Государства содружества великобритании. Содружество наций и зависимые территории великобритании. Совещание глав правительств стран Содружества

Цель лекции:

Основные вопросы:

1. История возникновения БСН

2. Эволюция Cодружества.

3. История возникновения БСН

Ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха в качестве символа свободного единения. В Содружество входят (на начало 1999): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Западное Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа – Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивская Республика, Сент-Кристофер и Невис, Бруней, Вануату.

Империя до Содружества. После того как Британская империя потеряла 13 американских колоний, оставив за собой Канаду, Индию, некоторые владения в Вест-Индии и ряд разбросанных и отдаленных поселений, в метрополии наметились две политические линии. Первая предполагала ориентацию на расширение британского влияния в Индии и на Дальнем Востоке. Вторая линия, наряду с расширением этого влияния (в интересах британской промышленности и в целях экономии государственных расходов) допускала развитие в колониях самоуправления, чтобы предотвратить повторение Войны за независимость североамериканских колоний. В процессе реализации этих установок усугублялись различия между колониями, осваиваемыми английскими поселенцами и, по мнению метрополии, способными к самоуправлению (Канада, Австралия, Новая Зеландия, позже провинции Южной Африки), и теми завоеванными колониями, в которых были установлены прямые формы британского управления (территории в Азии и некоторых частях Африки). Вместе с тем в обоих случаях Великобритания рассматривала каждую колонию как относительно самостоятельное образование с местным правительством, обладавшим правом проводить независимую политику. Такое отношение побуждало развивать в колониях парламентские формы правления и устанавливать власть закона, чему способствовали распространение английского языка и его использование в административной сфере и в системе образования.

Содружество следовало принципу открытой ассоциации исходя из характера отношений, которые Великобритания устанавливала с колониями поселенцев. Канада создала модель для развития парламентских демократических форм правления в колониях. В 1837 Верхняя и Нижняя Канада восстали, потребовав закрепления прав колониального самоуправления, впервые установленных американскими революционерами 60 лет назад. В ответ на это требование генерал-губернатор Британской Северной Америки лорд Дарем (Дергем, Дерхем) в 1839 выступил с докладом, в котором предложил ввести т.н. «ответственное правительство». Это предполагало формирование правительственного кабинета по британскому образцу. Дарем признал, что избираемая колониальная ассамблея и ответственная перед ней исполнительная власть смогут осуществлять контроль над внутренней политикой. В то же время он особо оговорил, что Великобритания оставляет за собой право решающего голоса в следующих пяти основных сферах колониальной политики: контроль за государственными землями, форма колониальных конституций, внешняя политика, внешняя торговля, оборона. Все эти ограничения постепенно отменялись в Канаде, Австралии и Новой Зеландии с 1840-х годов до конца Первой мировой войны.

Контроль за государственными землями в колониях быстро перешел к местным правительствам, которые добились права принимать собственные конституции и судебные системы. Еще в 1859 Канада начала устанавливать свои тарифы, ограничив контроль Великобритании над внешней торговлей.

Менее заметным оказался прогресс во внешнеполитических делах и в обороне. Хотя с течением времени Великобритания признала необходимость консультаций с доминионами по вопросам внешней политики, она все еще удерживала здесь за собой право решающего голоса. Британский флот продолжал осуществлять защиту империи в целом, но сухопутные войска выводились из самоуправляющихся колоний, бравших на себя функции самообороны.

Таким образом, в колониях укреплялась тенденция к расширению сферы ответственности в делах местного управления, что сопровождалось ростом национального самосознания. Слияние колоний в более крупные территориальные образования потребовало и большей независимости во внутренней политике. В 1867 провинции Канада, Новая Шотландия и Нью-Брансуик объединились в доминион Канада (формально Канада считалась конфедерацией). Шесть австралийских колоний образовали в 1900 Австралийский Союз. В 1910 четыре южноафриканские колонии сформировали Южно-Африканский Союз.

В конце 19 в. Империя установила два важных института для поддержания контактов между Великобританией и самоуправляющимися колониями. В 1879 правительство Канады назначило верховного комиссара для защиты интересов страны в Лондоне. Британское правительство отказалось придать ему статус посла, однако важный прецедент все же был создан, и другие колонии также назначили верховных комиссаров. В 1887 правительство Великобритании предложило правительствам самоуправляющихся колоний направить делегатов на колониальную конференцию в Лондоне. Встречи такого рода проводились периодически и в последующие десятилетия, а с 1907 стали именоваться имперскими конференциями; было решено, что последующие встречи должны проходить при участии премьер-министра Великобритании и премьер-министров самоуправляющихся колоний. На имперской конференции 1926 такие колонии получили официальное название доминионов.

4. Эволюция Cодружества.

Первая мировая война явилась поворотным пунктом в развитии Содружества. Великобритания объявила войну от имени всей империи, не проконсультировавшись с колониями; однако доминионы все же были представлены в имперских военных кабинетах и на конференциях. Резолюция имперской конференции 1917 признавала, что доминионы наделяются правом голоса в решении вопросов внешней политики империи и что в дальнейшем сотрудничество будет проводиться на основе «постоянных консультаций и совместных действий». Исходя из этого, проводился и общий курс внешней политики как в ходе войны, так и при заключении мира. Новая ориентация на относительную самостоятельность доминионов во внешней политике получила символическое выражение в акте подписания Версальского договора доминионами и Индией.

