Что такое память определение для детей. Что такое память. Мифология, религия, философия о памяти

Человеческое «Я» является чрезвычайно сложным объектом. Различие первых неоднородностей в структуре «Я» принадлежит Уильяму Джеймсу. Он предложил различать рефлексивное (познающее) и эмпирическое (познаваемое) «Я» так, как различаются процесс и результат. Результат процесса самопознания и является, собственно, Я-концепцией.

Я-Концепция включает в себя компоненты:

Когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

Эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.д.

Оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Я-концепция - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят:

1) физическое Я - схема собственного тела;

2) реальное Я - представление о себе в настоящем времени;

3) динамическое Я - то, каким субъект намерен стать;

4) социальное Я - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;

5) экзистенциальное Я - как оценка себя в аспекте жизни и смерти;

6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;

7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

В Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений из установок можно выделить три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

Образ «Я» - представление индивида о самом себе.

Самооценка -- аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с принятием или осуждением.

Потенциальная поведенческая реакция, - конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Образ Я и самооценка поддаются лишь условному различию, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.

Образ и оценка своего «Я» предрасполагают человека к определенному поведению, потому глобальная Я-концепция нами рассмотрена как совокупность установок человека, направленных на самого себя. Однако эти установки могут иметь различные модальности.

Обычно выделяют три основные модальности самоустановок.

1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе. Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с другими и с самим собой.

3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая совокупность качеств и характеристик, ролей, которые человек хотел бы видеть у себя и которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные элементы своего Я он формирует по тем же основным аспектам, что и в структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные стремления человека. Эти представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития личности.

Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом, многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

4. Конструктивное Я (Я в будущем). Именно ему свойственна обращенность в будущее. Главное отличие конструктивного «Я» от идеального Я заключается в том, что он пронизан действенными мотивами, и они больше соответствуют признаку «стремлюсь». В Я-конструктивное переносятся те элементы, которые личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из четырех аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.

У детей в процессе индивидуального развития складывается не только представление о себе, но и представление о том, каким им хочется быть. У некоторых детей идеальное Я не слишком отличается от реального, так что они и не думают о самосовершенствовании. У других, напротив, идеальное Я (называемое также эго-идеалом) - это отдаленная цель, того, чего требуется достичь. Примером идеального Я может служить человек, которым ребенок восхищается. Иногда эго-идеал реалистичен, иногда является чистой фантазией.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения отдельных ее элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, можно использовать схему, предложенную У.Джеймсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы (рис. 2).

Рисунок 2 - Структура Я-концепции

В данной схеме представлена Я-концепция в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, которая включает всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс глобальное, личностное Я рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако не следует забывать об условности такого разграничения, невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психической жизни эти элементы настолько связаны, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах осознания и является содержанием этих процессов, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в психологическом плане они существуют слитно.

Функции Я-концепции

Функции Я-концепции выполняют важнейшую роль в организации поведения человека. От того, что человек сам о себе думает, зависит множество аспектов его жизнедеятельности: процессы адаптации, способы психологической защиты, индивидуальный стиль деятельности, общения, жизни, реакции на события и поступки других людей.

Р.Бернс определяет следующие функции.

1. Обеспечение внутренней согласованности.

Функция проявляется в стремлении человека поддерживать устоявшееся представление о самом себе. Информация, противоречащая существующим представлениям, либо не допускается к осознанию, либо вытесняется, либо искажается. Для человека характерно поступать соответственно тому, что он о себе думает.

Пример того, что в своих действиях человек руководствуется представлениями о самом себе, приводит Р.Бернс: «Мне довелось беседовать с девочкой, у которой показатель стандартизированного теста на интеллект был выше среднего, однако, как выяснилось, она плохо успевала в школе по основным предметам. Девочка объяснила это тем, она «не обладает большим умом». Я пытался возразить, выдвигая в качестве аргумента ее высокий показатель IQ. При следующей встрече, проходившей через несколько месяцев, обнаружилось, что ее IQ упал до уровня ниже среднего». То есть девочка привела его в соответствие с представлением о себе .

2. Я- концепция как интерпретация опыта.

Человек воспринимает и интерпретирует события окружающего мира в зависимости от того, как он воспринимает самого себя. Без преувеличения можно сказать, что восприятие мира, его оценка и отношение к нему -- это сам субъект. Тот, у кого на глазах розовые очки, столкнувшись с подлостью и лицемерием, возможно, проинтерпретирует события в некоторой сказочной манере. Тот, у кого на глазах черные очки, при столкновении с заботой и вниманием усмотрит в них какой-либо подвох.

