Глаза смотрящие вверх. Поведение человека во время диалога

За редким исключением, каждый из нас испытывает потребность в общении, так уж устроен человек.

Люди делятся друг с другом информацией, совместно разрабатывают новые идеи, знакомятся и заводят отношения, заряжаются положительными и заражаются отрицательными эмоциями - всё это происходит посредством общения.

Из-за исключительной важности этого процесса во всех сферах жизни, нам часто бывает очень обидно, когда нам врут, а мы этого не замечаем. Наверное, научиться распознавать ложь, да так чтобы наверняка и всегда - голубая мечта человечества. К сожалению, это вряд ли возможно хотя бы потому, что зачастую человек не может отличить даже собственные выдумки от реальности.

Однако чтобы заподозрить неладное и держать «ухо востро», не требуется даже специальных приборов - достаточно во время разговора обратить внимание на некоторые косвенные признаки, невольно проявляющиеся у вашего собеседника, которые могут подтверждать или опровергать его слова.

Ложь, как правило, неудобна тому, кто её придумывает. Он чувствует дискомфорт, нервозность, страх, что его могут разоблачить, даже когда это касается чего-то совсем безобидного. А уж когда речь о чём-то серьёзном, что может повлиять на дальнейшую жизнь человека, в том случае если правда вскроется, то вести себя правильно в такие моменты может только человек с хорошей выдержкой. Но даже в этом случае, если знать, на что обратить внимание, можно найти яркие признаки, указывающие на нервозность человека, а также, в каких местах его рассказов и ответов она проявляется наиболее остро. Давайте рассмотрим эти признаки.



Речь

В нашем общении непосредственно на слова приходится 20-40% передаваемой информации, то есть меньше половины. Всё остальное - это невербальная (то есть несловесная) информация. Способы её передачи изучает такой раздел языкознания, как паралингвистика.

Паузы - наиболее распространённый признак обмана. Они могут быть либо слишком продолжительными, либо частыми. Наличие междометий - «гм», «ну», «э-э» - тоже свидетельствует о том, что вам, возможно, говорят неправду или что-то недоговаривают.

Повышение тона - вероятный признак. Речь становится громче и быстрее, человек испытывает возбуждение. Причины могут быть разные - гнев, восторг, страх. Но может быть и ложь.

Бесполезные факты . Чтобы сделать рассказ убедительным, люди стараются насытить свою вымышленную историю реальными событиями, далёкими от предмета разговора. Например, если вам захочется подробно узнать о людях, с которым встречался ваш собеседник, что ему, допустим, нужно скрыть, то вы услышите развёрнутые микрорассказы о том, какая чудесная была еда, великолепная погода, какие эмоции были вызваны теми или иными повседневными событиями, а про людей может быть сказано только вскользь. Словом, вам чётко нарисуют обширный фон, а в центре картины лишь набросают смазанный эскиз.

Ответ в стиле «сам догадайся» . Надо следить, чтобы человек отвечал прямо, при этом его не обязательно поправлять и тем самым давить на него. Помните, что вопрос, заданный на вопрос - это лишь косвенный ответ.
Если вы поинтересовались «Ты смотрел телевизор сегодня?», а вам возразили «Ну ты же знаешь, что я не мог этого сделать?» - то надо понимать, что это уход от прямого ответа. Хотя нужно отметить, что люди могут отвечать так лишь потому, что оскорблены недоверием к себе и не считают нужным отвечать прямо.
Другой вариант непрямого ответа, когда вам также предлагают додумать сказанное самостоятельно, но не говорят напрямую, например, на вопрос «Вы уверены, что можете починить это?» может следовать фраза «Друзья меня считают прекрасным мастером!». Из неё можно сделать вывод, что человек не уверен в своих силах, но и признаваться в этом ему не хочется.

Как вы спросили - так вам и ответили. Частое и точное употребление фраз из вашего вопроса, а также полное повторение вопроса перед тем, как человек начнёт отвечать, может свидетельствовать о неискренности. В таких ситуациях ваш собеседник не успевает придумать, что ответить, поэтому использует ваши же слова или тянет время перед ответом, чтобы успеть сконструировать правдоподобную версию.

Анекдот вместо ответа . Обратите внимание на «забавные» ответы. Вы спросили, вам остроумно ответили, вы оценили, посмеялись и перешли к другому вопросу или вообще не стали больше докучать этому забавному собеседнику - обычная ситуация. Но нужно задуматься, если человек часто отшучивается, вместо того, чтобы прямо ответить, возможно, он делает это намеренно.

Речь на разных скоростях . Частое покашливание, попытки прочистить горло, резкое изменение речи с нормальной на более быструю или на более медленную, может означать, что человек нервничает, возможно, лжет. На это же указывает любое, объективно ничем не обусловленное изменение голоса, тона говорящего.

Если в процессе рассказа человек возвращается назад по ходу рассказа и дополняет его чем-то: уточняет, говорит, что забыл что-то упомянуть, добавляет детали, то это указывает на искренний рассказ. Выдуманную на ходу историю сложно вспомнить, дополнить в середине, а потом продолжить додумывать с конца - есть высокая вероятность сбиться и запутаться



Тело

Прежде всего следует обратить внимание на позу собеседника

Хорошо известны «закрытые позы» - скрещённые руки-ноги. Они говорят как минимум о том, что собеседник не очень склонен к общению с вами. Человек может выглядеть расслабленным, но попытки спрятать руки, сложить их на груди или в замок на коленях выдают его. Не факт, что он вам врёт - но явно хочет от вас что-то скрыть, не проговориться.

Бывает, что лжец съёживается, будто стремится занять как можно меньше места.

Ещё одна поза: если человек во время беседы делает шаг назад, скорее всего, он сам не верит в то, что излагает вам.

Бывают «оговорки в жестах», своего рода невербальные утечки информации. Не каждый лжец допускает их, но, если они случаются, это надёжный знак о его намерениях.

Если человек касается руками лица: чешет нос, прикрывает рот, то это признаки, что он подсознательно закрывается от вас, ставить барьер между вами.

Наиболее распространённые жесты обмана:

Непроизвольное пожатие плечами говорит о равнодушии, о том, что человеку всё равно. А если он дёргает одним плечом - значит, врёт с очень высокой долей вероятности.

Потирание глаз. Когда ребенок не хочет на что-то смотреть, он закрывает глаза ладошками. У взрослого этот жест т рансформируется в потирание глаза. Таким образом мозг пытается блокировать что-то неприятное для нас (обман, сомнение или неприятное зрелище).
У мужчин это более выраженный жест — они трут глаза, будто им соринка в глаз попала.
У женщин этот жест менее заметен и вполне может сойти за поправление макияжа, так как дамы обычно потирают аккуратно пальчиком нижнее веко.
Но и тут стоит быть внимательным — вдруг и вправду соринка попала или ресничка!

П рикосновение к носу (зачастую быстрым, неуловимым движением) тоже бывает признаком вранья. Этот жест называют «симптомом Пиноккио»
Помните сказу про Пиноккио, где его нос начинал стремительно расти, когда он врал? На самом деле физически этот процесс и вправду происходит — в организме выделяются особые вещества кателохамины, которые приводят к раздражению слизистой носа, также повышается давление, усиливается кровоток и нос и вправду немного увеличивается. Но это не заметно, зато заметно, как ваш собеседник начинает тянуться к носу и почесываться его.
Прикрытие рта рукой либо покашливание в кулак, по мнению психологов, показывает желание подавить произнесение собственных лживых слов, не дать им вырваться наружу.
Смахивание воображаемых пушинок с одежды . Собеседник не одобряет услышанное. Он не хочет (или не может) об этом сказать вслух, но жест выдаёт его мысли.
Оттягивание воротничка.
Знакомый жест, правда? Как-будто становится душно и человеку тяжело дышать. Обман приводит к повышению давления и усиленному потоотделению, особенно если обманщик боится быть пойманным на лжи.

