Хадис про напоминание. Искусство назидания

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословения нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам! 1.Гнев Мужа Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Молитвы трех людей не поднимаются выше их ушей: сбежавшего раба, пока он не вернется; женщины, которая засыпает, когда ее муж гневается на нее; и правителя, которым недоволен его народ». Этот хадис передал ат-Тирмизи. См. “Сахих Сунан ат-Тирмизи” (295). 2.Причинение страданий Мужу Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали хадис со слов Му‘аза, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Когда жена причиняет своему мужу страдания в этом мире, то его жены из числа гурий говорят: “Не мучай его! Да погубит тебя Аллах! Он всего лишь гостит у тебя, и очень скоро он расстанется с тобой, чтобы прийти к нам”». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи. См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (7192). 3.Проявление неблагодарности за доброту Мужа Имам Муслим с своем сборнике достоверных хадисов сообщил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я видел ад, и никогда прежде я не видел его таким. Я также видел, что большинство его обитателей являются женщинами». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Почему?» Он ответил: «За их неблагодарность». Его спросили: «Они неблагодарны Аллаху?» Он ответил: «Они неблагодарны своим мужьям и неблагодарны за оказываемые им благодеяния. Если ты делаешь одной из таких женщин добро в течение целого года, а затем она остается недовольна чем-то одним, то говорит: “Я никогда не видела от тебя добра”». См. “Шарх Сахих Муслим”, т. 6, стр. 465. 4.Требование развода без уважительной причины Ат-Тирмизи и Абу Давуд передали хадис Саубана, в котором сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать даже благоухания рая». См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (2706). 5.Покорность Мужу в неповиновении Аллаху Ахмад и аль-Хаким передали хадис, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Нельзя повиноваться творению, ослушаясь Создателя».См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (7520). Уместно напомнить, что сатана наущает некоторых женщин ослушаться своих мужей в тех вещах, которые не запрещены шариатом. Да наставит Аллах таких женщин на прямой путь! Когда мужья повелевают им совершить нечто, они говорят: “Это – нельзя, а это – запрещено”. Таким образом они пытаются избежать повиновения мужьям. Но им следует помнить о следующем высказывании всевышнего Аллаха: «В День воскресения ты увидишь тех, которые возводили навет на Аллаха, с почерневшими лицами. Разве не в аду место для возгордившихся?» Сура “аз-Зумар” (“Толпы”), аят 60. Имам аль-Хасан аль-Басри сказал: «Нет сомнения в том, что наговаривать на Аллаха и Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха, провозглашая дозволенным запрещенное, а запрещенное – дозволенным, является очевидным неверием». 6.Добровольный пост без разрешения Мужа В достоверном хадисе, переданном Муслимом со слов Абу Хурейры, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Женщина может поститься в присутствии мужа только с его разрешения». См. “Шарх Сахих Муслим”, т. 7, стр. 120. Если женщина соблюдает пост в то время, как ее муж не находится в отъезде, то это может помешать мужу насладиться близостью с нею и подтолкнуть его на дурные дела. Безусловно, здесь имеется в виду добровольный пост, потому что обязательный пост является долгом человека перед Аллахом, который превыше долга перед мужем. 7.Отказ от близости с Мужем Передают, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если муж позовет жену к себе в постель и та не придет, после чего он переночует разгневанный на нее, то ангелы будут проклинать ее до утра». Этот хадис передал Муслим. См. “Шарх Сахих Муслим”, т. 10, стр. 259. 8.Разглашение тайн интимных отношений.Передают, что Асма бинт Йазид рассказывала, что однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Наверняка, кто-то из мужчин иногда рассказывает о том, что он делает со своей женой, и наверняка, кто-то из женщин рассказывает, что она делает со своим мужем». Люди смолкли, и тогда Асма сказала: «Ты прав, о Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, что женщины поступают таким образом, и мужчины тоже». Тогда он сказал: «Не поступайте так! Воистину, это подобно тому, как дьявол встречает дьяволицу на дороге и вступает с ней в половой акт на глазах у людей». Этот хадис передал Ахмад. Аль-Албани назвал хадис достоверным благодаря подтверждающим его свидетельствам. См. “Адаб аз-Зифаф”, стр. 144. 9.Снятие одежды в чужом доме Имам Ахмад и другие знатоки хадисов передали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит ее». См. “Сахих аль-Джами‘ ас-Сагир” (2708). “Аль-Мактаб аль-Ислами”, 3-е изд. 10.Прием гостей без разрешения Мужа В сборнике достоверных хадисов аль-Бухари сообщается, что Абу Хурейра рассказывал. Что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не разрешается женщине поститься в присутствии мужа без его разрешения и впускать в дом посторонних без его разрешения». См. “Фатх аль-Бари”, т. 9, стр. 295. 11.Отлучение из дома без разрешения мужа Всевышний Аллах сказал: «Не покидайте своих домов…» Сура “аль-Ахзаб” (“Сонмы”), аят 33. Ибн Касир, да смилостивится над ним Аллах, в толковании этого аята сказал:«Это означает: не выходите из дома безо всякой необходимости». Сура “аль-Ахзаб” (“Сонмы”), аят 33.