Характер ассоциации изменился вместе со статусом ее членов. Термин «Содружество наций», впервые использованный в 1884, получил широкое распространение с 1917, обозначая ассоциацию Великобритании, Канады, Южно-Африканского Союза, Австралийского Союза, Новой Зеландии и Ньюфаундленда (который потерял статус доминиона в 1933 в результате экономического кризиса, а в 1949 стал десятой провинцией Канады). На имперской конференции 1926 была предложена знаменитая формула Бальфура, которая определила доминионы как «автономные сообщества Британской империи, равные по статусу, никоим образом не подчиненные одно другому ни в одном из аспектов своей внутренней или внешней политики, но при этом объединенные общей приверженностью короне и составляющие свободную ассоциацию членов Британского Содружества наций». Этот принцип был утвержден Вестминстерским статутом 1931, принятым британским парламентом по требованию доминионов. Статут по сути зафиксировал существующее положение вещей, юридически закрепив равноправие британского парламента и парламентов доминионов; законодательство каждого доминиона признавалось самостоятельным и имело суверенную силу. Внешние отношения становились также областью суверенного решения каждого доминиона. Кроме того, в документе оговаривалось, что отныне порядок престолонаследия Великобритании будет регулироваться членами Содружества.

В межвоенный период доминионы выдвигали требования полной независимости, что сделало невозможной выработку единого внешнеполитического курса, намеченного на имперских конференциях во время Первой мировой войны, хотя консультации на регулярной основе продолжались. Реакция доминионов на объявление войны Великобританией в 1939 показала, что они свободны в выборе действий. Парламенты Австралийского Союза и Новой Зеландии выразили полную поддержку Великобритании и вместе с ней 3 сентября 1939 объявили войну странам Оси. Канада вступила в войну самостоятельно, через шесть дней после Великобритании. В Южно-Африканском Союзе по данному вопросу произошел раскол, и парламент страны лишь незначительным большинством проголосовал за объявление войны. Ирландское Свободное государство сохранило нейтралитет.

В 1947 Индия была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. В 1949 Индия провозгласила себя республикой, тем самым обозначив новый шаг в эволюции Содружества. Индия выразила желание остаться в Содружестве, хотя условие Бальфура об общей приверженности короне ей как республике уже не подходило. На состоявшейся в 1949 конференции премьер-министров Индия приняла британского монарха в качестве символа свободной ассоциации государств-членов и как главу Содружества – титул, который так и не был четко определен. С этой формулировкой республиками стали провозглашать себя и другие члены Содружества. После 1947 термин «доминион» вышел из употребления, так как уже не соответствовал статусу тех членов Содружества, которые отказывались признавать британского монарха в качестве главы государства.

В 1960 в ходе референдума, проведенного правительством Южно-Африканского Союза, состоявшего в основном из членов африканерской Национальной партии, белое население (только оно участвовало в референдуме) незначительным большинством проголосовало за республику, которая была провозглашена в мае 1961. Чтобы остаться в Содружестве, Южно-Африканская Республика обратилась к другим членам с просьбой о ее признании. Это вызвало острую реакцию, особенно со стороны стран – членов Содружества с небелым населением, осуждавших систему апартеида и господства белых в ЮАР. В итоге премьер-министр ЮАР Х.Фервурд отозвал заявление своей страны о продолжении членства в Содружестве. В 1994 новое демократическое правительство обратилось с просьбой о восстановлении страны в составе Содружества, и эта просьба была удовлетворена.

После 1945 характер Содружества существенно изменился. Когда Индия стала республикой, но при этом осталась в рамках ассоциации, сомнения относительно совместимости национальной независимости с членством в Содружестве окончательно исчезли. Теперь Содружество является многоязычным, многорасовым и мультикультурным сообществом.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и предпосылки возникновения БС?

2. Раскройте проблемы и перспективы развития БС.

1. Артемова А.Ф. Великобритания. Книга для чтения по страноведению. М.: АСТ, 2006 – 499с.

2. Барнс Д. Англия, Англия. М.: АСТ, 2004 – 290с.

3. Громыко А. А. Великобритания. Эпоха реформ.. М.: АСТ, 2005. – 347 с.

4. Дэниел К. Англия. История страны. М.:. Эскмо 2004. – 490с.

Тема 8 НАТО, ДКБ

Цель лекции: изучить этапы процесса планирования выборки в маркетинговых исследованиях.

Основные вопросы:

НАТО является самым большим и наиболее организованным и стабильным военным союзом. Он был создан по инициативе США как противодействие распространению коммунистической угрозы. В состав этого альянса входят страны: США, Канада, Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Португалия, Люксембург, Голландия, Норвегия, Великобритания, Греция, Турция, Германия, Испания и Франция. Однако Франция в 1963 году потребовала вывода с ее территории головного офиса и войск НАТО. Сейчас офис находится в Брюсселе.

