Диагностика избегания неудач. Результаты по Методике «Мотивация на избегание неудач» Т. Элерс. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Часть I
ЭМОЦИИ И ВОЛЯ

П.В. Симонов. Информационная теория эмоций

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павловскому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга.

Информационная теория эмоций... не является ни только «физиологической», ни только «психологической», ни тем более «кибернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (психической) деятельности. Это означает, что теория, если она верна, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа явлений, относимых к психологии эмоции , и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных.

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, неразрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отождествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) рефлексами. «Кто отделил бы, - писал Павлов , - в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматическое от психического, т.е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т.д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответственный за формирование и реализацию эмоций.

Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

До сих пор мы говорили об отражательной функции эмоций, которая совпадает с их оценочной функцией. Обратите внимание , что цена в самом общем смысле этого понятия всегда есть функция двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности эту потребность удовлетворить). Но категория ценности и функция оценивания становятся ненужными, если отсутствует необходимость сравнения, обмена, т.е. необходимость сопоставления ценностей. Вот почему функция эмоций не сводится к простому сигнализированию воздействий, полезных или вредных для организма, как полагают сторонники «биологической теории эмоций». Воспользуемся примером, который приводит П.К. Анохин . При повреждении сустава чувство боли ограничивает двигательную активность конечности, способствуя репаратнвным процессам. В этом интегральном сигнализировании «вредности» П.К. Анохин видел приспособительное значение боли. Однако аналогичную роль мог бы играть механизм, автоматически, без участия эмоций тормозящий движения, вредные для поврежденного органа. Чувство боли оказывается более пластичным механизмом: когда потребность в движении становится очень велика (например, при угрозе самому существованию субъекта), движение осуществляется, невзирая на боль. Иными словами, эмоции выступают в роли своеобразной «валюты мозга» - универсальной меры ценностей, а не простого эквивалента, функционирующего но принципу: вредно - неприятно, полезно - приятно.

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

С физиологической точки зрения эмоция есть активное состояние системы специализированных мозговых структур, побуждающее изменить поведение в направлении минимизации или максимизации этого состояния. Поскольку положительная эмоция свидетельствует о приближении удовлетворения потребности, а отрицательная эмоция - об удалении от него, субъект стремится максимизировать (усилить, продлить, повторить) первое состояние и минимизировать (ослабить, прервать, предотвратить) второе. Этот гедонистический принцип максимизации - минимизации, равно применимый к человеку и животным, позволит преодолеть кажущуюся недоступность эмоций животных для непосредственного экспериментального изучения.

Переключающая функция эмоций обнаруживается как в сфере врожденных форм поведения, так и при осуществлении условно-рефлекторной деятельности, включая ее наиболее сложные проявления. Надо лишь помнить, что сценка вероятности удовлетворения потребности может происходить у человека не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне. Ярким примером неосознаваемого прогнозирования служит интуиция, где оценка приближения к цели или удаления от нее первоначально реализуется в виде эмоционального «предчувствия решения», побуждающего к логическому анализу ситуации, породившей эту эмоцию (Тихомиров).

Переключающая функция эмоции особенно ярко обнаруживается в процессе конкуренции мотивов, при выделении доминирующей потребности, которая становится вектором целенаправленного поведения. Так, в боевой обстановке борьба между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме переживается субъектом в форме борьбы между страхом и чувством долга, между страхом и стыдом. Зависимость эмоций не только от величины потребности, но и от вероятности ее удовлетворения чрезвычайно усложняет конкуренцию сосуществующих мотивов, в результате чего поведение нередко оказывается переориентированным на менее важную, но легко достижимую цель: «синица в руках» побеждает «журавля в небе».

ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

Феномен подкрепления занимает центральное положение в системе понятий науки о высшей нервной деятельности, поскольку именно от факта подкрепления зависят образование, существование, угашение и особенности любого условного рефлекса. Под подкреплением «Павлов подразумевал действие биологически значимого раздражителя (пищи, вредоносного раздражителя и т.п.), которое придает сигнальное значение другому, сочетанному с ним несущественному в биологическом отношении раздражителю» (Асратяй).

