Энциклопедия русской эмиграции - кускова екатерина дмитриевна. Участие в масонской деятельности

КУСКОВА (урождённая Есипова) Екатерина Дмитриевна , российская общественно-политическая деятельница, публицистка, мемуаристка. Дворянка. В 1-м браке замужем за И. П. Ювеналиевым (1885-89), во 2-м - за П. И. Кусковым (1894-95; брак фиктивный), с 1895 года замужем за С. Н. Прокоповичем. По окончании Саратовской женской гимназии (1885) занималась самообразованием, являлась организатором и участницей народнических кружков в Саратове. Вместе с первым мужем организовала «домашний университет», где обучались выпускницы и гимназистки старших классов. Кускова окончила фельдшерские курсы при Московском воспитательном доме (1891), занималась распространением нелегальной литературы. Вступила в санитарный отряд по борьбе с холерой в Поволжье, во время «холерного бунта» едва спаслась от разъярённой толпы (1891; стала уделять особое внимание культурно-просветительной работе среди народа, считала, что только после этого можно начинать его знакомство с политикой). Летом 1894 выслана в Нижний Новгород, где вела пропаганду среди рабочих. Политические взгляды Кусковой этого периода были близки к марксизму. В январе 1896 года вернулась в Москву. В конце 1890-х годов вместе с Прокоповичем путешествовала по Западной Европе. В Женеве стала членом группы «Освобождение труда». В Берлине по рекомендации Г. В. Плеханова вместе с Прокоповичем вошла в местную группу Союза русских социал-демократов (1897-98), однако вскоре они оба выступили с критикой программы союза. По возвращении в Россию Кускова изложила свои взгляды в сочинении, опубликованном в 1899 помимо её воли В. И. Лениным под названием «Credo» (после этой публикации сторонники Ленина подвергли Кускову и её единомышленников резкой критике, и она порвала с ними отношения). Кускова считала, что Россия не готова к социализму, так как ещё не пережила буржуазную демократическую революцию, подчёркивала необходимость совместной борьбы социал-демократов и либералов за «политическое освобождение», выступала против идеи диктатуры пролетариата, в поддержку его экономической борьбы, полагая, что российскому рабочему классу пока не нужна самостоятельная политическая партия. В начале 1900-х годов Кускова участвовала в доставке из-за границы и распространении в России журнала «Освобождение», с 1904 года являлась одним из редакторов газеты «Наша жизнь» - органа Союза освобождения. Участвовала в организации Союза союзов (1905) и руководстве им. Заочно избрана в ЦК Конституционно-демократической партии (октябрь 1905), однако из-за программных и тактических разногласий отказалась войти в партию. Издатель, редактор и постоянный сотрудник политического еженедельника «Без заглавия» (январь - май 1906), выступала против бойкота 1-й и 2-й Государственных дум, за блок всех левых сил. После Революции 1905-07 вместе с Прокоповичем занималась вопросами кооперации. В 1912-14 сотрудничала в журнале «Современник».

После Февральской революции 1917 года Кускова поддерживала Временное правительство. Член Предпарламента. После Октябрьской революции 1917 года Кускова жила в Москве, член Совета «политического Красного креста», прилагала усилия для облегчения судьбы политических заключённых. Содействовала установлению контактов между антибольшевистскими организациями. В Гражданскую войну 1917-22 Кускова выступала против диктатуры как большевиков, так и белых, занималась созданием общественных организаций по оказанию помощи детям (Лига спасения детей). Кускова - один из организаторов и руководителей Всероссийского комитета помощи голодающим (ВСЕРПОМГОЛ; июль 1921). В августе 1921 года вместе с другими его руководителями арестована, в июне 1922 года вместе с Прокоповичем выслана за границу. Жила в Берлине (1922-24), Праге (1924-39), затем в Швейцарии. Сотрудничала в крупнейших эмигрантских периодических изданиях. Верила в неизбежную, по её мнению, эволюцию советской власти в сторону демократии. В 1922-26 резко критиковала планы новых военных походов против Советской России. Широкий резонанс вызвали её высказывания по вопросу об ответственности народа за установление советского режима. После окончания Великой Отечественной войны Кускова пыталась при посредничестве В. А. Маклакова и других помогать русским эмигрантам, оказавшимся в американской и советской зонах оккупации.

Соч.: Русский голод // Современные записки. 1924. Кн. 22; Открытки (Из тетради воспоминаний) // Там же. 1925. Кн. 25; Об утопиях, реальностях и загадках. Деревня при НЭПе // Там же. 1925. Кн. 26; В поисках права и справедливости // Русские записки. 1938. № 8- 9; Давно минувшее // Новый журнал. 1955. № 43; 1956. № 44, 45, 47; 1957. № 48-51; 1958. № 54; Ликвидация ВСЕРПОМГОЛа: Письма Е. Д. Кусковой к В. Н. Фигнер 1921- 1922 // Русское прошлое. СПб., 1993. Кн. 4; А что внутри? // Публицистика русского зарубежья (1920-1945). М., 1999.

Лит.: Norton В. Т. The making of а Female Marxist: Е. D. Kuskova’s conversion to Russian social democracy // International Review of Social History. 1989. Vol. 34. № 2; Барабанова Н. А. Е. Д. Кускова о гражданской войне и интервенции // Научные труды Московского педагогического государственного университета. М., 2005.