Основным моментом в договоре НАТО является то, что агрессия против какой-либо страны этого военного блока рассматривается как агрессия против всех членов блока. В соответствии с договором национальные войска стран-членов остаются в подчинении своих государств и только через государственные каналы может быть отдан какой-либо приказ.

Основой для деятельности НАТО являются консультации, сотрудничество и дискуссии, которые проводятся таким образом, что каждый член организации имеет полную свободу.

Силы НАТО находятся в Европе, где больший контингент войск принадлежит США и Германии. Ведущая роль в организации принадлежит США, но до сих пор не решены вопросы взаимодействия национальных, объединенных и наднациональных органов. Высшим органом является Северо-Атлантический совет, в котором все решения требуют единогласия. Совет собирается два раза в год на уровне министров иностранных дел и еженедельно собираются постоянные представители на уровне послов. Председателем Совета является Генеральный секретарь НАТО. Для определения военной политики в соответствии с текущим моментом существует оборонный плановый комитет, в котором заседают постоянные представители стран-участниц. Все структуры (административные, военные и другие) действуют под эгидой Совета.

Генеральный Секретарь, кроме того, что возглавляет работу Совета, готовит бюджет организации, разрабатывает повестку дня для заседаний, нанимает и увольняет персонал, представляет НАТО в отношениях с правительствами и организациями. Комитеты НАТО имеют дело с политикой, обороной, вооружением, экономикой, наукой, информацией и культурой. Существуют специальные комитеты по изучению космоса, трубопроводам и телекоммуникациям.

Военные структуры возглавляются начальниками военных комитетов или их представителями. Военная область делится на три части в соответствии с действующими командами: Европейской, Атлантической, включающей пролив Ла-Манш и Канадо-Американской.

В период разрядки международной напряженности НАТО стала ориентироваться на снижение баланса сил в Европе и развитие торговых отношений со странами бывшего советского блока. После распада СССР в организации появились тенденции превращения военного блока в военно-политическую структуру.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, созданный бывшими советскими республиками на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного 15 мая 1992 года. Договор продлевается автоматически каждые пять лет.

Члены ОДКБ

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 сентября 1993 года, Белоруссия - 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию - Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

Россия в последнее время связывает большие надежды с этой организацией, рассчитывая с её помощью укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии. Россия считает этот регион зоной собственных стратегических интересов.

В то же время здесь на территории Киргизии размещается военно-воздушная база США Манас, и Киргизия не намерена делать что-либо для её закрытия.Таджикистан в начале 2006 дал согласие на существенное наращивание расположенной на его территории французской военной группировки, действующей в составе коалиционных сил в Афганистане.

Для усиления позиций ОДКБ Россия предлагает провести реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: по три от России и Таджикистана, по два - от Казахстана и Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской авиабазе Кант в Киргизии.

Рассматривается предложение о расширении сферы деятельности коллективных сил - в частности, предполагается их применение в Афганистане.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Возглавляет организацию ее генеральный секретарь. С 2003 года это Николай Бордюжа.

Все участники «семерки», за исключением, пожалуй, Казахстана, находятся в сильной политической, экономической и военной зависимости от Москвы и нуждаются в ее дипломатическом прикрытии.

- Задачи ОДКБ напрямую взаимосвязаны с интеграционными процессами на постсоветском пространстве, и эта взаимосвязь крепнет. Продвинутость военно-политической интеграции в формате ОДКБ способствует развертыванию интеграционных процессов, реально формирует «интеграционное ядро» в СНГ, способствует оптимальному «разделению труда» в Содружестве. Что касается места и роли ОДКБ в Евразийском союзе, если таковой будет образован, то они могут быть весьма существенными, поскольку зона ответственности Организации охватывает обширные пространства Евразии, а деятельность Организации направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе и Азии , - заявил Николай Бордюжа, комментирую цели создания ОДКБ для прессы.

5 сентября на саммите в Москве лидеры стран-членов Организации договора о коллективной безопасности приняли декларацию, в которой осудили Грузию за агрессию, поддержали действия России и выступили «за обеспечение прочной безопасности для Южной Осетии и Абхазии». Страны ОДКБ предостерегли НАТО от расширения на Восток и объявили о планах укреплять военную составляющую организации.

Как и Шанхайская организация сотрудничества, ОДКБ высказалась за активную роль России по содействию миру и сотрудничеству в регионе. Однако главного - совместного признания членами Организации двух закавказских республик - не случилось.

Президент России еще раз заявил о необходимости укреплять военную составляющую ОДКБ. Собственно, ничего необычного в этом нет, ведь ОДКБ - военная организация, созданная для защиты стран-участниц от внешних посягательств. Существуют и взаимные обязательства на случай нападения на одного из членов организации. Как признался сам Медведев, именно эта тема стала главной во время его переговоров с коллегами.