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Хотел напомнить молодежам, которые еще не женились, что нужно уделить особое внимание набожности невесты с самого начала ее выбора. Следует также внимательно посмотреть на уровень ее любви к книге Аллаха и сунны Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах. Если вы таким образом поступите, следуя наставлениям посланника Аллаха Мухаммада, да благословит и приветствует его Аллах, то вы не проиграете. Поскольку все благо только в следовании по стопам посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, и все зло в противоречии ему. Ведь пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Женщину берут в жёны из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее происхождения, из-за ее красоты и из-за ее религии. Добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь!»

Если жених вначале уделил особое внимание набожности невестки, то даже в те моменты, когда она будет проявлять слабость и последует наущениям шайтана, то даже самое маленькое напоминание об Аллахе и о сунне Его посланника, да благословит и приветствует его Аллах, сразу же вернет ее в колею.

Ведь Всевышний Аллах сказал (смысловой перевод): «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим». (Аз Зарийат,55).

Ибн Касир, да смилуется над ним Аллах, говорил: «Имеется в виду, что, поистине, сердца верующих получают пользу от напоминания» . (См. «Тафсир ибн Касир») .

Шейх С’ади, да смилуется над ним Аллах, сказал в толковании этого аята: «Аллах подчеркнул, что наставления и напоминания приносят пользу только верующим, потому что только их сердца преисполнены веры, страха перед наказанием Господа и стремления встать на прямой путь и снискать благоволение Аллаха. Все эти качества обязывают верующих внимать наставлениям и прислушиваться к проповедям. Об этом же говорится в суре «Всевышний», где Аллах сказал (смысловой перевод): «Наставляй же людей, если напоминание принесет пользу. Воспримет его тот, кто страшится, и отвернется от него самый несчастный» (Аль-Аля, 9-11) . А что касается тех, кто лишен веры и не хочет прислушиваться к увещеваниям, то ни наставления, ни проповеди не принесут им пользы, так же как и дожди не приносят пользы солончаку. Какое бы знамение ни приходило к этим нечестивцам, они все равно не уверуют, пока воочию не узреют мучительное наказание» . (См: «Тафсир Са’ди»).

Когда один из супругов является набожным, а другой – наоборот, между ними возникают противоречие и спор. Ибо набожный из них совершает деяние, ведущее к довольствию Всевышнего Аллаха, а другой совершает действие согласно своему желанию.

Поэтому сватающемуся необходимо иметь в виду это пророческое завещание, когда он сказал: » Добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь»,- и стремиться исполнить его и действовать согласно ему, даже если пройдет долгое время в поиске набожной женщины. Ибо в скором времени, с дозволения Аллаха, он будет жить счастливой жизнью с набожной женщиной.


«Две Величайшие Милости!»

بسم الله الرحمن الرحيم

«Напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим!»

(Сура «Аз-Зарийат» 55 аят)

Хвала Аллаху, Господу миров! Хвала Ему премногая и преблагая, такая, которую Он любит, и которой Он доволен! Да пребудет благословение и мир Аллаха над благороднейшим из пророков и посланников и последним из них, господином рода человеческого, Мухаммадом, а также над его семьей и всеми его сподвижниками!

А затем:

Сказал Имам Муджахид: «Клянусь Аллахом, я не знаю какая из Двух Милостей Аллаха более велика (ко мне): то, что Он привел меня к Исламу, или то, что Он спас меня от этих страстей (нововведений) »

(Сунан Ад-Дарими)

Абуль‘Алия говорил: «Клянусь Аллахом я не знаю какая из Двух Милостей Величественней ко мне, то, что Аллах сделал моим руководством Ислам (т.е. сделал меня Мусульманином) или то, что Он не сделал меня хариджитом! » (А уберег меня от последователей своих страстей, ереси нововведений и заблуждений, и сделал меня приверженцем Сунны)!

