Что такое джамаат

1. Передается от Хузейфы Ибн Йаман, да будет доволен им Аллах: “Люди спрашивали Посланника Аллаха о добре, я же спрашивал его о зле, боясь, что оно меня постигнет, и сказал: о Посланник Аллаха C, поистине мы были в невежестве и зле, и Аллах дал нам это добро (имеется ввиду Ислам), придет ли после этого добра зло? Сказал (Пророк C), “Да”. Я сказал: а придет ли после этого зла добро? Сказал (Пророк C): “Да, но в нем примесь”. А что же это за примесь? Сказал (Пророк C): “Люди, которые руководят не моим руководством, есть в них одобряемое и есть порицаемое”. Я сказал: Придет ли после этого добра зло? Сказал (Пророк C): “Да, это проповедники, стоящие у ворот Ада, и кто пойдет за ними, угодит в Ад”. Я сказал: о Посланник Аллаха, опиши их нам. Сказал


(Пророк C): “Они из нас, говорят на нашем языке”. Я сказал: Что же ты прикажешь мне делать, если я доживу до этого? Сказал (Пророк C): “Придерживайся джамаата мусульман и их Имама”. Я сказал: А если не будет у мусульман джамаата и имама? Сказал (Пророк C): “Тогда сторонись всех группировок и цепко держись корней “дерева”, до тех пор, пока постигнет тебя смерть” (Хадис приводится у Бухари и Муслима). («корни дерева» – имеется ввиду Коран и Сунна).

2. Передается от Абдуллы Ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что Посланник Алла C, сказал: “Кровь мусульманина, свидетельствующего, что нет божества кроме Аллаха и Я посланник Аллаха, запрещено проливать за исключением трех случаев: женатый прелюбодей, жизнь за жизнь, вышедший из религии отошедший от общины” (Хадис приводится у Бухари и Муслима).

3. Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах: “Сказал Посланник Аллаха C: “Кто заметил за своим Амиром то, что ему не нравится, пусть терпит, ведь поистине тот, кто хотя бы на пядь отошел от общины и умер, умер в невежестве” (Хадис приводится у Бухари и Муслима).

4. Передается от Абу Зарра, да будет доволен им Аллах: Сказал Посланник Аллаха C: “Тот, кто отошел от общины на одну пядь, тот снял с себя “повязку” ислама” (Хадис приводится у Тирмизи, Хакима и Ахмада).

5. Передается от Умара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха C сказал: “Придерживайтесь общины и сторонитесь раскола, ведь поистине, шайтан с одним, а от двоих он подальше, и тот, кто желает рая, пусть придерживается общины. Тот, кого радуют его добрые дела и огорчают его дурные поступки, тот и есть верующий” (Хадис приводится у Тирмизи).

6. Передается от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха C сказал: “Аллах не соберет мою умму (общину) или умму Мухаммада, – на заблуждении. Рука Аллаха с общиной, а кто отдалится, отдалится в огонь” (Хадис приводится у Тирмизи).

Да и все остальные тексты указывают на обязательность придерживания общины (Джамаата). О чем также свидетельствуют многочисленные завещания сподвижников Пророка C, особенно что касается времен смуты.

Некоторые ученые, проследив за высказываниями Пророка C, и праведных предшественников, дали разъяснение слову община (Джамаат) и пришли к следующему, разделившись на пять основных мнений относительно этого слова.

Мнение первое: ...это преобладающее абсолютное большинство мусульман. Одним из тех, кто сказал об этом, является Абу Мас’уд Аль-Ансарий. Передается от Ибн Сирина, что Абу Мас’уд завещал тем, кто его спрашивал, после того, как был убит Осман: “Придерживайся общины, ведь, поистине, Аллах не соберет умму Мухаммада на заблуждении” (Приводится у Табарани).


Сказал Шатыбий: “Из этих слов следует, что в понятие слова община (Джамаат) входят: муджтахиды (высшая степень учености), ученые и те, кто придерживается шариата и поступает согласно его требованиям. А также и все остальные мусульмане, потому как они следуют им и руководствуются их наставлениями. И всякий, кто покинул эту общину, это те, кто отдалился, они и являются добычей шайтана. В их число входят те, кто привносит новшества в религию, потому что они расходятся с тем, что пришло от уммы мусульман. И, следовательно, не входят в большинство исламской уммы” (Аль Игътисам. Том 2. Стр. 261).