Основная же часть документа была посвящена нынешней обстановке в мире и роли в нем самой ОДКБ. В первых же строках декларации лидеры стран ОДКБ извещают мировое сообщество о том, что отныне они «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». При этом, заявив о твердом намерении обеспечивать безопасность в зоне своей ответственности, «семерка» предостерегла от посягательств на эту зону, откровенно дав понять, как она будет сотрудничать: «Серьезный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины и предпосылки возникновения НАТО?

2. Раскройте проблемы и перспективы развития НАТО.

3. Каковы причины и предпосылки возникновения ОДКБ?

4. Раскройте проблемы и перспективы развития ОДКБ.

1. Николаенко В. Д. Организация Договора о коллективной безопасности (истоки, становление, перспективы). М., 2004.

2. Кузьмин В., Фалалеев М., Гаврилов Ю. Сумма сил: ОДКБ создала коллективные силы оперативного реагирования// Российская газета центральный выпуск №4842 от 5 февраля 2009 г.

3. Смирнов Н.Е. Новая стратегическая концепция НАТО и место в ней стран-партнеров. Информационно-аналитический материал, М., 1999 и др.

4. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.

Тема 9 Нерегиональные экономические международные организации: ВТО, ОПЕК

Цель лекции: изучить этапы процесса планирования выборки в маркетинговых исследованиях.

Основные вопросы:

История создания

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась.

Структура ВТО

ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.

"Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на май 2005 г. насчитывалось 148, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".
Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО. Принятие решения большинством голосов тоже возможно, но в ВТО такой практики пока не было; в рамках работы предшественника ВТО, ГАТТ, такие единичные случаи имели место.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. Очередная Министерская конференция должна состояться в ноябре 2001 года в Дохе (Катар).
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.


Похожая информация.


Содружество наций - объединение независимых государств, куда входит Великобритания и многие ее бывшие доминионы, колонии и протектораты. Страны, входящие в этот союз, не имеют политической власти друг над другом. Начало ему было положено еще в 1887 году, в 1926-м была принята Декларация Бальфура, а закреплен статус Содружества 11 декабря 1931 года (Вестминстерским статутом). После чего Содружество напоминало некий союз стран, объединенных с Великобританией личной унией.

С чего все начиналось

Основа была положена еще в XIX веке, а в начале тридцатых годов XX-го века был принят статут, определяющий права государства-члена организации. Согласно документу 1931 года, монарх Великобритании является главой каждой страны, признавшей Вестминстерский статут и входящей в Британское Содружество наций.

Одновременно документ устанавливал правовое положение доминионов, а также ввел в действие решения конференций 1926 и 1930 годов. В итоге доминионы признавались фактически независимыми государствами, полностью равными с Британией, законы Англии также не могли распространяться на них без их согласия.

В 1947 году ситуация изменилась: с превращением Индии в республиканскую страну и вытекающим отсюда отказом признавать британского монарха главой государства пришлось кардинально пересмотреть основы объединения. Изменилось название, а также цели организации - приоритетными стали гуманитарные миссии, образовательные проекты и т. д.

На данный момент входящие в Содружество наций страны (числом 53) демонстрируют различный подход к управлению государством. Из них только 16 - Королевства Содружества, признающие Елизавету II главой государства.

Государства, входящие в объединение

Путь к имеющейся в XXI веке ситуации был долог. Государства присоединялись и выходили из союза, приостанавливали членство и возобновляли его (особенно показателен здесь пример Фиджи, членство которого было приостановлено союзом ввиду проблем с демократией в стране).

Однако процес по-прежнему идет, формируя и изменяя современное Содружество наций. Список стран дан согласно информации на официальном сайте:

  • Антигуа и Барбуда;
  • Бангладеш;
  • Ботсвана;
  • Канада;
  • Фиджи (восстановлены в качестве полноправного члена с 26 сентября 2014 года);
  • Гайана;
  • Кения;
  • Малави;
  • Мальта;
  • Намибия;
  • Нигерия;
  • Руанда;
  • Сейшельские острова;
  • Соломоновы острова;
  • Сент-Китс и Невис;
  • Тонга;
  • Уганда;
  • Вануату;
  • Австралия;
  • Барбадос;
  • Бруней;
  • Кипр;
  • Гана;
  • Индия;
  • Кирибати;
  • Малайзия;
  • Маврикий;
  • Науру;
  • Пакистан;
  • Сент-Лючия;
  • Сьерра-Леоне;
  • Южная Африка;
  • Сент-Винсент и Гренадины;
  • Тринидад и Тобаго;
  • Великобритания;
  • Замбия;
  • Багамы;
  • Белиз;
  • Камерун;
  • Доминика;
  • Гренада;
  • Ямайка;
  • Лесото;
  • Мальдивы;
  • Мозамбик;
  • Новая Зеландия;
  • Папуа Новая Гвинея;
  • Самоа;
  • Сингапур;
  • Шри Ланка;
  • Свазиленд;
  • Тувалу;
  • Танзания.

Входящие в Содружество наций страны объединены не только договорами и актами, но также и культурно и лингвистически: в 11 странах английский является одним из официальных языков, а в других 11 - единственным официальным языком.

Правительство Содружества наций

Как указывается на официальном сайте, это добровольное объединение стран с общими ценностями. Королева Елизавета II формально возглавляет Британское Содружество наций (список стран-членов этой организации один из крупнейших в мире), текущее же административное руководство осуществляет Секретариат.