1869-1958), политический деятель. В конце 1880-х - начале 1890-х гг. примыкала к народникам, в 1890-х гг. марксистка. Участница создания "Союза освобождения", "Союза Союзов". После октября 1917 в оппозиции большевикам; одна из руководителей Помгола. В 1921 выслана на Север, в 1922 - за границу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кускова, Екатерина Дмитриевна

Род. 1869, ум. 1958. Революционерка-народница, позднее марксистка. Член "Союза освобождения", "Союза союзов". Противница большевиков после их прихода к власти. В 1922 г. была выслана за границу.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУСКОВА (Есипова) Екатерина Дмитриевна

(1869-1958) Обществ. и полит. деятельница. Жена С.Н.Прокоповича (с 1895). С 1891 участница народнических кружков, преследовалась властями. В 1897 перешла на позиции марксизма, примыкала к «экономизму», выступала за широкий союз левых сил. С 1905 активная деятельница «Союза освобождения», однако от вступления в партию кадетов отказалась. С 1904 сотр. газ. «Наша жизнь» , с 1906 - "Товарищ", с 1908 - "Русские ведомости" и др. либеральных изд-ий. После рев-ции жила в Москве, издавала газ. "Власть народа", выступавшую против большевиков, вместе с мужем принимала участие в кооперативном движении. В 1921 одна из рук. Всеросс. комитета помощи голодающим («Помгол»). С 1921 находилась в ссылке, в 1922 арестована и выслана за границу. Играла активную роль в полит. жизни русской эмиграции. Жила в Берлине и Праге, с 1939 - в Женеве. Автор работ на актуальные полит. темы. Кн. воспоминаний "Давно минувшее" (1955).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кускова, Екатерина Дмитриевна - писательница. Родилась в 1869 г. Образование получила на высших женских курсах в Москве. В 1890 - 1893 годах принадлежала в Саратове к кружку Астырева, члены которого позже вошли в организацию ""народного права"". Кускова стояла уже тогда на марксистской точке зрения с уклоном в сторону ревизионизма. Убеждение в необходимости политической борьбы послужило для Кусковой мотивом в принятии деятельного участия в ""Союзе Освобождения"". От вступления в конституционно-демократическую партию она уклонилась, хотя была избрана (заочно) членом центрального ее комитета. Литературная деятельность Кусковой началась в конце 80-х годов в поволжских газетах. За границей Кускова написала брошюры: ""Сон под первое мая"" и ""Стачка лжи"", в 1905 г. переизданные в России. Много работала в газетах ""Наша Жизнь"", ""Товарищ"", ""Наш Век"" и ""Наша Газета"", а также в еженедельнике ""Без заглавия"", в ""Былом"", ""Современнике"" и ""Современном Мире"". В последнее время Кускова принимает участие в ""Русских Ведомостях"".

Отличное определение

Неполное определение ↓

КУСКОВА Екатерина Дмитриевна

урожд. Есипова, по 1-му мужу Ювеналиева) (1869, Уфа - 1958, Женева) - общественный и политический деятель, публицист, мемуарист. Из семьи учителя словесности, затем акцизного чиновника и малограмотной татарки. В возрасте 15 лет, обучаясь в последнем классе саратовской женской гимназии, осталась без родителей (отец застрелился, мать умерла от туберкулеза). Чтобы обеспечить существование себе и младшей сестре, К. заняла место матери по заведыванию богадельней; участвовала в различных кружках самообразования, формально за пропуск большого числа уроков, в действительности же за «возмутительный» характер сочинения на тему пушкинского стихотворения «Поэт и чернь» исключена из гимназии. В 1885 окончила гимназию вместе со своими одноклассницами, сдав экзамены экстерном и получив аттестат с отличием. Осенью 1885 вышла замуж за своего гимназического учителя физики И.Ювеналиева, в прошлом - участника одного из народнических кружков начала 1880-х. Вместе с мужем организовала у себя «домашний университет», слушательницами которого были гимназистки старших классов и окончившие гимназию девушки (ок. 15 чел.); помимо углубленного изучения математики, физики, химии, истории, предметами чтения и споров были произведения писателей-народников Н.Златовратского, Г.Успенского, статьи Н.Михайловского, сатиры М.Салтыкова-Щедрина и др., материалы журналов «Вестник Европы» и «Отечественные записки». Вскоре Ювеналиев скончался от чахотки, а в 1890 от дифтерита умер младший сын К.

Осенью того же года К. стала слушательницей акушерских курсов при воспитательном доме в Москве, входила в студенческий кружок «самообразования», где изучалась философия (Кант, Гегель, Спенсер и др.), слушала лекции историка В.Ключевского в Московском университете, оказывала содействие в распространении нелегальной литературы, издаваемой народническим кружком писателя Н.Астырева. На лето 1891 вернулась в Саратов, где участвовала в собраниях радикальной интеллигенции, составившей ядро организации «Народное право», познакомилась с М.Натансоном и В.Черновым. По воспоминаниям К., она дебютировала как публицист в газете «Саратовский вестник» (публикации не выявлены). Закончив фельдшерские курсы, вступила в санитарный отряд по борьбе с холерой. Встреча К. с разъяренной толпой во время холерного бунта, чуть не стоившая ей жизни, стала одним из решающих факторов в ее политическом самоопределении: для нее стали предпочтительными задачи культурного и политического воспитания народа, его организация, и, следовательно, реформистский путь преобразования общества.

Вскоре за причастность к кружку Астырева выслана в Пензу, а оттуда - в Москву: месяц провела в тюрьме и 3 года - под гласным надзором полиции. Весной 1894, чтобы вызволить из тюрьмы члена «Народного права» студента-юриста П.Кускова, державшего многодневную голодовку и дошедшего до полного истощения, вступила с ним в фиктивный брак; летом выслана в Нижний Новгород, где близко познакомилась с В.Короленко, Н.Анненским и М.Горьким, вела пропаганду среди сормовских рабочих. В этот период она с позиций народничества перешла на позиции марксизма. В конце 1895, отбыв срок высылки, вернулась в Москву, стала женой С.Прокоповача и вместе с ним в феврале 1896 выехала за границу для лечения обострившегося туберкулеза и для установления связей с группой «Освобождение труда»; сблизилась с Плехановым, прослушала курс социальных наук в Брюссельском университете. В 1897-98 в Берлине по рекомендации Плеханова К. и Прокопович вошли в местную группу Союза русских социал-демократов, однако, ближе познакомившись с программой Союза, выступили с ее критикой.