3. Я- концепция как источник ожиданий.

Процессы конкретного человека, в психологическом плане, направляются по тем каналам, в которых он как бы предсказывает события, что человек ожидает от себя в ближайшем будущем.

Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека.

Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Кто Вы? Поскольку Вы - уникальное и сложное создание, у Вас есть много возможностей дописать предложение "Я - …". (Вы могли бы дать пять ответов на этот вопрос? Каких?) взятые вместе, эти ответы и дадут то, что называется Вашей Я-концепцией.

Я-концепция - это относительно устойчивая, осознанная система знаний и представлений индивида о самом себе , система установок относительно собственной личности, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. По выражению немецкого психолога В. Нейбауэра, Я-концепция - это "теория самого себя".

Я-концепция содержит следующие компоненты:

1) когнитивный - представления и знания о своих способностях, внешности, социальном статусе, значимости для окружающих, индивидуальных побуждениях, целях и намерениях, и т. д.

Так, девушка, "знающая" о себе, что она красива, будет уверенно вести себя с представителями другого пола, даже если это "знание" внушили ей явно необъективные любящие родители. Подросток, "знающий", что супермодные джинсы в его среде котируются как атрибут личностной состоятельности, будет ожидать своего личностного принятия от окружающих уже в силу того, что на нём соответствующая обновка.

Восприятие человеком самого себя, убеждения, с помощью которых он определяет самого себя, представляют собой шаблоны сознания - Я-схемы. Наши Я-схемы - наше восприятие самих себя как спортивных, слишком толстых, умных или каких-либо ещё - активно влияют на то, как мы обрабатываем информацию.

Если занятие спортом является центральной частью Вашей Я-концепции, то Вы, скорее всего, будете обращать внимание на то, насколько натренированы фигуры других людей и какие спортивные навыки они демонстрируют. Вы будете без труда вспоминать эпизоды, связанные со спортом, и живо интересоваться информацией, соответствующей этой Я-схеме.

2) эмоционально-оценочный - позитивные или негативные чувства (самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т. д.), сформированные в результате сопоставления эталонных ценностей с индивидуальными качествами.

3) поведенческий (волевой) - последовательность самореализации, стремление сохранять свои базовые качества независимо от ситуации, следование своей жизненной стратегии, стремление быть понятым, завоевать симпатии окружающих, укрепить их положительное отношение к себе.

В самом общем виде принято выделять две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Однако возможны и более частные её виды, например, профессиональная Я-концепция, которая также может быть реальной и идеальной.


Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").

Реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным следствиям: с одной стороны, оно может стать источником внутриличностных конфликтов, с другой стороны, может способствовать совершенствованию личности, её стремлению к развитию.

Формирование, развитие и изменение я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции.

Наиболее фундаментальным является влияние семьи. Причём это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или доминирующей) социальной средой ребёнка, но и в дальнейшем. С возрастом всё более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах .

Социальные факторы, влияющие на Я-концепцию:

Социальные роли, выполняемые личностью,

Социальная идентификация,

Социальные сравнения,

Успехи и неудачи личности,

Мнения окружающих о личности,

Культура, к которой принадлежит личность.

Социальная роль - совокупность действий и отношений, предписанных различным участникам в социальном окружении, представление о предписанном шаблоне поведения, который ожидается и требуется от человека в данной ситуации на основании занимаемой им в социальном или профессиональном взаимодействии позиции. Роль задаёт права и обязанности человека в соответствующих ситуациях, определённую модель поведения.

Приступая к исполнению новой роли - студента колледжа, родителя или продав-ца, - мы поначалу можем чувствовать себя "не в своей тарелке". Однако посте-пенно наше представление о себе впитывает то, что вначале было лишь игрой, ро-лью в театре жизни. Например, исполняя те или иные роли, мы можем начать высказываться в поддержку того, о чем прежде вообще не задумывались.

Я-концепция включает не только персональную идентичность (представление о своих личных качест-вах), но и социальную. Социальная идентификация (социальные определения "Я") - расовая и конфессио-нальная принадлежность, пол, будущая специальность и т. д. - подразумевают определение того, представителем каких социальных групп вы являетесь в обществе.