(Ат-Табакат аль-кубра)

Далее, мир вам, милость Аллаха, и Его благословение! Дорогие братья и сестры! Восхваляйте и благодарите Всевышнего Аллаха за то, что Он даровал нам ключи ко всякому благу, и возвел между нами и злом преграду! И знайте, братья и сестры да укрепит вас Аллах, что поистине Всевышний и Могучий облагодетельствовал своих рабов из величайших милостей, Двумя Милостями! Поистине наш Господь облагодетельствовал своих рабов Двумя Величайшими Милостями! И первая милость – это Ислам ! А вторая Милость это – то, что человек придерживается Сунны Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, множествами приветствий! И мы очень нуждаемся в благодарности Всевышнему Аллаху - за эти Две Великие Милости оказанные нам, и нуждаемся в том, чтобы Аллах облегчил нам должным образом исполнять эти Две Милости - Ислам и Сунну! И благодарность возложенная на нас, не будет полной и совершенной, если мы не будем должным образом держаться за эти Две Милости! Поэтому, мы должны вести борьбу со своими душами, для того, чтобы надлежащим образом выполнять их! И всякий раз как мы выполняем эти Две Великие Милости должным образом, то добавляет нам Аллах богобоязненности в следование прямому пути, даёт нам победу и поддержку, оберегает и защищает нас, и добавляет нам успеха (тауфик)! Как сказал Великий и Возвышенный в Своей Книге: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах - с творящими добро! »

(Сура «Аль-Анкабут» 69 аят.)

И сказал Всевышний: «^ Усердствуйте на пути Аллаха надлежащим образом ».

(Сура «Аль- Хаджж» 78 аят)

А настоящий джихад – это прямота (истикома) на религии Аллаха! Сказал Шейх аль-Ислам Ибн Таймийа: «Истинный смысл джихада – это усердие в достижении того, что любит Аллах, как иман, праведные деяния, и устранение того, что ненавидит Аллах, как неверие, нечестие и ослушание ».

(Маджму’уль-фатауа)

О, Мусульманин! О, идущий по пути, озаренному светом Истины, ночь на котором подобна дню! Задумайся, в какой же милости ты находишься! Поистине, большинство людей на Земле, лишены этих Двух Величайших Милостей! Сказал Всевышний Аллах в Своей Книге: «Большая часть людей не уверует, даже если ты страстно будешь желать этого » (Сура «Йусуф» 103 аят)

В этом аяте говорится о том, что большинство людей являются неверующими и лишены милости Ислама.

О Аллах, укрепи нас на Твоей религии! Хвала Тебе о Дарующий! Хвала Аллаху Который облагодетельствовал нас этой Величайшей милостью, милостью Ислама! Также, в Сунне содержится указание на то, что человеку может быть дарована милость Ислама, однако он может быть лишен второй милости, а это - следование Сунне, следование пути Пророка Мухаммада, (мир ему и благословения Аллаха)! Сунна - это прямой путь, и всякий кто собьется с него, встретит погибель! Поистине, многие люди лишены второй милости, милости Сунны! Абдулла ибн Умар передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха сказал: «Мою общину непременно постигнет то же, что постигло сынов Исраиля. Поистине, сыны Исраиля разделились на семьдесят две группы, а моя же община разделится на семьдесят три. Все они войдут в Огонь, кроме одной! Люди спросили: «Что же это за группа, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Та, что придерживается того же, чего придерживаюсь я и мои сподвижники! »

(Хадис передал Имам ат-Тирмизи)

Пречист Аллах! О мусульмане следующие путем Пророка, благодарите Всевышнего Аллаха за эти Две Милости! Благодарите Его денно и нощно и не будьте из числа тех, про которых Господь миров сказал: «Поистине, Аллах милостив к людям, однако большинство людей неблагодарны ».

(Сура «Аль-Бакара 243 аят)

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он укрепил нас на Исламе и Сунне, и сделал нас богобоязненными и благодарными Ему! И последний наш зов! Хвала Аллаху, Господу миров!

«2MiLosti»

vk.com/2milosti

www.youtube.com/2MiLosti

Ведь невежество, прежде всего, нужно убрать от себя, затем уже от других, как говорил имам Ахмад, да проявит Аллах ему свою милость. И смотреть мы должны на свое положение, ибо наказание от Аллаха и испытания Его случаются по причине наших грехов, нашего невежества.

Так же он должен проявить усердие в борьбе с шайтаном, а так же своим нафсом, в частности, когда дело касается требования знания, и тогда победы в этой борьбе, опыт станут и будут опорой для его религии и на пути его призыва.

Так же он должен призвать людей следованию понимаю тех, кем доволен был Аллах, а это сподвижники и первые поколения мусульман, и затем уже всем тем, кто говорит, верит, делает в соответствии с этим.