Ещё к жестам обмана можно отнести

Потирание мочки уха.
Вернемся к нашим обезьянкам! Это жест «ничего не слышу». Обычно он сопровождается взглядом в сторону. Варианты этого жеста: потирание мочки, почесывание шеи за ухом, ковыряние (уж простите) в ухе или скручивание его в трубочку.

Почесывание шеи.
Как правило, люди делают это указательным пальцем той руки, которой они пишут. В среднем человек почесывает шею 5 раз в день. Этот жест означает сомнение. То есть если вам человек говорит что-то вроде «Да-да! Я с вами совершенно согласен» и при этом тянется, чтоб почесать шею, это означает, что на самом деле он не согласен и сомневается.


Пальцы во рту.
Самый яркий персонаж с пальцем во рту, это Доктор Зло из фильма об Остине Пауэрсе. Он практически всегда держит свой мизинец около рта. Это бессознательная попытка человека вернуться в состояние безопасности, которое обычно ассоциируется с младенчеством и сосанием той же соски. Взрослый человек сосет сигару, трубку, дужки очков, ручку или жует резинку. Большинство прикосновений ко рту связанны с обманом, однако это также говорит еще и о том, что человек нуждается в одобрении. Возможно он врет потому что боится, что правда вам не понравится.

Обратите внимание на такой жест, как выставленный средний палец руки . Он может просто лежать на колене либо человек невзначай коснётся им своего лица. Это жест враждебности и скрытой агрессии: собеседник будто бы посылает вас куда подальше.

Также следует замечать, если собеседник переминается с ноги на ногу или вообще делает небольшой шаг назад. Это указывает на желание уйти, отстраниться от вас, чтобы не выдать что-то.
Особенно важно обращать внимание на движения назад, когда вы задаёте вопросы. Если голова отвечающего резко отстранится назад или вниз - это, возможно, тоже попытка закрыться.



Эмоции

Поведение человека разительно отличается в зависимости от того, говорит он правду или лжет.

Если ложь имеет место, то эмоции человека будут намного глубже и более чувственны. Любая ложь подразумевает наличие какой-либо определенной маски, которую человек одевает на себя и выстраивает соответствующую линию своего поведения. Зачастую, «маска» и другие эмоции смешиваются между собой. К примеру, легкая улыбка - маска удовольствия, если это чувство на самом деле не испытывается, смешивается с признаками страха, грусти, отвращения или гнева. В случае с искренней радостью, нашему взору предстанет не только улыбка, но и движение мышц, расположенных вокруг глаз.


Плохая реакция . Следите за эмоциями собеседника по ходу разговора. Если человек что-то скрывает от вас, то эмоции могут выражаться с опозданием, непривычно долго оставаться на лице человека, а потом внезапно исчезать, появляться раньше, чем вы закончите фразу.
Это происходит потому, что человек напряжённо думает о чём-то своём, плохо поддерживает нить разговора и демонстрирует эмоции, которые на самом деле не испытывает.

Выражения лица, длящиеся 5-10 секунд, как правило, являются фальшивыми. Большинство искренних эмоций проявляются на лице лишь несколько секунд. Иначе они будут выглядеть как насмешка. Например, удивление, не проходящее у человека более 5 сек - фальшивая эмоция.
У искреннего человека слова, жесты и мимика синхронизированы. Если кто-то кричит: «Как вы мне надоели!», а гневное выражение лица появляется только после реплики, - гнев, скорее всего, поддельный.

Американский психолог Пол Экман (Paul Ekman) изучил выражения лиц людей и насчитал всего 46 независимых лицевых движений. Однако он установил, что в комбинации друг с другом они могут передать порядка 7000 уникальных эмоций! Интересно, что многие мышцы, приводящие лицо в движение, не управляются сознанием. Это значит, что фальшивая улыбка всегда, хоть и незначительно, но будет отличаться от настоящей.


Поведение при провокациях

Учащение дыхания, вздымание грудной клетки, частое сглатывание, выступающая испарина - это признаки сильных переживаний. Не исключено, что вам врут. Румянец - признак смущения, но смутиться можно и от стыда за враньё.

А хоккей на траве вы любите? При попытке с вашей стороны резко сменить тему, человек, говорящий неправду, воспримет это с облегчением, поддержит вашу инициативу, ведь он понимает, что чем меньше вы будете говорить с ним, тем меньше шансов у него «проколоться» и выдать себя. Если собеседник искренен, то его естественной реакцией будет непонимание причины смены темы, неудовлетворённость, что его рассказ не дослушали. Он попытается вернуться к теме разговора .

Не нравитесь вы мне, ребята… Если у вас появляются сомнения по поводу правдивости слов собеседника, МирСоветов советует неявно показать, что не верите рассказу собеседника: после его ответа на очередной вопрос выдержите паузу, посмотрите пристально, с недоверием. Если с вами не честны, это вызовет смущение, неуверенность. Если человек говорит правду, то часто он начинает раздражаться, пристально смотреть на вас. В нём можно отметить следующие перемены: пропадает смущение, губы сжимаются, брови хмурятся.


Движения глаз

Верно говорят, что глаза - зеркало души. Человек устроен так, что глаза активно участвуют в процессе размышлений.

Они принимают положение в зависимости от того, какая область мозга задействована в данный момент. Зная это, можно предположить, чем занят мозг в тот или иной момент диалога: придумыванием чего-то нового или обработкой реальной информации.

Если человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи.

А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос...

Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что для многих ложь - это всё-таки . Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

Задавая вопрос, обратите внимание на движение глаз в тот момент, когда человек отвечает. Когда человек действительно пытается вспомнить все подробности и рассказать вам, он смотрит вправо. Когда человек придумывает, взгляд устремляется влево.

Обычно когда человек что-то вспоминает (придумывает) он смотрит не просто в сторону, а вниз (вправо вниз, влево вниз)

Смотрите схему психологов-нейролингвистов, рассказывающую, на что указывают движения глаз.

Давайте представим, что на рисунке - лицо вашего собеседника. Далее, во избежание путаницы, договоримся писать относительно вас, когда вы смотрите на «лицо собеседника», а в скобках будут указания относительно самого изображённого на схеме лица

Вы видите, что глаза собеседника

  • Смотрят влево и вверх от вас (человек смотрит в правый верхний угол), это говорит о конструировании картинки.
  • Вправо и вверх от вас (у него это левый верхний угол) - обращение к визуальной памяти.
  • Смотрят влево (для собеседника правая сторона) - придумывает звук,
  • вправо (для него левая сторона) - старается вспомнить то, что слышал.
  • Глаза внизу и слева (нижний правый угол) - проверка ощущений и чувств.
  • Внизу и справа (нижний левый угол) - размышляет над ситуацией, беседует сам с собой.
  • Если взгляд прямой , то человек воспринимает информацию.

Например, если вы спросили своего начальника о дате зарплаты, и, отвечая, он посмотрел вниз и вправо относительно вас, то он об этом задумался впервые и формирует ответ «на лету», размышляет. А если просто вправо, значит, говорит то, что слышал раньше от вышестоящего начальства.

Обратите внимание на такой нюанс: если вы говорите с левшой, то левая и правая сторона зеркально противоположны. Это также справедливо и для правшей, у которых левое полушарие, всё же, преобладает над правым, например, т.н. переученные левши.