В 1899 вернулась в Россию, пыталась пропагандировать свои взгляды среди петербургских социал-демократов и рабочих. Чтобы ознакомить со своей позицией узкий круг единомышленников, К. кратко изложила ее письменно, так появилось «Credo», не предназначавшееся для печати; однако А.Ульянова-Елизарова переслала один из списков «Credo» В.Ленину в Шушенское, который опубликовал его, сопроводив резкой критикой.К. считала, что российские условия требовали иного, чем западный, марксизма. В России, еще не пережившей свою буржуазную революцию, непосредственная проповедь социализма, по К., была преждевременна, даже вредна, т.к. ослабляла энергию борьбы за политическое освобождение, которую российские социал-демократы должны были вести вместе с либералами, помогая одновременно пролетариату вести экономическую борьбу. Особенно возмутительным для ортодоксальных русских марксистов было мнение К. о том, что российскому пролетариату пока не нужна самостоятельная политическая партия. Заклейменные представителями этого течения российской социал-демократии как «бернштейнианцы», «предатели рабочего движения», «экономисты», К. и ее единомышленники организационно порвали с российской социал-демократией.

С начала 1900-х энергично включилась в «освобожденческое» движение, участвовала в доставке из-за границы и распространении в России журнала «Освобождение». С осени 1904 один из редакторов легальной освобожденческой газеты «Наша жизнь». В 1905 в числе активных организаторов и руководителей Союза Союзов. На учредительном съезде конституционно-демократической партии в октябре 1905 избрана в ЦК, однако из-за программных и тактических разногласий отказалась войти в партию. С января по май 1906 - издательница, один из редакторов и постоянных сотрудников политического еженедельника «Без заглавия», автор программной статьи «Ответ на вопрос - кто мы?» (№ 3), выступала против тактики бойкота 1-й и 2-й Государственной думы, за блок всех левых сил, включая кадетов. В 1906-7 сотрудничала в газете «Товарищ»; с 1908 - в газете «Русские ведомости». В послереволюционный период вместе с мужем занималась вопросами кооперативного движения, пыталась возродить «освобожденческое» движение. В 1911 участвовала в переговорах, проходивших по инициативе Горького о создании журнала, способного объединить широкие демократические силы общества. В 1912-14 сотрудничала в журнале «Современник», опубликовала в нем большие статьи: «Во что верить?» (1912, № 5), призывавшую интеллигенцию помогать культурному росту народа, его организации, что должно, по К" предохранить его от экстремистских увлечений, и «Усложнение целей» (1913, № 9), в которой выступила с призывом преодолеть раскол в рабочем и социалдемократическом движении и др.

В годы 1-й мировой войны занимала «оборонческую» позицию. В 19~15 участвовала в неоднократных попытках создать печатный орган, подобный закрытому «Современнику»; по свидетельству Н.Бердяева, «Е.Кускова и С.Прокопович были в центре» закрытых общественных собраний, происходивших в Москве перед февралем 1917. По некоторым данным К.

была членом женской масонской ложи ив 1916 на ее московской квартире собирались масоны (на одном из таких собраний в апреле 1916 был намечен состав будущего Временного правительства). В 1917 К.

поддерживала Временное правительство; в августе на Демократическом совещании в Москве представителями кооперации К. была избрана в т.н.

Предпарламент, на заседаниях которого заявляла, что проводить социально-революционные преобразования «во всем их объеме во время войны есть преступление», призывала к обороне государства. После Октябрьской революции жила в Москве, издавала газету «Власть народа», бывшую одним из центров оппозиции большевикам. В период гражданской войны стояла на платформе «третьей силы», выступавшей против диктатуры и большевиков, и белых. Входила в руководство «Лиги спасения детей», созданной по инициативе В.Короленко, член Совета Политического Красного Креста.

В 1921 одна из организаторов и руководителей Комитета помощи голодающим. За попытку установить контакт с зарубежьем Комитет был разогнан, К., Прокопович и Н.Кишкин арестованы и приговорены к смертной казни, от которой их спасло заступничество Г.Гувера и Ф.Нансена.К. и Прокопович, отправленные в ссылку на Север, в 1922 были доставлены в Москву и высланы за границу. Первоначально жила в Берлине, была избрана председателем Политического Красного Креста, затем переехала в Прагу. В 1939, после оккупации Чехословакии немецкими войсками, перебралась в Женеву, где прожила оставшуюся жизнь. Сотрудничала в газетах «Последние новости», «Дни», «Новое слово» и др., а также в журналах «Современные записки», «Воля России», «Новый журнал», играла активную роль в политической жизни эмиграции, ее квартира в Праге была «политическим салоном», Вместе с П. Милюковым вела переговоры по созданию т.н.

Республиканско-Демократического центра. Устные и письменные выступления К. по вопросам тактики эмиграции по отношению к Советской России были предметом острых дискуссий, В 1922-26 резко критиковала планы новых военных походов против Советской России, призывала «засыпать ров гражданской войны», считала, что в условиях нэпа в России можно действовать, не отрекаясь от своих взглядов и не приспосабливаясь к большевистскому режиму, а потому усилия должны быть направлены на поиски мирного, но достойного пути возвращения на родину. Позиция К. не нашла поддержки у подавляющего большинства близких ей политических деятелей. Против нее выступили Милюков, Н.Авксентьев, А.Керенский, М.Алданов. Установление режима личной власти Сталина, насильственные формы коллективизации и индустриализации, разгул политических репрессий вынудили К.

отказаться от надежд на демократическую трансформацию большевизма, на возможность примирения с ним. В годы Великой Отечественной войны симпатии К. находились безоговорочно на стороне России, а героизм русского народа и его победа над фашизмом вновь возродили у К.

прежние надежды на возможность возвращения в Россию.

