Да смилостивится над ним аллах. История Имама Шафии (да смилостивится над ним Аллах). Досточтимый шейх Саид-афанди

МАХЛУКЪАТАЛДЕ ГЬАРИ – ГЬЕБГИ ШИРК БУКIУНЕЛЪУЛ…

Досточтимый шейх Саид-афанди

Каждому из избранных пророков (улул-азм) Всевышний ниспослал муджизаты (чудеса), соответствующие своему времени. К примеру, Пророк Муса (мир ему) обладал посохом, который, ударяясь о землю, превращался в змею. В его время была распространена любовь к такого рода чудесам, именно поэтому Всевышний одарил Своего пророка таким чудом, которое превосходило своей силой все фокусы современников Мусы (мир ему). Однажды его посох, превратившись в огромного змея, съел всех змей, которых наколдовали колдуны Египта. Змея, как известно, была для египтян символом царской мудрости и власти.

Пророку Исе (мир ему) Всевышний ниспослал чудо врачевания, потому что в его бытность медицина была для людей большим чудом. Пророк Иса (мир ему) по воле Аллаха умел исцелять безнадёжных больных, возвращал людям зрение, оживлял мёртвых.

Посланник Аллаха – Мухаммад (мир ему и благословение) появился на земле во время расцвета многих наук, особенное место занимала в то время литература. Именно в это время было ниспослано последнее чудо из чудес – Коран. Слово Аллаха изложено в Коране таким образом, что суры и аяты текут из уст читающих его, как особая мелодия стиля, вкуса и изящного слога.

С тех времён исламские богословы легко изъяснялись друг с другом в рифмованной прозе.

Дагестан, который ставился своими алимами, имеет богатую литературную историю. Алимы были настолько красноречивы, что переписывались и говорили друг с другом на языке рифмы и слаженного ритма. Жаль, что невозможно перевести на все языки мира произведения великих дагестанских учёных-богословов. Особенно когда речь идёт о стихах, практически никто не может передать подлинный смысл, ту мудрость, которую автор закладывает в красиво и стройно изложенные мысли.

На днях, перелистывая книгу моего наставника, досточтимого шейха Саида-афанди (да будет доволен им Аллах) «Назмаби», опубликованную в прошлые годы, среди многочисленных проповедей в стихотворной форме нашла такие строчки (на аварском языке):

ГIаламалъулго Халикъ Мунги ватун вукIаго,

Подстрочный перевод:

…Аллагь, Дуде гьаризе гьумерго гьечIониги

Аллах, хоть и стыдно мне просить тебя,

Гьарараб дий кьунилан Дуй ками кколарелъул

Ответишь на мою просьбу – у Тебя не убудет нисколько.

Дун мунагьал гIемерлъун гIайибалде кканиги,

Оттого, что я виновен в приумножении грехов моих,

ГIафвуялъул Дур ралъдал гIурхъиги лъаларелъул,

Не достичь дна в океане Милости Твоей,

ГIаламалъулго Халикъ Мунги ватун вукIаго,

Господином всего сущего являешься Ты.