Бытует мнение, что прямой взгляд глаза в глаза символизирует об искренности человека, если же глаза отводятся, то говорят, что некто «прячет» глаза и что-то скрывает. В действительности, это не так. В процессе разговора часто необходимо прервать зрительный контакт, чтобы сфокусироваться на кой-то мысли, задуматься, вспомнить.
По материалам bskltd.ru , mirsovetov.ru


Интересный факт:

Ученые из Университета штата Нью-Йорк в Баффало разработали высокотехнологичный полиграф. Основываясь на движениях глаз, он распознает, когда человек говорит правду, а когда ложь. Как утверждают исследователи, их система способна определить лживое высказывание с точностью более 80%.

Новая система была протестирована на добровольцах. До начала эксперимента им было предложено загадать, украли ли они чек, который был выписан на имя политической партии, которую они не поддерживают. Рядом с испытуемыми садился дознаватель, который сначала задавал вопросы, не относящиеся к теме, а затем напрямую спрашивал о "воровстве".

В это время программа при помощи веб-камер отслеживала нарушение траектории движения глаз, скорость моргания и частоту, с которой участники эксперимента переносили взгляд. В результате система смогла успешно определить ложь в 82,2% случаев, тогда как у опытных следователей этот коэффициент составил около 60%.

Как распознать ложь по мимике и жестам:

Следует заметить, как в природе не существует двух одинаковых личностей, каждый человек индивидуален по-своему, так не существует и универсального набора сигналов, выявляющих ложь. Поэтому, все признаки необходимо тщательно анализировать в контексте сложившейся ситуации, и, обращать внимание и на голос, и на эмоции, и не забывать о движениях тела. Язык может лгать, но тело лгать не умеет.

Однако, будьте осторожны и не делайте поспешных выводов, какими бы проницательными людьми вы ни были, ведь даже Шерлок Холмс однажды заподозрил девушку в страшном преступлении, приняв её неловкий жест за попытку скрыть правду. Позднее выяснилось, что девушка просто стеснялась своего не припудренного носа:о).

А как Вы думаете,

Одно из открытий Милтона Эриксона состоит в том, что движения глазных яблок связаны с типом мышления человека - точнее, с его основным способом обработки внутреннего опыта. Поскольку наблюдение за движением глаз позволяет узнать многое о внутреннем мире человека, этот раздел эриксонианского гипноза стали называть "глазными сигналами доступа".

Здесь и далее я не провожу четкой границы между тем, что делал или начинал делать в эриксонианском гипнозе сам М.Эриксон, и тем, что было позже доработано и значительно усовершенствовано его учениками и коллегами. Работы Эриксона имели большое значение для создания группой психологов и практиков (Дж.Гриндер. Р.Бэндлер. Л.Камерон-Бэндлер, Дж.Делозье) так называемого "нейро-лингвистического программирования" (НЛП).

Вы, наверное, не раз замечали, что если задать человеку вопрос, требующий обдумывания, то ваш собеседник перестает смотреть прямо на вас. Он "уходит в себя"; он либо смотрит "сквозь вас" (отсутствующий взгляд), либо смотрит вверх, как бы пытаясь найти ответ на потолке; либо смотрит в сторону, как бы ожидая, что его ухо услышит нужный ответ; либо смотрит вниз, на свои ноги... Понятно, что "уход в себя" - это обращение к своей памяти, внутреннему опыту, к способности вообразить или сконструировать что-то новое на основании известного. Взгляд человека достоверно показывает, к какой разновидности памяти или внутреннего опыта он прибегает сейчас.

Вы можете проверить это самостоятельно. Задайте кому-нибудь вопрос, заставляющий прибегнуть к зрительной памяти, например: Какого цвета костюм был вчера на вашей знакомой? Как выглядит теперь ваша дочь? Когда вы в последний раз видели живую лошадь?" - и вместе со словесным ответом вы получите типичный для зрительных воспоминаний взгляд влево вверх (если ваш собеседник - правша; здесь и далее имеется в виду сторона правая или левая для вашего собеседника - см. схему.

Схема 1. Глазные сигналы доступа для типичного правши

В ответ на предложение представить себе что-то, сконструировать зрительный образ ("Представьте себе проекцию данного предмета на плоскость. Представьте себе зеленую корову. Представьте себе, как вы выглядите, если посмотреть на вас с другого края комнаты.") - ваш собеседник посмотрит вправо вверх. В общем и целом направление взгляда вверх совпадает с обращением к зрительному опыту. Вы можете попросить партнера обратиться к его слуховому опыту. Вопросы типа "вспомни, как звучит..." ("Как звонит твой телефон? Какой голос у твоего начальника? Вспомни звучание скрипки.") - уводят взгляд партнера налево по горизонтали, что соответствует слуховому воспоминанию. Можно сконструировать звук, который мы никогда раньше не слышали. Это достигается вопросами типа: "Как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот?", "Как бы звенел твой будильник, если его накрыть пластмассовым ведром?". Слуховой конструкции соответствует взгляд направо по горизонтали. Отметьте, что взгляд по горизонтали соответствует обращению к слуховому опыту.

Теперь - опыт ощущений движения, прикосновения, температуры, напряжения и расслабления мышц, опыт вкуса и запаха. Эта категория внутреннего опыта называется кинестетической и совпадает с направлением взгляда вправо вниз (можно вызвать это направление взгляда вопросами типа "Что ты чувствуешь, когда бежишь?", "Вспомни, как жжется горчичник"). Взгляд вправо вниз соответствует кинестетическому воспоминанию. Интересно, что конструкций в кинестетике нет - мы не можем вообразить ощущения, которых не испытывали на самом деле. И, наконец, направление взгляда влево вниз. Оно свидетельствует о том, что человек занят внутренним диалогом: задает себе вопросы или что-то говорит себе. Это направление взгляда совпадает еще с функцией контроля речи, когда человек тщательно отбирает слова, которые собирается произносить; это направление взгляда часто можно видеть у переводчика во время устного перевода, у докладчика, делающего ответственное сообщение, у человека, дающего интервью.

Стенограмма семинара С.Горина, посвященная глазным сигналам доступа и модальностям

С. Горин: "Глаза - зеркало души...". Я хочу, чтобы вы сейчас повторили открытие Милтона Эриксона. Можете называть это упражнением на подстройку к движениям глазных яблок.

Упражнение

Разбейтесь по парам. Партнер и наблюдает за движением глазных яблок партнера А, который выполняет то, что я ему предложу. Когда вы в первый раз занимаетесь наблюдением за движением глаз, вы можете сделать много ошибок, поэтому я уточню: вот я сказал что-то, партнер А начал это осмысливать, и в этот самый момент его глаза куда-то прыгнули! Он, конечно, может сделать это немного погодя, он ведь тоже за вами наблюдает, ему ведь интересно, что вы там такое хотите рассмотреть... Когда человек воспринимает внешний мир, он смотрит прямо на интересующий его предмет, а если он сейчас никуда конкретно не смотрит, его глаза начинают бегать - значит, он обрабатывает внутренний опыт. Итак, сели лицом к лицу, задание партнера А: вспомните цвет костюма, оставленного дома. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вверх. А мой партнер продолжает смотреть на меня...

С. Горин: Вы что, не стали выполнять задание? Ах. уже выполнили... Партнер смотрел действительно прямо на вас?

Ответ: Не совсем, он смотрел как-то сквозь меня...

С. Горин: То есть он смотрел расфокусированным взглядом, вроде куда-то вдаль. Запишите: взгляд влево вверх или расфокусированный взгляд прямо перед собой - зрительное воспоминание. Пойдем дальше. Поменяйтесь ролями в парах. Задание партнеру А: представьте, как вы выглядите, если смотреть на вас с потолка. Куда пошел взгляд?

Ответы из зала: Вправо вверх. У меня - сначала вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Самое первое движение - куда оно было направлено? Ответ: Вправо вверх.