Мнение второе: ...Это общество Имамов и ученых – муджтахидов. И всякий, кто вышел за пределы того, на чем они согласились, и умер, умер в невежестве. Потому что Аллах сделал ученых указателем истины для своих созданий, и люди следуют им в вопросах религии. И именно ученые имеются в виду в высказывании Посланника Аллаха C: “Аллах не соберет мою умму на заблуждении”. Абдулла Ибн Мубарак, Исхахъ Ибн Рахауей, группа из праведных предшественников, а также ученые по основам согласились на том, что смысл этого хадиса совпадает с тем, что сказал об этом Бухари: “Раздел: ...И так сделали мы вас общиной середины”; ”Община, придерживаться которой приказал нам Пророк C, это ученые”.

Это является мнением и Тирмизи. Он сказал: “Толкование слова община (Джамаат) у ученых, это факихи, ученые, мухаддисы”.

Сказал Аль–Кирманий: “Смысл обязанности придерживаться джамаата, это обязанность следования тому, на чем сошлись ученые–муджтахиды”.

Сказал Ибн Батталь: “Смысл слова джамаат – это имамы и ученые каждого века”.

Мнение третье: Джамаат – это только сахабы (сподвижники Пророка C), исключая всех тех, кто после них. Они и есть те, кто поднял колонны религии и установили их. Они и есть те, кто не соберется на заблуждении никогда”.

Мнение четвертое: ...Джамаат – это общество мусульман, которое сошлось на выборе для себя амира (руководителя). И Пророк C, приказал каждому мусульманину держаться этой общины, и запретил разделять общину посредством неподчинения тому, кого для себя выбрало руководителем это общество. И тот, кто не присягнул амиру, считается вышедшим против общины мусульман. Это мнение имама Ат-Табари.

Мнение пятое: ...Джамаат – это общество, состоящее из всех, кто является мусульманином, если они сошлись во мнении по какому-то вопросу. В этом случае на каждом лежит следование этому решению. Сказал имам Аш-Шатыбий: “Как будто бы это мнение совпадает со вторым мнением, неся в себе то же, что и второе, а также и совпадает с первым мнением, которое еще ясней выражает сказанное по этому вопросу.

Вот это все, что сказали ученые по вопросу значения слова “Джамаат”.


И в свете предыдущих аятов, хадисов и высказываний ученых, которые разъясняют нам смысл выше приведенного, становится ясно, что слово джамаат используется для передачи двух основных смыслов или значений.

Первое, это значение слова джамаат в смысле структуры (алькиян).

Второе, это значение слова джамаат в смысле программы и пути (аль-манхадж).

Вот подробное объяснение этих двух значений:

Первое значение:

Если мусульмане сошлись во мнении и избрали Имама соответствующего шариатским условиям, то вследствие этого они становятся джамаатом, следование и причастность которому становится обязательным для каждого мусульманина. То есть джамаат– это община, которая сошлась во мнении о присяге имаму, которого они выбрали, и выход из этой общины и противостояние ей является несправедливостью и распутством. Это и есть тот джамаат, о котором сказал Посланник Аллаха C, Хузайфе Ибн Йаману: “Держись джамаата мусульман и их имама”.

Сказал Ат–Табарий: “Правильным является то, что имеется в виду, следование и придерживание джамаата, который выбрал себе руководителя или амира, и тот, кто отказался присягнуть ему, тот вышел из джамаата”. Так же к этому джамаату относится то, что передается в хадисе от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха C, сказал: “Кто заметил за своим амиром то, что ему не нравится, пусть терпит, ведь поистине тот, кто хотя бы на пядь отошел от джамаата и умер, умер в невежестве”.

Джамаат такой формы может отсутствовать в некоторые времена, которые называются временами смуты. И доказательство этому тот же вопрос Хузайфы Ибн Йамана, заданный Пророку C: “А если не будет у мусульман джамаата и имама?”. И в случае отсутствия этого джамаата на мусульманах лежит обязанность стремиться к тому, чтобы этот джамаат был, потому как утверждение имама над общиной мусульман, который является вершиной строения исламского джамаата, дело, в обязательности которого нет разногласий. И именно поэтому сахабы стремились побыстрее присягнуть Абу Бакру после смерти Посланника Аллаха C, чтобы он был наместником Пророка C, и главой мусульманской общины.