МАХЛУКЪАТАЛДЕ ГЬАРИ – ГЬЕБГИ ШИРК БУКIУНЕЛЪУЛ,

ПРОСИТЬ ЛЮДЕЙ – ЯВЛЯЕТСЯ ШИРКОМ,

Гьарарасе кьелилан Дур каламги бугелъул,

И есть Твоё обещание ответить просящему,

КигIан намуслъаниги вачIана Дур рагьдухъе…

Как бы ни было неловко, я пришёл к вратам Твоим…

…Иногда слышала упрёки в адрес мюридов, суфиев в том, что они якобы просят у покойных то, что надо просить у Аллаха… Хвала Всевышнему, тарик – путь Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), основанный строго на Коране, чист от всяческих отклонений, и фундаментом для тариката служит Шариат Аллаха. Мюриды, следующие за своим устазом, стремятся только к довольству Всевышнего и неустанному поклонению Единственному Творцу. И если они делают дуа возле чьей-то могилы, это означает только то, что они просят Аллаха рядом с этой могилой. Если они говорят с покойным, захоронённым в этой могиле, то это означает, что они следуют Сунне Пророка (мир ему и благословение), ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тоже говорил с покойными и на вопрос сподвижников, слышат ли они его, ответил: «Они слышат лучше вас, отличие их от вас только в том, что они не могут вам ответить». Известно также, что у покойных своя жизнь: они обязаны отвечать после смерти на вопросы Мункара и Накира, претерпевать могильные муки или, наоборот, наслаждаться могилой в виде райского уголка, ожидая там Судный день. Каким образом они нас слышат, могут ли они нам помочь, доходят ли до них наши просьбы? Аллаху Алим! Факт, что есть праведные люди, которые прожили жизнь в служении Аллаху и умерли, ни на секунду не отклоняясь от упоминания Аллаха, они живы и получают удел у Господа! По воле Аллаха они могут нас слышать, делать за нас дуа, заступаться за нас перед Аллахом; иншааллах, тот, кто отрицает это, будет отдалён от такой милости Аллаха.

Джахлу – невежество – особенное горе сегодняшнего общества. Ещё в начале прошлого века совсем немного людей в Дагестане не имели исламского образования хотя бы на уровне местных медресе. А сейчас появилась категория людей, которая вроде бы и имеет какое-никакое образование по Исламу, но не способна не то что следовать прочитанному, но даже понять смысл прочитанного из шариатских книг.

Да смилуется над нами Аллах!

Вся хвала одному Всевышнему Аллаху!

Дорогие братья и сестры! Молодежь!

Моя проповедь будет посвящена важности стремления к полезным знаниям. С самого начала, позвольте рассказать вам удивительную историю об одном человеке, которого возвысил Творец на высокие ступени Своей милости и почета. Эта история о том, как благодаря терпению в учебе Аллах ставит человека выше правителей и вершителей мира:

«Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (58:11).

Всем известно, что людей, видевших пророка Мухаммада ﷺ, принявших ислам и умерших мусульманами принято назвать «сахабами» - сподвижниками. Те же, кто не смог увидеть Посланника ﷺ, но встретил сподвижника и умер верующим, называют «табиинами». Представьте следующую ситуацию: в одной мекканской семье вольноотпущенных родился темнокожий мальчик по имени Ата ибн Абу Рабах (да смилуется над ним Аллах). С рождения он был больным, слабым и маленького роста. Ата выделялся от остальных детей тем, что прихрамывал при ходьбе, а на его спине возвышался горб. Когда он немного подрос то его хозяйка из числа знатных мекканских женщин поручала принести дрова, отнести какие либо вещи. Из-за особенности физиологического строения и инвалидности Ата оказался непригодным для работы - дрова вываливались из тонких рук. При этом, с раннего детства, несчастный мальчик начал посещать лекции и уроки известных сподвижников пророка Мухаммада ﷺ в Запретной мечети "Аль-Харам". Среди них были ученые как Ибн Аббас и Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) - знатоки мусульманского права и виднейшие толкователи Досточтимого Корана.

Как полагают многие знатоки ислама, Ата преуспел благодаря отношению к времени. Он никогда впустую не тратил ни одной минуты и тот факт, что Ата разделял свой день на три части, свидетельствует о его целеустремленности и мудрости. Первую часть дня мальчик посвящал госпоже в роли прислуги. Нужно было ходить на рынок, выполнять ее поручения, покупать продукты, готовить еду. Вторую часть времени Ата проводил в поклонении Аллаху - в намазах и согласно преданиям, каждую ночь выстаивал около 200 ракаатов намаза и в течении жизни совершил хадж 70 раз. В остальное оставшееся время он всецело углублялся учебе. Госпожа видела искренность мальчика и однажды сказала: Ата все равно не пригоден для тяжёлой работы, так пусть он занимается тем, что любит (т.е. учебой). Женщина даровала мальчику свободу, и тот с небольшим матрасом на руках направился в сторону Заповедной мечети. И как описывают праведники того периода, Ата в течение следующих двадцати лет получал знания, не покидая стены мечети. Он учился у Аишы - матери правоверных, Абу Хурайры, Ум Саламы, также у Джабира и Ибн аз-Зубейра и у многих других (да будет доволен всеми ими Аллах). Мечеть превратилась в его дом, где он провел детство и юношеский период. Каков итог и каковы плоды столь сильного стремления к знаниям? Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) начал оставлять его вместо себя, и Ата сам превратился в крупнейшего ученого, правоведа, хадисоведа и был назначен муфтием Мекки. Почти все знания по линии Ибн Аббаса и Ибн Умара (да будет доволен ими Аллаха) замкнулось на нем. В дальнейшем, под его руководством обучался имам Абу Ханифа, аль-Аузаи, ал-Лайс и другие.