Будучи частью какой-либо небольшой группы, входящей в состав более мно-гочисленной группы, мы довольно часто отчетливо сознаем свою социальную идентичность; когда же наша группа является большинством, мы реже задумыва-емся над этим. И единственная женщина в группе мужчин, и единственный кана-дец в компании европейцев осознают свою уникальность. Единственный черно-кожий студент в группе, где все остальные - белые, так же как и единственный белый студент в окружении чернокожих товарищей, острее ощущает свою этни-ческую идентичность и реагирует соответственно.

Социальные сравнения - один из способов определения личностью оценки своих качеств и своей принадлежности к различным социальным группам.

Окружающие нас люди помогают нам вырабо-тать некий стандарт, с помощью которого мы определяем себя как богатых или бедных, умных или глупых, высоких или низкорослых. Сравнивая себя с окру-жающими, мы решаем, чем отличаемся от них. В жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с социальными сравнениями. В при-сутствии невзрачных людей мы чувствуем себя красивыми, в присутствии глу-пых - умными, в присутствии бессердечных - заботливыми.

Социальное сравнение помогает объяснить, почему учащиеся склонны иметь более высокое мнение о своих способностях, если среди их соучеников лишь единицы могут быть названы исключительно одаренными людьми. Исследования подтверждают, что многие выпускники средней школы, закончившие ее в числе лучших и уверенные в своих академических способностях, поступив в крупные, престиж-ные университеты, где много таких же отличников, как они сами, начинают чув-ствовать угрозу самоуважению. Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе!

Успехи и неудачи , прежитые личностью, служат материалом для построения Я-концепции. Поставить перед собой трудные, но достижимые цели и вы-полнить намеченное -значит почувствовать себя более компетентным. Делать максимум возможного и достигать поставленных целей - значит чувствовать себя более уверенным в себе и способным.

Примеры :

Женщины, которые овладели навыками, необходимыми для защиты себя от посягательств насильника, чувствуют себя менее уязвимыми; они более спокойны и лучше кон-тролируют ситуацию.

Успех в научных изысканиях под-нимает самооценку студентов относительно своей пригодности для научной дея-тельности, что, в свою очередь, нередко стимулирует их работать еще усерднее и добиваться еще более впечатляющих успехов.

Принцип "успех питает самоуважение" привел неко-торых исследователей к вопросу: можно ли посредством позитивных "посланий" типа "Ты же молодец!", "У тебя все получится!" повышать самоуважение и сти-мулировать достижения?

Действительно, низкое самоуважение иногда создает проблемы. По сравнению с теми, кто недооценивает себя, уверенные в себе люди более счастливы; они об-ладают более устойчивой нервной системой, реже болеют язвой желудка и стра-дают от бессонницы, среди них меньше алкоголиков и наркоманов, и они более мужественно переносят неудачи.

Однако, считают критики подобной трактовки, по меньшей мере равновероятно и диаметрально противоположное объяснение: проблемы и неуда-чи ведут к низкой самооценке. Реальность первична, чувства - вторичны. По мере того как мы преодолеваем трудности и приобретаем навыки, наши успехи "вскармливают" более оптимистичную установку и большую уверенность в себе. Дети приобретают самоуважение не только благодаря тому, что их хвалят, но и благодаря достижениям, за которыми стоит упорный труд.

Успех практически во всех областях жизни зависит от того, сумеем ли мы вспомнить нужную информацию в определенное время. Так что память человека и попытки её усовершенствовать находятся в центре пристального внимания всего земного шара уже на протяжении сотен лет.

Человеческая память обеспечивает непрерывность опыта и основу развития личности. Все наши впечатления оставляют след и, когда нам нужно, бывают актуализированы, припомнены. Если бы не память, все стало бы мгновением, потому что только сохранение и возможность воспроизведения организует представление человека о самом себе как о субъекте, существующем до настоящего момента.

Значение и история

Память как психический процесс связана со всеми психическими функциями, особенно сильна её связь с эмоциями, двигательными функциями и когнитивными процессами. Бартлетт подчеркивает, что воспоминания – это не безжизненные и зафиксированные раз и навсегда пласты опыта.

Воспоминание есть созидание, конструирование, основой которого является наше отношение к прошлому. То есть каждый раз, когда мы вспоминаем, мы творим – отделы мозга, в которых в прошлом произошло возбуждение на событие, при воспоминании снова становятся активны, творя его.