Необходимость вовлечения мозговых механизмов эмоций в процесс выработки условного рефлекса становится особенно демонстративной в случае инструментальных условных рефлексов, где подкрепление зависит от реакции субъекта на условный сигнал. В зависимости от их интенсивности, функционального состояния организма и характеристик внешней среды приятными могут оказаться самые разнообразные «индифферентные» раздражители - световые, звуковые, тактильные, проприоцептивные, запаховые и т.п. С другой стороны, животные нередко отказываются от жизненно необходимых инградпентов пищи, если она невкусная. У крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок (т.е. минуя вкусовые рецепторы), хотя такой рефлекс вырабатывается при введении в желудок морфина, который очень быстро вызывает у животного положительное эмоциональное состояние. Тот же морфии благодаря его горькому вкусу перестает быть подкреплением, если его вводить через рот.

Мы полагаем, что результаты этих опытов хорошо согласуются с данными Т.Н. Ониани, который использовал прямое электрическое раздражение лимбических структур мозга в качестве подкрепления для выработки условного рефлекса. При сочетании внешнего стимула с раздражением структур мозга, вызывавшем у сытой кошки еду, питье, агрессию, ярость и страх, после 5-50 сочетаний удалось выработать только условную реакцию избегания, сопровождавшуюся страхом. Условных рефлексов еды и питья получить не удалось.

С нашей точки зрения, результаты этих опытов еще раз свидетельствуют о решающей роли эмоций при выработке условных рефлексов. Страх имеет выраженную аверсивность для животного и активно минимизируется им путем реакции избегания. Раздражение пищевых и питьевых систем мозга у накормленных и не испытывающих жажды животных вызывает стереотипные акты еды и питья без вовлечения нервных механизмов эмоций, что исключает выработку условных рефлексов.

КОМПЕНСАТОРНАЯ (ЗАМЕЩАЮЩАЯ) ФУНКЦИЯ ЭМОЦИИ

Будучи активным состоянием системы специализированных мозговых структур, эмоции оказывают влияние на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, вегетативные функции организма. Именно в последнем случае особенно наглядно обнаруживается компенсаторное значение эмоций.

Дело в том, что при возникновении эмоционального напряжения объем вегетативных сдвигов (учащение сердцебиений, подъем кровяного давления, выброс в кровяное русло гормонов и т.д.), как правило, превышает реальные нужды организма. По-видимому, процесс естественного отбора закрепил целесообразность этой избыточной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (а именно она так характерна для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего потребуется в ближайшие минуты, лучше пойти на излишние энергетические траты, чем в разгар напряженной деятельности - борьбы или бегства - остаться без достаточного обеспечения кислородом и метаболическим «сырьем».

Но компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетатики. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реагирования на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных условных реакции к реагированию по принципу доминанты А.А. Ухтомского. В.П. Осипов не случайно назвал «эмоциональной» именно первую стадию выработки условного рефлекса - стадию генерализации.

Наиболее важная черта доминанты заключается в способности отвечать одной и той же реакцией на самый широкий круг внешних стимулов, в том числе на раздражители, впервые встретившиеся в жизни субъекта. Интересно, что онтогенез как бы повторяет динамику перехода от доминанты к условному рефлексу. Только что вылупившиеся цыплята начинают клевать любые контрастирующие с фоном предметы, соизмеримые с величиной их, клюва. Постепенно они обучаются клевать только те, которые могут служить кормом.

Если процесс упрочения условного рефлекса сопровождается уменьшением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминантного (генерализованного) реагирования к строго избирательным реакциям на условный сигнал, то возникновение эмоций ведет к вторичной генерализации. «Чем сильнее становится потребность, - пишет Ж. Нюттен , - тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». Нарастание эмоционального напряжения, с одной стороны, расширяет диапазон извлекаемых из памяти эпграмм, а с другой стороны, снижает критерии «принятия решения» при сопоставлении этих энграмм с наличными стимулами. Так, голодный человек начинает воспринимать определенные стимулы в качестве ассоциирующихся с пищей.