Так же он должен приложить все усилия для распространения Сунны нашего посланника, мир ему и благие приветствия Аллаха, и для предостережения от новшеств и сект, их последователей.

И конечно, любой мусульманин, который обладает знаниями, обязан не смотря на все трудности, преграды на пути донесения истины до людей, полагаясь на Аллаха, Господа Миров, приложить все усилия для распространения единобожия и того что нарушает его – а это многобожие. Подробно, как делал это посланник Аллаха, мир ему, и как делают это ученые нашей уммы.

Причиной распространения невежества служит толстый занавес, отделяющий мусульман Поволжья от ученых Ислама, от тех требующих знания, которые сидят возле них и перенимают религию Аллаха, правильное понимание Курана, Сунны. А этот толстый занавес крепко держат такие «традиционные» муфтии и их «команды», как Фаизов и ему подобные, и те, кто их поддерживает и кому они выгодны. И делают они это, либо слепо следуя фанатичным идеям своих сект, либо преследуя корыстные цели обогащения за счет простых мусульман, которые искренне верят во всякого рода новшества в обрядах и т.п.

И хочу сказать, что я конечно же не защищаю «братьев-мусульман», и считаю их отклонившимися во многих вопросах от пути пророческого, пути сахабов и тех, кто последовал строго ему, они отклонились как и многие секты в нашем регионе, включая «суфистов», «таблиг», «ХТ», «такфир и хиджра», «джихад и хиджра» и т.д. Но больше всего меня, как мусульманина, как того, кто переживает за мусульман Татарстана, беспокоит невежество, которое как вирус распространяется на территории Поволжья, России. Невежество, которое является противоположным знанию, а знание – это учение, это вера, это религия.

Списки теперь они писать научатся, не просто так ведь посадили Фаизова на столь ответственный пост, с которого ему либо уйти придется с покаянием перед Аллахом и извинениями перед мусульманами Татарстана, либо еще пониже прогнуться, чтобы шайтан хорошо уселся, и вперед как бронепоезд до последнего. Но это уже его выбор, Аллах Та’аля безгэ шуны насыйб итмэсен.



Да, и конечно продвинуть свой «традиционный, подходящий для татар Ислам», а может «традиционный сбор средств на поминках и похоронах, маулидах, бараатах, с продаж своих книг, «одноглазиков» и т.п.». И литературу попутно запретить какую-нибудь, давно хотелось же, в которой как раз и раскрывается необоснованность ваших деяний, иначе они перестанут иметь место, и тогда такие «традиционные» муфтии и «традиционные» хазраты станут не нужны.

Надо искусственно постоянно создавать и подогревать конфликт с непонятным «ваххабизмом», непонятным для вас «салафизмом», непонятным для всех захватом «геополитического простора» земель Поволжья – это вы не забываете. Ведь когда есть конфликт (искусственный созданный конечно), то и официальный ДУМ сразу же получает возможность собрать съезд, раздуть, приклеить ярлыки, найти неугодных, ответить тем, кто указал вам на ошибки.

Намаз 5-ти кратный в Исламе фарз, оставление его – неверие, по всем 4-ем мазхабам, и, по мнению тех, кто им предшествовал. Но согласно «традиционному» муфтию – это личное дело каждого.

Воистину, намаз предписан верующим в определенное время

(сура ан-Ниса, 103)

Зато составить список литературы, с книгами ученых этой уммы, с книгами, которые рассказывают людям и поклонение Аллаху, о намазе – на это время не жалко. Изучать религию, говорить строго в соответствии с ее канонами – у вас время нет, а тем, у кого оно есть, тем, кто это делает, им по «программе» надо всеми методами не дать говорить.

Поэтому и цель этого обращения – дать возможность задуматься, прежде всего, нам самим над нашим положением, вернуться к Курану и Сунне, к пути праведных предшественников этой уммы. А так же увидеть пособников распространения этого невежества, которое ослабляет наши души, сторониться их, устремиться от них к требованию правильных знаний, к изучению пути посланника Аллаха, мир ему.

«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (сура «Аз-Зарийат»/ «Рассеивающие», аят 51).

Наверное, каждый мусульманин хоть раз, но слышал хадис, в котором Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, говорит: «Клянусь Тем, в Чьей Длани моя душа, обязательно должны вы побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого, иначе Аллах не замедлит подвергнуть вас Своему наказанию, и тогда вы будете взывать к Нему, но не будет вам отвечено».

Вот только почему все чаще случается так, что разговор, начавшийся с «напоминания», заканчивается спором или конфликтом? Причина проста, и кроется она не только в непонимании и высокомерии того, кого призывают, но и в «некомпетентности» призывающего. Давайте вспомним несколько условий успешного призыва, которые располагают сердце человека к добру и истине.

