, даже, если оно случилось в дневное время.

Месячные в Рамадане

Женщина во время месячных не может поститься – запрещено. Хотя есть методы отсрочки наступления месячных при помощи принятия таблеток. Этот вариант возможен, хотя стоит оставить все как есть, потому как в этом случае, даже не постясь, женщина исполняет повеление Всевышнего, за что получит награду.

Курение в Рамадане

Курение нарушает пост, и действие это не подобает мусульманину. Если раньше можно было говорить о том, что курение не может быть расценено как харам, то сейчас, когда на пачках сигарет написано, что курение убивает или является причиной рака, можно с уверенностью сказать, что курение – харам. Так как наносит урон здоровью, вплоть до летального исхода.

Уколы (инъекции) в Рамадане

Инъекции делятся в таком случае на уколы витаминные и уколы прочего назначения, например, обезболивающее. Уколы с витаминами и глюкозой портят пост, а уколы необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности или обезболивающие разрешены и поста они не портят.

Смерть до возмещения пропущенного поста

Если человек умер до того, как ему представилась возможность совершить возмещение пропущенного поста, то за него положено дать фидию (особенно, если это завещал скончавшийся), или пищей, или суммой денег, которую установил казый для определенного региона.

Что совершать нежелательно во время поста?

1. Не желательно находиться продолжительное время в воде или бане, так как есть вероятность по¬падания воды в организм;

2. Не заниматься любовными заигрываниями (объятия и поцелуи);

3. Не полоскать горло;

4. Не совершать кровопускание, так как это может ослабить человека настолько, что ему придется прервать пост;

5. Не пробовать пищу на вкус.

6. Не глотать свою слюну, предварительно накопленную во рту

Что желательно совершать во время поста?

Совершение намаза таравих коллективно. Совершается она после обязательной ночной (Иша) молитвы.

Соблюдение Сухура (принятие пищи перед рассветом). Даже, если кушать не хочется, лучше всего выпить хотя бы пару глотков воды. Посланник Аллаха, сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в это время благодать» (Бухари);

Как можно быстрее разговеться. Посланник Аллаха сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут спешить с разговением» (Бухари);

При разговении желательно обратиться к Аллаху с мольбой. Передают, что Абдуллах б. Амр рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Молитва постящегося, когда он разговляется, не отвергается».

Как можно больше совершать молитв и как можно чаще обращаться к Аллаху;

Больше времени посвящать чтению и изучению Священного Куръана. Посланник Аллаха больше всех читал Куръан, особенно в месяце Рамадан (Бухари).

Благодарить Аллаха за возможность соблюдения поста во время Рамадана.

Подготовил Абдуссабур Хайрутдинов



Что еще почитать