Совершенно очевидно, что предположительное доминантное реагирование целесообразно только в условиях прагматической неопределенности. При устранении этой неопределенности субъект может превратиться в «пуганую ворону, которая и куста боится». Вот почему эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реагирования от размеров дефицита прагматической информации, механизм элиминирования отрицательных эмоций по мере ликвидации информационного дефицита. Подчеркиваем, что эмоция сама по себе не несет информации об окружающем мире, недостающая информация пополняется путем поискового поведения, совершенствования навыков, мобилизации хранящихся в памяти знграмм. Компенсаторное значение эмоций заключается в их замещающей роли.

Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через влияние на потребность, инициирующую поведение. В трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилу
П -Э/(И Н - И с) , вытекающему из формулы эмоций.

В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. Тем самым положительные эмоции компенсируют недостаток неудовлетворенных потребностей и прагматической неопределенности, способных привести к застою, к деградации, к остановке процесса самодвижения и саморазвития.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М, 1981, с.4, 8, 13-14, 19-23, 27-39

результат:

Шкала мотивации к избежанию неудач

21
[ 0 10 ] [ 11 16 ] высокий уровень мотивации к избежанию неудач " colspan="2" style="text-align: left; color: olive; font-size: 0.8em; padding-left: 1px;">[ 17 20 ] [ 21 30 ]

[ слишком высокий уровень мотивации к избежанию неудач, защите ]

. Мотивация к достижению успеха

Исследования показали, что люди, умеренно сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху – достижению цели, тем ниже готовность к риску. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

. Мотивация к избеганию неудач

Люди, у которых преобладает мотив избегания неудач, предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У них, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху – достижению цели.

. Готовность к риску

Готовность к риску достоверно связана прямо пропорционально с числом допущенных ошибок.

Исследования дали также следующие результаты:

– с возрастом готовность к риску падает;

– у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных;

– у женщин готовность к риску реализуется при более определенных условиях, чем у мужчин;

– у военных командиров и руководителей предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

– с ростом отверженности личности, в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску;

– в условиях группы готовность к риску проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых ожиданий.

Бесплатно подобрать проверенного психолога, который поможет разобраться в себе и улучшить свою жизнь, можно на .

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Тест / Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач) определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач. Этот тест Эслера на избегание неудач будет полезен всем, кого преследуют неудачи, и не понимает почему он неудачник. Причины неудач и как убрать с пути к успеху далее, в интерпретации к тесту Т Эслера.

Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятно­сти. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

Инструкция к методике Элерса избегания неудач:

Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и на листочке отметьте выбранное Вами слово, например 1.2 (строка №1, столбец №2).

Тестовый материал опросника Элерса.

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

15. Рассудительный

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный

Ключ к опроснику Т. Элерса.

Расчет значений: добавьте по 1 баллу за следующие ответы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Интерпретация к тесту Элерса .

Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;

свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Результат теста "Мотивация к избеганию неудач" следует анализировать вместе с результатами таких тестов как "Мотивация к успеху, "Готовность к риску" Шуберта.

Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение личности, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех людей. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.

Проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме и "твёрдо держать курс на позитивную эффективность". В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей человека. Именно "благодаря" психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в "борьбе за выживание". Это генетически заложено природой.

Под внутриличностной работой понимается переключение мотива "избегания неудач" на мотив "к успеху", исходя из способностей уже имеющихся у человека. Это повысит ориентацию "на результат" и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы.

Людям, у которых преобладает мотив "избегания неудач", очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.

Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам.

Rating 5.00 (2 Votes)

Инструкция: “Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его”.