Имам Абу Ханифа ан-Нугман как то рассказывал:

«В Мекке я ошибся в пяти вопросах, касающихся хаджа, и цирюльник научил меня… Когда я хотел побрить голову, чтобы выйти из состояния ихрама, я пришёл к цирюльнику и спросил: «Во сколько мне обойдётся бритьё головы?» Он ответил: «Да наставит тебя Аллах на прямой путь… О плате за бритьё во время паломничества не договариваются. Садись, а потом дашь, сколько сможешь». Мне стало стыдно, и я сел. Но сел я, повернувшись не в сторону киблы. Он кивнул мне, делая знак повернуться в сторону киблы. Я подчинился, и мне стало стыдно ещё больше. Я подставил ему левую половину головы, но он сказал: «Подставь правую». И я подчинился. Он стал брить мне голову. Я молча смотрел на него, удивляясь. Он сказал мне: «А почему ты молчишь? Произноси такбир». И я произносил такбир, пока не поднялся, чтобы уйти. Он спросил: «Куда направляешься?» Я ответил: «Хочу пойти в свою палатку». Он сказал: «Соверши молитву в два рак‘ата, а потом уже отправляйся, куда пожелаешь». Я совершил молитву в два рак‘ата, а потом подумал: «Цирюльник не мог сказать всё это, не обладая знанием!» Я спросил его: «Откуда у тебя знание о действиях, которые ты велел мне совершить?» Он ответил: «Да благословит тебя Аллах… Я видел, как Ата ибн Абу Рабах поступал так, и я перенял это от него и теперь наказываю людям поступать так же».

Абдулла ибн Умар (да будет доволен ими обеими Аллах) совершал паломничество и вокруг него собрались сотни людей, чтобы задать вопросы, связанные с хаджем. Он тогда произнес им:

«Вы меня удивляете, о жители Мекки… Неужели вы спрашиваете о чём-то меня, когда среди вас - Ата ибн Абу Рабах?»

Вдумайтесь, невольник, инвалид с детства, лишенный силы и здоровья благодаря знаниям превратился в некое светило. Многие халифы его периода приходили к нему и ждали часами, чтобы получить ответ на один вопрос. Так халиф Сулейман ибн Абд аль-Малик был вынужден дожидаться пока Ата завершит совершение намаза. Халиф сказал своему сыну: «Приобретайте знание, сыновья мои. Поистине, знание возносит скромного, заставляет пробудиться ленивого и нерадивого и поднимает невольников до уровня царей».

Ата ибн Абу Рабах в конце жизни странствовал по крупным городам мусульманского мира. Его выделяла чрезмерная скромность и аскетизм. Он никогда не одевался в роскошные одеяния. Стоимость платья или рубашки которую он носил оценивалась в пять дирхемов - мизерную цену. Как ни удивительно, могущественные правители того периода - халифы - прислушивались к его словам и никогда не отказывали в просьбах. Когда прислуга правителей приносила Ата подарки, то он отказывался их брать и говорил:

«“Ни за что…” И прочитал: “Я не прошу у вас за это вознаграждения, ибо вознаградит меня только Господь миров”». Один из очевидцев побывавший у халифа рядом с Ата поведал: «Клянусь Аллахом, он (Ата ибн Абу Рабах) вошёл к халифу и вышел от него, не выпив и капли воды!»