С. Горин: Записываем - вправо вверх - зрительное представление, зрительная конструкция, воображение того, чего нет в памяти. Итак, если человек смотрит вверх, он обращается к зрительному опыту, рассматривает "картинки". На ваше мимическое возражение - он неосознанно этим занимается, ну, вы еще разберетесь... Снова поменялись ролями, задание партнеру А: вспомнить, как звонит будильник, дверной звонок, телефон. Куда взгляд?..

Игорь: У него сначала - вправо вверх, потом вниз...

С. Горин: Похоже, у него нет будильника, и он сначала представил, как этот предмет выглядит. Я прав? Потом взгляд пошел вниз, но разве он совсем опустился? Игорь: Нет, остановился на горизонтали.

С. Горин: Пишите: налево по горизонтали - слуховое воспоминание. Потом вы все это нарисуете, так проще будет запомнить. Поменяйтесь ролями, задание партнеру А: услышьте, как бы прозвучало ваше имя, если его произнести наоборот.

Игорь: Он опять вверх смотрит...

С. Горин: Ну, не только он, у нас сейчас многие обратились к зрительному опыту - сначала надо прочитать свое имя наоборот, и только потом услышать... Так, после "прочтения" куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Направо по горизонтали.

С. Горин: Пишите - направо по горизонтали - слуховая конструкция. Если верхний этаж зрительный, то средний - слуховой. Задание партнеру А: вспомните свои ощущения в горячей бане.

Ответы из зала: Все дружно вниз смотрят...

С. Горин: Вниз куда? Вниз направо... Это кинестетическое воспоминание. Кинестетикой называется все, что касается чувств, эмоций, и кожно-мышечных ощущений - грубость, мягкость, тепло, холод, тяжесть, легкость и т. д., движения рук и ног. В кинестетике мы только вспоминаем, если мы предложим кому-нибудь вспомнить, как жжется горчичник, а ему горчичников не ставили, он этого ощущения представить не сможет... Ну, и последнее задание. Для знающих иностранные языки - переведите мысленно мою последнюю фразу на любой язык. Для незнающих - задайте себе какой-нибудь вопрос и получите ответ. Куда направлен взгляд?

Ответы из зала: Влево вниз.. У меня - по горизонтали и влево вниз.

С. Горин: По горизонтали вы поймали звуковую помеху, отзвук воспоминания. Влево вниз - внутренний диалог, и там есть еще одна функция - контроль речи. Это прекрасно видно в телеинтервью, особенно у людей неопытных или у тех, кто привык постоянно контролировать себя - "как бы не ляпнуть чего лишнего". По моему опыту телезрителя - типичное направление взгляда у военных.

Реплика из зала: У тех, кто привык что-то скрывать...

С. Горин: Хранить военную тайну... Итак, верхний этаж зрительный, средний - слуховой, нижний делится между кинестетикой и контролем речи. Контроль речи, действительно, свидетельствует о том, что человек хочет что-то скрыть. Есть даже типичный шаблон движений глазных яблок, который называют "детектором лжи": направление взгляда от зрительной или слуховой конструкции (вправо вверх, вправо по горизонтали) к контролю речи (влево вниз); во внутреннем опыте это соответствует такой последовательности - сначала представить, сконструировать, как бы это могло быть, а потом говорить только то, что этому соответствует, ничего лишнего... Это хорошо заметно у детей, у больных истерией.

Вопрос из зала: Значит, если захочешь что-то скрыть - не двигай глазами, это легко сделать.

С. Горин: На самом деле этот навык невозможно проконтролировать. Смотреть прямо - значит, ничего не вспомнить, ничего не представить, то есть, перестать думать. Вы можете поступить и так, но тогда вы выпадаете из общения. Но если вы не хотите прекращать общение, вам придется думать, значит, обращаться к внутреннему опыту, значит, ваши глаза будут двигаться, и все зависит только от знаний и наблюдательности вашего делового партнера. Тут довольно интересно получилось... Незадолго до семинара я перечитывал М.Булгакова, "Мастера и Маргариту", и там выбрал несколько примеров. Ну, сначала - описания персонажей: "секретарь редакции Лапшенникова со скошенными к носу от постоянного вранья глазами". Или фельдшерица Прасковья Федоровна, у которой забегали глаза при вопросе Ивана Бездомного о том, что случилось с его соседом по этажу. Вы уже знали это выражение - "забегали глаза" - оно означает готовность соврать, теперь будете знать, в каком направлении они бегают - по той самой диагонали, вправо вверх - влево вниз. И вот, наконец, блестящее описание, эпизод со сновидением Никанора Ивановича Босого, "Сдавайте валюту":

"... Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете значение человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы, встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!".

Булгаков, конечно, не знал эриксонианского гипноза; он, как всякий талантливый писатель, хорошо описывал то, что видел. Вы составили схему глазных сигналов доступа для типичного правши, и вы можете свободно применять ее, поскольку 90 процентов людей - правши. Учтите, что у левши воспоминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же. У нас осталось свободным направление взгляда по центру вверх и вниз, оно может относиться к воспоминанию или конструкции у каждого отдельного индивидуума. Здесь нужно просто запомнить, что данный человек, скажем, ваша начальница Марья Ивановна, всегда реагирует на вопрос о кинестетических воспоминаниях направлением взгляда вниз по центру.

Еще одна деталь. Когда вы излагаете какое-то длинное и заманчивое предложение, всегда делайте паузу, если видите, что у партнера начали двигаться глазные яблоки. Это значит, что сейчас он обратился к своему внутреннему опыту, осмысливает ваши аргументы, и, значит, не может воспринимать новые сведения. То же самое - при споре; если партнер обратился к внутреннему опыту, дайте ему время для этого, не напирайте с аргументами, учитывая, что партнер может либо вое принимать их, либо обдумывать. Ладно, возьмем чисто жизненную задачу. С курорта приезжает муж, и вы его спрашиваете: "Ну, как ты там отдохнул?" - "Знаешь, очень скучно было... (опускает глаза вправо вниз)".

Реплика из зала: Врет! (смех в зале).

С. Горин: Почему-то при ответе он уходит в кинестетические воспоминания... По крайней мере, ему есть, что вспомнить. Так, еще одна жизненно-песенная ситуация: справа кудри токаря, слева - кузнеца. Кого выбрать? Ответ из зала: Взять токаря и пойти с ним в кузницу! (смех в зале).

С. Горин: Не согласен, брать надо того, кто смотрит вправо вниз. Почему? Да потому, что его внутренний опыт связан с кинестетикой - с прикосновениями, поглаживаниями... Разумеется, он будет лучшим любовником, если все время уходит в кинестетический внутренний опыт. И теперь мы выходим еще на одну тему. Если продолжить исследования того, насколько часто люди обращаются к той или иной разновидности внутреннего опыта (или памяти), то обнаружится, что каждый человек "специализируется" на какой-то одной разновидности. Воспоминания об одном и том же событии будут разными у всех очевидцев: у одного - преимущественно зрительными, у другого - в основном слуховыми, у третьего - кинестетическими...

Модальности внутреннего опыта.

Давайте освоим несколько новых терминов. Во-первых, я хочу, чтобы вы имели возможность в будущем читать и понимать любую литературу по гипнозу, а там эти термины применяются; и во-вторых, нам будет удобнее использовать эти термины в нашей дальнейшей работе. Итак, то разделение внутреннего опыта на три категории (зрение, слух, ощущения), которое мы сделали, называется разделением на модальности внутреннего опыта. Все, что относится к зрению - воспоминания и представления зрительных образов - называется визуальной модальностью (от латинского "визус" - зрение). Слуховая память именуется аудиальной модальностью (у термина тот же латинский корень, что и в слове "аудиосистема"), и опыт движений, прикосновений - кинестетическая модальность. Человек, у которого преобладают в мышлении зрительные образы, который "специализируется" на зрительном внутреннем опыте, будет называться визуалистом, специализирующийся на слуховом опыте - аудиалистом, специализирующийся в ощущениях, в кинестетике - кинестетиком.