Спросили Са’ида Ибн Зейда: “Был ли ты свидетелем смерти Посланника Аллаха C? Он ответил: Да. Его спросили: “А когда присягнули Абу Бакру?” Он ответил: “В тот же день, в который умер Посланник Аллаха C, они не хотели провести и части дня вне джамаата”.

Второе значение:

Значение слова джамаат в смысле программы и пути (манхадж). На самом деле тексты, в которых упоминается приказ об обязательности нахождения в джамаате, не должны рассматриваться в отдельности от текстов, в которых сообщается о “спасшейся группе” и


“победоносной общине”, потому как между ними есть явная связь, которая становится ясна тому, кто проследил за хадисами и их версиями. Как передается от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха C, сказал: “Разделились иудеи на семьдесят одну или две группы, и разделились христиане на семьдесят одну или две группы, и разделится моя умма на семьдесят три группы...” (Приводится у Абу Дауда, Термизи, Ибн Маджа, Ахмад, Хакимий...), а в некоторых версиях “...семьдесят две в огне и одна в раю” (Приводится у Абу Дауда, Ахмада, Хакимий...).

В определении этой спасшейся группы передано несколько версий хадисов:

1. “...Одна в раю и это джамаат”.

2. “...Все они в аду кроме основного большинства” (Ат-Табараний).

3. Также в версии, где будучи спрошенным о спасшейся группе, Пророк C, сказал: “...Те, которые (стоят) на том, на чем (стою) я и мои сподвижники”.

Сказал имам Аджирий: “Смысл всего этого один (инша Аллах)”. Сказал Аш-Шатыбий: “Своими словами: “Те которые (стоят) на том, на чем (стою) я и мои сподвижники”. Пророк C, разъяснил, что спасшаяся группа - это те, кто следуетет Пророку C, и его сподвижникам”.

Вследствии всего этого становится ясной связь между хадисами о “спайшейся группе” и хадисами о джамаате, потому как спасшаяся группа и есть джамаат. И свидетельствует об этом то, что праведные предшественники этой уммы приводили в доказательство обязательного следования джамаату, хадисы о расколе на группы.

Кроме того, слова предшественников свидетельствуют о том, что слово джамаат несет в себе помимо смысла структуры и другие смыслы.

И даже один человек может называться джамаатом, если только он единственный является обладателем характерных качеств джамаата. Сказал Ибн Мас’уд: “Поистине джамаат, это то, что соответствует истине, даже если ты будешь один”.

И когда приходит приказ об обязательности придерживаться джамаата, имеется ввиду придерживаться истины и следование ей. Если даже тех, кто держится ее, будет меньшинство, а тех, кто противоречит ей, будет большинство. Потому что истина это то, чего придерживался первый джамаат, состоявший из Пророка C, и его сподвижников, и мы не обращаем внимание на количество заблудших после них.

Так же из того, что указывает именно на такое понятие наших предшественников, то, что имам Аджирий упоминает в разделе обязательности придерживаться джамаата, аяты и хадисы говорящие об обязательности следования “Прямым путем”, и запрете следования разными путями. А затем в заключении говорит: “Признаком тех, кому Аллах пожелал добра и блага, является следование этим путем: Книга Аллаха, Свят Он и Велик, сунна Посланника Аллаха C, сунна его сподвижников и тех кто последовал за ними с


искренностью, а также следование тому, на чем стояли Имамы мусульман в каждой стране, включая всех ученых, таких как: Аль Ауза’ий, Суфйан Ас-саурий, Малик ибн Анас, Аш-Шафи’и, Ахмад Ибн Ханбал, Хъасим ибн Саллям и всех тех, кто придерживался их пути. А также сторониться всего того, чего сторонились эти ученые (Аль Шари’а стр. 14).

И тот факт, что Имам Аджирий привел в вышеупомянутом разделе эти аяты и хадисы, а также его заключительное слово, свидетельствует о его понимании слова джамаат как следование. И всякий, кто последовал Пророку C, его сподвижникам и праведным предшественникам этой уммы, входит в джамаат. И из того, что свидетельствует именно о таком понятии этого слова у Имама Аджирий, то, что он привел это все в разделе: “Раздел об обязательности придерживаться джамаата и сторониться новшеств”.

Исходя из этого, джамаат как программа и путь (аль-манхадж) существует всегда. И его существование продлится до конца этого света. Сказал посланник Аллаха C: «В моей умме всегда будет группа людей, следующая велениям Аллаха. Не повредит им то, что они останутся без поддержки, или те, кто им противоречит. И будут они среди людей до тех пор, пока Аллах не придет со своим повелением (конец света)» (Приводится у Бухари).