Завершая проповедь, призываю всех нас задуматься над удивительной историей о праведнике, которого Аллах возвысил благодаря его стремлению к знаниям. Всевышний сохранил его имя в истории в качестве назидания и доброго примера.

В школах и вузах начинаются летние каникулы. Я рекомендую всем, в особенности молодежи, не тратить время впустую. Учеба никогда не должна останавливаться. В конце концов мы не должны учиться ради галочек. Учитесь ради довольства Аллаха. Нам нужны хорошие имамы, специалисты, инженеры и врачи.

Ата ибн Абу Рабах, лишенный здоровья и внешних данных, смог достичь высоких успехов, так что нам мешает стать образованными и полезными людьми?

Пусть Всевышний дарует всем терпенья и целеустремленности в учебе и во всех добрых намерениях! Да наградит Аллах праведника Ата благоуханным Раем!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети – Мунир-хазрат Беюсов

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

«Каждая любовь, которая проявляется не ради Аллаха, ложная, а каждое дело, посредством которого не стремятся к Лику Аллаха, пустое» . См. («аль-Фатава», 10/213).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если люди лишатся пророческого света, они впадут во мрак смут, распространятся нововведения и греховные поступки, а также среди них возникнет зло». См. («аль-Фатава», 17/310).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Девиз приверженцев нововведений - непринятие следования саляфам» . См. («аль-Фатава», 4/155).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Нельзя достичь искренности, кроме как после воздержанности, а её можно воплотить только после богобоязненности. В свою очередь богобоязненность означает соблюдение велений и запретов». См. («аль-Фатава», 1/94).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Ничего не может привести к прощению всех грехов, кроме покаяния (таубы)» . См. («Минхадж ас-Сунна», 6/211).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если люди оставят часть того, что ниспослал Аллаха, то между ними возникнет вражда и ненависть» .См. («аль-Фатава», 13/227).

«Люди обязаны следовать Корану и Сунне, даже если они не постигают, что кроется в нововведениях из пользы и вреда» (поскольку простые мусульмане не могут осознать вред новшеств, таких как «мавлид», празднование «исра и мирадж», ночи середины месяца Шааабан…)». См. («Иктида ас-сырат аль-мустакым», стр. 393).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Шариат основывается на получении и увеличении пользы, а также на подавлении и уменьшении вреда» .См. («аль-Фатава», 10/512).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Придерживающиеся чистого свободного от всех примесей Ислама являются приверженцами Сунны и единой общины» . См. («аль-Акыдат аль-васытыйя», стр. 122).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Благополучие сердца кроется к справедливости, а его порочность - в несправедливости». См. («аль-Фатава», 10/98).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «В сердце не войдут истинные свойства веры, если в нём есть проявления высокомерия и зависти, которые очерняют его». См. («аль-Фатава», 13/242).

Прочитай больше одного раза!

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если раб стремится совершить некоторые не узаконенные Шариатом дела, то у него ослабевает желание заниматься узаконенными Шариатом делами и извлекать из них пользу - по мере (новшеств), которыми он заменил их». См. («Иктида ас-сырат аль-мустакым», 1/543).

Имам Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: „Нет сомнений в том, что во многих набожных людях, тех, кто все свое время проводит в поклонении, и аскетах может быть одна из особенностей хариджитов, даже если он различен с ними в других качествах“ («аль-Истикама», 1/260).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто доверяет Аллаху в том, что Он принесет ему все полезное и устранит от него все вредное, тот способен оставить свое пристрастие и подчиниться Его велениям» («аль-Фатава», 10/493).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто является искренним в религиозных делах, совершая их ради Аллаха, тот относится к приближенным Аллаха, богобоязненным рабам, заслуживающих вечного райского наслаждения» («аль-Фатава», 1/8).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Шариат - свет Аллаха на Его земле, справедливость Аллаха среди Его рабов, а также Его крепость, и кто войдет в неё, тот будет в безопасности» («аль-Фатава», 19/99).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Если сердце ощутило вкус поклонения Аллаху и проявления искренности перед Ним, то для него уже ничего не будет слаще этого» («аль-Фатава», 10/187).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Как известно из жизнеописания Муавии, да будет доволен им Аллах, он был самым кротким и добродушным человеком, самым терпеливым в отношении тех, кто наносил ему обиду, и самым дружелюбным к тем, кто враждовал с ним (из мусульман)» («Минхадж ас-Сунна», 4/445).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Безо всяких сомнений семья Мухаммада, да смилуется над ним Аллах, имеет такие права в отношении мусульманской общины, которые не принадлежат другим людям. Причем они заслуживают такого проявления к ним дополнительной любви и поддержки, которого не заслуживают остальные представители курейшитского рода» («Минхадж ас-Сунна», 4/599).