Возможность совершенствования неотделима от памяти, эта связь коренится в определении, как способности хранить и воспроизводить. Все вновь воспринятое укладывается в уже бывшее воспринятым, и происходит непрерывная шлифовка восприятия и действий человека. Видимо, именно так люди становятся экспертами в своей области.

У всех других существ, кроме человека, представлены память генетическая и механическая. Генетическая отвечает за передачу через гены тех свойств, что необходимы существу для выживания. Механическая – результат научения за недолгий срок жизни. Обе они не способны к такой организации опыта, которая возможна благодаря человеческой памяти.

Понятие памяти долгое время находилось в ведении философии, так как она выступает одной из основ познания человека. Платон представлял её в виде отпечатка, впрочем, не наделяя активностью. Аристотель выделил роль ассоциаций при обращении к ней в процессе мышления.

Декарт акцентировал внимание на активности запоминания – нужное остается, другое отбрасывается. На вопрос «Что такое память и какое значение она имеет?» отвечали Спиноза, Гоббс, Локк, Гегель и многие другие. Так, Бергсон считал её основой индивидуальности.

С середины XIX века открывается эра исследований памяти в психологии. В это время закладывается экспериментальный подход к разработке понятий, связанных с психической жизнью индивида. Благодаря успехам, которых достигла психология, стало понятно, что такое память – свойство нервной системы, заключающееся в сохранении, воспроизведении и изменении информации, но до сих пор по огромному числу побочных вопросов не достигнут консенсус.

Общая информация

Память – условие научения, формирования навыков, приобретения знаний. Основные функции памяти: узнавание, воспроизведение, запоминание, сохранение.

Исходя из этого выделяют свойства памяти: объем, скорость запоминания, время хранения, точность и скорость воспроизведения. Качественные характеристики памяти часто связаны с профессиональной деятельностью или особенностями конкретного человека.

Из-за обилия оснований для классификации есть множество различных групп, внутри которых её подразделяют на специфические виды. Например, по основанию отличия от других существ можно выделить следующие виды памяти у человека:

  • Произвольная. Отвечает за целенаправленное запоминание.
  • Логическая. Включение запоминаемого в логические связи.
  • Опосредованная. Использование вспомогательных средств для запоминания.

С другой стороны, важную роль играет время хранения материала в памяти. И её виды по длительности хранения различны:

1. Мгновенная память

Мгновенная, еще ее можно назвать сенсорной, является непосредственным отражением того, что восприняли органы чувств. Она сохраняет информацию около 0.1-0.5 секунды. Представляет собой образ от впечатления.

2. Кратковременная память

Кратковременная – отвечает за хранение наиболее существенных элементов образа в течение 20 секунд, если материал не повторяется. Этой памяти принадлежит область актуального сознания человека, в ней оказывается только то, что соответствует индивидуальному портрету личности, то, на что человек обратил внимание.

3. Оперативная память

Или, как её еще называют, рабочая память человека – может сохранять информацию до нескольких дней в зависимости от поставленной задачи. Сохраненная информация нужна именно для решения проблемы, стоящей перед человеком. Оперативная может быть увеличена, что при этом приведет к развитию подвижного .

4. Долговременная память

В ней находятся самые фундаментальные и значимые воспоминания, знания. Хранит информацию бессрочно. Повторение упрочивает сохраненный опыт.

5. Генетическая память

Информация в генотипе, передающаяся по наследству. Именно на неё мы не в силах оказать влияния.

По анализатору, который преобладает в процессе запоминания, сохранения и воспроизведения, выделяются: эмоциональная, слуховая, зрительная память и другие виды. Слуховая память отвечает за запоминание и воспроизведение звуков, именно она позволяет музыкантам и филологам улавливать тонкие переходы между мелодиями и произношением слов. Зрительная – связана с визуальными образами, огромное влияние оказывает на способность к воображению, при этом чем легче человек вспоминает образ, тем проще ему его воспроизвести.

Качества памяти зависят от индивидуальных характеристик самого человека. Индивидуальные особенности процессов запоминания и воспроизведения у человека складываются в типы памяти. Среди них можно выделить: образный, словесно-логический. Так, образный тип отличается тем, что сохраняются целые «куски» образа. У смыслового типа элементы воспринятого выстраиваются в систему, акцент идет на смысл, а не на форму.