Я уже некоторое время наблюдаю за вами, и для себя ваши ведущие модальности определил. Так, например, я думаю, что внимание мужчин группы привлекается к Наташе не только потому, что она - симпатичная девица, но и потому, что она - кинестетик... Было бы несправедливо скрыть ведущие модальности всех остальных. Сделаем так: сядьте в круг, чтобы все друг друга видели. Я задам вам вопрос, на который вы ответите и при этом заметите ответы партнеров. Итак, вопрос: "Как вы узнаете о мире?.."

Игорь: Мы должны сказать об этом?..

С. Горин: Да ничего не надо говорить, вы уже ответили глазами! И вообще, я хотел бы знать, как можно словами ответить на этот вопрос, вы же не осознаете ответ! Вы все ответили глазами, и те, кто наблюдал, могут отметить для себя вашу ведущую модальность. Кстати, в этом упражнении можно было увидеть интересную деталь, я ее давно заметил: у подвида гомо сапиенс, человека разумного, называемого "гомо советикус" (человек советский, читайте Зиновьева), первое движение глаз в ответ на непонятные вопросы - во внутренний диалог, то есть, в контроль речи. Не проболтаться! Болтун - находка для шпиона! Скрытные мы люди, все-таки...

О ведущей модальности можно получить сведения не только по глазным сигналам доступа, собеседник всегда вам о ней говорит словами. Выбор слов связан у человека с его ведущей модальностью; если он говорит о "блестящем будущем, ярких перспективах, точке зрения", то он выбирает визуальные слова, соответствующие его ведущей визуальной системе. Аудиальной модальности соответствуют слова и выражения типа: "монотонный, приглушенный, говорите громче, давайте обговорим" и т. п. Кинестетические слова: "трогать, касаться, мягко, грубо, тепло, холодно, давит" и т. п. Слова, указывающие на основную модальность человека, тоже имеют свое название - "слова-предикаты". Есть и такие слова, которые не относятся ни к одной модальности: "знать, понимать, думать"" (иногда их относят к так называемой речедвигательной модальности, но этот термин применяется редко). До сих пор нас интересовало то, как надо говорить, а теперь мы займемся тем, что надо говорить.

Дело в том, что обычно мы организуем, оформляем свое сообщение так, чтобы нам было удобно его передавать... Но для эффективного влияния на человека гораздо важнее оформить информацию таким образом, чтобы ее было удобно принимать. Вы можете передать команду посредством сверхсовременной телевизионной станции, но что толку от этого, если у потенциального исполнителя нет даже детекторного приемника? Если в этой ситуации вы все же захотите, чтобы вас поняли, придется приглашать сигнальщика с флажком. Разве редко мы наблюдаем, когда в деловом общении один говорит: "Да ты только посмотри!", а другой возражает: "Нет, ты послушай!". Виталий - кинестетик; я могу битый час потратить на то, чтобы обрисовать ему блестящие условия и яркие перспективы сотрудничества со мной, показать открытые перед ним радужные горизонты, и предложить ему в итоге принять мою точку зрения. Пожалуйста - он сидит и недовольно качает головой. Но если я теплым и задушевным тоном дам ему почувствовать легкость нашего тесного контакта... как видите, он заинтересовался. Научитесь говорить с человеком так, чтобы ему было удобно вас слушать, чтобы ваши слова совпадали с его внутренним опытом.

Упражнение

Выполняется в парах. Вначале нарисуйте для себя простую схему (см. схему 2): в центре листа бумаги изобразите более или менее схематично глаз и обозначьте 8 направлений взгляда - 3 направления вверх (вправо, по центру, влево); 2 направления по горизонтали (вправо и влево); и 3 направления вниз (вправо, по центру, влево). Теперь на каждом из этих направлений напишите по три-четыре слова, которые соответствуют совпадающей с направлением модальности. Например, для визуальной модальности это будут слова: "смотреть, яркий, блестящий"; справа можете добавить "представь себе".

Вопрос из зала: Слово "золото" можно?..

С. Горин: Ну, для меня "золото" - это что-то кинестетическое, хотя я его в слитках никогда не носил... Лучше пишите что-то более определенное. Да, направление взгляда прямо перед собой при расфокусированном взгляде, "отсутствующий взгляд" - на вашей схеме это направление показать нельзя, но вы помните, что это - тоже визуальное направление. "Отсутствующий взгляд" сопровождается еще и расширением зрачков, как правило. Для горизонтального направления взгляда используйте слова аудиальной модальности - "слушать, говорить, громко, тихо". Те же слова подойдут для направления взгляда влево вниз (внутренний диалог). Ну, и для кинестетических направлений - "трогать, касаться, горячо, холодно".

Схема 2. Словесное присоединение к направлению взгляда.

Теперь - само упражнение. Партнер А держит таблицу рядом со своим лицом и показывает партнеру Б все восемь направлений взгляда по очереди. Партнер Б читает со схемы слова, который соответствуют каждому из направлений, и произносит их вслух. Да, направление взгляда вы показываете, разумеется, своими глазами. Затем вы меняетесь ролями. Вторая часть упражнения, она выполняется тоже со схемой. Партнер А дает 3-4 направления взгляда вразброс, бессистемно, партнер Б также читает и произносит вслух соответствующие слова, затем меняетесь ролями. В третьей части упражнения вы делаете то же самое, только без схемы, по памяти. Приступайте.

Все, что вы делаете, по-прежнему имеет отношение к раппорту. Если раньше вы присоединялись к внешнему поведению партнера, то теперь вы отрабатываете присоединение к его внутреннему опыту. Очень простой пример - если я вам говорю "Смотрите-ка!", это значит, что я не просто предлагаю вам что-то рассмотреть, сконструировав для этого какую-то свою внутреннюю "картинку"; это значит, что я сам для себя такую "картинку" сконструировал и буду реагировать полноценно только на "визуальные аргументы". В распределении ведущих модальностей у разных людей есть некоторые закономерности (впрочем, довольно неточные). Так, например, женщины чаще специализируются в визуальной модальности, а мужчины - в кинестетической. Аудиальная модальность в качестве ведущей встречается достаточно редко: у музыкантов, у некоторых руководителей. По моим наблюдениям, советский начальник в своей речи использует процентов на 80 неопределенные и аудиальные слова (наш нынешний мэр, например, типичный аудиалист, обожающий красиво звучащие слова).

Реплика из зала: Поэтому наших руководителей мало кто понимает.

С. Горин: Да им это и не нужно. Но, став начальством, учтите, что самые распространенные модальности - визуальная и кинестетическая. Возможно, вы захотите быть понятыми... Поскольку пока вы рядовые работники, давайте приобретем еще один навык. Вам нужно научиться преодолевать речевые ограничения, связанные с вашей собственной модальностью. То есть вы должны стать квалифицированными переводчиками с языка одной модальности на язык другой. Я вам дам некое подобие словаря, впоследствии вы его дополните... Это - таблица (см. таблицу 1),в которой по вертикали даны слова из четырех групп: неопределенные, визуальные, аудиальные, кинестетические. По горизонтали слово из одного столбца соответствует словам из соседних столбцов.

Упражнение.

Сейчас у вас будет перерыв, и вы все равно будете что-то обсуждать, обмениваться взглядами, мнениями, ощущениями. Возьмите для себя одну-единственную модальность, оставайтесь в ходе разговора в пределах словарного запаса одного вертикального столбца таблицы. Можете успеть попробовать несколько модальностей, но на каждый отрезок времени оставайтесь только в одной из них.