Ибн Таймийя, да смилуется над ним Аллах, написал: «Поистине, справедливость обязательна для каждого во всех ситуациях. Тем временем несправедливость запрещена и не может быть дозволена ни в коем случае».

Он также написал: «Дела людей будут находиться в большем порядке в этой жизни при соблюдении справедливости, когда совершаются разные виды грехов, чем при ущемлении прав и притеснении, когда не совершаются грехи. Вот почему говорят: „Поистине, Аллах дарует существование справедливой стране, даже если она является кафирской, и уничтожает несправедливую страну, даже если она является мусульманской“. Кроме того, говорят: «Мирская жизнь может длиться со справедливостью и неверием, но не может длиться с притеснением и исламской принадлежностью».

Так, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В этом мире нет более тяжкого греха, заслуживающего самого быстрого наказания, чем притеснение и порывание родственных связей». Поэтому притеснителя постигают в этом мире пагубные последствия, даже если ему прощено, а в Последней жизни проявлена милость. Это потому что справедливость служит основой всего. И если мирская жизнь построена на справедливости, то она будет продолжаться, даже если человек, не будет иметь в Последнем мире никакого удела. В противном случае, жизнь не может существовать нормально, даже если человек обладает верой, которая будет принята от него в Судный день» («Рисаля аль-амр биль-мааруф ва ан-нахьи ан аль-мункар», «Маджмуа аль-фатава Ибн Таймийи, т. 28).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Знай, что если кто-то полюбил что-либо или кого-либо не ради Аллаха, то это обязательно принесет ему вред и станет причиной наказания его» («аль-Фатава», 1/28).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если кто-то говорит что-нибудь правильное в религии, то необходимо следовать его словам, а не ему самому, за исключением Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Аллаха» («аль-Аалям аль-алийя», стр. 29).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Лучшим достоинством является знание» («аль-Фатава», 4/408).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Кто находится дальше от Сунны, тот чаще выделяется своими порочными словами и действиями» («Минхадж ас-Сунна», 5/173).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Аллах любит слова, основанные на знаниях и справедливости, отношение к каждому по достоинствам и отведение людям соответствующей им степени» («аль-Фатава», 12/205).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Знания - это те сведения, в отношении которых есть шариатский довод, а полезными из них являются те, с которыми пришел Посланник, мир ему и благословение Аллаха» («аль-Фатава», 13/136).

Шейхуль-ислам, да смилуется над ним Аллах, написал: «Стремление к главенству - основа притеснения и несправедливости» («аль-Фатава аль-кубра», 1/94).

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи

Из веры в Судный день вера во все то, что известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что будет после смерти. Мы верим в испытание могилы, в мучении могилы и ее блаженство. А по поводу испытания могилы, поистине, люди будут испытаны в своих могилах и скажут человеку: "Кто твой Господь? Какова твоя религия? И кто твой пророк?" И укрепит Аллах тех, которые уверовали словом твердым в мирской жизни и в жизни дальней. И верующий скажет: "Господь мой Аллах, Ислам моя религия, и Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, мой пророк". А что касается сомневающегося, то он скажет: "Ха-ха. Я не знаю. Я слышал, что люди говорят что-то, и повторял за ними. И его ударят железным прутом, и он закричит так, что его крик услышат все вокруг, кроме людей. И если бы люди смогли услышать этот крик, то они пали бы пораженными и лишенными чувств. А затем, после этого испытания, будет или блаженство могилы, или ее мучение.