Сказал Имам Ан-Науауий: “А что касается этой группы, то Имам Бухари сказал: “Это ученые”. Имам Ахмад сказал: “Если эти слова не относятся к знатокам хадисов, то я не знаю, к кому они относятся”. Сказал Хъадий ’Ияд: “Имам Ахмад имел в виду Ахль-Сунна уа Аль-Джамаа, и тех, кто следует мнению ученых-мухаддисов”. Я же сказал, что возможно эта группа разделена среди разных верующих: из них смельчаки, воюющие на пути Аллаха, из них же ученые-факихи. Из них ученые-мухаддисы, из них также аскеты и те, кто призывает к одобряемому и удерживает от порицаемого, из них также и все остальные, творящие благое. И не обязательно то, чтобы они были одновременно объединены в одном месте, и даже наоборот они могут находиться в разных концах этой земли (Толкование Имамаом Ан-Науауий сборника достоверных хадисов Имама Муслима, том 13 стр.67).

Итак, исходя из всего вышеупомянутого, становится ясно, что джамаат – это название всех тех, кто объединил в себе качества, вершиной которых является следование тому, с чем пришел посланник Аллаха C. А также ясно и то, что джамаат не будет полноценным до тех пор, пока во главе его не станет Имам, выбранный согласно шариатским требованиям. Однако отсутствие джамаата, как структуры, не означает отсутствие джамаата как пути и программы. И джамаат именно такой формы останется до конца существования этого света. Исходя именно из такого смыслового разделения слова джамаат, должны распределяться доказательства из Корана и Сунны и высказывания ученых. Что же касается разных высказываний ученых, то это не является противоречием, а есть разновидность высказываний. И поэтому все пять высказываний по поводу значения слова джамаат можно поделить на две группы:


Первая группа включает в себя четыре мнения:

1. Джамаат – это абсолютное большинство мусульман.

2. Джамаат – это Ученые Имамы, обладающие высшей степенью учености.

3. Джамаат – это только сподвижники Пророка.

4. Джамаат – это все мусульмане.

Значение всех эти четырех мнений сводится к тому, что слово джамаат означает “следование” (истине) и поэтому “Все согласились на признании ученых-муджтахидов и других ученых“ (Аль-И’тисам. том 2, стр. 266. Имам Аш-шатыбий).

Вторая же группа включает в себя пятое мнение, выражающееся в том, что джамаат – это община мусульман, сошедшаяся во мнении на выборе Имама соответствующего шариатским требованиям.

И поэтому, если изучается вопрос джамаата или текст, в котором упоминается джамаат, необходимо смотреть на контекст и высказывания ученых относительно каждого текста в отдельности, а затем отнести каждый текст к соответствующей группе. И лишь в этом случае не будет противоречия между текстами.

Исходя из всего вышеперечисленного, становится ясно, что «Джамаат, который упоминается в хадисах Посланника Аллаха C, невозможно очертить границами какого-либо из джамаатов, существующих в наше время, известных под каким-либо именем, со своими руководителями, системой и своими составными. А также признание своего джамаата уммой мусульман, а покинувшего его, как вышедшего из джамаата мусульман – неверным, или покинувшим общину, или умершим в невежестве. Все это произвол, которому нет оправдания, а также стеснение и запрет того, что Аллах сделал просторным» (Джа’фар Шейх Идрис – журнал «Современный мусульманин» стр. №13).

Поистине, джамаат, о котором говорится в Пророческих высказываниях, считается основой из основ вероубеждения. И каждый мусульманин обязан держаться его. Чрезмерность в понимании слова джамаат имеет место и в наше время. Она выражается в том, что некоторые люди, принадлежащие к одному из исламских джамаатов, считают свой джамаат именно тем, ряды которого ни в коем случае не разрешается покидать, а также и то, что на каждом мусульманине лежит обязанность войти в ряды этого джамаата. И адресуют своему джамаату все хадисы, в которых говорится об обязанности вхождения в ряды джамаата.

Такая чрезмерность в понятии слова джамаат приводила даже к убийству тех, кто покинул их джамаат, и рассмотрению поступка того, кто покинул джамаат, как веротступничество. Опирались же эти люди в своих действиях на следующее:

Во-первых, это описание общего джамаата мусульман и приписание этих черт своему джамаату, а также ограничение понятия джамаат в пределах своего джамаата.