Отличное определение

Неполное определение ↓

В семье гимназического учителя. Отец преподавал словесность в местной гимназии, затем служил акцизным чиновником, мать была простой малограмотной татаркой. Начальное образование Кускова получила в Саратовской женской гимназии. В 1884 году в возрасте 15 лет осталась без родителей: отец застрелился, мать умерла от туберкулёза . Чтобы прокормить себя и младшую сестру, Кускова вынуждена была взять на себя работу матери по управлению богадельней. За пропуски уроков была исключена из гимназии, однако в 1885 году успешно закончила её, сдав экзамены экстерном. В том же году вышла замуж за гимназического учителя И. П. Ювеналиева, от которого имела двоих детей. Ювеналиев в прошлом был участником народнических кружков, и они с женой организовали на квартире домашний университет, где обучали гимназисток естественным наукам и читали труды писателей-народников . В 1889 году Ювеналиев умер от туберкулёза, и Кускова осталась вдовой .

Кусковское «Кредо» вызвало резкую реакцию со стороны ортодоксальных марксистов . По инициативе А. И. Ульяновой-Елизаровой «Кредо» было отправлено в Минусинскую ссылку, где отбывал наказание её брат В. И. Ульянов-Ленин . Ознакомившись с документом, Ленин усмотрел в нём смертельную опасность для русской социал-демократии и немедленно взялся писать его опровержение. Написанная Лениным статья была озаглавлена «Протест российских социал-демократов» . Под ней были собраны подписи ссыльных марксистов Минусинского и Туруханского края; в таком виде она была отправлена за границу и опубликована в марксистской печати. В статье Ленин утверждал, что идеи, изложенные в «Кредо», грозят «совращением русской социал-демократии с намеченного уже ею пути - образования самостоятельной политической рабочей партии». «Пролетариат должен стремиться к основанию самостоятельных политических рабочих партий, главной целью которых должен быть захват политической власти», - утверждал Ленин .

Протест Ленина был поддержан также лидерами русских социал-демократов за границей во главе с Г. В. Плехановым . По инициативе Плеханова Кускова и Прокопович были исключены из «Союза русских социал-демократов за границей», а их взгляды подверглись осуждению . Разойдясь с социал-демократами, Кускова и Прокопович не вошли и в другое, народническое течение в русском революционном движении. Впоследствии Кускова утверждала, что их с Прокоповичем разрыв с партийными революционерами был обусловлен не столько политическими, сколько моральными разногласиями. В письме к В. Л. Бурцеву она писала: «Оба мы были влюблены в культуру, в знание, в честность познания, в мораль и в прочие глупости, с теперешней точки зрения. И вот с этой-то вышки культуры, на которой мы себя мнили, нам обоим революционная среда была глубоко противна. Ложь, провокация, цель оправдывает средства - и оазисы (только оазисы) настоящего геройства... Мы выскочили оттуда, как ошпаренные» .

«Союз освобождения» и начало Первой русской революции

Порвав отношения с революционными партиями, Кускова и Прокопович в начале 1900-х годов примкнули к либеральному движению и приняли участие в создании нелегальной организации «Союз освобождения ». Решение о создании организации было принято в 1903 году на съезде в Шафгаузене , в котором участвовало около 20 человек, включая Кускову и Прокоповича . Либеральный «Союз освобождения» ставил своей главной и фактически единственной целью завоевание в России политической свободы , что позволяло ему объединять людей разных политических убеждений . Войдя в «Союз освобождения», Кускова и Прокопович заняли в нём видное положение и приняли самое активное участие в его деятельности. «Здесь, - вспоминала Кускова, - можно было делать „революционное дело“, не боясь продать чёрту душу, т. е. замараться какой-нибудь грязью от „партийной диктатуры“. Это было единственное светлое пятно в нашей политической карьере» . В январе 1904 года на съезде «Союза освобождения» Кускова и Прокопович были избраны в состав его руководящего Совета.

По своему составу «Союз освобождения» делился на два крыла: правое и левое. В правое входили либеральные представители земств , а левое составляли в основном выходцы из среды социал-демократов , порвавшие с ортодоксальным марксизмом и прошедшие через различные формы ревизионизма . В это крыло входили многие известные мыслители и общественные деятели: П. Б. Струве , Н. А. Бердяев , С. Н. Булгаков , С. Л. Франк , Б. А. Кистяковский , В. Я. Яковлев-Богучарский и другие. Кускова и Прокопович примыкали к этому левому крылу. Особенно сильное влияние левое крыло имело в Петербурге . Здесь представителям «Союза освобождения» удалось вовлечь в свои ряды широкие слои интеллигенции. Им удалось подчинить своему влиянию такие общественные организации, как Вольно-экономическое общество , Техническое общество и другие . Работая в «Союзе освобождения», Кускова занималась распространением нелегальной литературы, в частности, журнала «Освобождение », издаваемого Струве . Осенью 1904 года, на фоне неудач в русско-японской войне , в стране по инициативе «Союза освобождения» началась кампания земских петиций . Земства и другие общественные организации обращались к царю с требованиями введения конституции и народного представительства .

Стремясь расширить своё влияние, петербургские «освобожденцы» стали предпринимать попытки агитации в среде простого народа. С целью агитации в широких массах с осени 1904 года ими стали издаваться дешёвые газеты «Наша жизнь» и «Наши дни» . Редактором газеты «Наша жизнь» была выбрана Кускова. В газете в популярной форме пропагандировались идеи народного представительства и политической свободы, а экономическое положение рабочих связывалось с их политическим бесправием. Чтобы проникнуть в рабочую среду, в ноябре 1904 года Кускова, Прокопович и Богучарский встретились с лидером легальной организации «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга » священником Георгием Гапоном . На встрече они предложили ему с рабочими принять участие в кампании земских петиций. Гапон с энтузиазмом схватился за эту идею и обещал употребить всё своё влияние на рабочих, чтобы провести её в рабочем «Собрании» . По договорённости с Гапоном в отделах «Собрания» стали распространяться газеты «Наша жизнь» и «Наши дни». Рабочие читали их, а руководители «Собрания» давали им необходимое толкование, что привело к быстрой политизации рабочего населения Петербурга . 9 января 1905 года более 200000 петербургских рабочих во главе со священником Гапоном двинулись к Зимнему дворцу с требованием политических свобод и народного представительства. Расстрел царскими войсками этого шествия положил начало Первой русской революции 1905-1907 годов .