Структура

Уильям Джеймс впервые предложил разделение памяти на кратковременную и долговременную на основании того, что какую-то часть из той информации, которую получаем, мы безвозвратно утрачиваем, а другую запоминаем на долгие годы. Эббингауз представил примерно в то же время свою кривую забывания. Закон Эббингауза гласит, что мы забываем больше половины того, что выучили в течение часа, к концу недели остается меньше 1/5 от того, что мы выучили.

Уже в середине XX века Петерсон смог показать ограниченность срока хранения информации. Она исчезает, если её не повторять. Именно это стало доказательством существования кратковременной памяти. По результатам экспериментов Петерсона и Эббингауза можно заключить, что для успешного заучивания материала на долгое время достаточно повторять его периодически.

Благодаря экспериментам и наблюдениям за людьми с поражениями мозга мы уже знаем, что отделы мозга, отвечающие за кратковременную и долговременную память, различны. Насчет объемов кратковременной до сих пор существуют разные теории.

Одна из них, которая является, пожалуй, наиболее популярной, состоит в том, что максимальное количество единиц хранения в ней равно 7. При этом не важно, что мы считаем единицей информации – букву или слово. Если дать набор букв, то человек запомнит около 7, то же самое произойдет и со словами, хотя слова и кажутся более информативными и сложными единицами информации.

Таким образом, возможность запоминать 7 единиц информации нас, по сути, не слишком ограничивает. Достаточно правильно организовывать разрозненные элементы в группы, чтобы групп этих было не больше 7, тогда удастся запомнить огромные куски информации. Под правильной организацией подразумевается процесс сочетания групп с информацией из долговременной памяти. Эффективность этого приема доказана в экспериментах Бауэра и Спрингстона.

Суть его в том, что нам нужно не просто создать из разрозненных элементов какие-то системы, но эти системы должны иметь ассоциации с нашим прошлым. Тогда на любую систему можно набросить ярлык, мысленную «наклейку», и вспоминать только её, а не входящие в неё элементы.

Некоторые ученые (Баддели и др.) выступают за то, что объем информации, возможный для хранения в кратковременной памяти, ограничен лишь скоростью, с которой мы повторяем информацию. Таким образом, решающее значение остается за временем. Чем больше информации мы можем уместить в маленький промежуток времени, тем потенциально лучше мы можем запомнить её.

В кратковременной мы всегда находимся, она непосредственно нам дана. В долговременной находятся наши знания, воспоминания и все остальное, что придает жизни смысл, позволяет воспринимать новый опыт. Она, видимо, может сохранить безграничное количество информации на любой по длительности срок.

С одной стороны, память находится везде в мозге, с другой – некоторые зоны явно исполняют функции, необходимые для взаимодействия разных её видов. Как работает память и запоминание? Теория Хебба дает оригинальный ответ на это:

  • Благодаря кратковременной начинается виток нервной активности.
  • Достаточно большое количество повторений приводит к химическому или структурному изменению.
  • Если произошло объединение информации с прошлыми воспоминаниями, осмысленное включение, то информация переводится на постоянное хранение.

Мнемоника – искусство помнить

Существует огромное количество источников, рассказывающих о том, как развить память. Лучше всего обратиться прямиком к когнитивной психологии, которая годами проводит эксперименты и изучает психические процессы человека и непосредственно развитие памяти. Особенности памяти не просто позволяют улучшать запоминание информации, но делают возможным интенсивное развитие интеллектуального уровня человека.

И первый факт, который психология припасла для людей: для запоминания нужно организовывать информацию в схемы.

Организация может происходить с помощью знакомых человеку идей, вещей, объектов. Ассоциации незнакомого со знакомым позволяют быстрее обратиться к информации. Подключение воображения, пересечение с его помощью нового и незнакомого, или создание сценок из объектов, позволяет намного быстрее и на более длительный срок запомнить материал.

Второй факт, который понадобится для развития памяти: яркие эмоции, связанные с какой-то информацией, позволяют запоминать эту информацию без труда и надолго.

Третье: повторения через малые промежутки времени лучше сказываются на запоминании материала, чем «ударные» занятия с длительными перерывами.

И последнее: повышение уровня глюкозы в крови непосредственно после заучивания информации приводит к тому, что человеку легче воспроизвести её в будущем.