Наташа: Можно взять свою родную модальность?

С. Горин: Можно, но тебе в ней будет слишком легко (смех в зале). Возьми чужую, потренируйся...

ТАБЛИЦА 1. Взаимный перевод языка модальностей.

Неопределенные Визуальные Аудиальные Кинестетические
Установка Перспектива, точка зрения

Обычно наши глаза «следуют» за нашими мыслями, и порой, просто смотря нам в глаза, другие люди могут понять, о чем мы размышляем. Вы наверняка согласитесь, что читать мысли другого человека по его глазам является очень полезным навыком? Благодаря этому каждый сможет понять, обманывают ли его или определить, интересно ли вашему собеседнику то, о чем вы ему рассказываете. Этим полезным навыком в совершенстве владеют игроки в покер.

Глаза в глаза

Подобный контакт с собеседником свидетельствует о том, что он очень заинтересован в разговоре с вами. Продолжительный зрительный контакт может говорить о том, что человек напуган и/или не доверяет вам. Недолгий зрительный контакт - человек обеспокоен и/или не заинтересован в беседе с вами. А полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует о полном безразличии вашего собеседника к вашему разговору.

Человек смотрит вверх

Поднятые вверх глаза являются признаком проявления презрения, сарказма или раздражения, адресованного вам. В большинстве случаев подобный «жест» означает проявление снисходительности.

Если человек смотрит в верхний правый угол

Он визуально представляет себе хранимую в памяти картинку. Попросите кого-нибудь описать внешность какого-то человека, и ваш собеседник обязательно поднимет глаза вверх и посмотрит вправо.

Если человек отводит глаза в верхний левый угол

Это свидетельствует о том, что он наглядно пытается себе что-то представить. Когда мы пытаемся использовать свою фантазию для того, чтобы зрительно «нарисовать» какую-то картинку, мы поднимаем глаза вверх и смотрим влево.

Если ваш собеседник смотрит вправо

Это означает, что он пытается вспомнить что-то. Попробуйте попросить кого-нибудь вспомнить мелодию песни, и человек обязательно бросит взгляд вправо.

Смотря влево, люди придумывают звуки

Когда человек представляет себе какой-то звук или составляет новую мелодию, он смотрит влево. Попросите кого-нибудь вообразить звук гудок машины под водой, и он непременно взглянет влево.

Если ваш собеседник опускает глаза и смотрит вправо

Этот человек ведет так называемый «внутренний» диалог с самим собой. Ваш собеседник может обдумывать что-то сказанное вами, или может размышлять над тем, что сказать вам дальше.

Если человек опускает глаза вниз и смотрит влево

Он думает о своем впечатлении, полученном от чего-либо. Спросите собеседника, какие чувства он испытывает в свой день рождения, и прежде чем ответить вам, человек опустит глаза и взглянет влево.

Опустив глаза

Мы показываем, что чувствуем себя не очень комфортно или даже смущенно. Зачастую, если человек стесняется или не хочет разговаривать, он опускает глаза. В азиатской культуре не смотреть человеку в глаза, опустить взор вниз при разговоре собеседником является нормой.

Эти «правила» обычно соблюдаются всеми нами. Но левша делают все наоборот: правша смотрит вправо, левша влево, и наоборот.

Как определить, что вам врут?

Нет абсолютно верного алгоритма, по которому можно определить, врет ваш собеседник, или нет. Лучший вариант – задать элементарный вопрос, например, «какого цвета твоя машина?». Если человек поднимет глаза и взглянет вправо (или влево, если он левша), то ему вполне можно верить. Таким образом, в будущем можно понять, обманывают вас или же нет.

Например, рассказывая вам о том, что произошло в классе, ваш друг смотрит вправо; говоря о своих каникулах, он постоянно поднимает глаза вверх и бросает взгляд вправо. Скорее всего, все сказанное им – правда. Но когда он делится с вами впечатлениями о прекрасной девушке, которую он встретил на днях, и его глаза устремлены в верхний левый угол, вы можете сделать вывод, что он явно «приукрашивает».

Мы, конечно же, знаем, что люди, окружающие нас все очень-очень разные. Бедные и богатые, счастливые и не очень-то... Да и еще куча всяких градаций… С точки зрения НЛП (нейро-лингвистическое программирование) люди различаются по типу мышления.

Любой из нас мыслит при помощи различных образов. Как мы отмечали выше, образы (переживания) делятся на пять категорий – образы зрительные, слуховые, образы кинестетические (ощущения, запахи и вкус). А также на различных комбинациях этих образов. В качестве примера вспомните ваш последний звонок в школе. Что вам приходит на ум? Нарядные одноклассники на линейке перед школой или, быть может мелодия школьного вальса? Люди используют все типы образов, но наибольшее предпочтение отдают какому-то одному. Отметим что многие даже не осознают свою мыслительную деятельность - она лежит вне их сознания.
Существует определенная взаимосвязь между типом мыслительной деятельности и положением глаз собеседника (именно поэтому так важно смотреть человеку в глаза при разговоре).
Взгляд вверх и вправо означает, что в данный момент ваш собеседник создает зрительный образ. Также о мышлении зрительными образами свидетельствует и расфокусированый взгляд.
Если собеседник смотрит влево или вправо это свидетельствует о создание звукового образа. Такой человек слышит и обсуждает свои мысли, беседуя с самим собой.
Взгляд человека влево и вниз должен насторожить вас. Если ваш собеседник и не врет, то уж точно весьма хорошо подсознательно контролирует то, о чем он говорит.
Ну и последний тип мышления - мышление кинестетическими образами характеризуется взглядом вниз и вправо. Если вы заметили такой взгляд у собеседника, то вполне вероятно в этот самый момент он вспоминает телесные ощущения, такие как боль, страх, холод, вспоминает различные запахи или вкусы.
Понятно, что не каждый взгляд выражает внутреннюю мыслительную деятельность. Люди могут просто смотреть себе по ноги или считать деньги. Для нас самым важным является определение именно того взгляда, который указывает на формирование того или другого образа в сознании человека.
Итак, взгляд может указывать на то, какими именно образами мыслит человек в данный момент. Теперь немного практики. Постарайтесь найти среди своих знакомых человека, который при разговоре часто смотрит вверх и вправо. Этот человек буквально описывает вам встающие в его памяти картины. Обычно таким людям присущи такие фразы как:
Поглядел я тут на все и подумал
Если взглянуть на это с другой стороны
Я вижу нечто большее

Для того что бы как-то повлиять на собеседника нужно «говорить на его языке», иначе говоря - мыслить не только его категориями, но и образами. (Вроде бы все настолько очевидно, но заметьте, на сколько редко мы используем это нашей повседневной жизни).
Следовательно, если мы хотим повлиять на собеседника, использующего, преимущественно, зрительные образы мы должны употреблять следующие фразы:
Можно взглянуть на это и с другой стороны…
Не будем упускать из вида…
Только представьте…

Аналогичные фразы можно подобрать и для других типов собеседников.
Для слуховых образов это будет:
Послушайте…
Прислушайтесь только, как это звучит…
Звучит заманчиво…

Для кинестетиков:
Почувствуйте это…
Давайте коснемся темы…

Теперь пришло время усвоить некоторые специальные термины. Дело в том, что при прочтении более углубленных книг по НЛП, они используются без всякого объяснения. Изредка я буду делать такие «около - научные» вставки для последующего вашего глубоко понимания специфических сторон НЛП. Итак, разделение людей по типу воспроизведения внутреннего опыта (зрительные, слуховые и кинетические) называется разделением по модальности внутреннего опыта.
Любое зрительное воспроизведение (глаза вверх и вправо) – визуальная модальность.
Слуховые образы (глаза влево и вправо) – аудиальная модальность.
Ощущения – кинестетическая модальность
Отметим, что большинство грамотных начальников и неформальных лидеров- визуалы. Визуально гораздо проще контролировать настоящее и прогнозировать будущее.
Люди, основной работой которых является общение (например, продавцы) в большинстве своем аудиалы. Человек такого типа различает малейшие изменения интонации в голосе собеседника, которые в большинстве случаев могут рассказать о человеке гораздо больше чем слова.
Ну и, собственно, кинестетики. У кинестетиков очень развита интуиция, поэтому они прекрасно решают различные проблемы в различных сферах жизни. Поговаривают, что кинистетики – прекрасные любовники - ведь именно они умеют прислушиваться не только к ощущениям собственного тела, но и к ощущениям тела партнера.