Объяснение:

Последний день - это Судный день. И вера в него является одним из столпов веры. На это указывает разум и природное состояние. Все небесные Писания заявляют о неизбежности этого. Все пророки и посланники возвещали о нем. Он называется Последним днем, из-за своего откладывания от этого мира. И шейх, да смилуется над ним Аллах, упомянул здесь очень объемную установку значения веры в Последний день, сказав, что это вера во все то, что известил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что будет после смерти. В это входит вера во все то, на что указывают источники из положения умирающего, положение умершего в могиле, воскрешение из могил, и что произойдет после этого. Затем, шейх, да смилуется над ним Аллах, указал на некоторые вещи из этой веры, которые будут происходить в могиле, сказав: "Мы верим в испытании могилы, в мучении могилы и ее блаженство". Он упомянул здесь два положения:

Первое положение: испытание могилы. Дословно, слово испытание переводится, как экзамен, проверка. Здесь же под испытанием подразумеваются вопросы двух ангелов, которые они будут задавать умершему. Поэтому, он говорит: "А по поводу испытания могилы, поистине, люди будут испытаны в своих могилах и скажут человеку", то есть: умершему. Все равно, мужчина это, или женщина. И возможно, что здесь упомянут мужчина, (дословно в тексте у автора), потому, что их большее количество. Затем, автор упоминает вопросы, которые будут заданы умершему. И ответы на эти вопросы верующего и не верующего. И что произойдет после этих ответов из блаженства, или мучения.

Вера в вопросы двух ангелов обязательна. Она установлена пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах, количество которых достигла степени таватир. И на это указывает священный Коран в словах Всевышнего: "Аллах поддерживает верующих твердым словом в мире этом и в мире ином. И вводит в заблуждение Аллах неправедных, и творит Аллах, что желает". ("Ибрахим": 27 ). Бухари и Муслим, приводят хадис Бараи ибн Газиба, да будет доволен ими Аллах, от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал по поводу слов Всевышнего: "Аллах поддерживает верующих твердым словом", что они ниспосланы о мучение могилы. Муслим, прибавляет: "Спросят у него: "Кто твой Господь?" И он скажет: "Господь мой Аллах, а мой пророк Мухаммад". И это соответствует словам: "Аллах поддерживает верующих твердым словом". И твердое слово это слово единобожия, которое укрепилось в сердцах верующих с доказательствами и свидетельствами. И поддерживание им верующих в этом мире выражается в следовании ими единобожия. Даже если на этом пути они приобретают мучения и страдания. А поддерживание их, в мире следующем выражается в их наставлении на ответы во время вопросов ангелов.

Его слова: "А что касается сомневающегося", то есть: колеблющегося. "То он скажет", когда его спросят: "Ха-ха". Слова сомнения и страдания. "Я не знаю. Я слышал, что люди говорят что-то, и повторял за ними". Потому, что он не верил в то, с чем пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ему будет не ясен ответ. Даже если он и был бы из самых знающих и красноречивых людей. Как сказал Всевышний: "И вводит в заблуждении Аллах неправедных". "И его ударят железным прутом". Это огромный прут. "И он закричит так, что его крик услышат все вокруг, кроме людей". Затем, он объясняет мудрость невозможности услышать этот крик человеком, словами: "И если бы люди смогли услышать этот крик, то они пали бы пораженными и лишенными чувств". То есть: они умерли бы, или пали бы без чувств. Так же, из мудрости Аллаха, что все, что происходит с умершим в его могиле не ощущают живущие. Потому что Аллах сделал это сокровенным. И если бы это было бы открытым и явным, то тогда была бы потеряна требуемая мудрость, и это есть вера в сокровенное.