1. Подвижный интеллект

Людям, желающим развить аналитические способности, поможет тренировка памяти. Упражнения, направленные на развитие рабочей памяти, улучшают логическое мышление, а также способности к концентрации внимания, которые являются чуть ли не основой любого успешного обучения и работы. Получается, когда мы развиваем память, мы развиваемся вообще. Как тренировать память этого типа:

  • Человеку предъявляются визуальные или звуковые образы один за другим.
  • Задача человека – указать, был ли образ, который он воспринимает сейчас, уже представлен до этого на n-шаге назад.

2. Метод мест

Улучшение памяти позволяет запоминать абсолютно все, но для этого придется сначала развить концентрацию. Метод мест, известный еще с 500 года до н.э., представляет собой расстановку объектов мысли на местах в некой комнате, которая хорошо вам известна.

Например, достаточно представить свой дом и выбрать в нем определенные десять мест. Выбирать места нужно так, чтобы вы могли передвигаться между ними последовательно и без помех. После этого возьмите 10 случайных предметов и расположите их в этих местах. Теперь осталось посетить эти места в воображении в том порядке, который вы соблюдали при расстановке предметов, и назвать предметы. Метод мест позволяет запоминать до 72% новой информации, при этом без его использования остается только 28%.

Плохая память затрудняет процесс обучения, препятствует проявлению всего потенциала индивида, поэтому память человека необходимо развивать с детства и на протяжении всей жизни. Автор: Екатерина Волкова

способность сохранять восприятия и представления после момента переживания; память означает также (образно выражаясь) хранилище. Для мыслящего существа после восприятия самым необходимым является память. Ее значение столь велико, что там, где она отсутствует, все остальные наши способности по большей части оказываются бесполезными; в своем мышлении, умозаключениях и познаниях мы не могли бы выйти за пределы непосредственно данных нам объектов без содействия памяти. В то время как воспоминание является психическим актом, актом использования достояния памяти, сама память есть скрытая сила, обладающая способностью известным образом мобилизовать это достояние и сделать возможным его использование. У различных животных, а также у отдельных людей сила памяти и ее направленность различны. Согласно теории памяти, каждое переживание оставляет "след" в больших по-лушариях мозга, и память может действовать только в том случае, если создается связь между этим следом и новым переживанием. О природе образования этой связи существуют только предположения. Ложным является предположение психологической теории, состоящее в том, что след нового переживания должен совпасть со старым следом, чтобы могло вспомниться прошлое переживание, или что при частом повторении какого-нибудь переживания (напр., при обучении) в больших полушариях головного мозга прокладывается "путь" из специальных проводников возбуждения. При узнавании речь идет, вероятно, об образовании пары (как она образуется, напр., в поле восприятия между двумя видимыми точками одинакового цвета при условии, что свойство промежуточного поля достаточно отличается от обоих членов пары) между образом восприятия и (бессознательным) образом-следом, причем степень сходства и близость (пространственная и временная) имеют решающее значение (см. Подсознательное). Образ-след изменяется с течением времени. Во-первых, он отождествляется с массой остальных образов-следов, теряет себя в них и становится неуловимым для нового переживания (начинающееся и прогрессирующее забывание). Во-вторых, он изменяется т. о., что вспомнившееся или благодаря внешнему поводу воспроизведенное в памяти имеет более четкий образ, чем само соответствующее переживание; в памяти, как и в восприятии и представлении, господствует тенденция к четкости, прегнантности (см. Прегнантности правило), и образ-след улучшается в направлении "хорошего" образа (см. Гештальт). Последний имеет своим следствием то, что "то же самое, с точки зрения образа не отличающееся образование, если с ним вторично сталкиваются спустя довольно продолжительный промежуток времени, выглядит непосредственно во много раз хуже, блекнет и т. д. Улучшенный след старого восприятия является действенным в качестве скрытого масштаба нового восприятия, и для этого нет необходимости вызвать образ представления ранее виденного или же воспоминание о первой встрече" (Metzger, Psychologie, 1941). t Что касается нарушений памяти, то теории и методы исследования этих нарушений в основном стали складываться по мере распространения медицинских знаний с конца 19 в. Наибольший пионерский вклад в их изучение внесли Теодюль Арман Рибо, франц. психолог, Сергей Сергеевич Корсаков, рус. психиатр, и Пьер Жане, франц. невролог. Их совместный вклад может быть суммирован следующим образом: утрата памяти, хотя и связана с функционированием мозга, может иметь место и без органического поражения (напр., у истериков) и не обязательно сопровождаться слабоумием (утратой способности рассуждать). В действительности потеря памяти может произойти вследствие эмоциональной тревожности, как это показал Зигмунд Фрейд. Дефекты памяти - одни из наиболее часто наблюдаемых симптомов работы поврежденного мозга, они могут быть временными (как после эпилептического припадка) или постоянными (как после серьезной травмы головы). Если у человека нарушена способность к сохранению новых впечатлений, то он страдает антероградной амнезией; явно выраженная утрата прежних воспоминаний называется ретроградной амнезией. Обе они могут, хотя и не обязательно, проявляться одновременно. Даже при самых тяжелых амнезиях непосредственная (кратковременная) память остается неповрежденной, давая возможность предполагать, что новые впечатления первоначально запечатлеваются и достаточно долго перерабатываются, прежде чем вызвать реакцию. Корсаковский синдром, который, как теперь известно, вызывается, помимо алкоголизма, многими физическими причинами, может в течение некоторого времени до появления расстройства проявляться в виде ретроградной амнезии, однако основная присущая ему психологическая характеристика - это антероградная утрата способности воспринимать новое. Физическая травма, вызывающая потерю сознания, может привести к тому, что, очнувшись, потерпевший на несколько дней потеряет ориентацию. По выздоровлении он часто не в состоянии вспомнить что-либо об этом периоде, и у него может также проявиться ретроградная амнезия на более ранние события. Расстройство памяти включает также ретроспективное искажение - целенаправленное приукрашивание сохранившегося в памяти; Deja vu - мистическое ощущение того, что в прошлом человек уже испытывал то же самое, и Jamais vu - неверное впечатление о том, что прежде он никогда с данным явлением не сталкивался. См. Переживание de ja vu. Ранее существовавшие теории памяти: метафизическая теория, анамнезиса, ведущая свое начало от Платона, психологическая теория - со времени Аристотеля; с начала Нового времени - ассоционистская теория, психологическая теория 19 в. В духе последней Эвальд Геринг в своем произв. "Ьber das Gedдchtnis" (1870) пытается представить память как "всеобщую функцию организованной материи" и рассматривает также процессы наследования как осуществление этой функции. Р. Семон развил дальше эти идеи в своей теории мнемонии (см. Мнемония), более подробно разработанной Блейером в его теории памяти. Об искусстве памяти см. Мнемотехника.