Манифест 17 октября и группа «Без заглавия»

Во время Революции 1905-1907 годов Кускова активно работала в освободительном движении. Продолжала редактировать газету «Наша жизнь», ведшую агитацию в пользу политической свободы. Участвовала в съездах «Союза освобождения», выступала за единый фронт всех оппозиционных самодержавию сил.

Группа «Без заглавия» не приобрела большого политического влияния и осталась маргинальным течением в русской политической жизни. После наступления столыпинской реакции журнал «Без заглавия» был закрыт, и группа прекратила своё существование. После закрытия журнала Кускова продолжала публицистическую деятельность в других изданиях. Сотрудничала в газете «Товарищ» (1906-1907), «Русские ведомости» (1908), журнале «Наш современник» (1912-1914) и т. д. Участвовала в борьбе за женское равноправие, а также в кооперативном движении . Цели и идеалы кооперативного движения изложила в работе «Сон под первое мая (сказка-правда)» .

Участие в масонской деятельности

После поражения Революции 1905-1907 годов Кускова и её единомышленники стали искать новые формы борьбы за политическое освобождение России. Одной из таких форм было выбрано, по версии Кусковой, масонство , его политизированная часть, отошедшая от традиционных форм масонской работы. Масонство существовало в России с 18 века и было удобной формой тайной организации для объединения людей, ставивших перед собой общие цели. В 1910 году в либеральном российском масонстве произошёл сдвиг в сторону политики . В 1912 году, на учредительном Конвенте была создана особая организация - «Великий Восток народов России », ставившая перед собой чисто политические цели. Сама Кускова в 1955 году в письме к Н. Вольскому (Валентинову) сообщала об этом движении следующее :

  • Движение началось вскоре после гибели Революции 1905-1907 годов и последовавших политических репрессий;
  • Движение не имело никакой связи с зарубежным масонством; в нём не было никаких ритуалов и никакой мистики ;
  • Цель масонского движения была чисто политическая - возродить в новой форме «Союз освобождения» и работать в подполье на освобождение России;
  • Масонская форма движения была выбрана для того, чтобы вовлечь в него представителей высших классов и правящих кругов;
  • Посвящение в масонство состояло в одной только клятве , обязывающей хранить полное и абсолютное молчание.

По утверждению самой Кусковой, никто из участников движения этой клятвы никогда не нарушил . Исследования историка Г. М. Каткова подтверждают, что о политическом масонском движении было практически ничего неизвестно Департаменту полиции : в архивах этого ведомства не было найдено о нём никаких документов . В масонском движении не было агентов-осведомителей . На этом же настаивал Генеральный Секретарь ВВнР А. Ф. Керенский , который после Февральской революции имел доступ к царским архивам .

По воспоминаниям Кусковой, в число участников движения входило большое количество известных политических и общественных деятелей, учёных, представителей высших классов, военного сословия. «У нас везде были свои люди», - вспоминала Кускова. «Такие общества, как Вольно-экономическое, Техническое были захвачены целиком… К Февральской революции ложами была покрыта вся Россия» . На самом же деле, число членов ВВнР не превышало 400 человек, в момент максимального расцвета этой организации. По воспоминаниям Кусковой, на её квартире происходили совещания, на которых вырабатывались планы политического освобождения России. На одном из таких совещаний в апреле 1916 года был намечен будущий состав Временного правительства . По разным свидетельствам, не менее пяти членов первого состава Временного правительства были масонами. П. Н. Милюков , не бывший масоном, вспоминал, что несколько членов правительства были связаны какими-то тайными обязательствами, исходящими из одного и того же источника . В дальнейшем, в условиях партийной борьбы за власть, ВВнР, предположительно, распался из-за внутренних межпартийных противоречий. Существует также версия, отражённая в работах историков А. И. Серкова и С. Карпачёва, что ВВнР прекратил свою деятельность после Октябрьской революции , так как был ориентирован на политические цели, которые рухнули вместе со свержением Временного Правительства и его главы - Керенского.

Февральская революция и победа большевиков

Не менее резко Кускова критиковала кадетов, которые в поисках противовеса большевикам сделали ставку на генерала Л. Г. Корнилова . Будучи противницей всякой диктатуры, Кускова считала, что «корниловщина противостоит демократии». После раскола политических сил, вызванных корниловским мятежом , Кускова оставалась одним из последних защитников Временного правительства. В июле 1917 года муж Кусковой С. Н. Прокопович стал одним из последних министров правительства Керенского. Сама Кускова в сентябре 1917 года на Демократическом совещании была выбрана делегатом от кооператоров во Временный совет Российской республики (Предпарламент). Выступая на заседании Предпарламента, призывала объединиться для обороны страны от внешнего врага . Во время Октябрьского переворота активно помогала защитникам Временного правительства, осаждённым в Зимнем дворце . После победы большевиков продолжала издавать газеты «Власть народа» и «Право народа», находившиеся в непримиримой оппозиции к новой власти . В 1918 году газеты были закрыты большевиками.

Власть большевиков и высылка из России

После прихода к власти большевиков Кускова и Прокопович не захотели эмигрировать и решили остаться в России. В развернувшейся Гражданской войне не примкнули ни к одной из борющихся сторон. Выступали одинаково как против красной, так и против белой диктатуры. По признанию Кусковой, реставрационные стремления участников Белого движения были им так же чужды, как и крайности большевизма . Оставались жить в большевистской России, «не сгибая голов, каждую минуту рискуя эти головы потерять» . Открыто осуждали поведение большевиков при встречах с высокопоставленными советскими чиновниками.