бдительный

предприимчивый

2. Кроткий

3. Осторожный

решительный

пессимистичный

4. Непостоянный

бесцеремонный

внимательный

5. Неумный

трусливый

недумающий

предусмотрительный

7. Хладнокровный

колеблющийся

8. Стремительный

легкомысленный

боязливый

9. Незадумывающийся

жеманный

непредусмотрительный

10. Оптимистичный

добросовестный

11. Меланхоличный

сомневающийся

неустойчивый

12. Трусливый

небрежный

взволнованный

13. Опрометчивый

боязливый

14. Внимательный

неблагоразумный

15. Рассудительный

мужественный

16. Предприимчивый

осторожный

предусмотрительный

17. Взволнованный

рассеянный

18. Малодушный

неосторожный

бесцеремонный

19. Пугливый

нерешительный

20. Исполнительный

преданный

авантюрный

21. Предусмотрительный

отчаянный

22. Укрощенный

безразличный

небрежный

23. Осторожный

беззаботный

терпеливый

24. Разумный

заботливый

25. Предвидящий

неустрашимый

добросовестный

26. Поспешный

пугливый

беззаботный

27. Рассеянный

опрометчивый

пессимистичный

28. Осмотрительный

рассудительный

предприимчивый

неорганизованный

боязливый

30. Оптимистичный

бдительный

беззаботный


Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – “бдительный”). Другие выборы баллов не получают.

Ключ подсчета:

1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.

Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Анализ результата. Результат анализируется вместе с тестами “Мотивация к успеху” и “Готовность к риску”.

Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую

мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:

Степени предполагаемого риска;

Преобладающей мотивации;

Опыта неудач на работе.

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта

2 балла - полностью согласен, полное “да”;.

1 балл - больше “да”, чем “нет”;

баллов - ни “да”, ни “нет”, нечто среднее;
  • 1 балл - больше “нет”, чем “да”;
  • 2 балла - полное “нет”.

1. Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

2. Согласились бы Вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

3. Стали бы Вы на пути убегающего опасного взломщика?

4. Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/час?

5. Можете ли Вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?

6. Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку?

7. Одолжили бы Вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет Вам вернуть эти деньги?

8. Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?

9. Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?

10. Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?

11. Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?

12. Могли бы Вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы Вы совершить прыжок с парашютом?

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

На каждый из нижеприведенных вопросов ответьте "Да" или "Нет".

  • 1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
  • 2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу па все 100% выполнить задание.
  • 3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  • 4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  • 5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  • 6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  • 7. Но отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  • 8. Я более доброжелателен, чем другие.
  • 9. Когда я отказываюсь от трудного задания, то йотом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  • 10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  • 11. Усердие - это не основная моя черта.
  • 12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  • 13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  • 14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
  • 15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  • 16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  • 17. У меня легко вызвать честолюбие.
  • 18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  • 19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  • 20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  • 21. Нужно полагаться только на самого себя.
  • 22. В жизни мало вещей более важных, чем деньги.
  • 23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
  • 24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  • 25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  • 26. Когда я расположен к работе, я делаю се лучше и квалифицированнее, чем другие.
  • 27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  • 28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  • 29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  • 30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  • 31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  • 32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  • 33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  • 34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  • 35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
  • 36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  • 37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
  • 38. Многое, за что я берусь, не довожу до конца.
  • 39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
  • 40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  • 41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ. Вы получили по 1 баллу за ответы "Да" на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9,10, 14,15, 16,17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41. Вы также получили по 1 баллу за ответы "Нет" на вопросы 6, 13, 18, 20, 24, 31, 36, 38, 39. Ответы на вопросы 1, 11, 12, 19, 23, 33, 34, 35, 40 не учитываются. Подсчитайте сумму набранных баллов.

Результат:

  • - От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;
  • - от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации к успеху;
  • - от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;
  • - свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса

Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по три слова в каждой строке. В каждой строчке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно характеризует Вас и отметьте его.