По форме управления внутри союза распределение следующее: 32 государства являются республиками, 5 - национальные монархии, и 16 признают главой британскую королеву, представленную в каждой стране генерал-губернатором. При этом она не выполняет никаких формальных функций или обязанностей.

Бизнес

Составляющий Содружество наций список стран впечатляет - государства разделяются на четыре различных категории, по классификации Мирового банка (рейтинг обновляется ежегодно, отражает валовой национальный доход на душу населения за предыдущий год). Из них 11 с высоким уровнем дохода, 14 - с доходом выше среднего, 18 - ниже среднего, и 10 - с низким уровнем ВНД.

Страны союза лидируют во многих отраслях по всему миру: среди примеров - добыча драгоценных камней и металлов, информационные технологии, туризм.

Формирование Содружества

Первыми странами, членами объединения, были Великобритания, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Южная Африка. Они присоединились к Содружеству наций в 1931 году. Пакистан и Индия вошли в состав союза в 1947 году. Шри-Ланка - в 1948 году. Все вместе они формируют список государств - старейших членов объединения.

В 1957 году к ним присоединилась Гана.

В шестидесятых годах Британское Содружество наций получило новое пополнение: к союзу присоединились Нигерия (1960 г.), Сьерра-Леоне и Танзания (1961 г.), Уганда (1962 г.), Кения (1963 г.), Замбия (1964 г.). Далее - Гайана, Ботсвана и Лесото (1966 год), Свазиленд (1968 г.)

Бангладеш присоединился к объединению в 1972 году, Папуа Новая Гвинея - в 1975 г.

И, наконец, завершает список стран Намибия (1990 г.), Мозамбик и Камерун (1995 г.), Руанда (2009 г.)

Население

По количеству населения Содружество Наций насчитывает 2,2 миллиарда человек. Ожидаемо лидирует Индия - 1236.7 миллионов. Сильно отстают от нее находящиеся примерно на одном уровне Пакистан, Нигерия и Бангладеш - 179.2 миллиона, 168.8 миллиона и 154.7 миллиона соответственно. На четвертом месте, как ни странно, Великобритания (все числа и данные взяты с официального сайта Содружества) - ее население согласно последним данным составляет 62.8 миллиона человек.

Огромную по населяет всего 34.8 миллионов, а материк Австралия принадлежит 23.1 миллиону человек.

Здравоохранение и продолжительность жизни

Зато в области здоровья и благополучия все вполне ожидаемо - наибольшая средняя в Австралии и Сингапуре (82 года), Канаде и Новой Зеландии (81 год), в Великобритании, на Кипре и на Мальте (80 лет). На последнем месте Сьерра-Леоне - всего 45 лет (по данным за 2012 год).

Эта же страна лидирует по уровню смертности детей и новорожденных, а также матерей (по данным за 2010-2012 гг.). При том Сьерра-Леоне - государство с одним из самых высоких уровней рождаемости в Содружестве.

Мозамбик и Руанда

На протяжении десятилетий принимались различные акты и составлялись другие документы, регулирующие действия объединения, что в нем можно, что нельзя. Единого документа, как и конституции, нет. Основой для вступления является связь с Великобританией - дорога к членству в Содружестве открыта для бывших колоний, протекторатов и доминионов. Из этого правила, однако, было два исключения: Мозамбик, бывшая колония Португалии, и Руанда, бывшая колония Бельгии и Германии.

Первая из них - одна из беднейших стран мира. Мозамбик - это государство, входящее в Содружество наций «не по праву, а по милости». Он попал в состав после того, как все соседи-члены объединения высказали просьбу о присоединении Мозамбика (такова одна из теорий).

Предыстория такова: после обретения независимости в 1975 году были проведены серьезные реформы, а также изгнаны большинство португальских поселенцев. Началась гражданская война, сопровождавшаяся серьезными жертвами среди населения и миграцией большого количества беженцев.

Война закончилась только в 1992 году - ничего удивительного, что страна находилась в упадке. Членство в Содружестве в целом выгодно для государства - это утверждение справедливо и для Руанды, которая также успела пережить тяжелые времена (в том числе геноцид).

Роль и цели по отношению к своим членам

Сегодня входящие в Британское Содружество наций страны ведут свою деятельность в двух направлениях - распространение принципов и норм демократии и содействие развитию. Это второй по величине, после ООН, международный союз. Английский играет очень важную объединяющую роль, тем более что сейчас этот язык стал одним из способов делового общения.

Великобритания и другие осуществляют в рамках союза различные гуманитарные миссии, оказывают поддержку в экономической и других сферах. Хотя формально все страны-члены Содружества являются независимыми, подобная помощь способствует влиянию оказывающих ее на тех, кто в ней нуждается.

Роль Великобритании внутри союза

На протяжении истории, начиная с формирования объединения и далее, роль и отношение Великобритании к этому союзу менялась. В первой половине XX-го века он упоминался не иначе, как Со временем приоритеты политиков сдвинулись в сторону Евросоюза, который выглядел весьма перспективным. Однако в свете последних тенденций в ЕС, идея укрепления и развития связей может выглядеть все более привлекательной, учитывая то, насколько обширный формирующий Содружество наций список государств.