При советской власти продолжали попытки заниматься общественной деятельностью. Осенью 1918 года по инициативе В. Г. Короленко Кускова и ряд других общественных деятелей организовали «Лигу спасения детей», занимавшуюся устройством приютов и колоний для беспризорых детей. В руководство «Лиги» входили Е. Д. Кускова, Н. М. Кишкин , Е. П. Пешкова и другие известные лица . «Лига спасения детей» была легальной организацией, утверждённой Советом народных комиссаров . У «Лиги» было свыше 18 колоний, 11 детских садов, санаторий, детские клубы и огороды. Детей брали прямо с улицы. За 2,5 года своего существования «Лига» помогла 3,5 тысячам детей-сирот . В 1920 году «Лига» обратилась к советскому правительству с просьбой разрешить получать помощь для голодающих детей из-за границы. Однако большевики усмотрели в этом предложении политический подвох. Кусковой и Кишкину было запрещено выезжать за границу, а к началу 1921 года все детские приюты «Лиги» были переданы в ведение правительства. Как заявил один советский чиновник, «мы не можем позволить Кишкиным и Кусковым воспитывать пролетарских детей, хотя бы и беспризорных».

Комитет помощи голодающим просуществовал недолго. Уже в августе до Ленина дошли слухи, что на одном из совещаний комитета Прокопович держал «противоправительственные речи». Ленин немедленно написал письмо И. В. Сталину , в котором поручил Политбюро распустить комитет и арестовать его руководителей . В действиях комитета Ленин усмотрел открытую подготовку заговора против советской власти. Кускову, Кишкина и других было поручено выслать из Москвы, а Прокоповича месяца три продержать в тюрьме до выяснения всех обстоятельств дела. Одновременно Ленин поручил организовать газетную травлю против членов комитета: «Газетам дадим директиву: завтра же начать на сотни ладов высмеивать „Кукишей“... Изо всех сил их высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев» . В результате решения ВЧК в ноябре 1921 года Кускова и Прокопович были административно высланы в Вологодскую область, а затем проживали в других северных областях России. В следующем году их снова вернули в Москву, а в июне 1922 года выслали за границу .

Жизнь и деятельность в эмиграции

Екатерина Кускова

После высылки из России Кускова и Прокопович поселились в Берлине . Продолжали заниматься общественной деятельностью и публицистикой. В Берлине Кукова была избрана председателем Берлинского комитета помощи заключённым и ссыльным в России (Политического Красного Креста). Эта организация занималась организацией помощи российским политзаключённым . В Москве аналогичную организацию возглавляли знакомые Кусковой Е. П. Пешкова и М. Л. Винавер, с которыми она поддерживала активную переписку . В 1924 году Кускова переехала в Прагу , где сотрудничала в различных газетах: «Последние новости», «Дни», «Новое слово» и в журналах «Современные записки», «Воля России», «Новый журнал» и т. д.

После оккупации Чехословакии Гитлером в 1939 году Кускова с Прокоповичем перебрались в Женеву , где и прожили до конца жизни. Кускова продолжала заниматься публицистической деятельностью, сотрудничала в газете «Новое русское слово», в «Новом журнале» и других изданиях. Во время Второй мировой войны занимала сторону Советского Союза, надеялась, что после победы над фашизмом появится возможность вернуться в Россию. Этим иллюзиям также не суждено было сбыться. Кускова прожила в эмиграции более 35 лет, до конца веря в возможность возвращения в Россию, но так и не дождалась этой возможности. В 1955 году умер Сергей Прокопович, а сама Кускова скончалась в Женеве 22 декабря 1958 года .

Литература

  • «Наш спор с Вами решит жизнь»: Письма М. Л. Винавера и Е. П. Пешковой к Е. Д. Кусковой. 1923–1936. Сост., предисл. и коммент. Л. А. Должанской. - М.: Братонеж, 2009. - ISBN 978-5-7873-0421-3

Примечания

  1. "Наш спор с Вами решит жизнь": Письма М. Л. Винавера и Е. П. Пешковой к Е. Д. Кусковой. 1923–1936. Сост. Л. А. Должанской. М., «Братонеж», 2009.
  2. В. И. Ленин. Протест российских социал-демократов / Полное собрание сочинений. М., 1967, том 4.

Екатерина Дмитриевна Кускова (Прокопович) (23 ноября (5 декабря) 1869, Уфа - 22 декабря 1958, Женева) - русский политический и общественный деятель, публицист и издатель, активист революционного, либерального и масонского движений. Жена экономиста С. Н. Прокоповича.

Биография

Начало жизни и революционной деятельности

Екатерина Кускова, урождённая Есипова, родилась в 1869 году в Уфе в семье гимназического учителя. Отец преподавал словесность в местной гимназии, затем служил акцизным чиновником, мать была простой малограмотной татаркой. Начальное образование Кускова получила в Саратовской женской гимназии. В 1884 году в возрасте 15 лет осталась без родителей: отец застрелился, мать умерла от туберкулёза. Чтобы прокормить себя и младшую сестру, Кускова вынуждена была взять на себя работу матери по управлению богадельней. За пропуски уроков была исключена из гимназии, однако в 1885 году успешно закончила её, сдав экзамены экстерном. В том же году вышла замуж за гимназического учителя И. П. Ювеналиева, от которого имела двоих детей. Ювеналиев в прошлом был участником народнических кружков, и они с женой организовали на квартире домашний университет, где обучали гимназисток естественным наукам и читали труды писателей-народников. В 1889 году Ювеналиев умер от туберкулёза, и Кускова осталась вдовой.