Уважение к личности «призываемого».

Знаете, почему многие призывы и порицания наталкиваются на ответную агрессию? Потому что они исходят с высокомерной позиции призывающего, который при виде плохого мнит себя чуть ли не посланным исправить человечество. Или это происходит в том случае, когда цель призывающего - продемонстрировать свои знания или сказать «для галочки», не заботясь о том, примет человек его слова или нет. Это, конечно же, мешает успеху призыва. Если призывая человека, вы видите в нем врага Ислама или невежественного грешника, то вы тем самым заставляете его защищаться. Да, он начнет защищаться и оправдывать свои деяния и убеждения. На самом же деле он защищается от вашего плохого мнения о нем, он приводит доводы в их пользу, как бы желая сказать: «Нет, я не так плох, как ты думаешь… Я так поступаю потому что…». Он чувствует себя разоблаченным, а его низость обнаженной. И тогда ему остается только одно - отрицать и защищаться. Чтобы такого не случалось, каждый призывающий должен видеть в человеке, совершившем ошибку или грех, не грешника и заблудшего, а потенциального брата, единомышленника, видеть в нем духовный потенциал. Он должен каждого человека уважать и ценить как уникальное творение Всевышнего. Такой подход даст ему больше шансов быть услышанным, а его словам - быть принятыми.

Понимание собеседника и диалог «Говори с каждым согласно его разумению».

В призыве и напоминании следует учитывать особенности человека, которого вы призываете. То есть отталкиваться от его собственных убеждений и потребностей. Кто-то ошибается по причине незнания, кто-то совершает грех по причине беззаботности, кто-то не следует нормам по причине собственного видения норм морали. Если хотите быть услышанным, попробуйте сначала услышать доводы вашего оппонента: что он думает, что ему мешает, почему он хочет поступать так, а не иначе? Услышав его, вы поймете, что стало причиной, и, отталкиваясь уже от этих знаний, вы сможете привести его к истине. С ребенком нужно говорить иначе, чем со взрослым. К мягкосердечному следует подобрать несколько иные слова, чем к жестокосердному.

Опирайтесь на особенности понимания вашего собеседника, «призываемого».

На кого-то больше действуют обещания наказания Всевышнего, кто-то более восприимчив к рассказам о вознаграждении, а кто-то усмирится при упоминании близости и милости Аллаха. Тот ключ, которым вы открываете дверь своей квартиры, непригоден для того, чтобы открыть дверь соседа. И хотя истина в глубине желанна для каждого сердца, ищите путь, по которому вы сможете открыть его для нее.

Доброта, мягкость и терпеливость

Очень важны нравственные качества призывающего. Если ты добр, мягок и скромен, то ты будешь более убедителен, чем при использовании агрессии, жесткости и бескомпромиссности. В конце концов, если человек примет вас как личность, то считайте, что полдела сделано. Потому что человек охотнее прислушается к тому человеку, к которому его сердце расположено. А этого не может произойти, если призывающий обладает дурным нравом.

В Коране Всевышний говорит: «Призывай на путь Господа твоего мудростью и добрым назиданием и веди с ним спор наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути и лучше знает тех, кто следует прямым путем» («Ан-Нахль»/ «Пчелы», аят 125). Как пишет АбдурРахман Ас-Саади к толкованию этого аята: «Если ты призываешь людей, будь то мусульмане или неверующие, следовать прямым путем твоего Господа, то руководствуйся полезными познаниями и праведными деяниями. Твои проповеди должны быть мудрыми, поскольку с каждым нужно разговаривать, учитывая его состояние, способность воспринять услышанное и готовность подчиниться истине словом и делом. А для того чтобы проповеди были мудрыми, необходимо обладать твердыми знаниями и не уподобляться невеждам. Нужно начинать призыв с самых важных вопросов, которые люди могут понять и усвоить. Нужно относиться к людям с теплом и добротой, дабы им было легче принять истину». Терпеливость, доброта, мудрость и знания - это те черты, которые способствуют успеху наставления.

Однако нельзя забывать о том, что конечный результат достигается только по милости Аллаха. В суре «аль-Касас» («Повествование») Всевышний говорит: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем». Но верующие не должны прекращать напоминать и призывать, делая это «добром и мудростью». Потому что даже если человек в этом и не добьется успеха, возможно, Всевышний запишет ему за старание на Его пути великую награду. Ведь Всевышний любит творящих благое и оценивает дела согласно их намерениям…



Что еще почитать