Во-вторых, обоснование такого своего понимания доказательствами из шариатских источников. Как, например, высказывание Пророка Мухаммада C: “Кто отошел от джамаата хотя бы на пядь и умер, умер в невежестве”.

А также его C, высказывание: «Кто отдалился от джамаата хотя бы на пядь, тот снял со своей шеи повязку ислама».

В связи с рассматриваемым вопросом часто упоминается хадис от Хузеайфа Ибн Йамана, который спрашивал Пророка C, о временах смуты, где ему было приказано держаться джамаата мусульман и их Имама...

Ответ на подобного рода заявления следующий:

Во-первых, для определения смысла слов и выражений, которые мы встречаем в шариатских текстах, нужно собрать все, что было сказано в этих текстах на данную тему, а затем выяснить, что имелось в виду. Говорит Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа: “Если упоминается выражение из Корана или Сунны Пророка C, необходимо упомянуть вслед за тем выражения, подобные им по смыслу, чтобы было ясно, что именно имели в виду Аллах и Его посланник C. В результате этого нам становится понятным язык Корана и Сунны, язык сунны Аллаха и Его Посланника C, на котором идет обращение к рабам...” (Аль-Фатауа. том 7. Стр. 115.).

Именно в этом обнаружил шейх аль-Ислам общую причину заблуждений тех, кто привносят в религию новшества. Он сказал, что причиной этого является незнание смысла, которые несут в себе слова Аллаха и Его посланника C. И подчеркнул: «Поистине, все заблуждения тех, кто привносит новшества в религию, были по этой причине. Потому как они стали толковать смысл слов Аллаха и Его посланника по-своему, в действительности же это было ошибочным» (Аль-Фатауа. том. 7. Стр. 116).

Поистине, новшество признания какого-то джамаата общим джамаатом мусульман было именно по этой причине. Те, кто говорил об этом, приводил в доказательство тексты, в которых говорится об общем джамаате мусульман. Мы же отвергаем их понимание этого вопроса, и не имеем ничего против самих текстов. Потому что ошибка не в текстах и не в том, к чему они призывают, а в понимании того, что имеется в виду в этих текстах. И поэтому выделение одной группы из многих и заявление о том, что именно она является джамаатом, то есть общиной мусульман, противоречит здравому пониманию текстов, которые были пояснены в начале этой работы. К тому же такое ограничение является стеснением того, что Аллах сделал просторным. И поистине выражение - джамаат мусульман или исламский джамаат - вбирает в себя каждого, кто является мусульманином – следующим путем Посланника C. И поэтому подтверждения подобных заявлений этими текстами не позволительно, потому что они более всеобъемлющи.

Во-вторых:

Одним из общеизвестных и утвержденных в шариате правил является то, что при наличии разногласий не следует обращать внимание на заявления, лишенные доказательств и


разъяснений, или же основанных на недействительных доказательствах, или на доказательствах, не принимаемых в расчет.

Ведь иудеи и христиане уже заявляли о том, что только они войдут в рай, о чем поведал нам Аллах Всевышний: «И сказали они, не войдет в рай тот, кто не был иудеем или христианином» (Коран, Ссура Аль-Бакъра: а.111). Но Аллах Всевышний научил Своего посланника C, тому, как отвечать на подобного рода заявления, и после объяснения их истинного положения, сказал: «Таковы их мечты. Скажи: Приведите ваши доказательства, если вы говорите правду…» (Сура Аль-Бакъра, а.111.).

Передается от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк C, сказал: “Если бы людям давалось по их заявлениям, то они потребовали бы кровь мужчин и их имущество” (Приводится у Муслима. Том 3. №1336).

Еще раньше определенные группы мусульман заявляли о том, что они и есть Исламский джамаат, однако такие заявления нуждаются в подтверждении доказательствами. Потому как тексты, которые они приводят в доказательство, более обширнее и вбирают в себя больше того, о чем они заявляют.

В-третьих:

То описание, которое дается исламскому джамаату теми, кто заявляет о том, что они и есть джамаат мусульман, не ограничивается только их джамаатом. Потому как все, кто призывает к Аллаху, Свят Он и Велик, говорят, что они работают для ислама, и придерживаются пути Ахль-Сунна уаль Джамаа. И что они стараются держаться того, на чем сошлись мусульмане. И что они пытаются избавить от болезней исламскую умму. И что они стремятся максимально быть похожими на партию Аллаха. И что они стараются проявить чувства братства к каждому мусульманину.