В поддержку этого курса можно толковать и поведение Великобритании в отношении Австралии. В этой стране сторонники республиканской формы правления имеют весьма сильные позиции, и разговоры о выходе из Содружества звучат регулярно.

Визиты в Австралию членов британской королевской семьи, а также свадьба в 2011 году принца Уильяма и Кейт Миддлтон сыграли свою роль в повышении престижа По прозвучавшим в 2011 году заявлениям британских дипломатов, эти визиты свели на нет возможность превращения Австралии в республику в ближайшее время.

Посещение королевы Елизаветы II и а также королевская свадьба подогрели интерес австралийцев, однако, чиновники также сообщили, австралийское общество в перспективе будет стремиться к тому, чтобы уйти из-под власти королевы, пусть даже эта власть только символическая.

В заявлении МИД Великобритании указано, что демографические изменения в стране ведут к сокращению количества граждан, так или иначе чувствующих свою связь с Англией. В то же время большой процент населения считает, что создание республики - неотъемлемый этап становления государства.

Некоторые другие страны, входящие в Содружество наций, впрочем, поддерживают идею более тесного сотрудничества. Подобные предложения уже высказывались, однако не получили поддержки большинства из-за опасений перед имперскими амбициями Великобритании.

Вероятность интеграции все же невысока - слишком разный уровень развития не способствует взаимодополняемости вырабатываемой продукции, скорее страны, находящиеся на более низком уровне, конкурируют, так как вырабатывают одни и те же или сходные товары. Тем не менее им выгодна поддержка со стороны более развитых. Серьезным недостатком Содружества, однако, считается то, что оно не имеет сильных механизмов влияния на своих членов - единственным вариантом является приостановление членства в организации.

Содружество наций Британское Содружество наций – ассоциация независимых государств, ранее входивших в Британскую империю, признающих британского монарха как символ свободного единения.
В Содружество входят (на конец 2009): Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южноафриканская Республика, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Гана, Малайзия, Сингапур, Кипр, Нигерия, Сьерра-Леоне, Танзания, Ямайка, Тринидад и Тобаго, Уганда, Кения, Замбия, Камерун, Мозамбик, Намибия, Малави, Мальта, Гамбия, Ботсвана, Гайана, Лесото, Барбадос, Маврикий, Свазиленд, Науру, Тонга, Самоа, Фиджи, Бангладеш, Багамские Острова, Гренада, Папуа-Новая Гвинея, Сейшельские Острова, Соломоновы Острова, Тувалу, Доминика, Сент-Люсия, Кирибати, Сент-Винсент и Гренадины, Зимбабве, Белиз, Антигуа и Барбуда, Мальдивы, Сент-Китс и Невис, Бруней, Вануату, Руанда.
Британское Содружество наций пришла на смену Британской империи, которая с начала 20 в. начала постепенно терять свои колонии.
Сначала потеряли характер колоний населенные преимущественно британскими колонистами заморские территории. Статус доминиона, то есть самоуправляющейся территории получили Канада – с 1867 года, Австралия – с 1901 года, Новая Зеландия – с 1907 года. Впоследствии доминионами стали Цейлон (теперь – Шри Ланка) и некоторые другие колонии с местным населением. В 1931 году отдельным парламентским актом вместо термина «империя» внедрялось понятие Commonwealth (Содружество). Образовывалась Британское содружество наций, то есть союз формально равноправных государств, основанный на «общей преданности короне». В 1949-1952 в организационных структурах Содружества произошли существенные изменения, направленные на утверждение суверенитета его членов. Из названия Содружества выпало определение «Британская», а принцип преданности короне является обязательным. С 1965 года руководящим органом Содружества наций стали конференции его членов. При генеральном секретаре Содружества стал функционировать постоянный секретариат. Он взял на себя функции, выполнявший ранее кабинет министров Великобритании и ликвидированное после образования секретариата министерство по делам Содружества.
Британская империя начала эволюционировать еще со времен Декларации Бальфура, которая была провозглашена на Имперской конференции 1926 г. и была формализована в декларации Вестминстерского статуту 1931 г.
Во времена правления королевы Елизаветы II завершился распад Британской империи – и полностью формализувалася Содружество Наций, которая объединила большинство бывших британских владений. Теперь главной ролью главы Содружества, которой сейчас является королева, стала необходимость поддерживать связи стран Содружества между собой и с бывшей метрополией. Королева часто играла важную роль в восстановлении нарушенных отношений со странами Содружества и сглаживании противоречий.
В 2007 г. были обнаружены секретные документы, свидетельствующие о том, что в 1956 г. французский премьер Ги Молле и британский премьер Энтони Иден обсуждали возможность союза Великобритании и Франции. При этом не исключалось, что Елизавета II может стать главой государства во Франции [Источник?]
Как конституционный монарх, Елизавета II не должен выражать публично свои политические симпатии или антипатии. Она всегда выполняла это правило, действуя непублично – поэтому ее политические взгляды остаются невыясненными. Но существуют свидетельства, что королева склоняется к точке зрения так называемой «Одной нации». Во время правления Маргарет Тэтчер было известно, что королева беспокоилась за того, что ее политика может привести к серьезным социальным проблемам. Известно, что Маргарет Тэтчер однажды сказала: «Проблема в том, что королева относится к тому типу женщин, которые могут проголосовать за Социал-демократическую партию."