Инструкция

Когда человек врет, глаза чаще всего его выдают. Можно научиться контролировать движения, можно научиться придумывать правдоподобную ложь. Но контролировать движение глаз очень и очень сложно. В момент лжи человек чувствует себя некомфортно, поэтому он отводит взгляд от глаз собеседника. По е, куда направлен взгляд собеседника, если он упорно не смотрит вам в глаза - это первый признак лжи.

Люди, которые знают этот признак, иногда делают противоположное действие. То есть смотрят человеку в глаза. И второй признак лжи – прямой немигающий взгляд прямо в глаза. Как правило, люди в этот момент пытаются обелить себя, поэтому их взгляд чересчур честный.

Из-за неприятной ситуации глаза лгущего человека меняются. И это контролировать вообще невозможно. Зрачок резко уменьшается в размерах. Посмотрите собеседнику в глаза. Если зрачок сужен, велика вероятность, что он лжет.

Когда человек лжет, кровь чуть сильнее приливает к лицу. Вокруг глаз появляются микроскопические красные пятна. Иногда это возможно заметить невооруженным взглядом. Пристально посмотрите на кожу вокруг глаз оппонента. Если вы увидели появившиеся небольшие пятна, то, скорее всего, человек говори неправду.

Посмотрите, в какую сторону смотрит человек, когда говорит. Если он смотрит в правую сторону, он врет. Если человек смотрит вправо и вверх, они в этот момент придумывает образ, картинку. Если он смотри вправо и прямо, то он прокручивает в голове звуки, подбирает фразы. Если же он смотрит вправо и вниз, то это значит, что он закончил обдумывать ситуацию и готов ее рассказать.

Применяйте эти правила, если вы уверены, что человек правша. Если же он левша, то он будет смотреть в левую сторону, когда говорит неправду. Учитывайте это, когда будете рассекречивать человека.

Иногда ложь можно определить еще одним способом. Наблюдайте за глазами оппонента. Если его взгляд начал быстро перемещаться от одного предмета к другому, его тоже можно заподозрить во лжи.

Видео по теме

Обратите внимание

Не спешите обвинять человека во лжи. Если во время разговора он не смотрит вам в глаза, а смотрит куда-то вдаль, то это может означать и то, что за вашей спиной находится телевизор, по которому транслируют футбол.

Полезный совет

Нет ни одного действия, которое бы говорило о том, что человек лжет, на все 100%. По этим признакам можно лишь предположить, что человек в этот момент не совсем откровенен.

В известной народной поговорке «глаза – зеркало души» заложен глубокий смысл. По глазам можно многое узнать о человеке. Движение век, глазных яблок, бровей, наклон головы говорят о собеседнике и его эмоциях больше, чем слова.

Инструкция

Зная некоторые секреты, по глазам можно определить, искренен с вами человек или нет. Давно замечено: если человек испытывает чувство вины, то опускает их вниз (иногда вниз и в сторону). Чтобы узнать, что именно испытывает ваш собеседник, достаточно сопоставить такое движение глаз с контекстом разговора.

Психологи считают, что «неподвижные глаза» могут служить признаком лжи. Если вы попросили собеседника что-либо вспомнить, а он, не отводя взгляда, продолжает смотреть прямо вам в глаза или на вас, то это один из признаков неискренности человека. Если он при этом, не раздумывая, отвечает на заданный вопрос – есть подозрения в его лицемерности.

Этот признак касается в основном ответов на неожиданные вопросы или просьбу вспомнить давние события. Если же человек рассказывает о том, что произошло с ним десять-пятнадцать минут назад, или сообщает важную для него информацию (номер своего телефона, адрес проживания), то признак «неподвижные глаза» тут не срабатывает.

Еще один признак возможной лжи «быстрый отвод глаз». Если ваш собеседник во время рассказа или ответа на вопрос смотрит на вас и вдруг быстро отводит в сторону взгляд, а затем так же быстро возвращает на вас, велика вероятность, что он что-то пытается скрыть.

Когда в течение разговора собеседник прямо и открыто смотрел на вас и при затрагивании той или иной темы начал избегать взгляда – это тоже может говорить, о лжи и попытке что-то скрыть. Но нельзя забывать, что некоторые неуверенные в себе люди зачастую во время разговора испытывают неловкость и от этого избегают взгляда, что совсем не говорит об их неискренности. Также вполне возможна ситуация, что вашему собеседнику просто неприятна затронутая тема.

Обратите внимание на зрачки собеседника. Человек не может контролировать свои зрачки. Если при ответе на вопрос вы заметили, что у собеседника зрачки сузились или расширились, это должно навести на подозрение, что с вами не до конца искренни.

Обратите внимание

Не стоит делать поспешных выводов при виде одного из признаков. Обязательно сопоставьте контекст разговора и ситуацию с перечисленными признаками. Если ориентировать только на них, можно ошибиться и обвинить во лжи честного человека.

Полезный совет

Если человек отводит взгляд вниз и вправо – это один из признаков лжи, но если он отводит взгляд вниз и влево – он может просто подбирать нужные слова.

Источники:

  • Психология. Как распознать ложь
  • ложь во взгляде

Психологи утверждают, что в большинстве случаев ложь можно определить. Как бы ни старался лгущий человек, его тело на подсознательном уроне будет посылать определенные «маячки» о том, что он пытается обмануть. И узнать о том, что вам говорят неправду можно, просто понаблюдав за лицом собеседника.

Инструкция

Дети, когда говорят неправду, закрывают себе ладошкой рот. В более позднем возрасте у человека сохраняется эта привычка. Когда он пытается обмануть, его руки на подсознательном уровне тянутся ко рту. Но умом человек понимает, что так поступать нельзя. И поэтому пытается изменить движение. То есть если ваш собеседник во время разговора постоянно касается рукой лица, это один из первых признаков того, что вам лгут. Но единичный случай ничего не значит, у человека действительно может зачесаться нос. Поэтому наблюдайте тщательнее, чтобы не делать поспешных выводов.

Если во время всего разговора человек поддерживает рукой подбородок, это тоже может свидетельствовать о том, что он пытается вас обмануть. Обычно эта поза выгляди так: большой палец лежит на щеке, ладонь прикрывает часть губ.

Смотрите за выражением лица вашего собеседника. Если человек говорит правду, его слова соответствуют мимике. К примеру, он говорит, что рад и улыбается. Если же человек лжет, его речь не соответствует выражению лица или эмоции проявляются несинхронно. Например, он говорит, что ему очень приятно, но улыбка на лице появляется на несколько секунд раньше или позже (что бывает чаще) этих слов.

Понаблюдайте за взглядом собеседника. Если он лжет, то, скорее всего, будет избегать смотреть вам в лицо. Мужчины, говорящие неправду, чаще всего смотрят в пол, а женщины - на потолок. Если ваш собеседник знаком с невербальной психологией, то он, наоборот, может постоянно смотреть вам в глаза, доказывая, что он правдив.