И заявление о том, что этих характерных качеств нет ни в одном джамаате, кроме их джамаата, заявление неправильное и ошибочное. А так же это считается самобахвальством, что запрещено шариатом. Сказал Аллах Всевышний: «Не восхваляйте самих себя, ибо Он лучше знает, кто богобоязнен» (Коран, Ссура Ан-наджм: а.32).

Великая миссия каждого человека, каждого мусульманина – принятие истинности Ислама и стремление распространять эту божественную религию. Аллах, ниспослав нам Коран, объемлет своей милостью всё человечество. Ислам – это милость Господа, которая распространяется не только на земную жизнь, но и на жизнь следующую.

Самая знаменательная революция человеческого сознания начинается с Ислама. Ислам – это справедливость. Ислам – это понятное объяснение устройства мира. Ислам – это поклонение и милосердие. Ислам – это нравственность и праведность. Ислам – это знание. Ислам – это любовь и братство. Ислам – это культура. Ислам – это духовное возрождение. Самое главное, Ислам – это беспрекословное подчинение Аллаху и Его посланнику (мир ему и благословение Всевышнего). Ислам – это джамаат, объединение людей, которые беспрекословно подчиняются всем требованиям Божественного закона. Джамаат воплощает в себе настоящее исламское братство, это консолидация личностей, сделавших Ислам образом своей жизни.

Всем мусульманам необходимо объединиться, ведь у всех нас есть очень много общего. Хвала Аллаху, все мы мусульмане. Мы верим во все предписания нашей религии Ислам. У нас общая культура, общая история, мы признаём всех пророков и посланников, читаем намаз, даём закят, мечтаем отправиться в хадж, держим пост. Но есть люди, которые, вместо того, чтобы объединять на основе явного, разделяют, основываясь на мелочах. Мы должны сторониться такого, ведь как говорил Пророк: “Тот, кто скажет, что все люди погибли, а он обрел спасение, тот поистине находится в самом гиблом положении”.

Наша задача помогать незнающим, не отталкивать их, и тем более не унижать, а приобщать в свой джамаат. Некоторые мусульмане погружаются в неведение и беспечность, они забывают, что есть другой мир и полностью посвящают себя только этой жизни, ищут материальные блага, утоляют жажду своего нафса, который полностью управляет ими. Мусульманину необходимо осознать, что Ислам был послан не для того, чтобы храниться в мозгу, как просто какая-то память, но, прежде всего, для того, чтобы человек претворял Ислам в жизнь и распространял его. И до тех пор пока мы не начнем выстраивать свой жизненный путь в соответствии с Исламом, мы не сможем начать жить совершенной исламской жизнью. Достичь такого состояния поможет джамаат. Когда человек находится в обществе праведных людей, он сам постепенно перенимает их качества и тоже становится праведником. Это можно проследить на примере многих сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). До Ислама некоторые сподвижники были жестокими людьми, но познакомившись с Пророком и с его окружением, они изменились, Аллах открыл их сердца и наполнил своей милостью.

Поэтому давайте объединяться. Будем поддерживать друг друга, помогать друг другу всем, чем сможем.

И сейчас у каждого есть возможность посетить сплоченный джамаат. Наша община мусульман «Рисалят», в своей резиденции (адрес которой: Огородный проезд, дом 5, строение 4, этаж 4,5 ) во время месяца Рамадан в четверг, пятницу, субботу и воскресение проводит духовно-просветительский цикл встреч.
















Каждый раз мы собираемся все вместе, читаем намазы, читаем зикры, слушаем интересные лекции, я думаю, что каждый, побывавший на подобной встрече, ждёт с нетерпением следующей встречи. И проводить Рамадан вместе куда приятнее. Чем больше людей, тем больше добрых дел мы можем сделать. Также вместе намного легче держится пост, да и радость от ифтара умножается во много раз, когда люди, которые ради довольствия своего Господа отказались на целый день от еды, собрались вместе и теперь, по милости Аллаха могут начать трапезу.

Также, сразу после окончания благословенного месяца Рамадан, мы отправляемся в Турцию, где цикл наших встреч продолжится, но уже на берегу в моря в комфортабельном отеле.

Главная особенность нашего исламского лагеря — праведный джамаат, в котором вы будете находиться. Окружающие вас люди - это ваши единоверцы и единомышленники, сторонники праведного пути Ислама.