Британская автомобильная компания Rolls-Royce сегодня работает над созданием нового купе под названием Ghost. Компания позиционирует новый супер-автомобиль, как самый высокоскоростной автомобиль за всю историю существования "элитного" бренда.

Правообладатель иллюстрации PA Image caption Елизавета II в Индии, 1997 год

На этой неделе в Виндзорском замке неподалеку от Лондона пройдет встреча глав государств Содружества наций - старейшего межгосударственного объединения, в которое входят Великобритания и почти все ее бывшие колонии.

Членами Содружества являются 53 независимых государства.

Мы собрали семь любопытных фактов о Содружестве, о которых вы, возможно, не слышали.

1. В странах Содружества живет почти треть населения мира

В 53 странах Содружества проживает около 2,4 млрд человек. Большинству из них еще не исполнилось 30 лет. Население планеты при этом составляет 7,4 млрд.

Самое густонаселенная страна Содружества - Индия, на которую приходится около половины населения 53 стран.

2. Некоторые страны Содружества никогда не входили в Британскую империю

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Руанда была колонией Германии и Бельгии, но не Британии

Руанда и Мозамбик стали членами Содружества в 2009 и 1995 годах соответственно, но ни одна из этих стран в прошлом не была британской колонией.

Содружество в прошлом теряло членов. В 2003 году президент Зимбабве Роберт Мугабе прекратил членство в Содружестве после того, как членство Зимбабве было приостановлено из-за подозрений в мошенничестве на выборах.

В 1999 году, после военного переворота в Пакистане, членство этой страны в Содружестве было приостановлено, а через четыре года - восстановлено. В 1961 году из Содружества вышла ЮАР, после того как другие страны раскритиковали ее за политику апартеида. В 1994 году ЮАР снова вошла в Содружество.

Последними по времени из сообщества вышли Мальдивы, это произошло в 2016 году.

3. Королева Великобритании считается главой 16 стран содружества

Большинство стран Содружества сегодня - республики. У шести - Лесото, Свазиленда, Брунея, Малайзии, Самоа и Тонга - свои монархи.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Король Тонга Тупоу VI (в центре) встречается с принцем Чарльзом

4. Это очень крупная организация

На страны Содружества приходится четвертая часть мировой суши.

Самая большая страна Содружества - Канада, вторая по величине страна в мире. Индия и Австралия - также достаточно большие страны. Однако есть в содружестве и маленькие государства, например тихоокеанские островные страны Науру, Самоа, Тувалу и Вануату, а также Доминика, Антигуа и Барбуда в Карибском регионе.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В Содружестве состоят самые разные страны - от огромной Канады... Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption ...до крошечного острова Науру

5. Содружество меняло названия

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Главы стран Содружества уже встречались в Лондоне в 1969 году

В нынешнем виде Содружество наций появилось в 1949 году, когда из его названия исчезло слово "Британия", а из устава - положение о подданичестве британской Короне.

В истории организации были всего две главы - король Георг VI и королева Елизавета II. Этот пост не переходит по наследству, хотя ожидается, что когда принц Уэльский станет королем, он его займет.

Первые члены, основавшие Содружество - это Австралия, Канада, Индия, Новая Зеландия, Пакистан, Шри-Ланка, Южноафриканская республика и Великобритания, сформировавшие первую "свободную ассоциацию" независимых стран.

До принятия устава Содружества в 2012 году уставного документа у него не было. Нынешний устав предусматривает приверженность членов Содружества 16 идеям, среди которых демократия, равенство полов, устойчивое развитие, мир и международная безопасность.

Содружество критикуют, называя "постколониальным клубом" и организацией с очень ограниченным влиянием. Гамбия вышла из Содружества в 2013 году, назвав организацию "неоколониальным институтом".

Сторонники Содружества говорят, что его члены получают помощь в развитии и союзников на мировой арене.

"Члены нашей организации привержены идее развития и защиты демократии, экономического развития и уважения к разнообразию", - говорит генеральный секретарь Содружества леди Патриция Скотланд.

6. Британия - самый экономически развитый член содружества (пока)

Вскоре - возможно уже в следующем году - Британию обгонит Индия.

В сумме ВВП всех 53 стран составляет 10 триллионов долларов, что почти равно ВВП Китая (11 трлн), но далеко от ВВП США (19 трлн).

Экспорт Британии в страны содружества в 2016 году был примерно на уровне экспорта в Германию и составлял около 8,9% общего количества экспортированных Британией товаров.

Импорт из стран Содружества достиг 7,8%, примерно сравнявшись с импортом из Китая.