Изучите эмоции собеседника. Если он лжет, то они будут меняться резко. Например, он только что сидел с нахмуренным лицом, а через секунду уже улыбается, но улыбка пропадает тоже внезапно. Человек, которому сказали что-то приятное или веселое, начинает проявлять эмоции постепенно. Сначала появляется выражение радости в глазах, потом проявляются мелкие мимические морщинки и только потом на лице появляется искренняя и открытая улыбка. Сходит она также постепенно. У человека, который пытается обмануть, эмоции меняются резко.

Улыбка лгущего человека , задействованы только губы, глаза же остаются холодными. Или же она может быть несимметричной, когда улыбаются только одной половиной рта. Это касается проявления практически всех эмоций. Асимметричное выражение лица чаще всего свидетельствует о том, что человек пытается солгать. Правая и левая стороны лица находятся под влиянием различных полушарий головного мозга. Левое полушарие контролирует мысли и речь человека, правое же отвечает за эмоции. Работа правого полушария отражается на левой половине лица. Поэтому если вы хотите понять лгут вам или нет, больше внимания обращайте именно на эту часть.

Видео по теме

Источники:

  • как распознать ложь по лицу

В жизни порой возникают такие ситуации, когда очень важно понять: лжет человек или нет. Распознать вруна можно и без применения детектора лжи. Иногда для этого достаточно посмотреть ему в глаза.

Инструкция

Посмотрите, куда направлен взгляд собеседника во время разговора. Если вверх и вправо – человек вспоминает реально произошедшие события, вверх и влево – он рассказывает вам о придуманных фактах. Взгляд, направленный влево, говорит о том, что собеседнику трудно подобрать слова, а если он глядит вправо – значит, вспоминает услышанное ранее. Вниз и влево во время разговора смотрят люди, погруженные в свои чувства и переживания, вниз и вправо – ведущие внутренний диалог с самим собой (у левшей правая сторона и левая меняются местами).

Обратите внимание на то, глядит ли собеседник в глаза. Неопытные лжецы часто отводят взгляд, или прикрывают глаза рукой. Опытные - умеют пристально смотреть жертве в глаза, однако их может выдать частое моргание.

Оцените размер зрачков собеседника. Расширенные – реакция на правдивые слова, суженые – на ложь. Это происходит из-за того, что организм говорящего неправду начинает производить особые химические соединения, влияющие на размер зрачков. Из-за этого, кстати, у лжеца еще может чесаться нос или ухо.

Понаблюдайте, как соотносится взгляд собеседника с его словами. Если человек искренне радуется, переживает, удивляется и т.д., то эти эмоции очень ясно будут отражаться и в его глазах. У лгуна взгляд либо не выражает никаких эмоций, либо эти проявления значительно запаздывают.

Видео по теме

Полезный совет

Существуют и другие способы определить лжеца. Одним из признаков того, что вам врут, является частое питье во время разговора – у человека как бы пересыхает в горле. Прислушайтесь к голосу собеседника: монотонная речь часто выдает того, кто тщательно продумывает свои реплики. Жестикуляция у человека, говорящего неправду, часто бывает неестественной и скованной, он как бы стремится сжаться и занимать как можно меньше места. Анализируя поведение человека, старайтесь обращать внимание на различные комбинации признаков – только так вы сможете точно определить, врут ли вам.

Связанная статья

Существует простая методика, позволяющая определить ведущую руку у человека. Ведущая рука связана с доминирующим полушарием головного мозга: у левшей - правое, у правшей - левое.

Задания на рисование и манипуляции с предметами

Нарисуйте на бумаге круг, закончив его стрелкой. Важно, в каком направлении будет указывать ваша стрелка. Если против часовой стрелки, это говорит о преобладании левого полушария и праворукости. Если по часовой стрелке, доминирует правое полушарие и вы левша.

Нарисуйте треугольник и квадрат каждой из рук по очереди. Оцените рисунки. Какой рукой получилось быстрее и ровнее, та рука и ведущая. Возьмите большую коробку или других предметов, которые можно поставить на поверхности вертикально. Обеими по очереди ставьте произвольное количество этих предметов. Если большее количество было поставлено вашей левой рукой, у вас доминирует правое полушарие и вы левша. Если правой, у вас ведет левое полушарие и вы правша.

Пятое задание заключается в том, что вы должны провести прямую вертикальную линию и разделить тем самым лист бумаги на две половины. Ваша линия будет неизбежно смещаться, как бы ровно вы ни метили. Если линия расположилась ближе к правому краю, у вас доминирует левое полушарие, вы – левша. Если же к левому краю, у вас доминирует левое полушарие, вы – правша.

И еще задание – возьмите в руку карандаш, так чтобы он смотрел вертикально вверх. Вытяните руку и смотрите на него, не отрываясь. Задержите взгляд на карандаше, по очереди закрывайте ладонью каждый глаз. Если карандаш визуально сместился при закрытии правого глаза, ведущее полушарие – левое, вы правша. Если же он сделал это при закрытии левого, ведущее полушарие – правое, вы левша.

Задания на положение тела

Первое задание – переплести между собой пальцы правой и левой руки. Посмотреть, какой палец непроизвольно оказался сверху. Если это большой палец левой руки, доминирует правое полушарие мозга. Соответственно, вы левша. И наоборот, сверху оказался большой палец правой руки – вы правша, и ведет у вас левое полушарие.

Положите ногу на ногу в положении сидя. Если сверху оказалась правая нога, ведущее полушарие – левое, вы правша. Если же это левая нога сверху, вы левша и ведет у вас правое полушарие. Покружитесь на месте, если вы делаете это против часовой стрелки, у вас доминирует левое полушарие и вы правша. Если вы кружитесь по часовой стрелке, доминирует правое полушарие и вы левша.

В следующем задании нужно изобразить аплодисменты. В этом случае сверху тоже непроизвольно окажется одна из рук. Если левая, у вас ведет правое полушарие, вы – левша. Если правое, у вас ведет левое полушарие, вы – левша.

Четвертое задание – воспроизведите позу Наполеона. Для этого необходимо положить кисть одной руки на предплечье противоположной. Если вы непроизвольно выбрали для этого левую руку, положив ее на правое предплечье – у вас доминирует правое полушарие, вы левша. Если же вы наоборот положили кисть правой руки на левое предплечье – у вас доминирует левое полушарие, вы правша.

Поведение лгущего человека всегда отличается от поведения искреннего. Маленькая деталь, иногда заметная только опытному психологу, все-таки выдаст обманщика, как бы он ни маскировался: это могут быть мимика, пантомимика, поза. Взгляд собеседника тоже может подсказать, говорит ли он правду.

Инструкция

Первый лжи – отведенный взгляд. Но это не абсолютный показатель. Некоторые люди и при обычной, искренней речи не смотрят на собеседника, а обращаются в сторону, так им проще найти слова . Такие люди, обманывая, напротив, могут смотреть вам в глаза и смотреть даже с некоторым вызовом.

Видео по теме

Обратите внимание

Глаза – не единственный показатель лжи. При анализе поведения смотрите на полную картину: жесты, выражение лица, позу. Анализируйте всю информацию о человеке, которую знаете: соответствуют ли слова тому, что вы знаете и что видите?

Всегда неприятно осознавать, что ваш собеседник говорит неправду, однако еще более неприятно поверить в заведомую ложь и почувстовать себя в глупом положении. Как же определить, обманывает ли вас собеседник?

Инструкция

Общаясь с человеком, внимательно следите за его жестами, мимикой и эмоциями – они могут сказать очень многое о том, лжет человек или говорит



Что еще почитать