Согласно современным психологическим концепциям, когнитивная система человека включает несколько видов П. В их число входит примитивный способ хранения информации - сенсорная память, которая в отличие от других видов П. не зависит от высших когнитивных функций (таких, как, напр., внимание) и сознательного контроля - здесь информация не преобразуется и не связывается с др. информацией. Сенсорная П. (иконическая, эхоическая, тактильная и т.д.) позволяет нам отбирать только существенную, адаптивно ценную информацию. Это - своего рода буфер большой емкости для хранения “сырой” необработанной информации, сопряженный с фильтром, способным осуществить такой отбор. Сохраняя в сенсорной П. на короткое время полный чувственный образ, мы получаем возможность сканировать непосредственно наблюдаемые события, абстрагировать наиболее значимые для нас стимулы и встраивать их в матрицу нашей П. Сенсорная П. удерживает входные сигналы в течение короткого промежутка времена (от 250 миллисекунд до 4 с), она точна, не поддается контролю.

Информация, отобранная сенсорной системой, быстро передается в кратковременную память, а затем либо замещается др. поступающей информацией, либо удерживается благодаря повторению. Кратковременная П. без особых усилий восстанавливает в сознании происходящее сейчас, в данное время, ей необходимо около одной секунды для того, чтобы изучить информацию и самопроизвольно забыть большую ее часть в течение 15-30 секунд.

В отличие от кратковременной долговременная П. требует серьезных усилий и поиска, ее объем огромен, а длительность хранения информации ограничена лишь возрастом. Человеческая мысль сознательно (а иногда и неосознанно) запускает процесс извлечения информации из долговременной П. и затем недолго удерживает нужные данные в кратковременной П., где они обрабатываются. В долговременной П. содержится определенным образом организованная информация, касающаяся пространственно-образной модели окружающего мира, убеждений и взглядов относительно себя и др. людей, ценностей и социальных целей, наших умений, а также перцептивных навыков понимания речи, интерпретации живописи или музыки, научных знаний и т.д.