Мы приглашаем Вас в это интересное путешествие, наполненное духовностью и гармонией, где вы сможете обрести новых друзей, новые полезные знания и навыки. Мусульмане должны держаться вместе, чтобы никогда не забывать о своей богатой истории и своей силе.

Совершения религиозных обрядов, взаимопомощи, регулярного общения между собой и т. п.

Джамаат может объединять различное количество верующих, посещающих одну и ту же мечеть. Объединение может создаваться как по территориальному принципу, так и основываясь на особенностях толкования религиозных догм представителями различных направлений ислама.

Примечания

Ссылки

  • Али Евтеев , Ислам - это умеренность во всем. Медина, 2007.
  • Игорь Добаев: «Конфессиональные факторы - не ключевая причина войны на Северном Кавказе. Для стабилизации ситуации государству необходимо быть более социально направленным» // «Кавказский узел », декабрь 2004.
  • Тришин В.Н. // Словарь синонимов ASIS, 2010.
  • // Советская историческая энциклопедия . - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973-1982.
  • // Этнографический словарь. 2000.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Джамаат" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 община (45) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ДЖАМААТ Этнографический словарь

    джамаат - джамаат, территориальная община у народов Кавказа … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    - (араб. джамаа общество, община, собрание) в странах Закавказья сельский сход; в Дагестане также вольное общество, т.е. патриархальная родовая (или патриархально феодальная) община, сохра нившая до нач. 19 в. свободу от феодалов (или ее остатки) … Советская историческая энциклопедия

    Территориальная община у народов Кавказа … Этнографический словарь

    ДЖАМААТ - территориальная община у народов Кавказа … Словарь этнографических терминов

    - (Дагестанский Фронт) Идеология: сепаратизм,экстремизм, терроризм Религиозная принадлежность: ислам Лидеры: Расул Макашарипов † (Муслим) Лахиялов, Мурад Гаджиалиевич † Раппани Халилов † (Раббани) … Википедия

    Джамаат Г1алг1айче Годы существования с 2000 года Страна … Википедия

    Джамаат Ярмук подпольная исламистская террористическая организация, действующая на территории Кабардино Балкарии. Несёт ответственность за вооружённые нападения на представителей местных органов власти, сотрудников правоохранительных органов. С… … Википедия

    Джамаат Таблиг (урду: تبلیغی جماعت, араб. جماعة التبليغ‎‎) аполитичное религиозное движение, организованное в 1926 году в Индии Мауланой Мухаммадом Ильясом. Главной целью движения считается духовное преобразование в исламе посредством… … Википедия

Книги

  • Магрибская магия (подчинение джиннов и шайтанов) , Гросс Павел Андреевич. Перед тобой, дорогой читатель, рукопись, не имеющая аналогов в мире. С полной уверенностью можно сказать, что это первая и пока что единственная попытка охватить тучасть мировых колдовских…

Cамое быстрорастущее и при этом малоизвестное движение в российской тюрьме - это так называемый «джамаат», мусульманское братство, неформальное объединение приверженцев ислама.

Мусульмане в тюрьме приходят к более четкому исполнению правил и обрядов, активно взаимодействуют как внутри СИЗО, так и с сокамерниками на воле.

Как правило, джамаат - это физически крепкие, очень волевые люди со строгими правилами и внутренним стержнем. С ними опасаются конфликтовать как блатные, так и «мусора».

Все знают, какая мощная поддержка у мусульман на воле. Сегодня ты в фуражке и в СИЗО, а завтра вечером поедешь в «гражданке» домой на электричке. И никому не улыбается встретить толпу суровых бородачей с перспективой применения мер физического принуждения.

Джамаат активно поддерживает своих материально и защищает от любых посягательств с любой стороны.

Вечером вся община садится есть совместно приготовленную шурпу, так что никто из «братьев» не голодает. Регулярно идут посылки и передачи с воли.

Из-за такой поддержки в джамаат идет мощнейший приток как «восточных» сидельцев, так и славянских неофитов. Причем вновь обращенные из числа русских, как правило, более жестки и радикальны в соблюдении религиозных норм ислама.

Динамику роста джамаат поясню на простом примере. При заезде в камеру на Общем корпусе все обязательные обряды и правила соблюдали три человека - два чеченца и таджик. Через 3 месяца, перед свои переездом, я насчитал уже 13 педантично соблюдавших все положения Корана в камере из 30 человек: это были 4 чеченца, 3 дагестанца, 4 таджика, 2 азербайджанца. Это была уже абсолютно доминирующая сила в камере.