Второе положение: то, что будет происходить с умершим в его могиле. На это указал шейх своими словами: "А затем, после этого испытания будет или блаженство могилы, или ее мучение, пока не настанет великое воскрешение". Это установление мучения могилы, или ее блаженства. И мнение приверженцев сунны и согласия, что умерший, если умрет, то будет в блаженстве, или в мучение. И что это произойдет как с его душой, так и с телом. Как на это указывают многочисленные хадисы от посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Вера в это обязательна. И запрещено говорить о том, как это будет происходить, каким образом. Потому что этого не постигли умы. Так как это из положений жизни дальней. А жизнь дальнюю не знает никто, помимо Аллаха. И тех, кому Аллах приоткрыл некоторую часть из этого. И они есть суть посланники, мир им всем и приветствие Всевышнего.

Мучение могилы отрицают мугтазилиты. Их сомнения в этом вопросе основываются на том, что они не познали и не видели, чтобы мертвый был, подвергнут мучению, или вопросам. В ответ на это можно сказать, что отсутствие нашим познанием и нашим зрением чего-либо не доказывает отсутствие его существования и происхождения. И сколь много вещей, которых мы не в состояние увидеть, но они существуют на самом деле. И из их числа мучение могилы и ее блаженство. И что Всевышний Аллах сделал положения мира следующего, и всего, что с этим связано, сокровенным. Закрыв это от познания умами в этом мире. Для того чтобы отличить тех, которые уверовали в сокровенное от других. И положения следующего мира не могут быть сравнимы с положениями мира этого. А Аллах об этом знает лучше.

И мучения могилы делятся на два вида: первый вид - постоянные мучения. И этим мучениям подвергаются неверные. Как сказал об этом Всевышний: "Огонь, в который они ввергаются утром и вечером". ("Прощающий: 46 ). Второй вид: временные мучения. Которые будут какое-то время, а затем прекратятся. И это мучения некоторых грешников, из числа верующих. Они будут подвергнуты мучению на величину их греха, а затем, им простится прегрешение. И прекратится само мучение, по причине мольбы, или милостыни, или прощения.

Рафидиты в основе – многочисленные группы.

Из них есть группа, которая называется муфаддыля (предпочитающие) – из-за их предпочтения Али, да будет доволен им Аллах, над всеми остальными сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. И они не проклинают сподвижников.

И из них есть группа, которая утверждает, что Джибриль, мир ему, ошибся в доверении посланничества, и нет сомнений в неверии этой группы.

И большинство рафидитов в основе признают посланничество Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и утверждают, что халифат должен был достаться Али, и проклинают сподвижников, да будет доволен ими Аллах, и называют их нечестивцами.

И упомянем то, что упомянул шейх ТакиюДдин (Ибн Теймия), да смилуется над ним Аллах, касательно их хукма. Сказал он, да смилуется над ним Аллах, в "Ас-Сарим аль-Маслюль": "Кто обругал одного из сподвижников, и присоединил к этому утверждение о том, что Али – божество, или Пророк, или что Джибриль ошибся, то нет сомнения в его неверии, и даже нет сомнения в неверии того, кто остановится от обвинения его в неверии. И кто обвинит Аишу, да будет доволен ей Аллах, в том, от чего его оправдал Аллах, стал неверным без разногласий". Затем Ибн Теймия сказал чуть дальше: "Что же касается того, кто будет проклинать и обвинять в мерзости – то есть, проклинать сподвижников, да будет доволен ими Аллах, то касательно такого разногласят ученые – является ли он нечестивцем, или кафиром? И остановился Ахмад в их такфире, и сказал: "Такой наказывается, и побивается, и заточается в тюрьму до тех пор пока не умрет, или не покается".

[Это лишь один риваят от Ахмада. И от него есть множество риваятов указывающие на такфир того кто порочит сахабов.

Приведем некоторые из них:

Спросил его аль-Маруази о тех, кто ругает Абу Бакра и Аишу, и он сказал: "Я не считаю такого мусульманином". Источник: "Ас-Сунна", 2-557.

Передал аль-Халляль, что имам Ахмад сказал: "Кто поругал сахабов, я боюсь за него куфра, как рафидиты. Кто поругал сподвижников, мы не можем гарантировать, что он не вылетел из религии!". Источник: "Ас-Сунна", 2-558.