В 1890 году Кускова переехала в Москву и поступила на акушерские курсы. Здесь она попала в студенческие народнические кружки, занималась распространением нелегальной литературы. В 1891 году вернулась в Саратов, где поступила на фельдшерские курсы. Участвовала в борьбе с эпидемией холеры, стала свидетельницей холерного бунта. В Саратове продолжала нелегальную деятельность, участвовала в народническом кружке Н. М. Астырева, познакомилась с известными революционерами М. А. Натансоном и В. М. Черновым. Принимала участие в создании революционной партии «Народное право», разгромленной полицией вскоре после основания. За участие в революционном кружке была привлечена к уголовной ответственности, отсидела 1 год в тюрьме и 3 года находилась под гласным надзором полиции. Заключила фиктивный брак с заключённым студентом-«народоправцем» Кусковым, державшим голодовку, с целью вызволить его из тюрьмы. С этого времени носила фамилию Кускова, под которой и приобрела известность.

В 1894 году переехала в Нижний Новгород, где познакомилась с В. Г. Короленко, Н. Ф. Анненским, М. Горьким и своим будущим мужем Сергеем Прокоповичем. Здесь перешла от народничества к новому учению марксизма. Занималась пропагандой среди сормовских рабочих. В 1895 году вышла замуж за С. Н. Прокоповича, а в 1896 вместе с ним выехала за границу для лечения от туберкулёза. За границей познакомилась с Г. В. Плехановым и другими вождями русской социал-демократии, вместе с мужем вступила в «Союз русских социал-демократов за границей». Слушала лекции по социальным наукам в Брюссельском университете, изучала европейское профсоюзное движение. В скором времени обнаружила идейные разногласия с русскими социал-демократами.

Социал-демократия, ревизионизм и экономизм

Проживая за границей, Кускова и Прокопович познакомились с новейшими ревизионистскими течениями в европейской социал-демократии. Особенность этих течений, восходящих к Э. Бернштейну, состояла в том, что они делали упор на экономической борьбе рабочего класса в ущерб политической. Вернувшись в Россию, Кускова и Прокопович стали пропагандировать новое понимание социал-демократии, что привело их в столкновение с русскими марксистами. В 1899 году Кускова написала документ, содержавший краткое изложение её ревизионистских воззрений. Документ, не предназначавшийся для печати, получил известность в марксистских кружках под названием «Кредо» (лат. «Credo»). Название было присвоено ему без ведома автора. В документе Кускова утверждала, что борьба социал-демократов за создание пролетарской партии и захват политической власти не имеет в условиях России никаких перспектив. Поэтому задача русских социал-демократов должна состоять не в том, чтобы захватывать власть, а в том, чтобы участвовать в экономической борьбе рабочих с капиталистами и помогать другим оппозиционным силам в борьбе за политические свободы. Подобного рода воззрения получили название «экономизма».

кускова екатерина дмитриевна

(урожд. Есипова, по 1-му мужу Ювеналиева) (1869, Уфа 1958, Женева) общественный и политический деятель, публицист, мемуарист. Из семьи учителя словесности, затем акцизного чиновника и малограмотной татарки. В возрасте 15 лет, обучаясь в последнем классе саратовской женской гимназии, осталась без родителей (отец застрелился, мать умерла от туберкулеза). Чтобы обеспечить существование себе и младшей сестре, К. заняла место матери по заведыванию богадельней; участвовала в различных кружках самообразования, формально за пропуск большого числа уроков, в действительности же за «возмутительный» характер сочинения на тему пушкинского стихотворения «Поэт и чернь» исключена из гимназии. В 1885 окончила гимназию вместе со своими одноклассницами, сдав экзамены экстерном и получив аттестат с отличием. Осенью 1885 вышла замуж за своего гимназического учителя физики И.Ювеналиева, в прошлом участника одного из народнических кружков начала 1880-х. Вместе с мужем организовала у себя «домашний университет», слушательницами которого были гимназистки старших классов и окончившие гимназию девушки (ок. 15 чел.); помимо углубленного изучения математики, физики, химии, истории, предметами чтения и споров были произведения писателей-народников Н.Златовратского, Г.Успенского, статьи Н.Михайловского, сатиры М.Салтыкова-Щедрина и др., материалы журналов «Вестник Европы» и «Отечественные записки». Вскоре Ювеналиев скончался от чахотки, а в 1890 от дифтерита умер младший сын К.

Осенью того же года К. стала слушательницей акушерских курсов при воспитательном доме в Москве, входила в студенческий кружок «самообразования», где изучалась философия (Кант, Гегель, Спенсер и др.), слушала лекции историка В.Ключевского в Московском университете, оказывала содействие в распространении нелегальной литературы, издаваемой народническим кружком писателя Н.Астырева. На лето 1891 вернулась в Саратов, где участвовала в собраниях радикальной интеллигенции, составившей ядро организации «Народное право», познакомилась с М.Натансоном и В.Черновым. По воспоминаниям К., она дебютировала как публицист в газете «Саратовский вестник» (публикации не выявлены). Закончив фельдшерские курсы, вступила в санитарный отряд по борьбе с холерой. Встреча К. с разъяренной толпой во время холерного бунта, чуть не стоившая ей жизни, стала одним из решающих факторов в ее политическом самоопределении: для нее стали предпочтительными задачи культурного и политического воспитания народа, его организация, и, следовательно, реформистский путь преобразования общества.

Вскоре за причастность к кружку Астырева выслана в Пензу, а оттуда в Москву: месяц провела в тюрьме и 3 года под гласным надзором полиции. Весной 1894, чтобы вызволить из тюрьмы члена «Народного права» студента-юриста П.Кускова, державшего многодневную голодовку и дошедшего до полного истощения, вступила с ним в фиктивный брак; летом выслана в Нижний Новгород, где близко познакомилась с В.Короленко, Н.Анненским и М.Горьким, вела пропаганду среди сормовских рабочих. В этот период она с позиций народничества перешла на позиции марксизма. В конце 1895, отбыв срок высылки, вернулась в Москву, стала женой С.Прокоповача и вместе с ним в феврале 1896 выехала за границу для лечения обострившегося туберкулеза и для установления связей с группой «Освобождение труда»; сблизилась с Плехановым, прослушала курс социальных наук в Брюссельском университете. В 1897-98 в Берлине по рекомендации Плеханова К. и Прокопович вошли в местную группу Союза русских социал-демократов, однако, ближе познакомившись с программой Союза, выступили с ее критикой.