Накопленные в когнитивной психологии экспериментальные данные позволили Э. Тулвингу (1972) предположить наличие двух разновидностей долговременной П. - эпизодической и семантической. Выделяют также низшую форму долговременной П.-процедурную П., которая сохраняет связи между стимулами и реакциями. Эпизодическая П. позволяет сохранить упорядоченную во времени информацию об отдельных эпизодах и событиях, о связи между этими событиями, вспомнить и сознательно воспроизвести во временной последовательности образы конкретных лиц, объектов и действий. Эпизодическая П. подвержена изменениям и потерям по мере поступления новой информации. Большая часть нашего поведенческого “репертуара” ритуализи-рована и соответствует простым сценариям - инструкциям, схемам, которые фиксируют последовательность действий и взаимоотношения между участниками событий. В эпизодической П. постоянно накапливаются единицы стереотипной информации - сценарии, которые организуются в структуры более высокого порядка - кластеры. Этот вид П. хранит в основном образную информацию, которая составляет основу для распознавания людей, событий, мест и т.д., которые мы воспринимали в прошлом.

Семантическая П. - это необходимая для пользования языком П. на слова (и др. вербальные символы), понятия, правила, формулы, алгоритмы манипулирования символами, абстрактные идеи и т.д. Такая П. воссоздает смысл (значение) в форме одновременного представления и переживания взаимосвязанных понятий. Напр., понятие огня связывается в семантической П. с понятиями “горячий”, “красный”, “опасный”, с приготовленной пищей и т.д. Т.о., в семантической П. любое понятие выступает как “узел”, который всегда или почти всегда связан какими-то отношениями с др. “узлами”, образуя семантическую сеть. Сам акт воспоминания связан с возбуждением узлов в долговременной П., с распространением поиска по семантическим сетям. Если появляется какая-то новая ментальная репрезентация, новое понятие и т.п., то распространение поиска по семантическим сетям позволяет обнаружить связь этого понятия с уже известными понятиями. Поэтому, напр., новый сорт яблок мы немедленно классифицируем по цвету, форме, размерам, вкусовым характеристикам, обстоятельствам, при которых им удалось полакомиться и т.д. В семантической П. этот сорт будет связан не только с др. сортами яблок, но и с др. видами фруктов, а также с различными эмоциональными состояниями и воспоминаниями. Мысль с этой т.зр. представляет собой весьма сложную и постоянно меняющуюся сеть узлов и связей.

Семантические сети открывают широкие возможности для представления знаний и выведения заключений, они позволяют описать богатый спектр отношений, а не только какие-то простейшие типы отношений подкласса (“собака - животное”).

Пропозициональная репрезентация наиболее эффективна там, где возможна последовательная класси-

фикация, она очень удобна для анализа лингвистического материала - слов, предложений, рассказов и т.п., а также для компьютерного программирования. Но в человеческой П. пропозициональные репрезентации определенным образом соотносятся с образными репрезентациями - сценарии, прототипы и структуры более высокого уровня - кластеры - могут быть связаны с соответствующими узлами (понятиями) семантической П. Поэтому, благодаря тесному взаимодействию эпизодической и семантической П., мы можем свободно, без особых усилий прибегать к услугам образных репрезентаций с помощью слов и умозаключений, и наоборот.

Разработанные первоначально только для технических целей (в частности, для создания техники компьютерного поиска) сетевые модели функционирования семантической П. в дальнейшем получили известное признание в нейробиологии и нейрофизиологии, где в последние годы были разработаны новые концепции, которые рассматривают “след памяти” не как фиксированную и локализованную в одном месте эн-грамму, а как эмерджентное свойство динамической системы. Необходимая для воспоминания информация, может быть, и локализуется в определенном участке мозга, но сама энграмма скорее всего возникает в результате активации актом воспоминания, будучи воплощена в измененных связях нейронного ансамбля. Т.о., П., согласно новым представлениям нейрофизиологов, заключена в схеме связей между нейронами и динамике нейронной системы. Эти представления в целом неплохо согласуются с выводами когнитивных моделей долговременной П., которые исходят из того, что П. - это свойство сетей, системы в целом, а ее функционирование базируется на структурных связях между узлами. Именно эти структурные связи и определяют способ обработки когнитивной информации, ее стратегию, служат инструментом поиска развивающейся мыслью новой информации.

О НорманД. Память и научение. М., 1985; РоузС. Устройство памяти. М., 1995.

Отличное определение

Неполное определение ↓



Что еще почитать