Спросил его сын, Абдуллах Ибн Ахмад, о том, кто обругал одного из сподвижников Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам), и он ответил: " Я не считаю такого мусульманином". Источник: "Ас-Сунна", 2-558.

Спросили Ахмада о том, кто ругает Усмана, и он сказал: "Это зиндычество". Источник: "Ас-Сунна", 3-493.

Сказал имам Абу Хани ан-Найсабури: «Я слышал, как имама Ахмада спросили о том, кто ругает Муавию, можно ли молиться за ним? И ответил имам: «Нет, нельзя молиться за ним!». Источник: «Масаиль ан-Найсабури», «Табакат аль-ханабиля», 1-285.

Затем сказал шейх (Ибн Теймия), да смилуется над ним Аллах: "Что же касается того, кто превзошёл это, как те, кто утверждают, что сподвижники отступили от веры после смерти Посланника Аллаха (салла Ллаху `алейхи уа салам) кроме небольшой группы из них, которая не превышает десять с небольшим. Или что все они впали в нечестие, то нет сомнения в неверии сказавшего это, однако даже тот, кто засомневается в его неверии, тот сам является неверным". Закончились его слова.

И это – хукм рафидитов в основе.

Что же касается хукма поздних рафидитов, в наше время, то они сейчас добавили к рафидизму – великое многобожие, которое они совершают у мавзолеев, достигающее степени, которой не достигали многобожники арабы, к которым был послан Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

Что же касается слов тех, кто говорит: кто сказал два свидетельства, не разрешено выносить ему такфир, то говорящему такие слова непременно придется впасть в противоречие, и не сможет он повторить свое слово касательно подобных тем, кто отрицает воскрешение, или подвергает его сомнению, наряду с тем что говорит два свидетельства, или отрицает пророчество одного из Пророков, кого назвал Аллах в своей Книге, или сказал, что прелюбодеяние дозволено, и тому подобное, и я не думаю, что остановится от такфира подобных никто кроме тех, кто упрямствует.

И если же он будет упрямствовать, и скажет: "Не вредит ничего из этого, и все равно не выносится такфир тому, кто сказал два свидетельства", то нет сомнений в его куфре, и нет сомнений в куфре того, кто сомневается в его куфре, поскольку он своими словами обвиняет во лжи Аллаха и Его Посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам) и иджма мусульман, и доводы на это очевиднейшие в Коране, и Сунне, и иджма

Поэтому, кто скажет, что после произнесение двух свидетельств не вредит ничего, или скажет:

"У кого есть два свидетельства, и он молится и держит пост - нельзя делать ему такфир, даже если он поклоняется не Аллаху" - то он кафир, и кто сомневается в его куфре, тот тоже кафир - поскольку говорящий это слово - считающий ложью Аллаха и Его Посланника (салла Ллаху `алейхи уа салам), и иджма мусульман, как мы уже объяснили ранее.

И текстов Корана и Сунны об этом много, наряду с категоричным иджма, в котором нисколько не сомневается тот, кто хоть немного заглянул в слова ученых! Однако слепое следование, и страсти ослепляют и оглушают, "И кому Аллах не дал света, нет тому никакого света" (Ан-Нур, 40).

И пусть же знает каждый, кому оказал Милость Аллах различением ширка, который скрыт сегодня от большинства людей, что Аллах одарил его величайшей из милостей! "Скажи: "По благости Аллаха и по Его милости", - этому пусть они радуются. Это лучше того, что они собирают" (Юнус, 58), "Но Аллах привил вам любовь к вере.. по милосердию и милости Аллаха" (Комнаты, 7-8), и пусть знает, что затем не в безопасности от фитны тот, кому оказал Милость Аллах этим.

О Аллах, не забирай от нас Ислам, после того, как привел нас к нему, не забирай его от нас, до тех пор, пока умертвишь нас на нём.

"Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты – Дарующий!" (Аль-Имран, 8).

Шейх АбдуЛлах Ибн Мухаммад Ибн Абдуль Ваххаб.



Что еще почитать