7. Это не единственное содружество в мире

Правообладатель иллюстрации EPA Image caption Недавно в Минске прошла встреча представителей СНГ

Не будем забывать о международной организации сотрудничества франкоязычных стран мира "Франкофония". Также существует Содружество независимых государств, созданное в 1991 году бывшими республиками СССР.

Эпоха правления королей и императоров сменилась республиками и парламентскими монархиями, а те немногие короли, что остались у власти, на сегодняшний день существенно ограничены в своих правах. Но только не британская королева Елизавета II. Монарх Великобритании, помимо своей страны, является главой еще 15 независимых государств, в числе которых Канада и Австралия. И это не простая формальность, как может показаться на первый взгляд.

Монархи Швеции, Испании, Дании, Нидерландов и других королевств Европы выполняют во многом представительские функции, не играя существенной роли в политической жизни своих государств. Британский же монарх, которым уже более 65 лет является Елизавета II, хоть и имеет ограничения в своей власти в виде британского парламента, тем не менее обладает рядом ключевых возможностей.

Например, королева имеет право отклонить кандидатуру премьер-министра, который, по его мнению, не подходит государству. В истории Великобритании также известны два случая, когда Елизавета II лично назначала премьер-министра. Кроме того, королева может распустить парламент при поддержке 2/3 палаты общин.

Британская королева является главой вооруженных сил Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (именно так звучит полное название страны, которую мы часто называем просто Великобританией). Именно она имеет право объявлять войну или заключать мир, а также направлять действующую армию в места боевых действий.


Каждую неделю королева принимает у себя действующего премьер-министра для «обмена мнениями». Конечно же, содержание этих бесед не разглашается, но, судя по регулярным встречам, взаимоотношения между британской королевой и премьер-министром страны намного глубже, чем может показаться со стороны. Помимо этого в Великобритании существует Тайный совет, который ежедневно подает королеве необходимые документы для изучения. Королева Великобритании является главой англиканской церкви. Ну и, наконец, британский монарх обладает неприкосновенностью. Против личности монарха нельзя подать гражданский иск или завести уголовное дело.

Елизавета II является главой государства не только Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и всех колоний, принадлежащих стране, но и еще 15 государств, являющихся официально независимыми. Эти страны в прошлом были колониями Британской империи, но после обретения независимости, монарх Великобритании официально остался главой государства.

Британская королева является главой Содружества наций, куда помимо этих 15 стран входят Индия, ЮАР, Пакистан и многие другие. Во всех остальных членах Содружества наций британская королева не является главой государства. Среди этих 15 государств есть как крупнейшие по площади страны мира, например, Канада, так и совсем небольшие. Елизавета II назначает генерал-губернаторов, которые являются ее представителями в этих странах. Помимо множества других прав, британская королева руководит вооруженными силами всех этих стран, посредством тех же генерал-губернаторов. Итак, взглянем на владения британской королевы:

Австралия


Это государство с населением 24,8 миллиона человек (по данным статистики на 2018 год) занимает целый континент. И хотя в последние годы идут активные дебаты по превращению Австралии в республику, королева до сих пор является главой государства.

Антигуа и Барбуда


Островное государство в Карибском море с населением около 93 500 человек (по оценочным данным на 2016 год).

Багамские острова

Государство, расположенное на островах в Атлантическом океане, на территории которого проживает 321 800 человек (по оценке на 2014 год).

Барбадос


Барбадос - островное государство Карибского региона с населением около 277 800 человек (по оценке на 2010 год).

Белиз

Государство Центральной Америки, население которого составляет 347 370 человек (по данным на 2015 год).

Гренада


Небольшое островное государство в Карибском море с населением 107 800 человек (по оценке на 2010 год).

Канада

Это второе по площади государство мира является бывшей колонией Великобритании и, несмотря на независимость, британская королева является главой государства, а ее полномочия здесь гораздо шире, чем в самой Великобритании. Население этой страны составляет 36,6 миллионов человек (по данным на 2017 год).

Новая Зеландия


Новая Зеландия расположена на островах к востоку от Австралии, а ее население составляет около 4,85 миллиона человек (по оценке на 2018 год).

Папуа-Новая Гвинея


Островное государство в Тихом океане с населением 7,3 миллиона человек (по оценке на 2013 год).

Сент-Винсент и Гренадины


Еще одно независимое государство в Карибском бассейне с населением 104 200 человек (по состоянию на 2010 год).

Сент-Китс и Невис


На территории этого государства в Карибском море проживают около 50 000 человек (по данным на 2010 год).

Сент-Люсия


Небольшое государство в Карибском море с населением 160 900 человек (по данным на 2010 год).

Соломоновы острова


На этих островах в Тихом океане проживают 515 800 человек (по данным переписи 2009 года).

Тувалу


На крошечных островах в Тихом океане проживают около 11 200 человек (по данным на 2011 год).

Ямайка


Ямайка расположена на одноименном острове в Карибском море, и на ее территории проживают 2,93 миллиона человек (по оценке на 2014 год).

В общей сложности, вместе с населением Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии и колониальных земель, у Елизаветы II более 140 миллионов подданных по всему миру.




Что еще почитать