Необходимо добавить, что с джамаат приятно общаться. Они выполняют обещания, не курят, не пьют, грамотны и серьезны, держат себя в идеальной физической форме.

Джамаат держит жестокий порядок в том месте, где содержится, чем-то похожий на военную демократию. С проштрафившихся - жесткий спрос.

Джамаат также меняет и внутреннюю культуру тюрьмы. Блатные негативно настроены в отношении торговцев наркотиками и насильников. Однако если люди, обвиняемые в совершении таких преступлений, примыкают к джамаату - никто уже не предъявляет им претензии. Теперь они под защитой.

Английский язык учили на нашем этаже в СИЗО двое - я и солдат Саня, ограбивший человека в баре. Арабский язык активно осваивало пять человек. Все - чтобы читать Коран в оригинале.

Думаю, что еще через пару лет все московские изоляторы будут просыпаться под призывный крик муэдзина. Я вот уже просыпаюсь =)

В этом смысле смотреть новости о готовящемся наплыве мусульман в Европу немного странно. Оглянитесь, в Москве уже давно это реальность. Меняется этнический состав, меняется доминирующая религия, меняются и культурные коды.

Мои знакомые в ужасе от того, что я хорошо знаю лидера так называемой банды ГТА. Знакомые из числа русских. Другие знакомые – мусульмане - чуть ли не автограф просили взять. В общине у парней высокая узнаваемость и авторитет.

ДЖАМААТ (от арабского диалектного джамаа, таджмаит - собрание; берберское имзурфа, тамзигт; туарегское амни),

1) традиционная эндогамная сельская община у мусульманских народов. Классические описания джамаата сделаны для горцев 19 - начала 20 века - дагестанских народов Северного Кавказа и берберов Магриба.

В Горном Дагестане до Кавказской войны 1817-64 джамаат - эндогамное объединение патронимий (тухумов) одного крупного или нескольких мелких селений. Его определяли господство малой семьи, сочетание общинной, частной (мульк) и благотворительной (вакф) собственности, сосуществование адата с шариатом в быту и праве, отсутствие жёстких сословных рамок между общинниками (уздени), переселенцами и потомками военнопленных (часто включаемыми в джамаат на основе куначества). Суд и власть принадлежали совету старшин из представителей тухумов, важнейшие дела выносились на общий сход узденей. Общины образовывали военно-политические союзы («вольные общества»), которые могли объединяться в конфедерации под властью наследных ханов или шариатских судей кади. «Вольные общества» положили начало ряду дагестанских народов (андийцы, ботлихцы, кубачинцы и др.). Общины и их союзы зависели от горской знати (беки), с которой вели борьбу с 15 века, окончившуюся к концу 18-19 века победой общин. В Имамате Шамиля и Российской империи джамаат стал низовой административной единицей наибств. Советы джамаата заменили назначаемые государством сельские старшины. Судебная и исполнительная власти были разделены. Крестьянская реформа 1861 года исключила из джамаатов горскую знать. До 1927 джамааты Дагестана сохраняли самоуправление и суд по адату и шариату. Позднее на основе джамаата велось колхозное строительство.

У арабов и берберов доколониального Магриба джамаат играл наибольшую роль в обществах оседлых земледельцев. Состоял из больших патриархальных семей. Объединял эндогамные патронимии; несколько джамаатов составляли фракцию племён (арш). Джамаатами также назывались племенные советы и сходы из представителей деревень во главе с военной знатью (джуад). В работе племенных джамаатов большую роль играли суфии (марабуты). К середине 20 века джамааты во французской Северной Африке были упразднены и заменены сельскими общинами (коммунами).

2) Религиозная община мусульман при пятничной мечети (джума).

3) Название ряда мусульманских политических партий и движений 19-21 века.

Лит.: Ковалевский М. М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890. Т. 1-2; Berque J. Structures sociales du Haut-Atlas. 2 éd. Р., 1978; Агларов М. А. Сельская община в Нагорном Дагестане в XVII - начале XIX в. М., 1988; Mahé А. Histoire de la Grande Kabylie. 2 éd. Р., 2001; Hanoteau G., Letourneaux А. La Kabylie et les coutumes kabyles. 2 éd. Р., 2003. Vol. 1-3.

В. О. Бобровников.



Что еще почитать