№ п/п вопроса

Порядковый номер ответа

Осторожный

Непостоянный

Хладнокровный Стремительный Не задумывающийся

Бдительный

Решительный

Бесцеремонный

Трусливый

Колеблющийся

Легкомысленный

Жеманный

Предприимчивый

Пессимистичный

Внимательный

Не думающий

Предусмотрительный

Боязливый

Непредусмотрительный

Оптимистичный

Добросовестный

Меланхоличный

Сомневающийся

Неустойчивый

Трусливый

Небрежный

Взволнованный

Опрометчивый

Боязливый

Внимательный

Неблагоразумный

Рассудительный

Мужественный

Предприимчивый

Осторожный

Предусмотрительный

Взволнованный

Рассеянный

Малодушный

Неосторожный

Бесцеремонный

Пугливый

Нерешительный

Исполнительный

Преданный

Авантюрный

Предусмотрительный

Отчаянный

Укрощенный

Безразличный

Небрежный

Осторожный

Беззаботный

Терпеливый

Разумный

Заботливый

Предвидящий

Неустрашимый

Добросовестный

Поспешный

Пугливый

Беззаботный

Рассеянный

Опрометчивый

Пессимистичный

Осмотрительный

Рассудительный

Предприимчивый

Неорганизованный

Боязливый

Оптимистичный

Бдительный

Беззаботный

Ключ. Вы получаете по одному баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра - перед дефисом - означает порядковый номер вопроса, вторая цифра - после дефиса - порядковый номер ответа. Например. 1-2 означает, что слово, получившее один балл в первой строке во втором столбце, - "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.

1-2, 2-1, 2-2, 3-1,3-3, 4-3, 5-2, 6-3, 7-2. 7-3, 8-3, 9-1, 9-2, 10-2, 11-1, 11-2, 12-1, 12-3, 13-2, 13-3, 14-1, 15-1, 16-2, 16-3, 17-3, 18-1, 19-1, 19-2, 20-1, 20-2, 21-1, 22-1, 23-1, 23-3, 24-1, 24-2, 25-1, 26-2, 27-3, 28-1, 28-2, 29-1, 29-3, 30-2.

Результат. Чем больше сумма полученных баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, к защите.

  • - От 0 до 10 балов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
  • - от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
  • - свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.

Для использования фактора внутренней мотивации в системе управления поведенческим маркетингом персонала организации имеет смысл оценивать результаты двух приведенных выше тестов одновременно в матричной форме табл. 10.2.

Таблица 10.2. Матрица типов внутренней мотивации работника

Баллы, полученные но тесту "Мотивация к избеганию неудач"

Баллы, полученные по тесту "Мотивация к успеху"

Свыше 20

А

А

А

А

С

С

С

С

Работники типа А всегда ориентированы на достижение целей функционирования и развития организации, однако в своей трудовой деятельности склонны использовать средства, выходящие за рамки этических и правовых норм.

Работники типа С слабо ориентированы на достижение целей функционирования и развития организации, но при этом никогда не нарушают принятых норм трудового поведения.

Работники типа В и D проявляют промежуточные формы трудового поведения в системе поведенческого маркетинга. Различия между ними состоят в том, что первые неявно ориентированы на одну из ориентации, а вторые - постоянно по ситуации меняют свою достаточно четко выраженную ориентацию.

Используя вышеприведенную классификацию персонала по типу внутренней мотивации, менеджер может варьировать состав рабочих групп в зависимости от характера решаемой им производственной проблемы.

Тип личности как внутренний фактор, определяющий характер поведенческого маркетинга персонала, вызывает устойчивые реакции индивидуума на стимулы внешней среды его трудовой деятельности. В пашем конкретном случае необходимо отметить, что, выполняя те или иные трудовые операции, человек всегда желает улучшить свою самооценку. Например, если он считает, что рискованные поступки повысят его статус в организации, он более качественно выполняет трудовые операции с неопределенным исходом. В противном случае - его интерес лежит в сфере выполнения стандартных, рутинных функций без каких-либо элементов риска. Классификация персонала по типам личности и особенности их трудового поведения были рассмотрены ранее, и останавливаться на них еще раз не имеет смысла.

Эмоции - это сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на трудовое поведение. Эмоции нередко сопровождают соответствующее трудовое поведение. Радость может вызвать повышенное желание качественно выполнять порученные работнику функции, гнев - желание вступить в конфликт с другими людьми и т.п.

Разные индивидуумы по разному предрасположены к проявлению отдельных эмоций, что должно учитываться менеджером по персоналу в системе разделения труда. Например, человек склонный к проявлению эмоций гнева, не должен без крайней необходимости участвовать в длительных переговорах с партнерами организации; работник с частыми проявлениями депрессии не может эффективно продавать товары или услуги и т.п.



Что еще почитать