В 1899 вернулась в Россию, пыталась пропагандировать свои взгляды среди петербургских социал-демократов и рабочих. Чтобы ознакомить со своей позицией узкий круг единомышленников, К. кратко изложила ее письменно, так появилось «Credo», не предназначавшееся для печати; однако А.Ульянова-Елизарова переслала один из списков «Credo» В.Ленину в Шушенское, который опубликовал его, сопроводив резкой критикой.К. считала, что российские условия требовали иного, чем западный, марксизма. В России, еще не пережившей свою буржуазную революцию, непосредственная проповедь социализма, по К., была преждевременна, даже вредна, т.к. ослабляла энергию борьбы за политическое освобождение, которую российские социал-демократы должны были вести вместе с либералами, помогая одновременно пролетариату вести экономическую борьбу. Особенно возмутительным для ортодоксальных русских марксистов было мнение К. о том, что российскому пролетариату пока не нужна самостоятельная политическая партия. Заклейменные представителями этого течения российской социал-демократии как «бернштейнианцы», «предатели рабочего движения», «экономисты», К. и ее единомышленники организационно порвали с российской социал-демократией.

С начала 1900-х энергично включилась в «освобожденческое» движение, участвовала в доставке из-за границы и распространении в России журнала «Освобождение». С осени 1904 один из редакторов легальной освобожденческой газеты «Наша жизнь». В 1905 в числе активных организаторов и руководителей Союза Союзов. На учредительном съезде конституционно-демократической партии в октябре 1905 избрана в ЦК, однако из-за программных и тактических разногласий отказалась войти в партию. С января по май 1906 издательница, один из редакторов и постоянных сотрудников политического еженедельника «Без заглавия», автор программной статьи «Ответ на вопрос кто мы?» (№ 3), выступала против тактики бойкота 1-й и 2-й Государственной думы, за блок всех левых сил, включая кадетов. В 1906-7 сотрудничала в газете «Товарищ»; с 1908 в газете «Русские ведомости». В послереволюционный период вместе с мужем занималась вопросами кооперативного движения, пыталась возродить «освобожденческое» движение. В 1911 участвовала в переговорах, проходивших по инициативе Горького о создании журнала, способного объединить широкие демократические силы общества. В 1912-14 сотрудничала в журнале «Современник», опубликовала в нем большие статьи: «Во что верить?» (1912, № 5), призывавшую интеллигенцию помогать культурному росту народа, его организации, что должно, по К" предохранить его от экстремистских увлечений, и «Усложнение целей» (1913, № 9), в которой выступила с призывом преодолеть раскол в рабочем и социалдемократическом движении и др.

В годы 1-й мировой войны занимала «оборонческую» позицию. В 19~15 участвовала в неоднократных попытках создать печатный орган, подобный закрытому «Современнику»; по свидетельству Н.Бердяева, «Е.Кускова и С.Прокопович были в центре» закрытых общественных собраний, происходивших в Москве перед февралем 1917. По некоторым данным К.

была членом женской масонской ложи ив 1916 на ее московской квартире собирались масоны (на одном из таких собраний в апреле 1916 был намечен состав будущего Временного правительства). В 1917 К.

поддерживала Временное правительство; в августе на Демократическом совещании в Москве представителями кооперации К. была избрана в т.н.

Предпарламент, на заседаниях которого заявляла, что проводить социально-революционные преобразования «во всем их объеме во время войны есть преступление», призывала к обороне государства. После Октябрьской революции жила в Москве, издавала газету «Власть народа», бывшую одним из центров оппозиции большевикам. В период гражданской войны стояла на платформе «третьей силы», выступавшей против диктатуры и большевиков, и белых. Входила в руководство «Лиги спасения детей», созданной по инициативе В.Короленко, член Совета Политического Красного Креста.

В 1921 одна из организаторов и руководителей Комитета помощи голодающим. За попытку установить контакт с зарубежьем Комитет был разогнан, К., Прокопович и Н.Кишкин арестованы и приговорены к смертной казни, от которой их спасло заступничество Г.Гувера и Ф.Нансена.К. и Прокопович, отправленные в ссылку на Север, в 1922 были доставлены в Москву и высланы за границу. Первоначально жила в Берлине, была избрана председателем Политического Красного Креста, затем переехала в Прагу. В 1939, после оккупации Чехословакии немецкими войсками, перебралась в Женеву, где прожила оставшуюся жизнь. Сотрудничала в газетах «Последние новости», «Дни», «Новое слово» и др., а также в журналах «Современные записки», «Воля России», «Новый журнал», играла активную роль в политической жизни эмиграции, ее квартира в Праге была «политическим салоном», Вместе с П. Милюковым вела переговоры по созданию т.н.

Республиканско-Демократического центра. Устные и письменные выступления К. по вопросам тактики эмиграции по отношению к Советской России были предметом острых дискуссий, В 1922-26 резко критиковала планы новых военных походов против Советской России, призывала «засыпать ров гражданской войны», считала, что в условиях нэпа в России можно действовать, не отрекаясь от своих взглядов и не приспосабливаясь к большевистскому режиму, а потому усилия должны быть направлены на поиски мирного, но достойного пути возвращения на родину. Позиция К. не нашла поддержки у подавляющего большинства близких ей политических деятелей. Против нее выступили Милюков, Н.Авксентьев, А.Керенский, М.Алданов. Установление режима личной власти Сталина, насильственные формы коллективизации и индустриализации, разгул политических репрессий вынудили К.

отказаться от надежд на демократическую трансформацию большевизма, на возможность примирения с ним. В годы Великой Отечественной войны симпатии К. находились безоговорочно на стороне России, а героизм русского народа и его победа над фашизмом вновь возродили у К.

прежние надежды на возможность возвращения в Россию.



Что еще почитать